Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ВАЛЬСИРУЮЩИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВАЛЬСИРУЮЩИЕ

ВАЛЬСИРУЮЩИЕ (Les valseuses) Франция, 1973, 115 мин. Экзистенциальная трагикомедия.

Не так уж часто совпадает, чтобы фильм пользовался невероятным успехом у зрителей, был признан критиками в качестве ключевой, этапной ленты 70-х годов и по достоинству оценен другими режиссерами. Смысл высказываний нынешних сорокапяти-пятидесятилетних кинематографистов Франции таков: «Все мы вышли из «Вальсирующих».

34-летний режиссер Бертран Блие, сын известного актера Бернара Блие, ворвался в кино, по сути, с триумфом, хотя десятилетием раньше было встречено с интересом его документальное исследование «Гитлер? Такого не знаю». В промежутке между этими лентами - не только работа над пародийными фильмами: своим «Если бы я был шпионом» и «Пускай, это вальс» Жоржа Лотнера. Любопытно, что слово «вальс» мелькает в названии картины 1971 года, когда Бертран Блие (соавтор сценария этой ленты) уже писал роман «Вальсирующие», ставший основой для будущего знаменитого фильма. Но между 1963 и 1973 годами пролегли еще десять лет надежд и разочарований, бунта против буржуазных устоев и поражения, вызвавшего апатию, более сильный «приступ» конформизма. Это время «перед» и «после» революции, наивной мечты красного мая 1968 года. Период расцвета и краха французской «новой волны». Одни ниспровергатели «папашиного кино» пришли к «гошизму», ультрареволюционности, отрицанию вообще кинематографа как буржуазного средства отражения действительности. А другие, незаметно для себя, скатывались назад к консерватизму, к тому же «кино папочек» о «семейном очаге» или «неверной жене».

Казалось бы, какое отношение все это имеет к ернической, эпатажной, скандальной комедии? Фарсу о похождениях двух незадачливых приятелей - Жан-Клода и Пьеро, любителей мелкого воровства, жульничества, дерзких выходок и веселого времяпрепровождения с самыми разными женщинами: от юных и хорошеньких до немолодых и непривлекательных.

Конечно, многие зрители именно так, на уровне сюжета, и воспринимают фильм Блие - в лучшем случае как нонконформистский вызов, высмеивание морали и условностей общества. Картина может шокировать некоторых людей своим нигилизмом, разрушительным пафосом, развенчанием всего и вся - и они будут готовы воскликнуть в отчаянии: «Не осталось ничего святого!». Отчасти в расчете на это и делалась лента Бертрана Блие (по метким словам актера Жерара Депардье, «кирпич в кинематографическую витрину»), желавшего подвергнуть сомнению ложные идеалы и ценности любого мещанина, конформиста, ханжи, где бы он ни жил. Можно искать параллели, переклички с работами тонкого и изящного «ангела-истребителя» Луиса Бунюэля, более саркастичного, трагифарсового певца «большой жратвы» Марко Феррери. Но самая прочная, глубинная связь существует между «Вальсирующими» (кстати, правильнее перевод «Вальсирующие женщины», а на грубом жаргоне - «Подмахивающие») и «Последним танго в Париже» Бернардо Бертолуччи, почти ровесника Блие, даже родившегося под тем же знаком Рыб. Фильм итальянского режиссера - современная трагедия о человеческом непонимании и отчужденности в эпоху «после революции».

Лента его коллеги - своего рода «Последний вальс во Франции», раблезианско-вольтеровская сатира, гротесковая эпитафия миру, который враждебен и зол по отношению к двум простодушным искателям приключений, современным Кандидам, напрасно мечтающим о своей «идеальной» Кунегунде.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Жерар Депардье (см. ДЕПАРДЬЕ Жерар), Патрик Девер, Миу-Миу (см. МИУ-МИУ), Жанна Моро (см. МОРО Жанна), Брижит Фоссе (см. ФОССЕ Брижит), Изабель Юппер (см. ЮППЕР Изабель).

Режиссер Бертран Блие (см. БЛИЕ Бертран).

В начало энциклопедии