Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 14, "БРЕ"-"БРЮ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 14, "БРЕ"-"БРЮ")

Бретаницкий С. Л.

Семён Леонтьевич (25 ХI (7 XII) 1886, Одесса - 7 I 1963, Баку) - советский скрипач и педагог. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1935). Окончил в 1911 Лейпцигскую (класс X. Зитта), в 1914 Петерб. (класс Л. С. Ауэра) консерватории. Выступал в качестве солиста, работал концертмейстером симф. оркестров. С 1916 жил в Баку, где с 1921 (с момента основания) преподавал в Азерб. консерватории (с 1927 профессор, с 1930 зав. струн. кафедрой). Среди его учеников - В. Айвазов, Т. Бакиханов, А. Рзаев, Г. С. Гамбург, Г. Ходжаев, А. Ходжулиян и др.

Бретон Т.

Бретон-и-Эрнандес (Bretуn у Hernбndez) Томас (29 XII 1850, Саламанка - 2 XII 1923, Мадрид) - испан. композитор и дирижёр. Чл. Испан. корол. академии (1896). Первоначальное муз. образование получил в Школе изящных иск-в в Саламанке. В 1872 окончил Мадридскую консерваторию. Возглавлял оркестры филармонии и оперного т-ра Мадрида. С 1901 директор консерватории. Один из видных представителей нац. направления в испан. музыке, Б. активно выступал против засилья итал. оперы. Наиболее значит. произв. написаны им в жанре сарсуэлы. Лучшее из них, пользующееся до сих пор успехом, - "Ярмарка в Паломе" ("La Verbena de la Paloma", 1894, Мадрид).

Сочинения: сарсуэлы - Приятель из Бегоны (El camponero de Begoсa, 1878, Мадрид), Цирюльник из Орана (El Barberillo di Oran, 1879, там же), Часы-кукушка (El Reloj de Cuco, 1898, там же), Красная гвоздика (El clave rojo, 1899, там же) и др.; оратория Апокалипсис (текст Б., исп. 1882); для орк. - симф. поэмы Саламанка, В Альгамбре, сюита Андалусские сцены; камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета, трио, фп. квинтет, секстет для дух. инструментов; скр. концерт (памяти П. Сарасате) и др.

Литература: Salcedo A. S., Tomбs Breton: su vida y sus obras, Madrid, 1924.

M. A. Вайсборд.

Брехер Г.

Брехер Г. (Brecher) Густав (5 II 1879, Дуби, близ Теплице - V 1940, Остенде) - нем. дирижёр и композитор. Впервые выступил как дирижёр в 1899 в Лейпцигском гор. т-ре. Дирижировал в т-рах Вены (1900), Ольмюца (Оломоуц, 1902), Гамбурга (1903), Кёльна (1911), Франкфурта-на-Майне (1916-20). В 1923-33 генерал-музик-директор и дирижёр Лейпцигской оперы. Здесь под упр. Б. состоялись премьеры опер: "Джонни наигрывает" Кшенека (1927) и "Возвышение и падение города Махагони" Вейля (по Брехту, 1930). В 1933 был изгнан из Германии и бежал в Бельгию. Гастролировал в Сов. Союзе (впервые в 1923).

Дирижёрское иск-во Б. отмечено серьёзностью и глубиной замысла, отсутствием внешних эффектов. Заново перевёл на нем. яз. либретто опер "Отелло", "Фауст", "Тоска". Автор муз. произв., в т. ч. симф. поэмы "Rosmersholm" (1896).

Сочинения: Richard Strauss, Lpz., 1900; Ьber Operntexte und Opernьbersetzungen, В., 1911.

Литература: H. M., Густав Брехер в Большом, "Зрелища", 1923, 22 мая, No 37.

Е. Я. Рацер.

Брехмане-Штенгеле М. Я.

Мильда Яновна (р. 8(20) X 1893, Рига) - советская певица (сначала меццо-сопрано, затем драматич. сопрано). Выступала с 11 лет на сценах рижских латыш. драматич. т-ров. Пению училась сначала у М. Зандера. затем в Рижском муз. уч-ще. В 1923-24 совершенствовалась в Париже (у Ф. Литвин), Берлине, Италии. В 1913 дебютировала как оперная певица в партии Зибеля ("Фауст") в Рижском Латыш. т-ре. В 1919-53 солистка Латв. т-ра оперы и балета. Б. - артистка яркого вок.-артистич. дарования и большого сценич. темперамента. В её репертуаре около 80 оперных партий, в т. ч.: Спидола ("Огонь и ночь" Мединя), Банюта ("Банюта" Калниня), Саломея ("Саломея" Р. Штрауса), Марта ("Долина" Альбера), Кармен, Аида, Дездемона, Тоска; Турандот ("Турандот" Пуччини), Венера и Елизавета ("Тангейзер"), Ортруда и Эльза ("Лоэнгрин"), Зиглинда ("Валькирия"), Кундри ("Парсифаль"), Лиза, Феврония; Ярославна ("Князь Игорь"), Марина Мнишек ("Борис Годунов") и др.

Выступала как конц. певица. С 1944 ведёт педагогич. работу в Латв. консерватории (в 1955-62 режиссёр оперного класса). Гастролировала за рубежом (Финляндия, Германия, Франция, Швеция).

Я. Витолинь.

Бриан М. И.

Бриан М. И. (наст. фам. - Шмаргонер) Мария Исааковна (23 VIII(4 IX) 1886, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 22 V 1965, Ленинград) - советская певица (лирич. сопрано) и педагог. Засл. арт. РСФСР (1938). В 1903-09 обучалась пению в Париже у Лаборд. В 1912 окончила Петерб. консерваторию по классу пения А. Г. Жеребцовой-Андреевой. В 1909-10 солистка Петерб. нар. дома, в 1912-19 - Т-ра муз. драмы. Участвовала в "Русских сезонах" в Париже и Лондоне (1913-14). В 1918-33 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета. Создала трогательные, отмеченные мягкостью и задушевностью сценич. образы.

Партии: Татьяна, Иоланта ("Евгений Онегин" и "Иоланта"), Ольга, Марфа ("Псковитянка", "Царская невеста"), Микаэла ("Кармен"), Маргарита ("Фауст" Гуно), Антония ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Мелизанда ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси).

Была выдающейся камерной певицей. Её исполнение отличалось тонкими муз.-психологич. оттенками. Особенно удавались ей романсы Н. А. Римского-Корсакова. В 1920-50 профессор Ленинградской консерватории. Среди учениц Б. - Л. В. Мясникова и З. И. Емельянова.

В. И. Зарубин.

Бридж Ф.

Бридж Ф. (Bridge) Фрэнк (26 II 1879, Брайтон - 10 I 1941, Истборн) - англ. композитор. Муз. образование получил в Королев. муз. колледже в Лондоне по классу скрипки, в 1899-1903 изучал композицию у Ч. Станфорда. В 1906 альтист квартета, организованного Й. Иоахимом в Лондоне, затем в Англ. квартете (до 1915). С 1910 дирижировал оперными (в т-ре "Ковент-Гарден" и др.) и симф. ("Променадконцерты") оркестрами. Гастролировал как дирижёр, исполнял свои произведения в США (1923, 1934, 1938). Как значительный композитор проявил себя в зрелом возрасте. Ранние произв. Б., проникнутые лирико-романтич. настроением, отразили влияние И. Брамса (1-й струн. квартет, 1906); в нек-рых поздних сочинениях приблизился к атонализму (4-й квартет, 1937). К лучшим произв. Б. относятся камерно-инстр. ансамбли, отмеченные высоким полифонич. мастерством. Музыка Б., обращённая к узкому кругу слушателей и ценимая англ. знатоками музыки, осталась почти неизвестной широкой аудитории. В муз. жизни Англии Б. занимал независимое положение, не принадлежа ни к каким муз. организациям. Среди учеников Б. - Б. Бриттен (написал "Вариации на тему Франка Бриджа").

Сочинения: для орк. - сюита Море (The Sea, 1911), поэма Изабелла (1907), Танцевальная рапсодия (Dance rhapsody, 1908); камерн. ансамбли - струн. секстет, фп. квинтет, 4 струн. квартета, фп. трио и др.; инстр. соч. - пьесы для фп., скр., влч., органа; хоры и песни (в т. ч. с орк.).

Литература: Westrup J. A., Frank Bridge, в кн.: British music of our time. Ed. by A. Bacharach, L., 1946, 1951; Warrack J., Frank Bridge, "Tempo", 1963, No66/67, p. 27.

Г. М. Шнеерсон.

Бриджтауэр О. П.

Бриджтауэр О. П. (Bridgetower) Джордж Огастес Полгрин (29 II 1780, Бяла, Польша - 29 II 1860, Лондон) - английский скрипач. Потомок африканца и польки. Игре на скрипке обучался у И. М. Ярновича в Париже и Ф. И. Бартелемона в Лондоне. Дебютировал в Париже в "Духовных концертах" (1789). Был камервиртуозом принца Уэльского. В 1802 совершил турне по европейским странам. Темпераментную виртуозную игру Б. высоко ценил Л. Бетховен, написавший под её впечатлением 2 первые части сонаты для скрипки и фп. ор. 47 (позднее посв. Р. Крейцеру); финал был написан раньше и предназначался композитором для сонаты ор. 30 No 1 (в качестве заключительной части). Впервые "Крейцерова соната" была исполнена Б. и Л. Бетховеном по рукописи в Вене 24 мая 1803.

Литература: Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Frimmel Th., Beethoven-Handbuch, I, Lpz., 1926.

И. M. Ямпольский.

Брикси Ф. К.

Брикси Ф. К. (Brixi) Франтишек Ксавер (2 I 1732, Прага - 14 X 1771, там же) - чеш. композитор и органист. Сын органиста и композитора Шимона Б. Учился музыке у В. Калоуса, затем у Й. Зегерта в Праге. Служил органистом мн. церквей Праги (1749-71), позднее и капельмейстером кафедрального собора св. Вита на Градчанах (1759-71). Инструментальные произв. Б. предвосхищают нек-рые стороны творчества В. А. Моцарта, высоко ценившего музыку Б. Написал ок. 450 произведений, гл. обр. церк. вок. жанров; из инстр. музыки наиболее известны концерты для органа или клавира с оркестром. Соч.: 105 месс, 263 оффертория, 5 реквиемов и др. литургич. соч.; симфония (1760); 5 концертов для органа или клавира с оркестром; сюита (1758) и пьеса для чембало Битва при деревне Планиан в 1757 (Battalia beim Dorff Planian Anno 1757); прелюдии и фуги, токкаты, партиты для органа; пьесы для арфы.

Литература: Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 1, М.. 1959, с. 225-231; Kamper О., F. X. Brixi, (Praha, 1926); Вuсhner A., Коvаl K., Mikysa K., Cubr A., Mozart und Prag, Praha. 1960; Straka V., F. X. Brixi. Musica Antiqua Bohemica..., t. 75, Praha, 1970.

Бриль И. М.

Игорь Михайлович (р. 9 VI 1944, Москва) - сов. джазовый пианист, композитор и дирижёр. В 1971 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных по классу фп. у Т. Д. Гутмана. С 1962 руководил разл. ансамблями; выступал в трио (с контрабасом, ударными). С 1966 пианист и аранжировщик ансамбля "ВИО-66", в 1969-74 дирижёр Моск. объединения муз. ансамблей. С 1969 преподавал в Моск. экспериментальной студии эстрадной и джазовой музыки, с 1974 худ. рук. отдела эстр. специализации Муз.-пед. уч-ща им. Гнесиных. Автор муз. произв. для джаза, а также пособий по эстрадно-джазовому образованию, в т. ч. "Практического курса джазовой импровизации" (М., 1979). Участник много-числ. джазовых фестивалей (с 1965). Гастролирует за рубежом.

Литература: Чугунов Ю., Учитесь импровизировать, "Клуб и художественная самодеятельность", 1980, No 17.

Бриндизи

Бриндизи (итал. brindisi - заздравный тост, от нем. (ich) bring dir's - пью за твоё здоровье) - в итальянской опере застольная песня. Один из первых известных образцов - в опере "Лукреция Борджиа" Доницетти (1833). Др. популярные Б. в операх "Травиата" (1853) и "Отелло" (1887) Верди, "Сельская честь" Масканьи (1890).

Бриндис де Салас К. Х. Д.

Бриндис де Салас К. Х. Д. (Brindis de Salas) Клаудио Хосе Доминго (1852, Гавана - 1911, Буэнос-Айрес) - кубин. скрипач. Сын учителя танцев Клаудио Б. де С. (1800-1872). Первоначальное муз. образование получил под рук. отца. Игре на скрипке обучался у бельг. скрипача Ван дер Гухта в Гаване. В 10-летнем возрасте дал свой первый концерт; виртуозное дарование юного скрипача привлекло всеобщее внимание. Совершенствовался в Парижской консерватории. Гастролировал в странах Центр. и Лат. Америки, в Зап. Европе (Испании, Англии, Италии, Германии), в России (Петербург, 1881). Нек-рое время жил в Берлине, работал придв. музыкантом. Был директором консерватории на Гаити. Б. де С. - один из крупнейших скрипачей виртуозов и муз. деятелей Лат. Америки последней четверти 19 в. Его игру отличали захватывающая страстность, ритмич. сила, своеобразие фразировки и исключительное технич. мастерство. Он был прозван "королём октав", "негритянским Паганини". Умер от туберкулёза в Аргентине. В 1930 останки Б. де С. были с почестями перевезены в Гавану.

Литература: Ямпольский И., Кубинский Паганини, "МЖ", 1972, No 22.

И. М. Ямпольский.

Бринкман Ф. Г.

Бринкман Ф. Г. (Brinckmann) Франц Георг (1799, Франкфурт-на-Майне - 1845, там же) - нем. инстр. мастер. Славились гитары его работы, отличающиеся красотой тембра, изяществом отделки. Внёс усовершенствования в конструкцию гитары (пользовался советами Н. Паганини). Изобрёл т. н. "усовершенствованную гитару" ("Korrektionguitarre").

Бристоу Ф.

Бристоу Ф. (Bristow) Джордж Фредерик (19 XII 1825, Нью-Йорк - 13 XII 1898, там же) - амер. композитор, скрипач, органист и хор. дирижёр. Учился у отца, дирижёра и кларнетиста. Совершенствовался у Г. К. Тимма (муз.-теоретич. предметы и композиция), Дж. Макфаррена (композиция). Работал в Нью-Йорке. С 13 лет играл на скрипке в оркестре т-ра "Олимпик" и в филармоническом (1843-79), был также церк. органистом. Дирижировал хором муз. об-ва "Concordia" (1851-62), хором Об-ва Мендельсона (1867-71). Пропагандировал произв. амер. композиторов. Был муз. инспектором средних школ (1854-98). В ряде соч. обращался к амер. темам и сюжетам - в опере "Рип ван Винкль" (по У. Ирвингу, 1855, Нью-Йорк; одна из первых амер. нац. опер), кантате "Великая Республика" ("The Great Republic", 1879), симфонии для солистов, хора и оркестра "Ниагара" (1893). Среди др. соч. - 2 оратории (1861, 1867), 2 кантаты (1879, 1898), 4 симфонии (1848-72; наиболее известна 4-я - "Аркадская"), конц. увертюра (1874), 2 струн. квартета, произв. для органа, фп., скрипки, хоры, песни.

Литературные сочинения: New and improved method for the reed or cabinet organ, N. Y., (1887).

Бриттен Б. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Брканович И.

Брканович И. (Brkanovic) Иван (р. 27 XII 1906, Шкаляри, близ г. Котор) - хорватский композитор (Югославия). Учился композиции у Ф. Лотки, Ф. Дугана и Б. Берсы в Академии музыки в Загребе, затем в "Схола канторум" в Париже. Работал в Загребе хормейстером, директором Загребской филармонии (1954-57), был профессором Академии музыки в Сараеве (1957-61). Б. - автор произв. разл. жанров, а также муз.-критич.статей, в к-рых отстаивал необходимость обращения к нац. материалу в оперном и конц. репертуаре. В композиторском творчестве использует нац. хорватский муз. фольклор, сочетая нар. песенность с проф. мастерством и применением совр. приёмов письма.

Сочинения: оперы - Равноденствие (Ekvinocij, 1950), Золото Задра (Zlato Zadra, 1954); балет - Илоты (Heloti, Загреб, 1963); кантаты - Боснийские воспоминания (Bosanska sjecanja, 1961), Зелёный змей любви (Zelena zmija ljubavi, 1964); для солистов, хора и орк. - Триптих (1936), Далматский диптих(1953); для орк. - 5 симфоний (1935, 1946, 1947, 1948, 1949), Сараевская сюита (1958); камерн. соч. - 2 струн. квартета.

Литература: Kovacevic Kr., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, 1960, s. 76-90.

К. Ковачевич.

Брно

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Бродвуд"

"Бродвуд" (Broadwood) - старейшая англ. фп. фирма. Родоначальник семьи мастеров фп. - Джон Бродвуд (1732-1812), столяр из Кокбернспата (Шотландия). С 1752 работал в Лондоне у клавесинного мастера Б. Чуди, с 1761 - его компаньон (фирма наз. "Чуди и Бродвуд"). С 1769 Джон Бродвуд (зять Чуди) - глава фирмы. Изучив механику и акустику, он усовершенствовал молоточковый механизм. В 1773 фирмой "Б." был создан новый вид клавишного инструмента - прямоугольное (столообразное) фп., снабжённое "английским" молоточковым механизмом. При конструировании этого типа фп. Джон Бродвуд пользовался советами М. Клементи. С 1788 фирма выпускала также крыловидные рояли. Джоном Бродвудом изобретён однорепетиционный молоточковый механизм толкающего действия, сделаны расчёты струн. мензур, увеличен звуковой диапазон фп. до 6 октав (1794). С 1795, после вступления в дело сыновей Джона Бродвуда - Джеймса Чуди и Томаса Б. - фирма стала наз. "Джон Бродвуд и сыновья" ("J. Broadwood and Sons, Ltd"). В 1817 фирма "Б." подарила свой рояль Л. Бетховену, к-рый дал ему высокую оценку. В 1834 она изготовила рояль для Ф. Шопена (специально к его гастролям в Англии). Во 2-й пол. 19 в. фирмой "Б." были введены перекрёстные струны, механизмы двойной репетиции, освоен выпуск пианино, в 1900-х гг. "Б." получила патент на цельнолитую стальную раму без промежуточных опорных стержней. Современная фирма "Б." выпускает 3-метровые концертные рояли.

Литература: Hirt Fr. J., Meisterwerke des Klavierbaues, Olten, 1955.

O. M. Белунцов.

Бродский А. Д.

Адольф Давидович (21 III(2 IV) 1851, Таганрог - 22 I 1929, Манчестер, Англия) - скрипач и педагог. В 9-летнем возрасте дебютировал в Одессе. В 1860-66 учился в Венской консерватории в классе Й. Хельмесбергера, был участником (2-я скрипка) его струн. квартета. В 1866-68 играл в придв. оркестре, выступал как солист. В 1873 возвратился в Россию. В 1874-78 преподавал в Моск. консерватории. В 1879 дирижировал симф. концертами в Киеве. С 1881 жил за границей, гастролировал во мн. странах. Был первым исполнителем посв. ему скрипичного концерта Чайковского (Вена, 1882), к-рый высоко ценил Б. как артиста и человека. В 1883-91 профессор консерватории в Лейпциге, где основал струн. квартет (Б., О. Новачек, X. Зитт, Л. Грюцмахер), завоевавший мировую известность. Неоднократно выступал в России (последний раз в 1903 в камерных концертах РМО в Москве и Петербурге). В 1891-94 концертмейстер Нью-Йоркского симф. оркестра. С 1895 директор и профессор (класс скрипки) Корол. муз. колледжа в Манчестере. Среди учеников Б. - Ф. Бербер, Н. Блиндер, О. Новачек. Ценные сведения о муз. деятельности Б. содержатся в мемуарах его жены А. Бродской: "Воспоминания о родном доме в России..." ("Recollections of a Russian home...", (L.), 1904).

И. М. Ямпольский.

Бройер Я.

Бройер Я. (Breuer) Янош (р. 8 VI 1932, Будапешт) - венг. музыковед. Окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа по классам хор. дирижирования у З. Вашархейи (1954), музыковедения у Д. Барта (1958, ранее занимался у Б. Сабольчи). С 1958 науч. сотрудник Союза венг. муз. деятелей, в 1961-70 редактор, с 1971 гл. редактор журн. "Magyar Zene". Постоянный муз. критик газ. "Nйpszabadsбg". Б. принадлежит ряд работ, посв. проблемам совр. венг. музыки, а также творчеству Б. Бартока и З. Кодая.

Брон О. М.

Онисим Михайлович (р. 20 VIII(1 IX) 1895, Новомосковск, ныне Днепропетровской обл.) - сов. дирижёр. Окончил Киевскую консерваторию (в 1916 - класс фп. В. В. Пухальского, в 1918 - композиции P.M. Глиэра). Был дирижёром т-ров оперы и балета - Тбилисского (1922-24), Бакинского (1924-25), Харьковского (1925-26), Киевского (1930-32), Ленинградского (им. С. М. Кирова, 1937-44). В 1926-30 зав. муз. частью Муз. т-ра им. В. И. Немировича-Данченко в Москве. В 1944-48 худ. рук. и гл. дирижёр Белорус. т-ра оперы и балета, в 1948-52 худ. рук. Оперного ансамбля Всесоюзного радио, в 1952-56 муз. рук. Ансамбля сов. оперы ВТО. Под его рук. осуществлён ряд первых постановок произведений сов. композиторов и классиков. Преподавал в Киевской (1930-32) и Минской (1945-48) консерваториях, в ГИТИСе (классы дирижирования и оперной подготовки актёра). Редактор ряда муз. изданий (в т. ч. клавира оперы "Севильский цирюльник" Россини).

Сочинения: Дирижёр и музыкальная культура оперного спектакля, в сб.: О культуре оперного спектакля, М., 1956, с. 39-66, Музыкальный театр и современность, в сб.: Вопросы развития советской оперы, М., 1962. с. 54-71.

И. Г. Нисневич.

Бронарский Л.

Бронарский Л. (Bronarski) Людвик (р. 13 IV 1890, Львов) - польский музыковед и пианист. Учился в Венском ун-те (1909-13) у Г. Адлера, Р. Валлашека и М. Дица (музыковедение), занимался также у Т. Лешетицкого (фп.) и Г. Греденера (композиция и оркестровка). С 1914 совершенствовался как музыковед под рук. П. Вагнера во Фрейбурге. Наиболее известны его исследования творчества Ф. Шопена (написал свыше 40 статей). С 1937 ред. полного собр. сочинений Ф. Шопена (совм. с И. Падеревским и Ю. Турчиньским; после их смерти завершил самостоятельно издание - Fr. Chopin, Dziela wszystkie,PWM, Kr., 1949-62). В 1947-67 преподавал в консерватории во Фрибурге (Швейцария). В 1948-51 чл. музыковедч. комиссии Польской АН.

Сочинения: Die Lieder der hl. Hildegard. Ein Beitrag zur Geschichte der geistlichen Musik des Mittelalters, Z. - Lpz., 1922; Harmonika Chopina, Warsz., 1935; Йtudes sur Chopin, (v. 1-3), Lausanne, 1944-47; Srkice Chopinowskie, Kr., 1961.

З. Лисса.

Бронзов И. Л.

Бронзов И. Л. (наст. фам. - Егоров) Иван Лаврентьевич (24 II (7 III) 1896, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 20 II 1963, Харьков) - сов. певец (баритон). Нар. арт. УССР (1946). Чл. КПСС с 1949. В 1925 окончил Центр. техникум театр. иск-ва (Москва), где занимался у М. А. Дубровской. В 1924-25 выступал на сцене "Свободной оперы" (быв. Оперный т-р Зимина), затем был солистом оперных т-ров Киева (с 1925), Одессы (с 1934), Днепропетровска (с 1935), Харькова (1944-59). Среди партий - Князь Игорь, Борис Годунов (Гос. пр. СССР, 1952); Князь ("Чародейка"), Демон; Грязной ("Царская невеста"), Риголетто, Скарпиа; Нагульнов ("Поднятая целина" Дзержинского), Листрат ("В бурю"), Богдан ("Богдан Хмельницкий" Данькевича). Выступал как конц. певец.

Бронская Е. А.

Бронская Е. А. (урожд. Гаке, по мужу - Макарова) Евгения Адольфовна (20 I(1 II) 1888, Петербург - 12 X 1953, Ленинград) - советская певица (лирико-колоратурное сопрано) и педагог. Пению обучалась у своей матери - Э. Гаке в Петерб. муз. школе. В 1901 дебютировала в Тбилисском оперном т-ре. В 1902-03 солистка Киевского оперного т-ра, в 1904-05 - т-ра Солодовникова (Москва). В 1907-10 служила в итал. антрепризе, пела в Италии, Франции, США. В 1910-23 солистка Мариинского т-ра. В 1923-50 профессор Ленингр. консерватории. Среди её учениц - Д. Я. Пантофель-Нечецкая. Обладала яркими вок. и сценич. данными, блестящей колоратурой. Партии: Марфа ("Царская невеста"), Снегурочка; Царевна-Лебедь, Татьяна; Филина ("Миньон" Тома), Мюзетта ("Богема"), Марта ("Марта" Флотова), Виолетта, Микаэла и др.

Литература: Левик С., Записки оперного певца, М., 1962, с. 62, 84, 200.

В. И. Зарубин.

Бронфин Е. Ф.

Елена Филипповна (р. 16(29) IV 1911, Петербург) - сов. музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения (1942). В 1932 окончила Ленингр. консерваторию по классу фп., в 1939 - аспирантуру при ней как музыковед под рук. А. В. Оссовского. В 1931-37 редактор Радиокомитета, в 1937-45 преподаватель муз. школы-десятилетки при Ленингр. консерватории, с 1939 - консерватории (с 1950 доцент). Осн. круг науч. интересов Б. - муз. культура Франции и Италии, история сов. музыки, проблемы муз. критики. Сост. ряда сборников, также автор вступ. статей к ним: "А. Оссовский. Избранные статьи, воспоминания" (1961); "Мануэль де Фалья. Статьи о музыке и музыкантах" (1971); "Музыкальная эстетика Франции XIX века" (1974) и др.

Сочинения: Глинка в зарубежной музыкальной жизни и критике, в сб.: М. И. Глинка, М., 1958; А. В. Оссовский. Очерк жизни и творческой деятельности, Л., 1960; К спорам об "авангардизме" в освещении французской музыкальной прессы 1961 и 1962 годов, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; К. Монтеверди. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1970; Дж. Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973; Соллертинский - музыкальный учёный, в сб.: Памяти И. И. Соллертинского, Л.-М., 1974; О современной музыкальной критике. Пособие для семинаров, М., 1977; Н. И. Голубовская - исполнитель и педагог, Л., 1978, и др.

Бронфин Ф. М.

Бронфин Ф. М. (псевд. - P.; Pин) Филипп Маркович (23 XI (5 XII) 1879, Устилуг Владимир-Волынского у. Волынской губ. - 3 I 1935, Ленинград) - сов. муз.-обществ. деятель, педагог и муз. критик. В 1909 окончил Петерб. консерваторию по классу сочинения у А. К. Глазунова (ранее занимался у Н. А. Римского-Корсакова). В 1905 участвовал в революц. движении студентов консерватории. В 1912-17 преподаватель муз.-теоретич. предметов на "Курсах Рапгоф", с 1918 зав. школами муз. просвещения, сотрудник Муз. отдела Наркомпроса, чл. комиссии по реформе муз. образования РСФСР, муз. критик и рецензент газ. "Петроградская правда", "Вечерняя правда", журн. "Жизнь искусства". В 1919-1922 зав. муз. подотделом Политотдела (позднее Политуправления) Реввоенсовета Балтфлота. Организовал ряд муз. школ на базах Балтфлота, был худ. рук. симф. концертов, выступал также как лектор. С 1923 преподавал муз.-теоретич. предметы в муз. уч. заведениях, был лектором Гос. объединения музыки, эстрады, цирка и Конц. бюро ленингр. т-ров.

Сочинения: К кончине Е. П. Рапгофа, "ЖИ", 1919, 6 апр.; Народное музыкальное просвещение в центре и провинции, там же, 1919, No 113; Реформа музыкального образования, там же, 1919, No 155, и др.

Броссар С.

Броссар С. (Brossard) Себастьен де (крещён 12 IX 1655, Домпьер, деп. Орн - 10 VIII 1730, Mo, деп. Сена и Марна) - франц. композитор, муз. писатель, лексикограф и библиограф. Получил духовное образование. С 1687 викарий, с 1689 капельмейстер Страсбургского собора, в 1698-1730 гл. капеллан (в 1698-1709 муз. директор) кафедрального собора в Mo. Составил и издал первый франц. "Музыкальный словарь, содержащий объяснения наиболее употребительных в музыке терминов греческих, итальянских и французских" ("Dictionnaire de musique contenant une explication des termes grecs, italiens et franзais les plus usitйs dans la musique...", 1703, 1705). Приложенный к словарю каталог собранных Б. книг по музыке и нотных изданий 16-17 вв. (более 900 назв.) - один из первых систематич. опытов каталогизации и описания муз. лит-ры. Б. написал "Письмо г-ну Демоцу по поводу его нового метода записи литургич. пения и музыки" ("Lettre en forme de dissertation а M. Demoz sur sa nouvelle mйthode d'йcrire le plain-chant et la musique", 1729). Уникальное собрание муз. рукописей Б. было приобретено в 1724 Людовиком XV (ныне одно из ценнейших собраний Муз. департамента Нац. б-ки в Париже).

Автор духовной музыки, инстр. соч. (симфонии для 2 и 3 инструментов с басом, сонаты для 2 скр., гамбы и баса, сонаты для 2 скр. и баса и др.).

Литература: Brenet M., Sйbastien de Brossard, prкtre, compositeur, йcrivain et bibliophile..., в сб.: Mйmoires de la Sociйtй de l'Histoire de Paris et de l'ile-de-France, XXIII, P., 1896; Sйbastien de Brossard, в кн.: Laurenсie L. de, L'йcole franзaise de violon de Lully а Viotti, v. 1, P., 1922, p. 68-71; Lebeau E., L'entrйe de la collection musicale de Sйbastien de Brossard а la Bibliothиque du Roi, "RM", 1950, dйcembre.

И. M. Ямпольский.

Бротт А.

Бротт А. (Brott) Александр (p. 17 III 1915, Монреаль) - канад. дирижёр, композитор и скрипач. Учился в консерватории Мак-Гилла в Монреале (1928-35). В 1939 окончил Джульярдскую муз. школу по классу композиции у Б. Вагенара, с того же года преподавал композицию, дирижирование и оркестровку в ун-те Мак-Гилла (с 1949 профессор). В 1939 основал "Камерный оркестр Мак-Гилла" (1-й скрипач до 1950), в 1960 - Монреальский поп-оркестр. В 1945-58 концертмейстер и ассистент дирижёра Монреальского симф. оркестра. В качестве дирижёра выступал в США, Мексике, странах Европы (в СССР - в 1966).

Сочинения: для орк. - симф. поэмы Война и мир (War and peace, 1944), Конкордия (1947), сюиты От моря до моря (From sea to sea, 1947), Планеты на орбите (Spheres in orbit, 1960), Три астральных видения (3 astral visions, для струн. орк., 1960), Семь менуэтов и шесть канонов (1969), Молодой Прометей (The young Prometheus) - 12 прелюдий и фуг, оркестрованных по наброскам Бетховена (1969); концерт для скр. с орк. (1950); камерно-инстр. ансамбли и др.

Брубек Д.

Брубек Д. (Brubeck) Дейвид (Дейв) У. (р. 6 XII 1920, Конкорд, шт. Калифорния) - амер. джазовый пианист и композитор. Окончил муз. ф-т Тихоокеанского колледжа (1942), учился композиции в Милс-колледже у Д. Мийо (1942-46) и Калифорнийском ун-те у А. Шёнберга (1943-44). В 1951 возглавил джаз-квартет, выступал в его составе (фп., альт-саксофон, контрабас, ударные); к 1954 квартет под рук. Б., игравший в стиле т. н. прохладного джаза, завоевал известность в США благодаря выступлениям на крупных джазовых фестивалях, а также многочисл. грамзаписям. С 1958 гастролировал во мн. странах. В 1959 квартет под упр. Б. выступал в "Карнеги-холл" (Нью-Йорк), исполнив специально написанный его братом - комп. Xоуардом Б. (р. 1916) "Диалог для джаз-ансамбля и симфонического оркестра" (дир. Л. Бернстайн). В 1967 Б. расформировал квартет и создал ансамбль "Два поколения Брубеков", в к-рый вошли и его сыновья. В своих соч. Б. широко использовал полифонию; в импровизациях (в т. ч. на известные темы), отличающихся ритмич. изощрённостью, проявляет склонность к мотивной разработке. Во 2-й пол. 60-х гг. написал неск. ораторий и кантат, музыку для ряда спектаклей драм. т-ра и кинофильмов.

Брук Ш.

Брук Ш. (Brook) Барри Шелли (р. 1 XI 1918, Нью-Йорк) - амер. музыковед и муз. библиограф. Учился в Манхаттанской муз. школе, затем окончил Гор. колледж (1939) и Колумбийский ун-т (1942) в Нью-Йорке, совершенствовался в Парижском ун-те (1959). Профессор "Куинс-колледжа" в Нью-Йорке (с 1945) и Нью-Йоркского гор. ун-та (с 1967). С 1967 ред. библиографич. издания "Международный каталог музыкальной литературы" ("RILM"). Автор книг по истории музыки, а также ряда статей, опубликованных в "Musical Quarterly" и "Fontes artis musicae". В 1971 и 1981 посетил СССР. С 1981 президент Междунар. муз. совета.

Литературные сочинения: La symphonie franзaise dans la seconde moitiй du XVIII siиcle, v. 1-3, P., 1962; A programmatic history, 1935-1965, of the greater New York chapter of the American musicological society, (N. Y., 1965); The Breitkopf thematic catalogue..., 1762-1787, N. Y., (1966); Musicology and the computer: musicology 1966-2000 - a practical program, N.Y., (1970); Perspectives in musicology, N. Y., (1972); Thematic catalogues in music: an annotated bibliography..., N. Y., (1972).

Брукнер А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Брусиловский Е. Г.

Евгений Григорьевич (р. 30 X (12 XI) 1905, Ростов-на-Дону) - сов. композитор. Нар. арт. Казах. ССР (1936). В 1922-24 учился (по классам фп. и композиции) в Моск. консерватории, в 1931 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции М. О. Штейнберга. Работал в агитбригаде завода им. С. М. Кирова. В 1933 был командирован Союзом композиторов Ленинграда в Алма-Ату. В 1934-38 муз. рук. Казах. муз. т-ра, в 1949-51 худож. рук. Филармонии. Творч. деятельность Б. способствовала развитию казах. проф. муз. иск-ва. Он создал первые казах. оперы, балеты, симфонии, записал более 250 казах. нар. песен и кюйев. С 1944 преподаватель, с 1955 профессор Алма-Атинского ин-та иск-в (зав. кафедрой композиции). Учениками Б. являются мн. композиторы: Л. В. Афанасьев, Б. Байкадамов, А. В. Бычков, К. Кужамьяров, А. С. Зацепин, С. Мухамеджанов, Е. Рахмадиев, М. Тулебаев и др. Пред. Оргкомитета Союза композиторов Казах. ССР (1939-48), пред. Правления CK Казах. ССР (1948-53).

Автор музыки Гос. гимна Казах. ССР (совм. с М. Тулебаевым, Л. Хамиди, 1945).

Сочинения: оперы - Кыз-Жибек (1934, Казах. т-р оперы и балета; все премьеры опер Б. состоялись в этом т-ре), Жалбыр (1935), Ер-Таргын (1936), Айман-Шолпан (1938), Алтынастык (Золотое зерно, 1940), Гвардия алга! (Гвардия, вперёд!, 1942), Амангельды (совм. с М. Тулебаевым, 1945), Дударай (1953), Наследники (1964) и др.; балеты - Гуляндом (1940, Узб. т-р оперы и балета), Козы-Корпеш и Баян-Слу (1966); кантата Советский Казахстан (1947; Гос. пр. СССР 1948); для орк. - 7 симфоний (1931, 1933, 1944, 1957, 1965, 1966, 1969), симф. Поэма - Жалгыз кайын (Одинокая берёза, 1942), увертюры; концерты для инструмента с орк. - для фп. (1947), для трубы (1965), для влч. (1969); камерно-инстр. произв. - 2 струнных квартета (1946, 1951); произв. для оркестра казах. нар. инстр.; произв. для фп.: романсы и песни, в т. ч. на сл. Джамбула, Н. Мухамедова, А. Тажибаева и др.; обр. нар. песен (более 100), музыка к фильмам.

Литература: Мессман Вл., Евгений Брусиловский, "СМ", 1946, No 11; Ерзакович В., Евгений Григорьевич Брусиловский, "Известия АН Каз. ССР", No 78, Серия искусствоведения, вып. 1, А.-А., 1950; Евгений Брусиловский, в сб.: Музыкальная культура Казахстана, А.-А., 1955; Кельберг A., Е. Г. Брусиловский, М., 1959.

Б. Г. Ерзакович.

Брускантини С.

Брускантини С. (Bruscantini) Сесто (р. 10 XII 1919, Порточивитанова) - итал. певец (баритон). Учился в Риме у Л. Риччи. Дебютировал в 1949 в т-ре "Ла Скала" в басовой партии Джеронимо ("Тайный брак" Чимарозы). Пел на сценах крупнейших итал. т-ров. В 1960-х гг. как баритон выступал на сценах мн. т-ров мира. В 1964 в составе труппы "Ла Скала" гастролировал в Москве. К лучшим созданиям певца относятся партии в операх В. А. Моцарта и Дж. Россини - Фигаро ("Свадьба Фигаро" и "Севильский цирюльник"), Дон Альфонсо и Гульельмо ("Все они таковы"), Дандини ("Золушка").

Брустад Б.

Брустад Б. (Brustad) Бьярне (р. 4 III 1895, Осло) - норв. композитор, скрипач и альтист. Один из ведущих композиторов совр. Норвегии. В 1907-12 учился скрипич. игре у Г. Ланге в консерватории в Осло, совершенствовался у К. Флеша в Берлине. С 1914 концертировал как скрипач в Осло, в 1929-43 участник оркестра норв. Филармонич. об-ва. В 1917 дебютировал как композитор, выступив в Осло в авторском концерте (солист-альтист). С 1937 преподавал композицию и инструментовку в консерватории в Осло. В творчестве приближается к муз. принципам Б. Бартока, с к-рым был лично знаком. Широко разрабатывая материал норв. фольклора, Б. в то же время использовал новые средства композиторской техники - политональные приёмы, сложные ритмы, утончённые эффекты инструментовки. В поздних произв. сочетал нар. основу с битональным письмом.

Сочинения: опера Атлантида (Atlantis, 1945); для орк. - 3 симфонии (1948, 1951, 1953), сюита (1921); для инстр. с орк. - рапсодия для скр. (1933), 2 концерта для скр. (1924, 1927); камерн. соч. - концертино для альта, клавесина и камерн. орк. (1933), 2 трио для кларнета, скрипки и альта (1939) и серенада для скр., фп. и фагота (1947), каприччо для скр. и альта (1936); Сказка и Фанитулл (назв. норв. танца) для скр. соло (Eventyrsuiten, Fanitull-suiten, 1932); для фп. - цикл Игры детей (Kinderspiele) (1939, орк. вариант - 1958), пьесы; песни.

Литература: Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967.

О. Е. Левашова.

Брух М.

Брух М. (Bruch) Макс (6 I 1838, Кёльн - 2 X 1920, Берлин) - нем. композитор и дирижёр. Начальное муз. образование получил у своей матери - певицы. Рано проявил муз. дарование: писал музыку с 11 лет, как композитор дебютировал в 14 лет (симфония Б. исп. в Кёльне в 1852). В 1853-57 Б. учился в консерватории у Ф. Хиллера (композиция) и К. Рейнеке (фп.) в Кёльне, где затем преподавал муз.-теоретич. предметы (1858-61). Был музик-директором в Кобленце (1865-67), придв. капельмейстером в Зондерсхаузене (1867-70), дирижёром Штерновского хор. об-ва в Берлине (1878) и Филармонич. об-ва в Ливерпуле (1880-83), рук. оркестра в Бреславле (1883-90), профессором Высшей школы музыки в Берлине (1891-1910). Творчество Б. относится к позднеромантич. направлению, стиль его письма традиционен. Известность Б. принесли опера "Лорелея" (1863) и произв. для хора и оркестра "Фритьоф" (1864); популярен также концерт для скрипки с оркестром No 1, g-moll. Наиболее значительны его крупные светские хор. произведения с оркестром, отличающиеся мастерством полифонич. голосоведения, богатством гармонич. средств, эффектной красочной инструментовкой. В своих духовных хор. произведениях Б. уделяет гл. внимание мелодич. ясности, доступности выразит. средств, завершённости формы (широко известно его произв. "Кол Нидрей", написанное по заказу ливерпульской еврейской общины). Среди инстр. произв. популярны скрипич. концерты и "Шотландская фантазия".

Сочинения: оперы - Шутка, коварство и месть (Scherz, List und Rache, по зингшпилю Гёте, 1858, Кёльн), Лорелея (1863, Мангейм), Гермиона (по Зимней сказке Шекспира, 1872, Берлин); для голоса и орк. - оратории Моисей (1894), Густав Адольф (1898), Фритьоф (1864), Одиссей (1872), Арминий (1875), Песнь о колоколе (Das Zied von der Glocke, 1878), Огненный крест (1899), Пасхальная кантата (1910), Голос матери-земли (Die Stimme der Mutter Erde, 1916); для орк. - 3 симфонии (1870, 1870, 1887); для инстр. с орк. - для скр. - 3 концерта (1868, 1878, 1891). Шотландская фантазия (Schottische Phantasie, 1880), Adagio appassionato, для влч., евр. мелодия Кол Нидрей (1881), Adagio на кельтские темы, Ave Maria; Швед. танцы, Песни и танцы на рус. и швед. мелодии для скр. и фп.; вок. циклы, в т. ч. Шотландские песни (Schottische Lieder, 1863), Еврейские мелодии (Hebrдische Gesдnge, 1859 и 1888) и др.

Литература: J. Brahms im Briefwechsel mit К. Reinthaler, M. Bruch (u. а.), в кн.: Brahms-Briefwechsel, Bd 3, В., 1908; Blume Fr., Max Bruch, в кн.: Deutsches Biographisches Jahrbuch, Bd II. 1917-1920, В. - Lpz., 1928, S. 505-509; Gysi Fr., Max Bruch. 110. Neujahrsblatt der Allgemeinen Musikgesellschaft in Zьrich, Z., 1922; Pfitzner H., Meine Beziehungen zu M. Bruch, Mьnch., 1938.

О. Т. Леонтьева.

Бручи Р.

Бручи Р. (Бруhи) Рудольф (р. 30 III 1917, Загреб) - серб. композитор (Югославия). Учился у П. Бингулаца в Белграде, у А. Уля и Й. Н. Давида в Вене. Играл на альте в струн. квартете, симф. и оперном оркестрах, а также в оркестре Югосл. нар. армии (1945-50). Был руководителем муз. школы (1954-70) и оперной труппы Серб. нац. т-ра (1962-65) в Нови-Саде. В творчестве тяготеет к крупной форме (симф. и вок. соч.).

Сочинения: балеты - Демон золота (Демон злата, 1966, Нови-Сад), Страсти (Пасион, 1969, там же), На пружине (На прузи, 1970, там же); оратории - Приветствие миру - да будет счастье! (Salut au monde - Нека буде среhа!, с чтецом, 1967); кантаты - Сербия (с камерным орк., 1959), Человек - это бесконечно (Човек jе видик без кpaja, с чтецом, 1961), Глаза Сутески (Очи Сутjеске, с чтецом, 1963), кантаты с камерным ансамблем; для орк. - 2 симфонии (1951, 1965), 2 симфониетты (1949, 1965), концерт для орк. (1965); концерты с орк. - для скр. (1952), тромбона (1958, 1961); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1967), дух. квинтет (1956); пьесы для фп.

Литература: Вingulас P., Rudolf Bruci, "Zvuk", 1966, (No) 67, s. 213-26

Брыкин С. В.

Степан Васильевич (27 XII 1861(8 I 1862), станица Раздорская, ныне Усть-Донецкого р-на Ростовской обл. - 30 VI(13 VII) 1912, Святошино близ Киева) - рус. певец (баритон), педагог и антрепренёр. Род. в семье сельского учителя. Учился в Моск. ун-те. Брал уроки пения у Д. М. Леоновой. Муз. карьеру начал хористом в оперетте М. В. Лентовского в Москве. В 1891-93 пел на сцене Мариинского т-ра (Петербург), затем в Моск. частной опере С. И. Мамонтова. В 1897-1901 выступал в провинц. оперных антрепризах M. M. Бородая в Казани, Саратове. Заболев тяжёлой нервной болезнью, оставил сцену. С нач. 1900-х гг. жил в Киеве, преподавал пение и вёл оперный класс в Муз. уч-ще местного отделения РМО. Позже занялся оперной антрепризой, вначале совм. с Бородаем, а с 1907 самостоятельно. В руководимой им оперной труппе Киевского театра провёл ряд реформ, осуществил постановку опер русских и западно-европейских композиторов. Деятельность Б. как антрепренёра способствовала поднятию художественного уровня провинциального оперного театра.

Литература: "РМГ", 1912, No 31-32, с. 629 (Некролог); Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962; Из музыкального прошлого, ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, вып. 1, М., 1960; Боголюбов Н. Н., 60 лет в оперном театре, М., 1967.

Брымбаров Х. Т.

Брымбаров Х. Т. (Бръмбаров) Христо Тачев (р. 15 X 1905, Ловеч) - болг. певец (драм. баритон), педагог. Нар. арт. НРБ (1947), Герой Социалистического Труда (1969). Учился пению у И. Вульпе в Гос. академии музыки в Софии; в 1929-35 совершенствовался у А. Чеки, Л. дель Лунго и В. Пикколи в Милане. Одновременно гастролировал в итал. оперных театрах. В 1936 дебютировал в роли Фигаро в Софийской нар. опере (с 1937 её солист). С 1937 преподаёт пение в Гос. академии музыки, с 1947 профессор. Среди учеников: Б. Н. Гяуров, Д. Узунов, Н. Гюзелев, A. Селимский, Р. Арие, Д. Петков и др. С 1962 руководит Центральной студией вокалистов. Б. обладает красивым голосом, выразительной манерой пения, сценическим дарованием. Создал около 30 музыкально-сценических образов.

Партии: Георги Грозника, Сыбо ("Девять братьев Янины", "Момчил" Л. Пипкова), Гамилькар ("Саламбо" B. Стоянова), Амонасро ("Аида"), Ренато ("Бал-маскарад"), Тонио; Голландец ("Летучий голландец"), Борис Годунов; Тарас ("Семья Тараса"). Димитровская пр. (1945, 1952).

Литература: Грудев С., Христо Бръмбаров, С., 1959.

В. Крыстев.

Брынкуш П.

Брынкуши ( Brвncusi) Петре (р. 1 VI 1928, Врэдичень, уезд Горж) - рум. музыковед. В 1955 окончил Бухарестскую консерваторию, занимался у Дж. Брязула (муз.-теоретич. предметы), Й. Думитреску и Г. Думитреску (гармония), С. Драгоя и Э. Комишел (фольклор). С 1950 муз. ред. периодич. изданий, с 1956 - Изд-ва методич. и педагогич. литературы. В 1959-62 директор Муз. изд-ва CK CPP, в 1968-72 возглавлял муз. дирекцию Рум. радио и телевидения. С 1977 пред. CK CPP. С 1959 преподаёт в Бухарестской консерватории (с 1976 профессор), с 1972 ректор.

Сочинения: Muzica оn Romвnia dupa 23 August 1944, Buc., 1964 (совм. с H. Кэлиною), 1965; Istoria muzicii romвnesti, Buc., 1969; Muzica romвneasca de azi; sinteze si perspective, в сб.: Studii de muzicologie, 1969, No 5; George Breazul si istoria nescrisa a muzicii romвnesti, Buc., 1976; Muzica romвneasca si marele ei primeniri, v. 1-2, Buc., 1978-79, и др.

Брэилою К.

Брэилою К. (Brailoiu) Константин (13(25) VIII 1893, Бухарест - 20 XII 1958, Женева) - рум. фольклорист, музыковед, композитор, муз.-обществ. деятель. Муз. образование получил в Ин-те Телен в Лозанне (1909-11) и в Париже у А. Жедальжа (композиция, 1912-14). В 1923-43 профессор Бухарестской консерватории (класс истории музыки и фольклора). Один из организаторов и генеральный секретарь (1920-43) Об-ва рум. композиторов. Основатель и руководитель фольклорного архива при Об-ве рум. композиторов (1928-43) и Междунар. архива нар. музыки в Женеве(1944-58). Вёл науч. работу в Ин-те музыкознания Парижского ун-та. Один из крупнейших фольклористов, Б. является автором исследований и многочисл. статей по муз. фольклору, антологий нар. песен на пластинках, сб. записей нар. песен, в т. ч. - "30 народных песен..." ("Treizeci de cоntece populare...", 1928), "Старинные песни Олтении, Мунтении, Молдовы и Буковины" ("Cоntece batrоnesti din Oltenia, Muntenia, Moldova si Bucovina", 1932), "Плачи из Оаша" ("Bocete din Oas", 1938). Б. принадлежат также камерно-вокальные и инструментальные соч., хоры, обр. нар. напевов.

Сочинения: Opera, v. I-II, Buc., 1967-69.

Литература: Dragoi S., Constantin Brailoiu, "Revista de folclor", 1965, No 4; Radulescu N., Constantin Brailoiu si cercetarea comparativa a folclorului muzical, там же, 1968, No 6; Comisel Е., Constantin Brailoiu - personalitate complexa a culturii noastre muzicale din secolul XX, "Muzica", 1968, No 12.

Р. Э. Лейтес.

Брюк Ш.

Брюк Ш. (Bruck) Шарль (p. 2 V 1911, Тимишоара, Румыния) - франц. дирижёр. Получил юридич. образование. Учился в "Эколь нормаль" (с 1931) у Н. Буланже (композиция) и В. Перльмютера (фп.). Занимался по дирижированию у П. Монтё. Дебютировал в 1935 в Париже (дирижировал балетом "Петрушка"). В годы 2-й мировой войны 1939-45 участвовал в Движении Сопротивления. В 1945-48 был на руководящей работе, способствовал восстановлению муз. промышленности и нотоиздат. дела во Франции. В 1950-54 муз. рук. и дирижёр Нидерландской оперы (Амстердам), с 1955 рук. оркестра Радио в Страсбуре, в 1965-70 - в Париже. Дирижировал первым исполнением (концертным) оперы "Огненный ангел" Прокофьева (1953, Париж). С 1964 руководит летней дирижёрской школой в Ханкоке (США), основанной Монтё. Гастролировал во мн. странах, в т. ч. в 70-х гг. неоднократно в СССР.

Брюно Л. Ш. Б.

Брюно Л. Ш. Б. (Bruneau) Луи Шарль Бонавантюр Альфред (3 III 1857, Париж - 15 VI 1934, там же) - франц. композитор. Чл. Института Франции (1925). Учился в Парижской консерватории у Ж. Массне (2-я Рим. пр., 1881, за кантату "Женевьева"). С 1909 главный инспектор муз. образования. Сотрудничал в ряде газет. Автор мн. опер (большинство на сюжеты, иногда и на либр. Э. Золя), в к-рых впервые вывел на оперную сцену совр. крестьян, рабочих ("Осада мельницы", "Мессидор", "Ураган").

Наряду с Г. Шарпантье Б. - наиболее значит. представитель натурализма во франц. опере. Его творчество близко итал. веризму, но вместе с тем содержит элемент символики. Б. выступал как муз. критик. Автор ряда книг, в т. ч. о рус. музыке - "Музыка России и французские музыканты" (1903).

Сочинения: 14 опер, в т. ч. на сюжеты Э. Золя - Мечта (La rкve, 1891, Париж), Осада мельницы (L'Attaque du Moulin, 1893, там же), на либр. Золя - Мессидор (1897, там же), Ураган (L'Ouragan, 1901, там же) и др., на либр. Б. по Золя - Наис Микулен (1907, Монте-Карло) и Четыре дня (Les quatre journйes, 1916, Париж), Анджело, тиран падуанский (Angelo, Tyran de Padove, по В. Гюго, 1928, там же), Вирджиния (1931, там же) и др.; балеты - Вакханки (Les bacchantes, 1888, пост. 1912, там же), Урок любви (L'amoureuse leзon, 1913, там же); Реквием (1888); для орк. - симф. поэмы Спящая красавица (La belle au bois dormant, 1884) и Пентесилея (1884), 2 конц. увертюры; хоры; вок. циклы, в т. ч. Песни Франции (Lieds de France, 1892) и др.

Литературные сочинения: Musique d'hier et de demain, P., 1900; La musique franзaise, P., 1901; Musique de Russie et musiciens de France, P., 1903; La vie et les oeuvres de Gabriel Faurй, P., 1925; A l'ombre d'un grand coeur, P., 1932 (Воспоминания о Э. Золя); Massenet, P., 1935.

Литература: Французская музыка второй пол. XIX века. Сб. переводных работ. Вступит. статья и ред. М. С. Друскина, М., 1938; Воsсhоt A., La vie et les oeuvres de A. Bruno, P., 1913, 1937; Wallon S., Chronologie des oeuvres d'Alfred Bruno, "RM", 1947, XXIX (t. XXVI).

Л. Г. Раппопорт.

Брюсова Н. Я.

Надежда Яковлевна (7(19) XI 1881, Москва - 28 IV 1951, там же) - советский музыковед, деятель в области муз. образования и просвещения. Засл. деят. иск-в РСФСР (1950). Сестра поэта В. Я. Брюсова. В 1904 окончила Моск. консерваторию по классу фп. К. Н. Игумнова, теорию музыки изучала у С. И. Танеева. В 1906-16 преподавала в моск. Нар. консерватории, в 1921-43 профессор Моск. консерватории по классу теории музыки и фольклора (в 1922-28 проректор, в 1940-43 зав. кафедрой музыкального фольклора). Б. - активный участник строительства сов. муз. культуры. В 1918-29 работала в Наркомпросе РСФСР по руководству муз. учебными заведениями, в муз. самодеятельности, редактором муз. отделов журн. "Колхозный театр" и "Народное творчество". Науч. интересы Б. охватывали вопросы муз. формы, нар. музыки, педагогики, методики муз.-теоретич. образования. В последние годы жизни участвовала в фольклорных экспедициях, сделала большое количество записей нар. песен.

Сочинения: Наука о музыке, её исторические пути и современное состояние, М., 1910; Задачи народного музыкального образования, М., 1919; Русская народная песня в русской классической и советской музыке, М. - Л.,1948; Владимир Захаров, М. - Л., 1949, и др.

Литература: Белый В., Выдающийся деятель музыкального просвещения, "СМ", 1951, No 9; Келдыш Ю. В., Мои встречи с Н. Я. Брюсовой, в сб.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966.

И. М. Ямпольский.

Брюссель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Брюшков Ю. В.

Юрий (Георгий) Васильевич (14(27) III 1903, Москва - 11 III 1971, Ленинград) - сов. пианист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1949). Чл. КПСС с 1943. В 1925 окончил Моск. консерваторию по классу фп. К. А. Киппа; был аспирантом у К. Н. Игумнова. В 1920-30 работал в оркестре Большого т-ра. В 1924 дал первый концерт в Москве. В 1927 получил почётный диплом на 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве. В 1935-48 солист Моск. филармонии. Игра Б. отличалась изяществом и теплотой выражения. В 1939-41 преподавал в Центр. заочном муз.-педагогич. ин-те, затем в Моск. консерватории (1942-48). С 1951 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1957 профессор, в 1951-61 директор, в 1951-67 зав. кафедрой спец. фп.). Гастролировал за рубежом (Польша, Румыния, Болгария, Югославия, Австрия, Венгрия, Финляндия, Индия и др.).

Предыдущая страница Следующая страница