Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 13, "БОШ"-"БРЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 13, "БОШ"-"БРЕ")

Бошнякович О. Д.

Олег Драгомирович (р. 9 V 1920, Муром) - сов. пианист. В 1940-48 учился в Моск. консерватории у К. Н. Игумнова, в 1949-53 - в аспирантуре при Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных у Г. Г. Нейгауза. С 1953 преподаватель этого ин-та (с 1979 доцент). В связи с болезнью рук не концертировал до 1958. Представитель "игумновской" ветви рус. фп. школы. В репертуаре наиболее важное место занимают соч. композиторов-романтиков. Исполнение Б., лирическое, камерное по характеру, отличается искренностью, поэтичностью, тонким психологизмом, красотой звучания; мастерски владеет фп. кантиленой, колористич. педализацией.

Бошо А.

Бошо А. (Boschot) Адольф (4 V 1871, Фонтене-су-Буа, близ Парижа - 1 VI 1955, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа) - франц. музыковед, муз. критик и писатель. Чл. Ин-та Франции (1926). С 1937 постоянный секретарь Академии изящных иск-в. Совм. с Т. Визева основал в Париже Моцартовское об-во (1901). Систематически выступал в периодич. печати. Автор мн. исследований, центр. место среди к-рых занимает фундаментальная монография о Г. Берлиозе (1906-13).

Сочинения: H. Berlioz. L'histoire d'un romantique, v. l-3, P., 1906-13, 1946-50; Chez les musiciens, v. 1-3, P., 1922-26; La lumiиre de Mozart, P., 1928; Le mystиre musical, P., 1929; La musique et la vie, P., 1931; Mozart, P., 1935; Musiciens-poиtes..., P., 1937; Portraits des musiciens, v. 1-2, P., 1946-47; Souvenirs d'un autre siиcle, P., 1947, и др.

Литература: Dumesnil R., A. Boschot, "L'opйra de Paris", 1956, V. 12.

Боэльман Л.

Боэльман Л. (Boёllmann), Леон (25 IX 1862, Энсисем, Эльзас - 11 X 1897, Париж) - франц. органист и композитор. Учился в школе Л. Нидермейера в Париже (класс Э. Жигу). С 1881 органист парижской церкви Сен-Венсан де Поль. Был выдающимся виртуозом. Автор произв. для органа, в т. ч. "Готической сюиты", сб. 100 небольших пьес "Мистические настроения" ("Heures mystiques"), фантазии в диалогах для органа с орк., мотетов, симфонии, симф. вариаций для влч. с орк., фп. трио и квартета и др.

Литература: Locard P., Leon Boёllmann, Stras., 1901.

Л. И. Ройзман.

Боэро Ф.

Боэро Ф. (Воего) Фелипе (1 V 1884, Буэнос-Айрес - 8 I 1958, там же) - аргент. композитор. Один из основоположников аргент. оперы. Музыке учился в Буэнос-Айресе у П. Берутти; совершенствовался в Парижской консерватории (1912-14) у П. Видаля и Г. Форе. Композиторскую деятельность начал в 1900-х гг. В произв. Б. широко использованы мелодии и ритмы нац. муз. фольклора. Отличит. черты его опер - драматич. напряжённость сюжета и муз. выразит. средств, наличие значит. орк. эпизодов. Одноактная лирич. опера Б. "Тукуман" ("Tucuman", 1918, т-р "Колон", Буэнос-Айрес), посв. провозглашению независимости провинции Тукуман (в 1812), была первой оперой, исполнявшейся в т-ре "Колон" на испан. языке. Б. принадлежат также оперы: "Ариадна и Дионис" (1920), "Ракела" ("Raquela", 1923) на сюжет из жизни аргент. крестьян, "Разбойник" ("El matrero", 1929) по драматич. легенде из жизни гаучо, "Цинкали" ("Zincali", не пост.), лирич. муз. драма "Сирипо" (1937), муз. сцена "Вакханки" по Еврипиду ("Las bacantes", 1925) и др.; эти произв. также ставились в т-ре "Колон". Писал также сочинения в др. жанрах. Выл видным обществ. деятелем, основателем творч. организации аргент. композиторов.

Литература: Giordano A., Musicos argentinos, в его кн.: Cien mъsicos de America, В. Aires, (1946).

M. M. Яковлев.

Боэций А. М. С.

Боэций А. М. С. (Boёtius, Boёthius) Аниций Манлий Северин (ок. 480, Рим - 524, Павия, близ Милана) - римский философ, математик, муз. писатель. Консул и советник короля остготов Теодориха (казнён им по обвинению в измене). Написал трактат "О музыкальных установлениях" ("De institutione musica", 1-5 libri, между 500 и 507, на лат. яз.) - самое обширное сочинение поздней античности, посв. преим. акустич. и гармонич. проблемам греч. музыки. В ср. века трактат служил гл. источником для изучения антич. муз. теории. Переведён на несколько европ. языков.

Литература: Paul О., Boetius und die griechische Harmonik..., Lpz., 1872; Patch H. В., The tradition of Boethius in middle age culture, N. Y., 1935; Galdi M., Saggi Boeziani, Pisa, 1938; Lepel F., Die antike Musiktheorie im Lichte des Boethius, В. - Scharlottenburg, 1958; Potiron H., Boиce. Theoricien de la musique grecque, P., 1962.

"Боян"

"Боян" - распространённое назв. хор. и филармонич. об-в, возникших в конце 19 - нач. 20 вв. в городах Зап. Украины (Львов, Перемышль, 1891; Стрый, 1894; Коломыя, 1895; Станислав, 1896; Снятин, 1901, и др.). Главной задачей об-в "Б." было развитие нац. хор. культуры, организация муз. школ, нотных изд-в и б-к, устройство публичных концертов, конкурсов и т. д. Интерес к хор. музыке в значит. степени обусловливался особенностью муз. традиций в Зап. Украине, существованием там многочисл. хор. коллективов ("Торбан", "Сокол" и др.).

Наибольшей известностью пользовалось об-во "Б.", созданное во Львове (1891). Его организатором и дирижёром был А. К. Вахнянин. Благодаря издат. деятельности львовского "Б." сохранились нек-рые произв. зап.-укр. композиторов. Н. В. Лысенко (в 1905 он возглавлял об-во "Б." в Киеве), тесно связанный с львовским об-вом, посвятил ему кантату "Радуйся, нива неполитая" на сл. Т. Г. Шевченко. В 1903 мн. об-ва "Б." и об-во "Сокол" объединились в "Союз певческих и муз. об-в", к-рый стал инициатором создания во Львове Высшего муз. ин-та им. Лысенко, а затем и его филиалов. Гос. хоры и ансамбли, созданные после воссоединения Зап. Украины с УССР, в значит. степени состояли из бывших участников "Б.". Об-ва "Б." сыграли прогрессивную роль в истории развития украинской национальной демократической музыкальной культуры в западных областях Украины.

Литература: Загайкевич М. П., Музичне життя Захiдноп Украпни другоп половины XIX ст., Кипв, 1960; Гриневецький I. О., А. К. Вахнянин, Кипв, 1961.

И. А. Дурнев.

Бравин Н. М.

Бравин Н. М. (наст. фам. - Васяткин) Николай Михайлович (13(25) X 1883, Астрахань - 10 VI 1956, Москва) - советский артист оперетты (баритон). Нар. арт. РСФСР (1954). Брал уроки пения у Р. О. Шпигель-Оленштейн, учился в Моск. консерватории у У. А. Мазетти. Сценич. путь начал в драматич. труппе П. П. Струйского (Астрахань, 1906). Затем работал в Москве: в т-ре оперетты А. Э. Блюменталь-Тамарина (1908-09), в т-ре "Эрмитаж" (1910-15), в т-ре Е. В. Потопчиной (1915-21), в Дмитровском т-ре оперетты (1922-27), в 1927-56 артист Моск. т-ра оперетты.

Б. обладал ярким сценич. дарованием, артистизмом, сильным, гибким, красивым голосом. Был первым исполнителем ряда ролей в опереттах сов. композиторов: Батурин ("Холопка" Стрельникова, 1932), Назар Дума ("Свадьба в Малиновке" Александрова, 1937), Пётр I ("Табачный капитан" Щербачёва, 1943), Цезарь Галль ("Вольный ветер" Дунаевского, 1946), Берестов ("Акулина" Ковнера, 1946). Др. роли: Адам ("Продавец птиц" Целлера), Эдвин и Бони ("Сильва" Кальмана), Джим ("Роз-Мари" Стотхарта и Фримля), Данило ("Весёлая вдова" Легара) и др. Выступал в концертах.

Литература: Козловский И., Талант, отданный людям, "Сов. культура", 1963, 19 дек., No 152.

В. И. Зарубин.

Бравничар М.

Бравничар М. (Bravnicar) Матия (р. 24 II 1897, Толмин, близ Горицы) - словен. композитор (Югославия). Изучал композицию в Люблянской консерватории у С. Остерца (до 1932), затем в Праге и Вюрцбурге. Одновременно играл на скрипке в оперном т-ре в Любляне (1919-45). В 1945-49 директор, 1952-68 профессор композиции люблянской Академии музыки.

Лучшие сочинения Б. мелодичны, просты по форме, основаны на словен. нар. музыке, отличаются богатством гармонии. В операх и симф. произв. Б. широко использована нар. тематика. Оперу на собств. либр. "Батрак Ерней и его право" (1941) Б. назвал "оперой народных масс", т. к. гл. роль в ней принадлежит хору.

Сочинения: оперы - Происшествие в долине св. Флориана (Pohujsanje v dolini Sentflorjanski, 1930), Батрак Ерней и его право (Hlарес Jernej in njegova pravica, 1941); для орк. - 3 симфонии (1947, 1951, 1956), Симфоническая антитеза (Simfonicna antiteza, 1940), увертюра Король Матьяш (Kralj Matjaz, 1932), рапсодия Бела крайна (Belokranjska rapsodija, 1939), Словен. танц. бурлеска (одно из самых популярных соч. словен. композиторов, 1932), фантазия-рапсодия (для скр. с орк., 1967), концерт (1961); камерные: для скр. и фп. - фантазия (1942), Ночная элегия (Elegia nocturna, 1940), Подвижное танго (Tango mouvement, 1936), Взволнованная багатель (Bagatelle agitйe, 1937), Танец-импровизация (Danse-improvisation, 1938), соната для скр. соло (1966); квинтет духовых (1968) и др.; для фп. - этюды, каприсы и др.; сольные песни, музыка к фильмам.

Литература: Grilc J., 35 godina umetnickog rada Matije Bravnicara, "Zvuk", 1960, s. 39-40.

Д. Цветко.

Брага Г.

Брага Г. (Braga) Гаэтано (9 VI 1829, Джулианова, Абруцци - 20 XI 1907, Милан) - итал. виолончелист и композитор. В 1852 окончил Неаполитанскую консерваторию, где учился у Г. Чианделли (виолончель) и С. Меркаданте (композиция). Концертировал в Италии и др. странах Европы, Америки. Большим успехом пользовался в Вене, Париже. В нач. 50-х гг. был одним из участников венского квартета Й. Майзедера. Автор 8 опер (ставились в Милане, Неаполе, Вене, Париже, Лисабоне; ныне забыты); романсов, концерта, Школы ("Metodo di violoncello", сост. на основе этюдов Ф. Дотцауэра) и мн. пьес для виолончели, в т. ч. популярной пьесы, известной под назв. "Серенада ангелов" ("Leggenda valacca") и др.

Литература: Вindi V., Gaetano Braga. Daэricordi della sua vita, Napoli, 1927.

Л. С. Гинзбург.

Бражинскас А. Б.

Альгис Броняус (p. 12 XI 1937, Вилкавишкис Литов. ССР) - советский композитор. В 1961 окончил Вильнюсскую консерваторию по классу композиции Э. К. Бальсиса. В 1960-62 муз. редактор Литов. киностудии, в 1963-69 консультант CK Литов. ССР. Лауреат респ. пр. Комсомола (1970).

Сочинения: кантаты - Сталь поёт (1965), Родине - сутартине сердец (для дет. хора, дух. инструментов и ударных, 1968); для орк. - камерная симфония (1967), поэма Огонь счастья (1960), концертино (для струн. орк., 1970), концерт для фп. с орк. (1960); для фп. - соната (1967), вариации для 2 фп. (1968), соната для скр. (1964), сонатина для фагота (1957); квинтет для дух. инструментов (1966); 3 баллады для хора (1969); вок. Цикл - Четыре плача и жертвоприношение (1970); произв. для сельского хора, эстр. музыка, музыка к драм. спектаклям и кино, обр. нар. песен.

Бражник Л. Ф.

Леонид Фёдорович (р. 4(17) IV 1917, с. Москаленки Белопольского р-на Сумской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. БССР (1959). В 1955 окончил Муз.-педагогич. ин-т им. Гнесиных. В 1939-50 солист ансамблей и хоров. В 1951-52 солист Моск. филармонии. С 1953 солист Белорусского т-ра оперы и балета. С 1964 преподаёт в Белорусской консерватории.

Партии: Данила ("Алеся" Тикоцкого), Якуб ("Маринка" Пукста), Дуров ("Надежда Дурова" Богатырёва), Галицкий, Гремин, Мельник; Мамыров ("Чародейка"), Гудал ("Демон"), Пимен; Збигнев ("Страшный двор" Монюшко), Фернандо ("Трубадур"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник") и др.

Выступает как конц. певец, гастролирует за рубежом (Болгария, Польша, Чехословакия, Австрия, ГДР, ФРГ, Венгрия).

И. Г. Нисневич.

Бражников М. В.

Максим Викторович (р. 19 III(1 IV) 1904, Петербург) - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1969). Окончил Ленингр. консерваторию в 1925 - по классу Л. В. Николаева (фп.), в 1928 - по классу В. П. Калафати (композиция). Под рук. А. В. Преображенского изучал древнерус. музыку и палеографию. В 1935-41 старший науч. сотрудник и учёный секретарь отдела истории муз. культуры и техники "Эрмитажа"; в 1945 гл. библиограф отдела рукописей Гос. публичной б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; в 1945-53 старший науч. сотрудник Ин-та т-ра и музыки; в 1956-70 старший науч. сотрудник Ин-та истории иск-в (Москва). В 1921-31 и с 1969 преподаёт в Ленингр. консерватории (курс муз. палеографии), с 1971 профессор. Осн. область науч. исследований Б. - древнерусская культовая музыка, музыкальная палеография.

Сочинения: Новые задачи изучения памятников древнерусской музыки, Л., 1939; Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII-XVIII веков, Л. - М., 1949; Древнерусские нотации как предмет палеографии, Труды Ин-та литературы АН СССР, т. VIII, М. - Л., 1949; Неизвестные произведения певца и роспевщика XVI в. Фёдора Христианина, Труды отдела древнерусской лит-ры Ин-та русской лит-ры АН СССР, т. XIV, М. - Л., 1958; Архивная обработка певческих рукописей, "Вопросы архивоведения", М., 1965, вып. 2; Русское церковное пение XII-XVIII веков, в сб.: Musica antiqua Europae orientalis. Acta scientifica congressus I, Bydgoszcze. 1966, Warsz., 1966; Новые памятники знаменного распева, Л., 1967; Zur Terminologie der altrussischen Vokalmusik, Beitrдge zur Musikwissenschaft, В., 1969; Древнерусская теория музыки, Л., 1972.

И. M. Ямпольский.

Бразильская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бразис Т. М.

Теодорас Модесто (20 XII 1870, Мемельгоф, близ Бауски, ныне Латв. ССР - 10 IX 1930, Мюнхен) - литов. муз. теоретик, фольклорист и композитор. Род. в семье бывшего крепостного. До 1896 был органистом в католич. церкви. В 1896-1900 учился в Вильнюсской духовной семинарии, в 1905-07 -в Высшей школе церк. музыки (г. Регенсбург). В 1907-23 преподавал музыку в Вильнюсской духовной семинарии и др. учебных заведениях. С 1924 доцент Каунасского ун-та (теология и философия). Автор первых учебников по теории музыки и гармонии на литов. яз. Б. собрал ок. 2 тыс. литов. нар. песен, мн. из к-рых обработал.

Сочинения: Apie tautines lietuviu dainu gaidas (melodies), Kaunas, 1920; Muzikos teorija, Kaunas, 1922; Musu daineles, Kaunas, 1923; Harmonija, Kaunas, 1926.

Браиловский А.

Александр (р. 4(16) II 1896, Киев) - рус. пианист. Учился в Киевской консерватории (у В. В. Пухальского), у Т. Лешетицкого (Вена) и у Ф. Бузони (Цюрих). С 1911 живёт за границей. С 1924 концертировал во Франции, Англии, Германии, Италии, Бельгии, США и в странах Лат. Америки. В СССР гастролировал в 1961. Б. - один из немногих пианистов, исполнивших в своих концертах все произведения Ф. Шопена.

Брамс И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Брандт К.-В. Г.

Карл-Вильгельм Георгиевич (1869, Бавария - 2 II 1923, Саратов) - рус. трубач и педагог. По национальности немец. В 1887 окончил придв. муз. школу в Кобурге. Был первым трубачом Филармонического оркестра и преподавателем муз. курсов (осн. Р. Каянусом) в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). В 1890-1909 трубач-солист оркестра Большого т-ра, в 1900-12 преподаватель по классу трубы, с 1908 также по классу воен. инструментовки Моск. консерватории. С 1912 преподавал в Саратовской консерватории по классам трубы и валторны, выступал как симф. дирижёр. Автор сочинений для трубы (в т. ч. сб. этюдов), квартетов для дух. инструментов и др.

Брандт М.

Брандт М. (Brandt) Марианна (наст. имя и фамилия - Мария Анна Бишоф, Bischof) (12 IX 1842, Вена - 9 VII 1921, там же) - австр. певица (меццо-сопрано, затем контральто). Пению обучалась в Венской консерватории, совершенствовалась в Баден-Бадене у П. Виардо-Гарсиа. В 1867 дебютировала в Ольмюце (Оломоуц). В 1868-82 солистка Берлинской и Гамбургской опер. Была близким другом Р. Вагнера и Ф. Листа. Пела в Байрёйтском т-ре в премьерах опер "Гибель богов" и "Парсифаль" (1876, 1882). В 1884-87 солистка т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), где она участвовала в премьерах (конц. исп.) опер Р. Вагнера "Валькирия", "Зигфрид", "Тристан и Изольда", "Риенци", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Парсифаль". С 1890 жила в Вене и вела педагогич. работу.

Обладала голосом исключительно широкого диапазона. Несмотря на то, что наибольшие успехи певицы связаны с вагнеровским репертуаром, современники считали лучшей её партией Леонору ("Фиделио"), в к-рой она добилась гармонич. единства вок. и сценич. образа, воплощения ярких эмоциональных контрастов.

Др. партии: Эльвира ("Дон Жуан"), Амнерис ("Аида"), Азучена ("Трубадур"), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Рашель ("Дочь кардинала" Галеви).

В. В. Тимохин.

Брандуков А. А.

Анатолий Андреевич (10(22) XII 1856, Москва - 16 II 1930, там же) - советский виолончелист, педагог, муз. деятель. В 1868-70 учился в Моск. консерватории по классу виолончели Б. Космана, в 1877 окончил консерваторию по классу виолончели В. Фитценгагена; по теории музыки занимался у П. И. Чайковского, к-рый принял в Б. горячее участие.

Брандуков А. А.

В 1878-1905 жил преим. в Париже, был тесно связан с И. С. Тургеневым и П. Виардо-Гарсиа. Участник квартета М. П. Ж. Марсика. Выступал вместе с А. Г. Рубинштейном, П. И. Чайковским, Ф. Листом, С. В. Рахманиновым. П. И. Чайковский посвятил Б. пьесу для виолончели с оркестром "Pezzo capriccioso", а С. В. Рахманинов - Сонату для виолончели и фп. Почти ежегодно концертировал в России, с 1906 поселился в Москве. Выступал как солист, камерный музыкант и дирижёр, был профессором и директором Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, с 1921 до конца жизни профессор Моск. консерватории. Среди его учеников С. П. Ширинский и В. Л. Кубацкий. В январе 1930 состоялся последний концерт Б. (сонатный вечер с Г. Г. Нейгаузом).

Игра Б. отличалась артистизмом, вдохновением, темпераментом, отточенностью фразировки, привлекала тонким муз. вкусом, благородным и выразительным звуком. Автор пьес для виолончели с фп., концертов для виолончели с оркестром.

Литература: Гинзбург Л., А. А. Брандуков, М. - Л., 1951 (с приложением каденции Брандукова к виолончельному концерту Гайдна); его же, История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 353-97.

Л. С. Гинзбург.

Бранль

Бранль (франц. branle - качание, хоровод) - старинный франц. танец. Вначале нар. хороводный, позднее становится также бальным, придворным. Известны его многочисл. разновидности ("простой Б.", "двойной Б.", "весёлый Б." и др.) и местные варианты (Б. из Пуату, Б. из Шампани).

Бранль

"Весёлый бранль" из сюиты (1664) одного из братьев Брюлар, участников придв. франц. ансамбля. "24 скрипки короля".

Иногда сопровождался пением (куплеты с припевом). Темп Б. умеренно быстрый, оживлённый, размер обычно двухдольный, иногда трёхдольный (в "весёлом Б.", включавшем прыжки и раскачивания) и четырёхдольный (в Шампани). Бальный Б. более плавен и спокоен, нар. - порывист, чеканен. В 15 в. исполнялся как завершение бас-данса, от к-рого, возможно, и происходит. В 16 в. Б. - самостоятельный танец. В это время появляются целые сюиты бранлей. Танец получил распространение также в Англии (броул), Италии (брандо), Испании (бран) и в др. странах. С нач. 18 в. Б. почти исчезает, временами появляется лишь в стилизациях старинной музыки (напр., "Агон" Стравинского, 1953-57).

Литература: Ивановский Н. П., Бальный танец XVI-XIX вв., Л. - М., 1948; Sachs С., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Nettl P., The story of dance music, N. Y., 1947; Dolmetsch M., Dances of England and France from 1450 to 1600..., L., (1949), 1959.

Бранцель М.

Бранцель М. (Branzell) Карин Мария (24 IX 1891, Стокгольм - 14 XII 1974, Олтадена, Калифорния) - швед. певица (меццо-сопрано). Пению обучалась в Стокгольме и Берлине, совершенствовалась в Нью-Йорке у Э. Розати. С 1912 солистка Стокгольмской корол. оперы, в 1918-33 - Берлинской гос. оперы. В 1924-1944 каждый сезон выступала в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), одноврем. гастролируя в Париже, Вене, Лондоне, Милане, Брюсселе, Чикаго и др. Участвовала в Байрёйтских фестивалях (1930-31). Исполнение Б. отличалось драм. экспрессией, высоким пафосом. Известна как одна из крупнейших "вагнеровских" певиц; в её репертуаре были также партии Далилы, Азучены, Амнерис, Кончаковны (в этой партии выступала в Лондоне на сцене "Ковент-Гарден" в 1935). В 1934 в Москве приняла участие в конц. исполнении "Валькирии" (дир. Г. Себастьян) и в моск. премьере 2-й симфонии Малера (дир. Ф. Штидри). Выступала как камерная певица. В 1946-50 преподавала в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке.

Брассен Л.

Брассен Л. (Brassin) Луи (24 VI 1840, Ахен, Сев. Рейн-Вестфалия - 17(29) V 1884, Петербург) - франц. пианист, композитор и педагог. По национальности бельгиец. В 1852 окончил Лейпцигскую консерваторию (класс И. Мошелеса). Концертировал со своими братьями - Леопольдом (пианистом) и Герхардом (скрипачом). Был профессором (класс фп.) консерватории Штерна в Берлине (1866-67), Брюссельской (1869-78) и Петерб. (1879-84) консерваторий. Среди его учеников - В. И. Сафонов и В. Л. Сапельников. В кон.70-х - нач. 80-х гг. занимал видное место среди рус. и зарубежных пианистов, был пропагандистом творчества Л. Бетховена (в 1880-82 исполнил в Петербурге все фп. сонаты Бетховена). Автор 2 фп. концертов, мн. пьес и фп. транскрипций (наиболее известна - "Заклинание огня" из "Валькирии"), оперетт - "Наследник престола" ("Der Thronfolger", 1865, Брюссель), "Миссионер" и др.

Брассенс Ж.

Брассенс Ж. (Brassens) Жорж (22 X 1921, Сет, деп. Эро - 30 X 1981, близ г. Сет) - франц. шансонье, поэт и композитор.

Брассенс Ж.

Сын каменщика. Учился в коллеже в г. Сет и в лицее в г. Монпелье. В 1952 дебютировал в кабаре певицы А. Паташу, затем пел на сценах мн. парижских т-ров. Для его песен и стихотворений характерна острая ирония над т. н. порядочными людьми, в то же время в ряде произв. воплощены темы преданной дружбы ("В лесу моего сердца"), целомудренной любви ("Я стал совсем маленьким"). Один из героев его песен - парень парижских предместий. Этому образу посв. фильм "Сиреневые ворота" (1951), в к-ром Б. выступил как актёр и композитор. Среди песен Б. (ок. 140; на собств. тексты и на стихотворения Ф. Вийона, Л. Арагона и др.) - "Плохая репутация", "Около моего дерева". О творчестве Б. повествует кн. "Вся жизнь ради песни" ("Toute une vie pour la chanson"; интервью с Б., опубл. А. Севом, 1975). Киноинтервью с Б. содержит сов. документальный фильм "Франция - песня" (1969). Пр. Академии Шарля Кро (1964); "Гран при" Франц. академии (1967) - за поэтич. творчество.

Литература: Chatel Ph., Georges Brassens, P., 1972, 1980.

Братислава

Статья большая, находится на отдельной странице.

Браудо Е. М.

Евгений Максимович (8(20) II 1882, Рига - 17 X 1939, Москва) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1932). В 1891-97 учился в Рижском муз. уч-ще. Позднее брал уроки игры на фп. у Б. Меллерстена. В 1911 окончил филологич. ф-т Петерб. ун-та; в 1913 изучал историю музыки у X. Римана и Г. Кречмара в Германии. С 90-х гг. выступал в печати, с 1903 вёл лекторскую работу. С 1914 преподавал в муз. учебных заведениях Петрограда. С 1922 был профессором Петроградского Ин-та истории иск-в (кафедра истории западноевроп. музыки), с 1924 читал лекции в Моск. ун-те. Осн. работы Б. посвящены истории западноевропейской музыкальной культуры.

Сочинения: Всеобщая история музыки, т. 1-3, М., 1922-27; Александр Порфирьевич Бородин, его жизнь и творчество, П., 1922; Ницше философ-музыкант, П., 1922; Иоганн Себастиан Бах. Опыт характеристики, П., 1922; Рихард Вагнер. Опыт характеристики, П., 1922; Вагнер и Россия (Новые материалы к его биографии), П., 1923; Основы материальной культуры в музыке, М., 1924; Бетховен и его время, М., 1927; "Борис Годунов" Мусоргского, М. - Л., 1927 (совм. с А. Н. Римским-Корсаковым); История музыки (Сжатый очерк), М., 1928, испр. и доп., М., 1935; Франц Шуберт, М., 1929; мн. статьи и очерки в периодич. печати.

Браудо И. А.

Исай Александрович (28 VII(9 VIII) 1896, с. Боярки, близ Киева - 11 III 1970, Ленинград) - сов. органист, пианист, педагог и музыковед. Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). Доктор искусствоведения (1965). В 1915-17 учился в Моск. консерватории по классу фп. А. Б. Гольденвейзера, в 1914-15 и 1921-23 в Ленингр. консерватории по классу органа Ж. Гандшина и Н. К. Ванадзина. В 1924 и 1926 совершенствовался в Париже и Лейпциге. С 1923 преподавал в Ленингр. консерватории (классы органа и фп.), с 1935 профессор. Б. - один из выдающихся мастеров сов. органного исполнительства. Концертировал с 1927, исполнял музыку 16-17 вв., органные произв. И. С. Баха, композиторов-романтиков, совр. зарубежных и сов. композиторов. Автор орг. транскрипций.

Научные интересы Б. связаны с теорией исполнительского иск-ва, а также с изучением музыки И. С. Баха. Автор кн. - "Артикуляция" (О произношении мелодии), (Л., 1961), "Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе", (М. - Л., 1965).

Литература: Майский В., И. А. Браудо - мыслитель и музыкант, в сб.: Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда, Л. - М., 1972, с. 190-201.

Л. Е. Гаккель.

Браун М. Д. Э.

Браун М. Д. Э. (Brown) Морис Джон Эдвин (р. 3 VIII 1906, Лондон) - англ. музыковед. Учился в Лондонском ун-те. Специализировался преим. в области изучения жизни и творчества Ф. Шуберта. С 1944 опубликовал много статей и неск. книг о Шуберте, выделяющихся критич. подходом к традиц. воззрениям, глубиной анализа, строгой обоснованностью новых оценок и выводов. Работы Б. внесли важный вклад в углубление представления о личности и творч. наследии Шуберта. Б. является автором статей о Шуберте в 5-м издании "Groves Dictionary of music and musicians" и в муз. энциклопедии "Die Musik in Geschichte und Gegenwart" (совм. с X. P. Редлихом). Он установил недостающие части струн. квартета Шуберта No 2 (1812) и впервые опубликовал это сочинение как полный цикл (Висбаден, 1954).

Сочинения: Schubert's variations, L., 1954; Schubert: a critical biography, L., 1958, в нем. пер. - Wiesbaden, 1968; Chopin. An index of his works in chronological order, L., 1960; Essays on Schubert, L., 1966; Schubert song, L., 1967; Schubert symphonies, L., 1970; Schubert. Discoveries of the last decade, "MQ", LVII, 1971, No 3.

Браун Э.

Браун Э. (Brown) Эрл (р. 26 XII 1926, Луненберг, шт. Массачусетс) - амер. композитор и дирижёр. Играл на трубе в разл. бэндах. Учился в 1946-50 у Р. Брог Хеннинг (композиция) и К. Мак-Киллопа (инструментовка) в муз. школе Шиллингера (ныне - школа Беркли) в Бостоне. Преподавал композицию и инструментовку в Денвере (1950-52), в консерватории Пибоди в Балтиморе (1968-70 или 72), одноврем. в Калифорнийском ин-те иск-в (близ Лос-Анджелеса). Разработал (совм. с Дж. Кейджем и Д. Тюдором; Нью-Йорк) и внедрял в разл. амер. ун-ты программу т. н. музыки для магнитофонной ленты (1952-55). Выступал с лекциями и исполнением своих соч. во мн. странах Зап. Европы и Лат. Америки. Испытал влияние Ч. Айвса и Э. Вареза, а также амер. художников-авангардистов. Создал образцы экспериментальной музыки ("Перспективы" для фп., "На 25 страницах" для 1-25 фп., нач. 1950-х гг.), обращался к алеаторике, использовал электронные средства. В нач. 60-х гг. написал ряд камерно-инстр. ансамблей в более традиц. стиле. Автор статей, посв. проблемам совр. музыки.

Литература: Rosenberg D. and В., The music makers, N. Y., 1979, p. 80-91.

Браунинг Д.

Браунинг Д. (Browning) Джон (р. 22 V 1933, Денвер, шт. Колорадо) - амер. пианист. Выступает с 10-летнего возраста. Учился у Л. Паттисон в Лос-Анджелесе, затем у Р. Бесси-Левиной в Нью-Йорке (в 1955 окончил у неё Джульярдскую муз. школу). С Нью-Йоркским филармонич. оркестром выступал с 1956. В репертуаре - концерты С. Барбера, С. С. Прокофьева и др. Пр. Стенуэя (1954) и Э. Левентритта (1955), золотая медаль на Междунар. конкурсе им. бельг. королевы Елизаветы в Брюсселе (1956). Гастролировал во мн. странах (в СССР - в 1965). С 1975 ведёт класс мастерства в Сев.-Зап. ун-те (шт. Иллинойс).

Браунфельс В.

Браунфельс В. (Braunfels) Вальтер (19 XII 1882, Франкфурт-на-Майне - 19 III 1954, Кёльн) - нем. композитор (ФРГ). Учился у Й. Кваста (композиция, Франкфурт-на-Майне), Т. Лешетицкого (фп., Вена), Л. Тюиля (композиция, Мюнхен). Один из рук. Высшей муз. школы в Кёльне. В 1933 отстранён от должности. Жил в г. Бад-Годесберг и г. Иберлинген на Боденском озере. С 1945 - в Кёльне, президент Высшей муз. школы. В творчестве опирался на классич. и романтич. традиции, стремился к импровизац. свободе формы.

Сочинения: оперы, в т. ч. - Принцесса Брамбилла (Prinzessin Brambilla, по Э. Т. А. Гофману, 1908), Птицы (Die Vцgel, 1919), Провозглашение (Verkьndigung, 1935), Сон - это жизнь (Der Traum ein Leben, 1937), Сцены из жизни святой Иоанны (Scenen aus dem Leben der heiligen Johanna, 1943); для хора и орк. - Те Deum (1921), Большая месса (1926), Мистерия воскресения (Das Spiel von der Auferstehung, 1954); для орк. - Symphonia brevis (1943), симф. вариации на старо-франц. детскую песню (1909), Фантастические явления темы Берлиоза (Phantastische Erscheinungen eines Themas von Hector Berlioz, 1917), Вариации на тему Моцарта (1923); соч. для инстр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли и др.

Брауэр Л.

Брауэр Л. (Brouwer) Лео (р. 1 III 1939, Гавана) - кубин. композитор и гитарист. Занимался у Н. Никола (гитара). В 1959-60 совершенствовался в Джульярдской школе (Нью-Йорк) у В. Персикетти (композиция) и в муз. школе Гарвардского ун-та у А. Фрида. В 1956 дебютировал как гитарист; концертирует на Кубе и в др. странах. Автор многочисл. произв. В творчестве Б. сочетаются разл. стилистич. направления - от традиционных до новейших. Его "Сонограмма I" для подготовленного рояля (1963) - первое алеаторич. соч. в кубин. музыке. В 1961-66 преподавал в Консерватории им. А. Рольдана в Гаване (муз.-теоретич. дисциплины и композиция).

Сочинения: балет Священное действо (Auto sacramental,. 1959); Ритуал (Ritual, для орк., 1959); для инструмента со струн. орк. - 3 концертные дансы для гитары (1961), концерт для флейты (1971); Сонограммы I-IV (Sonogramas I-IV, 1963-72) и Эксаэдры I-III (Exбedros I-III, 1970) для разл. инстр. групп и орк.; Разные способы делать музыку (Varias maneras de hacer mъsica con papel, для 8 исполнителей и магнитофонной ленты, 1971); камерно-инстр. ансамбли; пьесы для фп., влч., гитары; музыка для драм. т-ра и кино; муз. коллаж с участием публики Традиция прервана... но работать стоит (La tradiciуn se rompe... pero cuesta trabajo, 1969) и др.

Бреваль Ж. Б. С.

Бреваль Ж. Б. С. (Breval) Жан Батист Себастьен ((по новым данным) 6 XI 1753, Париж - 18 III 1823, Коллижи, департамент Эн) - франц. виолончелист и композитор. Ученик Ж. Б. Кюпи. Видный представитель франц. виолончельной школы второй пол. 18 - нач. 19 вв. Выступал в Париже в "Духовных концертах". Был первым виолончелистом оркестра (до 1814) "Театра искусств" ("Гранд-Опера"), преподавал.

Автор многочисл. инстр. соч. (в т. ч. конц. симфоний, струн. квартетов, трио, дуэтов и др.), среди к-рых выделяются влч. концерты и сонаты для влч. и баса. Написал комич. оперу "Инес и Леонора..." ("Inиs et Lйonore, ou La soeur jalouse", 1788, Версаль). Издал "Школу для виолончели" ("Traitй du violoncelle", 1804).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1, М. - Л., 1950, с. 213-16; Brook В. S., La symphonie franзaise, v. 1, P., 1962, p. 433-42.

Брегвадзе Н. Г.

Нани Георгиевна (р. 21 VII 1938, Тбилиси) - сов. эстр. певица. Нар. арт. Груз. ССР (197.4). В 1961 окончила Тбилисскую консерваторию по классу фп. у Г. С. Мачутадзе, спец. вок. образования не получила. В 1959-64 солистка эстр. оркестра Грузии "Рэро", с 1964 - вок.-инстр. ансамбля "Орэра". Б. - одна из популярных сов. эстр. певиц, её творч. индивидуальности наиболее близки произв. лирич. плана. В репертуаре певицы мн. песни груз. композиторов, старинные рус. романсы (в т. ч. "Калитка", "Дорогой, длинною", "Я помню вальса звук прелестный") и др. Гастролирует за рубежом.

Литература: Мосешвили Ю., Песенка-лесенка..., в его кн.:. Профили. Диалоги, (Тб.), 1977, с. 119-25.

Бредичану Т.

Бредичану Т. (Brediceanu) Тибериу (р. 20 III (2 IV) 1877, Лугож, Трансильвания - 19 XII 1968, Бухарест) - рум. фольклорист, композитор и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СРР (1957). Чл.-корр. Рум. Академии (1937-48). Ученик Я. Мурешану, Г. Кирхнера, П. Рихтера (1892-1914). Б. - один из основателей Консерватории (1920), Национального т-ра и Румынского оперного т-ра в Клуже (с 1919); директор Консерватории в Брашове (1928-47) и Румынской оперы в Бухаресте (1941-44).

Известный рум. фольклорист (с 1891 Б. записал св. 2000 нар. напевов), Б. в своём композиторском творчестве опирался на нар. основу, был первым рум. композитором, обратившимся к крестьянскому фольклору в муз.-театр. жанре.

Сочинения: лирич. сцены - Посиделки (La sezatoare, 1908), Большой вечер (Seara mare, 1924), На жатве (La seceris, 1936); вок.-хореографич. сюита - Музыкально-этнографич. поэма (Poemul muzical etnografic, 1905); орк., камерно-инстр. и вок. соч.; сб.: 170 Melodii populare romвnesti din Maramures, Buc., 1957; Doine, cоntece si balade romвnesti... (10 caiete, 1927, 1954).

Литературные сочинения: Histoire et йtat actuel de recherches sur la musique populaire roumaine, в кн.: Art populaire, t. 2, P., 1931; Histoire de la musique roumaine en Transylvanie, Buc., 1938, и др.

Литература: Sbвrсеa G., Tiberiu Brediceanu оn slujba muzicii romоnesti, Cluj, 1957, Buc., 1967; Breazul G., Tiberiu Brediceanu, в его кн.: Pagini din istoria musicii romоnesti, Buc., 1966, p. 442-51; Sbвrсеa G., Tiberiu Brediceanu la 90 de ani, "Muzica", 1967, No 4.

P. Э. Лейтес.

Брейн Э. Ф.

Брейн Э. Ф. (Braein) Эдвард Флифлет (23 VIII 1924, Кристиансунн - 30 IV 1976, Осло) - норв. композитор. Сын композитора, дирижёра и фольклориста Э. Брейна (1887-1957). В 1942-45 учился в консерватории в Осло у X. Клеве, затем совершенствовался у Б. Брустада в Норвегии и у Ж. Ривье в Парижской консерватории (1950-51). Осн. область творчества - инстр. музыка. Среди произв. - оперы "Анна, дочь Педера" ("Anne Pedersdotter", 1971) и "Занятой человек" ("Den stundeslшse"; по пьесе Л. Хольберга, 1974), 3 симфонии, конц. увертюра, Adagio для струн. оркестра, камерные инстр. соч., романсы.

Литература: Lange К., Norwegian music. A survey, Oslo, 1971.

Брейтинг Г.

Брейтинг Г. (Breiting) Герман (24 X 1804, Аугсбург - 4 XII 1860, Дармштадт) - нем. певец (драм. тенор). В 1826 дебютировал на оперной сцене в Мангейме. Затем выступал в городах Германии, в Вене, Лондоне, Париже. В 1837-40 гастролировал в России, работал в нем. оперной труппе. Об исполнении Б. восторженно отзывались В. Г. Белинский и В. Ф. Одоевский. В 1842 пел в т-рах Парижа. Исполнял героич. партии - Роберт ("Роберт-Дьявол" Мейербера), Элеазар ("Жидовка" Галеви). Среди др. партий: Альфонсо ди Монцо ("Цампа или Мраморная невеста" Герольда), Джордж Браун ("Белая дама" Буальдьё), Поллион ("Норма"), Мазаньелло и Фра-Дьяволо ("Немая из Портичи, или Фанелла" и "Фра-Дьяволо"), Каспар ("Волшебный стрелок"), Рауль ("Гугеноты") и др. Б. выступал также в концертах, был одним из первых в России пропагандистов песен Ф. Шуберта.

Литература: Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Ливанова Т., Протопопов В., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1, М., 1968.

Брейткопф и Хертель

Брейткопф и Хертель (Breitkopf und Hertel) - муз. изд-во в Лейпциге. Возникло в 1795 на базе изд-ва Б. К. Брейткопф и сыновья (1765), достигшего расцвета при Г. И. Брейткопфе (1719-94). Мировое зпачение приобрело с конца 18 в. благодаря деятельности Г. К. Хертеля (1763-1827) и О. Хазе (1846-1921). Здесь печатались (с оригинальных рукоп.) произв. Й. Гайдна, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Вагнера, И. Брамса, M. Peгepa, a также собр. соч. И. С. Баха, Палестрины, О. Лассо, Г. Шюца, В. Моцарта, Ф. Шуберта и др. В издательстве печатали свои труды крупнейшие нем. историки и теоретики музыки: Г. Аберт, Г. Адлер, А. Эйнштейн, Г. Кречмар, X. Риман и др. Б. и X. издавало муз. периодику (еженедельник "Allgemeine musikalische Zeitung", 1798-1848 и 1863-65; ежемесячник "Monatshefte fьr Musikgeschichte", 1869-1905; "Mitteilungen des Hauses B. u. H.", 1876-1940, возобновл. в 1950, "ZfM", 1919-35, и "AfM", 1936-43). Изд-вом опубликованы 2 выпуска "Памятников немецкого музыкального искусства" ("Denkmдler Deutscher Tonkunst", 1892-1931 и 1900-31), а также каталог архивов изд-ва (2 тома, 1925-26); ежегодники, посв. И. С. Баху (выходили в 1904-52), К. В. Глюку (1913-18) и Г. Генделю (1928-32). В 1943 здание изд-ва было разрушено и часть ценных рукописей утеряна. В 1945 фирма была частично переведена в Висбаден (ФРГ). Изд-во в Лейпциге с 1952 является народным предприятием. Изд-во выпускает классич. оперы и балеты, произв. композиторов ГДР; осуществило издание песен и кантат X. Эйслера (в 9 тт.) и произв. сов. авторов, издаёт популярную серию книг о музыке ("Musikbьcherei fьr Jedermann"). Известностью пользуются серии: "Кантаты Баха" ("Bach-Kantaten"), "Библиотека партитур" ("Partiturbibliothek"), "Оркестровая библиотека" ("Orchesterbibliothek").

Литература: Hase О. von, Breitkopf und Hдrtel. Gedenkschrift und Arbeitsbericht, Bd 1-2, Lpz., 1917-19; Elvers R., Breitkopf und Hдrtel. 1719-1969..., Wiesbaden, 1968; Weber H., 250 Jahre Breitkopf und Hдrtel, NZfM, CXXX, 1969.

О. Т. Леонтьева.

Брейтхаупт Р. М.

Брейтхаупт Р. М. (Breithaupt) Рудольф Мария (11 VIII 1873, Брауншвейг - 2 IV 1945, Балленштедт) - нем. педагог (фп.), муз. критик и теоретик пианизма. Учился у Р. Тейхмюллера в Лейпцигской консерватории. С 1918 преподавал фп. игру в консерватории Штерна в Берлине. Выдвинулся сначала как рецензент и автор серии статей о крупнейших пианистах нач. 20 в. в журн. "Die Musik". Капитальное исследование "Естественная фортепианная техника" ("Die natьrliche Klaviertechnik") - гл. труд Б., принесший ему широкую известность среди пианистов. Книга посвящена детальному анализу элементов и видов фп. техники, теоретич. обоснованию и методике "весовой игры" (игры не столько пальцами, сколько регулированием и "перекатыванием" веса, тяжести руки как физиологически наиболее правильной, "естественной" системы пианистич. движений). Работа Б., многократно переизданная и переведённая на неск. европ. яз., привлекла внимание пианистов и преподавателей фп. игры разных стран; возбудила полемику, способствовавшую развитию теории пианизма. Концепция Б., в целом устаревшая, содержит отдельные наблюдения и замечания, сохраняющие актуальность.

Сочинения: Die natьrliche Klaviertechnik, Bd I, Lpz., 1905, 1925 (сокр., рус. пер. - Естественная фортепианная техника. Учение о движении..., М., 1927; раздел Педализация - Одесса, 1927); Bd II - Die Grundlagen der Klaviertechnik, Lpz., 1906, 1925 (рус. пер. - Основы фортепианной техники, M., 1929 (на обл.)); Bd III - Praktische Studien (5 Hefte, Lpz., 1916-21); Musikalische Zeit-und Streitfragen. Gesammelte Skizzen und Aufsдtze, В., 1906, 1927.

Литература: Коган Г., Проблемы теории пианизма, в его кн.: Вопросы пианизма. Избранные статьи, М., 1968.

Г. M. Коган.

Бреккер В. Ф.

Брёкер Василий Фёдорович (Вильгельм Фридрихович) (1863-1926, Ленинград) - рус. кларнетист и педагог. По национальности немец. С нач. 1880-х гг. поселился в Петербурге. С 1889 выступал в симфонических и камерных концертах РМО. С 1896 артист оркестра Михайловского т-ра, с 1900 солист оркестра Мариинского т-ра. В 1897-1926 преподавал в Ленинградской консерватории (с 1905 профессор). Б. был выдающимся виртуозом, его игра отличалась мягкостью, округлостью и певучестью звука, лёгкостью техники, тонкой выразительной фразировкой. Среди учеников Б. - В. И. Генслер. Автор этюдов, пьес, транскрипций для кларнета.

Брёлка

Брёлка - русский народный духовой инструмент, см. Жалейка.

Брель Ж.

Брель Ж. (Brel) Жак (8 IV 1929, Брюссель - 8 X 1978, Париж, похоронен на Маркизских о-вах) - франц. шансонье, поэт, композитор, актёр и режиссёр. По происхождению бельгиец. В 1953 дебютировал в Париже как шансонье. В 1955 совм. с амер. джазовым музыкантом С. Бешетом совершил турне по Франции и Сев. Африке. В 1957-66 пел в крупнейших конц. залах Франции и др. стран (в 1965 в СССР). С 1967 работал в кино (среди фильмов, в к-рых он выступал как актёр и композитор, - "Профессиональный риск", "Мой дядя Бенжамен", "Убийцы именем порядка"; одноврем. и как режиссёр - "Франц"), с 1968 также в т-ре (выступил как актёр, режиссёр и аранжировщик музыки в мьюзикле "Человек из Ламанчи" Ли и Вассермана; впоследствии поставил ещё неск. муз. спектаклей). Творчество Б., отличающееся лиричностью, бичует бурж. мещанство и пошлость. Помимо песен ему принадлежат произв. др. жанров, в т. ч. опера "Путешествие на луну" ("Vojage dans la lune", 1969, Брюссель), отд. номера из муз. комедии "Коловорот", из радиоспектакля "Идиот" по Ф. М. Достоевскому, музыка к фильмам.

Брендель К. Ф.

Брендель К. Ф. (Brendel) Карл Франц (26 XI 1811, Штольберг, Гарц - 25 XI 1868, Лейпциг) - нем. музыковед. С 1832 изучал философию в Лейпциге. Учился игре на фп. у Ф. Вика. С 1839 сотрудник, с 1844 ред. основанного Р. Шуманом журн. "Neue Zeitschrift fьr Musik". Однако публикация в этом журнале в 1850 статьи Р. Вагнера "Еврейство в музыке" (под псевд. К. Фрайгеданк) привела к разрыву Б. с Шуманом. В 1856-61 издавал (совм. с Р. Полем) журн. "Anregungen fьr Kunst, Leben und Wissenschaft". В своей публицистич. деятельности продолжал развивать идейно-эстетич. взгляды Шумана; написал ряд статей, посв. Р. Вагнеру и Ф. Листу.

После 1846 преподавал историю музыки в Лейпцигской консерватории, участвовал в создании Всеобщего нем. муз. союза (1859, его 1-й президент). Автор книг по истории музыки. Его муз.-критич. статьи, посв. совр. ему музыке, изданы в сб. "Zur Geschichte und Kritik der neuerer Musik" (1888).

Сочинения: Grundzьge der Geschichte der Musik, Lpz., 1848, 1886 (рус. пер. - Основания истории западно-европейской музыки. СПБ, 1877); Geschichte der Musik in Italien, Deutschland und Frankreich von den ersten christlichen Zeiten, Lpz. 1852, 1888; Die Musik der Gegenwart und die Gesamtkunst der Zukunft, Lpz., 1854; Franz Liszt als Symphoniker, Lpz., 1859; Die Organisation des Musikwesens durch den Staat, Lpz., 1865; Geist und Technik im Klavierunterricht, Lpz., 1867.

О. Т. Леонтьева.

Брене М.

Брене М. (Brenet) Мишель (наст. имя и фам. - Мари Бобилье, Bobillier) (12 IV 1858, Люневиль, деп. Мёрт и Мозель - 4 XI 1918, Париж) - франц. музыковед. С 1871 жила в Париже. Работала в области музыковедения и муз. критики, постоянно выступала в периодич. прессе (журн. "Le Mйnestrel" и др.). Б. - представитель франц. музыковедч. школы, получившей развитие в кон. 19 - нач. 20 вв. (Р. Роллан, Ж. Тьерсо, П. Обри и др.). Отличительные черты её работ - широкая эрудиция, точность сведений. Большинство трудов Б. посв. истории франц. муз. культуры; ей принадлежат также монографии о Й. Гайдне, Г. Ф. Генделе, Палестрине и др.

Сочинения: Histoire de la symphonie а orchestre depuis ses origines jusqu'а Beethoven, P., 1882; Grйtry, sa vie, ses oeuvres, P., 1884; Jean de Ockeghem, Nogont-le-Rotrou, 1893; Sйbastien de Brossard, Nogent-le-Rotrou, 1896; Notes sur l'histoire du luth en France, Turin, 1899; Les concerts en France sous l'ancien rйgime, P., 1900; Palestrina, P., 1906; Haydn, P., 1909; Musique et musiciens de la vieille France, P., 1911; Haendel, P., 1912; Dictionnaire pratique et historique de la musique, P., 1926 (под ред. и с доп. А. Гастуэ).

О. Е. Левашёва.

Бреннер М. Р.

Майор Рафаилович (р. 25 XII 1906 (7 I 1907), Екатеринослав, ныне Днепропетровск) - советский пианист и педагог. Нар. арт. Азерб. ССР (1968). В 1930 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. Л. В. Николаева, в 1935 - под его рук. аспирантуру. Был солистом Ленингр. филармонии. С 1935 преподаёт в Азербайджанской консерватории им. У. Гаджибекова в Баку (с 1951 профессор). Среди учеников Б. - мн. азерб. пианисты, в т. ч. Р. Айтакшиев, Ф. Бадалбейли, А. Зульфагарова, Ф. Кулиева, Д. Мурадова, Н. Усубова. У него учились также Б. М. Давидович и Н. Юзбашева.

Предыдущая страница Следующая страница