Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
МЕЛЬНИКОВ ВИТАЛИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЕЛЬНИКОВ ВИТАЛИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

МЕЛЬНИКОВ Виталий Вячеславович (р. 01.05.1928, село Мазаново, Амурская область), режиссер, сценарист.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977); Народный артист РСФСР (1987).

Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1952, мастерская С.Юткевича, М.Ромма).

Снимал игровые и н/п фильмы («За новые луга и пастбища», «В колхозном клубе», «Новая мелиоративная машина» и др.), был вторым режиссером. С 1963 - режиссер к/ст «Ленфильм», с 1989 - художественный руководитель киностудии «Голос» («Ленфильм»).

Дебютировал как режиссер в 1965 фильмом «Барбос в гостях у Бобика». Но настоящим режиссерским его дебютом стала картина «Начальник Чукотки». На традиционном историческо-революционном материале была разыграна героическая комедия, в которой слышались и пародийные и даже водевильные ноты. Дебют получился оригинальным, ярким, мастерским.

Мельников из сибирской деревни на Иртыше, где прошло его военное детство. Он не растворил своей народной самобытности, естественности, цельности, человечности, контактности ни в стенах столичного вуза, ни в ленинградской кинематографской среде сумев эти личные качества переплавить в особенности творческого поведения, в принципы режиссерской профессии. Великолепный рассказчик, насмешник, импровизатор

Конечно, отсюда особая манера его кинорассказа, где печаль пополам с весельем, насмешливостью с чувствительностью, наблюдательность с преувеличением. Не по тому ли так непросто определить жанр его фильмов: комедия с элементами драмы, или драма с элементами комедии, или жанр под названием «кино Виталия Мельникова»?! Не от того ли он глубже и органичнее многих других «прочел» загадочного Вампилова в «Старшем сыне» и «Отпуске в сентябре», «Утиной охоте».

Конечно отсюда замечательная актерская раскованность на съемочной площадке, когда исполнители удивляют самих себя, являются эдакими знакомыми незнакомцами. Например, Олег Даль - Зилов («Отпуск в сентябре»), Станислав Любшин - бульдозерист Федор («Ксения - любимая жена Федора»), Олег Ефрремов - Виктор («Мама вышла замуж»). Евгений Леонов - кларнетист Сарафанов («Старший сын»).

Незабываемые мельниковские женщины, героини его фильмов, выбранные им так, точно они родились для этих ролей, - Штукатурщица Зина, мама неожиданно вышедшая замуж, Люсьены Овчинниковой; Ксения, любимая жена, Аллы Мещеряковой, птичница Александра Людмилы Зайцевой, Агафья Тихоновна, вечная невеста, Светланы Крючковой.

Его персонажами, такими узнаваемыми, простыми, живыми, как чеховскими, можно населить целый город, с пригородами и ближайшими деревнями. Семья, дом эти непременные «участники» мельниковских фильмов были частью большого социального, советского мира. Из него, при всей его прозаичности, режиссер извлекал поэтическое, при всей его бесчеловечности - человеческое. Он крепко держался за современность в сценариях Ю. Клепикова, В. Валуцкого, В. Мережко. Лишь изредка изменяя ей с классикой: ранняя проза Ф. Достоевского - «Чужая жена и муж под кроватью», комедия Н. Гоголя «Женитьба»

Обращение к прошлому в фильме начала 1880-х годов «Две строчки мелким шрифтом» оказалось закономерным. История завладевала вниманием режиссера. Его фильмы 1990-х годов «Царская охота» и «Царевич Алексей» - это екатерининская и петровская Россия. Это жанр исторической костюмной мелодрамы. И если в него всмотреться и вслушаться это тоже «кино Мельникова», где лирик скрывается под маской бытописателя, философа-историка, психолог-жанриста.

1963 День счастья (см. ДЕНЬ СЧАСТЬЯ) 2-й режиссер

1964 Барбос в гостях у Бобика (см. БАРБОС В ГОСТЯХ У БОБИКА) режиссер

1966 Начальник Чукотки (см. НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ) режиссер

1969 Мама вышла замуж (см. МАМА ВЫШЛА ЗАМУЖ) режиссер

1970 Семь невест ефрейтора Збруева (см. СЕМЬ НЕВЕСТ ЕФРЕЙТОРА ЗБРУЕВА) режиссер

1972 Здравствуй и прощай (см. ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ) режиссер

1974 Ксения, любимая жена Федора (см. КСЕНИЯ, ЛЮБИМАЯ ЖЕНА ФЕДОРА) режиссер

1975 Старший сын (см. СТАРШИЙ СЫН) режиссер, автор сценария

1977 Женитьба (см. ЖЕНИТЬБА (1977)) автор сценария, режиссер

1979 Нескладуха (см. НЕСКЛАДУХА) худ.рук.

1979 Отпуск в сентябре (см. ОТПУСК В СЕНТЯБРЕ) режиссер, автор сценария

1981 Две строчки мелким шрифтом (см. ДВЕ СТРОЧКИ МЕЛКИМ ШРИФТОМ) режиссер, автор сценария

1983 Уникум (см. УНИКУМ) автор сценария, режиссер

1984 Чужая жена и муж под кроватью (см. ЧУЖАЯ ЖЕНА И МУЖ ПОД КРОВАТЬЮ) режиссер

1985 Выйти замуж за капитана (см. ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА КАПИТАНА) режиссер

1987 Первая встреча, последняя встреча (см. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА, ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА) режиссер

1990 Царская охота (см. ЦАРСКАЯ ОХОТА (1990)) режиссер

1991 Чича (см. ЧИЧА) режиссер

1994 Последнее дело Вареного (см. ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО ВАРЕНОГО) режиссер

1997 Царевич Алексей. Версия (см. ЦАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ. ВЕРСИЯ) автор сценария, режиссер

2000 Луной был полон сад (см. ЛУНОЙ БЫЛ ПОЛОН САД) режиссер

2003 Бедный, бедный Павел (см. БЕДНЫЙ, БЕДНЫЙ ПАВЕЛ) режиссер

В начало энциклопедии