Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 4, "АКО"-"АЛИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АКО"-"АЛИ")

Акопян Н. С.

Нелли Суреновна (р. 5 I 1941, Москва) - сов. пианистка. В 1964 окончила Моск. консерваторию по классу фп. Д. А. Башкирова, в 1966 под его рук. аспирантуру. 1-я пр. на Междунар. конкурсе пианистов им. Р. Шумана (Цвиккау, 1963). Ведёт конц. деятельность, выступает за рубежом.

Аксельрод Г. Б.

Глеб Борисович (р. 11 X 1923, Москва) - советский пианист. Засл. арт. РСФСР (1966). В 1948 окончил Моск. консерваторию по классу фп. Г. Р. Гинзбурга, в 1951 под его рук. аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов пианистов им. Б. Сметаны (Прага, 1951, 1-я пр.), им. М. Лонг - Ж. Тибо (Париж, 1955, 4-я пр.), им. Виана да Мота (Лисабон, 1957, 2-я пр.). С 1951 солист Гастрольбюро (ныне - Москонцерт). С 1959 преподаёт в Моск. консерватории, с 1967 доцент.

Аксёнов А. Н.

Алексей Николаевич (1(14) III 1909, дер. Липна, ныне Петушинского р-на Владимирской обл. - 15 V 1962, Москва) - сов. композитор и педагог. В 1931 окончил Моск. консерваторию по классам композиции Н. С. Жиляева и Н. Я. Мясковского. В 1944-1950 мл. науч. сотрудник кабинета нар. музыки этой консерватории, участник фольклорных экспедиций. С 1951 преподаватель (класс спец. инструментовки) Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (в 1951-53 зам. директора по учебной части). Автор первых муз. произв. на тувинские нар. темы. Написал исследование "Тувинская народная музыка" (М., 1964).

Сочинения: для орк. - симфония (1942), Лирическая сюита (1940), Героическая увертюра (1931), Тувинские эскизы (1945), Тувинская рапсодия (1947); концерты с орк. - для фп. (1933), для флейты (1944, на тувинские темы); для орк. рус. нар. инструментов - сюиты Подмосковные хороводы (1947), Из донских песен (1948), на рус. нар. темы (1952), Болгарская хороводная (1954), Северные песни (1954), Увертюра (1955), Концертный вальс (1955), Приветственная увертюра (1955); для дух. орк. - 2 пьесы на нар. темы (1933); для квинтета струн. и дух. инструментов - 2 сюиты (1929); для фп. - соната (1937), сонатина (1929); для голоса и фп. - 12 тувинских песен (1944); обр. нар. песен, музыка к фильмам и др.

Аксёнов С. Н.

Семён Николаевич (1784, по др. данным, 1790-30 V (11 VI) 1853, с. Лошаки, ныне Данковского р-на Липецкой обл.) - рус. гитарист, композитор и педагог. С 1801 служил мелким чиновником в Москве, одновременно учился игре на 7-струнной гитаре у А. О. Сихры, к-рый считал его одним из лучших своих учеников. В 1810 переехал в Петербург, где служил в разл. ведомствах. Был близок к петерб. лит. кругам, с 1818 состоял чл.-сотрудником петерб. Вольного об-ва любителей российской словесности. Издавал "Нотный журнал для семиструнной гитары". Блестящий виртуоз, А. создал свой индивидуальный стиль игры на 7-струнной гитаре, отличавшийся выразит. певучестью, повышенной романтич. экспрессивностью (широкое использование вибрато, глиссандо), выработал новые приёмы прелюдирования, ввёл оригинальный способ извлечения натуральных и искусств. флажолетов. Автор рус. песен с вариациями ("Ах, что же ты голубчик, невесело сидишь", "Камаринская" и др.), перелож. для гитары произв. В. А. Моцарта, Дж. Филда, Я. Л. Дусика, Л. В. Маурера, романсов. В 1819 под ред. А. вышла "Школа для семиструнной гитары" И. Гельда (дополнил её этюдами и главой "Способ играть на гитаре гармоническими звуками", в которой изложены приёмы извлечения натуральных и искусственных флажолетов). У А. нек-рое время учился М. Т. Высоцкий.

Литературные сочинения: Способ играть на гитаре гармоническими звуками (отечественное изобретение), "Отечественные записки", 1821, ч. 5, No 9, с. 117-119; Программа о экзерсициях г-на Сихры, "СПБ. ведомости", 1817, No 21; и др.

Литература: Русанов В., С. Н. Аксенов, "Музыка гитариста", 1907, NoNo 3, 4; История русской музыки в нотных образцах, т. 2, М.-Л., 1949; Вольман Б., Гитара в России, Л., 1961, с. 85-88.

И. М. Ямпольский.

Аксес Н. К.

Аксес Н. К. (Akses) Неджиль Кязим (р. 6 V 1908, Стамбул) - турецкий композитор, музыковед. Муз. образование получил в Венской академии музыки и драм. иск-ва (класс композиции Й. Маркса) и Пражской консерватории (классы Й. Сука, А. Хабы). С 1935 преподаватель муз. колледжа в Анкаре, преобразованного впоследствии в консерваторию (в 1948-49 директор). Возглавляет также Гос. оперу. А. принадлежат: оперы - "Мете" (1933), "Байондер" (1934); симф. произв., среди них - симф. поэма "Анкарская крепость" ("Ankara kalesi", 1942), "Баллада" (1947), симфония (1953); камерно-инстр.. сочинения, в т. ч. струн. квартет; фп. пьесы; хоры; театр. музыка. А. поставил на турецкой сцене оперы "Аида", "Свадьба Фигаро", "Кармен" и др.

Аксман Э.

Аксман Э. (Axman) Эмиль (3 VI 1887, Ратае, близ Кромержижа, Моравия - 25 I 1949, Прага) - чеш. композитор и музыковед. Сын кантора и муз. педагога Вилема А. (1850-1939). По композиции занимался у В. Новака и О. Острчила. Муз. науки изучал в Карловом ун-те в Праге у З. Неедлы и О. Гостинского. Уроки пения брал у Ф. Спилки. В студенч. годы участвовал в хоре Глагол Пражский, выступал как певец. С 1913 муз. хранитель Нар. музея в Праге, создатель его муз. архива. В 1920-27 учёный секретарь Об-ва совр. музыки, с 1946 возглавлял Ин-т музыки Чехосл. академии наук и иск-в. До 1914 А. писал преим. вок. миниатюры, хоры. Большое место в его творчестве занимают антивоен. темы (муж. хоры "Мединия Глоговска", "Рапорт"). В нек-рых сочинениях 20-х гг.(особенно в камерных) проявляются модернистские тенденции. Однако в лучших произв. (программных симфониях, в т. ч. в 6-й, кантатах, хорах, инстр. концертах) А. выступает как последователь классич. традиций А. Дворжака и В. Новака. Мн. сочинения А. основаны на нар. творчестве (напр., "Моравские танцы" для камерного оркестра). Автор работ о моравской музыке, о Б. Сметане, А. Дворжаке, З. Фибихе и др.

Сочинения: 5 кантат, в т. ч. Моя мать (1926), Stabat Mater (1938); 6 программных симфоний - Трагическая (Tragicka, 1926), Словацкая (Slovacka, 1927), Весенняя (Jarni, 1928), Героическая (Heroicka, 1932), Дифирамбическая (Dithyrambickб, 1936), Патриотическая (Vlastenecka, 1940-42); концерты с орк. - для скр. (1936), для фп. (1939), для влч. (1940), для скр. и влч. (1944); 4 струн. квартета (1924-46) и др. кам. ансамбли, в т. ч. сонаты с фп. (ок. 40); соч. для скр. и для фп.; песенные циклы, муж. хоры, церк. музыка - градуалы, три мотета (1944), обр. нар. песен - словацких ("Венок"), моравских и русских.

Литература: rаlа F., Emil Axman. Zivot a dilo, Praha, 1966.

Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек.

Аксюк С. В.

Сергей Васильевич (р. 23 XI (6 XII) 1901, Петербург) - сов. композитор и муз. критик. Чл. КПСС с 1958. В 1918-22 учился в Ростовской-на-Дону консерватории по классу композиции М. P. Гнесина. С 1938 живёт в Москве. Был консультантом правления Союза композиторов СССР (1951-56), гл. ред. изд-ва "Сов. композитор" (1956-60), секретарём правления Союза композиторов СССР (1957-62). Автор мн. статей, брошюры "Аграфена Оленичева" (1968).

Сочинения: оперы - Пугачёвцы (соч. 1937, по роману М. Ю. Лермонтова "Вадим"), Песня про купца Калашникова (на текст М. Ю. Лермонтова, 1940, Ансамбль сов. оперы ВТО, Москва), Фома Гордеев (соч. 1940-42, по М. Горькому), Калинка (совм. с M. M. Черемухиным, 1942, Ленингр. Малый оперный т-р, Чкалов); для фп., в т. ч. 24 прелюдии - Русские картинки (1966); хоры, в т. ч. 16 хоров без сопровождения на тексты из "Слова о полку Игореве" (в пер. Н. А. Заболоцкого, 1969); рoмансы на сл. Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина, М. И. Цветаевой, В. Л. Пастернака, Л. Н. Мартынова, О Хайяма (1970), Из записных книжек А. П. Чехова (1970) и др.

Л. М. Ольхович.

Акт

Акт (от лат. actus - действие), действие

1) законченная часть сценич. произв. (драмы, оперы, балета и т.п.), отделённая от другой такой же части перерывом (антрактом). Нередко А. делится на картины.

2) В Англии, в т. н. Елизаветинском театре (80-90-е гг.16 в.), - музыка между отд. частями пьесы.

Акте Э. Ш.

Акте Э. Ш. (Achtе; урожд. Стрёмер, Strцmer) Эмми Шарлотта (14 XI 1850, Оулу - 2 XII 1924, Хельсинки) - фин. певица (сопрано), педагог и муз.-обществ. деятель. Училась у Мехелин в Хельсинки, у Ж. Массе в Париже, Ф. А. Стенхаммара в Стокгольмской консерватории, совершенствовалась у Дж. Б. Ламперти и Э. Хильдаха в Дрездене. А. - один из первых деятелей фин. оперы. Работала в Хельсинки. С 1873 солистка оперной труппы Фин. нац. т-ра, с 1911 - Фин. отечеств. оперного т-ра. С 1900 возглавляла Консерваторию церк. музыки (осн. в 1882 певцом и дирижёром Л. Н. Акте, мужем A.). В 1891-1922 рук. собств. оперной труппы, в 1919-23 преподавала пластику, пантомиму, оперное иск-во в консерватории в Хельсинки.

Литература: Кrоhn H., Suomalaisen eopperen enslmmцinen tцhti, Helsinki, 1927.

Акте-Яландер А.

Акте-Яландер А. (Acktе-Jalander) Айно (23 IV 1876, Гельсингфорс, ныне Хельсинки - 8 VIII 1944, Нуммела, близ Хельсинки) - фин. певица (драм. сопрано) и муз.-обществ. деятель. Дочь фин. дирижёра и певца Л. Н. Акте и артистки оперного т-ра Э. Ш. Акте. Обучалась пению у матери, затем в Парижской консерватории у В. А. Дювернуа. Как конц. певица дебютировала в 1893, как оперная - в 1897 (в роли Маргариты) в "Гранд-Опера" (Париж), где исполняла мн. гл. партии до 1903. Пела в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк, 1904-06) и т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон, 1907 и 1910), одновременно выступала в фин. оперных т-рах. Наибольший успех имела в партии Саломеи (выступала по приглашению автора - Р. Штрауса в Дрездене и Париже). Вместе с Э. Фацером в 1911 основала Фин. отечеств. оперный т-р (с 1914 - Финская опера). В 1911-16 и в 1930-х гг.была инициатором проведения Праздников оперной музыки в Финляндии. В 1928-30 преподавала оперное пение в консерватории в Хельсинки. В 1938-39 директор Финской оперы.

Партии: Джильда; Недда ("Паяцы"), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Эльза, Елизавета ("Лоэнгрин", "Тангейзер"), Ева ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Микаэла, Тоска; Айно (одноим. произв. Мелартина) и др.

Литературные сочинения: Minnen och fantasier, Stockh., 1917; Muistojeni kiria, Hels., 1925; Taiteeni taipaleelta, Hels., 1935.

Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек.

Акулов Е. А.

Евгений Алексеевич (р. 7 (20) VIII 1905, Сморгонь, ныне Гродненской обл.) - сов. дирижёр и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). Учился в Муз. техникуме им. Гнесиных по классам фп. Е. P. Гнесиной и композиции М. Ф. Гнесина и Р. М. Глиэра. В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу дирижирования К. С. Сараджева. С 1930 ассистент дирижёра, затем дирижёр Большого т-ра (Москва); в 1937-38 гл. дирижёр Белорус. т-ра оперы и балета в Минске. В 1938- 1949 гл. дирижёр и зав. муз. частью Муз. т-ра им. В. И. Немировича-Данченко (с 1941 - Моск. муз. т-р им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко).

Дирижировал пост. опер - "В бурю" Хренникова (1939), "Семья" Ходжа-Эйнатова (1940), "Мадемуазель Фифи" Кюи (1942), "Моцарт и Сальери" (1944), "Кащей бессмертный" (1944); "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1948); оперетт - "Цыганский барон" И. Штрауса (1942) и др. Дирижировал конц. пост. опер (впервые в СССР): "Битва при Леньяно" Верди (1962), "Орфей" Гайдна (1964), "Орлиная крепость" Бабаева (1964), "Солнце над степью" Шебалина (1965) и др. В 1946-55 руководил оперным и оркестровым классами в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных. С 1950 дирижировал оркестрами Радио (в 1962-64 худож. рук. оперно-симф. оркестра). Преподаёт в ГИТИСе (с 1950 - спец. курс муз. драматургии для режиссёров муз. т-ров), с 1960 профессор. В 1952-64 дирижёр-руководитель стажёрской группы Большого т-ра. Автор монографии "Оперная музыка и сценическое действие" (в печати).

Акустика музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Акутагава Я.

Ясуси (р. 12 VII 1925, Токио) - япон. композитор. Сын известного япон. писателя-новеллиста Акутагавы Рюноскэ. Учился у К. Хашимото и А. Ифукубэ (композиция) и у Н. Канеко (дирижирование) в классе мастеров Гос. высшей школы музыки в Токио (окончил в 1949). Наибольшую известность принесли А. "Симфонический триптих" для струн. оркестра (1948) и 2 программные симфонии (1-я - 1953, исполнена в Москве в 1956; 2-я - "Эллора - индийский храм", 1958).

Для муз. стиля А. характерно сочетание специфич. черт традиционной япон. музыки и нек-рых приёмов совр. европ. композиторской техники; близок к авангардизму. Выступает как дирижёр, гл. обр. в авторских концертах, принимает участие в хор. движении "Поющие голоса Японии". Автор книг "Всё о музыке" (Токио, 1959), "В музыкальных залах" (1962, Токио).

Сочинения: (кроме названных) оперы - Чёрное зеркало (1960, Токио), Орфей в Хиросиме (1968, Токио, Зальцбург); балеты - Сон об озере (1950, Токио), Потерянный рай (1951, Токио), Кэппа (1951); для орк. - симфония для детей Созвездие Близнецы (1957), танц. сюита и др.; 2 струнных квартета; песни, музыка к фильмам.

Л. Г. Григорьев.

Акцент

Акцент (от лат. accentus - ударение) - выделение, подчёркивание отдельного звука или комплекса звуков (аккорда). Достигается гл. обр. за счёт усиления звучания. A., называемые обычно метрическими, связаны с чередованием сильных (акцентированных) и слабых (неакцентированных) долей такта. Такт как организация акцентированных и неакцентированных долей сложился в конце 16 в.при переходе от мензуральной нотации к современной; в его формировании видная роль принадлежит танц. музыке. Помимо того, в целях муз. выразительности возможно акцентирование любого звука в такте. Акценты образуются и за счёт перенесения ритмически-опорного звука с сильной доли такта на слабую (синкопа). Акцентирование звука путём динамич. усиления обозначается в нотах спец. знаками: >,,, sf и др. Подчёркивание звука или звукового комплекса может достигаться и за счёт иных средств: извлечения звука с нек-рым запозданием или его удлинения (агогический A.), внезапной смены гармонии, тембрового, звуковысотного выделения и т.д.

Литература: Холопова В., Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века, М., 1971, с. 65-76; Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Hamburg - St.-Petersburg, 1884; Оhmann F., Melodie und Akzent, в кн.: Kongress fьr Дsthetik und allgemeine Kunstwissenschaft, В., 1913; Weiss Th., Zur ostsyrischen Laut-und Akzentlehre,..., ts. 1.), 1933; Вrelet G., Le temps musical,..., t. 2, P., 1949.

Н. П. Корыхалова.

Акын

Акын - нар. поэт-певец и музыкант в Казахстане и Киргизии. Слово "А." иран. происхождения; первоначально означало: духовное лицо, учитель, наставник. Со 2-й пол. 19 в. А. стали называть поэтов-импровизаторов. А. слагали (импровизировали) стихи и исполняли их в речитативной манере (терме, желдирме) под аккомпанемент домбры; часто они выступали на поэтических и песенных состязаниях (см. Айтыс). У казахов А. называли также лиц, являвшихся одновременно поэтами, композиторами и певцами, даже если они и не были импровизаторами (Биржан, Ибрай, Ахан-Сере и др.). В Киргизии до Oкт. революции А. считали только поэтов, записывавших свои произв., и самых выдающихся представителей устного поэтического творчества (Токтогул Сатылганов). В сов. время поэтов устной традиции чаще именуют "халык акын" (народный акын).

Литература: Винников В., Акыны, в кн.: Искусство Советской Киргизии, М.-Л., 1939; Сильченко М., Смирнова Н., Акын, в альманахе: "Казахстан", 1946, No 3; Исмаилов Е., Акыны, A.-A., 1957; Юдахин К. К., О киргизском термине акын, в кн.: Академику Владимиру Александровичу Гордлевскому к его семидесятилетию, М., 1953, с. 324-328.

Б. Г. Ерзакович.

Аладов Н. И.

Николай Ильич (р. 9 (21) XII 1890, Петербург) - советский композитор, педагог, общественный деятель. Нар. арт. СССР (1971). Член КПСС с 1944. В 1910 экстерном окончил курс композиции Петерб. консерватории. С 1923 живёт в Минске. Один из организаторов Белорус. муз. техникума (1924) и Белорус. консерватории (1932, в 1944-48 директор), в к-рых ведёт педагогич. работу (с 1946 профессор). В 1941-44 преподавал в Моск. и Саратовской консерваториях. В 1948-49 пред. правления Союза композиторов БССР. Автор первых белорус. симфоний, муз. комедий, произведений камерной инстр. и вок. музыки. В своём творчестве тяготеет к программности и широкому использованию народного белорусского мелоса.

Сочинения: оперы - Андрей Костеня (соч. 1948), комич. опера Тарас на Парнасе (соч. 1927-28); 4 кантаты; для орк. - 11 симфоний (1921, 1930 - на темы белорус. песен, 1942 - симфония-баллада В суровые дни, 1951, 1953, 1955 - Лирическая, 1960, 1963, 1965, 1967, 1971), симфониетта (1936), симф. поэмы, увертюры-фантазии, в т. ч. Дума про пограничника Лагоду (1938), сюиты; конц. фантазии - для скр. с орк. (1950), для флейты и орк. (1957); камерно-инстр. ансамбли; произв. для хора и для голоса с фп.; обр. нар. песен.

Литература: Нисневич С., Народный артист БССР Н. И. Аладов, Минск, 1959; Кулешова Г., Николай Ильич Аладов. Очерк жизни и творчества, Л., 1970.

И. Г. Нисневич.

Алар Ж. Д.

Алар Ж. Д. (Alard) Жан Дельфен (8 III 1815, Байонна - 22 II 1888, Париж) - франц. скрипач, педагог и композитор. Окончил Парижскую консерваторию по классу Ф. Хабенека (скрипка). В 1843-75 профессор Парижской консерватории (среди его учеников П. Сарасате), с 1858 солист придв. капеллы. Автор скрипичных произв. (концертов, фантазий, дуэтов, этюдов), "Школы для скрипки" ("Йcole de violon", пер. на мн. языки, в т. ч. на рус). Издал антологию скрипичной музыки 18-19 вв. - "Классические мастера скрипки" ("Les maоtres classiques du violon...", Mainz, 1863-84, новое изд. - с 1917), включающую сочинения А. Корелли, Дж. Тартини, Ж. М. Леклера, Л. Боккерини, А. Лолли, Н. Паганини и др.

Албанская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алдулеску Р.

Алдулеску Р. (Aldulescu) Раду (p. 17 IX 1922, коммуна Питяска-Пасэря) - рум. виолончелист. Засл. деят. иск-в СРР (1951). В 1943 окончил Бухарестскую консерваторию по классу виолончели Д. Г. Динику; с этого же года концертмейстер оркестра Рум. оперного т-ра. С 1950 солист оркестра Бухарестской филармонии. Вместе с В. и Ш. Георгиу А. был участником камерного трио "Бухарест" (осн. в 1950). Исполнение А. отличают особая выразительность фразировки, лирич. наполненность и красота звука. В его обширном репертуаре произв. мировой классики и совр. композиторов, в т. ч. румынских и советских. Гастролирует во многих странах мира, в СССР - в 1952, 1956. Гос. пр. СРР (1952).

Р. Э. Лейтес.

Алеаторика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александров А. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александров А. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Александров Б. А.

Борис Александрович (р. 22 VII (4 VIII) 1905, Бологое) - советский композитор и дирижёр. Нар. арт. СССР (1958). Полковник. Чл. КПСС с 1943. Сын композитора А. В. Александрова. В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Р. М. Глиэра. В 1923-29 муз. руководитель разл. моск. клубов, в 1930-37 зав. муз. частью Т-ра Советской Армии, в 1933-41 преподаватель, затем доцент Моск. консерватории. В 1942-47 худож. руководитель Ансамбля сов. песни Всесоюзного радио. С 1937 (с перерывами) деятельность А. связана с Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии (дирижёр и зам. худож. руководителя, с 1946 начальник, худож. руководитель и дирижёр). А. внёс значительный вклад в создание сов. оперетты. В 1937 написал "Свадьбу в Малиновке"- популярнейшее произв. этого жанра, проникнутое интонациями нар., преим. укр., песен.

Александров Б. А.

Гос. пр. СССР (1950) за конц.-исполнительскую деятельность. Золотая медаль им. А. В. Александрова (1971) за оратории "Солдат Октября защищает мир" и "Дело Ленина бессмертно".

Сочинения: балеты - Левша (1955, Свердловский т-р оперы и балета), Дружба юных (соч. 1954); оперетты, в т. ч. Свадьба в Малиновке (1937, Моск. т-р оперетты; в 1968 экранизирована), Сотый тигр (1939, Ленингр. т-р муз. комедии), Девушка из Барселоны (1942, Моск. т-р оперетты), Моя Гюзель (1946, там же), Кому улыбаются звёзды (1972, Одесский т-р муз. комедии); оратория - Солдат Октября защищает мир (1967), оратория-поэма - Дело Ленина бессмертно (1970); для голоса и орк. - сюита На страже мира (1971); для орк. - 2 симфонии (1928, 1930); концерты для инструментов с орк. - для фп. (1929), трубы (1933), кларнета (1936); камерные инстр. ансамбли - 2 струн. квартета, квартет для деревянных дух. инструментов (1932); песни, в т. ч. Да здравствует наша держава; музыка к драм. спектаклям и др. произв.

С. С. Зив.

Александров Н. И.

Николай Иванович (11 (23) XII 1818 - 24 XII 1884 (5 I 1885), Петербург) - рус. гитарист и композитор. По окончании Царскосельского лицея служил в гвардейском полку. Игре на гитаре учился у А. О. Сихры, высоко ценившего виртуозное дарование А. и посвятившего ему ряд произв. (рус. песня с вариациями "Среди долины ровныя" идр.). Теорией музыки занимался у композитора Н. А. Тивольского (впоследствии редактора сочинений A., изданных у М. Бернарда). Среди произв. А. для гитары выделяются педагогич. сочинения (упражнения, "пробы", "экзерсиции") и нек-рые конц. пьесы ("Баркарола", "Rйverie" и др.).

Литература: Русанов В., Этюд (e-moll) H. И. Александрова, "Гитарист", 1905, No 2; его ж е, Что играть. Крит.-библиограф. этюды. Н. И. Александров, "Музыка гитариста", 1907, No 4; Машкевич В. П., Н. И. Александров, "Гитара и гитаристы", 1925, No 11-12 (муз. отд.).

И. М. Марков.

Александров Ю. М.

Юрий Михайлович (р. 19 VIII (1 IX) 1914, Ташкент) - советский композитор. Чл. КПСС с 1953. В 1942 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Г. И. Литинского (ранее учился у В. Я. Шебалина). С 1946 редактор, затем зав. редакцией симф. и камерной лит-ры, с 1969 гл. редактор издательства "Музыка". В 1953-59 преподавал в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (инструментовка и чтение партитур).

Сочинения: балет - Белеет парус одинокий (по В. П. Катаеву, 1970, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва); для орк. - 2 симфонии (1942, 1955), симфония-кантата - Кавказ (на сл. сов. поэтов, исп. фрагмент, 1947), Поэма памяти В. И. Ленина. У Мавзолея (1951), Поэма памяти К. Э. Циолковского (1962); струн. квартет; для фп. - соната (1947), сонатина (1949), Поэма-соната (1962), Детский альбом (1970); для скр. и фп. - Русская рапсодия (1952); для влч. и фп. - соната (1944); пьесы для фп., трубы, валторны, домры; хоры, в т. ч. 10 хор. поэм о Ленине (1969), 8 хоров на сл. М. Ю. Лермонтова (1966); романсы, песни, музыка для кино и др.

И. М. Ямпольский.

Александров Я. П.

Ярослав Павлович (р. 27 II 1925, Кировабад, Азерб. ССР) - сов. скрипач. Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1953. В 1952 окончил Моск. консерваторию у Д. Ф. Ойстраха, в 1955 - у него же аспирантуру. В 1952-74 участник квартета им. А. П. Бородина Моск. филармонии. С 1972 преподаватель (с 1977 доцент), с 1981 ректор Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1968).

Александрова Н. Г.

Александрова Н. Г. (урожд. Гейман) Нина Георгиевна (29 IX (11 X) 1885, Тбилиси - 15 I 1964, Москва) - сов. муз. деятель и камерная певица (сопрано). В 1907 окончила Женевскую консерваторию по классу фп. В 1907-09 изучала муз.-педагогич. систему Э. Жак-Далькроза. В 1915-35 занималась конц.-исполнительской деятельностью. С 1909 преподаватель ритмики в муз. учебных заведениях Москвы. В 1913 организовала в Москве курсы пластич. движения. В 1919-1924 ректор и преподаватель Ин-та ритмич. воспитания, в 1924-32 пред. Моск. ассоциации ритмистов при ГАХНе. В 1912-17, 1924-60 преподавала ритмику и сценич. гимнастику в Моск. консерватории (с 1924 доцент, с 1941 профессор) и в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных (1946-56).

Литературные сочинения: О ритмическом воспитании, (б. м.), 1920; Ритмическое воспитание, М., 1924; Сб. материалов для занятий по ритмике (система Жак-Далькроза), М., 1930.

В. И. Зарубин.

Александрова-Кочетова А. Д.

Александрова-Кочетова А. Д. (урожд. Соколова, в замужестве Кочетова, по сцене Александрова) Александра Доримедонтовна (1 (13) X 1833 (по уточнённым данным), Петербург - 4 (17) XI 1902, Москва) - рус. певица (лирико-драм. сопрано) и педагог. Детство и юность провела в Берлине, где училась пению у Г. В. Тешнера. С 1853 жила в Петербурге, занималась у Ф. Ронкони. В 1865-78 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Антониды). Отличалась исключительной музыкальностью, обладала подвижным сопрано с выработанной колоратурой. Активно пропагандировала русскую музыку в России и за рубежом.

Партии: Антонида, Наташа, Людмила; Надежда ("Аскольдова могила"), Агата, Маргарита, Норма и др. Выступала как камерная певица (часто в ансамбле с А. Г. Рубинштейном), была тонким интерпретатором романсов Р. Шумана, Ф. Шуберта и др. Дарование певицы высоко ценили А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, бр. Рубинштейны. В 1867 в Праге участвовала в спектаклях "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" (партию Людмилы пела по-чешски).

В 1866-80 А.-К. - профессор Московской консерватории. Чайковский отмечал методику преподавания А.-К., воспитывавшей учеников, в отличие от других педагогов, на русском репертуаре. Среди её учеников - Е. П. Кадмина, В. В. Байкова, А. В. Святловская, З. Р. Кочетова (дочь А.-К.), О. А. Пускова, M. M. Корякин. У неё занимались также П. А. Хохлов, А. Е. Ростовцева, И. А. Гончаров и др. А.-К. - автор популярных в кон. 19 - нач. 20 вв. романсов ("Ты помнишь ли", "Она моя", "Ночь" и др.). Сын А.-К. - муз. критик, композитор и дирижёр Н. Р. Кочетов.

Литература: Л., А. Д. Александрова-Кочетова, "РМГ", 1901, No 4, стлб. 98-101; "ЕИТ". Сезон 1903-1904, Прилож. к вып. XIV, 1904, с. 222-23; Чайковский П., Литературные произведения и переписка, т. II, М., 1953, с. 143-44, 146; Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966, с. 69-71; Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966, с. 74-88.

Л. З. Корабельникова.

Александровская Л. П.

Лариса Помпеевна (р. 2(15) II 1904, Минск) - советская певица (сопрано), режиссёр и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1940). Чл. КПСС с 1942. Депутат Верх. Совета СССР 2-4-го созывов и Верх. Совета БССР 3-5-го созывов. Пред. правления Белорус. театр. об-ва (с 1946). С 1920 служила в Красной Армии и работала как певица в т-ре Главполитпросвета Зап. фронта. В 1924-28 училась в Белорус. муз. техникуме, в 1928 в специальном оперном классе, в 1930-33 занималась в Гос. студии оперы и балета (Минск). Ученица В. А. Цветкова и А. П. Боначича. В 1933-51 солистка Белорус. т-ра оперы и балета, в 1951-60 гл. режиссёр. А. - одна из первых белорусских профессиональных певиц.

Александровская Л. П.

Партии: Марыся ("Михась Подгорный", 1939, первое исп.), Надейка ("Цветок счастья" Туренкова, 1940, первое исп.), Алеся ("Алеся" Тикоцкого, 1944, первое исп.), Мария Греготович ("Кастусь Калиновский" Лукаса, 1947, первое исп.), Аксинья ("Тихий Дон" Дзержинского), Графиня, Татьяна, Лиза, Ярославна, Кончаковна; Наташа ("Русалка"), Любаша ("Царская невеста"), Маргарита, Кармен.

Постановки: "Девушка из. Полесья" Тикоцкого (1952), "Надежда Дурова" Богатырёва (1956), "Ясный рассвет" Туренкова (1958) и другие оперы русских и западноевропейских композиторов.

Исполнительница белорус. нар. песен и камерных произв. Гос. пр. СССР (1941). Гастролировала (с 1928) за рубежом (Франция, Англия, Швеция, Болгария, Румыния, Югославия, Чехословакия, Польша, ГДР и др.).

Литература: Mодэль М., Ларыса Пампееюна Александроюская, Miнск, 1945; rузов Г., Л. П. Александровская, М.-Л., 1955; Лукас Д. I., Жураюлею Д., Выдаты дзеяч опернага мастацтва, в сб.: Майстры белорускай сцэны, Miнск, 1960.

И. Г. Нисневич.

Александру Т.

Александру Т. (Alexandra) Тибериу (р. 14 V 1914, Илимбав, близ г. Брашов) - рум. музыковед-фольклорист. Учился в Бухарестской консерватории (1931-36) у И. Киреску, Д. Куклина, И. Н. Отеску, К. Брэилою, Дж. Брязула. В 1935-49 науч. сотрудник фольклорного Архива Об-ва рум. композиторов. В 1949-56 сотрудник, в 1957-60 и с 1968 руководитель сектора, в 1960-68 ведущий науч. сотрудник Ин-та этнографии и фольклора Академии СРР. В 1949-59 профессор Бухарестской консерватории. Премия имени Ч. Порумбеску Академии СРР (1957). А. принадлежат Антология-альбом пластинок по румынскому фольклору (1960-62) и Антология-альбом пластинок по арабскому фольклору (1967).

Сочинения: Instrumentele muzicale ale poporului romоn, Buc., 1956; Bйla Bartуk despre folclorul romоnesc, Buc., 1958; Armonie si polifonie оn cоntecul popular romоnesc, "Muzica", Buc., 1959, No 3, 10, 12, 1960, No 3, 9 (цикл статей); Constantin Brailoiu si valorificarea оnregistrarilor de muzica populara, "Muzica", Buc., 1968, No 8; Constantin Brailoiu (1893-1958), "Rev. folc.", Buc., 1968, No 6.

P. Э. Лейтес.

Александрян А. А.

Александр Александрович (8 (20) IX 1889, Шуша, Нагорный Карабах - 30 XII 1978, Ереван) - сов. композитор и муз. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1965). Содействовал организации коллективов нар. инструментов в Армении, возглавлял мн. из них. В 1938-67 руководил инстр. группой Ансамбля нар. песни и пляски Армении, принимал участие в создании его муз. программ. В музыке А. органично претворены арм. нар. мелодии и ритмы. Автор 2 сюит, многочисл. танц. пьес для оркестра нар. инструментов, песен, в т. ч. "Милая Армения", "Армянский романс", "Отчего ты молчишь?" и др.

Алексаньян Д.

Алексаньян Д. (Alexanian) Диран (1881, Константинополь - 17 VI 1954, Шамони) - франц. виолончелист и педагог. По национальности армянин. Учился у Ф. Грюцмахера в Дрездене. С 1902 жил в Париже, где выступал в концертах и вёл педагогич. работу. С 1920 профессор "Эколь нормаль де мюзик" в Париже, с 1936 преподавал в Нью-Йорке. В педагогич. практике был последователем П. Касальса. Среди учеников - известный итал. и югосл. виолончелист и дирижёр А. Янигро. А. - автор ряда музыкальных произведений (в их числе: "Маленькая армянская сюита" для оркестра, фп. квинтет, песни и др.), редактор сюит И. С. Баха для виолончели соло.

Сочинения: Traitй theorйtique et pratique du violoncelle, P., 1914; L'enseignement du violoncelle, P., 1922.

Алексеев А. Д.

Александр Дмитриевич (р. 20 V (2 VI) 1913, Москва) - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1947). В 1938 окончил Моск. консерваторию по классу фп. А. Б. Гольденвейзера, в 1941 - аспирантуру по истории и теории пианизма (рук. Г. М. Коган). В 1943-66 преподавал в Моск. консерватории (курс фп. методики; с 1946 доцент); одновременно (с 1944) - в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных (курсы истории фп. иск-ва, теории пианизма и фп. методики; с 1951 профессор). С 1949 старший научный сотрудник Института истории искусств в Москве (в 1953-60 руководитель сектора).

Осн. круг науч. интересов А. - история, теория и эстетика фп. иск-ва и лит-ры. Ему принадлежат также исследование, посвящённое казахской домбровой музыке, и разделы в коллективном труде "История русской советской музыки" (т. 1-4, М., 1956-63).

Сочинения: Антон Рубинштейн, М.-Л., 1945; О казахской домбровой музыке, "СМ", 1947, No 3; Русские пианисты, М.-Л., 1948; Клавирное искусство, М.-Л., 1952; С. В. Рахманинов, М., 1954; О пианистических принципах С. Е. Фейнберга, в сб.: Мастера советской пианистической школы, М., 1954, с. 204-228; Работа над музыкальным произведением с учениками школы и'училища, М., 1957; Вариационные циклы Глинки для фп., в сб.: Памяти М. И. Глинки, М., 1958; Методика обучения игре на фп., М., 1961, доп., М., 1971; История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67; Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества, М., 1963; Традиции исполнения Шопена в России и Советском Союзе, в сб.: The book of the First International Musicological Congress devoted to the works of Frederik Chopin, Warsz., 1963, p. 421-24; Французская фортепианная музыка конца XIX - начала XX века, М., 1963; Русская инструментальная музыка. Концертная жизнь на рубеже столетий, в сб.: "Русская художественная культура конца XIX - начала XX века, т. 1, М., 1968; Жизнь музыканта, в сб.: Памяти А. Б. Гольденвейзера, М., 1969; Русская фортепианная музыка. Конец XIX - начало XX века, М., 1969.

И. М. Ямпольский.

Алексеев А. И.

Александр Иванович (20 X (1 XI) 1895, Скобелев, ныне Фергана -2 VI 1939, Москва) - советский певец (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1937). С 1915 учился в Моск. высшем технич. уч-ще, одновременно брал уроки пения у Н. П. Миллера. Сценич. деятельность начал в 1919 (солист оперной труппы Т-ра Московского совета рабочих депутатов, Оперного т-ра им. Станиславского, Моск. т-ра оперетты, Груз. т-ра оперы и балета в Тбилиси). В 1925-27 и 1929-39 солист Большого т-ра (Москва), на сцене к-рого дебютировал в партии Ленского - одной из лучших в его репертуаре. Др. партии: Владимир Игоревич, Синодал, Юродивый; Владимир ("Дубровский"), Моцарт, Гвидон ("Моцарт и Сальери", "Сказка о царе Салтане"), Альфред ("Травиата"), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Лоэнгрин, Фауст; Рудольф ("Богема"), Герцог ("Риголетто"), Калаф ("Турандот" Пуччини). Был первым исполнителем партий в операх советских композиторов, в т. ч. Ашуг ("Алмаст", 1930). Выступал как концертный певец.

Литература: Грошева Е. A., А. И. Алексеев, М.-Л., 1949.

В. И. Зарубин.

Алексеев Д. К.

Дмитрий Константинович (р. 10 VIII 1947, Москва) - сов. пианист. Окончил Моск. консерваторию (1970) и аспирантуру при ней (1973) у Д. А. Башкирова. С 1973 солист Москонцерта, с 1979 - Моск. филармонии. Лауреат междунар. конкурсов им. М. Лонг и Ж. Тибо (1969, Париж, 2-я пр.), им. Дж. Энеску (1970, Бухарест, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского (1974, Москва), в Лидсе (1975, 1-я пр.). Гастролирует за рубежом.

Алексеев И. П.

Иван Павлович (р. 26 IX (9 X) 1913, Петербург) - советский певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1956). В 1941 окончил Ленингр. консерваторию по классу пения Л. В. Кичи. В том же году дебютировал в партии Онегина на сцене Свердловского т-ра оперы и балета. В годы Великой отечеств. войны 1941-1945 солист ансамбля Политуправления Ленингр. фронта. С 1945 солист Т-ра оперы и балета им. Кирова (Ленинград). Партии: Демон, Мазепа; Елецкий ("Пиковая дама"), Лионель ("Орлеанская дева"), Валентин ("Фауст"), Жермон, Ренато ("Травиата", "Бал-маскарад"), Разгоньи ("Ласло Хуньяди" Эркеля), Болстроуд ("Питер Граймс" Бриттена), Рылеев ("Декабристы" Шапорина), Степан ("Семья Тараса" Кабалевского), Колесников ("Фёдор Таланов" Дехтерёва), Мюллер ("Судьба человека" Дзержинского), Фердинанд ("Дуэнья" Прокофьева). Воссоздал образ В. И. Ленина в опере "Октябрь" Мурадели. Выступает как конц. певец. Гастролировал за рубежом с 1946 (ГДР, ЧССР, Финляндия).

В. И. Зарубин.

Алексеев К. С.

Константин Сильвестрович (9 (21) III 1889, Ярославль - 10 XII 1951, Москва) - советский хоровой дирижёр, домрист, педагог и композитор. С 1907 регент Чудовского и др. хоров в Москве. В 1910 занимался по муз.-теоретич. дисциплинам у Д. И. Аракишвили. С 1915 учился в Муз.-драматич. уч-ще Моск. филармонич. об-ва по классу композиции А. Н. Корещенко и А. Т. Гречанинова, в 1922-23 - в Моск. консерватории по классу дирижирования Н. А. Малько. В 1918 зав. хор. студией Моск. Пролеткульта, в 1919-25 дирижёр оркестра нар. инструментов, организованного Г. П. Любимовым. С 1928 преподавал игру на домре в Муз. уч-ще им. Октябрьской революции, был зав. отделом рус. нар. инструментов и рук. оркестра учащихся. С 1935 худож. рук. и дирижёр оркестра нар. инструментов Центр. дома худож. самодеятельности в Москве. Был также дирижёром Гос. оркестра рус. нар. инструментов. В 1941-42 художеств. руководитель и дирижёр хоровой капеллы Всесоюзного радиокомитета. По инициативе А. в оркестр народных инструментов введены тембровые баяны, имитирующие тембры деревянных и медных духовых инструментов.

Автор хоров, инстр. пьес, романсов, оркестровых аранжировок.

Сочинения: Руководство по инструментовке для оркестра русских народных инструментов (3-струнной домры и балалайки), M., 1929; Школа коллективной игры на русских народных инструментах, ч. 1-3, М., 1929, ч. 2, М., 1931, ч. 3, М., 1933, М., 1939; Практическое руководство по инструментовке для оркестра 4-струнных домр, М., 1932; Пособие по инструментовке для балалаечно-домрового оркестра, М., 1933, М., 1930; Как организовать ансамбль массовых инструментов, М., 1935, М., 1936; Музыкальная хрестоматия, М., 1931, М., 1936, и др.

И. М. Ямпольский.

Алексеев М. П.

Михаил Павлович (р. 24 V (5 VI) 1896, Киев) - советский литературовед. Академик АН СССР (1958). Почётный доктор Оксфордского, Парижского и др. зарубежных ун-тов. В 1908-14 учился в Муз.-драм. школе М. К. Лесневич-Носовой. В 1918 окончил Киевский ун-т. Выступал как муз. критик и лектор в Саратове (1916) и Киеве (1917-19). В 1916-28, помимо муз. рецензий, опубликовал работы, посв. гл. обр. рус. муз. культуре 18 в. и 1-й пол. 19 в., библиографич. указатели по произв. Л. Бетховена и Ф. Шуберта. В 1930-60 профессор Ленингр. университета. Автор исследований по рус., зап.-европ. и слав, литературам. Один из чл. редколлегии сб. "Музыкальное наследство".

Сочинения: И. С. Тургенев и музыка. К., 1918; Бетховен. Материалы для библиогр. указателя русской литературы о нём, вып. 1-2, Одесса, 1927-28 (совм. с Я. З. Берманом); Максим Березовский, в сб.:"Посев", Одесса, 1921, с.67-76 (также отд. оттиск); Из музыкальной жизни русской провинции первой половины XIX века, в сб.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924, с. 7-45; К вопросу об А. Д. Жилине, русском музыканте начала XIX века, там же, с. 106-13; Русские встречи и связи Бетховена, в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927; Бетховен в русской литературе, там же; на нем. яз., в сб.: "Germanoslavica"..., H. 2-3, Brьnn - Prag - Lpz. - W., 1932-33; Первые встречи с Шубертом. Из истории рус. муз. культуры, в сб.: Венок Шуберту, М., 1928; Франц Шуберт. Материалы для библиографического указателя, там же (совм. с Я. З. Берманом); Английский трактат XVIII века о поэзии и музыке, "Ученые записки Ленинградского университета", вып. 3, Серия филологических наук, Л., 1939, переработанное и дополненное, в кн.: Алексеев М. П., Из истории английской литературы. Этюды. Очерки. Исследования, М.-Л., 1960, и др.

Литература: Берков П. Н., М. П. Алексеев - историк и теоретик литературы, в сб.: Русско-европейские литературные связи, М.-Л., 1966; Михаил Павлович Алексеев, М., 1972 (АН СССР. Материалы для библиографии ученых СССР. Серия литературы и языка, вып. 9).

И. М. Ямпольский.

Алексеева Е. Н.

Екатерина Николаевна (р. 8 (20) Х1 1899, Киев) - сов. муз. деятель, певица (сопрано). Засл. работник культуры РСФСР (1966). Чл. КПСС с 1919. В 1926 окончила вок. ф-т Ин-та театр. иск-ва (Москва), в 1929 Моск. консерваторию, в 1935 Школу высшего художеств. мастерства при Моск. консерватории по классу пения М. В. Владимировой. В 1929-31 солистка Большого т-ра, в 1929-36 выступала в концертах по радио. В 1936-38 зам. директора Научно-исследоват. ин-та при Моск. консерватории. С 1938 директор Государственного центрального музея музыкальной культуры имени M. И. Глинки - крупнейшего муз.-документального центра СССР. Автор ряда статей. Сост. сб. "Воспоминания о Московской консерватории" (совместно с Г. А. Прибегиной, М., 1966). Член редакционной коллегии и автор предисловия к сб. "Музыка на фронтах Великой Отечественной войны" (М., 1970).

Алексеева Л. Ф.

Лариса Филологовна (р. 16 (29) X 1907, Луцк, ныне Волынской обл.) - советская певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. БССР (1944). В 1936 окончила Муз. техникум им. Гнесиных в Москве и дебютировала на сцене Белорус. т-ра оперы и балета в партии Марфы ("Царская невеста"). В 1941 - 1944 солистка Свердловского и Ленинградского им. Кирова (работавшего в то годы в Перми) т-ров оперы и балета, в 1946-48 - Большого т-ра. Партии: Джильда, Виолетта, Розина, Снегурочка; Кукла Олимпия ("Трильби" Юрасовского), Русалка ("Цветок счастья" Туренкова, 1940, первое исп.), Марфочка ("Алеся" Тикоцкого) и др. В 1950-54 солистка Моск. филармонии. В 1955 оставила сцену.

Литература: Модэль М., Л. Ф. Алексеева, в сб.: Народные артисты БССР, Минск, 1948, с. 22-29.

И. Г. Нисневич.

Алексееев П. И.

Пётр Иванович (29 VI (11 VII) 1892, Петербург - 29 IV 1960, Москва) - советский домрист и дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1934). Учился на теоретич. отд. Муз.-драм. курсов В. Б. Поллака в Петербурге. С 1908 участник Великорус. оркестра В. В. Андреева. В 1919, будучи в Красной Армии, организовал Ансамбль рус. нар. инструментов (с 1924 оркестр Моск. радиокомитета, с 1936 Гос. рус. оркестр СССР), к-рым руководил до 1939. В 1942 гл. дирижёр Ансамбля песни и пляски Морд. АССР, в 1943 - Респ. ансамбля песни и пляски в г. Горьком. С 1945 рук. оркестра нар. инструментов Всесоюзного радиокомитета. С 1950 преподавал игру на домре в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных в Москве. Автор пособия "Русский народный оркестр" (М., 1953).

Ален Ж.

Ален Ж. (Alain) Жеан (3 II 1911, Сен-Жермон-ан-Ле - 20 VI 1940, Сомюр) - франц. композитор и органист. Род. в семье органиста. Учился в Парижской консерватории в классах М. Дюпре (орган), П. Дюка и Ж. Роже-Дюкаса (композиция). В 1935-39 органист церкви Сен-Никола в пригороде Парижа. Погиб на фронте в годы 2-й мировой войны. Был блестящим импровизатором. Обогатил и обновил технику орг. письма. А. принадлежат: пьесы для орк.; мессы, мотеты; более 30 произв. для органа (собраны в сб.: L'oeuvre d'orgue de Jehan Alain, v. 1-3, 1929-39), среди них - хоралы, литании, вариации на тему Жанекена, Висячий сад (Le Jardin suspendu), транскрипции произв. Фр. Кампьона для теорбы (изд. 1953); фп. пьесы, в т.ч. "Монодическая сюита"; песни и др.

Его сестра Мари Клер А. (р. 10 VIII 1926, Сен-Жермен-ан-Ле) - органистка. Училась в Парижской консерватории у М. Дюрюфле (гармония и контрапункт), М. Дюпре (орган). 1-е пр. на междунар. конкурсах органистов в Женеве (1950) и Париже (1951). Концертирует во мн. странах Европы. Ведёт курсы франц. органной музыки на летних междунар. семинарах органистов.

Литература: Dufourcq N., La musique d'orgue franзaise de J. Titelouze а J. Alain, P., 1941, P., 1949; Gavоtу В., J. Alain, musicien franзais (1911-1940), P., 1945, 1950.

Алендер И. З.

Израиль Зеликович (19 IV (2 V) 1903, с. Троянов, ныне Житомирской обл. - 13 XII 1963, Москва) - советский инструментовед. В 1926 окончил Ленингр. лесотехнич. академию, в 1930 Муз. техникум им. А. Н. Скрябина в Москве по классу пения. С 1928 работал в промышленности муз. инструментов. В 1932- 1934 и 1945-50 гл. инженер Гл. управления промышленности муз. инструментов; в 1934-36 технич. директор построенной в Москве по проекту А. первой в СССР фабрики смычковых инструментов. Автор статей о муз. инструментах во 2-м изд. БСЭ и 3-м изд. МСЭ, очерка "Музыкальная культура Кубы" (в сб.: Куба. Историко-этнографические очерки, М., 1961). Редактор книги "Китайские музыкальные инструменты" (доп. и пер. на рус. яз., М., 1958).

Аленев Е. Ф.

Евгений Фёдорович (5 (17) XII 1864, Выборг - 27 II (12 III) 1902, там же) - рус. композитор и пианист. Учился в Петерб. консерватории у Ф. Ф. Черни (фп.). Позже брал уроки у Ф. М. Блуменфельда (фп.), А. К. Лядова и Н. А. Соколова (композиция). Преподавал в Выборге. Автор фп., скр. и влч. пьес, романсов (ок. 60) на сл. А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, А. А. Фета, Г. Гейне.

Алескеров С. Э.

Сулейман Эйюб оглы (р. 22 II 1924, г. Шуша) - советский композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1960). Чл. КПСС с 1948. В 1948 окончил Азерб. консерваторию (Баку) по классу композиции Б. И. Зейдмана. С 1954 преподаватель там же, с 1968 доцент. В 1956 дирижёр оркестра нар. инструментов Азерб. радиокомитета и телевидения, с 1960 гл. дирижёр Азерб. т-ра муз. комедии.

Сочинения: опера - Багатур и Сона (по роману Н. Нариманова, 1961, Азерб. т-р оперы и балета); оперетты (пост. в Азерб. т-ре муз. комедии) - Цветок любви (1945), Улдуз ("Звезда", 1948), Сами разберёмся (1962), Вдруг не так (1964), Нищий сын миллионера (1966, Гос. пр. Азерб. ССР, 1967), Где же ты, холостяцкая жизнь? (1968), Севиндик ищет невесту (1969), Гамиша-Ханум (1971); кантаты - Привет Великому Октябрю (1947), Слава Родине (1950); для солиста, хора и оркестра - Поэма о Ленине (совм. с Д. Джангировым, 1951), Под знаменем единым (1972); для орк., в т.ч. симфонии - Родина (1948), Молодёжная (1954), симф. мугам - Баяти-Шираз (1952); произв. для орк. азерб. нар. инструментов; камерно-инстр. ансамбли; песни и романсы; обр. нар. песен; музыка к драматическим спектаклям и др.

Алессандреску А.

Алессандреску А. (Alessandrescu) Алфред (2 VIII 1893, Бухарест - 18 II 1959, там же) - рум. дирижёр, композитор, пианист. Засл. деят. иск-в СРР (1954). В 1903-11 учился в Бухарестской консерватории у А. Кастальди (гармония, композиция), Д. Кириака и Д. Динику; в 1913-14 и в 1923-24 совершенствовался в Париже в "Схола канторум" у В. д'Энди. С 1915 выступал как симф. дирижёр. Работал в Бухаресте дирижёром Рум. оперного т-ра (1921-59), филармонии (1926-40) и симф. оркестра радио (1933-59).

Крупнейший рум. симф. и оперный дирижёр, А. был первым исполнителем мн. сочинений рум. композиторов. Выступал с известными исполнителями, в т.ч. с Ф. И. Шаляпиным, Д. Липатти, Арт. Рубинштейном и др., а также как пианист в ансамбле с Дж. Энеску. А.-один из основателей Об-ва рум. композиторов (1920, ныне Союз рум. композиторов). Автор симф. поэм "Дидона" (1911, пр. им. Дж. Энеску) и "Актеон" (1915, пр. им. Дж. Энеску), вок. цикла "Шесть мелодий" для голоса с фп. (1914-17). А. принадлежат переводы на румынский язык либретто ряда опер, очерки о Дж. Энеску и др.

Литература: Тоmesсu V., Alfred Alessandrescu, Buc., 1962.

Р. Э. Лейтес.

Алёшина Л. В.

Людмила Викторовна (р. 27 XII 1930, Новороссийск) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Молд. ССР (1980). В 1959 окончила Кишинёвскую консерваторию. С 1957 солистка Молд. т-ра оперы и балета. Партии: Княгиня, Полина ("Чародейка", "Пиковая дама"), Кончаковна, Амнерис; Прециозилла ("Сила судьбы"), Адальжиза ("Норма"), Кармен; Косова ("В бурю"), Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Ольга ("Героическая баллада" Стырчи), Таисия ("Сергей Лазо" Гершфельда). Выступает в концертах.

Алёшина-Александрова Т. Г.

Тамара Григорьевна (р. 19 VI 1928, Харьков) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1967. В 1958 окончила Харьковскую консерваторию, с того же года солистка Молд. т-ра оперы и балета. Партии: Кончаковна; Любаша ("Царская невеста"), Кармен, Амнерис, Азучена; Роксанда ("Грозован" Гершфельда), Ольга ("Героическая баллада" Стырчи, 1-е исп. 1960) и др. С 1969 преподаёт пение в Молд. ин-те им. Г. Музическу (с 1978 зав. кафедрой).

Алжирская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Али Акбар Хан

Али Акбар Хан (р. 14 IV 1922, Сибпур) - инд. исполнитель на сароде в классич. стиле (традиция хиндустани) и композитор. Обучался игре на сароде у отца - Аллауддина Хана, позднее - на пакхавадже и табле у дяди - Афтабуддина Хана. Был придв. музыкантом в Джодхпуре; в 1956 осн. муз. колледж в Калькутте, преподавал в нём игру на сароде; в числе многочисл. учеников А. А. X. - его сын Ашиш Хан. Исполнение А. А. X. в манерах дхрупад, дхамар, кхиял (кхайяль), тхумри собств. инстр. композиций отличается своеобразием, высоким артистизмом и виртуозностью; ввёл в практику несколько новых раг. Играл в ансамбле с выдающимися мастерами инд. музыки - Рави Шанкаром, Никхиль Гхошем и др. Лауреат ряда премий (Сангит натак академи, 1963, и др.). Неоднократно гастролировал в странах Зап. Европы, в США и Японии. Автор музыки к кинофильмам ("Голодные камни" и др.).

Предыдущая страница Следующая страница