Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 6, "СОФ"-"СТЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СОФ"-"СТЕ")

СОФФИЧИ МАРИО ЭМИЛИО

Со́ффичи Марио Эмилио (Soffici) (16.5.1900—10.5.1977), аргентинский режиссёр, актёр. Работал в театре. В 1931 снялся в фильме «Красотки Буэнос-Айреса». Играл в картинах А. Феррейры. В 1935 поставил первый фильм «Душа карьериста». Лучшие фильмы Соффичи: «Северный ветер» (1937) о драматической судьбе свободолюбивого гаучо (использовал национальный фольклор), «111-й километр» (1938) и «Пленники земли» (по рассказам О. Кироги, 1939) о бесправии и угнетении рабочих чайных плантаций. Последний фильм стал важной вехой в эволюции аргентинского кино, в нём затрагивались серьёзные социальные проблемы. Эта тенденция критического изображения аргентинского общества, хотя и в приглушённой форме, осуществлялась и в картинах «Старый доктор» (1938), «Бесславные герои» (1939), «Серый квартал» (1954). В 50-е гг., когда развитие прогрессивного кино было приостановлено, Соффичи снимал мелодрамы, комедии; «Странное происшествие с человеком и зверем» (1950), «Нежеланная» (1951), «Замужние женщины» (1953); экранизировал литературные произведения — «Ревность» (по «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого, 1946), «Женщина с моря» (по Г. Ибсену, 1953). Мастерством отмечены фильмы «Трое с реки» (1943), опоэтизированная народная легенда, и «Росаура в 10 часов» (по М. Деневи, 1957, премия Национального института кинематографии). Последняя режиссёрская работа — фильм «Собственность» (1961). Затем снимался как актёр.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ КИНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЮЗ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ СССР

Сою́з кинематографи́стов СССР, добровольная общественная организация, объединяющая деятелей киноискусства (режиссёров, кинодраматургов, актёров, операторов, художников, композиторов, звукооператоров, критиков и киноведов, драматургов, редакторов, научных и инженерно-технических работников в области кинотехники), активно участвующих в развитии советской кинематографии. Создан в ноябре 1965 на 1-м Учредительном съезде кинематографистов (оргкомитет союза был основан в 1957), принявшем устав союза. Ставит своей целью содействовать созданию произведений, утверждающих принципы коммунистической идеологии и способствующих формированию высокого художественного вкуса, участвовать в разработке марксистско-ленинской теории киноискусства, поддерживать всё передовое, талантливое, помогать дальнейшему развитию многонационального киноискусства народов СССР, идейному и эстетическому воспитанию молодёжи, улучшению организации фильмопроизводства, системы кинопроката и др.

Высший руководящий орган Союза кинематографистов — Всесоюзный съезд, созываемый 1 раз в 5 лет. Исполнительный орган — правление, которое избирается на съезде и руководит деятельностью союза в период между съездами. Правление избирает секретариат, а также формирует творческие и бытовые комиссии. Первый секретарь правления — Л. А. Кулиджанов (с 1965). В союзе 6441 член (на 1 января 1985). В каждой из союзных республик (кроме РСФСР) имеются Союзы кинематографистов. В автономных республиках и в городах, где насчитывается не менее 30 постоянно работающих членов союза, имеются отделения Союза кинематографистов.

В системе Союза кинематографистов СССР работают творческие комиссии и секции: теории и критики, кинодраматургии, художественной кинематографии, документального, научного, мультипликационного и детского кино, киноактёров, телевидения, кинотехники, по международным связям, работе с творческой молодёжью, дублированию фильмов и кинопрокату. Союз систематически проводит творческие конференции, дискуссии, просмотры советских и зарубежных фильмов, обсуждения сценариев и фильмов, международные и двусторонние творческо-теоретические симпозиумы и дискуссии, творческие встречи, кинофестивали, конкурсы, семинары, обсуждает планы производства фильмов. В 1959 при союзе организовано Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, которое устраивает лекции, выставки, выпускает различные издания по вопросам кино. В крупных городах страны союзом созданы Дома кино. Союз участвует в работе международных киноорганизаций (Международный центр по детскому кино, Международная ассоциация кинолюбителей, Международная ассоциация мультипликационного кино, Международная федерация кинопрессы, Международная ассоциация научного кино совместно с Госкино СССР и др.), в кинофестивалях, конгрессах, издаёт с Госкино СССР журналы «Искусство кино», «Советский экран». При Союзе кинематографистов имеются дома творчества. Союз оказывает материально-бытовую помощь своим членам. Орден Ленина (1971).

«СОЮЗДЕТФИЛЬМ»

«Союздетфи́льм», см. Центральная студия детских и юношеских фильмов им. Горького.

«СОЮЗИНФОРМКИНО»

«Союзинформкино́», всесоюзное объединение Главного управления кинофикации и кинопроката Госкино СССР. Создано в 1973 для ведения информационно-рекламной работы по пропаганде лучших советских и зарубежных фильмов, выходящих на экраны страны. Издаёт рекламные обозрения «Спутник кинозрителя», «Экран — детям», информационный сборник «Новые фильмы», пресс-информацию о лучших новых фильмах, бюллетень «Информация» о новостях кино, каталоги фильмов, альманах «Киносценарии». Готовит совместно с Центральным телевидением и Всесоюзным радио передачи о новых фильмах и их создателях, с киностудиями страны — рекламно-пропагандистские фильмы. Осуществляет функции пресс-центра Госкино СССР. Проводит премьеры фильмов и встречи кинематографистов с трудящимися.

«СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЮНХАНОВ МУХАМЕД

Союнха́нов Мухамед (р. 5.8.1936), советский режиссёр. Член КПСС с 1976. Поставил документальные фильмы «Гями» (1965), «Золото пустыни» (1968), «Краски и ритмы Туркмении» (1970). Союнханов — один из организаторов сатирического киножурнала «Найза» («Пика»), в 1967—69 снял около 20 игровых и документальных сюжетов для этого журнала. Поставил: художественные фильмы — «Мой друг Мелекуш» (1972, с А. Карпухиным), «Гепард» (1980), «Печальная повесть любви» (1982), телефильмы —«Надо любить» (1973), «Мал да удал» (1974), «Волшебная книга Мурада» (1975).

СПААК ШАРЛЬ

Спаа́к Шарль (Spaak) (25.5.1903—6.3.1975), французский сценарист. В кино с 1928. Внёс большой вклад в развитие французского кино 30-х гг. Сотрудничал с режиссёрами: Ж. Фейдером — «Новые господа» (1928), «Большая игра» (1934), «Пансион “Мимоза”» и «Героическая кермесса» (1935); Ж. Ренуаром — «На дне» (по М. Горькому, 1936), «Великая иллюзия» (1937), «Пришпиленный капрал» (1962); Ж. Гремийоном — «Сердцеед» (1937); Ж. Дювивье — «Дружная компания» (1936), «Конец дня» (1939) и др. После войны вместе с режиссёром А. Кайатом создал сценарии фильмов «Правосудие совершилось» (1950), «Все мы убийцы» (1952), «Перед потопом» (1953), «Чёрное досье» (1955), «Меч и весы» (1963); с М. Карне — «Тереза Ракен» (по Э. Золя, 1953), «Обманщики» (1958). Среди других сценариев: «Коралловый риф» (1939), «Преступление и наказание» (по Ф. М. Достоевскому, 1956), «Нормандия — Неман» (1960, с К. М. Симоновым и Э. Триоле, СССР — Франция), «Жерминаль» (по Золя, 1963) и др. В своих лучших сценариях, отличающихся тщательностью изображения среды и характеров, Спаак стремился к постановке социальных и психологических проблем. В 1948 поставил по собственному сценарию фильм «Тайна Бартон».

СПАДАВЕККИА АНТОНИО ЭММАНУИЛОВИЧ

СПАДАВЕ`ККИА Антонио Эммануилович

(р. 3.6.1907)

сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1944. В 1937 окончил Моск. консерваторию (педагог В. Я. Шебалин). В кино с 1947. Успех С. принесла музыка к ф.-сказке "Золушка" (1947). Наиболее значит, работы - в ф. "Гуттаперчевый мальчик", "Неподдающиеся" (с К. В. Молчановым), "Испытательный срок", "Каин XVIII" и др. Среди др. ф.: "За тех, кто в море!","Смелые люди", "Застава в горах", "Шумный день", "Остров Колдун", "Дом на Лесной". Пишет музыку к м/ф ("Дудочка и Кувшинчик"), научно-популярным фильмам.

СПАСОВ РАДОСЛАВ

СПА`СОВ Радослав

(р. 4.6.1943)

болг. оператор. Чл. БКП с 1980. Работал ассист. оператора, заочно окончил ВГИК (1972). Один из ведущих операторов болг. кино. Среди ф.: "Экзамен" (1971), "И грянул день" (1973), "Авантаж" (1977), "Подмена" (1978), "Мера за меру" (1981) - все с реж. Г. Дюлгеровым, "Дачная зона" (1975), "Русалочий хоровод" (1976), "Молодецкие времена" (1977), "Пантелей" и "Служебное положение - ординарец" (1978), "Лакированные ботинки неизвестного солдата" (1979).

СПЕРАНТОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Спера́нтова Валентина Александровна (11.2.1904—7.1.1978), советская актриса. Народная артистка СССР (1970). Член КПСС с 1953. С 1925, по окончании Театрального техникума им. Луначарского, в 1-м Государственном педагогическом театре (впоследствии Госцентюз). С 1944 в ЦДТ. Играла роли подростков в театре, на радио, озвучивала мультфильмы. Первая роль в кино — в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953, бабушка Сима). Играла характерные комедийные роли. Драматическое дарование актрисы проявилось в ролях Клавдии Васильевны («Шумный день», 1961) и Матери («Последний месяц осени», 1966). Последняя роль — в фильме «Доброта» (1978). Героиням Сператнтовой свойственны высокое чувство собственного достоинства, органическое неприятие несправедливости, личная ответственность за всё происходящее. Государственная премия РСФСР им. Крупской (1974) за театральную работу.

Другие фильмы:

«Письмо из юности», «Какая у вас улыбка», «Когда рядом мужчина», «Большая перемена» (телефильм).

Литература:

Филиппова Т., Сперантова, в сборнике: Труд актёра, в. 13, М., 1965.

СПЕШНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Спе́шнев Алексей Владимирович (р. 27.3.1911), советский сценарист, драматург, режиссёр. Член КПСС с 1958. В 1929 окончил киношколу Б. В. Чайковского. Печатается с 1930. Дебютировал в художественном кино сценарием фильма «Друзья встречаются вновь» (1939, с А. А. Филимоновым). В 1940 по сценарию Спешнева и Филимонова была поставлена лирическая повесть «Пятый океан» о становлении характера талантливого лётчика. Спешнев — автор сценариев биографических фильмов, посвящённых крупнейшим деятелям культуры и науки: «Миклухо-Маклай» (1947, с В. М. Волькенштейном), «Алишер Навои» (1948, с В. Б. Шкловским, И. Султановым и С. Уйгуном), «Пржевальский» (1952, с В. З. Швейцером), «Плата за истину» (1979, при участии Б. Могилевского, постановка Спешнева) о И. И. Мечникове. Написал сценарии фильмов: «Тахир и Зухра» (1945, с С. Абдуллой), «Игнотас вернулся домой» (1956), «Обыкновенная история» (1962), мультфильма «Поезд памяти» (1978), посвящённого П. Неруде, и др. По своим сценариям поставил политические художественные фильмы «Москва — Генуя» (1964, при участии В. В. Корш-Саблина и П. Н. Арманда, премия Всесоюзного кинофестиваля; Государственная премия БССР, 1967) о первых шагах советской дипломатии и борьбе за мир, «Тысяча окон» (1968), «Чёрное солнце» (1971), «Хроника ночи» (1973). В 1959—67 педагог ВГИКа.

Сочинения:

Творчество кинодраматурга и современность, «Искусство кино», 1959, № 2;

Повести для кино, М., 1972;

Хроника ночи, «Искусство кино», 1973, № 1;

Облик мира и язык искусства, в сборнике: Кино Советской Белоруссии, М., 1975;

Плата за истину, в альманахе: Киносценарии, М., 1975 (с Б. Могилевским);

Часы, там же, М., 1977;

Бег дней, «Новый мир», 1981, № 9.

СПЕШНЕВА АЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

Спе́шнева Алина Алексеевна (18.2.1940—19.4.1984), советский художник. В 1964 окончила ВГИК. С 1962 на киностудии «Союзмультфильм». Для творчества Спешневой характерно владение разнообразными средствами выразительности, умение воплотить в кукольном персонаже яркий обобщающий образ. Художник-постановщик фильмов Р. А. Качанова («Как котёнку построили дом»), А. Г. Карановича («Страна оркестрия» и «Шесть Иванов — шесть капитанов»), В. В. Курчевского («Мой зелёный крокодил»), Н. Н. Серебрякова («Не в шляпе счастье», «Клубок», «Великие холода», «Живое время», «Золочёные лбы», «Ветерок»; «Ваня Датский», премия Всесоюзного кинофестиваля, 1975; «Поезд памяти», «Разлучённые», главная премия Всесоюзного кинофестиваля, 1981). Оформила игровые полнометражные фильмы: «Сюжет для небольшого рассказа», «Гори, гори, моя звезда», «Спорт, спорт, спорт», «Сватовство гусара» (телефильм) — все с Серебряковым, «Душа». С 1969 главный художник Центрального театра кукол под руководством С. В. Образцова. Сотрудничала и в других театрах.

СПИЛБЕРГ СТИВЕН

Спи́лберг Стивен (Spielberg) (р. 18.12.1947), американский режиссёр. Учился в Калифорнийском университете. В 1971 на телевидении поставил первый полнометражный фильм «Дуэль» в жанре современной притчи. Огромный грузовик, преследующий на шоссе легковую машину, превращался в обобщённый образ анонимного тотального насилия. Для фильма характерны лаконичность выразительных средств, уверенное владение монтажом. С помощью минимальных затрат и технических средств Спилберг воспроизвёл впечатляющую и напряжённую картину драматического поединка. В 1974 поставил фильм «Шугерлэнд-экспресс» (премия международного кинофестиваля в Канне) о трагедии молодых супругов, которые пытаются вернуть своего ребёнка, отданного по приговору суда на воспитание в чужую семью. В 1975 Спилберг сделал имевшую огромный финансовый успех картину «Челюсти» о борьбе с гигантской акулой, пожирающей людей. Этот традиционный для американской культуры сюжет, восходящий к роману «Моби Дик» Г. Мелвилла, был переосмыслен в духе коммерческого кино и решён как большой киноспектакль со сложными трюковыми съёмками и макетами, что знаменовало отход Спилберга от прежних художественных принципов. Такими же зрелищными, насыщенными аттракционами, которые приобретают самодовлеющее значение, стали научно-фантастическая лента о спустившейся на Землю летающей тарелке «Близкие контакты третьего вида» (1977) и бурлескная комедия на материале 2-й мировой войны «1941-й» (1979). В 1981 поставил картину «Искатели потерянного ковчега», в 1982 — фантастическую ленту «Инопланетянин», переосмыслив в гуманистическом плане проблемы контактов с жителями иных миров; в 1983 снял новеллу в фильме «Сумеречная зона, кино».

Литература:

Капралов Г., «Челюсти»: миф, политика, бизнес, в книге: Мифы и реальность, в. 6, М., 1978;

Руе М., Myles L., The movie brats, N.Y., 1979.

В. Ю. Дмитриев.

СПИРИДОНОВ ВАДИМ СЕМЁНОВИЧ

Спиридо́нов Вадим Семёнович (р. 14.10.1944), советский актёр. В 1971 окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова, Т. Ф. Макаровой). В кино с 1970 (Коновалов в фильме «У озера»). Среди ролей: Даев («Горячий снег») и Пётр Рябинкин («Пётр Рябинкин») — обе 1973, Макашин («Любовь земная», 1975, и «Судьба», 1978), Степан («Трясина», 1978), Роман Бастрыков («Отец и сын», премия Ленинского комсомола, 1980) и капитан Орехов («Люди в океане») — обе 1980, Фёдор Шакловитый («Юность Петра», 1981), Игорь («Кто стучится в дверь ко мне», 1983), С. М. Будённый («Первая Конная», 1984). Исполнил роль Фёдора Савельева в телефильме «Вечный зов» (1976—83; Государственная премия СССР, 1979, за первые 12 серий).

СПИРИНА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА

Спи́рина Валентина Ивановна (р. 31.12.1924), советский сценарист. В 1950 окончила ВГИК. В кино с 1954 (фильм «Таинственная находка»). Большинство фильмов, поставленных по сценариям Спириной, посвящены детям и юношеству: «Стучись в любую дверь» (1958), «Взрослые дети» (1961), «Ох уж эта Настя!» (1972, премия Всесоюзного кинофестиваля), «Четвёртая высота» (по Е. Ильиной, 1979), «На чужом празднике» (1982).

Среди других фильмов:

«Призвание» (1957), «Зелёный огонёк» (1965), «Эта тревожная зима» (1976); телефильм — «Семья как семья» (1969).

СПЛОШНОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

Сплошно́в Сергей Иванович (10.9.1907—7.4.1979), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств БССР (1970). Работал на киностудиях «Межрабпом-Русь», «Ленфильм». С 1934 на киностудии «Беларусьфильм». Поставил фильмы: художественные — «Налим» (1936), «Маска» (1938), «Песнь о дружбе» (1941, с И. Шапиро), «Зелёные огни» (1956), «Наши соседи» (1957), «Любовью надо дорожить» (1960), «Тёща» (1974); документальные и научно-популярные — «Наши дети» (1944), «Минск возрождается» (1945), «Малые реки» (1946), «Родные напевы» (1947), «30 лет БССР» (1949), «Беловежская пуща» (1952, с В. Стрельцовым), «Труженики леса» (1965), «Радуга над Неманом» (1969), «Родная земля» (1972), «Реченька» и «Услуга за услугу» (1973) и др.

СПОРТИВНОЕ КИНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАБОВОЙ ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Стабово́й Георгий Михайлович (2.4.1894—10.7.1968), советский режиссёр, сценарист. Написал сценарии фильмов: «Руки прочь от Китая» (1924), «Вендетта» («Око за око», 1924), «Укразия» («7+2», 1925, с Н. Борисовым), «ПКП» («Пилсудский купил Петлюру», 1926, с Я. Лифшицем, постановка С. и А. Лундина). Его лучшая режиссёркая работа — фильм «Два дня» (1927) — психологическая драма из эпохи Гражданской войны на Украине. Поставил фильмы: «Лесной человек» (1928), «Жемчужина Семирамиды» и «Экспонат из паноптикума» (1929), «Шагать мешают» (1930). Снял хроникально-документальные фильмы «25 000» (1930), «Весенний базар» и «Первая украинская Олимпиада» (1931) и др. Позднее писал пьесы для театра.

Литература:

20 режиссёрских биографий, в. 2, М., 1978.

СТАВИНЬСКИЙ ЕЖИ СТЕФАН

Стави́ньский Ежи Стефан (Stawiński) (р. 1.7.1921), польский сценарист, режиссёр, писатель. Участник антифашистского Сопротивления. В 1951 окончил Варшавский университет. Печатается с 1952. В кино с 1957 (фильм «Человек на рельсах», сценарий с А. Мунком). По сценариям Ставиньского поставлены фильмы «Канал» (1957), «Eroica» (1958), «Покушение» (1959), «Косоглазое счастье» (1960, в советском прокате «Шесть превращений Яна Пищика»), «Любовь в 20 лет» (1962, польская новелла во французском фильме) и др. Главная тема сценариев Ставиньского — 2-я мировая война, её героика и трагедия. По собственным сценариям ставит комедийные и бытовые фильмы о современности. Сценарист телесериала «Великая любовь Бальзака» (1973, с Францией). Государственная премия ПНР (1977).

Другие фильмы:

сценарист — «Дезертир» (1958), «Крестоносцы» и «Современная история» (в советском прокате «Цена одного преступления») — оба 1960, «Идёмте в город» (1965, с В. Пратолини, Ч. Дзаваттини, Н. Ризи, З. Брук, Италия — Югославия), «В погоне за Адамом» (1970), «Операция у Арсенала» (1977), «Обратный билет» (1978), «Отец королевы» (1979), «День рождения молодого варшавянина» (1980, в советском прокате «Записки молодого варшавянина»); режиссёр — «Разводов не будет» (1964), «Пингвин» (1965, в советском прокате «Влюблённый пингвин»), «Предпраздничный вечер» (1966) и «Кто верит в аистов» (1971) — сценаристы и режиссёры обоих фильмов С. и Е. Амираджиби, «Час пик» (1973), «День рождения Матильды» (1975).

Сочинения:

Notatki scenarzysty, t. 1, Warsz., 1979.

СТАВИСКИЙ ИЗЯСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ

Стави́ский Изяслав Михайлович (р. 23.5.1927), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств УССР (1983). В 1961 окончил Высшие режиссёрские курсы. С 1959 на студии «Киевнаучфильм». Поставил: цикл научно-популярных фильмов об учёных и людях села «Человек и хлеб» (1967), «Думы о хлебе» (1972), «Ильичёво поле» (1977); фильмы, посвящённые вопросам экономики, — «Экономика, управление, человек» (1971), «Экономика — главная политика» (1975, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1976), «Занимаемой должности соответствует» (1979).

Другие фильмы:

«Легенда о бессмертии» (1963), «Охотники за солнечными лучами» (1965), «Скифы» (1966), «Уходят ли праздники?» (1968), «Карпатские эскизы» (1969), «Красный уголь планеты» (1973), «И расчёт и мечта» (1980), «Познавая азбуку растений» (1981), «Америка для взрослых» (1982).

СТАЙГЕР, СТЕЙДЖЕР РОД

СТА`ЙГЕР, Стейджер (Steiger), Род (наст. имя Родни Стивен)

(р. 14.4.1925)

амер. актёр. Учился драм. иск-ву, в частности, в нью-йоркской Актёрской студии, оказавшей решающее влияние на формирование его исполнительской техники. В кино с 1951 (ф. "Тереза"). Играл в вестернах, уголовных ф., комедиях, психологич. драмах: "В порту" (1954), "Большой нож" и "Оклахома!" (1955), "Тем тяжелее будет падение" (1956), "Крик ужаса" (1958), "Аль Ка-поне" (1959). Достоверность, тонкость характеристик, способность актёра передавать сложные психологич. нюансы проявились в его лучших ролях: предприниматель Эдуардо Ноттола ("Руки над городом", 1963, реж. Ф. Рози, Италия), Ростовщик ("Ростовщик", 1964, реж. С. Люмет), полицейский Билл Гиллеспи ("Душной южной ночью", 1967, реж. Н. Джуисон, пр. "Оскар"), Наполеон ("Ватерлоо", 1970, реж. С. Ф. Бондарчук), Муссолини ("Муссолини: последний акт", 1974, реж. К. Лидзани, Италия), сенатор Эндрю Мэдисон ("F.I.S.T.", 1978, реж. Джуисон). В 1982 снялся в экранизации романа Т. Манна "Волшебная гора" (ФРГ).

Среди др. ф.: "Военный суд над Билли Митчелом", "Семь воров", "Самый длинный день", "Равнодушные" (Италия), "Незабвенная", "И пришёл человек" (Италия), "Так с дамами не обращаются", "Счастливчик Лючано" (Италия), "Невинные с грязными руками" (Франция), "Ужас в Амитивилле".

Литература: Долматовская Г., Род Стайгер, (М., 1976).

СТАЙКОВ ЛЮДМИЛ

Ста́йков Людмил (р. 18.10.1937), болгарский режиссёр. Заслуженный артист НРБ (1977). Член БКП с 1972. Окончил ВИТИС в Софии. Дебютировал фильмом «Любовь» (1972, главная премия международного кинофестиваля в Москве, 1973, Димитровская премия, 1974). Поставил художественные фильмы: «Дополнение к закону о защите государства» (1976, в советском прокате «Взрыв в Софийском соборе»), «Иллюзия» (1980, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари) и исторический «Хан Аспарух» (1981) об основателе болгарского государства, а также полнометражный документальный фильм «Юбилей-30», посвящённый 2-й мировой войне.

СТАЛЛОНЕ СИЛВЕСТЕР

Сталло́не Силвестер (Stallone) (р. 6.7.1946), американский актёр, режиссёр, сценарист. В кино с 1970. В мелодраме «Рокки» (1976) был автором сценария, а также исполнил роль боксёра. Актёр, режиссёр и сценарист в фильмах «Рокки II» (1979) и «Рокки III» (1982). В фильме «F.I.S.T.» (1978) снялся в роли Джона Ковака, водителя грузовика. Играл в фильмах «Мандинго» (1975), «Побег к победе» (1981), «Первая кровь» (1982). Поставил по собственному сценарию фильм «Бар “Аллея рая”» (1978) и музыкальный фильм «Оставайся живым» (1983). В 1984 снялся в фильме «Первая кровь II», проникнутом реакционным духом.

СТАМБОЛЦЯН МИКАЭЛ ГУРГЕНОВИЧ

Стамболця́н Микаэл Гургенович (р. 18.2.1938), советский киновед. В 1960 окончил ереванский Политехнический институт, в 1968 — ВГИК. С 1968 работал в Госфильмофонде СССР, с1972 — редактор киностудии «Арменфильм», с 1979 научный сотрудник Института искусств АН Армянской ССР. Печатается с 1964. Автор статей об армянском кино, по теории и истории киноискусства. В 1974—85 преподавал в Ереванском художественно-театральном и педагогическом институтах.

СТАН НИКУ

Стан Нику (Stan) (р. 25.11.1931), румынский оператор. Окончил Институт им. Караджале. В 1958 снял эстрадное обозрение «Мелодии, мелодии». Работает преимущественно с режиссёром М. Мурешаном. Создал с ним короткометражные фильмы «...по осени считают» (1960), «Твоя вина» (1963) и свой лучший фильм «Восстание» (по Л. Ребряну, 1966). Затем снял фильмы: «Любовь одного вечера» (1964), «Утро благоразумного человека» (1967), «Колонна» (1968), «Власть и правда» (1972). В 1982 поставил фильм «Экипаж для Сингапура».

Среди других фильмов:

«Время снегов» (1966), «Майор и смерть» (1967), «Затем родилась легенда» и «Секира» (1969), «Потерянный лес» (1972, в советском прокате «Погибший лес»), «Далеко от Типперери» (1973), «Три секретных письма» (1974), «Поднять паруса» (1977, телефильм), «Перед молчанием» (1978), «Мгновение» (1979), «Дом в поле» и «Невеста из поезда» (1980).

СТАНУКИНАС ЛЮДМИЛА ИГОРЕВНА

Станукина́с Людмила Игоревна (р. 25.11.1930), советский режиссёр. Член КПСС с 1962. С 1958 ассистент режиссёра, с 1969 режиссёр ЛСДФ. Сняла кинопортреты деятелей литературы и искусства: «Павел Серебряков» (1969), «Марк Бернес» (1971), «Андрей Петров. Сочинения» (1972), «Дирижирует Юрий Темирканов» (1974), «Илья Эренбург» (1977, главная премия ЮНЕСКО на международном кинофестивале в Кракове), «Лебедев крупным планом» (1978), «Алиса Фрейндлих» (1979), «...Ваш Ив. Тургенев» (1981).

Среди других фильмов:

«День переезда» (1970, главная премия международного кинофестиваля в Кракове), «Трамвай идёт по городу» (1975), «Золотая пластинка» (1977), «Прикосновение» (1980), «Свои, совсем особые стихи» (1982).

СТАНЮТА СТЕФАНИЯ МИХАЙЛОВНА

Станю́та Стефания Михайловна (р. 14.5.1905), советская актриса. Народная артистка БССР (1957). В театре с 1919. В 1921—26 училась в Белорусской театральной студии в Москве. С 1932 в театре имени Янки Купалы. В кино с 1958. Среди ролей: Тётя Маша («Тёща», 1974), Серафима («Тревожный месяц вересень», 1977), Дарья («Поговорим, брат», 1979), Жена Шишковича («Возьму твою боль», 1981), Мать Касьяна («Родник», 1982), Мондрыха («Чужая вотчина», 1983); в телефильмах — Воронецкая («Время выбрало нас», 1978), Неонила («Единственный мужчина», 1981), Ксения Александровна («О тебе», 1982). Одна из значительных работ Станюты — роль Дарьи в фильме «Прощание» (1983). Государственная премия БССР (1982).

СТАРЕВИЧ ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Старе́вич Владислав Александрович (8.8.1882—1965), русский художник, оператор, режиссёр. Зачинатель русского мультипликационного кино. В 1911, открыв технический принцип объёмной мультипликации, сделал объёмные мультфильмы, в том числе острые пародии на кинематографические штампы тех лет — «Прекрасная Люканида», «Место кинематографического оператора» и «Авиационная неделя насекомых» (1912), «Четыре чёрта» (1913); фильмы для детей — «Весёлые сценки из жизни животных» и «Рождество обитателей леса» (1912). Индивидуализировал «героев». Выразительности характеристик в наибольшей степени достиг в фильме «Стрекоза и Муравей» (по И. А. Крылову, 1913). Ясное понимание специфики жанра, виртуозная техника исполнения обеспечили кукольным фильмам Старевича международный успех. Первым из русских кинематографистов обратился к графической мультипликации, применив её в киножурнале А. А. Ханжонкова «Пересмешник» (1913), в игровом фильме «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1913), а также в мультфильме «Петух и Пегас» (1914), шаржировавшем борьбу Ханжонкова и братьев Пате на русском кинорынке. С конца 1913 ставил игровые фильмы. Экранизировал произведения Гоголя («Страшная месть», 1913, «Портрет», 1914, «Вий», 1918), А. С. Пушкина («Руслан и Людмила», 1915), М. Ю. Лермонтова («Тамань», 1916). Ставил комедии, фарсы и мелодрамы. В кинодраме-аллегории «Лилия Бельгии» (1915) органично соединил игровой материал с объёмной мультипликацией. Снимался и как актёр. Старевич разработал многие приёмы съёмки движущейся камерой, трюковые и комбинированные съёмки. С 1919 жил в Париже, где возобновил работу над объёмной мультипликацией. Поставил фильмы: «Лягушки, требующие короля» (по Ж. Лафонтену, 1922), «Голос соловья» (1923), «Королева мотыльков» (1927), «Маленький парад» (по «Стойкому оловянному солдатику» X. К. Андерсена, 1930), «Рейнеке-Лис» (1939). В 1939—46 занимался изготовлением рекламных роликов, затем снова ставил мультипликационные фильмы. Премиями международного кинофестиваля в Венеции отмечены его фильмы «Занзабель в Париже» (1947, с С. Бо), «Цветок папоротника» (1949, первый цветной фильм Старевича).

Другие фильмы:

«Газуйи, маленькая птичка» (1953), «Пасть леса» (1954), «Воскресенье Газуйи» (1955), «Нос по ветру» (1956).

СТАРОШАС ВИКТОРАС ВЛАДО

Ста́рошас Викторас Владо (р. 12.6.1921), советский оператор, режиссёр. Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1965). В кино с 1937 (ассистент оператора). С 1945 оператор, с 1952 режиссёр-оператор Литовской киностудии. Снял фильм «Советская Литва» (1951, Государственная премия СССР, 1952), а также около 700 сюжетов в киножурналах «Тарибу Летува», «Новости дня» и др. Поставил документальные фильмы: «На родине» (1956), «10 дней в Польше» (1957) и «Они из Каунаса» (1958, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1960) — за все Государственная премия Литовской ССР, «Мечты и судьбы» (1960), «Не огорчайся, Виргиниюс!» (1962), «Кони и мальчики» (1968); «Где золото королевы?» (1971), «Игра на время» (1973), «Полёт в ночь» (1975) и «Послесловие к старому фильму» (1981, премия Всесоюзного кинофестиваля) — все четыре с Р. Шилинисом, «Я люблю директора» (1978, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1979).

СТАРЫГИН ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ

Стары́гин Игорь Владимирович (р. 13.7.1946), советский актёр. В 1965 окончил ГИТИС. Первая значительная работа — Костя Батищев в фильме «Доживём до понедельника» (1968). Удачей Старыгина стала роль Анатолия Васина, «интеллигентного» мерзавца и циника в фильме «Обвиняются в убийстве» (1970). Психологически точно сыграл роль Андрея Старцова («Города и годы», 1974). Присущие актёру чувство юмора, ироничность и музыкальность проявились в телефильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979, Арамис). Среди ролей — Ауринь («Красные дипкурьеры», 1978), Валера («Впервые замужем», 1980), Полинг («Лунная радуга», 1984).

Среди других фильмов:

«Возмездие», телефильмы — «Адъютант его превосходительства», «Красное и чёрное», «Государственная граница».

СТЕБЛОВ ЕВГЕНИЙ ЮРЬЕВИЧ

Стебло́в Евгений Юрьевич (р. 8.12.1945), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1983). Член КПСС с 1978. В 1966 окончил Театральное училище им. Щукина. Работал в Московском театре им. Ленинского комсомола, в ЦТСА. С 1969 в Театре им. Моссовета. Исполнил роль Саши Шаталова в фильме «Я шагаю по Москве» (1964). Среди ролей в кино: Володя Белов («До свиданья, мальчики!») и Саша Омельченко («Перекличка») — обе 1966, солдат Корольков («Высокое звание» — «Я, Шаповалов Т. П.», 1973), Канин («Раба любви», 1976), Игорь («По семейным обстоятельствам», 1977, телефильм), профессор Ковалёв («Расписание на послезавтра») и Вадим («Пена») — обе 1979, отец Обломова («Несколько дней из жизни И. И. Обломова», 1980), Дима («Ты должен жить», 1981), Папа («Не хочу быть взрослым», 1983, Государственная премия РСФСР, 1984). Главное место в творчестве актёра занимает тема добра, сохранения человеком чувства собственного достоинства. Искусство Стеблова отмечено тонким психологизмом, лиричностью, мягким юмором, точным чувством стиля кинопроизведения. В 1983 сыграл роль Писателя в фильме «Культпоход в театр».

Другие фильмы:

«Урок литературы», «Укрощение огня», «Егор Булычов и другие», «Родное дело»; телефильмы — «Когда играет клавесин», «Похищение», «Собака Баскервилей».

Литература:

Бартенева Е., Е. Стеблов, М., 1982.

СТЕЙДЖЕР РОД

Сте́йджер Род, см. Стайгер Р.

СТЕКЛЫ КАРЕЛ

Сте́клы Карел (Steklý) (р. 9.10.1903), чехословацкий режиссёр, сценарист. Народный артист ЧССР (1973). Член КПЧ с 1947. Один из старейших чехословацких кинематографистов. Играл в театре. В кино с 1933. Писал сценарии развлекательных фильмов «Лидушка музыкантов» (по В. Галеку, 1940), «Городок на ладони» (по Я. Дрде, 1942) и др. В 1945 снял игровой короткометражный фильм «Простачок». Под руководством М. Фрича создал художественный фильм «Прорыв» (по роману Я. Моравека «Безумный из Лореты», 1946). Крупнейшая работа Стеклы — фильм «Сирена» (по М. Майеровой, 1947, Государственная премия ЧССР и главная премия международного кинофестиваля в Венеции, 1948), рассказывающий о героической борьбе горняков в Кладно против шахтовладельцев. Фильм отличается тщательно разработанной режиссёрской партитурой, выразительной операторской работой. Поставил фильмы: «Карьера» (1948), «Тьма» (по А. Ирасеку, 1950), «Анна-пролетарка» (по И. Ольбрахту, 1952, Государственная премия ЧССР, 1953), «Волынщик из Стракониц» (по Й. Тылу, 1955), «Бравый солдат Швейк» и «Разрешите доложить» (в советском прокате «Швейк на фронте») — оба по Я. Гашеку, 1957, «Мститель» (по К. Чапеку — Ходе, 1959), «Люция» (по Кубичеку, 1963); комедии — «Радости отца отечества» (по «Карлштейнским вигилиям» Ф. Кубки, 1969) и (по своим сценариям) «Свадьбы пана Вока» (1971), «Пан Вок уходит» (1979). О негативных явлениях в период идеологического кризиса 1968—69 рассказывается в фильмах Стеклы «Бегемот» (1973, сценарий Стеклы), «За рулём враг» (1974), «Там, где гнездятся аисты» (по повести Б. Ногейла «Большая вода», 1975).

Среди других фильмов:

«Все против всех» (1977), «Скандал в баре “Гри-Гри”» (1978, сценарий Стеклы), «Игра на королеву» (1981), «Каждому своё небо» (1982).

СТЕНВИК БАРБАРА

Сте́нвик Барбара (Stanwyck), настоящие имя и фамилия Руби Стивенс (Stevens), (р. 16.7.1907), американская актриса. Выступала в кабаре, с 1926 в театре, с 1927 в кино. В 30—40-х гг. была одной из наиболее популярных «звёзд» Голливуда. Снималась в вестерне («Энни Оукли», 1935), мелодраме («Стелла Даллас», 1937), комедии («Леди Ева», «Познакомьтесь с Джоном Доу» — обе 1941), триллере («Двойная страховка», 1944) и др. Среди наиболее удачных работ — роли в драмах «Плуг и звёзды» (1937) и «Золотой мальчик» (1939). Снималась до 1964.

СТЕНО

Сте́но (Steno), настоящие имя и фамилия Стефано Ванцина (Vanzina), (р. 19.1.1915), итальянский сценарист, режиссёр. Окончил Римский университет и Экспериментальный киноцентр в Риме. Был художником-карикатуристом. С режиссёром Маттоли писал сценарии для его фильмов, а также для многих комедий, мелодрам и др. С 1949 работал с режиссёром М. Моничелли. Поставил с ним фильм «К чёрту известность» (1949), ряд картин с участием Тото («Тото ищет квартиру», 1949, и др.). Наиболее гуманистическим по содержанию и социально значимым из серии фильмов с участием Тото был фильм «Полицейские и воры» (1951, сценаристы Стено и Моничелли) — одна из лучших итальянских неореалистических комедий. Последняя совместная работа Стено и Моничелли — драма «Неверные» (1952).

Другие фильмы:

«Человек, зверь и добродетель» (1953), «Мой сын Нерон» (1956), «Моя бабушка — полицейский» (1958), «Некоторые любят похолоднее» (1960), «Дьявольский Тото» и «Два полковника» (1962), «Герои Запада» (1964), «Перепутанные постели» (1965), «Красные розы для Анжелики» (1966), новелла «Воскресный маэстро» (в фильме «Каприччио по-итальянски», 1968), «Перелётная птица» (1973), «Мои мужья» (1978), «Бонни и Клайд по-итальянски» (1982).

СТЕПАНКОВ КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ

Степанко́в Константин Петрович (р. 3.6.1928), советский актёр. Народный артист СССР (1977). В 1953 окончил Киевский институт театрального искусства (мастерская А. М. Бучмы), в 1955—68 в Киевском театре им. Франко. В кино с 1957 (фильм «Павел Корчагин»). Искусство Степанкова отличается психологической глубиной, достоверностью, остротой и точностью рисунка роли. С успехом исполняет драматические и острохарактерные роли: Понизовский («Гадюка», 1966), атаман Хмара («Десятый шаг», 1967), Михайло («Каменный крест», 1968), Василь Кметь («Аннычка», 1969), Петлюра («Семья Коцюбинских», 1971), Тугар Вовк («Захар Беркут», 1972), атаман Кикоть («Забудьте слово “смерть”») и Виктор Галузо («Море») — обе 1979, Илька («Высокий перевал», 1982). Лучшие роли: Фёдор Лобачёв («Комиссары», 1971), Фёдор Жухрай («Как закалялась сталь», 1973, телефильм, в прокате — 1975, премия Ленинского комсомола, 1974) — оба фильма режиссёра Н. П. Мащенко, С. А. Ковпак («Дума о Ковпаке», 1974—78, режиссёр Т. В. Левчук, Золотая медаль им. Довженко и премия Всесоюзного кинофестиваля, 1977, за фильм «Карпаты, Карпаты...»). В 1983 снялся в фильме «Легенда о княгине Ольге». С 1953 преподаёт в Киевском театральном институте.

Другие фильмы:

«Солдатка», «Молчат только статуи», «Разведчики», «Белая птица с чёрной отметиной», «Здесь нам жить», «Марина», «Ненависть», «Искупление чужих грехов», «Голубые молнии», «Жнецы», «Вавилон XX», «Платон мне друг».

Литература:

Стишова Е., Не отступаться от лица..., «Искусство кино», 1976, № 8;

Корогодский Р., К. Степанков, М., 1982.

СТЕПАНОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

Степа́нов Борис Михайлович (р. 31.1.1927), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств БССР (1974). Член КПСС с 1946. В 1956 окончил ВГИК (мастерская Г. В. Александрова). Работает на киностудии «Беларусьфильм». Дебютировал новеллой «Секретарь укома» в фильме «Рассказы о юности» (1961). Поставил фильм «Альпийская баллада» (по В. В. Быкову, 1966).

Среди других фильмов:

«Последний хлеб» (1963), «Я, Франциск Скорина» (1970), «Батька» (1972), «Облака» (1973), «Волчья стая» (по Быкову, 1975), «Гарантирую жизнь» (1978); телефильм —«Государственная граница» (1979—84).

СТЕПАНОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

Степа́нов Константин Николаевич (6.7.1927—25.1.1980), советский художник. В 1952 окончил ВГИК. Участвовал в постановке фильмов: «Морской охотник», «На бойком месте», «Сорок первый», «У тихой пристани», «Трижды воскресший» — все с В. Камским, «Самогонщики», «Цепная реакция», «Секретарь обкома», «Они не пройдут», «Дачники», «Доктор Вера», «Поезд в завтрашний день» (телефильм), «Летние сны», «Трясина», новеллы «Ветераны» (в «Киноальманахе “Молодость”» № 1) и др.

СТЕПАНОВА АНГЕЛИНА ОСИПОВНА (ИОСИФОВНА)

Степа́нова Ангелина Осиповна (Иосифовна) (р. 23.11.1905), советская актриса. Народная артистка СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1975). Член КПСС с 1952. Училась в театральной студии Вахтангова. С 1924 во МХАТе. В кино с 1952. Среди значительных ролей Степановой: мадам Шерер («Война и мир», 1966—67), Шамуэй («Бегство мистера Мак-Кинли», 1975, Государственная премия СССР, 1977), Художественный руководитель театра («Двадцать дней без войны») и Мария Бенедиктовна («Повесть о настоящем актёре») — обе 1977, Старуха («Объяснение в любви», 1978). В 1983 снялась в фильме «Скорость». Государственная премия СССР (1952) за театральную работу.

Другие фильмы:

«Они сражались за Родину», «Всегда со мною», «Судьба барабанщика» (телефильм).

СТЕПАНОВА ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА

Степа́нова Лидия Ильинична (22.1.1899—13.11.1962), советский режиссёр. С 1925 в кино. Работы Степановой отражали важнейшие события становления Советского государства: документальные фильмы — «Слово большевика» (1932), «Есть метро!» (1932), «Советская женщина» (1937). В годы Великой Отечественной войны сняла документальные фильмы: «Молодёжь защищает Родину» (1942), «Хлеб фронту» (1943), «Орловская битва» (1944) и др. Фильмы «Советская Эстония», «Москва — столица СССР», «Демократическая Венгрия», «1 мая 1949 года» и «Советский Казахстан» отмечены Государственными премиями СССР (1947, 1948, 1949, 1950, 1952). С 1953 на студии [«Моснаучфильм» (позднее «Центрнаучфильм») ставила научно-популярные фильмы.

СТЕПАНЦЕВ БОРИС ПАВЛОВИЧ

Степа́нцев Борис Павлович (7.12.1929—21.5.1983), советский режиссёр, художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1972). Член КПСС с 1954. В 1946 окончил Московскую художественную школу, в 1960 — факультет графики Московского полиграфического института. Учился на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». С 1949 художник-мультипликатор, с 1954 режиссёр этой студии. Первая постановка — мультфильм «Злодейка с наклейкой» (1954, с В. П. Щербаковым). С режиссёром Е. Н. Райковским поставил рисованные фильмы «Приключение Мурзилки» (1956), «Опять двойка» (1958), «Петя и Красная Шапочка» (1958, премия Всесоюзного кинофестиваля), «Мурзилка на спутнике» (1960, главная премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари), «Только не сейчас» (1962). Поставил мультфильмы: «Петух и краски» (1964), «Вовка в тридевятом царстве» (1965), «Окно» (1966), «Песня о Соколе» (1967), «Малыш и Карлсон» (1968, главная премия Всесоюзного кинофестиваля, 1970), «Карлсон вернулся» (1970), «Скрипка пионера» (1971), «Щелкунчик» (1973), «Похождения Чичикова» (1974, кукольный), «Муха-Цокотуха» (1976), «Почему ослик заупрямился» (1979) и др. Поставил художественный телефильм «Ассоль» (по «Алым парусам» А. Грина, 1982, сценарий Степанцева).

СТЁРДЖЕС ДЖОН

Стёрджес Джон (Sturges) (р. 3.1.1911), американский режиссёр. В кино с 1932. Первая режиссёрская работа — фильм «Человек, который осмелился» (1946). Поставил фильмы: «Таинственная улица» (1950), «Побег из Форта Браво» (1954), «Перестрелка в О. К. Коррал» (1956), «Старик и море» (по Э. Хемингуэю, 1958, с Ф. Циннеманом), «Последний поезд из Ган Хила» (1959), «Великолепная семёрка» (1960), «Большой побег» (1963), «Аллилуйная тропа» (1965), «Отрезанные от мира» (1969), «McQ» (1974), «Орёл приземлился» (1976) и др.

Предыдущая страница Следующая страница