Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАК"-"БАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАК"-"БАН")

Баккер-Грёндаль Ф.

Баккер-Грёндаль Ф. (Backer-Grшndahl) Фритьоф (15 X 1885, Кристиания, ныне Осло - 21 VI 1959, там же) - норв. пианист и композитор. Сын и ученик Агаты Б.-Г. С 1903 выступал в Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Франции, Италии. В 1920-30 жил и работал в Великобритании, широко пропагандировал норв. музыку. Был известен как интерпретатор произв. Э. Грига, особенно его фп. концерта (21 и 26 апр. 1906 в Амстердаме и 27 апр. 1907 в Киле Б.-Г. исполнял этот концерт с оркестром под упр. Грига). Автор романсов и фп. пьес.

Литература: Fraenkl P., Fr. Backer-Grшndahl som pianist. En. musikkritisk meditasjon, "Norsk Musikkliv", 1946, t. 13.

Бакланов Г. А.

Бакланов Г. А. (наст. фам. - Баккис) Георгий Андреевич (23 XII 1880 (4 I 1881), Рига - 6 XII 1938, Бакель) - рус. певец (баритон). Учился в Киевской консерватории (класс М. Пеца) и в Петербурге у И. П. Прянишникова. В 1903 дебютировал на оперной сцене в Киеве (партия Амонасро - "Аида"). В этом же году пел в Оперном т-ре С. И. Зимина (Москва), в 1905-09 солист Большого т-ра. Впервые исполнил здесь партии Барона и Малатесты ("Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини" Рахманинова). С 1909 выступал на рус. оперных сценах, гастролировал в странах Зап. Европы и в Сев. Америке. С 1915 жил за границей.

Б. обладал голосом исключительной гибкости и силы, ярким драм. дарованием. С особенным успехом исполнял партии, требующие большого темперамента и экспрессии. Партии: Демон, Князь Игорь, Евгений Онегин,Эскамильо, Риголетто, Амонасро ("Аида") и др. В его репертуаре были и басовые партии (Руслан, Мефистофель).

Бакс А. Э. Т.

Бакс А. Э. Т. (Вах) Арнолд Эдуард Тревор (8 XI 1883, Лондон - 3 X 1953, Корк, Ирландия) - англ. композитор. Учился у Т. Маттея (фп.) и Ф. Кордера (композиция) в Корол. академии музыки в Лондоне. Удостоен звания "мастер королевской музыки" (1941). Был пианистом и дирижёром, однако редко выступал публично даже со своими собственными сочинениями.

Для творчества Б. характерно использование кельтского, преим. ирл. фольклора (особенно в симф. и камерно-инстр. произв.). В основе б. ч. этих произв. - романтико-эпич. программный замысел, раскрываемый в назв. и авторских комментариях (4-я и 7-я симфонии для фп. с оркестром - "Зимние легенды" и "Симфонические вариации", 1917, с заголовками: "Ноктюрн", "Раздоры", "Храм" и т.д.). Программное начало присутствует и в ряде фп. пьес, в к-рых отразились впечатления от поездки в Россию в 1910 - "Майская ночь на Украине", "Гопак" ("May night in the Ukraine", "Gopak"), 1-я фп. соната и др. Интерес к рус. иск-ву, к-рое оказало заметное влияние на творчество Б. (особенно Н. А. Римский-Корсаков), проявился и в балете "Правда о русских танцовщиках" ("The truth about the Russian dancers", Лондон, 1920, "Русский балет С. Дягилева"), в к-ром использованы характерные интонац. обороты рус. песни. Ему принадлежит также оркестровка ряда пьес А. К. Лядова для балета "Русские сказки". В честь победы над фашистской Германией в 1945 написал торжеств. "Оду Советской России" для хора и оркестра. Известен как автор новелл и автобиографического романа.

Сочинения: балет - От сумерек до восхода (Between dusk and dawn, 1917); для орк. - 7 симфоний (1922-39), 9 симф. поэм, в т. ч. Среди волшебных холмов (1909, In the fairy hills), Тинтажел (1917), Средиземное море (1921); для инстр. с орк. - Зимние легенды (Winter legends, 1930, для фп.) и др., фантазия для альта (1920), концерты для влч. (1932), для скр. (1937), фп. концерт для левой руки (1949); нам. ансамбли - 3 струн. квартета (1918, 1924, 1936), квинтеты, сонаты с фп. - 3 для скр., 2 для альта, 1 для влч.; ряд орк. и фп. пьес, 4 сонаты для фп.; вок. произв. - для хора, в т. ч. духовные соч. (Те Deum, мотеты, рождеств. песни), сольные вок. пьесы; обр. нар. песен, музыка к кинофильмам.

Литературные сочинения: Farewell my youth: an autobiography, L., 1943.

Литература: Еwans Е., Arnold Вах, "MQ", 1923, April; Hull R. H., A handbook on Arnold Bax's symphonies, (L., 1933); Herbrage J., Arnold Bax, "British music of our time", L., 1946; его же, А. Вах, "ML", 1954, No 1 (No посв. Б.).

Г. M. Шнеерсон.

Баку

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бакфарк Г. Б.

Бакфарк Г. Б. (Bakfark) Греф (Greif, Graew) Балинт (Валентин) (1507, Кронштадт, ныне Брашов, Румыния - 22 VIII 1576, Падуя) - венг. лютнист и композитор. Воспитывался в Буде. Возможно, игре на лютне учился у А. Роты в Падуе. Состоял на службе у польск. короля Сигизмунда Августа (1549-66). Позднее жил в Вене, в Трансильвании, Кёнигсберге, путешествовал по Франции и Италии, работал при дворе венг. короля Яноша Жигмонда (до 1571). Затем переселился в Падую. Крупнейший лютнист-виртуоз, Б. был одним из создателей самобытного инстр. стиля, возникшего на основе вок. полифонии. Его 2 сб. для лютни ("Intabulatura", Лион, 1553, и "Pannonii Harmoniarum Musicarum", Краков, 1565) занимают важное место в истории развития лютневой музыки. Они включают транскрипции многогол. шансон, мадригалов и мотетов К. Жанекена, М. Рожера, Я. Аркадельта, Жоскена Депре, О. Лассо, Клеменса-не-Папы и др., обогатившие технику игры на лютне и расширившие репертуар лютнистов. Из оригинальных сочинений Б. наиболее значительны лютневые фантазии, ричеркары, пассамеццо; в нек-рых использованы темы польских народных песен.

Литература: Hаraszti E., Un grand luthiste du XVI siиcle, Valentin Bakfark, "Revue de Musicologie", 1929, XIII, 31; Gоmbоsi O., Der Lautenist Valentin Bakfark Balint, "Musicologie Hungarica", II, Bdpst, 1935 (там же, публикация 10 фантазий Б.).

И. M. Ямпольский.

Бакхауз В.

Бакхауз В. (Backhaus) Вильгельм (26 III 1884, Лейпциг - 5 VII 1969, Лугано, Швейцария) - нем. пианист. Ученик А. Реккендорфа (1891-99, Лейпциг) и Э. д'Альбера (1899, Франкфурт-на-Майне). Концертировал с 1900 (Европа, Америка, Австралия). Пр. на 4-м Междунар. конкурсе пианистов им. А. Г. Рубинштейна (Париж, 1905). Преподавал в муз. колледже в Манчестере (1905), в консерватории в Зондерсхаузене (1907) и Муз. ин-те Кёртис в Филадельфии (1925-26). Гастролировал в России в 1911, в СССР - в 1928. С 1931 жил в Лугано (Швейцария). Известен как пианист-виртуоз и как интерпретатор произв. Л. Бетховена и И. Брамса.

Литература: Herzog Fr., W. Backhaus, В., 1935; Blaukopf К., W. Backhaus, в кн.: Grosse Virtuosen, Tl 2, Teufen (Schweiz), 4957, S. 55-62; Еichmann A. H., W. Backhaus, Gen., 1958; Сhasins A., W. Backhaus, в его кн.: Speaking of pianists, N. Y., 1957, p. 98-102.

Г. M. Коган.

Балабан

1) Узбекский и таджикский (балабон) духовой язычковый муз. инструмент. Короткий (ок. 300 мм) деревянный ствол заканчивается небольшим ложным раструбом. В верхний конец ствола вставлен пищик из камыша с одинарным надрезным язычком. Характерная особенность Б. - узкий, менее 5 мм в диаметре, цилиндрич. канал, не расширяющийся и в раструбе. На лицевой стороне ствола 7 игровых отверстий. Звукоряд диатонический, диапазон равен октаве, при передувании - двум и более октавам, звуки глухие. Благодаря узкому каналу воздух расходуется экономно, поэтому на Б. можно длительное время выдерживать один и тот же звук или исполнять на одном дыхании длинные последования звуков. Для исполнения на Б. характерно legato, поэтому и песни и танц. мелодии звучат на нём распевно. Б. - гл. обр. сольный инструмент, в ансамблях он применяется редко. Наиболее распространён в Хорезмской обл. Узб. ССР.

2) Дагестанский (балабан у лезгин, лалу у аварцев) и кабардино-балкарский духовой язычковый инструмент, близкий к арм. пку. Тростниковый или камышовый ствол (дл. ок. 150-200 мм) снабжён в верхнем конце одинарной надрезной тростью. Иногда в верхний конец вставляется соломенный пищик. Ствол имеет 5-8 игровых отверстий, одно из к-рых находится на тыльной стороне. Звукоряд диатонический в объёме 2 неполных октав. Инструмент распространён главным образом среди пастухов, к-рые звуками Б. - собирают свои стада.

3) Азербайджанский Б. - см. Дудук.

Литература: Беляев В., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933.

К. А. Вертков.

Балакаускас Й. О. С.

Йонас Освальдас Стасио (р. 19 XII 1937, дер. Милюнай Укмергского р-на) - сов. композитор. В 1957 окончил Вильнюсское муз. уч-ще им. Ю. Таллат-Кялпши (хор. дирижирование), в 1961 - муз. ф-т Вильнюсского пед. ин-та. В 1964-69 учился в Киевской консерватории у Б. Н. Лятошинского (композиция), одноврем. был редактором изд-ва "Музична Україна". С 1972 живёт в Вильнюсе, консультант CK Литвы. В творчестве Б. осн. место занимает инстр. музыка. Среди соч. - 2 симфонии (1973, 1979), концерты для виолончели (1972), для гобоя (1981) и камерного оркестра, "Соната гор" для фп. с оркестром ("Kalnu sonata", 1975), "Passio strumentale" для струн. квартета с оркестром (1980), концертино для фп. и струнных (1966), 2 струн. квартета (1971), сонаты для скрипки с фп., альта с фп., виолончели с фп. и др. камерно-инстр. ансамбли, 2 сонаты для органа, хор. цикл "У синего цветка" ("Prie melynos geles", 1976).

Балакирев М. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балакиревский кружок

Балакиревский кружок - см. "Могучая кучка".

Балалайка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Баламан

Баламан - азерб. язычковый духовой инструмент. Цилиндрич. трубка из тутового, реже из абрикосового дерева с шаровидной головкой и 9 отверстиями. Длина (без трости) ок. 300 мм. В головку вставляется двойная камышовая трость. Звукоряд Б. диатонический в диапазоне ундецимы. Для извлечения хроматич. звуков исполнитель прибегает к частичному прикрыванию отверстий, подбирая необходимую силу вдувания. Звук Б. мягкий, слегка вибрирующий, выразительного тембра, напоминающий звучание кларнета в нижнем регистре. Обычно используют 2 Б. - на одном играют мелодию, на другом - выдержанный органный пункт. Иногда к 2 Б. присоединяются удар. инструменты (дяф, нагара). На Б. исполняют мелодии песен, танцы, инстр. пьесы. Б. включается в оркестры и ансамбли нар. инструментов. Разновидностями Б. являются дудук (Армения, в Грузии - дудуки), балабан (Дагестан).

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963.

С. Я. Левин.

Балановская Л. Н.

Леонида Николаевна (26 X (7 XI) 1883, Петербург - 28 VIII 1960, Москва) - советская певица (сопрано) и педагог. Пением занималась в Петерб. консерватории у С. Н. Цехановской (1902-06). В 1907-08 солистка оперной антрепризы Брыкина в Киеве, в 1908-19 и 1925-26 - Большого т-ра (Москва), в 1919-22 - оперного т-ра в Севастополе, в 1926-33 - Харьковского т-ра оперы и балета.

Артистка обладала голосом огромного диапазона, позволявшим ей выступать в таких разл. по характеру и тесситуре партиях, как Феврония ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Кармен, Амнерис; Мюзетта ("Богема") и др. Считалась одной из лучших исполнительниц вагнеровского репертуара, первая исполнительница на моск. сцене партий Ортруды ("Лоэнгрин", 1902) и Брунгильды ("Гибель богов", 1911). Др. партии: Лиза; Мария ("Мазепа"), Настасья, Купава, Аида и др. В 1916 исполнила партию Маргариты в "Осуждении Фауста" Берлиоза. Выступала как конц. певица. В 1935-55 преподавала в Моск. консерватории, с 1941 профессор. Среди её учениц - А. Г. Соленкова. В 1923-24 вместе с А. М. Лабинским совершила конц. поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Гастролировала за рубежом: Франция, Англия (1911), Австрия (1914).

В. И. Зарубин.

Баланчивадзе А. М.

Андрей Мелитонович (р. 19 V (1 VI) 1906, Петербург) - советский композитор, педагог и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1968). Депутат Верх. Совета Груз. ССР 1-5-го созывов. Сын М. А. Баланчивадзе. Окончил в 1927 Тбилисскую консерваторию по классам композиции M. M. Ипполитова-Иванова (учился также у Н. Н. Черепнина и С. В. Бархударяна) и фп. - И. С. Айсберга, а также в 1931 Ленингр. консерваторию по классам композиции А. М. Житомирского и фп. - М. В. Юдиной. В 1931-34 зав. муз. частью и композитор груз. драматич. т-ров (Тбилиси), в 1941-48 худож. рук. Гос. симф. оркестра Грузии. С 1935 преподаватель Тбилисской консерватории, с 1942 профессор (с 1962 заведующий кафедрой композиции). Среди учеников: М. Ш. Давиташвили, А. А. Квернадзе, Р. И. Лагидзе, Ш. Е. Милорава, А. И. Чимакадзе, А. В. Шаверзашвили, О. Л. Тевдорадзе, Н. Л. Мамисашвили. С 1953 пред., в 1956-61 и с 1968 первый секретарь правления Союза композиторов Груз. ССР. Почётный пред. груз. муз.-хореографического об-ва (1957).

Разнообразное по жанрам творчество В., связанное с нар. иск-вом Грузии, отличается романтич. приподнятостью, поэтичностью, непосредственностью, жизнеутверждающим характером. Автор первого сов. груз. балета "Сердце гор" (1936 и первой значительной сов. груз. симфонии (1944).

Сочинения: оперы - Мзия (1950, груз. т-р оперы и балета), Арсен (неоконч.); балеты - Сердце гор (1-я ред. под назв. - Мзечабуки, 1936, там же; 2-я ред. - 1938, Ленингр. т-р оперы и балета), Страницы жизни (использована музыка балета Рубиновые звёзды, 1961, Большой т-р, Москва), Мцыри (по М. Ю. Лермонтову, 1964, груз. т-р оперы и балета); для орк. - 2 симфонии (1944, Гос. пр. СССР, 1946; 1959), симф. картины, в т. ч. Карцанисский бой (1943), Море (1952), Днепр (1955); 4 концерта для фп. с орк. (1944; 2-й - 1946, Гос. пр. СССР, 1947; 1952; 1968); камерно-инстр. произв.; музыка к драматич. спектаклям и фильмам.

Литература: Орджоникидзе Г., А. Баланчивадзе, М., 1959; его же, Андрей Баланчивадзе. Очерк жизни и творчества, Тб., 1967.

Н. С. Зелов.

Баланчивадзе М. А.

Мелитон Антонович (12 (24) XII 1862, дер. Баноджа, ныне Цхалтубского р-на - 21 XI 1937, Кутаиси) - советский композитор и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Груз. ССР (1933). Один из зачинателей груз. проф. музыки. С детства пел в разных хорах Тбилиси; музыке обучался в Тбилисской дух. семинарии (1877-79), брал уроки пения у дирижёра хора Сионского собора В. Аушева. В 1880 артист Тбилисского оперного т-ра, исполнил ряд партий, в их числе - Зарецкий ("Евгений Онегин") и Валентин ("Фауст"). Одноврем. собирал и изучал груз. муз. фольклор. В 1882 создал этнографич. хор из 12 человек. С 1889 занимался в Петерб. консерватории по классу пения В. М. Самуся, с 1891 - теорией композиции у Н. А. Римского-Корсакова и гармонией у Ю. И. Иогансена. В 1895-1917 устраивал т. н. "Грузинские концерты" в Петербурге (Петрограде) и др. городах, выступал с организованными им хорами. Эти концерты вызывали в кругах широкой общественности интерес к груз. муз. культуре. В 1906 чл. жюри Первой всероссийской выставки муз. инструментов и принадлежностей к ним. В 1907 финансировал издание писем М. И. Глинки, собранных H. P. Финдейзеном (СПБ, 1908, св. 250 писем).

После Великой Окт. социалистической революции широко развернулась муз.-обществ. деятельность композитора. Он явился создателем муз. уч-ща в Кутаиси (1918, ныне его имени), был зав. Муз. отделом Наркомпроса Груз. ССР, почётным чл. Об-ва молодых груз. музыкантов (1923), пред. правления Муз. об-ва Грузии (1928), почётным чл. Худож. совета Тбилисской консерватории, пред. комиссии по собиранию и изучению груз. музыки.

В. - автор нац. оперы "Дареджан Коварная" по драматич. поэме А. Церетели "Тамара Коварная" (исп. в отрывках, 1897, Петербург; 1-е действие исп. с участием солистов, хора и оркестра, 1912, там же; 2-я ред. 1926, груз. т-р оперы и балета; 3-я ред. 1937, груз. т-р оперы и балета, Москва, Декада груз. иск-ва и лит-ры). Ему принадлежат первые груз. романсы, в к-рых претворены интонации груз. городской бытовой песни (лучшие из них - "Когда я смотрю на тебя", "К тебе стремлюсь я вечно", написанные в конце 19 в.). Б. написал также кантату "Слава Загэсу" (1927), груз. нац. марш (1928), хоровые революционные песни и др. Обработал многие груз. нар. песни.

Литературные сочинения: О грузинском народном светском пении, "РМГ", 1889, No 11.

Литература: Xучуа П., Мелитон Баланчивадзе, Тб., 1964.

Н. С. Зелов.

Баланчин Д.

Баланчин Д. (Balanchine) Джордж (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (р. 9 (22) I 1904, Петербург) - амер. балетмейстер. По национальности грузин. Сын комп. М. А. Баланчивадзе. В 1921 окончил Петроградское театр. уч-ще. Учился также в Петрогр. консерватории по классам рояля и композиции. В 1921-24 артист балета Академич. т-ра оперы и балета в Петрограде. Один из организаторов и участников группы "Молодой балет" (1923, Петроград). В 1924 уехал за границу. Поставил в антрепризе С. П. Дягилева балеты "Барабо" Риети (1925), "Пастораль" Орика (1926), "Кошка" Coгe (1927), "Аполлон Мусагет" Стравинского (1929), "Блудный сын" Прокофьева (1929) и др. В 1934 организовал Школу амер. балета и Амер. балетную труппу, где пост.: "Серенада" (на музыку Струнной серенады Чайковского, 1934), "Поцелуй феи" и "Игра в карты" Стравинского (1937) и др. В 1946 один из основателей и художественный директор Балетного общества в Нью-Йорке, с 1948 - труппы "Нью-Йорк сити балле". Б. поставил в Лондоне, Париже, Милане, Копенгагене и др. городах более 100 балетов, к-рые вошли в репертуар многих т-ров мира. Основой хореографии Б. считает музыку и раскрывающий её содержание танец. Ему принадлежат балеты "Concerto Barocco" на музыку Баха (1941), "Странствующие боги" на музыку Генделя, аранж. Т. Бичема (1928), "Моцартиана" на музыку Моцарта, аранж. Чайковского (1933), "Сон в летнюю ночь" на музыку Мендельсона (1967), "Хрустальный дворец" на музыку Первой симфонии Визе (1947), "Эпизоды" на музыку Веберна (1959, совм. с М. Грэхем). Работал со многими композиторами, среди них композиторы "Шестёрки", С. С. Прокофьев, П. Хиндемит, Н. Набоков, Т. Маюдзуми. Плодотворно сотрудничал с И. Ф. Стравинским; поставил на его музыку (помимо названных) балеты: "Песнь соловья" на музыку оперы "Соловей" (1925), "Балюстрада" на музыку концерта для скрипки с оркестром (1941), "Концертные танцы" (1944), "Байка про Лису..." (1947), "Орфей" (1948), "Агон" (1957), "Джаз-концерт" на музыку "Регтайма для 11 инструментов" (1960), "Ритмы для рояля с оркестром" (1963). В. - автор книги "Подробное описание знаменитых балетов" (1954).

Литература: Taper В., Balanchine, N. Y., 1960.

В. M. Красовская.

Баласанян С. А.

Баласанян С. А. (Баласанянц) Сергей Артемьевич (р. 13 (26) VIII 1902, Ашхабад) - сов. композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Тадж. ССР (1957), засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Чл. КПСС с 1944. В 1935 окончил историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории. В 1936-43 работал в Таджикистане (1939-43 пред. Союза композиторов). В 1949-53 зам. председателя Комитета радиоинформации; в 1953-54 зам. нач. Гл. управления радиоинформации. С 1964 секретарь Союза композиторов РСФСР. В 1948-51 и с 1955 преподаватель, с 1965 профессор Московской консерватории (в 1962-71 заведующий кафедрой композиции).

Б. - один из основателей тадж. муз. т-ра, автор первой тадж. оперы "Восстание Восе" (1939). Его произв. отличаются ладовым своеобразием, изобретательностью ритмики, красочностью звучания, связанными с претворением фольклора народов Востока (Армении, Таджикистана, Индии, Индонезии).

Сочинения: оперы - Восстание Восе (1939, Тадж. т-р оперы и балета; 2-я ред. 1959, там же); Кузнец Кова (совм. с Ш. Н. Бобокалоновым, 1941, Тадж. т-р оперы и балета); Бахтиор и Ниссо (1954, Тадж. т-р оперы и балета); балеты - Лейли и Меджнун (1-я ред. 1947, там же, Гос. пр. СССР, 1949; 2-я ред. 1957, там же; 3-я ред. 1964, Большой т-р), Шакунтала (1963, Латв. т-р оперы и балета; пр. им. Д. Неру, 1970); муз. представление - Лола (совм. с С. Ю. Урбахом, 1939, Тадж. т-р оперы и балета); для голоса с симф. орк. - Девять песен Комитаса (1958), Шесть песен Рабиндраната Тагора (1961); для орк. - 4 сюиты (Таджикская, Памирская, Балетная, Афганская), Армянская рапсодия (1944), Семь армянских песен (1955), Острова Индонезии (1960), Рапсодия на темы Рабиндраната Тагора (1961), 8 пьес для струн. орк. на арм. нар. темы (1970) и др.; камерно-инстр. произв.; 100 обработок для фп. песен из этнографии, сб-ка Комитаса и др. фп. произв.; для хора a cappella: поэма - Колокола Бухенвальда (сл. 9. Межелайтиса, 1967), Симфония (сл. Э. Межелайтиса и К. Кулиева, 1967); Ленину (вок. цикл на сл. разных поэтов); романсы; музыка к драматическим спектаклям, фильмам, радиопостановкам.

Г. Л. Головинский, Н. Г. Шахназарова.

Балафо

Балафо - балафон, - ударный инструмент, набор деревянных пластинок. Разновидность маримбы (1). Распространён в странах Зап. Африки (Судан, Сенегал, Гвинея).

Балашов А. А.

Александр Александрович (17 VII 1945, Москва - 3 V 1976, там же) - сов. композитор и скрипач. Окончил Моск. консерваторию по классам скрипки у И. С. Безродного (1968) и композиции у Т. Н. Хренникова (1973). Участник квартета Моск. обл. филармонии. С 1969 преподаватель Муз. уч-ща им. М. М. Ипполитова-Иванова, в 1971-73 - Муз. уч-ща при Моск. консерватории. Среди соч. - балет "Перекрёсток" (1973), симфониетта (1971), концертино (1973) и др. произв. для оркестра, 2 струн. квартета (1968, 1973), сонаты и др. пьесы для скрипки с фп., для фп., для 2 скрипок.

Балдаков Б. М.

Бадма Мелентьевич (16 IX 1918, с. Курумкан, ныне Баргузинского р-на Бурят. АССР - 18 VI 1974, Улан-Удэ) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1959). В 1938 окончил Муз.-театр. уч-ще им. П. И. Чайковского в Улан-Удэ. В 1946-48 учился пению в Моск. консерватории у Н. И. Сперанского. С 1948 солист Бурят. т-ра оперы и балета, с 1964 - Бурят. филармонии. Участник 1-й Декады бурят.-монг. иск-ва в Москве (1940). Исполнил св. 30 партий, среди них - Мельник, Кочубей, Мефистофель; Валько ("Молодая гвардия" Мейтуса), Бумал-хан ("Энхэ - Булат-батор" Фролова), Хан ("Баир" Берлинского и Ямпилова), дед Бумбу ("У подножия Саян" Ряузова, 1952), Дубов ("Побратимы" Аюшеева, 1958). Выступал и как конц. певец. Автор вок. произв. Гастролировал за рубежом.

Литература: Гуревич П., Оперный театр Бурятии..., Улан-Удэ, 1964; Линховоин Л., Память сердца, "Байкал", 1976, No 2.

Балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балканска М. М.

Мими Михайлова (р. 22 VII 1902, Русе) - болг. певица (сопрано). Нар. арт. НРБ (1950). Дебютировала как артистка оперетты в 1920 в Софии. В 1922 училась пению в Берлине и Вене. Солистка софийских т-ров оперетты "Свободный" и "Кооперативный" (1922-38), "Одеон" (1938-42), затем 1-я солистка и рук. "Художеств. т-ра оперетты". С 1947 1-я солистка т-ра Нар. оперетты, в 1948-62 - Гос. муз. т-ра им. С. Македонского. Ведущая артистка болг. оперетты, Б. обладала прекрасным голосом, талантом перевоплощения, владела сценич. мастерством. За 45 лет деятельности исполнила св. 300 ролей. Среди партий - Сильва, Стасси и Цецилия ("Сильва, или Королева чардаша"), Марица ("Графиня Марица" Кальмана), Анна Главари ("Весёлая вдова" Легара), Саффи ("Цыганский барон" И. Штрауса), Маруся ("Верный друг" Соловьёва-Седого). Много гастролировала. Димитровская пр. (1950).

Литература: Ненчева Р., Мими Балканска, София, 1972.

Балкашин Ю. А.

Юрий Анатольевич (18 Х 1923, Петроград - 24 Х 1960, Комарово, близ Ленинграда) - сов. композитор. В 1948 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции Б. А. Арапова (ранее учился у М. О. Штейнберга), в 1951 - аспирантуру (рук. В. В. Волошинов). В 1950-60 преподавал в Ленингр. консерватории инструментовку и композицию.

Сочинения: поэма для баса, смеш. хора и орк. - Травою поросли окопы (1959); для орк. - сюита Каменный цветок (1950), симф. поэма Павлик Морозов (1954); струн. квартет (1944); соната для скр. и фп. (1948); для фп. - Прелюдии (1946); хоры, романсы.

Литература: Орлов Г., Недолгий путь (Памяти композитора Ю. А. Балкашина), "СМ", 1961, No 12.

Баллада

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балладная опера

Балладная опера (англ. ballad opera) - англ. разновидность комич. оперы, распространившейся в 18 в. в Италии, Франции, Германии, Испании. Назв. получила от англ., шотл. и ирл. нар. баллад - песен, вошедших в Б. о. в качестве муз. номеров. По происхождению связана с диалогич. оперой и англ. сатирич. комедией. Представляла собой комедию, часто сатирич. содержания, высмеивавшую аристократич. нравы, а иногда являлась и пародией на придв. "большую оперу" (opera sеria). Песни и танцы, чередовавшиеся с разговорными сценами, заимствовались из фольклора или же сочинялись композиторами в нар. духе. Со 2-й пол. 18 в. в Б. о. часто использовались отрывки из сочинений известных нац. композиторов. Первым классич. образцом Б. о. была "Опера нищих" на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша, к-рый аранжировал популярные нар. песни, добавил несколько муз. номеров своего сочинения и написал увертюру. Это произв. включало пародии на отд. номера из итал. опер Г. Ф. Генделя, исполнявшихся в Англии. пост. в 1728 в Лондоне, "Опера нищих" породила множество подражаний. В значит. степени под воздействием этого жанра возник нем. зингшпиль. Остросатирич. модернизированная интерпретация "Оперы нищих" принадлежит композитору К. Вейлю и поэту Б. Брехту ("Трёхгрошовая опера", пост. 1928). В 1948 Б. Бриттен создал свою редакцию произв. Гея и Пепуша, сохраняющуюся в репертуаре ряда театров.

Литература: Lawrence W. J., Early Irish Ballad opera and Comic opera, "MQ", v. VIII, 1922, No 3; Gagey E. M., The Ballad opera, N. Y., 1937; Handley-Taylor G. and Granville Barker Fr., J. Gay and the Ballad opera, в кн.: M. Henrichsen's 9th Music book, 1956; Seedо В. О., Ballad opera and the Singspiel, Miscelanea en homenaje a monseсor H. Anglйs, Barcelona, 1958-61.

Б. В. Левик.

Баллар

Баллар (Ballard) - семья франц. муз. издателей. Во 2-й пол. 16 и в 17 вв., пользуясь монополией, фирма Б. выпускала почти всю франц. нотную продукцию. Основатель фирмы - Робер Б. (г. рожд. неизв., Монтрёй-сюр-Мер, Франция - ум. 1588, Париж), в 1551 совм. с А. Ле Руа (ум. 1598) открыл типографию в Париже; в 1552 получил от Генриха II патент как единственный королевский поставщик нот. Успеху предприятия способствовало изобретение тестем Б. - Г. Ле Бе пунсонов, сменивших литые литеры и дающих более аккуратное и чёткое изображение. Первые изд. фирмы: "Табулатуры для гитары Адриана Ле Руа" ("La tablature de guiterne d'Adrien Le Roie", 1561); "Псалмы Давида" ("Les psaumes de David") в стихотворном переложении Моро с музыкой (1562). При сыновьях и внуках Робера Б. деятельность фирмы расширяется и в конце 17 в. достигает расцвета. В этот период издаются произв. Ж. Б. Люлли, А. Кампра, А. Детуша. Широко популярны были сборники песен, составителем к-рых являлся Кристоф Б. При Жане Батисте Б. (1663-1750) фирма Б., не выдержав конкуренции с новыми фирмами, начинает приходить в упадок. Однако и в это время Б. издаёт произв. Ф. Куперена, Ф. А. Филидора, С. Броссара, теоретич. работы Ф. Рамо. В нач. 19 в. фирма прекратила существование.

Литература: Lеpreux G., Gallia typographica, Suppl. No 1, "Revue de Bibliothиque", Sйrie Parisienne, v. 1, pp. 63-100, P., 1911.

И. И. Емельянова.

Балло И.

Балло И. (Ballo) Иван (7 IV 1909, Долни-Кубин - апрель 1977, Прага) - слов. муз. критик. Изучал музыковедение в ун-тах в Братиславе, затем в Брно (1926-29). Писал муз.-критич. статьи для разл. слов. и чеш. газет и журналов (1927-38); автор св. 1000 работ, посв. муз. жизни Словакии и творчеству слов. композиторов, в т. ч. Э. Сухоня, Я. Л. Беллы, В. Фигуша-Бистри. Был одним из организаторов муз. жизни Братиславы 30-х гг., чл. "Умелецке беседы" и др. об-в. С 1938 жил в Праге; работал в Об-ве им. Б. Сметаны. Переписывался с Б. Бартоком, был дружен с Б. Вальтером. В 1939-43 находился в тюрьме как участник Движения Сопротивления. В 1945-46 состоял советником президента ЧССР по вопросам культуры.

Литературные сочинения: V. Figus-Bystrэ. Detvan, "Slovenskй pohl'ady", 1928, c. 4; Vнt. Novбk a slovenska tradнcia v ceskom umenн, в юбилейном сб.: V. Novбk, Praha, 1930; Music in Slovakia, в сб.: Czechoslovacian music, Prague, 1946.

Литература: Zahumenskб В., Ivan Ballo. Personбlna bibliografia, Martin, 1970.

Балов М. Ф.

Мухадин Фицевич (р. 25 XII 1923, с. Кенже, ныне Нальчикского р-на) - советский композитор. В 1946-50 учился в Ленингр. консерватории по классу композиции Ю. В. Кочурова. Преподавал в Муз. школе Нальчика, был дирижёром городского духового оркестра. Создал первую кабардинскую нац. оперу - "Малина" (совм. с X. Я. Кардановым, 1970, Муз. т-р, Нальчик).

Сочинения: оратория - Песни моей Родины (1967); Реквием (1965); для орк.- симфония (1968), симфониетта (1966), 2 сюиты - Кызбурун (1959) и Канамат и Касбулат (1961), поэмы - Кабардино-Балкария (1963), В степи Донской (1964), Вечно живые (1965), Красные джигиты (1970); для дет. хора и солиста - сюита Мы будем жить в коммунизме (1963); марши и пьесы для дух. орк., романсы, песни.

X. Хавпачёв.

Балокович З.

Балокович З. (Balokovic) Златко (21 III 1895, Загреб - 29 III 1965, Венеция) - хорватский скрипач (Югославия). Ученик В. Хумла (Загреб) и О. Шевчика (Вена). С 1913 гастролировал во мн. европ. странах (в т. ч. в России в 1913) и в США, куда переселился в 1924. Выступал в СССР в 1935. И. И. Крыжановский посв. Б. свой концерт для скр. с орк. (1913).

Литература: Kovacevic R.., Zlatko Balokovic (1895-1965) - In memoriam, "Zvuk", 1965, No 65.

Балф М. У.

Балф М. У. (Balfe) Майкл Уильям (15 V 1808, Дублин - 20 X 1870, аббатство Роуни, Хартфордшир) - ирл. композитор и певец (баритон). Учился игре на скрипке у Ч. Э. Хорна (с 1823) и композиции у К. Ф. Хорна в Лондоне, изучал контрапункт у В. И. Федеричи в Риме (с 1825). Как певец совершенствовался у Ф. Галди и Дж. Бордоньи в Милане. В 1828 пел в Итальянской опере в Париже, затем (до 1835) в разл. т-рах Италии. Выступил здесь как автор неск. итал. опер (первая - "Соперники сами по себе" - "I rivali di se stesso", 1830). С 1835 работал в Англии, выступал как певец, был вок. педагогом. Широкую известность принесла композитору опера "Богемская девушка" ("The Bohemian girl", 1843, т-р "Друри-Лейн", Лондон), обошедшая мн. европ. сцены (возобновлена в Лондоне в 1951). В 1845-52 дирижёр "Хэр маджестис тиэтр" в Лондоне. В 1852 и 1859-60 выступал с концертами в Петербурге. С 1864 жил в Ирландии. Произв. В., преим. оперы (на англ., франц. и итал. либр.), кантаты и др., не отличаясь глубиной муз.-драматургич. содержания, привлекали мелодичностью, нац. характерностью музыки, тонким чувством вок. специфики. Б. - автор инструктивных работ по методике обучения вок. искусству - "Обязательные этюды для сопрано" ("Indispensable studies for a sopran voice", 1852) и "Метод пения" ("Method of singing", 1855).

Сочинения: оперы (англ. пост. в Лондоне, франц. - в Париже, итал. - в разл. городах Италии), в т. ч. Соперники сами по себе (I rivali di se stesso, Палермо, 1830), Предупреждение ревнивцам (Un avvertimento ai gelosн, Павия, 1830), Генрих IV при переходе через Марну (Enrico IV al Passo della Marna, Милан, 1833), Осада Рошели (The siege of Rochelle, 1835), Девушка из Артуа (The maid of Artois, 1836), Диадеста... (Diadeste, 1838), Фальстаф (итал., 1838), Кеоланта (англ., 1841), Источник любви (Le puits d'amour, 1843), Четыре сына Эмон (Les quatre fils Aymon, 1844), Звезда Севильи (L'йtoile de Sйville, 1845), Чародейка (The enchantress, 1845), Раб (The bondman, 1846), Фрейлина (The maid of honour, 1847), Дьявол в этом (The devil's in it, 1852), Роза Кастильи (The rose of Castille, 1857), Сатанелла (1858), Дочь пуританина (The puritan's daughter, 1861), Оружейник из Нанта (The armourer of Nantes, 1863), Бланш из Невера (1863), Спящая королева (The sleeping queen, 1864) и др.; кантаты, в т. ч. Мазепа, хоры, баллады, песни.

Литература: Кеnnеу Ch. L., A memoir of M. W. Balfe, L., 1875; Вarnett W. A., Balfe: his life and work, L., 1882; Graves P., The king of melody. Balfe and the Bohemian girl, Kingham, 1951.

М. М. Яковлев.

Бальбатр К.

Бальбатр К. (Balbastre) Клод (22 I 1727, Дижон - 9 V 1799, Париж) - франц. органист, композитор. С 1750 ученик Ж. Ф. Рамо. В 1755 впервые дал орг. концерт в здании "Консер спиритюэль". С 1756 органист церкви Сен-Рош, с 1760 - собора Нотр-Дам. Был органистом-виртуозом, знатоком органостроения. С 1768 постоянно приглашался как консультант при реставрациях старых и строительстве новых органов. В 1755-67 сочинил 14 орг. концертов (рукописи не сохранились), 2 фуги для органа (1748).

Сочинения: Piиces de clavecin, premier livre, P., 1759; Recueil de Noёls formant quatre suites avec des variations, pour le clavecin ou le forte-piano, P., (s. d.); Marche des Marseillais et l'air "Ca ira" arrangйs pour le forte-piano, (s. l., s. d.); Sonates en quatuor pour le clavecin ou le forte-piano avec accompagnement de deux violons, une basse et deux cors, ad lib., op. 3, P., (s. d.).

Литература: Labat J. В., Les organistes franзais au XVIII-e siиcle, Montauban, 1872; Bouvet Ch., Une dynastie de musiciens franзais (Les Couperin), P., 1919; Gardien J., L'orgue et les organistes en Bourgogne et en Franche-Comtй..., P., 1943.

Л. И. Ройзман.

Бальный танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бальсис Э. К.

Эдуардас Косто (р. 20 XII 1919, Николаев) - советский композитор, педагог, общественный деятель. Нар. арт. Литов. ССР (1965). Деп. Верх. Совета Литов. ССР 6-7-го созывов. В 1950 окончил Литов. консерваторию по классу композиции у А. Рачюнаса, в 1953 - аспирантуру при Ленингр. консерватории (руководитель В. В. Волошинов). С 1953 преподаёт композицию в Литов. консерватории, с 1959 зав. кафедрой композиции, с 1969 профессор. С 1954 ответственный секретарь, с 1962 председатель правления Союза композиторов Литов. ССР.

Отличительными чертами произв. Б. являются тяготение к драматургически развёрнутым формам, мелодический дар, опора на нар. песню.

Сочинения: балет - Эгле - королева ужей (1960, Литов. т-р оперы и балета); для орк. - Героическая поэма (1951), сюита из балета "Эгле - королева ужей" (изд. 1962), 2 концерта для скр. с орк. (1954 и 1958); для скр., фп. и орк. - Драматические фрески (1965); произв. для орк. нар. инструментов; струн. квартет (1952), хор. и сольные песни; эстрадная музыка; музыка к драматич. спектаклям и фильмам.

Литература: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы, Л., 1961; Gaudrimas J., Is lietuviu muzikinйs kulturos istorijs, Vilnius, 1967; его же, Тагуbu lietuvos kompozitoriai ir muzikologai, Vilnius, 1971.

Ю. Гаудримас.

Бамбри Г.

Бамбри Г. (Bumbry) Грейс (p. 4 I 1937, Сент-Луис, шт. Миссури) - амер. певица (меццо-сопрано) негр. происхождения. Училась пению в Сент-Луисе, Бостоне и Чикаго; совершенствовалась в Париже в 1960, где в том же году дебютировала в "Гранд-Опера". Выступала в концертах. Была солисткой оперного т-ра в Базеле. Много гастролировала; пела в крупнейших т-рах стран Зап. Европы, в Японии, США, а также в СССР (1976, Москва, Таллин, Вильнюс). Участвовала в Байрёйтском муз. фестивале (1961; первая из негр. певиц). Лучшие партии - Кармен; Венера ("Тангейзер"); среди других - Аида, Амнерис; Эболи ("Дон Карлос"). Голос Б. отличается яркостью тембровых контрастов, бархатным нижним регистром, исполнение - динамизмом, экспрессией.

Литература: Tимохин В., Грейс Бамбри в Москве, "Советский артист", 1976, 15 окт.; его же, В роли Эболи - Грейс Бамбри, "МЖ", 1977, No 1; Гусев A., Грейс Бамбри на советской сцене, "Советская культура", 1976, 19 окт.; Михайлов В., Овациям не было конца, "Правда", 1976, 30 нояб.; Караваев В., После Кармен, "Театральная жизнь", 1977, No 2.

Банджо

Банджо (англ. banjo) - струнный щипковый (плекторный) инструмент. Ок. 17 в. вывезен из Зап. Африки в юж. штаты США, где получил распространение под назв. banger, bonja, banjo. Первоначально имел корпус в виде плоского открытого снизу барабана с одной кожаной мембраной, длинную шейку без ладов и с головкой; на инструмент натягивалось 4-9 жильных струн, одна из них была мелодической и защипывалась большим пальцем, прочие служили для сопровождения. Звук Б. - острый, резкий, быстро затухающий, с шуршащим оттенком.

Б. применялся исполнителями для аккомпанемента пению (особенно в представлениях амер. менестрелей), использовался и как сольный инструмент. В разл. р-нах США выработались характерные стили исполнения на Б. В 30-х гг. 19 в. Б. был реконструирован. Шейка была снабжена ладами, струн стало 5, мелодич. струна отпала. С возникновением джаза Б. вошёл в его т. н. ритмич. группу. В 30-е гг. 20 в. Б. из-за ограниченных технич. возможностей исполнения в джазе был заменён гитарой, а в 40-х гг. введён в него вновь. В совр. джазовой музыке употребляются разновидности Б.: Б.-укулеле, Б.-мандолина, Б.-тенор, Б.-гитара. Б.-укулеле имеет 4 одинарные струны и строй a1, d1, fis1, h 1. Б.-мандолина оснащена четырьмя парными струнами и имеет строй мандолины примы. Б.-тенор имеет 4 одиночные струны и строй смычкового альта. У Б.-гитары 6 струн и строй 6-струнной гитары. В совр. моделях Б. применяется металлич. или деревянная обечайка; мембрана натягивается на открытый снизу (т. н. немецкая модель) или закрытый (англ. модель) деревянный корпус при помощи металлич. винтов, гриф с металлическими фиксированными ладами заканчивается плоской головкой с механич. колками. Струны стальные, гладкие и витые. Звук извлекается пальцами, как на гитаре, или плектром.

Литература: Конен В., Пути американской музыки, М., 1965; Кееlеr G. A., Notes on trick solo playing on the banjo, L., 1940; Sharpe A. R., The banjo and you, L., 1952; его же, A complete guide to the instruments of the banjo family..., L., 1966.

P. Б. Галайская.

Бандола

Бандола (испан. bandola, bandolуn) - струнный щипковый инструмент. Род бандуррии небольшого размера. Корпус грушевидной формы, шейка короткая, струны металлические, двойные, числом 4-6, иногда и 10. Звук извлекается с помощью плектра из рога или черепахи. Нередко применяется в ансамблях из неск. Б., а также совместно со скрипкой или флейтой. Встречается в странах Лат. Америки, особую популярность приобрела в Мексике.

Бандровска-Турска Э.

Бандровска-Турска Э. (Bandrowska-Turska) Эва (р. 20 V 1899, Краков) - польская певица (лирико-колоратурное сопрано). Училась у А. Бандровского-Саса в Кракове (1911-13), X. Збоиньской-Рушковской в Вене и А. Подсети в Милане. В 1918 дебютировала в Варшаве. Выступала как оперная и концертная певица до 1960. В 1926-30 солистка оперных т-ров во Львове, Познани и Варшаве. После успешных гастролей в Париже (1930) выступала во мн. странах Европы и Америки; в СССР неоднократно (впервые - в 1934). С 1946 преподавала в Краковской, затем в Варшавской консерваториях. Б.-Т., выдающаяся исполнительница камерной вокальной лирики (пела на 6 яз.), прославилась тонкой интерпретацией песен К. Шимановского и франц. импрессионистов (особенно М. Равеля). Репертуар Б.-Т. как оперной певицы отличался широтой. Её голос, инструментальный по тембру, был гибок в кантилене, обладал разнообразием красок; для исполнения были характерны исключит. точность в пассажах и трелях, богатство динамич. градаций. Лучшие партии Б.-Т.: Констанца ("Похищение из сераля" Моцарта), Графиня и Галька ("Графиня", "Галька" Монюшки), Лючия, Розина; Маргарита Валуа ("Гугеноты" Мейербера), Маргарита, Лакме; Лейла ("Искатели жемчуга" Бизе), Виолетта, Татьяна; Леонора ("Трубадур"), Джильда, Мими, Тоска, Чио-Чио-сан и другие. Государственная премия ПНР (1952).

Литература: А. О(стрецов), Ева Бандровская, "СМ", 1934, No 6.

С. Лисса.

Бандровский-Сас А.

Бандровский-Сас А. (Bandrowski-Sas) Александер (22 IV 1860, Любартув, Польша - 28 V 1913, Краков) - польский певец (драматич. баритон, затем тенор). Дебютировал в 1881 в т-ре оперетты во Львове (под псевдонимом А. Барский). Позднее совершенствовался в Милане. Один из лучших оперных и камерн. певцов своего времени. Прославился как исполнитель героич. партий в операх Дж. Мейербера, Дж. Верди и в особенности Р. Вагнера. В 1890-1901 солист оперы во Франкфурте-на-Майне, в 1891 с большим успехом пел в Дрездене, выступал в оперных т-рах Вены, Берлина, Милана, а также в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Был первым исполнителем партии Манру в одноим. опере И. Падеревского (1902, Нью-Йорк). Как камерн. певец пропагандировал гл. обр. польскую вок. лирику. В 1909-13 преподавал пение в Кракове (среди его учеников Э. Бандровска-Турска). Автор либр. опер "Старое предание" ("Stara Basn") P. Желеньского, "Болеслав Смелый" ("Boleslaw Smialy") Л. Ружицкого, "Пан Твардовский" Б. Валлек-Валевского. Б.-С. принадлежат переводы на польский яз. либр. муз. драм Вагнера и тематич. разбор его тетралогии "Кольцо нибелунга"; мн. арии исполнял с текстами в собств. переводах.

Литература: Fabry W., Bandrowski A., "Spiewak", 1937, No 9-10.

Бандур Й.

Йован (24 IX 1899, Явница - 14 V 1956, Белград) - серб. композитор и дирижёр (Югославия). Учился у Й. Маркса в Вене и у Й. Кржички в Праге. Работал в Белграде. Был дирижёром хор. об-в, оперной труппы Нац. т-ра (1931-37), директором этого т-ра, а также Муз. академии (с 1945 профессор). Под упр. Б. впервые исполнены мн. произв. Й. Славенского, Л. Яначека, И. Ф. Стравинского, К. Шимановского. Ряд произв. Б. (гл. обр. вок.-симф. и хоровые) посвящён нар.-освободит. борьбе югосл. народа. Б. принадлежат обработки для фп. нар. мелодий.

Сочинения: кантаты - Поэма 1941 (1947), Югославская партизанская рапсодия (1947), Земля поёт (Распева се земsjа, 1949), От рассвета и до темноты (Од свитаoeа све до мрака, с детским хором и чтецом, 1949); концерт для скр. с орк. (1954); камерно-инстр. ансамбли; цикл мадригалов для хора a cappella (1929-51), детские и др. хоры с фп.; песни, в т. ч. массовые; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Vukdragovic M., Jovan Bandur..., (Некролог), "Zvuk", 1956, (No) 7-8; Вingulaс Р., Jovan Bandur in memoriam, "Savremeni Akordi", 1957 (спец. номер, поcв. Б.).

Бандура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бандурист

Бандурист - бандурник, бандурщик, кобзарь, - укр. нар. певец и музыкант, сопровождающий своё пение игрой на бандуре. С 16 в. сведения о кобзарях (бандуристах) встречаются в памятниках устного нар. творчества и письменных источниках. Иск-во кобзарей складывалось на протяжении длительного времени. Важный период его развития связан с Запорожской Сечью, где старшины нередко имели своих кобзарей, к-рые выполняли также функции глашатаев. Имелись также странствующие кобзари, к-рые исполняли песни-думы (сказы) о подвигах нар. героев, о горе людском, пламенными патриотич. призывами поднимали угнетённый народ на борьбу против иноземных завоевателей, за независимость. Кобзарями становились нищие-слепцы, добывавшие своим иск-вом пропитание. Существовали школы кобзарей, возглавлявшиеся старыми и опытными музыкантами, часто теми же бродячими нищими.

Уже в 15 в. Б. в качестве крепостных и наёмных певцов-музыкантов появляются при польском королевском дворе, в домах польских вельмож и магнатов, в 18 в. - и при рус. царском дворе. В 19 - нач. 20 вв., когда царское самодержавие вело на Украине жестокую борьбу против проявлений национального самосознания, Б. запрещалось появляться в городах и людных местах, а их инструменты нередко уничтожались.

Выдающимися Б. (кобзарями) были Т. Белоградский (18 в.), А. Шут (ум. 1873), О. Вересай (ок. 1803-90), И. Крюковский (1820-85), Ф. Холодный (1832-1902), М. Кравченко (1858-1918) и др.

После Октябрьской революции игра на бандуре получила на Украине массовое распространение. Наряду с Б.-любителями появилось много Б.-профессионалов, получивших муз. образование в муз. школах и консерваториях. Помимо игры соло, широко практикуется ансамблевое исполнение, создаются капеллы Б. Крупнейшая среди них - Киевская заслуженная капелла бандуристов. Виднейшие совр. Б. - Ф. Д. Кушнерик, Е. X. Мовчан, В. М. Перепелюк, М. А. Полотай, А. М. Бобырь, Е. А. Адамцевич и мн. др.

Литература: Житецкий П., Творцы и певцы народных малорус(ий)ских дум, "Киевская старина", 1892, т. 39, ноябрь; Хоткевич И., Несколько слов об украинских бандуристах и лирниках, "Этнографическое обозрение", 1903, кн. 57,No 2; Pолотай М., Мистецтво кобзарiв Радянськоч Украчни, "Радянська музика", 1940, No 6; eгo же, Мистецтво кобзарiв-бандуристiв радянського перiоду, в кн.: Iсторичний епос схiдних слов'ян, К., 1958; Щеголь H. П., Кобзари Советской Украины и их творчество, Киев, 1953.

К. А. Вертков.

Бандуррия

Бандуррия (испан. bandurria, от греч. pandoura - трёхструнная цистра) - испан. струнный щипковый инструмент. Дискантовая разновидность цистры. Корпус грушевидный с двумя плоскими деками, обечайки высокие, шейка короткая с лопаткообразной головкой. На Б. натягивается 6 двойных струн - 3 кишечных и 3 обвитых канителью или также кишечных. Разновидность Б. - Б. сонора имеет металлич. струны. Струны настраиваются по квартам или квинтам. На грифе врезано 12-14 металлич. ладов. Играют на Б. при помощи плектра. В 16-18 вв. у Б. было 3 струны и гриф без ладов. Б. пользовалась особым распространением на юге Испании. В 20 в. встречается в странах Лат. Америки и в модифицированном виде - на Филиппинах.

Литература: Веrmudо J., Declaraciуn de instrumentes musicales, (s. l.), 1555; то же, Faksimile-Nachdruck, hrsg. von M. S. Kastner, Documenta musicologica, I, 11, Kassel-Basel, 1957; Sасhs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1964.

Г. И. Благодатов.

Баневич С. П.

Сергей Петрович (р. 2 XII 1941, Оханск Пермской обл.) - сов. композитор. В 1966 окончил Ленингр. консерваторию у О. А. Евлахова, в 1966-69 был его ассистентом. С 1974 чл. правления, с 1979 пред. секции музыки для детей Ленингр. организации CK РСФСР.

Сочинения: оперы (детские) - Жил-был Коля (Лесное приключение, 1962, Ленинград), Солнышко и снежные человечки (радиоопера, 1965), Белеет парус одинокий (по В. П. Катаеву, 1969, Одесса; 2-я ред. 1971, Москва), Как включали ночь (1971, Ленинград), Фердинанд Великолепный (1974, там же), Наши с Вовкой разговоры (1975, там же), История Кая и Герды (1980, там же), Остров сокровищ (1981, там же); балеты - По мотивам Бидструпа (1964, там же), Гренада (1968, там же); оперетты (детские), в т. ч. Приключения Тома Сойера (по М. Твену, 1971, Ленинград), Сорочинская ярмарка (1972, там же), Судьба барабанщика (Прощай, Арбат!, по А. П. Гайдару, 1976); кантата Песнь о Гренаде (сл. М. А. Светлова, 1966); музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам, радио- и телепостановкам и др.

Баниа

Баниа - бахиа (бенгальск.), - ударный инструмент. Распространён в Сев. Индии. Односторонний барабан небольших размеров с керамич. чашеобразным корпусом и кожаной мембраной. Звук извлекается ударами пальцев и кисти руки. Употребляется вместе с табла - небольшим односторонним барабаном с деревянным корпусом.

Предыдущая страница Следующая страница