Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 20, "КРУ"-"КУЗ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 20, "КРУ"-"КУЗ")

Крушевский Э. А.

Эдуард Андреевич (10 (22) X 1857, Варшава - 3 (16 III 1916, Петроград) - рус. дирижёр. Учился в Варшавском муз. ин-те(класс фп. Ю. Янота и Р. Стробля, композиции С. Монюшко и К. Студзинского) и Петерб. консерватории (1873-79, класс композиции Г. Лароша, Ю. Иогансена и Н. А. Римского-Корсакова). С 1876 работал в Мариинском т-ре, сначала репетитором, в 1894-1910 вторым капельмейстером. Дирижировал преим. итал. операми, а также операми Р. Вагнера, А. Г. Рубинштейна. В 1895 под рук. К. была впервые пост. "Орестея" Танеева. Написал увертюру и речитативы к опере "Тайный брак" Чимарозы. В 1890-99 дирижировал симф. собраниями РМО. Дирижёрская техника К. отличалась точностью и ясностью. Выступал также как концертмейстер-аккомпаниатор. С 1910 до конца жизни зав. нотной библиотекой имп. театров.

Литература: Эдуард Андреевич Крушевский. (По поводу 25-летия его музыкальной деятельности), "ЕИТ", Сезон 1901-1902, прилож. 1; Э. А. Крушевский, там же, 1911, вып. 7; Эдуард Андреевич Крушевский, (Некролог), "РМГ", 1916, No 11, с. 98; Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, М., 1955, с. 188.

Крушельницкая С. А.

Соломея Амвросиевна (11 (23) IX 1873, с. Белявинцы, ныне Бучачского р-на Тернопольской обл. - 16 XI 1952, Львов) - сов. певица (лирико-драм. сопрано), педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1951). В детстве пела в сельском хоре, затем в Тернопольском хоре об-ва "Украпнська бесiда". В 1893 окончила Львовскую консерваторию (класс В. Высоцкого) и была принята во Львовский оперный т-р; дебютировала в партии Леоноры ("Фаворитка" Доницетти). В том же году уехала в Милан, где совершенствовалась в пении у Ф. Креспи. Вагнеровский репертуар изучала в Вене. Выступала во мн. оперных т-рах мира; в 1898-1902 -в Варшаве (каждый год выезжала в Петербург). С 1902 с неизменным успехом гастролировала в Париже, Неаполе, Бреше, Генуе, Милане (1906, "Ла Скала"; под рук. А. Тосканини) и др. городах Европы, Америки и Африки.

Голос певицы красивого тембра, огромного диапазона (ок. 3 октав) был феноменальной силы звучания. Артистка большого актёрского дарования, яркого темперамента, К. с одинаковым успехом исполняла и драм. и лирич. партии. В её репертуаре было св. 60 партий, в т.ч. Татьяна, Лиза, Чио-Чио-сан, Галька; Ганна ("Страшный двор" Монюшко), Аида, Дездемона; Рахиль ("Дочь кардинала" Галеви), Джоконда ("Джоконда" Понкьелли), Эльза, Елизавета ("Лоэнгрин", "Тангейзер"), Соломея; Электра ("Электра" Р. Штрауса) и др. На рубеже 19-20 вв. мировая критика сравнивала исполнение К. с иск-вом Ф. И. Шаляпина, Э. Карузо, М. Баттистини. В сер. 20-х гг. оставила сцену, посвятив себя камерному исполнительству; много гастролировала. К. была тонким, глубоким интерпретатором произв. К. Монтеверди, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, М. П. Мусоргского. Обязательными в её конц. репертуаре были нар. укр. песни и произв. укр. композиторов, в т.ч. С. Ф. Людкевича, Д. В. Сичинского и Н. В. Лысенко, с к-рым К. связывала большая творч. дружба (композитор посв. ей неск. романсов, к-рые К. часто исполняла). В 1939 возвратилась во Львов. Активно включившись в сов. муз. жизнь, преподавала во Львовской консерватории (с 1946 профессор).

Литература: Славетна спiвачка. Спогади i статтi про Соломiю Крушельницьку, Львiв, 1956; Павлишин С., Замечательная украинская певица, "СМ", 1959, No 2; Зелiнський О., Безсмертя спiву, "Жовтень", 1973, No 9.

Л. С. Кауфман.

Крыжановский Д. Я.

Даниил Яковлевич (17 (29) XII 1856, Херсонская губ. - 14 (26) II 1894, Одесса) - укр. педагог и композитор. Познания в области теории музыки и пения получил в Елизаветградском духовном уч-ще и Одесской духовной семинарии (1872-78). В 1882 окончил филологич. ф-т Новороссийского ун-та (Одесса). Работал преподавателем гимназии (рус. и лат. яз.), в 1889-94 в канцелярии попечителя Одесского учебного округа. Автор вок. и хор. произв., среди к-рых "Памятник" - ода для хора и фп., написанная к 50-летию со дня смерти А. С. Пушкина; песни - "Чи у полi, чи у бoрi" (сл. неизвестного автора) и "Реве та стогне Днiпр широкий" (сл. Т. Г. Шевченко), посв. укр. театр. деятелю М. Л. Кропивницкому. Последняя приобрела огромную популярность, став нар. песней.

Литература: Кауфман Л., "Реве та стогне Днiпр широкий" Д. Крижанiвського, в кн.: Пiсня знаходить автора, Кипв, 1966; его же, Песни, ставшие народными, "СМ", 1964, No 5.

Л. С. Кауфман.

Крыжановский И. И.

Иван Иванович (24 II (8 III) 1867, Киев - 9 XII 1924, Ленинград) - сов. муз. деятель, педагог и композитор. По специальности медик. С 1901 работал прозектором Петерб. медицинского ин-та (сотрудник лаборатории И. П. Павлова, с 1909 доктор медицины). Разносторонне образованный человек, К. интересовался разл. областями науки и иск-ва, но в центре его внимания была музыка. Занимался в Киевском муз. уч-ще у О. Шевчика (скрипка) и Е. А. Рыба (теория музыки). В 1900 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова. К. занимался проблемами физиологии фп. техники (в 1923-24 профессор по курсу теории фп. техники Ленингр. консерватории), биологич. основ эволюции музыки (читал в Ленингр. ин-те истории иск-в лекции о биологич. основах эволюции музыки). Участник Беляевского кружка, К. явился одним из инициаторов организации Вечеров современной музыки. Чуткий ко всему новому, он первым оценил дарование Н. Я. Мясковского, бравшего у него уроки гармонии, ввёл юного С. С. Прокофьева в круг петерб. музыкантов. Автор мн. муз. соч., в их числе симф., камерно-инстр. произв., концерты для скрипки с оркестром, фп. пьесы, романсы и др. Творчество К. в целом эклектично, хотя отдельные его соч. и привлекают искренностью высказывания.

Сочинения: Физиологические основы фортепианной техники, П.,. 1922; Biological bases of the evolution of music, L., 1928 (пер. с рус. по рукописи "Биологические основы эволюции музыки", 1926).

Литература: Яковлев В., И. И. Крыжановский, "Современная музыка", 1926, No 13-14; Вейсберг Ю., Памяти И. И. Крыжановского, там же.

И. М. Ямпольский.

Крыжачок

Крыжачок (от белорус. крыж - крест; польск. krzyz - крест), нар. танец и песня, распространённые в Белоруссии, Польше. Муз. размер 2/4 или 4/4. Темп вначале медленный, постепенно ускоряется. Танцующие пары располагаются крестом.

Крылов И. А.

Иван Андреевич (2 (13) II 1769 (1768?), Москва - 9 (21) XI 1844, Петербург) - рус. баснописец, драматург, журналист. Род. в семье бедного армейского офицера. Систематич. образования не получил. С 10 лет работал подканцеляристом в земском суде. С 1782 мелкий чиновник Казённой палаты. Самостоятельно изучал франц., итал. языки, математику, рус. литературу. Музыкально богато одарённый, К. был прекрасным скрипачом, выступал в Петербурге в любительских концертах, исполняя партии второй скрипки в квартетах Гайдна, Моцарта, Бетховена, Боккерини. Большую роль в развитии рус. муз. мысли сыграла лит. деятельность молодого К. В письме-памфлете директору петерб. театров П. А. Соймонову и в письме гнома Зора из "Почты духов" (1789) он сатирически высмеивал бессодержательность традиционной итал. оперы; на страницах издаваемого им журнала "Зритель" (1792) боролся за утверждение рус. нац. муз. иск-ва против засилия "итальянщины". Первым лит. произв. К. было либр. комич. оперы "Кофейница" (1782-84, изд. 1869), в к-рой автор дал резкую критику нравов провинциальных крепостников. В этом произв. сказались зоркая наблюдательность, демократия, настроения молодого драматурга. К. принадлежат также либр. комич. опер "Бешеная семья" (соч. 1786, музыка О. Тевеса), "Американцы" (соч. 1788, пост. и изд. в редакции А. И. Клушина в 1800, музыка Е. И. Фомина), написанная по мотивам рус. былин волшебно-патриотич. опера "Илья-богатырь" (соч. и пост. 1806, музыка К. А. Кавоса), переводы франц. оперных либретто. На тексты басен К. написаны оперы "Лисица и виноград" и "Свинья под дубом" В. М. Орлова, "Стрекоза и муравей" В. Купрявичюса, вок. произв. А. Т. Гречанинова, Ц. А. Кюи, В. И. Ребикова, А. Г. Рубинштейна, Д. Д. Шостаковича ("Стрекоза и муравей", "Осёл и соловей" для голоса с оркестром) и др.

Литература: Бабинцев С. М., И. А. Крылов. Указатель его произведений и литературы о нем, Л.-М., 1945 (Произведения И. А. Крылова, переложенные на музыку, с. 66-70); Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом. Материалы и исследования, т. 1-2, М., 1952-53 (см. указатель имен); Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958; Ямпольский И., Крылов и музыка, М., 1970.

И. М. Ямпольский.

Крылов П. Д.

Павел Дмитриевич (7 (19) II 1885, Тверь, ныне Калинин - 21 IV 1935, Москва) - сов. композитор. В 1908 окончил физико-математич. ф-т МГУ, в 1912 - Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва у А. Н. Корещенко. С 1912 преподавал в школах и гимназиях Москвы. В 1918-22 зав. моск. муз.-хор. студиями Пролеткульта, в 1921-23 директор Моск. филармонии. В 1919-35 преподаватель Моск. консерватории (муз.-теоретич. предметы; с 1930 профессор; в 1923-28 пред. муз.-теоретич. отдела, в 1928-29 проректор по уч. работе, в 1932-35 зав. кафедрой дирижирования). Среди его соч. - опера "Бахчисарайский фонтан" (1912); симфония, сюита "Волга", увертюра "Весна" для оркестра; концерты для виолончели, для кларнета с оркестром; струн. квартет, 3 фп. сонаты, хоры, музыка к спектаклям драм. т-ра. Автор кн. "Г. Э. Конюс..." (1932).

Литература: Евсеев С., Памяти П. Д. Крылова, "СМ", 1935, No 6.

Крыса О. В.

Олег Васильевич (р. 1 VI 1942, с. Малые Ухане, Польша) - сов. скрипач. Засл. арт. УССР (1968). В 1965 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у Д. Ф. Ойстраха, в 1967 под его руководством - аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. Г. Венявского в Познани (1963, 2-я пр.), им. Н. Паганини в Генуе (1963, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского в Москве (1966, 3-я пр.), в Монреале (1969, 2-я пр.). В 1968-73 преподавал в Киевской консерватории (с 1971 доцент). С 1973 преподаёт в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных в Москве, с 1974 также в Моск. консерватории. Пр. Ленинского комсомола (1970).

Крыстев В.

Крыстев В. (Кръстев) Венелин (р. 22 IX 1919, Станке-Димитров) - болг. музыковед. Окончил Гос. муз. академию в Софии (1943), совершенствовался как музыковед в Москве (1948-49). В 1951-52 гл. редактор журн. "Българска музика". С 1954 старший науч. сотрудник Ин-та музыки при Болг. академии наук. С 1967 секретарь, с 1971 зам. пред. Союза болг. композиторов. Сотрудничает в периодич. печати. Автор ряда монографий о ведущих болг. композиторах и работ по истории болг. музыки.

Сочинения: Очерки върху развитието на българската музика, т. 1, (София, 1954); Добри Христов, София, 1954 (рус. пер. - М., 1960); Петко Стайнов, София, 1957 (резюме на рус. и франц.); Александър Морфов, София, 1958; Насоки в българската масова песен, София, 1958; Светослав Обретенов, София, 1959; Очерци по истории на българската музика, София, 1970 (рус. пер. - Очерки по истории болгарской музыки, М., 1973); Българското музикознание и критика - идеи и проблеми, София, 1972; Българската музикална култура, София, 1974; Профили, София, 1976.

А. Абаджиев.

Крээк К.

Креэк Кириллус (21 XI (3 XII) 1889, волость Ридала, близ Хаапсалу - 26 III 1962, Хаапсалу) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1957). В 1908-11 обучался в Петерб. консерватории по классу тромбона у Ф. И. Тюрнера. По теории музыки и композиции занимался под рук. В. П. Калафати и Н. Я. Витола (1912-16). Преподавал в Таллинской консерватории (муз.-теоретич. предметы; с 1947 профессор). Собирал и исследовал эстонский фольклор.

Сочинения: Эстонский реквием (Eesti reekviem, 1927), кантата Калевипоэг в пещере колдуньи (Kalevipoeg nхiakoopas, 1953); произв. для орк., в т.ч. Сетуская симфония (Setu sьmfoonia, 1953); произв. для дух. орк.; соч. для орк. нар. инструментов; камерно-инстр. ансамбли; хор. песни (более 150), среди них Чирикайте, серпики (Sirisege sirbikesed, 1919), Спи, спи, сынок (Maga, maga, Matsikene, 1922), сюита Шесть песен из Хийумаа (Kuus laulu Hiiumaalt, 1947).

Крюгер И. Э.

Иммануил Эдуардович (18 (30) IV 1865, Тверь, ныне Калинин - 25 IV 1938, Ленинград) - сов. скрипач и педагог. Засл. арт. РСФСР (1920). Герой Труда (1923). Мать К., урожд. Е. П. Тургенева, была двоюродной сестрой великого писателя. С детских лет К. обучался игре на скрипке. По окончании гимназии поступил в Моск. консерваторию, где нек-рое время занимался у И. В. Гржимали, затем был принят в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1887 по классу скрипки у Л. С. Ауэра. Выступал в качестве солиста в симф. концертах, в 1890-91 был участником струн. квартета Петерб. отделения РМО (2-я скрипка). С 1895 и до конца жизни солист оркестра балета Мариинского т-ра (Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова). К. обладал сочным, красивого тембра тоном, прекрасной техникой. Мастер кантилены, он с особым успехом исполнял такие пьесы, как "Меланхолическая серенада" Чайковского, "Размышление" Глазунова и др. С 1900 К. преподавал в инстр. классах Придворной певческой капеллы, в 1900-29 в Петерб. (Ленингр.) консерватории (с 1908 профессор). В своей подагогич. деятельности большое внимание уделял работе с детьми (в 1920-37 преподавал в муз. школе).

И. М. Ямпольский.

Крюки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Крюков В. Н.

Владимир Николаевич (9 (22) VII 1902, Москва - 14 VI 1960, пос. Старая Руза Московской обл.) - сов. композитор. Брат H. H. Крюкова. В 1925 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. В 1930-31 и 1950-51 ред. Всесоюзного радио; в 1933-35 зав. муз. частью Т-ра Революции (ныне Т-р им. В. В. Маяковского); в 1949- 1950 директор Моск. филармонии. В 1957-59 зав. кафедрой композиции Муз.-пед. ин-та им. Гнссиных. В многожанровом творчестве К. наиболее видное место занимают оперы "Станционный смотритель" и "Дмитрий Донской". При нек-рой эклектичности стиля музыка К. отличается высоким проф. мастерством, стройностью формы. К. принадлежат многочисл. статьи и рецензии по вопросам сов. музыки и исполнительства.

Сочинения: оперы - Король на площади (по А. А. Блоку, 1925), Станционный смотритель (по А. С. Пушкину, 1940, Оперный т-р им. К. С. Станиславского, Москва), Дмитрий Донской (1947, там же), Разлом (1948, либр. Б. А. Лавренёва по собств. пьесе); муз. комедия Лев Гурыч Синичкин (1945); Октябрьская кантата (для детей, сл. А. Л. Барто, исп. 1947); для орк. - Симфония-рапсодия на хакасские темы (1944), поэмы - 1920 год (1930), 9 января (1931), Броненосец Потёмкин (1955); Русская рапсодия (1944), Чешская рапсодия (1952), симфониетты и др. пьесы; для инструментов с орк. - концерт для фп. (1959), концертино для кларнета (1954), концерт-поэма для трубы (1954); камерные ансамбли, фп. пьесы, романсы; музыка к драм. спектаклям и фильмам.

M. M. Яковлев.

Крюков Н. Н.

Николай Николаевич (20 I (2 II) 1908, Москва - 5 IV 1961, там же) - сов. композитор. Брат В. Н. Крюкова. В 1932 окончил Моск. обл. муз. техникум по классу композиции у С. Н. Василенко и А. В. Александрова. В 1930-31 ред. Всесоюзного радио. С 1931 муз. руководитель киностудии "Мосфильм". Творчество К. тесно связано с киномузыкой, в области к-рой он получил наибольшую известность. Автор музыки к фильмам "Дела и люди" (1932, совм. с В. Я. Шебалиным и С. Л. Германовым), "Лётчики" (1935), "Мы из Кронштадта" (1936), "Зори Парижа" (1937), "Ленин в 1918 году" (1939), "Парень из нашего города" (1942), "Жди меня" (1943), "Адмирал Нахимов" (1947; Гос. пр. СССР, 1947), "Сказание о земле Сибирской" (1948; Гос. пр. СССР, 1948), "Сорок первый" (1956), "Идиот" (1958), "Неотправленное письмо" (1960), "Девушки Тянь-Шаня" (1961) и мн. др.

Сочинения: для солистов, хора и симф. орк. - кантата-былина Сказание о земле Сибирской (1949); для солистов, чтеца и симф. орк. - Аул Бастунджи (1941); для орк. - 2 симфонии (1936. 1955); симфониетта на казах. темы (1940); 3 сюиты (1938, 1943, 1952); для орк. нар. инструментов - сюита на белорус. нар. темы (1933); квартет (1940); романсы, детские песни и др.

Крюкова А. М.

Крюкова А. М. (урожд. Кожина) Аграфена Матвеевна (28 VI (10 VII) 1855, дер. Чаваньга, Терский берег Белого моря - 27 VI 1921) - рус. сказительница былин (старин), исполнительница старинных песен. Род. в крестьянской семье. Иск-во исполнения старин усвоила от матери, родственников, подруг. С 1872, выйдя замуж, безвыездно жила в Ниж. Золотице (Зимний берег). Перестав выступать (иногда пела величальные песни на свадьбах), продолжала пополнять свой репертуар. Переняла св. 20 былинных сюжетов сказителей Зимнего берега, в частности от своего свёкра В. Л. Крюкова (ум. 1897), славившегося иск-вом сказывания старин, и от рабочих Меденского края, приходивших в Ниж. Золотицу. К. знала почти все известные сюжеты сев. былинного эпоса. Исполнительский стиль К. отличался импровизационностью, интонационно-мелодич. варьированием. В 1900 А. В. Марков записал от К. св. 60 былин, историч. песен, духовных стихов, а в 1901 А. Л. Маслов на фонографе - 16 напевов былин и духовных стихов. Свой обширный репертуар и иск-во сказа К. передала дочерям - Марфе Семёновне и отчасти Павле Семёновне.

Литература: Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 1, М., 1906.

Крюкова М. С.

Марфа Семёновна (1876, дер. Нижняя Золотица, ныне Приморского р-на Архангельской обл. - 7 I 1954, там же) - сов. сказительница. Дочь известной сказительницы сев. старин А. М. Крюковой. Исполняла традиционные былины, перешедшие к ней от матери и др. сказителей её родной деревни, а также выученные из книг; с её голоса записано более 300 эпич. произв. Одной из первых начала складывать свои песни на совр. сов. темы (наз. их "новинами"). Известен плач о В. И. Ленине - "Каменна Москва вся проплакала", сказы о К. Б. Ворошилове, В. И. Чапаеве, челюскинцах, папанинцах и др. Выступала в разл. городах Сов. Союза и по радио. В 1938 была принята в члены Союза сов. писателей. Записи текстов с напевами К. опубликованы в ряде сборников.

Литература: Былины М. С. Крюковой, т. 1-2, М., 1939-41 (вступ. ст. Р. С. Липец); Астахова А. М., Русский героический эпос и современные былины, в сб.: Советский фольклор, Л., 1939, с. 124-47; Гуменник A., Кривоносов В., Марфа Семёновна Крюкова и северные былины, "СМ", 1939, No 1.

И. Я. Носкова.

Крюковое пение

Крюковое пение - см. Знаменный распев.

Ксенакис Я.

Ксенакис Я. (Xenakns) Янис (р. 29 V 1922, Брэила, Румыния) - греч. композитор. В 1947 окончил Политехнич. ин-т в Афинах и работал архитектором. Музыке обучался в "Эколь нормаль" в Париже у А. Онеггера и Д. Мийо (1948-50). В 1950-53 изучал композицию в Парижской консерватории у О. Мессиана. Впервые выступил как композитор в 1955 с орк. произв. "Метастазис" ("Metastasis") для 61 инструмента. В ранних соч. К. проявляется влияние греч. фольклора. В дальнейшем стал придерживаться принципов додекафонии, и серийной техники, а затем создал свою систему, к-рую назвал "стохастической" (основана на математич. вероятностном принципе). Музыка К., предназначенная для необычных инстр. составов и магнитофонов, часто использует приёмы алеаторики, носит абстрактный характер звуковых комбинаций.

Сочинения: для инстр. составов - Питопракта (Pithoprakta, 1956), Ахоррипсис (Achorripsis, 1957), Сирмос (Syrmos, 1959), Терретектор (Terrкtektohr, 1966; для 88 музыкантов, расположенных среди слушателей), Номос (Nomos, 1969; для 98 музыкантов, расположенных среди слушателей) и др.; камерные соч. - Герма (Herma, 1961; для фп. соло), Эонта (Eonta, 1964; для фп. и 5 струн.); электромагнитофонная музыка - Диаморфозис (Diamorphosis, 1957), Электронная поэма (1958, транслировалась 425 репродукторами на Междунар. выставке в Брюсселе), Бохор (Bohor, 1962) и др.

Литературные сочинения: Musiques formelles, P., 1963 (и др.).

Литература: Charles D., Le pensйe de Xenakis, P., 1968.

Л. Г. Григорьев.

Ксилофон

Ксилофон (от греч. xulon - дерево, древесина и ponn - звук; итал. Xilofono, франц. Xylophone) - ударный самозвучащий музыкальный инструмент. В Европе известен с 15 в., с 19 в. включается в состав оркестра (его совр. конструкция создана М. И. Гузиковым в нач. 1830-х гг.). К. состоит из набора хроматически настроенных деревянных (из клёна, ореха, пихты, палисандра, ели) брусочков (41), расположенных в 4 вертикальных колонках на жгутах из соломы, рогожи или резины, не глушащих их звучность. Во время игры К. размещается на спец. столе, к-рый иногда оборудуется резонаторами - медными гильзами разной величины, подведёнными под бруски; при этом звук К. становится более певучим. В наст. время чаще используются клавиатуроподобные инструменты с брусочками, расположенными в 2 ряда наподобие клавишей фп. Звук извлекается двумя выточенными из дерева палочками с утолщениями на концах - т.н. козьими ножками. Тембр звонко-пронзительный, щёлкающий, в верхнем регистре - суховатый. К. бывают разных размеров, с диапазоном 1,5-3,5 октавы (начиная с C1). Диапазон клавиатуроподобного К.: f-с4 или с1 -с4. Используется как оркестровый и сольный инструмент. Нотируется в скр. ключе (в партитуре его партия располагается под партией колоколов и над партией челесты). К. с металлич. резонаторными трубками, подвешенными под брусочками, наз. маримбой; К., в к-ром брусочки заменены трубками, - тубафоном.

Литература: Рогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с, 408-42; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 195-98; Дмитриев Г., Ударные инструменты: трактовка и современное состояние, М., 1973.

С. Я. Левин.

Ксиндас С.

Ксиндас С. (Xundas) Спиридон (8 VI 1812, о. Корфу, ныне о. Керкира - 12 XI 1896, Афины) - греч. композитор и гитарист. Обучался под рук. Н. Мандзароса на Корфу, затем в консерватории Сан-Пьетро а Майелла в Неаполе; позднее вернулся на Корфу, где продолжал занятия с Мандзаросом. Выступал как гитарист. Один из гл. популяризаторов т.н. ионической школы, основанной Мандзаросом. Музыка К. была очень популярна в Греции во 2-й пол. 19 в. Автор первой оперы, написанной на греч. либретто, - "Кандидат в парламент" (1867, Корфу). Ему принадлежат также 4 оперы на итал. либретто, в их числе "Три мушкетёра" (по одноим. роману А. Дюма, пост. 1855); пьесы для гитары; хоры, песни.

Куандо

Куандо (испан. cuando) - креольский парный танец в Аргентине и Чили, ведущий происхождение от европ. менуэта. Сложился ок. 1800. Состоит из 2 частей - в умеренном движении на 3/4 и в более быстром на 6/8. Сопровождается пением. Может исполняться и как песня под аккомпанемент гитары или арфы.

Куанье O.

Куанье O. (Coignet) Opac (13 V 1735, Лион - 29 III 1821, там же) - франц. композитор, певец и скрипач. Учился игре на скрипке. Известность получил, написав вместе с Ж. Ж. Руссо музыку к его одноактной лирич. сцене "Пигмалион" (пост. 1770, Лион) - раннему образцу жанра мелодрамы. Во время Великой франц. революции (3-й год Франц. республики) - "директор музыки" Лиона. После революции жил в Париже, давал частные уроки. Среди произв. К.: комич. опера "Врач от любви" ("Le mйdecin de lamour", 1758, т-р на Сен-Лоранской ярмарке), увертюра к драме "Мелани" Лагарпа, пьесы для клавесина, муз.-сценич. миниатюры.

Литература: Jansen A., J. J. Rousseau als Musiker, В., 1884; Vallas L., Un siиcle de musique et de thйвtre а Lyon, 1688-1799, Lyon, 1932.

Куатро

Куатро (испан. cuatro) - струн. щипковый инструмент. Распространён в Венесуэле и отчасти в Колумбии. Имеет 4 струны. Настроен: си-фа

Куатро

1 - ре1-ля. Обладает широким динамич. диапазоном звучания - от очень сильного, резкого до нежного и мягкого. Употребляется преим. как аккомпанирующий инструмент в сочетании с гитарой, арфой или мандолиной.

Куба Л.

Куба Л. (Kuba) Людвик (16 IV 1863, Подебради - 30 XI 1956, Прага) - чеш. этнограф, фольклорист, музыковед, художник и писатель. Нар. арт. ЧССР (1945). Учился в органной школе у Ф. З. Скугерского (1877-79), затем в учительском ун-те в Кутна-Горе. Преподавал в школе, занимался живописью в Праге, Париже, а затем в Мюнхене (под рук. словенца А. Ажбе) в группе со студентами из слав. стран; общение с ними пробудило интерес К. к изучению слав. этнографии и нар. песенного творчества. К. собирал фольклор, записал и обработал чеш., моравские, словенские, черногорские, словацкие, болг. и др. нар. песни. С 1884 издавал свой осн. труд "Славянство в песнях" (16 сб-ков; ок. 4000 песен), включающий подробные описания характера местного пения, быта и нар. изобразит. иск-ва (с подробной классификацией образцов нар. творчества; зарисовками жилищ, костюмов, муз. инструментов, сценок из нар. жизни, портретов представителей разных народностей). Труд К. представляет ценность и в качестве этнографич. материала (несмотря на несколько устаревшую методологию). К. состоял в переписке с П. И. Чайковским, общался с польским этнографом и фольклористом О. Кольбергом.

Литературные сочинения: Slovanstvo ve svэch zpevech, (sv.) 1-15, Pardubice (Podebrady) - Praha, 1884-1929; Na Cernй Hore, Praha, 1892; Ctenн о Luzici, Praha, 1925; Cteni о starйm Srbsku, Praha, 1932; Ctenн о Makedonii, Praha, 1932; Ctenн о Dalmacii, Praha, 1932; Ctenн о Bosne a Herzegovine, Praha, 1937; Cesty za slovanskou pнsnн, sv. 1-2, Praha, 1933-35; Zaschlб paleta, Praha, 1958.

Литература: Письма П. И. Чайковского к Людвигу Кубе, в кн.: Бэлза И., Из истории русско-чешских музыкальных связей, М., 1956, с. 7-14; Pбta J., Ludvнk Kuba, Praha, 1926; Stech V. V., Ludvнk Kuba, Praha, 1949; Dolezal J., Prvnн cesty Ludvнka Kuby za slovanskou pнsnн ve svetle jeho korespondence s E. Jelнnkem, "Ceskэ lid", 1954, No 1, s. 33; Stanislav J., Ludvнk Kuba, zakladatel slovanskй hudebnн folkloristiky, Praha, 1963.

A. Коштял.

Кубацкий В. Л.

Виктор Львович (6 (18) III 1891, Москва - 16 X 1970, там же) - сов. виолончелист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1930). В 1914 окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва по классу виолончели у А. А. Брандукова. В 1914-21 солист оркестра Большого театра. Организатор и участник одного из первых сов. струн. квартетов - им. Страдивариуса (1920-30). С 1949 профессор квартетного класса Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. Подготовил к печати тт. 30 б и 55б Полн. собр. соч. П. И. Чайковского (1956), включающие виолончельные произв. Автор публикации "Документы о деятельности А. В. Луначарского в области развития советской музыки в 1920-1924 гг." (в кн.: Луначарский А. В., В мире музыки. Статьи и речи, 1958, 1970).

Кубелик И.

Кубелик И. (Kubelik) Иероним Rафаэль (р. 29 VI 1914, Бихори, Чехия) - чехосл. дирижёр и композитор. Учился игре на скрипке и теории музыки у отца - Яна К., затем - в Пражской консерватории (1928-1933) у П. Дедечека (дирижирование), О. Шина (композиция), Й. Фельда (скрипка). Как дирижёр дебютировал в 1934 в Праге с оркестром Чеш. филармонич. об-ва, с к-рым выступал в 1936-39. Муз. директор Нац. т-ра в Брно (1939-41) и Чеш. филармонич. оркестра (1941-48). В кон. 1940-х гг. наряду с классич. репертуаром исполнял произв. чеш. (В. Новак, Й. Сук, Л. Яначек, О. Острчил) и сов. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович) композиторов. Был рук. Чикагского симф. оркестра (1950-53), муз. т-ра "Ковент-Гарден" в Лондоне (1955-58), гл. дирижёром оркестра Баварского радио в Мюнхене (с 1961; гастролировал с ним в странах Европы, 1962). С 1972 муз. рук. "Метрополитен-опера". Гастролировал во мн. странах мира, дирижировал на крупнейших европ. муз. фестивалях, в т.ч. на "Пражской весне". Выступал в Москве (1945). К. - дирижёр романтич. склада; его исполнит. манера отличается пластичностью и красотой жеста, напряжённой эмоциональностью, темпераментом. С успехом выступал с симф. произв. преим. романтиков - Г. Берлиоза, Ф. Листа, И. Брамса и др.

Сочинения: оперы Вероника (1947, Брно) и 3 не пост.; кантаты, 3 реквиема (1942, 1962, 1963); Stabat Mater (1968); 2 мессы; для орк. - 3 симфонии (1934, 1945, 1971); концерты с орк. - для скр. (1940, 1951), влч. (1944), фп. (1950) и др.; камерно-инстр. ансамбли - 5 струн. квартетов и др.; пьесы для фп.; хоры; песни, в т.ч. на сл. А. С. Пушкина (1937).

Литература: Rеу A., Ralael Kubelik et lorchestre de la Radio Bavaroise, "Le monde", 1970, 6/XI, p. 27.

Л. Г. Григорьев, M. M. Яковлев.

Кубелик Я.

Кубелик Я. (Kubelik) Ян (5 VII 1880, Михле, близ Праги - 5 XII 1940, Прага) - чеш. скрипач и композитор. Чл. Чеш. академии наук и иск-в (1932). С 3 лет учился игре на скрипке у отца - Йосефа Матея К. (1853-98; рук. собств. инстр. капеллы), затем у К. Вебера, К. Ондржичека и Ф. Сршне. В 1892- 1898 занимался в Пражской консерватории у О. Шевчика (скрипка), К. Штеккера, Й. Б. Фёрстера и К. Книтля (композиция). С 1898 гастролировал во мн. странах мира, в т.ч. неоднократно в России (с 1901, в СССР - в 1927). С К. связано утверждение на конц. эстраде произв. Н. Паганини (начало этому положил А. Вильгельми).

Кубелик Я.

Прославился как непревзойдённый исполнитель его труднейших виртуозных пьес (их никто не играл после самого Паганини). Игра К. отличалась исключит. отчётливостью пальцевой техники, кристальностью интонации, чёткостью ритма, красотой звучания. Характерная особенность исп. К. - сдержанность темпов (он ввёл в исполнительскую практику скрипачей сравнительно медленную игру технических пассажей), блестящее владение приёмами игры pizzicato левой рукой и двойных флажолетов. Основу репертуара К. составляли соч. Паганини, Г. Эрнста, Г. Венявского, П. Сарасате, А. Баццини, салонные пьесы Ф. Дрдлы, Амброзио и др. В исполнении им классической музыки сказывалась поверхностность интерпретации. Расцвет искусства К. относится к 1898-1910. Позднее он теряет абсолютную точность техники, игра приобретает черты академич. сухости, холодности. Однако до конца артистич. карьеры К. сохранил имя крупнейшего мастера. Автор "Американской симфонии" (1937), 6 концертов для скрипки с оркестром (1916-24), скр. пьес, виртуозных каденций к концертам и др. В 1947 и 1949 в рамках фестиваля "Пражская весна" были проведены Междунар. конкурсы скрипачей имени К.

Литература: Ян Кубелик. (Современные муз. деятели), "РМГ", 1902, No 51-52; Сelеda J., J. Kubelik, Praha, 1930; Hoffmeister К., Jan Kubelik, Praha, 1941, Jan Kubelik, Praha, 1942; Flesh С., The memoirs, L., 1957, 1961; Budis R., Slavnн cestн houslistй, Praha, 1966.

И. M. Ямпольский.

Кубинская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кубишта Н. Е.

Николай Егорович (1799-1837, Москва) - рус. композитор, скрипач, дирижёр и певец (тенор). По происхождению чех. В 1818-23 учитель музыки Университетского пансиона в Москве, где преподавал игру на фп. и скрипке, писал музыку для торжественных актов пансиона. С 1823 скрипач-солист, в 1823-30 помощник капельмейстера, в 1830-31 гл. капельмейстер Большого т-ра; в 1824-31 также капельмейстер моск. Малого т-ра. В 1820-х гг. выступал в моск. концертах как композитор, скрипач и дирижёр (в 1825 дал концерт из произв. преим. рус. композиторов, в к-ром исполнил кантату А. Н. Верстовского). Автор балетов, орк. и фп. пьес, романсов, песен, музыки для т-ра.

Сочинения: балеты - Зефир и Флора (совм. с К. А. Кавосом, Москва, 1818), Кавказский пленник, или Тень невесты (совм. с Кавосом, Москва, 1823), Ричард Львиное сердце в Палестине (Москва, 1829), Смерть Атиллы, царя гуннов, прозванного бичом рода человеческого (Москва, 1830); интермедия-водевиль-балет - Встреча именинника (совм. с А. Н. Верстовским, 1825); Дивертисмент - Праздник в Подмосковье (1827); произв. для орк.; концерт для скр. с орк.; для фп. - мазурка (изд. в "Музыкальном альбоме" А. Н. Верстовского, 1828), Собрание любимых танцев; для голоса и фп. - романсы на сл. В. А. Жуковского, Г. В. Кугушева, Н. Д. Иванчина-Писарева, Д. П. Ознобишина, песни; музыка для театра, в т.ч. для водевилей - Женщина-полковник, Романс-гавот (1824) и др.

Литература: Натансон В., Из музыкального прошлого Московского университета, М., 1955, с. 78; Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, М., 1956, с. 100-01; Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956, с. 152; Очерки по истории русской музыки. 1790-1825, под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша, М., 1956, с. 252, 261, 302.

Кубыз

Кубыз - самозвучащий щипковый муз. инструмент: металлич. варган волжских татар и башкиров. Пользуются К. преим. женщины, сопровождая его звуками женские танцы или исполняя импровизационные наигрыши.

Кувиклы

Кувиклы - кугиклы, кувички, цевница, - духовой муз. инструмент: рус. многоствольная флейта типа флейты Пана. Стволы её имеют разную длину и не скреплены вместе - их свободно держат в руке в количестве 2-5 штук (дл. 100-160 мм). Верхние концы стволов открыты, нижние закрыты. Поднося стволы открытыми концами ко рту и направляя струю воздуха на край стенки, извлекают негромкие свистящие звуки в пределах секунды, терции, кварты и квинты. На К. играют только женщины, составляя ансамбль из неск. человек. При этом одна группа исполнительниц ведёт верхний голос и "споукает", т.е. чередует звуки, исполняемые на инструменте, с выкриками голоса (напр., "фиф", "каф"), а другая вторит ей без выкриков. Игра сопровождается также хлопаньем в ладоши, притоптыванием, присвистом и "иханием". Иногда к ансамблю К. присоединяются и др. инструменты (сопели, жалейки, гармоника и др.). Распространены К. только в Брянской и Курской обл.

Литература: Привалов Н. И., Музыкальные духовые инструменты русского народа, вып. 1-2, СПБ, 1907-08; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, Л., 1975, с. 33.

К. А. Вертков.

Кувички

Кувички - см. Кувиклы.

Кувыкин И. М.

Иван Михайлович (22 VI 1893, слобода Печоры Нижегородской губ. - 14 VI 1950, Москва) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1947). С детства пел в хорах Ниж. Новгорода и Москвы. Муз. образование получил в Моск. капелле Ф. И. Иванова (с 1907), где началась и дирижёрская деятельность К. (первоначально пом. дирижёра, затем - дирижёр). В 1914-1917 хормейстер в армии. После Окт. революции 1917 и в годы Гражданской войны работал в красноармейских частях, организовывал художеств. бригады, позже преподавал пение в общеобразоват. школах. В 1928-1931 в аспирантуре ГИМНа. С 1931 хормейстер опорного хора, с 1936 гл. хормейстер хор. коллективов Всесоюзного радиокомитета. К. был выдающимся хор. дирижёром, его творч. деятельность способствовала развитию хор. исполнительства. Многие произв. сов. композиторов были созданы в творч. содружестве с К. и руководимым им хором.

Литература: Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижёры, М., 1963, с. 136-40.

И. М. Марков.

Кугушев Г. И.

Георгий Иванович (2 (14) III 1896, Петербург- 11 V 1971, Свердловск) - сов. артист и режиссёр оперетты. Нар. арт. РСФСР (1960). В 1917-1919 занимался в театр. студии С. А. Найдёнова в Ялте и одновременно работал в драм. труппе С. Новикова. В оперетте впервые выступил в 1919 в Симферополе. В 1923-34 работал как актёр и режиссёр в т-рах оперетты и муз. комедии Харькова, Одессы, Ниж. Новгорода и др. В 1934-38 и 1943-47 гл. режиссёр, в 1947- 1961 худ. рук. Свердловского т-ра музкомедии. Как режиссёр К. стремился к преодолению опереточных штампов, созданию цельного содержат. спектакля. Под его руководством Свердловский т-р стал пропагандистом сов. муз. комедии. Пост.: "Перикола" Оффенбаха (1935), "Сорочинская ярмарка" Рябова (1937), "Табачный капитан" Щербачёва (1944; Гос. пр. СССР, 1946), "Беспокойное счастье" Милютина (1947), "Прекрасная Елена" Оффенбаха (1949), "Огоньки" Свиридова (1953), "Марк Береговик" Кацман (1955), "Простор широкий" Родыгина (1961), "Сто чертей и одна девушка" Хренникова (1964) и др. В 1962-68 преподавал в Уральской консерватории (с 1965 доцент). Снимался в роли Ферри в фильме "Сильва" (1944).

Литература: Риф И., Свердловский театр музыкальной комедии, Свердловск, 1959.

В. И. Зарубин.

Кудрявцева Е. П.

Елизавета Петровна (р. 24 IV (7 V) 1914, Петербург) - сов. хоровой дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1953). В 1931 окончила хор. уч-ще при Ленингр. академич. капелле по классу хор. дирижирования у М. Г. Климова, в 1947 - экстерном Ленинградскую консерваторию, в 1950 - аспирантуру (рук. А. А. Егоров). В 1931-61 дирижёр, в 1941-44 и 1953-55 гл. дирижёр Ленинградской академической капеллы им. Глинки. В 1931-55 преподавала в хоровом училище при капелле. С 1950 преподаёт хоровое дирижирование в Ленинградской консерватории (с 1965 профессор). Ученики: Д. Г. Китаенко, А. С. Дмитриев, К. А. Аренг, Н. И. Кунаев, А. И. Пустовалов, М. Г. Травкин, В. А. Семенюк и др. Организатор и худ. рук. хора любителей пения Ленинграда (1958) и общевузовского хора консерватории.

Кудряшова К. К.

Клавдия Кузьминична (р. 13 XII 1925, хутор Белый, ныне Ленинградского р-на Краснодарского края) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1970). В 1952 окончила Моск. консерваторию (класс Р. Я. Альперт-Хасиной). В том же году дебютировала на сцене Белорус. т-ра оперы и балета; с 1960 солистка Пермского т-ра оперы и балета. Звучный, мягкий голос, мастерство перевоплощения отличают исполнение К. Один из лучших образов, созданных певицей, - Иоанна ("Орлеанская дева" Чайковского). Первая исполнительница на сов. сцене партии Варвары Васильевны ("Не только любовь" Щедрина, 1961) и Кати ("Огненные годы" Спадавеккиа, 1967). Партии: Любава; Любаша ("Царская невеста"), Весна и Лель ("Снегурочка"), Графиня; Солоха, Княгиня Морозова ("Черевички", "Чародейка", "Опричник" Чайковского), Кончаковна, Азучена, Амнерис; Турандот ("Турандот" Пуччини), Кача ("Чёрт и Кача" Дворжака), Алеся ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Аксинья. Гастролировала за рубежом (Польша, Куба).

В. И. Зарубин.

Кужамьяров К. Х.

Куддус Ходжамьярович (р. 21 V 1918, с. Кайназар, ныне Энбекшиказахский р-н Алма-Атинской обл.) - сов. композитор. Нар. арт. Казах. ССР (1973). Чл. КПСС с 1943. Деп. Верх. Совета Казах. ССР 5-го и 6-го созывов. К. - первый уйгурский композитор-профессионал, музыкальный и общественный деятель. В 1933-39 учился на фп. отделении Алма-Атинского муз. училища. В 1940-46 в рядах Красной Армии. В 1951 окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции у Е. Г. Брусиловского. В 1951-52 учился в Моск. консерватории у В. Я. Шебалина. В 1952 худ. рук. Казах. радио. К. - основоположник уйгурской проф. музыки, его произв., построенные на уйгурском нац. мелосе, отличаются оригинальными приёмами, острым гармонич. языком, колоритностью оркестровки. Автор первых уйгурских опер (в т.ч. "Назугум" - о героине нац.-освободит. восстания уйгурского народа в нач. 19 в.), балета ("Чин-Томур"), симфоний, оратории и др. произв. С 1953 преподаёт в Алма-Атинской консерватории (с 1965 профессор), в 1957-67 ректор, с 1968 зав. кафедрой композиции. В 1955-59 пред. CK Казахстана. Гос. пр. СССР (1951).

Сочинения: оперы - Назугум (1956, Казах. т-р оперы и балета), Золотые горы (совм. с Н. Тлендеевым, 1960, там же), Садыр-палован (1975); балет - Чин-Томур (1969, Казах. т-р оперы и балета); оратория - Цвети Семиречье (1970); для орк. - 2 симф. (1971, 1974), симф. поэмы Ризвангуль (1950) и Песня о свободе (1954), увертюра - Реет красный флаг (1959), симф. картинки - Мэшрэп (1972), 3 сюиты (1955, 1967, 1969), Китайская лирическая (1953), Уйгурские танцы (1956), Маргул (1967), Казахский танец (1972), Уйгурские напевы (1973), концерт для трубы с орк. (1973); камерно-инстр. ансамбли - квартеты, трио, сонаты и др.; для хора и оркестра - сюиты На колхозном поле (1949), Зацветёт целина (1954), Вечер в уйгурском колхозе (1957), Дорога дружбы (1958), Партия Ленина (1962), поэма Думы об Ала-тау (1968); сюита на темы уйгурских нар. песен для хора a cappella (1969); инстр. пьесы, музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Аравин П. В., К. X. Кужамьяров, в сб.: Композиторы Советского Казахстана, A.-A., 1958: его же, Куддус Кужамьяров, М., 1962; его же, "Назугум", в кн.: Очерки по истории Казахской советской музыки, A.-A., 1962, с. 126-37.

Б. Г. Ерзакович.

Куза В. И.

Валентина (Ефросинья) Ивановна (1868, Бессарабия - 15 (28) V 1910, Петербург) - рус. певица (сопрано). Училась в Петерб. консерватории у С. И. Габеля и Н. А. Ирецкой; совершенствовалась в Париже у М. Ласси. Дебютировала в 1894 в Мариинском т-ре, став вскоре одной из ведущих певиц. Большое влияние на творч. формирование К. оказал её муж - комп. Ю. И. Блейхман. К. обладала голосом приятного, мягкого тембра, артистич. темпераментом, хорошими внешними данными. Наряду с драм. исполняла также и лирич. партии: Юдифь (одноим. опера Серова), Наташа ("Опричник" Чайковского), Валентина ("Гугеноты"), Аида. Была первой исполнительницей партии Сервилии в одноим. опере Римского-Корсакова (1902), заслужив высокую оценку композитора.

Литература: Похитонов Д. И., Из прошлого русской оперы, (Л.), 1949; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940.

Кузмин М. А.

Михаил Алексеевич (6 (18) X 1875, Ярославль - 3 III 1936, Ленинград) - сов. поэт, беллетрист, переводчик, композитор и муз. критик. В 1893-1895 учился в Петерб. консерватории у А. К. Лядова (теория музыки), H. P. Соловьёва (гармония) и Н. А. Римского-Корсакова (контрапункт и фуга); брал также уроки композиции у В. В. Кюнера. Автор мн. вок. произведений на собств. тексты ("Духовные стихи", "Арабские песни", "Детские песни", цикл романсов из серии "Города" и др.). Издал (со своим муз. сопровождением) сб. стихов - "Куранты любви" и "Александрийские песни" (тетради 1-2). Нек-рые из его соч. исполнялись на "Вечерах современной музыки" в Петербурге. Написал музыку к спектаклям Т-ра В. Ф. Комиссаржевской (Петербург) - "Балаганчик" (1906), "Незнакомка" (1911), "Роза и крест" (1912) А. Блока, к пьесам "Красный кабачок" Беляева (1911), "Бесовское действо" А. Ремизова. Ему принадлежат также оперы ("Евлогий и Ада", "Забава дев"), балеты ("Выбор невесты", "Одержимая принцесса") и др. В музыке и лит. сюжетах произв. К. сказались характерные для него как поэта увлечение культом эпикурейства, тяготение к эпохе рококо. При гармоничности формы и ясности фактуры его соч. отмечены условностью стиля, стилизацией старины. К. выступал как муз. критик. Ряд его статей о музыке - "Чехов и Чайковский", "Вертер", "Похищение из сераля", "Cosi fan tutte", "Малабарская вдова" - вошли в сб. "Условности. Статьи об искусстве" (П., 1923). Написал рус. текст оперы "У Парижской заставы" ("Водовоз" Л. Керубини), перевёл тексты "Песни о земле" Г. Малера, оперы А. Берга "Воццек", "Жизнь Россини" Стендаля (Собр. соч., т. 10, 1936), "Бетховен. Великие творческие эпохи" Р. Роллана (1938).

Литература: Луини, М. Кузмин. Куранты любви, "РМГ", 1912, No 15, стлб. 377-78; Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), Музыка в творчестве М. А. Кузмина, "Жизнь искусства", 1920, No 580; его же, Русская поэзия в русской музыке, П., 1922, с. 59, 141.

И. М. Ямпольский.

Кузнецов А. А.

Алексей Алексеевич (р. 6 IX 1941, Челябинск) - сов. джазовый гитарист и композитор. В 1962 окончил Моск. муз.-пед. уч-ще им. Oкт. революции (класс гитары). В 1962-74 гитарист эстрадно-симф. оркестра Всесоюзного радио и Центр. телевидения. С 1975 артист Гос. симф. оркестра кинематографии СССР. Участник междунар. джазовых фестивалей. Автор муз. произведений.

Кузнецов А. В.

Александр Васильевич (1847, Петербург - 1918 или 1919, Петроград) - рус. виолончелист и композитор. Учился у К. Ю. Давыдова (до 1865). В 1866 окончил Петерб. консерваторию по классу виолончели у И. И. Зейферта, теорию композиции изучал у Н. И. Зарембы. Был в дружеских и творч. отношениях с П. И. Чайковским и М. А. Балакиревым. К. преим. камерный музыкант (выступал и как солист). В 1871-83 входил (вместе с Д. А. Пановым, А. Ф. Леоновым, А. А. Егоровым) в состав "Русского квартета", к-рый впервые исполнил в Петербурге 1-й квартет Чайковского, квартеты А. П. Бородина. В репертуаре К. были также сонаты Ф. Мендельсона, Э. Грига, Ф. Шопена (партию фп. исп. М. А. Балакирев), Й. Брамса (партия фп. - В. И. Сафонов). Балакирев посв. К. романс "7 ноября", К. Ю. Давыдов - Ноктюрн.

Как композитор К. находился под влиянием творчества Чайковского, Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова. Среди его соч. - 4 сюиты и 4 квартета для 4 виолончелей, ряд пьес для виолончели и фп., 2 кантаты, романсы и др. Ему принадлежат опера "Анжело" (на сюжет поэмы А. С. Пушкина).

С 1879 К. был членом, затем директором и пред. правления Петерб. отделения Филармонич. об-ва.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, (кн. 3) - Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965.

Л. С. Гинзбург.

Кузнецов А. И.

Александр Иванович (2 (14) VIII 1896, Зарайск - 24 IX 1969, Москва) - сов. баянист. С 5 лет играл на гармонике, позже помогал в работе отцу - мастеру гармоник, выступал вместе с ним, а также как аккомпаниатор в кино, участвовал в концертах, находясь в армии. В 1925 организовал в Т-ре им. Мейерхольда (Москва) трио баянистов, в к-рое входили также М. Я. Макаров (1897-1934), Я. Ф. Попков (1898-1970).

В их сопровождении шли спектакли "Лес" Островского, "Клоп" Маяковского, "Мандат" Эрдмана, "Д. Е." Подгаецкого и др. С 1930 трио под рук. К. выступало в концертах "Мосэстрады", на радио. В 1934 Макарова заменил А. Ф. Данилов (1901-65). Участниками трио были сделаны обр. нар. мелодий, популярных вальсов и др. Артисты участвовали в озвучивании фильмов ("Трактористы", "Свинарка и пастух", "Гибель ?Орла?" и др.), в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 вели активную конц. деятельность в составе фронтовых бригад, после войны концертировали по Сов. Союзу (до 1958). В репертуар входили произв. П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Ф. Шопена, В. А. Моцарта, обр. нар. музыки.

Литература: Мирек A., Из истории аккордеона и баяна, М., 1967.

А. М. Мирек.

Кузнецов К. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница