Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Колоратура

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Колоратура

Колоратура (итал. coloratura, букв. - украшение, от лат. coloro - окрашиваю, приукрашиваю) - виртуозные, технически трудные пассажи и мелизмы в вокальной партии (см. Орнаментика).

К. находила применение уже в ср. века в многоголосных вок. сочинениях (мотеты, мадригалы, шансон, фобурдоны и др.). При этом само название "К." вошло в обиход не сразу; первоначально как вок., так и инстр. мелодич. украшения назывались flores (лат. - цветы) и diminution (франц., букв. - размельчение; см. Диминуция), применялись и др. названия (итал. fioretti, passagi, gorgia, испан. glosas). Название diminution связано с практикой дробления осн. тонов мелодии на группы более мелких нот. Такое дробление производилось певцами и инструменталистами по своему усмотрению. Постепенно выработались определённые формы К. для разл. рода мелодич. оборотов, к-рые приводились в учебных руководствах того времени. Широкое применение К. затрудняло восприятие музыки и мешало её доходчивости, поэтому в 16 в. были установлены ограничения использования К. в басовом голосе, к-рый должен был оставаться прочным фундаментом муз. ткани; в каждом отрывке вводили К. по преимуществу только в одном из голосов. Вплоть до 17 в. не проводилось строгого разграничения вок. и инстр. мелодич. украшений.

Наиболее широко К. применялась в сольных вок. номерах оперы, т. е. прежде всего в арии. Важнейшее значение К. приобрела в итал. опере 17-19 вв. Уже в сер. 17 в. она стала составной частью итал. арии. К. располагалась преим. в конце каждого из разделов арии и состояла из трелей, охватывающих широкий диапазон пассажей, больших скачков, секвенцирования разл. мотивов и т.п. К. включалась во все оперные партии - от партий певцов-кастратов и высоких женских голосов до партий басов-буфф. Хотя ещё в нач. 17 в. нек-рые композиторы сами выписывали колоратуры в нотах ("Смерть Орфея" Ланди, 1619), обычно певцы импровизировали колоратуры и сверх предусмотренных автором музыки. У итал. композиторов и певцов К. нередко утрачивала выразит. значение и превращалась в самоцель, в средство демонстрации технич. возможностей певца. Однако в лучших образцах итал. оперы применение К. является внутренне оправданным, служит характеристике героев и их переживаний (оперы Дж. Россини, Дж. Верди).

Во франц. опере, где музыка, как правило, тесно связана с метром текста, К. нашла ограниченное применение и использовалась гл. обр. в связи со спец. задачами ("Лакме"). В нем. опере К. приобретает существенное значение лишь в отд. сочинениях ("Волшебная флейта"; "Оберон" Вебера). В течение длительного времени композиторы избегали применять К. Это было связано с влиянием художеств. концепции Р. Вагнера, осудившего К. как элемент "недраматический". Лишь в 20 в. в творчестве Р. Штрауса, возродившего нек-рые оперные формы 18 в., К. вновь становится важным выразит. средством ("Ариадна на Наксосе"). Она встречается и в нек-рых оперных сочинениях представителей новых художеств. течений 20 в. ("Лулу" А. Берга). Прекрасные образцы глубоко оправданного и осмысленного использования К. имеются в рус. операх ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила" Глинки, "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок" Римского-Корсакова).

В сов. музыке качественно новую трактовку К. получила в концерте для колоратурного сопрано с оркестром Р. М. Глиэра. Здесь она связана с песенно-романсовыми интонациями, в ее орнаментальных узорах претворены черты иск-ва народов Востока, где встречаются своеобразные формы К. (напр., у армянских и азербайджанских ашугов).

В связи с практикой применения К. сформировалось понятие "колоратурных голосов", т. е. голосов, способных легко и свободно исполнять всевозможные мелодич. украшения (колоратурное сопрано). В 18 в. в качестве исполнителей колоратурных партий славились итал. певцы-кастраты Карестини и Фаринелли, певица Фаустина Вордони-Хассе и др., в 19 в. - Аделина Патти. В Сов. Союзе известность получили А. В. Нежданова, Е. А. Степанова, В. В. Барсова, Е. К. Катульская, Д. Я. Пантофель-Нечецкая, Г. Н. Гаспарян, Б. А. Руденко и др.

Литература: Goldschmidt H., Die italienische Gesangsmethodedes 17 Jahrhunderts, Breslau, 1890, 1892, его же, Die Lehre von der vokalen Ornamentik, Bd 1, Charlottenburg, 1907, Kuhn M., Die Verzierungskunst in der Gesangmusik der 16 und 17. Jahrh., Beiheft 7 der Publikationen der Internationalen Musik-Gesellschaft, Lpz., 1902, Medicus L., Die Koloratur in der italienischen Oper des 19. Jahrhunderts, Z., 1939 (Diss.); Hausswald G., Instrumentale Zьge im Belcanto des 18. Jahrhunderts, KongreЯ-Bericht, Bamberg, 1953, Wolfl H. Chr., Die Gesangsimprovisation der Barockzeit, там же.

В начало энциклопедии