Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ЧЕРКАСОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЧЕРКАСОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (27 июля 1903 - 14 сентября 1966), российский актер театра и кино, народный артист СССР (1947), лауреат Ленинской премии (1964, роль Федора Дронова в фильме «Все остается людям»), Сталинских премий (1941, «Александр Невский»; 1946, «Иван Грозный»; 1950, «Счастливого плавания»; 1951, «Мусоргский»; 1951, «Александр Попов»).

Окончил краткосрочные курсы артистов театра и эстрады (1919). В 1919-1921 годах по окончании курсов был мимистом в Петроградском (Мариинском) театре оперы и балета, а также в Большом драматическом театре. В 1922-1925 годах - участник студии молодого балета и экспериментальных пантомимических постановок театрально-исследовательской лаборатории Института истории искусств. В 1926 году Черкасов окончил Институт сценических искусств и до 1929 года был артистом Ленинградского ТЮЗа. Одновременно он выступал на сцене Свободного театра совместно с П. А. Березовым и Б. П. Чирковым (см. ЧИРКОВ Борис Петрович) в популярном эстрадном номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», который был использован в фильме «Мой сын» (1928), а потом повторен в «Концерте на экране» (1940); участвовал в спектаклях передвижного коллектива «Комсоглаз». В 1929-1931 годах Черкасов выступал в Ленинградском и Московском мюзик-холле, в 1931-1933 - в передвижном театре «Комедия». В 1933-1965 годах - актер Ленинградского театра имени Пушкина.

Первые работы Черкасова в театре (небольшие роли в спектаклях «Тиль Уленшпигель» и «Проделки Скапена») и кино были связаны с его увлечением эксцентрикой, острохарактерными приемами и выразительной пластикой. Высокий рост актера способствовал акцентированию внешнего рисунка ролей. Тогда же он сыграл в театре Варлаама в «Борисе Годунове» (сцена с его участием потом вошла в «Концерт на экране»), Осипа в «Ревизоре». В 1937 году на экраны вышел фильм «Депутат Балтики», в котором молодой, 34-летний Черкасов сыграл роль пожилого профессора Полежаева. Чудаковатость и старческая рассеянность персонажа не отменяли романтической пафосности в трактовке героя-интеллигента, который с искренним восторгом принимает идею революционного обновления мира. Продемонстрировав в этом фильме способность к яркому возрастному перевоплощению, Черкасов одновременно доказал, что готов перейти от внешней театрализации к внутреннему постижению неоднозначных характеров реальных исторических личностей. Это в первую очередь проявилось в трагически понятой роли царевича Алексея («Петр Первый», 1937-1939; в спектакле 1938 года он сыграл Петра Первого) и в трактованном возвышенно, былинно заглавном образе Александра Невского в картине С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович), снятой в 1938 (Сталинская премия СССР, 1941). Продолжив сотрудничество с этим режиссером, Черкасов создал свою лучшую роль в кино (параллельно исполнил ее и в спектакле «Иван Грозный - великий государь») - Ивана Грозного в одноименном фильме (1-я серия, 1945, Сталинская премия, 1946; 2-я серия, 1945, выпуск - 1958). Здесь были сведены воедино многие пристрастия актера - от выразительной мимики, символики жестов и умного обыгрывания собственной фигуры до карнавализации самой жизни жестокого правителя; от тончайшей психологической нюансировки его внешнего поведения до глубокого проникновения в таинственные бездны души грозного царя, вынужденного стать таковым и по личным, и по политическим соображениям. Возможная психоаналитическая или же, напротив, диссидентская трактовка образа Ивана Грозного и всей ленты в целом окажется неизбежно упрощающей суть совместного творения Черкасова и Эйзенштейна. Для обоих Иван Грозный - центральная, ключевая личность их творчества, возникшая на парадоксальном пересечении ранних увлечений аттракционами в широком смысле этого слова и последующего перехода к глубинному анализу всех составляющих многосложного характера, а через него - к постижению исторической действительности, причем в перспективе ее развития.

Примечательной была его работа в популярной комедии «Весна» (1948) Г. В. Александрова (см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич), в которой Черкасов не без иронии играя кинорежиссера Громова, в какой-то степени по-дружески пародировал увенчанного славой советского комедиографа. К сожалению, актер чаще был вынужден изображать во многом однотипные персоны русской культуры и науки: Горького («Ленин в 1918 году», 1939; «Академик Иван Павлов», 1949), Попова («Александр Попов», 1949, Сталинская премия, 1951), Стасова («Мусоргский», 1950, Сталинская премия, 1951; «Римский-Корсаков», 1953), Маяковского («Они знали Маяковского», 1955, спектакль снят для телевидения).

Только в образе Дон Кихота (впервые обратился к нему в театре еще в 1933) в одноименном фильме (1958) по сценарию Е. Л. Шварца в постановке Г. М. Козинцева (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович) Черкасову вновь удалось совместить любовь к пластике и характерности с возвышенным представлением героя-идеалиста, упрямо воспринимающего действительность лишь с точки зрения мечты. В том же 1958 году Черкасов исполнил трагическую роль генерала Хлудова в пьесе М. А. Булгакова «Бег» на сцене Александринки. Своего рода идеализм как самоотверженность в научной работе является внутренним свойством одного из последних героев, сыгранных Черкасовым, - ученый Федор Дронов, сопротивляясь тяжелой болезни, изо всех сил продолжает трудиться (спектакль «Все остается людям», 1959, фильм снят в 1963, Ленинская премия, 1964). Подобный энтузиазм истинного человека-творца выдавался в СССР за активное и коммунистическое отношение к жизни. Черкасов, будучи человеком своего времени, вел общественную работу (в том числе был председателем ленинградского отделения ВТО), дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР, но в памяти людей остался прежде всего замечательным актером.

1927 ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО

1927 ПОЭТ И ЦАРЬ

1928 ЛУНА СЛЕВА

1932 СЧАСТЬЕ (см. СЧАСТЬЕ (1932))

1935 ГОРЯЧИЕ ДЕНЕЧКИ

1935 ГРАНИЦА

1935 ПОДРУГИ

1936 ДЕПУТАТ БАЛТИКИ

1936 ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА

1937 ЗА СОВЕТСКУЮ РОДИНУ

1937 ОСТРОВ СОКРОВИЩ (см. ОСТРОВ СОКРОВИЩ (1937))

1937-1938 ПЕТР ПЕРВЫЙ

1938 АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

1938 ДРУЗЬЯ

1938 ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ

1939 ЛЕНИН В 1918 ГОДУ

1940 ШЕСТЬДЕСЯТ ДНЕЙ

1942 ОБОРОНА ЦАРИЦЫНА (см. ОБОРОНА ЦАРИЦЫНА (2-я серия))

1944-1945 ИВАН ГРОЗНЫЙ

1946 ВО ИМЯ ЖИЗНИ

1947 ВЕСНА

1947 НОВЫЙ ДОМ

1947 ПИРОГОВ

1949 АКАДЕМИК ИВАН ПАВЛОВ

1949 АЛЕКСАНДР ПОПОВ

1949 СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

1949 СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ

1950 МУСОРГСКИЙ

1952 РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

1957 ДОН КИХОТ

1963 ВСЕ ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ

1963 МЕЛОДИИ ДУНАЕВСКОГО

1965 ТРЕТЬЯ МОЛОДОСТЬ (см. ТРЕТЬЯ МОЛОДОСТЬ (1965))

В начало энциклопедии