Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ГИЛЛИАМ ТЕРРИ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГИЛЛИАМ ТЕРРИ

ГИЛЛИАМ Терри (Terry Gilliam) (р. 22 ноября 1940, Миннеаполис), американский режиссер, сценарист, актер, мультипликатор.

Изучал в колледже политологию, затем работал в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе журналистом, иллюстратором, рекламным дизайнером. Был помощником редактора юмористического журнала «Хелп», работая в котором в 1965 познакомился с Джоном Клизом. Вскоре Гиллиам переехал в Лондон, начал работать на «Би-Би-Си» и в 1969 был приглашен Клизом в знаменитую группу «Монти Пайтон». Снимаясь в небольших ролях в сериале «Летающий цирк Монти Пайтона» (Monty Python"s Flying Circus), Гиллиам участвовал также в написании его сценариев и делал к нему гротескные мультипликационные вставки. В 1975 году был одним из режиссеров (вместе с Терри Джонсом) первого оригинального художественного фильма группы, «Монти Пайтон и Святой Грааль» (Monty Python and the Holy Grail). В 1977 поставил первую самостоятельную картину, «Джаббервокки» (Jabberwocky) - неудачный средневековый фарс, близкий по духу «Монти Пайтону», но лишенный комедийного ритма и подменяющий остроумие физиологическим юмором.

Гиллиам участвовал еще в двух крупных проектах «Монти Пайтона» - фильмах «Житие Брайана» (Life Of Brian/Monty Python"s Life of Brian, 1979) и «Смысл жизни по Монти Пайтону» (Monty Python"s The Meaning of Life, 1983). В промежутке между ними он снял первую ленту в своем индивидуальном стиле, «Бандиты времени» (Time Bandits, 1981) - детскую сказочную фантазию с элементами взрослого гротеска. В ней проявилась его склонность к большому постановочному размаху и созданию на экране ярких фантастических миров, населенных гротескными, абсурдными, эксцентричными или зловещими персонажами. Его следующая самостоятельная картина, «Бразилия» (Brazil, 1985), также снималась в Англии, но финансировалась американской студией «Universal». Недовольные трагическим финалом фильма, продюсеры потребовали перемонтировать его. Результатом явился один из самых длительных в истории кино конфликтов между творческими и финансовыми интересами.

Гиллиам настоял на своем и фильм, признанный одной из ключевых картин 80-х годов, быстро приобрел культовый статус. Его действие происходит в мрачном футуристическом мире, управляемом бюрократией и беспомощными компьютерами; неизбежное сравнение с Оруэллом, автором романа-антиутопии «1984», оборачивается в пользу «Бразилии», насыщенной яркими визуальными образами и по-новому решающей оруэлловские темы. Фильм «Приключения барона Мюнхаузена» (The Adventures of Baron Munchausen, 1988), для которого Гиллиам получил колоссальный бюджет, был снят с еще большим размахом, но на этот раз фантазия Гиллиама оказалась слишком индивидуальной, и картина провалилась в прокате.

В фильме «Хранитель Грааля» (The Fisher King, в нашем видеопрокате «Король-рыбак», 1991) Гиллиам вернулся к современности, изобразив ее как мир наваждения, нуждающийся в искуплении через духовные ценности. Неожиданным хитом стал его последний по времени фильм, «Двенадцать обезьянок» (12 Monkeys, 1995), в котором действие развивается между гибнущей цивилизацией будущего и нашим временем. Фильм, основанный на временных парадоксах и традиционном для Гиллиама гротеске, вызвал противоречивые оценки критиков, но еще раз подтвердил уникальность режиссера, совмещающего крайне индивидуальное мировоззрение с коммерческим успехом.

Серебряный приз Венецианского кинофестиваля за 1991 год.

Петр Карцев

1972 And Now For Something Completely Different автор идеи, исполнитель

1975 Монти Пайтон и Святой Грааль (см. МОНТИ ПИТОН И ЧАША СВЯТОГО ГРААЛЯ) режиссер, художник-мультипликатор, исполнитель

1976 Pleasure At Her Majesty"s исполнитель

1977 Джаббервокки (см. ДЖЭББЕРУОКИ) режиссер, сценарист

1979 Житие Брайана / Life Of Brian / Monty Python"s Life Of Brian дизайнер по производству

1979 Monty Python"s Life Of Brian сценарист, художник-мультипликатор, исполнитель

1981 Time Bandits продюсер, режиссер, сценарист

1982 Monty Python Live At The Hollywood Bowl сценарист, исполнитель

1983 Смысл жизни по Монти Пайтону (см. СМЫСЛ ЖИЗНИ ПО МОНТИ ПИТОНУ) режиссер отдельных сцен, режиссер-мультипликатор, исполнитель

1985 Brazil режиссер, сценарист

1985 Шпионы как мы (см. ШПИОНЫ КАК МЫ) исполнитель

1988 Приключения барона Мюнхаузена / The Adventures Of Baron Munchausen режиссер, сценарист

1991 Король-рыбак (см. КОРОЛЬ-РЫБАК) режиссер

1995 12 обезьян / Twelve Monkeys режиссер

1996 Monty Python & The Quest For The Holy Grail (VG) режиссер, сценарий

1998 Страх и ненависть в Лас-Вегасе (см. СТРАХ И НЕНАВИСТЬ В ЛАС-ВЕГАСЕ) режиссер, сценарий

1999 30 Years Of Monty Python: A Revelation (TV) сценарий

2002 Good Omens режиссер, сценарий

2003 Piano Tuner of Earthquakes, The продюсер

В начало энциклопедии