Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 3, "БАН"-"БАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 3, "БАН"-"БАР")

Банистер Д.

Банистер Д. (Banister) Джон (1630, Лондон - 3 X 1679, там же) - англ. скрипач и композитор. Учился у отца, гор. музыканта. С 1660 придв. скрипач Карла II. В игре на скрипке совершенствовался во Франции. В 1662-66 возглавлял корол. камерн. ансамбль (из 12 скрипачей). В 1672 организовал в Лондоне первые в Европе платные публич. концерты (до 1678), был также директором муз. школы. Его деятельность сыграла важную роль в муз. жизни Лондона 70-х гг. 17 в. Автор театр. музыки (в т. ч. к "Цирцее" У. Давенанта, "Буре" Шедуэлла, по Шекспиру), пьесам Дж. Драйдена, У. Уичерли и др. Издал (совм.-с Т. Лове) сб. "Новые арии и диалоги для голосов и виол" ("New ayres and dialogues for voices and viols", 1678) и др. Сын Б. - Джон Б. (1663-1735) - скрипач. Ученик и преемник отца в королевской инструментальной капелле, концертмейстер Итал. оперы в Лондоне. Писал театр. музыку, совм. с Дж. Плейфордом издал инструктивный сб. "Division Violin" (1685) - первую англ. школу скрипич. игры.

Литература: Lafontaine n. С. de, The King's music, L., 1909; Pulver J., A biographical dictionary of old English music, L., 1927; Scott H. A., London's earliest public concerts, "MQ", 1936, XXII.

И. М. Ямпольский.

Банкьери А.

Банкьери А. (Banchieri) Адриано (1567, Болонья - 1634, там же) - итал. органист, композитор, теоретик музыки. В 1601-07 органист церкви Санта-Мария в Имоле. В 1614 основал "Академию де Флориди" в Болонье. Написал неск. учебников и трактатов. Гл. теоретич. труд - "Об игре на органе" ("Conclusioni del suono dell'organo", Siena, 1608, Mil., 1934). Автор мотетов, месс, опер, канцонов, мадригалов. В духовных концертах (1595) для 2 хоров и органа Б. впервые приводит орг. партию, выписанную отдельно, а не в виде цифрованного баса. К нек-рым пьесам сб. "Звучащий орган" ("L'organo suonarino", 1605 и 1611) дал регистровые указания. Орг. миниатюра "Баталия" предвосхищает будущие программные сочинения этого жанра. 10 орг. пьес Б. опубликованы в антологии "Музыкальное искусство в Италии" ("L'arte musicale in Italia", t. 3).

Литература: Вukоfzеr М., Music in the baroque era, N. Y., 1947; Einstein A., The Italian madrigal, Princeton, 1949, v. II, p. 802-820; Vatielli Fr., Il madrigale drammatico e Adriano Banchieri, в кн.: Arte e vita musicale di Bologna, v. 1, Bologna, 1927, p. 57-115; Wilbert H. J., Die Messen des Adriano Bancieri, Mainz, 1969/

Л. И. Ройpман.

Бансури

Бансури - бансри, - инд. дух. инструмент, продольная флейта.

Банток Г.

Банток Г. (Bantock) Гренвилл (7 VIII 1868, Лондон - 16 X 1946, там же) - англ. композитор, дирижёр и педагог. Учился по композиции у Ф. Кордера в Корол. академии музыки в Лондоне, к-рую окончил в 1892. В 1893-96 издавал журн. "New Quarterly Musical Review", работал дирижёром передвижных оперных трупп, оркестра "Тауэр-ансамбль" в Нью-Брайтоне (1897-1901). С 1901 жил в Бирмингеме, где возглавлял муз. школу Бирмингемского и Мидлендского ун-тов, в 1907-34 профессор музыки Бирмингемского ун-та, с 1934 пред. совета Тринити-колледжа. Педагогич. деятельность В., проведение им реформ учебных программ способствовали усовершенствованию постановки муз. образования в Англии. В 1947 в Англии было осн. Общество Бантока. Б. - автор колоритных программно-симф., муз.-сценических и хор. произв. на кельтские и вост. мифологич. и библейские сюжеты, сыгравших значительную роль в обновлении муз. яз. англ. композиторов. В ряде его сочинений нашли отражение впечатления, полученные от кругосветного путешествия, совершённого Б. в 1938. Богатые красочные возможности совр. орк. письма, мастерски раскрытые в его произв., свободная муз. форма способствовали изживанию традиций нем. романтиков, господствовавших в творчестве англ. композиторов, освобождению от академич. штампов. Б. одним из первых англ. композиторов обратился к англ. фольклору. Был знатоком музыки "елизаветинской эпохи", особенно ценил У. Бёрда. Ему принадлежат оркестровые обр. и транскрипции произв. вёрджинелистов, издания сб. произв. Бёрда, Дж. Булла и др.

Сочинения: оперы (4), в т. ч. Кэдмар (1892), Зачарованная женщина (The seal-woman, 1924); балеты (3), в т. ч. - Лалла Рук (пост. 1917), Великий бог Пан (The great god Pan, с хором, 1919); для орк. - симфонии: Гебридская (A Hebridean, 1916), Языческая (A Pagan, 1928), Кельтская (Celtic; для струнных, 6 арф, 1940), 6 программных симф. поэм (1900-02), увертюра Саул (1897); 2 Героические баллады (1944); камер. ансамбли - 2 струн. квартета, сонаты с фп. - для скр. (4), для влч. (2); вок. соч. - для хора a cappella - 3 хор. симфонии: Аталанта в Каледонии (Atalanta in Calydon, 1911), Суета сует (Vanity of vanities, 1913), Маскарад человеческой жизни (A pageant of human life, 1913), для хора с орк. - Омар Хайям (3 ч., 1906-09, наиболее значит. соч.), Золотое путешествие в Самарканд (The golden Journey to Samarkand, 1922) и др., вок. циклы - песни сераля, 5 газелей из Хафиза, песни и хор. сюиты на тексты кит. поэтов, Сад роз Саади, детские песни; обр. египетских, индийских, японских и др. песен; фп. пьесы, театр. музыка и др.

Литература: Anderton Н. О., Granville Bantock, L.-N. Y., 1915; Antiсliffe H., A brief survey of the works of Granville Bantock, "MQ", 1918, July.

И. М. Ямпольский.

Бантышев А. О.

Александр Олимпиевич (1804, Ярославская губ. - 23 XI (5 XII) 1860, Москва) - рус. певец (тенор). Пел в церк. хоре, обратил на себя внимание А. Н. Верстовского, пригласившего его в Большой т-р, на сцене к-рого Б. выступал четверть века (1827-53). Под рук. Верстовского разучивал оперные партии. Был первым исполнителем партии Торопки ("Аскольдова могила"), принесшей ему большой успех. Один из популярных рус. певцов 1-й пол. 19 в., Б. был прозван современниками "московским соловьём". Лучшие партии: Собинин; Никанор, Гикша ("Тоска по родине", "Пан Твардовский" Верстовского), Антонио ("Водовоз" Керубини) и др. С большим мастерством пел рус. нар. песни. Автор песен ("Что ты, травушка", "Ты не плачь, красавица" и др.) Талант Б. высоко ценили А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов.

Литература: H., A. A. Бантышев (некролог), "Моск. ведомости", 1860, 16 дек., No 273; Неведомский М., Ленский и Бантышев, "Русский инвалид", 1860, 24 дек., No 280; Яковлев Б., Московская оперная сцена в сороковых годах, в кн.: Временник Русского театрального общества, No 1, М., 1925 (на обл. 1924); Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956; Ливанова Т. Н., Протопопов В. В., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1, М., 1966; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. I, вып. 2, М., 1967; Гозенпуд A., Русский оперный театр 19 века (1836-1851), Л., 1969.

Банщиков Г. И.

Геннадий Иванович (р. 9 XI 1943, Казань) - сов. композитор. Окончил Ленингр. консерваторию (1966) и аспирантуру при ней (1969) у Б. А. Арапова. С 1974 преподаватель Ленингр. консерватории (инструментовка).

Сочинения: оперы - Любовь и Силин (камерная опера, по Козьме Пруткову, 1968), Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (по Н. В. Гоголю, 1973, Ленинград), Горе от ума (по А. С. Грибоедову, 1981); кантаты - Зодчие (1964), Памяти Гарсиа Лорки (1965), Пепел в ладонях (1979) и др.; 2 симфонии (1967; для струн. орк., 1977); концерты с орк. - для фп. (1963, 2-я ред. 1977), 5 для влч. (1962, 1964; для влч. соло, 1965; дуодецимет для влч. и 11 инструментов, 1966; 1970); для фп. - 3 сонаты (1968-74); камерно-инстр. ансамбли - соната для флейты и фп. памяти Д. Д. Шостаковича (1975), трио-соната для скр., альта и влч. с фп. (1972); музыка к кинофильмам, радио- и телепостановкам и др.

Литература: Рахманова М., Обращения к человеку, "СМ", 1968, No 9; Ручьевская Е., Парус под ветром, там же, 1980, No 9.

Баньгу

Баньгу - даньпигу, - кит. ударный инструмент, небольшой односторонний барабан. Деревянный корпус в виде чаши с массивными стенками выпуклой стороной обращён вверх, в середине его имеется небольшое отверстие. Кожаная мембрана натягивается на выпуклую часть корпуса и закрепляется на ней гвоздиками. Звук извлекается ударами двух палочек. Изменение высоты звука достигается смещением места удара от центра к периферии. Во время игры Б. устанавливают на треножнике. Б. широко применяется в нар. музыке, а также в оперных оркестрах и разл. муз. ансамблях. В театре на Б. играет, как правило, дирижёр; с помощью Б. он подаёт условные сигналы оркестрантам и артистам на сцене. Иногда Б. применяется и как сольный инструмент.

Баньху

Баньху - кит. струнный смычковый инструмент. Разновидность хуциня. Корпус из усечённой скорлупы кокосового ореха прикрыт тонкой деревянной декой. Длинная шейка без ладов заканчивается головкой с колками. Струн две. Общая дл. ок. 700 мм. Исполнитель пальцами левой руки нажимает на струны, но не прижимает их к шейке. Строй Б.: d2, а2. Хроматич. диапазон модернизированного инструмента с1 - е4. Традиционный Б. являлся главным образом аккомпанирующим инструментом в кит. сев. муз. драме. В настоящее время (1972) применяется как оркестровый инструмент.

Барабан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Баран А.

Баран А. (Baran) Айхан (р. 1929, Анкара) - турецкий певец (бас-баритон). В 1951 окончил Анкарскую консерваторию. С 1952 солист Гос. оперы (Анкара). Гастролировал во мн. европ. странах, в т. ч. в СССР (1964, 1966). Б. выступает с сольными концертами, в программе к-рых - камерные произв. композиторов-классиков, арии из опер.

Баран И.

Баран И. (Baran) Ильхан (р. 10 VII 1934, Анкара) - турецкий композитор. В 1959 окончил Анкарскую гос. консерваторию у А. А. Сайгуна (занимался также в классах контрабаса и фп.). Совершенствовался по композиции в "Эколь нормаль" в Париже. С 1970-х гг. зав. кафедрой композиции Анкарской гос. консерватории. Среди его соч. - фп. произв., в т. ч. "Пьесы для детей" (1956), "Маленькая сюита" (1956), сонатина (1962); сюита для дух. квинтета (1970), "Четыре зейбека" для голоса и фп. (1972).

Баранович К.

Баранович К. (Baranovic) Крешимир (р. 25 VII 1894, Шибеник) - хорватский композитор, дирижёр и педагог (Югославия). Музыке учился в Загребе у Д. Кайзера (фп., теория музыки), в школе Муз. об-ва, в 1912-14 - в Муз. академии в Вене. В 1915-27 дирижёр Загребской оперы, где осуществил первые пост. опер "Борис Годунов" и "Снегурочка", балетов "Петрушка" и "Жар-Птица". В 1927-29 выступал как дирижёр в Белграде; в 1928 принял участие в гастрольном турне по европ. странам с балетной труппой А. П. Павловой. В 1929-43 директор Нац. оперы в Загребе, в 1943-46 рук. оркестра радио и дирижёр оперного т-ра в Братиславе (Чехословакия). В 1946-62 дирижёр Нац. оперы, в 1951-61 директор филармонии и профессор Муз. академии в Белграде. В 1961 гастролировал в СССР. В своём творчестве Б. опирается на муз. фольклор Хорватского Загорья. Мелодич. дарование, мастерское владение орк. палитрой в особенности проявляются в его балетной музыке, отмеченной нац. колоритом, отчасти влиянием музыки И. Ф. Стравинского. Балет Б. "Пряничное сердце" положил начало нац. балетному т-ру.

Сочинения: оперы - Стрижено-скошено (1932), Невеста из Цетинграда (1942); балеты - Пряничное сердце (1924), Цветы маленькой Иды (1925), Имбрек с носом (1934), Китайская притча (1953); для орк. - симф. скерцо (1921), Балканская поэма (1926), рапсодия Песня гусляра (1945), симфониетта (для струн. орк., 1951), симф. поэма Пан (1957), струн. квартет (1924); 3 вок. цикла с орк., в т. ч. Мой город (1943), театр. музыка и др.

Литература: Kresimir Baranovic, в кн.: Kovacevic К., Hrvatski kompositori i njihova djela, Zagreb, 1960.

И. М. Ямпольский.

Баратов Л. В.

Леонид Васильевич (20 III (1 IV) 1895, Москва - 22 VII 1964, там же) - советский режиссёр оперы. Нар. арт. РСФСР (1958). Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та. С 1918 актёр Студии Е. Б. Вахтангова, в 1920-22 - 2-й Студии МХТ. С 1922 актёр и режиссёр Муз. студии МХТ, позднее Муз. т-ра им. Немировича-Данченко. В 1931-36 и 1944-56 режиссёр (в 1944-1949 гл. режиссёр) Большого т-ра, где осуществил пост. опер: "Мазепа" (1934; 1949, Гос. пр. СССР, 1950), "Пиковая дама" (1944), "Иван Сусанин" (1945), "Борис Годунов" (1948, Гос. пр. СССР, 1949), "Хованщина" (1950, Гос. пр. СССР, 1951); "Никита Вершинин" Кабалевского (1955) и др. В 1936-38 режиссёр Свердловского т-ра оперы и балета им. Луначарского. В 1938-43 гл. режиссёр Ленингр. т-ра оперы и балета, где пост. оперы: "В бурю" (1939), "Чародейка" (1941); "Емельян Пугачёв" Коваля (1942, Гос. пр. СССР, 1943). В 1950-59 гл. режиссёр Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Здесь пост. оперы: "Семья Тараса" Кабалевского (1951, Гос. пр. СССР, 1952), "Война и мир" (1957) и др. Для многих работ Б. характерны реалистич. выразительность и высокий уровень муз.-сценич. ансамбля. Режиссёр уделял большое внимание массовым сценам, его пост. отличались монументальностью.

С 1926 занимался педагогич. работой в различных учебных заведениях (в т. ч. в школе-студии МХАТа, ВГИКе), с 1947 профессор ГИТИСа. Среди его учеников: Е. Н. Соковнин, Л. Д. Михайлов и др.

В. И. Зарубин.

Барбая Д.

Барбая Д. (Barbaja, Barbaia) Доменико (1778, Милан - 19 X 1841, Позиллипо, близ Неаполя) - итал. театр. антрепренёр. Деятельность Б. была связана в основном с оперными т-рами Неаполя (1809-40, "Сан-Карло", "Фондо", "Нуово", "Фьорентини"), а также Вены (1821-1828) и Милана (1826-32). Итал. опера обязана Б. "открытием" таланта В. Беллини и Г. Доницетти; он способствовал утверждению на сцене итал. т-ров талантливых певцов. Мн. дирижёры, музыканты и артисты пользовались его советами. Был другом Дж. Россини, к-рый ценил его способности.

Литература: Monaldi G., Impresari celebri del sec. XIX, Rocca S. Casciano, 1918.

Барбер С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Барби А.

Барби А. (Barbi) Аличе (1 VI 1862, Модена - 4 IX 1948, Рим) - итал. камерная певица (меццо-сопрано). В юности занималась игрой на скрипке; пению училась под рук. Дзамбони, Л. Бузи, Л. Ваннуччини. В 1882 дебютировала в Милане. Успешно концертировала в разных городах Италии и за её пределами (Великобритания, Германия; Россия - впервые в 1897). Красивый голос и мастерство Б. высоко ценил И. Брамс, выступивший с певицей в качестве аккомпаниатора в одном из её концертов в Вене (1893). В свои программы Б. наряду с произв. совр. композиторов часто включала вок. сочинения итал. мастеров.

Литература: "Биржевые ведомости", СПБ, 1901, 14 ноября, No 311; Sambati G., A. Barbi, в кн: The musical world, L., 1885, p. 452.

Барбиролли Д.

Барбиролли Д. (Barbirolli) Джон (Джованни Баттиста) (2 XII 1899, Лондон - 29 VII 1970, там же) - англ. дирижёр и виолончелист. По нац. итальянец. Учился в Тринити-колледже (1911-12) и в Корол. академии музыки (1912-17) в Лондоне. Дебютировал как солист-виолончелист в 1911 ("Куинс-холл", Лондон), гастролировал по Великобритании и Зап. Европе в составе Междунар. струнного квартета. Как дирижёр впервые выступил в 1925 в концертах Гильдии певцов и инструменталистов. В том же году организовал Камерный Барбиролли-оркестр. Возглавлял ведущие оркестры Великобритании - Брит. нац. оперной компании (с 1926), Шотландский (1933-36); Нью-Йоркский филармонич. симф. (1937-42), "Халле-оркестр" в Манчестере (1943-68; в 1961 впервые исполнил с этим оркестром концерт для виолончели и симфонию-реквием Б. Бриттена), Хьюстонский симф. (1961-67) и др. Дирижировал на фестивалях в Зальцбурге, Челтнеме (совр. англ. музыка), Эдинбурге (в 1948 и 1950-51); выступал в Москве в 1967 с оркестром Би-Би-Си. Почётный чл. академии "Санта-Чечилия" (Рим, с 1960). Автор переложений для струнного оркестра произведений Г. Пёрселла, Б. Марчелло, Г. Генделя, В. А. Моцарта, а также вёрджинелистов ("Елизаветинская сюита" - "Elizabethan suite"). Написал концерт для гобоя на темы Дж. Б. Перголези.

Литература: Rigbу Сh., John Barbirolli, Altrincham, 1948.

Барбо Ж. Т. Д.

Барбо Ж. Т. Д. (Barbot) Жозеф Теодор Дезире (12 IV 1824, Тулуза - II 1897, Париж) - франц. певец (тенор) и педагог. Учился в Парижской консерватории по классу М. Гарсиа-сына. В 1848 дебютировал в т-ре "Опера комик" (Париж). В 1850-56 солист т-ра "Де ла Монне" (Брюссель), в 1851-75 - т-ра "Опера комик". Партии: Роберт ("Роберт-Дьявол" Мейербера), Фра-Дьяволо; Джордж Браун ("Белая дама" Буальдьё) и др. Б. - первый исполнитель партии Фауста (1859). В 1875 оставил сцену, с того же года профессор Парижской консерватории (был преемником П. Виардо-Гарсиа).

Барбье Ж. П.

Барбье Ж. П. (Barbier) Жюль Поль (8 III 1822, Париж - 16 I 1901, там же) - франц. драматург и либреттист. Б. принадлежит более 50 драм, комедий, водевилей, с успехом шедших на сценах парижских т-ров. Наибольшую известность получил как либреттист, выступая чаще всего в содружестве с М. Kappe (1819-72). На либретто Б. написаны оперы Ш. Гуно ("Фауст", "Ромео и Джульетта", "Филемон и Бавкида", "Царица Савская", "Полиевкт"), Дж. Мейербера ("Прощение Плоэрмеля"), A. Тома ("Миньон", "Гамлет", "Франческа да Римини"), B. Массе ("Галатея", "Поль и Виргиния", "Ночь Клеопатры"), К. Сен-Санса ("Серебряный колокольчик"), Ж. Оффенбаха ("Сказки Гофмана"). Эпизоды драмы Б. "Жанна д'Арк" использованы П. И. Чайковским в работе над либретто оперы "Орлеанская дева". В 1871 Б. выпустил сборник патриотич. песен.

Барбьери Ф.

Барбьери Ф. (Barbieri) Федора (р. 4 VI 1920, Триест) - итал. певица (меццо-сопрано). Среди её педагогов - Ф. Бугамелли, Л. Тоффоло, Дж. Тесс. Дебютировала в 1940 на сцене т-ра "Комунале" (Флоренция). Во 2-й пол. 40-х гг. завоевала широкую популярность, пела во мн. т-рах мира. С 1950 солистка "Метрополитен-опера". Продолжала выступать и в 70-х гг., но не в осн. партиях. Одна из крупнейших певиц своего времени, Б. обладала сочным, гибким голосом, особенно красиво звучавшим в низком регистре. По складу дарования ей были ближе драм. партии - Азучена, Амнерис; Эболи, Ульрика ("Дон Карлос", "Бал-маскарад"), Кармен, Далила. Мастерство Б. как комедийной артистки раскрылось в партиях Квикли ("Фальстаф"), Берты ("Севильский цирюльник"), Хозяйки корчмы ("Борис Годунов"), исполненных в поздний период деятельности. Выступала в концертах.

Барбьери Ф. А.

Барбьери Ф. А. (Barbieri) Франсиско Асенхо (Asenjo) (3 VIII 1823, Мадрид - 19 II 1894, там же) - испан. композитор, музыковед и дирижёр. Чл. Испанской корол. академии (1873). Окончил Мадридскую консерваторию по классам Р. Карнисера (композиция), П. Альбениса (фп.), Б. Сальдони (пение) и Р. Брока (кларнет). Работал кларнетистом в воен. оркестре, выступал как пианист и оперный певец. В 1866 возглавил оркестр Концертного об-ва в Мадриде. Сотрудничал как муз. критик в газ. "Illustraciуn". С 1868 профессор Мадридской консерватории (класс гармонии и истории музыки). С именем Б. связано возрождение нац. муз.-сценич. жанра - сарсуэлы. Лучшие сарсуэлы Б. во многом послужили образцом для муз.-сценич. произв. И. Альбениса, М. де Фальи. Капитальный труд Б. - собр. старинных испан. песен ("Cancionero musical de los siglos XV y XVI", Madrid, 1890).

Сочинения: 77 сарсуэл, в т. ч. Слава и парик (Gloria у Peluca, 1850, т-р "Варьедадес", Мадрид), Игра с огнём (Jugar con fuego, 1851, т-р "Цирк", Мадрид), Бриллианты короны (Los diamantes de la corona, 1854, там же), Хлеб и быки (Pan y toros, 1864, т-р "Сарсуэла", Мадрид), Цирюльник из Лаваписа (El barberillo de Lavapiйs, 1874, там же) и др.

Литературные сочинения: Ultimas amores de Lope de Vega Carpio, Madrid, 1876; La musica religiosa, Madrid, 1889; Teatro de Juan del'Encina, Madrid, 1893; Reseсa histуrica de la zarzuela, Madrid, (s. а.), и др.

Литература: Subirб J., Manuscrites de Barbieri existentes en la Biblioteca National, Madrid, 1936; Chase G., Barbieri and the Spanish Zarzuela, "ML", 1939, Jan.; Martнnez Olmedilla A., El maestro Barbieri y su tiempo, Madrid, 1941, 1950.

М. А. Вайсборд.

Барвик М.

Барвик М. (Barvik) Мирослав (р. 14 IX 1919, Лужице, близ Годонина) - чехосл. композитор, музыковед.

Учился у В. Капрала в Брненской консерватории (1937-42). Изучал также музыковедение в Пражском ун-те (1938-39, 1945-48). Брал уроки у В. Новака (1942-44), совершенствовался у И. Ржидкого в школе мастерства при Пражской консерватории (1946-48).

Преподавал теорию, дирижирование и фп. в Ин-те музыки и пения в г. Моравска-Острава (1942-45). В 1945-47 преподаватель Брненской консерватории и одновременно руководитель хор. коллективов. С 1948 педагог Пражской консерватории по классу истории музыки, с 1957 - по классу композиции. В 1948-53 редактор журнала "Hudebni rozhledy".

Сочинения Б. отмечены влиянием южно-моравского муз. фольклора.

Сочинения: опера - 1944 (Partyzani, 1960), оратория Астронавты (1962); для орк. - симфония (1944-1947), симфониетта (1942), сюита Танцы Словакии (1949), рапсодия Димитров (1952); кантаты - Благодарность Советскому Союзу (1947), Песня о Советской земле (1951); для фп. - соната Лидице (1943), Три сонатины (1944); хоры, песни и др.; музыка к спектаклям драм, т-ров и фильмам.

Литературные сочинения: Hudebnнkowa cesta de SSSR, Praha, 1956; Jak poslouchat hudbu, Praha, 1960, 1962; Hovory о hudbe, Praha, 1961; Hudba revolucн, Praha, 1964.

Барвинский В. А.

Василий Александрович (20 II 1888, Тернополь -9 VI 1963, Львов) - советский композитор, пианист, музыковед. Доктор искусствоведения (1940). Учился во Львовской консерватории (класс фп. В. Курца); в 1908-14 жил в Праге, занимался композицией у В. Новака. В 1915-39 преподаватель и директор Высшего муз. ин-та им. Н. В. Лысенко во Львове; в 1939-41 и 1944-48 директор и профессор по классам фп. и композиции Львовской консерватории. В. являлся одним из организаторов муз. жизни во Львове. Был членом редколлегии журнала "Украчнська музика", пред. Союза укр. проф. музыкантов во Львове ("Супром"). Автор первых камерно-инстр. произв. в музыке Зап. Украины. Б. в своём творчестве опирался на особенности укр. нар. музыки и создал на их основе своеобразный полифонич. стиль.

Сочинения: кантаты - Завещание (Заповiт, 1917), В первую годовщину (1939), Песня о Родине (сл. М. Рыльского, 1940); для орк. - Украинская рапсодия (1911); концерт для фп. с орк. (1937); Украинская свадьба (для хора в сопр. фп. в 4 руки, 1914); для голоса и орк. - Ноктюрн (сл. И. Франко, 1933), Портрет Ленина (сл. М. Рыльского, 1947) и др.; струн. секстет, квинтет и др. ансамбли; прелюдии, сонаты, фп. трио, пьесы для скр. и фп., влч. и фп., для струн. квартета, вариации на укр. нар. темы, хоры, песни, романсы и др.

С. С. Павлишин.

Бард

Бард (англ., ирл. и гэльск. bard, от кельтск. bardo - певец) - нар. певец-сказитель древних кельтских племён, в ср. века - проф. поэт при княжеском дворе, гл. обр. в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. Существовали также бродячие Б. В Ирландии Б. объединялись в цехи, влиявшие на обществ. жизнь. Самобытный эпос Б. - нац. наследие кельтской культуры. Он складывался в первые века н. э. и сохранялся неизменным в течение почти 15 веков. Наряду с древней прозаич. сагой, с 10 в. на те же сюжеты, гл. обр. героич. плана, возникали песни-баллады, не утратившие своей поэтич. ценности (рус. переводы образцов поэзии Б. выполнены С. Я. Маршаком). В репертуаре Б. были также боевые, религ., сатирич. песни, элегии, эклоги и др. Б. пели, аккомпанируя себе на сходном с лирой инструменте круите (crwth) или кроте, вначале щипковом, а затем смычковом, позднее - на 3-струнном тилинке. Хотя музыка песен Б. не сохранилась, о её характере позволяют судить поэтич. особенности песен; по-видимому, определённые элементы музыки песен Б. вошли в нар. песенность. Иск-во Б. оказало значит. влияние на развитие национального муз.-поэтич. творчества. В средние века Б. подвергались гонениям со стороны властей, при королеве Елизавете за подстрекательство к восстанию ирландцев против Англии их приговаривали к смертной казни. С упадком феод.-патриархального строя сословие Б. исчезло. Последним Б. считают Турлоу О' Кэролена (1670-1738). В зап.-европ. лит-ре значит. роль сыграли подражания поэзии Б. ("Песни Оссиана" Дж. Макферсона и др.).

Литература: Смирнов A., Из истории западноевропейской литературы, М., 1965, с. 24-25; Jones E., Musical and poetical relics of the Welsh bards, L., 1784, 1794; Sketches of the origin, progress and effects of music, with an account of ancient bards and ministrels, ed. by R. Eastcott, Bath, 1793; La Rue G. de, Essais historiques sur les bardes..., v. 1-3, Caen, 1834; Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd I, T. 2, Lpz., 1905, 1920.

Г. И. Навтиков.

Барди Д.

Барди Д. (Bardi) Джованни, граф Вернио (5 II 1534, Флоренция - 1614 или 1615, Рим) - итал. композитор, писатель, меценат. Чл. флорентийской Академии делла Круска э дельи Альтерати. В 1579-92 собирал в своём доме виднейших деятелей иск-ва и науки Флоренции (т. н. Флорентийская камерата, или Камерата В.). В 1592-1605 служил в Риме при дворе папы Клемента VIII. В своих произв. одним из первых обратился к новому стилю сольного пения и аккомпанемента. Автор "Диалога о старинной и современной музыке" ("Dialogo della musica antica e moderna", 1581) и "Речи о старинной музыке" ("Discorso sopra la musica antica", 1763). Из муз. сочинений Б. сохранились: Miserere, ряд мадригалов. Публиковал произв. под псевд. "Инкрускато" и "Пуро".

Бардина О. В.

Ольга Васильевна (р. 23 XII 1932, г. Карши, Узб. ССР) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. СССР (1978). Чл. КПСС с 1968. В 1954 окончила историч. ф-т Ташкентского ун-та, в 1959 - Ташкентскую консерваторию. В 1959-62 солистка оперных т-ров Ташкента и Уфы, с 1962 - Саратовского т-ра оперы и балета. Обладает красивым и сильным голосом, тонким художеств. вкусом и чувством стиля. В её репертуаре св. 40 партий, среди них - Татьяна, Лиза, Кума Настасья, Ярославна; Марфа ("Царская невеста"), Аида; Елизавета ("Дон Карлос"), Тоска, Маргарита; Mapo ("Даиси"), Анна Снегина ("Анна Онегина" Холминова), Надежда Петровна ("Русская женщина" Молчанова). Выступает в концертах, особенно удаются певице старинные рус. песни и романсы. Гастролирует за рубежом.

Литература: Гейлиг М., Ольга Бардина, "СМ", 1970, No 3; ее же, До самой сути, "Театральная жизнь", 1979, No 4.

Бардош Л.

Бардош Л. (Bаrdos) Лайош (р. 1 X 1899, Будапешт) - венг. композитор, хор. дирижёр и музыковед. Засл. арт. ВНР (1970). В 1925 окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Будапеште у З. Кодая (композиция; ранее занимался у А. Шиклоша); в 1928-66 профессор теории и истории музыки там же. В 1925-1962 дирижёр певч. хоров в Будапеште. Один из рук. изд-ва и журн. "Magyar Kуrus" (1931-50), а также движения "Поющая молодёжь" (1934). Автор неск. сот произв. для смешанного, муж., жен. и детского хоров. В муз. творчестве Б. опирается на интонации венг. нар. песен, он мастерски владеет разнообразными приёмами хор. фактуры. Особенно эффектны и популярны хоры в шуточно-танц. жанре. Пр. им. Эркеля (1953). Пр. им. Кошута (1955). Гастролировал за рубежом.

Литературные сочинения (все изд. в Будапеште): Natьrliche Tonsysteme..., в кн.: Studia memoriae В. Bartуk sacra, 1956; Modбlis harmуniбk..., 1961, 1979; Harminc нrбs..., 1969; Bartуk dallamvilбgбbуl, "Muzsika", 1970, szeptember; Kodбly gyermekkarairуl, (б. м.), 1972; Tнz ъj нrбs: 1969-74, 1974; Liszt Ferenc, a jцvц zenйsze, 1976, и др.

Баренбойм Д.

Баренбойм Д. (Barenboim) Даниель (р. 15 XI 1942, Буэнос-Айрес) - израильский пианист и дирижёр. Занимался у Э. Фишера (фп.), Н. Буланже (муз.-теоретич. дисциплины), И. Маркевича и Й. Крипса (дирижирование). В 60-е гг. руководитель Лондонского камерного оркестра, с 1975 гл. дирижёр Парижского оркестра. Как пианист начал выступать в детские годы. Нередко играет в ансамблях - с виолончелисткой Ж. дю Пре (жена Б.), скрипачом П. Цуккерманом и др. Как пианист и дирижёр известен прежде всего исполнением произв. венских классиков. Успешно дирижирует также произв. И. Брамса, А. Брукнера, Дж. Верди и др. Гастролирует во мн. странах, дважды выступал в СССР (в 1965 как пианист, в 1977 как дирижёр с Парижским оркестром).

Баренбойм Л. А.

Лев Аронович (р. 18(31) I 1906, Одесса) - сов. музыковед и пианист. Доктор искусствоведения (1957). В 1925 окончил Одесскую консерваторию по классам Г. М. Бибер (фп.) и В. А. Золотарёва (композиция), в 1930 - Моск. консерваторию по классу Ф. М. Блуменфельда (фп.). В 1931-39 доцент (классы фп. и методики преподавания) этой консерватории. С 1939 преподаёт в Ленингр. консерватории историю и теорию пианизма и методику обучения игре на фп., с 1958 профессор, с 1965 зав. кафедрой истории и теории фп. иск-ва. Осн. круг науч. работ Б. - история и теория пианизма, методика преподавания, проблемы муз. педагогики. Ред. сб. "Об исполнении фортепианной музыки Баха, Бетховена, Рахманинова, Дебюсси, Прокофьева и Шостаковича" (Л., 1965).

Сочинения: Фортепианная педагогика, ч. 1, М., 1937; Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России, М., 1949 (совместно с В. Музалевским); Избранные письма А. Г. Рубинштейна. Вступит. статья и комментарии Л. А. Баренбойма, М., 1954; "Двенадцать песен на слова Мирза Шафи" А. Г. Рубинштейна. Публикация, предисловие и ред. Л. Баренбойма, Л., 1960; Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность, т. 1-2, Л., 1957-62; Аппликатурные принципы Артура Шнабеля, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3, М., 1962; Фортепианно-педагогические принципы Ф. М. Блуменфельда, М., 1964; На уроках Антона Рубинштейна. Ред.-сост. и автор вступит. статьи Л. А. Баренбойм, М., 1964; Сборник пьес, этюдов и ансамблей для начинающих, Л., 1966 (совм. с С. С. Ляховицкой); Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики, Л., 1968; В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Сб. статей под ред. Л. А. Баренбойма, М., 1968; Система музыкального воспитания Карла Орфа, (пер. с нем.), под ред. Л. А. Баренбойма, Л., 1970; Как исполнять Моцарта?, в кн.: Бадура-Шкода П., Интерпретация Моцарта, М., пер. с нем., 1972 (приложение), и др.

И. М. Ямпольский.

Барер С.

Симон (1 IX 1896, Одесса - 2 IV 1951, Нью-Йорк) - пианист. Учился у А. Н. Есиповой (Петербург), позднее у Ф. М. Блуменфельда. В 20-е гг. выступал в разл. городах Сов. Союза. С 1929 жил в Германии (Берлин), затем в Швеции (Стокгольм), с конца 30-х гг. в США. Пианист-виртуоз. Концертировал во мн. зап.-европ. странах и в США.

Баринова Г. В.

Галина Всеволодовна (р. 7 (20) X 1910, Петербург) - советская скрипачка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1955). Лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов в Москве (1937, 3-я пр.). Дочь М. Н. Бариновой. Ученица П. Коханьского, В. А. Заветновского и Ж. Тибо (Париж, 1924-25). В 1927 окончила экстерном Ленингр. консерваторию. В 1925-34 солистка Ленингр., с 1934 - Моск. филармоний. С 1956 преподаёт в Моск. консерватории, с 1967 профессор. Гастролировала во мн. странах. Гос. пр. СССР (1949).

Баринова М. Н.

Мария Николаевна (18 (30) III 1878, Петербург - 18 X 1956, Ленинград) - советская пианистка и педагог. В 1902 окончила Петерб. консерваторию по классу фп. у С. А. Малоземовой, в 1903 по композиции у Н. А. Римского-Корсакова. В 1904 совершенствовалась в игре на фп. под рук. И. Гофмана, позднее - Ф. Бузони. В 1907-10 преподаватель, в 1911-28 профессор Петерб. (Ленингр.) консерватории. В 1915-16 дала 20 концертов-лекций, посв. истории фп. литературы. Лекционно-конц. деятельность продолжала вплоть до 1940-х гг. В 1938-41 преподавала и заведовала фп. отделом в филиале Центр. заочного муз.-педагогич. ин-та, в 1943-47 ст. науч. сотрудник Гос. н.-и. ин-та театра и музыки (Ленинград).

Сочинения: Очерки по методике фортепиано, ч. 1-2, Л., 1925-1926; О развитии творческих способностей ученика. Сб. ст., Л., 1961; Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони, М., 1964.

Я. И. Мильштейн.

Баринова Р. А.

Римма Андреевна (р. 18 XI 1923, с. Алексеевка Саратовской обл.) - советская певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1966). Чл. КПСС с 1965. В 1951 окончила Моск. консерваторию (класс К. Г. Держинской). В 1951-53 стажёр Большого т-ра, с 1954 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета.

Партии: Любовь и Княгиня ("Мазепа" и "Чародейка"), Любаша ("Царская невеста"), Кармен, Амнерис; Ортруда ("Лоэнгрин"), Ниловна ("Мать" Хренникова), Ефросинья ("Семья Тараса" Кабалевского) и др.

Гастролирует за рубежом (ГДР, Польша, Чехословакия, Болгария).

В. И. Зарубин.

Бариолаж

Бариолаж (франц. bariolage, от barioler - пёстро раскрашивать) - в игре на смычковых инструментах быстрое чередование двух смежных струн - открытой и укорачиваемой.

Барисон П. М.

Барисонс Петерис Мартынович (5 (18) IV 1904, усадьба Скудрас, ныне Екабпилсский р-н - 13 VII 1947, там же) - советский композитор, дирижёр и педагог. В 1923-28 учился в Фонологич. ин-те Э. Вигнера (Рига), получил звание учителя музыки. В 1934 окончил Рижскую консерваторию по классам композиции у Я. Витола и дирижирования - у Ян. Мёдыня. Преподавать начал будучи студентом консерватории, вначале в Фонологич. ин-те, затем в Рижской консерватории (с 1945 профессор по классу композиции, в 1944-47 декан композиторского ф-та). Выступал как дирижёр (1936-37) в Риге и Елгаве.

Б. - автор 2 симфоний (1939), симфонич. поэм ("Лиго", 1936, и "Легенда", 1937), сюиты "Гирлянда цветов" (1937), "Латышской рапсодии" (1945) для фп. с оркестром; кантат, хоров, романсов, скр. и фп. пьес и др.

Литература: Петер Барисон, в кн.: Гравитас О., Латышские композиторы, Рига, 1955, с. 82-85; Viduleja L., Gaisas stigas, Riga, 1963 (библ.).

Баритон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Баркарола

Баркарола (итал. barcarola, от bаrса - лодка; франц. barcarolle, нем. Barkarole) - первоначально песня венецианских гондольеров (наз. также гондольерой), "песня на воде". Для нар. Б. типичны размер 6/8, мягкое, "колеблющееся" движение мелодии, монотонный ритмич. рисунок сопровождения, ассоциирующийся с ударами вёсел, покачиванием лодки на волнах, минорный лад. Характер Б. - лирич., нередко с оттенком меланхолии или светлой мечтательности.

В 18 в. Б. стала жанром проф. музыки; особое распространение получила в 19 в. В таких Б. нек-рые типические признаки нар. Б. иногда отсутствуют (например, используются мажорный лад, размер 12/8, 3/4 и т. п.).

Начиная с оперы "Венецианский праздник" А. Кампра (1710), Б. применялась в операх гл. обр. итал. и франц. композиторов - Дж. Паизиелло, Ф. Герольда ("Цампа"), Ф. Обера ("Немая из Портичи", "Фра-Дьяволо" и др.), Дж. Россини ("Вильгельм Телль"), Ж. Оффенбаха ("Сказки Гофмана") и др. Б. как жанр камерн. вок. музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта ("Баркарола", "Любовное счастье рыбака"), Ф. Мендельсона-Бартольди, М. И. Глинки ("Уснули голубые"). Имеются и хоровые Б. - у Ф. Шуберта ("Гондольер"), И. Брамса (в "Двадцати романсах и песнях для женского хора", ор. 44). Мн. Б. написаны для фп. Из них особенно выделяется Б. ор. 60 Ф. Шопена - пьеса, приближающаяся к жанру поэмы. Б. создали также Ф. Мендельсон-Бартольди (пьесы из "Песен без слов", ор. 19 No 6, ор. 30 No 6, ор. 62 No 5), П. И. Чайковский (Б. из "Времен года"), А. К. Лядов (ор. 44), С. В. Рахманинов (ор. 10 No 3, для фп. в 4 руки - ор. 11 No 1, для 2 фп. - ор. 5 No 1), Г. Форе (13 Б.), Б. Барток и др. В основе нек-рых Б. - подлинные нар. мелодии. Напр., "Гондольера" Ф. Листа из фп. цикла "Венеция и Неаполь" основана на мелодии опубликованной итал. композитором Порукини нар. Б., к-рую ранее обработал Л. Бетховен в своих "24 песнях разных народов" (No 8).

Е. М. Царёва.

Баркаускас В. П.

Витаутас Прано (р. 25 III 1931, Каунас) - советский композитор. В 1953 окончил Муз. уч-ще им. Ю. Талат-Кялпши по классу фп.,в 1959 - Литов. консерваторию (Вильнюс) по классу композиции А. И. Рачюнаса. В 1954-58 концертмейстер в Муз. уч-ще им. Ю. Талат-Кялпши; в 1958-61 ст. методист муз. отдела Респ. дома нар. творчества, с 1961 преподаёт муз.-теоретич. дисциплины в Литов. консерватории. Выступает в качестве муз. лектора.

Сочинения: кантата-поэма для муж. хора, орк. и чтеца - Слово революции (1967); для орк. - 2 симфонии (1962-63, 1971); поэма для фп. (1960), Три аспекта (1969), хореографическая миниатюра (1965); концертино для четырёх камерных групп (1966); Партита для скр. соло (1967); для фп. - циклы - Поэзия (1964) и Тайна (1966); Патетическая соната (1969), вариации для 2 фп. (1967); Интимная композиция для гобоя и 12 струнных (1968), Pro memoria - трёхчастная музыка для ударных, 2 флейт, бас-кларнета и фп. (1970), Монолог для гобоя соло (1970); прелюд и фуга для смеш. хора а capella (1970), La vostra nominanza e color d'erba - поэма-мираж для смеш. хора и струн. квинтета (1971).

Бармас И.

Исай (19 IV (1 V) 1872, Одесса - 3 VII 1946, Лондон) - скрипач и педагог. Ученик И. В. Гржимали (Москва) и Й. Иоахима (Берлин). В 1900-05 профессор консерватории Штерна, в 1905-29 - Клиндворта - Шарвенки в Берлине, где в 1919 основал струн. квартет. Гастролировал во мн. странах. Позднее жил в Лондоне. Автор методич. труда "Решение скрипичных проблем" ("Die Lцsung des geigentechnischen Problems", В., 1913), спец. упражнений в гаммах, двойных нотах.

Бар-Мильденбург А.

Бар-Мильденбург А. (Bahr-Mildenburg) Анна (29 XI 1872, Вена - 27 I 1947, там же) - австр. певица (сопрано). Пению обучалась в Венской консерватории у Р. Папир и Б. Поллини. В 1895 впервые выступила на оперной сцене (Гамбург). Знакомство и общение с Г. Малером способствовали яркому выявлению таланта певицы. В 1908-17 Б.-М. солистка Венской оперы. Выдающаяся исполнительница партий в операх Р. Вагнера, участвовала в Байрёйтских фестивалях (1897-1914). Оставив сцену, вела педагогич. работу, с 1919 профессор Мюнхенской муз. академии. Работала как оперный режиссёр.

Дарованию Б.-М. были особенно близки образы эмоционально насыщенные, многоплановые, психологически ёмкие. Лучшая партия Б.-М. - Кундри ("Парсифаль").

Др. партии: Елизавета, Изольда, Брунгильда ("Тангейзер", "Тристан и Изольда", "Кольцо нибелунга"), Анна ("Дон Жуан"), Реция ("Оберон" Вебера), Норма ("Норма" Беллини), Валентина ("Гугеноты" Мейербера), Аида и др.

Литературные сочинения: Erinnerungen, W.-В., 1921; в рус. пер. - Фрагменты, в кн.: Густав Малер. Письма. Воспоминания, М., 1964.

Литература: Stefan Р., Anna Bahr-Mildenburg, W., 1922.

В. В. Тимохин.

Бармотин С. А.

Семён Алексеевич (1877, Петербург - дата и место смерти неизв.) - рус. композитор и педагог. Учился в Придв. певч. капелле у М. А. Балакирева, в 1899-1901 - в Петерб. консерватории в классе практич. сочинения Н. А. Римского-Корсакова (окончил в 1903 экстерном). С 1901 преподавал в Придв. певч. капелле, затем в муз. школе в Херсоне; в 1923-1925 - в Петрогр. (Ленингр.) консерватории (теория музыки). Автор фп. произв., в т. ч. сонаты Ges-dur (op. 4, изд. 1906), Вариаций (ор. 1, изд. 1904), сонаты для скр. и фп. (ор. 14), романсов и др.

Литература: Акименко Ф., С. А. Бармотин, "РМГ", 1913, No 11.

Барокко

Статья большая, находится на отдельной странице.

Барраке Ж.

Барраке Ж. (Barraque) Жан (17 I 1928, Пюто, деп. О-де-Сен - 17 VIII 1973, Париж) - франц. композитор и музыковед. Учился в Парижской консерватории у Ж. Лангле (гармония и контрапункт), брал уроки композиции у О. Мессиана (1948-51). В ранних произв. широко использовал додекафонную технику. Входил (до 1954) в группу муз. исследований при Франц. радио и телевидении, созданную П. Шеффером, экспериментировал в области электронной музыки. Работал в Нац. центре науч. изысканий (Париж). Среди его соч. - "Секвенция" для певца, ударных и др. инструментов (1955), "Песнь за песней" для певца, ударных и фп. ("Chant aprиs chant", 1966), концерт для 6 инстр. составов, вибрафона и кларнета (1968). Автор монографии о К. Дебюсси (1962).

Литература: Hodeir A., La musique depuis Debussy, P., 1961.

Баррьентос М.

Баррьентос М. (Barrientos) Мария (10 III 1884, Барселона - 8 VIII 1946, Сибур, Франция) - испан. певица (колоратурное сопрано). Училась в Барселонской консерватории по классам скрипки, фп. и композиции. Пением занималась гл. обр. самостоятельно. В возрасте 15 лет дебютировала в партии Селики ("Африканка", т-р "Новедадес", Барселона), совершенствовалась в Милане, пела в т-ре "Ла Скала". В 1899-1913 гастролировала в Италии, Франции, Германии, Юж. Америке. В 1916-20 солистка "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Позднее жила во Франции. Выступала как конц. певица, прославилась тонкой интерпретацией камерных сочинений франц. композиторов. Б. обладала голосом светлого, мягкого звучания, лирическим дарованием. Партии: Джильда, Виолетта; Мирейль ("Мирейль" Гуно), Лакме, Лючия, Розина и др.

Предыдущая страница Следующая страница