Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 9, "БЕС"-"БЛА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 9, "БЕС"-"БЛА")

Бесселер Г.

Бесселер Г. (Bosseler) Генрих (2 IV 1900, Дортмунд-Хёрде - 25 VII 1969, Лейпциг) - нем. музыковед (ГДР). Изучал музыковедение у В. Гурлитта во Фрейбурге, Г. Адлера и В. Фишера в Вене и у Ф. Людвига в Гёттингене. С 1925 преподавал в ун-тах Фрейбурга, Гейдельберга, Йены, с 1956 профессор Лейпцигского ун-та. Б. был чл. Саксонской академии наук, секретарём комиссии по охране нем. муз. памятников при Берлинском гос. научно-исследоват. ин-те музыки (1935-39). Науч. исследования Б. связаны гл. обр. с музыкой эпохи ср. веков и Возрождения, творчеством И. С. Баха, проблемами муз. эстетики и муз. восприятия. Редактор сб. "Гейдельбергские этюды к музыковедению" ("Heidelberger Studien zur Musikwissenschaft", 1932-39), изданий старинной музыки (Й. Окегем, А. и Дж. Габриели, Г. Дюфаи и Гильом де Машо, а также И. С. Бах).

Литературные сочинения: Бах как новатор (1955), в сб.: Избр. статьи музыковедов ГДР, М., 1960, с. 70-126; Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, в кн.: Handbuch der Musikwissenschaft, hrsg. von E. Bьcken, Potsdam, 1931-34; J. S. Bach, в сб.: Die grossen Deutschen, Bd 2, В., 1935, 1956; Katalanische Cobla und Alta-Tanzkapelle, в кн.: Kongressbericht, Basel, (1949), S. 59-69; Bourdon und Fauxbourdon. Studien zum Ursprung der niederlдndischen Musik, Lpz., 1950; Bach und das Mittelalter, Lpz., 1950; Die Meisterzeit Bachs in Weimar, Weimar, 1950; Neue Dokumente zum Leben und Schaffen Dufays, "AfMw", IX, 1952; Fьnf echte Bildnisse J. S. Bachs, Kassel, 1956; Die musikalische Hцren der Neuzeit, В., 1959; H. Riemann, Lpz., 1965; Das Renaissanceproblem in der Musik, Kassel, 1967.

Литература: Festschrift Heinrich Besseler, Lpz., 1961.

О. Т. Леонтьева.

Бессель В. В.

Василий Васильевич (13 (25) IV 1843 (по др. данным, 1842), Петербург - 1 III 1907, Цюрих) - рус. нотоиздатель. В 1865 окончил Петерб. консерваторию по классам альта Г. А. Вейкмана (занимался в классе скрипки Г. Венявского) и теории музыки Н. И. Зарембы. Открыл Курсы элементарной теории и сольфеджио. В 1866-74 альтист балетного оркестра петерб. т-ров. В 1869 совм. с братом Иваном Васильевичем Б. основал муз. фирму "В. Бессель и КА" и изд-во, в 1871 - также нотопечатню. Первый из рус. издателей выпускал оперные партитуры с хор. и орк. партиями. Издал оперу "Каменный гость" Даргомыжского, мн. сочинения Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, А. К. Глазунова, А. К. Лядова и др. В издательской деятельности проявлял широту взглядов.

Б. издавал и редактировал журн. "Музыкальный листок" (1872-77), "Музыкальное обозрение" (1885-88). Автор работ по вопросам нотно-издательского дела и истории нотопечатания в России, воспоминаний об А. Г. Рубинштейне, П. И. Чайковском, Ф. Листе, Г. Венявском и др. Организовал музей А. Г. Рубинштейна в Петерб. консерватории (1900).

Литература: Финдейзен H. P., Василий Васильевич Бессель. Очерк его музыкально-общественной деятельности, СПБ, 1909 (в прилож. список лит. трудов Б.).

Л. З. Корабельникова.

Бесси Р. Я.

Розина Яковлевна - см. Левина Р.

Бессмертнов П. С.

Пётр Спиридонович (9 (21) VII 1879, Самара, ныне Куйбышев - 9 II 1942, Москва) - советский кларнетист. С 1891 воспитывался в военной музыкантской команде, где обучался игре на кларнете под рук. капельмейстера Беккера. С 1896 работал в оркестрах провинц. оперных т-ров (Самара и др. города). С 1909 артист оркестра Оперы С. И. Зимина (Москва), в 1911-20 симф. оркестра С. А. Кусевицкого. С 1920 солист оркестра Большого т-ра. Б. был выдающимся виртуозом, исполнение его на инструменте отличалось редким по красоте тембра звуком.

Бессонов П. А.

Безсонов Пётр Алексеевич (1828, Москва - 22 II (6 III) 1898, Харьков) - рус. литературовед, славист. В 1851 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та, в 1867-79 библиотекарь Моск. ун-та. С 1879 профессор кафедры слав. наречий Харьковского ун-та. Ряд работ Б. связан с музыкой, в т.ч. исследование "Калики-перехожие" (вып. 1-6, М., 1861-64), посв. творчеству странствующих певцов-нищих, сопровождавших пение духовных стихов игрой на муз. инструментах. Автор очерков: "Судьба нотных певческих книг" (1864) и "Знаменательные годы и знаменитейшие представители последних двух веков в истории церковного русского песнопения" (1872), в к-рых дана характеристика деятельности мастеров церк. пения и теоретиков музыки - А. Мезенца, И. Шайдурова, Тихона Макарьевского, а также В. Ф. Одоевского, Д. В. Разумовского и др.

И. М. Ямпольский.

Бесфамильнов В. В.

Владимир Владимирович (р. 29 VIII 1931, Саратов) - сов. баянист. Засл. арт. УССР (1969). Чл. КПСС с 1964. В 1956 окончил Киевскую консерваторию у Н. И. Ризоля. В 1955-59 и с 1972 солист Киевской филармонии, в 1959-72 - Укрконцерта, в 1975-78 - Ворошиловградской филармонии. Репертуар Б. включает в переложении для баяна св. 100 произв. рус., сов. и заруб. композиторов. Впервые исполнил ряд произв. сов. композиторов для баяна с оркестром - концертное рондо Н. Я. Чайкина, 1-й и 2-й концерты К. А. Мяскова, концерты И. Н. Шамо, Н. И. Сильванского, Я. Н. Лапинского и др. 1-е пр. на конкурсах Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957, Москва; 1959, Вена), 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (обе - 1957, Москва), 3-я пр. на Междунар. конкурсе аккордеонистов "Кубок мира" (1958, Брюссель). Награждён золотой медалью и удостоен звания Почётного кавалера Академии иск-в Кампучии (1958). Участник Междунар. симпозиума аккордеонистов (1977, Польша). Гастролирует за рубежом. С 1969 преподаватель Киевской консерватории. Автор ряда статей.

Литература: Мирек A., Из истории аккордеона и баяна, М., 1967, с. 137-39; Басурманов A., Играет Владимир Бесфамильнов, "МЖ", 1972, No 4; Вайдман П., Имханицкий М., Баянист - художник, "СМ", 1979, No 3.

Бетинг Л. И.

Бетиньш Людвиг Иванович (1856, Курляндия - 1930, Рига) - латыш. органист, пианист, педагог. Игре на органе обучался у отца. В 1878 окончил Петерб. консерваторию у Л. Гомилиуса (орган) и Т. Лешетицкого (фп.). Преподавал фп. в муз. уч-щах Киева (1881-83) и Тбилиси (1884-89 и 1902-07). Профессор Моск. консерватории по классу органа и фп. (1890-1900 и 1908-13). Выступая как пианист и органист в камерных и симф. концертах (Рига, Москва, Тбилиси). С 20-х гг. жил в Риге. Среди учеников Б. - органист Т. X. Бубек. Б. является составителем сб. "Краткий выбор технических упражнений из "Большой фп. школы" К. Черня, ор. 500" (изд. в Харькове, без года).

Л. И. Ройзман.

Бетховен Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бехштейн К.

Бехштейн К. (Bechstein) Карл (1 VI 1826, Гота - 6 III 1900, Берлин) - нем. мастер музыкальных инструментов и предприниматель. Работал на фабриках, изготовлявших фортепьяно, в 1848-52 управляющий фирмы Г. Перау в Берлине. Изучал производство клавишных инструментов в Лондоне и Париже. В 1853 открыл в Берлине небольшую фабрику, в короткий срок усовершенствовал производство пианино. Инструменты Б. начали привлекать внимание выдающихся пианистов (X. фон Бюлов и др.). В 1897 у Б. было уже 4 фабрики. Перед 1-й мировой войной на предприятиях Б. изготовлялось ежегодно 4 700 роялей и пианино. В 1923 фирма была превращена в акционерное общество (с отделениями во Франции и Англии). После 1945 фирма была восстановлена; к 1959 на фабриках Б. было выпущено за все годы существования св. 150 000 роялей и пианино.

Литература: Briefe H. von Bьlow an С. Bechstein, в кн.: Вьlоw H. von, Neue Briefe, hrsg. und eingeleitet von R. G. du Moulin-Eckart, Mьnch., 1927; 100 Jahre Bechstein, "Instrumentenbau-Zeitschrift", Konstanz, 1953, VIII.

С. М. Грищенко.

Бзуль Д. С.

Дмитрий Степанович (18 (30) X 1867, Петербург - 12(24) VI 1894, там же) - рус. виолончелист. Занимался в Придв. певч. капелле, в 1885-89 - в Петерб. консерватории (класс К. Ю. Давыдова, затем А. В. Вержбиловича). А. Г. Рубинштейн считал его одним из лучших воспитанников консерватории. Б. - постоянный участник петерб. концертов, выступал также во мн. городах России и за границей. Его исполнение отличалось красивым звуком, эмоциональностью, виртуозной техникой. В 90-е гг. входил в состав "Молодого русского квартета" (Э. Э. Крюгер, Б. Михайловский, С. Коргуев, Б.); участвовал в первом исп. секстета "Воспоминание о Флоренции" Чайковского и др. камерных произв. Сестра Б. - Анастасия Степановна Б. - певица (меццо-сопрано). Окончив Петерб. консерваторию (1895), пела в Мариинском театре.

Л. С. Гинзбург.

Биалас Г.

Биалас Г. (Bialas) Гюнтер (р. 19 VII 1907, Бильшовиц, Верх. Силезия) - нем. композитор (ФРГ). Изучал композицию в Прусской академии иск-в у M. Трапа (1936-38). В 1933-36 инспектор муз. школ в Братиславе, там же в 1939-41 преподавал муз.-теоретич. предметы в Ин-те муз. воспитания при ун-те, с 1947 - композицию в Муз. академии Сев.-Зап. Германии (Детмольд; с 1950 профессор). В 1959-72 профессор композиции мюнхенской Высшей муз. школы. Был рук. Баховского об-ва в Мюнхене. В ряде соч. Б. применена двенадцатитоновая техника. Наибольший успех имели кантата "В начале" ("Im Anfang", библейская история о сотворении мира в изложении Мартина Бубера с интерлюдиями-медитациями для органа, 1961), оперы "Геро и Леандр" (Мангейм, 1966), "Окассен и Николетт" ("Die Geschichte von Aucassin und Nicolette", Мюнхен, 1969), "Кот в сапогах" ("Der gestiefelte Kater, oder Wie man das Spiel spielt", 1974). Среди др. соч. - балет (парафраза на музыку Дж. Мейербера, 1971), сказка "Йоринда и Йорингель" (для голосов и камерного орк., Кассель, 1963), кантаты, произв. для орк. (концерт для 2 струн. оркестров и литавр, 1946; Romanzero, 1956; Invokationen, 1957; Serenata для струнных, 1957; Кводлибет, дивертисмент для камерного орк., 1958; Sinfonia Piccola, 1960; Камерный концерт для 13 струнных, 1970); концерты для разл. инструментов с орк., 3 струнных квартета (1936, 1949, 1969), струн. трио (1936), сонаты для разл. инструментов, хоры, песни на стихи Р. М. Рильке (1946), Ф. Гарсиа Лорки (1957 и 1971), "Книга песен" Эйхендорфа (для хора и 2 гитар, 1966), "Символ" (на текст И. В. Гёте для муж. хора и дух. квинтета, 1967) и др. Большая пр. земли Сев. Рейн-Вестфалия (1954). Пр. Баварской академии изящных иск-в (1967) и др. Чл. Баварской академии изящных иск-в (1971).

Литература: Herrmann J., G. Bialas, "Musica", 1957, H. 11; его же, Der Komponist G. Bialas, "Schlesien", 1962, Jahrg. 7; Lewinski W. E. von, Konsequenz im Wandel, Der Komponist G. Bialas, "Musica", 1967, Jahrg. 21, H. 3; Stьrzbecher U., Werkstattgesprдche mit Komponisten, Kцln, 1971, 1973.

Бианки В.

Бьянки Валентина (1839, Вильнюс - 28 II (11 III) 1884, Кандава, ныне Тукумский р-н) - рус. певица (сопрано). По национальности итальянка. Муз. образование получила в Парижской консерватории. С 1855 пела в разл. городах Германии, в 1862-65 - в Мариинском т-ре (Петербург), 1865-67 - в Большом т-ре (Москва). В 1870 оставила оперную сцену, но продолжала концертировать. Мн. гастролировала.

Партии: Юдифь (первая исполнительница), Валентина ("Гугеноты"), Леонора ("Трубадур"), Рахиль ("Дочь кардинала" Галеви) и др. Ц. А. Кюи, А. Н. Серов высоко ценили дарование Б., восхищались созданным ею образом Юдифи. М. И. Глинка сделал для Б. переложение романса "Соловей" Алябьева (для голоса с оркестром).

Бибер Г. И. Ф.

Бибер Г. И. Ф. (Biber) Генрих Игнац Франц (12 VIII 1644, Страж, Чехия - 3 V 1704, Зальцбург) - австр. скрипач и композитор. До 1670 служил при дворе епископа в Оломоуце, с 1670 - при дворе князя-архиепископа в Зальцбурге (с 1679 вице-капельмейстер, с 1684 капельмейстер). Автор опер, культовой и инстр. музыки. В 2 сб. сонат для скрипки с басом (1675, 1681) Б. разработал многогол. стиль игры на скрипке, приёмы скордатуры. Первый сб. "15 мистерий из жизни Марии" ("15 Mysterien aus dem Leben Mariae") - образец ранней программной инстр. музыки (каждой сонате предпослана программа в виде гравюры с текстом из Библии, ок. 1675). Заключит. пассакалья этого сборника (No 16) для скрипки соло без сопровождения - прообраз Чаконы И. С. Баха. Оба сборника опубликованы в издании "Музыкальные памятники в Австрии" ("Denkmдler der Tonkunst in esterreich", V, 2 и XII, 2, с обширными предисловиями Г. Адлера и Э. Лунца). Среди др. сочинений - Fidicinium sacro-profanum (1681; 12 сонат для 4-5 инструментов), Harmonia artificiosaariosa (1712; 7 партит для 3 инструментов), 8 сонат для скрипки соло с basso continuo (1681); ряд духовных произв., в т.ч. месса C-dur. Написал учебник пения.

Литература: Schneider С., Fr. Н. von Biber als Opernkomponist, "AfMw", VIII, 1926; Moser A., Die Violin-Scordatur, там же, I, 1918/19; его же, Geschichte des Violinspiels, Lpz., 1924; Schmitz E., Bibers Rosenkranzsonaten, "Musica", V, 1951; Nettl P., H. F. Biber, "Studien zur Musikwissenschaft", Beihefte der Denkmдler der Tonkunst in Osterreich Bd. 24, W., 1960.

И. M. Ямпольский.

Бибик В. С.

Валентин Саввич (р. 19 VII 1940, Харьков) - сов. композитор. В 1966 окончил Харьковскую консерваторию у Д. Л. Клебанова, с того же года преподаёт композицию и инструментовку в Харьковском ин-те иск-в.

Сочинения: опера - Бег (по М. А. Булгакову, 1972); для хора, солистов и орк. - оратория...любящий тебя В. Ульянов (1977), кантаты Дума о Довбуше (1972), Пять хоров (по роману Ю. В. Бондарева "Горячий снег", 1975), Сумна кантата (Печальная кантата, сл. Т. Г. Шевченко, 1979); для орк. - 6 симфоний (1966-80); для инструмента с орк. - 2 концерта (1968, 1975), Медитации (1978) для фп., концерты для скр. (1980), для флейты (с камерным орк., 1978), триптих для альта (с камерным орк., 1978); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1975), 2 фп. трио (1972, 1976); Семь миниатюр для струнных (1975); для фп. - 4 сонаты (1971-81), 34 прелюдии и фуги (1973), Детская музыка (1978); для хора a cappella - Триптих (слова народные, 1970), Хоровые картины (1975); для голоса с фп. - вок. циклы Песни отчего дома (1969), Акварели (1973), Два интермеццо (1975).

Библиография музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Библиотеки музыкальные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бива

Бива - японский струн. щипковый инструмент, см. Пипа.

Биения

Биения - периодич. ослабление и усиление громкости, ощущаемое при одновременном звучании двух (или нескольких) звуков, столь близких по частоте, что они не могут быть восприняты ухом раздельно. Частота Б. результирующего тона равна разности частот сочетаемых звуков. Так, звуки ля с частотой 440 кол. /сек. и 435 кол./сек. дают Б. с частотой 5 кол./сек. Б. возникают не только между осн. тонами сложных звуков, но и между обертонами. Явление Б. используется при настройке муз. инструментов, в частности для получения чистых унисонов и октав, темперированных квинт и кварт. На нек-рых муз. инструментах Б. иногда специально вводятся для оживления звучания и получения особой окраски звука (например, так называемая настройка "в разлив" на аккордеоне).

Е. В. Назайкинский.

Биешу М. Л.

Мария Лукьяновна (р. 5 V 1934, с. Волонтировка, ныне Суворовского р-на) - советская певица (лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. СССР (1970). Деп. Верх. Совета СССР 7-го и 8-го созывов. Пела в самодеятельности. В 1961 окончила Кишинёвскую консерваторию (класс пения С. Л. Зарифьян). В 1965-1967 проходила стажировку в миланском театре "Ла Скала". В 1958-60 выступала с молд. оркестром нар. инструментов "Флуераш". С 1961 солистка Молдавского т-ра оперы и балета (дебютировала в партии Тоски).

Партии: Татьяна, Аида, Лиза; Недда ("Паяцы"); Чио-Чио-сан; Аурелия ("Аурелия" Гершфельда, 2-я ред., первая исполнительница, 1963) и др.

1-я премия на Первом междунар. конкурсе на лучшее исполнение партии Чио-Чио-сан (1967, Япония).

Литература: Ткач Е., Музыканты из Молдавии, "СМ", 1964, No 1, с. 70-71; его же, Обладательница Золотого кубка, "Театральная жизнь", 1969, No 20, с. 27-29; Мануйлов М., Мария Биешу, "МЖ", 1966, No 23, с. 9-10.

Н. И. Шехтман.

Бизе Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Билаш А. И.

Александр Иванович (р. 6 III 1931, с. Градижск Полтавской обл) - советский композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1969). Член КПСС с 1967. В 1957 окончил Киевскую консерваторию по классу Н. Н. Вилинского. С 1968 зам. пред. правления CK УССР. Наиболее известен как автор песен. Всесоюзная пр. Ленинского комсомола (1968), Республиканская комсомольская пр. УССР им. Н. Островского (1966).

Сочинения: опера - Гайдамаки (1965), моноопера Баллада о генах (1971); для голоса с орк. - Вокализ (1965); для орк. - сюита Буратино (1961), симф. поэма Павел Корчагин (1957), романсы, песни (в т.ч. Ох, не режь косу, Ясены, Калина во ржи, Два цвета, Лелеченьки и др.), музыка к драм спектаклям, фильмам.

Билибин И. И.

Иван Иванович (15(27) VI 1818, Калуга - 16(28) IV 1892, Тбилиси) - рус. композитор и скрипач. Племянник В. P. Боткина. Брал уроки композиции, игры на скрипке и фп. у Л. P. и P. P. Лангеров в Москве. В 1841-45 скрипач петерб. Большого т-ра, в 1845-52 моск. Большого т-ра. С сер. 50-х гг жил в Тбилиси, работал скрипачом в оркестре рус. труппы оперного т-ра. Автор струн. квартетов, инстр. фантазий, хоров, романсов, в к-рых широко использован рус. муз. фольклор. Наибольший интерес представляют романсы Б. (на сл. M. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Г. Гейне и др.), стилистически близкие рус. бытовой романсовой лирике сер. 19 в.

Литература: Маевский И., Забытый талант, "СМ", 1966, No 6.

Билибина А. Н.

Александра Николаевна (ок. 1820 - дата и место смерти неизв.) - рус. певица-любительница (сопрано). Пению училась в Петербурге у Дж. Давида, пользовалась советами M. И. Глинки. В 1841 состоялось первое публичное выступление Б. (в благотворительном концерте). Рецензенты отмечали нежный, приятный, выразительный и сильный голос Б., благородную простоту исполнения. В 40-е гг 19 в. получила широкую популярность как исполнительница рус. нар. песен и романсов M. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Е. Варламова. Б. сравнивали с P. Виардо-Гарсиа и называли "русским соловьем", "царицей русского пения". В 50-е гг 19 в. выступала только в кругу друзей. К этому времени относятся письма Глинки к Б., свидетельствующие об участии певицы в его домашних концертах.

Литература: Глинка M. И., Литературное наследие, т. 2 - Письма и документы, Л., 1953.

Биллингс У.

Биллингс У. (Billings) Уильям (7 X 1746, Бостон - 29 IX 1800, там же) - амер. композитор. По профессии рабочий. Музыке обучался самостоятельно, в юности пел в церк. хорах Б. - один из первых амер. композиторов, автор патриотич. песен и пуританских гимнов-хоралов, отличавшихся выразительной силой и оригинальностью в использовании полифонии. Свои сочинения Б. характеризовал как "фугированные пьесы" Первые произв. Б. изданы в 1770 в Бостоне в сб. "Певец псалмов Новой Англии, или Американский певчий" ("The New England psalm singer..."). Позднее выпустил еще 5 сб.: "Помощник учителя пения" ("The singing master's assistant", 1776), "Музыка в миниатюре" ("Music in miniature", 1779), "Развлечения певца псалмов" ("The psalm singer's amusement", 1881), "Суффолкская гармония" ("The Suffolk harmony", 1886), "Континентальная гармония" ("The Continental harmony", 1791, 1961; содержит развернутые предисловия к хоралам, в к-рых Б. излагает свои муз.-теоретические взгляды). Мн. гимны Б., особенно "Честер" и "Роза Сарона", приобрели широкую популярность в годы Войны за независимость в Сев. Америке 1775-83. Музыка Б. отличается сочетанием высокой торжественности и юмора. Нек-рые амер. композиторы (У. Шумен, Г. Коуэлл) использовали в своем творчестве муз. темы из произв. Б.

Литература: Конен В., Пути американской музыки М., 1965; Goldberg I., The first American musician "American Mercury", 1928, v. 14 May, p. 67-75; Sсhоles P., The puritans and music in England and New England, Oxf., 1934, N. Y., 1962; Lindstrom C. Е., William Billings and his times, "MQ", 1939, Oct., p. 479-97; Howard J. T., Our American music, N. Y., 1946; Barbour J. M., The church music of W. Billings, "East Lansins", Michigan, 1960.

M. M. Яковлев.

Бильзе Б.

Бильзе Б. (Bilse) Беньямин (17 VIII 1816, Лигниц - 13 VII 1902, там же) - нем. дирижер. С 1843 работал гор. музыкантом в Лигнице, где организовал инстр. капеллу. В 1867 поселился в Берлине, основал и возглавил симф. оркестр с к-рым давал в течение мн. лет общедоступные концерты, завоевавшие большую популярность (т.н. концерты Бильзе). С 1870 руководил также праздничными придв. концертами Гастролировал в европ. странах, неоднократно в России (впервые в 1870). На основе оркестра Б. в 1882 в Берлине был создан Берлинский филармонический оркестр.

Литература: Unverricht H., Benjamin Bilse, der Grьnder der Berliner Philarmoniker wider Willen, "ZfM", CXIII, 1952.

Бин

Бин - махати вина, - инд. струн. щипковый инструмент, одна из древнейших разновидностей вины. Распространён в сев. Индии. Состоит из бамбукового цилиндра-струнодержателя с ладами (или без них), к-рый несёт на себе 7 струн, и 2 тыквенных резонаторов. Настройка инструмента может быть различной; наиболее распространён строй a, a, d, A, с, ais, f. Струны защипываются пальцами, а при исполнении быстро чередующихся звуков - плектром. Звучание инструмента отличается сухостью и резкостью. На Б. играют гл. обр. проф. исполнители.

Р. Б. Галайская.

Бинички С.

Станислав (15(27) VII 1872, Ясика, близ Крушеваца - 15 II 1942, Белград) - серб. композитор, дирижёр и муз.-обществ. деятель. Один из активных организаторов муз. жизни Сербии 1-й четверти 20 в. Будучи студентом философского ф-та Белградского ун-та, играл на скрипке и флейте, активно участвовал в студенч. хоре "Обилич" и Белградском певческом об-ве. С 1899 воен. дирижёр в Белграде, где основал первый большой симф. оркестр (Белградский военный оркестр; руководил им до 1903), Сербскую муз. школу (1899, совм. с С. Мокраняцем и Ц. Манойловичем; ныне Гос. средняя муз. школа им. Мокраняца), симф. оркестр ("Музыка королевской гвардии", 1904; руководил им до 1920), с к-рым гастролировал во Франции и России (Одесса, 1911). Б. - первый директор муз. школы при об-ве "Станкович" (осн. 1911) и оперной труппы, выделившейся из состава Нац. т-ра в 1920. Б. - автор первой (пост. на сцене) серб. одноактной оперы "На рассвете" ("Na uranku", 1903, написанной под влиянием веризма), увертюры и симф. интермеццо к драме И. Войновича "Равноденствие" ("Ekvinocio"), мн. хоров и хор. циклов, песен, театр. музыки. В своём творчестве Б. опирался на серб. муз. фольклор.

Литература: Nuuic В., О zivotu i radu Stanislava Binickeg, "Comoedia", 1924, No 5; Duric-Klajn S., Deset godina od smrti S. Binickoj, "Knjzevne novine", 1952.

И. М. Ямпольский.

Бинкин З. Ю.

Зиновий Юрьевич (р. 18(31) III 1913, Юзовка, ныне Донецк) - сов. композитор, трубач и дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). В 1935 окончил Моск. муз. уч-ще им. Oкт. революции у М. И. Табакова (труба), в 1957 - Моск. консерваторию у Б. Э. Хайкина (дирижирование). С 1928 играл в симф. оркестре Радиоцентра в Донецке, с 1935 солист и инструментовщик Отдельного Показательного оркестра Наркомата обороны СССР. Был дирижёром оркестра кинофабрики "Совкино", выступал как дирижёр с др. оркестрами. С 1956 зав. редакцией эстр. и дух. музыки изд-ва "Сов. композитор". Автор произв. для дух. и эстр. оркестров, а также песен (более 150) - военно-патриотич., лирических, детских. Среди произв. для духовых - концерт для трубы с дух. оркестром (1980), увертюры, конц. пьесы, многочисл. марши, в т. ч. "Русский марш" (1958), "50 лет в строю" (1967), "Русский воин" (к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 1970), "На Московской орбите" (1972). Популярны мн. произв. для эстр. оркестра, а также песни, в т. ч. "Молодые дело знают", "Строим БАМ", "Минута молчания", "За всё мы в ответе", "Московский салют", "Черёмухи букет".

Бирбине

Бирбине - назв. литов. духовых язычковых инструментов. 1) Дудочка из соломины или гусиного пера с надрезным язычком и 3 игровыми отверстиями: играют на ней в основном дети. 2) Инструмент с деревянным стволом ок. 200 мм длины, снабжённым 4-6 и более игровыми отверстиями. В верхний конец ствола вставлен кларнетного типа мундштук с одинарной тростью, на нижний надет раструб из коровьего рога, берёсты или дерева. Звукоряд диатонич. с квартовым скачком внизу; звучание сильное и резкое. Этим инструментом пользуются главным образом пастухи, играют на нём соло или в ансамбле, исполняют народные наигрыши, песни и танцы. В сов. время создано семейство усовершенствованных Б. - сопрано, тенор, бас (вышел из употребления), контрабас, к-рое используется в оркестровой группе Ансамбля нар. песен и танцев Литов. ССР. Эти инструменты имеют 10 игровых отверстий и позволяют извлекать в нижней половине звукоряда диатонические, а в верхней - диатонич. и хроматич. звуки.

К. А. Вертков.

Бирет И.

Бирет И. (Biret) Идил (р. 1941, Анкара) - турецкая пианистка. Занималась в Анкаре у пианиста М. Фенмена. В 1957 окончила Парижскую консерваторию по классу Ж. Дойена. Брала уроки у нем. пианиста В. Кемпфа, а также у Н. Буланже. Концертирует с 12 лет, выступает во мн. странах (в СССР - в 1960, 1970).

Биржан Кожагулов

Биржан-сал (1831, урочище Ербол, ныне Энбекшильдерский р-н Кокчетавской обл. - 1894, там же) - казах. нар. певец-композитор, акын. Сын кочевника-скотовода. Странствовал по степям с группой певцов-импровизаторов. Своими произв. побуждал народ к борьбе с социальной несправедливостью. Песни Б. К. отличаются разнообразием муз. построения, развитой формой, органическим синтезом музыки и текста. Впервые записанные в сов. время, они широко бытуют в народе. Почти все песни Б. К. (более 50) обработаны для голоса с фп., хора, разл. инстр. ансамблей. Муз. наследие Б. К. оказывает большое влияние на развитие казах. сов. проф. музыки. Мелодии используются казах. композиторами. Жизни Б. К. посв. опера "Биржан и Сара" Тулебаева (1946, Казах. т-р оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1949). В опере использованы нек-рые подлинные мелодии Б. К.

Нотография: Затаевич А. В., 1000 песен киргизского (казахского) народа, М., 1924, 1963, NoNo 119, 164, 165; его же, 500 казахских песен и кюйев, М., 1931, NoNo 104, 143; Биржан. Этнографический сб. (Биржан Кожагулов, Песни), запись (ноты и тексты) Б. Ерзаковича, А.-А., 1959 (на казах. яз.).

Литература: Жубанов A., Биржан-сал, в его кн.: Соловьи столетий, А.-А., 1963 (на казах. яз.); то же, А.-А., 1967 (рус. пер.); Биржан сал Кожагулов (стихи). Сб. поэтич. творчества Биржана, А.-А., 1967 (на казах. яз.).

В. Г. Ерзакович.

Биркеншток И. А.

Биркеншток И. А. (Birckenstock) Иоганн Адам (19 II 1687, Альсфельд, близ Дармштадта - 26 II 1733, Эйзенах) - нем. скрипач и композитор. Игре на скрипке обучался у Ж. Б. Волюмье (Берлин) и Ф. Дюваля (Париж). С 1709 работал в оркестре в Касселе (с 1725 концертмейстер), с 1730 придворный капельмейстер в Эйзенахе. Б. был одним из выдающихся нем. виртуозов и скрипич. композиторов своего времени. 2 сб. сонат Б. для скрипки и баса (1722), отличающихся мелодич. богатством и виртуозно разработанной фактурой, относятся к лучшим образцам нем. скрипич. музыки 18 в. Им издано также 6 трио-сонат для 2 скрипок и баса, 12 концертов для 6 инструментов и др.

Бирманская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бирюков Ю. С.

Юрий Сергеевич (р. 14 IV (27 V) 1908, Москва) - советский композитор. В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского и по классу фп. С. Е. Фейнберга. В 1939-41 преподавал композицию в Центр. муз. школе-десятилетке при Моск. консерватории.

Сочинения: оперы - Барышня-крестьянка (по одноим. повести A. C. Пушкина, 1947, Ансамбль сов. оперы, Москва), Кавалер Золотой звезды (1956, Новосибирск); балеты - Сольо (1941, Ташкент), Последний бал (Аврора) (1962, Челябинск), одноактный балет О космонавтах (1962, Львов); детская муз. комедия - Голубой экспресс (по Дж. Родари, 1971); для орк. - симфония Вайнахская (на чечено-ингуш. темы, 1968), баллада (посв. М. И. Калинину, 1940), сюита Картинки Кремля (1948); для малого симф. орк. - 2 сюиты на югославские темы (1955); концерты для фп. - с орк. (1941, 1945), с эстр. орк. (1970); 24 прелюдии, 4 токкаты, ноктюрны, пьесы для фп., в т.ч. сб. дет. пьес (1970), романсы, дет. песни, музыка для т-ра и кино.

Бисвас А.

Анил (р. 7 VII 1914) - инд. композитор, дирижёр, обществ. деятель. Музыку начал писать с 1933. Среди соч. Б. - симф. произв., музыка к театр. постановкам и фильмам, песни. В одном из его лучших произв. - балете "Танец мира", выражен гневный протест против войны. В музыке балета нар. интонац. основа органически сочетается с европ. стилем письма. Значит. место в творчестве Б. занимает музыка к фильмам (первый фильм - "Пуйя", 1934), в к-рой композитор использует нар. инд. песни и танцы разных областей страны (фильмы "Сестра", "Наследник", "Бирадж Баху", "Ганга" и др.). В нек-рых фильмах Б. стремится сочетать традиц. жанры инд. иск-ва с симфонизмом европ. музыки ("Утешительница Хамдрад", 1951). Совм. с Б. А. Чайковским (1958) принимал участие в создании музыки к сов.-инд. фильму "Хождение за три моря". Автор статей по вопросам музыки в кино. Пред. Союза музыкантов Индии, рук. орк. Всеиндийского радио в Дели.

Литературные сочинения: Индийская музыка и кино, "СМ", 1956, No 3; Classical music in films, "The Indian Review", Madras, 1955, v. 56, No 5, p. 150-53.

Литература: Гарга Б. Д., Гарги Бальвант, Кино Индии, М., 1956, с. 67-78; Культура современной Индии, М., 1966, разд. Музыка, с. 177, 179; Мшвелидзе Ш., Музыка "страны чудес", "СМ", 1967, No 8, с. 120.

С. М. Грищенко.

Бисмилла Хан

Бисмилла Хан (р. 1916) - инд. исполнитель на шахнаи (шенаи) в классич. стиле. Учился у своего дяди - Али Бакса. В нач. 1940-х гг. выработал собств. стиль, в к-ром сочетаются элементы северо- и южноинд. традиций, ввёл шахнаи в классич. инстр. музыку Индии. Исполняет инстр. композиции в стиле тхумри, газзаля, дадры, каджри, использует и традиц. напевы. Часто выступает в ансамбле с др. известными инд. музыкантами. Гастролировал в странах Зап. Европы, в 1967 - в СССР. В 1965 участвовал в Междунар. муз. фестивале и Фестивале иск-в содружества наций в Эдинбурге. Пр. Сангит натак академи (1956), "Падма Бхушан" (1968).

Битлз

Битлз (англ. The Beatles - жуки-ударники) - название англ. вокально-инстр. квартета, организованного в 1960 в Ливерпуле и выступавшего в составе: П. Мак-Картни, Дж. Леннон, Дж. Харрисон (электрогитары), Ринго Старр (наст. имя и фамилия Ричард Старки, ударные). В нач. 60-х гг. Б. завоевали популярность и вызвали волну подражания среди зап.-европ. и амер. молодёжи исполнением характерных мелодий в жанре биг-бит (форма, возникшая из слияния элементов негр. джаза и блюза). С сер. 60-х гг. Б. перешли к более самобытной и сложной композиционно- исполнительской манере, нередко увеличивая состав инстр. сопровождения до размеров камерного, а иногда и симф. оркестра. В этот период особенностью творчества Б. явилось сочетание совр. ритмики и тембров, обогащённых электронно-акустич. эффектами, с мотивами старинного кельтского фольклора, англ. балладного стиля 17-18 вв. и нек-рыми элементами индийской классич. музыки. Осн. репертуар Б. создавался гл. обр. П. Мак-Картни (музыка) и Дж. Ленноном (текст); к их наиболее значит. произв. принадлежат "Вчера", "Жёлтая субмарина", "Мишель", "Человек из ниоткуда", "Земляничные поляны навсегда", "Элинор Ригби", "Она покинула свой дом", "День в жизни" и др. В кон. 60-х гг. квартет прекратил своё существование.

Участники Б. не имели чёткой обществ. позиции. В их творчестве отразился кризис сознания зап. молодёжи 2-й пол. 20 в. Отсюда - парадоксальность идейно-эстетич. взглядов наряду с критическим, хотя и непоследовательным, отношением к бурж. культуре и образу жизни.

Литература: Переверзев Л., "Битлз" - лицо и сущность поп-музыки, "МЖ", 1968, No 10, с. 22-23; Shepherd В., The true story of the Beatles, L., 1964; Davies H., The Beatles, L., 1968.

Л. Б. Переверзев.

Битов Б. Л.

Борис Леонидович (р. 26 VIII (8 IX) 1904, Петербург) - советский композитор. В 1920-25 учился в Петрогр. (Ленингр.) консерватории по композиции у М. О. Штейнберга и игре на фп. у М. В. Юдиной; окончил в 1941 по классу композиции М. P. Гнесина. До 1944 выступал как пианист. Б. - автор балетов "Двенадцать месяцев" по пьесе С. Я. Маршака (1954, Ленингр. Малый оперный т-р) и "Гаврош" по В. Гюго (совм. с Е. М. Корнблитом, 1958, там же), симф. и камерных произв., 4 сонат и "Баллады" для фп., сонат для виолончели, романсов, мн. произв. для эстр. оркестра.

Бихари Я.

Бихари Я. (Bihari) Янош (24 X 1764, Надьабонь - 26 IV 1827, Пешт) - венг. скрипач и композитор. По национальности цыган. Один из создателей стиля вербункош. Ок. 1801 организовал в Пеште танц. оркестр (капеллу), с к-рой с успехом гастролировал в Венгрии и зарубежных странах в качестве дирижёра и скрипача. Блестящий виртуоз, обладавший даром импровизации, он прославился исполнением венг. нар. танцев и песен. Его игра произвела глубокое впечатление на молодого Ф. Листа. В 1824 вследствие повреждения левой руки Б. оставил исполнит. деятельность. В своих сочинениях (св. 80) он разрабатывал гл. обр. старинные венг. танц. мелодии и песенный фольклор. В куруцких и нар.-песенных парафразах выступил как значит. представитель венг. муз. культуры 1-й четв. 19 в. (см. Венгерская музыка). Ему приписывается мелодия "Ракоци-марша". Творчество Б. оказало влияние на композиторов др. стран. Мелодии Б. использовали Л. Бетховен в музыке к "Королю Стефану" ор. 117, Ф. Лист, П. Сарасате и др.

Литература: Liszt F., Die Zigeuner und ihre Musik in Ungarn, Lpz., 1883; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923, S. 510-11; Major Е., Jбnos Bihari, "Zenei Szemle", Bdpst, 1928, v. XII (перечень соч.); Bihari Jбnos йlete иs mьvei,"Eneklц Ifjusбg", Bdpst, 1944.

И. M. Ямпольский.

Бихтер М. А.

Михаил Алексеевич (11(23) IV 1881, Москва - 7 V 1947, Ленинград) - сов. пианист, дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). Сын музыканта. В 1910 окончил Петерб. консерваторию. Учился у К. фон Арка и А. Н. Есиповой (фп.), A. К. Лядова (теория), А. К. Глазунова и М. О. Штейнберга (композиция), H. H. Черепнина (дирижирование). Как исполнитель-пианист специализировался в области камерного ансамбля и аккомпанемента. Неоднократно выступал с певцами Н. И. Забелой-Врубель, Ф. И. Шаляпиным, И. А. Алчевским, М. И. Бриан. В 1912-17 дирижёр и муз. рук. Театра музыкальной драмы в Петрограде, где осуществил пост. опер: "Евгений Онегин", "Садко", "Снегурочка", "Борис Годунов", "Каменный гость", "Нюрнбергские мейстерзингеры". После Великой Окт. социалистич. революции Б. работал на Украине и в Ростове-на-Дону в качестве оперного дирижёра и пианиста, в 20-х гг. - в Ленинграде. Совершил ряд конц. поездок по Сов. Союзу вместе с певицей В. О. Духовской. В 1933-47 руководил классом камерного вок. ансамбля и оперным классом Ленингр. консерватории (с 1933 профессор).

Б. был выдающимся виртуозом-ансамблистом и педагогом. Как пианист он обладал красивым, певучим и разнообразным по краскам звуком, игра его отличалась одухотворённостью и ярко индивидуальной трактовкой произведений. Исполнительское искусство Б. как пианиста, ансамблиста и дирижёра опиралось на тщательный анализ содержания и формы произведений.

Написал книгу "Основы музыкального выражения" и "Вокальный словарь", оставшиеся в рукописи, а также воспоминания под назв. "Телега жизни" (рукопись).

Литературные сочинения: Листки из книги воспоминаний, "СМ", 1959, NoNo 9, 12.

Литература: Левин С., Памяти М. А. Бихтера, "СМ", 1948, No 3; его же, Записки оперного певца, М., 1955, 1962.

Я. И. Мильштейн.

Бичем Т.

Бичем Т. (Beecham) Томас (29 IV 1879, Сент-Хеленс, близ Ливерпула - 8 III 1961, Лондон) - англ. дирижёр, оперный и балетный импресарио, муз.-обществ. деятель. Не получил спец. муз. образования. Впервые выступил в 1905 с "Куинс-холл оркестром", в 1906 организовал в Лондоне Новый симф. оркестр (с 1908 наз. симф. оркестр Бичема). С 1910 дирижёр т-ра "Ковент-Гарден" в Лондоне. Известен гл. обр. как оперный дирижёр, исполнял симф. произв. Ф. Дилиуса, B. А. Моцарта, Р. Штрауса и И. Ф. Стравинского. Как импресарио пропагандировал совр. музыку. Участвовал в организации пост. 120 опер, в т.ч. 60 новых. Организовал оперную труппу и собств. оркестр, первые в Англии выступления балетной труппы С. П. Дягилева, дирижировал спектаклями "Русских сезонов" в Лондоне (1911) и в Берлине, затем снова в Лондоне (1913). В годы 1-й мировой войны 1914-18 финансировал мн. оркестры и оперные компании Великобритании, рук. и дирижировал оперными спектаклями в театрах "Друри-Лейн", "Шефтсбери", "Олдуич тиэтр". Был основателем, рук. и дирижёром Британской нац. оперной компании и ряда крупнейших оркестров (Лондонского филармонич. - с 1932, Королев. филармонич. - с 1947, и др.), а также мн. фестивалей - Ф. Дилиуса в Лондоне (1929), в Лидсе (с 1932), Моцартовского в Зальцбурге (1932), в Глайндборне (1948, 1949), Эдинбурге (с 1947). Выступал в концертах Корол. филармонич. об-ва и в т-ре "Ковент-Гарден" (с 1932 гл. дирижёр т-ра, с 1933 худ. рук.). Гастролировал в Австралии, Канаде (1949-51). Работал в США дирижёром симф. оркестра в Сиэтле (1941-43) и в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (1942-44). Автор орк. сюит на темы опер и камерных произв. Г. Генделя. Написал автобиографич. воспоминания.

Сочинения: A mingled chime: leaves from an autobiography, L., 1944, 1949; Frederik Delius, N. Y., 1960.

Литература: Smyth E., Beecham and pharoah, L., 1935; Сardus N., Sir Thomas Beecham, в его кн.: Delights oi music: a critic's..., L., 1966, p. 32-48.

Бичурина А. А.

Анна Александровна (1854, Тбилиси - 5(17) II 1888, Петербург) - рус. певица (контральто). Окончила Петерб. консерваторию (класс Г. Ниссен-Саломан и Дж. Корси). В 1875-85 солистка Мариинского т-ра. Первая исполнительница партий Леля; Свояченицы ("Майская ночь"), Солохи ("Кузнец Вакула" Чайковского). Б. обладала сочным, грудным, сильным голосом, большим сценич. дарованием. Создавала острохарактерные образы; была одной из лучших исполнительниц бытовых партий. П. И. Чайковский высоко оценил её исполнение Солохи. Среди др. партий: Ваня; Спиридоновна ("Вражья сила"), Хозяйка корчмы ("Борис Годунов"), Няня ("Евгений Онегин").

Литература: Некролог, "Нувеллист", СПБ, 1888, с. 8; Некролог, "Новое время", СПБ, 1888, No 4290, с. 3.

Бию

Бию - общее наименование тат. и башк. нац. танцев; отсюда биючи - танцор, плясун. Б. называют нар. танцы всех видов - мужские, женские, коллективные. Муз. сопровождением танцев служат песенные мелодии, исполняемые на инструментах, иногда пение. Распространённые формы: бию-кюй - лирич. плясовые напевы без слов; кылынап-бию - мелодии, сопровождающие изобразит. воинственные танцы; такмак - скорые плясовые песни типа частушки.

Я. М. Гиршман.

Благовидова О. Н.

Ольга Николаевна (29 V (11 VI) 1905, Петербург - 23 X 1975, Одесса) - сов. певица (меццо-сопрано) и вок. педагог. Нар. арт. УССР (1970). Чл. КПСС с 1945. В 1926 окончила Одесский муз.-драм. ин-т им. Л. Бетховена у Ю. А. Рейдер. С 1928 солистка Большого т-ра, с 1931 - Грузинского, в 1932-48 - Одесского т-ров оперы и балета. Обладала красивым, сильным голосом; сценич. образы, созданные Б., отмечены высокой исполнит. культурой и жизненной правдой. Среди партий - Любаша ("Царская невеста"), Ратмир, Лель, Кончаковна, Амнерис, Азучена, Кармен; Шарлотта ("Вертер"), Ортруда ("Лоэнгрин"), Аксинья; Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Алмаст ("Алмаст" Спендиарова). 2-я пр. на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933). С 1933 педагог Одесской консерватории (с 1944 зав. кафедрой сольного пения, с 1951 профессор). Б. воспитала плеяду сов. певцов, в их числе - Б. А. Руденко, З. П. Христич, Н. Л. Огренич, И. В. Пономаренко, А. С. Ворошило.

Литература: Кочерба Э., Ольга Благовидова..., К., 1973.

Предыдущая страница Следующая страница