Приглашаем посетить сайт
Пометы
Пометы - киноварные пометы, пометки, подметки, зарембы, - буквенные обозначения высоты звуков в знаменной нотации (см. Крюки, Знаменный распев). Введены в 1-й пол. 17 в. По нек-рым сведениям, разработаны новгородским мастером Иваном Шайдуром. В основу системы П. положено подразделение 12-ступенного церк. звукоряда на четыре "согласия" (восходящие по большим секундам последования трёх звуков, повторяющиеся по чистым квартам вверх: g-a-h, c-d-e и т.д.). Исходным пунктом системы служит нижний тон второго снизу, "мрачного" согласия. Этот тон обозначался слав, буквами
("глаголь" и "наш"; сокр. "гораздо низко"). Буквенные обозначения получили и следующие по высоте ступени: II
(сокр. слово "низко"), III
(буква "слово"; сокр. "средним гласом"), IV
(буква "мыслете"; сокр. слово "мрачно"), V
(буква "покой"; сокр. слово "повыше"), VI
(буква "веди"; сокр. слово "высоко"), VII
("гораздо высоко"), VIII
("покой" с точкой) и IX
("веди" с точкой). Ступени, расположенные ниже "мрачного" согласия, обозначались
("глаголь наш с крыжем"),
("наш с крыжем") и
("цы"). П. проставлялись киноварью слева от знамени. В партитурах троестрочия, где ради наглядности строки писали попеременно чернилами и киноварью, П. при чёрной нотации записывались киноварью, а при красной - чернилами. Наряду со степенными П., указывавшими высоту ступеней звукоряда, существовали также П. указательные:
(сокр. слово "тихо") - замедление движения;
(сокр. "борзо") - ускорение (в обоих случаях в два раза сравнительно с предшествующим темпом);
(сокр. "закинь") - ход на секунду вверх;
(сокр. "ломи") - скачок на терцию вверх;
(сокр. "ударка") - ход на секунду вниз;
(сокр. "качка") - ход на секунду вниз и обратно;
(сокр. "равно") - движение на одной высоте. С течением времени начертания ряда П. стали отличаться от начертания соответств. букв, видоизменяясь под влиянием скорописи: "борзо" (b вместо
), "тихая"
, "ломка"
, "качка"
Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, (вып. 1-3), М., 1867-69; Смоленский С., Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Металлов В., Азбука крюкового пения, М., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, М., 1901; Калашников Л., Азбука церковного знаменного пения, К., 1908, 1910; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в., т. 1, М.-Л., 1928; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М., Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Gardner J., Zum Problem des Tonleiter-Aufbaus im altrussischen Neumengesang, в сб.: Musik des Ostens, (Bd) 2, Kassel, 1963; Gardner J., Koschmieder E., Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, Tl 1-3, Mьnch., 1965-72.
H. Д. Успенский.