Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 11, "БОГ"-"БОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 11, "БОГ"-"БОН")

Боголюбов Н. Н.

Николай Николаевич (13 (25) I 1870, близ Бугуруслана Симбирской губ. - 4 III 1951, Пермь) - сов. оперный режиссёр и педагог. Засл. арт. РСФСР (1927). В 1894 окончил Муз. уч-ще в Казани. Режиссёрскую деятельность начал в рус. провинциальных оперных труппах. С 1911 режиссёр-постановщик Мариинского т-ра (ныне Ленингр. т-р оперы и балета). После 1917 гл. режиссёр оперных т-ров Одессы, Баку, Тбилиси, Свердловска, Горького и др. Поставил св. 150 опер, среди лучших пост. - "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Нюрнбергские мейстерзингеры"; "Чио-Чио-сан"; "Тарас Бульба" Лысенко, "Тихий Дон", "Поднятая целина" Дзержинского, "Орлиный бунт" Пащенко, "Степан Разин" Касьянова. С 1923 профессор Бакинской, с 1929 - Тбилисской, с 1945 - Одесской консерваторий. С 1949 жил в Перми.

Сочинения: Полвека на оперной сцене, М., 1957; Шестьдесят лет в оперном театре..., (M.), 1967.

Богословский Е. В.

Евгений Васильевич (13(25) X 1874, Нижний Новгород, ныне Горький - 8 IX 1941, Чернигов) - сов. музыковед и пианист. Окончил Моск. консерваторию по классу фп. H. Е. Шишкина (1900); теоретич. предметы изучал под рук. С. И. Танеева. Учился также в Моск. ун-те (1900-05). Был членом Моск. об-ва распространения технич. знаний. Неоднократно подвергался арестам за участие в студенческих революционных сходках и митингах; находился под надзором департамента полиции. Принимал активное участие в организации Московской нар. консерватории (1906), об-ва "Музыкально-теоретическая библиотека", выступал в концертах "Керзинского кружка" и "Дома песни" в качестве лектора, пианиста-солиста и аккомпаниатора. Читал лекции о творчестве рус. и западноевроп. композиторов в ряде городов России, сбор от большинства к-рых передавал в фонд РСДРП(б). Преподавал историю муз. лит-ры в Моск. консерватории (1916-19), на муз.-педагогич. курсах, организованных Муз. отделом Наркомпроса (1918), в муз. школах Москвы. В нач. 20-х гг. в связи с тяжёлым нервным заболеванием прекратил активную муз.-просветительную деятельность.

Литература: Зелов Н., Музыкант-просветитель, "СМ", 1969, No 11, с. 138-39.

Н. С. Зелов.

Богословский Н. В.

Никита Владимирович (р. 9(22) V 1913, Петербург) - сов. композитор. Засл. деятель иск-в РСФСР (1968). В 1927-28 учился композиции у А. К. Глазунова. В 1930-34 вольнослушатель Ленингр. консерватории (класс композиции П. Б. Рязанова; полифонии, инструментовки, анализа муз. форм - X. С. Кушнарёва, М. О. Штейнберга, В. В. Щербачёва). С 1971 пред. комиссии композиторов Союза кинематографистов СССР. Вице-президент общества СССР - Франция (с 1965).

Богословский Н. В.

Б. - мастер песенного жанра, автор около 300 песен. Среди них - "Любимый город" и "Лизавета" (сл. Е. А. Долматовского), "Спят курганы" (сл. Б. С. Ласкина), "Тёмная ночь" (сл. В. И. Агатова), "Три года ты мне снилась" (сл. А. И. Фатьянова). Произв. Б. привлекают задушевностью мелодики, теплотой лирич. высказывания.

Сочинения: балет-сказка Королевство кривых зеркал (соч. 1953); 12 муз. комедий, в т. ч. Как её зовут (1935, Ленингр. т-р муз. комедии), Раскинулось море широко (1943, Ташкент), Когда поют соловьи (1948, Ростов, т-р муз. комедии), Я люблю, Архимед! (1961, Одесский т-р муз. комедии), Алло, Варшава (1967, Свердловский т-р муз. комедии), Весна в Москве (1972, Моск. т-р оперетты); для орк. - 3 симфонии, Эскадрон проходит мимо (1950), симф. повесть Василий Тёркин и др.; произв. для орк. нар. инструментов; музыка к драм. спектаклям и фильмам (свыше 80).

Литературные сочинения: "Божества и убожества", М., 1964; Музей муз, М., 1968.

Г. М. Цыпин.

Богуславский К. Е.

Константин Евгеньевич (21 V 1895, с. Павловка, ныне Харьковской обл. - 7 XII 1943) - советский композитор, певец (бас) и хормейстер. Получил образование в духовной семинарии в Харькове (1910-14), с 1915 брал частные уроки пения у П. В. Голубева. В нач. 20-х гг. учился в Харьковской консерватории (класс композиции С. С. Богатырёва). Был одним из инициативных деятелей укр. сов. музыки. В 1922-33 руководил хором Школы красных старшин, принимал участие в Муз. об-ве им. Леонтовича. Автор первых укр. сов. массовых песен и хоров, мн. популярных красноармейских и молодёжных песен (св. 300). Среди них: "12 косарiв", "Слава волi", "Юнацький марш", "Чапафвська пiсня" и др. Песни Б. отличаются жизнеутверждающим пафосом, чётким ритмом, по характеру мелодии близки к укр. нар. творчеству. Из сочинений Б. известны: струн. квартет на нар. тему "Комарик", детские оперы-игры "Андрiйко-козак" и "Часы", театр. музыка, обр. укр. нар. песен.

Л. Б. Архимович.

Боданцки А.

Боданцки А. (Bodanzky) Артур (16 XII 1877, Вена - 23 XI 1939, Нью-Йорк) - австр. дирижёр. Учился в Венской консерватории у К. Греденера (дирижирование) и И. Н. Фукса (теория), позже - у А. Цемлинского (дирижирование). С 1896 скрипач оркестра Придв. оперы в Вене. Творческую деятельность начал как дирижёр оперетты в Ческе-Будеёвице(1900), затем в Вене ("Карлс-театр" и "Театр ан дер Вин", 1904), с 1903 ассистент Г. Малера в Придв. опере в Вене (позже гл. дирижёр). Как оперный и симф. дирижёр работал также в Берлине (1906), Праге (1907), Мангейме (1909). В 1913 гастролировал в Риме, дирижировал первым представлением "Парсифаля" в Лондоне ("Ковент-Гарден", 1914), выступал также в России. С 1915 дирижёр (в репертуаре произв. нем. композиторов) в т-ре "Метрополитен-опера", в Нью-Йорке. В 1918-31 дирижёр амер. "Об-ва друзей музыки" ("Society of Friends of Music"), в 1919 руководил Новым симф. оркестром в Нью-Йорке (вскоре распался). Под ред. Б. опубликованы мн. классич. оперы в т. ч. "Дон Жуан" Моцарта, "Оберон" и "Вольный стрелок" Вебера, "Дидона и Эней" Пёрселла, "Фиделио" Бетховена.

О. М. Белунцов.

Бодо С.

Бодо С. (Baudo) Серж (р. 16 VII 1927, Марсель) - франц. дирижёр. Муз. образование получил в Парижской консерватории. Дирижёрскую деятельность начал в 1951. Был пианистом "Концертов Ламурё" (с 1952), муз. рук. Радио в Ницце, дирижировал оперными пост. и концертами муз. фестивалей в г. Экс-ан-Прованс, выступал с Нац. оркестром Об-ва концертов Парижской консерватории. С 1967 муз. директор и дирижёр оркестра "De Paris". Гастролировал в Англии, Бельгии, Чехословакии, СССР (в 1968 с руководимым им оркестром).

Бодри Ж.

Бодри Ж. (Beaudry) Жак (р. 10 X 1924, Сорель, Квебек) - канад. дирижёр. В 1946-52 учился в классе фп. Корол. муз. консерватории в Брюсселе, там же изучал дирижирование под рук. Р. Дефоссе. С 1954 работает в Канаде, выступает с крупнейшими канад. оркестрами в Торонто, Квебеке, Монреале и др. городах страны. Организатор (1956) и рук. первого в Канаде проф. камерного оркестра при "Радио-Канада". С 1956 гастролирует, выступал в СССР (1957, 1958). В репертуаре Б. центр. место занимают произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Шуберта, П. И. Чайковского, а также старинных мастеров и канад. композиторов 20 в.

Бозио А.

Бозио А. (Bosio) Анджолина (22 VIII 1830, Турин - 31 III (12 IV) 1859, Петербург) - итал. певица (сопрано). Ученица В. Каттанео (Милан). В 1846 дебютировала в Милане на сцене корол. оперного т-ра. Гастролировала в оперных т-рах Италии и др. зап.-европ. стран, а также в США. С 1852 регулярно пела в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон). С 1853 выступала в Петербурге и Москве; с 1856 в течение 4 сезонов пела на сцене Итал. оперы в Петербурге. Голос её не отличался особой силой, но привлекал красотой тембра, чистотой интонаций, изяществом фразировки. Наиболее ярко вок. мастерство и актёрский темперамент Б. проявились в исполнении партий в операх итал. композиторов - Виолетты, Джильды; Леоноры ("Трубадур" Верди), Розины. Выступала также в концертах.

Др. партии: Эльвира ("Пуритане" Беллини), Адина ("Любовный напиток" Доницетти), Иессонда ("Иессонда" Шпора), Церлина ("Фра-Дьяволо" Обера), Луиза, Эльвира ("Луиза Миллер", "Эрнани" Верди) и др.

Литература: Модзалевский В., Анджолина Бозио (К 60-летию со дня смерти), "Бирюч", 1918, No 5; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, 1929; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века (1857-1872), Л., 1971, с. 154-160.

Бойкиня Н. М.

Никифор Михайлович (р. 2(15) VI 1901, с. Толмач, ныне Шполянского р-на Черкасской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1941. В 1935 окончил Днепропетровский муз.-театр. техникум. Сценич. деятельность начал в 1930 в Днепропетровском муз.-драм. т-ре им. Шевченко. С 1935 солист Днепропетровского т-ра оперы и балета, с 1944 - Харьковского т-ра оперы и балета им. Лысенко, в 1947-63 - Пермского т-ра оперы и балета. Партии: Князь Игорь, Борис Годунов, Демон, Руслан; Карась ("Запорожец за Дунаем"), Князь ("Чародейка"), Иван Болотников (одноим. опера Л. Б. Степанова, Гос. пр. СССР, 1951), Ткаченко ("Семён Котко" Прокофьева), Риголетто; Скарпиа ("Тоска"), Яго ("Отелло" Верди), Марбуэль ("Чёрт и Кача" Дворжака) и др.

В. И. Зарубин.

Бойко А. И.

Бойко А. И. (наст. фам. - Могильниченко) Андрей Иванович (р. 10 (23) IX 1905, с. Воронцовка, ныне Воронежской обл.) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1932 окончил Муз. уч-ще им. Хамзы в Ташкенте, с того же года солист Ансамбля песни и пляски Среднеазиатского воен. округа, в 1935-69 Узб. т-ра оперы и балета. Среди партий - Ленский, Левко, Владимир Дубровский, Князь, Фауст, Хозе, Фра-Дьяволо, Радамес, Манрико, Канио; Лёнька ("В бурю"); Алексей ("Арсенал" Г. И. Майбороды), Шафкат-бек ("Буран" Ашрафи). Исполнитель ряда партий в опереттах, в их числе - Пикильо ("Перикола" Оффенбаха), Баринкай ("Цыганский барон" Штрауса). С 1966 преподаватель Ташкентского муз. уч-ща им. Хамзы.

Бойко Р. Г.

Ростислав Григорьевич (р. 1 VIII 1931, Ленинград) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1960. В 1957 окончил Моск. консерваторию у А. И. Хачатуряна. Среди соч. - 3 симфонии (1976, 1978, 1981), 4 рапсодии ("Волжская" и "Гуцульская" для оркестра, "Цыганская" для фп. с оркестром, "Карпатская" для скрипки с оркестром; все - 1977), симф. сюита "Петровские звоны", "Торжественная увертюра" для оркестра (обе 1980), хор. симфония "1917 год" (1957), оратория "Василий Тёркин" (1962), вок.-хореографич. сюита "От Волги до Карпат" (1965), поэма-кантата "Вятские песни" (1972), а также 4 оперы для детей - "Песенка в лесу" (1961), "Станция Заваляйка" (1969), "Сказка о смеянцах" (1967), "Квартет" (1977); произв. для оркестра нар. инструментов, для эстр. оркестра, камерно-инстр. ансамбли, песни и хоры, музыка к кинофильмам, радио- и телепостановкам.

Бойто А.

Боито (Boito) Арриго (24 II 1842, Падуя - 10 VI 1918, Милан) - итал. композитор, поэт (псевд. Тобиа Горрио, Gorrio), либреттист. В 1853-61 учился в Миланской консерватории у А. Маццукато. В 60-е гг. жил в Германии, Польше, Франции. Сблизился с Дж. Верди, написал для него сл. кантаты "Гимн наций" ("Inno delle nazioni", 1862), позже стал ближайшим его сотрудником. Б. стремился перенести в оперу нек-рые принципы муз. драмы Р. Вагнера (единство музыки и поэтич. слова, усиление симф. начала). Это проявилось в опере Б. "Мефистофель" (по 1-й и 2-й чч. "Фауста" Гёте). При первой пост. (1868, т-р "Ла Скала", Милан; под упр. Б.) опера не имела успеха, но постепенно завоевала симпатии слушателей (2-я ред. 1875, Болонья; окончат. ред. 1886, т-р "Ла Скала", Милан). Популярности её в значит. степени способствовал исполнитель заглавной роли Ф. И. Шаляпин (1901, Милан, затем - в России). Вторая опера Б. - "Нерон" (завершена А. Змарельей и Ф. Томмазини; в ред. А. Тосканини пост. в 1924, т-р "Ла Скала", Милан).

Бойто А.

Б. принадлежат либр. опер: "Симон Бокканегра", "Отелло", "Фальстаф" Верди; "Джоконда" Понкьелли, "Гамлет" Фаччо. Перевёл на итал. яз. либр. опер: "Тристан и Изольда" и "Риенци" Вагнера, "Армида" Глюка, "Вольный стрелок", "Руслан и Людмила"; романсы А. Г. Рубинштейна и др.

Литература: Энгель Ю., В опере. Сб. статей об операх и балетах, М., 1911; Pampeati A., Arrigo Boito, Firenze, (1919); Nardini P., Vita di Arrigo Boito, Mil., 1941; Vajro М., A. Boito, Brescia, 1955.

Е. P. Бронфин.

Боккерини Л.

Боккерини Л. (Boccherini) Луиджи (19 II 1743, Лукка - 28 V 1805, Мадрид) - итал. композитор и виолончелист. Музыкой начал заниматься под руководством отца - Леопольда Б. (контрабасиста) и Д. Ваннуччи. С 12 лет играл в капеллах. С 1757 жил в Риме, где вскоре выдвинулся как исполнитель и автор смычковых трио и квартетов. Посетил Вену и др. города Центр. Европы. С 1761 первый виолончелист респ. капеллы в Лукке, организовал квартет (П. Нардини, Ф. Манфреди, Дж. Камбини и Б.). В 1767 вместе с Манфреди совершил конц. турне по Италии и Франции. С успехом выступал в Париже (1768); его музыку и исполнение высоко оценили К. В. Глюк и др. музыканты. В кон. 1768 (или нач. 1769) поселился в Мадриде, где провёл бульшую часть жизни, находясь на службе в капелле инфанта. Вынужденный из-за болезни и тяжёлых условий придв. службы рано прекратить исполнительскую деятельность, Б. продолжал сочинять (отсылал свои произв. во Францию и Германию).

Творчество Б. отражает процесс формирования классич. муз. стиля 18 в. Композитор способствовал развитию симфонии и особенно камерных инстр. жанров (впервые создал квинтеты с 2 виолончелями), становлению сонатной формы. Музыка его сочетает глубину и эмоциональность с грацией и изяществом, яркость и жизнерадостность с проникновенностью и лиризмом, мелодич. богатство с ритмич. разнообразием; в ней проявились народные, гл. обр. итал. и испан., влияния. Композиторский и исполнительский стиль Б. характеризуется стремлением к выразительности. Особую ценность представляют камерно-инстр. и виолончельные сочинения Б. (сонаты и концерты до сих пор сохраняются в репертуаре виолончелистов). Их технич. трудности свидетельствуют о высоком уровне исполнительского мастерства Б.

Сочинения: оратория, кантаты, месса (ор. 59, 1800), Stabat Mater (op. 61, 1801); симфонии (ок. 30); орк. пьесы, в т. ч. 6 менуэтов (ор. 41, 1778), увертюра D-dur (op. 43, 1790); концерты - для влч. с орк., для скр., для флейты; сонаты - для скр., для влч.; инстр. ансамбли (ок. 400) - более 90 струн. квартетов, 125 струн. квинтетов, 16 секстетов, 2 октета; муз.-сценич. произв., в т. ч. музыка к драме "Клементина" Р. де ла Круса (1786, Мадрид) и др.

Литература: Гинзбург Л., Луиджи Боккерини и роль его в развитии виолончельного иск-ва, М. - Л., 1938; его же, История виолончельного иск-ва. Книга первая, Виолончельная классика, М. - Л., 1950, с. 362-414; Picquot L., Notice sur la vie et les oeuvres de Luigi Boccherini..., 1851; Rotsсhild G. de, Luigi Boccherini. Sa vie, son oeuvre, P., 1962; Gerard J., A catalogue of the works of Luigi Boccherini, L., 1969.

Л. С. Гинзбург.

Бокса Р. Н. Ш.

Бокса Р. Н. Ш. (Bochsa) Робер Никола Шарль (9 VIII 1789, Монмеди, деп. Мёз - 6 I 1856, Сидней) - французский арфист, композитор. Род. в семье гобоиста и композитора Карела Б., чеха по национальности (впоследствии Б. подписывал свои сочинения - "Бокса-сын"). Учился музыке у отца, затем изучал композицию у Ф. Бека в Бордо. В 15-летнем возрасте написал оперу "Траян". С 1806 учился в Парижской консерватории композиции у Ш. С. Кателя и Э. Мегюля, игре на арфе у Ф. Ж. Надермана и М. де Марена. По окончании консерватории получил большую известность как арфист-солист, в 1813-17 придв. арфист в Париже.

В 1817 переехал в Лондон, в 1822-27 профессор класса арфы Корол. академии музыки. Педагогич. деятельность Б. имела большое значение для развития англ. школы игры на арфе.

Написал для арфы св. 350 произв., в т. ч. 2 концерта, многочисл. сонаты, фантазии, прелюды, программные сочинения (фантазия "Охота на лисицу"). Большим вкладом в педагогику явились его 100 этюдов и 24 прелюдии, а также "Школа игры на арфе" (1817). Среди транскрипций Б. - фуги И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, сонаты Л. Бетховена. Автор 8 опер, ставившихся в Париже и в Лондоне, а также 4 балетов, оратории. В 1826-32 дирижёр Итал. оперы (Лондон).

Б. первый из зап.-европ. арфистов широко занимался конц. деятельностью. С 1839 вместе с английской певицей А. Бишоп в течение 17 лет выступал во многих странах Европы (в т. ч. в России, 1840), в Америке и в Австралии.

В числе учеников Б. - Э. Пэриш-Алварс, Дж. Б.Чаттертон, Т. Лабарр.

Литература: Поломаренко И. A., Арфа в прошлом и настоящем, М. - Л., 1939; Доброхотова В. Б. и Доброхотов Б. В., Вступит. статья к нотному изд. "Сонаты, вариации и фантазии для арфы", вып. 1, М., 1964, с. 5.

В. В. Доброхотов.

"Болгария"

"Болгария" - крупнейший концертно-театр. зал Софии (НРБ). Построен страховым об-вом "Болгария" по проекту арх. С. Белковского; открыт в 1937. Зал "Б." рассчитан на 1200 мест, отличается хорошей акустикой, на эстраде установлен большой конц. орган. В 1944 во время воздушного налёта была разрушена значительная часть зрительного зала и эстрада с органом. Впоследствии зал был восстановлен (реконструирован по проекту Белковского) и вновь открыт в 1949. "Б." является важнейшим центром музыкальной жизни Софии; в нём постоянно выступают симфонический оркестр и др. коллективы Софийской филармонии, проходят концерты ведущих оркестров, хоров и солистов Болгарии, а также иностр. гастролёров; ставятся спектакли с участием лучших болг. и зарубежных артистов.

M. М. Яковлев.

Болгарская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Болгарский распев

Болгарский распев - один из распевов рус. православной церкви. Стал известен в Москве в сер. 17 в. Болгарское происхождение распева не установлено, т. к. за многовековой период турецкого ига и гегемонии в церк. жизни Болгарии греков нац. церк. пение было вытеснено греческим, а певч. книги уничтожены. Среди болг. музыковедов нет единства во взгляде на Б. р. Одни рассматривают его как самобытный болгарский (напр., Д. Христов, П. Динев), другие считают неболгарским по происхождению и отрицают применение его болг. церковью (напр., П. Сардаров). Песнопения с назв. "болгарский распев" встречаются в зап.-укр. певч. книгах; это дало основание рус. исследователям утверждать, что он заимствован от придунайских славян.

По типу мелодики Б. р. заметно отличается от знаменного. Как и для киевского распева, для него характерны симметричность движения, легко укладывающегося в 4-дольный размер, тональная устойчивость напевов, точное повторение мелодии в неск. строках произв., отсутствие вариац. развития мотивов. Б. р. подчинён системе осмогласия, но по количеству попевок значительно уступает знаменному распеву. Мелодика большинства произв. Б. р. напевна, выразительна, легко усваивается певцами.

Болгарский распев

Болгарский распев. Из рукописи конца 17 в. Государственный исторический музей. Певческое собрание, No 122, лист 155 и оборот.

Песнопения литургии и вечерни Б. р. были опубликованы А. Николовым - "Древнеболгарское церковное пение (по старым нотным рукописям, относящимся к XVII и XVIII вв.)", т. I, Литургия, СПБ, 1905; т. II, Вечерня, СПБ, 1906.

Литература: Вознесенский И., Церковное пение православной Юго-Западной Руси по нотно-линейным ирмологам XVII и XVIII веков, К., 1890, М., 1898; его же, Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви, (вып.) II. Болгарский роспев в России, К., 1891; Динев П., О самобытности болгарского распева, "Болгарская музыка", С., 1963, т. III; Кръстев В., Пути развития болгарской музыкальной культуры в период XII-XVIII столетий, в сб.: Musica antiqua Europae orientalis. Acta scientifica congressus I. Bydgoszez, 1966. Ed. Sofia Lissa, Warsz., 1966; Скребков С., Русская хоровая музыка XVII - нач. XVIII веков, М., 1969.

Н. Д. Успенский.

Болдин Л. И.

Леонид Иванович (р. 12 II 1931, г. Балашов Саратовской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1960. В 1953 окончил Саратовский юридический ин-т, в 1963 - Моск. консерваторию у А. И. Батурина. С 1958 солист Моск. муз. т-ра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Партии: Гремин; Томский ("Пиковая дама"), Эбн-Хакиа и Король Рене ("Иоланта"), Старый цыган ("Алеко"), Дулькамара ("Любовный напиток" Доницетти), Дон Бартоло ("Севильский цирюльник"), Порги ("Порги и Бесс" Гершвина), Штелина ("Водоворот" Сухоня), Маг Челий ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева), Тугай-Редедин, Фрол Баев ("Безродный зять", "В бурю" Хренникова), Магара ("Виринея" Слонимского), Кола Брюньон ("Кола Брюньон" Кабалевского) и др. Выступает как конц. певец.

Болдырев И. Г.

Игорь Георгиевич (19 V (1 VI) 1912, Вятка, ныне Киров - 9 VIII 1980, Москва) - сов. композитор. Занимался в Ленинграде на геологоразведочном ф-те Горного ин-та, на физич. ф-те ЛГУ, в 1937-38 - в консерватории. В 1945 окончил Моск. консерваторию у Д. Д. Шостаковича. В 1939-42 сотрудник Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кинематографии (лаборатория рисованного звука). С 1958 зав. педагогич. редакцией изд-ва "Сов. композитор", в 1964-73 гл. муз. редактор репертуарно-ред. коллегии Управления муз. учреждений Мин-ва культуры РСФСР. В 1944 преподавал муз. теоретич. предметы в Моск. консерватории, с 1950 - в Ин-те воен. дирижёров, в 1952-54 - Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных, в 1976-80 - в Моск. ин-те культуры.

Сочинения: опера Альфа и Омега (1968); оратории, в т. ч. К звёздам! (1960), Москва - наш дом (1971), Песнь победы (1974); кантата Самый человечный человек (1967); для орк. - 4 симфонии (1939-75, последняя - памяти Шостаковича), симф. поэмы Урал (1973) и Красив наш край (1975) и др.; камерно-инстр. ансамбли, пьесы для фп., для нар. инструментов: с фп.; хоры a cappella, вок. циклы, романсы; музыка для драм. т-ра и кино; обр. нар. песен.

Болеро

Статья большая, находится на отдельной странице.

Боливийская музыка

Муз. иск-во Боливии представлено музыкой коренных жителей страны - индейцев, а также музыкой креолов. Индейский муз. фольклор самобытен и разнообразен. Распространены лирич. песенные жанры: багуала, ярави, видала, уанка. Популярны также сопровождающие танцы инструментальные наигрыши - уайно, уайнито.

Индейская музыка осн. на пентатонике, причём используются все 5 её видов. Для песен, танцев типична двудольность. Индейской музыке свойственна ритмич. определённость (существуют свои ритмич. формулы), чёткая структура формообразования. В индейском муз. фольклоре различаются два своеобразных пласта: музыка жителей горных районов, по характеру сдержанная, неск. суровая, и музыка обитателей равнинной части страны - более жизнерадостная. Богат инструментарий индейцев. Насчитывается св. 20 типов дух. инструментов, среди них - кена (продольная флейта, имеющая от 2 до 6 отверстий, изготовляется чаще из тростника и костей животных), тарка (продольная флейта, отличается от кена размером, тембром), эрке (большая труба, длина её достигает 3 м), сикус (на яз. аймара; антара на яз. кечуа; разновидность флейты Пана, обычно двухрядная, число трубочек колеблется от 6 до 20, размер - от миниатюрной до 1,5 м). Из ударных бытуют всевозможные барабаны - путука, уанара, тинтайа и др. Проникновению в индейскую музыку струн. инструментов способствовали испанцы.

Музыка болив. креолов (общая для всех креолов Юж. Америки) сложилась под влиянием испан. музыки. В Боливии популярны креольские танцы - самакуэка (куэка), гато, маринера. Из песенных жанров широко известны лирич. песни: ярави (самобытная, отличающаяся от индейской того же названия), тристе и др. Любимый музыкальный инструмент креолов - гитара (6-струнная, испанская). Встречаются также диатоническая арфа и чаранго (сельская гитара, имеющая 5 двойных струн и иную, чем обычная гитара, настройку). В ансамблевой игре чаранго зачастую поручается наряду с аккомпанементом мелодическая линия (гитара используется только как аккомпанирующий инструмент).

В Ла-Пасе работают Нац. консерватория (осн. 1908), Нац. симф. оркестр (осн. 1940).

Среди проф. композиторов Боливии - Э. Каба, автор многочисл. вок., хор., инстр. произв., в т. ч. балета "Кольяна", симф. поэм "Потоси", "Ильимани"; Т. Варгас - композитор, фольклорист; X. М. В. Майдана - композитор и дирижёр, автор 4 балетов, симф. произв., театр. музыки; А. Г. Браво - композитор и музыковед и др.

Литература: Bйclard-d'Harcourt M., La musique indienne chez les anciens civilisйs d'Amйrique, pt. II - Le folklore musical de la rйgion andine. Equator, Pйrou, Bolivie (1920), в кн.: L avignac A., Histoire de la musique, P., 1922, p. 3353-71; Vargas T., Aires Nacionales de Bolivia, v. 1-3, La Paz, 1940; Slonimsky N., Bolivia, в его кн.: Music of Latin America, N. Y., 1945.

Болонская филармоническая академия

Болонская филармоническая академия (Accademia Filarmonica). Осн. в 1666 в Болонье В. M. Каррати с целью содействовать изучению и распространению музыки. Б. ф. а. объединила все функционировавшие до неё в Болонье муз. академии; среди её членов были виднейшие музыканты Болоньи, а впоследствии и Европы. К нач. 18 в. Б. ф. а. возглавляла муз. жизнь города, являясь одним из крупнейших европ. центров муз. образования и музыковедения. Согласно папской булле 1749, на Б. ф. а. было возложено наблюдение за состоянием церковного пения во всей Италии.

Существовали три градации членов академии: ассаdemico cantore (академик певец), accademico suonatore (академик исполнитель на инструменте) и accademico compositore (академик композитор). Для получения последней, высшей степени, необходимо было пройти сложный экзамен по теории музыки и композиции. Звание "академик композитор" давало право на должность руководителя капеллы в любой католич. церкви без дополнит. испытания, открывало путь к широкому признанию в Европе. Среди членов Б. ф. а. были В. А. Моцарт (1770), чешский комп. Й. Мысливечек (1771), русские музыканты М. С. Березовский (1771) и Е. И. Фомин (1785).

Важная роль в истории Б. ф. а., в укреплении её авторитета в Европе принадлежит видному теоретику и историку музыки Дж. Б. Мартини, фактически возглавлявшему академию в течение неск. десятилетий. Среди воспитанников и учеников Мартини мн. крупнейшие композиторы 2-й пол. 18 в., в т. ч. Н. Йоммелли, К. В. Глюк, В. А. Моцарт, А. Гретри, С. Маттеи и др. Мартини основал фундаментальную музыкальную библиотеку Б. ф. а., к-рая положила начало библиотеке консерватории.

Не ограничиваясь науч. и педагогич. функциями, Б. ф. а. на протяжении 18 и 1-й пол. 19 вв. регулярно организовывала исполнение сочинений членов академии (преимущественно духовной музыки) в церкви Сан-Джованни ин Монте. В 19 в. влияние Б. ф. а. постепенно начинает ослабевать; её функции как муз.-образоват. центра переходят к Музыкальному лицею (осн. в 1804, ныне консерватория им. Дж. Б. Мартини). Во 2-й пол. 19 в. Б. ф. а. фактически прекратила свою деятельность. В настоящее время существует как мемориальный центр.

Литература: Morini N., La R. Acoademia Filarmonica di Bologna, Bologna, 1930; Sesini U., Lo studio bolognese nella storia musicale, "Il Comune di Bologna", 1934, 8. VIII.

Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек.

Болонская школа

Болонская школа - направление в итал. музыке, сложившееся в Болонье во 2-й пол. 17 в. Сыграло важную роль в формировании и развитии жанров инстр. музыки: трио-сонаты, сольной сонаты и концерта. Основоположник Б. ш. Дж. Б. Витали возвысил значение инстр. музыки, на нац. итал. основе обогатил её мелодику и формы, внёс вклад в развитие жанра сонаты. Виднейшие представители Б. ш. - М. Каццати (учитель Дж. Б. Витали), Дж. Б. Бассани, П. Дельи Антонии, Б. Лауренти, Дж. Альдровандини, Т. А. Витали и Дж. Торелли, авторы трио-сонат и сольных скрипичных сонат. Торелли был в числе создателей концерта для скрипки с оркестром и особой формы орк. сонаты или симфонии для 4 и более голосов. В его сольных концертах и concerti grossi утверждается цикличность, осн. на чередовании контрастирующих темпов (быстро - медленно - быстро). Расцвет Б. ш. связан с творчеством А. Корелли, одного из создателей классич. типа concerto grosso (в 70-х гг. 17 в. Корелли переселился в Рим). Развитие инструментальной музыки в Болонье проходило во взаимодействии с эволюцией других жанров; определённое влияние на становление концертного стиля в инструментальной музыке оказали характерные для Б. ш. оратория с текстом на простонародном языке и короткая "концертная месса" без саntus firmus для 3 голосов (без тенора) и струнных инструментов (М. Каццати, Дж. П. Колонна, Дж. А. Перти и др.).

Литература: Gaspаri G., La musica in San Petronio, Bologna, 1868-70; Wagner P., Die konzertierende Messe in Bologna, в кн.: Festschrift fьr H. Kretschmar, Lpz., 1918; Frati L., Per la storia della musica in Bologna nel secolo XVII, "RMI", XXXII, 1925; Vatielli Fr., La scuola musicale bolognese, в кн.: Strenna storica bolognese, Bologna, 1928; Morini N., La R. Accademia filarmonica di Bologna, Bologna, 1930; Mishkin H. G., The solo violin sonata of the Bologna school, "MQ", XXIX, 1943.

Болонья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Болотин И. М.

Болотин И. М. (наст. фам. - Болотный) Исидор Михайлович (26 VIII (8 IX) 1907, Бобруйск - 8 XII 1961, Минск) - сов. певец (лирико-драматич. тенор) и общественный деятель. Нар. арт. БССР (1944). Чл. КПСС с 1943. Деп. Верх. Совета БССР 2-4-го созывов. В 1927-33 учился в Белорус. муз. техникуме и Гос. студии оперы и балета (Минск.) Ученик В. А. Цветкова и А. П. Боначича. С 1933 солист Белорус. т-ра оперы и балета. Пел на сцене Большого т-ра (Москва), Ленинградского т-ра оперы и балета и др. Б. - один из первых проф. белорус. оперных певцов, артист яркого сценич. дарования, создатель ряда образов в нац. и классич. оперном репертуаре.

Партии: Михась и Сёмка ("Михась Подгорный" и "Алеся" Тикоцкого), Савка ("В пущах Полесья" Богатырёва), Конрад ("Цветок счастья" Туренкова), Ленский, Дубровский; Водемон ("Иоланта"), Владимир Игоревич, Юродивый; Звездочёт ("Золотой петушок"), Эрих ("Мадемуазель Фифи" Кюи), Вашек ("Проданная невеста"), Вертер, Каварадосси, Фауст; Дамазы ("Страшный двор" Монюшко).

Б. вёл большую конц. деятельность, был исполнителем камерных произв.

Литература: Смольскi Б., Таленавiты спявак, в сб.: Майстры беларускай сцэны, Мiнск, 1960, с. 27-31 (I. М. Балоцiн).

И. Г. Нисневич.

Болховитинов Е.

Евгений, митрополит киевский (в миру - Евфимий Алексеевич) (18(29) XII 1767, Воронеж - 23 II(7 III) 1837, Киев) - рус. историк церк. музыки, библиограф. Чл. Российской академии наук. В 1789 окончил Моск. духовную академию и Моск. ун-т. Был учителем духовной семинарии в Воронеже. В 1799 постригся в монахи. С 1822 митрополит в Киеве. Широко образованный учёный (историк, археолог, лексикограф и литератор), Б. был близок к Г. Р. Державину, связан с кружком Н. А. Львова. Написал ряд очерков о рус. музыкантах (М. С. Березовском, Д. С. Бортнянском, Д. Н. Кашине, Н. А. Львове, И. Е. Хандошкине и др.), помещённых в составленном им "Словаре русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России" (т. 1-2, М., 1845; 1 т. - СПБ, 1838; первонач. - "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви", СПБ, 1818, с исправл. и доп. 1827). В письмах Б. к Державину содержатся интересные суждения о музыке и рус. нар. песне.

Сочинения: Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении, и особенно о пении Российския церкви..., Воронеж, 1799, СПБ, 1804 (перепечатано в "РМГ", 1897, No 7-8, июль - август, стлб. 1019-1036); О русской церковной музыке, "Отечественные записки", 1821, ноябрь, ч. 8, No l9 (на нем. яз. - "Cдcilia", Mainz,1826, Bd XI); Замечания Евгения Болховитинова на рассуждение о лирической поэзии (Державина), в кн.: Державин Г. Р., Сочинения, т. VII, акад. изд., СПБ, 1878; (Письма) В. к Державину, там же, т. VI, СПБ, 1876.

Литература: Шмурло Е., Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767-1804, СПБ, 1888; Полетаев П., Труды Митрополита Киевского Е. Болховитинова по истории русской церкви, Казань, 1889; Кожемякин А. В., Е. А. Болховитинов, в сб.: Очерки литературной жизни Воронежского края, Воронеж, 1970.

И. М. Ямпольский.

Больска А. Ю.

Больска А. Ю. (урожд. Скомпска) Аделаида Юлиановна (наст. имя - Аделя Юлианна) (4(16) II 1863 (по уточнённым данным), с. Кессемоуки Бессарабской губ. - 29 IX 1930, Таллин) - рус. певица (лирико-колоратурное сопрано). По национальности полька. В 1888 окончила Моск. консерваторию (занималась у Дж. Гальвани и Ф. П. Комиссаржевского). Совершенствовалась в Италии. В 1889 дебютировала в Большом т-ре (опера "Волшебная флейта"), где пела ведущие партии до 1893 (под фам. Скомпская). В 1897-1918 солистка Мариинского т-ра. Много гастролировала в городах России. В 1920-22 профессор (класс сольного пения) Петрогр. консерватории.

Партии: Горислава ("Руслан и Людмила"), Волхова, Галька, Маргарита, Мими, Виолетта; Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"), Зиглинда ("Валькирия"), Ева ("Нюрнбергские мейстерзингеры") и др. Одна из выдающихся работ артистки - партия Татьяны. Дарование Б. высоко ценили П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. К. Глазунов. Выступала как камерная певица, особенно славилась исполнением романсов Чайковского.

Литература: Чайковский на московской сцене, М. - Л., 1940, с. 177-79; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, Л. - М., 1940, с. 35-41; Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962, с. 125, 168, 291; Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966, с. 152, 167.

Л. З. Корабельникова.

Большаков А. А.

Алексей Алексеевич (р. 2(15) IX 1914, с. Обшаровка Безенчукского р-на, ныне Куйбышевской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1971). Чл. КПСС с 1958. В 1951-53 занимался в Свердловской консерватории. Сценическую деятельность начал в 1940 в Ансамбле песни и пляски Приволжского военного округа. Солист оперных театров Куйбышева (1946), Свердловска (1947-53), Большого театра (с 1953).

Партии: Елецкий ("Пиковая дама"), Мазепа, Демон; Наполеон ("Война и мир"), Риголетто, Жермон, Тонио; Марсель ("Богема"), Фауст; Амонасро ("Аида") и др. Гастролировал за рубежом (Австрия, ГДР, Норвегия, Швеция, Венгрия, Канада, Франция).

В. И. Зарубин.

Большаков Г. Ф.

Григорий Филиппович (р. 23 I (5 II) 1904, Петербург) - сов. певец (тенор). Нар. арт. РСФСР (1951). Брал уроки пения у В. П. Грохольского и Р. Ф. Нувельнорди. В 1928 солист т-ра Комич. оперы (Ленинград), в 1930-36 - Ленинградского т-ра оперы и балета, затем Саратовского т-ра оперы и балета; в 1938-58 - Большого т-ра (Москва), где дебютировал в партии Давыдова ("Поднятая целина" Дзержинского). Партии: Вакула ("Черевички" Чайковского, Гос. пр. СССР, 1942), Собинин; Водемон ("Иоланта"), Герман, Князь, Левко, Самозванец; Андрей ("Мазепа", Гос. пр. СССР, 1950), Печорин ("Бэла" Александрова, первый исполнитель на сцене Большого т-ра, 1946), Принц ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева), Щепин-Ростовский ("Декабристы" Шапорина), Герцог, Радамес, Хозе; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Пинкертон и др. В 1944 снимался в фильме "Черевички" (Вакула). Гастролировал за рубежом.

Литература: Григорий Филиппович Большаков, М., "Искусство", 1953 (буклет).

В. И. Зарубин.

Большаков Н. А.

Николай Аркадьевич (11(23) XI 1874, Харьков - 20 I 1958, Ленинград) - сов. певец (тенор) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). Учился в Петерб. ун-те, одновременно брал уроки пения у И. П. Прянишникова. В 1902-03 занимался пением в Париже и Милане у А. Броджи. Дебютировал в 1899 в спектакле Харьковской оперной труппы, гастролировавшей в Петербурге. В 1901-05 пел в опере Народного дома (Петербург), в 1906-29 солист Мариинского т-ра (ныне Ленингр. т-р оперы и балета). Участвовал в спектаклях "Русских сезонов" (Париж, Лондон, 1911-13). Гастролировал за рубежом.

Точность исполнения, музыкальность, чёткий сценич. рисунок - отличительные черты Б. - певца и артиста. Партии: Левко, Гришка Кутерьма; Водемон ("Иоланта"), Ленский, Герман, Юродивый, Хозе, Фауст, Пинкертон. Вёл большую конц. деятельность (до 1944). В 1923-53 преподавал в Ленингр. консерватории, с 1935 профессор. Среди его учеников И. X. Вутирас.

В. И. Зарубин.

Большая опера

1) Обозначение любой многоактной оперы, как правило, серьёзного (некомедийного) характера. 2) Оперный жанр, сложившийся во Франции в кон. 20-х гг.19 в. Для Б. о. типичны монументальность, героико-романтич. приподнятость, драматизм, красочность и декоративность, изобилие сценич. эффектов. Б. о. создавались гл. обр. на историч. сюжеты, включали развитые массовые сцены. В них использовались большие исполнительские составы - оркестр, хор, балет. На формирование жанра Б. о. оказало влияние оперное творчество Л. Спонтини; основоположником Б. о. считается Л. Обер ("Немая из Портичи", 1828). В числе авторов сочинений в жанре Б. о. - Дж. Россини ("Вильгельм Телль", 1829), Ф. Галеви и в особенности Дж. Мейербер, являющийся виднейшим представителем этого оперного направления. 3) Название муз. т-ра в Париже (см. "Гранд-Опера").

Большой зал консерватории

Большой зал консерватории - один из лучших конц. залов Москвы. Находится в новом здании консерватории, построенном в 1895-1901 по проекту арх. В. П. Загорского. Вместимость Б. з. к. - 1787 мест. На эстраде, где установлен орган (один из крупнейших в мире, парижской фирмы "Кавайе-Коль"), размещаются оркестр в 130 чел. и хор в 200-250 чел. Зал имеет отличную акустику.

Б. з. к. был открыт 7(20) апр. 1901; на концерте оркестр под упр. В. И. Сафонова исполнил произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. П. Бородина, А. Г. Рубинштейна и Девятую симфонию Л. Бетховена. В первые годы после Великой Окт. социалистич. революции в Б. з. к. проводились симфонические концерты с участием оркестра Большого т-ра (в его выходные дни) и первого симфонического ансамбля без дирижёра (Персимфанс, 1922-32); позднее - оркестра Московской филармонии (первый руководитель - Н. С. Голованов).

Б. з. к. предназначен в основном для проведения симф. концертов; здесь проходят также выступления известных сов. и зарубежных музыкантов и муз. коллективов. В Б. з. к. впервые были исполнены мн. произв. крупнейших сов. композиторов; в 1935 дал свой первый концерт Гос. симф. оркестр Союза ССР. Здесь же был проведён первый сов. конкурс музыкантов-исполнителей (1933) и все последующие многочисл. муз. конкурсы. В 1958, 1962, 1966 и 1970 в Б. з. к. проходили Международные конкурсы им. П. И. Чайковского, ставшие выдающимся музыкальным событием. Ежегодно в Б. з. к. организуются циклы абонементных концертов, привлекающие массовую аудиторию любителей музыки (в течение года проводится более 300 симфонических, инструментальных и камерных концертов).

Илл. см. к ст. Москва.

Литература: Отчёт по постройке и торжественному открытию здания Моск. консерватории, М., 1905, с. 15-16.

Е. Б. Галантер.

Большой зал ленинградской филармонии

Большой зал ленинградской филармонии - один из старейших концертных залов. Расположен в здании Ленингр. филармонии (быв. Дворянского собрания; построено в 1834-39, арх. П. Жако). Белоколонный зал с совершенной акустикой вмещает до 2500 чел. (нумерованных мест 1318). В центре обширной эстрады установлен орган. В этом зале происходили важнейшие события отечеств. муз. жизни: премьеры симф. произв. А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского (6-я симфония, под упр. автора), А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, Исторические концерты А. Г. Рубинштейна, выступления мн. выдающихся музыкантов-исполнителей. С 1921 (год основания Ленингр. филармонии) в Большом зале постоянно работает симф. оркестр Ленингр. филармонии (с 1938 - гл. дирижёр Е. А. Мравинский), проходят концерты известных сов. и зарубежных артистов, а также выступления крупнейших муз. коллективов. Здесь впервые были исполнены мн. произв. виднейших сов. композиторов. Конц. сезон в Б. з. Л. ф. строится в основном по системе абонементных циклов, привлекающих массовую аудиторию любителей музыки. Всего в Б. з. Л. ф. за сезон (обычно с октября по июнь) проходит ок. 250 концертов.

Илл. см. к ст. Ленинград.

М. М. Яковлев.

Большой распев

Большой распев - один из распевов русской православной церкви. Отличается богатством мелодики, обилием в ней протяжённых распеваний отд. слогов. Б. р. - вершина развития знаменного распева. Сложился во 2-й пол. 16 в.

Большой распев

Большой распев.Из рукописи начала 18 в. Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Соловецкое собрание, No 667/622, лист 32 (оборот).

Когда к сер. 17 в. в певч. иск-ве наметилась тенденция к упрощению напевов и появились песнопения знаменного или столпового распева в сокр. редакции, их стали называть "малым распевом", а несокращённые песнопения, в отличие от них, получили наименование "Б. р.".

Большой распев

Малый распев. Из той же рукописи, лист 32.

Более полные их наименования - "большой знаменный распев" и "малый знаменный распев". Не подвергшиеся редакции песнопения 16 в. и более раннего времени, в отличие от Б. р. и малого распева, иногда называют старым знаменным распевом.

Литература: Вознесенский И., О церковном пении православной Греко-Российской Церкви. Большой Знаменный напев, К., 1887; Покровский А. (М.), Знаменный распев (большой), Новгород, 1897; Бражников М., Русское церковное пение XII-XVIII веков, в сб.: Musica Antiqua Europae Orientalis. Acta scientifica congressus I. Bydgoszez. 1966, Warsz., 1966; Скребков С., Эволюция стиля в русской хоровой музыке XVII века, там же; Новые памятники знаменного распева. Сост. М. Бражников, Л., 1967; Скребков С., Русская хоровая музыка XVII - нач. XVIII веков, М., 1969.

Н. Д. Успенский.

Большой симфонический оркестр центрального телевидения и радиовещания

Большой симфонический оркестр центрального телевидения и радиовещания (Б. c. о.). Осн. в 1931. Первым руководителем оркестра был А. И. Орлов (1931-37). Важную роль в становлении коллектива сыграл Н. С. Голованов, возглавлявший Б. с. о. в 1937-53. Его сменил А. В. Гаук (1953-61). С 1961 гл. дирижёр и худ. рук. Б. с. о. - Г. Н. Рождественский. За пультом оркестра стояли крупнейшие советские (В. И. Сук, Л. П. Штейнберг, С. А. Самосуд, Е. А. Мравинский, А. Щ. Мелик-Пашаев, Н. Г. Рахлин, К. К. Иванов) и иностранные (Э. Клейбер, О. Фрид, Ф. Штидри, Г. Себастьян, Л. Стоковский, Ф. Конвичный, Дж. Джорджеску, В.Ферреро, А. Клюитенс, Л. Мазель) дирижёры. В ансамбле с Б. с. о. выступали выдающиеся инструменталисты и певцы. Коллектив способствовал становлению сов. оркестровой культуры, исполняя в радиоконцертах, по телевидению и в открытых выступлениях лучшие произв. мировой классики и совр. музыки. Б. с. о. был первым исполнителем мн. сочинений сов. композиторов - С. С. Прокофьева, Р. М. Глиэра, Н. Я. Мясковского, Ю. А. Шапорина, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Т. Н. Хренникова, К. Караева, В. И. Мурадели, А. М. Баланчивадзе, О. В. Тактакишвили, Р. К. Щедрина, Б. А. Чайковского, М. С. Вайнберга и др. Постоянное внимание уделяет оркестр творчеству молодых композиторов. Б. с. о. принимал участие в постановке опер в конц. исполнении: "Дон Жуан", "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Похищение из сераля" Моцарта, "Фиделио", "Валькирия"; "Опричник", "Чародейка" Чайковского, "Каменный гость" Даргомыжского, "Млада" Римского-Корсакова, "Любовь к трём апельсинам" и "Игрок" Прокофьева, "Умница" К. Орфа и др. Оркестр гастролирует во мн. городах СССР, а также за рубежом (Венгрия, Чехословакия, Англия, ФРГ, Япония и др.).

Литература: Шнеерсон Г., Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, М., 1955.

М. М. Яковлев.

Большой театр СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бомбарда

Бомбарда (франц. bombarde; итал. bombarda; нем. Bomhart, Bombart). 1) Большой басовый поммер - басовый представитель семейства язычковых деревянных духовых инструментов (контрабасовые, баритоновые, теноровые и альтовые - бомбардоне и поммеры, сопрановый - шалмей), широко распространённых в 16-17 вв. Прямая, конич. сверления труба с воронкообразным раструбом вытачивалась из одного куска дерева. Достигала 10 футов (ок. 3 м) дл., имела 7-9 игровых отверстий, из к-рых 1-2 были снабжены клапанами. Звук извлекался посредством двойной трости, насаженной на спец. трубочку. Звукоряд диатонический, объём F1-f. Тембр был грубым и невыразительным. Б. - ближайший предок фагота, к-рый в 17 в. вытеснил его из муз. практики. 2) Регистр язычковой группы во франц. органах. Мощный, сильный по звучанию. В диспозиции мануалов - 16, как регистр педальной клавиатуры - 16, 32 (контрбомбарда).

С. Я. Левин, Л. И. Ройзман.

Бомбардон

1) Большой басовый поммер (см. Бомбарда).

2) Басовый офиклеид с 12 клапанами, сконструированный в 1820 венским инстр. мастером И. Ридлем.

3) Широкомензурная басовая туба с 5 вентилями в строе Es, сконструирована ок. 1835 нем. музыкантом В. Ф. Випрехтом и инстр. мастером К. В. Морицем. Применяется в дух. оркестрах.

Литература: Kalkbrenner A., W. Wieprecht nebst Auszug seiner Schriften, В., 1882.

Бонавентура А.

Бонавентура А. (Bonaventura) Арнальдо (28 VII 1862, Ливорно - 7 X 1952, Флоренция) - итал. музыковед. Учился игре на скрипке у Ф. Фавилли, гармонии и контрапункту у Дж. Беллио. Преподавал историю музыки и муз. эстетику во Флорентийской консерватории, был библиотекарем Нац. б-ки во Флоренции. В 1931-38 муз. критик журнала "La Nazione". Сочинения Б. охватывают широкий круг тем: история музыки и отд. муз. инструментов, различные формы инструментальной музыки, творчество композиторов и исполнителей, итальянский музыкальный т-р, вопросы музыкальной эстетики. Участвовал в проведении первого музыкального фестиваля Флорентийский май (1933). Профессор Музыкального института во Флоренции.

Сочинения: Manuale di storia della musica, Livorno, 1898; Dante e la musica, Livorno, 1904; Elementi di estetica musicale, Livorno, 1905; Storia degli strumenti musicale, Livorno, 1908; Le forme della musica strumentale da camera, Roma, 1911; Niccolo Paganini, Modena, 1911; Saggio storico sul teatro musicale italiano, Livorno, 1913; D. Cimarosa, Torino, 1915; Storia e letteratura del pianoforte, Livorno, 1918; La figura e l'arte di G. Verdi, Livorno, 1919; Manuale di cultura musicale, Livorno, 1924; Giacomo Puccini, Livorno, 1924; Storia del violino, dei violinisti e della musica per violino, Mil., 1925; L'opera italiana, Firenze, 1929; Musicisti livornesi, Livorno, 1929; (L.) Boccherini, Mil. - Roma, 1931; Rossini, Firenze, (1934).

Бонанг

Бонанг (bonang) - индонез. удар. инструмент. Набор бронзовых гонгов, при помощи шнуров укреплённых на деревянной подставке в горизонтальном положении. Каждый гонг имеет посредине выпуклость (пенчу). Звук извлекают, ударяя по этой выпуклости деревянной палочкой, обмотанной на конце хлопчатобумажной тканью или верёвкой. Среди Б. различают мужские (вангун лананг) и женские (вангун ведон). У первых гонги имеют более высокие бортики и выпуклую поверхность, у вторых они более низкие и плоские. Иногда Б. употребляются с резонаторами шарообразной формы из жжёной глины, к-рые подвешиваются под каждым гонгом. Звук Б. мягкий и певучий, медленно угасающий. В гамелане Б. обычно выполняет гармонические функции, но иногда ему поручается и ведение основной темы. Разновидности: бонанг-барунг - инструмент средней величины, бонанг-пенерус - малый Б. и бонанг-пенембунг - большой Б.

Р. Б. Галайская.

Боначич А. П.

Антон Петрович (13(25) I 1878, Мариуполь - 23 I 1933, Минск)- советский певец и педагог. В 1901 окончил Петербургскую консерваторию (класс С. И. Габеля и класс композиции H. P. Соловьёва). В том же году дебютировал в партии Демона на сцене Харьковского оперного т-ра. В 1905-21 солист Большого т-ра (Москва).

Обладал блестящими сценич. данными и темпераментом. Исполнял сначала партии баритона, затем тенора. Б. - первый исполнитель на моск. сцене партий: Альбер и Паоло ("Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини" Рахманинова, 1906), Дон Жуан ("Каменный гость" Даргомыжского, 1906), Гришка Кутерьма (1908), Звездочёт (1909); Голицын ("Хованщина", 1912). Исполнил также партии Германа; Шуйского ("Борис Годунов"), Хозе, Радамеса, Лоэнгрина; Ионтека ("Галька") и др. В 1906-08 и 1909-11 гастролировал за границей (Италия, Франция, Монако).

Оставил сцену в 1921, занимался педагогич., режиссёрской и общественной работой в Омске, Томске, Саратове; с 1928 - в Минске, где организовал вок. кафедру в Белорус. консерватории (1932). Среди учеников Б. в Гос. студии оперы и балета (Минск) - Л. П. Александровская, И. М. Болотин, М. И. Денисов. Б. - автор оперетты "Остров невинности" (1909).

В. И. Зарубин.

Бонго

Бонго (испан. bongу) - кубинский удар. инструмент. Одинарный или двойной барабан. Последний состоит из двух скреплённых между собой небольших односторонних барабанчиков разл. "настройки". Звук извлекают ударами пальцев по мембранам и ладонью (глиссандо). Б. применяется вместе с др. инструментами для ритмич. аккомпанемента танцам в широко распространённых на Кубе танц. оркестрах. В наст. время используется и в европейской эстрадной музыке.

Р. Б. Галайская.

Бондевиль П-Ж.

Бондевиль П-Ж. (Bondeville) Эмманюэль Пьер-Жорж (р. 29 X 1898, Руан) - франц. композитор, органист и дирижёр. Чл. Ин-та Франции (1959), его постоянный секретарь (с 1964). Был органистом церкви Сен-Никез в Руане. Композицию изучал в кон. 40-х гг. в Париже у Ж. Дере. С 1936 руководил муз. радиовещанием в Париже. С 1945 дирижёр т-ра в Монте-Карло, с 1949 - "Опера комик", в 1952-63 - "Гранд-Опера".

Сочинения: оперы - Школа мужей (L'йcole des maris, по Мольеру, 1935, Париж), Мадам Бовари (лирич. драма, по Г. Флоберу, 1951, там же), Антоний и Клеопатра (либр. Б., 1972); для орк. - симфонии (Лирическая, 1957; Хореографическая, 1966), триптих (по А. Рембо: скерцо Бал повешенных - Le bal des pendus, 1930, симф. поэмы Офелия и Марина, 1932-34), симф. поэма Готье-Гаргиль (1953); фп. пьесы, романсы, музыка к кинофильмам и др.

Литература: Гофман Р., Композитор Э. Бондевиль, "СМ", 1959, No 6; Шнеерсон Г., Французская музыка XX в., М., 1964. 1970.

Бонинсенья Ч.

Бонинсенья Ч. (Boninsegna) Челестина (26 II 1877, Реджо-нель-Эмилия - 14 II 1947, Милан) - итал. певица (лирико-драм. сопрано). В 15 лет спела партию Норины ("Дон Паскуале"). Училась в Пезарской консерватории у В. Боккабадати. Дебютировала в 1897 в Пьяченце. Пела на сценах мн. т-ров Италии, Юж. Америки, в "Ковент-Гарден", "Метрополитен-опера". В 1909-10 солистка Бостонского оперного т-ра. Выступала в России (1913). В 1923 оставила сцену. Лучшие партии - Аида; Леонора ("Трубадур"), Амелия ("Бал-маскарад"), Mими, Тоска.

Предыдущая страница Следующая страница