Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 10, "БЛА"-"БОГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 10, "БЛА"-"БОГ")

Благой Д. Д.

Дмитрий Дмитриевич (р. 13 IV 1930, Москва) - советский пианист, композитор и музыковед. Кандидат искусствоведения (1971). В 1954 окончил Моск. консерваторию по классу фп. А. Б. Гольденвейзера (в 1958 под его рук. аспирантуру), в 1957 - по классу композиции Ю. А. Шапорина. С 1959 преподаёт в Моск. консерватории (класс фп. и камерного ансамбля), с 1968 доцент. С 1960 солист Моск. филармонии. Муз.-критич. деятельность начал в 1957. С 1965 внештат. корр. газ. "Советская культура". Ред. книг: "А. Б. Гольденвейзер. 32 сонаты Бетховена" (М., 1966); сб. "А. Б. Гольденвейзер" (М., 1969). Автор муз. произв., в т.ч. для фп. (годы изд.) - "Соната-сказка" (1958), "Вариации на русскую тему" (1960), "Блестящее каприччио" (с оркестром, 1960), "Прелюдии" (1962), "Альбом пьес" (тетр. 1-2, 1969-71), "Четыре настроения" (1971); струн. квартет (1968), вок. цикл "Живая тишина" (сл. В. Д. Берестова, 1966) и др.

Сочинения: Этюды Скрябина, М., 1963; Композитор и педагог, в сб.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. 1, М., 1963; Значение образных ассоциаций в работе пианиста-педагога, в сб.: Методические записки по вопросам муз. образования, М., 1966; Фортепианное творчество Свиридова, в сб.: Георгий Свиридов, М., 1971; Автограф и исполнительское прочтение сонаты ор. 57 ("Аппассионата"), в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972; и др.

Блажевич В. М.

Владислав Михайлович (3(15) VIII 1881, хутор Тригубовка, ныне Смоленская обл. - 10 IV 1942, Москва) - советский тромбонист, дирижёр, композитор и педагог. В 1905 окончил Моск. консерваторию по классу тромбона X. И. Борка. В 1906-28 артист оркестра Большого т-ра; в 1922-32 - оркестра Персимфанс. В 1920-42 преподавал игру на тромбоне в Моск. консерватории (с 1922 профессор), возглавлял военнодирижёрскую кафедру (1929-36). Организатор Гос. духового оркестра СССР (1937) и его дирижёр (1937-39). Деятельность Б. сыграла большую роль в развитии сов. исполнительства на духовых инструментах. Автор мн. сочинений (концертов, пьес, этюдов, маршей) для духовых инструментов, духового оркестра и методич. работ - "Школа коллективной игры на духовых инструментах" (ч. 1-2, М., 1935), "Школа для раздвижного тромбона" (М., 1935), "Школа развития легато на цуг-тромбоне" (ч. 1, М., 1938), "Школа для трубы" (М., 1943).

Блантер М. И.

Матвей Исаакович (р. 28 I (10 II) 1903, г. Почеп, ныне Брянской обл.) - советский композитор. Нар. арт. РСФСР (1965). Учился в Курском муз. уч-ще (по классам фп. и скрипки), в 1917-19 - в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва по классу скрипки А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского и Н. Р. Кочетова. Занимался композицией у Г. Э. Конюса (1920-1921).

Блантер М. И.

Деятельность Б. как композитора началась в эстрадно-артистич. студии "Мастерская H. M. Форрегера" ("Мастфор"). В 1926-1927 рук. муз. частью Ленингр. т-ра сатиры, в 1930-31 - Магнитогорского драм. т-ра, в 1932-33 - Горьковского т-ра миниатюр. Сочинения 20-х гг. связаны в основном с жанрами лёгкой танцевальной музыки. Б. является одним из видных мастеров сов. массовой песни. Им созданы произв., овеянные романтикой Гражданской войны: "Партизан Железняк", "Песня о Щорсе" (1935). Популярны казачьи песни "В путь-дорожку дальнюю", "Песня о казачке" и "Казаки-казаченьки", молодёжная "С нами поёт вся страна" и др. Всемирную известность приобрела "Катюша" (cл. М. В. Исаковского, 1939); в период 2-й мировой войны 1939-45 эта песня стала гимном итал. партизан; в Сов. Союзе мелодия "Катюши" получила распространение с разл. текстовыми вариантами. В эти же годы композитором созданы песни "До свиданья, города и хаты", "В лесу прифронтовом", "Штурвальный с "Марата""; "Под звёздами балканскими" и др. Глубоко патриотич. содержание отличает лучшие песни Б., созданные в 50-60-е гг.: "Солнце скрылось за горою", "Перед дальней дорогой" и др. Высокие гражданские мотивы композитор сочетает с формой непосредственного лирич. высказывания. Интонации его песен близки рус. гор. фольклору, лирику он нередко соединяет с жанрами плясовой песни ("Катюша", "Лучше нету того цвету") или марша ("Летят перелётные птицы" и др.). Особое место занимает в его творчестве жанр вальса ("Моя любимая", "В лесу прифронтовом", "Улица Горького", "Песня о Праге", "Подари мне на прощанье", "Кружатся пары" и др.). Песни Б. написаны на сл. М. Голодного, В. И. Лебедева-Кумача, К. М. Симонова, А. А. Суркова, М. А. Светлова. Более 20 песен создано в содружество с М. В. Исаковским.

Автор оперетт: "Сорок палок" (1924, Москва), "На берегу Амура" (1939, Моск. т-р оперетты) и др. Гос. пр. СССР (1946).

Литература: Зак В., Матвей Блантер, М., 1970.

В. И. Зак.

Бларамберг П. И.

Павел Иванович (14 (26) IX 1841, Оренбург - 15 (28) III 1907, Ницца) - рус. композитор, публицист. Учился игре на фп. у М. А. Балакирева (1859), оказавшего решающее влияние на творчество Б. Брал уроки гармонии у А. А. Герке. Окончил петерб. Александровский лицей (1860). Служил в Морском мин-ве, статистич. отделении Рус. географич. об-ва. Был активным обществ. деятелем: преподавал в воскресных школах, участвовал в организации нар. читален. С 1876 жил в Москве, заведовал отделом иностр. политики в газ. "Русские ведомости". В 1883-98 преподаватель, затем профессор (муз.-теоретич. предметы) Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. Среди его уч-ков - В. С. Калинников. Для творчества Б. характерно стремление к напевности, простоте. Наибольшей известностью пользовались его муз.-сценич. произв., отличающиеся бережным отношением к лит. первоисточнику.

Сочинения: оперы - Мария Бургундская (по драме "Мария Тюдор" Гюго, 1878, пост. 1888, Большой т-р, Москва), Скоморох (по комедии "Комик XVIII столетия" А. Н. Островского, 1881, пост. 1908, Новый т-р, Москва), Тушинцы (по А. Н. Островскому, 1895, Большой т-р, Москва), Девица-русалка (по А. Мицкевичу - Л. А. Мею, 1888, силами учеников Муз.-драм. уч-ща, Малый т-р, Москва), Волна (по мотивам поэмы "Дон-Жуан" Байрона, 1893); музыка к драме Воевода А. Н. Островского (1865); муз. картины Демон (на текст М. Ю. Лермонтова, 1869); для орк. - симф. поэма Умирающий гладиатор (1882), симфония h-moll (1886); романсы; хоры a cappella; хор. перелож. - 12 русских песен из сб. Ю. Мельгунова (СПБ, 1888) и др.

Литературные сочинения: Цензура в музыке. (Из личных воспоминаний), в сб.: В защиту слова, I, СПБ, 1905, 1906; Русская народная песня и её влияние на музыку, "Муз. труженик", 1909, No 5, 6.

Литература: Серова В., Павел Иванович Бларамберг (Биографический очерк), "РМГ", 1894, No 10; её же, Чета Бларамбергов, "Муз. современник", 1915, No 1; Щетинин Б. A., Идеалист-шестидесятник. (Памяти П. И. Бларамберга), "Ист. вестник", 1907, (No 6); P. (индейзен) Ник., П. И. Бларамберг (некролог), "РМГ", 1907, No 12; Энгель Ю., П. И. Бларамберг, "Известия СПб. об-ва муз. собраний", 1908, вып. 3-4.

Блаукопф К.

Блаукопф К. (Blaukopf) Курт (р. 15 II 1914, Черновцы) - австр. музыковед. Учился в Венском ун-те у Ш. Вольпе (музыковедение) и Г. Шерхена (дирижирование). В годы фашистской оккупации Австрии жил в Иерусалиме. С 1954 ред. журн. "Phono" (Вена), с 1965 - "Hi-Fi-Stereofonie" (Карлсруэ). С 1962 читает курс муз. социологии в венской Академии музыки и сценич. иск-ва (с 1963 профессор, рук. Ин-та муз.-пед. исследований). С 1969 директор венского ин-та, изучающего аудиовизуальный аспект музыки, танца и театра (International Institut for Music, Dance and Theater in the Audio-Visual Media - IMDT). Редактор серии изд. "Musik und Gesellschaft" (Карлсруэ, с 1968).

Литературные сочинения: Musiksoziologie, Kцln - В., 1951; Lexikon der Symphonie, Kцln, (1952?); GroЯe Dirigenten, Teufen, (1953), 1957; GroЯe Virtuosen, Teufen, (1954?), 1957; Langspielplattenbuch..., Bd 1-2, W., 1956-57; Musikfьhrer Wien, W., (1957) (совм. с H. Singer); Gustav Mahler..., W., (1969); Mahler. Sein Leben, sein Werk und sein Welt in zeitgenцssischen Bildern und Texten, W., 1976; Soziologische Aspekte der Curriculumentwicklung, "Musik und Bildung", 1970, Bd 2, и др.

Блахер Б.

Блахер Б. (Blacher), Борис (р. 6 I 1903, Китай) - нем. композитор. С 1922 живёт в Берлине (ныне в Зап. Берлине). Обучался музыке в Иркутске, Харбине, композиции у Ф. Коха в Берлине (1922-26). Занимался музыкально-теоретич. предметами в Берлинском университете. В 1938-39 преподавал в Дрезденской консерватории, с 1948 - в Высшей музыкальной школе Зап. Берлина (с 1953 её директор), а также на курсах композиции в Австрии и Англии. Среди учеников - Г. Эйнем. С 1968 президент Академии иск-в в Зап. Берлине.

Как композитор Б. выступил в сер. 30-х гг. с балетной и оркестровой музыкой, к-рая не исполнялась в Германии, исключением стала опера "Княжна Тараканова" (пост. 1941, Вупперталь). Ранние инстр. сочинения написаны под влиянием творчества И. Ф. Стравинского. Инстр. стиль композитора отличается лаконизмом, экономией выразит. средств, изяществом. С 1950 Б. применяет при создании своих произв. т.н. принцип "варьируемых метров", заключающийся в строгом регулировании структур метроритма (постоянная метрич. переменность, использование определённых рядов из групп равных длительностей). Среди произв., созданных по этому принципу, - "Орнаменты" для фп. (1950), "Эпитафия" для струн. квартета памяти Франца Кафки (1951), 2-й концерт для фп. с оркестром (1952) и др. Техника "варьируемых метров" применялась и др. композиторами: Р. Вагнером-Регени, X. В. Хенце, К. А. Хартманом и Г. Клебе (один из учеников Б.). В операх и балетах Б. проявил интерес к совр. темам, склонность к пародии, сатире.

Сочинения: оперы - Прилив (Die Flut, 1947, Дрезден), Ночная птица (Die Nachtschwalbe, 1948, Лейпциг), Прусская сказка (Preussisches Mдrchen, 1950, Берлин), Абстрактная опера No 1 (1953, Мангейм), 200 000 талеров (по мотивам повести Шолом-Алейхема, 1969, Зап. Берлин), камерная опера-оратория Ромео и Юлия (1947, Берлин); оратория - Великий Инквизитор (Der Grossinquisitor, часть текста взята из романа Достоевского "Братья Карамазовы". 1948); для орк., в т.ч. симфония (1939), симф. поэма Гамлет (1940); концерт для струн. орк. (1942); концерты с орк. - для фп. (1948, 1952), скр. (1948), альта (1960), влч. (1964), фагота, валторны, трубы, арфы и струнных (1950) и др.; камерно-инстр. произв., в т.ч. пьесы для фп.; песни на сл. Ф. Вольфа; вок. цикл с орк. на тексты из "Евгения Онегина" Пушкина (1965); обр. революц. песен (в сотрудничестве с Э. Бушем), негр. спиричуэлс; музыка к пьесе "Страх и отчаяние в Третьей империи" Брехта и др.

Литературные сочинения: Einfьhrung in den strengen Satz, В., 1963.

Литература: Stuckenschmidt H. H., В. Blacher, В., 1963.

О. Т. Леонтьева.

Блейхман Ю. И.

Юлий Иванович (24 XI (6 XII) 1868, Петербург - 26 XII 1909 (8 I 1910), там же) - рус. композитор и дирижёр. Учился в Петерб. консерватории у Н. Ф. Соловьёва (композиция) и Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), а затем в Лейпцигской консерватории у К. Рейнеке и С. Ядассона. В 1893-94 организовал общедоступные симф. концерты в Петербурге, в 1894-95 дирижировал концертами Петерб. филармонич. об-ва, много выступал в провинции. Автор популярных в своё время романсов ("Ты помнишь ли" и др.). Ему принадлежат также оперы: "Принцесса Грёза" (1900, Новый т-р, Москва), "Светоч христианства" ("Севастьян мученик", клавир, М., 1904); кантата "Сцена у ручья"; драм. сцена для голоса и хора "Князь Михайло Репнин"; орк. произв., в т.ч. симфония, вариации на тему П. И. Чайковского; камерно-инстр. сочинения; фп. пьесы (ор. 7, 13, 23); романсы, хоры a cappella и др.

Литература: (Некрологи), "Театр и искусство", 1910, No 1; Иванов М., Памяти Ю. И. Блейхмана, "Новое время", 1910, 12 апр., No 12243.

Блех Л.

Блех Л. (Blech) Лео (21 IV 1871, Ахен - 24 VIII 1958, Берлин) - нем. дирижёр и композитор. Совершенствовался по композиции у Э. Хумпердинка. В 1893-99 капельмейстер Гор. т-ра в Ахене; с 1899 дирижёр Нем. т-ра в Праге; в 1906-23 дирижёр (с 1913 генерал-музик-директор) Берлинской корол. оперы (ныне Нем. гос. опера), где выступал наряду с К. Муком и Р. Штраусом; в 1923-24 работал в др. оперных т-рах Берлина (Гор. опера, Нар. опера), в 1925 в Венской нар. опере. В 1926 возвратился в Нем. гос. оперу Берлина, где в числе др. произв. дирижировал пост. оперы "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева. В сер. 30-х гг. Б. эмигрировал из Германии. С 1937 работал в Риге, с 1941 - в Стокгольме. В 1949 возвратился в Берлин и до 1953 работал в Гор. опере (Зап. Берлин).

Б. был выдающимся оперным дирижёром, иск-во к-рого сочетало в себе уверенность, ясность, гибкость и изящество. Гастролировал в СССР (1941).

Сочинения: оперы - Аглая (1893, Ахен), Керубина (1894, там же), комич. опера Это был я (Das war ich, 1902, Дрезден), Альпийский король и враг людей (Alpenkцnig und Menschenfeind, 1903, там же), Золушка (Aschenbrцdel, 1905, Прага), Versiegelt (1908, Гамбург); оперетта - Соломенная вдова (Die Strohwitwe 1920, Гамбург); для орк. - симф. поэмы Монахиня (Die Nonne, 1897), Утешение в природе (Trost in der Natur, 1900), Лесное странствие (Waldwanderung, 1901); 2 струн. квартета, пьесы для фп., песни и др.

Литература: Рабинович Д., Лео Блех, "Сов. искусство", 1941, 23 февр., No 8; Rусhnovsky Е., Leo Blech, Prag, 1905; Jасоb W., Leo Blech, Hamb., 1931; Bollert W., Leo Blech, "Musica", 1958, H. 10, S. 624 (некролог).

Е. Я. Рацер.

Блима Ф. К.

Блима Ф. К. (Blyma) Франц Ксавер (1770 (место рожд. неизв.) - кон. 1811 или нач. 1812 (по др. данным - май 1822), Киев) - рус. композитор, скрипач, дирижёр. По национальности чех. В 90-х гг. 18 в. работал в Москве капельмейстером Петровского т-ра, позже - на Волыни в капелле графа М. Комбурлея. Популярностью пользовалась комич. опера Б. "Старинные святки" (1798, пост. 1800, Москва). Ему принадлежат также 2 симфонии - "Большая симфония" (изд. 1797, исп. 1799, Москва), 2-я (изд. 1803); скрипичные пьесы ("Попурри" с орк. ор. 12; "Песня с вариациями" для скрипки и баса ор. 10) и др.

Литература: Рабинович A., Русская опера до Глинки, М., 1948, с. 130-32; Mooser R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 3, Gen., 1951, p. 748-749.

Блиндер Н. С.

Наум Самойлович (р. 1889, Евпатория) - скрипач и педагог. Ученик А. Д. Бродского. В 1910-х гг. преподавал в Муз. уч-ще и возглавлял струн. квартет РМО в Одессе. В 1923-25 профессор Моск. консерватории (класс скрипки). Выступал как солист и ансамблист. С 1925 гастролировал за границей. Позднее поселился в США, работал концертмейстером симф. оркестра в Сан-Франциско, преподавал. Среди его учеников - И. Стерн.

Блисс А.

Блисс А. (Bliss) Артур (р. 2 VIII 1891, Лондон) - англ. композитор. Муз. образование получил в Пемброк-колледже (Кембридж) и в лондонском Корол. муз. колледже (класс композиции Ч. Станфорда), пользовался также советами Р. Воана-Уильямса и Г. Холста. Выступал как дирижёр (в 1956 гастролировал в СССР). В 1942-44 муз. рук. радиокомпании Би-Би-Си. В 1953 получил звание "мастера музыки её величества королевы". В произв. Б. раннего периода заметно влияние творчества М. Равеля, затем И. Ф. Стравинского и "Шестёрки" (фп. квинтет, рапсодия для 2 фп. и деревянных инстр.). Начало зрелого творчества Б. связывает с созданием вок. пьесы "Мадам Ной" ("Madam Noy") для сопрано и инстр. ансамбля (1918). В дальнейшем создал сочинения, обратившие на себя внимание оригинальной манерой письма, новыми приёмами звукописи, своеобразной инструментовкой: напр., в пьесе "Шумное сборище" ("Rout", 1919) для сопрано и 10 инструментов вок. партия имеет чисто фонетич. значение. Экспериментирование в области инструментовки, поиски необычных звуковых красок и колористич. эффектов типичны и для др. сочинений Б.: цикла программных пьес для струн. и деревянных инстр. "Разговоры" ("Conversation", 1919), "Симфонии красок" ("Colour symphony", 1922) и др.

Сочинения: опера Олимпийцы (The Olympians, либр. Д. Пристли, пост. 1949), телеопера Тобиас и ангел (Tobias and the angel, 1960); балеты - Шахматы (Checkmate, 1937), Чудо в Горбалс (Miracle in the Gorbals, 1944), Адам Зеро (Adam Zero, 1946), Леди из Шалота (1958); кантаты - Куча загадок (A knot of riddles, 1963), Золотая кантата (Golden cantata, 1964), Обременённый мир (The world is charged, 1969); для орк. - симфония Герои утра (Morning heroes, посв. погибшим в сражениях разных времён и народов; для хора, чтеца и орк., 1930), увертюра Эдинбург (1956); концерты с орк. - для фп. (1939), окр. (1955); камерные соч. - квинтеты, струн. квартеты (1924, 1941, 1950); соч. для голоса с разл. инстр. ансамблями; фп. произв.; Концертино для влч. (1970); песни и др.

Литературные сочинения: As I remember, L., 1970.

Литература: Frank Alan, Sir Arthur Bliss, в его кн.: Modern British composers, L., 1953, p. 28-34.

Г. M. Шнеерсон.

Блицстайн М.

Блицстайн М. (Blitzstein) Марк (2 III 1905, Филадельфия - 22 I 1964, о-в Мартиника) - амер. композитор. Учился игре на фп. и органе в Пенсильванском ун-те, композиции - под рук. Р. Скалеро в Муз. ин-те Кёртис (Филадельфия, 1924-26); совершенствовался в фп. игре у А. Зилоти (Нью-Йорк, 1923-25), затем - у Н. Буланже в Париже (1926) и А. Шёнберга в Берлине (1927). По возвращении в США преподавал в Колумбийском ун-те, Вассар-колледже, Новой школе социологич. исследований. Работал гл. обр. в области муз. т-ра. В сценич. произв. (на собств. либр.) обращался к острым социальным темам - мьюзикл "Колыбель будет качаться" ("The cradle will rock"; пост. 1937, Нью-Йорк; был запрещён по политич. мотивам, впервые исполнен с фп. в 1937, с орк. - в 1947); опера "Нет - вместо ответа". Наиболее значит. опера Б. - "Реджина" (по пьесе "Лисички" Л. Хелман, 1949). В. был участником 2-й мировой войны 1939-45, написал неск. антивоенных произв., в т.ч. симф. поэму "Утро свободы" ("Freedom morning", 1943), кантату "Воздушнодесантная" ("Airborne", 1944, исп. 1946), ряд песен. Для муз. стиля Б. характерно использование интонаций совр. популярной музыки; композитор стремится обращаться к широкой, демократич. аудитории. В произв. для муз. т-ра ощутимо влияние К. Вейля и П. Дессау (написал амер. вариант "Трёхгрошовой оперы" Вейля, 1954). Б. много работал в документальном кино; создал одну из первых киноопер "Ночная смена" (1942).

Сочинения: оперы - Нет - вместо ответа (No for an answer, Нью-Йорк, 1941), одноактная опера-фарс Трипл-сек (Triple sec, 1928), Парабола и циркула (Parabola and circula, одноактная опера-балет, 1929), Гарпии (The Harpies, соч. 1931, пост. 1953), Реджина (Бостон и Нью-Йорк, 1949), Я нашёл звук (радиоопера, 1937); балеты - Каин (1930), Шоу (1946); оратория - Осужденные (The condemned, 1930); для голоса и струн. орк. - Боги (1926); для орк. и с орк. - Романтич. пьеса (Romantic piece, 1930), Вариации (1934), концерт для фп. (1931); камерно-инстр. соч. - струн. квартет (1930), серенада для струн. квартета (1932); для фп. - соната (1927), сюита (1933), Музыка ударных (Percussion music, 1929); песни на сл. У. Уитмена и Э. Каммингса; музыка к театр. постановкам и кинофильмам.

Литература: Brant H., Marc Blitzstein, "Modern Music", 1946, July.

M. M. Яковлев.

Блодек В.

Блодек В. (Blodek) Вилем (3 X 1834, Прага - 1 V 1874, там же) - чеш. композитор и флейтист. В 1846-52 учился в Пражской консерватории игре на флейте у А. Эйсера, композиции у Я. Б. Китля. Учился также игре на фп. у А. Дрейшока. Занимался преподаванием музыки в провинции (1853-55). По возвращении в Прагу концертировал как пианист, преподавал, был вторым хормейстером пражского "Мужского певческого общества". В 1860-70 профессор Пражской консерватории по классу флейты. В 1847 начал композиторскую деятельность. В ранний период испытал влияние музыки Ф. Мендельсона. Позднее стал последователем творчества Б. Сметаны, к-рый высоко ценил талант Б. Сочинения Б., относящиеся к зрелому периоду творчества, отличаются лиричностью мелодики, богатством инстр. красок, нац. колоритом. Наибольшую известность получили одноактная опера "В колодце" ("V studni", пост. 1863) и Концерт для флейты с орк. (1862). Написал также оперу "Зитек" (1869, неоконч., пост. 1934, в ред. Ф. Ваньи); для орк.- увертюры (1850, 1852-54, 1860), симфонию (ок. 1866); для флейты - Большое соло (1851), Бравурное аллегро (1852), Концерт для флейты с оркестром (1862); хоры, песни, фп. пьесы, церковную музыку, в т.ч. 2 мессы (1853 и 1865).

Литература: Jerik, Vilem Blodek, Praha, 1906.

Блок Д. С.

Давид Семёнович (29 XI (11 XII) 1888, Таганрог - 4 X 1948, Москва) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1940). В 1913-18 учился в Ростовской консерватории. С 1905 дирижёр оркестра, иллюстрировавшего немые фильмы, в 1931-47 звукооформитель, звукорежиссёр в кино, с 1938 также дирижёр киностудии "Союздетфильм", в 1948 - "Мосфильм". Организатор (1941) и рук. Гос. оркестра Мин-ва кинематографии СССР. Написал и подобрал музыку к ряду кинофильмов, в т. ч. "Мать" (1926, озвучен в 1935), "Бесприданница" (1937), "Шёл солдат с фронта" (1939), "Яков Свердлов" (1940), "В тылу врага" (1941), "Гибель "Орла"" (совм. с В. И. Мурадели, 1941), "Рядовой Александр Матросов" (1948). Автор кн. "Музыкальное сопровождение в кино" (совм. с С. А. Бугославским, 1929).

Блокс Я.

Блокс Я. (Blockx) Ян (21 I 1851, Антверпен - 26 V 1912, там же) - бельг. композитор. Чл. корол. Бельг. академии (с 1903). Учился композиции у П. Бенуа во Фламандской музыкальной школе (Антверпен), совершенствовался у К. Рейнеке в Лейпцигской консерватории. С 1885 преподавал во Флам. муз. школе. С 1901 директор Флам. консерватории. Ученики: Л. Мортельманс, Ф. Ленартс, Ф. Алпартс, Л. Онтроп и др. Возглавлял "Артистический кружок" ("Cercle artistique") и др. об-ва. В операх Б. проявилось влияние совр. ему комп. - Ж. Бизе, веристов, Р. Вагнера и др. Его произв. отличаются сочностью муз. языка и эмоциональной напряжённостью действия. Творчество Б. не выходит за рамки традиций европ. музыки, однако благодаря связи мелодики его произв. с бельг. нац. народной песенностью и использованию сюжетов из флам. истории в операх "Принцесса таверны" ("Princesse d'auberge", 1896, Брюссель), "Тиль Уленшпигель" (1900) Б. способствовал утверждению национального оперного стиля.

Сочинения: оперы (8), в т.ч. Невеста моря (La fiancйe de la mer, 1901, Антверпен), Песнь любви (Chanson d'amour, 1912); балет - Миленка (1886, Брюссель); оратория, 8 кантат; для орк. - симфония (1885), увертюры Рубенс (1877) и Кермесса (1879), флам. танцы (1884) и др., соч. для хора с орк.; камерные соч. - фп. квинтет, фп. трио и др.; песни и др.

Литература: Solvay L., Notice sur Jan Blockx, Brux., 1920; Blockx F., Jan Blockx, Bruss., 1943.

В. В. Ошис.

Блокфлёте

Блокфлёте (нем. Blockflцte, Schnabelflцte, Kernspaltflцte, франц. flыte а bec, flыte douce, итал. flauto dolce, flauto diritto, англ. recorder). 1) Дух. инструмент, важнейшая разновидность продольной флейты. Представляет собой цилиндрич. трубку с клювообразным мундштуком, снабжённую игровыми отверстиями (7 на лицевой и одно на тыльной стороне). В мундштуке имеется деревянная пробка (по-немецки Kern или Block, отсюда название), прикрывающая отверстие и оставляющая только узкую щель для вдувания воздуха. Поток воздуха наталкивается на острый край выреза в трубке, что и создаёт колебания возд. столба. Звукоряд Б. диатонический, однако применение "вилочной" аппликатуры позволяет извлекать и хроматич. звуки. Звук Б. беден верхними призвуками и потому несколько пустой, но мягкий и приятный. Звучание Б. тихое и возможности динамической нюансировки ограничены. Во время игры исполнитель держит Б. в положении, близком к вертикальному. Б. известна в европейских странах с 11 в.; в 16-18 вв. наиболее распространённый флейтовый инструмент. Изготовлялись Б. разл. размеров (вплоть до 2,5 м) и строев. Применялись для сольной игры (главным образом любителями), в ансамблях (обычно из 9 инструментов) и оркестрах. Для Б. писали А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах. С сер. 18 в. Б. вытесняется поперечной флейтой, обладающей более богатыми исполнительскими возможностями. В 20 в. начинается возрождение Б. в европейских странах, особенно в Англии и Германии. Поскольку техника исполнения на Б. относительно несложна, инструмент находит широкое применение в школьном и домашнем музицировании, а также в церк. музыке; используется и при воспроизведении старинных муз. произведений. Ряд фирм выпускает разл. усовершенствованные модели Б., вплоть до дешёвых массовых (сопрано в строе С, альт в строе F, тенор в строе С и бас в строе F). 2) Орг. регистр лабиальной группы семейства флейтовых. Трубы металлические, конусообразной, иногда цилиндрической, формы. Звучание мягкое, глубокое (4', 2', 1'). Трубы Б. встречаются открытые и закрытые (в старинных органах и 16'.).

Литература: Peter H., Die Blockflцte und ihre Spielweise in Vergangenheit und Gegenwart, В., 1953; Hцffer von Winterfeld L. und Кunz H., Handbuch der Blockflцten-Literatur, В. - Wiesbaden, 1959; Alker H., Blockflцten-Bibliographie (Biblos-Schriften, Bd XXVII-XXVIII), W., 1960-1961; его же, Blockflцten-Bibliographie. Nachtrag und Gesamtregister, Wilhelmshaven, 1969; Linde H.-M., Handbuch des Blockflцtenspiels, Mainz, 1962; Hunt E. H., The recorder and its music, L., 1962, N. Y., 1963. 2) Adelung W., Einfьhrung in den Orgelbau, Lpz., 1955.

Блом Э.

Блом Э. (Blom) Эрик (20 VIII 1888, Берн - 11 IV 1959, Лондон) - англ. музыковед и лексикограф. В 1919-26 писал программы-пояснения к концертам лондонского нового "Куинс-холл оркестра" (совм. с Р. Ньюмарч) и для Нориджского фестиваля. В 1923-1931 лондонский корреспондент газеты "Manchester Guardian", в 1931-46 муз. критик газеты "Birmingham Post". В 1937-50 и 1954-59 ред. журн. "Music and Letters", в 1946-54 ред. 5-го перераб. изд. "Словаря музыки и музыкантов" ("Dictionary of music and musicians") Дж. Грова (тт. 1-9). С 1949 муз. ред. газеты "Observer" в Лондоне. Переводил тексты вок. произв. и либр. опер на англ. яз. Занимался анализом формы классич. сочинений, в т.ч. опер В. А. Моцарта. Ред. серии "Мастера музыканты" ("Master musicians"), для к-рой написал том, посвящённый Моцарту.

Сочинения: Stepchildren of music, L., 1925, N. Y., 1967; A general index to modern musical literature in the English language, L., 1927, N. Y., 1970; Tschaikowsky's orchestrial works, L., 1927; The limitations of music, L., 1928; Mozart, L., 1935, new ed., L.-N. Y., 1963; Beethoven's pianoforte sonatas discussed, N.., 1938, 1968; A musical postbag, L., 1941; Music in England, Harmondsworth - N. Y., 1942; Some great composers, L., 1944, 1961; Everyman's dictionary of music, L., 1946, то же, L.-N. Y., 1962; Major and Minor, L., 1958.

Блох Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Блул

Блул - армяно-курдский дух. инструмент. Разновидность продольной открытой флейты сринг. Ствол с 8 игровыми отверстиями (7 на лицевой стороне и одно на тыльной) имеет утолщения на концах и кольцевые пояски. Звукоряд диатонический, тембр мягкий, бархатистый. Б. распространён в Зап. Армении; подобно срингу, он является инструментом пастухов-овчаров.

Блумдаль К.-Б.

Блумдаль К.-Б. (Blomdahl) Карл-Биргер (р. 19 X 1916, Векшё - 14 VI 1968, Стокгольм) - швед. композитор. С 1934 учился у X. Розенберга (композиция), Т. Манна (инструментовка и дирижирование), П. Карлстена (класс скрипки) и Ч. Баркеля (класс камерного ансамбля) в Стокгольмской консерватории. Совершенствовался в Париже (1941-42) и Риме (1946-47). До 1954 рук. Союзом камерной музыки в Стокгольме. С 1955 возглавлял Стокгольмскую филармонию и Союз швед. композиторов. В 1958 посетил СССР. Наибольшую известность получила опера "Аниара", посв. теме космич. полётов.

Сочинения: оперы - Аниара (1959, Стокгольм), Господин из Ханкена (1965); кантаты - В зеркальном зале (Im Saal der Spiegel, 1953) для солистов, хора и орк. (состоит из 9 сонетов), Анабаса (1956) для чтеца, солистов, хора и орк.; для орк. - 3 симфонии (1943, 1947, 1951), сюиты - балетная - Сизиф (пост. 1957), Пасторальная (для струн. орк., 1948), конц. увертюра (1940), Concerto grosso (1944); концерты с орк. - для альта (1941), для скр. (1947), с фп. - для влч. (1944), фагота (1945); камерные соч. - концерт для фп., деревянных дух. и ударных инстр. (1953); ансамбли - струн. квартет (1939), 2 трио - для струн. (1945) и для дух. инстр. (1938); фп. соч.; музыка для т-ра и кино.

Литература: Broman S., К.-В. Blomdahl, "Rцster i Radio", 1945, No 10; Wallner В., I Speglarnas sal,"Musikrevy", 1953, No 7-8; его же, К.-В. Blomdahl, "Melos", 1956, No 12.

Блуме Ф.

Блуме Ф. (Blume) Фридрих (p. 5 I 1893, Шлюхтерн, Гессен) - нем. музыковед (ФРГ). Изучал медицину, философию; историю иск-в, историю и теорию музыки (в Мюнхене у А. Зандбергера и Т. Кройера; в Лейпциге у X. Римана, Г. Аберта, А. Шеринга; в Берлине у Г. Кречмара и И. Вольфа). В 1927-29 рук. Ин-та муз. науки, с 1935 сотрудник Ин-та нем. муз. науки. В 1942-56 президент Нового об-ва Шюца, в 1947-62 - Об-ва муз. исследований, в 1958-62 - Междунар. об-ва музыковедения. С 1921 преподавал в Лейпцигском, с 1923 - в Берлинском ун-тах (с 1925 доцент), в 1928-33 - в церк. школе (Берлин-Шпандау), в 1934 -58 профессор ун-та в Киле.

Осн. труды Б. посвящены музыке 16-17 вв. Большое значение имеет его организационно-науч. деятельность. С 1949 Б. редактор капитальной муз. энциклопедии "Die Musik in Geschichte und Gegenwart" (в 14 тт.; с 1970 издаются дополнения).

Сочинения: Studien zur Vorgeschichte der Orchestersuite im 15. und 16. Jahrh., Lpz., 1925; Michael Praetorius Creuzburgensis, Wolfenbьttel, 1929; Heinrich Schьtz in den geistigen Strцmungen seiner Zeit, "Musik und Kirche", II, 1930; Joseph Haydns kьnstlerische Persцnlichkeit in seinen Streichquartetten, "JbP", 1931, XXXVIII, 1932; Heinrich Schьtz, "Deutsche Musikkultur", 1, 1936; Der Chor als Trдger des stдdtischen Musiklebens, "Die Musikpflege", 7. Jahrg., H. 6, 1936; Individuum und Gemeinschaft im Chorgesang, там же, 9. Jahrg., 1938; Erbe und Auftrag, "Deutsche Musikkultur", IV, 1939; Die Formung der Musikgeschichte, там же, V, 1940; Das Kantatenwerk Dietrich Buxtehudes, "JbP", XLVII, 1940; Wesen und Werden deutscher Musik, Kassel, 1944; Johann Sebastian Bach im Wandel der Geschichte, Kassel, 1947 ("Musikwissenschaftliche Arbeiten" I; на англ. яз. -Two centuries of Bach, L., 1950); Goethe und die Musik, Kassel, 1948; Syntagma Musicologicum. Gesammelte Reden und Schriften, Kassel - Basel, 1963; Der junge Bach, Wolfenbьttel, 1967; Historische Musikforschung in der Gegenwart, "AMJ", XL, 1968; Musicology in German Universities, "Current Musicology", 1969, H. 9.

Литература: Festschrift Fr. Blume zum 70. Geburtstag, Kassel - Basel - L., (u. a.), 1963.

О. Т. Леонтьева.

Блуменфельд Ф. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Блюз

Статья большая, находится на отдельной странице.

Блюменталь Н. М.

Ниссон Меерович (1806 (место рожд. неизв.) - 25 I (7 II) 1902, Одесса) - евр. певец-кантор и композитор. Систематизировал синагогич. напевы. В своих сочинениях стремился к сочетанию традиций др.-евр. культовой музыки с тенденциями классич. муз. иск-ва. Б. более полувека был кантором синагоги в Одессе. Выступал с хором в концертах с исполнением произв. И. С. Баха, Л. Бетховена, Л. Керубини.

Блютнер Ю. Ф.

Блютнер Ю. Ф. (Bluthner) Юлиус Фердинанд (11 III 1824, Фалькенхайн, близ Мерзебурга - 13 X 1910, Лейпциг) - нем. фп. мастер, фабрикант. В 1853 основал в Лейпциге фп. фабрику, вскоре завоевавшую мировую известность (инструменты фабрики Б. получили 1-ю пр. на Междунар. выставке в Париже, 1867). Усовершенствовал конструкцию фп.: запатентовал в 1856 репетиционную механику, в 1873 - т.н. аликвотную систему, при к-рой звук фп. усиливается дополнит. комплектом резонансовых струн, натянутых выше игровых струн и настроенных в октаву к ним. Написал (совм. с X. Фречелем) "Учебник по построению фортепиано" ("Lehrbuch des Pianofortebaues", Weimar, 1872, перераб. Р. Ханнеманом, (Lpz.), 1924).

Бобокалонов Ш. Н.

Шариф Нигматович (р. 1910, Самарканд) - советский композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1961). Чл. КПСС с 1943. В 1930-33 учился в Самаркандском муз. ин-те на отделении нар. инструментов. В 1934-39 исполнитель на тадж. нар. инструментах в Т-ре им. Лахути (Душанбе) и в 1939-46 - в оркестре нар. инструментов Тадж. филармонии. Одновременно занимался в студии при Союзе композиторов Тадж. ССР. В 1949 окончил Тадж. отделение Моск. консерватории по классу композиции С. А. Баласаняна. С того же года до 1958 дирижёр оркестра нар. инструментов, с 1958 худ. рук. ансамбля рубобисток Тадж. филармонии. Написал совм. с Баласаняном первую тадж. оперу "Кузнец Кова".

Сочинения: опера - Кузнец Кова (совм. с С. А. Баласаняном, 1941, Тадж. т-р оперы и балета); муз. представление Сайл (совм. с М. А. Цветаевым, 1954, там же); вок.-танц. сюита Молодость; Марш победы (для орк. тадж. нар. инструментов); песни - В бой. Острый меч, Песня о капитане Гастелло, Кахрамон одам, Халкимо и др.

И. Г. Нисневич.

Бобринёва Р. М.

Раиса (Розита) Михайловна (р. 30 IV 1930, Луганск) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Засл. арт. РСФСР (1970). В 1958 окончила Моск. консерваторию у В. Ф. Рождественской, с того же года солистка Моск. филармонии. В 1963 стажировалась в т-ре "Ла Скала". В репертуаре Б. произв. рус., заруб. и сов. композиторов (в т. ч. вок. цикл "Русская тетрадь" Гаврилина), старинные романсы, рус. нар. песни. Участвовала в исполнении произв. крупной формы (реквием Верди, "Немецкий реквием" Брамса, "Военный реквием" Бриттена, "Колокола" Рахманинова, 14-я симфония Шостаковича, оратория "Жанна д'Арк на костре" Онеггера и др.). Певице близка итал. оперная классика (в её конц. программах - арии из опер Дж. Верди, Дж. Пуччини, П. Масканьи). В 1967-68 неоднократно пела партию Елизаветы ("Дон Карлос") в спектаклях Большого т-ра. 2-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов "Пражская весна" (1960). Гастролирует за рубежом.

Литература: Тимохин В., Р. Бобринёва, "МЖ", 1971, No 8.

Бобров А. К.

Александр Константинович (р. 24 IX (7 X) 1915, Пенза) - сов. артист оперетты (баритон). Нар. арт. РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1944. В 1931-38 артист балетной труппы Куйбышевского т-ра муз. комедии, с 1938 артист Узб. респ. т-ра муз. комедии (Ташкент), с 1949 - Кемеровского т-ра муз. комедии. Партии: Бони ("Сильва" Кальмана), Никош ("Весёлая вдова" Легара), Дулитл ("Моя прекрасная леди" Лоу), Яшка-артиллерист ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Граф Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Яков Наконечников ("Белая акация" Дунаевского), Сако ("Кето и Котэ" Долидзе), Мишка-Япончик ("На рассвете" Сандлера), Профессор Горностаев ("Товарищ Любовь" Ильина), Соломон Боррей ("Солнце Лондона" Кимишела) и др.

Бобровский В. П.

Виктор Петрович (р. 24 VII (6 VIII) 1906, Симферополь) - сов. музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения (1953). В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу фп. P. P. Кенемана (одновременно посещал муз. научно-исследовательское отделение). В 1936-41 учился на теоретич. отделении Центр. заочного муз.-пед. ин-та в Москве. В 1931-42 и 1946-49 преподаватель фп. и теоретич. предметов Муз. уч-ща Воронежа. В 1949-70 преподаватель Моск. консерватории (кафедра теории, с 1958 доцент), в 1954-1963 и с 1972 - Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. Одновременно с 1969 ст. науч. сотрудник Ин-та истории иск-в Министерства культуры СССР.

Основные научные интересы Б. сосредоточены в области анализа музыкальных произв., исследований творчества Д. Д. Шостаковича.

Сочинения: Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича, М., 1961; После первого исполнения Четвертой (о 4-й симфонии Шостаковича), "СМ", 1962, No 4; Песни и хоры Д. Шостаковича, М., 1962; Претворение жанра пассакальи в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; Программный симфонизм Шостаковича (об 11-й и 12-й симфониях), в сб.: Музыка и современность, вып. III, M., 1965, с. 32-67; Программный симфонизм Шостаковича. Статья вторая. Тринадцатая симфония, там же, вып. V, М., 1967, с. 38-73; Драгоценная простота (о "Курских песнях" Свиридова), "СМ", 1965, No 12; Мудрость художника (о вокально-симфонической драматургии Шостаковича), там же, 1966, No 9; Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского, в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967, с. 145-76; Эскиз портрета (о творчестве Ю. Буцко), "СМ", 1967, No 7; Победа человеческого духа (о 12-м квартете Шостаковича), там же, 1968, No 9; О переменности функций музыкальной формы, М., 1970; К вопросу о драматургии музыкальной формы, в сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров, М., 1971; Соната Бетховена "Quasi una Fantasia" cis-moll ("Лунная"), в кн.: Бетховен. Сборник статей, вып. 2, ред.-сост.н. Л. Фишман, М., 1972, с. 5-28; О драматургии сочинений Скрябина, "СМ", 1972, No 1; О некоторых сторонах ладотональной переменности в музыке Д. Д. Шостаковича (на примере Largo из Пятой симфонии), в Сб.: Проблемы лада, М., 1972, с. 239-51.

И. М. Ямпольский.

Богатиков Ю. И.

Юрий Иосифович (р. 28 II 1932, г. Енакиево Донецкой обл.) - сов. эстр. певец. Нар. арт. УССР (1973). Чл. КПСС с 1968. В 1959 окончил Харьковское муз. уч-ще у М. А. Красновой. С 1960 солист Харьковского т-ра оперетты, с 1961 - Харьковской, с 1964 - Ворошиловградской филармоний. С 1974 солист Крымской филармонии и худ. рук. ансамбля "Крым". В репертуаре Б. св. 400 песен сов. и заруб. авторов, в т. ч. впервые им исполненные "Давно не бывал я в Донбассе" Богословского, "Давай, поговорим" Ханка, "Не остуди своё сердце, сынок" Мигули, "Воспоминание о полковом оркестре" Гуляева. 2-я пр. на Междунар. конкурсе эстр. песни "Золотой Орфей" (1969, Болгария). Гастролирует за рубежом.

Богатырёв А. В.

Анатолий Васильевич (р. 31 VII (13 VIII) 1913, Витебск) - советский композитор, педагог, обществ. деятель. Нар. арт. БССР (1968). Чл. КПСС с 1954. Деп. Верх. Совета БССР 1-4-го созывов. В 1937 окончил Белорус. консерваторию по классу композиции В. А. Золотарёва. В 1938-49 пред. правления CK БССР. В 1941-43 проректор Свердловской консерватории; в 1948-62 ректор и преподаватель по классу композиции Белорусской консерватории (с 1960 профессор). Среди его учеников - Г. М. Вагнер, Е. А. Глебов, И. И. Кузнецов, И. М. Лученок, Ю. В. Семеняко. Б. - один из создателей белорусской оперы.

Сочинения: оперы - В пущах Полесья (1939, Белорус. т-р оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1941), Надежда Дурова (1956, там же); кантаты - Сказ о Медведихе (1937), Ленинградцы (1942), Партизаны (1943), Беларусь (1949), Ленину слава (1952), Белорусские песни (1967; Гос. пр. БССР, 1989); для орк. - 2 симфонии (1946, 1947); камерные произв. - фп. трио (1943); произв. для фп., скр., влч., тромбона; хоры на сл. белорус. поэтов; романсы; обр. нар. песен; музыка к драм. спектаклям и фильмам и др.

И. Г. Нисневич.

Богатырёв П. И.

Павел Иванович (15(27) VII 1849, Москва - 17(29) I 1908, там же) - рус. певец (тенор). Учился пению у В. Н. Кашперова. В 1874 дебютировал на сцене киевского гор. т-ра в партии Собинина ("Иван Сусанин"). В дальнейшем исполнял ведущие партии во мн. провинц. т-рах, а также в Москве (Большой т-р, труппа М. В. Лентовского, частная рус. опера С. И. Мамонтова, Сергиевский нар. дом). С успехом выступал в русском ("Аскольдова могила", "Громобой" Верстовского, "Демон") и зарубежном ("Аида", "Гугеноты", "Фауст") репертуаре. Б. обладал голосом исключит. силы и звучности, необычайной широты диапазона (до ре бемоль). Не покидая оперной сцены, с 1876 выступал в эстрадном дуэте с оперным певцом (баритоном) П. И. Чернышёвым и вскоре перешёл на эстраду как исполнитель рус. и укр. нар. песен, завоевав исключит. популярность. Был первым из крупных рус. певцов, целиком посв. себя пропаганде нар. песни, к-рую он передавал с особенной красотой, редкой артистичностью. Гастролировал с конц. программами в городах России, а также в Париже и Лондоне. Борясь с опошлением нар. песни, вульгаризацией её исполнения на бурж. эстраде, в 80-х гг. 19 в. организовал на собств. средства нар. экспериментальный студийный хор, к-рый, однако, вскоре прекратил работу из-за материальных трудностей. В конце жизни вынужден был выступать на садовых сценах, в ресторанах, аккомпанируя себе на гитаре. Автор мемуаров "На долгом пути", "Рассказы простого человека" и др. Его автобиография опубликована в газ. "Моск. листок" (иллюстрированное прибавление за 1908).

Литература: П. И. Богатырев, (некролог), "Историч. вестник", 1908, т. CXIII, с. 206; Шкафер В., Сорок лет на сцене русской оперы, Воспоминания 1890-1930, Л., 1936, с. 20; Кузнецов Евг., Из прошлого русской эстрады. Исторические очерки, М., 1958, с. 189-191.

Богатырёв С. С.

Семён Семёнович (3(15) II 1890, Харьков - 31 XII 1960, Москва) - сов. муз. теоретик и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Д-р искусствоведения (1947). В 1912 окончил юридич. ф-т Харьковского ун-та, в 1916 - Петрогр. консерваторию по классу композиции Я. Витола. В 1917-19 и с 1922 преподаватель, с 1935 профессор по классу композиции Харьковской консерватории (до 1941 был последовательно деканом, зам. директора и директором), где у него учились мн. композиторы и музыковеды (Д. Л. Клебанов, В. Н. Нахабин, А. Я. Штогаренко и др.). В 1943-60 профессор Моск. консерватории (в 1943-48 зам. директора по научно-учебной части, в 1944-48 зав. кафедрой композиции, в 1949-50 и 1951-60 декан теоретико-композиторского ф-та). Автор муз. произв. Восстановил незаконченную симфонию П. И. Чайковского (Es-dur, исп. 1957). Написал работы по классической полифонии, в к-рых впервые разработал теорию обратимого контрапункта и дал науч. классификацию его видов, создал учение о двойном каноне, продолжив в этой области труды С. И. Танеева.

Сочинения: Двойной канон, М.-Л., 1947; Обратимый контрапункт, М., 1960.

Литература: Mазель Л., Облик благородного человека (о С. С. Богатыреве), "СМ", 1966, No 3; Xолопов Ю. Н., Семён Семёнович Богатырёв, в сб.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966, с. 178-91, 210; Богатырев С. С., Исследования. Статьи. Воспоминания (ред.-сост. Г. А. Тюменева и Ю. H Холопов), М., 1972.

И. М. Ямпольский.

Богачёва И. П.

Ирина Петровна (р. 2. III. 1939, Ленинград) - сов. певица (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1970). В 1965 окончила Ленингр. консерваторию по классу пения И. П. Тимоновой-Левандо. Лауреат Всесоюзного конкурса им. М. И. Глинки (Москва, 1962, 2-я пр.) и Междунар. конкурса вокалистов в Рио-де-Жанейро (1967, 1-я пр.). С 1965 солистка Т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде. Партии: Азучена, Амнерис, Кармен, Марина Мнишек; Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Аксинья ("Тихий Дон" Дзержинского).

Богачёва И. П.

Богданов В. Я.

Валентин Яковлевич (р. 3 II 1918, Витебск) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1943. В 1947 окончил Свердловскую консерваторию. В 1947-50 солист армейских ансамблей песни и пляски, в 1951-57 работал в т-рах муз. комедии Воронежа и Иванова, с 1958 солист т-ра в Алма-Ате, затем в Горьком, Ленинграде, с 1967 - Пермского т-ра оперы и балета. Партии: Князь ("Чародейка"), Грязной ("Царская невеста"), Демон, Князь Игорь; Ренато ("Бал-маскарад"), Амонасро, Эскамильо; Чёрт ("Чёрт и Кача" Дворжака) и др. Выступает и как конц. певец.

Богданов П. А.

Палладий Андреевич (27 XI (9 XII) 1881, Петербург - 31 III 1971, Ленинград) - сов. хор. дирижёр, композитор и педагог. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1903 окончил классы Придв. певч. капеллы по специальностям: теория музыки, скрипка и хор. дирижирование (учился у Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. К. Лядова, Н. А. Соколова, А. К. Глазунова). В 1913 окончил экстерном Петерб. консерваторию по классу композиции. В 1903-41 (с перерывом из-за службы в армии в 1914-17) дирижёр Ленингр. академич. хор. капеллы им. М. И. Глинки. Б. - один из организаторов детской хор. школы (1934), в 1941-44 директор, в 1944-45 худ. рук. уч-ща и с 1945 - хора мальчиков при капелле и одновременно гл. дирижёр Ленингр. ансамбля песни и пляски трудовых резервов (до 1955). Автор оперы "Весна, или Красная горка" (1919), кантаты "Под Пулковом" (1953), камерно-инстр., хор. произв., детских вок. ансамблей, методич. пособий по элементарной теории музыки и хор. дирижированию.

К. Б. Птица.

Богданов Ф. Ф.

Фёдор Фёдорович (27 XII 1903 (9 I 1904), Харьков - 14 VII 1981, там же) - сов. композитор и дирижёр. В 1928-30 учился в Харьковском муз.-драм. ин-те. С 1930 гл. редактор муз. радиовещания УССР, одноврем. гл. дирижёр Харьковского т-ра рабочей молодёжи. С 1937 гл. дирижёр и зав. муз. частью Донецкого муз.-драм. т-ра, в 1942-45 воен. дирижёр. В 1945-55 преподавал игру на фп. в муз. школах Харькова. Б. принадлежат произв. для симф. оркестров, в т. ч. "Праздничная увертюра" (1950), "Украинская сюита" (1954), сюита-поэма "1905" (1955), поэма "Гомонiла Україна" ("Шумела Украина", 1959, 2-я ред. 1972), "Концертный вальс" (1963), фантазия для фп. с оркестром, соч. для оркестра нар. инструментов, для фп., баяна, песни и романсы на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, П. Г. Тычины, В. В. Маяковского, А. А. Прокофьева, музыка к спектаклям драм. т-ра, обработки нар. укр. песен.

Богданов Ю. Н.

Юрий Никифорович (р. 16 XII 1923, Челябинск) - сов. артист оперетты (баритон). Нар. арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1944. В 1951 окончил Московское муз.-театр. уч-ще им. А. К. Глазунова, в 1955 - ГИТИС. С 1951 солист Волгоградского т-ра муз. комедии, с 1956 - Моск. т-ра оперетты. Партии: Рауль ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Фавар ("Жюстина Фавар" Оффенбаха), Граф Данило ("Весёлая вдова" Легара), Максим ("Сын клоуна" Дунаевского), Алексей, Пабло, Воевода, Андрей Бакланов ("Трембита", "Поцелуй Чаниты", "Девичий переполох", "Цирк зажигает огни" Милютина), Григорий ("Сто чертей и одна девушка" Хренникова), Дмитрий Аверин ("Севастопольский вальс" Листова), Иван Торопов ("Пусть гитара играет" Фельцмана), Полковник Малинин ("Товарищ Любовь" Ильина) и др. Гастролирует за рубежом.

Богданова Н. С.

Богданова Н. С. (урожд. Зиновьева) Настасья Степановна (1860, дер. Зиновьевская, ныне Архангельской обл. - 9 IV 1937, Петрозаводск) - рус. сказительница, исполнительница старинных плачей (вопленица). Иск-во оказывания старин усвоила с детских лет. С 1890 была вопленицей на похоронах и свадьбах. В нач. 1-го десятилетия 20 в. стала известна как сказительница старин (первое публичное выступление - 1902, Вохтозеро). Исполняла старины и песни в Петрозаводске, Петербурге (1911), в 1927-29 - в Ленинграде, затем в Москве. Б. пела в интимной, камерной манере, типичной для заонежских сказительниц. Тексты старин и причитаний Б. впервые записаны в 1902. С 1926 неоднократно записывались в её исполнении старины, духовные стихи, песни, сказки (записи 1927-29 на фонографе хранятся в фотограммархиве АН СССР в Ленинграде). Напевы старин Б. использовали Д. Д. Кабалевский ("24 прелюдии" для фп.) и С. С. Прокофьев (дуэт "Всякий на свете-то женится", ор. 106).

Литература: Астахова A. M., Памяти заонежской сказительницы Н. С. Богдановой. Некролог, в сб.: Советский фольклор, вып. 7, М.-Л., 1941, с. 235-43 (библ.).

Богданова-Чеснокова Г. В.

Гликерия Васильевна (р. 13(26) V 1904, Петербург) - сов. артистка оперетты. Нар. арт. РСФСР (1970). В 1924 окончила Школу русской драмы в Ленинграде, где занималась под рук. В. Н. Давыдова. Сценич. деятельность начала в 1920 в Александрийском т-ре (ныне Ленингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина). В 1925-45 артистка ленингр. т-ров: "Свободного театра", "Губпрофсовета", "Мюзик-холла", "Обл. т-ра оперетты", "Эстрады и миниатюр" и др. С 1946 артистка Ленингр. т-ра муз. комедии. Обладает острым комедийным дарованием. Создала гротесковые образы: Свиньина ("Табачный капитан" Щербачёва), Розалия ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Матрёна ("Сто чертей и одна девушка" Хренникова). Одна из лучших ролей Б.-Ч. - Хивря ("Сорочинская ярмарка" Рябова). Др. роли: Клементина Марич ("Вольный ветер" Дунаевского), Барбалэ ("Кето и Котэ" Долидзе), Мадам Арно ("Фиалка Монмартра" Кальмана) и др. Снимается в кино.

В. И. Зарубин.

Богданов-Березовский В. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Богданович А. В.

Александр Владимирович (22 X (3 XI) 1874, Смоленск - 6 IV 1950, Москва) - советский артист оперы (лирич. тенор). Засл. арт. Республики (1925). В 1894, занимаясь на мед. ф-те Моск. ун-та, одновременно брал уроки пения у И. И. Онноре. В 1904 учился в Италии у А. Броджи и Ф. Валеро. В 1902 дебютировал как певец в Териоках. В 1903 солист Петерб. частной оперы; в 1906-36 - Большого т-ра в Москве (дебютировал в партии Синодала). Лучшие партии: Берендей; Финн ("Руслан и Людмила"). Др. партии: Ленский, Князь, Левко; Гвидон ("Сказка о царе Салтане"), Водемон ("Иоланта"), Оле ("Оле из Нордланда" Ипполитова-Иванова), Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Фауст, Вертер, Лоэнгрин; Герцог ("Риголетто"), Альфред, Пинкертон.

Выступал как конц. певец, участвовал в исполнении произв. Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, И. С. Баха, "Реквиема" Верди, 9-й симфонии Бетховена.

Один из организаторов Оперной студии Большого т-ра. С 1930 зав. художеств. частью Оперного т-ра им. Станиславского, с 1934 зав. оперной труппой Большого т-ра.

Богданян Г. К.

Грачик Карапетович (р. 9(22) X 1913, Ростов-на-Дону) - советский скрипач, педагог. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1964). В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки А. И. Ямпольского, в 1938 - аспирантуру (рук. М. Б. Полякин). В 1932-1955 (с перерывом) возглавлял Гос. квартет им. А. А. Спендиарова. С 1940 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1957 профессор, с 1964 зав. кафедрой струн. инструментов). Среди учеников: А. Алиев, Г. Смбатян и др. Автор ряда обр.; под его ред. изданы 2 сб. пьес арм. композиторов для скрипки и фп.

Богогласник

Богогласник - сборник духовных кантов и псальм, широко распространённый на Зап. Украине в конце 18 и нач. 19 вв. Был составлен на основе более ранних рукописных сборников. Имена нек-рых лиц, участвовавших в составлении Б., зашифрованы в акростихах. Старейший Б. издан в Почаевской лаврской типографии в 1790. Лучшим Б. с нотами считается напечатанный там же в 1825.

Литература: Перетц В. Н., Историко-литературные исследования и материалы, т. 1, СПБ, 1900; Щеглова С. A., Богогласник. Историко-литературное исследование, К., 1918.

Н. Д. Успенский.

Предыдущая страница Следующая страница