Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДЖУ"-"ДИМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДЖУ"-"ДИМ")

Джуманиязов Б. С.

Базарбай Сагадиевич (р. 1 XI 1936, пос. Урда Уральской обл.) - сов. композитор и педагог. В 1965 окончил Алма-Атинскую консерваторию у Е. Г. Брусиловского. С 1964 муз. ред. "Казахфильма", в 1965-66 зав. муз. редакцией изд-ва "Мектеп". С 1966 преподаёт инструментовку в Алма-Атинской консерватории. Среди соч. Д. - кантаты "Земля" (сл. О. Сулейменова, 1967), "Слава труду" (сл. С. Жиенбаева, 1974), "Торжество Родины" (сл. Ж. Абдрашева, 1975), "Праздничная" (сл. К. Мырзалиева, 1980), вок.-симф. поэма "Песня о моём народе" (сл. К. Идрисова, 1969), симф. картина "Степь", хор. поэма "Песня гнева" (сл. Махамбета, 1978), романсы, песни, музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. Пр. Ленинского комсомола Казах. ССР (1970).

Джумахматов А. Д.

Асанхан Джумахматович (р. 16 VII 1923, Арашан, Кирг. ССР) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1944. В 1958 окончил Моск. консерваторию. С 1948 дирижёр, в 1958-66 и с 1973 гл. дирижёр Кирг. т-ра оперы и балета. В 1962-1972 также гл. дирижёр оркестра нар. инструментов Кирг. ССР, с 1969 - симф. оркестра Кирг. радио и телевидения. В репертуаре Д. произв. композиторов-классиков, соч. кирг. сов. композиторов. Гос. пр. Кирг. ССР им. Токтогула (1972).

Джурич-Клайн С.

Джурич-Клайн С. (Duric-Klajn) Стана (р. 5 V 1908, Белград) - серб. музыковед (Югославия). Муз. образование получила в Белграде и Париже, где занималась у Л. Леви (фп.), слушала лекции в Сорбонне. В 1929-1941 концертировала в Югославии в качестве пианистки, преподавала в муз. школе "Станкович" в Белграде, была одним из основателей и ред. журн. "Zvuk" (1932-1936) и "Muzicki glasnik" (1938-41). В 1945-70 профессор истории югосл. музыки в Академии музыки и директор Ин-та музыковедения Серб. академии наук и искусств в Белграде. В 1955-66 гл. редактор журн. "Zvuk" - органа Союза композиторов Югославии. Д.-К. принадлежит к числу ведущих югославских музыковедов. Её многочисл. работы, посв. гл. обр. истории югосл. музыки, отличаются тщательной документацией, тонким муз. анализом, увлекательностью изложения. Среди трудов Д.-К. выделяются сб. статей и очерков "Музыка и музыканты" ("Muzika i muzicari", Beograd, 1956) и капитальное исследование "Историческое развитие музыкальной культуры в Югославии" ("Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji", Zagreb, 1962; написано сомв. с Й. Андрейсом и Д. Цветко), в к-ром ей принадлежит раздел истории серб. музыки. Среди др. работ - очерки "Современник Моцарта, Иван-Мане Ярнович" ("Un contemporain de Mozart, Ivan-Mane Jarnovic", W., 1956, 1958) и "Д. А. Агренев-Славянский и его роль в музыкальной культуре Югославии" (сб.: "Из прошлого югославской музыки", М., 1970).

Литература: Реjоvic R., Muzikoloska delatnost Stane Рuric-Klajn (Povodom 60-godisnjice rodenja), "Zvuk", 1968, No 85-86, s. 288-93.

И. M. Ямпольский.

Дзандонаи Р.

Дзандонаи Р. (Zandonai) Риккардо (28(по др. данным 30) V 1883, Сакко, близ Роверето - 5 VI 1944, Пезаро, Марке) - итал. композитор и дирижёр. Занимался в Роверето у В. Джанферрари, в 1898-1902 - в Муз. лицее Дж. Россини в Пезаро у П. Масканьи. С 1939 директор консерватории (быв. лицей) в Пезаро. Композитор работал преим. в оперном жанре. В своём творчестве он претворил традиции итал. классич. оперы 19 в., испытал влияние муз. драмы Р. Вагнера и веризма. Лучшие произв. Д. отличаются мелодич. выразительностью, тонким лиризмом, театральностью. Выступал также как дирижёр (в симф. концертах и в опере).

Сочинения: оперы - Сверчок на печи (Il Grillo del focolare, по Ч. Диккенсу, 1908, т-р "Политеама Кьярелла", Турин), Кончита (1911, т-р "Даль Верме", Милан), Меленис (1912, там же), Франческа да Римини (по одноим. трагедии Г. Д'Аннунцио, 1914, т-р "Реджо", Турин), Джульетта и Ромео (по трагедии У. Шекспира, 1922, т-р "Костанци", Рим), Джулиано (по повести "Легенда о святом Юлиане странноприимце" Флобера, 1928, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Любовный фарс (La farsa amorosa, 1933, т-р "Реале дель Опера", Рим) и др.; для орк. - симф. поэмы Весна в Валь ди Соле (Primavera in Vale di Sole, 1908) и Далёкая родина (Patria lontana, 1918), симф. сюита Картины Сегантини (Quadri de Segantini, 1911), Белоснежка (Biancaneve, 1939) и др.; для инструмента с орк. - Романтический концерт (Concerto romantico, для скр., 1921), Средневековая серенада (Serenade medioevale, для влч., 1912), Андалузский концерт (Concerto andaluso, для влч. и малого орк., 1937); для хора (или голоса) с орк. - Гимн Родине (Inno alla Patria, 1915), Реквием (1916), Те Deum; романсы; песни; музыка к фильмам; орк. переложения произв. др. композиторов, в т. ч. И. С. Баха, Р. Шумана, Ф. Шуберта и др.

Литература: Bonajuti Tarquini V., R. Zandonai nel ricordo dei suoi intimi, Mil., 1951.

C. M. Грищенко.

Дзафред М.

Дзафред М. (Zafred) Марио (p. 21 II 1922, Триест) - итал. композитор и муз. критик. В 1944 окончил консерваторию академии "Санта-Чечилия" в Риме по классу композиции И. Пиццетти. Муз. критик газет "L'Unitа" (1949-56), "La Giustizia" (1956-63). Один из видных совр. итал. мастеров инстр. музыки. Начал творч. деятельность как авангардист. В дальнейшем отказался от усложнённости и абстрактности муз. языка, выработал собств. оригинальный стиль письма, отличающийся большей доступностью, лирич. непосредственностью. Среди его наиболее известных сочинений - 4-я симфония ("In onore della Resistenza", 1950), посв. Движению Сопротивления (в финале использована мелодия песни М. И. Блантера "Катюша", получившей распространение среди итал. партизан). С 1966 возглавляет т-р "Верди" (Триест).

Сочинения: оперы - Гамлет (по У. Шекспиру, пост. 1961, Рим), Валленштейн (по Ф. Шиллеру, пост. 1965, там же); вок.-симф. сюита Когда я хожу по свежескошенной траве (Come se camminassi sullerba tagliata di tresco, на сл. С. Терры, для чтеца, хора и орк., 1949); для орк. - 6 симфоний (1943-58), в т. ч. 3-я, 1949, 5-я - Луга и леса весною (Prati e boschi della primavera, 1952), конц. симфония для альта с орк. Песня мира (Canto della pace, 1951); симфониетта (для малого орк., 1953), короткая симфония (для струн. орк., 1955); концерты с орк. - для фп. (1952, 1961), скр. (Лирический, 1952), влч. (1958), альта (1956), арфы (1955), флейты (1951); камерно-инстр. ансамбли - 4 струн. квартета (1941, 1947, 1948, 1954), квинтет для дух. инструментов (1952); для фп. -3 сонаты (1941, 1944, 1950); хоры, вок. произв., музыка для кино.

Литература: Viоzzi G., Mario Zafred, "Diapason", 1951, No 10, ottobre - novembre, p. 14-16; Weissmann J. S., Zafred e il problema dell'accesibilitа, "Musica d'oggi", 1963, No 1, genn.-febr., p. 6-17.

И. M. Марков.

Дзегелёнок А. М.

Александр Михайлович (12(24) VIII 1891, Москва - 31 I 1969, там же) - сов. композитор. Окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонического об-ва в 1914 по классу фп., в 1918 - по классу композиции; ученик А. Н. Корещенко. С 1917 работал в рабочих клубах, воинских частях. В 1919 участвовал в организации Муз. школы им. А. Н. Корещенко (ныне московская Муз. школа им. М. С. Бабушкина); был её директором (1920-21), преподавал фортепиано, камерный ансамбль, муз.-теоретич. предметы, в 1926-1934 - игру на фп. в Моск. обл. муз. техникуме им. бр. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, в 1948-50 - инструментовку в Высшем уч-ще воен. дирижёров. Большое место в его творчестве занимает музыка для дух. оркестра.

Сочинения: опера - Ниязгюль (1941); для орк. - симфония (1944), сюиты Египет (1921), На голубом озере (1936), Восточная (1951), Праздничная увертюра (1939); для дух. орк. - марш-баллада Чапаев (1935), Героическая сюита (1948, посв. событиям на озере Хасан), Поэма о Сталинградской битве (1950), симфония Мужество (посв. памяти лейтенанта Шмидта, 1967; также вариант для симф. орк.) и др.; 2 концерта для влч. с симф. орк. (1929, 1936); вок. циклы (на сл. А. Майкова, 1929; Р. Тагора, ф. Тютчева, 1946, и др.); музыка к фильмам.

Дзено 3. А.

3ено (Zeno) Апостоло (11 XII 1668, Венеция - 11 XI 1750, там же) - итал. драматург, либреттист. Примыкал к группе венецианских поэтов и театр. писателей классицистского направления (Ш. Маффеи, П. Мартелло и др.). В 1718-29 состоял придв. поэтом и историографом в Вене. Автор более 70 либретто, написанных гл. обр. на античные героич. сюжеты (нек-рые в соавторстве с П. Париати, в т. ч. "Гамлет" по хронике Саксона Грамматика). Д. реформировал драматургию итал. оперы на основе принципов франц. классич. трагедии; освободил оперу от элементов буффонады и вульгаризмов, придав ей композиционную стройность. Реформа Д., которую вслед за ним продолжил и развил П. Метастазио, определила образный строй и драматургич. основы оперы-сериа, послужив также источником свойственных этому жанру условностей (обязательная благополучная развязка, строгое разделение функций речитатива как носителя драм. действия и арии, завершавшей сцену). На либр. Д. писали музыку мн. крупные композиторы 18 в., в т. ч. Ф. Арайя, А. Вивальди, Б. Галуппи, Г. Гендель, Н. Йоммелли, Л. Керубини, Дж. Паизиелло, Дж. Перголези, А. Скарлатти, Дж. Сарти, Ф. Траэтта и др. Среди наиболее популярных либр. Д. - "Луций Вер", "Фемистокл", "Меропа", "Ифигения в Авлиде", "Квинт Фабий", "Митридат", "Кай Фабриций", "Сципион в Испании" и др. Собрания его либр. неоднократно издавались в 18 в.

Литература: Бюкен Э., Героический стиль в опере, М., 1936, с. 34-35; Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939; Ristоrе11i L., I melodrammi di Apostolo Zeno, Padova, 1894; Wotquenne A., Libretti d'opйras et d'oratorios italiens du XVIII siиcle, Brux., 1901 (Catalogue de la bibliothиque du Conservatoire... de Brux.); Sonneсk О. G., Catalogue of opera librettos, t. 1-2, Wash., 1914; Grazietto R., A. Zeno, P. Metastasio e la critica del Settecento, "RMI", 1946.

Ю. В. Келдыш.

Дзержинский И. И.

Иван Иванович (р. 27 III (9 IV) 1909, Тамбов) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1942. В 1932-34 учился в Ленингр. консерватории по композиции у П. Б. Рязанова и у Б. В. Асафьева. Д. - автор опер, большинство из которых написано на основе произведений советских писателей. Первая из них - "Тихий Дон" по М. А. Шолохову (пост. 1935, Ленингр. Малый оперн. т-р) - сыграла видную роль в развитии сов. оперы. В ней композитор обратился к проблематике большого обществ. значения, творчески использовал крестьянский, солдатский, революц. фольклор, включил в оперу массовые песенные формы.

Значит. место в творчестве Д. занимает вон. лирика, посв. гл. обр. картинам рус. природы, думам и переживаниям сов. человека. Для песен и романсов Д. характерны задушевность высказывания, широта мелодич. дыхания. Многие вок. произв. Д. объединены в циклы.

Сочинения: оперы - Тихий Дон (1935, Ленингр. Малый оперный т-р; 2-я ч. под назв. Григорий Мелехов, 1967, Ленингр. т-р оперы и балета), Поднятая целина (по М. А. Шолохову, 1937, Большой т-р), Волочаевские дни (1939), Кровь народа (1942, Ленингр. Малый оперный т-р), Надежда Светлова (1943, там же), Князь-озеро (1947, Ленингр. т-р оперы и балета), Гроза (по А. Н. Островскому, 1940-55), Далеко от Москвы (по В. Н. Ажаеву, 1954, Ленингр. Малый оперный т-р), Судьба человека (по М. А. Шолохову, 1961, Большой т-р); муз. комедии - Зелёный цех 1932, Ленингр. TPAM), В зимнюю ночь (по повести "Метель" Пушкина, 1947, Ленинград); для солистов, хора и орк. - оратория Ленинград (1953), три оды Петербургу - Петрограду - Ленинграду (1953); для орк. - Повесть о партизане (1934), Ермак (1949); концерты с орк. - 3 для фп. (1932, 1934, 1945); для фп. - Весенняя сюита (1931), Поэма о Днепре (изд. 1932), сюита Русские художники (1944), 9 пьес для детей (1933-37), Альбом юного музыканта (1950); романсы, в т. ч. циклы Северные песни (сл. А. Д. Чуркина, 1934), Первая любовь (сл. А. И. Фатьянова, 1943), Залётная птица (сл. В. Лифшица, 1946), Новое село (сл. А. Д. Чуркина, 1948; Гос. пр. СССР, 1950), Земля (сл. А. И. Фатьянова, 1949), Северный баян (сл. А. А. Прокофьева, 1955) и др.; песни (св. 20); музыка к спектаклям драм. т-ров (св. 30 спектаклей) и фильмам.

Литература: Берлянд К., Творчество И. Дзержинского, "СМ", 1948, No 9; Tомпакова О. М., Очерк о жизни и творчестве И. И. Дзержинского, Л., 1964.

Г. М. Ципин.

Ди

Ди (от старокитайского хэнчуй, хэнди - поперечная флейта) - кит. старинный дух. муз. инструмент; род поперечной флейты из тростника с 6 игровыми отверстиями. Вблизи закрытого конца ствола находится отверстие для вдувания воздуха, рядом с ним - отверстие, прикрытое тончайшей тростниковой или камышовой плёнкой; 4 дополнит. отверстия около открытого конца ствола служат для подстройки. Ствол флейты обычно перевязывается нитяными кольцами, покрытыми чёрным лаком. Способ игры такой же, как на поперечной флейте. Д. - один из наиболее распространённых в Китае дух. инстр. Был завезён из Средней Азии в период между 140-87 до н. э. Разновидность флейты без заклеиваемого отверстия наз. мэньди. Существуют Д. двух родов: цюйди (в орк. муз. драмы жанра "кунцюй") и банди (в орк. муз. драмы жанра "банцзы" в сев. провинциях).

Ди

Диапазоны

Р. Б. Галайская.

Ди Стефано Д.

Ди Стефано Д. (Di Stefano) Джузеппе (р. 24 VII 1921, Мотта-Сант-Анастасия) - итал. певец (тенор). Пению обучался в Милане у А. Торкио и Л. Монтесанто. В 1946 дебютировал в партии Кавалера де Грие ("Манон" Массне) в Реджо-нель-Эмилии. Сезон 1946-47 пел в Болонье, Милане (т-р "Ла Скала"), Риме, затем в др. городах Италии и за рубежом (с 1948 на сцене "Метрополитен-опера"). Для певца характерны благородная манера пения, лёгкость и изящество фразировки. В репертуаре Ди С. как лирические, так и драм. партии: Неморино ("Любовный напиток"), Альфред ("Травиата"), Рудольф ("Богема"), Пинкертон, Вертер; Ленский (впервые исп. в 1954, т-р "Ла Скала"), Вильгельм Мейстер ("Миньон" Тома), Фауст ("Мефистофель" Бойто и "Фауст"), Хозе; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Каварадосси, Канио и др. Д. снимался в главной роли в фильме "Пою для тебя" (1956).

Литература: Lauri-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955; рус. пер. - Вокальные параллели, Л., 1972.

С. М. Грищенко.

Диабелли А.

Диабелли А. (Diabelli) Антон (6 IX 1781, Матзе, близ Зальцбурга -7 IV 1858, Вена), австр. нотоиздатель и композитор. В детстве - мальчик-хорист в монастыре Михаэльбойрн и в капелле Зальцбургского собора, ученик М. Гайдна по композиции. Преподавал в Вене игру на фп. и гитаре. В 1824 вместе с П. Каппи открыл муз. изд-во ("Диабелли и К0"), публиковавшее соч. Ф. Шуберта, Й. Ланнера, И. Штрауса, К. Черни. В 1852 изд-во было продано К. Шпине. Как издатель Д. был связан с Л. Бетховеном. По его настойчивой просьбе Бетховен написал 33 вариации на вальс Д. ор. 120 C-dur (1823) для издававшегося собр. муз. произв. Д. под назв. "Vaterlдndischer Kьnstlerverein". Д. - автор месс, кантат, камерн. инстр. музыки, песен, но только его инструктивные пьесы для фп. и гитары (сонатины, этюды, сонаты в 4 руки) сохранили своё значение. Иногда исполняется его "Пасторальная месса" (1830).

Литература: Rietsch H., Diabellis "Vaterlдndischer Kunstlerverein", Prag, 1906 (Berichte... des deutschen Studenten VII) (перепечатано в кн.: Beethoven-Jahrbuch, I, 1908); Deutsch O. E., Music publishers' numbers (1700-1900), L., 1946; Weinmann A., Wiener Musikverleger und Musikalienhдndler..., W., 1956 (Цsterreich. Akad. der Wissenschaften. Sitzungsberichte, Bd 230, Abh. 4).

О. Т. Леонтьева.

Диалог

Диалог - музыкальный (от греч. dialogos - разговор, беседа) - тип музыкального изложения, воспроизводящий черты разговорного Д. 1) Вокальный Д. возник в процессе муз. воплощения текстов, содержащих элементы разговорного Д. При этом реплики поручались как солистам, так и частям хора. Находит применение в нек-рых формах католич. церк. пения - в респонсории, антифоне. В 16-17 вв. в Италии и Германии получил распространение как самостоят. род музыки. В формировании Д. видная роль принадлежит ср.-век. литургич. драме, музыке композиторов нидерл. школы, широко применявших деление хора на части, мотетам и мадригалам, итал. диалогич. лаудам. В Италии наряду с духовными Д. создавались и светские; в Германии преобладали духовные Д., тесно связанные с протестантизмом и воплощавшиеся чаще всего в форме малого духовного концерта (Geistliches Concert). Образцы таких Д. создали С. Шейдт, А. Хаммершмидт ("Dialogi oder Gesprдche zwischen Gott und einer glдubigen Seelen" - "Диалоги или разговоры между богом и верующей душой"). Эти Д. имели большое значение для развития оратории и кантаты. Вок. Д. находит применение и в опере. В нек-рых видах комич. опер и в оперетте используется только речевой (словесный) Д. В итал. операх 18 в. Д. оформлялся в виде т. н. сухого речитатива. 2) Инструментальный Д. - подобие вок. диалога. Индивидуальный характер реплик определяется в нём своеобразием их тематической и тембровой стороны. Издавна использовался в инструментальной музыке; широко представлен во франц. орг. музыке 16-18 вв., в музыке венских классиков (как в изложении тем, так и в их разработке). Известны и целые инстр. пьесы, строящиеся в виде Д., напр. 2-я часть 4-го концерта для фп. с орк. Л. Бетховена, 2-я, заключит. часть ("Контрасты") фантазии для фп. с оркестром П. И. Чайковского. Швейц. комп. Ж. Бине написан цикл пьес для влч. и фп. под назв. "Диалоги" (1937).

Литература: Кrоуеr Th., Dialog und Echo in der aten Chormusik, "JbP", XVI, 1909.

Дианин С. А.

Сергей Александрович (14(26) XII 1888, Петербург - 26 X 1968, с. Давыдово, ныне Владимирской обл.) - сов. музыковед и математик. Отец Д. - ученик А. П. Бородина, доктор философии и химик А. П. Дианин, мать - Елизавета Гавриловна, приёмная дочь композитора. В 1915 окончил физико-математич. ф-т Петерб. ун-та, опубликовал неск. работ по муз. акустике. Деятельность Д. посв. изучению биографии Бородина, его творчества и эпистолярного наследия. Д. подготовил к печати капитальный труд "Письма А. П. Бородина" (в. 1-2, 1927-28; 1936; в. 3-4, 1949-50), в к-ром собраны и опубликованы (нек-рые впервые) с обширными комментариями все письма и муз.-критич. статьи композитора. Работа Д. "Бородин" включает, помимо биографии, раскрывающей мн. факты жизни А. П. Бородина, остававшиеся неизвестными, ок. 150 писем, адресованных композитору, а также др. ценные материалы и документы.

Сочинения: Бородин. Жизнеописание, материалы и документы, М., 1955, 1960, пер. на англ. яз., Oxf., 1963; А. П. Бородин в селе Давыдове, в сб.: "Владимир", кн. 3, Владимир, 1954, с. 176-205.

И. М. Ямпольский.

Диапазон

Диапазон (от греч. dia pason (xordon) - через все (струны)).

1) В др.-греч. муз. теории - назв. октавы как консонирующего интервала.

2) В Англии - назв. нек-рых регистров лабиальных труб органа.

3) Модель, по к-рой изготовляются орг. трубы, вырезаются отверстия в деревянном дух. инструменте.

4) Во Франции - мензура духового инструмента или орг. трубы, а также тон, служащий для настройки инструментов.

5) Звуковой объём голоса или инструмента. Определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуками, к-рые могут быть изданы данным голосом или извлечены на данном инструменте. Имеет значение не только величина этого интервала, но и его абсолютное высотное положение.

6) Звуковой объём муз. произв. или одной из его партий для определ. инструмента или голоса. В начале песен и романсов часто указывается Д. их вок. партий, что позволяет певцу сразу же видеть, насколько данное произв. отвечает его голосовым возможностям.

Диатоника

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диатоническая гамма

Диатоническая гамма - звуки диатонич. ладов, располож. в восходящей или нисходящей последовательности. В традиц. (классической) теории музыки под диатонич. ладами понимают лады, звуки к-рых соответствуют осн. ступеням муз. системы, взятым в пределах какой-либо октавы. В каждом таком октавном звукоряде содержится 5 больших и 2 малых секунды. К диатоническим ладам относятся натуральные мажор и минор, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский и гипофригийский лады. В 20 в. область диатонизма трактуется более широко: Д. г. считается звукоряд, состоящий из основных (невидоизмененных) ступеней любой ладовой системы. Д. г. противостоит хроматич. гамме, а также звукорядам, включающим отд. хроматич. или энгармонич. соотношения ступеней. См. Диатоника, Средневековые лады, Хроматическая гамма, Энгармонизм.

Диафония

Диафония (греч. diaponia - нестройность звуков, разнозвучие).

1) Др.-греч название диссонанса, противопоставлявшееся "симфонии" (благозвучию, консонансу). К Д. относили все интервалы, помимо октавы, квинты и кварты, к-рые рассматривались как консонансы.

2) В 9-12 вв. греческое "ученое" название органума, одного из ранних видов полифонии. При этом в 12 в. и позднее термин ошибочно понимался как обозначающий двухголосный склад музыки (dya рассматривалось как аналог duo, означающего по-латыни "два").

Литература: Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX-XIX Jahrh, B., 1920; Handschin J., Zur Geschichte der Lehre vom Organum, "ZfMw", Jahrg. VIII, 1925-26; Eggebrecht H. H., "Diaphonia vulgariter organum", в кн.: Bericht ьber den siebenten Internationalen musikwissenschaftslichen Kongress Kцln, 1958, Kassel-Basel-L -N. Y., 1959.

Дибдин Ч.

Дибдин Ч. (Dibdin) Чарлз (крещён 4 III 1745, Дибдин, близ Саутхемптона - 25 VII 1814, Лондон) - англ. композитор и актер-певец. Учился у И. Кента и П. Фусселла, органиста Уинчестерского собора, где пел в хоре мальчиков (1756-59). Самостоятельно изучал концерты А. Корелли и теоретич. труды Ж. P. Рамо. В 1764-1775 пел в оперных спектаклях т-ров "Ковент-Гарден" и "Друри-Лейн" (Лондон), в 1778-82 композитор "Ковент-Гардена". В 1788 предпринял конц. поездку по Англии, в результате к-рой написал кн. "Музыкальное турне г-на Дибдина" ("The musical tour of Mr. Dibdin", 1788). В 1796-1805 рук. организованного им т-ра "Сан-Суси" в Лондоне Наибольшую популярность Д. завоевал в жанре "тейбл-энтертейнментс" - эстр. спектакля для одного актера с музыкой (гл. обр. песни) и элементами драматич. иск-ва. Д. написал текст и музыку 32 представлений этого жанра (в т. ч. "Валентинов день", 1797, "Сан-Суси") и сам выступал в них как певец, аккомпаниатор и чтец в т-рах "Сан-Суси" и "Лицеум". Пользовались известностью его песни (создал ок. 900), из к-рых сохранили популярность "Фонарщик" ("The Lamplighter") и "Том Боулинг", а также "морские" ("sea-songs"). Автор мемуаров, исследования по истории т-ра и теоретич. работ.

Сочинения: оперы (76, вт ч 46 на собств. либр., все пост. в Лондоне) - Лайонел и Кларисса (1768, Ковент-Гарден), Висячий замок (The padlock, 1768, Друри-Лейн), Дама из Эфеса (The Ephesian matron, Рейнлаф Хаус, 1769), Водовоз (The waterman, 1774, Хеймаркет), Сераль (The Seraglio, 1776, Ковент-Гарден), Зал свободы (Liberty hall, Друри-Лейн, 1785) и др.; кантаты, сонаты для чембало, пьесы для клавира, оды, многогол. гли и кэтчи, памфлеты, песни.

Литературные сочинения: A complete history of English stage, v. 1-5, L, 1797-1800, The professional life of Mr. Dibdin, v. 1-4, L., 1803-04.

Литература: Hogarth G., Memoirs of Charles Dibdin, L., 1842, Dibdin E. R., A Charles Dibdin bibliography, Liverpool, 1937; Sear H. G., Charles Dibdin (1745-1814), "ML", 1945, No XXVI, p. 61.

Дивертисмент

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дигрис Л. Д.

Леопольдас Доминикович (р. 8 IX 1934, Каунас) - сов. органист и пианист. Засл. арт. Литов. ССР (1968). В 1957 окончил Моск. консерваторию у Г. Р. Гинзбурга (фп.) и Л. И. Ройзмана (орган), у них же окончил аспирантуру - в 1960 (фп.) и в 1961 (орган). В 1969 и 1976 стажировался как органист в Муз. академии в Праге. Основатель литов. сов. исполнит. орг. школы, Д. возродил традиции нац. орг. иск-ва. В обширном репертуаре Д. особое место занимают произв. совр. литов. и чеш. композиторов. Гастролирует за рубежом. Преподаёт в Вильнюсской консерватории, с 1960 ведёт класс фп., с 1961 - также класс органа (с 1972 доцент). В 1968 организовал в Вильнюсе первые в СССР Междунар. орг. фестивали (проходят каждые 2 года). Гос. пр. Литов. ССР (1973).

Литература: Кальнетис В., Талант и воля, "СМ", 1965, No 8; Ройзман Л. И., Советская органная культура и ее своеобразие, в кн.: Вопросы муз.-исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969; Sundkvist А. V., En kyrkorgelns Paganini, "Vasterbottens-Kuriren" (Швеция), 1973, 12 nov.

Диденко З. З.

Зинаида Захаровна (р. 22 IV 1938, Славянск Донецкой обл.) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1974. В 1965 окончила Горьковскую консерваторию, с того же года солистка Новосибирского т-ра оперы и балета. Партии: Лиза, Татьяна, Кума Настасья, Ярославна, Наташа, Тоска, Аида; Леонора ("Трубадур"), Дездемона; Недда ("Паяцы"); Наталья ("Тихий Дон"), Анна ("Безродный зять" Хренникова) и др. С 1969 преподаватель пения Новосибирского театр. уч-ща, с 1974 - Новосибирской консерватории (с 1980 доцент).

Дидерихс Ф.

Фридрих (Фёдор Фёдорович) (1779-1846) - рус. фортепианный мастер. По национальности немец. В 1810 осн. в Петербурге первую в России фабрику, изготовлявшую рояли и пианино; первоначально это были копии т. н. венских фп. С расширением производства фабрика Д. стала выпускать инструменты собств. моделей. После смерти Д., в 1846-68 фабрикой управляла его жена, к-рая в 1868 передала её старшему сыну Роберту Фёдоровичу Д., имевшему спец. технич. образование и работавшему над усовершенствованием механики выпускавшихся инструментов. С 1878 совладельцем фабрики стал младший брат Андрей Фёдорович Д. В том же году фабрика получила назв. "Братья Р. и А. Дидерихс". Рояли и пианино фирмы Д. отличались тщательной внешней отделкой, отличными звуковыми качествами (силой, полнотой и гибкостью тона). В 1896 на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде фирма получила высшую награду - Гос. герб, в 1900 на Всемирной выставке в Париже удостоена Гран при. При фирме Д. существовало Концертное бюро. В 1911 в ознаменование столетнего юбилея фирма организовала Всероссийский конкурс пианистов (в нём приняло участие св. 50 молодых исполнителей), ставший крупным событием в муз. жизни страны (первую премию завоевал Ю. Турчиньский). В 1914, вскоре после начала 1-й мировой войны 1914-18, фирма Д. прекратила существование.

Литература: Коломийцев В., Андрей Дидерихс (Некролог), "Еженедельник Петроградских гос. академических театров", 1923, No 36; Учитель Я., Советское фортепиано, М.-Л., 1966, с. 19-20; Яковлев М., Исполнительские конкурсы в России и в СССР, в кн.: Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем. Справочник, М., 1966, с. 50-51.

И. М. Ямпольский.

Дидло Ш.

Дидло Ш. (Didelot) Шарль (Карл) Луи (1767, Стокгольм - 7(19) XI 1837, Киев) - франц. артист балета, балетмейстер, педагог. Учился в Париже у Ж. Лани, затем в школе "Мастерская Оперы" у Деэ. Работал как танцовщик с Ж. Ж. Новером в Лондоне (1788), с Ж. Добервалем в Бордо и Лондоне (1789, 1791), называл их своими учителями. Дебютировал как хореограф в Лондоне пантомимой "Ричард Львиное Сердце" (1788) по одноим. опере А. Гретри. В 1795 пост. в Лионе на сборную музыку балет "Метаморфозы" (1-й вариант "Зефира и Флоры"). В 1796-1801 и в 1811-16 ставил балеты в Лондоне. С 1801 работал в Петербурге танцовщиком, занял ведущее место также как балетмейстер и педагог. В 1801-11 Д. сочинял преим. мифологич. балеты, выступая в них как предвестник романтизма: "Аполлон и Дафна" (автор музыки неизвестен, 1802), "Зефир и Флора" (1804), "Амур и Психея" Кавоса (1809), балет в опере Ф. А. Буальдьё "Телемак на острове Калипсо" (1807). В 1816-31, в период творч. зрелости, работая в России, придал своему иск-ву высокую эмоциональность, насытил его психологич. содержанием и выдвинул балетный театр и школу России на одно из первых мест в Европе. Мифологию Д. трактовал в героико-трагедийном плане: "Тезей и Арианна" (1817) и "Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад" (1821) на муз. Антонолини, "Евтимий и Евхариса, или Побеждённая тень Либаса" Жома (1820), "Федра и Ипполит" Кавоса и Турина (1821). Ставил балеты на сказочные и комич. сюжеты. Д. разработал жанр историко-героич. балетов: "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" Венюа (1817), "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса и Жучковского (1819), "Кора и Алонзо, или Дева солнца" Антонолини (1820) и др. В 1823 пост. балет "Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса по мотивам А. С. Пушкина. Учениками Д. были М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. А. Лихутина, Н. О. Гольц и др.

Литература: Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1940; Слонимский Ю., Дидло, Л.-М., 1958; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в., Л.-М., 1958; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России, Л., 1959; Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954.

В. М. Красовская.

Дидро Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дидур А.

Дидур А. (Didur) Адам (24 XII 1873, Воля-Сенкова, близ Санока - 7 I 1946, Катовице) - польский оперный певец (высокий бас). Пению учился с 1892 у В. Высоцкого во Львове, у Эмериха в Милане. В 1893 дебютировал в т-ре "Ла Скала" (Милан) и был его солистом до 1898. Пел в оперных т-рах в Варшаве (1898-1904), затем во Львове. После 1904 выступал в Мариинском т-ре (Петербург). В 1904-14 гастролировал во всех ведущих оперных т-рах Европы, в Сев. и Юж. Америке. В 1914-32 солист (в 1910-х гг. первый бас) "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). После ухода со сцены вернулся в Польшу, жил в Варшаве, преподавал, изредка выступал в концертах. В 1939 директор львовской оперы. Сразу после окончания 2-й мировой войны 1939-45 организовал оперу в Бытоме (Силезия), был её первым директором. Одновременно вёл класс оперного пения в консерватории в Катовице. Обладая большим диапазоном голоса, Д. пел также баритоновые партии. В совершенстве владел вок. техникой и дикцией; пел на 5 языках. Исп. Д. отличалось экспрессией, ярким темпераментом, вок.-сценич. выразительностью. Партии: Стольник, Збигнев ("Галька", "Страшный двор" Монюшко), Кецал ("Проданная невеста"), Борис Годунов, Гремин, Мельник, Царь Додон, Мефистофель; Джакомо ("Фра-Дьяволо" Обера), Дон Базилио ("Севильский цирюльник") и мн. др.

Литература: Bodnicki W., Orfeusze i syreny. Opowiesci о slawnych spiewakach i spiewacskach, Kr., 1961; Кanski J., Adam Dudur, "Ruch muzyczny", 1966, No 3, с 9-10.

З. Лисса.

Дидык Т. С.

Тамара Софроновна (р. 17 IX 1935, с. Лановцы Тернопольской обл.) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. УССР (1975). В 1960 окончила Львовскую консерваторию у О. К. Бандровской, с того же года солистка Львовского т-ра оперы и балета. Среди партий - Татьяна; Марфа ("Царская невеста"), Маша ("Дубровский"), Земфира ("Алеко"), Наталка; Эльвира и Леонора ("Эрнани" и "Трубадур"), Мими, Маргарита; Елизавета ("Тангейзер"), Ганна ("Страшный двор" Монюшко), Луиза ("Дуэнья" Прокофьева), Любовь Шевцова ("Молодая гвардия"), Мирослава ("Золотой обруч" Лятошинского), Галя ("Назар Стодоля" Данькевича), Инга ("Возрождённый май" Губаренко). Выступает как конц. певица. Гастролирует за рубежом.

Диев Б. А.

Борис Александрович (р. 4 XII 1924, Казань) - сов. дирижёр и композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1977). Кандидат искусствоведения (1956). Чл. КПСС с 1953. В 1950 окончил Высшее уч-ще воен. дирижёров в Москве, в 1954 - адъюнктуру при Ин-те воен. дирижёров там же. В 1955-70 преподавал дирижирование и дирижёрскую ритмику, с 1960 доцент военно-дирижёрского ф-та, с 1981 зав. кафедрой дирижирования Моск. консерватории. С 1970 нач. управления муз. учреждениями Мин-ва культуры РСФСР, с 1975 гл. дирижёр и худ. рук. Гос. духового оркестра РСФСР, с 1977 - Моск. т-ра оперетты. Автор ряда уч. пособий.

Сочинения: для симф. орк. - увертюра-поэма Страна созидания (1977), Героическая поэма (1980), Поэма-славица (1981); для дух. орк. - увертюры Русская (1967), Юбилейная (1968), Край родной (1970), Цвети, Отчизна! (1972), фантазии Подвиг народа (1969), на темы песен Великой Отечеств. войны (1975), рапсодия Дружба народов (1971), марши На страже мира (1966), Солдатская дружба (1967), Парад милиции (1980), Праздничный парадный (1981) и др.; Юмореска для трубы и дух. орк. (1966); камерно-инстр. ансамбли; соч. для эстр. орк.; романсы, песни; обр. нар. песен.

Диез

Диез (франц. diиse, от греч. diesis - полутон; нем. Diesis, англ. sharp),

Диез

знак повышения к.-л. ступени звукоряда на полутон (см. Алфавит музыкальный, Альтерация). Первоначально в Др. Греции термин "Д." означал диатонич. полутон (позднее назывался лиммой), с течением времени стал обозначать все интервалы, меньшие полутона, и только в 14-15 вв. стал применяться как обозначение повышения к.-л. ступени на полутон. При этом первоначально знаком такого повышения служило

Диез

(B-quadratum), использовавшееся также и в значении бекара для отмены предшествовавшего бемоля. В 13 в. в скорописи его стали обозначать как

Диез

или

Диез

, и лишь после 15 в. эти новые знаки получили современное значение диеза и бекара.

Дижур С. Л.

Сергей Леонидович (р. 12 I 1924, Киев) - сов. органист, пианист и клавесинист. Окончил Моск. консерваторию по классам фп. у Г. Г. Нейгауза (1947) и органа у А. Ф. Гедике (1949); там же в 1953 - аспирантуру у Нейгауза. В 1957-63 солист Моск. камерного оркестра (органист и клавесинист). С 1961 выступает с сольными орг. концертами, его репертуар обширен и разнообразен; особое внимание Д. уделяет редко исполняемым произв. ("Искусство фуги" Баха, орг. мессы Ф. Куперена, О. Мессиана и др.). Его игру отличают строгий вкус, своеобразие трактовки, тонкая продуманность деталей. Гастролирует за рубежом. С 1959 преподаёт спец. фп. в Центр. муз. школе при Моск. консерватории.

Литература: Баранова Т., "Искусство фуги" в исполнении С. Дижура, "МЖ", 1970, No 4; Рахманова М., Знакомство продолжается, "СМ", 1971, No 3.

Дизи Ф. Ж.

Дизи Ф. Ж. (Dizi) Франсуа Жозеф (14 I 1780, Намюр - XI 1847, Париж) - бельг. арфист и композитор. Игре на арфе научился самостоятельно. С 1796 жил в Лондоне, где пользовался поддержкой М. Клементи и инстр. мастера С. Эрара. Вскоре приобрёл известность как выдающийся арфист (в течение 30 лет был первым арфистом т-ра "Ковент-Гардеи"). Д. - автор инструктивных работ (изданы в Англии) - школы игры на арфе ("Йcole de harpe, being a complete treatise on the harp", L., 1827) и педагогич. сб. "Доступная арфа" ("Patent harp"). Д. внёс также усовершенствования в механизм арфы. В 1813-17 разрабатывал конструкцию "перпендикулярной арфы" (её струны при игре находятся в перпендикулярном к полу положении); однако она оказалась неудобной и не получила распространения. С 1830 жил в Париже, продолжал преобразование механизма арф совм. с К. Плейелем, с к-рым организовал производство арф (их арфы, также не нашли признания). Д. был одним из создателей арфы с педалями двойного действия, для к-рой написал ряд пьес. В Париже выступал в концертах, прославился как педагог (был учителем при дворе короля Луи Филиппа). Известен гл. обр. как автор 48 этюдов, к-рые входят и в совр. педагогич. литературу для арфы; писал также сонаты, вариации и конц. пьесы для арфы.

Литература: Доброхотова В. Б. и Доброхотов Б. В. (Вступит. статья), в кн.: Сонаты, вариации и фантазии для арфы, вып. 1, М., 1964, с. 5.

Б. В. Доброхотов.

Диков А. В.

Антон Венцеславов (р. 29 VIII 1938, София) - болг. пианист. Нар. арт. НРБ (1981). Окончил Болг. консерваторию по классу Л. Енчевой (1961). В 1964-65 стажировался в Париже у А. Рубинштейна и Р. Казадезюса, а также у Н. Буланже (композиция). 3-я пр. на Междунар. конкурсе пианистов им. М. Лонг - Ж. Тибо в Париже (1963). С 1974 преподаёт фп. игру в Болг. гос. консерватории. В репертуаре Д. - соч. И. С. Баха, В. А. Моцарта и Л. Бетховена, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, совр. болг. авторов и др. Исполнение Д. отличается совершенством техники и точным воспроизведением особенностей стиля произв. Лауреат ряда междунар. конкурсов. Много гастролирует, неоднократно выступал в СССР (с 1958).

Диксиленд

Диксиленд (англ. dixieland) - название первых джазовых ансамблей нью-орлеанского стиля, состоявших исключительно из музыкантов-белых (см. Джаз). Название Д. происходит от распространённого в американском фольклоре обозначения юж. штатов страны. Вначале ансамбли типа Д. не отличались от негр. оркестров по инстр. составу и копировали их манеру исполнения. Ансамбли Д. раньше, чем негр. джазовые коллективы, получили известность за пределами юж. штатов и способствовали распространению джазовой музыки. Один из первых коллективов Д. - "Ориджинал диксиленд джаз-банд" ("Original Dixieland Jazz-Band"; в 1917 его исполнение пьес было записано на грампластинки) в 1919 гастролировал в Европе. Позднее ансамбли Д. шире, чем негр. коллективы, начали применять приёмы европ. композиционной техники, манеру звукоизвлечения и со временем ограничили свою деятельность преимущественно исполнением танц. и развлекательной музыки.

Л. Б. Переверзев.

Диктант музыкальный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дикшитар М.

Муттусвами (1775, Тирувалур - 1834, Эттайяпурам) - инд. музыкант. Один из представителей "великой карнатской троицы". Учился у отца - Рамасвами Д., придв. музыканта в Манали (близ Мадраса), затем у Чидамбаранатхи в Бенаресе (изучал философию и санскрит). Жил в Тируттани под псевд. Гуру Гуха. Последние годы жизни провёл в странствиях. Автор мн. вок. соч., в к-рых развивал и совершенствовал форму крити; особое значение придавал взаимодействию текста (писал на санскрите и телугу) и музыки. В крити Д., отличающихся глубиной и философичностью, используется ок. 50 разл. раг (не менее 100 его крити исполняются и поныне).

Внучатый племянник Д. - Суббарама Д. (1839-1906) - придв. музыкант в Эттайяпураме; издал сб. "Сангита Сампрадайя Прадаршини" (1904; неск. сотен песен - мелодий и текстов (на языке телугу) и комментарии к ним).

Дилан Б.

Дилан Б. (Dylan; наст. имя и фам. - Роберт Циммерман, Zimmermann) Боб (р. 24 V 1941, Дулут, Миннесота) - амер. поэт, композитор, нар. певец. С 10 лет играл на гитаре, губной гармонике, цитре, фп. С 1956 выступал с собств. песнями, аккомпанируя себе на гитаре, с 1959 - с группой певцов в кафе одного из провинц. городов. В 1960 исполнял свои песни в Нью-Йорке, с 1961 начал записываться на пластинки. Д. - один из известнейших амер. авторов и исполнителей народных песен - т. н. фолксингер. Особенную популярность приобрёл в 1964-68. Создал песенный жанр фолкрока, использовав в песнях ритм рок-н-рола. В песнях Д., в их социальном звучании, в манере исполнения, в дикции и интонациях сказывается влияние X. Ледбелли, Ч. Берри (элементы блюза), П. Сигера и в особенности В. Гатри. В нек-рых балладах Д. проявляется своеобразный лиризм, чуждый, однако, сентиментальности. Его песни проникнуты духом социального протеста, в них нашли воплощение думы и надежды современной американской молодёжи. Д. оказал большое влияние на пути развития амер. песни протеста. Особенно известны песни "Времена меняются" ("The times they are a-changin'", 1964), "Автопортрет" ("Self-Portrait", 1969).

Литература: Watts F., Bob Dylan. The evolution of a poet, "Daily World", 1968, 16 November, No 90, p. M-5; Goldberg S., Bob Dylan and the poetry of salvation, "Saturday Review", 1970, 30 May, No 22, p. 43-46, 57.

И. М. Марков.

Дилецкий Н. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дилиус Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дилогия

Дилогия (греч. dilogia - повторение сказанного, от dilogeo - дважды говорю, повторяю) - цикл из двух музыкально-сценич. произв., являющихся самостоят. законченными сочинениями и в то же время частями целого, объединёнными общностью идеи и героев и преемственностью сюжета. Примером муз. Д. может служить лирич. драма "Троянцы" Берлиоза, состоящая из 2 частей - "Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене".

Дима Г.

Дима Г. (Dima) Георге (28 IX 1847, Брашов - 4 VI 1925, Клуж) - рум. композитор, хор. дирижёр, педагог. Музыке обучался в Бадене, Вене, Граце. В 1872-74 и 1878-80 учился в Лейпцигской консерватории у К. Рейнеке (композиция) и С. Ядассона (гармония). Одновременно выступал как певец. Дирижёр "Румынского объединения певцов" в Брашове (1875-1879 и 1899-1914), дирижёр и директор Румынского муз. объединения в Сибиу (1880-99). Преподавал в лицеях Брашова (1874-78) и Сибиу (1883-89 и в 1892-99); профессор хор. музыки и директор консерватории в Клуже (1919-25). Деятельность Д. способствовала развитию муз. образования в Румынии.

Д. одним из первых музыкантов в Румынии изучал фольклор Трансильвании, обрабатывал нар. песни и популяризировал их силами руководимых им хоров. Соч. Д., в основном хоровые, раскрывают нац. образы. Автор многих вок., вок.-симф. и хор. сочинений, среди них: баллада для солистов, хора и орк. "Мать Штефана Великого" (1884), баллада для голоса с орк. "Воевода Штефан и лес" (1904), кантаты и др.

Литература: Vоi1еanu-Niсоа ra A., G. Dima. Viata. Opera, Buc., 1957; Zamfir С., Atitudinea lui G. Dima fata de muzica populara, "Revista de folclor", 1958, No 1; Weinberg J., Momente si figuri din trecutul muzicii romвnesti, Buc., 1967, p. 150-155; Vanсea Z., Creatia muzicala romвneasca, v. I, Buc., 1968, p. 134-45.

P. Э. Лейтес.

Диминуция

Диминуция (от лат. diminutio - уменьшение).

1) В мензуральной нотации уменьшение нот на определённую часть их длительности. Применялось для согласования выдержанных в разл. мензурах голосов многоголосного муз. произв. Встречались Д. на 1/2, 1/3 1/4 нотных длительностей; обозначались особыми знаками.

2) См. Уменьшение.

3) Общее обозначение украшений, связанных с дроблением осн. тонов мелодии на группы более мелких нот (итал. также fioretti, passaggi, для вок. Д. - также gorgia; испан. глосы, англ. division, нем. также Passagio, Coloratura). Название "Д." стало общеупотребительным лишь с 16 в., до этого украшения подобного типа обычно носили название flores (лат., букв. - цветы). Д. не обозначались композитором, введение их предоставлялось на усмотрение исполнителя. Они широко применялись в итал. музыке, а также в английской (в особенности в виде т. н. divisions на граунд); во франц. музыке использовались реже, т. к., помимо обильных украшений, предусмотренных самим композитором, введение к.-л. дополнительных украшений представлялось затруднительным и художественно неоправданным.

Димитреску К.

Димитреску К. (Dimitrescu) Константин (7(19) III 1847, Блежой, Прахова - 9 V 1928, Бухарест) - рум. виолончелист, композитор, педагог. Основоположник нац. школы виолончельного иск-ва. Учился в консерваториях Бухареста (у А. Флехтенмахера, 1864-67), Вены (у К. Шлезингера, 1867-69) и Парижа (у О. Франшомма, 1869-70). Осн. первый рум. постоянный струн. квартет (1880). Был первым виолончелистом симф. оркестра Филармонич. об-ва (1870-1904), виолончелистом (1870-93) и дирижёром (1893-1900) Национального т-ра в Бухаресте, дирижёром оркестра Министерства нар. образования (1906-16). Много концертировал по стране и за рубежом. Профессор Бухарестской консерватории (класс виолончели, 1873-1916). Среди его учеников - Д. Джорджеску и Д. Динику. Автор комич. оперы "Нини" (1898, Бухарест), оперетт, муз. комедий, ряда симф. и камерных сочинений, в т. ч. 3 концертов для влч. с орк., пьес для влч., хоров. Его 7 струн. квартетов (1883-1923) являются одними из первых камерных произв. рум. музыки.

Литература: Foni F., Un pionier al muzicii de camera romоnesti Constantin Dimitrescu, "Studii si cercetari de istoria artei", Buc., 1961, No 1; Dolinesсu E., Constantin Dimitrescu, "Muzica", 1968, No 8.

P. Э. Лейтес.

Димитриади О. А.

Одиссей Ахиллесович (p. 24 VI (7 VII) 1908, Батуми) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1958). В 1926-30 учился в Тбилисской консерватории по классу профессора С. В. Бархударяна; в 1936 окончил Ленинградскую консерваторию по классу профессора И. А. Мусина; в 1930-33 зав. уч. частью, в 1936-1937 директор Сухумского муз. техникума. В 1937-41 вёл дирижёрский и орк. классы в Тбилисской консерватории; в 1937-65 дирижёр (с 1952 гл. дирижёр) Грузинского театра оперы и балета, в 1947-52 главный дирижёр Гос. симф. оркестра Груз. ССР. С 1965 дирижёр Большого театра СССР. С 1968 также профессор Моск. консерватории по классу оперно-симфонич. дирижирования. Д. - первый интерпретатор мн. произв. сов. композиторов. Под руководством Д. были поставлены оперы: "Абесалом и Этери" и "Евгений Онегин" (1953), "Орлеанская дева" (1957); "Невеста Севера" Торадзе (1958), "Крутнява" Сухоня (1959), "Миндия" Тактакишвили и "Десница великого мастера" Мшвелидзе (1961), "Семён Котко" (1964), "Мазепа" (1966) и др.

Л. И. Горбунова.

Димитров Г. П.

Георги Петров (19 IV 1904, Белоградчик - 12 III 1979, София) - болг. композитор, хор. дирижёр и обществ.-муз. деятель. Нар. арт. НРБ (1967). Чл. БКП с 1944. Герой Социалистич. Труда (1969). Учился у М. и А. Солтысов во Львовской консерватории. Окончил Варшавскую консерваторию по классу композиции у К. Сикорского (1929). До 1938 работал в Польше, затем в Болгарии. Руководил хор. коллективами в Софии. Был художеств. секретарём Софийской нар. оперы (1940-48), рук. Гл. дирекции гос. объединения "Музыка" (1949-56). С 1949 преподавал хор. дирижирование в Болг. консерватории (с 1962 профессор). В 1952-55 гл. ред. журн. "Българска музика". Автор преим. вок. произв. Среди соч. - кантаты "Гимн природе" ("Възпев на природата", 1960), "Тем, кто пробудил народное сознание" ("На нашите будители", 1961), песни "Умер Джерман", "Коза и полынь" и др. Димитровская пр. (1950).

Димитрова Г. М.

Гена Мачева (р. 6 V 1941, Беглеж, Плевенский округ) - болг. певица (сопрано). Нар. арт. НРБ (1979). Чл. БКП с 1965. Окончив Болг. консерваторию у X. Брымбарова (1966), стажировалась в т-ре "Ла Скала" в Милане. С 1967 солистка Софийской нар. оперы. Среди партий - Лиза, Ярославна; Абигайл ("Навуходоносор" Верди), Леонора и Леонора ди Варгас ("Трубадур" и "Сила судьбы"), Аида; Елизавета Валуа ("Дон Карлос"), Амелия ("Бал-маскарад"), Эльвира ("Эрнани"), Тоска. Выступала в крупнейших оперных т-рах мира - "Ла Скала", в Большом т-ре (Москва), в т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес). 1-я пр. на Междунар. конкурсе молодых оперных певцов в Софии (1970), "Гран при" на конкурсе в Тревизо в Италии (1972).

Предыдущая страница Следующая страница