Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 3, "АДЖ"-"АКК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АДЖ"-"АКК")

Аджемян А. В.

Александр Вартанович (р. 25 VIII 1925, Тбилиси) - советский композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1965). В 1955 окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции Г. И. Егиазаряна. Наиболее ярко проявляет себя в области симф. и вок. музыки. Написал ряд песен, отличающихся мелодич. выразительностью, лирич. непосредственностью, в т. ч. "Лорик", "Праздничная", "Вечерний Ереван", "Дорога", "Весенняя любовь" и др.

Сочинения: для орк. - 4 симфонии (1955, 1964, 1967, 1972), поэма-рапсодия (1957), балетная сюита (1960); Пасторальная симфониетта для камерного орк. (1971); концертино - для скр. и фп. (1949), для трубы и фп. (1951); вок. цикл для голоса, фп. и ударных (1969), песни для голоса в сопр. ансамбля ар. м. нар. инструментов; музыка к спектаклям и фильмам.

Адзайоло Ф.

Адзайоло Ф. (Azzaiolo, Azzajuolo) Филиппо - итал. композитор 16 в.Род. в Болонье. Составитель и частично автор 3-томной антологии ("Villotte alla Padoana... Villotte del fiore", 1559 и 1569) - ценного муз. памятника прошлого. В антологию включены сочинения А. Руффо, Ламбертини, Б. Пиффари и мн. неизв. авторов. А. также собирал и обрабатывал нар. песни.

Литература: Vatiеlli P., Canzonieri musicale del Cinquecento, в кн.: Arte e vita musicale a Bologna, v. 1, Bologna, 1927.

Адигезалов В. З.

Васиф Зульфугар оглы (р. 28 VII 1935, Баку) - советский композитор. Чл. КПСС с 1960. В 1958 окончил Азерб. консерваторию по классу композиции К. А. Караева, в 1959 - по классу фп. С. А. Кулиевой. В 1959-61 гл. муз. редактор Азерб. филармонии, в 1961-64 и с 1972 преподаватель Азерб. консерватории, в 1966-69 худ. рук. Азерб. ансамбля песни и танца.

Сочинения: опера - Мертвецы (1963, Азерб. т-р оперы и балета); оперетты - Гаджи Кара (совм. с Р. Мустафаевым, 1958, Азерб. т-р муз. комедии, Баку; 2-я ред. - Скупой, 1962, там же), Бытовые сценки (1962, там же), Синяя птица моей бабушки (1971, там же); для орк. - 2 симфонии (1958, 1967); поэмы - Героическая (1956), Африка борется (1961). Этапы (1970); концерты (с орк.) - 2 для фп. (1960; 1964, с орк. нар. инструментов), для скр. (1961); поэмы - для хора, солистов и симф. орк. - Сабухи (совм. с Р. Мустафаевым, 1964), Слава русскому народу (1965), Поэма в честь 50-летия Сов. Азербайджана (1970); соната для фп. (1959), сонатина для влч. (1960), произв. для эстр. оркестра, песни, романсы, музыка к фильмам.

Адлер Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адмони И. Г.

Адмони И. Г. (Адмони-Красный) Иоганн Григорьевич (p. 4(17) VII 1906, Дессау, Германия) - сов. композитор. Учился на ф-те обществ. наук Ленингр. ун-та (1922-26) и в Ленингр. консерватории (1927-30, класс композиции М. О. Штейнберга). Основное место в творчестве А. занимает камерная вок. музыка (более 100 произв.). Им написаны камерная кантата "Живее всех живых" (о В. И. Ленине, для 2 голосов и фп. на стихи сов. поэтов, 1960), "Вокальная поэма в 13 песнях" на стихи Г. Гейне (1958), "Баллады" на стихи совр. исл. поэтов (для голоса и фп., 1959), циклы и отд. романсы на стихи А. А. Блока (свыше 20), а также на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Мицкевича, Р. Бёрнса, М. Ф. Рыльского и др. Среди др. сочинений A. - опера "Гробовщик" по А. С. Пушкину (1935); балеты "АО" (1936), "Война с саламандрами" (1938); концерт для фп. с орк. (1951), музыка к драматич. спектаклям и фильмам (более 10) и др.

М. Г. Бялик.

Адорно Т.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адыгейская музыка

Нар. муз. культура адыгейцев включает песенное творчество и музыку к танцам. Как правило, песни имеют хор. сопровождение. Древнейшим видом песенного творчества является форма оред (йоред) - мужская песня, исполняемая в характере речитатива певцом-солистом с сопровождением унисонного хора. Тематика этих песен разнообразна: сказания нартовского эпоса (нарты - нар. герои у адыгейцев), героич. военные, походные, охотничьи и др. Особую группу составляют песни о борьбе за независимость адыгейцев и песни в честь павших героев - игыбыз.

Песни, исполняемые в быстром темпе, сопровождаются игрой на инструментах и, как правило, связаны с танцами. Эти песни отличают чёткая ритмика и живой, весёлый характер. По тематике они разделяются на бытовые, любовные, юмористич., сатирич. и др. Кроме песен, сплошь идущих с инстр. сопровождением, встречаются песни, основанные на чередовании вок. (хор.) и инстр. эпизодов. У адыгейцев 2 основных типа нар. танца: удж - парный; зафак, загатлят, исламей - групповые, бытующие во многих вариантах.

Среди адыг. нар. инструментов: пхачич (ударный), камыль (дух. инструмент типа продольной флейты), шичепшин (двуструнный смычковый инструмент) и др. С сер. 19 в.получила распространение гармонь.

А. м. в основе диатонична, встречаются ионийский, миксолидийский и фригийский лады. Ей свойственно большое ритмич. разнообразие (при этом нечётный метроритм встречается редко). Часто применяются триоли, синкопы. Для нар. песен характерно двухголосие, слагающееся из партий певца и хора, сопровождающего солиста в унисон или имеющего самостоят. мелодич. рисунок. Рус. композиторы, посещавшие Кавказ (А. А. Алябьев, М. А. Балакирев и др.), использовали адыг. нар. музыку в своём творчестве. Активное изучение адыг. фольклора было начато после Октябрьской революции. Большую работу в этом отношении провели М. Ф. Гнесин, А. Ф. Гребнев, Г. М. Концевич, В. Л. Мессман, H. H. Миронов и др. Проф. муз. творчество адыгейцев развивается гл. обр. в обл. песенного жанра. Среди адыг. композиторов - М. Бесиджев, Г. Самогова, У. Тхабисимов, К. Туко и др.; певицы - засл. арт. РСФСР Г. Самогова, З. Чичева, Р. Шеожева, певец К. Хейшо.

В Адыг. АО работает Ансамбль нар. песни и танца.

Литература: Гнесин М. P., Черкесские песни, "Народное творчество", 1937, No 12; Гребнев А. Ф. (сост.), Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни, М.-Л., 1941; Столяров, Произведения русских композиторов на кабардинские темы, "Ученые записки Кабардинского научно-исследовательского института", т. 2, Нальчик, 1947; Шейблер Т. К., Из истории развития кабардинской музыки за годы Советской власти, там же, т. 4, 1948.

Аедоницкий П. К.

Павел Кузьмич (р. 19 VIII 1922, с. Троицкое Ворошиловградской обл.) - сов. композитор. В 1941 окончил историко-теоретич. отд. муз. уч-ща в Горьком, в 1948 - муз. уч-ще при Моск. консерватории по классу композиции А. Н. Александрова. В 1948-51 занимался в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных у М. P. Гнесина; одновременно (1947-50) был зав. муз. частью драм. т-ра в Горьком. Автор муз. комедии для детей "Репка" (пост. 1953, Воронеж), музыки к драм. спектаклям (более 40) и кинофильмам, а также для радио и телеспектаклей; вок.-симф. сюиты - "Юные целинники" (1965), пьес для эстр. оркестра, романсов, многочисл. песен.

Ажарагс

Ажарагс (латыш. azarags, букв. - козий рог), букарагс - латыш. духовой мундштучный инструмент. Изготовляется из козьего рога, имеет 3-6 игровых отверстий. Звукоряд диатонический. Звук А. сильный, резкий. На А. исполняли разл. наигрыши, танц. мелодии. Пастухи использовали его как сигнальный инструмент. По существовавшему обычаю, молодые парни, собиравшиеся жениться, по вечерам исполняли на А. грустные мелодии. Инструменты аналогичного устройства и назначения бытуют в Эстонии (сарв) и Литве (ожрагис). В 1955 С. М. Краснопёровым создан усовершенствованный инструмент с медным мундштуком и 4 игровыми отверстиями (таурерагс).

Азанчевский М. П.

Михаил Павлович (24 III (5 IV) 1839, Москва - 12(24) I 1881, там же) - рус. муз. деятель и композитор. По теории композиции занимался у Г. Рихтера и М. Гауптмана (1861-64, Лейпциг), брал уроки фп. игры у Ф. Листа (в Риме). В 1866-69 жил в Париже. Будучи председателем дирекции Петерб. отделения РМО (1870-76) и директором (официально "заведующим") Петерб. консерватории (1871-76), стремился усилить её значение как высшего уч. заведения: ввёл более строгие условия приёма, обновил преподават. состав (пригласил Н. А. Римского-Корсакова, Г. А. Лароша, Н. А. Ирецкую и др.), провёл организац. и методич. преобразования, улучшил материально-правовое положение учащихся. Принадлежащее А. богатейшее собр. книг, в т. ч. редчайших изданий 16-18 вв., послужило основой б-ки Петерб. консерватории. Автор конц. увертюры, 2 струн. квартетов, 2 фп. трио; сонаты для влч. и фп. b-moll, op. 2; фп. пьес, романсов и др.

Литература: Кремлев Ю., Ленинградская государственная консерватория, М., 1938, с. 37-43; Сто лет Ленинградской консерватории, Л., 1962, с. 30-32.

Азарашвили В. Ш.

Важа Шалвович (р. 13 VII 1936, Тбилиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1979). В 1961 окончил Тбилисскую консерваторию у И. И. Туския, в 1964 - аспирантуру при ней у А. М. Баланчивадзе. Работает преим. в области инстр. музыки. С 1961 преподаватель муз. уч-щ в Тбилиси, с 1971 - Тбилисской консерватории. Пр. Ленинского комсомола Груз. ССР (1974).

Сочинения: оперетты - Девятый вал (1969, Тбилисский т-р муз. комедии), Учитель танцев (1980); муз. комедии - Семеро братьев гурджаанцев (1973, там же), Мальчуган (1975, там же); симфония (1966); концерты с орк. - 2 для скр. (1972, 1973), для альта и камерного орк. (1973), для влч. и струн. орк. (1969), для флейты и камерного орк.(1968), для трубы (1978) и др.; камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп. (1961), для 2 альтов (1979), для влч. и фп. (1976), для 2 скр. и фп. (1975) и др., Эхо родного края (11 пьес для струн. квартета, 1981), квинтет для духовых инструментов (1979); циклы фп. пьес, хоры, вок. циклы, романсы, многочисл. эстр. песни.

Азархин Р. М.

Родион Михайлович (р. 22 III 1931, Харьков) - советский контрабасист. Окончил в 1949 муз. школу-десятилетку при Ленингр. консерватории по классу П. А. Вейнблата, в 1954 консерваторию по классу M. M. Курбатова, в 1961 аспирантуру при Моск. консерватории (рук. С. Н. Кнушевицкий). С 1949 выступает как солист-концертант и ансамблист. Автор мн. переложений и обр. для контрабаса, труда "Методические основы современной игры на контрабасе". Ему посвящён ряд контрабасовых произв. сов. композиторов (концерт А. В. Богатырёва, соната Ю. А. Левитина).

Литература: Доброхотов Б., Контрабасист-виртуоз, "СМ", 1963, No 12; Гинзбург Л., Солирует контрабасист, там же, 1965, No. 3.

Азбука музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Азеведу

Азеведу - см. Корреа ди Азеведу Л. Э.

Азеев Е. С.

Евстафий Степанович (23 II (7 III) 1851, Киев - 1918) - рус. хормейстер, композитор. Окончил Придв. певч. капеллу. Был учителем пения и регентом капеллы, позднее хормейстером Мариинского т-ра в Петербурге. Участвовал в первых постановках опер "Псковитянка" (1873) и "Майская ночь" (1880). Н. А. Римский-Корсаков высоко ценил его как хормейстера. А. работал над обновлением церк. напевов, стремясь в их гармонизации приблизиться к основам рус. нар. многоголосия. Автор духовных сочинений, переложений церк. песнопений и др.

Азербаев К.

Кенен (р. 26 IV (8 V)1884, урочище Маты-булак, ныне Курдайского р-на Джамбулской обл.) - советский акын, певец и композитор. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1957). С юношеских лет получил известность как исполнитель и автор песен, а также домбрист. В 1919 вместе с Джамбулом (с к-рым его связывала дружба) участвовал в 1-м слёте акынов Семиречья (Верный, ныне Алма-Ата). Влияние Джамбула проявилось в острой социальной направленности муз.-поэтич. творчества А. Среди созданных и исполненных им песен - "Кызыл кайнар" (название местности), "Туйе тыныс" ("Верблюжий перевал"), "Наша Родина победит", "Любимая молодёжь моей Родины", "Призыв к миру", "Песня о коммунизме"; "Ленин - наш отец" (1924), "Героическая Москва", "Казахстан" и др. А. исполняет также кирг., рус, тат. нар. песни.

Сочинения: Песни Кенена Азербаева. Вступ. статья и нотные записи Б. Ерзаковича, A.-A., 1955 (на казах. и рус. яз.); Кенен Азербаев. Песни времени. Вступление, запись и обр. 25 песен для голоса с фп. Б. Ерзаковича, A.-A., 1961 (на казах. яз.); Избр. произведения, A.-A., 1967 (на казах. яз.).

Литература: Смирнов Б. Ф., Казахские советские народные песни, "СМ", 1950, No 9; Ерзакович Б., Кенен Азербаев, М., 1961; его же, Песенная культура казахского народа, А.-А., 1966, с. 23-26, 239-41, 270-73; Жубанов А. К., Соловьи столетий (пер. с казах. яз.), А.-А., 1967, с. 273-88.

Б. Г. Ерзакович.

Азербайджанская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Азербайджанский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Азерская Е. Г.

Елизавета Григорьевна (29 II (12 III) 1868, Полтава - 13 III 1946, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано) и педагог. Муз. образование получила в Киевском муз. уч-ще РМО (класс К. Эверарди). В 1891 была приглашена в Киевский оперный т-р. В 1892-94 совершенствовалась как певица в Милане (у А. Броджи) и в Париже (у Бертрами). В 1895-97 гастролировала по мн. городам России (Астрахань, Казань, Саратов, Н. Новгород и др.). С 1897 работала в Большом т-ре (Москва). А. обладала сильным голосом обширного диапазона и звучного тембра. Партии: Весна ("Снегурочка"), Ольга ("Евгений Онегин"), Графиня; Ортруда, Фрика ("Лоэнгрин", "Валькирия" Вагнера). Лучшая партия - Кармен. Была первой исполнительницей на сцене Большого т-ра партий Кончаковны; Любавы ("Садко"), Лауры ("Каменный гость" Даргомыжского), Рафаэля ("Рафаэль" Аренского). В 1918 оставила сцену; занималась педагогич. деятельностью в муз. техникумах им. А. и Н. Рубинштейнов и им. А. Глазунова.

"Азиатский музыкальный журнал"

"Азиатский музыкальный журнал" - рус. нотный журнал. Издавался в Астрахани в 1816-18 И. В. Добровольским. "А. м. ж." - первый в истории опыт записи и публикации муз. фольклора народов Ср. Азии и Кавказа (туркмен, киргизов, кабардинцев и др.), а также астраханских татар, калмыков. Песни публиковались в обр. для голоса и фп., танцы - в фп. изложении. Наряду с этим в журнале печатались инстр. произв. для домашнего музицирования, в т. ч. самого Добровольского. "А. м. ж." - первое муз. периодич. издание, выпускавшееся в рус. провинции, и одновременно первое рус. литографированное нотное издание. Всего вышло 8 номеров: в 1816 - No 1 и 2, в 1817 - No 3 и 4, в 1818 - No 5, 6, 7, 8. "А. м. ж." является библиографич. редкостью. Полный его комплект хранится в Гос. публичной б-ке им. M. E. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Песни из "А. м. ж." в записи Добровольского перепечатаны (без сопр.) С. Г. Рыбаковым в его работе "Музыка и песни уральских мусульман" (СПБ, 1897).

Литература: Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943 (гл. VI).

И. М. Ямпольский.

Азимов А. В.

Асад Вахабович (р. 9 X 1927, Андижан, Узб. ССР) - сов. певец (лирич. тенор) и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1978). Чл. КПСС с 1960. В 1953 окончил Моск. консерваторию у Д. И. Тонского. Сценич. деятельность начал в 1938 в Андижанском детском т-ре. С 1941 работал в Узб. муз. т-ре им. Мукими, в 1943-47 - в Уйгурском т-ре муз. драмы и комедии, с 1953 солист Узб. т-ра оперы и балета. Среди партий - Ленский, Юродивый, Фауст, Вертер; Рудольф ("Богема"), Тахир ("Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцына), Улуг Ходжи ("Дилором" Ашрафи), Абдуль Лятив ("Улугбек" Козловского), Олег Кошевой ("Молодая гвардия" Мейтуса), Сафонов ("Русские люди" Зейдмана). Как режиссёр осуществил пост. опер "Евгений Онегин", "Искатели жемчуга". С 1960 преподаёт пение в Театр.-художеств. ин-те в Ташкенте (с 1975 зав. вок. кафедрой, с 1977 доцент). Гастролирует за рубежом.

Азмайпарашвили Ш. И.

Шалва Ильич (25 XII 1902 (7 I 1903), Тбилиси - 17 V 1957, там же) - советский дирижёр и композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1941). Чл. КПСС с 1940. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 1-3-го созывов. В 1928 окончил Тбилисскую консерваторию по классу ударных инструментов, в 1930 - по классам С. В. Бархударяна (композиция) и M. M. Багриновского (дирижирование); в 1933 окончил аспирантуру как дирижёр (рук. А. В. Гаук и Е. С. Микеладзе). С 1932 дирижёр, в 1938-54 гл. дирижёр Груз. т-ра оперы и балета. Под его рук. поставлены оперы: "Тихий Дон" (1938); "Броненосец "Потёмкин"" Чишко (1938), "Ладо Кецховели" Киладзе (1941), "Сказание о Тариэле" Мшвелидзе (1946, Гос. пр. СССР, 1947) и мн. др. В 1943-53 гл. дирижёр симф. оркестра Груз. радио, с 1954 - Гос. симф. оркестра Грузии. С 1927 занимался педагогич. деятельностью, в 1933 преподавал в Тбилисской консерватории.

Автор оперы "Хевисбери Гоча" (букв. - "Старейшина Гоча"; 1951, Груз. т-р оперы и балета), оперетт - "Иные нынче времена" (пост. 1952) и "Желанный жених" (1957), симфонии (1945), орк. сюит (в т. ч. "Картины старого Тбилиси", 1941), вок.-симф. поэм, инстр. пьес, песен и др.

В. И. Зарубин.

Азмари

Азмари - в Эфиопии осн. категория проф., гл. обр. бродячих, певцов-сказителей. Известны с 16 в.Пение А. - гортанное, носовое - заметно отличается от народного и церковного. А. обычно аккомпанирует себе на однострунном смычковом инструменте месинко. В репертуаре А. - гл. обр. восхваления и сатиры (по традиции, высмеиваемый в сатире человек может прервать А. только подарком), а также героические (исторические) песни. Текст частично импровизируется, но по канонам, восходящим к древнейшему времени. Несколько А. участвуют в представлениях национального театра в Аддис-Абебе. Творчество А. широко используется композиторами Эфиопии.

Азнавур Ш.

Азнавур Ш. (Aznavour) Шарль (наст. имя и фам. - Варенаг Азнавурян или Азнаурян, Aznavourian) (p. 22 V 1924, Париж) - франц. композитор, певец и актёр. Род. в семье арм. эмигрантов. Ребёнком участвовал в театр. спектаклях, снимался в фильме. Окончил 2 театр. школы, выступал как соавтор и партнёр эстр. куплетиста П. Роша, затем был технич. помощником Э. Пиаф. В 1950-60-х гг. сложился композиторский и исполнит. стиль А. Основу его песенного творчества составляют любовная лирика, биографич. песни и поэмы, посв. судьбе "маленького человека": "Слишком поздно" ("Trop tard"), "Актёры" ("Les comйdiens"), "А я уж видел себя" ("J'me voyais dйjа"), "Автобиографии". (С 60-х гг. песни А. оркеструет П. Мориа.) Среди соч. А. также оперетты, музыка к кинофильмам, в т. ч. "Молочный суп", "Остров на краю света", "Порочный круг". А. - один из крупных киноактёров. Снялся в фильмах "Стреляйте в пианиста", "Дьявол и десять заповедей", "Волчье время", "Барабан" и др. С 1965 возглавляет фирму грамзаписей "Френч мьюзик". Написал кн. "Азнавур глазами Азнавура" ("Aznavour par Aznavour", 1970). Деятельности А. посв. франц. документальный фильм "Поёт Шарль Азнавур" (1973).

Азриель А.

Азриель А. (Asriel) Андре (р. 22 II 1922, Вена) - нем. композитор (ГДР). Учился в Венской академии музыки и сценич. иск-ва. В 1939-45 жил в Лондоне, где изучал композицию у Э. Г. Майера и игру на фп. В 1950-51 ученик X. Эйслера (Нем. академия иск-в, Берлин). С 1950 преподаёт в берлинской Высшей муз. школе (с 1968 профессор). Автор камерных соч., хоров, популярных массовых песен, произв. для оркестра, кантат на актуальные тексты, театр. и киномузыки. Нац. пр. ГДР (1951).

Айвазян А. С.

Артемий (Арутюн) Сергеевич (р. 26 VI (9 VII)1902, Баку) - советский композитор, виолончелист и дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1964). Чл. КПСС с 1952. В 1923 окончил Тбилисскую консерваторию по классу виолончели К. С. Миньяра-Белоручева, брал уроки композиции у А. А. Спендиарова. В 1932 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели С. М. Козолупова, в 1935 под его руководством Школу высшего мастерства (аспирантуру). 3-я пр. на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (Москва, 1933).

А. организатор и художеств. руководитель Гос. эстр. оркестра Армении (1938-56). Одновременно в 1940-42 художеств. руководитель Арм. филармонии, в 1943-1945 - Т-ра муз. комедии в Ереване. Автор первых арм. сов. оперетт, муз. комедий, джазовых и эстр. произв.

Сочинения: комич. оперы - Тапарникос (1938), Господин Минтоев в Париже (1965, Арм. т-р оперы и балета); оперетты (даты пост.) - вт. ч. Ашуг Мурад (1942), Восточный дантист (1943), Любовь под звёздами (1970); симф. поэма "Армения" (1965), орк. сюиты (1948, 1955, 1966); концерты с орк. - для влч. (1947, 1967), для голоса (1949); 2 струн. квартета (1951, 1955); соната для скр. и фп. (1970); произв. для джаза, эстр. песни, в т. ч. "Караван", "Каринэ", "Батуми"; музыка к фильмам.

Г. Ш. Геодакян.

Айвс Ч.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Айдан С.

Айдан С. (Aydan) Севда (р. 1930, Стамбул) - турецкая певица (лирико-драм. сопрано). В 1953 окончила Анкарскую консерваторию. С этого же года солистка Гос. оперы в Анкаре (дебютировала в партии Виолетты). Партии: Манон ("Манон" Массне), Леонора ("Трубадур"), Донна Эльвира ("Дон Жуан"), Тоска и др. Много концертирует. Большое место в её конц. репертуаре занимают турецкие нар. песни. Гастролировала в странах Европы, в т. ч. в СССР (1962).

Айдинян А. М.

Артур Михайлович (р. 15 VIII 1923, Салоники, Греция) - советский певец (тенор). Нар. арт. Арм. ССР (1961). Род. и жил в Греции. В 1947 приехал в СССР. В 1950 окончил Ереванское муз. уч-ще по классу пения Т. И. Налбандяна. С 1948 солист Армянской филармонии. Исполнение А. отмечено лиризмом, поэтичностью. В конц. репертуаре певца арии из опер А. Скарлатти, Дж. Б. Перголези, Г. Доницетти и др., романсы Комитаса, А. А. Спендиарова, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра, А. И. Хачатуряна. С большим чувством стиля исполняет итал. и исп. нар. песни, аккомпанируя себе на гитаре. Гастролировал в Румынии, Чехословакии, Болгарии, Канаде. В 1957 снимался в фильме "Сердце поёт" (Карен), в основу к-рого положена биография А.

Литература: Штих М., Путь артиста, "СМ", 1956, No 1.

В. И. Зарубин.

Айестаран Л.

Аестаран (Ayestaran) Лауро (9 VII 1913, Монтевидео - 22 (по др. данным, 24) VII 1966, там же) - уругв. музыковед, фольклорист и педагог. Директор секции музыковедения Ин-та высших исследований, а также Нац. историч. музея, с 1946 профессор Респ. ун-та (ф-т гуманитарных наук) в Монтевидео, зав. кафедрой музыковедения Католич. ун-та в Буэнос-Айресе, зав. отделом муз. критики газ. "El Paнs". Записал св. 2000 уругв. нар. мелодий. Труды А. посв. истории музыки Уругвая.

Сочинения: Fuentes para el estudio de la mъsica colonial uruguaya, Montevideo, 1947; La mъsica indigena en el Uruguay, Montevideo, 1949; La primitiva poesнa gauchesca en el Uruguay, v. 1, Montevideo, 1950; La mъsica en el Uruguay, v. 1, Montevideo, 1953; L. Sambucetti..., Montevideo, 1956; D. Zipolo..., Montevideo, 1962; El folklore musical uruguayo, Montevideo, (1967).

Айзберг И. С.

Айсберг Илья Семёнович (Элья Самуилович) (14 (26) I 1868, Одесса - 7 VII 1942, Тбилиси) - сов. пианист, композитор, педагог и муз. писатель. В 1902 окончил Петерб. консерваторию по классу фп. К. К. Фан-Арка, в 1906 - по классу композиции H. A. Римского-Корсакова. В 1906-17 в Тбилиси старший преподаватель муз. уч-ща РМО, в 1917-1923 и 1934-42 профессор Тбилисской консерватории. В 1923-34 профессор (в 1923-28 ректор) консерватории в Баку. Исполнительская и педагогическая деятельность А. сыграла значит. роль в развитии фп. культуры Грузии и Азербайджана. Автор произв. для фп. (в т. ч. концерта), романсов и др. В 1913-17 сотрудничал в журн. "Музыка", "Музыкальный современник" (псевд. - И. А-рг; А. Берг).

Литературные сочинения: Из области современного пианизма, "Музыка", 1913, No 157, с. 785-87; Новые веяния в области фортепианной методологии, там же, 1914, NoNo 171-172, 174; А. Г. Рубинштейн и его фортепианные сочинения, там же, 1915, NoNo 206, 208; Природа фортепианных звучностей и их динамического обозначения, там же, 1916, NoNo 247, 248 и др.

И. М. Ямпольский.

Айзикович И. Ю.

Иосиф Юрьевич (р. 25 XI 1919, Екатеринбург, ныне Свердловск) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1944. В 1941 окончил Ленингр. консерваторию по классу скрипки у В. И. Шера, в 1953 - по классу оперного и симф. дирижирования у С. В. Ельцина. В 1937-47 артист оркестра Ленингр. т-ра оперы и балета. С 1953 дирижёр Новосибирского, затем - Куйбышевского, Свердловского оперных т-ров. С 1975 гл. дирижёр Бурят. т-ра оперы и балета, одноврем. с 1977 худ. рук. Бурят. симф. оркестра. В репертуаре А. ок. 60 опер, среди них - "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь", "Садко", "Царская невеста", "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Аида"; "Отелло", "Эрнани", "Бал-маскарад" Верди, "Порги и Бесс" Гершвина, "Тихий Дон"; "Хождение по мукам", "Овод", "Бравый солдат Швейк" Спадавеккиа, "В бурю"; "Виринея" Слонимского, "Энхе - Булат-батор" Фролова, "Прозрение" Ямпилова. В 1961-65 преподаватель Уральской консерватории по классу дирижирования, с 1975 - Ин-та культуры в Улан-Удэ (с 1978 доцент).

Айрапетян Ю. С.

Юрий Суренович (р. 22 X 1933, Ереван) - сов. пианист. Нар. арт. Арм. ССР (1977). В 1956 окончил Моск. консерваторию у Я. В. Флиера, в 1960 - у него же аспирантуру. С 1956 солист Росконцерта. Лауреат Междунар. конкурса пианистов на 5-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов (Варшава, 1955, 2-я пр.), междунар. конкурсов - им. Ф. Листа в Будапеште (1956), им. бельг. королевы Елизаветы в Брюсселе (1960). Гастролирует за рубежом. С 1961 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1979 профессор).

Айрленд Д.

Айрленд Д. (Ireland) Джон (13 VIII 1879, Инглвуд, Боуден, Чешир - 12 VI 1962, Уошингтон, Суссекс) - англ. композитор и педагог. В 1893-1901 учился у Ф. Клиффа и Ч. Станфорда (композиция) в Королев. муз. колледже в Лондоне; по окончании служил органистом собора в Челси (Лондон). В 1923-39 профессор композиции в Королев. муз. колледже (в числе его учеников - А. Буш, Б. Бриттен, Э. Моран).

В ранних произв. А. сказалось влияние И. Брамса, нем. романтич. школы, позднее - франц. импрессионистов и И. Ф. Стравинского. Стремясь к утверждению нац. муз. школы, А. развивал идеи "англ. муз. возрождения" (см. Английская музыка) и изучал нар. музыку Великобритании. Позднее пересмотрел свои эстетич. взгляды, уничтожил почти все ранние сочинения. Новый этап творчества начался с вок. цикла "Песни путника" ("Songs of a wayfarer", 1903-05) и трио-фантазии (Fantasy-Trio a-moll) для фп., скр. и влч. (1906). Лучшие произв. А. - в инстр. жанрах. Они отличаются эмоциональной насыщенностью, самобытностью, свежестью муз. языка и значит. композиторской техникой.

Сочинения: для орк. - прелюд Забытый обряд (The forgotten rite, 1913), симф. рапсодия Мей-Дан (Mai-Dun, 1920-21), увертюры - Лондонская (1936), Сатирикон (по Петронию, 1946), Пасторальное концертино (для струнных, 1939) и др.; концерт для фп. с орк. (1930), Легенда (1933); камерные ансамбли - 2 струн. квартета, 5 фп. трио, инстр. сонаты, в т. ч. соната-фантазия для кларнета и фп., (1943); св. 100 вок. произв., в т. ч. хоры; пьесы для органа, для фп. церк. соч., музыка к радиопост. и фильмам.

Литература: Hill R., John Ireland, в кн.: British music of our time, ed. by A. L. Bacharach, L., 1946, p. 99-112.

Г. М. Шнеерсон.

Айтыс

Айтыс (казах., от айту - рассказывать) - состязание казах. акынов, а также одна из традиц. форм казах. устного муз.-поэтич. творчества. Во время А. каждый из акынов сочиняет песни экспромтом и сразу же исполняет их. При этом обычно в выступлениях акынов разрабатывается единая тема. А. включает элементы нар. драмы. Мн. А. акынов-импровизаторов 19 в.(Ортыбай, Тубек, Биржан и др.) получили распространение в народе как законченные произв.; нек-рые из них были записаны. Многие А. посвящены героизму народа, социальному неравенству и т.п.: в совр. А. преобладает тема трудовой доблести народа - строителя коммунизма.

Академия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Академия музыки

Академия музыки (Национальная академия музыки и танца) - см. "Гранд-Опера".

Академия "Санта-Чечилия"

Академия "Санта-Чечилия" - см. "Санта-Чечилия" Академия.

Акафист

Акафист (позднегреч. akatistos, от греч. a - отрицат. частица не и katizo - сажусь) - цикл хвалебных песнопений правосл. церкви, воспевающих Христа и святых. Исполняется молящимися стоя (отсюда назв.). Имеет визант. происхождение. Состоит из 25 строф, начальные буквы 2-25-й строф образуют акростих из 24 букв греч. алфавита. В слав. пер., а также в А. рус. происхождения акростих нарушен. 1-я строфа - кондак, служит вступлением, призывающим к прославлению святого, и заканчивается приветствием "Радуйся...". Вторая строфа - икос - содержит 12 новых приветствий "Радуйся..." и заканчивается приветствием 1-го кондака. Кондак и икос составляют звено, по образцу к-рого написаны ещё 11 звеньев, но кондаки их заканчиваются словом "Аллилуйя". Последняя, 25-я строфа - кондак - содержит молитвенное обращение к святому и заканчивается троекратным "Аллилуйя".

Напев 1-го визант. А. приближался к патетич. речи проповедника. В 8-10 вв. в Византии А. как хвалебное песнопение был вытеснен более интересным с муз. стороны каноном (2) и стал келейной молитвой. В этом значении с 12 в.он становится известным и в рус. церкви. Однако лишь в нач. 18 в.в рус. церкви А. вводится в богослужение (гл. обр. в гор. храмах).

Одни исследователи приписывают авторство первого А. Роману Мелоду (5-6 вв. н. э.), другие - константинопольскому патриарху Сергию (610-638), третьи - его современнику Георгию Писиде (610-641). Вначале молящиеся пели первый кондак и на тот же напев рефрены прочих икосов и кондаков, позднее стали петь и все приветствия "Радуйся", варьируя первоначальный напев. С нач. 18 в.было создано множество А. В 1917 в Петрограде был издан "Сборник духовно-музыкальных песнопений для малого смешанного хора" под ред. С. Панченко (издатель Киреев) с акафистными кондаками и припевами.

Литература: Попов A., Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения, Казань, 1903; Wellesz E., The Akathistos Hymn, в серии: Monumenta Musicae Byzantinae, Transс. IX, Kbh., 1957; его жe, A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1963.

H. Д. Успенский.

Акбаров И. А.

Ильяс Акбарович (р. 22 IV (5 V) 1909, близ Ташкента) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1956). Чл. КПСС с 1950. В 1941 окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции Б. Б. Надеждина. С 1932 сотрудник (в 1943-48 директор) Ин-та искусствознания (Ташкент), с 1943 преподаватель, с 1963 доцент Ташкентской консерватории. Совм. с Е. Е. Романовской записал инстр. часть хорезмского "Шашмакома"; автор сб. "Ритмы дойры" (изд. 1952, Ташкент), ряда методич. пособий (на узб. яз.) по вопросам детского муз. образования и муз. грамоты. Редактор сб. "Узбекская народная музыка" (вок. и инстр. произведения, запись Ю. Раджаби и М. Юсупова, тт. I-X, Ташкент, 1955-59). Исследовал и расшифровал Хорезмскую танбурную нотацию (изд. 1958, Ташкент). Автор брошюры "Т. Джалилов" (М., 1972).

Я. Б. Пеккер.

Акбаров И. И.

Икрам Ильхамович (р. 1 III 1921, Ташкент) - советский композитор. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1964). В 1939-45 учился в Ташкентской консерватории; в 1950 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции В. В. Волошинова; в 1950-53 занимался там же в аспирантуре. В 1954-57 преподавал теоретич. предметы в Ташкентской консерватории.

Сочинения: муз. драмы - Материнское поле (по повести Ч. Айтматова, 1965, Узб. т-р им. Мукими), Киз Булак (Девичий источник, 1967, там же), Кумуш тце (Серебряная свадьба, 1969, там же); балет - Мечта (1959, Узб. т-р оперы и балета); оратория - Сказание о Ташкенте (по поэме М. Шейхзаде, 1964), вок.-симф. поэма - Пятерица (Хамсе, по поэме А. Навои, 1970); кантата - Ода о партии (сл. Г. Гуляма, 1961); для орк. - поэма Памяти поэта (посв. Хамзе Хаким-заде Ниязи, 1954), Узбекская сюита (1956), Эпическая поэма (1962), симф. картинки по пьесе "Почта" Р. Тагора (1970), Симф. рассказы, посв. 2500-летию Самарканда (1971); концерт для скр. с орк. (1965); 2 струн. квартета, струн. квинтет, трио для скр., кларнета и фп.; пьесы для фп.; романсы и песни (на сл. Навои, Мирмухсина, Алимджана, Зульфии и др.); музыка к драматич. спектаклям и фильмам.

Акименко Ф. С.

Якименко Фёдор Степанович (3 (15) II 1876, Харьков - 8 I 1945, Париж) - рус. композитор, пианист и муз. писатель. Украинец по национальности. В 1901 окончил Петерб. консерваторию (занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Я. Витола). В 1919-23 профессор этой консерватории. С 1923 жил в Париже. На творчестве А. сказалось влияние франц. импрессионизма. В своих произв. тяготел к миниатюрности форм, мягкости красок. Музыка А. не лишена черт салонности. Брат А. - Степовой Я. С..

Cочинения: опера - Фея снегов (1914); для орк. - Лирическая поэма, Легенда, Ангел, Русалка, Поэма-ноктюрн, Балетная сюита и др.; трио; пьесы для фп. и др. инструментов; романсы на сл. рус. поэтов; обр. укр. нар. песен.

Литературные сочинения: Автобиографическая заметка, "РМГ", 1911, No 11-12. Лит.: Каратыгин В., Молодые русские композиторы, "Аполлон", 1910, No 12; Mалков H., P. С. Акименко. Музыкально-характеристические этюды, "Ежегодник Петроградских гос. театров". Сезон 1918-1919, 1920 (на обл. 1922), NoNo 9, 10.

И. А. Дурнев.

Акименко Я. С.

Яков Степанович - см. Степовой Я. С.

Акимов С. М.

Сергей Михайлович - см. Энгель-Крон С. М.

Акимова С. В.

Софья Владимировна (15 (27) III 1887, Тбилиси - 16 I 1972, Ленинград) - сов. певица (сопрано) и педагог. Засл. арт. Узб. ССР (1944). Чл. КПСС с 1945. В 1909 окончила Лейпцигскую консерваторию по классу фп. К. Вендлинга. Брала уроки пения у М. А. Славиной и С. М. Мирович (Петербург). В 1913-29 солистка Мариинского т-ра (ныне Т-р оперы и балета им. Кирова, Ленинград). А. - одна из лучших исполнительниц партий в операх Р. Вагнера: Эльза, Елизавета, Зиглинда, Брунгильда ("Лоэнгрин", "Тангейзер", "Валькирия", "Гибель богов"). Часто выступала вместе с мужем - И. В. Ершовым. значит. событием муз. жизни стало их совм. выступление в опере "Сказание о невидимом граде Китеже" в партиях Февронии и Гришки Кутерьмы. Др. партии: Марина Мнишек, Тамара. В 1919-25, 1929-52 преподавала в Ленингр. консерватории (с 1939 - профессор). Среди учеников А. - Т. Н. Лаврова, В. И. Кильчевский, М. А. Довенман.

В. И. Зарубин.

Акколада

Акколада (франц. accolade, от accolader - соединять скобкой; англ. brace, нем. Klammer) - в нотном письме комбинация вертикальной линии и фигурной скобки, соединяющая нотные станы (строки) в произв. для фп., органа, арфы, а также прямые или дополненные вертикальной линией фигурные скобки, соединяющие нотные станы в хоровых, камерных и оркестровых партитурах.

Аккомпанемент

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аккорд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аккордеон

Аккордеон (франц. accordeon, от нем. Akkordion).

1) Общее наименование пневматич. язычковых инструментов разл. конструкции, имеющих на левой клавиатуре систему готового аккордового аккомпанемента (см. Гармонь). Название А. известно с 1829, когда венский орг. мастер К. Дамиан дал его усовершенствованной им гармонике. В России название А. в форме "аккордион" применялось в 19 - нач. 20 вв. Первые А. издавали при сжатии и растяжении меха звуки различной высоты. На правой клавиатуре было 5-7 и более кнопок, на левой 2 (дававшие тонику и доминанту) и более. Позднее появились инструменты, у к-рых высота звука при сжатии и растяжении меха не изменялась. В 30-х гг.19 в. А. получил распространение в Австрии, Франции, России, Германии, Бельгии, в 60-х гг.19 в.- в Италии, в последние десятилетия 19 в.- в Англии, США и др. странах. В 80-х гг.19 в.в России впервые в мире был создан оркестр из хроматических гармоник (рук. Н. И. Белобородов, Тула).

2) Распространённое в СССР назв. хроматич. гармоники с правой клавиатурой фп. типа. Подобные инструменты появились в России в 19 в.("елецкая рояльная" гармоника), ранее, чем за рубежом.

Объём клавиатуры для правой руки различен, напр.: с - с3, g - e3, g - g3, f - f3, f - a3, e - с4. Клавиатура для левой руки - кнопочная с готовыми аккордами во всех тональностях (от 24 до 140 и более кнопок): 1-й ряд - вспомогат. басы, 2-й - осн. басы, 3-й - маж. трезвучия, 4-й - мин. трезвучия, 5-й - доминантсептаккорды, 6-й - уменьшенные септаккорды. На малых А. могут отсутствовать как отд. ряды (напр., 6-й и 1-й), так и кнопки для игры в менее употребит. тональностях. Кроме обычных, изготовляются А. с комбинированной готово-выборной клавиатурой. А. имеет 2-5 комплектов язычков для правой клавиатуры и 4-5 для левой, включаемых при помощи т. н. регистров; число последних может достигать 40. Это позволяет разнообразить тембр инструмента и с помощью удвоений в октаву или в унисон придавать звучанию разл. силу и окраску. А. получил широкое распространение в быту, самодеятельности и проф. иск-ве. Классы игры на А. существуют в муз. школах, муз. уч-щах, консерваториях, а также в ин-тах культуры и педагогич. уч. заведениях.

3) Совр. кнопочный А. - см. Баян.

Литература: Mирек A., Из истории аккордеона и баяна, М., 1967; его же, Справочник по гармоникам, М., 1968; Сhаruhas Т., The accordion, N. Y., 1955; Dastych J., Pomykajczyk M., Akordeon, Warsz., 1959; Das Akkordeon, Lpz., 1964; Akkordeon od A de Z, Kr., 1966.

Г. И. Благодатов.

Аккордовый звук

Аккордовый звук - звук, входящий в состав аккорда. А. з. являются все звуки любого созвучия, к-рые можно расположить по терциям, - осн. звук, терция, квинта, септима и нона (ундецима и следующие терцовые наслоения, нарушающие функциональную определённость аккорда, применялись лишь как исключение).

Аккордовый звук

А. з. могут появляться в условиях гармонической и мелодической фигурации.

В конце 19 - нач. 20 вв. нек-рые композиторы пытались заменить терцовый принцип построения аккорда к.-л. иным. В этом случае понимание А. з. соответственно изменяется. Так, в системе построения аккордов по квартам аккордовыми будут звуки созвучия, к-рые можно расположить по квартам. При отсутствии единого принципа построения аккордов различие между аккордовыми и неаккордовыми звуками становится условным.

Литература: см. при ст. Аккорд.

Предыдущая страница Следующая страница