Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "ADJ"-"BAC")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "ADJ"-"BAC")

ADJANI, ISABELLE

АДЖАНИ` (Adjani) Изабель

(р. 18.6.1955)

франц. актриса. Не имея театр. образования, участвовала в спектакле "Школа жён" в т-ре "Комеди Франсез". В кино с 1970. Незаурядные актёрские данные А., неординарность созданных ею образов сделали её одной из наиболее популярных актрис кон. 70-х гг. Снималась у ведущих франц. и заруб. режиссёров: Ф. Трюффо - "История Адели Г." (1975); А. Тешине - "Барокко" (1976), "Сестры Бронте" (1979); Р. Полянского - "Жилец" (1976); В. Херцога - "Носферату" (1978, ФРГ). В 1981 снялась в ф. "Клара и роскошные парни" и "На будущий год, если ничего не случится", в 1982 - в ф. реж. К. Сауры "Антониетта".

Др. ф.: "Красные дети", "Пощёчина", "Водитель" (США), "Виолетта и Франсуа". О Comediennes d'aujourd'hui, P., 1980.

ADORF, MARIO

А`ДОРФ (Adorf) Марио

(р. 8.9.1930)

нем. актёр (ФРГ). Получил театр. образование в Мюнхене, работал там же в т-ре "Каммершпиле". В кино с 1954. А. - разносторонний актёр, играющий драм, и комич. роли. Среди ф.: "Ночью, когда приходил дьявол" (1957), "Девица Розмари" (1958), "Шахматная новелла", "Мой школьный друг" (в сов. прокате "Сумасшедший поневоле") - оба 1960, "Кто вы, доктор Зорге?" (1961, Франция), "Лулу" (1962, Австрия), "Виннету" (1963). С сер. 60-х гг. часто снимается в Италии: "Солдатские девки" (1965, реж. В. Дзурлнни, в сов. прокате "Они шли за солдатами"), "Операция "Святой Януарий"" (1966). - "Красная палатка" (1970, СССР - Итачия), "Убийство Мат-теотти" (1973), "Я боюсь" (1977). В 1981 снялся в ф. "Лола", в 1982 - в ф. "Приглашение к путешествию" (Франция).

Др. ф.: "Поруганная честь Катарины Блюм", "Жестяной барабан", "След гигантов" (Франция).

AIMÉE, ANOUK

ЭМЕ` (Aimee) Анук (наст. имя и фам. Франсуаза Сориa, Sorya)

(p. 27.4. 1932)

франц. актриса. В кино с 1947 (ф. "Во цвете лет"). Первая значит. роль - в ф. "Веронские любовники" (1949, реж. А. Кайат). Создала ряд образов, выражающих романтич. тему любви, противостоящей жестокому прозаич. миру: "Монпарнас, 19" (1957), "Головой об стену" (1959), "Лола" (1961). Междунар. признание принёс актрисе ф. "Мужчина и женщина" (1966, реж. К. Лелуш). В ф. итал. реж. Ф. Феллини "Сладкая жизнь" (1959) Э. сыграла роль холодной и пресыщенной аристократки, а в его ф. "Восемь с половиной" (1963) - роль жены режиссёра - интеллигентной, скептичной и несчастной женщины. Обе работы своей контрастностью определяют своеобразие творч. индивидуальности Э. В 1969 - 75 в кино не снималась. В 1976 сыграла в ф."Если бы пришлось начать всё сначала" (реж. Лелуш). Успеха добилась в ф. "Прыжок в пустоту" (1980, реж. М. Беллоккьо, пр. Мкф в Канне, Италия). Снялась в итал. ф. "Трагедия смешного человека" (1981, реж. Б. Бертолуччи), "Глаза, рот" (1982, реж. Беллоккьо), "Генерал погибшей армии" (1983, реж. Л. Товоли).

Др. ф.: "Багряный занавес", "Накипь", "Страшный суд" (Италия), "Однажды вечером в поезде", "Жюстина" (США).

Литература: Актеры заруб. кино, в. 6, Л., 1971.

ALARCON, SEBASTIAN

АЛАРКО`Н (Alarcon) Себастьян

(р. 14.1.1949)

чил. режиссёр. Закончил киношколу ун-та в Вальпараисо, в 1975 - ВГИК (учился у Р. Л. Кармена и Л. М. Кристи). После фаш. переворота в Чили в 1973 снял док. ф., основанный на хроникальных материалах,- "Первая страница" (пр. Мкф в Тампере и Оберхаузене), о чилийце, к-poro фашизм лишил Родины, затем ф. "Три Пабло" (о художнике Пабло Пикассо, поэте Пабло Неруде и музыканте Пабло Касальсе). Пост, п/м худож. ф., гл. темой к-рых стало обличение фашизма: "Ночь над Чили" (1977, с реж. А. Косаревым, худ. рук. Кармен, спец. пр. Мкф в Москве), "Санта-Эсперанса" (1980), "Падение Кондора" (1982), "Выигрыш одинокого коммерсанта" (1984). Соавтор сц. всех своих фильмов.

ALBERS, HANS

А`ЛЬБЕРС (Albers) Ханс

(22.9.1892 - 24.7.1960)

нем. актёр (ФРГ). Работал в гамбургском т-ре "Шаушпильхауз", в 1920-х гг. исполнял комедийные роли в берлинских т-рах (в т. ч. в Немецком т-ре М. Рейнхардта). В кино с 1917 (ф. "Кружевной платок княгини Волков-ской"). Снимался в одном из первых нем. звук. ф. "Ночь принадлежит нам" (1929). Играл также опереточные роли в ф. "Бомбы над Монте-Карло" (1931), "Квик" (1932) и др. Снимался в мелодрамах "Отель "Савой', 217" (1936), "Улица Большая свобода, 7" (1944). Лучшие работы - в ф.: "Пер Гюнт" (1934), "Мюнхгаузен" (1943), "Синяя Борода" (1951), "Ночью на улицах" (1953), "Последний человек" (1955) и др. В 1956 сыграл Матиаса Клаузена в ф. "Перед заходом солнца", в 1960 снялся в ф. "Нет чище ангела".

ALBULESCU, MIRCEA

АЛБУЛЕ`СКУ (Albulescu) Мирча

(р. 4.10.1934)

рум. актёр. С 1955, по окончании ин-та им. Караджале, в Нац. т-ре им. Караджале. В кино с 1957. Лучшая роль - Павел Стоян ("Власть и Правда", 1972) - психологически убедительно разработанный характер партийного руководителя первых лет новой Румынии. Играл в ф. "Птица бури" (1957), "Даки" (1967). В 70-х гг. снимался в ф. "Михай Храбрый", "Городская застава", "Семь дней", "Капкан", "Горячие дни", "Последняя ночь одиночества", "Гордость", "Специальный выпуск ","Операция "Автобус"", "За Родину", "Объятия Афродиты", "Следствие", "Шпагоглотатель" и др.

ALCORIZA, LUIS

АЛЬКОРИ`СА (Alcoriza) Луис

(р. 5.9.1920)

мекс. режиссёр, сценарист. По национальности испанец. В 1939 эмигрировал из Испании в Мексику. В кино с 1940 (актёр, сценарист). Сценарист фильмов Л. Буньюэля "Большой кутила" (1949), "Забытые" (1950), "Зверь" (1952), "Он" (1953), "Река и смерть" (1954), "Ангел-истребитель" (1962) и др. В 1960 пост. первый ф. "Молодые". Успех пришёл с ф. "Тлаюкан" (1961, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1962, в сов. прокате "Жемчуг святой Люсии") о жизни мексиканской деревни. Эту же тему продолжил в ф. "Ловцы акул" (1962, отмечен мн. междунар. пр.), "Тараумара" (1964, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне, 1965, в сов. прокате "Гордые сыны Тара-умары"). Для этой трилогии характерно сочетание социально-критич. хроники и поэтичности худож. образности. В 70-е гг. А. обращается к жанру социальной сатиры (с элементами "чёрного юмора") в ф. "Национальная механика" (1973), развенчивающем провинциальное бурж. общество, "Живые силы" (1975), показывающем предательство буржуазией идеалов Мекс. революции 1910 - 17. Ф. "Предсказание" (1974, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, пр."Ариэль" Мекс. киноакадемии и др.) свидетельствует о связи творчества А. с традициями совр. лат.-амер. лит-ры.

Др. ф.: "Сафо-63" (1963), "Гангстер" (1964), "Стеклянный дом" (1967), "Дверь" (1968), "Рай" (1969), "Стена молчания" (1971), "Походкой Хромого" (1979).

ALDO G. R.

АЛЬДО` Г. P. (Aldo G. R.) (наст. имя и фам. Альдо Грациати, Graziati)

(1.1.1902 - 14.11.1953)

итал. оператор. В кино с 20-х гг. Снимался в немых ф., работал фотографом во Франции. После 2-й мировой войны возвратился в Италию, где снимал док. фильмы. Работал с реж. Л. Висконти и В. Де Сика над ф. "Земля дрожит" (1948), "Чудо в Милане" (1950), "Умберто Д." (1951), сыгравших большую роль в утверждении неореализма. Операт. иск-во А. отличали чувство меры, тонкий вкус, высокое мастерство; ему были особенно близки драматически напряжённые сюжеты. Трагически погиб во время съёмок ф. "Чувство" (1954, реж. Висконти, закончен оп. Р. Краскером и Дж. Ротунно). Пр. итал. кинокритики "Серебряная лента" (1950, 1954 - посмертно).

Др. ф.: "Небо над болотом" (1949), "Завтра слишком поздно" (1950), "Отелло" (1952), "Вокзал Термини" (1953).

Литература: Ricordo di Aldo, "Cinema Nuovo", 1953, № 25.

ALDRICH, ROBERT

О`ЛДРИЧ (Aldrich) Роберт

(19.8.1918 - 5.12.1983)

амер. режиссёр, продюсер. Учился в ун-те штата Виргиния. В кино с 1941 (ассист. реж. Ж. Ренуара, Ч. Чаплина и др.). В 1952 режиссёр на ТВ. Дебютировал в кино ф. "Человек из большой лиги" (1953), "Мир за выкуп" (1954). За ними последовали острые социальнокритич. произв. антирасистский вестерн "Апач" (1954, с Б. Ланкастером); гангстерский ф. "Поцелуй меня насмерть" (по М. Спиллейну), где стилизованная демонстрация стихии насилия перерастает в метафору атомной опасности, и критич. панорама голливудских нравов в ф. "Большой нож" (по К. Одетсу) - оба 1955; антивоен. картина "Атака" и психологич. драма "Осенние листья" (1956). Последующие фильмы О. были менее удачны. Лишь в ф. "Что случилось с Бэби Джейн?" (1962), "Тише, тише, милая Шарлотта" (1964), "Грязная дюжина" (по Э. М. Нейтенсону, 1967), "Легенда о Лайле Клер" (1968), "Убийство сестры Джордж" (по Ф. Маркусу, 1969), "Банда Гриссомов" (1971) достигли прежней убедительности образных решений. В 1976 в ф. "Последний отблеск заката" (с ФРГ) в жанре политич. фантастики обратился к теме опасности заговора реакц. политич. сил в США.

Среди др. ф.: Вера-Крус" (1954), Десять секунд до ада" (1958), "Рассерженные холмы" (1959). "Последний закат" (1961), "Содом и Гоморра" (1962, с С. Леоне), "Полёт Феникса" (1966), "Император Севера" (1973), "Хористы" (1978), "Парень из СанФранциско" (1979), "Все куколки" (1982).

ALEKAN, HENRI

АЛЕКА`Н (Alekan) Анри

(р. 10.2.1909)

франц. оператор. Учился в Консерватории иск-в и ремёсел и Ин-те оптики в Париже. В кино с 1925. В 30-е гг. был ассистентом оп. Ж. Периналя, Э. Шюфтана, Л. Пажа. Участвовал в антифаш. борьбе. Снимал док. эпизоды сражений отрядов Сопротивления, вошедшие в ф. "Битва на рельсах" (1945, реж. Р. Клеман). Снял ф.: "Красавица и чудовище" (1946, реж. Ж. Кокто), "Проклятые" (1947, реж. Клеман), "Анна Каренина" (1948, реж. Ж. Дювивье, Великобритания), "Мария из порта" (1949) и "Жюльетта, или Ключ к сновидениям" (1951) - оба реж. М. Карне, "Веронские любовники" (1949, реж. А. Кайат), "Римские каникулы" (1953, реж. У. Уайлер, США), "Лучшая доля" (1956, реж. И. Аллегре), "Герои устали" (1955) и "Тайфун над Нагасаки" (1957) - оба реж. И. Чампи, и др. С 60-х гг. снимает гл. обр. коммерч. ф.: "Майерлинг" (1968), "Рождественская ёлка" (1969), "Ландшафт с фигурами" (1970), "Красное солнце" (1971) - все в Великобритании, "Тень и ночь" (1978) и др. В 1982 снял ф. "Форель" (с др. оп., реж. Дж. Лоузи) и "Состояние дел" (с др. оп., реж. В. Вендерс, ФРГ).

ALLÉGRET, MARK

АЛЛЕГРЕ` (Allégret) Марк

(23.12.1900 - 3.11.1973)

франц. режиссёр. Брат И. Аллегре. По образованию юрист. В кино с 1926 (док. ф. "Путешествие в Конго", с А. Жидом). Первый худож. ф. - "Мадемуазель Нитуш" (по оперетте Эрве, 1931). Непосредственностью и свежестью мировосприятия были отмечены ф. "Озеро дам" (1934), "Чудесные дни" (1935), "Простофиля" (1937). Их герои - молодые люди, с радостью и надеждами вступающие в жизнь. Артистич. молодёжи был посвящен фильм А. "Вход для артистов" (1938), в котором снялся известный актёр, режиссёр и педагог Л. Жуве. В годы оккупации А. ставил ф., далёкие от повседневности: "Арлезианка" (по А. Доде), "Прекрасное приключение", "Малютки с набережной цветов". В 1952 обратил на себя внимание его худож. ф. "Жюльетта". А. работал также в Великобритании ("Бланш Фьюри", 1946) и Италии ("Возлюбленная Париса", 1954). Фильмы А. 50 - 60-х гг. отличались профессионализмом, но не внесли существенного вклада в развитие франц. кино.

Др. ф.: "Фанни" (по М. Паньолю, 1932), "Глазами Запада" (по Дж. Конраду, 1936), "Буря" (по А. Бернстейну, 1937), "Любовник леди Четтерлей" (по Д. Лоренсу, 1955), "Обрывая лепестки маргаритки" (1956), "Будь красивой и молчи" (1957), "Бал графа : д'Оржель" (по Р. Радиге, 1970).

Литература: Лепроон П., Совр. франц. режиссеры, пер. с франц., М., 1960.

ALLEGRET, YVES

АЛЛЕГРЕ` (Allegret) Ив

(р. 13.10.1907)

франц. режиссёр. В кино с 1929. Был ассистентом реж. Ж. Ренуара, А. Дженины и своего брата М. Аллегре. В 1932 снял к/м док. ф. "Тенерифе". Снимал также (с Ж. Ораншем) рекламные фильмы. Первый худож. ф. - "Двое робких" (1941, под псевд. И. Шамплен). В 1946 А. пост. ф. "Демоны зари" о бойцах франц. десантных войск в годы 2-й мировой войны. След. фильмы А. (по сц. Ж. Сигюра) изображали одиноких людей, переживающих трагич. разлад с жестокой и мрачной действительностью: "Деде из Антверпена" (1948), "Такой прелестный маленький пляж" (1949), "Проделки" (1950). Стилистика этих ф. была выдержана в духе "поэтич. реализма", с характерной драм, атмосферой, деталями-символами, изобразит. метафорами. Затем в творчестве А. усиливаются социальные и гуманистич. мотивы. В ф. "Чудеса случаются только раз" (1951) показана связь личной драмы героев с общей драмсй войны. Герой ф. "Горделивые" (по Ж. П. Сартру, 1953) находит в себе силы разорвать круг одиночества и безысходности. Утверждению солидарности людей труда поcв. ф. "Лучшая доля" (1956) и "Жерминаль" (по Э. Золя, 1963). Наряду с этими ф. режиссёр ставил коммерч. картины, а также ф., в к-рых возвращался к теме бессилия человека перед судьбой.

Др. ф.: "Девушка из Гамбурга" (1958), "Джонни Банко" (1967), "Вторжение" (1970), "Не кусайся - тебя любят" (1976). Лепроон П., Совр. франц. режиссеры, пер. с франц., М., 1960.

ALLEN, WOODY

А`ЛЛЕН (Allen) Вуди (наст. имя и фам. Аллен Стьюарт Кенигсберг, Konigsberg)

(p. 1.12.1935)

амер. режиссёр, актёр, сценарист. Сочинял юмористич. новеллы, писал пьесы, сц. телевиз. и эстрадных комедий и шоу. В кино как сценарист и актёр с 1965 ("Что нового, киска?"). Снимался также в картинах "Казино Ройяль" (1967, Великобритания), "Сыграй это ещё раз, Сэм" (1971) и др. В 1976 в фильме М. Ритта "Подставное лицо" создал трагикомич. образ тихого человека, нашедшего мужество в период разгула маккартизма защитить своё человеческое достоинство. Пост. комедии "Забирай деньги и беги" (1969), "Бананы" (1970), "Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить" (1972), "Заснувший" (1973), в основе к-рых лежали насмешка над жанровыми условностями кинематографа, бытовыми реалиями повседневности и стереотипностью мышления. В ф. "Любовь и смерть" (1975) неверно избранный объект пародии (в нём высмеивались произв. Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др. классиков лит-ры) привёл А. к поверхностному истолкованию крупнейших достижений мировой лит-ры и нац. рус. характера. В картинах "Энни Холл" (1977, пр. "Оскар"), "Интерьеры" (1978), "Манхэттен" (1979), "Воспоминания о "Звёздной пыли"" (1980) объект исследования - амер. интеллигенция, неспособная к действию, тратящая время на бесцельное выяснение отношений. Осн. место в них занимает тщательно разработанный, стилизованный под импровизационность словесный ряд. Автор или соавтор сц. всех своих ф., в к-рых (кроме ф. "Интерьеры") он сыграл также гл. роли. В 1982 пост. ф. "Эротическая комедия в летнюю ночь". Пр. Мкф в Зап. Берлине за творчество (1975). Palmer M., Woody Allen, L.- N. Y., 1980; Jacobs D., The magic of Woody Allen, L., 1982. В. Ю. Дмитриев.

ALLIO, RENÉ

АЛЛИО` (Allio) Рене

(р. 1924, по др. данным, 3.11.1921)

франц. режиссёр, художник. Учился живописи в Париже. С 1957 сотрудничал с реж. Р. Планшоном в "Театр де л а Сите", работал в др. т-рах. В кино дебютировал киновставками в спектакль "Мёртвые души" (по Н. В. Гоголю, 1962). В 1963 пост. к/м ф. "Скирда" (сц. А.). Характерная для А. социально-критич. тема "общества-мышеловки", предопределяющего кодекс поведения героев и их бунт против своей судьбы, затронутая им в ф. "Недостойная старая дама" (по Б. Брехту, 1965), была развита в ф. "Одна и другая" (1967) и "Пьер и Поль" (1968). В 1972 пост. ф. "Камизары", в 1973 - "Трудный день королевы". Ф. "Я, Пьер Ривьер, который зарезал мать, сестру и брата" (по М. Фуко, 1976) объединил разл. тенденции творчества А.- стремление к показу житейской прозы и чувство трагического, интерес к историч. тематике. В 1980 снял ф. "Возвращение в Марсель".

ALMENDROS, NESTOR

АЛЬМЕ`НДРОС (Almendros) Нестор

(р. 30.10.1930)

франц. оператор. По нац. испанец. С 1956 учился в Эксперим. киноцентре в Риме. Работал в США и на Кубе. В кон. 60-х гг. стал одним из ведущих операторов франц. кино. Снял ф. реж.: Э. Ромера - "Собирательница" (1967), "Моя ночь у Мод" (1969), "Колено Клер" (1970), "Парсифаль Уэльский" (1978) и др.; Ф. Трюффо - "Дикий ребёнок" и "Семейный очаг" (1970), "История Адели Г." (1975), "Последнее метро" (1980, пр. "Сезар"), и др. Оператор док. ф. "Центр искусств имени Жоржа Помпиду" (1977, реж. Р. Росселлини).

Среди др. ф.: "Отправляясь на юг" (1977), "Дни жатвы" (1978, пр. "Оскар", 1979), "Крамер против Крамера" (1979) - все США, "Полина на пляже" (1983).

Литература: Un homme a la camera, P., 1980.

ALTMAN, ROBERT

О`ЛТМЕН (Altman) Роберт

(р. 20.2.1925)

амер. режиссёр, сценарист, продюсер. Получил технич. образование. В 1947 - 1955 снимал док. ф. в Канзас-Сити. В Голливуде с 1955. Первые картины - "Правонарушители" (1955) и монтажная лента "История Джеймса Дина" (1957, с У. Дж. Джорджем). Затем 6 лет работал на ТВ. В 1968 пост, картину "Обратный счёт", а в 1969 - "Холодным днём в парке" (США - Канада). Прославился антивоен. комедией "М. A. S. Н." (первые буквы словосочетания "Передвижной военный хирургический госпиталь", 1970, гл. пр. Мкф в Канне). В ней проявились осн. черты реж. почерка О.- сочетание трагического и комического, ироничный взгляд на суету совр. амер. общества, внешне хаотичное построение ф., включающее разнородные сюжетные линии, острота социально-психологич. характеристик и повышенное внимание к ост-раняющим деталям. В комич. вестерне "Мак-Кейб и миссис Миллер" (1971), детективе "Долгое прощание" (по Р. Чандлеру, 1973), гангстерской ленте "Воры, как мы" и комедии "Калифорнийский покер" (1974) О. по-новому обыгрывал мотивы традиц. голливудских жанров. Одна из наиболее удачных картин О.- "Нэшвил" (1975); в ней в причудливом переплетении событий фестиваля популярной песни и предвыборной кампании консервативного политич. деятеля с язвительно-грустной иронией возникала противоречивая панорама "американского образа жизни". Последующие фильмы О.- "Буффало Билл и индейцы, или Исторический урок Сидящего Быка" (1976, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине) - критич. переосмысление жанра вестерна, психологич. драма "Три женщины" (1977), сатирич. ф. "Свадьба" (1978), муз.-психологич. этюд "Идеальная пара" (1979) - не пользовались зрит. успехом. Сатир ич. памфлет "Здоровье" (1980) вызвал неудовольствие продюсеров и ещё более осложнил положение режиссёра. Производств. и творч. трудности побудили О. обратиться к лёгкому жанру и снять игровой вариант приключений популярного героя мульт. лент моряка Попая ("Попай", 1980). В 1982 пост. ф. "Приходи на нашу встречу, Джимми Дин, Джимми Дин". О.- сценарист, а с 1975 продюсер нек-рых своих фильмов. Творчество О. оказало значит, влияние на стилистику зап. кинорежиссуры.

Др. ф.: "Брустер Мак-Клауд" (1970), "Образы" (1972), "Квинтет" (1978).

Литература: Jacobs D., Hollywood renaissance, N. Y.- L., 1977; Kolker R. P., A cinema of loneliness, N. Y.- Oxf., 1980.

К. Э. Разлогов.

ALVAREZ, SANTIAGO

А`ЛЬВАРЕС (Alvarez) Сантьяго

(р. 8.3.1919)

кубин. режиссёр. Учился в Колумбийском и Гаванском ун-тах. Участник революц. движения против диктаторского режима Ф. Батисты. Один из основателей ИКАИКа (1959). С 1976 советник министра культуры. В 1961 - 67 рук. отдела к/м ф., гл. режиссёр ф. "Латиноамериканская хроника ИКАИКа". Снял св. 70 док. фильмов. Яркость, обострённая выразительность, политич. страстность принесли А. междунар. признание. Сделал ф.: "Смерть интервенту!" (1961, с Т. Гутьерресом Алеа, пр. Мкф в Лейпциге), "Циклон" (1963, гл. пр. Мкф в Лейпциге), "Сейчас" (1965, гл. пр. Мкф в Лейпциге), "Ханой, вторник 13" (1967, гл. пр. Мкф в Лейпциге, пр. Мкф в Москве), "Взлёт в 18.00" (1969, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Лейпциге), "Сон Понго" (1970) и "Как и почему убили генерала?" (1971, пр. Мкф в Москве), "Тигр прыгнул и убил, но он умрёт... он умрёт..." (1973, спец. пр. Мкф в Лейпциге). Среди др. работ: "Эскамбрей" (1961), "Карибский кризис" (1962), "Апрель в Хироне" (1966), "Всегда к победе" (1967), "Умереть за Родину - значит жить" (1976), "Мой брат Фидель" (1977), "Я верю в тебя" (1978), "Селия - дочь народа" (1980). В 1983 пост, худож. ф. "Беглецы в пещере мёртвых". Почётный чл. Академии иск-в ГДР (1975).

AMIDEI, SERGIO

АМИДЕ`И (Amidei) Серджо

(3.10.1904 - 14.4.1981)

итал. сценарист. В кино с 1924. Первый сц.- историч. ф. "Пьетро Микка" (1938, реж. А. Вергано). Принимал участие в создании сц. ф. "Рим - открытый город" (1945, реж. Р. Росселлини), ставшего манифестом неореализма, а также др. ф. этого направления: "Пайза" (1946, реж. Росселлини), "Шуша" (1946, реж. В. Де Сика), "Трудные годы" (1948) и "Лёгкие годы" (1953) - оба реж. Л. Дзампы, "Повесть о бедных влюблённых" (1953, реж. К. Лидзани) и др. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. возобновил сотрудничество с Росселлини, создав сц. ф. "Генерал Делла Ровере" (1959), "В Риме была ночь" (1960), "Да здравствует Италия!" (1961). Антифаш. тему продолжил также в сц. ф. "Веронский процесс" (1963, реж. Лидзани). Участвовал в создании более чем 60 сц., в т. ч. "Задержанный в ожидании суда" (1971), "Мелкий, мелкий буржуа" (1977), "Новый мир" (1982).

ANDERSON, LINDSAY

А`НДЕРСОН (Anderson) Линдсей

АНДЕРСОН (Anderson) Линдсей (р. 17.4.1923), англ. режиссёр. Будучи студентом Оксфорда, основал (с П. Эриксеном и Г. Ламбертом) ж. "Sequence" (1947 - 51), в к-ром выступал за решительное вторжение кинематографа в жизнь общества, боролся с застоем, царившим в конформистском бурж. кино Великобритании. С этих позиций им сняты док. ф.: "Вейкфилдский экспресс" (1953) о повседневной жизни одного из р-нов Йоркшира, "О, страна чудес" (1954) - иронич. рассказ о парке аттракционов, "Дети четверга" (1954) - проникнутый сочувствием репортаж из школы для глухонемых детей. В 1956 вместе с Т. Ричардсоном и К. Рейсом основал группу "Свободное кино", провозгласившую "доверие к действительности" в сочетании с "поэтическим откликом на предмет изображения". Эти принципы А. выразил в своей первой ленте "Эта спортивная жизнь" (1963, в сов. прокате "Такова спортивная жизнь", пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне). В дальнейшем стремление А. к определённости идейной позиции усиливает элемент сатиры в его творчестве. Так, бунт в частной школе становится метафорой молодёжных выступлений 60-х гг. в ф. "Если..." (1968, гл. пр. Мкф в Канне, 1969), а приключения своего рода нового Кандида в ф. "О, счастливчик!" (1973) служат выявлению микроструктур англ. жизни. Социально-психологич. конфликты остаются в центре внимания в ф.-спектакле "В дни торжества" (по Д. Стори, 1975). "Госпиталь Британия" (1982) - горькая сатира на совр. англ. общество. Сравнительно небольшое число ф., снятых А., объясняется его нежеланием идти на компромиссы с коммерч. кино. Много работает в т-ре. o Sussex E., Lindsay Anderson, L., 1969; Si let C, Lindsay Anderson, L.- Boston, 1979.

ANDERSSON, BIBI

А`НДЕРСОН (Andersson) Биби

(р. 11.11.1935)

швед, актриса. Училась в Драм. школе Й. Терсеруса и с 1954 в школе при стокгольмском "Драматен театер". С 1956 играла в Гор. т-ре в Мальме, руководимом И. Бергманом, с 1959 в труппе "Драматен театер". В кино с 1953. Получила известность в фильмах Бергмана "Улыбки летней ночи" (1955), "Седьмая печать" и "Земляничная поляна" (1957), "Лицо" и "У истоков жизни" (1958, пр. МКФ в Канне). К лучшим работам А. относится роль Альмы в фильме Бергмана "Персона" (1966), где актриса с психологич. достоверностью сыграла медсестру, пытающуюся помочь психически больной пациентке преодолеть отчуждение и страх одиночества. Снялась также в др. фильмах Бергмана - "Око дьявола" (1960), "Не говоря уже обо всех этих женщинах" (1964), "Страсть" (1968), "Прикосновение" (1971), "Сцены из супружеской жизни" (1974), а также в ф. реж. В. Шёмана - "Любовница" (1962, пр. Мкф в Зап. Берлине), "Постель для брата и сестры 1782" (1965), "Я краснею" (1980). В 1972 снялась в сов.-швед. ф. "Человек с другой стороны" (реж. Ю. П. Егоров). Играет в т-ре.

Др. ф.: "Дуэль в Диабло" (США), "Девушки", "История женщины" (Италия), "Соперница" (Франция), "Дождь над Сантьяго" (Франция), "Враг народа" (США).

Литература: Актеры заруб, кино, в. 9, М., 1975.

ANDERSSON, HARRIET

А`НДЕРСОН (Andersson) Харриет

(р. 14.1. 1932)

швед, актриса. Училась в частной театр, школе. В 1953 - 55 играла в Гор. т-ре в Мальме. В кино с 1950 (ф. "Пока город спит"). Творч. индивидуальность А. формировалась в фильмах И. Бергмана: "Лето с Моникой" (1953), "Вечер шутов" и "Урок любви" (1954), "Женские грёзы" и "Улыбки летней ночи" (1955), "Как в зеркале" (1961), "Не говоря уже обо всех этих женщинах" (1964). Героини А.- женщины незаурядные, сильные личности с живым характером, интеллектом, обострённой чувственностью. В 60-е гг. снялась в ф. реж. Й. Доннера "Воскресенье в сентябре", "Любить" (пр. Мкф в Венеции, 1964), "Здесь начинается приключение", "Поперечная балка", "Анна" (Финляндия), где сыграла своих современниц-горожанок. Лучшая роль - Агнес в фильме Бергмана "Шёпоты и крик" (1972). В 1975 получила пр. Мкф в Москве за роль в ф. "Белая стена" (реж. С. Бьёркман). Снялась в ф. "Линус" (1979), "Фанни и Александр" (1983, реж. Бергман).

ANDRADE, JOAQUIM PEDRO DE

АНДРА`ДИ (Andrade) Жоакин Педру ди

(р. 25.5.1932)

браз. режиссёр. Один из зачинателей "нового кино" в Бразилии. С 1958 ассист. режиссёра, продюсер. В 1959 пост, к/м ф. "Учитель Апикукос" и "Поэт замка", в 1961 - к/м ф. "Кошачья кожа", позже включённый в ф. "Пять раз фавела" (1962). Пост. ф.: "Гарринча, радость народа" (1963, п/м док.) о любви бразильцев к футболу, "Священник и девушка" (1966, п/м худож.), "Бразилия, противоречия нового города" (1967, к/м док.), "Импровизируя и достигая цели" (1968, док., для ТВ ФРГ) о "новом кино" в Бразилии. Его ф. "Макунайма" (1969) - сатира на совр. бурж. цивилизацию.

Др. ф.: "Заговорщики" (1972), "Супружеская война" (1974), "Тропическая тропа" (1977).

ANGELOPOULOS, THEODOROS

АНГЕЛО`ПУЛОС (Angelopoulos) Теодорос

(р. 27.4. 1936)

греч. режиссёр, сценарист. В 1964 окончил Киноин-т в Париже. В 1964 - 67 выступал как кинокритик. В 1968 пост, к/м худож. ф. "Радиопередача", где умело выстроил драматургически напряжённую интригу. П/м ф. "Реконструкция" (1970) о жизни довоен. греч. деревни и "Дни 36-го года" (1972, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Зап. Берлине, 1973) об установлении в Греции фаш. диктатуры генерала И. Метаксаса отмечены своеобразной творч. манерой - замедленным ритмом, имитацией док. съёмок. Наиболее значит. ф.: "Комедианты" (1975, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне) о героич. Движении Сопротивления греч. народа, начавшемся в годы 2-й мировой войны, и "Охотники" (1977), в к-ром разоблачается страх греч. буржуазии перед нар. демократич. движением. Ф. "Александр Великий" (1980) получил спец. пр. Мкф в Венеции и пр. ФИПРЕССИ. А.- крупнейший представитель греч. политич. кинематографа. Для его ф. характерны элементы символики, метафоричность, поиск новых драматургич. структур, связанных с критич. переосмыслением наследия антич. культуры. В 1984 его ф. "Путешествие на Киферу" отмечен пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне.

ANTONELLI, LAURA

АНТОНЕ`ЛЛИ (Antonelli) Лаура

(р. 1942)

итал. актриса. В кино с 1968 ("Венера в мехах", ФРГ). Снялась во Фран ции в ф. "Супруги второго года революции" (в СССР - "Повторный брак") и "Без видимых причин" (1971), "Доктор Пополь" (1972), а также в ряде итал. комедий. Драматич. дарование А. проявилось в ф. "Коварство" (1973, пр. "Давид Донателло" и "Невинный" (1976, реж. Л. Висконти). В 1985 снялась в ф. "Куски жизни" (Франция).

ANTONIONI, MICHELANGELO

Статья большая, находится на отдельной странице.

ANTONIU

АНТОНИУ Костаке

ARBUCKLE, ROSCOE

АРБЭ`КЛЬ (Arbuckle) Роско

(24.3.1881, по др. данным, 1887 - 29.6.1933)

амер. актёр. В кино с 1909. В 1913 стал одним из ведущих актёров студии М. Сеннетта. Его партнёрами были Ч. Чаплин, Б. Китон, М. Бэикс. В многочисл. комич. фильмах А. создал маску комика-толстяка (отсюда его прозвище Фатти, т. е. толстый, жирный), принёсшую ему большую популярность. Обладал отличной актёрской техникой и акробатич. мастерством. Лучшие роли А.- в п/м кинокомедиях "Жизнь партии" (1920, в сов. прокате "Роман делового человека"), "Человек, получающий один доллар в год" (1921, в сов. прокате "Герой яхт-клуба", "Фатти - детектив-любитель"). Из-за скандального процесса в 1921 по недоказанному обвинению в оскорблении нравственности ф. с его участием стали бойкотироваться публикой. Попытки найти работу за границей оказались тщетными. А. выступал в качестве режиссёра (под псевд. Джон Уильям Гудрич) гл. обр. к/м фильмов.

Литература: Амер. кино-актеры, Л., 1927; Колонаров Б., Фатти (Roscoe Arbuckle), М.- Л., 1928.

ARISTARCO, GUIDO

АРИСТА`РКО (Aristarco) Гуидо

(р. 7.10.1918)

итал. киновед, критик. В 1946 участвовал в создании антифаш. ф. "Солнце ещё всходит" (реж. А. Вергано). Его работа "Иск-во кино" (1950) легла в основу капитального труда "История теорий кино" (1951, рус. пер. 1966). В 1948 - 1952 редактор ж. "Cinema", с 1952 - ж. "Cinema nuovo". Сотрудничает во мн. итал. и заруб, изданиях. В 1953 подвергся преследованиям за публикацию антифаш. и антивоен. сц. "Гуляй-армия", в к-ром власти усмотрели оскорбление итал. вооруж. сил. В 1976 выпустил антологии ж. "Cinema" и "Cinema nuovo", представляющие ценный материал по истории неореализма. Автор мн. книг (в т. ч. "Распад разума", Милан, 1965) и статей, в к-рых выступал за пересмотр принципов итал. киноведения, утверждение марксистской эстетики. В 1951 - 52 и в 1958 - 59 преподавал в Миланском ун-те.

ARLETTY

АРЛЕТТИ` (Arletty)

(наст. имя и фам. Арлетт Леони Батиa, Bathiat)

(p. 15.5. 1898)

франц. актриса. Была работницей на фабрике, машинисткой, манекенщицей. С 1920 выступала в т-ре оперетты, ревю, мюзик-холле. В кино с 1931. Наиболее значит. роли А. сыграла в фильмах М. Карне "Северный отель" (1938), "День начинается" (1939), "Вечерние посетители" (1942), "Дети райка" (1944). Иск-ву А. свойственны непосредственность, тонкость в передаче психологич. оттенков, поэтичность, артистизм.

Др. ф.: "Пансион "Мимоза"", "Фрик-Фрак", "Смягчающие обстоятельства", "За закрытыми дверями", "Воздух Парижа", "Самый длинный день" (США), "Закрытые ставни".

Литература: La defense, P., 1972.

ARMENDARIZ

АРМЕНДА`РИС (Armendariz) Педро

(9.5.1912 - 18.6.1963)

мекс. актёр. Учился в США в Политехнич. ин-те. С 1935 в т-ре, тогда же сыграл свою первую роль в ф. "Мария Елена" (реж. Р. Севилья), затем снимался в ф. мекс. реж. Р. Гавальдона, Р. Баледона, Ч. Уруэты, а также амер. реж. Дж. Форда, Дж. Хьюстона и др. Творч. успех А. связан с работой в картинах реж. Э. Фернандеса в 1944 - 49, где он играл роли мекс. тружеников. Его герои отличались честностью, благородством, силой духа: Луис Падилья ("Я - настоящий мексиканец", 1942), Хосе Луис Кастро ("Лесной цветок", 1943), Лоренсо Рафаэль ("Мария Канделария") и Хуан Гомес ("Покинутые") - оба 1944, Кино ("Жемчужина", 1946, пр. Мкф в Венеции), генерал Хосе Рейе ("Влюблённая", 1946), Рикардо Рохас ("Беглец", 1947, США), Хосе Мария ("Макловия", 1948). В 50 - 60-е гг. снимался в ф. "Зверь", "Восстание повешенных", "Люди и волки" (Италия), "Вырванные с корнем", "Наш каждодневный голод", "Помилование" (Испания), "Капитан Синдбад" (США).

ARNHEIM, RUDOLPH

А`РНХАЙМ, Арнхейм (Arnheim) Рудольф

(р. 15.7.1904)

нем. киновед, психолог, эстетик. По окончании Берлинского ун-та работал в Риме. В 1939 эмигрировал в США, где преподавал в разл. ун-тах. Киноведч. концепция А. разработана в 1932-33 в кн. "Кино как иск-во" и"Кино". В них А. приходит к выводу, что кино может быть иск-вом лишь благодаря условностям, ограничивающим иллюзию реальности (двухмерность изображения, отсутствие цвета, нарушение соотношения масштабов, временная прерывистость повествования и т. д.). А. настаивает на том, что наличие этих условностей есть залог худож. преображения мира в кино и полноценного эстетич. восприятия фильма. Теории А. присущ негативизм по отношению к любому средству, повышающему меру жизнеподобия киномира,- звуку, цвету, стереоизображению и т. п. Отсюда - оппозиция А. по отношению к реальным процессам развития киноиск-ва. Положения своей кинотеории А. в дальнейшем развил во мн. статьях в ж. "Film culture" и "Sight and Sound". Известную ценность для киноведения имеют исследования А. в области психологии восприятия визуальных иск-в. Значение А. в кинотеории, обусловленное исследовательской строгостью его работ и его престижем учёного-психолога, оказывается ограниченным вследствие узости его эстетич. воззрений.

Литература: Entropy and art. An Essay on disorder and order, Berk., 1971; Kritiken und Aufsatze zum Film, Miinch.-W., 1977; в рус. пер.: Кино как иск-во, М., 1960; Иск-во и визуальное восприятие, М., 1974. § Amengual В., Un martyr de l'esthetique. Rudolf Arnheim, "Cinema", 1974, № 183.

ASHBY, HAL

Э`ШБИ (Ashby) Хал

(р. 1936)

амер. режиссёр. Учился в ун-те штата Юта. Был канцелярским служащим, работником кинолаборатории, ассист. монтажёра. С 1965 был монтажёром у реж. Н. Джуисона. За монтаж ф. "Душной южной ночью" получил пр. "Оскар" (1967). В 1971 пост. ф. "Домовладелец", резко осуждавший расовую нетерпимость. В 1972 сделал психологич. трагикомедию "Гарольд и Мод", историю лишённого домашнего тепла подростка, к-рый преодолевает одиночество благодаря дружбе со старой эксцентричной женщиной. Большим успехом Э. стала социальная драма "Последний наряд" (1974), где через рассказ о солдатах, конвоирующих в тюрьму своего товарища, проводится мысль о трагич. несправедливости бурж. общества и человеческом взаимопонимании. После картины "Шампунь" (1975) пост. муз. ф. "На пути к славе" (1976, о нар. певце Америки Вуди Гатри, боровшемся в 30-е гг. за права профсоюзов), избрав для раскрытия темы стилистику, и близкую к документальной. В 1978 снял одну из лучших амер. лент "Возвращение домой", психологически точно и социально насыщенно показав, какие глубокие раны в сознании нации оставила агрессия против вьетнамского народа. В 1980 пост. своеобразный вариант Вольтеровского Кандида" - политич. трагикомедию "Будучи там", рассматривающую глазами простодушного героя - неграмотного садовника - реалии совр. бурж. действительности, механизм власти в совр. Америке. В 1983 снял ф. "Давайте проведём вечер вместе" о рок-группе "Роллинг стоуне". В. Ю. Дмитриев.

ASQUITH, ANTHONY

А`СКВИТ (Asquith) Антони

(9.11.1902 - 20.2.1968)

англ. режиссёр. В кино с 1926. Уже в первом ф. "Подземка" (1928) о жизни простых людей Великобритании изобретательно использовал приёмы и средства кинематографич. выразительности. В ф. "Говори, Англия" (1931) о событиях 1-й мировой войны особенно интересны воен. сцены, пост, в док. манере. А. раскрывал в своих произв. типические черты англ. народа, его нравы, обычаи. Значит, успехов достиг в экранизациях: "Пигмалион" (по Б. Шоу, 1938, с участием Л. Хоуарда и У. Хиллер), "Как важно быть серьёзным" (по О. Уайльду, 1952, с М. Редгрейвом и Дж. Гринвуд) и др. Был первым англ. директором основанной в 1933 Ассоциации кинематографистов (в 1937 - 1968 пред.).

Др. ф.: "Коттедж в Дартмуре" (1930), "Счастливый номер" (1933), "Французский без слёз" (1939), "Радиостанция свободы" (1940), "Не прошедший цензуру" (1942), "Мы погружаемся на заре" (1943), "Фанни при газовом свете" (1944), "Мальчик Уинслоу" (1948), "Версия Браунинга" (1951), "Дилемма доктора" (1958) и "Миллионерша" (1960) - оба по Шоу, "Двое живых, один мёртвый" (по Кристиансену, Швеция) и "Оружие тьмы" (1962), "Весьма важные персоны" и "Вечер с королевским балетом" (с А. Хавлок-Алланом, док.) - оба 1963, "Жёлтый роллс-ройс" (1964).

Литература: Noble P., An index to the creative work of Anthony Asquith, L., (1952) (Special supplement to "Sight and Sound").

ASTAIRE, FRED

А`СТЕР (Astaire) Фред

(наст. имя и фам. Фредерик Аустерлиц, Austerlitz)

(р. 10.5.1899)

амер. актёр. В 1917 дебютировал как танцовщик варьете в Нью-Йорке. Выступал в т-рах Бродвея, играя роли, требующие хореографич. мастерства. С 1933 в кино ("Танцующая леди").

Хореограф и автор песен, один из основоположников и ведущих актёров муз.-танц. ф. "Цилиндр" (1935), "Ритм суинга" (1936), "Потанцуем?" (1937), "Беззаботный" (1938) и др. Постоянной партнёршей А. была до 1939 Дж. Роджерс. Затем А. выступал с Л. Бремер, Э. Пауэлл, Дж. Гарленд, С. Чарисс. Драм, дарование А. раскрылось в ф. "На последнем берегу" (1959), где он исполнил роль учёного-атомщика. Среди ф. 70-х гг.: "Ад в поднебесье", "Сиреневое такси". Спец. пр. "Оскар" (1949).

Др. ф.: "Зигфельд Фоллиз", "Иоланда и вор", "Пасхальный парад", "Забавная мордашка", "Радуга Файниана".

Литература: Steps in time, N. Y., 1959.

ASTRUC, ALEXANDRE

АСТРЮ`К (Astruc) Александр

(р. 13.7.1923)

франц. режиссёр, писатель, теоретик кино. Работал журналистом, кинокритиком, ассист. режиссёра. Снял эксперим. к/м ф. "Туда и обратно" (1948), "Улисс, или Дурные встречи" (1949), "Багряный занавес" (1953, пр. Мкф в Канне, пр. Деллюка), "Колодец и маятник" (по Э. По, 1963) и др. Первый п/м худож. ф. "Дурные встречи" (по роману С. Сен-Лоран "Проклятая смесь", 1955) затрагивал актуальные проблемы молодёжи послевоен. поколения и предвосхитил искания "новой волны". Более известен как теоретик и критик. Участвовал в организации киноклуба "Объектив-49". В 1948 опубликовал в ж. "L'Ecran francais" ст. "Рождение нового авангарда: камера-стило", в к-рой призывал к освобождению режиссуры от канонов повествовательного изображения жизни во имя свободы и гибкости самовыражения (по аналогии с индивидуальным стилем писателя).

Др. ф.: "Жизнь" (по Г. Мопассану, 1958), "Добыча для тени" (1961), "Воспитание чувств" (по Г. Флоберу, 1962), "Долгий марш" (1966), "Пламя над Адриатикой" (1968, с СФРЮ), док. ф. "Сартр о себе" (1976, с М. Конта).

ATTENBOROUGH, RICHARD

А`ТТЕНБОРО (Attenborough) Ричард

(р. 29.8.1923)

англ. актёр, режиссёр. Окончил Королев. академию драм, иск-ва. Дебютировал в кино небольшой ролью в фильме Н. Коуарда и Д. Лина "...в котором мы служим" (1942). Снялся более чем в 50 ф. Часто исполнял роли военных, воплощавших идею "крепыша Джона Булля". Вместе с Б. Форбсом основал кинофирму "Бивер филмс", где был пост. ф. о "положительном" штрейкбрехере ("Гневное молчание", 1960). Реж. дебют - экранизация антивоен. мьюзикла Дж. Литлвуд "О, что за прелестная война!" (1969), построенного на материале песен эпохи 1-й мировой войны. След. ф. также посвящены теме войны: "Молодой Уинстон" (1972) об участии У. Черчилля в англо-бурской войне и "На один мост дальше" (1977) о неудачной Арнемской операции союзников в 1944. В 1982 снял ф. "Ганди" (с Индией, пр. "Оскар", 1983).

AUDRAN, STÉPHANE

ОДРА`Н (Audran) Стефан

(р. 8.11.1932)

франц. актриса. Посещала курсы драм. иск-ва Ш. Дюллена. Работала в т-ре. В кино с 1957. Ф. "Кузены" (1959) стал началом её сотрудничества с реж. К. Шабролем: "Милашки" (1960), "Око лукавого" (1962), "Демаркационная линия" (1966), "Скандал" (1967), "Лани" (1968), "Неверная жена" (1969), "Мясник" (1970), "Кровные узы" и "Виолетта Нозьер" (1978). Одна из популярных звёзд франц. коммерч. кино, О. снималась также и в ф. реж.: Э. Ромера - "Знак Льва" (1962); Л. Буньюэля - "Скромное обаяние буржуазии" (1972); К. Соте - "Венсан, Франсуа, Поль и другие" (1974); Б. Тавернье - "Чистка" (1981) и др. В 1983 снялась в ф. "Смертельная прогулка".

Др. ф.: "Дама в автомобиле, в очках и с ружьём", "Без видимых причин", "Кровавая свадьба", "Смерть негодяя".

AURIC, GEORGES

ОРИ`К (Auric) Жорж

(15.2.1899 - 23.7.1983)

франц. композитор. Чл. Ин-та Франции (1962). Принадлежал к группе "Шестёрка", объединившей передовых франц. музыкантов и сыгравшей значит. роль во франц. музыке 20-х гг. В кино с 1930 (ф. реж. Ж. Кокто "Кровь поэта"). Впоследствии писал музыку ко всем фильмам Кокто. Написал музыку более чем к 70 ф., в т. ч.: "Свободу нам" и "Ночные красавицы" - оба реж. Р. Клера, "Цезарь и Клеопатра" (Великобритания), "Красавица и чудовище" (пр. Мкф в Канне, 1946) и "Орфей" - оба реж. Кокто, "Почтительная проститутка" (пр. Мкф в Венеции, 1952), "Лола Монтес", "Рождественская ёлка" и др.

Литература: Vivre et voler, P., 1968.

Литература: Golea A., Georges Auric, P., 1958.

AUTANT-LARA, CLAUDE

ОТА`Н-ЛАРА` (Autant-Lara) Клод

(р. 5.8.1903)

франц. режиссёр. В кино с 1919 как художник. Работал с М. Л'Эрбье, Ж. Ренуаром, Р. Клером (с последним - также как ассистент). Пост, в духе "Авангарда" эксперим. ф. "Происшествия" (1923) и "Разложить костёр" (1925, 1-й опыт широкоэкр. ф., вышел в 1928). В 1930 - 32 работал в Голливуде над дублированием фильмов. Во Франции пост. неск. к/м комедий, затем в Великобритании - кинооперетту "Сибулетт" (1933). Первая значит. работа - ф. "Замужество Шифон" (по роману Жип, 1942), положивший начало сотрудничеству режиссёра со сц. Ж. Ораншем и П. Бостом. В ф. периода оккупации (1940 - 44) режиссёр уводил зрителей в стилизованный мир историч. прошлого или поэтич. вымысла: "Любовные письма" (1942), "Дус" (1943), "Сильвия и привидение" (1945). Известность О.-Л. принёс ф. "Дьявол во плоти" (по роману Р. Радиге, 1947) - трагич. повесть о юношеской любви, окрашенная антивоен. и антибурж. мотивами. Во мн. последующих произв. О.-Л. стремился ставить социальные проблемы и поэтому часто сталкивался с цензурой. Как антибурж. и антиклерикальный фарс пост, ф. "Красная гостиница" (1951). Сатирич. и полемич. тенденция преобладала также в ф. "Молодо-зелено" (по роману Г. С. Колетт, 1953). Тема бунта, вызова стала центральной в экранизации романа Стендаля "Красное и чёрное" (1954). Ф. "Ночная Маргарита" (до П. Мак-Орлану, 1955) - совр. вариант легенды о Фаусте был решён режиссёром в поэтич. ключе. Лучшее произв. О.-Л. 50-х гг. ф. "Через Париж" (1956), действие к-рого происходит в период оккупации франции. В 60-х гг. наибольший резонанс имел фильм О.-Л. "Не убий" (1960, СФРЮ), к-рый имел отчётливую антимилитаристскую направленность. После этого режиссёр пост, социально острый ф. "Дневник женщины в белом" (1965), затем ф. "Новый дневник женщины в белом" (1966). В 1977 снял ф. "Глория" - мелодраматич. историю о любви юных героев, разлучённых войной и встретившихся много лет спустя.

Др. ф.: "Игрок" (по Ф. М. Достоевскому) и "В случае несчастья" (1958), "Граф Монте-Кристо" (по А. Дюма-отцу, 1961), "францисканец из Буржа" (1968), "Картошка" (1969).

Литература: Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Buache F Claude Autant-Lara, Lausanne, 1982.

AVILDSEN, JOHN

Э`ВИЛДСЕН (Avildsen) Джон

(р. 21.12.1935)

амер. режиссёр. Был сценаристом, режиссёром рекламных ф., монтажёром. Снял неск. к/м лент. Социальные проблемы затронул в ф. "Джо" (1970), где носителям консервативной идеологии совр. Америки противопоставлена потерявшая ориентиры, отравляющая себя наркотиками молодёжь; в ф. наряду с богатым буржуа выведен олицетворением реакц. Америки и представитель рабочего класса. Известность получили картины Э. "Спасите тигра" (1973) и в особенности "Рокки" (1976, пр. "Оскар") - сентимент. история молодого боксёра-итальянца, пробивающегося к успеху.

Др. ф.: "Угадай, что мы учили сегодня в школе" (1969), "Роджер - провокатор" (1972), "Медленный танец в большом городе" (1978), "Формула" (1980), "Парень каратэ" (1984).

AZNAVOUR, CHARLES

АЗНАВУ`Р (Aznavour) Шарль

(наст. имя и фам. Варенаг Азнавурян, Aznavourian)

(p. 22.5.1924)

франц. актёр, поэт, композитор, певец. Род. во Франции в семье арм. переселенцев. Участник антифаш. борьбы. Получил известность как исполнитель и автор эстрадных песен. В 1959 сыграл роль в ф. "Головой об стену", где создал образ беззащитного, доброго человека, к-рого чёрствость окружающих доводит до самоубийства. Непричастность к миру зла, нравственная чистота - таковы осн. черты мн. образов, созданных А. Наиболее значит, работы в ф. "Стреляйте в пианиста" (1960, реж. Ф. Трюффо), "Американская крыса" (1963, реж. Альбикокко), "Призраки шляпника" (1982, реж. К. Шаброль).

Др. ф.: "Переход через Рейн", "Такси в Тобрук", "Дьявол и десять заповедей", "Время волков", "Львиная доля", "Незваные гости", "Десять негритят"; "Буржуазные причуды" (Великобритания).

BACH DIEP

БАТЬ ЗИЕ`П (Bạch Diệp)

(p. 1939)

вьетнамский режиссёр. Окончила Нац. киношколу в Ханое (первая женщина-режиссёр). Дебютировала экранизацией классич. пьесы "Государь Чан Куок Тоан ведёт войска в бой" (1971). Пост. ф.: "Люди возвращаются на поля" (1973), "Святой день" (1976), "История, происшедшая в кокосовой деревне" (1977), "Она ещё не умеет говорить" (1979), "Кто любит, кто ненавидит" (1982).

BACSÓ, PÉTER

БА`ЧО (Bacsó) Петер

(р. 6.1.1928)

венг. режиссёр, сценарист. Нар. арт. ВНР. По окончании Высш. школы т-ра и кино (1950) как сценарист сотрудничал с реж. З. Варконьи, М. Келети, К. Макком, З. Фабри, И. Фехером. Дебют в режиссуре - ф. "Летом просто" (1964). Гражданственность позиции, полемич. заострённость в постановке проблем, мастерство публициста проявились в ф. "Лето в горах" (1967, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1968), "Свидетель" (1969), "Настоящее время" (1972, пр. Мкф в Локарно), "Третья попытка" (1973). Аналитич. взгляд Б. на действительность проявился в ф. популярных жанров - сатиры ("Кипяток на лысину", 1972, "Рояль в воздухе", 1976), бытовой драмы ("Тревожный сигнал", 1977, в сов. прокате "Сигнальный выстрел"; "Удар током", 1978), мьюзикла ("Пылкие девушки", 1974), детектива ("Швед, пропавший без вести", 1981, с ФРГ и Швецией). В 1982 пост. ф. "Позавчера". Б.- сценарист своих картин. Пр. им. Балажа (1973).

Др. ф.: режиссёр - "Влюблённые велосипедисты" (1965), "Выстрел в голову" (1968), "Прорыв" (1971), "Не тронь мою бороду!" (1975), "Кто говорит здесь о любви?" (1980); сценарист - "Западная зона" (1951, с Варконьи), "Юное сердце" (1953), "Сказка о 12 очках" (1956, с И. Бекеффи, И. Енеи, П. Сасом), "Анна Эдеш" (1958, с Фабри), "По газонам ходить разрешается" (1960, с Сасохл), "Военная музыка" (с Д. Хинчем и Э. Мар-тоном) и "Два тайма в аду" - оба 1961, "Высоконравственная ночь" (1977, с И. Эркенем).

Литература: Jelenido harom filmregeny, Bdpst, 1975; A. Tanu, Bdpst, 1980. Kohati Z., Bacso Peter, Bdpst, 1980.

Следующая страница