Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 23, "STR"-"TOR")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 23, "STR"-"TOR")

STRAND, PAUL

СТРЕНД (Strand) Пол

(16.10.1890 - 31.3.1976), амер. режиссёр, оператор. Один из основоположников амер. док. кино. В нач. 20-х гг. работал фотографом, в 1924 - 30 - оператором док. и хроник. фильмов. В 1934 в Мексике пост. ф. "Сети" (с Ф. Циннеманом и Э. Гомесом Муриелем) о жизни рыбаков. В 1936 участвовал в организации фирмы "Фронтир филм", в к-рую вошли передовые кинематографисты США, впоследствии возглавил её. В 1936 пост. ф. "Плуг, вспахавший равнину". Самая значит. работа С.- док.-худож. ф. "Родная страна" (1942, с Л. Гурвицем) о борьбе амер. профсоюзов.

STRASBERG, LEE

СТРА`СБЕРГ (Strasberg) Ли

(17.11.1901 - 12.2.1982)

амер. актёр, режиссер, педагог. С кон. 1910-х гг. выступал на сцене, был режиссёром. Занимался в Амер. лабораторном т-ре у Р. Ботулеславского и М. Успенской, благодаря к-рым изучил систему К. С. Станиславского, ставшую в дальнейшем основой его собств. преподават. деятельности. В нач. 30-х гг. С. был одним из основателей прогрес. "Груп-тиэтр". В 1948 возглавил нью-йоркскую Актёрскую студию, где обучались крупнейшие амер. актёры т-ра и кино. В 70-х гг. сыграл мафиозо X. Рота во 2-й части "Крёстного и отца", старика-пенсионера в сатирич. рагикомедии "Красиво уйти", а также характерные роли в ф. "И правосудие для всех", "Настил" и др.

STRAUB, JEAN MARIE

ШТРА`УБ (Straub) Жан Мари

(р. 8.1.1933)

нем. режиссёр (ФРГ). По нац. француз. Учился в Страсбуре и Нанси. Был ассистентом реж. Р. Брессона, с Ж. Ренуара, А. Ганса, А. Астрюка, Ж. Ривета. С 1958 в ФРГ. Дебютировал к/м ф. "Махорка-Муфф" (по Г. Бёллю, 1962). Затем снял ф. "Непримирившиеся" (по роману Бёлля "Бильярд в половине десятого", 1965). Следующий ф. "Хроника Анны Магдалены Бах" (1967) - серия эпизодов из жизни И. С. Баха. Среди др. ф.: "Жених, комедиантка и сутенёр" (1968, к/м), "Отон" (по трагедии П. Корнеля, 1970, Франция), "Урок истории" (по Б. Брехту, 1972), "Моисей и Аарон" (по опере А. Шёнберга, 1975), эксперим. ф. "Собаки Фортини" (1976), "Из мрака к сопротивлению" (1978) - оба Италия, "Слишком рано, слишком поздно" (1981, Франция). Творчество Ш. характеризуется усложнённостью формы, отказом от традиц. кинематографич. средств выразительности. Камера в его ф., как правило, статична, смена планов и монтаж сведены к минимуму. Актёр в фильмах Ш. не играет самостоят. роли, лишь "цитирует" (по выражению самого режиссёра) доверенный ему текст. Ни одна из картин Ш. не была в коммерч. прокате. В 1983 пост. ф. "Классовые отношения" (по роману "Америка" Ф. Кафки). RoudR., J.-M. Straub, L.- N. Y., 1972.

STREISAND, BARBRA

СТРЕ`ЙЗАНД (Streisand) Барбра

(р. 24.4.1942)

амер. актриса. Выступала как певица на эстраде и на Бродвее. В кино дебютировала в ф. реж. У. Уайлера "Смешная девчонка" (1968, пр. "Оскар"). В роли эстрадной актрисы Пе 30-х гг. Фанни Брайс, края благодаря упорству и таланту достигает славы, актриса продемонстрировала выдающиеся вокальные данные и яркое комедийное дарование. Продолжала сниматься в мьюзиклах ("Хэлло, Долли!", 1968), комедиях ("Сова и кошечка", 1970, "Что нового, доктор?", 1972). В 1973 с успехом сыграла драм. роль молодой амер. коммунистки Кэти Мороски в ф. "Такими мы были" (реж. С. Поллак). В ф. "Звезда родилась" (1976, пр. "Оскар" ши за песню) и "Главное событие" (1979) была также автором песен. В 1981 снялась в ф. "Всю ночь напролёт". В 1983 пост. ф. "Йентл" и исполнила гл. роль. Среди ар. ф.: "В ясный день можно увидеть вечность", "Ради Пита", "Смешная леди". 1977.

Литература: Сastell D., The films of Barbra Streisand, 3 ed., Bembridge, 1977.

STRNAD, STANISLAV

СТРНАД (Strnad) Станислав

(р. 17.12.1930)

чехосл. режиссёр. С 1954 работал на ТВ, где снял этнографич. ф. "Встречи в Южной Чехии" и "Моравские встречи", ф.-балеты, комедии, эстрадные программы. В 1956 окончил ВГИК. Участвовал как 2-й режиссёр в создании сов.-чехосл. ф. "Майские звёзды" (1959), "Потерянная фотография" (1960). Дебютировал на к/ст "Баррандов" ф. "Замок для Барборки" (1962). Пост.: кинокомедии "У моего брата отличный братишка" (1975, пр. Мкф в Москве) и "Братишка что надо" (1979, в сов. прокате "Кто украл Мартинку?"), "Парни из бронзы" (1981), ф. "Пора любви и надежд" (по роману А. Запотоцкого "Рассвет", 1976), "Поторопись, пока он не убежал" (1977), "Мечты о Замбези" (1982).

STROHEIM, ERICH VON

Статья большая, находится на отдельной странице.

STURGES, JOHN

СТЁРДЖЕС (Sturges) Джон

(р. 3.1.1911)

амер. режиссёр. В кино с 1932. Первая реж. работа - ф. "Человек, который осмелился" (1946). Пост. ф.: "Таинственная улица" (1950), "Побег из Форта Браво" (1954), "Перестрелка в О. К. Коррал" (1956), "Старик и море" (по Э. Хемингуэю, 1958, с Ф. Циннеманом), "Последний поезд из Ган Хила" (1959), "Великолепная семёрка" (1960), "Большой побег" (1963), "Аллилуйная тропа" (1965), "Отрезанные от мира" в (1969), "McQ" (1974), "Орёл приземлился" (1976) и др.

STURGES, PRESTON

СТЁРДЖЕС (Sturges) Престон (наст. имя и фам. Эдмунд П. Байден, (Biden)

(29.8.1898 - 6.8. 1959)

амер. режиссёр, сценарист. Учился в Европе, с В США с 1928, работал в т-ре, писал пьесы, киносценарии. Своим первым ф.- политическим памфлетом "Великий Макр Гинти" (1940, пр. "Оскар" за сц.), направленным против коррупции и мошенничества во время выборов, обнаружил пристрастие к жанру сатирич. комедии. Его наиболее известная картина "Странствия Салливена" (1941) - сатира на Голливуд и амер. кино. В ф. "Рождество в июле" (1940), "Леди Ева" (1941), "Случай на Палм-Бич" (1942), "Чудо залива Моргана" (1943), "Да здравствует герой-победитель" и "Великий момент" (1944) С. осмеивал разл. стороны амер. образа жизни, что затруднило его дальнейшую работу в кино. В 1947 пост. комедию "Грехи Гарольда Диддлбока" картина была выпущена на экраны только в 1950 под назв. "Безумная среда"). Ироничная комедия "Неверно Ваша" (1948) и юмористич. вестерн "Прекрасная блондинка из Застенчивого устья" (1949) были последними амер. фильмами С. С 1954 жил в Париже и Лондоне, участвовал в работе над сц. и играл небольшие роли в кино. В 1955 во Франции пост. ф. "Записки майора Томпсона".

SUCKSDORFF, ARNE

СУ`КСДОРФ (Sucksdorff) Apнe

(p. 3.2.1917)

швед, режиссёр, сценарист, оператор. В 1938 окончил драм. курсы в Берлине. С 1939 в кино. Крупнейший документалист швед. кино. Снимал ф. о природе ("Летняя сага", 1941, "Чайка!" и "Рассвет", 1944, "Тени на снегу", 1945), о жизни лопарей ("Ветер с Запада", 1942) и цыган ("Отъезд", 1948), о достопримечательностях Стокгольма ("Люди в городе", 1947, пр. "Оскар") и об экзотике Индии ("Индийская деревня", к/м, спец. пр. Мкф в Канне, 1952, и "Ветер и река",- оба 1951). В 1954 снял первый п/м док. ф. "Большое приключе ние" (пр. Мкф в Канне), посв. конфликту природы и цивилизации в Швеции, затем ф. о дружбе мальчика и "мангуста "Сага джунглей" (1957) и о беспризорных детях в Рио-де-Жанейро "Мой дом - Копакабана" (1965). Единств. игровой ф.- "Мальчик на дереве" (1962). С.- автор сц. и оператор всех своих фильмов.

С 80-х гг. живёт и работает в Бразилии, где снимает видовые док. т/ф.

Литература: Gryning, Stockh., 1950; Det stora aventyret, Stockh., 1954; Mark och mamnniskor, Stockh., 1960.

Литература: Edstrom M., Sucksdorff, framlingen i hemmaskogen, Stockh., 1968.

SUTHERLAND, DONALD

СА`ЗЕРЛЕНД (Sutherland) Доналд

(р. 17.7.1935, по др. данным, 1934)

амер. актёр. Учился в ун-те в Торонто, в лондонской Академии музыки и драм. иск-ва. Работал в трах Канады, США, Великобритании и на англ. ТВ. В кино начал сниматься с сер. 60-х гг. в "фильмах ужасов" ("Замок живых мертвецов", Италия; "Дом ужасов доктора Террора", Великобритания), в эпизодич. ролях в ф. др. жанров ("Грязная дюжина"; "Царь Эдип", Великобритания). Получил известность после антивоен. комедии Р. Олтмена "М.A.S.Н." (1970). Несколько эксцентричная холодная манера исполнения в сочетании с необычной внешностью и странным тембром голоса позволили С. успешно играть острохарактерные роли. Наиболее крупные работы С.- в ф. "Клют" (1971), "Теперь не смотри" (1973, Великобритания), "День саранчи" (1975), "Казанова Феллини" и "Двадцатый век" (реж. Б. Бертолуччи) - оба 1976, Италия, "Обыкновенные люди" (1980, реж. Р. Редфорд). В 1982 снялся в ф. "Порог" (Канада, пр. , Мкф в Карлови-Вари).

Среди др. р.: "Герои Келли" и "Алекс в стране чудес", "Джонни взял свою винтовку", "Судья и его палач" (ФРГ), "Орёл приземлился" (Великобритания).

ŠVORCOVÁ, JIřINA

ШВО`РЦОВА (Švorcová) Ииржина

(р. 25.5.1928)

чехосл. актриса. Нар. арт. ЧССР (1984). Исполнила драм. роли в ф. "Судный день" (1949), "Тьма" (1950) - оба реж. К. Стеклы, "Путь к счастью" (1951), "Они приходят из тьмы" (1953), "Вход воспрещён" (1959). Снялась в ф. реж.: К. Кахини - "Король Шумавы" (1959), "Какого цвета любовь" (1973); З. Бриниха - "Авария" (1960). В ф. "Горячее сердце" (1963) создала образ чеш. писательницы Б. Немцовой. Выступает в т-ре.

Среди др. ф.: "Тяжёлый понедельник", "Тереза". "Человек не одинок".

SWANSON, GLORIA

СВЕ`НСОН (Swanson) Глория

(27.3.1899, по др. данным, 1897 - 4.4.1983)

амер. актриса. В кино с 1913. В 1916 - 1917 работала у реж. М. Сеннетта. В 1918 выступила в ф. "Общество на продажу", где наметились нек-рые черты характера, воплощённого актрисой позднее в ф. реж. С. Де Милля. В его ф. "Не меняйте мужа" и "На радость и на горе" (1919), "Зачем менять жену" (1920), "Похождения Анатоля" (1921) актриса создала образ волевой женщины, добивающейся славы, положения в обществе благодаря деловитости и вере в себя. В 1926 С. основала собств. фирму. Играла в психологич. драме "Сэди Томпсон", сатирич. комедии "Королева Келли" (реж. Э. Штрогейм) - обе 1928, муз. драме "Правонарушительница" (1929). С приходом звука в кино утратила популярность, снималась очень редко. Значит, работа С.- образ Нормы Десмонд - "звезды" немого кино, пережившей свою славу, в ф. реж. Б. Уайлдера "Сансет Бульвар" (1950). В 1974 снялась в ф. " Аэропорт-1975 ".

Литература: Carr L., The evolution and metamorphosis of four fabulous faces Garbo, Swanson, Crawford, Dietrich, New Rochell (N. Y.), 1970.

SYDOW, MAX VON

СЮ`ДОВ (Sydow) Макс фон (наст. имя Карл Адольф)

(р. 10.4.1929)

швед. актёр. В 1948 - 51 учился в школе при Драм. т-ре в Стокгольме, играл в этом т-ре. Впервые снялся в ф. реж. А. Шёберга "Просто мать" (1949). В 1957 исполнил гл. роль в ф. И. Бергмана "Седьмая печать" и стал одним из постоянных актёров этого режиссёра. Герои С.- люди со сложными характерами, ведущие напряжённую духовную жизнь, обладающие незаурядной нравств. силой, неотступно пытающиеся понять смысл жизни: иллюзионист Фоглер ("Лицо", 1958), крестьянин Тёре ("Источник", 1960), врач Мартин ("Как в зеркале", 1961), рыбак Юнас ("Причастие", 1963). Образы рабочих, тружеников С. создал в новелле реж. Я. Труэлля "Привал на болоте" (в ф. "4 X 4", 1965), ф."Вот твоя жизнь" (1966) и эпич. дилогии "Эмигранты" (1971) и "Поселенцы" (1972). В фильмах Бергмана "Час волка" и "Стыд" (1968), "Страсть" (1969), "Прикосновение" (1971) играл людей, часто входящих в конфликт с окружающей мещанской средой. Неоднократно снимался в др. странах. Среди др. значит. работ: "Меморандум Квиллера" (1967, Великобритания), "Изгоняющий дьявола" (1973, США), "Сиятельные трупы" и "Пустыня Тартари" (1976, Италия). В 1982 снялся в ф. "Воздушное путешествие инженера Андре" ("Полёт "Орла""). Др. ф.: "Фрекен Юлия", "Земляничная поляна", "У истоков жизни", "Гавайи" (США), "Степной волк" (Швейцария), "Три дня Кондора", "Еретик, изгоняющий дьявола II", "Величайшая из историй, когда-либо рассказанных", "Ураган", "Конан, варвар" (все в США).

Литература: Актеры заруб. кино, в. 7, М., 1972; Cowie P., Film in Sweden. Stars and Players, L., 1977.

SZABO, ISTVAN

СА`БО (Szabo) Иштван

(р. 18.2.1938)

венг. режиссёр, сценарист. Засл. арт. ВНР. Был радиожурналистом, критиком. Студентом Высш. школы т-ра и кино пост. публицистич. антивоен. ленту "Вариации на одну тему" (1961). Один из организаторов эксперим. молодёжной Студии им. Балажа, на к-рой сделал дипломный ф. на музыку из произв. В. А. Моцарта "Концерт" (1961, пр. Мкф в Канне, 1963) и к/м худож. ф. "Ты" (1962, пр. Мкф в Канне, 1964, и др.). В первом п/м ф. "Пора мечтаний" (1965, пр. Мкф в Локарно) определились содержание и контуры стилистики творчества режиссёра, его тяготение к лирич. и поэтич. кинематографу. Героика и трагизм войны ("Отец", 1966, гл. пр. Мкф в Москве, 1967; "Улица Тюзолто, 25", 1973, гл. пр. Мкф в Локарно, 1974; "Доверие", 1979, пр. Мкф в Зап. Берлине и Сан-Себастьяне, 1980), послевоен. возрождение ("Будапештские рассказы", 1976), контрреволюц. мятеж 1956 ("Любовный фильм", 1970), становление активного, действенного характера современника - таковы темы, интересующие режиссёра. Диалог поколений, соотношение идеалов и реальности, потребность историч. преемственности - эти и др. проблемы воплощаются им в повествовании, построенном по законам ассоциативной драматургии с богатством реалий, психологич. подробностей и лирич. обертонов. Одна из сквозных тем фильмов С.- Будапешт. Ему посв. к/м картины "Сон в доме" (1971, пр. Мкф в Оберхаузене, 1972), "Почему я люблю Будапешт?" (1972), "Карта города" (1977, пр. Мкф в Оберхаузене). Автор сц. всех своих ф., в т. ч. ф. "Мефисто" (по роману К. Манна, 1981, пр. "Оскар", 1982, с ФРГ, в сов. прокате "Мефистофель"). Снимает т/ф. Гос. пр. им. Кошута (1975), пр. им. Балажа (1971, 1978).

Литература: Szerelmemfilm, Bdpst, 1970.

Литература: Szabo Istvan, Bdpst. 1977; Кaresai Кulсsar I., Szabo Istvan, Bdpst, 1977.

SZECSENYI, FERENZ

СЕ`ЧЕНЬИ (Szecsenyi) Ференц

(р. 23.3. 1922)

венг. оператор. Нар. арт. ВНР (1976). В кино с 1942. Первый ф. "Господин учитель Ганнибал" (1956). Сотрудничал с реж. З. Фабри ("Сумасшедший апрель", 1957,"Анна Эдеш", 1958, "Хищник", 1960, "Два тайма в аду", 1961), Д. Ревесом ("Земля ангелов" и "Заморозки", 1962; "Как дела, молодой человек?", 1963, "Да", 1964, в сов. прокате "История одной любви", "Нет", 1965, "Старик", 1975, "Кто меня видел?", 1977), К. Макком ("Потерянный рай", 1962, "Предпоследний человек", 1963), П. Зольнаи ("Апрельская тревога", 1961, "Как бегут деревья", 1966, "Ты был пророком, дорогой", 1968), А. Ковачем ("Холодные дни", 1966, в сов. прокате "Облава в январе"; "С завязанными глазами", 1974). Гос. пр. им. Кошута (1970), пр. им. Балажа (1962, 1967). Др. ф.: "Боганч" и "Железный цветок" (1958), "Разрешите доложить" (1960), "Пойду к министру" (1961), "Вечное движение" (1964), "Сладкое и горькое" (1966), "Сигнал" (1967), "Звёзды Эгера" (1968), "Вербное воскресенье" (1969), "Держись за облака" (1972, с В. А. Гинзбургом, ВНР - СССР), "Палко Чином" (1973, в сов. прокате "Орлиные перья"), "Общая вина" (1977).

SZELES, ANNA

СЕ`ЛЕШ (Szeles) Анна

(р. 24.8.1942)

рум. актриса. В 1965 окончила Театр. ин-т в Тыргу-Муреше. Играет в Венг. т-ре г. Клуж Напока. В кино с 1963 (ф. "Отдых у моря"). Лирико драм, дарование актрисы проявилось в роли крестьянки Илоны ("Лес повешенных", 1965, реж. Л. Чулей). Снялась в ф. "Молодость без старости" (1968), "Эликсир молодости" (1975), в фильме венг. реж. М. Янчо "Агнец божий" (1970) и др.

Др. ф.: "Возраст любви", "Призраки торопятся", "Знак Девы", "Бал в субботу вечером", "Едут велосипедисты", "Здесь не пройти".

SZYKULSKA, EVA

ШИКУ`ЛЬСКАЯ (Szykulska) Эва

(р. 11.9.1949)

польск. актриса. В 1972 окончила театр, школу в Варшаве. В т-ре с 1973. В кино с 1968 (ф. "Крестины", ВНР). Снималась в ф.: "Игра" (1969), "Потоп" (1974), "Дон Жуан, улица Карла Либкнехта, 78" (1980, ГДР), "26 дней из жизни Достоевского" (1981, Аполлинария Суслова, СССР), "24 часа лил дождь" (1982, НРБ). Значит. образы создала в сов. ф. "Звезда пленительного счастья" (1975, Полина Гебль), "Объяснение в любви" (1978, Зина).

TALMADGE, CONSTANCE

ТО`ЛМЕДЖ (Talmadge) Констанс

(19.4.1900 - 24.11.1973)

амер. актриса. Сестра Н. Толмедж. В кино с 1914 (в к/м комедиях). Вошла в число "кинозвёзд", сыграв роль Девушки с гор в фильме Д. Гриффита "Нетерпимость" (1916). Во 2-й пол. 1910-х и в 20-е гг. исполняла гл. обр. комедийные роли в ф. "Медовый месяц", "Добродетельная вамп", "Уроки любви", "Восток - это запад", "Её сестра из Парижа", "Венецианская Венера". С приходом звука в кино перестала сниматься.

Литература: Loos A., The Talmadge girls, N. Y., 1978.

TALMADGE, NORMA

ТО`ЛМЕДЖ (Talmadge) Норма

(26.5.1895 - 24.12.1957)

амер. актриса. Сестра К. Толмедж. В 1910 снялась в ф. "Домашняя чума". Получила известность после участия в картинах "Повесть о двух городах" (1911), "Первая скрипка" (1912), "Боевой клич мира" (1914) и др. В 1916 организовала собств. кинофирму. Играла гл. роли в ф. "50 на 50" (1916), "Пантея" (1917), "Да или нет" (1920), "Секреты" (1924, в сов. прокате "Три испытания"), "Леди" (1925), "Дама с камелиями" (1927). Т. создала образ женственной, неспособной на компромиссы, несколько сентиментальной героини, к-рая сталкивается с жестокостью людей и судьбы. Как и мн. "звёзды" 20-х гг., Т. утеряла популярность с появлением звука в кино. После неудачного выступления в костюмно-историч. ф. "Дюбарри - женщина страстей" (1930) работала на радио.

TANNER, ALLEN

ТА`ННЕР (Tanner) Ален

(р. 6.12.1929)

швейц. режиссёр. В кино с 1956 (к/м док. ф. "Прекрасное время", с К. Горетта, в Великобритании). Работал на ТВ, снимал док. ф. Дебют в худож. кино - ф. "Шарль мёртв или жив" (1969). Пост. ф.: "Саламандра" (1971), "Возвращение в Африку" (1973), "Середина мира" (1974), "Йонас, которому будет 25 лет в 2000 году" (1976), "Мессидор" (1978, вып. 1980), "На расстоянии световых лет" (1981, спец. пр. Мкф в Канне), "В белом городе" (1983). Для работ Т. характерны обострённое внимание к исследованию внутр. мира героев, анализ взаимосвязи их одиночества с нестабильностью бурж. общества, интерес к историч. и филос. проблемам.

TAPAK, MARTIN

ТЯ`ПАК (Tapak) Мартин

(p. 13.10.1926)

чехосл. режиссёр. Засл. арт. ЧССР (1969). Снимался в ф. "Волчьи норы" (1948), "Катка" и "Плотина" (1950). Был хореографом, в т. ч. в кино ("Молодые сердца", 1952; "Родная земля", 1954, в сов. прокате "Песни гор"). Пост. к/м ф. о мире танца: "Баллада о Марине Войтовой", "Танцевальные миниатюры", "Лужок, где спит ветер", "Мой зелёный венок" и др. Созда; поэтич. ф. "Невеста" (по Ф. Швантнеру, 1974), ф.: "Завтра будет поздно" (1973, ЧССР - СССР, с А. Я. Карповым, Гос. пр. ЧССР), "Путешествие в Сантьяго" (1973), "День, который не умрёт" (1974) о Словац. нац. восстании 1944. В ряде ф. использует словац. фольклор: "Пахо, гибский разбойник" (1975), "Жестокая любовь" (1978), "Пустой двор" (1979), "Часы" (1980). В 1983 пост. ф. "Зрелая юность".

TATI, JACQUES

ТАТИ` (Tati) Жак (наст. фам. Татищев)

(9.10.1908 - 5.11.1982)

франц. режиссёр, актёр. Занимался спортом. Был эстрадным комиком-эксцентриком, выступал со "спортивными пантомимами", послужившими затем основой к/м ф. с его участием: "Оскар, чемпион тенниса" (1932, сц. и реж. Т.), "Требуется зверь" (1934), "Тренируй левую" (1936). В комедии "Весёлое воскресенье" (1935, сц. Т., в гл. ролях Т. и клоун Ром) Т. обратился к излюбленной им теме "пустого досуга". В 1947 пост, комедию "Школа почтальонов", где сыграл гл. роль. Этот ф. стал основой для п/м комедии "Праздничный день" (1949, Большая пр. франц. кино, 1950, пр. за лучший сц. Мкф в Венеции), выдвинувшей Т. в число признанных мастеров франц. кинокомедии. Комич. персонаж, созданный Т., стал героем его последующих ф.- "Каникулы господина Юло" (1953, пр. Л. Деллюка и пр. лучшего актёра года, Франция, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне) и "Мой дядя" (1958, спец. пр. Мкф в Канне, пр. "Оскар"). В этих ф. Т. создал образ наивного, нескладного и застенчивого чудака. Режиссёрская и актёрская манера Т. отличается мягкостью, изяществом, его комизм окрашен в поэтически-лирич. тона. Ф. "Время развлечений" (1967, пр. Мкф в Москве, 1969) продолжил ставшую для режиссёра традиционной сатирич. тему стандартизации жизни, пустого, автоматич. времяпрепровождения. В ф. "Автодвижение" (1970), где герой Т. выступает как неудачливый служащий автомобильной компании, содержатся сатирич. выпады против бурж. технич. цивилизации, к-рой противопоставлена тихая провинц. жизнь и добродушная неторопливость простых людей. Возвращаясь к цирковым истокам своего комизма, Т. пост. ф. "Парад" (1975, гл. пр. за дет. ф. Мкф в Москве), в к-ром цирковое представление показано как праздник радостного общения артистов и публики. Во всех своих п/м ф. Т. выступал как сценарист, режиссёр и исполнитель гл. ролей.

Литература: Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Актеры заруб. кино, в. 6, Л., 1971; Жак Тати, Статьи. Сценарии. Интервью, М., 1977; Сauliez A. J., Jacques Tati, Р., 1968; Gilliatt P., Jacques Tati, (L., 1976).

В. И. Божович.

TAVERNIER, BERTRAND

ТАВЕРНЬЕ` (Tavernier) Бертран

(р. 25.4.1941)

франц. режиссёр. Начинал ассист. режиссёра и соавтором сц. многих фильмов. В 60-х гг. был кинокритиком ж. "Cinema", "Positif", "Cahiers du cinema". Автор кн. 30 лет американского кино" (с Ж. П. Курсодоном). Первые реж. работы - к/м новеллы "Поцелуй Иуды" в ф. "Поцелуи" (1965) и "Игра случая" в ф. "Удача и любовь" (1964). Первый п/м ф.- "Часовщик из Сен-Поля" (по Ж. Сименону, 1973, пр. Л. Деллюка). В ф. "Пусть начнётся праздник" (1975) режиссёр воссоздал атмосферу Франции 1-й четв. 18 в. Для ф. характерны усложнённость сюжетной структуры, историч. достоверность. Эти же черты характеризуют ф. "Судья и убийца" (1976), сюжет к-рого основан на подлинных событиях судебной хроники кон. 19 в. и В ф. "Испорченные дети" (1977) и "Неделя отпуска" (1980) режиссёр обратился к анализу социальных отношений на совр. материале. Влияние амер. кино заметно в сделанном в духе науч. фантастики ф. "Прямой репортаж о смерти" (1979, в сов. прокате "Преступный репортаж"). В 1981 снял ф. "Чистка", повествующий о начальнике полиции в колониальной Африке нач. 30-х гг., в 1984 - ф. "Воскресенье за городом" (пр. Мкф с в Канне). Соавтор сц. своих фильмов.

TAVIANI

ТАВИА`НИ (Taviani)

ТАВИАНИ (Taviani), итал. режиссёры, братья: Паоло (р. 8.11.1931) и Витторио (р. 20.9.1929)

Творч. деятельность начали как организаторы киноклубов в Пизе и Риме. В 1954 - 59 сняли неск. к/м док. ф., в т. ч. ф., поcв. итал. Сопротивлению,- "Сан Миниато: июль 44-го" (1954, сц. Т. и Ч. Дзаваттини). Соавторы сц. с В. Орсини и Й. Ивенсом и с ассист. Ивенса по док. ф. "Италия не бедная страна" (1960). В 1962 с реж. В. Орсини сняли ф. "Человек, которого надо Д уничтожить" (пр. Мкф в Венеции) о молодом сицилийском крестьянине, обретающем политич. самосознание в борьбе с мафией и политич. коррупцией. Благодаря своей актуальной проблематике этот ф. стал одним из первых произв., к-рые заложили основы направления итал. "политич. кино". Следующий ф. братьев Т. "Брачное беззаконие" (1964), состоявший из 5 эпизодов, снятых в гротесково-комич. ключе, был посв. проблеме развода в Италии. В ф. "Ниспровер гатели" (1967) нашла противоречивое отражение тема духовных исканий итал. интеллигенции 60-х гг. В 1969 Т. сдела ли картину "Под знаком Скорпиона", в к-рой, используя сложную образную структуру и прямые политич. реалии, создали мрачную антиутопию. Дальнейшее творчество братьев Т. во многом отразило зарождение, развитие и спад леворадикального движения в Италии, Фильмы "У святого Михаила был петух" (1971), "Аллонзанфан" (1974), "Поляна" (1979) стали своеобразной кинолетописью движения контестации с его утопизмом, тотальным критицизмом настроениями анархистского бунтарства. В 1977 Т. сняли ф. "Отец-хозяин" (по ц. роману Г. Ледды "Отец-хозяин, воспитание пастуха", гл. пр. и пр.ФИПРЕССИ на Мкф в Канне). В снятом в 1982 анти-фаш. ф. "Ночь святого Лоренцо" (спец. пр. Мкф в Канне) режиссёры вновь т. обратились к теме итал. Сопротивления.

В 1984 пост. ф. "Хаос" (по Л. Пиранеделло). Л. Г. Мельвиль.

TAYLOR, ELISABERTH

ТЕ`ЙЛОР (Taylor) Элизабет

(р. 27.2. 1932)

амер. актриса. В кино с 1943. Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. получила известность. Играла гл. роли в ф. "Место под солнцем" (1951), "Айвенго" (1952), "Рапсодия" (1953), "Гигант" (1956) и др. С кон. 50-х гг. снималась в психологически сложных ролях, зачастую на грани патологии: "Кошка на раскалённой крыше" (1958), "Внезапно прошлым летом" (1959), "Баттерфилд, 8" (1960, пр. "Оскар"), "Кто боится Вирджинии Вулф?" (1966, пр. "Оскар"), "Отражения в золотом глазу" (1967), "Бум!" (1968), "Тайная церемония" (1969) - оба Великобритания. Играла также в "боевике" "Клеопатра" (1963), в ф. "Комедианты" и "Укрощение строптивой" (1967) - оба Великобритания, "Хаммерсмит вышел на волю" (1972, пр. Мкф в Зап. Берлине), "День Великого Поста" (1974), в сов.-амер. ленте "Синяя птица" (1976). В детективе "Зеркало треснуло" (1980, Великобритания) снялась в роли стареющей "кинозвезды", пытающейся вернуться на экран после длительного перерыва. Ради популярности принимает участие в политич. шоу сомнительного характера.

Литература: Sheppard D., Elizabeth. The life and career of Elizabeth Taylor, Garden City, 1974.

TAYLOR, ROBERT

ТЕ`ЙЛОР (Taylor) Роберт (наст. имя и фам. Спанглер Арлингтон Б р у, Brugh)

(5.8.1911 - 8.6.1969)

амер. актёр. С нач. 30-х гг. в т-ре. В кино с 1934 (ф. "Ловкий Энди"). Приобрёл известность, сыграв роль Армана Дюваля в ф. "Дама с камелиями" (1936, реж. Дж. Кьюкор). Варьируя образ романтич. красавца-идеалиста стал одним из наиболее популярных актёров амер. кино, но ни одна из его работ (за исключением роли в ф. "Мост Ватерлоо", 1940, реж. М. Ле Рой) не повторила успеха его ранних фильмов. После 2-й мировой войны продолжал сниматься в кино в США и Англии, гл. обр. в мелодрамах и костюмно-историч. фильмах. В 1961 - 65 участвовал в телесериале "Детективы".

Среди др. ф.: "Спрятанная добыча", "Бродвейская мелодия 1936", "Леди с Таймс-сквера", "Девушка из маленького городка", "Частный номер", "Жена его брата", "Бродвейская мелодия 1938", "Личная собственность", "Янки в Оксфорде", "Три товарища", "Толпа ревёт", "Дама из тропиков", "Побег", "Билли Кид", "Батаан", "Песнь о России", "Камо грядеши", "Последняя охота", "Палач", "Убийцы с Килиманджаро", "Джонни Тигр".

TEMPLE, SHIRLEY

ТЕМПЛ (Temple) Шерли

(р. 23.4.1928), амер. актриса. С 3 лет снималась в кино. Непосредственность, с к-рой Т. играла стандартные роли милых девочек ("Бедная маленькая богачка", 1936, "Маленькая мисс Бродвей", 1938, и др.), принесла ей славу одного из самых популярных "юных дарований" Голливуда. В 1934 - 1939 входила в список десяти наиболее доходных "звёзд" амер. кино. В 40-х гг. популярность Т. уменьшилась, несмотря на то что актриса снималась в мелодрамах, комедиях, ковбойских фильмах. В 50-х гг. Т. выступала в программах ТВ. Спец. пр. "Оскар" (1934). В 1945 опубликовала автобиографию "Мои детские годы" ("My young life").

TERZIEFF, LORAN

ТЕРЗИ`ЕВ (Terzieff) Лоран (наст. фам. Чемерзин, Tchemerzine)

(p. 27.6. 1935)

франц. актёр. В т-ре с 1952. Дебютировал в кино в ф. "Обманщики" (1958, реж. М. Карне). Затем снялся в ф. "Бурная ночь" (1959) и "Капо" (Италия), "Регата в Сан-Франциско" - оба 1960, "Ванина Ванини"(1961, реж. Р. Росселлини). Известность получил в ф. "Не убий" (1960, реж. К. Отан-Лара, СФРЮ). Наиболее интересные работы также в ф. "Млечный путь" (1969, реж. Л. Буньюэль) и "Пустыня Тартар и" (1976, реж. В. Дзурлини, Италия).

Др. ф.: "Баллада для хулигана", "Песчинка", "Пленница", "Медея" (Италия), "Брат Карл" (Швеция), "Кровавая свадьба" (Марокко), "Утопия".

THANH TU

ТХАНЬ ТУ (Thanh Tu)

(р.1946)

Вьетнам, актриса. Окончила Студию при Ханойском драм. т-ре. С успехом выступила в роли коммунистки Ню в ф. "Августовская звезда" (1976), воссоздавшем события Августовской революции 1945 во Вьетнаме. Др. значит. работы - в ф. "Море огня" (1966), "Фронт зовёт" (1969), "Девочка из Ханоя" (1974), "Небо" (1975).

THEIN, ULRICH

ТАЙН (Thein) Ульрих

(р. 7.4.1930)

нем. актёр, режиссёр, сценарист (ГДР). Был актёром т-ра в Брауншвейге, в 1951 - 63 - Немецкого т-ра в Берлине. В кино с 1952, исполнял разнохарактерные роли, создавал сложные, неоднозначные характеры. Снимался в ф.: "Дворцы и хижины" (1957), "Песня матросов" (1958), "Пять патронных гильз" (1960), "Сон капитана Лоя", "Любовь в сентябре" и "Профессор Мамлок" (все 1961), "И твоя любовь тоже" (1962), "Банда бритоголовых" (1963), "История той ночи" (1967), "Седьмой год" (1968), "Антон-волшебник" (1978, пр. Мкф в Москве, 1979) и др. Пост. ф. "Роман с Амелией" (1982). С 1963 работает на ТВ. Нац. пр. ГДР (1973, 1985).

THEODORAKES, MIKIS

ТЕОДОРА`КИС (Theodorakes) Микис

(р. 29.7.1925)

греч. композитор. Участник Движения Сопротивления в Греции. В 1950 окончил Афинскую консерваторию, в 1953 - 59 совершенствовался в Парижской консерватории. Активно участвовал в политич. деятельности был депутатом греч. парламента в 1964 - 67. В годы воен. диктатуры находился в тюрьме и концлагере. Под давлением мирового обществ, мнения в 1970 был выпущен на свободу и до 1974 жил во Франции. В 1961 написал музыку к ф. "Квартал мечтателей" (реж. А. Александракис). Балет Т. "Любовники из Теруэля" в 1962 экранизировал франц. реж. Р. Руло. Т.- автор музыки к ф. "Облава" (1965, реж. А. Киру), "Дзета" (1969) и "Осадное положение" (1973, оба реж. Коста-Гавраса, Франция), к ф. реж. М. Какояниса: "Грек Зорба" (1964), "День, когда всплыла рыба" (1967), "Троянки" (1971), "Ифигения" (1977) и др. Темпераментная, мелодичная музыка Т. основана на использовании и творч. освоении греч. нар. мелодий. В 1983 написал музыку к док. ф. "Всеобщая песня" (ГДР). Пр. Ленинского комсомола (1967). Междунар. Ленинская пр. (1983).

THIRARD, ARMAN

ТИРА`Р (Thirard) Арман

(р. 25.10.1899)

франц. оператор. В кино с 1918 как художник, режиссёр и актёр. Первые операт. работы Т.- "Замужество барышни Бёльман" (1926), "Мама Колибри" (1929)- оба с Р. Гишаром, "Рыжик" (1932), "Маленький король"(1933) - реж. Ж. Дювивье. Романтич. интонация, тонкая передача атмосферы характерны для работ Т. "Северный отель" (1938), "Буксиры" (1941), "Фантастическая симфония" (1942). Работал также с реж.: А. Ж. Клузо - "Убийца живёт в номере 21" (1942), "Набережная ювелиров" (1947), "Манон" (1948), "Плата за страх" (1953), "Дьявольские души" (1954, с Р. Жюйяром), "Истина" (1960); Р. Клером - "Молчание - золото" (1947), "Ночные красавицы" (1952); Кристиан-Жаком - "Если парни всего мира" (1955), "Бабетта идёт на войну" (1959): Р. Вадимом - "И бог создал женщину" (1956), "Замок в Швеции" (1963). Среди ф. 60-х гг.: "Ловушка для Золушки" (1965), "Мозг" (с В. Ивановым) и "Битва под Сан-Себастьяном" - оба 1969.

THORNDIKE

ТОРНДА`ЙК (Thorndike)

ТОРНДАЙК (Thorndike), нем. режиссёры (ГДР):

1) Андре Т.

(30.8.1909 - 14.12.1979)

один из основателей и президент Союза работников кино и телевидения ГДР. Чл. Академии иск-в ГДР. С кон. 40-х гг. работал на к/ст ДЕФА как реж.-документалист. Среди ф. "Тринадцатое октября" и "От Гамбурга до Штральзунда" (1949), "Путь вверх" (1950), "Вильгельм Пик - жизнь нашего президента" и "Дружба побеждает" (1951). Творчество Андре Т. оказало большое влияние на развитие док. кино ГДР.

2) Аннели Т.

(р. 17.4.1925)

драматург и режиссёр. Работала учительницей и директором школы. Фильмы, поставленные Андре и Аннели Т. (с 1952), основаны на фактах и документах, они рассказывают о революц. прошлом Германии, о предательской роли бурж. партий, становлении рабоче-крестьянского гос-ва, о людях новой Германии: "Экзамен" (1953), "Семеро с Рейна" (1954), "Ты и твой товарищ" (1956, в сов. прокате "Это не должно повториться") и др. Они пост. неск. монтажных ф.-памфлетов, направленных против нацистских преступников,- "Отпуск на Зильте" и "Операция "Тевтонский меч"" (1958) и др. Особое место в их творчестве занимает двухсерийный ф. "Русское чудо" (1963) - образное изложение истории Страны Советов на основе богатого фактич. материала и документов. Фильмы Т. неоднократно отмечались на Мкф. Аннели и Андре Т.- лауреаты Нац. пр. ГДР (1952, 1956, 1963). Юбил. почета, пр. Мкф в Москве (1979).

Др. ф.: "Дневник немецкой женщины" (1969, спец. пр. Мкф в Москве), "Владимир Ильич Ульянов-Ленин" (1970), "Старт" (1972), "Старый новый мир" (1973 - 77).

THULIN, INGRID

ТУ`ЛИН (Thulin) Ингрид

(р. 27.1.1929)

швед, актриса. Училась в школе при Драм. т-ре в Стокгольме. Играла в разл. т-рах страны. В кино с 1948. В 1957 снялась в роли Марианны в фильме И. Бергмана "Земляничная поляна" и стала одной из постоянных актрис этого режиссёра. Героини Т. в фильмах Бергмана "У истоков жизни" (1958, пр. Мкф в Канне), "Лицо" (1958), "Причастие" и "Молчание" (1963), "Час волка" (1968), "Ритуал" (1969), "Шёпоты и крик" (1972) - сильные, волевые женщины, у к-рых разум преобладает над чувством, являясь причиной их душевного кризиса. Образ, близкий этим героиням, Т. создала в ф. реж. А. Шёберга "Судья" (1960). Портреты совр. женщин актриса создала в ф. др. режиссёров: "Ночные игры" (1966), "Купальщики" (1968), "Пригоршня любви" (1974). Снималась в др. странах - впервые в ф. амер. реж. Ш. Рейнолдса ("Иностранная интрига", 1956). Наиболее значит. роли - в фильмах А. Рене "Война окончена" (1966, Франция) и Л. Висконти "Гибель богов" (1969, Италия). Пост. с А. Эдваллом к/м ф. "Молитва" (1965). В 1977 была сореж. Э. Юсефсона и С. Нюквиста в ф. "Один и один", в к-ром сыграла гл. роль. Пост, ф. "Расколотое небо" (1982).

Др. ф.: "Четыре всадника Апокалипсиса" (США), "Клетка" (Франция), "Мост Кассандры" (США), "Аньезе идёт на смерть" (Италия).

Литература: Cowie P., Film in Sweden. Stars and players, L., 1977.

TIOMKIN, DIMITRI

ТЁМКИН (Tiomkin) Дмитрий

(10.5.1899 - 11.11.1979)

амер. композитор. Род. в России. Окончил консерваторию и ун-т в Петрограде. С 1925 в США. Начав работу в кино с приходом звука, вскоре стал одним из видных амер. кинокомпозиторов. Т. написал музыку к ф.: "Алиса в стране чудес", "Потерянный горизонт", "Познакомьтесь с Джоном Доу", "Чемпион", "Ровно в полдень" (пр. "Оскар", 1952), "Высокий и могучий" (пр. "Оскар", 1954), "Гигант", "Старик и море" (пр. "Оскар", 1958), "Падение Римской империи", "Золото Мак-Кенны".

Литература: Please don't hate me, Garden City, 1959.

TOEPLITZ, JERZY

ТЕ`ПЛИЦ (Toeplitz) Ежи

(р. 24.11.1909)

польск. кинодеятель, историк кино. Д-р иск-ведения. Печатается с 1929. Один из организаторов прогрес. об-ва любителей кино "Старт" (1930). В 1950-68 зав. сектором теории и истории кино, в 1960 - 68 директор Ин-та иск-ва Польск. АН. Автор всеобщей "Истории киноискусства" (т. 1 - 5, 1955 - 59; рус. пер., т. 1 - 4, 1968 - 74), "Кино и телевидение в США" (1964, рус. пер. 1966). С 1948 проф. В 1950 - 68 ректор Высш. школы т-ра, кино и телевидения в Лодзи. В 1970 - 80 был ректором Высш. киношколы в Австралии.

Литература: Spotkania z X Muza, Warsz., 1960; Dwadziescia piec lat filmu Polski Ludowej, Warsz., 1969.

TOGNAZZI, UGO

ТОНЬЯ`ЦЦИ (Tognazzi) Уго

(р. 23.3.1922)

итал. актёр. С 1945 выступал на эстраде, в ревю, в т-ре. В кино с 1950. Играл в незначит, комедиях, повторяя созданную им на эстраде комедийную маску глуповатого парня, не лишённого хитрости. Первую многоплановую гротесковую роль сыграл в ф. "Как хорошо жить" (1961), создал карикатурный образ фанатика-фашиста в ф. "Фашистский вожак" (1961). Играя не только комедийные, но и трагикомич. и мелодраматич. роли, Т. поднимался в нек-рых из них до подлинного драматизма. Исполнял гл. обр. роли мелких буржуа, незначительных людей, неудачников. В ф. "Я её хорошо знал" (1965, реж. А. Пьетранджели) создал драматичный образ безработного актёра. Снимался в ф. реж.: М. Феррери - "Современная история" ("Королева пчёл") и "Женщина-обезьяна" (1963), "Аудиенция" (1971), "Большая жратва" (1973, Франция); Д. Ризи - "Поход на Рим" (1962), "Чудовища" (1963), "Терзай, но только досыта лобзай" (1968), "Жена священника" (1970), "Именем итальянского народа" (1972, в сов. прокате "Полмиллиарда за алиби"), "Белые телефоны" (1976), "Комната епископа" и "Первая любовь" (1977), "Я фотогеничен" (1980); М. Моничелли - "Хотим полковников" (1973), "Народный роман" (1974), "Мои друзья" (1975), "Мои друзья, часть II" (1983). В 1961 пост. ф. "Сутенёр", в к-ром сыграл гл. роль, затем ф. "Свисток в носу" (1966), "Да, синьор" (1968), "Дурные мысли" (1976), "Вечерние путешественники" (1979). К наиболее значит. работам относится роль, сыгранная Т. в ф. "Трагедия смешного человека" (1981, реж. Б. Бертолуччи, пр. Мкф в Канне).

Др. ф.: "РоГоПаГ", "Комплексы", "Аморальный", "Свинарник", "Собственность больше не кража", "Дамы и господа, спокойной ночи", "Терраса".

TOLAND, GREGG

ТО`ЛАНД (Toland) Грегг

(29.5.1904 - 28.9.1948)

амер. оператор. В кино с 1919, оператор с 1929. Работал с реж. Дж. Фордом, У. Уайлером, О. Уэллсом и др. Среди лучших работ: "Тупик" (1937), "Грозовой перевал" (1939, пр. "Оскар"), "Гроздья гнева" и "Долгий путь домой" (1940), "Лисички" и "Гражданин Кейн" (1941), "7-е декабря" (1943, реж. Т. и Дж. Форд, пр. "Оскар"), "Лучшие годы нашей жизни" (1946), "Очарование" (1948) и др. Т.- один из крупных деятелей мирового кино, внёсший большой вклад в развитие операт. иск-ва. В изобразительных решениях, в соответствии с реж. замыслом, добивался достоверности, подчёркнутого драматизма, связанного с использованием экспрессивных возможностей оптики и света. В фильмах Т. портретные характеристики ярко индивидуализированы, изобразит, акценты точно оттеняют эмоц. звучание кадра.

TOLNAY, KLÁRI

ТО`ЛЬНАИ (Tolnay) Клари

(р. 27.7.1914)

венг. актриса. Нар. арт. ВНР (1954). С 1934 в "Вигсинхазе" (Будапешт), затем в др. т-рах. В кино с 1934. За первые десять лет снялась почти в 40 ф., в к-рых играла разноплановые роли. В ф. "Дерине" (1951, в сов. прокате "Мечта актрисы") создала психологически углублённый образ великой венг. актрисы. Большинство ролей в последующие годы - образы матерей, среди к-рых наиболее значительны в ф. "Как дела, молодой человек?" (1963), "Жаворонок" (1964, в сов. прокате "Любимый деспот"), "Отец" (1966), "Вдова и капитан" (1967). Гос. пр. им. Кошута (1951, 1952).

Др. ф.: "Сказочное авто", "Иштван Борш", "Королева Эржебет", "Осада Бестерце", "Женщина отправляется в путь", "Родственники", "Что за ночь!", "Рассвет" (в сов. прокате "Рассветает"), "По газонам ходить разрешается", "Земля ангелов", "После сезона", "Завещание копаньского аги" (в сов. прокате "Завещание турецкого аги"), "Грёзы любви" ("Ференц Лист", с СССР), "Лицом к лицу", "Чёрные алмазы", "Легато", "Не могу жить без музыки".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 7, М., 1972.

TOMLIN, LILI

ТО`МЛИН (Tomlin) Лили (наст. имя Мэри Джин)

(р. 1939)

амер. актриса. Прославилась в 1969, приняв участие в комич. телесериале. Затем организовала собств. телевиз. шоу. В 70-е гг. стала одной из самых популярных актрис в амер. кино, снявшись в ф. "Нашвилл" (1975), "Позднее представление" (1977, пр. Мкф в Зап. Берлине), "За мигом миг" (1978), "С 9 до 5" (1982) и др.

TONTI, ALDO

ТО`НТИ (Tonti) Альдо

(р. 2.3.1910)

итал. оператор. В кино с 1934. С 1939 оператор. Снял ф. "Одержимость" (реж. Л. Висконти, 1942, с Д. Скала), а также ряд неореалистич. лент: "Бандит", "Свидетель" и "Солнце ещё всходит" (1946), "Преступление Джованни Эпископо" (1947), "Без жалости" (1948), "Мельница на реке По" (1949), "Неаполь-миллионер" (1950, в сов. прокате "Неаполь - город миллионеров"). Значит. работа Т. "Ночи Кабирии" (реж. Ф. Феллини, 1957).

Др. ф.: "Волчица" (1953), "Война и мир" (2-я сер., 1956, США), "Буря" (1958), "Варавва" (1961), "Женщина-обезьяна" (1963), "Операция "Святой Януарий"" (1966), "Отражение в золотом глазу" (1967, США), "Бранкалеоне в крестовых походах" (1970), "Женщина в окне" (1976, Франция).

TÖROCSIK, MARI

ТЁШЧИК (Törőcsik) Мари

(р. 23.11.1935)

венг. актриса. Нар. арт. ВНР. Студенткой Высш. школы т-ра и кино снялась в роли крест, девушки Мари в ф. "Карусель" (1955), принесшей ей мировую известность. С 1957, по окончании школы, в Нац. т-ре. Разносторонность дарования, драм, темперамент, большая трудоспособность определили интенсивность деятельности Т. и её широкую популярность. Более чем в 50 ф. Т. исполнила лирич., комедийные, трагикомич., драм. роли, работала под руководством режиссёров разл. направлений и стилей: 3. Фабри ("Анна Эдеш", 1958, "Мальчишки с улицы Пал", 1968, "Муравейник", 1971), К. Макка ("Потерянный рай", 1962, "Любовь", 1971, "Кошки-мышки", 1974, "За кирпичной стеной", 1979), Д. Маара ("Пресс", 1971, "Конец пути", 1974, "Канитель", 1977), М. Янчо ("Три звезды", 1960, "Тишина и крик", 1968) и др. Лучшие работы Т.: Девушка ("Сорванец", 1959, реж. М. Семеш, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1960), Крестьянка ("Мёртвый край", 1972, реж. И. Гааль, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1972), Электра ("Любовь моя Электра", 1975, реж. Янчо), Дерине ("Где вы, Дерине?", 1976, реж. Маар, пр. Мкф в Канне). В 1983 снялась в ф. "Рецидивная связь". В 1976 на Мкф в Карлови-Вари Т. отмечена пр. за творч. деятельность. Гос. пр. им. Кошута (1975), пр. им. Балажа (1959, 1973), пр. им.Ясаи (1968, 1970).

Др. ф.: "Легенда городской окраины", "Зонтик святого Петра", "Земля обетованная", "За супружество - тройка", "Осенняя божья звезда", "Жаворонок" (в сов. прокате "Любимый деспот"), "Диалог", "Четыре девушки в одном дворе", "Нет", "Любить воспрещается", "Переулок", "Карточный домик", "Лунная ночь", "Любите Эмилию Одор!", "Безумная ночь", "NN, ангел смерти", "Умеренный пояс", "Путешествие вокруг моего черепа", "Тротта" (ФРГ - Австрия), "Сыновья огня", "Ожидание", "Кто меня видел?", "Чей закон?", "Я вижу цветные сны", "Корчма "К вечному свету"".

Литература: Актеры заруб, кино, в. 6, Л., 1971; Моlnar Gal P., Torocsik Mari, Bdpst, 1974.

TORRE NILSSON, LEOPOLDO

ТО`РРЕ НИ`ЛЬСОН (Torre Nilsson) Леопольдо

(5.5.1924 - 8.9.1978)

аргент. режиссёр. Учился у своего отца реж. Л. Торреса Риоса. В 1947 снял эксперим. к/м ф. "Стена" (по собств. рассказу). В 1950 с отцом пост. ф. "Преступление Орибе". В 1954 Т. Н. пост. ф. "Дни ненависти" (по X. Л. Борхесу). Первая значит. лента - "Грасиэла" (по К. Лафорет, 1955), где уже заметен творч. метод режиссёра, с его тяготением к "интеллектуальному кино". Ф. "Дом ангела" (1957, сц. Б. Гидо, с к-рым режиссёр впоследствии работал совместно) демонстрировался на Мкф в Канне и принёс Т. Н. широкую известность. Ф. "Похититель" (1958), "Падение" (1959), "Рука в ловушке" (1961, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне) рассказывали о столкновении личности с замкнутым миром бурж. семьи, лицемерием христианской морали и предрассудками. Особое место в творчестве Т. Н. занял ф. "Конец фиесты" (1960) - единств. опыт прямого обращения режиссёра к политич. теме. В кон. 60-х гг. пост. несколько ф. на темы нац. истории: "Мартин Фьерро" (по X. Эрнандесу, 1968, признан в стране лучшим ф. года), "Святой со шпагой" (1969), "Гуэмес" (1970).

Др. ф.: "Тигрица" (1953), "Чтобы одеть святых" (1954), "70 раз по 7" (1962), "Терраса" (1963), "Замочная скважина" (1964), "Мафия" (1971), "Семеро безумцев" (по Р. Арльту, 1972, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1973), "Накрашенные губки" (1974, спец. пр. Мкф в Сан-Себастьяне), "Война свиней" (1975), "Вольный камень" (1976).

Предыдущая страница Следующая страница