Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "О" (часть 4, "ОРЛ"-"ОЯК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 4, "ОРЛ"-"ОЯК")

Орлов-Соколовский А. А.

Александр Александрович (23 VIII (4 IX) 1855, Москва - 12 (24) IX 1892, там же) - рус. дирижёр, муз.-обществ. деятель и композитор. В 1875 окончил Моск. консерваторию по классу кларнета у К. Ф. Циммермана (ранее занимался у В. К. Гута). Работал дирижёром театр. орк. в Астрахани, затем в антрепризе П. М. Медведева (Казань, Саратов). В 1878-80 капельмейстер оркестра Малого т-ра (Москва), для к-рого написал музыку к спектаклям "Каширская старина" Аверкиева, "Бедность не порок" Островского и др. В 1880-82 рук. оркестра Моск. кружка любителей музыки. С 1884 дирижировал оперными спектаклями в Казанском т-ре. В 1886 открыл в Казани частную муз. школу (здесь обучалась О. И. Ульянова - сестра В. И. Ленина). С 1887 О.-С. был директором Казанского отделения РМО, руководил симф. концертами. В сезоне 1888-89 возглавил оперную антрепризу в Казани. Муз.-обществ. деятельность О.-С. способствовала развитию муз. культуры дореволюц. Казани. Автор оперы "Конёк-Горбунок" (не завершена), фп. пьес.

Литература: Tаубе H. P., Четверть века Казанской оперы. (1874-1901). Антреприза А. А. Орлова-Соколовского (сезон 1888/89 года), в кн.: Из музыкального прошлого, (М.), 1960; Кантор Г. М., Начало профессионального музыкального образования в Казани и его связи с оперным театром и любительским музицированием, в кн.: Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания, сб. 1, Казань, 1970.

И. М. Ямпольский.

Орлов-Шузьм А. Г.

Аристарх Гаврилович (р. 22 III (4 IV) 1914, дер. Ойкасы, ныне Цивильского р-на) - сов. композитор, дирижёр и педагог. Нар. арт. Чуваш. АССР (1961). Засл. арт. РСФСР (1971). Окончил Чуваш. муз. техникум по классам хор. дирижирования (1934) и композиции (1935). Занимался в Ленинградской консерватории по композиции у M. P. Гнесина (1940-41). Худ. рук. реорганизованного им Чуваш. ансамбля песни и пляски (ранее - Чуваш. хор; 1937-40 и 1962-64), Кабардинского ансамбля песни и танца (1951-59). Организатор Чуваш. нар. хора (1959), ансамбля "Чайка" (1965) и хора Комитета по телевидению и радиовещанию Чуваш. АССР (1967). Ведёт педагогич. деятельность. О.-Ш. принадлежат 2 оперы, 2 муз. комедии, кантаты, хоры, романсы и песни, музыка к спектаклям драм. т-ра.

Орманди Ю.

Орманди Ю. (Ormandy) (наст. фам. - Блау, Blau) Юджин (р. 18 XI 1899, Будапешт) - амер. дирижёр. По национальности венгр. Учился игре на скрипке с 5 лет, с 9 лет у Е. Хубая в Академии музыки им. Ф. Листа в Будапеште, где позднее преподавал. Концертировал как скрипач с 7-летнего возраста. В 1917-21 концертмейстер первых скрипок в "Блютнер-оркестре" в Берлине. С 1921 живёт в США. С этого года концертмейстер, с 1924 дирижёр, с 1925 зам. музик-директора "Капитолтиэтр" в Нью-Йорке. В 1931 выступил с Филадельфийским симф. оркестром (заменил А. Тосканини). В 1931-36 гл. дирижёр симф. оркестра в Миннеаполисе. С 1936 2-й дирижёр, с 1938 гл. дирижёр Филадельфийского симф. оркестра, с к-рым много гастролирует в США, а также в Австралии (1944), странах Юж. Америки (1946) и Европы (1950-58; почти ежегодно); в СССР выступал в 1958. Как рук. этого оркестра О. продолжает традиции своего предшественника Л. Стоковского; проявил выдающиеся качества организатора, художеств. рук. и педагога. О. - дирижёр романтич. стиля. Отличается строгим вкусом, точностью воспроизведения авторского замысла, широтой репертуара, совершенством техники, проф. выдержкой, проявляемыми при исключительно интенсивном концертировании. С наибольшим успехом исполняет произв. Л. Бетховена, Р. Шумана, Р. Штрауса. Выступает только с симф. оркестрами (единств. работа О. в т-ре - "Летучая мышь" И. Штрауса, пост. в "Метрополитен-опера", 1950-51). Был первым исполнителем 3-й симфонии и Симф. танцев С. В. Рахманинова.

Литература: Гинзбург Л., Филадельфийский оркестр, "СМ", 1958, No 7; Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969; Gelatt R., Music-makers, N. Y., 1953, p. 50-56; Stoddard H., Symphony conductors of the USA, N. Y., 1957.

Г. Я. Юдин.

Орнаментика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Орозов Ш.

Шейше (1912, с. Тохтон, ныне Иссык-Кульской обл. - 22 X 1959, Фрунзе) - сов. дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1939). Чл. КПСС с 1939. Один из первых кирг. оперных и симф. дирижёров. В 1929 окончил драм. студию во Фрунзе. В 1931-32 учился в муз. техникуме Моск. обл., в 1945-48 - в нац. студии при Моск. консерватории (дирижёрский класс), в 1937-39 брал уроки у В. В. Целиковского. В 1929-31 актёр, в 1933-36 зам. директора Кирг. драм. т-ра. В 1936-38 пом. рук. оркестра нар. инструментов, директор Кирг. филармонии. В 1938, 1940-45 и 1948-59 дирижёр симф. оркестра Кирг. филармонии. С 1952 преподавал во Фрунзенском муз. уч-ще и детской муз. школе.

Литература: Лившиц A., Музыканты Советской Киргизии, "СМ", 1939, No 6, с. 50-52.

Оррего Салас Х.

Оррего Салас Х. (Orrego Salas) Хуан (р. 18 I 1919, Сантьяго) - чилийский композитор. Учился в Нац. консерватории у Д. Санта-Крус Вильсона, позже - в США у Р. Томпсона и А. Копленда (композиция). С 1942 преподавал (история музыки) в Нац. консерватории Чили. Был секретарём Ин-та муз. исследований, редактором журн. "Revista musical chilena". С 1961 директор Лат.-амер. муз. центра Индианского ун-та (США).

Сочинения: оперы - Пророчества Кассандры (La sibila Casandrа), опера-оратория Алтарь бедного короля (El ratablo del rey pobre, 1952); балеты - Молодость (Juventud, на музыку Г. P. Генделя, 1948), На пороге сна (Umbral del sueсo, 1951), Уличный гимнаст (El saltimbangui, 1952); для орк. - 3 симфонии (1949, 1954, 1961), сюита Сцены из придворной и пастушеской жизни (Escenas de cortes y pastores, 1946), Праздничная увертюра (Obertura festiva, 1947), Концертная серенада (Serenata concertante, 1954); концерты с орк. - для фп., тройной (для скр., влч. и фп.); концерт для орк. и дух. инструментов (1964); камерно-инстр. Ансамбли - фп. трио (1964), струн. квартет (1958) и др.; пьесы для фп.; вок. циклы, в т.ч. на тексты Р. Альберти, Г. Мистраль и др.

Литературные сочинения: A. Copland, Santiago de Chile, (1947); H. Villa Lobos. Man, work, style, "Inter-American Music Bulletin", 1966, No 52.

Ортега С.

Ортега С. (Ortega) Серхио (р. 2 II 1938, Антофагаста) - чилийский композитор и обществ. деятель. Учился в Нац. консерватории в Сантьяго у Г. Бесерры и Р. Фалабельи, в 1968-73 преподавал там же. Один из основоположников и ведущих деятелей движения "Новая чилийская песня". После воен. переворота 1973 эмигрировал во Францию. Возглавляет экспериментальный ансамбль политич. песни "Мастерская им. Л. Э. Рекабаррена". Постоянный консультант фестиваля "Красные песни" в Берлине (ГДР). Автор симф. и камерных инстр. произв., среди к-рых - квинтет для флейты и струн. квартета, секстет для духовых (оба 1966), более 400 песен (на сл. Г. Мистраль, П. Неруды и др. поэтов Чили и Лат. Америки), в т.ч. гимн Нар. единства "Мы победим", "Объединённый народ", "Президент Альенде", "Гимн коммунистической молодёжи Чили", "Марта Угарте", "Чили: сопротивление". Неоднократно посещал СССР (в 1977 - чл. жюри фестиваля "Красная гвоздика" в Сочи).

Ортис Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ортис Ф.

Фернандес (Ortiz Fernбndez) Фернандо (16 VI 1881, Гавана - 10 VI 1969, там же) - кубинский фольклорист и этнограф. По национальности испанец. Учился в ун-тах Мадрида, Барселоны и Гаваны. В 1-е десятилетие 20 в. находился на диплома-тич. службе. В 1906 начал лит. деятельность. В 1909-1916 профессор (этнограф) Гаванского ун-та. Принимал активное участие в общественно-политич. жизни страны (в течение 10 лет был депутатом Нац. конгресса). Основатель Об-ва кубинского фольклора (1923), Об-ва афро-кубинских исследователей (1937), журн. "Archivos del folklore cubano" (в 1924, в 1930 запрещён) и "Estudios afrocubanos" (в 1937-46 редактор) и др. В последние годы жизни член Нац. комитета АН Кубы. О. - один из крупнейших лат.-амер. специалистов в области муз. фольклористики. На конкретном материале он показывает, что афро-кубинская музыка занимает ведущее место в нар. муз. культуре страны и представляет собой сложное образование, сформировавшееся из разл. муз. источников, и прежде всего - испанского и африканского. Труды О. носят энциклопедич. характер, отличаются оригинальностью теоретич. концепции.

Сочинения: La africanнa de la mъsica folklуrica de Cuba, La Habana, 1950, 1965; Los bailes y el teatro de los negros en el folklore de Cuba, La Habana, 1951; Los instrumentes de la mъsica afro-cubana, v. 1-5, La Habana, 1952-55.

M. С. Колесов.

Орф К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Орфеев С. Д.

Серафим Дмитриевич (2(15) V 1904, с . Крутченская Байгора, ныне Усманского р-на Липецкой обл. - 2 VII 1974, Одесса) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1951. В 1924-28 учился в Воронежском муз. техникуме (класс контрабаса). В 1932 окончил Одесский муз.-драм. ин-т по классу композиции у П. Ю.Молчанова. В 1934-41 ассистент кафедры композиции, с 1949 доцент, в 1951-62 ректор Одесской консерватории. Автор орк. сюиты, 4 струн. квартетов (1932-46; 4-й - "Освобождённая Молдавия"), квартета для деревянных дух. инструментов, сонат для скрипки (1947) и для альта (1948) с фп., сб-ков фп. пьес, театр. музыки, хоров, романсов, песен и др. Значит. интерес представляют его обработки молд. и белорус. песен. О. принадлежат также музыковедч. работы, в т.ч. "Музыкальные связи Украины с Россией" (1954), "История Одесской консерватории" (1957; обе - в рукописи).

Сочинения: Одновисотнi тризвуки i тональностi, Кипв, 1969 (рус. пер. - Одновысотные трезвучия и тональности, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970); Одноименнiсть тональностей як основа хроматичного ладу, в кн.: Проблеми укpaпнськоп радянськоп музики, в. 2, Кипв, 1969.

И. М. Ямпольский.

Орфёнов А. И.

Анатолий Иванович (р. 17(30) X 1908, дер. Сушки, ныне Рязанской обл.) - сов. певец (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1941). В 1934 окончил Моск. муз. политехникум им. Станиславского по классу пения у А. Погорельского. С 1933 артист хора, в 1934-42 солист Оперного т-ра им. Станиславского, в 1942-55 солист Большого т-ра. Обладает приятным мягкого тембра голосом; исполнение О. отличается простотой и искренностью. Партии: Ленский, Берендей, Юродивый; Герцог, Альфред, Фауст; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Вашек ("Проданная невеста"; Гос. пр. СССР, 1949).

В 1954-59 худ. рук. вок. группы Всесоюзного радио, в 1963-69 зав. оперной труппой Большого т-ра. С 1950 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (с 1958 доцент), с 1971 - в Каирской (АРЕ), с 1974 - в Братиславской консерваториях. Гастролировал за рубежом (Иран, Югославия, Болгария, Румыния, Польша, ГДР, КНР).

Сочинения: Первые шаги, "СМ", 1963, No 1; Творческий путь Л. Собинова, М., 1965; Юность, надежды, свершения, (М., 1973), и др.

В. И. Зарубин.

"Орфеон"

"Орфеон" (Orphуon) - название франц. мужских хоровых любительских об-в. История "О." восходит к начальному курсу основ музыки и пения, введённому в 1818 в одной из парижских нар. школ муз. педагогом Г. Л. Вилемом (Бокийоном) - пропагандистом т.н. многостороннего метода обучения (enseignement mutuel). Когда этот метод, получивший распространение во мн. школах, был в 1829 официально признан, Вилем начал объединять учащихся из разл. школ в хор. кружки. На основе этих кружков в 1833 возникла Нар. певч. школа (культивировавшая хор. пение a cappella), к-рой Вилем и дал назв. "О.". Муз.-педагогич. идеи "О." способствовали широкому распространению во Франции любительских хор. об-в, носивших назв. "О." (подобно нем. Лидертафель). "О." поддерживались муниципалитетами, разл. об-вами, а также промышленными предприятиями, мн. работники к-рых являлись их членами. В Париже "О." ведал не только хор. коллективами, но и всей муз. работой, проводившейся в школах. Его первыми муз. руководителями были Вилем, Ж. Юбер, Ш. Гуно (в 1852-60), Ф. Э. Ж. Базен и Ж. Падлу. Публичные концерты "О." в Париже устраивались с 1834. Соревнования об-в "О." проводились в разл. городах Франции с 1849. В англо-франц. хор. фестивале, проходившем в Лондоне в 1860, приняло участие 137 об-в, в составе к-рых было 3000 певцов (orphйonistes), в др. слётах "О." объединялось до 8000 участников. Репертуар "О." включал наряду с непритязат. соч. и оперными хорами произв., написанные спец. для "О." А. Аданом, Ш. Гуно, Г. Берлиозом, Дж. Мейербером и др. В выступлениях "О." принимали участие и духовые оркестры. Во Франции в 1926 существовало ок. 1200 "О.".

Литература: Marйchal H., Parиs G., Monographie universelle de l'Orphйon, P., (1910).

Орфеон

Орфеон (франц. orpheon) - клавишная колёсная лира с 4 жильными струнами. Была распространена во 2-й пол. 18 в. в Зап. Европе.

Орферион

Орферион - орфарион (англ. orpharion), - струнный щипковый муз. инструмент. Род цистры. Дл. ок. 1200 мм, ширина ок. 450 мм. О. имел 8 двойных струн, которые настраивались следующим образом: CFGcfad1g1 или на тон выше. Был распространён в 17 в., особенно в Великобритании, Италии и Франции.

Орхестика

Орхестика (греч. orxestika) - искусство танца; орхесография - учение об иск-ве танца, зафиксированное графич. средствами. См. Хореография.

Осетинская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Осипов Н. П.

Николай Петрович (15 (28) I 1901, Петербург - 9 V 1945, Москва) - исполнитель на балалайке, дирижёр, педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе исполнителей на нар. инструментах (1939). С 5 лет обучался игре на балалайке у А. М. Дыхова. Впервые как солист на балалайке О. выступил в 8 лет, затем неоднократно участвовал в концертах Великорусского оркестра В. В. Андреева. В 1911-13 учился в Петерб. консерватории игре на скрипке у Э. Э. Крюгера. С 1922 жил в Москве. В 1928-39 солист Моск. филармонии. С 1940 и до конца жизни был худ. рук. и дирижёром Гос. рус. нар. оркестра (с 1946 его имени). О. обогатил звучание оркестра новыми красками, введя в его состав старинные нар. инструменты (владимирские рожки, свирели, кувиклы), а также баяны и орк. гармоники. Положил начало новым формам исполнения на отд. нар. инструментах (с сопровождением оркестра, унисоны, дуэты).

Исполнение О. отличалось высоким артистизмом, совершенной техникой и филигранным мастерством. О. обогатил выразит. и технич. возможности балалайки. Расширил конц. репертуар для балалайки, осуществил переложение для балалайки мн. классич. произв. и нар. песен. По инициативе О. сов. композиторы создали специально для балалайки конц. произв., среди них: Русский концерт (для балалайки с оркестром нар. инструментов) Г. П. Фельдмана, концерт (для балалайки с симф. оркестром) С. Н. Василенко, его же сюита для балалайки и фп., конц. фантазия для балалайки с симф. оркестром "На посиделках" М. М. Ипполитова-Иванова. В 1930-40 преподавал в Моск. муз. уч-ще им. Октябрьской Революции. Среди его учеников - Б. А. Романов, Л. В. Владимиров, Л. Д. Дворяк, А. Н. Лачинов. Брат О. - Дмитрий Петрович О. (1910-1953) - пианист и дирижёр, с 1945 был рук. Гос. рус. нар. оркестра.

Литература: Ипполитов-Иванов M. М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934, с. 151; Бекназаров Н., Лачинов A., Краткая биография Н. П. Осипова, в изд.: Осипов Н. П., Обработки и переложения для балалайки с фортепиано, вып. 1, М., 1959; Государственный русский народный оркестр им. Н. П. Осипова, М., 1969.

А. А. Новосельский.

Осло

Статья большая, находится на отдельной странице.

Османов Т. С. В.

Тургут Сеид Вакасович (р. 3 IX 1927, Алма-Ата) - сов. дирижёр. Нар. арт. Казах. ССР (1978). В 1957 окончил Моск. консерваторию, с того же года дирижёр Казах. т-ра оперы и балета. Дирижировал операми "Пиковая дама", "Князь Игорь", "Бал-маскарад", "Аида", "Дон Карлос", "Кармен", "Фауст"; "Абай" Жубанова и Хамиди, "Биржан и Сара" Тулебаева, "Камарсулу" Рахмадиева, "Кыз-Жибек", "Жалбыр" и "Ёр-Таргын" Брусиловского, балетами "Лебединое озеро", "Жизель", "Ромео и Джульетта", "Спартак"; "Хиросима" Жубановой, "Аксак-кулан" Серкебаева, "Алия" Сагатова. С 1957 преподаватель Алма-Атинской консерватории (с 1980 доцент).

Осмогласие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Основной тон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Осокин М. А.

Михаил Алексеевич (р. 4(17) IX 1903, Крапивна, ныне Тульской обл.) - сов. композитор. Начальное муз. образование получил в Орле, в 1925-28 учился в Муз. техникуме им. Скрябина в Москве у А. В. Александрова, С. Н. Василенко, Г. Л. Катуара (композиция). В 1941 окончил Центр. заочный муз.-пед. ин-т. Брал частные уроки у Ан. Н. Александрова (композиция), Л. П. Штейнберга (дирижирование). В 1921-25 альтист симф. оркестра в Орле. В 1941-48 дирижёр оркестра Ашхабадской киностудии. Мн. годы преподавал в муз. уч-щах в разл. городах СССР, в 1949-60 - в Моск. муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (инструментовка, дирижирование). В 1963-65 зав. кафедрой теории и истории музыки Моск. ин-та культуры. Сотрудничал в периодич. изданиях, в т.ч. в журн. "Soviet Land", где публиковал транскрипции на инд. нотное письмо произв. сов. авторов, а также статьи. Участвовал в работе по изучению действия звука на биологич. системы (в Моск. ун-те и Ин-те биофизики АН СССР). Выступает как пианист с исп. своих соч. Во мн. муз. произв. О. претворяются элементы нар. и совр. музыки Туркмении, Индии, Лаоса. Камерные соч. О. разнообразны по составу и композиторским приёмам.

Сочинения: балеты - Наль и Дамаянти (1959, исп. в ГИТИСе), Шарф Назиры (не оконч.); мьюзиклы - Король Матиуш Первый (1965, Центр. детский т-р), Сказки Пушкина (1966, там же), Песнь о Роланде (1972); кантата - Сказ о Дзержинском (1977); для орк. - 4 симфония (1932; 2-я - Туркменская, 1945; 1947; 4-я -Симбирская, 1971), поэмы, в т.ч. Поэма успокоения (Шантидаяк пракаран; на инд. темы, 1956), сюиты Туркменские эскизы (1953), Абхазская (1966), симф. картина Караван (1945); для дух. орк. - Раймонда-сюита (1971), Парафраза на старинный рус. романс (1971), танцы стран Лат. Америки (1964) и др.; камерно-инстр. ансамбли - соната для влч. и контрабаса, 5 струн. квартетов (в т.ч. 3-й - Туркменский, 1946; 5-й - для скр., альта, влч. и гитары, 1975); сюиты Летняя пастораль и Софийские эскизы (для флейты, альта, арфы и фп., 1971 и 1973), С дальней дороги (для квартета деревянных духовых, 1963), Серенада (для саксофона, контрабаса и ударных, 1975); для фп. - пьесы, в том числе соч. для детей; сонаты для влч. соло, для арфы соло, 24 прелюдии для арфы; пьесы для влч. и фп., для фагота и фп.; для голоса и фп. - романсы на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. П. Огарёва, С. П. Щипачёва, Р. Тагора, Ф. А. Фаиза и др.; песни, музыка для драм. т-ра и кино.

Оссовский А. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Остерц С.

Остерц С. (Osterc) Славко (17 VI 1895, Вержей, Лютомер - 23 V 1941, Любляна) - словен. композитор. Учился у А. Хабы и К. Йирака в Пражской консерватории (1925-27). Преподавал (с 1927) в консерватории (с 1939 - Муз. академия) в Любляне. Пропагандировал новейшие зап.-европ. муз. направления и приёмы письма, обращался к 1/4-тоновой системе (прелюдия и фуга для 1/4-тонового фп., 1929; "4 песни Гейне" для голоса и струн. квартета, 1931). Позднее сочетал новую технику письма с нац. фольклорной основой.

Сочинения: оперы (все пост. в Любляне) - Крещение при Савице (Krst pri Savici, 1921; 1961, Радио), Медея (1932), Данден в чистилище (Dandin v vicah, 1932) и др.; балеты (пост. в Любляне) - Маска красной смерти (Maska rdece smrti, 1932), Иллюзии (Illusions, 1941, 1962); кантаты, в т.ч. Цветущая акация (Cvetoci bezeg, для альта, женского или детского хора и 9 инструментов, в 1/4 тоновой системе, 1936); для орк. - симфония (1922), симф. поэмы Водяной (Povodni moz, 1924), Мать (Mati, 1940), сюита (1929), Классич. увертюра (1932), концерт (1932), пьесы; концерт для фп. и духовых инструментов (1933); камерно-инстр. ансамбли - дух. и струн. трио концерт для 3 духовых и альта (1929), концерт для фп. квартета (1929), дух. квинтет (1932); хоры, в т.ч. культовые; пьесы для фп.; соч. для органа; песни с фп.

Остин У.

Остин У. (Austin) Уильям Вивер (р. 18 I 1920, Лотон, Оклахома) - амер. музыковед. Окончил в 1951 Гарвардский ун-т. С 1947 преподаёт на муз. ф-те Корнеллского ун-та в Итаке. Автор книг и статей, посв. гл. обр. проблемам совр. музыки. Капитальный труд О. "Музыка в 20 веке от Дебюсси через Стравинского" ("Music in the 20-th century. From Debussy through Stravinsky", 1966) даёт широкую картину развития и взаимосвязей зап.-европ. и амер. муз. культур 10-х - нач. 60-х гг. 20 в. О. - один из ведущих деятелей Амер. музыковедч. об-ва. В 1971 посетил СССР. Автор книги о популярных песнях С. Фостера.

Литературные сочинения: Susanna, Jeanie and The old folks at home; the songs of Stephen С. Foster from his time to ours, N. Y. - L., 1975.

Дж. К. Михайлов.

Остинато

Остинато (итал. ostinato, от лат. obstinatus - упорный, упрямый) - многократное повторение в муз. произв. какого-либо мелодич. или только ритмич., порой и гармонич. оборота. Сочетается со свободным развитием в остальных голосах, выполняет важную формообразующую роль. Хотя термин "О." вошёл в муз. практику лишь в нач. 18 в., образцы применения О. встречались значительно раньше - начиная с 13 в. (О. в теноре, напр. в известном англ. "Летнем каноне"), особенно в полифонич. вок. музыке 15-16 вв. (напр., разл. рода повторения cantus firmus в мотетах и мессах композиторов нидерл. школы). С 16 в. особое значение приобрело применение О. в басу (см. Basso ostinato). В 19-20 вв. роль О. в зап.-европ. музыке ещё более возрастает, что определяется осознанием выразит. возможностей этого приёма (передача особо устойчивых, "прочных" состояний: нагнетание напряжения) и в известной мере связано с влиянием внеевроп. (особенно афр.) муз. культур.

Острецов А. А.

Александр Андреевич (1903, Переяславль - 19 XI 1964, Рубцовск) - сов. музыковед. В кон. 1920-х гг. окончил аспирантуру при Российской ассоциации н.-и. ин-тов обществ. наук (РАНИОН). Выступал в качестве музыкального критика в московской периодической печати, гл. обр. о творчестве сов. композиторов.

Сочинения: Петр Ильич Чайковский. (Социальная и музыкальная характеристика), М., 1929; Искусство малого героического жанра и его представитель - Г. Лобачев, "Музыка и революция", 1929, No 1; Творческий облик Д. Васильева-Буглая, там же, 1929, No 2; "Катерина Измайлова" в театре им. В. И. Немировича-Данченко, "СМ", 1934, No 5; Критические заметки. (Проблемы музыкальной драматургии в тонфильме), там же, 1934, No 6; Музыка оперы "Тихий Дон" И. Дзержинского, в кн.: Тихий Дон (к пост. в ГАБТе), М., 1936; Пятая симфония Шостаковича, "Советское искусство", 1938, No 13; "Шах Сенем", "СМ", 1938, No 2; "Мастер из Кламси". Опера Д. Кабалевского в Ленинградском театре оперы и балета, там же, 1938, No 3; 4-я ("Ижорская") симфония В. Щербачёва, там же. 1938, No 5; О мастерстве, там же, 1939, No 8; Кантата "Александр Невский" С. Прокофьева, там же, 1939, No 11; Новые симфонии, там же, 1939 No 12, и др.

И. М. Ямпольский.

Островский А. И.

Аркадий (Авраам) Ильич (12(25) II 1914, Сызрань - 18 IX 1967, Сочи) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965). Учился в Ленингр. центр. муз. техникуме (у И. М. Белоземцева по теории музыки и композиции, у И. А. Браудо по фп.). Был пианистом - иллюстратором, пианистом - солистом и аккомпаниатором. В 1940-47 пианист, аккордеонист и аранжировщик в джазе под рук. Л. О. Утёсова. Написал ряд инстр. фантазий, миниатюр, инструментовал мн. советские песни. Первая песня, определившая композиторское призвание О., - "Комсомольцы - беспокойные сердца" (1948, слова Л. И. Ошанина) была написана к 30-летию комсомола. В 1950-е гг. складывается творч. индивидуальность О. как композитора-песенника. О. создал серию песен, приуроченных к всемирным фестивалям демократич. молодёжи и студентов ("Зори московские", 1957, сл. М. С. Лисянского, 2-я пр., Москва). Писал музыку для детей ("Весёлые песенки", 1958, сл. З. Петровой; "Спят усталые игрушки", 1966, слова её же). Пора творческого расцвета композитора - 60-е гг. Гражданско-патриотич. тема становится главной в его творчестве. Среди лучших песен О. - "Пусть всегда будет солнце" (1962, сл. Ошанина, 1-я пр. Междунар. фестиваля песни в Сопоте), ставшая муз. эмблемой мира; песня-манифест "Голос земли", "Красная гвоздика" (обе - 1965, сл. Ошанина). Проникнута страстной гражданственностью песня "Время" (1967, сл. Ошанина, 3-я пр. на Междунар. фестивале в Сопоте), основная идея к-рой - ответственность перед потомками. О. создал ряд лирич. песен: "Как провожают пароходы" (1965, сл. К. Я. Ваншенкина), "Песня любви" (1965, сл. Ошанина). Бытовая тематика нашла отражение в цикле песен "А у нас во дворе" (1962, сл. Ошанина). Творч. восприимчивость композитора помогала ему верно подмечать актуальные проблемы совр. жизни. Для муз. языка его песен характерен синтез самых разных интонац. сфер: рус. песенность - от бытового романса, оборотов революц. гимнов до частушечных наигрышей; речитативность франц. шансон и эмоциональная открытость неаполитанских песен. Широко использованы им танц. ритмы - от польки, вальса, танго до твиста и биг-бита. Творчество О. внесло заметный вклад в жанр сов. песни. Светлый жизнеутверждающий характер музыки О. роднит её с музыкой И. О. Дунаевского.

Литература: Нестьева М., Аркадий Островский, М., 1970; Соболева Г., Жизнь в песне. Аркадий Островский, М., 1971.

М. И. Нестьева.

Островский Ф.

Островский Ф. (Ostrowski) Феликс (3 I 1802, Красник, Люблинское воеводство - 14 XI 1860, Варшава) - польский композитор, пианист и педагог. С 8 лет выступал в концертах с исп. собств. произведений. В 1824 окончил Варшавскую консерваторию по классам фп. (у В. В. Вюрфеля) и органа. Успешно концертировал в различных городах России, в т.ч. Петербурге. Игра О. отличалась блеском "бисерной" техники (современники называли его "бриллиантовый Феликс"). Преподавал игру на фп. в варшавском Александровском институте воспитания девиц, давал частные уроки. Плодотворно работал как композитор. При жизни О. были популярны его полонезы, мазурки, рондо и др. пьесы для фп. В полонезах заметна преемственная связь с М. К. Огиньским, искания к-рого получили своеобразное преломление в творчестве О. Мн. произв. О., в т.ч. "Большая соната", были утеряны; нек-рые из них позднее найдены и изданы в СССР ("Два полонеза, адажио и рондо для фортепьяно", М., 1958).

Литература: Бэлза И., Забытый польский композитор, в сб.: Сообщения Института истории искусств АН СССР, вып. 9, Музыка, М. - Л., 1956; его же, История польской музыкальной культуры, т. 2, М., 1957; Соловцов A., Фридерик Шопен. Жизнь и творчество, М., 1956, 1960; Островский Б. Г., Наследие моего деда, в сб.: Хочу все знать! (No) 3, Л., 1960.

Б. Г. Островский.

Острчил О.

Острчил О. (Ostrcil) Отакар (25 II 1879, Смихов, ныне Прага - 20 VIII 1935, Прага) - чеш. композитор и дирижёр. Учился в Пражской консерватории у З. Фибиха (композиция) и А. Микеша (фп.). Работал в Праге дирижёром любительского Оркестрового т-ва (1908-22), Т-ра на Виноградах (1914-18), где рук. оперными спектаклями. В 1920-35 был гл. дирижёром Нац. т-ра. Завоевал известность как выдающийся интерпретатор чеш. классич. оперной музыки, создавший высокохудожеств. традиции её исполнения. Композиторский стиль О. сложился под влиянием творчества Б. Сметаны и З. Фибиха, а также Г. Малера, воздействие к-рого ощутимо в опере "Кончина Власты", в симфонии и струн. квартете. Формы его произв. свободны, нетрадиционны, жанры разнообразны. Для творчества О. характерны прочная связь с нац. традициями, экспрессивность муз. языка и психологичность образов (камерная муз. комедия "Бутон" - новый для чеш. музыки жанр; экспромт для оркестра, 1911; Сюита для оркестра, 1912). Проявлял интерес к разл. нац. муз. культурам - индийской ("Очи Куналы"), ирландской (опера "Эринская легенда", 1921, Обл. т-р, Брно) и др. Мужественное и в то же время утончённое иск-во О. оказало влияние на мн. чеш. композиторов.

Сочинения: оперы - Ян Згоржелецкий (1898), Кончина Власты (Vlasty skon, 1904, Нац. т-р, Прага), Очи Куналы (Кunбlovi oci, 1908, там же), Бутон (Poupe, 1911, там же), Королевство Гонзы (Honzovo krбlovstvн, по сказке Л. Н. Толстого "Ива-нушкино царство", 1934, Обл. т-р, Брно); кантата (1913); для орк. - симфония (1905), Сказочная сюита (Pohбdkovб sulta, 1898), Сельский праздник (Selskб slavnost, 1898), симф. поэма Сказка о Шемике (Pohбdka о Semнku, 1899), симфониетта (1921), симф. картина Лето (Lйto, 1926), вариации Крестный путь (Krнzovб cesta, 1928), произв. для чтеца с орк.; струн. квартет (1899), песни.

Литература: Payer О., О. Ostrcil, Praha, 1912; Vб1еk J., Vznik a vэznam Ostrzicilovy opery "Honzovo krбlovstvн", Praha, 1934, 1952; Nejed1э Z., O. Ostrcil, Praha, 1935 (рус. пер. в кн.: Неедлы З., Статьи об искусстве, М. - Л., I960); Pamбtce О. Ostrcila, Praha, 1935; Ваrtоs J., О. Ostrcil, Praha, 1936; Macek J., О. Ostrcil, Praha, 1956; Prazбk P. Osobnosti ceskoj hudby, v. 1-2, Brat., 1961-62; Svоboda J., Trojan J., Vэvoj crskй a slovenske hudby, dil 2, Praha, 1966. s. 455-87; Cervinkova В., О. Ostrcil. Zбklady bibliografie, (Praha), 1971.

А. Г. Юсфин.

Отеску Й. Н.

Отеску Й. Н. (Otescu) Йон Нонна (3 XII 1888, Бухарест - 25 III 1940, там же) - рум. композитор, дирижёр, муз. деятель. В 1903-07 учился в Бухарестской консерватории у Д. Кириака-Джорджеску (теоретич. предметы) и А. Кастальди (композиция); совершенствовался по композиции у В. д'Энди (1908-11) в "Схола канторум" в Париже и у Ш. M. Видора в Парижской консерватории. Видный педагог, О. в 1913-40 был профессором Бухарестской консерватории (в 1918- 1931 директор, в 1931-40 ректор). В 1921-39 гл. дирижёр Рум. т-ра оперы и балета (в 1937-39 директор). Один из основателей Об-ва рум. композиторов (1920, ныне CK CPP). Писал гл. обр. муз.-сценич. и орк. сочинения.

Сочинения: комич. опера - Чтение по Матфею (De la Matei cetire, либр. Й. Н. Отеску, 1938, завершена А. Строе; Рум. опера в Клуже, 1966); балеты - Иляна Косинзяна (1918), Чудесный рубин (Rubinul miraculos, 1919); для орк. - поэма Нарцис (1911; пр. им. Дж. Энеску, 1913), эскиз на рум. мотивы Из старины (Din batrоni, 1912), скерцо (1923); для скр. с орк. - Волшебство Армиды (Vrajile Armidei, 1915); произв. для голоса и фп.

Литература: Вreazu1 G., Jon Nonna Otescu, в его кн.: Pagini din istoria muzicii romвnesti, Buc., 1966; Vancea Z., Creatia muzicala romвneascв. Sec. XIX-XX, v. 1, Buc., 1968, p. 306-310.

P. Э. Лейтес.

Отклонение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Отс Г. К.

Георг Карлович (21 III 1920, Петроград - 5 IX 1975, Таллин) - сов. певец (лирич. баритон). Нар. арт. СССР (1960). Чл. КПСС с 1946. Депутат Верх. Совета СССР 9-го созыва. Сын оперного певца нар. арт. Эст. ССР Каарела Хансовича О. (18 IX 1882 - 4 II 1961). В 1951 окончил Таллинскую консерваторию по классу пения у Т. Куузика. С 1944 артист хора, с 1945 солист т-ра оперы и балета "Эстония". Яркие вок. данные, стремление к самобытному исполнению, безупречный вкус, высокое актёрское мастерство, обаяние отличали многогранное дарование артиста. Репертуар О. необычайно широк, ему были одинаково близки опера, оперетта, камерная и эстр. музыка. Среди осн. оперных партий - Евгений Онегин (Гос. пр. СССР, 1950), Демон, Дон Жуан, Папагено, Эскамильо; Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Яго; Ренато ("Бал-маскарад"), Порги ("Порги и Бесс" Гершвина), Джанни Скикки ("Джанни Скикки" Пуччини), Меэлис ("Лембиту" В. Каппа), Олег Кошевой, Михайло Гурман ("Молодая гвардия", "Украденное счастье" Мейтуса), Кола ("Кола Брюньон" Кабалевского); среди опереточных ролей - Румму Юри ("Румму Юри" Арро и Нормета), Данило ("Весёлая вдова" Легара), мистер Икс ("Принцесса цирка" Кальмана), Андрей Балашов ("Беспокойное счастье" Милютина), Дон Кихот и Сервантес ("Человек из Ламанчи" Ли), Пьер ("Песня пустыни" Ромберга). Выступал как камерный и эстр. певец; был пропагандистом песен сов. композиторов. Гос. пр. СССР (1968, за конц. программы). Снимался в кино, в т.ч. в фильмах "Свет в Коорди" (Гос. пр. СССР, 1952), "Мистер Икс", "Бальтазар Руссов", "Кола Брюньон". Гастролировал в городах СССР и за рубежом (Финляндия, Швеция, ГДР, Чехословакия, Египет, Венгрия, Румыния и др.).

Литература: Оякяэр В., Георг Отс, "СМ", 1957, No 3; Курбатова Е., Георг Отс, "Театральная жизнь", 1961, No 23; Стрельников Б., Георг Отс, Л. - М., 1962; Говорит Георг Отс, "СМ", 1965, No 6; "МЖ", 1970, No 3, с. 24; Tхnsоn H.. Georg Ots, Tallinn, 1975, 1976.

Оттенки музыкальные

Оттенки музыкальные - см. Нюанс.

Оттерло В.

Оттерло В. (Otterloo) Виллем ван (р. 27 XII 1907, Винтерсвейк) - нидерл. дирижёр и композитор. Учился у С. Дресдена (композиция) и М. Оробио де Кастро (виолончель) в Амстердамской консерватории (с 1928). С 1933 играл на виолончели в Утрехтском гор. оркестре, к-рым с 1934 дирижировал (2-й дирижёр; в 1937-1949 рук., совм. с К. Шурихтом). С 1949 гл. рук. хор. об-ва и гл. дирижёр оркестра "Резиденси" в Гааге; под рук. О. этот оркестр стал одним из лучших орк. коллективов мира. Гастролировал в странах Европы, Юж. Америки. В репертуаре гл. обр. соч. А. Брукнера, К. Дебюсси, М. Равеля; дирижирует также собств. соч. Автор соч. для оркестра - симфонии (1935), 3 сюит (1932), Интродукции и Allegro (1941); сюиты (1938) и 4 пьес (1942) для струн. оркестра, симфониетты для 16 духовых (1943), Дивертисмента для камерного оркестра, фп., челесты и ударных (1946), струн. квартета и трио, Интрады для медных духовых и ударных (1958), песен для голоса с оркестром, хор. соч., пьес для фп. и для органа.

Литература: Rаар W., Willem van Otterlo, "Mens en Melodie", 1949, Jahrg. 4, p. 100-06.

В. В. Ошис.

Отыгрыш

Отыгрыш - термин, по смыслу близкий к понятию ритурнель. В отличие от термина "ритурнель" обычно относится лишь к заключит. инстр. построению, завершающему песню или романс, и используется чаще всего применительно к жанрам эстр. музыки. Если О. завершает вок. часть в куплетной форме, то благодаря повторным проведениям он начинает выполнять функции рефрена, чётко отделяющего один куплет от другого.

В. П. Бобровский.

Офиклеид

Офиклеид (франц. ophicleпde, от греч. opis - змея и kleis, род. п. kleidos - ключ, затвор; нем. Ophikleid) - духовой мундштучный металлический музыкальный инструмент с клапанами, принадлежащий к семейству бюгельгорнов. Запатентован в 1817 парижским мастером Алари (Ж. И. Асте). Первоначально изготавливался из дерева. О. имеет конич. ствол, изогнутый в виде лат. буквы U, в отогнутый узкий конец к-рого вставляется чашеобразный мундштук. Клапаны (8-12) позволяют извлекать полный хроматич. звукоряд. Известны О.: альтовый в строе F (объём Е-с2) или Es (D-b1), баритоновый в строе С (H1-с2) или В (А1-b1), басовый - F (E1-с1) или Es (D1-b). Во Франции применяется ещё альтовый О. в строе As, являющийся собственно дискантовой разновидностью инструмента. Баритоновый О. до последней четв. 19 в. включался в состав дух. оркестра, а басовый (до 30-40-х гг. 19 в.) - симфонического, в качестве нижнего голоса медной дух. группы (впервые в 1819 в опере Г. Спонтини "Олимпия"). О. нотируется в басовом ключе. Имеет грубый, ревущий тембр, неустойчивую интонацию. Со 2-й пол. 19 в. вытесняется тубой. Сохранился во Франции (в церк. музыке), Италии и Юж. Америке.

Литература: Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1930, то же, 1966; Рогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 259-67.

С. Я. Левин.

Оффенбах Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Офферторий

Офферторий (позднелат. offertorium, от лат. offero) - подношу; точнее - Antiphone et Offertorium) - песнопение, исполняемое в католич. церкви во время обряда пресуществления даров - хлеба и вина, составляющего 4-ю и центральную по значению часть "особой мессы" (Proprium missae, см. Месса). Первоначально представлял собой псалм и антифон, исполнявшиеся попеременно двумя хорами. Позднее вместо антифонной приобрёл респонсориальную форму (см. Респонсорий) и примерно с 7 в. состоял из хоровых обрамляющих разделов, между к-рыми располагалось неск. сольных строф. В начале эпохи Возрождения сольные строфы отпали; лишь в 1958 Ватикан спец. постановлением вновь предписал их исполнение. Для респонсориального О. характерны мелизматически украшенная мелодика сольных строф, интонац. связи между обрамляющими разделами и сольными строфами, повторение слов и целых словесных оборотов. Первые многогол. обработки О. появились в 15 в. Возник тип О., состоявший из одноголосного песнопения, к-рое исполняли верующие, и многогол. части, основывавшейся на хоральной мелодии в качестве cantus firmus (О. композиторов парижской школы Нотр-Дам). Со 2-й пол. 16 в. стали создаваться О. без cantus firmus, в свободном мотетном стиле (см. Мотет). Наиболее значит. О. этого стиля - "Оффертории на весь год" ("Offertoria totius anni") Палестрины (1593) и 4-5-гол. О. "Священные песнопения" ("Sacrae cantiones") Лассо (1582 и 1585). В 17-18 вв. О. стал центр. частью "особой мессы" и создавался в виде полнозвучных 6-7-го-лосных или многохорных песнопений. В 18 в. преобладал тип более простого по музыке 4-гол. О., авторы к-рого стремились к возможно более ясной подаче текста. Возникли и новые формы О. - в виде чисто инстр. органной пьесы, концертного плана арии с инстр. сопровождением, кантаты. В таких О. часто использовались свободные, неканонич. тексты. В 18-19 вв. композиторы вернулись к литургич. текстам. В числе авторов О. - Й. и М. Гайдны, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др.

Литература: Lipphardt W., Die Geschichte des mehrstimmigen Proprium Missae, Hdlb., 1950; Steiner R., Some questions about the Gregorian offertories and their verses, "JAMS", 1966, v. 19; см. также лит. при статьях Месса, Григорианское пение.

Оханесян Д.

Оханесян Д. (Ohanesian) Давид (р. 6 I 1927, Бухарест) - рум. певец (баритон). Засл. арт. СРР (1962). В 1950 окончил консерваторию в Клуже и стал солистом оперного т-ра (дебютировал в партии Тонио). С 1957 солист Рум. т-ра оперы и балета. Обладает сильным голосом насыщенного тембра (близким к басу-баритону), ярким драм. дарованием; особенно удаются ему трагедийные партии. Одна из лучших партий - Эдип ("Эдип" Энеску, 1-й исп. в Румынии; грамзапись оперы с участием О. отмечена "Золотым диском", 1974, Париж). Обширный и разнообразный репертуар певца включает осн. баритоновые партии зап.-европ., рус. и рум. опер. 1-й исполнитель партий Драгоша ("Восстание" Г. Думитреску) и Лесни Русалима ("Панэ Лесня Русалим" Константинеску). Гастролировал за рубежом, с 1959 - неоднократно в СССР. Лауреат междунар. конкурсов вокалистов в Бухаресте и Берлине. Гос. пр. СРР (1952).

Охман В.

Охман В. (Ochman) Веслав (р. 6 II 1937, Варшава) - польск. певец (лирич. тенор). С 1957 брал уроки у Г. Серафина в Катовице. В 1958 получил 1-ю пр. на конкурсе вокалистов Польск. радио. В 1960 дебютировал как оперный певец ("Силезская опера", г. Бытом). С 1963 солист Оперного т-ра в Кракове, с 1964 - "Т-ра Вельки" в Варшаве, в 1966-67 - Нем. гос. оперы в Зап. Берлине, в 1967-79 - Оперного т-ра в Гамбурге. Выступал в "Гранд-Опера" в Париже (1974-76), в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (1975, 1977), "Ла Скала" в Милане (1976), Большом т-ре в Москве (1978) и др. В 1968-71 пел на муз. фестивалях в Глайндборне (Великобритания), в 1973-78 - в Зальцбурге. Обладает голосом звучным и в то же время мягким в верхнем регистре, в совершенстве владеет иск-вом бельканто. Партии: Хозе, Каварадосси; Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Альфред, Герцог, Ленский, Самозванец и др.

Литература: Panek W., Wieslaw Ochman, Warsz., 1980.

Охотников Н. П.

Николай Петрович (р. 5 VII 1937, noc. Глубокое Вост.-Казахстанской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1974. В 1964 окончил Ленингр. консерваторию у И. И. Плешакова. С 1962 солист Ленконцерта, с 1967 - Ленингр. Малого т-ра оперы и балета, с 1971 - Ленингр. т-ра оперы и балета. Среди партий - Мельник, Сусанин, Досифей, Кончак; Кочубей ("Мазепа"), Рене ("Иоланта"), Старый цыган ("Алеко"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Филипп II; Генрик Птицелов ("Лоэнгрин"), Фрол Баев ("В бурю"), Пестель ("Декабристы"), Кутузов ("Война и мир"). Участвовал в исполнении реквиемов Моцарта и Верди, 9-й симфонии Бетховена, "Патетической оратории" Свиридова и др. 2-е пр. на 1-м Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки (1960) и 3-м Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского (1966), "Гран при" на Междунар. конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне (1972). Гастролирует за рубежом. С 1976 преподаёт в Ленингр. консерватории.

Оченаш А.

Оченаш А. (Ocenas) Андрей (p. 8 I 1911, Селце, близ г. Банска-Бистрица) - слов. композитор и педагог. Нар. арт. ЧССР (1978). Учился у А. Мойзеса в Муз. и драм. академии в Братиславе (1932-37), совершенствовался у В. Новака в пражской Школе мастерства (1937-38). Работал в Братиславе - на Радио (1939- 1950), в консерватории (с 1951; до 1953 директор). С 1978 пред. федерального Союза чехосл. композиторов. В ранних соч. заметно влияние конструктивизма и импрессионизма; произв. 70-х гг. (гл. обр. вок.-симф. и симф.) связаны со слов. фольклором, отличаются эпич. широтой, нац. колоритом. Гос. пр. (1970).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантаты: Тетралогия Пророчества (Proroctvб, 1950), Оравские пасторали (Oravskй pastorбlie, 1961), Симфония о земле и человеке (Symfуnia a zemi a cloveku, для хора и орк., 1970); хваление Я любил тебя (Miloval som ta, 1973); для орк. - симф. картины (цикл) Моему народу (Mфjmu nбrodu, 1947), трилогия Воскресение (Vzkriesenie, 1953), тетралогия Памятники славы (Pamдtnнky slбvy, 1960), Чехосл. увертюра (1976); концерты с орк.: для фп. (1959), скр. (1975), влч. (1953); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1967), струн. квартеты (1942, 1971); хоры, в т.ч. Моя Словакия (Slovensko moje, 1976); пьесы для фп., для скр., для органа; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литературные сочинения: Воплощая радость бытия, "СМ", 1980, No 5.

Литература: Fiser J., Andrej Ocenбs, Brat., 1955.

Оя О. Я.

Олев Яанович (р. 16 XII 1935, Вильянди) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. Эст. ССР (1974). Нар. арт. Удм. АССР (1981). Чл. КПСС с 1973. Окончил Таллинскую консерваторию по классам хор. дирижирования у Г. Г. Эрнесакса (1963), орк. дирижирования у Р. В. Матсова (1970). С 1964 дирижёр Гос. акад. муж. хора Эст. ССР, с 1975 гл. дирижёр там же. В репертуар хора О. ввёл ораториальные произв. Г. Перголези, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича.

Оякяэр В. М.

Вальтер Мартович (р. 10 III 1923, Пярну) - сов. композитор. В 1956 окончил Таллинскую консерваторию у X. Я. Эллера (ранее занимался у M. M. Саара). Автор мн. книг и статей. Пр. Ленинского комсомола Эст. ССР (1968).

Сочинения: опера Королю холодно (Kuningal on kьlm, 1967; 3-я пр. на Всесоюзном смотре муз.-сценич. произв., 1968); мьюзикл Летняя ночь наяву (Suveцц ilmsi, 1976); камерно-инстр. ансамбли - соната для кларнета и фп. (1954), фп. трио (1955); циклы романсов (3), песни (ок. 150), в их числе В прибрежном колхозе (1950), Неспетая песня (1967), Неизвестный солдат (1977); музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. "Лос Капричос" (1973); музыка к кинофильмам.

Предыдущая страница Следующая страница