Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 24, "TOR"-"VIS")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 24, "TOR"-"VIS")

TORRES, LOLITA

ТО`РРЕС (Torres) Лолита

(р. 1930)

аргент. актриса. В 13 лет снялась в ф. "Танец судьбы". Окончила Высш. муз. школу в Буэнос-Айресе по классу пения и танца. В 50-х гг. стала "звездой" аргент. экрана, исполнив гл. роли в муз. ф. "Девушка с огоньком" (1952), "Лучшая из колледжа" (1953), "Беднее церковной мыши" и "Жених для Лауры" (1955), "Невеста для двоих" (1956) и др. Известность за рубежом принёс ей ф. "Возраст любви" (1954, реж. X. Сарасени). Героини Т. были естественны и искренни даже в легковесных комедиях и мелодрамах с банальным сюжетом. В 60 - 70-х гг. снималась значительно меньше ("40 лет чюбви", "Перец", "Девушка, вдова и помешица"), выступала гл. обр. на эстраде как певица.

Литература: Актеры заруб. кино, в. 1, М., 1965.

TOTO

ТОТО` (Toto) (наст. имя и фам. Антонио Де Куртис Гальярди, герцог Комнин Византийский, De Curtis Gagliardi Ducas Comneno de Bisanzio)

(15.2.1898 - 15.4.1967)

итал. актёр. Играл в т-рах Неаполя и Рима, выступал в варьете. В кино с 1936. Найденная актёром маска персонажа, в к-ром комически сочетались предприимчивость с беспомощностью, ущемлённость с амбициозностью, имела широкий успех, и герой по имени Тото переходил из одного ф. в другой: "Тото ищет квартиру" (1949) и "Тото и короли Рима" (1951) - оба реж. Стено и М. Моничелли, "Тото и женщины" и "Тото в цвете" (1952), "Тото на Луне" (1958), "Дьявольский Тото" (1962) - все реж. Стено. Нек-рые ф. из этой серии были пост. др. реж.: "Тото Ле Моко" (1949) и "Тото ищет жену" (1950) - оба реж. Д. Брагальи, "Тото и Каролина" (1954, реж. Моничелли). В его иск-ве всегда была сильна нар. традиция исполнительства, близкая комедии дель арте, и в своих лучших работах, связанных с ф. видных мастеров итал. кино - Р. Росселлини, Э. Де Филиппо, В. Де Сика и др., Т. органично соединял условность и традиционность комедийных приёмов с точностью жизненных наблюдений, остротой социальных характеристик своих героев: "Неаполь-миллионер" (1950, реж. Де Филиппо, в сов. прокате "Неаполь - город миллионеров"), "Полицейские и воры" (1951, реж. Стено, Моничелли), "Где свобода?" (1953, реж. Росселлини), "Золото Неаполя" (1954, реж. Де Сика), "Закон есть закон" (1958, реж. Кристиан-Жак, Франция), "Операция "Святой Януарий"" (1966, реж. Д. Ризи). В последние годы жизни снялся также в ф. реж. П. П. Пазолини "Птицы большие и малые" (1966), новелле "Вид на Землю с Луны" (в ф. "Колдуньи", 1966), новелле "Что за облака!" (в ф. "Каприччио по-итальянски", 1968). Др. ф.: "Император Капри", "Человек, зверь и добродетель", "Наши времена", "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны", "Два полковника", "Прекрасные семьи".

Литература: Актеры заруб, кино, в. 3, М., 1966; Богемский Г., Тото, в сб.: Комики мирового экрана, (М., 1966); его же, Умер Тото, "ИК", 1967, № 7; Caldiron О., Toto, Roma, 1980; Governi G., Vita di Toto. Principe napoletano e grande attore, Mil., 1980.

TOVOLI, LUCIANO

ТОВО`ЛИ (Tovoli) Лучано

(г. рожд. неизв.)

итал. оператор. Среди значит. работ Т.- "Хлеб и шоколад" (1974), "Профессия: репортёр" (1975, реж. М. Антониони), "Пустыня Тартари" (1976, реж. В. Дзурлини), "Прощай, самец" ("Мечта обезьяны", 1978, реж.М. Феррери), "Тайна Обервальда" (1980, реж. Антониони, т/ф). В 1983 пост. ф. "Генерал погибшей армии", где был оператором (с Дж. Тинелли) и соавтором сценария. Др. ф.: "Приглашённая" (1969), "Игра в жизнь" (1973), "Внутри монастыря" (1978), "По ту сторону двери" (1982), "Ревущие сороковые широты" (1982, Франция).

TRA GIANG

ЧА ЖАНГ (Tra Giang)

(p. 1942)

вьетнам. актриса. Нар. арт. СРВ (1984). Окончила Нац. киношколу в Ханое. В кино с 1962 (ф. "Однажды осенью"). В ф. "Ты Хау" (1963, пр. Мкф в Москве) исполнила роль простой Вьетнам, женщины, а в ф. "17-я параллель: дни и ночи" (1972, пр. Мкф в Москве, 1973) - роль революционерки Зиу. Снималась также в ф. "Деревня на воде" (1965), "Джунгли в огне" (1966), "Девочка из Ханоя" (1974), "Святой день" (1976), "Она ещё не умеет говорить" и "Во имя завтрашнего дня" (1981).

TRACY, SPENCER

ТРЕ`СИ (Tracy) Спенсер

(5.4.1900 - 10.6.1967)

амер. актёр. Окончил Амер. академию драм. иск-ва в Нью-Йорке. С 1922 в т-ре. Был приглашён в Голливуд, где дебютировал в фильме Дж. Форда "Вверх по реке" (1930). Первые годы Т. часто играл роли гангстеров ("Быстрые миллионы", "20 000 лет в Синг-Синге" и др). Однако природное обаяние и умение вызвать симпатию к своему герою привели к смене амплуа. В ф. реж. Ф. Ланга "Ярость" (1936), направленном против фанатизма, политич. коррупции, тёмных инстинктов, Т. создал образ простого, душевно чистого парня. В 1937 - 38 Т. был дважды награждён пр. "Оскар" за лучшее исполнение ролей в ф. "Отважные капитаны" и "Город мальчиков". В 1938 - 45 входил в список десяти наиболее "кассовых кинозвёзд" Голливуда. Этапной для Т. стала роль борца против фашизма в ленте Ф. Циннемана "Седьмой крест" (1944). В кон. 40-хгг. выступал в коммерч. ф., создавая правдивые и психологически тонкие образы "простых американцев", и снова вошёл в список десяти "звёзд" (в 1948 - 49 и в 1951). К 50-м гг. относится расцвет реалистич. творчества актёра. Он выражал в созданных им образах душевное богатство, мудрость, интеллект героя, передавал сложнейший подтекст роли. Лучшие работы Т.- в ф. реж. С. Крамера: адвокат Драммонд ("Пожнёшь бурю" по пьесе Д. Лоренса и Р. Е. Ли, 1960), судья Хей-вуд ("Нюрнбергский процесс", 1961), капитан полиции ("Это безумный, безумный, безумный, безумный мир", 1963), издатель Матт Дрейтон ("Угадай, кто придёт к обеду", 1967). В 1942 с комедии "Женщина года" началось долгое и плодотворное сотрудничество Т. с актрисой К. Хепберн. Непосредственность и мужественность Т. удачно контрастировали с утончённостью и ироничностью Хепберн. За 25 лет они снялись вместе в 8 ф. ("Без любви", "Море травы", "Ребро Адама", "Пэт и Майк", "Кабинетный гарнитур" и др.).

Среди др. ф.: "Большой город", "Мари Талант", "Подонки", "Они дали ему оружие", "Сан-Франциско", "Лётчик-испытатель", "Эдисон - человек" (в сов. прокате "Эдисон"), "Город бума", "Доктор Джекиль и мистер Хайд", "Тортилья Флэт", "Тридцать секунд над Токио", "Эдвард, мой сын", "Актриса", "Плохой день в Блэк Роке" (пр. Мкф в Канне, 1955), "Сломанное копьё", "Гора", "Старик и море", "Дьявол в четыре часа".

Литература: Карцева Е. Н., Спенсер Треси, М., 1970; Deschner D., The films of Spencer Tracy, N. Y., 1968; Swindell L., Spencer Tracy: a biography, N. Y.- Cleveland, 1969; Tozzi R., Spencer Tracy, N. Y., 1973.

TRAN VU

ЧАН ВУ (Tran Vu)

(p. 1925)

Вьетнам. режиссёр. Окончил Нац. киношколу в Ханое. В кино с 1962 (ф. "Синичка", спец. пр. Мкф в Карлови-Вари). Среди значит. работ: "Деревня на воде" (1965), "Дым" (1967), "История супругов Лык" (1971), "Не опоздай на свидание" (1974, спец. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1976), "Бурный рейс" (1977), "Знакомые лица" (1979).

TRINTIGNANT, JEAN-LOUIS

ТРЕНТИНЬЯ`Н (Trintignant) Жан Луи

(р. 11.12.1930)

франц. актёр. Учился v Ш. Дюллена и Т. Балашовой. С 1951 в т-ре, с 1955 в кино (ф. "Если парни всего мира"). Обратил на себя внимание, снявшись вместе с Б. Бардо в ф. "И бог создал женщину" (1956). Окончательно сформировался как актёр в нач. 60-х гг., отразив в образах своих героев духовное смятение молодёжи: ф. "Поединок на острове" (1962), "Обгон" (1962, Италия), "Замок в Швеции" (1963) и др. Огромным зрит, успехом Т. пользовался в ф. "Мужчина и женщина" (1966, реж. К. Лелуш), где вместе с А. Эме воплотил тему идеальной романтич. любви. Снялся в ф. "Человек, который лжёт" (1968, пр. Мкф в Зап. Берлине), в ф. "Дзета" сыграл роль следователя, ведущего дознание вопреки политич. давлению (1969, пр. Мкф в Канне). В ф. "Конформист" (1970, Италия) Т. нашёл резкие краски для характеристики и разоблачения своего героя, буржуа-приспособленца, ищущего в фашизме компенсации собств. комплекса неполноценности. Диаметрально противоположный образ создал Т. в ф. "Поезд" (1973), сыграв нерешительного и неуверенного в себе интеллигента, к-рому любовь помогает обрести твёрдость и бросить вызов фашизму. Т. с равным успехом играет как положительных, так и резко отрицательных персонажей. Но особенно удаются ему герои с неустойчивой психикой, подверженные внезапным нравств. и психологич. колебаниям: "Трансевропейский экспресс" (1966), "Моя ночь у Мод" (1969), "Покушение" (1972, в сов. прокате "Похищение в Париже"), "Полицейская история" (1975), "Глубокие воды" (1981) и др. Среди наиболее значит. работ Т. также роли в итал. ф. "Пустыня Тартари" (1976, реж. В. Дзурлини), "Терраса" (1979, реж. Э. Скола). В 1981 снялся в ф. "Любовная страсть" (реж. Скола). Снимался во всех ф. своей жены, реж. Надин Трентиньян: "Любовь моя, любовь моя" (1967), "Похититель преступлений"(1969), "Знать запрещено" (1973), "Свадебное путешествие" (1975) и др. Пост. ф. "Насыщенный день" (1973) и "Инструктор по плаванию" (1979). В 1983 снялся в фильме "Скорей бы воскресенье!" (реж. Ф. Трюффо).

Др. ф.: "Опасные связи 1960", "Анжелика, маркиза ангелов", "Убийцы в спальных вагонах", "Лани", "Хулиган", "Без видимых причин", "Бег зайца по полям", "Игра с огнём", "Чужие деньги". В. И. Божович.

TRNKA

TPHKA (Trnka) Йиржи

(24.2.1912-30.12.1969)

чехосл. режиссёр, художник, Нар. арт. ЧССР (1963). Учился рисованию у Й. Скупы, в кукольном т-ре к-рого в 1928 начал творч. деятельность, и в пражском Ин-те прикладных иск-в. В нач. 40-х гг. художник в т-ре, иллюстратор детских книг. Создал Деревянный кукольный т-р. В кино с 1945. Возглавлял пражскую студию графич. и объёмной мультипликации "Братья в трико". Основоположник нац. школы кукольной мультипликации, детской худож. кинематографии. Снял рисованные м/ф: "Посадил дед репку" (1945), "Животное и разбойники" (пр. Мкф в Канне), "Подарок" и "Попрыгунчик и эсесовцы" (1946). В 1947 вышел первый кукольный фильм Т. "Шпа-личек" ("Чешский год"), к-рый критики назвали "киноэпопеей национальной народной жизни". В этом п/м ф., отмеченном глубоким знанием фольклора, обычаев, нар. празднеств, Т. показал гармонию человека и природы (пр. мн. Мкф, в т. ч. в Венеции). В 1948 по сказке X. К. Андерсена пост, п/м кукольный ф. "Соловей императора" (пр. Мкф в Мари-анске-Лазне и др.). В "Арии прерий" (1949) режиссёр остроумно пародирует, доводит до гротеска стереотипные конфликты и каноны вестерна. Вершин мастерства, артистизма и выразительности игры кукольных персонажей художник достиг в ф., созд. на основе чеш. фольклора: "Принц Байяя" (по Б. Немцовой, 1950, пр. Мкф в Карлови-Вари, пр. Мкф в Локарно, 1954), "Старинные чешские сказания" (по книге А. Ирасека, 1953, пр. Мкф в Венеции, Гос. пр. ЧССР, 1954) и др.

В постановке ф. "Похождения бравого солдата Швейка" (1955) Т., обратившись к иллюстрациям Й. Лады, сумел передать дух романа Я. Гашека, его иронию, юмор. По У. Шекспиру в 1959 снял п/м ф. "Сон в летнюю ночь" (гл. пр. Мкф в Канне, пр. Мкф в Венеции). Музыка В. Трояна в этом ф. позволила перевести лирич. комедию в поэтич. пантомиму, легко и непринуждённо повествующую о молодости и любви. В ф. "Страсть" (1961, гл. пр. Мкф в Оберхаузене, 1964), "Кибернетическая бабушка" (1962) режиссёр обратился к совр. действительности, резко высмеивая чрезмерную технизацию жизни.

Литература: Вениг Я., Кукольное царство, "Со-циалистич. Чехословакия", 1964, № 6; Каранович А., Мои друзья куклы, (М., 1971); Асе нин А., Йиржи Трнка - Габил, Кинокуклы, М., 1982; Воеk J., Jifi Trnka, Praha, 1963; Trnkova R., Muj syn, (Praha, 1972); Jifi Trnka, (Praha, 1971).

А. А. Волков.

TROELL

ТРУЭЛЛЬ, Троэлль (Troell) Ян

(р. 23.7.1931)

швед. режиссёр, оператор. Один из зачинателей т. н. нового швед, кино. Работал на ТВ, где снимал к/м фильмы. Новелла "Привал на болоте" из картины "4x4" (1965) была отмечена пр. на Мкф в Оберхаузене. Первый п/м худож. ф. "Вот твоя жизнь" (1966, по Э. Юнсону) - широкое эпич. полотно швед. нар. жизни. В ф. "Эне, бене, рес" (1968, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине) показана судьба школьного учителя, затравленного учениками. Междунар. признание принесла Т. дилогия "Эмигранты" (1971) и "Поселенцы" (1972) по тетралогии В. Муберга "К доброй земле" с участием актёров Л. Ульман и М. фон Сюдова в гл. ролях. В этих ф. рассказывается о тяжёлой жизни швед. эмигрантов в США в сер. 19 в. В Голливуде пост. ф. с участием Ульман "Невеста Занди" (1974), а также ф. "Ураган" (1979). В сложном символич. ф. "Бабах!" (1976) полностью отошёл от присущего ему ранее реализма. В 1982 пост. ф. "Воздушное путешествие инженера Андре" ("Полёт "Орла""). Продолжает работу над к/м и рекламными фильмами. Т.- оператор нек-рых своих ф., а также соавтор сц. всех своих фильмов.

Литература: Modern Swedish cinema, (fasc) 2 - Jan Troell, Stockh., 1975; В j or k man S., The new directors, L.- N. Y., 1977.

TROTTA, MARGARETTE VON

ТРО`ТТА (Trotta) Маргарете фон

(р. 21.2.1942)

нем. актриса, режиссёр (ФРГ). Работала в разл. т-рах. С 1968 снимается в кино и на ТВ, с 1970 пишет сц., в т. ч. и для своего мужа, реж. Ф. Шлендорфа. Снялась в его ф.: "Ваал" (1969, т/ф), "Мораль Рут Хальбфас" (1972), "Мгновенная вспышка" (1973), "Выстрел из милосердия" (1976), а также в ф. реж. Р. В. Фасбиндера "Боги чумы" (1970) и "Американский солдат" (1971). Пост, ф.: "Поруганная честь Катарины Блюм" (по Г. Бёллю, 1975, с Шлендорфом); "Второе пробуждение Кристы Клагес"(1977) - драму женщины, вынужденной пойти на преступление ради спасения от банкротства детского сада; "Сестры, или Баланс счастья" (1979) - драм, историю двух сестёр, связанных сложными, противоречивыми отношениями; "Свинцовые времена" (1981, гл. пр. Мкф в Венеции), тематически продолжающий и развивающий предыдущую картину. В 1982 пост. ф. "Чистое безумие".

TRUFFAUT, FRANçOIS

ТРЮФФО` (Truffaut) Франсуа

(6.2.1932 - 21.10.1984)

франц. режиссёр. Выступал как кинокритик, обратил на себя внимание резкостью суждений (сотрудничал в ж. "Cahiers du cinema" и еженедельнике "L'Art."). Пост. к/м ф. "Визит" (1955) и "Шантрапа" (1958). Т.- один из вдохновителей и участников "новой волны". В 1959 пост. ф. "400 ударов" (пр. Мкф в Канне), в к-ром с тонким лиризмом рассказал во многом автобиографичную историю подростка Антуана Дуанеля (Ж. П. Лео), тяготящегося своим положением в школе и в семье, стремящегося вырваться из тусклой и унылой повседневной жизни. Но бунт маленького героя бесперспективен, бежать ему некуда. Историю своего героя Т. как бы продолжил в одной из новелл ф. "Любовь в 20 лет" (1962). Юноша (его играл тот же Ж. П. Лео) также живёт в разладе с окружающей его действительностью, но от попыток бегства и бунта уже отказался. Постепенно взрослея, Лео появился и в нек-рых последующих ф. режиссёра - "Украденные поцелуи " (1968, пр. Мельеса, Большая пр. франц. кино; пр. Деллюка, 1969), "Семейный очаг" (1970), "Сбежавшая любовь" (1979), к-рые сложились в единый "дуанелевский" цикл, посв. психологич. и моральным проблемам жизни совр. молодого француза. Ф. "Стреляйте в пианиста" (1960) представлял стилизацию под гангстерские ф.; здесь режиссёр развивал свой излюбленный мотив доброго и беззащитного человека, одинокого в мире, где царит право сильного. Жестокости и бездушию обществ. отношений Т. пытается противопоставить вечные ценности дружбы и любви. Однако подвергнув эти ценности испытанию, режиссёр убеждается в их хрупкости, незащищённости перед окружающим злом. Этой теме посв. ф. "Жюль и Джим" (1962) - один из самых значит. у режиссёра. Т. не хочет удовлетвориться пессимистич. выводом о тщете человеческих усилий. Как художник он выступает в защиту духовности, поэзии, нежности, без к-рых люди рискуют превратиться в бездушных роботов, одержимых манией разрушения. Эту мысль режиссёр воплотил в ф. "451° по Фаренгейту" (по Р. Брэдбери, 1966, Великобритания). Мир искренности и чистоты ассоциируется у Т. с миром детства, к-рый режиссёр изображает с большим сочувствием также в ф. "Дикий ребёнок" (1970) и "Карманные деньги" (1976). Ф. "Американская ночь" (1973, пр. "Оскар"), где Т. сыграл роль режиссёра, посв. размышлениям над трудностями и радостями кинематография, профессии. Ф. "История Адели Г." (1975) воспроизводит романтич. историю несчастной любви младшей дочери В. Гюго. В ф. "Последнее метро" (1980) Т. рассказал об актёрах театра, к-рые в годы оккупации противопоставляют фашизму духовную независимость и преданность иск-ву. В большинстве своих фильмов Т. выступает также как сценарист, в нек-рых - как актёр ("Дикий ребёнок") и продюсер. Снялся также в гл. роли в амер. ф. "Близкие контакты третьего вида" (1977, реж. С. Спилберг) и др.

Др. ф.: "Нежная кожа" (1964), "Невеста была в чёрном" (1968), "Сирена с "Миссисипи"" (1969), "Две англичанки и "Континент"" (1971), "Девушка красивая, как я" (1972), "Мужчина, который любил женщин" (1977), "Зелёная комната" (1978), "Женщина по соседству" (1981), "Скорей бы воскресенье!" (1983).

Литература: Le cinema selon Hitchcock, P., 1966; Les films de ma vie, (P., 1975).

Литература: Petrie G., The cinema of Francois Truffaut, N. Y., 1970; Crisp C. G., Francois Truffaut, L., 1972; Francois Truffaut, Munch., 1974; Fann D., L'univers de Francois Truffaut, P., 1972; Allen D., Francois Truffaut, N. Y., (1974); Соllet J., Le cinema de Francois Truffaut, P., 1977; Bonnaffons E., Francois Truffaut, Lausanne, 1981.

В. И. Божович.

TRUMBO, DOLTON

ТРА`МБО (Trumbo) Долтон

(9.12.1905 - 10.9.1976)

амер. сценарист. В кино с 1936 (сц. dp. "Дорожная банда"). В 40-е гг. один из крупнейших амер. сценаристов ("Человек, которого помнишь", 1938, "Парень по имени Джо", 1944, "На наших лозах нежный виноград", 1945). В 1947 в период "охоты за ведьмами" в Голливуде был внесён в "чёрные списки" и был вынужден работать под псевдонимами. В 1957 под именем Р. Рич получил пр. "Оскар" за сц. ф. "Храбрец". С 1960 вновь пишет под своим именем, гл. обр. создавая экранизации лит. произв.: "Спартак" (1960), "Гавайи" (по Дж. Митченеру, 1966), "Всадники" (по Ж. Кесселю, 1971), "Мотылёк" (по книге А. Шарьера, 1973). В 1974 по сц. Т. был пост. ф. "Привести в исполнение" об убийстве президента Дж. Кеннеди как результате заговора ультраправых. В 1971 пост, антивоен. ф. по своему роману "Джонни взял свою винтовку" (спец. пр. и пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне, .1971).

Литература: Corliss R., Daltpn Trumbo, в сб.: The Hollywood screenwriters, N. Y., 1972.

TSCHESNO-HELL, MIHAEL

ЧЕ`СНО-ХЕЛЛЬ (Tschesno-Hell) Михаэль

(17.2.1902 - 24.2.1980)

нем. сценарист (ГДР). Чл. Академии иск-в в ГДР. Работал журналистом. В 1933 эмигрировал из Германии. Участвовал в антифаш. борьбе. По возвращении на родину основал в 1945 изд-во "Volk und Welt", к-рым руководил неск. лет. Первый сц. написал (с В. Бределем) для ф.-дилогии об Э. Тельмане: "Эрнст Тельман - сын своего класса" и "Эрнст Тельман - вождь своего класса" (1954 - 55). Среди др. сц.: "Капитан из Кёльна" (1956, с X. Кайшем и З. Дудовом), дилогия о К. Либкнехте - "Пока я жив" (1965) и "Несмотря ни на что!" (1972). Писал сц. для ТВ. Нац. пр. ГДР (1954, 1957, 1966).

TUSHINGHAM, RITA

ТА`ШИНГЕМ (Tushingham) Рита

(р. 14.3.1942)

англ. актриса. Работала ассистентом режиссёра в Репертуарном т-ре в Ливерпуле. В 1961 сыграла гл. роль в экранизации драмы Ш. Дилэни "Вкус мёда" (реж. Т. Ричардсон, пр. Мкф в Канне, 1962). Стала популярной актрисой направления "рассерженных молодых людей". Варьировала образ героини, бунтующей против лицемерия, жестокости и пошлости окружающего мира в ф. "Парни в кожаных куртках" и "Стоящее место" (1963). К наиболее значит, работам Т. относятся также роли в ф.: "Девушка с зелёными глазами" (1963), "Сноровка и как её приобрести" (1965), "Жилая комната" (1969), ""Человеческий" фактор" (1975). В 1982 снялась в итал. комедии "Спагеттихауз".

Др. ф.: "Сокрушающее время", "Гуру" (США), "Рочестер".

TYRLOVA, TERMINA

ТЫ`РЛОВА (Tyrlova) Термина

(р. 11.12.1900)

чехосл. художница, режиссёр. Нар. арт. ЧССР (1971). Наряду с Й. Трнкой и К. Земаном основатель чехосл. кукольного фильма. С кон. 1920-х гг. работала над рисов, рекламными фильмами. В 1928 сняла м/ф "Водяной", в 1935 - "Люцерна" (с К. До да лом), в к-ром использовала кадры с куклами. В 1944 создала первый чеш. кукольный ф. "Ферда-муравей". После войны организовала творч. группу кукольного ф. в г. Злин (ныне Готвальдов), сняла рекламный ф. "Чего им не хватает?" 1947, где комбинировала игру актёров и игрушек. Эту технику совершенствовала в ф. "Бунт игрушек" (1947, с Ф. Садеком, пр. Мкф в Венеции и Брюсселе), в ф. "Колыбельная" (1948, гл. пр. Мкф в Венеции) использовала технику "оживления" неодушевлённых предметов. Среди её значит. ф.- "Неудавшаяся куколка" (1951, Гос. пр. ЧССР, пр. Мкф в Карлови-Вари) и "Паровозик" (1959). Сняла для маленьких зрителей ф.: "Девять цыплят" (1952), "Сказка о драконе" (1953), "Приключение мячика Фличека" и "Златовласка" (1956), "Маленький свинопас" (по X. К. Андерсену, 1957). Поисками новых выразит, возможностей отмечены фильмы Т., созданные с худ. К. Лготаком, Л. Кадлечеком, В. Добровольным,- "Узелок на платке" (1958), "День расплаты" (1960), с реж. Й. Пинка вой - "Потерянная куколка" (1959). Новый цикл оригинальных сказок открыли "деревянная" сказка "Шарик" (1963) и "Сказки из шерсти" ("Два клубка" и "Собака и небо", 1964, пр. Мкф в Венеции; "Снеговик", 1965), где используется способность материала трансформироваться, появляются элементы пародии и фантастич. феерии. Среди ф. 70-х гг.: "Как Якуб в последний раз выстрелил", "Шуточка с чертёнком".

TYSZKIEWICZ, BEATA

ТЫШКЕ`ВИЧ (Tyszkiewicz) Беата

(р.18.8.1938)

польск. актриса. Училась в Высш. театр, школе в Варшаве. Дебютировала в ф. "Месть" (1957). Артистизм, чуткость к стилевым особенностям произведения обеспечили успех Т. в ролях ф. историч. жанра: Эльжбета ("Пепел") и Ребекка ("Рукопись, найденная в Сарагосе") - обе 1965, Мария Валевская ("Марыся и Наполеон", 1966), Изабелла Ленцкая ("Кукла", 1968), Варвара Лаврецкая ("Дворянское гнездо", 1969, СССР) и др. В ф. "Первый день свободы" (1964), "Всё на продажу" (1969), "Контракт" (1980, т/ф) Т. создала образы сильных, независимых женщин. Среди ролей в т/ф ей удалась роль Эвелины Ганской в сериале "Великая любовь Бальзака" (1972, польск.-франц.). В 1984 снялась в сов. ф. "Европейская история". Др. ф.: "Общая комната", "Визиты президента" (в сов. прокате "Яцек и его президент"), "Сегодня ночью погибнет город", "Самсон", "День поминовения усопших", "Крещённые огнём", "Встреча со шпионом", "Александр и Ханакая" (Индия - ГДР), "Человек с бритой головой" (Бельгия), "Окна времени", "Изящная венгерская комедия" (в сов. прокате "Песня Балашши") и "Безумная ночь" (все ВНР), "Родственные натуры" и "Дон Жуан, улица Карла Либкнехта, 78" (оба ГДР), "Ночи и дни", "Танцующий ястреб", "По дороге" (в сов. прокате "В пути", ПНР - ВНР), "Уленшпигель со Святых гор", "Малое небо".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 3, М., 1966.

ULLMANN, LIV

У`ЛЬМАН (Ullmann) Лив

(р. 16.12.1938)

швед.-норв. актриса. Училась в театр. школе в Лондоне, играла в норв. т-рах. С 1957 в кино, вначале снималась в Норвегии (ф. "Болтовня о горах"). Мировое признание получила в ф. реж. И. Бергмана "Персона" (1966), "Час волка" и "Стыд" (1968), "Страсть" (1969), "Шёпоты и крик" (1972), "Сцены из супружеской жизни" (1974), "Лицом к лицу" (1976), "Змеиное яйцо" (1977, ФРГ), "Осенняя соната" (1978). Героини У.- страстные, эмоциональные женщины, олицетворяющие доброе начало, к-рое нередко приводит их к столкновениям с окружающей действительностью. Среди др. значит. работ - роль крестьянки Кристины в дилогии реж. Я. Труэлля "Эмигранты" (1971) и "Поселенцы" (1972). Снималась в др. странах: в США - "Ночной посетитель" (1971), "Потерянный горизонт" (1972), "Невеста Занди" (1974); Великобритании - "Папесса Иоанна" (1972), "Отречение" (1974), "Вещи Ричарда" (1980), "На один мост дальше" (1977); Канаде - "Любовь" (1982). Продолжает выступать и в т-ре.

URSIANU, MALVINA

УРШИА`НУ (Ursianu) Мальвина

(р. 19.4.1927)

рум. режиссёр. По образованию юрист. Была ассист. режиссёра, вторым режиссёром у Ж. Джорджеску, затем работала с В. Илиу. В 1968 создала первый ф. "Джоконда без улыбки". В своих картинах (все по собств. сц.) У. исследует психологию совр. женщины - интеллектуальной, независимой, мужественной и слабой одновременно: "Вечеринка" (1971), "Мимолётная любовь" (1974) и др. В 1980 пост, историч. ф. "Возвращение воеводы Лэпушняну".

USTINOV, PETER

УСТИ`НОВ (Ustinov) Питер

(р. 16.4.1921)

англ. режиссёр, актёр, продюсер, драматург и писатель. По происхождению русский. Окончил Вестминстерский колледж и Лондонскую театр. студию. С 1937 театр. актёр. В кино с 1940. У.- автор 18 пьес, многие из к-рых экранизированы. Участвовал в работе над сц. полудокументального ф. реж. К. Рида "Путь вперёд" (1944). В 1946 пост. ф. "Школа тайной службы". Среди др. пост. им картин выделяются комедии "И наоборот" (1948) и "Леди Л." (1965, США), экранизация романа Э. Линклейтера "Рядовой Анжело" (1949), модернизированный вариант легенды о Фаусте "Хаммерсмит вышел на волю" (1972, США, пр. Мкф в Зап. Берлине). В 1962 пост. ф. "Билли Бадд" (по Г. Мелвиллу), показав жестокость и бесчеловечность порядков, царивших в брит. флоте. У.- мастер эпизода. Экономная, броская, не лишённая юмора актёрская манера позволила ему создать запоминающиеся, хотя и не главные, роли в ф.: Нерон ("Камо грядеши", 1951, США), король Георг IV ("Красавец Браммель", 1954, США), Владелец цирка ("Лола Монтес", 1955, Франция), Мексиканский генерал ("Вива, Макс!", 1970, США), Старик ("Бегство Логана", 1976, США). Пр. "Оскар" за небольшие роли в ф. "Спартак" (1960) и "Топкапи" (1964). Исполнил роль Эркюля Пуаро в экранизации романов А. Кристи "Смерть на Ниле" (1978, в сов. прокате "Роковое путешествие"), "Зло под солнцем" (1982).

Др. ф.: режиссёр - "Романов и Джульетта" (1960); актёр - "Отель "Сахара"", "Комедианты", "Ашанти", "Сиреневое такси", "Иисус из Назарета" (т/ф).

Литература: Dear me, L., 1977.

VADIM, ROGER

ВАДИ`М (Vadim) Роже (наст. имя и фам. Роже Вадим Племянников)

(р. 26.1.1928)

франц. режиссёр. В 1944 - 47 актёр т-ра. В 1953 был ассистентом реж. М. Аллегре по ф. "Жюльетта". Выступал как сценарист (ф. "Эта проклятая девчонка", 1955, и др.). Первая реж. работа В. - ф. "И бог создал женщину..." (1956) с участием Б. Бардо, которая сыграла впоследствии главные роли в ряде его фильмов. В выборе сюжетов В. делает ставку на сенсационность. В 1983 пост. ф. "Удивительная вечеринка".

Др. ф.: "Кто знает?" и "Ювелиры при лунном свете" (1957), "Опасные связи 1960" (1959). "Умереть от наслаждения" (I960), "Опустив поводья" (1961), "Отдых воина" (1962), "Порок и добродетель" и "Замок в Швеции" (1963), "Добыча" (по Э. Золя, 1966), "Метценгерштейн" (новелла в ф. "Три шага в бреду" по Э. По) и "Барбарелла" (1968), "Дон Жуан-73" ("А если бы Дон Жуан был женщиной?", 1973), "Убитая девушка" (1974), "Верная жена" (1976).

Литература: Memoires du diable, P., 1975.

VALENTINO, RUDOLPH

ВАЛЕНТИ`НО (Valentino) Рудольф (наст. имя и фам. Родольфо Гульельмид и Валентино, Guglielmi di Valentino)

(6.5. 1895 - 23.8.1926)

амер. актёр. Род. в Италии. В 1913 в поисках работы эмигрировал в США. Был садовником, официантом, платным танцором в ночных клубах. В кино с 1918. Успех пришёл к В. в 1921 после исполнения роли Джулио Деснойера в ф. "Четыре всадника Апокалипсиса", где реж. Р. Ингрем, используя необычные внешние данные актёра, узаконил на экране новый для США тип "кинозвезды" - экзотич. "латинского любовника", рокового соблазнителя, живущего в романтич. мире чудес и приключений. Этот образ, получивший всемирную известность, был с небольшими видоизменениями повторен В. в ф. "Шейх", "Кровь и песок", "Молодой раджа", "Святой дьявол", "Кобра", "Орёл", "Сын шейха" и др. Ранняя смерть актёра вызвала массовую истерию и серию самоубийств среди его поклонников во мн. странах. Вплоть до наст, времени В.- одна из легенд кинематографа, герой романов, пьес, муз. произведений. В 1977 англ. реж. К.Расселл, базируясь на вольно трактованных фактах биографии актёра, сделал худож. ф. "Валентино".

VALLI, ALIDA

ВА`ЛЛИ (Valli) Алида (наст. имя и фам. Анна Мария Альтенбургер, Altenburger)

(p. 31.5.1921)

итал. актриса. Училась в Эксперим. киноцентре в Риме. В кино с 1936 (ф. "Два сержанта", реж. Э. Гуаццони). Играла во второстепенных ф., но сумела стать одной из наиболее популярных актрис предвоен. итал. кино. Наибольший успех принесло ей участие в ф. "Старинный мирок" (1941, реж. М. Сольдати). В 1947 уехала в США, где снялась в гл. роли в фильме А. Хичкока "Дело Парадайна", работала также во Франции и Великобритании ("Третий человек", 1949, реж. К. Рид). В 1954 в ф. реж. Л. Висконти "Чувство" создала трагедийный образ Ливии Серпьери, итал. аристократки, предавшей родину из-за любви к австр. офицеру-оккупанту. Несмотря на то что действие ф. было отодвинуто в 60-е гг. 19 в., он имел антифаш. звучание. Наиболее значит. роли в ф. "Крик" (1957, Ирма, реж. М. Антониони, в сов. прокате "Отчаяние"), "Столь долгое отсутствие" (1961, Тереза, реж. А. Кольпи), "Царь Эдип" (1967, Меропа, реж. П. П. Пазолини), "Стратегия паука" (1970, Драйфа) и "Двадцатый век" (1976, синьора Пьоппи), "Луна" (1979, мать Джузеппе) - все реж. Б. Бертолуччи. В 1981 снялась в ф. "Сезон мира в Париже" (СФРЮ - Франция).

Др. ф.: "Мы, женщины", "Плотина на Тихом океане", "Большая голубая дорога", "Глаза без лица" и "Офелия" (Франция), "Первая ночь покоя", "Мост Кассандры" (США).

Литература: Laura E., Alida Valli. Roma. 1979.

VALLONE, RAF

ВАЛЛО`НЕ (Vallone) Раф

(p. 17.2.1916)

итал. актёр. Изучал право и филологию. В кино с 1948. Роли в ф. "Горький рис" (1949), "Нет мира под оливами" (1950), "Рим, 11 часов" (1952) - все реж. Дж. Де Сантиса, "Дорога надежды" (1950, реж. П. Джерми) выдвинули В. в число наиболее значит, актёров неореалистич. направления. Работал также в т-ре. В 1981 снялся в роли бывшего фашистского офицера в ф. "Сезон мира в Париже" (СФРЮ - Франция).

Среди др. ф.: "Тереза Ракен" (Франция), "Пляж", "Гуэндалина", "Роза Бернд" (ФРГ), "Чочара", "Холостяцкая квартирка", "Сид" (США), "Вид с моста" (Франция), "Кардинал" и "Розовый бутон" (США).

VAN PARYS, GEORGES

ВАН-ПАРИ`С (Van Parys) Жорж

(7.6.1902 - 29.1.1971)

франц. композитор. Впервые выступил в кино в 1931 ("Миллион", с А. Бернаром и Ф. Паре). Написал музыку более чем к 200 худож. и док. фильмам. Сотрудничал с реж. Р. Клером, Кристиан-Жаком, Ж. Ренуаром, А. Ж. Клузо, А. Декуэном и др. Успехом пользовалась его музыка к ф. Клера "Молчание - золото", "Ночные красавицы" (с Д. Бейтсом и Ж. Ориком), "Большие манёвры", "Всё золото мира". К числу лучших работ В.-П. относится также музыка к ф. "Их было пятеро", "Фанфан-Тюльпан", "Отверженные", "Папа, мама, служанка и я", "Прекрасная Отеро", "Если парни всего мира", "Капитан Фракасс", "Железная маска", "Месье", "Галантные празднества" и др. Создал музыку к док. ф. "Тулуз-Лотрек", "Москва и её Кремль", "Париж весной", "Тайна Пикассо" и др.

VANCINI, FLORESTANO

ВАНЧИ`НИ (Vancini) Флорестано

(p. 24.8.1926)

итал. режиссёр. В кино с 1949. Снимал док. фильмы. С 1955 был ассистентом реж. М. Сольдати (ф. "Женщина с реки", соавтор сц.), затем работал с В. Дзурлини. В1960 пост. антифаш. ф. "Долгая ночь 1943 года" (по Дж. Бассани), оставшийся наиболее значит, работой режиссёра. Ставил коммерч. и приключенч. ленты ("Долгие дни мести", 1967, и др.). На рубеже 60 - 70-х гг. примкнул к направлению политич. кино. В 1971 пост. историч. ф. "События в Бронте" о времени гарибальдийских походов, а в 1973 - "Убийство Маттеотти" (спец. пр. Мкф в Москве). Снятый в док. манере, ф. воссоздавал обстоятельства похищения и убийства лидера антифаш. оппозиции Дж. Маттеотти в нач. 20-х гг. В 1980 пост. ф. "Неразбериха". Др. ф.: "Судебный развод" (эпизод в ф. "Итальянки и любовь", 1961), "Банда Кассароли" (1962), "Горячая жизнь" (1963), "Сезоны нашей любви" (1966), "Остров" (1968), "Насилие: пятая великая держава" (1972), "Горькая любовь" (1975), "Буржуазная драма" (1979).

VANCURA, VLADISLAV

ВА`НЧУРА (Vančura) Владислав

(26.6.1891 - 1.6.1942)

чехосл. писатель, сценарист, кинопублицист, режиссёр. Окончил мед. ин-т, работал врачом. Выступал со статьями, писал сценарии. В 1932 с реж. С. Иннеманом пост. ф. "Перед экзаменами на аттестат зрелости" из жизни выпускников средней школы. Фильмы В., посв. серьёзным жизненным проблемам, отмечены поисками новых выразит, средств. Пост. ф.: "На солнечной стороне" и "Биржа труда" (не сохранился) - оба 1933, драму "Любовь и люди" (1937) и социальную комедию "Наши чешские танцы" (1938) - оба с реж. В. Кубасеком. Наиболее интересный его ф.- "Неверная Марийка" (1934). В. вёл большую обществ, работу. Был пред. Чехосл. кинематограф ич. об-ва. В 1942 арестован и казнён гестаповцами. В. посмертно присвоено звание нар. арт. ЧССР (1946).

VANEL, CHARLES

ВАНЕ`ЛЬ (Vanel) Шарль (наст. имя Мари Шарль)

(р. 21.8.1892)

франц. актёр. Учился в морской школе. В 1908 дебютировал в т-ре. В кино с 1912 (ф. "Джим Кроу"). В 30 - 40-е гг. выступал преим. в приключенч. и детективных ф. ("Именем закона", "Мишель Строгов", "Железнодорожные пираты" и др.). Снялся в ф.: "Дружная компания" (1936, реж. Ж. Дювивье), "Закон Севера" (1939, реж. Ж. Фейдер, вышел в 1942 под назв. "Тропа Севера"), "Небо принадлежит нам" (1943, реж. Ж. Гремийон). Социально-критически и психологически насыщенные образы В. создал в ф. "Зо имя закона" (1949, реж. П. Джерми, в сов. прокате "Под небом Сицилии", главарь мафии Пассалакве), "Плата за страх" (1953, реж. А. Ж. Клузо, гангстер Джо, пр. Мкф в Канне, 1953). Пост. ф. "В ночи" (1929) и "Полночный бой часов" (1935). Сыграл более ста ролей, в т. ч. в ф. "Дело Маурициуса" (1954, пр. Мкф в Карлови-Вари), "Смерть в этом саду" (1956), "Пороховой огонь" (1957, пр. Мкф в Сан-Себастьяне), "Истина" (1960), "Один человек лишний" (1967), "Сиятельные трупы" (1976, Италия). Одна из последних работ - в ф. "Три брата" (1981, реж. Ф. Рози, Италия).

VARDA, AGNèS

ВАРДА` (Varda) Аньес

(р. 30.5.1928)

франц. режиссёр. Училась в Сорбонне и Высш. школе декоративных иск-в. Начинала как фотограф-репортёр. В кино с 1955. Дебютировала ф. "Пуэнт Курт", снятым на собственные средства и при участии лишь двух проф. актёров (Ф. Нуаре и С. Монфор). Ф. во многом предвосхитил стилистику "новой волны" и был отмечен влиянием А. Рене, участвовавшего в монтаже. После неск. к/м лент - "О времена года, о замки..." (1957), "Опера-Муфф" и "На побережье" (1958) - В. сняла худож. фильм "Клео от 5 до 7" (1961) о двух часах жизни женщины, страдающей канцерофобией и ожидающей результатов мед. анализа. Прогрес. проблематикой отличается док. к/м ф. "Привет, кубинцы!" (1963), смонтированный из 1800 док. статичных кадров, снятых на Кубе. В 1965 сняла ф. "Счастье". Эта жестокая и иронич. притча о любви уже несла на себе отпечаток феминизма, сильным влиянием к-рого отмечены более поздние работы В. Проблема трансформации реальных людей в персонажей худож. вымысла затронута в ф. "Создания" (1966). В след. году В. сняла новеллу в коллективном ф. "Далеко от Вьетнама". В США создала к/м ф. "Дядя Янко" и "Чёрные пантеры" (1968) и ф. "Львиная любовь" (1969) о жизни хиппи. После ряда телевизионных и к/м ф. выпустила экспериментальную ленту "Типы с улицы Дагерра" (1975). Затем сняла феминистскую листовку "Ответ женщин" (1975), подготовившую появление ф. "Одна поёт, другая - нет" (1977), программный для В. фильм в её борьбе за социальную и личную свободу женщины. Экспериментами в области киноязыка стали и ф. "Стена, стены" (1980) и "Документатор" (1981).

VÁRKONYI, ZOLTÁN

ВА`РКОНЬИ (Várkonyi) Зольтан

(13.5.1912 - 1979)

венг. режиссёр, актёр. Нар. арт. ВНР (1962). В 1934 окончил Высш. театр. школу. В 1935 дебютировал в Нац. т-ре и в кино как актёр. Был организатором и директором неск. т-ров. Писал сценарии. В 1951 пост. ф. "Западная зона". Наиболее значит, ленты: "Рождение Менхерта Шимона" (1954), "Особая примета" (1955), "Соляной столб" (1957, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1958), "Лицом к лицу" (1970). В них воссозданы действенные, сплочённые коллективизмом массы, выразит. портреты героев. Экранизировал произв. венг. лит-ры ("Сыновья человека с каменным сердцем", 1965, "Венгерский набоб" и "Золтан Карпати", 1966,и "Чёрные алмазы", 1976, все по М. Йокаи). Снимался в большинстве поставленных им фильмов. Исполнял гл. роли также в ф. "Железный цветок" (1958), "Дневное затмение" (1963, в сов. прокате "Ночь среди дня"), "Этюд о женщинах" (1967) и др. С 1949 преподавал в Высш. школе т-ра и кино. Гос. пр. им. Кошута (1953, 1956).

Др. ф.: режиссёр - "День гнева" (1953), "Жорж Данден" (1955), "Горькая правда" (1956), "Катастрофа" (1959), "Три звезды" (одна из новелл) и "Чутак и серая лошадь" (1960), "Последний ужин" (1962), "Фото Хабера" (1963), "Звёзды Эгера" (1968), "Похищение по-венгерски" (1972), "Невинные убийцы" (1973); актёр - "Сказочное авто", "Огонь", "Эркель" (в сов. прокате "Венгерские мелодии"), "Восстало море", "Последнее приключение Дон Жуана", "Граница в нескольких шагах", "Лебединая песня", "История моей глупости", "Перстень с русалкой", "История и частная жизнь".

VÁSÁRYOVÁ, MAGDA

ВАША`РИОВА (Vásáryová) Магда

(р. 26.8.1948)

чехосл. актриса. С 1972 в Словац. нац. т-ре в Братиславе. В кино с 1965. Среди ролей: Маркета ("Маркета Лазарева", 1967), Марушка Кудержикова ("... и передайте привет ласточкам", 1972). Героинь В. отличают чистота, искренность, благородство. Исполнила роль роковой красавицы Крис в ф. "Чёрное солнце" (1980, реж. О. Вавра). Др. ф.: "Королевская охота" (Франция - ЧССР), "На комете", "Принц Баяя", "Весеннее равноденствие".

VAVRA, OTAKAR

ВА`ВРА (Vavra) Отакар

(р. 28.2.1911)

чехосл. режиссёр, сценарист. Нар. арт. ЧССР (1968). Чл. КПЧ с 1945. Старейший мастер чехосл. кино. Изучал архитектуру в уч. заведениях Брно и Праги, занимался публицистикой. В 1929 - 32 был чл. орг-ции "Левый фронт", рецензировал ф., организовывал первые просмотры сов. ф. (в г. Брно). Снял эксп-рим. к/м ф. "Свет прорезает тьму" (1931), "Мы живём в Праге" (1934), "Ноябрь" (1935). Как сценарист и ассист. режиссёра участвовал в создании неск. картин. Первый худож. фильм В.- "Верблюд через игольное ушко" (1937). Значит. событиями стали ленты В. "Философская история" (по А. Ирасеку) и "Девственность" (по М. Майеровой) - обе 1937, "Цех кутногорских дев" (1938), отмеченные пр. Мкф в Венеции. Фильмы В. отличаются высоким уровнем изобразит. решения, монтажа, тщательным подбором исполнителей. Пост. ф.: "Юмореска" (1939) и "Турбина" (1941) - оба по К. Чапеку - Ходу, "Майская сказка" (по В. Мрштику, 1942); камерные психологич. драмы "Заколдованный дом" (1939), "Пациентка доктора Гегеля" (1942); историч. ф. "Розина-найдёныш" (1945), "Беспокойный бакалавр" (1946). В. был организатором съёмок кинорепортажей во время Нар. восстания 1945. Участвовал в разработке проекта национализации чехосл. кинопром-сти. В 1945 на основе док. материалов создал п/м ф. "Путь к баррикадам". О борьбе жителей Праги против фашистов рассказывал худож. ф. "Немая баррикада" (по Я. Дрде, 1949, Гос. пр. ЧССР). Пост. ф.: "Предчувствие" и "Кракатит" (по К. Чапеку) - оба 1948, "Гражданин Брих" и "Первая спасательная" (1959), "Ночной гость" (1961). Зачинатель монументально-историч. жанра в чехосл. кино, В. пост. ф. "Наступление" (по В. Ржезачу, 1953) и "Гуситская трилогия" ("Ян Гус", 1955, "Ян Жижка", 1956, "Против всех", 1958). В эпич. полотнах о судьбах нации во время 2-й мировой войны - "Дни предательства" (1973), "Соколово" (1974, с СССР), "Освобождение Праги" (1976) - режиссёр обратился к методу док. реконструкции событий прошлого. Ряд значит, ф. пост. в сотрудничестве с чещ. поэтом Ф. Грубином: "Золотой ранет" (1965, гл. пр. Мкф в Сан-Себастьяне), "Романс для корнета" (1967, пр. Мкф в Москве; Гос. пр. ЧССР, 1968). В 1980 вышел новый вариант "Кракатита" - "Чёрное солнце" (осовремененная экранизация романа Чапека). В 1983 пост. ф. "Странствия Яна Амоса". С 1957 преподаватель ФАМУ (с 1963 проф.).

Московский П., Кинореж. Отакар Вавра, М., 1964, "Соколово", "СЭ", 1974, № 9.

VEGA, PASTOR

ВЕ`ГА (Vega) Пастор

(р. 18.2.1940)

кубин. режиссёр. В 1958 - 59 учился в Театр. академии при т-ре "Эстудио". С 1960 в ИКАИКе (ассистент режиссёра ф. "История одного балета", "Прелюдия П", "Решение"). Снялся в ф. "Куба-58".

В 1961 пост. док. ф. "Война". Участвовал в работе отдела Лат.-амер. новости ИКАИКа. Автор статей и рецензий. В 1979 пост. игровой п/м ф. "Портрет Тересы" - рассказ о жизни совр. женщины.

Др. ф.: док.- "Песня туриста" (1967), "Об американской войне" (1969), "Да здравствует республика!" (1972), "Пятая граница" (1974).

VEIDT, KONRAD

ФЕЙДТ, Вейдт (Veidt) Конрад

(22.1.1893 - 3.4.1943)

нем. актёр. Работал в берлинском Немецком т-ре М. Рейнхардта. В кино с 1916 (ф. "Загадка Бангалоре", реж. П. Лени). Известность получил в "просветительских фильмах" реж. Р. Освальда "Проституция" и "Иначе, чем другие" (вторично вышел на экран в 1928 под назв. "Законы любви") - оба 1919, и др. Особенности дарования актёра раскрылись в ф. нем. режиссёров-экспрессионистов "Кабинет доктора Калигари" (1919, реж. Р. Вине), "Сатана" (в сов. прокате "Из тьмы веков"), "Двуликий Янус" ("Ужас", в сов. прокате "Тайна сэра О'Коннора") "Путь в ночь" - все 1920, реж. Ф. В. Мурнау. Популярностью пользовался актёр в роли князя Эшнапурского в ф. "Индийская гробница" (1921, реж. Дж. Май). К лучшим работам Ф. относятся роли в ф.: "Кристиан Ваншаффе" (1921, в сов. прокате "Жемчуг, кровь и слёзы"), "Паганини" (1923), "Руки Орлака" (1924, в сов. прокате "Пляска нервов"), "Кабинет восковых фигур" (1925), "Пражский студент" (1926), "Человек, который смеётся" (1928, США). В 1933 покинул Германию. Работал в Великобритании и США. Снялся в ф.: "Под красной мантией" (1936, реж. В. Шёстрём, в сов. прокате "Под кардинальской мантией"), "Багдадский вор" (1940), "Мужчины в её жизни" (1941, в сов. прокате "Балерина"), "Касабланка" (1943). Пост. ф. "Безумие" (1919) и "Ночь в Гольденхалле" (1920).

Державин К., Конрад Фейдт, Л., 1926; Роли Конрада Фейдта, сост. Н. Егорова, Рига, 1968.

VELIMIROVIC, ZDRAVKO

ВЕЛИМИ`РОВИЧ (Velimirovic) Здравко

(р. 1930)

югосл. режиссёр. В кино с 1954. Пост. док. ф.: "Человек и вода", "Испания нашей молодости", "А, это вы..." и др. Первый игровой ф.- "День четырнадцатый" (1960). Экранизировал произв. совр. югосл. прозы: "Лелейская гора" (1968) и "Дервиш и смерть" (1974). Пост. ф.: "Проверено - мин нет" (1966, с Ю. Лысенко, сов.-югосл. ф.), "Вершины Зелёной горы" (1975), "Битва за южную железную дорогу" (1978), "Доротей" (1981).

VENTURA, LINO

ВЕНТУ`РА (Ventura) Лино (наст. имя и фам. Анджело Боррини, Borrini)

(р. 14.7.1919)

французский актёр. Был профессиональным боксёром. В кино с 1954 (ф. "Не тронь добычу", реж. Ж. Беккер). Получил известность после ф. ""Горилла" приветствует вас" (1958). Играл гл. обр. роли гангстеров или полицейских, а также решительных, удачливых и не лишённых юмора суперменов. Начиная с ф. "Взвесь весь риск" (1960), В. постепенно расширял своё амплуа, его герои становились более человечными. Наиболее известные работы - в ф. "Мари-Октябрь" (1959, реж. Ж. Дювивье), "Такси в Тобрук" (1960), "Сыграть в ящик" (1965), "Искатели приключений" (1967), "С Новым годом" (1973, пр. Мкф в Сан-Себастьяне) и др. В ф. "Сиятельные трупы" (1976, реж. Ф. Рози) создал образ полицейского, выступающего против пороков судопроизводства. Обращение к социальной проблематике сделало эту роль этапной для В. В 1982 сыграл роль Жана Вальжана в ф. "Отверженные" (реж. Р. Оссеин, теле- и киноварианты).

Среди др. ф.: "Лифт на эшафот", "Мон-парнас, 19", "Дьявол и десять заповедей", "Сто тысяч долларов на солнце", "Хищник", "Сицилийский клан", "Армия теней", "Последнее известное место жительства", "Зануда", "Пощёчина", "Под предварительным следствием".

VEROIU, MIRCEA

ВЕРО`Ю (Veroiu) Мирча

(р. 29.4.1941)

рум. режиссёр. В 1971 окончил Ин-т им. Караджале. Участвовал в пост. ф. "Вода как чёрный буйвол" (1971, с др. реж.), "Каменная свадьба" (1973) и "Дух золота" (1974) - оба с Д. Пица, отмеченных пр. ряда Мкф. Статичность кадра, медленная пластика движений определяют стилистику его фильмов. Экранизирует нац. классику (И. Агырбичану, Й. Славича, К. Петреску). В 1981 пост. ф."3нак змеи", в 1982 - "Конец ночи".

Др. ф.: "Семь дней" (1973), "Гиперион" (1975), "За мостом" (1976), "Гордость" (1978, в сов. прокате "Семья Тэнасэ), "Между параллельными зеркалами" (1979), "Актриса, доллары и трансильванцы" (1980).

VIANY, ALEX

ВИА`НИ (Viany) Алекс

(р. 4.11.1918)

браз. режиссёр, сценарист, критик. Один из зачинателей браз. "нового кино". С 1934 выступал в печати. С 1945 работал журналистом в Голливуде, там же занимался на кинематографии, курсах. По возвращении в Бразилию, в 1948 основал ж. "Фильм" ("О Filme"). Был среди организаторов первых нац. конгрессов браз. кино в Рио-де-Жанейро (1952) и в Сан-Паулу (1953). Первый п/м ф.- "Иголка в стоге сена" (1953, сц. В.). Пост, картину "Улица без солнца" (1954), новеллу в ф. Й. Ивенса и А. Кавалканти "Роза ветров" (пр. Мкф в Карлови-Вари, 1957), ф. "Солнце над грязью" (1963), "Машина и сон" (1974), "Умберту Мауру" (1978), "Невеста города" (1979), "Машиши, потерянный танец" (1980). Автор книг по истории браз. кино, а также работ о заруб, кинематографиях. Редактор кинематография, раздела энциклопедии "Ла-русс". В 1965 - 69 директор фундам. библиотеки изд-ва "Civilizacao brasileira".

Литература: Introducao ao cinema brasileiro, Rio de J., 1959.

VIDOR, CHARLES

ВИ`ДОР (Vidor) Чарлз

(27.7.1900 - 4.6.1959)

амер. режиссёр. Род. в Венгрии. Работу в кино начал в Германии, в 1924 переехал в США, где выступал как оперный певец. Дебютировал в релсиссуре ф. "Маска Фу Манчу" (1932, с Ч. Брейбином). Ставил коммерч. ф., среди к-рых выделялись детектив "Великий Гамбини" (1936), мелодрама "Сын мой, сын мой" (1940), комедия "Таттлы с Таити" (1942), вестерн "Потерявшие надежду" (1943). Успехом пользовались ф. с участием Р. Хейуорт - мелодрама "Та самая дама" (1940), мьюзикл "Девушка с обложки" (1944), детектив "Гильда" (1946), ф. "Любовные похождения Кармен" (по П. Мериме, 1948), а также мелодрама "Рапсодия" (1953) с Э. Тейлор. В историю кино В. вошёл также как постановщик биографич. ф., гл. обр. музыкальных: "Незабываемая песня" (1945) о Ф. Шопене, ф.-балет "Ханс Кристиан Андерсен" (1951), "Неоконченная песня" (1959) о Ф. Листе (картину после смерти B. закончил Дж. Кьюкор).

VIDOR, KING WALLES

ВИ`ДОР (Vidor) Кинг Уоллис

(8.2.1894 - 1.11.1982)

амер. режиссёр, продюсер. Бросив учёбу в Воен. академии в Техасе, стал снимать сюжеты для кинохроники. С 1917 в Голливуде, был оператором, статистом, сценаристом, пом. режиссёра. Первая пост.- ф. "Поворот на дороге" (1918). За ним последовала серия психо-логич. драм ("Другая половина", 1919, "Семейная честь", 1920, "Любовь никогда не умирает", 1921), к-рые В. осуществил как независимый продюсер и режиссёр, доказав свой профессионализм, умение работать с актёрами. В 1923 перешёл в фирму "МетроТолдвин-Майер", где практически пост, все свои фильмы. В подлинном масштабе реж. дарование В. раскрылось в ф. "Большой парад" (1925) о событиях 1-й мировой войны. В ф. "Толпа" (1928) В. обратился к проблемам повседневной жизни "маленького человека", дав яркий образец реалистич. направления в амер. кино. Фильм "Аллилуйя" (1929), осн. на материале негритянского фольклора, быта и впервые целиком сыгранный актёрами-неграми, был отмечен стремлением к оригинальной разработке эстетич. возможностей синхронного звука. В 1934 В. пост. ф. "Хлеб наш насущный" (1934, пр. Мкф в Венеции), призывавший к возвращению к земледельческому труду, объединению людей в поисках выхода из экономич. кризиса. По признанию режиссёра, этот ф. был создан под прямым влиянием сов. киноклассики. Затем пост. комедию "Свадебная ночь" (1935), вестерн "Техасские рейнджеры" (1936), социальную драму "Цитадель" (по A. Дж. Кронину, 1938, Великобритания) и др. После успеха эпич. вестерна "Северо-западный путь" (1940) В. стал специализироваться на зрелищных постановках, среди к-рых выделялись мелодрамы "Дуэль на солнце" (1946) и "Руби Джентри" (1952), психологич. вестерн "Человек без звезды" (1954). В 1956 экранизировал роман Л. Н. Толстого "Война и мир" (с Италией), отмеченный проф. мастерством и значит, актёрскими работами О. Хепберн, Г. Фонды, М. Феррера, В. Гасмана и др. После 1959 ставил к/м эксперим. фильмы. Спец. пр. "Оскар" (1978). Почётн. пр. на Мкф в Москве (1979) и юбил. пр. на Мкф в Венеции (1982) за вклад в развитие киноиск-ва.

Среди др. ф.: "Лучшие времена" (1919), "Небесный пилот" (1921), "Настоящее приключение" (1922), "Счастье" (1924), "Гордая плоть" (1925), "Богема" (1926), "Актёры" (1928), "Билли-Кид" (1930), "Чемпион" (1931), "Райская птица" (1932), "Возвращение чужого" (1933), "Такая красная роза" (1935), "Стелла Даллас" (1937), "X. М. Палэм, эсквайр" (1941), "Американский романс" (1944), "Источник" (1949), "Молния ударяет дважды" (1950), "Соломон и царица Савская" (1959).

Литература: A tree is a tree, N. Y., (1953); King Vidor on film making, L., 1973. К. Э. Разлогов.

VIERNY, SACHA

ВЬЕРНИ` (Vierny) Саша

(р. 10.8.1919)

франц. оператор. Окончил ИДЕК. С 1953 работал ассистентом оп. Г. Клоке, с 1955 участвовал в съёмках док. ф. реж. А. Рене. Первые работы В.- к/м ф. "Тайна 15 ателье" (1957) и "Песнь стирола" (1958) - также сняты в сотрудничестве с Рене. В.- оператор мн. худож. фильмов Рене: "Хиросима, моя любовь" (1959, с Т. Митио), "В прошлом году в Мариенбаде" (1961), "Мюриэль, или Время возвращения" (1963), "Война окончена" (1966), "Ставиский" (1974), "Мой американский дядюшка" (1980). Др. ф.: "Прекрасный возраст" (1960, с Г. Клоке), "Глухая пора любви" (1961), "Дневная красавица" и "Музыка" (1967), "Монах" (1972), "Бакстер, Вера Бакстер" (1977), "Потерянный путь" (1979), "Тесть" (1981, с Ж. Пензером).

VIEYRA, PAULIN SUMANU

ВЬЕ`ЙРА, Виейрa (Vieyra) Полен Суману

(р. 1925)

сенегальский режиссёр, киновед. В 1953 окончил ИДЕК в Париже. Один из организаторов "Афр. группы кино" (1955). Уже в первых к/м лентах "Это было четыре года тому назад" (1953) и "Африка на Сене" (1955, с М. Сарром) В. обратился к судьбе чернокожих в Европе. После провозглашения независимости Сенегала (1960) В.- гл. ред. нац. кинохроники и режиссёр док. лент ("Родилась нация", 1961, "Ламб", 1963). Пост, также к/м игровые ф. "Мол" (1966), "Синдиели" и "Маленький муж" (1964), "Диорама" (1974) и др. Долгие годы работал как продюсер и кинокритик, затем вернулся к режиссуре, поставив ф. "Под домашним арестом" (1979).

Литература: Le cinema et l'Afrique, P., 1969; Ousmane Sembene cineaste, P., 1972; Le cinema africain, des origines a 1973, P., 1975.

VIGO, JEAN

ВИГО` (Vigo) Жан

(22.4.1905 - 5.10.1934)

франц. режиссёр. Окончил лит. ф-т Сорбонны. В кино пришёл, видя в нём форму личного самовыражения и средство социального протеста. Активное неприятие бурж. действительности стало определяющим моментом для формирования мировоззрения будущего режиссёра. Первый ф., сделанный вне официальной системы кинопроиз-ва,- поэтич. репортаж "По поводу Ниццы" (1929, с Б. Кауфманом) - развенчивал бурж. образ жизни. Задумав свой ф. как "социальный документ", В. выискивал такие аспекты реальности, к-рые позволяли создать картину праздного, физически и морально вырождающегося общества. Ф. не имел коммерч. проката, но произвёл большое впечатление в кругах прогрес. интеллигенции. В к/м док. ф. "Жан Тарис, чемпион плавания" (1931) гл. обр. разрабатывались различные средства киновыразительности. Худож. ф. "Ноль за поведение" (1933, сц. В.) имел автобио-графич. истоки. Жестокая и бессмысленная система воспитания в закрытом интернате изображалась в ф. как выражение общей системы социального подавления личности. Социально-обличит. и бунтарские мотивы привели к запрету ф. цензурой (выпущен на экраны в 1945). Ф. было присуще поэтич. видение мира, многие его эпизоды, проникнутые юмором, как бы "сдвигали" происходящее в область фантастического. Поэтич. мироощущение В. получило наиболее полное выражение в его последнем ф. "Аталанта" (1934), лирич. повествовании о жизни маленького экипажа самоходной баржи, плавающей по рекам и каналам Франции. Драм, конфликт связан с тем, что героиня ф. не может удовлетвориться своим повседневным существованием, ищет в жизни причудливое и необычное. В стилистике фильмов В. сочетаются и примиряются действительность и мечта, проза и поэзия. "Аталанта" вышла на экран уже после смерти режиссёра в сокращённом варианте и с изменённым назв., заимствованным из модной тогда песенки "Плывёт шаланда". Небольшое по объёму творч. наследие В. оказало большое воздействие на развитие франц. кино, особенно в 30-е и послевоен. годы, когда благодаря киноклубам возродился интерес к его фильмам. Это связано прежде всего с тем, что ярко выраженное личное, творч. видение режиссёра не подменяет реальности, а помогает её поэтич. раскрытию. Авторская позиция В. имела отчётливую социальную демократич. направленность. В. был членом Ассоциации революц. писателей и художников с момента её создания (март 1932). Во Франции с 1951 существует ежегодная пр. им. Виго, присуждаемая "за независимость авторской позиции и высокое худож. качество".

Литература: Жан Виго. Сб., пер. с франц., М., 1979.

В. И. Божович.

VISCONTI, LUCHINO

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница