Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "BAH"-"BER")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "BAH"-"BER")

BAHNA, VLADIMIR

БА`ГНА (Bahna) Владимир

(25.7.1914 - 19.10.1977)

чехосл. режиссёр. Нар. арт. ЧССР (1976). Чл. КПЧ с 1945. Снял док. ф. "Стальной путь" (1950), "Радуга над Словакией" (1952). Пост. худож. ф.: "Невспаханное поле" (по П. Илемницкому, 1953), в к ром реалистически воссоздал картину жизни словацкой деревни накануне 2-й мировой войны. Гос. пр. ЧССР (1952).

Среди др. ф.: "Генерация" (по В. Миначу, 1962, т/ф), "Площадь св. Альжбеты" (1965), "Скрытый источник" (1974).

BALÁZS, BÉLA

БАЛА`Ж, Балаш (Balázs) Бела

(4.8.1884 - 17.5.1949)

венг. писатель, сценарист, теоретик кино, критик, педагог. Д-р филос. наук. В 1908 окончил Будапештский ун-т. Как активист компартии участвовал в организации культурной жизни пролет, гос-ва в период Венг. сов. республики (1919). Падение республики и террор вынудили Б. покинуть родину (25 лет жил в эмиграции). В кино начал работать в Германии и Австрии как критик, затем как теоретик и сценарист. Важнейшая часть наследия Б.- теоретич. исследования выразит, средств кинематографа (монтаж, композиция кадра, актёрское мастерство). В кн. "Видимый человек" (1925) эстетич. закономерности киноиск-ва выявлены на материале немого кино; в труде "Дух фильмы" (1930) Б. исследовал возможности звукозрительной образности. Итогом теоретич. деятельности была работа "Иск-во кино" (1945). Первый сц.- экранизация пьесы Б. Брехта "Трёхгрошовая опера" (1931, с Л. Вайдой и Л. Ланья, реж. Г. В. Пабст). С 1941 жил в СССР, писал сценарии и рецензии, занимался редакторской работой, преподавал во ВГИКе. По возвращении в Венгрию (1945) включился в организацию социалистич. кинематографии. По сц. Б. поставлены первые ф. после освобождения Венгрии: "Песнь о нивах" (1947, сц. с И. Сечем, реж. Сёч) и "Где-то в Европе" (1948, сц. с Г. Радваньи, реж. Радваньи). Преподавал после 1945 в киновузах ПНР, ЧССР и ГДР. Гос. пр. им. Кошута (1949).

Др. сц.: "Гранд-отель" (1926, 1946, Австрия), "Наркоз" (1929, с А. Абелем, Германия), "Карл Бруннер" (1936, СССР), "В Чёрных горах" (1941, СССР).

Filmkultiira, Bdpst, 1948; A film, Bdpst, 1961; в рус. пер.- Кино. Становление и сущноcть нового иск-ва, М., 1968. Вайсфельд И., Итоги дискуссии в "Духе фильмы", "ИК", 1936, № 6; Буров С. Бела Балаш - теоретик и критик кино, там же, 1947, № 1.

BALÁZSOVITS, LAJOS

БА`ЛАЖОВИЧ (Balázsovits) Лайош

БАЛАЖОВИЧ (Balazsovits) Лайош (р. 4.12.1946), венг. актёр. Окончив Высш. школу т-ра и кино (1969), играл в будапештских т-рах. С 1979 на к/ст "Ма-рильм". Актёр романтич. склада, Б.- исполнитель гл. ролей в большинстве ф. реж. М. Янчо ("Светлые ветры", 1968, Агнец божий", 1970, "Пока народ ещё просит", 1972, "Любовь моя Электра", 1974, "Частные грехи, публичные добродетели", 1976, СФРЮ - Италия; "Венерская рапсодия" и "Allegro barbaro", 1979). Заметные работы актера - в ф. Лунная ночь" и "Подброшенный камень" (1969), "Не плачьте, девушки! и "Эстафета" (1970), "Миларепа" (1973, Италия), "Язык жестов" (1974, в сов. прокате "Исцеление"), "Табуретка "Королевы"" (в сов. прокате "Скала королевы", 1976), "С днём рождения, Мэрилин!" (1981), "Реквием" (1982).

Др. ф.: "Эгей, Кроха!", "Перед богом и людьми", "Милашки", "У малыша будет братишка", "Кто сидит в яйце?" (в сон. прокате "Тайна большой горы"), "Ожидание ", "Высоконравственная ночь", "Дора сообщает", "Живым или мёртвым".

BALÍK, JAROSLAV

БА`ЛИК (Balík) Ярослав

(р. 23.6.1924)

чехосл. режиссёр, сценарист. Нар. арт. ЧССР (1984). Чл. КПЧ. Учился в ФАМУ в Праге. Работал на к/ст "Баррандов" (ассист. реж. К. Стеклы). В 1957 пост, ф. "Бомба", затем "Репетиция продолжается" (1959), биографии, ф. о Ю. Фучике "Репортаж с петлёй на шее" (1962). Пост. ф.: "Идиот из Ксеенемюнде" и "Смерть Тарзана" (оба по рассказам Й. Несвадбы, 1962), "Пять грешников" (по рассказам Й. Копты, 1964, к/сб из пяти новелл), фантастич. комедию "Девушка Голем" (1972), психологич. драмы "Та, третья" (1968), "Влюблённые в году первом" (1973, в сов. прокате "Весна грустной любви"), "В каждой комнате женщина" (1974), "Один сребреник" (по З. Плугаржу, 1976, пр. Мкф в Карлови-Вари), "Тень летающей птички" и "Отражение" (1977), "Я - стена смерти" (1978). В 1980 пост. "ф.-ретро" "Ритм 1934", в 1981 - "Конечная остановка" (спец. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1982), в 1983 - "Сумасшедший канкан". Соавтор сц. всех своих фильмов. Преподаёт в ФАМУ в Праге. Пред. редколлегии ж. "Kino". Вице-през. СК ЧССР.

BÁLINT, ANDREA

БА`ЛИНТ (Balint) Андраш

(р. 26.4.1943)

венг. актёр. По окончании Высш. школы т-ра и кино (1965) играл в Нац. т-ре г. Печ, с 1969 - в Т-ре им. Мадача в Будапеште. В кино с 1965. Снимается гл. обр. в ф. реж. И. Сабо ("Пора мечтаний", 1965, "Отец", 1966, "Любовный фильм", 1970, "Улица Тюзолто, 25", 1973, "Будапештские рассказы", 1976, "Доверие", 1979). В этих картинах, а также в ф. "Эстафета" (1970), "Тротта" (1971, ФРГ - Австрия), "141 минута из "Незавершённой фразы"" (1974, в сов. прокате "Незавершённая фраза") Б. создал психологич. портреты. Лиризм, естественность перевоплощения, высокая актёрская техника позволяют Б. сниматься в ф. разных жанров. Играл заметные роли в ф. "Светлые ветры" (1969), "Пока народ ещё просит" (1972), "Лиловая акация" (1973), "С Новым годом!" (1978), "С днём рождения, Мэрилин!" (1981). Пр. им. Ясаи (1976).

Др. ф.: "Обезглавливание святого Иоанна", "Переулок", "Шарика, дорогая", "Копьеносцы", "Отражения", "Чёрное солнце" (ЧССР).

BALLING, ERIK

БА`ЛЛИНГ (Balling) Эрик

(р. 29.11.1924)

дат. режиссёр, сценарист, продюсер. С 1946 в кинокомпании "Нордиск фильм" (с 1957 директор). В 1952 пост, ф. "Мы бродяги" (с О. Пальсбо). Комедийный талант Б.-режиссёра проявился уже в первых работах ("Адам и Ева", 1953). Картина "Киспус" (1956) стала первым дат. цв. фильмом. В ленте "Кивиток" (1956, в сов. прокате "Легенда о беглеце") рассказывается о проблемах совр. Гренландии; в ф. "Вера, надежда и колдовство" (1960) показываются быт и нравы жителей Фарерских островов; "Девушка Гого" (1963) повествует о жизни исландцев. С 1968 снимает популярную серию (ежегодно по одному ф.) о банде Ольсена (к 1982 снял 13 ф. этой серии о забавных похождениях трёх мошенников). Работает гл. обр. в жанре т. н. нар. комедии.

Др. ф.: "Милое семейство" (1962), "Лето в Тироле" (1964), "Бей первым, Фреди" (1965), "Марта" (1967), "Это было в субботу вечером" (1968), "Баллада о Кристиансхауне" (1971, в сов. прокате "Скандал в старом городе").

BALSAM, MARTIN

БО`ЛСАМ (Balsam) Мартин

(р. 4.11.1919)

амер. актёр. Окончил нью-йоркскую Актёрскую студию. В кино с 1954 (ф. "В порту"), гл. обр. во второстепенных ролях. Актёрские возможности Б., его способность выстраивать сложные и многоплановые драм, образы ярко раскрылись в ф. "Психоз" и "Все по домам" (Италия) - оба 1960, "Семь дней в мае" (1964), "Тысяча клоунов" (1965, пр. "Оскар"), "Маленький большой человек" и "Уловка 22" (1970), "Признание комиссара полиции прокурору республики" (1971, Италия), "Вся президентская рать" (1976), "Серебряные медведи" (1977, Великобритания), "Предупреждение" (1980, Италия, в сов. прокате "Следствие с риском для жизни"). Работал также в т-ре и на ТВ.

Среди др. ф.: "Двенадцать разгневанных мужчин", "Завтрак у Тиффани", "Тора! Тора! Тора!", "Убийство в Восточном экспрессе".

BÁN, FRIGYES

БАН (Bán) Фридьеш

(19.6.1902 - 30.9.1969)

венг. режиссёр. Нар. арт. ВНР. Дебютировал ф. "Матьяш наводит порядок" (1939). До 1945 пост. 15 ф. (в т. ч. "Ночь в Эрдейе", "Последняя песня"). Наиболее значительная работа - ф. "Пядь земли" (по П. Сабо, 1948, пр. Мкф в Марианске-Лазне, 1949), в к-ром обозначено тяготение режиссёра к остроконфликтной социальной проблематике. В своих фильмах Б. обращался к эпизодам нац.-освободит. и революц. борьбы: "Освобождённая земля" (1950), "Боевое крещение" (1952, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1952), "Лейтенант Ракоци" (1953, в сов. прокате "Невеста героя"), "По приказу императора" (1956). Уверенное мастерство и чувство стиля сказались в экранизациях произв. нац. классики: "Зонтик святого Петра" (по К. Миксату, 1958, с В. Павловичем, с ЧССР), "Бедные богачи" (по М. Йокаи, 1959, в сов. прокате "Под чёрной маской") и др. Гос. пр. им. Кошута (1950, 1952, 1954).

Др. ф.: "Янош Хари" (1941), "Свидание на берегу моря" (1943, с Болг.), "Пророк полей" (1947), "Барские затеи" (1949), "Земмельвейс" (1952, пр. Мкф в Карлови-Вары), "Тихая квартира" и "Винтовая лестница" (1957), "Рангом ниже" (1960), "Пойду к министру" и "Солнце на льду" (1961), "Фальшивомонетчик" (1964), "Жаль бензина" (1965), "Тухлая вода" (1966, в сов. прокате "Чудо в Ломбаше").

BANCROFT, ANNE

БЭ`НКРОФТ (Bancroft) Анна

(наст. имя и фам. Анна Мария Луиза Итальяно, Italiano)

(p. 17.9.1931)

амер. актриса. Училась в Амер. академии драм. иск-ва и нью-йоркской Актёрской студии, выступала на ТВ. В кино с 1952 (ф. "Можно входить без стука"). В кон. 50-х гг. добилась успеха в бродвейских постановках реж. А. Пенна "Двое на качелях" и "Сотворившая чудо". В кино вернулась в 1962, снявшись в экранизации "Сотворившей чудо" реж. Пенна (пр. "Оскар", пр. Мкф в Сан-Себастьяне), в 1964 снялась в Великобритании в фильме Дж. Клейтона "Пожиратель тыкв" (пр. Мкф в Канне). Дарование Б. обогатилось комич. красками в роли стареющей соблазнительницы в ф. "Выпускник" (1967, реж. М. Николе). В 1980 в комедии "Толстяк" Б. выступила как сценарист, режиссёр и исполнительница гл. роли.

BANKS, MONTY

БЭНКС (Banks) Монти (наст. имя и фам. Марио Бьянки, Bianchi)

(1897 - 7.1. 1950)

амер. актёр. Род. в Италии. С 1915 снимался в комич. фильмах М. Сеннетта. В 20-е гг. исполнял гл. роли в к/м комедиях (ф. "Победитель быков", высмеивавший нашумевший ф. "Кровь и песок", и др.). В этот период определилась комедийная маска Б.- добродушного лентяя и бездельника, к-рому всегда улыбается счастье ("Продолжайте улыбаться", 1925, в сов. прокате "Гонщик против воли", и др.). В кон. 20-х гг. переехал в Великобританию; снимался, ставил ф., но успеха они не имели. В 1940 вернулся в США; изредка выступал в эпизодич. ролях.

Литература: Недоброво В., Монти Бенкс, М.- Л., 1927; Амер. кино-актеры, в. 1, Л., 1927, с. 24 - 25.

BARBARA, UMBERTO

БА`РБАРО (Barbara) Умберто

(3.1.1902 - 19.3.1959)

итал. киновед, критик, режиссёр, сценарист. Творч. деятельность начал в 20-х гг. В 30 - 40-е гг. участвовал в создании сц. ряда ф., в т. ч. "Трагическая охота" (1947, реж. Дж. Де Сантис). Пост. худож. ф. "Последний враг" (1937), док. ф. "Верфи на Адриатике" (1933), "Карпаччо" (1947, с Р. Лонги) и др. Автор мн. книг и статей по проблемам киноиск-ва. Б. первым в Италии перевёл работы С. М. Эйзенштейна и В. И. Пудовкина, книги Б. Балажа и др. теоретиков кино. В 1945 - 47 кинокритик газ. "L'Unita", в 50-е гг. - ж. "Vie nuove", в 1945 - 48 гл. ред. ж. "Bianco e пего". Теоретич. работы Б. и его практич. деятельность способствовали распространению в Италии основ марксистской эстетики. Был одним из инициаторов создания Эксперим. киноцентра в Риме (в 1936 - 48 его директор). Затем работал в Польше, преподавал в Лодзинской киношколе (1948 - 50). Участвовал в создании ф. "Чёртово ущелье" (1950, реж. А. Вергано, ПНР).

Film: soggetto e sceneggiatura, Roma, 1939; Il cinemae l'uomo moderno, Mil., 1950; Il film e il risarcimento marxistadell'arte, Roma, 1960; Servitu e grandezza del cinema, Roma, 1962; Neorealismo e realismo, v. 1 - 2, Roma, 1976.

Литература: Аристарко Г., История теорий кино, пер. с итал., М., 1966; Chiarinil., Umberto Barbaro, uomo e maestro, "Bianco e nero", 1959, № 6.

BARBONI

БАРБОНИ Леонида

BARBU, EUGEN

БА`РБУ (Barbu) Эуджен

(р. 20.2.1924)

рум. сценарист, писатель. Чл.-корр. АН СРР (1974). С реж. Д. Кочей сделал серию приключенч. ф. о гайдуках (1-я сер.- "Гайдуки", 1966). По своим романам написал сц. ф. "Белый процесс" (1966) и "Сотворение мира" (1971). Среди сц.: "Похищение девушек" и "Месть гайдуков" (1968), "Неделя безумных" (1971) - все с М. Опришем и Кочей, "Гайдуки Шаптекая" и "Приданое княжны Ралу" (оба 1971, с Опришем), "Отец-расточитель" (по своему роману) и "Август в огне" (многосерийный т/ф) - оба 1974, "Бедный Иоаниде" (по Дж. Кэлинеску, 1980), приключенч. ф. "Путь, усеянный костями" (1980) и "Жёлтая роза" (1981).

BARDEM MUñOS, JUAN

БАРДЕ`М (Бардем Муньос, Bardem Muños) Хуан Антони

(р. 2.6.1922)

исп. режиссёр, сценарист. Чл. КПИ. По образованию инженер-агроном. В 1947 занимался в Ин-те изучения и практики кинематографии в Мадриде. В 1951 с Л. Г. Берлангой пост. ф. "Эта счастливая пара" - историю из жизни бедняков, окрашенную юмором. Известность пришла с ф. "Добро пожаловать, мистер Маршалл!" (1952, реж. Берланга, сц. Б. и Берланга, пр. Мкф в Канне, 1953). Первый самостоят, ф.- "Комедианты" (1953) о нелёгкой судьбе странствующих актёров. Наиболее значит, фильмы Б.-"Смерть велосипедиста" (1955, пр. Мкф в Канне), разоблачающий нравств. ущербность высших кругов исп. общества, и "Главная улица" (1956, пр. Мкф в Венеции) - реалистич. описание застойного бездуховного быта исп. провинц. буржуазии. Ф. "Месть" (1957, пр. Мкф в Канне, 1958), задуманный как социальная драма совр. исп. крестьянства, по настоянию франкистской цензуры был переделан в любовную историю. Затем Б. отошёл от острых актуальных проблем, в 1959 он пост. ф. "Сонаты" (по Валье Инклану, исп.-мекс. произ-во), в 1960 - ф. "В 5 часов пополудни" (по пьесе А. Састре "Удар рога") о судьбе матадора. После ф. "Невинные" (1962), сделанного в Аргентине, Б., возвращаясь к прежней тематике, снял ф. "Никогда ничего не происходит" (1963), проникнутый откровенным пессимизмом. Ленты след. Периода - "Механическое пианино" (1965), "Варьете" (1970), "Таинственный остров" (1971, с А. Кольпи, т/ф), "Совращение Крис Миллер" (1972), "Власть желания" (1976) - носят развлекат. характер.

Изменение политич. ситуации в стране (после смерти Франко) способствовало возрождению творчества Б., его обращению к совр. проблемам. В 1976 он пост, ф. "Мост" ("Конец недели", гл. пр. Мкф в Москве, 1977), отразивший жизнь новой Испании, избравшей путь демократизации; в 1979 снял политич. ф. "Семь дней в январе" (гл. пр. Мкф в Москве), основанный на реальном событии - убийстве террористами в янв. 1977 адвокатов, защищавших интересы рабочих. В своих ф. занимает активную антифаш. позицию. В 1982 пост. ф. "Предупреждение" о Г. Димитрове (спец. пр. Мкф в Карлони Вари, НРБ - СССР - ГДР). Кинорежиссер X. А. Бардем, М., 1965.

BARDOT, BRIGITTE

БАРДО` (Bardot) Брижи

(р. 28.9.1934)

Франц. актриса. Училась балету, была фотомоделью. В кино с 1952 (ф. "Нормандская дыра"). Известность получила, сыграв гл. роль в ф. реж. Р. Вадима "И бог создал женщину" (1956). Б. одна из первых в зап. кино выразила тему разрыва между поколениями, смутного и неоформленного бунта молодёжи против бурж. ценностей. Героиням ф. "Парижанка" (1957), "В случае несчастья" (1958), "Женщина и паяц" (1959) были свойственны неудовлетворённость окружающим, нежелание считаться с общепринятыми нормами поведения. Выше всего они ставили естественность чувств, подлинность инстинктивных порывов. Став "звездой", Б. с нач. 60-х гг. отошла от своей гл. темы, снимаясь гл. обр. в коммерч. фильмах. Хотя она продемонстрировала в эти годы наличие драм, и комедийного таланта ("Бабетта идёт на войну", 1959, реж. Кристиан-Жак; "Истина", 1960, реж. А. Ж. Клузо; "Презрение", 1963, реж. Ж. Л. Годар; "Вива, Мария!", 1965, реж. Л. Маль), популярность её упала. Миф Б. был подытожен и проанализирован в фильме Маля "Частная жизнь" (1962), где актриса создала полуавтобиографич. образ "кинозвезды", гибнущей в результате бесцеремонного интереса прессы к её личной жизни.

Др. "р.: "Будущие звёзды", "Большие манёвры", "Эта проклятая девчонка", "Обрывая лепестки маргаритки", "Хотите танцевать со мной?", "Отдых воина", "С радостным сердцем", новелла "Вильям Вильсон" (в ф. "Три шага в бреду", др. назв.- "Необыкновенные истории"), "Медведь и кукла", "Нефтедобытчицы", "Дон Жуан 1973" ("А если бы Дон Жуан был женщиной...").

Литература: Дмитриев В. Ю., Михалкович В. И., Анатомия мифа: Брижитт Бардо, М., 1975; Nourissier F., Brigitte Bardot, P., 1960; Companeez N.. Le livre de Brigitte Bardot, P., 1971.

BARONCELLI, JACQUES

БАРОНСЕЛЛИ` (Baroncelli) Жак

(наст. фам. Баронселли-Жавон, Baroncelli-Javon)

(25.6.1881 - 12.1.1951)

франц. режиссёр, сценарист. В кино с 1915. Его ф. отличались сдержанностью и вкусом, высокой изобразит, культурой. Б. принадлежат тщательно выполненные экранизации произв. франц. лит-ры: "Отец Горио" (1922) и "Герцогиня де Ланже" (1942) - оба по О. Бальзаку, "Исландские рыбаки" (по П. Лоти, 1924), "Арлезианка" (по А. Доде, 1930), "Сновидение" (по Э. Золя, 1931), "Крен-кебиль" (по А. Франсу, 1934), "Рокамболь" (по Понсону дю Террайлю, 1947) и др. В качестве ассистента под его руководством в 1922 - 23 работал Р. Клер.

BARRAULT, JEAN-LOUIS

БАРРО` (Barrault) Жан Луи

(р. 8.9.1910)

франц. актёр. Учился на курсах живописи в Луврской школе в Париже. На сцене с 1931, в 1940 - 46 в "Комеди Франсез", с 1946 (с перерывами) возглавляет с М. Рено собств. труппу, в 1959 - 1968 рук. "Театр де Франс" в Париже. С 1935 в кино (ф. "Славные дни"). Снимался в ф.: "Майерлинт" (1935), "Великая любовь Бетховена" (1936), "Забавная драма" (1937) и др. В 1942 исполнил гл. роль Г. Берлиоза в патриотич. ф.

"Фантастическая симфония". Б. подсказал сц. Ж. Преверу и реж. М. Карне замысел ф. "Дети райка" (1944) и сам снялся в этом ф., воплотив в образе мима Батиста Дебюро тему нравств. стоицизма, человечности, бросающей вызов насилию и самодовольному практицизму. В мимич. дивертисментах Б. появлялся в маске "лунного Пьеро", трагически отрешённого от мира. После войны Б. снимался мало, отдавая все силы т-ру. В фильме Ж. Ренуара - "Завещание доктора Корделье" (1958, т/ф, в прокате 1961) Б. сыграл две роли: утончённо-культурного доктора и его звероподобного двойника, воплощающего тёмные, низменные стороны натуры героя. Таким образом, Б. довёл до гротескного выражения тему разрыва духа и плоти. В 1982 снялся в ф. итал. реж. Э. Сколы "Новый мир" ("Ночь Варенны").

Как актёр Б. соединяет высокую проф. культуру со смелыми экспериментами, тонкий психологизм с филос. поисками, интеллектуализм с метафоричностью и пластич. выразительностью формы. Б.- один из крупнейших совр. актёров, развивающих традиции иск-ва пантомимы. Др. ф.: "Человек - людям", "Карусель", "Если бы мне рассказали о Версале", "Чудо волков" (в сов. прокате "Тайна Бургундского двора").

BARRYMORE, JOHN

БА`РРИМОР (Barrymore) Джон

(наст. фам. Блайт, Blythe)

(15.2.1882 - 29.5.1942)

амер. актёр. Играл в т-ре, прославился в шекспировских ролях (Гамлет, Ричард III и др.). В кино с 1913 (ф. "Американский гражданин"). Снялся в ф.: "Рафлз, вор-любитель" (1917), "Морской зверь" (1925), "Дон Жуан" (1926) и др. В 30-е гг. сыграл неск. характерных ролей (гл. обр. отрицат. героев) в ф. "Гранд-отель", "Воссоединение в Вене", "20-й век" и др.; снимался в уголовных и детективных фильмах.

BARRYMORE, LYONEL

БА`РРИМОР (Barrymore) Лайонел

(наст. фам. Блайт, Blythe)

(28.4.1878 - 15.11. 1954)

амер. актёр. Брат Дж. Барримора и актрисы Этел Барримор. Первая гл. роль - в 1912 в фильме Д. У. Гриффита "Друзья". Выступал гл. обр. в амплуа героя-любовника. Позднее играл преим. пожилых благородных джентльменов. Наиболее популярные роли Б.- в ф. "Свободная душа" (1931, пр. "Оскар"), "Обед в 8 часов" (1933), "Остров сокровищ" (1934), "Давид Копперфильд" (1935), "Дама с камелиями" (1936), "С собой не унесёшь" (1938), "Долина решимости" (1945), "Кей Ларго" (1948) и др. Работал также как режиссёр.

BARSACQ, ANDRÉ

БАРСА`К (Barsacq) Андре

(24.1.1909 - 3.2.1973)

франц. художник, режиссёр. Учился в Школе декоративных иск-в в Париже. С 1928 художник т-ра "Ателье", сотрудничал с реж. Ш. Дюлленом, с 1940 рук. этого т-ра. В кино с 1927 (декорации к ф. "Деньги", реж. М. Л'Эрбье). Б.- художник ф.: "Южный курьерский", "Ёсивара" (реж. М. Офюльс), "Летний свет" (реж. Ж. Гремийон). Пост. ф. "Красный занавес" (1952).

BARSACQ, LEON

БАРСА`К (Barsacq) Леон

(18.10.1906 - 23.12.1969)

франц. художник. В кино с 1938 (ф. "Марсельеза", реж. Ж. Ренуар). Сотрудничал с реж. М. Карне - "Вечерние посетители", "Дети райка", "Три комнаты в Манхэттене"; Р. Клером - "Молчание - золото", "Красота дьявола", "Ночные красавицы", "Порт де Лила". Б.- крупный мастер кино декорации и модельер, знаток историч. костюма. . Оформил ф.: "Вольпоне", "Парижские тайны", "Пышка", "Идиот", "Неизвестный певец", "Белые лапки", "Стеклянный замок", "Рим, 11 часов" (Италия), "Любовники из Толедо", "Милый друг", "Накипь", "Самый длинный день"(совм. с др., США).

Литература: Le decor de film, P., 1970.

BARTHELMESS, RICHARD

БА`РТЕЛМЕС (Barthelmess) Ричард Семлер

(9.5.1897, пo др. данным, 1895 - 1963)

амер. актёр. В кино с 1916 (ф. "Невесты войны"). Получил известность, снимаясь в ф. реж. Д. У. Гриффита 1919 - 20: "Багряные дни", "Цветок любви", "Далеко на Востоке" (в сов. прокате "Водопад жизни"), "Сломанные побеги" (в сов. прокате "Сломанная лилия"), в к-ром создал глубоко человечный образ китайца Шэн-Хуана. Одна из лучших ролей Б.- скромный провинц. почтальон, который в трудной ситуации проявляет мужество и отвагу ("Кроткий Дэвид", 1921, в сов. прокате "Нападение на Виргинскую почту"). Снялся более чем в 70 фильмах. С 1941 в кино не снимался.

Литература: Недоброво В. В., Р. Бартельмес, М.- Л., 1927; Hughes E., Richard Barthelmes, в ее кн.: Famous stars of filmdom, Boston, 1932, p. 42 - 67.

BASSERMANN, ALBERT

БА`ССЕРМАН (Bassermann) Альберт

(7.9.1867 - 15.5.1952)

нем. актёр. С 1889 выступал в т-ре в Базеле, затем в крупнейших т-рах Германии. Б.- один из первых видных театр, актёров, пришедших в кинематограф. Дебютировал в мистич. драме "Другой" (1913). Создавалобразы сильных, волевых людей с драм. судьбой: папа Александр ("Лукреция Борджиа", 1922), судебный советник Бинерт ("Предварительное расследование", 1931) и др. После захвата власти фашистами эмигрировал в Швейцарию, затем в США, где снялся в ф. "Иностранный корреспондент" (1940, реж. А. Хичкок), "Магическая ампула доктора Эрлиха" (1940, реж. У. Дитерле), "Мадам Кюри" (1943) и др. С 1945 выступал на разл. европ. сценах.

Др. ф.: "Приговор врача", "Доктор Шотте", "Маски", "Жена фараона", "Фрейлейн Эльза" и "Дрейфус" (все Германия), "Лицо женщины", "Луна и шестипенсовик" и "Paпсодия в стиле блюз" (все США), "Красные башмачки" (Великобритания).

Литература: Jhering H., A. Bassermann, В., 1920.

BATES, ALAN

БЕ`ЙТС (Bates) Алан

(р. 17.2.1934)

англ. актёр. В 1954 окончил Королев, академию драм, иск-ва. В кино с 1960 (ф. "Комедиант", реж. Т. Ричардсон). Лучшие роли Б., одного из ведущих актёров англ. "новой волны", сыграны в ф., определивших лицо англ. кинематографии: "Такого рода любовь" (1962, реж. Дж. Шлезингер), "Влюблённые женщины" (1969, реж. К. Рассел), "Посредник" (1970, реж. Дж. Лоузи) и др. В созданных им образах подчёркивал душевную мягкость и ранимость своих героев, подчас скрытую за внеш. грубостью. В 1982 снялся в ф. "Возвращение солдата".

Др. ф.: "В дни торжества", "Незамужняя женщина" (США), "Крик".

BATORY, JAN

БАТО`РЫ (Batory) Ян

(23.8.1921 - 1981)

польск. режиссёр. По окончании Высш. киношколы в Лодзи (1951) работал ассист. режиссёра. Дебютировал историч. ф. "Подгалье в огне" (1956, с X. Хехткоп-фом). Снимал ф. для детей и молодёжи ("О тех, кто украл луну", 1962, "Озеро причуд", 1973; "Con amore", 1976, в сов. прокате "С любовью"), а также ф. популярных жанров - бытовые драмы ("Визиты президента", 1961, в сов. прокате "Яцек и его президент", пр. Мкф в Сан-Себастьяне и др.), детективы ("Последний курс", 1963, в сов. прокате "Особняк на Зелёной"; "Последний свидетель", 1970, в сов. прокате "Как это случилось?"; "Украденная коллекция", 1979), комедии ("Лекарство от любви", 1966) и др.

Др. ф.: "Дансинг в ставке Гитлера" (1968, выпуск 1971), "Карино" (1974, т/ф).

BAUER, BRANKO

БА`УЭР (Bauer) Бранко

(р. 18.2.1921)

югосл. режиссёр. В кино с 1949. Ставил док. ф.: "Наши дети", "Тревога", "Сон маленькой балерины" и др. В 1953 снял дет. приключенч. ф. "Сизокрылая чайка". Постановщик и сценарист антифаш. ф. "Не оглядывайся, сынок!" (1956). Работает также в жанрах психологич. драмы и комедии. Его картина "Лицом к лицу" (1964) посв. злободневным проблемам совр. югосл. действительности.

Среди др. ф.: "Миллионы на острове" (1955), "Только люди" (1957), "Мартин в облаках" (1960), "Лишняя" (1962), "Приключения Николетины Бурсача" (1964), "Зимовка в Якобсфельде" (1975), "Бошко Буха" (1978).

Литература: Писаревский Д., Лицом к лицу, в кн.: На экранах мира, М., 1966.

BAYE, NATHALIE

БЕЙ (Baye) Натали

(р. 6.7.1948)

франц. актриса. Занималась балетом, изучала драм, иск-во в Парижской консерватории у Р. Симона. В кино с 1972 (ф. "Два человека", США). Получила известность, снявшись в ф. "Американская ночь" (1973, реж. Ф. Трюффо). Снялась в ф.: "Провинциалка" (реж. К. Горетта), "Неделя отпуска" (реж. Б. -Тавернье), "Спасайся, кто может" (реж. Ж. Л. Годар) - все 1980. В 1982 сыграла в ф. "Доносчик", в 1983 - в ф. "Я вышла замуж за тень".

Др. ф.: "Открытая пасть", "Мадо", "Мужчина, который любил женщин", "Месье папа", "Зелёная комната", "Возвращение Мартина Герра".

BAZIN, ANDRÉ

БАЗЕ`Н (Bazin) Андре

(18.4.1918 - 10.11.1958)

франц. критик и теоретик кино. Окончил педагогич. ин-т в Сен-Клу. Участник антифаш. борьбы. После войны сотрудничал в ж. "L'Ecran francais", преподавал в ИДЕКе, был тесно связан с движением киноклубов. Основатель (в 1951, с Ло Дука и Ж. Дониоль-Валькрозом) и редактор ж. "Cahiers du cinema", поев, теории и практике киноиск-ва. Автор книг и статей по кино, Б. воспитал плеяду молодых критиков, многие из к-рых перешли затем в режиссуру, составив т. н. "новую волну" во франц. кино (Ф. Трюффо, Ж. Л. Годар, К. Шаброль, Э."Ромер и др.). Тенденцию к запечатлению нетронутой реальности с сохранением её пространственно-временного единства Б. рассматривал как выражение "онтологической сущности" кино и сквозную закономерность, связывающую между собой немой и звук, периоды. Он особенно подчёркивал значение глубинной мизансцены и эпизодов, снимаемых единым планом (план-эпизод). Реж. технику, основанную на использовании этих приёмов, Б. противопоставлял "ухищрениям техники и монтажа". Эта теоретич. концепция получила распространение в зап. киноведении и среди режиссёров-практиков. Несмотря на свою односторонность, ока способствовала развитию реалистич. тенденций. Другой важный момент в теоретич. работах Б.- рассмотрение кино как нар. иск-ва, связанного с фольклорными корнями и коллективным сознанием. В то же время Б. придавал большое значение творч. индивидуальности режиссёра, отстаивал принцип "авторского кино".

Vittorio de Sica, Modena, 1953; Jean Renoir,. P., 1971; Orson Welles, P., 1972; Le cinema de la cruaute, P., 1975; Le cinema de l'occupation et de la Resistance, P., 1975; в рус. пер.- Что такое кино?, сб. ст., М., 1972.

BEATTY, WARREN

БИ`ТТИ (Beatty) Уоррен

(наст. фам. Бити, Beaty)

(р. 30.3.1938, по др. данным, 1937)

амер. актёр, режиссёр продюсер. Брат актрисы Ш. Мак-Лейн. В кино с 1961. В годы массовых антибурж. выступлений молодёжи бунтующие герои Б. в ф. "Великолепие в траве" (1961), "Всё разваливается" (1962), "Лилит" (1963), "Некто Микки" (1964) сразу привлекли к себе внимание. Глубокое проникновение в психологию персонажа, умение показать противоречивость его устремлений отличали самую известную работу актёра - роль гангстера 30-х гг Клайда Барроу в фильме А. Пенна "Бонни и Клайд" (1967). Б. был продюсером этой и ряда последующих своих картин. Снявшись в 70-е гг. в ф. реж. Р. Олтмена ("Мак-Кейб и миссис Миллер"), Р. Брукса ("Доллары"), А. Пакулья ("Параллакс"), X. Эшби ("Шампунь") закрепил свой успех. В 1978 пост. С Б. Генри ф. "Небеса могут подождать"". В ф. "Красные" (1981, пр. "Оскар"), пост. по мотивам книги Дж. Рида "10 дней, которые потрясли мир", осн. внимание уделялось личной жизни и чувствам героев (Б. сыграл роль Рида), что привело к неточной расстановке акцентов в воплощении событий Окт. революции.

Среди др. ф.: "Римская весна миссис Стоун", "Юбещай ей, что угодно", "Состояние".

BECKER, JACQUES

БЕККЕ`Р (Becker) Жак

(15.9.1906 - 21.2.1960)

франц. режиссёр. В 1932 - 39 был ассистентом реж. Ж. Ренуара и вторым режиссёром при съёмке мн. его ф., в т. ч.: "Булю, спасённый из воды", "Мадам Бовари", "Тони" (Б.- соавтор сц.), "Загородная прогулка", "Великая иллюзия", "Правила игры". Снял док. ф. о съезде ФКП в Арле и др. фильмы.

Примкнув к антифаш. Нар. фронту, Б. пронёс сквозь всю жизнь веру в демо-кратич. идеалы. После освобождения из лагеря для военнопленных выпустил ф. "Последний козырь" (1942) и "Гупи - Красные Руки" (1943). В его след. Работах - "Дамские тряпки" (1945), "Антуан и Антуанетта" (1946), "Свидание в июле" (1949), "Эдуард и Каролина" (1951), "Улица Эстрапад" (1953) - критика усматривает франц. параллель итал. неореализму, с к-рым фильмы Б. роднит интерес к социальной среде, точность в её изображении, доверие к худож. потенциалу изображаемой жизни. Об этом свидетельствовало его намерение снять в 1934 ф. о Париже прямо на улицах города, импровизационно. Тяготение к натурности и в то же время к сюжетам А. Дюма-отца (он собирался экранизировать его "Графиню Монсоро"), к сказке, к сюжетам приключенч. книжек, к-рыми зачитываются в рабочих предместьях, к мотивам совр. гор. фольклора определило стиль творчества Б. Охотно используя сюжеты приключенческие и уголовные, Б. раскрывает в них именно то, что столько лет делает его ф. популярными. Картины "Золотая каска" (1952), "Не тронь добычу" (1954), "Дыра" (1960, закончена его сыном Ж. Беккером) оказываются прежде всего ф. о любви, дружбе, о человеческой надёжности и ненадёжности. По свидетельству его коллег, Б. являл собой пример того безупречного рыцарского товарищества, поэзией к-рого пронизаны его фильмы. Им были свойственны законченность драматургии каждого эпизода, психологич. точность рисунка актёрских ролей и вместе с тем свобода внутреннего хода ф. в целом.

Др. ф.: "Комиссар - славный малый, жандарм - безжалостный" (1935), "Золото Кристобаля" (1939, закончен Ж. Стелли), "Али-Баба и сорок разбойников" (1954), "Приключения Арсена Люпена" (1956), "Монпарнас, 19" (1957).

Литература: Жак Беккер. Высказывания. Фильмы, (сост. и вступит, ст. И. Соловьёвой), М., 1969.

BEERУ, WALLES

БИ`РИ (Beerу) Уоллес

(1.4.1885 - 15.4.1949)

амер. актёр. С 16 лет работал в цирке, на эстраде. С 1913 в кино. Б.- характерный актёр. Его лучшая роль в немом кино - Ричард Львиное Сердце ("Робин Гуд", 1922). Играл в ф. "Дьявольский груз" (1925), "Старые броненосцы" (1926), "Ночи китайского квартала" (1929) и др. Талант Б. наиболее полно раскрылся в первые годы звук. кино, когда он стал одним из самых популярных актёров США ("Большой дом" и "Мин и Билл", 1930; "Чемпион", 1931, пр. "Оскар", и др. ф.). В 1934 в ф. "Да здравствует Вилья!" создал образ предводителя крестьянских масс в период Мекс. революции 1910 - 17 Панчо Вильи.

BELIGAN, RADU

БЕЛИГА`Н (Beligan) Раду

(р. 14.12.1918)

рум. актёр. Нар. арт. СРР (1962). Чл. РКП. Окончил Бухарестскую консерваторию. Создал Т-р комедии в Бухаресте, руководил им. С 1968 худ. рук. Нац. т-ра им. Караджале. Один из крупнейших деятелей рум. т-ра и кино. Лирико-комедийный актёр. Среди работ в кино: Рикэ Вентуриано ("Бурная ночь", 1943), Агамемнон Данданаке ("Потерянное письмо", 1954), а также образы современников в ф. "Взрыв" (1972) и "Гнездо саламандр" (1977). Гос. пр. СРР (1952).

Др. ф.: "Сон в зимнюю ночь", "Звенит долина", "Афера Протар", "Самодуры", "Владельцы замка", "Возвращение Магеллана", "Отец на воскресенье", "Премьера", "Аурел Влайку", "Объятия Афродиты", "Шпионская сеть "С"", "Портрет поколения".

BELLOCCHIO, MARCO

БЕЛЛО`ККЬО (Bellocchio) Марко

(р. 9.11.1939)

итал. режиссёр. Учился в Эксперим. киноцентре в Риме и на высш. кинокурсах в Лондоне. В 1961 - 62 снял три к/м ленты. В 1965 дебютировал п/м худож. ф. "Кулаки в кармане". Мрачный, проникнутый жестокостью и патологизмом ф.-гротеск высмеивал лицемерие бурж. семьи, власть старших (культ матери). Он отразил (а во многом и пред-носхитил) настроения стихийного бунта молодёжи на Западе в кон. 60-х гг. "Ниспровергательский" характер ф. вызвал много подражаний, породив целое направление "кино контестации" (реж. С. Сампери, Фрецца, Либераторе и др.), к к-рому можно отнести и след. фильмы Б.- "Китай близко" (1967), "Во имя Отца" (1971). Ф. "Помести чудовище на первую полосу" (1972, в сов. прокате "Об убийстве - на первую полосу"), "Триумфальный марш" (1976) содержали мотивы социальной критики и шли в русле направления итал. политич. кино. В 1977 пост. ф. "Чайка" (по А. П.Чехову). Созданный в 1980 ф. "Прыжок в пустоту", внутренне связанный с лентой "Кулаки в кармане", также пронизан фрейдизмом и болезненными настроениями, но в отличие от этой ленты лишён бунтарского заряда. В 1982 пост. ф. "Глаза, рот".

BELLON, YANNICK

БЕЛЛО`Н (Bellon) Янник

(р. 6.4.1924)

франц. режиссёр. Окончила ИДЕК. Работала ассистентом у известного монтажёра Мириам (М. Борсуцкой). Как режиссёр дебютировала в 1948 к/м док. ф. Морские водоросли" (гл. пр. Мкф в Венеции, 1949). Б. продолжала традицию социальной документалистики, начатую А. Антуаном, Ж. Гремийоном, Ж. Энштейном. Сняла док. ф. "Варшава несмотря ни на что" (1954), "Забытые люди" (1957) и др. С 1964 на ТВ. С 1972 ставит худож. ф. ("Где-то кто-то"). Гл. тема ф. "Жена Жана" (1974, пр. Мкф в Сан-Себастьяне) - поиск героиней собств. индивидуальности. Ф. "Никогда больше всегда" (1976) затрагивает тему относительности реального и иллюзорного. Тема насилия и его последствий для личности разработана режиссёром в ф. "Поруганная любовь" (1978). Сложным проблемам человеческих взаимоотношений посвящена и др. работа Б.- "Обнажённая любовь" (1981).

BELMONDO, JEAN-PAUL

БЕЛЬМОНДО` (Belmondo) Жан Поль

(p. 9.4.1933)

франц. актёр. Учился на курсах драм, иск-ва у П. Дюкса и Р. Жирара. Работал в парижских т-рах. В кино с 1956 (ф. "Воскресенье... Мы будем воровать"). Известность приобрёл после исполнения гл. роли в ф. реж. Ж. Л. Годара "На последнем дыхании" (1960). Развязность, бравада, бунтарство и вместе с тем человечность и ранимость его героя были созвучны настроениям зап. молодёжи на рубеже 50 - 60-х гг. Глубина драм, дарования и способность к перевоплощению проявились в ф. "Письма послушницы" (реж. А. Латтуада) и "Чочара" (реж. В. Де Сика) - оба 1960, "Ла Виачча" (1961, реж. М. Болоньини) - все Италия, "Женщина есть женщина" (1961) и "Безумный Пьеро" (1965) - оба реж. Годара, "Леон Морен, священник" (1961, реж. Ж. П. Мель-виль), "Вор" (1967, реж. Л. Маль) и др. В дальнейшем Б. стал часто сниматься в гангстерских ф. и комедиях. Для него как для "кинозвезды" специально писались сц., в к-рых он мог блеснуть ловкостью, силой, внешними данными. Его худож. принципы зачастую отступали перед соображениями чисто коммерч. характера (это было остроумно спародировано самим Б. в ф. "Великолепный", 1973, реж. Ф. де Брока). В 1974 выступил как продюсер ф. "Ставиский" (реж. А. Рене), в к-ром исполнил гл. роль. В 1976 снялся в ф. "Труп моего врага", в 1979 - "Полицейский или бандит?" (в сов. прокате "Кто есть кто?"), в 1982 - "Профессионал", "Ас из асов".

В 1965-66 был пред. профсоюза франц. киноактёров. Является владельцем компании "Серито-фильм".

Др. ф.: "Модерато кантабиле", "Некий Ла Рокка", "Фершо-старший", "Картуш", "Банановая кожура", "Человек из Рио", "Сто тысяч долларов на солнце", "Охота на мужчину", "Злоключения китайца в Китае", "Горит ли Париж?", "Сирена "Миссисипи"", "Человек, который мне нравится", "Супруги второго года революции" (в сов. прокате "Повторный брак"), "Наследник", "Страх над городом", "Животное" (в сов. прокате "Чудовище"), "Воришка-неудачник" (в сов. прокате "Игра в четыре руки").

Литература: Актеры заруб, кино, в. 8, Л., 1973; Turroni G., J.-P. Belmondo. Profilo critico. Recitazione. Filmografia completa, Mil., 1979.

BENEDEK, LÁSZLÓ

БЕНЕДЕК (Benedek) Ласло

(р. 5.3.1907)

амер. режиссёр. По национальности венгр. Был фотографом и оператором в Германии и Австрии. Эмигрировав в 1933 из фаш. Германии, жил в Великобритании, Франции, Австрии. С 1937 в США. Работал монтажёром, ассист. продюсера, сценаристом. Первая пост.- мьюзикл "Целующийся бандит" (1948). Получил известность экранизацией пьесы А. Миллера "Смерть коммивояжёра" (1951). В ф. "Дикарь" (1953) Б. вместе с актёром М. Брандо создал один из первых в амер. кино образов молодого бунтаря, агрессивное поведение к-рого выдавало глубокую неудовлетворённость собой и окружающим бурж. миром. Снимал до нач. 70-х гг. в США, ФРГ, Великобритании, Швеции и др. странах. С 1976 през. киноф та Нью-Йоркского ун-та. Др. ф.: "Бенгальская бригада" (19.54), "Дети, матери и генерал" (1955), "Любовное приключение в Гаване" (1957), "Отважная игра" (1968), "Ночной посетитель" (1971).

BENTON, ROBERT

БЕ`НТОН (Benton) Роберт

(р. 29.9.1932)

амер. сценарист, режиссёр. Учился в Техасском ун-те. Был художником, драматургом. Соавтор сц. ф. "Бонни и Клайд" (1967), "В чём дело, доктор?" (1972) и др. В 1972 пост. ф. "Плохая компания". В его ф. "Позднее шоу" (1877) и "В ночной тиши" (1982) переосмыслен жанр психологич. детектива. В ф. "Крамер против Крамера" (1979, 5 пр. "Оскар") и "Место в сердце" (1984, пр. "Оскар" за сц.) жизнь амер. семьи показана на совр. социальном фоне.

BERGEN, CANDICE

БЕ`РГЕН (Bergen) Кэндис

(р. 9.5.1946)

амер. актриса. Училась в Зап. Европе и в США, была манекенщицей. В кино с 1966 (ф. "Группа"). Стала популярной в ролях независимых молодых женщин, как правило интеллектуальных и слегка ироничных, образы к-рых созвучны идеям женской эмансипации. Среди ф.: "День, когда всплыла рыба" и "Жить, чтобы жить" (Франция) - оба 1967, "Выбор пути", 1970, "Принцип "Домино"", 1977, "Начать сначала", 1979. Снималась также в вестернах ("Голубой солдат", 1970), историч. ф. ("Ветер и лев", 1975). Успешно выступала также в качестве фоторепортера и журналиста. В 1982 снялась в ф. "Ганди" (Великобритания).

BERGER, HELMUT

БЕРГЕР Хельмут

BERGGREN, TOMMY

БЕ`РГРЕН (Berggren) Томми

(р. 12.8. 1937)

швед, актёр. Учился в театр, школе в Гётеборге. На сцене с 1954. В 1963 играл в Драм, т-ре в Стокгольме в спектаклях реж. И. Бергмана. Важнейшие роли в кино - в ф. реж. Б. Видерберга "Детская коляска" (1962), "Вороний квартал" (1963), "Любовь-65" (1965), "Привет, Роланд!" (1966),"Эльвира Мадиган" (1967), "Джо Хилл" (1971), в к-ром воссоздал образ знаменитого певца и борца за свободу. Снялся в ф. "Гилиап" (1976), "Дом Кристофера" (1980), "Расколотое небо" (1982).

Литература: Cowie P., Film in Sweden. Stars and players, L., 1977.

BERGMAN, INGMAR

Статья большая, находится на отдельной странице.

BERGMAN, INGRID

БЕ`РГМАН (Bergman) Ингрид

(29 8 1915 - 29.8.1982)

швед, актриса. Училась в школе при Драм, т-ре в Стокгольме. В кино с 1934. Известность получила, снявшись в картинах реж. Г. Муландера "Сведенхьельмы" и "На солнечной стороне" (1935), "Интермеццо" (1936), "Единственная ночь" и "Лицо женщины" (1938), в к-рых играла девушек из состоятельных семей, мучительно переживающих атмосферу обывательства, пустоту собств. жизни. Затем снималась в США в ф. реж. Дж. Кьюкора "Газовый свет" (1944, пр. "Оскар"), фильмах А. Хичкока "Заворожённый" (1945), "Дурная слава" (1946) и др., к-рые принесли ей мировое признание. В Италии исполнила роли в ф. реж. Р. Росселлини "Стромболи, земля божья" (1950), "Европа-51" (1952), "Путешествие в Италию" (1954) и др., затем во Франции - в ф. реж. Ж. Ренуара "Елена и мужчины" (1956). В кон. 50-х и в 60-е гг. в Великобритании играла в т-ре, снималась в ф. "Нескромный", "Снова прощай" ("Любите ли вы Брамса?"), "Жёлтый роллс-ройс", "Цветок кактуса" и др.

В 1967 после длит. перерыва снялась в одной из новелл швед. ф. "Стимуляторы" (реж. Муландер). В 70-е гг. выступила в ф. амер. реж. С. Люмета "Убийство в Восточном экспрессе" (пр. "Оскар", 1975). Значит, работа последних лет - в ф. реж. И. Бергмана "Осенняя соната" (1978). Актриса большого дарования, Б. не ограничивала себя рамками к.-л. амплуа, с успехом снималась у разных режиссёров, умело включаясь в разные стили и творч. манеры, специфику разл. нац. школ.

Литература: My story, N. Y., 1980 (с A. Burgess). Steele J. H., Ingrid Bergman. An intimate portrait, N. Y., 1959.

BERGMAN, JALMAR

БЕ`РГМАН (Bergman) Яльмар

(19.9.1883 - 1.1.1931)

швед, писатель, драматург, сценарист. В кино с 1917. Автор первых оригин. швед, сц., в т. ч. ф. "Палач" (1920), "Кто судит?" (1921) и "Огонь на борту" (1923). В 1924 - 25 по сц. Б. пост. историч. ф. "Карл XII". Среди экранизаций сатирич. пьес Б.: "Маркуреллы из Вадчёпинга" (1930), "Сведенхьельмы" (1935), "Доллар" (1937), "Завещание его превосходительства" (1937), "Королевский сброд" (1944).

Предыдущая страница Следующая страница