Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "З" (часть 3, "ЗИГ"-"ЗЮС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 3, "ЗИГ"-"ЗЮС")

Зигмунд-Шульце В.

Зигмунд-Шульце В. (Siegmund-Schultze) Вальтер (р. 6 VI 1916, Швейниц, Саксония-Анхальт) - нем. музыковед (ГДР). Ученик А. Шмица и Ф. Фельдмана. С 1951 вёл науч.-исследоват. работу в ун-те Галле (с 1954 профессор). С 1956 директор Ин-та музыковедения этого ун-та, с 1965 - также Ин-та музыковедения ун-та в Лейпциге. С 1955 редактор "Генделевского ежегодника" ("Hдndel-Jahrbuch"). Осн. работы З.-Ш. посв. творчеству И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и В. А. Моцарта. Ему принадлежат монография о Р. Штраусе (1963), мн. статьи о нем. музыке 19 в., а также о М. И. Глинке, о сов. музыке, произв. С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др. В 1959 удостоен Генделевской пр.

Сочинения: Die Musik Bachs, Lpz., 1953; Georg Friedrich, Hдndel. Leben und Werk, Lpz., 1954; Mozarts Melodik und Stil, Lpz., 1957; Michail Glinka, der erste Klassiker der russischen Musik, "Wissenschafliche Zeitschrift der Universitдt Halle", 1957; Die 24 Prдludien und Fugen von D. Schostakovitsch, там же; Die groЯe Sozialistische Oktoberrevolution in ihrer Auswirkung auf die Sowjetische Musik, "Kunst und Literatur", 1957, H. 11; Prokofiew und die Sonate, там же; Ьber den Begriff der Volkstьmlichkeit in der Kunst, Lpz., 1960; Richard Strauss, Lpz., 1963.

И. М. Марков.

Зике К. К.

Карл Карлович (1850, Петербург - 22 V (3 VI) 1890, там же) - рус. пианист, дирижёр и композитор. В 1878 окончил Петерб. консерваторию по классам фп. (у А. И. Виллуана) и теории композиции (у Н. И. Зарембы). В 1881-82 профессор спец. класса теории музыки Моск., в 1882-90 - Петерб. консерваторий. З. был талантливым аккомпаниатором и симф. дирижёром. Выступал в концертах РМО в Петербурге, Москве и провинц. городах. В 70-х гг. руководил Петерб. муз.-драм, кружком, где поставил неск. опер (в т.ч. впервые в Петербурге оперу "Евгений Онегин"). В 1888-89 по заданию гл. дирекции РМО изучал постановку муз. образования в провинц. отделениях об-ва. Муз. соч. З. остались в рукописи (кантата "Мессинская невеста" и др.). Изд. его романс "Ещё томлюсь тоской желаний" (сл. Ф. И. Тютчева).

И. М. Ямпольский.

Зилоти А. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зильберман

Зильберман (Silbermann) - семья нем. органных и фп. мастеров. Среди её многочисл. представителей: Андреас З. (16 V 1678, Клейнбобрицш, близ г. Хемниц, ныне Карл-Маркс-Штадт - 16 III 1734, Страсбург). В 1697-1700 учился у орг. мастера Э. Каспарини в Гёрлице. С 1701 поселился в Страсбурге, где первоначально строил клавикорды, с 1703 - органы. В 1713-16 установил орган в Страсбургском кафедр. соборе. Известно ок. 30 органов его работы, отличающихся светлым серебристым звуком, характерным для работ мастеров этой семьи. Предпочтение, оказываемое им в своих органах язычковым трубам, указывает на франц. влияние (он учился в 1704-06 также в Париже у орг. мастера А. Тьерри). Готфрид З. (14 I 1683, Клейнбобрицш, близ г. Хемниц, ныне Карл-Маркс-Штадт - 4 VIII 1753, Дрезден) - наиболее знаменитый из семьи З. Брат Андреаса З., у к-рого обучался инструментальному мастерству. Работал в Фрейберге, где в 1710-14 построил для гор. Кафедр. собора большой орган с 3 мануалами (клавиатурами для рук) и 45 регистрами. Из 47 органов его работы наиболее известен орган в придв. церкви Дрездена. Прославился и как строитель клавикордов. Первый в Германии применил в клавикорде фп. механику В. Кристофори. Демонстрировал клавикорд своей работы И. С. Баху и на основе его замечаний внёс в инструмент ряд усовершенствований. Изобрёл cembalo d'amore - род двойного клавикорда.

Литература: Wцrsching J., Die Orgelbauerfamilie Silbermann in Strasburg, Mainz, 1941; Flade E., G. Silbermann. Ein Beitrag zur Geschichte des deutschen Orgel- und Klavierbaus im Zeitalter Bachs, Lpz., 1953.

И. М. Марков.

Зимандль Ф.

Франтишек - см. Симандль P.

Зимин П. Н.

Пётр Николаевич (4 (16) V 1890, Чернигов - 22 II 1972, Москва) - сов. музыковед и инструментовед. Кандидат искусствоведения (1944). Окончил Петрогр. консерваторию по классу фп. у С. М. Ляпунова (1915) и естеств. отделение физико-математнч. ф-та Петрогр. ун-та (1916). В 1920 переехал в Москву. В 1921-31 науч. сотрудник ГИМНа. В 1926-31 и 1944-1948 преподавал инструментоведение в Моск. консерватории (с 1927 доцент), с 1937 (с перерывами) работал в акустич. лаборатории там же, в 1932-37 - в промышленности по изготовлению дух. инструментов.

Сочинения: Какие бывают музыкальные инструменты и какими способами получаются из них музыкальные звуки, М., 1925; К вопросу о звукообразовании у смычковых музыкальных инструментов, в cб.: Сборник работ комиссии по музыкальной акустике, Труды Гос. ин-та муз. науки (ГИМН), вып. 1, М., 1925; К вопросу о единообразном методе исследования толщин дек смычковых музыкальных инструментов, там же, вып. 1, М., 1926; Принципы рациональной классификации музыкальных инструментов, там же; Спутник музыканта-этнографа..., М., 1929 (совм. с С. Л. Толстым): Фортепиано в его прошлом и настоящем. Очерк истории струнных клавишных инструментов, М., 1934; Акустика музыкальных инструментов. Эталон высоты. Логарифмическое исчисление интервалов. Центы и их применение, в кн.: Музыкальная акустика, М., 1940, 1954; История фортепиано и его предшественников, М., 1968, и др.

Зимин С. И.

Сергей Иванович (21 VI (3 VII) 1875, Орехово-Зуево - 26 VIII 1942, Москва) - рус. сов. театр. деятель, меценат. Брал уроки пения у H. H. Кедрова, А. И. Барцала и Н. П. Миллера. В 1904 организовал частный оперный т-р в Москве, получивший назв. Оперный театр Зимина, - одно из лучших частных оперных предприятий в России. З. приглашал в т-р известных певцов, дирижёров, художников. В 1917, когда т-р стал государственным, З. продолжал в нём работать в качестве члена дирекции. В 1918 и 1921-22 художеств. консультант МХАТа, в 1922-24 пред. акционерного об-ва "Свободная опера С. И. Зимина". С 1924 работал в филиале Большого т-ра (художеств. консультант).

Литература: Труды Гос. центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, М.-Л., 1941, с. 175-240; см. также лит. при ст. Оперный театр Зимина.

M. М. Яковлев.

Зимрок

Зимрок (Simrock) - семья нем. муз. деятелей. Hиколаус З. (23 VIII 1751, Майнц - 12 VI 1832, Бонн). Свою деятельность начал в 1774 в Бонне в качестве валторниста капеллы местного курфюрста, одновременно был зав. нотной б-кой капеллы. В 1790 оставил службу и основал нотную торговлю, к-рая впоследствии превратилась в одно из крупнейших нем. муз. издательств, завоевавшее признание благодаря изданию произв. Л. Бетховена, И. Брамса, А. Дворжака, М. Бруха. Петер Йозеф З. (18 VIII 1792, Бонн - 13 XII 1868, Кёльн) - сын Николауса З., унаследовавший фирму отца. Фриц З. (Фридрих Август) (2 I 1837, Бонн - 20 VIII 1901, Лозанна, Швейцария) - внук Петера Йозефа З. Из представителей этой семьи сыграл наибольшую роль в деятельности фирмы З. В 1870 перевёл изд-во З. в Берлин, где оно было реорганизовано в товарищество. Тогда же были созданы отделения изд-ва в Лондоне и Париже. С 1920 фирма принадлежала племяннику Фрица З. - Фрицу Ауккенталеру и издавала гл. обр. произв. современных композиторов. В 1929 предприятие было продано А. И. Бенжамену, перебазировано в Лейпциг и превращено в нотно-комиссионную торговую фирму. После 2-й мировой войны 1939-45 изд-во возобновило свою деятельность под названием "Ahn und Simrock" в Гамбурге (ФРГ). Отделения фирмы открыты в Берлине и Висбадене.

Литература: Beethovens Briefe an N. Simrock..., hrsg. von L. Schmidt, В., 1909; J. Brahms'Briefe an Joseph Peter und Fritz Simrock, hrsg. von M. Kalbeck (см. Brahms-Briefwechsel, Bd 9-12, В., 1917-19; N. Simrock. Jahrbuch, Bd 1-3, hrsg. von E. H. Mьller, В., 1928-1934; Оttendоrf-Simrосk W., Das Haus Simrock, Ratingen, (1954).

Л. С. Кауфман.

Зингшпиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зиринг В. А.

Владимир Александрович (1(13) III 1880 - 5 II 1968, Москва) - сов. пианист, педагог и композитор. В 1899 окончил Моск. консерваторию по классу фп. (у В. И. Сафонова). В 1907-08 пианист-концертмейстер Большого т-ра. В 1916-50 преподавал в Моск. консерватории класс общего фп. (с 1933 доцент), с 1950 - в Центр. муз. школе-десятилетке при Моск. консерватории. Автор ряда соч. для фп., получивших применение в педагогич. практике, хор. произв. ("Шесть хоров на слова русских поэтов и народные тексты", изд. 1915), мн. романсов на сл. М. Ю. Лермонтова, С. Я. Надсона, С. Д. Дрожжина, А. А. Фета и др. Нек-рые из них входили в репертуар Л. В. Собинова, Д. А. Смирнова, В. Р. Петрова.

Зирра А.

Зирра А. (Zirra) Александру (14 VII 1883, Роман - 23 III 1946, Сибиу) - рум. композитор и педагог. В 1905 окончил Ясскую консерваторию, занимался у С. Теодоряну (муз.-теоретич. предметы), Г. Музическу и Т. Черне (гармония). В 1905-07 и 1909-11 совершенствовался по композиции в Миланской консерватория у К. Гатти. В 1910-11 коррепетитор в т-ре "Ла Скала" (Милан). В 1925-31 преподаватель и директор консерватории в Черновцах. В 1907-40 (с перерывами) преподавал гармонию в Ясской консерватории. Значит. внимание композитор уделял оперному творчеству; его опера "Александру Лэпушняну" вошла в историю нац. иск-ва (1930, пост. 1941, Бухарест, 2-я ред. 1944). Среди др. соч. - опера-новелла "Пасхальная свеча" ("О faclie de Pasti", по И. Л. Караджале, 1937), детская опера-сказка "Коза с тремя козлятами" ("Capra eu trei iezi", по Й. Крянгэ, 1941, Бухарест), симф., камерные инстр. и вок. сочинения, хоры. Автор муа.-критич. статей.

Литература: Schmidt A., Compozitorul Alexandra Zirra, "Muzica", 1967, No 2.

Зитек В.

Зитек В. (Zitek) Вилем (9 IX 1890, Прага - 11 VIII 1956, там же) - чехосл. оперный певец (бас). Нар. арт. ЧССР (1946). В 1909-11 учился пению в Пражском певч. училище у Ф. Пиводы и А. Вавры, совершенствовался в Милане (1925). С 1912 солист Нац. т-ра в Праге. Гастролировал во мн. городах Европы: Турине (1926-27), Милане ("Ла Скала", 1927-31), Берлине (1928-29), Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе (1932- 1933). З. пел и баритональные партии. Прославился как исполнитель гл. ролей в операх чеш. композиторов. Партии: Малина, Кецал, Хрудош ("Тайна", "Проданная невеста", "Либуше" Сметаны), Водяной ("Русалка" Дворжака), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Дон Жуан; Пизарро ("Фиделио" Бетховена), Мефистофель, Гремин, Борис Годунов.

Литература: Narodni umelec Vilйm Zitek, Praha, 1947; Korespondence Otakara Ostrcila s Vilйmem Zitkem, Pr., 1951; Hudebni roshledy, Pr., 1955, (Cislo) 14, s. 704.

Зиттард А.

Зиттард А. (Sittard) Альфред (4 XI 1878, Штутгарт - 31 III 1942, Берлин) - нем. органист. Учился игре на органе у отца - Жозефа З. и у В. Кёлерса, в 1897-1901 - в консерватории в Кёльне. Работал дирижёром гор. т-ра в Гамбурге, в 1903-12 - церк. органистом в Дрездене. В 1912-25 органист новой Санкт-Михаэлискирхе в Гамбурге, где руководил установкой большого органа, построенного фирмой Валькер и описанного им в работе "Главный и вспомогательный органы Санкт-Михаэлискирхе в Гамбурге" ("Das Hauptorgelwerk und die Hilfsorgel der St.-Michaelis-Kirche in Hamburg", 1912). С 1925 профессор Академии церк. и школьной музыки, а с 1933 рук. хора собора в Берлине. З. был выдающимся органистом, выступал во мн. странах. Его исполнение отличалось масштабностью, виртуозным владением технич. и выразит средствами органной игры. Написал хоральные упражнения для органа, духовные и светские хоры a cappella.

И. М. Марков.

Зичи Г.

Зичи Г. (Zichy) Геза, граф (23 VII 1849, замок Стара, ныне в Чехословакии - 15 I 1924, Будапешт) - венг. пианист и композитор. Получил юридич. образование в Будапештском ун-те. Учился музыке у К. Майрбергера, Р. Фолькмана, позднее у Ф. Листа. В ранней юности (14 лет) потерял правую руку, продолжал играть левой рукой, доведя технику игры до виртуозности. В 1875-92 президент Венг. академии музыки, в 1891-94 интендант Королевской оперы, в 1875-1918 президент Нац. консерватории. С 1880 вёл концертную деятельность с благотворительными целями. Автор опер "Алар" (пост. 1896, Будапешт), "Мастер Роланд" ("Roland mester", 1899), трилогии "Ракоци" (1905-12), танц. поэмы "Гемма" (1903); этюдов для левой руки, фп. пьес; фп. концерта Es-dur; соч. для хора ("Долорес", 1889).

Сочинения: Aus meinen Leben, Bd 1-3, Stuttg., 1911-20.

И. А. Барсова.

Златев-Черкин Г. Д.

Георги Димитров (р. 23 IV 1905, Русе) - болг. композитор и вок. педагог. Нар. артист НРБ (1971). Чл. БКП (1946). Сын рабочего. Учился у Т. Лирхаммера в Академии музыки пению, брал уроки композиции у Й. Маркса в Вене. С 1940 преподавал пение (с 1944 профессор) в консерватории в Софии, где рук. вок. ф-том, был ректором (1948-54). Среди учеников - Люба Велич. В 1955-58 преподавал вок. иск-во в Китае. Как композитор работал гл. обр. в области вок. и камерно-инстр. музыки. Наиболее известны его сольные, хор. и массовые песни. Автор оперетт "Песня мятежников" ("Бунтовната песен", 1955) и "Скрытое сокровище" ("Скритото съкровище", совм. с сыном - Г. Черкиным, 1961), кантаты "Сентябрь 1923" ("Септември 1923 година", 1945), фп. трио и др. камерно-инстр. произв., фп. пьес. З.-Ч. - один из авторов Гос. гимна НРБ.

А. Абаджиев.

Златова Л. И.

Людмила Ивановна (р. 22 XI 1937, Чита) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. БССР (1980). Чл. КПСС с 1976. В 1962 окончила Моск. консерваторию, с того же года солистка Белорус. т-ра оперы и балета. Партии: Шемаханская царица, Виолетта, Джильда; Норина ("Дон Паскуале" Доницетти), Розина; Мюзетта ("Богема"); Лейла ("Искатели-жемчуга" Бизе), Марфочка ("Алеся" Тикоцкого), Эльза ("Андрей Костеня" Аладова), Ирина ("Колючая роза" Семеняко), Аннушка ("Брестская крепость" Молчанова) и др. Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Златогоров П. С.

Златогоров П. С. (наст. фам. - Гольдберг) Павел Самойлович (17 (30) XII 1907, Сергиев посад, ныне Загорск - 24 IX 1969, Москва) - сов. режиссёр оперы. Засл. арт. БССР (1940) и РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1928. В 1931 окончил ЦЕТЕТИС в Москве по классу Б. Е. Захавы и начал работать ассистентом режиссёра, с 1933 был режиссёром-постановщиком в Муз. т-ре им. Немировича-Данченко (позднее им. Станиславского и Немировича-Данченко). Участвовал в пост. В. И. Немировича-Данченко: "Катерина Измайлова" (1934), "Тихий Дон" (1936), "В бурю" (1939). Совм. с П. А. Марковым пост. оперетту "Нищий студент" Миллёкера (1945), оперы "Любовь Яровая" Энке (1947) и "Семья Тараса" Кабалевского (1947), с Л. В. Баратовым - "Сицилийская вечерня" Верди (1954), "Война и мир" Прокофьева (1957), "Улица дель Корно" Молчанова (1960). В том же театре пост. оперы: "Дубровский" (1956); "Обручение в монастыре" Прокофьева (1959), "Так поступают все женщины" Моцарта (1962), "Город юности" Шантыря (1962), "Любовный напиток" (1964); "Персональный памятник" Левитина (1966), "Безродный зять" Хренникова (1967) и др. Одновременно в 1934-42 работал реж. (с 1939 гл. реж.) в Белорус. т-ре оперы и балета, где пост. оперы: "Риголетто" (1934), "Тоска" (1937), "Чио-Чио-сан" (1940); в 1950-51 был гл. реж. Казах. т-ра оперы и балета им. Абая в Алма-Ате (пост. 1950 - "Семья Тараса", "Гугеноты"). Ставил оперы в Горьком, Куйбышеве, Душанбе, Саратове, Перми и др. городах, а также на Всесоюзном радио. Участвовал в подготовке моск. декад нац. иск-ва: белорус. (1940), башк. (1955), азерб. (1959). В Будапеште пост. оперу "Князь Игорь" (1961). В 1931-36 и 1946-50 преподавал в ГИТИСе (класс актёрского мастерства; с 1947 доцент). Следуя принципам оперного иск-ва, выдвинутым Станиславским и Немировичем-Данченко, З. в своей режиссёрской и педагогич. работе стремился осуществить идею "поющего актёра".

Сочинения: Заметки оперного режиссёра, "МЖ", 1958, No 17; Немирович-Данченко в работе над "Катериной Измайловой", "СМ", 1967, No 5, и др.

В. С. Штейнпресс.

Златогорова Б. Я.

Бронислава Яковлевна (р. 7(20) V 1905, с. Александровка, ныне Киевской обл.) - сов. певица (контральто). Нар. арт. РСФСР (1951). Пению училась в Одесской нар. консерватории; в 1926 окончила Киевскую консерваторию (класс Е. А. Муравьёвой). В том же году дебютировала на сцене Харьковского оперного т-ра. В 1929-53 солистка Большого т-ра СССР. Обладала мощным контральто с густым нижним и сильным, ярким верхним регистрами (исполняла также партии меццо-сопрано), незаурядным драматич. дарованием. Лучшая партия З. - Ратмир. Др. партии: Ольга ("Евгений Онегин"), Графиня, Кончаковна; Любаша ("Царская невеста"), Нежата ("Садко"), Ваня, Кармен, Азучена, Аксинья; Нингал-Уми ("Загмук"). Вела конц. работу. С 1963 преподаватель Народной певческой школы (Москва).

В. И. Зарубин.

Злов П. В.

Пётр Васильевич (1774-1823) - рус певец (бас) и драм. актёр. Учился в Моск. ун-те, выступал в любительских спектаклях; с кон. 90-х гг. работал в драм. труппе M. E. Медокса. В 1812 переехал в Петербург, где в 1813 дебютировал на сцене имп. т-ра в партии Феррандо ("Монтенерский замок" Далейрака). Прославился как исполнитель Мельника в опере М. Соколовского "Мельник - колдун, обманщик и сват". С успехом выступал в партиях Сусанина ("Иван Сусанин" Кавоса) и Старосты (опера-водевиль "Крестьяне, или Встреча незванных" Кавоса), а также в операх зап.-европ. композиторов и в водевилях с пением. Партии: Микелли ("Водовоз" Керубини), Иаков ("Иосиф" Мегюля), Селин ("Притворная любовница" Паизиелло), Пустынник ("Красная шапочка" Буальдьё), Рауль ("Рауль - Синяя Борода" Гретри) и др. З. обладал сильным, выразительным голосом; его вок. дарование высоко ценили современники. М. И. Глинка считал его певцом "весьма примечательным". Выступал также в драм. спектаклях в амплуа резонёров.

Литература: Театрал. Карманная книжка для любителей театра, СПБ, 1853, с. 15-16; Глинка М. И., Записки, Л., 1953, с. 35; Жихарев С. П., Записки современника M- Л., 1955, С. 28, 99, 109, 185.

М. М. Яковлев.

Знаменное пение

Знаменное пение - см. Знаменный распев.

Знаменный распев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Знамя

Знамя - см. Крюки, Знаменный распев.

Знатоков Ю. В.

Юрий Владимирович (р. 6 II 1926, Батуми) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1968). Чл. КПСС с 1951. В 1951 окончил Одесскую консерваторию по классу композиции А. Л. Когана. С 1968 чл. президиума CK Украины и чл. правления CK СССР

Сочинения: балеты - Торжество любви (1961, Одесский т-р оперы и балета), Княгиня Волконская (1967, Укр. т-р оперы и балета), Свадьба Свички (1973, Ленингр. т-р оперы и балета); муз. комедии - Черноморский огонёк (1962, Одесский т-р муз. комедии), Песня над саваннами (1966, там же); для солистов, хора и орк. - кантата Слово о 28 (о героях-панфиловцах), Баллада Октябрь; для орк. - симф. поэма Раздумья на Мамаевом кургане (1971); концерты с орк. - для фп. (1954), 3 для скр. (1950, 1952, 1955); соната для скр. и фп.; инстр. пьесы, песни, романсы, обр. нар. песен, музыка для драм. т-ра и кино.

Н. H. Сидоренко.

Зноско-Боровский А. Ф.

Александр Фёдорович (р.14(27) II 1908, Киев) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1944. В 1932 окончил в Киеве Муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко по классу композиции Л. Н. Ревуцкого. В 1931-42 композитор и муз. консультант Киевской студии художеств. фильмов (с 1941 в Ашхабаде). В 1945-63 зав. редакцией музыки издательства "Мистецтво". В произв. З.-Б. нашли претворение элементы укр., а также туркм. фольклора. Автор брошюр, статей.

Сочинения: балет Акпамык (совм. с В. Мухатовым, по мотивам туркм. нар. сказок, 1945); кантата Наша победа (на стихи А. А. Суркова и А. В. Софронова, 1946); для орк. - 3 симфонии (1958, 1960, 1967), симф. картина У мавзолея (1960), сюита, увертюры, Концертино; произв. для дух. орк.; концерты с орк. - для скр., для влч., для гобоя; квартеты и др.

Л. И. Kapacёвa.

Зобиан Г.

Зобян (Zobian) Гарбис (р. 24 V 1915, Кастемани, Турция) - рум. певец (драм. тенор). Засл. арт. СРР (1963). В 1948 окончил Бухарестскую консерваторию; учился у Л. Я. Липковской и К. Сантарелли. С 1949 солист Бухарестского оперного т-ра. З. обладает мощным голосом насыщенного тембра с Металлич. оттенком. Его исполнение отличается высоким вок. мастерством, незаурядно драм. дарование певца. С успехом исполнял партию Отелло ("Отелло" Верди). Среди лучших партий: Канио, Каварадосси, Радамес, Манрико, Хозе; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Герман и др. В конц. репертуаре З. также нар. рум. и арм. песни. Неоднократно гастролировал в Сов. Союзе.

Литература: Грошева Е., Румынские певцы, "СМ", 1956, No 12.

Зограф-Дулова А. Ю.

Александра Юрьевна (Георгиевна) (9 (21) IV 1850, местечко Любимское Ярославской губ. - 1919, Москва) - рус. пианистка. Сестра пианистки В. Ю. Зограф-Плаксиной. В 1870 окончила Моск. консерваторию у Н. Г. Рубинштейна. Дебютировала на конц. эстраде ещё студенткой. Выступала в России и за рубежом. Преподавала в Николаевском ин-те в Москве (1873-81), впоследствии давала частные уроки. Опубл. "Мои воспоминания о Н. Г. Рубинштейне" ("Музыка", 1912, No 68-73, 84, 86-89, 96, 97, 106). Написала также "Записки артистки" (рукопись хранится в Музее муз. культуры им. М. И. Глинки).

Зограф-Плаксина В. Ю.

Валентина Юрьевна (1866, Москва - 1930, там же) - сов. пианистка-педагог. В 1891 окончила Моск. консерваторию по классу фп. (у В. И. Сафонова); теоретич. предметами занималась под рук. А. С. Аренского и С. И. Танеева. В том же году вместе с мужем - А. Л. Плаксиным, скрипачом, артистом оркестра Большого т-ра, осн. первое в Москве общедоступное муз. уч-ще, переименованное после Великой Окт. социалистич. революции в 6-ю Гос. муз. школу (с 1922 - Гос. муз. техникум имени братьев Рубинштейн; в 1929 после реорганизации и объединения с техникумом им. А. Н. Скрябина - Моск. областной муз. техникум, затем Муз. уч-ще при Моск. консерватории), где была заведующей и преподавателем по классу фп. В 1921-24 профессор класса фп. Моск. консерватории. Активно участвовала в становлении сов. муз. образования, вела большую просветительскую работу.

Н. С. Зелов.

Золотарёв В. А.

Василий Андреевич (24 II (7 III) 1872, Таганрог - 25 V 1964, Москва) - сов. композитор и педагог. Засл. арт. РСФСР (1932), нар. арт. БССР (1949). Окончив Придв. певческую капеллу, в 1893-97 занимался композицией под рук. М. А. Балакирева. В 1900 завершил образование в Петерб. консерватории (класс Н. А. Римского-Корсакова). Преемственно связанный в своём творчестве с традициями рус. классич. музыки, З. в то же время многое почерпнул в нар. мелосе др. нац. культур СССР (белорусской, украинской и др.), чутко воспринял совр. песенный строй. Один из основателей белорус. композиторской школы. Большое внимание З. уделял крупным муз. формам. Среди его лучших сочинений: опера "Декабристы" - одна из первых сов. опер, пост. на сцене Большого т-ра в Москве; балет "Князь-озеро", 6-я симфония.

З. преподавал в Московской (1909-18), Кубанской (1920-24) консерваториях, в Одесском (1924-26) и Киевском (1926-30) муз.-драм, ин-тах, Свердловском муз. техникуме (1930-32), Минской консерватории (1933-41). Профессор (с 1918). Среди его учеников - Л. А. Половинкин, К. Ф. Данькевич, А. Г. Свечников, А. В. Богатырёв, М. С. Вайнберг, Л. М. Абелиович, М. Е. Крошнер, В. В. Оловников и др.

Сочинения: опера - Декабристы (1925, нов. ред. Кондратий Рылеев, 1957); балет - Князь-озеро (1949; Гос. пр. СССР, 1950); кантаты; симфонии - Симфония гнева (1902; пр. им. Глинки, 1902), 1905 год (1929), Челюскинцы (1934), Беларусь (1934), 1941 год (1942), Моя Родина (1944), Памяти Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова (1962); для инструмента с орк. - концертный дуэт для фп. (1942), концерт для влч. (1943), 2 концерта для эмиритона (1955, 1956); камерно-инстр. ансамбли - 6 струн. квартетов (1899, 1902, 1906, 1912, 1915, 1943), фп. квартет (1904), струн. квинтет (1904); хоры, романсы, вок. ансамбли, произв. для дух., нар. инструментов; обр. нар. песен, музыка для драм. т-ра и др.

Литературные сочинения: Фуга. Руководство к практическому изучению, М., 1932, 1965; Воспоминания о моих великих учителях, друзьях и товарищах, М., 1957.

Литература: Нисневич С., В. А. Золотарёв, М., 1964.

С. Г. Нисневич.

Золотарёва Ю. Ф.

Юлия Фёдоровна (р. 26 XII 1929, с. Новая Усмань Воронежской обл.) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. КПСС с 1953. С 1945 солистка Воронежского рус. нар. хора. Проф. навыки получила под рук. К. И. Массалитинова. В репертуаре певицы старинные и современные рус. нар. песни, произв. сов. композиторов. С 1964 солистка Воронежской филармонии. В составе хора гастролировала в 1950 в Румынии, Австрии и Венгрии.

Золотое сечение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Золотухин В. М.

Владимир Максович (р. 16 V 1936, Харьков) - сов. композитор. В 1963 окончил Харьковскую консерваторию по классу композиции Д. Л. Клебанова. В 1963-67 преподаватель Харьковского ин-та культуры, с 1967 - кафедры композиции и инструментовки Харьковского ин-та иск-в.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - поэма Всадники (Вершники, 1966), песня-кантата Партии высокие орбиты (1972); для орк. - симфония (1970), симф. поэма Памяти неизвестного солдата (1963), концертная увертюра (1966); концерты с орк. - для фп. (1963), для скр. (1965, 2 ред. 1973); соната для фп. (1970), Поэма для гобоя (1962); для голоса с орк. - баллады Северный полюс (Пiвнiчий полюс, 1967), К звёздам (До зiрок, 1967), Монолог любви (1972); для голоса с фп. - вок. цикл Песни любви (1972); эстр. песни (в т.ч. Тополёвый пух, Семиструнная гитара, Песня о дороге), пьесы для эстр. орк. и ансамблей, музыка для драм. театра, кино.

H. Н. Сидоренко.

Зона

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зонтаг Г.

Зонтаг Г. (Sontag) Генриетта (наст, имя и фам. - Гертруда Вальпургис Зоннтаг, Sonntag; по мужу Росси, Rossi) (3 I 1806, Кобленц - 17 VI 1854, Мехико) - нем. певица (колоратурное сопрано). Род. в семье актёров. В 1816-21 училась в Пражской консерватории. В 1820 дебютировала на оперной сцене в Праге, затем пела в Вене. В 1823 К. М. Вебер, услышав пение З., поручил ей первой выступить в главной партии в опере "Эврианта", которую она исполнила с большим успехом. В 1824 Л. Бетховен доверил З. исполнить сольные партии в Мессе и 9-й симфонии. В том же году успешно гастролировала в Лейпциге, в 1826 пела в Париже в "Севильском цирюльнике" Россини. В последующие годы выступала в Лондоне, Брюсселе, Гааге, Петербурге и Москве (1830). Первая из иностр. певиц исполнила с колоратурными украшениями романс А. А. Алябьева "Соловей". Виртуозное пение З. вызвало горячие отклики в рус. прессе. Восторженные отзывы о З. сохранились в переписке В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, позднее А. Н. Серова, В. В. Стасова, Ф. Шопена. В 1830 покинула сцену, однако продолжала выступать в концертах. В 1838-43 жила в Петербурге (где её муж, граф Росси, был посланником Сардинии). В 1848 возобновила работу в оперном т-ре. Выступала в Лондоне, Брюсселе, Париже, Берлине, в США, в 1854 - в Мехико. З. - одна из самых прославленных европ. певиц 1-й пол. 19 в. Обладала звучным, гибким, необычайно подвижным голосом красивого тембра, со звонким высоким регистром. Артистич. темпераменту З. были близки виртуозные колоратурные и лирич. партии в операх Моцарта, Вебера, Россини, Беллини, Доницетти. Лучшие партии: Агата ("Вольный стрелок" Вебера), Донна Анна ("Дон Жуан"), Сюзанна, Розина; Анжелина, Елена ("Золушка", "Дева озера" Россини) и др.

Литература: Генриетта Зонтаг, "Библиотека для чтения", 1850, т. 101, No 6; "Пантеон и Репертуар русской сцены", 1850, т. 3, кн. 6, с. 11-18; Gautier Th., L'Ambassadrice. Biographie de la comtesse Rossi, P., 1850; Gundling J., H. Sontag, Bd 1-2, Lpz., 1861; Berger W., Berьhmte Frauen..., B. -Lpz., (1904); Pirсhan Е., H. Sontag, W., 1946; Kьhner H., GroЯe Sдngerinnen der Klassik und Romantik, Stuttg., 1954.

С. M. Грищенко.

Зорина В. В.

Зорина В. В. (наст. фам. - Попова) Вера Васильевна (1853-1903) - рус. опереточная певица (меццо-сопрано). Артистич. деятельность начала в 1874. Дебютировала в Симбирске в роли Эвридики ("Орфей в аду" Оффенбаха). В 1877-85 выступала в опереточной труппе M. В. Лентовского (Москва). С 1886 систематически гастролировала в провинц. т-рах, а также в Киеве, Петербурге, Москве. С большим успехом исполняла роль Стеши в оперетте "Цыганские песни в лицах". Часто выступала как партнёрша известного певца А. Д. Давыдова. З. обладала красивым, выразит. голосом, ярким темпераментом, большим драм. талантом.

Литература: Долинский М., Черток С., Трагедия актрисы, "Театральная жизнь", 1959, No 10, с. 29-30.

M. M. Яковлев.

Зубцов Е. Н.

Евгений Никитич (р. 11 VII 1920, Енакиево Донецкой обл.) - сов. композитор. В 1954 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции (у Н. Н. Вилинского). В 1954-55 муз. рук. Укр. республиканской эстрады, в 1955-59 худ. рук. эстр. оркестра в Киеве. Пред. комиссии эстр. музыки CK Украины.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Звёздная юность (Зорина юнiсть, 1967), кантата Сердцем к Ленину (1970, для детского хора); для орк. - симф. поэмы Котовский (1952), Дороги (1967), симф. сюиты Море (1961), Звёздный цвет (Зоряний цвiт, 1972); концерты для фп. с орк. (1961), для трубы и тромбона (1964); для эстр. орк. - Закарпатская фантазия (1958), 12 концертных пьес (1962); песни, в т.ч. Капля, Зелёная рута, Память дружбы, С тобой рядом и др., музыка для драм. т-ра и кино.

Я. Я. Сидоренко.

Зуитнер О.

Отмар - см. Суитнер О.

Зульфугаров О. К.

Октай Кадыр оглы (р. 31 V 1929, Баку) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1972). Чл. КПСС с 1965. В 1958 окончил Азерб. консерваторию по классу композиции К. А. Караева. Автор популярных произв. для детей. Мн. его песни премированы на респ. и всесоюзных конкурсах ("Пионервожатая", "Здравствуй, вождь!", "Праздник юности", "Ода партии").

Сочинения: детские оперы - Кот и Воробей (1963), Девочка-звёздочка (1965), Лесная сказка (1969); детская оперетта - Шангюлюм-Щунгюлюм (1971); кантата - Будь готов! (для детского хора и орк.); для орк. - симфония Сумгаит (1965), симф. поэма (1958), увертюра Ликуй, мой народ! (1962); камерно-инстр. ансамбли - трио (1954), струн. квартет (1956); детские песни (св. 200) - сб. Мои первые песни (1960), Телефон (1964), Громче труби горнист (1965), До-ре-ми-фа-соль-ля-си (1966), Свирель (1972) и др.

З. Кафарова.

Зульцер З.

Зульцер З. (Sulzer) Заломон (30 III 1804, Хоэнемс, Форарльберг - 18 I 1890, Вена) - композитор и певец (баритон). С 13 лет был кантором синагоги в Хоэнемсе; в 1825-31 гл. кантор евр. общины в Вене, в 1845-48 профессор пения Венской консерватории. Стремясь трансформировать древневост. традиции синагогальной музыки в духе венской классики, З. организовал при синагоге в Вене хор, с к-рым исполнял собств. обр. старинных евр. религ. напевов, культовые композиции.

З. опубликовал собр. евр. богослужебных песнопений ("Шир Цион", т. 1-2, 1845-1868), религ. гимны, обр. старинных культовых напевов, получивших широкое распространение. Ф. Шуберт написал для З. "Псалом 92-й, субботняя песнь", для баритона и смешанного хора; на евр. культовый текст, 1828).

Ф. Лист в кн. "Цыгане в музыке" посвятил пению З. и его композициям восторженные страницы.

Литература: Steiner M,, S. Sulzer, W., 1904; Minkowski P., Der Sulzerismus, Warsz., 1905.

И. M. Ямпольский.

Зунделиус M.

Зунделиус M. (Sundelius) Mapия (наст. фам. - Зантвиг, Santvig) (4 II 1884, Карльстад, Вермланд, Швеция - 26 VI 1958, Бостон, США) - амер. певица (сопрано) и педагог. По нац. шведка. С 10 лет жила в США. Муз. образование получила у частных педагогов. В 1910 дебютировала на конц. эстраде с орк. под управлением К. Мука (Бостон); в 1915 участвовала в исполнении оратории М. Э. Босси "Жанна д'Арк" в Нью-Йорке; затем солистка "Метрополитен-опера" (до 1928); одна из первых партий - Первая жрица в опере "Ифигения в Тавриде" Глюка. Голос З. отличался ровностью регистров, гибкостью. З. известна как талантливый интерпретатор классич. и совр. репертуара. Участвовала в первых пост. опер "Сестра Анжелика" и "Джанни Скики" Пуччини (1918), "Кентерберийские пилигримы" Коэна, "Шаневис" Кадмена и др. Гастролировала во мн. городах США (в составе труппы Скотти), в 1924 выступала в т-рах Зап. Европы. В 1929-30 солистка Филадельфийской оперы. В 1930 оставила сцену, после чего преподавала в консерватории Малкина в Бостоне.

М. М. Яковлев.

Зуппе Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зурна

Зурна (тур. zurna, от перс. сурна, сурнай, букв. - праздничная флейта) - духовой муз. инструмент с двойной тростью. Близок к гобою. Распространён в Армении, Грузии, Азербайджане, Дагестане (под назв. сурнай), в Узбекистане, Таджикистане и странах зарубежного Востока. Имеет ствол с раструбом, 8 игровых отверстий. В верхний конец ствола вставляется деревянная втулка с вилкой. При поворотах втулки концы зубцов частично прикрывают 3 верхних игровых отверстия, чем достигается дополнит. подстройка инструмента. Во втулку вставляются латунный штифт, на к-рый надевается круглая розетка (из рога, кости, перламутра, металла) для опоры губ исполнителя, и маленькая трость из сплюснутой тростниковой трубочки. Обычно З. снабжается запасными тростями, к-рые, как и розетка, привязываются к инструменту цепочкой или ниткой. Для предохранения трости на неё после игры надевают деревянный футляр. Звукоряд З. диатонический, в объёме полутора октав. Звук яркий, резкопронзительный. На З. исполняются разнообразные, подвижные мелодии, в основном диатонические; однако искусные зурначи умеют извлекать из З. и хроматизмы. В нар. муз. практике принята игра двух зурначей: один ("уста" - мастер) играет мелодию с вибрацией звука, украшениями, форшлагами и т.п., другой ("дамкеш") исполняет тянущийся звук, непрерывность звучания к-рого достигается при помощи носового дыхания. В ансамбль с З. часто входят дэф, нагара, гоша нагара и др.

Литература: Керимов К., Оркестры азербайджанских народных инструментов, Баку, 1959.

И. М. Вызго-Иванова.

Зусман Г.

Зусман Г. (Sussmann, Soussmann) Генрих (Андрей Андреевич) (1796, Берлин - 1848, Петербург) - рус. флейтист и композитор. По национальности немец. Род. в семье музыканта. Первоначально обучался под рук. отца игре на скрипке, затем на флейте у А. Шрёка; нек-рое время занимался по теории музыки у К. Ф. Цельтера. С 1822 поселился в России; до конца жизни был солистом оркестра имп. т-ра в Петербурге. Выдающийся виртуоз, З. выступал с сольными концертами, в 1837 гастролировал в Берлине. Его талант высоко ценил М. И. Глинка.

З. написал большое количество произв. для флейты, а также инструктивных сочинений для этого инструмента.

И. М. Марков.

Зутермейстер Г.

Зутермайстер (Sutermeister) Генрих (р. 12 VIII 1910, Фёйертален, близ г. Шафхаузен) - швейц. композитор. Учился в Мюнхене в Академии музыки по классу композиции у В. Курвуазье, Г. ира и X. Пфицнера (1923-32), позднее у К. Орфа. З. известен гл. обр. как автор опер. Стремление к доходчивости, эклектизм муз. языка обусловили нек-рую поверхностность оперной музыки З. Однако знание законов т-ра, мастерство в создании муз.-сценич. образов, красочность инструментовки придают им сценич. эффектность. Первая опера З. "Ромео и Юлия" принесла ему мировую известность (она считается наряду с "Кавалером роз" Р. Штрауса одной из самых популярных совр. западноевроп. опер). В последующих операх (монодраме "Ниоба" и др.) З. использует приёмы остинатного развития, применяет речевую декламацию, вплоть до интонаций крика, стремится к максимальной звуковой насыщенности. В этих операх музыка становится лишь красочным фоном, иллюстрирующим развитие драм, действия. Мн. оперы З. написаны на его собств. либретто.

Сочинения: оперы - Ромео и Юлия (1940, по Шекспиру, Дрезден), Волшебный остров (Die Zauberinsel, по пьесе Шекспира "Буря", 1942, Дрезден), Ниоба (1946, Цюрих), Раскольников (по Достоевскому, 1948, Стокгольм), Красный сапог (Der rote Stiefel, по сказке В. Хауфа, 1951, Стокгольм), Рыжий Титус (Titus Feuerfuchs, бурлеска, 1958, Базель), Серафина, или Немая аптекарша (Seraphine oder Die stumme Apothekarin, опера-буффа по Ф. Рабле, 1959, Цюрих), Кентервильское привидение (1962); балет - Деревня под глетчером (Das Dorf unter dem Gletscher, 1937, Карлсруэ); для солистов, хора и орк. - кантата Андреас Гриффиус (19384 месса-реквием (1952), Песнь песней (Hohelied, 1961); для орк. - Дивертисмент (для струн. орк., 1936), Фантастический марш (Marche fantasque, 1950); концерты с орк. - 3 для фп. (1943, 1953, 1962), для влч. (1955); струн. квартет; хоры, песни и др.

И. М. Марков.

Зуфаров У.

Усман (р. 15 (27) VIII 1892, Ташкент) - сов. мастер муз. инструментов. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1943). Прошёл традиц. школу обучения у нар. мастера Ташбая Султанова. С 1920 работает самостоятельно, с конца 20-х гг. в Артели по изготовлению муз. инструментов, с 1934 в Экспериментальной лаборатории по усовершенствованию нац. муз. инструментов под рук. В. А. Успенского, с 1937 в Узб. филармонии, в 1943-56 в Научно-исследовательском ин-те искусствознания. З. стремится к улучшению акустич. качеств традиц. инструментария. Выполненные им дутары, гиджаки, рубабы, дойры и др. отличаются яркостью и силой звучания, тонкостью художеств. отделки. Наиболее полные коллекции инструментов З. находятся в Музее экспериментальной лаборатории (при Ташкентской консерватории), Гос. музее иск-в Узб. ССР, Музее истории народов Узбекистана им. М. Айбека. Среди его учеников - С. Мухиддинов.

Литература: Вызго Т., Петросянц A., Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962; Аведова H. A., Искусство оформления узбекских музыкальных инструментов, Таш., 1966.

Н. А. Аведова.

Зыбцев А. Л.

Алексей Лукич (р. 6(19) VI 1908, Воронеж) - сов. пианист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1972). В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу фп. Г. Г. Нейгауза. В 1937-41 и с 1943 преподаёт в этой консерватории (класс камерного ансамбля; с 1965 профессор, зав. кафедрой камерного ансамбля и квартета). Ведёт конц.-исполнит. деятельность в качестве солиста и ансамблиста.

Зыкина Л. Г.

Людмила Георгиевна (р. 10 VI 1929, Москва) - сов. певица. Нар. арт. СССР (1973). Была участницей художеств. самодеятельности. С 1947 солистка Рус. нар. хора им. М. Е. Пятницкого, с 1951 - хора рус. песни Всесоюзного радио, с 1960 - Москонцерта. Большое влияние на творч. формирование З. оказали рук. хора им. Пятницкого В. Г. Захаров и И. М. Казьмин, рук. хора рус. песни радио А. В. Руднева. В 1969 З. окончила Моск. муз. уч-ще им. М. М. Ипполитова-Иванова (класс Е. К. Гедевановой). Выдающаяся исполнительница рус. нар. и сов. песни, З. в совершенстве владеет классич. народной манерой пения. Её голос, сильный, глубокий, с богатой тембровой окраской, звучит широко и распевно. З. мастерски поёт рус. народные протяжные песни без сопровождения. Наибольшую известность в исполнении З. получили песни: "Рязанские мадонны" Долуханяна, "Оренбургский платок" Пономаренко, "Течёт Волга" Фрадкина и др. Участвовала в исполнении "Поэтории" и оратории "Ленин в сердце народном" Щедрина. Гастролировала на Кубе, в Японии, Франции, Канаде, Австрии, Новой Зеландии, США, Индии, Австралии, ЧССР, ФРГ и др. странах. Ленинская пр. (1970).

Литература: Павлова Г., Людмила Зыкина, "МЖ", 1963, No 7, с. 12-13; Pрилуцкая Е., Королева русской песни, "Культура и жизнь", 1968, No 9, с. 28-31.

В. И. Зарубин.

Зюванов М. А.

Михаил Акимович (11(24)11 1906, Грозный - 29 IV 1977, Минск) - сов. певец (бас). Нар. арт. БССР (1954). В 1951 окончил Белорус. консерваторию. В 1949-61 солист Белорус. т-ра оперы и балета. Среди партий - Борис Годунов, Кончак, Сусанин, Мельник, Гремин, Кочубей; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Мефистофель; Кецал ("Проданная невеста" Сметаны), Дуров ("Надежда Дурова" Богатырёва), Данила и Анишук ("Девушка из Полесья" и "Михась Подгорный" Тикоцкого), Якуб ("Маринка" Пукста), Годлевский ("Ясный рассвет" Туренкова). С 1962 преподавал в Белорус. консерватории.

Литература: Жураўлёў Дз., Шлях акцёра (М. Я. Зюванаў), в сб.: Майстры беларускай сцэны, Мiнск, 1960.

Зюсмайр Ф. К.

Зюсмайер (Susmayr, Sussmayer) Франц Ксавер (1766, Шваненштадт, Верх. Австрия - 17 IX 1803, Вена) - австр. композитор и дирижёр. Музыке учился вначале в монастыре Кремсмюнстера, затем в Вене у А. Сальери и В. А. Моцарта, с к-рым был в дружбе. В 1792-94 капельмейстер Нац. т-ра, с 1794 композитор и дирижёр "Кернтнертортеатра". По последним указаниям Моцарта З. после смерти композитора завершил работу над его Реквиемом. З. также автор речитативов к опере Моцарта "Милосердие Тита" ("La Clemenza di Tito", для постановки в Праге, 1796); дополнил оперу А. Гретри "Двойное испытание" ("La double йpreuve", пост, под назв. "Двойная признательность" в 1796, "Кернтнертортеатр"). Комич. оперы З. пользовались успехом.

Сочинения: оперы - Любовь для короля (Die Liebe fьr den Kцnig, oder Karl Stuart, 1785, Кремсмюнстер), Добровольцы (Die Freiwilligen, 1796, там же), Гюльнаре (Gьlnare, oder Die persische Sklavins, 1800, там же) и др.; кантата Спаситель в опасности (Der Retter in Gefahr, 1796); пьесы для орк.; концерт для кларнета с орк.; мессы и др.

Литература: Lеhnеr W., SьЯmayer als Opernkomponist, в сб.: Studien zur Musikwissenschaft, Bd 18, W., 1932, S. 66-96; Wlcek W., Fr. X. SьЯmayer als Kirchenkomponist, Bd 1-3, W., 1953 (Diss.).

С. M. Грищенко.

Предыдущая страница Следующая страница