Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 5, "АЛИ"-"АЛЬ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АЛИ"-"АЛЬ")

Аливер Дибеков Н. А.

Назим Агалар оглы (р. 24 VIII 1926, Кисловодск) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1966. В 1952 окончил Азерб. консерваторию у Дж. Гаджиева. С 1960 преподаёт в Азерб. консерватории, с 1964 также в Муз. школе им. Бюль-Бюля. Автор оперы "Джыртдан" (1978, Баку), муз. комедии "Назханум кокетничает" ("Назханым наз элейир", 1974, Баку), кантат "Октябрьские песни школьников" ("Мектеблилерин Октябр нагмелери", 1967), "Ленин - Азербайджан" (1980), поэмы "Мингечаур" (1952), 2 балетных сюит (1956, 1957) и танц. сюиты (1978) для симф. оркестра, хореографич. картины "Мугам" для органа, арфы, удар. инструментов и солиста (мугамное пение) (1972), камерно-инстр. пьес, хоров, романсов, песен, музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Абдуллаева М., Композитор-педагог, в сб.: "Кобыстан", 1977, No 1 (на азерб. яз.); её же, Назим Аливердибеков, Баку, 1981.

Ализаде А. А.

Акшин Аликули оглы (р. 22 V 1937, Баку) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1975. В 1962 окончил Азерб. консерваторию у Дж. Гаджиева. С 1963 преподаёт в Азерб. консерватории. Секретарь правления CK Азерб. ССР (1979). В своих соч. своеобразно преломляет ладоинтонац. и метроритмич. особенности разл. жанров азерб. фольклора. Среди соч. - балет "Бабек" (1979), кантата "Двадцать шесть" ("Ийирми алтылар", 1975; Гос. пр. Азерб. ССР, 1978), симфония (1962) и "Сельская сюита" ("Кэнд сюитасы", 1973) для оркестра, произв. для камерного оркестра, в т. ч. 2-я симфония (1966; пр. Ленинского комсомола Азерб. ССР, 1967), пьесы "Пастораль" (1969), "Ашугская" (1971), "Джанги" (1978); "Экспрессии" для 16 струн. инструментов (1969), пьесы для камерных ансамблей, цикл хоров a cappella "Баяты" (10 хоров, слова народные, 1969), музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Аликвотные струны

Аликвотные струны (от лат. aliquot - несколько, немного) - см. Резонансовые струны.

Алкуин Ф.

Алкуин Ф. (Alcuin), Флакк Альбин (Flaccus Albins) (ок. 735, Йорк - 19 V 804, Тур) - англо-саксонский учёный, муз. теоретик в области церк. музыки, деятель эпохи Каролингского возрождения. Философ, теолог, лингвист; автор трактатов и учебников по философии, грамматике, риторике и др. наукам. Б.ч. жизни провёл во Франции. Из сохранившегося отрывка его теоретич. трактата "О музыке" ("De Musica") следует, что А. первым из зап.-европ. учёных изложил теорию 8 диатонич. ладов, теоретически обосновал их разделение на автентические и плагальные (практически эта система применялась ещё со времён Амвросия Миланского (333-397)). Был ближайшим советником франкского короля Карла Великого по вопросам просвещения, принимал участие в реформе муз. образования и обучения хор. иск-ву в Палатинской муз. школе (Schola Palatina) при Турском монастыре, аббатом к-рого был А. Содействовал распространению римской литургии и свойственного ей богослужебного пения. Как и мн. др. церк. деятели, А. резко отрицательно относился к светской музыке, особенно сурово осуждал нар. творчество мимов, гистрионов, жонглёров и пр.

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941; Вrоwne G., Alcuin of York, L.- N.Y., 1908; Wilmot-Buxton E.M., Alcuin, L., 1922; Pietzsсh G., Die Musik im Erziehungs- und Bildungsideal des ausgehenden Altertums und frьhen Mittelalters, Halle, 1932; Kleinclausz A., Alcuin, P., 1948.

К. К. Розеншильд.

Аллануров Х. А.

Хыдыр Алланурович (р. 7 XI 1922, г. Кизил-Арват, ныне Туркм. ССР) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1977). После окончания Туркм. студии при Моск. консерватории (1948) до 1972 дирижёр, с 1976 гл. дирижёр Туркм. т-ра оперы и балета. В репертуаре А. произв. рус. композиторов-классиков и нац. соч., в т. ч. "Зохре и Тахир" Шапошникова и Мухатова, "Абадан" Мейтуса и Кулиева, "Айна" Шапошникова и Овезова, "Махтумкули" Мейтуса.

Аллауддин Хан

Аллауддин Хан (ок. 1869, Сибпур - 1972) - инд. исполнитель на сароде в классич. стиле (традиция хиндустани) и композитор. Учился игре на сароде у Гопала Чандры Чаттерджи, Мунне Хана и Ахмед Али Хана. Был придв. музыкантом в Рампуре, создал много композиций, в к-рых использовал ряд новых, введённых им раг. К 1930-40-м гг. получил признание во всей Индии как корифей и старейшина хиндустанской традиции. В 1935 выступал с танц. группой Удая Шанкара во время её турне по странам Зап. Европы. Основал собств. школу (гхарану); среди учеников А. X. - ряд известных музыкантов, в т. ч. его сын Али Акбар Хан, дочь Аннапурна Рави Шанкар, Рави Шанкар и др. Пр. Сангит натак академи (1952) и "Падма Бхушан" (1958).

Аллаяров Р.

Реджеп (Реджепбай) (р. 3 VI 1936, с. Бедиркент Тахтинского р-на Туркм. ССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1980). В 1969 окончил Моск. консерваторию. Испытал влияние музыки К. А. Караева, у к-рого занимался в аспирантуре (Азерб. консерватория, 1974-77). В соч. А. интонации нац. фольклора сочетаются с новыми приёмами композиторского письма, включая алеаторику, соноризм и др. Среди произв. А. - оратория на сл. Р. Тагора (1971), симфония (для малого симф. состава, 1976), сюита "Симфонические танцы" (1967), 4 пьесы для симф. оркестра (1975), концерт для скрипки с оркестром (1969), концерт для виолончели с оркестром (1973), вок. циклы на сл. Кемине (1972), К. Молланепеса (1973), фп. пьесы, хоры, песни, музыка к кинофильмам и спектаклям драм. т-ра. Пр. Ленинского комсомола Туркм. ССР (1977).

Литература: Дараган Д., Живая связь времен, "СМ", 1974, No 6.

Аллегри Г.

Аллегри Г. (Allegri) Грегорио (ок. 1582, Рим - 17 II 1652, там же) - итал. композитор. Ученик Дж. М. Нанино. Мальчиком пел в церквах Рима. В 1607-21 руководил капеллой собора в Фермо. С 1629 жил в Риме, пел в Сикстинской капелле. По свидетельству современников (Р. Микели, А. Адами), был выдающимся певцом. Автор знаменитого MISERERE (Музыкальная энциклопедия: Мизерере (1638), духовных сочинений, в т.ч. 2 сб. 2-5-голосных концертов (1618, 1619), 2 сб. 2-5-голосных мотетов (1620, 1621), а также сонаты для 2 скр., альта, к-баса (помещена в "Musurgia universalis" А. Кирхера) и др. Мн. произв. А. хранятся в архивах Санта-Мария в Валличелле и в б-ке Ватикана.

Братья А.: Доменико (1585-1629) и Бартоломео (р. 1592 - год смерти неизв.) - музыканты, капельмейстеры.

Литература: Сametti A., La scuola dei pueri cantua di S. Luigi dei francesi in Roma, "RMI", Torino, 1915, XXII; Amann J., Allegris Miserere und die Auffьhrungspraxis in der Sixtina, Ratisbon, 1935.

Аллеманда

Аллеманда (франц. allemande, букв. - немецкая; итал. allemanda, англ. almand, almain) - старинный танец. Время возникновения точно не установлено. Как бытовой и придв. танец А. появилась в Англии, Франции и Нидерландах в сер. 16 в.; к этому времени относятся и самые ранние сохранившиеся записи и издания. Позднее распространилась и в др. европ. странах. Муз. размер чётный, темп умеренный, мелодика плавная, закруглённая, начало без затакта. Обычно состояла из 2, иногда из 3-4 частей. Нередко соединялась с более быстрым 3-дольным танцем (трипль, куранта и др.). В Германии до нач. 17 в. танец типа А. именовался Deutscher Tantz, Tantz, Ballett, после 1609 назв. "А." стали применять и нем. композиторы. В 17 в. А. вошла в сольную (лютневую, клавирную и т.п.) и орк. сюиту в качестве 1-й части (иногда ей предшествовали "Sinfonia" или "Sonata"). Постепенно утратила песенно-танц. черты, стала богато разработанной торжеств. вступит. пьесой в медленном темпе, часто с затактом:

Аллеманда

И. С. Бах. Аллеманда из 3-й "Английской сюиты" для клавира.

При этом для нем. А. характерными стали полифонизированный склад, "хрупкая, серьёзная и хорошо разработанная гармония" (Маттезон), для франц. А. - орнаментика, свобода мелодич. развёртывания, для итал. А. - гомофонный склад, напевность. В 30-е гг. 18 в. вышла из употребления.

Во 2-й пол. 18 в. под названием А. распространился новый нем. танец в размере 3/4 и темпе быстрого вальса. Он появился вначале в Швабии, затем приобрёл популярность во Франции (Париж) и в Чехии.

Литература: Друскин М., Клавирная музыка..., Л., 1960; Desrat G., Dictionnaire de la danse, P., 1895; Aubrу Р., Dасier E., Los caractиres de la danse, P., 1905; Вlume F., Studien zur Vorgeschichte der Orchestersuite im 15. und 16. Jh., Lpz., 1925; Mohr E., Die Allemande. Eine Untersuchung ihrer Entwicklung von den Anfдngen bis zu Bach und Hдndel, Tl 1-2, Z.-Lpz., 1932; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Anders A., Untersuchungen ьber die Allemande als Volksliedtypus des 16. Jh., Gelnhausen, 1940 (Diss.).

И. А. Барсова.

Аллеманов Д. В.

Дмитрий Васильевич (22 X (3 XI) 1867, Бузулук, ныне Оренбургской обл. - дата и место смерти неизв.) - рус. композитор, исследователь церк. пения и педагог. С 1885 был регентом в городе Илецкая Защита (ныне Соль-Илецк). С 1888 жил и работал в Москве, где под рук. Ю. К. Арнольда, С. В. Смоленского и В. С. Орлова изучал теорию музыки, муз. палеографию и хор. дирижирование. В 1890 выдержал экзамен (в Придв. певч. капелле) на звание регента. С 1904 учитель пения Моск. духовной семинарии, с 1910 преподаватель истории церк. пения в Моск. синодальном уч-ще. Автор духовных произв. и переложений. Гармонизовал (совм. с А. Зверевым) "Византийские церковные мелодии". Как историк рус. и греч. церк. пения был последователем И. И. Вознесенского.

Сочинения: Церковные лады и гармонизация их по теории древних дидаскалов восточного осмогласия, М., 1900; Методика церковного пения низшего, среднего и высшего курсов, вып. 1, М., 1908; Русское хоровое церковное пение, М., 1910; Курс истории русского церковного пения, ч. 1, М.- Лейпциг (1911), ч. 2, М., 1914, и др.

И. М. Ямпольский.

Аллилуйя

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алма-Ата

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алмейда И. А.

Алмейда И. А. (Almeida) Игнасиу Антониу ди (18 II 1760, Гимарайнш - 25 X 1825, Сан-Педру-ди-Пенедону) - португ. композитор, рук. капеллы в соборе г. Брага. Автор многочисл. церк. сочинений; среди них - Реквием, Stabat Mater, мессы, 8-голосные Miserere с оркестром (1- в сопр. скрипки). Написал также 10 струн. квартетов.

Алмейда Р.

Алмейда Р. (Almeida) Ренату (р. 6 XII 1895, Сан-Антониу-ди-Жезус, Баия) - браз. музыковед. Член Бразильской академии наук. Выступает как муз. писатель, критик и журналист, Зав. службой информации браз. Мин-ва иностр. дел, преподаёт в Браз. консерватории (Рио-де-Жанейро), Автор мн. работ по истории браз. музыки, муз. фольклору.

Сочинения (все изд. в R. de Jan.): Em relкvo, 1917; Fausto. Ensaio sфbre о problema do ser, 1922; Histуria da mъsica brasileira, 1922, 21942; Formaзгo moderna do Brasil, 1923; Velocidade, 1932; С. Gomes, 1936; Figuras e planos, 1936; A Liga das nазфеs, 1938; Compкndio de histуria da mъsica brasileira, 1948; Euclides da Cunha no Itamaraty, 1955; Sobrevivкncias totкmicas nas danзas dramaticas brasileiras, 1956; Inteligкncia do folclore, 1957.

Алмейда Ф.

Алмейда Ф. (Almeida) Фернанду ди (1618, Лисабон - 21 III 1660, Томар) - португ. композитор. Ученик Дуарти Лобу, В 1638 постригся в монахи и б. ч. жизни прожил в монастыре г. Томар. Писал гл. обр. церк. сочинения, среди них - месса для 12 голосов (для Лисабонской королев. капеллы), респонсории, ламенто, Miserere. Почти все произв. А., хранившиеся в Лисабонской б-ке им. Жуана IV, погибли во время землетрясения в 1755.

Алмейда Ф. А.

Алмейда Ф. А. (Almeida) Франсишку Антониу д' (ок. 1702 - ок. 1755, Лисабон) - португ. композитор. Биографич. сведений почти не сохранилось. Известно, что муз. образование получил в Италии, вероятно в Риме. Автор мн. соч. на итал. либретто или тексты. В их числе - первая португ. опера "Терпение Сократа" ("La pazienza di Socrate", 1733), а также оперы "Притворное сумасшествие" ("La finta pazza", 1735), "Старый чудак" ("Il vecchio matto", 1739), оратории "Раскаяние Давида" ("Il pentimento di Davide", 1722), "Юдифь" (1726), кантата "Торжествующие добродетели" ("Le virtъ trionfanti", 1738).

Алнар Х. Ф.

Алнар Х. Ф. (Alnar) Хасан Фарид (р. 11 III 1906, Стамбул) - турецкий композитор и дирижёр, виртуоз на каноне. С 16 лет концертировал (с 1922 чл. Турецкого конц. об-ва Darьttalim-i-musiki). Брал уроки гармонии у С. Арела, полифонии у Э. Манаса. С 1927 жил в Вене, где в 1929 окончил Академию музыки и драм. иск-ва, в 1932 - Высшую школу музыки. Ученик Й. Маркса (композиция) и О. Кабасты (дирижирование). В 1932-36 дирижёр Стамбульского гор. т-ра. С 1936 ассистент дирижёра филармонич. оркестра в Анкаре. В 1937-46 профессор (класс композиции) Гос. консерватории. В 1938-53 также дирижёр симф. оркестра Анкарского радио. С 1955 генеральный муз. директор Анкарской гос. оперы. В своих произв. (особенно для канона и др. струн. инструментов) А. широко использует нар. мотивы и ритмы.

Сочинения: муз. комедии - Песнь Яловы (1932), Сары Зейбек (1933); для орк. - Турецкая сюита (1930), Романтическая увертюра (1932), Прелюдия и два танца (1935), Стамбульская сюита (1938); концерты (с орк.) - для влч. (1943), для канона (1945); камерные инстр. ансамбли - фп. трио-фантазия (1929), струн. квартет (1933); пьесы для фп., скр.; музыка к фильмам, в т.ч. Улицы Стамбула (1931), Намык Кемаль (1949); музыка к драм. спектаклям и др.

X. А. Чорекчян.

Алоиз В. Ф.

Владислав Францевич (наст. фам. и имя Музыкант Алоиз) (1 VII 1860, Прага - 1918, Петроград) - виолончелист и композитор. По национальности чех. В 1879, окончив Пражскую консерваторию по классу виолончели Ф. Гегенбарта, переехал в Россию. Преподавал в Киеве (Муз. уч-ще РМО), с 1886 - в Варшаве (Муз. ин-т), с 1891 - в Одессе (Муз. уч-ще РМО). С 1897 солист придв. оркестра в Петербурге. С 1901 преподавал игру на виолончели в Придв. певч. капелле, с 1905 - в Петерб. консерватории (с 1909 профессор). Концертировал на родине и в разл. городах России. В 1893 в Одессе исполнил "Вариации на тему рококо" Чайковского с оркестром под упр. автора, к-рый высоко ценил А. как музыканта. А. играл также в квартетах (с О. Шевчиком - в Киеве, с Л. С. Ауэром - в Петербурге). Написал 2 концерта для влч.; сонаты для скр. с фп. и для влч. с фп.; фп. трио; орк., фп., скр. и влч. пьесы.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства..., М., 1965, с. 255-59.

Л. С. Гинзбург.

Алтунян Т. Т.

Татул Тигранович (р. 2(15) X 1901, Адана, Турция) - сов. хоровой дирижёр и муз. деятель. Нар. арт. СССР (1965). Чл. КПСС с 1945. Деп. Верх. Совета Арм. ССР 5-7-го созывов. В 1928 окончил Ереванскую (класс Р. Меликяна), в 1934 - Ленингр. (класс А. А. Егорова) консерватории. С того же года преподаёт в Ереванской консерватории хор. дирижирование (с 1953 доцент, с 1971 профессор). Основатель и худ. рук. Гос. капеллы Армении (1937-39, 1947-49), Гос. ансамбля арм. нар. песни и пляски (1938-70) и Капеллы хор. об-ва Армении (1966-69). Собиратель и активный пропагандист арм. муз. фольклора. Автор многочисленных хоровых обработок ("Армянские народные песни и пляски", т. 1, 1954-59; т. 2, 1958; т. 3, 1964). Государственная премия СССР за концертно-исполнительскую деятельность (1950).

Литература: Брутян М., Татул Алтунян, Ер., 1962 (на арм. яз.); Xанджян А., Песня зовет, Ер., 1961 (на арм. яз.).

Р. А. Атаян.

Алтухова Е. В.

Евгения Васильевна (р. 4 IX 1924, Углич Ярославской обл.) - советская певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. КПСС с 1964. В 1955 окончила Моск. консерваторию по классу М. Г. Гуковой. В 1956-64 солистка Свердловского т-ра оперы и балета. Одна из лучших партий А. - Марфа ("Хованщина"). Др. партии: Любаша ("Царская невеста"), Иоанна, Графиня ("Орлеанская дева", "Пиковая дама"), Кончаковна, Амнерис, Кармен. С 1964 солистка Москонцерта. С 1960 гастролирует за рубежом (Афганистан, Сирия, Ливан, Франция, Норвегия, Финляндия, ГДР, Куба и др.).

Алумян С. С.

Самвел Сумбатович (р. 3 V 1941, Ереван) - сов. пианист. В 1964 окончил Моск. консерваторию по классу фп. Я. В. Флиера, в 1966 - под его руководством аспирантуру. С 1968 преподаватель Моск. консерватории. Лауреат междунар. конкурсов им. Дж. Энеску (1-я пр., 1967, Бухарест), им. Б. Сметаны (3-я пр., 1963, Прага), Всесоюзного конкурса на лучшую конц. программу к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1-я пр., 1970, Киев). Гастролирует за рубежом с 1967.

Алумяэ В. А.

Владимир Александрович (р. 6 IV 1917, Таллин) - эст. сов. скрипач и педагог. Нар. арт. Эст. ССР (1957). Окончил Таллинскую консерваторию по классу скрипки И. Паульсена (1937), совершенствовался в Лондоне у К. Флеша (1937-38). С 1937 ассистент, с 1939 преподаватель, с 1945 профессор Таллинской консерватории (в 1941, 1944-48 и в 1964-70 ректор). В 1942-44 солист Эст. гос. художеств. ансамблей в Ярославле. Первый исполнитель ряда произв. эст. композиторов (X. Эллера, Э. Каппа, Э. Тубина и др.). Гастролирует за рубежом (Финляндия, Швеция, ГДР, ЧССР и др.). Автор книги "Interpretatsioonist", Tallinn, 1966.

Алфавит музыкальный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алфераки А. Н.

Ахиллес Николаевич (21 VI (3 VII) 1846, Харьков - 27 XII 1919, Петроград) - рус. композитор.

Алфераки А. Н.

Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. По фп. и теории музыки занимался у Воланжа, Прокша и др. В Петербурге сблизился с участниками Беляевского кружка. В произв. А. сказалось влияние укр. нар. песни. Лирическое дарование проявилось в его многочисл. романсах. Автор опер "Лесной царь" и "Купальская ночь" (рукопись), 23 тетрадей песен для голоса с фп., фп. пьес, хоров, романсов.

Алчевский В. И.

Алчевский В. И. (настоящая фамилия - Чередниченко) Василий Иванович (р. 26 IV (9 V) 1904, Ростов-на-Дону) - сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. КПСС с 1940. Учился на юридич. ф-те Ростовского ун-та. В 1923 дебютировал на сцене Ростовского т-ра муз. комедии, затем работал в передвижных т-рах оперетты. В 1937-67 артист Моск. т-ра оперетты. А.- исполнитель комич. ролей и ролей простаков. Его игре присущи острота характеристики, точность и чёткость сценич. рисунка, тонкий юмор.

Роли: Гризма ("11 неизвестных" Богословского), Филимон Шик, Кавалькадос ("Трембита", "Поцелуй Чаниты" Милютина), Филипп, Наконечников ("Вольный ветер", "Белая акация" Дунаевского), Клякушев ("Самое заветное" Соловьёва-Седого), Птичкин ("Весна поёт" Кабалевского), Франческу ("Граф Люксембург" Легара), Никош ("Весёлая вдова" Легара) и др. Одна из лучших ролей А. - Альфред Дулитл ("Моя прекрасная леди" Лоу).

Литература: Фалькович Е., Человеческий талант, "ТЖ", М., 1963, No 16, с. 20-21.

В. И. Зарубин.

Алчевский Г. А.

Григорий Алексеевич (1886, Харьков - 1920) - рус. педагог-вокалист, певец, композитор. Брат И. А. Алчевского. Окончил Моск. консерваторию. Изучал контрапункт у С. И. Танеева. В 1907 муз. рецензент в Харькове. Впоследствии специализировался в области вок. педагогики. Автор пособий: "Вокальная техника в ежедневных упражнениях" (М., 1907), "Таблицы дыхания для певцов и их применение к развитию основных качеств голоса" (М., 1908). А. принадлежат обр. рус. и укр. песен, муз. картина "Алёша Попович" (1907).

Алчевский И. А.

Иван Алексеевич (15 (27) XII 1876, Харьков - 27 IV (10 V) 1917, Баку) - рус. певец (лирико-драматич. тенор). Мать А. - известная прогрессивная деятельница нар. образования. С ранних лет А. отличался большой муз. одарённостью; занимался игрой на скрипке под руководством одного из преподавателей Харьковского муз. уч-ща. Позднее окончил естественный ф-т Харьковского ун-та. Выступал как певец в благотворительных концертах. В 1901 дебютировал в Мариинском театре (в партии Индийского гостя). Во время работы в этом театре занимался вок. и сценич. иск-вом под рук. О. О. Палечека, брал уроки нения у Ф. В. Литвин и Я. М. Решке. В 1907-08 выступал на сцене Оперного т-ра С. И. Зимина, в 1908-10 - в "Гранд-Опера" (Париж). С 1910 пел одновременно в Мариинском и Большом т-рах. Гастролировал в т-рах Одессы, Екатеринослава, Харькова, Баку, а также в крупнейших городах Зап. Европы и Америки. Получил известность как один из крупнейших артистов рус. и мировой оперной сцены. В совершенстве владел голосом, его исполнение характеризовалось свободой динамич. оттенков, тонким филированием звука. Дарование А. отличалось исключит. многообразием. Одним из лучших муз.-сценич. образов, созданных А., был Герман - партия, исполнявшаяся им с большой экспрессией (критика считала А. выдающимся исполнителем этой партии на оперной сцене). Своеобразием трактовки были отмечены и др. партии: Радамес, Иоанн Лейденский; Дон Жуан ("Каменный гость" Даргомыжского), Хозе, Вертер; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Садко, Собинин; Рауль ("Гугеноты" Мейербера). Артист тонкого интеллекта и высокой художеств. культуры, А. обладал большой эрудицией в области муз. литературы - вокальной, фп. и симфонической. Вёл концертную деятельность. Пропагандировал в России и за рубежом рус. и укр. песни, произведения рус. и укр. композиторов (особенно Н. В. Лысенко, Я. С. Степового).

Литература: Яголим В., Вдохновенный мастер (Жизнь и творчество И. А. Алчевского), "СМ", 1949, No 10, с. 94-96; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера, 1890-1910, Л.-М., 1940; Глебов Игорь, Мысли и впечатления, в сб.: Мелос. Книги о музыке, кн. 1, СПБ, 1917, с. 79-84.

Альбан М.

Альбани (Alban, Albani, Albanus) Маттиас (28 III 1621, Кальдаро (Кальтерн) -7 II 1712, Больцано (Боцен)) - тирольский скрипич. мастер. В своих работах подражал Я. Штайнеру, лишь в 1702 создал собств. модель, объединившую форму Штайнера и Амати. Скрипки А., сделанные по этой модели, по тембру звучания приближаются к итальянским. Они отличаются выпуклыми сводами и широкими эфами. Для головок и нижних дек альтов и виолончелей А. применял грушевое дерево. В последний период деятельности изготовлял инструменты из клёна (часто породы "птичий глаз"); лучшие покрыты красно-оранжевым мягким лаком, наложенным очень толстым слоем. Подлинные инструменты работы А. встречаются редко, широко распространены подделки, выполненные его последователями, в т.ч. сыновьями - Иоганном Михаэлем А. (1677-1730) в Граце и Йозефом А. (1680-1722) в Боцене, а также Л. Видхальмом.

Литература: Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Lьtgendorf W. L., Die Geigen- und Lautenmacher von Mittelalterbis zur Gegenwart, Frankf./M., 1922; Ialovec K., Enzyklopдdie dea Geigenbaues, Praha, 1965.

Б. В. Доброхотов.

Альбани Э.

Альбани Э. (Albani) Эмма (наст. имя и фам. - Мари Луиз Сесиль Лажёнес, Lajeunesse) (1 XI 1847, Шамбли, близ Монреаля - 3 IV 1930, Лондон) - канад. певица (драматич. сопрано). По национальности француженка. Дочь арфиста. В юности пела в католич. церкви в г. Олбани (Albany, шт. Нью-Йорк, 1864). А. - одна из крупнейших вокалисток 2-й пол. 19 в. Училась пению у Ж. Дюпре в Париже и Ф. Ламперти в Милане. Дебютировала в партии Амины ("Сомнамбула" Беллини, 1870, Мессина), избрав псевдоним в честь города Олбани, где начинала петь. В 1872-96 выступала в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон). Гастролировала в Петербурге (сезоны 1873/74, 1877-79). С 1874 неоднократно выступала в США ("Метрополитен-опера", Нью-Йорк, и др.). Особенной выразительностью отличались созданные А. образы в операх Р. Вагнера. Совершенное владение голосом, глубина трактовки, яркий темперамент отличали исп. А. В её репертуаре выделялись сольные партии в ораториях. Славилась искусством пения mezza voce. Оставила сцену в 1896; как конц. певица выступала до 1911. Последние годы преподавала вокальное искусство. Была также пианисткой. Написала воспоминания.

Партии: Маргарита, Миньон ("Миньон" Тома), Дездемона, Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"), Изольда ("Тристан и Изольда"), Ева ("Мейстерзингеры"), Лючия.

Сочинения: Forty years of song, L., 1911.

Литература: Edwards H. S., The primadonna, L., 1888.

Я. М. Платек.

Альбенис И. М. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Альбер Ф. Ш.

Альбер Ф. Ш. (Albert) Эжен Франсис Шарль д' (10 IV 1864, Глазго - 3 III 1932, Рига) - нем. композитор, пианист и дирижёр. По национальности француз. Первонач. муз. образование получил под рук. отца - комп. и балетмейстера Шарля д'А. (1809-1886). Занимался у Э. Пауэра и Дж. Штайнера в Лондоне, у X. Рихтера в Вене, у Ф. Листа в Веймаре. С 1907 директор Высшей муз. школы в Берлине. Один из крупнейших пианистов-виртуозов, А. концертировал во мн. странах, в т. ч. в России (с 1882). Осн. область его композиторского творчества - опера. В большинстве его опер (ок. 20) сказалось влияние итал. веризма. Широкую известность приобрела "Долина" ("Die Tiefland", 1903, Прага). Автор симфонии и др. произв. для оркестра, концертов с оркестром (2 для фп., для виолончели), фп. соч. Ему принадлежат также редакции "Хорошо темперированного клавира" (1906-07) и инвенций И. С. Баха, ряда фп. произв. Листа.

Литература: Raupp W., E. d'Albert..., Lpz., (1930); Веrg L., Klaviervirtuose und Opernmeister, "Musik und Gesellschaft", 1964, Jahrg. 14, No 4.

Альберт Г.

Альберт Г. (Albert) Генрих (8 VII 1604, Лобенштейн, ийс - 6 X 1651, Кёнигсберг) - нем. композитор и поэт. Двоюродный брат Г. Шюца, у к-рого учился в Дрездене. С 1623 изучал юридич. науки в Лейпцигском ун-те. С 1626 жил в Кёнигсберге, где служил соборным органистом (с 1631). А. написал 2 зингшпиля - "Клеомед" (1635) и "Сорбуйса" ("Sorbuisa", 1645), имевших важное значение для становления нем. оперы. Автор одногол. и многогол. песен, арий и гимнов на собств. тексты (8 сб. арий, изд. в Кёнигсберге, 1638-50), кантаты (1645). А. был участником кёнигсбергского поэтического кружка, сыгравшего существенную роль в истории песни нем. барокко. Не будучи проф. поэтом, своим песенным творчеством оказал влияние на таких нем. поэтов-композиторов, как А. Кригер, К. К. Дедекинд и А. Хаммершмидт.

Издания: Н. Аlbert, Arien I, II, hrsg. von E. Bernoulli, в кн.: DDT, XII, XIII, Lpz., 1903, 1904; H. Albert, Musikalische Kьrbishьtte, hrsg. von J. M. Mьller-Blattau, Kassel, 1932.

Литература: Kretschmar H., Geschichte des neuen deutschen Liedes, Bd 1, Lpz., 1911; Moser H. J., Geschichte der deutschen Musik, Bd II, (Tl. I), Stuttg. - В., 1922; Mьller-Вlattau J., H. Albert und das deutsche Barocklied, в сб.: Deutsche Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, XXV, (s. L), 1951.

О. Т. Леонтьева.

Альберти Д.

Альберти Д. (Alberti) Доменико (1717 (по др. данным, 1710), Венеция - ок. 1740, Рим) - итал. композитор, певец, клавесинист. Учился у А. Биффи и А. Лотти. Совершенствовался в пении и игре на клавесине в Риме (1737). Музыка А. выдержана в галантном стиле. Автор оперы "Олимпиада" (1739), духовной музыки (мотеты); 40 сонат для клавесина (в т.ч. 8 Sonate per cembalo, op. 1), в к-рых использовал новый тип сопровождения мелодии (партия лев. руки), получивший название альбертиевы басы.

Литература: Torrenfranca F., Le origini italiane del romanticismo musicale, Torino, 1930, p. 504-26; Wцrmann W., Die Klaviersonaten D. Alberti, "Acta Musicologica", Kassel - Basel, 1955.

Альбертиевы басы

Альбертиевы басы - изложение партии лев. руки в фп. пьесе в виде ритмически равномерно фигурированных (разложенных) аккордов. Назв. связано с именем итал. композитора Д. Альберти, к-рому приписывают изобретение указанного приёма. В своих фп. сочинениях он широко применял такое изложение, однако изредка оно использовалось и до него (напр., в вариациях Пахельбеля "Hexachordum Appolinis", 1699). А. б. часто встречаются в произв. И. Гайдна, В. А. Моцарта, в ранних сочинениях Л. Бетховена.

Альбертиевы басы

В. А. Моцарт. Соната для фп. A-dur, часть III.

"Альберт-холл"

"Альберт-холл" (Royal Albert Hall) - концертный зал в Лондоне, один из крупнейших в мире. Построен в 1871. Назван в память принца-консорта Альберта (супруга английской королевы Виктории). Зал "А.-х." овальной формы, длина 264 фута, ширина 231 фут, высота (до купола) 132 фута; рассчитан на 10 тыс. зрителей (арх. X. Скотт и Ф. Фаук). В "А.-х." находится один из самых больших в мире органов (9000 труб).

Первый концерт в "А.-х." состоялся в июле 1871 под упр. III. Гуно. С 1874 здесь проходят популярные симф. и хор. концерты (в 1877 - большой вагнеровский фестиваль под упр. X. Рихтера). На сцене "А.-х." высту. пали известные исполнители из разных стран, в т.ч. советские музыканты: Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер Э. Г. Гилельс, М. Л. Ростропович и др. "А.-х." служит также для массовых мероприятий: кинофестивалей, выставок музыкальных инструментов, балов, даже матчей бокса.

После разрушения гитлеровской авиацией королевского зала "Куинс-холл" (1941) "А.-х." стал местом проведения ежегодных общедоступных симфонических концертов, так называемых "Променад-концертов".

Альбикастро Э.

Альбикастро Э. (Albicastro; наст. фам. - Вайсенбург, Weissenburg) Энрико (ок. 1670, Швейцария - ок. 1738, Голландия) - швейц. композитор. Известно, что в 1686 был связан с Лейденским ун-том. Автор 8 сб. произв. для скрипки, струн. ансамбля, изд. в 1700-06 в Гамбурге, Дрездене и Амстердаме. Сочинения А. близки по муз. стилю к скрипич. сонатам и кончерто-гроссо А. Корелли, но технически более развиты и по характеру скрипич. фактуры родственны произв. Г. Бибера, И. Вальтера, П. Вестхофа (использование игры двойными нотами, аккордами, применение летучих штрихов, стаккато и т.п.). Сб. его скрипич. сонат ор. 2 завершает Чакона.

Литература: Моser A., Die Geschichte des Violinspiels, В., 1923, S. 124-25; Newman W. S., The Sonate in the Baroque Era, Chapell Hill, 1959, p. 343-44.

Альбини С.

Альбини С. (Albini) Сречко (10 XII 1869, Жупаня - 18 IV 1933, Загреб) - хорв. композитор и дирижёр (Югославия). Учился в Граце. Был дирижёром (1895-1902) и директором (1909-19, с небольшими перерывами) Хорв. нац. т-ра в Загребе, где участвовал в создании Об-ва друзей т-ра. Впервые поставил ряд произв. югосл. композиторов, в т. ч. собств. соч., в к-рых использовал музыкальный фольклор Славонии (особенно известны его оперетты, в т. ч. оперетта "Барон Тренк").

Сочинения: опера Маричон (1901, Загреб); балет На Плитвицких озёрах (Na Plitvicka jezera, 1898, Загреб); оперетты - Набоб (1905, Вена; в новой ред. под назв. Босоногая танцовщица - Bosonoga plesacica, 1909, Лейпциг), Барон Тренк (1909, Лейпциг и Загреб); кантаты; пьесы для орк.; соч. для фп.; романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Kovacevic К., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, I960, s. 9-12.

Альбинони Т.

Альбинони Т. (Albinoni) Томазо (8 VI 1671, Венеция - 17 I 1750, там же) - итал. композитор и скрипач. Наряду с Б. Марчелло и А. Вивальди крупнейший представитель венецианской школы позднего барокко. С юношеских лет обучался игре на скрипке, пению, контрапункту. Возможно, был учеником Дж. Легренци. Выходец из буржуазной среды, А. первоначально получил известность как просвещённый любитель музыки (свои сочинения подписывал как "венецианский дилетант" - "dillettanta venete"). Позднее его деятельность приобрела проф. характер, с 1711 на титульных листах произв. А. указывается - "музыкант-скрипач" ("musico di violino"). Автор св. 50 опер, шедших на сценах венецианских т-ров, в т.ч. "Гризельда" (1703), "Покинутая Дидона" (1725), "Артамена" (1740), и кантат (ныне полностью забыты). Осн. значение имеет инстр. творчество А. Его симфонии, скрипичные концерты, сонаты и трио-сонаты отличаются полифонич. мастерством, пластичностью разработки тематич. материала. В симфониях и концертах им предвосхищены нек-рые стилистич. черты классич. симфонии. И. С. Бах, высоко ценивший произв. А., сделал обр. 2 фуг из сб. трио-сонат ор. l (NoNo 3 и 8).

Сочинения: Sonate a tre, op. l (1694); Sinfonie e concerti a 5, ор. 2 (1700); Balleti а 3, ор. 3 (1701); Sonate a due, op. 4 (1704); Concerti а 5, ор. 5 (1707), ор. 7 (1713), ор. 9 (1721); Sonate per violino solo e basso continuo (ок. 1718); Sonate e Balletti, op. 8 (ок. 1722) и др.

Литература: Giazоttо R., Tommaso Albinoni, "Musico di violino dilletante veneto", Mil., 1945.

И. М. Ямпольский.

Альбони М.

Альбони М. (Alboni) Мариетта (наст. имя Мария Анна Марция) (6 III 1826, Читта-ди-Кастелло - 22 или 23 VI 1894, Париж) - итал. певица (контральто). Музыке (игре на фп.) начала учиться с 5 лет. В 1839 А. услышал Дж. Россини, к-рый оценил большие способности девочки, определил её в Муз. лицей Болоньи и давал ей уроки в течение трёх лет. В 1843 А. впервые выступила в т-ре "Комунале" в Болонье. В том же году пела в т-ре "Ла Скала" и Венском оперном т-ре. В 1844- 1845 и 1852 выступала в Петербурге; гастролировала в Праге, Берлине, Гамбурге, Варшаве, Будапеште и др. городах. В последующие годы пела в Англии, Франции, Бельгии, Испании, США. А. обладала голосом большого диапазона (от контральто до сопрано). Партии: Керубино, Розина, Норма; Линда ("Линда ди Шамуни" Доницетти), Церлина ("Дон Жуан" Моцарта), Паж ("Гугеноты" Мейербера) и др. Дж. Мейербер написал для А. партию Фидес в опере "Пророк". В 1863 оставила сцену; позднее выступала лишь эпизодически.

Литература: Асlосque E., Marietta Alboni, cйlйbre contralto, P., 1847; Pоugin A., Marietta Alboni, P., 1912.

Альборада

Альборада (испан. alborada, от alba - утренняя заря, рассвет; франц. aubade) - вокальные и инстр. произведения в Испании, в к-рых обычно воссоздаётся картина рассвета, наступления утра, восхода солнца. Известно 3 осн. вида А.:

1) Утренняя песня пастуха.

2) Испан. разновидность утренней серенады, родственная провансальской альбе. Наиболее популярна на юге Испании, в Валенсии. Мелодия поётся в сопровождении дульсайны и тамбурина.

3) Нар. инстр. пьеса. Особое распространение получила в Галисии, Астурии и др. сев.-западных провинциях Испании. Импровизационная по характеру мелодия А. исполняется на волынках в сопровождении тамбурина. А. свойственны ритмич. свобода, чередование групп из разл. числа тактов. Яркий пример А. астурийского происхождения - в сб-ке Хосе Инсенги (Cantos у bailes populares de Esраса, Madrid, 1888):

Альборада

Эта астурийская А. послужила одной из тем "Испанского каприччио" Римского-Корсакова. А. в Испании называют также произведение, исполняющееся в утреннее время на открытом воздухе, и подобное серенаде произв., исполняющееся в такой же обстановке вечером. Композиторы часто воссоздавали в своём творчестве А. разл. типа, порой используя и нар. мелодии, или давали это название свободным пьесам, воплощающим типичные для А. образы: "Aubade" для фп. Бизе, "Alborada gallega" П. Вейга, "Aubade et allegretto" для струн. и дух. инструментов Лало (1872), "Alborada del Gracioso" для фп. Равеля (1905), "A." для фп. Альбениса, "Aubade" для фп. и 18 инструментов Пуленка (1929) и др.

Литература: Chase G., The music of Spain, N. Y., 1941.

M. А. Вайсборд.

Альбрехт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Альбрехтсбергер И. Г.

Альбрехтсбергер И. Г. (Albrechtsberger) Иоганн Георг (3 II 1736, Клостернёйбург -7 III 1809, Вена) - австр. композитор, муз. теоретик и педагог. Служил в ряде небольших австр. городов, с 1772 - в Вене регентом хора Кармелитского монастыря и придв. органистом; с 1792 капельмейстер собора св. Стефана, преподавал игру на орг., фп., композицию (у А. в 1794 брал уроки Л. Бетховен; среди др. учеников - К. Черни, Ф. Рис, И. Гуммель). Известен гл. обр. теоретич. трудами и педагогич. пособиями, которые долгое время оставались авторитетными науч. источниками. Из 224 муз. сочинений А. изданы 27 - антракты из музыки к "Генриху IV", орг. прелюдии и фуги, фуги для фп.; 18 струн. квартетов, 6 фуг для квартета и др. ансамбли. Б.ч. оставшихся в рукописях произв. А. хранится в б-ке Об-ва друзей музыки в Вене, в т.ч. 26 месс, 6 ораторий, 4 симфонии, 42 струн. квартета, 38 квинтетов, 28 струн. трио, произв. церк. музыки, в т.ч. Те Deum, 43 градуала, 34 оффертория.

Сочинения: Grьndliche Anweisung zur Composition, W., 1790, 1818; Kurzgefabte Methode den Generalbab zu erlernen, W., 1792; Klavierschule fьr Anfдnger, W., 1808.

Литература: Weissenback A., J. G. Albrechtsberger als Kirchenkomponist, в сб.: Studien zur Musikwissenschaft, XIV, W., 1927; Оppel R., Albrechtsberger als Bindeglied zwischen Bach und Beethoven, "NZfM", 1911, LXXVIII.

О. Т. Леонтьева.

Альва Л.

Альва Л. (Alva) Луиджи (р. 10 IV 1927, Лима) - итал. певец (лирич. тенор). Занимался у Р. Мерседес Аярс в Лиме, где дебютировал в 1949 на конц. эстраде, в 1952 - на оперной сцене. Совершенствовался в Италии, впервые выступив публично в 1954 в т-ре "Нуово" (Милан). С 1956 солист т-ра "Ла Скала". Завоевал широкую известность. Выступает на сценах разл. т-ров, в т. ч. с 1961 в Венской гос. опере; в 1974 в составе труппы "Ла Скала" гастролировал в Москве. Лучшими созданиями певца являются партии в операх Дж. Россини, особенно партии Альмавивы ("Севильский цирюльник"), Рамиро ("Золушка"), и операх В. А. Моцарта - Фернандо ("Так поступают все"), Дона Оттавио ("Дон Жуан").

Альванези Л.

Альванези Л. (Albanesi) Личия (р. 22 VII 1914, Бари) - амер. певица (сопрано). По национальности итальянка. Училась пению у Дж. Бальдассаре-Тедески. Впервые выступила на оперной сцене в 1935 в "Театро лирико" в Милане. Большую популярность завоевала исполнением партии Мими (1939, т-р "Ла Скала", Милан). С 1940 солистка "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Исполняла гл. обр. лирич. партии в операх франц. и итал. композиторов: Чио-Чио-сан, Маргарита, Норма, Джильда, Виолетта, Розина; Манон ("Манон" Массне) и др. Гастролировала в т-рах Лондона, Парижа, Мадрида, Чикаго, Сан-Франциско и др. городов.

Альвен Х.

Альвен Х. (Alfven) Хуго (1 V 1872, Стокгольм - 8 V 1960, там же) - швед. композитор, скрипач и дирижёр. Чл. Муз. академии в Стокгольме (1908).

Альвен Х.

Почётный доктор философии Упсальского ун-та (1917). Учился в Стокгольмской консерватории у Ю. Линдегрена (композиция), у Л. Зеттерквиста (скрипка). Позднее занимался в Брюсселе у С. Томсона (скрипка). В 1890-97 работал скрипачом в Королевском симф. оркестре в Стокгольме, выступал как скрипач-солист. В 1910-39 рук. муз. отделения Упсальского ун-та, одновременно (до 1947) дирижировал муж. хором этого ун-та "Орфей"; в 1919-38 дирижёр студенч. хор. об-ва в Упсале, с к-рым гастролировал в странах Европы. В 1921-43 гл. дирижёр Шведского хор. союза. А. - крупнейший представитель совр. скандинавского муз. иск-ва. Широко используя в своих произведениях нац. музыкальный фольклор, он открыл новый период в развитии шведского симфонизма. Большинство произв. А. воспроизводит картины сев. природы. Написал автобиографию (4 тт., 1946-52).

Сочинения: балеты - балет-пантомима - Горный король (1923, Стокгольм), Блудный сын (пост. 1957); кантаты, в т.ч. Стен Стуре (1912), Упсальская кантата (1927), Кантата в честь 450-летия шведского риксдага (1935); для орк. - 5 симфоний (1897, 1899, 1905, 1919, 1942), 2 симф. поэмы, симф. рапсодии, в т.ч. Шведские рапсодии (1904, 1907, 1937), Увертюра на шведские темы, Праздничная увертюра (1944); произв. для скр. и фп.; песни для голоса с орк.; песни для голоса с фп.; музыка к драматич. спектаклям и фильмам.

Литература: Шведские артисты в Москве, "СМ", 1953 No 8; Svenssоn S. Е., Н. Alfven son mдnniska och konstnдr, Uppsala, 1946.

H. В. Городинская.

Альдрованди К.

Альдрованди К. (Aldrovandi; по мужу - Гатти, Gatti) Клелия (р. 30 V 1901, Мантуя) - итал. арфистка. Училась у К. Б. Навоне в Муз. лицее в Турине, где в 1919-21 была первой арфисткой оркестра Королевского т-ра. Участвовала в ансамблях "Двойной квинтет Турина" ("Doppio Quintetto di Torino") и "Итальянская инструментальная группа" ("Gruppo Strumentale Italiano"). Как солистка выступала во мн. крупных городах Европы. Для А. написаны и ей посвящены мн. произв. А. Казеллы, М. Кастельнуово-Тедеско, П. Хиндемита, Н. Роты, Л. Томазини, Л. Перракьо и др. А. принадлежат транскрипции для арфы произв. Д. Скарлатти, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, И. Маттезона, лютневой музыки.

Литература: Scimeca M., L'Arpa nella storia, Bari, 1938.

Б. В. Доброхотов.

Альенде П. У.

Альенде П. У. (Allende) Педро Умбертo (29 VI 1885, Сантьяго - 16 VIII 1959, там же) - чилийский композитор, фольклорист и муз.-обществ. деятель. В 1899-1908 учился игре на скрипке и композиции в Нац. консерватории Сантьяго. Один из основоположников нац. композиторской школы, А. в своём творчестве использовал элементы чилийского фольклора в сочетании с выразит. средствами европ. музыки нач. 20 в., особенно франц. импрессионизма. А. составил неск. фольклорных сборников и обработок нар. песен. В 1928-43 профессор композиции Нац. консерватории. Чилийская правительств. пр. (1945).

Сочинения: для орк. - симфония (1910); симф. поэмы Голос улиц (1913, 2-я ред. 1930), Чилийские сельские сцены (1920); концерты с орк. - для влч. (1915), для скр. (1941); струн. квартет (1947); для фп. - три сонаты (1909-15), 12 пьес в чилийском народном стиле (1918-22, также для орк.); песни, танц. музыка.

Литература: Slоnimskу N.. Humberto Allende. First modernist ot Chile, "Musical America", 1942, August.

M. M. Яковлев.

Альмквист К. Ю. Л.

Альмквист К. Ю. Л. (Almquist) Карл Юнас Лове (28 XI1793, Стокгольм - 26 IX 1866, Бремен) - швед. писатель и композитор. Автор стихов и музыки песен-фантазий, романсов и многогол. хоров. Автор инстр. произв. Эстетич. взгляды А. были близки взглядам выдающегося представителя нем. романтизма Э. Т. А. Гофмана.

Литература: Nуman А., С. J. L. Almquist, в кн.: Musikalisk intelligens, Lund, 1928; Pergament M., С. J. L. Almquist, в сб.: Svenska tonsдttare, Stockh., 1943.

H. В. Городинская.

Альнес Э.

Альнес Э. (Alnaes) Эйвинд (29 IV 1872, Фредрикстад - 25 XII 1932, Осло) - норв. композитор и органист. Учился композиции у И. Холтера в Осло (1889-92), совершенствовался у К. Рейнеке в Лейпцигской консерватории (1892-95). Служил церк. органистом в Драммене (1895-1907) и Осло (1907-32), а также дирижировал разл. хорами и оркестрами. Музыка А. близка романтич. традициям. Издал сб. норв. нар. Мелодий - "Северные мелодии" ("Nordes Melodier", 4 тт., 1922). Автор 2 симфоний (1898, 1923), симф. вариаций (1898), фп. концерта (1913), сюиты для влч. и фп., сочинений для фп., ок. 100 романсов, произв. для мужского хора.

Альт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница