Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 4, "БАР"-"БАХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 4, "БАР"-"БАХ")

Барселона

Статья большая, находится на отдельной странице.

Барсова В. В.

Барсова В. В. (наст. фам. Владимирова) Валерия Владимировна (1 (13) VI 1892, Астрахань - 13 XII 1967, Сочи) - советская певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Чл. КПСС с 1940. Деп. Верх. Совета РСФСР 1-го созыва. Пению обучалась у сестры М. В. Владимировой. В 1919 окончила Моск. консерваторию по классу пения У. А. Мазетти. Сценич. деятельность начала в 1917 (в Оперном т-ре Зимина). В 1919 пела в Т-ре ХПСРО (Художественно-просветительного союза рабочих организаций), тогда же выступала вместе с Ф. И. Шаляпиным в опере "Севильский цирюльник" в саду Эрмитаж. В 1920 дебютировала в партии Розины на сцене Большого т-ра, до 1948 была солисткой этого т-ра. В 1920-24 пела в Оперной студии Большого т-ра под рук. К. С. Станиславского и Муз. студии МХТ под рук. В. И. Немировича-Данченко (исполнила здесь роль Клеретты в оперетте "Дочь мадам Анго" Лекока). На сцене Большого т-ра Б. были созданы её лучшие партии: Антонида, Людмила, Шемаханская царица, Волхова, Снегурочка, Царевна Лебедь, Джильда, Виолетта; Леонора ("Трубадур"), Маргарита ("Гугеноты"), Чио-Чио-сан; Мюзетта ("Богема"), Лакме; Манон ("Манон" Массне) и др. Б. - одна из крупнейших сов. певиц. Обладала лёгким и подвижным голосом серебристого тембра, блестяще развитой колоратурной техникой, высоким вокальным мастерством. Выступала как концертная певица.

В 1950-53 преподавала в Моск. консерватории (с 1952 профессор). Гастролировала за рубежом с 1929 (Германия, Великобритания, Турция, Польша, Югославия, Болгария и др.). Гос. пр. СССР (1941).

Литература: Поляновский Г. A., В. В. Барсова, М.-Л., 1941; Грошева Е. А., Путь народной артистки. К 60-летию В. Барсовой, "СМ", 1952, No 10; Валерия Владимировна Барсова, М., 1954 (буклет).

В. И. Зарубин.

Барсова И. А.

Инна Алексеевна (р. 10 IX 1927, Смоленск) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1978). В 1951 окончила историко-теоретич. отделение теоретико-композиторского ф-та Моск. консерватории, в 1954 - аспирантуру у И. В. Способина. С 1954 преподаёт в Моск. консерватории (с 1981 профессор кафедры инструментовки). Осн. круг науч. интересов - зап.-европ. и сов. музыка, проблемы орк. стилей, истории партитурной нотации. Составитель изд.: "Густав Малер. Письма. Воспоминания" (1964, 2-е изд. 1968, автор вступит. статьи и комментариев), "Вагнер Р. Избранные работы" (1978, автор комментариев, совм. с С. А. Ошеровым).

Сочинения: Симфонический оркестр и его инструменты, М., 1962; Практическое руководство по чтению симфонических партитур, М., 1966 (совм. с Ю. А. Фортунатовым); Книга об оркестре, М., 1969, 1978; Камерный оркестр Пауля Хиндемита. (Kammermusiken No 1-7), в сб.: Музыка и современность, (вып.) 9, М., 1975; Симфонии Густава Малера, М., 1975; Александр Мосолов: двадцатые годы, "СМ", 1976, No 12; Курт в диалоге наших дней, "СМ", 1977, No 8; Из истории партитурной нотации. Звуковая плотность и пространство в многохорной музыке XVII века, в сб.: История и современность, Л., 1981.

Барта Д.

Барта Д. (Bartha) Денеш (р. 2 X 1908, Будапешт) - венг. музыковед. Учился в Высшей школе муз. иск-ва им. Листа (Будапешт). С 1930 работал в муз. отделе Венг. нац. музея в Будапеште. С 1935 преподаватель Высшей школы музыки (с 1947 профессор истории музыки и муз. эстетики). Работает также как муз. критик. В 1941-44 ред. журнала "Magyar Zenei Szemle", с 1947 - еженедельника "Zenei Szemle", с 1953 - издания "Zenetudomбnyi tanulmбnyok" (совм. с Б. Сабольчи). Руководитель педагогической секции Венг. муз. союза, муз. советник будапештского Муниципального оркестра.

Сочинения: Szalkai йrsek zenei jegyzetei monostoriskolai diбk korбbуl (1490), Bdpst, 1934; A jбnoshidai avarkori kettцssip, Bdpst, 1934; A XVIII szбzad magyar dallamai... 1770-1800, Bdpst, 1935; Egyetemes zenetцrtйnet. Stilustцrtйneti цsszefoglalбs, Bdpst, 1935; Franz Liszt. Sein Leben, Lpz., 1936; Liszt Ferenc emlйkkiбllitбs, Bdpst, 1936; Beethoven, Bdpst, 1939, 1956; Die ungarische Musik, Bdpst, 1943 (совм. с Z. Kodaly); Цtцdfйlszбz йnekek, Bdpst, 1953; J. S. Bach, Bdpst, 1956, Bdpst, 1967.

Бартенева П. А.

Прасковья (Полина) Арсеньевна (13 (25) XI 1811 - 24 I (5 II) 1872, Петербург) - рус. певица (сопрано). Артистич. карьера Б. связана со светским "любительским" музицированием. С 1830 выступала в благотворит. концертах на великосветских вечерах в Москве, с 1835 - в Петербурге, где состояла камер-фрейлиной двора. Из-за сословных предрассудков не могла стать проф. артисткой. Талант певицы высоко ценили А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов. Ей посвящены стихотворения, романсы (в т. ч. А. Е. Варламовым). Б. была знакома с М. И. Глинкой, к-рый разучивал с ней свои романсы. Впервые исполнила каватину Людмилы из 1-го акта оперы Глинки "Руслан и Людмила" (1838, в концерте Петербургского женского патриотич. об-ва). В программах симф. концертов, устраивавшихся с благотворит. целью, постоянно встречается имя Б. как исполнительницы оперных арий.

Литература: М. И. Глинка. Литературное наследие, т. 2 - Письма и документы, Л., 1953; Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956.

Барток Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бархударян С. В.

Сергей (Саркис) Васильевич (р. 26 VIII (7 IX) 1887, Тбилиси) - советский композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1936). Нар. арт. Арм. ССР (1960). В 1915 окончил Петроградскую консерваторию по классу композиции (ученик В. П. Калафати, М. О. Штейнберга, Я. Витола). В 1923-54 преподавал в Тбилисской, одновременно в 1934-37 в Ереванской консерваториях (с 1941 профессор). У него учились мн. ведущие композиторы Армении и Грузии: Ш. М. Мшвелидзе, А. Г. Арутюнян, Э. А. Абрамян, Э. М. Мирзоян, Л. М. Сарьян, Г. В. Киладзе, А. К. Андриашвили, О. В. Тактакишвили и др. Б. - автор мн. пьес для фп., сыгравших заметную роль в развитии нац. камерно-инстр. музыки.

Сочинения: балет - Наринэ (1938); для орк. - поэма Ануш (1916), сюита Закфедерация (1930), увертюра "1942" (1943); фп. пьесы; романсы, обр. нар. и ашугских песен; дет. музыка, в т. ч. муз. комедия - Кери Кучи (1946); музыка для т-ра и кино.

Литература: Шавердян A., Очерки по истории армянской музыки XIX-XX вв., М., 1959, с. 163-65; его же, Очерк истории армянской музыки, Ер., 1963 (на арм. яз.); Tер-Симонян М. П., Саркис Бархударян, Ер., 1968 (на арм. яз.); (Магакян М.), Очерки из истории армянской музыкальной культуры, Ер., 1972 (о жизни и творчестве С. Бархударяна).

Барцал А. И.

Антон Иванович (25 V 1847, Будеёвице, Богемия - 1927, Германия) - рус. певец (тенор), оперный режиссёр, педагог. По национальности чех. Учился в Придв. оперной школе (Вена). В 1867 дебютировал на сцене Пражской нац. оперы (Аламир - "Велизарий" Доницетти), где пел в течение 3 лет. С 1870 работал в России (приехал по приглашению Ю. Н. Голицына, гастролировал с его хором). В том же году дебютировал в Киеве (антреприза Ф. Бергера). В 1873-1878 выступал в т-рах Одессы, Киева (антреприза И. Я. Сетова), Петербурга (Мариинский т-р). В 1878-1902 солист, в 1882-1903 также гл. режиссёр Большого т-ра. Партии: Финн, Боян, Берендей, Князь, Синодал, Фауст; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Миме ("Зигфрид"), Макс ("Вольный стрелок") и др. Как режиссёр участвовал в пост. оперы "Борис Годунов" (1888, Большой т-р, Москва). Выступал также как камерный певец. С большим успехом исполнял теноровые партии в ораториях И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Мендельсона. Перевёл на нем. язык либр. опер M. M. Ипполитова-Иванова "Оле из Нордланда", "Измена" и "Руфь". В 1898-1921 профессор Моск. консерватории. Руководил оперным классом. Среди его учеников - В. Р. Петров и др. В 1921 выехал для лечения в Германию, где провёл последние годы жизни.

Литература: Вальц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928, с. 159-61; "ЕИТ". Сезон 1902-1903, СПБ, 1903, прил. 3, с. 13-15.

Л. З. Корабельникова.

Барцевич С.

Барцевич С. (Barcewicz) Станислав (16 IV 1858, Варшава - 2 XI 1929, там же) - польский скрипач, педагог и дирижёр. Игре на скрипке учился у А. Дреслера, В. Гурского и Ап. Контского в Варшаве. Совершенствовался в Моск. консерватории у Ф. Лауба и И. В. Гржимали, по композиции занимался у П. И. Чайковского (окончил в 1876). С 1877 концертировал во мн. странах Европы, неоднократно - в России. С 1885 профессор, затем директор (1910-19) Муз. ин-та в Варшаве. Среди учеников - М. Карлович, Й. Яжембский, Ю. Озиминьский. В 1889 организовал струнный "Квартет Консерваториум", имевший важное значение для музыкальной жизни Варшавы. С 1893 дирижёр Большого оперного театра в Варшаве, где ранее был концертмейстером оркестра. Выдающийся представитель польского скрипичного иск-ва, Б. был непревзойдённым мастером кантилены. Его игра отличалась глубиной чувства, красотой и мощью густого, бархатного тона. "Образцом кантилены и легато" называет Б. известная польская певица Я. Королевич-Вайдова. Талант Б. отмечал П. И. Чайковский. Известен как интерпретатор произведений классиков и романтиков, особенно Ф. Мендельсона и Г. Венявского. Выступал в ансамбле с А. Михаловским (фп.) и А. В. Вержбиловичем (виолончель). Б. принадлежит неск. транскрипций для скрипки и фп. произв. польских композиторов, в т. ч. "Мелодия" И. Падеревского и "Интермеццо" из оперы "Гоплана" В. Желеньского.

Литература: Chabielski J., Barcewicz-spiewak polski..., "Scena i Sztuka", 1910, No 46; Oрienski R., Stanislaw Barcewicz, "Przeglad Muzyczny", 1925, No 3.

И. M. Ямпольский, И. Я. Ямпольский.

Баршай Р. Б.

Рудольф Борисович (р. 28 IX 1924, станица Лабинская Краснодарского края) - советский альтист и дирижёр. В 1948 окончил Моск. консерваторию по классу альта В. В. Борисовского. Выступал как солист и ансамблист. В 1956 организовал и возглавил в качестве дирижёра Моск. камерный оркестр, положив этим начало распространению в СССР нового исполнительского жанра. Под его руководством оркестр вырос в первоклассный инстр. ансамбль, получил широкую известность в СССР и за рубежом. С 1967 выступает также как симф. дирижёр. Ему принадлежат переложения для камерного оркестра (в т. ч. "Мимолётностей" Прокофьева и др.).

Литература: Рудольф Баршай (Беседы с мастерами), "МЖ", 1968, No 18.

"Барыня"

"Барыня" - сольная или парная рус. нар. пляска. Темп живой, задорный, муз. размер 2/4. Название происходит от одного из вариантов песни, сопровождающей эту пляску ("Сударыня-барыня"). Ранний вариант музыки "Б." - плясовая песня "Из-под дуба, из-под вяза", опубл. в "Собрании народных русских песен Ивана Прача" (1790).

Барыня

Мелодия "Б." не имеет стабильной формы и допускает повторение или пропуск отд. попевок. При исполнении "Б." нар. музыканты - гармонисты и балалаечники варьируют мелодию "Б." и украшают её быстрыми виртуозными пассажами.

Бас

Бас (итал. basso - низкий; франц. basse; англ. bass).

1) Самый низкий мужской голос. Различают высокий, или певучий, Б. (итал. basso cantante) и низкий, или глубокий, Б. (итал. basso profundo), в оперном исполнительстве - характерный, комич. Б. (итал. basso buffo). Высокий Б. бывает двух типов: лирический - более мягкий и драматич.- более сильный; диапазон лирич. баса - G-f1, драматич. - F-е1. Для высоких Б. характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание низких звуков. Низкий Б. (в рус. хор. пении его наз. "центральным") отличает глубокое, полное звучание в низком регистре и напряжённое - в верхнем; диапазон его - (С, D)E - d1(е1). В числе наиболее ярких оперных партий для высокого (певучего) Б. - Вотан ("Валькирия"), Сусанин, Борис Годунов, Досифей, Кончак, Кутузов, для низкого (глубокого) Б. - Зарастро ("Волшебная флейта"), Осмин ("Похищение из сераля" Моцарта), Фафнер ("Зигфрид"), для комич. Б. - Бартоло ("Севильский цирюльник"), Джероламо ("Тайный брак" Чимарозы), Фарлаф. Высокий и низкий Б. образуют басовую группу голосов и в хоре исполняют партию вторых басов (партию первых басов исполняют баритоны, к к-рым иногда присоединяются лирич. басы). В рус. хорах встречается особый, самый низкий вид басов - басы-октависты с диапазоном (А1) В1 - a (с1); голоса октавистов особенно красиво звучат в хорах a cappella. Б.-баритон - см. Баритон.

2) Самая низкая партия многогол. муз. произв.

3) Б. цифрованный (basso continuo) - см. Генерал-бас.

4) Муз. инструменты низкого регистра - туба -бас, контрабас и т. п., а также нар. виолончель - басоля (Украина) и басетля (Белоруссия).

И. Г. Лицвенко.

Басараб М.

Басараб М. (Basarab) Мирча (p. 4 V 1921, Бухарест) - рум. дирижёр и композитор. Засл. деят. иск-в СРР (1964). В 1940-47 учился в Бухарестской консерватории у M. Жоры, Дж. Брязула и К. Брэилою. С 1948 дирижёр оркестра радиокомитета, с 1954 дирижёр оркестра филармонии (в 1964-69 директор и гл. дирижёр) в Бухаресте. В 1951-64 преподавал в Бухарестской консерватории. Автор ряда соч. для оркестра и камерного ансамбля. Гос. пр. СРР (1962).

Бас-данс

Бас-данс (франц. basse danse, букв. - низкий танец; итал. bassa danza) - придв. танец 2-й пол. 15 - нач. 16 вв. Был известен во Франции, в Нидерландах и Италии. Происхождение названия не вполне ясно (возможно, оно связано с практикой исполнения музыки танца на инструментах низкого регистра, возможно, с отсутствием в Б.-д. высоких прыжков танцоров). Размер обычно квадратный, темп медленный или умеренный. Непосредственно за Б.-д. нередко следовал быстрый танец в трёхдольном размере (гальярда, сальтарелла и др.). Для исполнения Б.-д. употреблялись разл. инстр. составы: шалмеи и трубы; лютня, арфа и барабан; цинк, тромбон и блокфлёте с малым барабаном. Б.-д. входил в ранние инстр. сюиты.

Литература: Sасhs С., Der Rhythmus der Basse danse, "Acta musiсologica", Lpz., 1931, Bd 3, fasc. III; Вukofzer M. F., A polyphonic Basse danse of the Renaissance, в сб.: Studies in Medieval and Renaissance music, N. Y., (1950); Meyer-Baer K., Some remarks on the problems of the Basse danse, "Tijdschrift voor Muziekwetenschap", XVIII, 4, Amst., 1955; Heartz D., The basse dance. Its evolution circa 1450-1550, "Annales musicologiques", VI, 1958-63.

Басетля

Басетля - нар. виолончель в Белоруссии. См. Басоля.

Баскин В. С.

Владимир Сергеевич (3 (15) VI 1855, Вильнюс - 6 II 1919, Петроград) - рус. муз. критик и журналист. В 1881 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, одновременно учился в Петерб. консерватории (изучал теорию музыки), брал уроки игры на скрипке. С 1884 сотрудничал во мн. органах периодич. печати.

В 1887-1917 зав. муз. отделом "Петербургской газеты" (с 1914 "Петроградской"). Как критик отличался консерватизмом и ограниченностью суждений. Мн. статьи Б. направлены против "Новой рус. муз. школы", в частности против В. В. Стасова. Напечатанные им в разл. газетах очерки о крупнейших композиторах были изданы отдельными сб-ками (снабжены списками произведений): "А. Г. Рубинштейн" (М., 1886). "М. П. Мусоргский" (М., 1886), "А. Н. Серов" (1890), "П. И. Чайковский" (очерк его деятельности, СПБ, 1895) и др.

Литература: Оссовский А. Б., Музыкальный критик особого рода, "РМГ", 1895, No 1; (Некролог), "Вестник литературы", 1919, No 1-2.

И. М. Ямпольский.

Баснер В. Е.

Вениамин Ефимович (р. 1 I 1925, Ярославль) - советский композитор. В 1949 окончил Ленингр. консерваторию по классу скрипки. В 1942 и 1949-55 скрипач-солист и артист оркестра. С 1955 чл. правления Ленингр. отделения CK. По преимуществу лирич. дарование Б.-композитора проявилось в области камерно-инстр. музыки, симф. жанров, ораториальных и сценич. произв. Видное место в творчестве Б. занимает музыка к фильмам (более 40). Песни "На безымянной высоте" (из фильма "Тишина", 1964) и "С чего начинается Родина" (из фильма "Щит и меч", 1968) приобрели широкую популярность.

Сочинения: балет - Три мушкетёра (1964, Ленингр. т-р оперы и балета); оперетты - Полярная звезда (1966, Ленингр. т-р муз. комедии), Требуется героиня (1968, там же), Южный крест (1971, Киевский т-р оперетты); оратория - Весна. Песни. Волнения (сл. Л. Н. Мартынова, 1964); вок.-симф. цикл - Вечный огонь (сл. М. Л. Матусовского и Е. Л. Гальпериной, 1971); для орк. - симфония (1958), Поэма об осаждённом Ленинграде (1958); концерт для скр. с орк. (1966); симфониетта для струн. и флейты (1972); 4 струн. квартета (1948; 1953, 2-я пр. на междунар. конкурсе композиторов в Варшаве, 1955; 1960; 1969); пьесы для скр. и др. инструментов; романсы (в т. ч. вок. цикл - Парабола, сл. А. А. Вознесенского), песни; пьесы для эстр. оркестра, музыка к радиообозрениям и к фильмам (в т. ч. "Бессмертный гарнизон", 1956; "Трое вышли из леса", 1958; "Судьба человека", 1959; "Битва в пути", 1962; "Дикий мёд", 1966, и др).

М. Г. Бялик.

Басоля

Басоля (укр.), басетля (белорус.) - нар. струнный смычковый инструмент басового регистра. По форме и размерам близок к виолончели, имеет 4 жильные струны квинтового строя. В верхней части грифа иногда устанавливаются 4 ладовые отметки в виде металлич. полосок; более высокие позиции используются редко. Звук извлекается коротким прямым смычком. На Украине встречались Б. с приклеенным к верхней деке куском стекла и металлич. стержнем в струнодержателе (подгрифке); вибрируя во время игры, стержень ударял по деке, сообщая звуку характерное дребезжание. На таких Б. играли преим. щипком. Б. применяется в нар. инстр. ансамблях в качестве басовой опоры, в частности в троистой музыке.

К. А. Вертков.

Бассани Д. Б.

Бассани Д. Б. (Bassani) Джованни Баттиста (около 1657, Падуя - 1 X 1716, Бергамо) - итал. композитор, скрипач, органист. Учился у Д. Кастровиллари в Венеции. В 1677-1682 и в 1684-1712 органист и капельмейстер Академии делла Морте, с 1680 придв. капельмейстер герцога Мирандолы, с 1688 капельмейстер собора в Ферраре. С 1712 капельмейстер собора в Бергамо. С 1677 Б. чл. Болонской филармонической академии (в 1682-83 возглавлял её). Б. был видным мастером инструментальной музыки, примыкавшим к болонской школе. Историческое значение имеют его ранние соч. ("Баллетти, корренти, жига и сарабанда" ("Balletti, correnti, gighe e sarabande") для 2 скрипок и бассо континуо, ор. 1, 1677; 12 трио-сонат, 1683, и др.), способствовавшие кристаллизации формы предклассич. сонаты и принципов тематического развития. По стилю близки к аналогичным произведениям А. Корелли, но уступают им в самобытности и яркости муз. языка. Б. писал также в разл. жанрах светской и культовой музыки. Автор 6 опер, кантат, ораторий, многочисленных вокальных и инструментальных сочинений.

Литература: Haselbach R., G. В. Bassani, Kassel-Basel, 1955 (с перечнем соч. и подр. библ.).

И. M. Ямпольский.

Бассетгорн

Бассетгорн (нем. Bassetthorn; итал. corno di bassetto, clarone; франц. cor de basset).

1) Альтовая разновидность кларнета. Ранее состоял из 2 прямых расположенных под углом колеи и раструба. Совр. Б. сходен с бас-кларнетом, но несколько меньше его (дл. 750-900 мм). Изготовлялись Б. в строях es и f. Последний был наиболее употребительным; его диапазон F - с3. Тембр мягкий, густой, немного мрачный, но певучий и выразительный. Б. применялся в 18 и 1-й пол. 19 вв. (Моцарт - 12 дуэтов для 2 Б., "Милосердие Тита", "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта", "Реквием"; Бетховен - "Творения Прометея"; Мендельсон - 2 дуэта для кларнета и Б. с фп., и др.). Со 2-й пол. 19 в. используется эпизодически.

2) Орг. регистр семейства язычковых. Входит в диспозицию педальной клавиатуры (8'). Отличается мягкостью звучания.

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, (т.) 1, М., 1953; Благодатов Г., Кларнет, М., 1965.

С. Я. Левин, Л. И. Ройзман.

Бастарда

Бастарда - старинный смычковый инструмент. См. Виола-бастарда.

Бастианини Э.

Бастианини Э. (Bastianini) Этторе (24 IX 1922, Сиена - 25 I 1967, Сирмионе) - итал. певец (баритон). Дебютировал в 1945 в Равенне. Неск. лет пел басовые партии, но по совету своего педагога Р. Бетарини перешёл на баритоновые, в 1951 в Болонье впервые выступил как баритон. Широкую известность принесло ему исполнение партии Андрея Болконского в итал. премьере оперы "Война и мир" (1953). В 50-60-х гг. с успехом пел в "Ла Скала", "Метрополитен-опера" и др. т-рах Европы и Америки. Наиболее близкими индивидуальности певца были партии в операх Дж. Верди - Риголетто, Жермон; Ди Луна, Ренато, Ди Поза ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Дон Карлос"). В его репертуаре выделялись также партии Фигаро ("Севильский цирюльник"), Жерара ("Андре Шенье" Джордано).

Баталбекова И. Г.

Исбат Гайдарбековна (р. 20 IX 1922, Махачкала) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1972). В 1949 окончила Азерб. консерваторию. Одноврем. с учёбой работала во вспомогат. составе Азерб. т-ра оперы и балета. В 1949-76 солистка Даг. филармонии. Репертуар Б. составляли произв. композиторов-классиков и соч. сов. композиторов. Гос. пр. СССР (1952).

Баташёв В. Б.

Виктор Борисович (р. 7 VI 1937, Раменское Моск. обл.) - советский тромбонист. Лауреат Междунар. конкурсов исполнителей на дух. инструментах в Женеве (1958, 1-я пр.) и Праге (1962, 3-я пр.). Окончил в 1960 Моск. консерваторию по классу тромбона В. А. Щербинина, в 1963 под его рук. аспирантуру. С 1959 артист Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения. С 1963 преподаватель Моск. консерватории.

Баташов К. К.

Константин Константинович (р. 6 VII 1938, Баку) - сов. композитор. Окончил Моск. консерваторию (1962) и аспирантуру при ней (1965) у Е. К. Голубева. С 1962 преподаёт в Муз. уч-ще при Моск. консерватории (композиция), с 1972 также в Моск. консерватории (композиция, полифония, анализ муз. произв.).

Сочинения: опера-оратория Песни каторги и бунта (сл. M. E. Салтыкова-Щедрина и народные, 1963); балет Первые грозы (1970, Баку); для орк. - симфония (1962), балетная сюита (1965); концерт для скр. с орк. (1964); камерный концерт для 9 инструментов памяти И. Ф. Стравинского (1971); камерно-инстр. ансамбли - в т. ч. 3 сюиты для фагота и фп. (1974, 1975, 1976), вариации для струн. квартета (1960); музыка для детей.

Батов И. А.

Иван Андреевич (1767, Московская губ. - 18 (30) VI 1841, Петербург) - рус. мастер муз. инструментов. Род. в семье крепостного графа Н. П. Шереметева. С 1784 учился иск-ву изготовления скрипок (у моск. мастера В. Владимирова). С 1789 работал инстр. мастером при крепостном т-ре Шереметева в Останкине. В 1803-05 изучал в мастерской Гаука в Петербурге построение клавикордов. В 1822 вместе с семьёй получил вольную (за изготовленную им для Д. Н. Шереметева виолончель).

Б. - первый рус. инстр. мастер, получивший широкую известность. На 1-й публичной выставке российских мануфактурных изделий в Петербурге (1829) скрипка и виолончель его работы были удостоены Большой серебряной медали. Б. изготовлял смычковые инструменты, гитары, а также реставрировал старинные инструменты. Под этикетом "Иван Андреев Батов" им были выпущены 41 скрипка, 3 альта, 6 виолончелей. Большинство инструментов, приписываемых Б., является подделками. 2 виолончели работы Б. (датированы 1814 и 1816) хранятся в Москве (Останкинский дворец-музей и Гос. коллекция уникальных муз. инструментов). Они обладают несильным, своеобразным по тембру звуком, по очертаниям модели приближаются к виолончелям А. Страдивари, по стилю выполнения - к работам франц. мастеров. Характерные признаки обоих инструментов - плоские своды, тонкий ус, красно-оранжевый лак. Сохранились также гитары работы Б. Эти конц. инструменты, выполненные с большим изяществом, отличаются превосходными звуковыми качествами.

Литература: Б(урна)шев Вл-р, Русский Страдивариус, "Сев. пчела", 1833, No 40; Резвой М., Иван Андреевич Батов (некролог), там же, 1841, No 206, 207; Елизарова Н. A., Театры Шереметевых, М., 1944, гл. VII, с. 361-66; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, I, М.-Л., 1951, гл. XIX, с. 285-91; Витачек Е. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, No., 1964, с. 202-06.

И. М. Ямпольский.

Батон Р.

Батон Р. (Baton) Рене - см. Рене-Батон.

Батори Ж.

Батори Ж. (Bathori) Жан (наст. имя и фам. Жанн Мари Бертье (Berthier)) (14 VII 1877, Париж - 21 I 1970, там же) - франц. певица (сопрано), пианистка и режиссёр. Ученица Г. Паран (фп.), Брюне-Лафлёр и Э. Анжеля (пение). Концертировала как пианистка; в 1900 впервые выступила как певица в филармонич. концерте в Барселоне, в 1901 - на оперной сцене в Нанте (в партии Золушки, "Золушка" Массне). В том же году была приглашена А. Тосканини в т-р "Ла Скала". В 1917-19 в помещении т-ра "Вьё коломбье" организовывала камерные концерты, ставила муз. спектакли, в т. ч. "Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля, "Дева-избранница" Дебюсси, "Плохое воспитание" Шабрие и др. В 1926-33 и 1939-45 жила в Буэнос-Айресе, концертировала, пропагандируя сочинения совр. франц. композиторов (А. Дюпарка, Д. Мийо, Ф. Пуленка, А. Онеггера и др.), руководила хор. об-вами, пела на сцене т-ра "Колон", выступала как драм. актриса. В 1946 возвратилась в Париж, преподавала (пение), выступала с лекциями о музыке по радио и на телевидении. Одна из выдающихся представительниц франц. вок. школы, Б. была тонким интерпретатором и пропагандистом камерно-вок. произв. К. Дебюсси, М. Равеля, композиторов "Шестёрки" и др. франц. музыкантов 20 в. (часто первая исполнительница их произв.). В оперном репертуаре В.: Марион ("Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля), Серпина ("Служанка-госпожа" Перголези), Мари ("Дочь полка" Доницетти), Мими ("Богема" Пуччини), Миньон ("Миньон" Массне), Консепсия ("Испанский час" Равеля) и др.

Сочинения: Conseils sur le chant, P., 1928; Sur l'interprйtation des mйlodies de Claude Debussy. Les Йditions ouvriиres, P., 1953 (фрагменты в рус. пер. - О песнях Дебюсси, "СМ", 1966, No 3).

С. М. Грищенко.

Баттистини М.

Баттистини М. (Battistini) Маттиа (27 II 1856, Рим - 7 XI 1928, Контильяно, Риети) - итал. певец (драматич. баритон). После окончания медицинского ф-та Римского ун-та посвятил себя вокальному иск-ву. Брал уроки пения у Э. Терциани и В. Персикини. В 1878 дебютировал в т-ре "Арджентина" (Рим), после чего пел в Турине. Широкую известность получил после выступлений в т-рах "Опера ди Рома" (1885), "Сан-Карло" (Неаполь, 1886), "Ла Скала" (Милан, 1887-88). Гастролировал в Аргентине, Великобритании, Бразилии, Испании, Франции, Германии, Австрии, Румынии, Чехословакии и др. странах. Неоднократно пел в России впервые в 1893). Б. был выдающимся мастером бельканто, обладал лёгким, подвижным, мягким и проникновенным голосом красивого тембра с сильно развитым верхним регистром (сохранил голос до конца жизни). Творчество Б. - одна из вершин вок. иск-ва 2-й пол. 19 в. Лучшие партии: Дон Карлос, Макбет, Ренато ("Эрнани", "Макбет", "Бал-маскарад" Верди), Яго, Риголетто; Альфонс, Жервез ("Фаворитка", "Мария ди Роган" Доницетти), Дон Жуан; Фигаро ("Севильский цирюльник"), Валентин ("Фауст"), Гамлет ("Гамлет" Тома) и др. С большим успехом исполнял также партии в русских операх: Евгений Онегин, Руслан, Демон и др. Ж. Массне транспонировал для Б. теноровую партию Вертера и басовую партию Атанаэля ("Таис"). В 1927 в Будапеште состоялось последнее выступление Б.

Литература: Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы, М., 1962; Fracassini G., Mattia Battistini, profilo artistico, Mil., 1915; Monaldi G., Cantanti celebrl, Roma, 1929; Lauri-Volрi G., L'equivoco, Mil., 1938; Palmegiani P., Mattia Battistini, Mil., 1948 (рус. пер., M., 1966).

Батуев Ж. А.

Жигжит Абидуевич (р. 12 VIII 1915, улус Шана, ныне Кижингинского р-на) - советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959), нар. арт. Бурят. АССР (1957). Чл. КПСС с 1942. В 1936-37 учился в Свердловской консерватории по классу композиции Б. Д. Гибалина. В 1939-45 дирижёр и худ. рук. Бурят. ансамбля песни и пляски, затем дирижёр Бурят. т-ра оперы и балета. С 1947 директор музыкальной школы в Улан-Удэ.

Сочинения: балеты, в т. ч. - Во имя любви (совм. с Б. С. Майзелем, 1959, Бурят. т-р оперы и балета), Цветы жизни (1963, там же, на сюжет бурят. фольклора), Чурумчуку (1964, Якут. муз.-драматич. т-р), Гэсэр (1968, Бурят. т-р оперы и балета), Джангар (1970); сюита для хора и симф. орк. - Мы за мир (1956); для орк. - Колхозная сюита (1949), Симфонические эскизы (1955), торжественный марш Якутия (1969), сюита (1969), поэма Герои (1971); романсы и песни; обр. нар. песен; музыка к драматич., кукольным спектаклям; произв. для орк. нар. инструментов и духового орк.

Литература: Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959.

Б. В. Олзоев.

Батурин А. И.

Александр Иосифович (р. 4 (17) VI 1904, г. Ошмяны, ныне Гродненской обл. БССР) - советский певец (бас-баритон). Нар. арт. РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1945. В 1925 окончил Ленингр. консерваторию по классу пения К. С. Исаченко (ранее занимался в классе И. В. Тартакова). В 1925-27 учился в римской муз. академии "Санта-Чечилия" у М. Баттистини и П. ди Пьетро. Выступал в Турине, Палермо, Риме, Милане. В 1927 дебютировал в партии Мельника на сцене Большого т-ра. До 1958 солист этого т-ра. Одна из лучших партий Б. - Вильгельм Телль ("Вильгельм Телль" Россини. Гос. пр. СССР, 1943). Др. партии: Пимен, Досифей, Руслан, Князь Игорь, Кочубей; Томский ("Пиковая дама"), Эбн-Хакиа ("Иоланта"), Демон, Нилаканта; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Мефистофель ("Фауст") и др.

С 1948 преподаёт в Московской консерватории (с 1962 профессор). В классе Б. занимались А. Ф. Ведерников, Н. Гяуров и др. Выступает как концертный певец. Гастролировал за рубежом (Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Бельгия, Италия, Великобритания).

Литература: Большой театр СССР. Опера. Балет, М., 1958, с. 280-282.

В. И. Зарубин.

Батюк П. К.

Порфирий Кириллович (р. 28 II (11 III) 1884, г. Зеньков на Полтавщине) - советский композитор-фольклорист. В 1912 окончил муз. классы Придворной певческой капеллы в Петербурге со званием дирижёра, учителя пения и теории музыки. Изучал также игру на скрипке у П. Вилкомирского и постановку голоса у В. Власова в Москве. В 1913 начал педагогич. деятельность. Руководил хорами, преподавал в педагогич. техникуме (в Зенькове, Ахтырке, Харькове). В 1944-47 старший научный сотрудник Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. Записал и обработал мн. совр. укр. нар. песен.

Сочинения: кантаты - Мы Ленину славу поём (сл. И. И. Неходы, 1967), Советский народ-созидатель (1968); хоры без сопровождения - Тихо над речкой, Славься, советский народ; песни (в т. ч. Народы партия ведёт, Комсомольцы Украины, В дружбе вечной), пьесы для фп., романсы, обработки нар. песен.

Бауш Л. К. А.

Бауш Л. К. А. (Bausch) Людвиг Кристиан Август (15 I 1805, Наумбург - 26 V 1871, Лейпциг) - нем. скрипичный мастер и реставратор смычковых инстументов. В своих работах имитировал старинные итал. модели. Известностью пользуются гл. обр. его смычки. Работал в Дрездене (1826), Дессау (1828), Лейпциге (с 1839), Висбадене (1862) и снова в Лейпциге (с 1863).

Сыновья Б. - Людвиг Б. (10 XI 1829, Дессау - 7 IV 1871, Лейпциг) и Отто Б. (6 VIII 1841, Лейпциг - 30 XII 1875, там же) также изготовляли скрипки и виолончели; подобно отцу, гл. обр. известны как мастера смычков.

Бауэр Ф. М.

Бауер Франц Мартынович (1829, Вена - 17 (30) XI 1914, Москва) - рус. цитрист, педагог и композитор. По национальности австриец. С 1851 жил в России (до 1858 и в 1863-70 - в Петербурге, в 1858-63 и с 1870 - в Москве). Открыл в Москве школу игры на цитре. Концертировал в рус. провинции. В 1881-1904 издавал ежемесячный муз. журнал "Русский цитрист". Автор "Школы для цитры" (М., (1884); 10-е изд. под назв. "Новейшая русская школа для цитры, сост. Ф. М. Бауер", М., 1899) и более 400 произв. для цитры.

Бафати

Шри Бафати (р. 1923) - инд. музыкант, исполнитель на нар. инструментах мриданге и дхолаке (род барабана). Ученик фольклориста и музыканта К. Хусейна. Б. выступает с лучшими танцовщицами Индии, сопровождая исполнение традиционных классич. инд. танцев (бхарат-натьям и др.). Удостоен звания устад (профессор).

Бах В. Ф.

Бах В. Ф. (Bach) Вильгельм Фридеман (22 XI 1710, Веймар - 1 VII 1784, Берлин) - нем. композитор и органист. Старший сын и ученик И. С. Баха ("халльский", или "галльский", Б.). И. С. Бах написал для него в процессе обучения ряд произв., в т. ч. "Клавирную книжечку" ("Klavierbьchlein"). В 1726-27 брал уроки игры на скрипке у И. Г. Грауна в Мерзебурге. Тогда же создал клавирный концерт a-moll. В 1729 стал студентом юридич. ф-та Лейпцигского ун-та. В 1733-46 работал органистом Зофиенкирхе в Дрездене, был связан с композитором И. А. Хассе, скрипачом И. Г. Пизенделем, лютнистом Л. С. Вайсом. В эти годы создал концерты для клавира (D-dur, F-dur), большую часть симфоний и клавирных сонат. В 1746 переехал в Галле, став органистом в одной из церквей и городским директором музыки. В 1764 отказался от этих должностей и до конца жизни жил только случайными заработками, изредка давал концерты. С 1770 жил в Брауншвейге, с 1774 - в Берлине. Творчество Б. родственно по духу направлению "бури и натиска" в лит-ре. Его произв. отличаются страстностью, необузданностью чувств. Из-за неуравновешенности характера и беспорядочного образа жизни Б. не реализовал полностью свои творческие возможности. Наиболее значительны его клавирные и камерно-инстр. произв. Современники ценили Б. прежде всего как импровизатора. Среди произв. Б.: опера "Лаузус и Лидия", Немецкая месса (неоконч.), 21 кантата, 9 симфоний, 5 концертов для клавира, концерт для 2 клавиров и оркестра, 5 трио для 2 скр. (флейт) и генерал-баса, 3 сонаты для флейты и генерал-баса, дуэты для 2 флейт, 2 альтов, хоральные прелюдии, фуги, каноны для органа, фантазии, фуги, сонаты, полонезы для клавира.

Литература: Вittеr К. Н., С. Ph Em. und W. Fr. Bach und deren Brьder, Bd 1-2, В., 1888; его же, Die Sцhne Sebastian Bachs, в сб.: Waldersees Vortragssammlung, Lpz., 1883; Zehler K., W. Fr. Bach und seine hallische Wirksamkeit, в кн.: Bach-Jahrbuch, Lpz., 1910; Falсk M., Wilhelm Friedemann Bach, sein Leben und seine Werke, mit thematischem Verzeichnis seiner Kompositionen, Lpz., 1913 (Diss.), Lindau, 1956; Stabenow K., J. S. Bachs Sohn, Lpz., 1935.

П. А. Вульфиус.

Бах И. К. Ф.

Бах И. К. Ф. (Bach) Иоганн Кристоф Фридрих (21 VI 1732, Лейпциг - 26 I 1795, Бюккебург) - нем. композитор и клавесинист.

Бах И. К. Ф.

Четвёртый сын И. С. Баха ("бюккебургский" Б.). Музыке обучался у отца. Изучал юриспруденцию в Лейпцигском ун-те. С 1750 был на службе в качестве музыканта, с 1758 - капельмейстера при дворе графа Шаумбург-Липпе в Бюккебурге. Автор мн. сочинений, к-рые, однако, уступали по своей значимости произв. В. Ф. Баха и К. Ф. Э. Баха. Автор 3 ораторий, духовных и светских кантат (в т. ч. "Американка" - "Die Amerikanerin"), 6 квартетов для флейты и струн. инструментов, произв. для клавира (2 сонаты в 4 руки, сонаты в 2 руки, вариации) и др.

Литература: Schьnemann G., Johann Christoph Friedrich Bach, в кн.: Bach-Jahrbuch, XI, Lpz., 1914, S. 45-165; Geiringer K., The Bach family..., N. Y.-L., 1954; Schьnemann G., Thematisches Verzeichnis der Werke von Joh. Chr. Friedr. Bach, "DDT", Bd 56, 1917; Wohlfart H., Neues Verzeichnis der Werke von Joh. Chr. Friedrich Bach, "Die Musikforschung", Jahrg. XIII, H. 4, 1960, S. 404-17.

П. А. Вульфиус.

Бах И. Кристиан

Бах И. Кристиан (Bach) Иоганн Кристиан (5 IX 1735, Лейпциг - 1 I 1782, Лондон) - нем. композитор и пианист. Младший сын И. С. Баха ("миланский" или "лондонский" Б.).

Бах И. Кристиан

Учился у отца, затем у брата К. Ф. Э. Баха. В 1754 (или 1756) поступил на службу к графу Литта в Милане, к-рый дал ему возможность изучить контрапункт у Дж. Мартини в Болонье. Тогда же Б. создал большинство своих духовных произв., в частности Магнификат C-dur и Те Deum. В 1760 перешёл в католическую веру и стал органистом Миланского собора. В Италии Б. написал оперы: "Артаксеркс" (1761, Турин), "Катон в Утике" (1761, Неаполь), "Александр в Индии" (1762, там же). В 1762 переехал в Лондон, где дебютировал оперой "Орион" (1763). Здесь Б. завоевал славу одного из крупнейших представителей нового инстр. стиля, отмеченного живостью и импульсивностью высказывания. Вместе с тем Б. тяготел к лирич. образам, что нашло выражение в его приверженности певучему allegro, восходящему к Дж. Перголези. "Воплощение нежности и любовного томленья удавалось ему лучше, чем высокая трагедия" - писал о нём К. Ф. Д. Шубарт. Ряд особенностей стиля Б. воспринял В. А. Моцарт, к-рому Б. покровительствовал во время его пребывания в Лондоне (1764). В симфонии g-moll (op. 6 No 6) Б. предвосхитил скорбные образы музыки Моцарта. С 1764 Б. устраивал вместе с гамбистом и композитором К. Ф. Абелем т. н. "Концерты Баха - Абеля", имевшие большое значение для муз. жизни Лондона. Выдающийся пианист, Б. создал много произведений для фп.

Сочинения: 11 итал. опер, в т. ч. Фемистокл (1772, Мангейм), франц. опера - Амадис де Голь (1779, Париж); около 10 пастиччо; арии и кантаты (гл. обр. итал.); около 50 симфоний, 13 увертюр, 31 симфония-концерт; 37 концертов для фп. и др. инструментов; инстр. ансамбли; сонаты для фп., для скр. и фп.; духовные произв.

Литература: Abert H., J. Chr. Bachs italienische Opern und ihr Einfluss auf Mozart, "ZfMw", 1919, 1/6; Saint-Foix G. de, A propos de J. Chr. Bach, "Revue de Musicologie", Annйe X, V, 1926; Terry Ch. S., J. Chr. Bach, L.-Oxf., 1929; Sсhцkel H. P., J. Chr. Bach und die Instrumentalmusik seiner Zeit, Wolfenbьttel, 1926; Tutenberg F., Die Sinfonik J. Chr. Bachs, Wolfenbьttel, 1928; Wenk A. L., Beitrдge zur Kenntnis des Opernschaffens von J. Chr. Bach, Frankf., 1932 (Diss.).

П. А. Вульфиус.

Бах И. Кристоф

Бах И. Кристоф (Bach) Иоганн Кристоф (8 XII 1642, Арнштадт - 31 III 1703, Эйзенах) - нем. композитор и органист. Двоюродный дядя И. С. Баха. Наиболее выдающийся представитель старшего поколения Бахов. Его сочинения свидетельствуют о богатстве воображения, содержат смелые гармонические находки, отличаются совершенной техникой. Отдавал предпочтение мощному звучанию. На органе никогда не использовал меньше 5 обязательных голосов. Наиболее значительны вок. сочинения Б.

Автор кантат, мотетов, 4-гол. арий, хоральных прелюдий для органа, вариаций для клавира.

Литература: Schneider M., Thematisches Verzeichnis der musikalischen Werke der Familie Bach, в кн.: Bach-Jahrbuch IV, Lpz., 1907; Fischer M., Die organistische Improvisation im 17. Jahrhundert von J. Chr. Bach, Kassel, 1928; Rоllberg F., J. Chr. Bach, "ZfMw", XI, 1928/29; Geiringer K., The Bach family, N. Y.-L., 1954; Freyse С., J. Chr. Bach, Bach-Jahrbuch XLIII, Lpz., 1956.

П. А. Вульфиус.

Бах И. Л.

Бах И. Л. (Bach) Иоганн Людвиг (4 II 1677, Штейнбах - 1 III 1731, Мейнинген) - нем. композитор, капельмейстер. Троюродный брат И. С. Баха ("мейнингенский" Б.).

И. С. Бах настолько высоко ценил его произв., что собственноручно переписал партитуры и голоса многих его кантат. Автор кантат, мотетов, "Страстей" (1713), сюит для струн. оркестра и генерал-баса.

Литература: Bach Р., Die Meininger Bachs, в кн.: J. S. Bach in Thьringen, Weimar, 1950; Geiringer K., The Bach family..., N. Y.-L., 1954.

П. А. Вульфиус.

Бах И. М.

Бах И. М. (Bach) Иоганн Михаэль (9 VIII 1648, Арнштадт - 17 V 1694. Герен, близ Арнштадта) - нем. композитор и органист. Двоюродный дядя И. С. Баха, отец его первой жены Марии Барбары. Автор кантат, мотетов, хоральных прелюдий для органа (сохранилось лишь небольшое количество его хоральных прелюдий).

Литература: Bach-Jahrbuch, IV, Lpz., 1907; Wiegand F., Die Arnstдdter Bache, в кн.: J. S. Bach und seine Verwandten im Arnstadt, Arnstadt, 1950; Martini W., Die Gehrener Bache, в кн.: J. S. Bach in Thьringen, Weimar, 1950; Neue Deutsche Biographie, 1, 1953; Geiringer K., The Bach family..., N. Y., 1954.

П. А. Вульфиус.

Бах И. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бах К. Ф. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бах Т. Я.

Татьяна Яковлевна (р. 17(29) I 1895, Москва) - сов. артистка оперетты. Заcл. арт. РСФСР (1947). С 1913 работала в моск. т-рах оперетты. В 1924 исполнила роль Беттины в спектакле Большого т-ра "Маскотта" Одрана. В 1924-27 работала в т-рах оперетты Ленинграда и Харькова. В 1927-57 артистка Моск. т-ра оперетты. Выдающаяся исполнительница каскадных ролей, Б. - актриса большого сценич. дарования. Её игре были свойственны жизнерадостность и динамичность, смелая импровизационность. Впервые исполнила роли: Софья Михайловна ("Свадьба в Малиновке" Александрова, 1937), Клементина Марич ("Вольный ветер" Дунаевского, 1946). Др. роли: Нинон, Сильва ("Фиалка Монмартра", "Сильва" Кальмана), Ванда ("Роз-Мари" Стотхарта и Фримля), Эклер ("Людовик... надцатый" Сахновского), Шура ("Миллион терзаний" Дунаевского), Виолетта ("Холопка" Стрельникова).

Литература: Янковский М., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962, с. 158-59.

В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Следующая страница