Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "О" (часть 4, "ОРЛ"-"ОЯК")
Александр Александрович (23 VIII (4 IX) 1855, Москва - 12 (24) IX 1892, там же) - рус. дирижёр, муз.-обществ. деятель и композитор. В 1875 окончил Моск. консерваторию по классу кларнета у К. Ф. Циммермана (ранее занимался у В. К. Гута). Работал дирижёром театр. орк. в Астрахани, затем в антрепризе П. М. Медведева (Казань, Саратов). В 1878-80 капельмейстер оркестра Малого т-ра (Москва), для к-рого написал музыку к спектаклям "Каширская старина" Аверкиева, "Бедность не порок" Островского и др. В 1880-82 рук. оркестра Моск. кружка любителей музыки. С 1884 дирижировал оперными спектаклями в Казанском т-ре. В 1886 открыл в Казани частную муз. школу (здесь обучалась О. И. Ульянова - сестра В. И. Ленина). С 1887 О.-С. был директором Казанского отделения РМО, руководил симф. концертами. В сезоне 1888-89 возглавил оперную антрепризу в Казани. Муз.-обществ. деятельность О.-С. способствовала развитию муз. культуры дореволюц. Казани. Автор оперы "Конёк-Горбунок" (не завершена), фп. пьес. Литература: Tаубе H. P., Четверть века Казанской оперы. (1874-1901). Антреприза А. А. Орлова-Соколовского (сезон 1888/89 года), в кн.: Из музыкального прошлого, (М.), 1960; Кантор Г. М., Начало профессионального музыкального образования в Казани и его связи с оперным театром и любительским музицированием, в кн.: Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания, сб. 1, Казань, 1970. И. М. Ямпольский. |
Аристарх Гаврилович (р. 22 III (4 IV) 1914, дер. Ойкасы, ныне Цивильского р-на) - сов. композитор, дирижёр и педагог. Нар. арт. Чуваш. АССР (1961). Засл. арт. РСФСР (1971). Окончил Чуваш. муз. техникум по классам хор. дирижирования (1934) и композиции (1935). Занимался в Ленинградской консерватории по композиции у M. P. Гнесина (1940-41). Худ. рук. реорганизованного им Чуваш. ансамбля песни и пляски (ранее - Чуваш. хор; 1937-40 и 1962-64), Кабардинского ансамбля песни и танца (1951-59). Организатор Чуваш. нар. хора (1959), ансамбля "Чайка" (1965) и хора Комитета по телевидению и радиовещанию Чуваш. АССР (1967). Ведёт педагогич. деятельность. О.-Ш. принадлежат 2 оперы, 2 муз. комедии, кантаты, хоры, романсы и песни, музыка к спектаклям драм. т-ра. |
Орманди Ю. (Ormandy) (наст. фам. - Блау, Blau) Юджин (р. 18 XI 1899, Будапешт) - амер. дирижёр. По национальности венгр. Учился игре на скрипке с 5 лет, с 9 лет у Е. Хубая в Академии музыки им. Ф. Листа в Будапеште, где позднее преподавал. Концертировал как скрипач с 7-летнего возраста. В 1917-21 концертмейстер первых скрипок в "Блютнер-оркестре" в Берлине. С 1921 живёт в США. С этого года концертмейстер, с 1924 дирижёр, с 1925 зам. музик-директора "Капитолтиэтр" в Нью-Йорке. В 1931 выступил с Филадельфийским симф. оркестром (заменил А. Тосканини). В 1931-36 гл. дирижёр симф. оркестра в Миннеаполисе. С 1936 2-й дирижёр, с 1938 гл. дирижёр Филадельфийского симф. оркестра, с к-рым много гастролирует в США, а также в Австралии (1944), странах Юж. Америки (1946) и Европы (1950-58; почти ежегодно); в СССР выступал в 1958. Как рук. этого оркестра О. продолжает традиции своего предшественника Л. Стоковского; проявил выдающиеся качества организатора, художеств. рук. и педагога. О. - дирижёр романтич. стиля. Отличается строгим вкусом, точностью воспроизведения авторского замысла, широтой репертуара, совершенством техники, проф. выдержкой, проявляемыми при исключительно интенсивном концертировании. С наибольшим успехом исполняет произв. Л. Бетховена, Р. Шумана, Р. Штрауса. Выступает только с симф. оркестрами (единств. работа О. в т-ре - "Летучая мышь" И. Штрауса, пост. в "Метрополитен-опера", 1950-51). Был первым исполнителем 3-й симфонии и Симф. танцев С. В. Рахманинова. Литература: Гинзбург Л., Филадельфийский оркестр, "СМ", 1958, No 7; Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969; Gelatt R., Music-makers, N. Y., 1953, p. 50-56; Stoddard H., Symphony conductors of the USA, N. Y., 1957. Г. Я. Юдин. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Шейше (1912, с. Тохтон, ныне Иссык-Кульской обл. - 22 X 1959, Фрунзе) - сов. дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1939). Чл. КПСС с 1939. Один из первых кирг. оперных и симф. дирижёров. В 1929 окончил драм. студию во Фрунзе. В 1931-32 учился в муз. техникуме Моск. обл., в 1945-48 - в нац. студии при Моск. консерватории (дирижёрский класс), в 1937-39 брал уроки у В. В. Целиковского. В 1929-31 актёр, в 1933-36 зам. директора Кирг. драм. т-ра. В 1936-38 пом. рук. оркестра нар. инструментов, директор Кирг. филармонии. В 1938, 1940-45 и 1948-59 дирижёр симф. оркестра Кирг. филармонии. С 1952 преподавал во Фрунзенском муз. уч-ще и детской муз. школе. Литература: Лившиц A., Музыканты Советской Киргизии, "СМ", 1939, No 6, с. 50-52. |
Оррего Салас Х. (Orrego Salas) Хуан (р. 18 I 1919, Сантьяго) - чилийский композитор. Учился в Нац. консерватории у Д. Санта-Крус Вильсона, позже - в США у Р. Томпсона и А. Копленда (композиция). С 1942 преподавал (история музыки) в Нац. консерватории Чили. Был секретарём Ин-та муз. исследований, редактором журн. "Revista musical chilena". С 1961 директор Лат.-амер. муз. центра Индианского ун-та (США). Сочинения: оперы - Пророчества Кассандры (La sibila Casandrа), опера-оратория Алтарь бедного короля (El ratablo del rey pobre, 1952); балеты - Молодость (Juventud, на музыку Г. P. Генделя, 1948), На пороге сна (Umbral del sueсo, 1951), Уличный гимнаст (El saltimbangui, 1952); для орк. - 3 симфонии (1949, 1954, 1961), сюита Сцены из придворной и пастушеской жизни (Escenas de cortes y pastores, 1946), Праздничная увертюра (Obertura festiva, 1947), Концертная серенада (Serenata concertante, 1954); концерты с орк. - для фп., тройной (для скр., влч. и фп.); концерт для орк. и дух. инструментов (1964); камерно-инстр. Ансамбли - фп. трио (1964), струн. квартет (1958) и др.; пьесы для фп.; вок. циклы, в т.ч. на тексты Р. Альберти, Г. Мистраль и др. Литературные сочинения: A. Copland, Santiago de Chile, (1947); H. Villa Lobos. Man, work, style, "Inter-American Music Bulletin", 1966, No 52. |
Ортега С. (Ortega) Серхио (р. 2 II 1938, Антофагаста) - чилийский композитор и обществ. деятель. Учился в Нац. консерватории в Сантьяго у Г. Бесерры и Р. Фалабельи, в 1968-73 преподавал там же. Один из основоположников и ведущих деятелей движения "Новая чилийская песня". После воен. переворота 1973 эмигрировал во Францию. Возглавляет экспериментальный ансамбль политич. песни "Мастерская им. Л. Э. Рекабаррена". Постоянный консультант фестиваля "Красные песни" в Берлине (ГДР). Автор симф. и камерных инстр. произв., среди к-рых - квинтет для флейты и струн. квартета, секстет для духовых (оба 1966), более 400 песен (на сл. Г. Мистраль, П. Неруды и др. поэтов Чили и Лат. Америки), в т.ч. гимн Нар. единства "Мы победим", "Объединённый народ", "Президент Альенде", "Гимн коммунистической молодёжи Чили", "Марта Угарте", "Чили: сопротивление". Неоднократно посещал СССР (в 1977 - чл. жюри фестиваля "Красная гвоздика" в Сочи). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Фернандес (Ortiz Fernбndez) Фернандо (16 VI 1881, Гавана - 10 VI 1969, там же) - кубинский фольклорист и этнограф. По национальности испанец. Учился в ун-тах Мадрида, Барселоны и Гаваны. В 1-е десятилетие 20 в. находился на диплома-тич. службе. В 1906 начал лит. деятельность. В 1909-1916 профессор (этнограф) Гаванского ун-та. Принимал активное участие в общественно-политич. жизни страны (в течение 10 лет был депутатом Нац. конгресса). Основатель Об-ва кубинского фольклора (1923), Об-ва афро-кубинских исследователей (1937), журн. "Archivos del folklore cubano" (в 1924, в 1930 запрещён) и "Estudios afrocubanos" (в 1937-46 редактор) и др. В последние годы жизни член Нац. комитета АН Кубы. О. - один из крупнейших лат.-амер. специалистов в области муз. фольклористики. На конкретном материале он показывает, что афро-кубинская музыка занимает ведущее место в нар. муз. культуре страны и представляет собой сложное образование, сформировавшееся из разл. муз. источников, и прежде всего - испанского и африканского. Труды О. носят энциклопедич. характер, отличаются оригинальностью теоретич. концепции. Сочинения: La africanнa de la mъsica folklуrica de Cuba, La Habana, 1950, 1965; Los bailes y el teatro de los negros en el folklore de Cuba, La Habana, 1951; Los instrumentes de la mъsica afro-cubana, v. 1-5, La Habana, 1952-55. M. С. Колесов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Серафим Дмитриевич (2(15) V 1904, с . Крутченская Байгора, ныне Усманского р-на Липецкой обл. - 2 VII 1974, Одесса) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1951. В 1924-28 учился в Воронежском муз. техникуме (класс контрабаса). В 1932 окончил Одесский муз.-драм. ин-т по классу композиции у П. Ю.Молчанова. В 1934-41 ассистент кафедры композиции, с 1949 доцент, в 1951-62 ректор Одесской консерватории. Автор орк. сюиты, 4 струн. квартетов (1932-46; 4-й - "Освобождённая Молдавия"), квартета для деревянных дух. инструментов, сонат для скрипки (1947) и для альта (1948) с фп., сб-ков фп. пьес, театр. музыки, хоров, романсов, песен и др. Значит. интерес представляют его обработки молд. и белорус. песен. О. принадлежат также музыковедч. работы, в т.ч. "Музыкальные связи Украины с Россией" (1954), "История Одесской консерватории" (1957; обе - в рукописи). Сочинения: Одновисотнi тризвуки i тональностi, Кипв, 1969 (рус. пер. - Одновысотные трезвучия и тональности, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970); Одноименнiсть тональностей як основа хроматичного ладу, в кн.: Проблеми укpaпнськоп радянськоп музики, в. 2, Кипв, 1969. И. М. Ямпольский. |
Анатолий Иванович (р. 17(30) X 1908, дер. Сушки, ныне Рязанской обл.) - сов. певец (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1941). В 1934 окончил Моск. муз. политехникум им. Станиславского по классу пения у А. Погорельского. С 1933 артист хора, в 1934-42 солист Оперного т-ра им. Станиславского, в 1942-55 солист Большого т-ра. Обладает приятным мягкого тембра голосом; исполнение О. отличается простотой и искренностью. Партии: Ленский, Берендей, Юродивый; Герцог, Альфред, Фауст; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Вашек ("Проданная невеста"; Гос. пр. СССР, 1949). В 1954-59 худ. рук. вок. группы Всесоюзного радио, в 1963-69 зав. оперной труппой Большого т-ра. С 1950 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (с 1958 доцент), с 1971 - в Каирской (АРЕ), с 1974 - в Братиславской консерваториях. Гастролировал за рубежом (Иран, Югославия, Болгария, Румыния, Польша, ГДР, КНР). Сочинения: Первые шаги, "СМ", 1963, No 1; Творческий путь Л. Собинова, М., 1965; Юность, надежды, свершения, (М., 1973), и др. В. И. Зарубин. |
"Орфеон" (Orphуon) - название франц. мужских хоровых любительских об-в. История "О." восходит к начальному курсу основ музыки и пения, введённому в 1818 в одной из парижских нар. школ муз. педагогом Г. Л. Вилемом (Бокийоном) - пропагандистом т.н. многостороннего метода обучения (enseignement mutuel). Когда этот метод, получивший распространение во мн. школах, был в 1829 официально признан, Вилем начал объединять учащихся из разл. школ в хор. кружки. На основе этих кружков в 1833 возникла Нар. певч. школа (культивировавшая хор. пение a cappella), к-рой Вилем и дал назв. "О.". Муз.-педагогич. идеи "О." способствовали широкому распространению во Франции любительских хор. об-в, носивших назв. "О." (подобно нем. Лидертафель). "О." поддерживались муниципалитетами, разл. об-вами, а также промышленными предприятиями, мн. работники к-рых являлись их членами. В Париже "О." ведал не только хор. коллективами, но и всей муз. работой, проводившейся в школах. Его первыми муз. руководителями были Вилем, Ж. Юбер, Ш. Гуно (в 1852-60), Ф. Э. Ж. Базен и Ж. Падлу. Публичные концерты "О." в Париже устраивались с 1834. Соревнования об-в "О." проводились в разл. городах Франции с 1849. В англо-франц. хор. фестивале, проходившем в Лондоне в 1860, приняло участие 137 об-в, в составе к-рых было 3000 певцов (orphйonistes), в др. слётах "О." объединялось до 8000 участников. Репертуар "О." включал наряду с непритязат. соч. и оперными хорами произв., написанные спец. для "О." А. Аданом, Ш. Гуно, Г. Берлиозом, Дж. Мейербером и др. В выступлениях "О." принимали участие и духовые оркестры. Во Франции в 1926 существовало ок. 1200 "О.". Литература: Marйchal H., Parиs G., Monographie universelle de l'Orphйon, P., (1910). |
Орфеон (франц. orpheon) - клавишная колёсная лира с 4 жильными струнами. Была распространена во 2-й пол. 18 в. в Зап. Европе. |
Орферион - орфарион (англ. orpharion), - струнный щипковый муз. инструмент. Род цистры. Дл. ок. 1200 мм, ширина ок. 450 мм. О. имел 8 двойных струн, которые настраивались следующим образом: CFGcfad1g1 или на тон выше. Был распространён в 17 в., особенно в Великобритании, Италии и Франции. |
Орхестика (греч. orxestika) - искусство танца; орхесография - учение об иск-ве танца, зафиксированное графич. средствами. См. Хореография. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Николай Петрович (15 (28) I 1901, Петербург - 9 V 1945, Москва) - исполнитель на балалайке, дирижёр, педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе исполнителей на нар. инструментах (1939). С 5 лет обучался игре на балалайке у А. М. Дыхова. Впервые как солист на балалайке О. выступил в 8 лет, затем неоднократно участвовал в концертах Великорусского оркестра В. В. Андреева. В 1911-13 учился в Петерб. консерватории игре на скрипке у Э. Э. Крюгера. С 1922 жил в Москве. В 1928-39 солист Моск. филармонии. С 1940 и до конца жизни был худ. рук. и дирижёром Гос. рус. нар. оркестра (с 1946 его имени). О. обогатил звучание оркестра новыми красками, введя в его состав старинные нар. инструменты (владимирские рожки, свирели, кувиклы), а также баяны и орк. гармоники. Положил начало новым формам исполнения на отд. нар. инструментах (с сопровождением оркестра, унисоны, дуэты). Исполнение О. отличалось высоким артистизмом, совершенной техникой и филигранным мастерством. О. обогатил выразит. и технич. возможности балалайки. Расширил конц. репертуар для балалайки, осуществил переложение для балалайки мн. классич. произв. и нар. песен. По инициативе О. сов. композиторы создали специально для балалайки конц. произв., среди них: Русский концерт (для балалайки с оркестром нар. инструментов) Г. П. Фельдмана, концерт (для балалайки с симф. оркестром) С. Н. Василенко, его же сюита для балалайки и фп., конц. фантазия для балалайки с симф. оркестром "На посиделках" М. М. Ипполитова-Иванова. В 1930-40 преподавал в Моск. муз. уч-ще им. Октябрьской Революции. Среди его учеников - Б. А. Романов, Л. В. Владимиров, Л. Д. Дворяк, А. Н. Лачинов. Брат О. - Дмитрий Петрович О. (1910-1953) - пианист и дирижёр, с 1945 был рук. Гос. рус. нар. оркестра. Литература: Ипполитов-Иванов M. М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934, с. 151; Бекназаров Н., Лачинов A., Краткая биография Н. П. Осипова, в изд.: Осипов Н. П., Обработки и переложения для балалайки с фортепиано, вып. 1, М., 1959; Государственный русский народный оркестр им. Н. П. Осипова, М., 1969. А. А. Новосельский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Тургут Сеид Вакасович (р. 3 IX 1927, Алма-Ата) - сов. дирижёр. Нар. арт. Казах. ССР (1978). В 1957 окончил Моск. консерваторию, с того же года дирижёр Казах. т-ра оперы и балета. Дирижировал операми "Пиковая дама", "Князь Игорь", "Бал-маскарад", "Аида", "Дон Карлос", "Кармен", "Фауст"; "Абай" Жубанова и Хамиди, "Биржан и Сара" Тулебаева, "Камарсулу" Рахмадиева, "Кыз-Жибек", "Жалбыр" и "Ёр-Таргын" Брусиловского, балетами "Лебединое озеро", "Жизель", "Ромео и Джульетта", "Спартак"; "Хиросима" Жубановой, "Аксак-кулан" Серкебаева, "Алия" Сагатова. С 1957 преподаватель Алма-Атинской консерватории (с 1980 доцент). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Михаил Алексеевич (р. 4(17) IX 1903, Крапивна, ныне Тульской обл.) - сов. композитор. Начальное муз. образование получил в Орле, в 1925-28 учился в Муз. техникуме им. Скрябина в Москве у А. В. Александрова, С. Н. Василенко, Г. Л. Катуара (композиция). В 1941 окончил Центр. заочный муз.-пед. ин-т. Брал частные уроки у Ан. Н. Александрова (композиция), Л. П. Штейнберга (дирижирование). В 1921-25 альтист симф. оркестра в Орле. В 1941-48 дирижёр оркестра Ашхабадской киностудии. Мн. годы преподавал в муз. уч-щах в разл. городах СССР, в 1949-60 - в Моск. муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (инструментовка, дирижирование). В 1963-65 зав. кафедрой теории и истории музыки Моск. ин-та культуры. Сотрудничал в периодич. изданиях, в т.ч. в журн. "Soviet Land", где публиковал транскрипции на инд. нотное письмо произв. сов. авторов, а также статьи. Участвовал в работе по изучению действия звука на биологич. системы (в Моск. ун-те и Ин-те биофизики АН СССР). Выступает как пианист с исп. своих соч. Во мн. муз. произв. О. претворяются элементы нар. и совр. музыки Туркмении, Индии, Лаоса. Камерные соч. О. разнообразны по составу и композиторским приёмам. Сочинения: балеты - Наль и Дамаянти (1959, исп. в ГИТИСе), Шарф Назиры (не оконч.); мьюзиклы - Король Матиуш Первый (1965, Центр. детский т-р), Сказки Пушкина (1966, там же), Песнь о Роланде (1972); кантата - Сказ о Дзержинском (1977); для орк. - 4 симфония (1932; 2-я - Туркменская, 1945; 1947; 4-я -Симбирская, 1971), поэмы, в т.ч. Поэма успокоения (Шантидаяк пракаран; на инд. темы, 1956), сюиты Туркменские эскизы (1953), Абхазская (1966), симф. картина Караван (1945); для дух. орк. - Раймонда-сюита (1971), Парафраза на старинный рус. романс (1971), танцы стран Лат. Америки (1964) и др.; камерно-инстр. ансамбли - соната для влч. и контрабаса, 5 струн. квартетов (в т.ч. 3-й - Туркменский, 1946; 5-й - для скр., альта, влч. и гитары, 1975); сюиты Летняя пастораль и Софийские эскизы (для флейты, альта, арфы и фп., 1971 и 1973), С дальней дороги (для квартета деревянных духовых, 1963), Серенада (для саксофона, контрабаса и ударных, 1975); для фп. - пьесы, в том числе соч. для детей; сонаты для влч. соло, для арфы соло, 24 прелюдии для арфы; пьесы для влч. и фп., для фагота и фп.; для голоса и фп. - романсы на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. П. Огарёва, С. П. Щипачёва, Р. Тагора, Ф. А. Фаиза и др.; песни, музыка для драм. т-ра и кино. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Остерц С. (Osterc) Славко (17 VI 1895, Вержей, Лютомер - 23 V 1941, Любляна) - словен. композитор. Учился у А. Хабы и К. Йирака в Пражской консерватории (1925-27). Преподавал (с 1927) в консерватории (с 1939 - Муз. академия) в Любляне. Пропагандировал новейшие зап.-европ. муз. направления и приёмы письма, обращался к 1/4-тоновой системе (прелюдия и фуга для 1/4-тонового фп., 1929; "4 песни Гейне" для голоса и струн. квартета, 1931). Позднее сочетал новую технику письма с нац. фольклорной основой. Сочинения: оперы (все пост. в Любляне) - Крещение при Савице (Krst pri Savici, 1921; 1961, Радио), Медея (1932), Данден в чистилище (Dandin v vicah, 1932) и др.; балеты (пост. в Любляне) - Маска красной смерти (Maska rdece smrti, 1932), Иллюзии (Illusions, 1941, 1962); кантаты, в т.ч. Цветущая акация (Cvetoci bezeg, для альта, женского или детского хора и 9 инструментов, в 1/4 тоновой системе, 1936); для орк. - симфония (1922), симф. поэмы Водяной (Povodni moz, 1924), Мать (Mati, 1940), сюита (1929), Классич. увертюра (1932), концерт (1932), пьесы; концерт для фп. и духовых инструментов (1933); камерно-инстр. ансамбли - дух. и струн. трио концерт для 3 духовых и альта (1929), концерт для фп. квартета (1929), дух. квинтет (1932); хоры, в т.ч. культовые; пьесы для фп.; соч. для органа; песни с фп. |
Остин У. (Austin) Уильям Вивер (р. 18 I 1920, Лотон, Оклахома) - амер. музыковед. Окончил в 1951 Гарвардский ун-т. С 1947 преподаёт на муз. ф-те Корнеллского ун-та в Итаке. Автор книг и статей, посв. гл. обр. проблемам совр. музыки. Капитальный труд О. "Музыка в 20 веке от Дебюсси через Стравинского" ("Music in the 20-th century. From Debussy through Stravinsky", 1966) даёт широкую картину развития и взаимосвязей зап.-европ. и амер. муз. культур 10-х - нач. 60-х гг. 20 в. О. - один из ведущих деятелей Амер. музыковедч. об-ва. В 1971 посетил СССР. Автор книги о популярных песнях С. Фостера. Литературные сочинения: Susanna, Jeanie and The old folks at home; the songs of Stephen С. Foster from his time to ours, N. Y. - L., 1975. Дж. К. Михайлов. |
Остинато (итал. ostinato, от лат. obstinatus - упорный, упрямый) - многократное повторение в муз. произв. какого-либо мелодич. или только ритмич., порой и гармонич. оборота. Сочетается со свободным развитием в остальных голосах, выполняет важную формообразующую роль. Хотя термин "О." вошёл в муз. практику лишь в нач. 18 в., образцы применения О. встречались значительно раньше - начиная с 13 в. (О. в теноре, напр. в известном англ. "Летнем каноне"), особенно в полифонич. вок. музыке 15-16 вв. (напр., разл. рода повторения cantus firmus в мотетах и мессах композиторов нидерл. школы). С 16 в. особое значение приобрело применение О. в басу (см. Basso ostinato). В 19-20 вв. роль О. в зап.-европ. музыке ещё более возрастает, что определяется осознанием выразит. возможностей этого приёма (передача особо устойчивых, "прочных" состояний: нагнетание напряжения) и в известной мере связано с влиянием внеевроп. (особенно афр.) муз. культур. |
Александр Андреевич (1903, Переяславль - 19 XI 1964, Рубцовск) - сов. музыковед. В кон. 1920-х гг. окончил аспирантуру при Российской ассоциации н.-и. ин-тов обществ. наук (РАНИОН). Выступал в качестве музыкального критика в московской периодической печати, гл. обр. о творчестве сов. композиторов. Сочинения: Петр Ильич Чайковский. (Социальная и музыкальная характеристика), М., 1929; Искусство малого героического жанра и его представитель - Г. Лобачев, "Музыка и революция", 1929, No 1; Творческий облик Д. Васильева-Буглая, там же, 1929, No 2; "Катерина Измайлова" в театре им. В. И. Немировича-Данченко, "СМ", 1934, No 5; Критические заметки. (Проблемы музыкальной драматургии в тонфильме), там же, 1934, No 6; Музыка оперы "Тихий Дон" И. Дзержинского, в кн.: Тихий Дон (к пост. в ГАБТе), М., 1936; Пятая симфония Шостаковича, "Советское искусство", 1938, No 13; "Шах Сенем", "СМ", 1938, No 2; "Мастер из Кламси". Опера Д. Кабалевского в Ленинградском театре оперы и балета, там же, 1938, No 3; 4-я ("Ижорская") симфония В. Щербачёва, там же. 1938, No 5; О мастерстве, там же, 1939, No 8; Кантата "Александр Невский" С. Прокофьева, там же, 1939, No 11; Новые симфонии, там же, 1939 No 12, и др. И. М. Ямпольский. |
Аркадий (Авраам) Ильич (12(25) II 1914, Сызрань - 18 IX 1967, Сочи) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965). Учился в Ленингр. центр. муз. техникуме (у И. М. Белоземцева по теории музыки и композиции, у И. А. Браудо по фп.). Был пианистом - иллюстратором, пианистом - солистом и аккомпаниатором. В 1940-47 пианист, аккордеонист и аранжировщик в джазе под рук. Л. О. Утёсова. Написал ряд инстр. фантазий, миниатюр, инструментовал мн. советские песни. Первая песня, определившая композиторское призвание О., - "Комсомольцы - беспокойные сердца" (1948, слова Л. И. Ошанина) была написана к 30-летию комсомола. В 1950-е гг. складывается творч. индивидуальность О. как композитора-песенника. О. создал серию песен, приуроченных к всемирным фестивалям демократич. молодёжи и студентов ("Зори московские", 1957, сл. М. С. Лисянского, 2-я пр., Москва). Писал музыку для детей ("Весёлые песенки", 1958, сл. З. Петровой; "Спят усталые игрушки", 1966, слова её же). Пора творческого расцвета композитора - 60-е гг. Гражданско-патриотич. тема становится главной в его творчестве. Среди лучших песен О. - "Пусть всегда будет солнце" (1962, сл. Ошанина, 1-я пр. Междунар. фестиваля песни в Сопоте), ставшая муз. эмблемой мира; песня-манифест "Голос земли", "Красная гвоздика" (обе - 1965, сл. Ошанина). Проникнута страстной гражданственностью песня "Время" (1967, сл. Ошанина, 3-я пр. на Междунар. фестивале в Сопоте), основная идея к-рой - ответственность перед потомками. О. создал ряд лирич. песен: "Как провожают пароходы" (1965, сл. К. Я. Ваншенкина), "Песня любви" (1965, сл. Ошанина). Бытовая тематика нашла отражение в цикле песен "А у нас во дворе" (1962, сл. Ошанина). Творч. восприимчивость композитора помогала ему верно подмечать актуальные проблемы совр. жизни. Для муз. языка его песен характерен синтез самых разных интонац. сфер: рус. песенность - от бытового романса, оборотов революц. гимнов до частушечных наигрышей; речитативность франц. шансон и эмоциональная открытость неаполитанских песен. Широко использованы им танц. ритмы - от польки, вальса, танго до твиста и биг-бита. Творчество О. внесло заметный вклад в жанр сов. песни. Светлый жизнеутверждающий характер музыки О. роднит её с музыкой И. О. Дунаевского. Литература: Нестьева М., Аркадий Островский, М., 1970; Соболева Г., Жизнь в песне. Аркадий Островский, М., 1971. М. И. Нестьева. |
Островский Ф. (Ostrowski) Феликс (3 I 1802, Красник, Люблинское воеводство - 14 XI 1860, Варшава) - польский композитор, пианист и педагог. С 8 лет выступал в концертах с исп. собств. произведений. В 1824 окончил Варшавскую консерваторию по классам фп. (у В. В. Вюрфеля) и органа. Успешно концертировал в различных городах России, в т.ч. Петербурге. Игра О. отличалась блеском "бисерной" техники (современники называли его "бриллиантовый Феликс"). Преподавал игру на фп. в варшавском Александровском институте воспитания девиц, давал частные уроки. Плодотворно работал как композитор. При жизни О. были популярны его полонезы, мазурки, рондо и др. пьесы для фп. В полонезах заметна преемственная связь с М. К. Огиньским, искания к-рого получили своеобразное преломление в творчестве О. Мн. произв. О., в т.ч. "Большая соната", были утеряны; нек-рые из них позднее найдены и изданы в СССР ("Два полонеза, адажио и рондо для фортепьяно", М., 1958). Литература: Бэлза И., Забытый польский композитор, в сб.: Сообщения Института истории искусств АН СССР, вып. 9, Музыка, М. - Л., 1956; его же, История польской музыкальной культуры, т. 2, М., 1957; Соловцов A., Фридерик Шопен. Жизнь и творчество, М., 1956, 1960; Островский Б. Г., Наследие моего деда, в сб.: Хочу все знать! (No) 3, Л., 1960. Б. Г. Островский. |
Острчил О. (Ostrcil) Отакар (25 II 1879, Смихов, ныне Прага - 20 VIII 1935, Прага) - чеш. композитор и дирижёр. Учился в Пражской консерватории у З. Фибиха (композиция) и А. Микеша (фп.). Работал в Праге дирижёром любительского Оркестрового т-ва (1908-22), Т-ра на Виноградах (1914-18), где рук. оперными спектаклями. В 1920-35 был гл. дирижёром Нац. т-ра. Завоевал известность как выдающийся интерпретатор чеш. классич. оперной музыки, создавший высокохудожеств. традиции её исполнения. Композиторский стиль О. сложился под влиянием творчества Б. Сметаны и З. Фибиха, а также Г. Малера, воздействие к-рого ощутимо в опере "Кончина Власты", в симфонии и струн. квартете. Формы его произв. свободны, нетрадиционны, жанры разнообразны. Для творчества О. характерны прочная связь с нац. традициями, экспрессивность муз. языка и психологичность образов (камерная муз. комедия "Бутон" - новый для чеш. музыки жанр; экспромт для оркестра, 1911; Сюита для оркестра, 1912). Проявлял интерес к разл. нац. муз. культурам - индийской ("Очи Куналы"), ирландской (опера "Эринская легенда", 1921, Обл. т-р, Брно) и др. Мужественное и в то же время утончённое иск-во О. оказало влияние на мн. чеш. композиторов. Сочинения: оперы - Ян Згоржелецкий (1898), Кончина Власты (Vlasty skon, 1904, Нац. т-р, Прага), Очи Куналы (Кunбlovi oci, 1908, там же), Бутон (Poupe, 1911, там же), Королевство Гонзы (Honzovo krбlovstvн, по сказке Л. Н. Толстого "Ива-нушкино царство", 1934, Обл. т-р, Брно); кантата (1913); для орк. - симфония (1905), Сказочная сюита (Pohбdkovб sulta, 1898), Сельский праздник (Selskб slavnost, 1898), симф. поэма Сказка о Шемике (Pohбdka о Semнku, 1899), симфониетта (1921), симф. картина Лето (Lйto, 1926), вариации Крестный путь (Krнzovб cesta, 1928), произв. для чтеца с орк.; струн. квартет (1899), песни. Литература: Payer О., О. Ostrcil, Praha, 1912; Vб1еk J., Vznik a vэznam Ostrzicilovy opery "Honzovo krбlovstvн", Praha, 1934, 1952; Nejed1э Z., O. Ostrcil, Praha, 1935 (рус. пер. в кн.: Неедлы З., Статьи об искусстве, М. - Л., I960); Pamбtce О. Ostrcila, Praha, 1935; Ваrtоs J., О. Ostrcil, Praha, 1936; Macek J., О. Ostrcil, Praha, 1956; Prazбk P. Osobnosti ceskoj hudby, v. 1-2, Brat., 1961-62; Svоboda J., Trojan J., Vэvoj crskй a slovenske hudby, dil 2, Praha, 1966. s. 455-87; Cervinkova В., О. Ostrcil. Zбklady bibliografie, (Praha), 1971. А. Г. Юсфин. |
Отеску Й. Н. (Otescu) Йон Нонна (3 XII 1888, Бухарест - 25 III 1940, там же) - рум. композитор, дирижёр, муз. деятель. В 1903-07 учился в Бухарестской консерватории у Д. Кириака-Джорджеску (теоретич. предметы) и А. Кастальди (композиция); совершенствовался по композиции у В. д'Энди (1908-11) в "Схола канторум" в Париже и у Ш. M. Видора в Парижской консерватории. Видный педагог, О. в 1913-40 был профессором Бухарестской консерватории (в 1918- 1931 директор, в 1931-40 ректор). В 1921-39 гл. дирижёр Рум. т-ра оперы и балета (в 1937-39 директор). Один из основателей Об-ва рум. композиторов (1920, ныне CK CPP). Писал гл. обр. муз.-сценич. и орк. сочинения. Сочинения: комич. опера - Чтение по Матфею (De la Matei cetire, либр. Й. Н. Отеску, 1938, завершена А. Строе; Рум. опера в Клуже, 1966); балеты - Иляна Косинзяна (1918), Чудесный рубин (Rubinul miraculos, 1919); для орк. - поэма Нарцис (1911; пр. им. Дж. Энеску, 1913), эскиз на рум. мотивы Из старины (Din batrоni, 1912), скерцо (1923); для скр. с орк. - Волшебство Армиды (Vrajile Armidei, 1915); произв. для голоса и фп. Литература: Вreazu1 G., Jon Nonna Otescu, в его кн.: Pagini din istoria muzicii romвnesti, Buc., 1966; Vancea Z., Creatia muzicala romвneascв. Sec. XIX-XX, v. 1, Buc., 1968, p. 306-310. P. Э. Лейтес. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Георг Карлович (21 III 1920, Петроград - 5 IX 1975, Таллин) - сов. певец (лирич. баритон). Нар. арт. СССР (1960). Чл. КПСС с 1946. Депутат Верх. Совета СССР 9-го созыва. Сын оперного певца нар. арт. Эст. ССР Каарела Хансовича О. (18 IX 1882 - 4 II 1961). В 1951 окончил Таллинскую консерваторию по классу пения у Т. Куузика. С 1944 артист хора, с 1945 солист т-ра оперы и балета "Эстония". Яркие вок. данные, стремление к самобытному исполнению, безупречный вкус, высокое актёрское мастерство, обаяние отличали многогранное дарование артиста. Репертуар О. необычайно широк, ему были одинаково близки опера, оперетта, камерная и эстр. музыка. Среди осн. оперных партий - Евгений Онегин (Гос. пр. СССР, 1950), Демон, Дон Жуан, Папагено, Эскамильо; Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Яго; Ренато ("Бал-маскарад"), Порги ("Порги и Бесс" Гершвина), Джанни Скикки ("Джанни Скикки" Пуччини), Меэлис ("Лембиту" В. Каппа), Олег Кошевой, Михайло Гурман ("Молодая гвардия", "Украденное счастье" Мейтуса), Кола ("Кола Брюньон" Кабалевского); среди опереточных ролей - Румму Юри ("Румму Юри" Арро и Нормета), Данило ("Весёлая вдова" Легара), мистер Икс ("Принцесса цирка" Кальмана), Андрей Балашов ("Беспокойное счастье" Милютина), Дон Кихот и Сервантес ("Человек из Ламанчи" Ли), Пьер ("Песня пустыни" Ромберга). Выступал как камерный и эстр. певец; был пропагандистом песен сов. композиторов. Гос. пр. СССР (1968, за конц. программы). Снимался в кино, в т.ч. в фильмах "Свет в Коорди" (Гос. пр. СССР, 1952), "Мистер Икс", "Бальтазар Руссов", "Кола Брюньон". Гастролировал в городах СССР и за рубежом (Финляндия, Швеция, ГДР, Чехословакия, Египет, Венгрия, Румыния и др.). Литература: Оякяэр В., Георг Отс, "СМ", 1957, No 3; Курбатова Е., Георг Отс, "Театральная жизнь", 1961, No 23; Стрельников Б., Георг Отс, Л. - М., 1962; Говорит Георг Отс, "СМ", 1965, No 6; "МЖ", 1970, No 3, с. 24; Tхnsоn H.. Georg Ots, Tallinn, 1975, 1976. |
Оттенки музыкальные - см. Нюанс. |
Оттерло В. (Otterloo) Виллем ван (р. 27 XII 1907, Винтерсвейк) - нидерл. дирижёр и композитор. Учился у С. Дресдена (композиция) и М. Оробио де Кастро (виолончель) в Амстердамской консерватории (с 1928). С 1933 играл на виолончели в Утрехтском гор. оркестре, к-рым с 1934 дирижировал (2-й дирижёр; в 1937-1949 рук., совм. с К. Шурихтом). С 1949 гл. рук. хор. об-ва и гл. дирижёр оркестра "Резиденси" в Гааге; под рук. О. этот оркестр стал одним из лучших орк. коллективов мира. Гастролировал в странах Европы, Юж. Америки. В репертуаре гл. обр. соч. А. Брукнера, К. Дебюсси, М. Равеля; дирижирует также собств. соч. Автор соч. для оркестра - симфонии (1935), 3 сюит (1932), Интродукции и Allegro (1941); сюиты (1938) и 4 пьес (1942) для струн. оркестра, симфониетты для 16 духовых (1943), Дивертисмента для камерного оркестра, фп., челесты и ударных (1946), струн. квартета и трио, Интрады для медных духовых и ударных (1958), песен для голоса с оркестром, хор. соч., пьес для фп. и для органа. Литература: Rаар W., Willem van Otterlo, "Mens en Melodie", 1949, Jahrg. 4, p. 100-06. В. В. Ошис. |
Отыгрыш - термин, по смыслу близкий к понятию ритурнель. В отличие от термина "ритурнель" обычно относится лишь к заключит. инстр. построению, завершающему песню или романс, и используется чаще всего применительно к жанрам эстр. музыки. Если О. завершает вок. часть в куплетной форме, то благодаря повторным проведениям он начинает выполнять функции рефрена, чётко отделяющего один куплет от другого. В. П. Бобровский. |
Офиклеид (франц. ophicleпde, от греч. opis - змея и kleis, род. п. kleidos - ключ, затвор; нем. Ophikleid) - духовой мундштучный металлический музыкальный инструмент с клапанами, принадлежащий к семейству бюгельгорнов. Запатентован в 1817 парижским мастером Алари (Ж. И. Асте). Первоначально изготавливался из дерева. О. имеет конич. ствол, изогнутый в виде лат. буквы U, в отогнутый узкий конец к-рого вставляется чашеобразный мундштук. Клапаны (8-12) позволяют извлекать полный хроматич. звукоряд. Известны О.: альтовый в строе F (объём Е-с2) или Es (D-b1), баритоновый в строе С (H1-с2) или В (А1-b1), басовый - F (E1-с1) или Es (D1-b). Во Франции применяется ещё альтовый О. в строе As, являющийся собственно дискантовой разновидностью инструмента. Баритоновый О. до последней четв. 19 в. включался в состав дух. оркестра, а басовый (до 30-40-х гг. 19 в.) - симфонического, в качестве нижнего голоса медной дух. группы (впервые в 1819 в опере Г. Спонтини "Олимпия"). О. нотируется в басовом ключе. Имеет грубый, ревущий тембр, неустойчивую интонацию. Со 2-й пол. 19 в. вытесняется тубой. Сохранился во Франции (в церк. музыке), Италии и Юж. Америке. Литература: Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1930, то же, 1966; Рогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 259-67. С. Я. Левин. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Офферторий (позднелат. offertorium, от лат. offero) - подношу; точнее - Antiphone et Offertorium) - песнопение, исполняемое в католич. церкви во время обряда пресуществления даров - хлеба и вина, составляющего 4-ю и центральную по значению часть "особой мессы" (Proprium missae, см. Месса). Первоначально представлял собой псалм и антифон, исполнявшиеся попеременно двумя хорами. Позднее вместо антифонной приобрёл респонсориальную форму (см. Респонсорий) и примерно с 7 в. состоял из хоровых обрамляющих разделов, между к-рыми располагалось неск. сольных строф. В начале эпохи Возрождения сольные строфы отпали; лишь в 1958 Ватикан спец. постановлением вновь предписал их исполнение. Для респонсориального О. характерны мелизматически украшенная мелодика сольных строф, интонац. связи между обрамляющими разделами и сольными строфами, повторение слов и целых словесных оборотов. Первые многогол. обработки О. появились в 15 в. Возник тип О., состоявший из одноголосного песнопения, к-рое исполняли верующие, и многогол. части, основывавшейся на хоральной мелодии в качестве cantus firmus (О. композиторов парижской школы Нотр-Дам). Со 2-й пол. 16 в. стали создаваться О. без cantus firmus, в свободном мотетном стиле (см. Мотет). Наиболее значит. О. этого стиля - "Оффертории на весь год" ("Offertoria totius anni") Палестрины (1593) и 4-5-гол. О. "Священные песнопения" ("Sacrae cantiones") Лассо (1582 и 1585). В 17-18 вв. О. стал центр. частью "особой мессы" и создавался в виде полнозвучных 6-7-го-лосных или многохорных песнопений. В 18 в. преобладал тип более простого по музыке 4-гол. О., авторы к-рого стремились к возможно более ясной подаче текста. Возникли и новые формы О. - в виде чисто инстр. органной пьесы, концертного плана арии с инстр. сопровождением, кантаты. В таких О. часто использовались свободные, неканонич. тексты. В 18-19 вв. композиторы вернулись к литургич. текстам. В числе авторов О. - Й. и М. Гайдны, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др. Литература: Lipphardt W., Die Geschichte des mehrstimmigen Proprium Missae, Hdlb., 1950; Steiner R., Some questions about the Gregorian offertories and their verses, "JAMS", 1966, v. 19; см. также лит. при статьях Месса, Григорианское пение. |
Оханесян Д. (Ohanesian) Давид (р. 6 I 1927, Бухарест) - рум. певец (баритон). Засл. арт. СРР (1962). В 1950 окончил консерваторию в Клуже и стал солистом оперного т-ра (дебютировал в партии Тонио). С 1957 солист Рум. т-ра оперы и балета. Обладает сильным голосом насыщенного тембра (близким к басу-баритону), ярким драм. дарованием; особенно удаются ему трагедийные партии. Одна из лучших партий - Эдип ("Эдип" Энеску, 1-й исп. в Румынии; грамзапись оперы с участием О. отмечена "Золотым диском", 1974, Париж). Обширный и разнообразный репертуар певца включает осн. баритоновые партии зап.-европ., рус. и рум. опер. 1-й исполнитель партий Драгоша ("Восстание" Г. Думитреску) и Лесни Русалима ("Панэ Лесня Русалим" Константинеску). Гастролировал за рубежом, с 1959 - неоднократно в СССР. Лауреат междунар. конкурсов вокалистов в Бухаресте и Берлине. Гос. пр. СРР (1952). |
Охман В. (Ochman) Веслав (р. 6 II 1937, Варшава) - польск. певец (лирич. тенор). С 1957 брал уроки у Г. Серафина в Катовице. В 1958 получил 1-ю пр. на конкурсе вокалистов Польск. радио. В 1960 дебютировал как оперный певец ("Силезская опера", г. Бытом). С 1963 солист Оперного т-ра в Кракове, с 1964 - "Т-ра Вельки" в Варшаве, в 1966-67 - Нем. гос. оперы в Зап. Берлине, в 1967-79 - Оперного т-ра в Гамбурге. Выступал в "Гранд-Опера" в Париже (1974-76), в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (1975, 1977), "Ла Скала" в Милане (1976), Большом т-ре в Москве (1978) и др. В 1968-71 пел на муз. фестивалях в Глайндборне (Великобритания), в 1973-78 - в Зальцбурге. Обладает голосом звучным и в то же время мягким в верхнем регистре, в совершенстве владеет иск-вом бельканто. Партии: Хозе, Каварадосси; Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Альфред, Герцог, Ленский, Самозванец и др. Литература: Panek W., Wieslaw Ochman, Warsz., 1980. |
Николай Петрович (р. 5 VII 1937, noc. Глубокое Вост.-Казахстанской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1974. В 1964 окончил Ленингр. консерваторию у И. И. Плешакова. С 1962 солист Ленконцерта, с 1967 - Ленингр. Малого т-ра оперы и балета, с 1971 - Ленингр. т-ра оперы и балета. Среди партий - Мельник, Сусанин, Досифей, Кончак; Кочубей ("Мазепа"), Рене ("Иоланта"), Старый цыган ("Алеко"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Филипп II; Генрик Птицелов ("Лоэнгрин"), Фрол Баев ("В бурю"), Пестель ("Декабристы"), Кутузов ("Война и мир"). Участвовал в исполнении реквиемов Моцарта и Верди, 9-й симфонии Бетховена, "Патетической оратории" Свиридова и др. 2-е пр. на 1-м Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки (1960) и 3-м Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского (1966), "Гран при" на Междунар. конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне (1972). Гастролирует за рубежом. С 1976 преподаёт в Ленингр. консерватории. |
Оченаш А. (Ocenas) Андрей (p. 8 I 1911, Селце, близ г. Банска-Бистрица) - слов. композитор и педагог. Нар. арт. ЧССР (1978). Учился у А. Мойзеса в Муз. и драм. академии в Братиславе (1932-37), совершенствовался у В. Новака в пражской Школе мастерства (1937-38). Работал в Братиславе - на Радио (1939- 1950), в консерватории (с 1951; до 1953 директор). С 1978 пред. федерального Союза чехосл. композиторов. В ранних соч. заметно влияние конструктивизма и импрессионизма; произв. 70-х гг. (гл. обр. вок.-симф. и симф.) связаны со слов. фольклором, отличаются эпич. широтой, нац. колоритом. Гос. пр. (1970). Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантаты: Тетралогия Пророчества (Proroctvб, 1950), Оравские пасторали (Oravskй pastorбlie, 1961), Симфония о земле и человеке (Symfуnia a zemi a cloveku, для хора и орк., 1970); хваление Я любил тебя (Miloval som ta, 1973); для орк. - симф. картины (цикл) Моему народу (Mфjmu nбrodu, 1947), трилогия Воскресение (Vzkriesenie, 1953), тетралогия Памятники славы (Pamдtnнky slбvy, 1960), Чехосл. увертюра (1976); концерты с орк.: для фп. (1959), скр. (1975), влч. (1953); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1967), струн. квартеты (1942, 1971); хоры, в т.ч. Моя Словакия (Slovensko moje, 1976); пьесы для фп., для скр., для органа; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра. Литературные сочинения: Воплощая радость бытия, "СМ", 1980, No 5. Литература: Fiser J., Andrej Ocenбs, Brat., 1955. |
Олев Яанович (р. 16 XII 1935, Вильянди) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. Эст. ССР (1974). Нар. арт. Удм. АССР (1981). Чл. КПСС с 1973. Окончил Таллинскую консерваторию по классам хор. дирижирования у Г. Г. Эрнесакса (1963), орк. дирижирования у Р. В. Матсова (1970). С 1964 дирижёр Гос. акад. муж. хора Эст. ССР, с 1975 гл. дирижёр там же. В репертуар хора О. ввёл ораториальные произв. Г. Перголези, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича. |
Вальтер Мартович (р. 10 III 1923, Пярну) - сов. композитор. В 1956 окончил Таллинскую консерваторию у X. Я. Эллера (ранее занимался у M. M. Саара). Автор мн. книг и статей. Пр. Ленинского комсомола Эст. ССР (1968). Сочинения: опера Королю холодно (Kuningal on kьlm, 1967; 3-я пр. на Всесоюзном смотре муз.-сценич. произв., 1968); мьюзикл Летняя ночь наяву (Suveцц ilmsi, 1976); камерно-инстр. ансамбли - соната для кларнета и фп. (1954), фп. трио (1955); циклы романсов (3), песни (ок. 150), в их числе В прибрежном колхозе (1950), Неспетая песня (1967), Неизвестный солдат (1977); музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. "Лос Капричос" (1973); музыка к кинофильмам. |