Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГЕР"-"ГИЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГЕР"-"ГИЛ")

Гер П.

Гер П. (Goehr) Питер Александер (р. 10 VIII 1932, Берлин) - англ. композитор. По национальности немец. В 1955 окончил Корол. муз. колледж в Манчестере у Р. Холла. В 1955-56 занимался в Парижской консерватории у О. Мессиана. В 1960-68 муз. редактор радиовещательной корпорации Би-Би-Си. С 1964 преподавал в организованном им Уордоркаслском летнем муз. ун-те. С 1966 преподаватель муз.-теоретич. предметов в Морли-колледже в Лондоне, с 1968 - в Новоангл. консерватории в Бостоне, с 1969 - в Йельском ун-те, профессор ун-тов в Лидсе (с 1971) и Кембридже (с 1976). Вёл также дирижёрскую деятельность. С 1974 гл. дирижёр Лидсского фестиваля. Автор ряда статей о музыке.

Сочинения: опера Арден должен погибнуть (Arden muss sterben, 1967, Гамбург); балет; кантаты Всемирный потоп (The deluge, 1958), Золото Зуттера (Sutter's Gold, по киносценарию С. М. Эйзенштейна, 1960) и др.; для орк. - 2 симфонии (для малого симф. орк., 1963; 1970), фантазия (1954); концерты с орк. - для фп. (1972), для скр. (1962); чаконна для 19 духовых (1974), прелюдия и фуга для 3 кларнетов (1978); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. 3 струн. квартета (1957-76); пьесы для фп.; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Герасимов К. Г.

Константин Григорьевич (р. 21 V (3 VI) 1912, Москва) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1962). В 1949 окончил Моск. городскую оперную студию (класс Е. Б. Садовской). С 1936 солист Ансамбля песни и пляски Сов. Армии им. Александрова. Был исполнителем ведущего репертуара ансамбля, вместе с к-рым гастролировал во мн. странах мира. С 1969 солист Москонцерта.

Герасимова-Персидская Н. А.

Нина Александровна (р. 23 XII 1927, Киев) - сов. музыковед. Окончила историко-теоретич. ф-т (1951) и фп. ф-т (класс А. А. Янкелевича, 1952) Киевской консерватории, где преподаёт с 1953 теорию музыки. Автор работ, посв. украинским композиторам, развитию укр. полифонии и сов. укр. симфонизма, жанру партесного концерта, в т. ч. ст. "Характерные композиционные черты многоголосия партесных концертов 17-18 вв." (1969) и "Народные истоки партесного концерта" (1972), опубликованных (на рус. яз.) в сб. "Musica antique" в Варшаве (ПНР); составила антологию "Партесный концерт".

Сочинения: М. I. Верикiвський, К., 1959; Творчество Г. И. Майбороды, К., 1961.

Н. Н. Сидоренко.

Гербер Э. Л.

Гербер Э. Л. (Gerber) Эрнст Людвиг (29 IX 1746, Зондерсхаузен - 30 VI 1819, там же) - нем. лексикограф и органист. Учился пению и игре на фп. у своего отца - композитора и органиста Генриха Николауса Г., с 1765 - на юридич. ф-те Лейпцигского ун-та. Играл в оркестре на виолончели; с 1775 придв. органист в Зондерсхаузене. Известность Г. принёс составленный им (на основе муз. словаря И. Г. Вальтера, 1732) историко-биографич. словарь композиторов "Historisch-biographisches Lexicon der Tonkьnstler" (Bd 1-2, Lpz., 1790-92; Graz, 1964) с прилож. указателя иконографии музыкантов, списка муз. инструментов и инстр. мастеров; расшир. изд. - "Новый историко-биографич. словарь..." ("Neues historisch-biograph. Lexikon der Tonkьnstler", Bd 1-4, Lpz., 1812-1814; Graz, 1966).

В 1792 издал "Опыт полного указателя изданных произведений Гайдна" ("Versuch eines vollstдndigen Verzeichnisses von Haydns gedruckten Werken"). Г. - автор мн. муз. статей. Писал музыку для фп. (сонаты) и для органа (хоральные прелюдии), произв. для дух. оркестра. Уникальное собрание его книг по музыке хранится В Австрийской нац. б-ке В Вене.

О. Т. Леонтьева.

Гербер Ю. Г.

Юлий Густавович (1831, Варшава - 20 XI (2 XII) 1883, Москва) - рус. скрипач, композитор и дирижёр. Игре на скрипке обучался в Москве у А. М. Щепина. С 14 лет служил в оркестре Большого т-ра. Выступал в концертах. С 1868 солист оркестра, в 1869-82 дирижёр балета и композитор балетной музыки Большого т-ра, с 1871 также инспектор музыки Моск. имп. т-ров. В 1871-74 преподавал игру на скрипке и альте в Моск. консерватории, в 1871-81 альтист струн. квартета Моск. отделения РМО. П. И. Чайковский отмечал Г. как "весьма талантливого композитора балетной музыки". Его сын Андрей Юльевич Г. (1863-1909) - скрипач, дирижёр. С 1877 артист оркестра, с 1901 второй капельмейстер балетного оркестстра Большого т-ра. Автор многих вставных балетных номеров.

Сочинения: 9 балетов, в т. ч. (даты пост.) - Папоротник (Ночь на Ивана Купалу, 1868), Трильби (1870), Волшебный башмачок (Сандрильона, 1871); камерно-инстр. ансамбли - 2 фп. квинтета, 3 струн. квартета, струн. трио; для скр. и фп. - фантазии на рус. романсы, песни, оперные темы; романсы, музыка к водевилям, феериям.

И. М. Ямпольский.

Гервинус Г. Г.

Гервинус Г. Г. (Gervinus) Георг Готфрид (20 V 1805, Дармштадт - 18 III 1871, Гейдельберг) - нем. историк литературы. Изучал филологию в ун-тах Гисена и Гейдельберга. С 1830 преподавал историю лит-ры в Гейдельбергском, с 1836 - в Гёттингенском ун-тах (с 1835 профессор). Г. был знатоком музыки Г. Генделя. В 1856 основал (совм. с М. Гауптманом и Ф. Кризандером) Генделевское общество и принимал участие в издании об-вом собр. сочинений Генделя (ок. 100 томов); сделал также переводы текстов ораторий Генделя на нем. язык. Г. - автор исследования "Гендель и Шекспир" ("Hдndel und Shakespeare. Zur Дsthetik der Tonkunst", Lpz., 1868) и ряда статей в муз. периодике об отд. произв. Генделя.

Гердер И. Г.

Гердер И. Г. (Herder) Иоганн Готфрид (25 VIII 1744, Морунген, Вост. Пруссия, ныне Моронг, ПНР - 18 XII 1803, Веймар) - нем. философ, литературовед, писатель, критик. Один из классиков нем. эстетич. мысли. Сын школьного учителя. Учился на теологическом ф-те Кёнигсбергского ун-та, слушал лекции И. Канта. В 1764-69 помощник пастора в Риге; в 1769 был во Франции и познакомился с Д. Дидро; в 1770-71 - в Страсбурге, где был в дружеских отношениях с И. В. Гёте; с 1771 суперинтендант протестантской церкви в Бюккебурге; с 1776 жил в Веймаре.

Г. - виднейший теоретик движения "Буря и натиск", воинствующий противник философии И. Канта и его формалистич. эстетики. Г. выдвинул идею эстетич. науки о музыке в своих первых лит. трудах - "О новейшей немецкой литературе. Фрагменты" ("Ьber die neuere deutsche Literatur. Fragmente", Riga, 1766-68), "Критические леса" ("Kritische Wдlder", Riga, 1769). Он изложил свои муз.-эстетич. взгляды в "Каллигоне" ("Kalligone", Fr.-Lpz., 1880), выдвинув в них новый, передовой для своего времени историч. подход к явлениям иск-ва и лит-ры. В противовес Канту Г. считал музыку "искусством человечества", отмечал её историч. связь с др. иск-вами и со всем материальным миром. В споре о приоритете гармонии (Рамо) или мелодии (Руссо) Г. придерживался руссоистской точки зрения, считая мелодию "собственно музыкой". Вместе с Г. В. Лейбницем Г. утверждал, что муз. звуки способны привести человека в любое состояние. Г. выдвигал требование изучать "правила мелодии" и утверждал, что нац. мелодии каждого народа раскрывают его характер. Исторической заслугой Г. явилось обоснование идеи народности иск-ва и определение значения нар. песни. Издал сб. "Народные песни" ("Volkslieder nebst untermischten Stьcken...", 1778-79), во 2-м издании названный "Голоса народов в песнях" ("Stimmen der Vцlker in Liedern", Tьbingen, 1807), в к-ром тематически расположил песни различных народов мира.

Г. занимался разл. сторонами муз. эстетики, в частности подчёркивал трудности понимания муз. иск-ва как иск-ва без слов. Г. подчёркивал особую, превосходящую др. иск-ва, мощь категории возвышенного в музыке. "Какой новый мир серьёзных целей открывается перед ней", - писал Г. о музыке в 1800. Г. предсказал появление композитора, к-рый, осуществляя полное преобразование оперы, создаст синтетич. произв., объединяющее поэзию, музыку, драматическое и изобразительное искусства, и тем самым выдвинул идею, к-рая спустя полстолетия стала основой замыслов Р. Вагнера.

Сочинения: Werke, Bd 1-5, Weimar, 1957; Kalligone, Weimar, 1955.

Литература: Гулыга А. В., Гердер, M., 1963; Маркус С. A., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959; Begenau H., Grundzьge der Дsthetik Herders, Weimar, 1956; Knepler G., Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, Bd 2, В., 1961.

С. А. Маркус.

Герингас Д. Г.

Давид Гилевич (р. 20 VII 1946, Вильнюс) - сов. виолончелист. Окончил в 1963 Вильнюсскую среднюю школу иск-ва им. М. Чюрлёниса по классу виолончели (занимался у М. Я. Шендерова и В. И. Раевского), в 1968 - Моск. консерваторию по классу виолончели М. Л. Ростроповича. Лауреат Всесоюзного конкурса виолончелистов в Баку (1969, 1-я пр.) и Междунар. конкурса виолончелистов им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 1-я пр.). С 1968 солист Москонцерта, с 1971 - Литовской филармонии.

Герке

Статья большая, находится на отдельной странице.

Герль Ф. К.

Герль Ф. К. (Gerl) Франц Ксавер (30 XI 1764, Андорф, Верх. Австрия - 9 III 1827, Мангейм) - австр. певец. Мальчиком, в 1777-82, пел в Зальцбургской капелле, где в то время преподавал Л. Моцарт. С 1785 начал артистич. деятельность, 2 года спустя стал членом труппы Э. Шиканедера, сначала в Регенсбурге, затем в Вене. В 1794-1801 работал в т-ре в Брюнне, с 1802 и до конца жизни выступал в Нац. т-ре в Мангейме.

Г. был выдающимся исполнителем басовых партий в операх В. А. Моцарта - Осмин ("Похищение из сераля") и Зарастро ("Волшебная флейта", эту партию он исполнил на премьере оперы в "Виденертеатре" в Вене, в 1791). Талант Г. высоко ценил В. А. Моцарт, написавший для него арию "Per questo mano". Жена Г. - певица Барбара Рейзингер (1770-1806) пела на премьере "Волшебной флейты" партию Папагены.

Герман А.

Герман А. (German) Анна (р. 14 II 1936, Ургенч, Узб. ССР) - польская эстр. певица (сопрано). Пение Г. отличается задушевностью, проникновенным лиризмом. С 1963 участвует в польских и междунар. конкурсах эстр. песни (в т. ч. в Сопоте) и муз. фестивалях, получила ряд премий за исполнение отд. песен, многим из к-рых создала популярность, в т. ч. песне "Цыгане" (1966, Сопот). Поёт также рус. нар. песни ("Из-за острова на стрежень...") и песни сов. композиторов. Много гастролирует. Неоднократно концертировала в СССР (с 1965). Автор музыки ряда исполняемых ею песен, в т. ч. "Человеческая судьба", "Быть может". Написала воспоминания - "Вернись в Сорренто" ("Wrуc do Sorrento?", 1979). Снималась в кино.

Литература: Завадская Н., Музыка - красота нашей жизни, "МЖ", 1975, No 21; Nagrabiесki J., Anna German, Warsz., 1974.

Герольд Ф. Л. Ж.

Герольд Ф. Л. Ж. (Herold) Луи Жозеф Фердинан (28 I 1791, Париж - 19 I 1833, Терн, близ Парижа) - франц. композитор. Сын пианиста и комп. Франсуа Жозефа Г. (1755-1802). С детства обучался игре на фп., скрипке, изучал теорию музыки (у Ф. Фетиса). В 1802 поступил в Парижскую консерваторию, занимался у Л. Адана (фп.), К. Крейцера (скрипка), Ш. Кателя (гармония), с 1811- у Э. Мегюля (композиция). В 1812 получил Рим. пр. (за кантату "Мадемуазель де Лавальер"). 1812-15 провёл в Италии, где с успехом была пост. его первая опера "Юность Генриха V" ("La gioventu di Enrico Quinto", 1815, т-р "Дель Фондо", Неаполь). С 1820 аккомпаниатор "Театра Итальен" (Париж), с 1827 хормейстер т-ра "Корол. академия музыки".

Основная область творчества Г. - опера. Писал преим. в жанре комич. оперы. В лучших из его лирико-комедийных произв. жизненность, жанровая характерность образов сочетаются с романтич. колоритом и лирич. выразительностью музыки. Опера "Луг писцов" ("Le Prй aux clercs", по роману "Хроника царствования Карла IX" Мериме, 1832), в к-рой воспевается чистая, верная любовь и осмеиваются пустота, безнравственность придв. кругов, - одно из значит. произв. франц. комич. оперы 1-й пол. 19 в. Г. приобрёл известность романтич. оперой "Цампа, или Мраморная невеста" (1831), завоевавшей популярность на оперных сценах всех европ. стран. Музыке Г. свойственны мелодичность (его мелодика основывается на песенно-романсовых интонациях франц. гор. фольклора), изобретательность оркестровки.

Сочинения: оперы (св. 20), в т.ч. (даты пост.; все в т-ре "Опера комик", Париж) - Скромницы (Les Rosiиres, 1817), Колокольчик, или Дьявол-паж (La Clochette, ou Le Diable page, 1817), Первый встречный (Le Preminer Venu, 1818), Менялы (Les Troquerus, 1819), Погонщик мулов (Le Muletier, 1823), Мари (1826), Иллюзия (L'Illusion, 1829), Цампа, или Мраморная невеста (Zampa, ou La Fiancйe de marbre, 1831), Людовик (1833, завершена Ф. Галеви); 6 балетов (даты пост.) - Астольф и Джоконда (1827), Сомнамбула (1827), Лидия (1828), La Fille mal gardйe (1828, на рус. сцене - под назв. Тщетная предосторожность), Спящая красавица (La Belle au bois dormant, 1829), Деревенская свадьба (La Noce de village, 1830); музыка к драме "Последний день Миссолонги" Озано (Le Dernier jour de Missolonghi, 1828, т-р "Одеон", Париж); 2 симфонии (1813, 1814); 3 струн. квартета; 4 фп. концерта, фп. и скр. сонаты, инстр. пьесы, хоры, песни и др.

Литература: Berthelot, P. Hйrold, Р., 1882; rоugin A., Hйrold, P., (1906).

Герра Пейши С.

Герра Пейши С. (Guerra Peixe) Сезар (р. 18 III 1914, Петрополис, шт. Рио-де-Жанейро) - браз. композитор, дирижёр и музыковед. В 1932-40 учился в Нац. школе музыки как скрипач и муз. теоретик, в 1941-1943 - в консерватории в Рио-де-Жанейро по композиции у Н. Падуа. Изучал нар. музыку, писал статьи о браз. муз. фольклоре. Дирижировал рядом оркестров, в т. ч. Нац. симфоническим, Радио, а также Муниципальным в Сан-Паулу. В начале творч. пути увлекался додекафонией, в кон. 40-х гг. обратился к нац. стилю. Среди соч. - 2 симфонии (1946; "Бразилия", 1960), 2 симф. сюиты (2-я "Пернамбукана", 1955, связана с фольклором штата Пернамбуко), струн. трио (1945), 2 струн. квартета (1947, 1958), дуэт для кларнета и фагота (1970), романсы, музыка к кинофильмам.

Герреро Ф.

Герреро Ф. (Guerrero) Франсиско (4 X 1528, Севилья - 8 XI 1599, там же) - испан. органист и композитор. Представитель андалусской орг. школы 16 в., ученик и последователь К. Моралеса. С 1549 кантор Кафедрального собора в Севилье, затем регент его капеллы. Иск-во игры на органе и мастерские импровизации Г. высоко оценивались современниками. Как композитор Г. внёс большой вклад в развитие испан. музыки; наряду с полифонич. письмом применял и гомофонию. В вок. соч. Г. стремился к наибольшему соответствию муз. и поэтич. содержания. Одним из первых использовал в религ. музыке нар. нац. мелодии. Среди соч. - Miserere и "Страсти", 18 месс (9 из них опубл. в 1566 в Париже, 8 - в 1582 в Риме), 115 мотетов (1555-97; известность приобрёл 5-гол. мотет "Ave virgo Sanctissima"), цикл магнификатов во всех тональностях, 61 кансьонес и вильянсико в нар. духе.

Литература: Livermore A., Historia de la mъsica espaсola, (Barcelona), 1974, p. 127-29.

Геррец Ю. К.

Юри Конрадович (р. 5 XII 1941, Челябинск) - сов. скрипач. Засл. арт. Эст. ССР (1978). Чл. КПСС с 1972. В 1966 окончил Моск. консерваторию у Г. В. Бариновой, в 1968 - аспирантуру там же. Выступает с сольными концертами и в составе трио (Г., Т. А. Вельмет - виолончель, В. В. Роотс - фп.). Лауреат Респ. конкурса музыкантов-исполнителей (1969). С 1968 преподаватель средней спец. муз. школы, с 1973 - Таллинской консерватории.

Геррец-Лунд О. Й.

Ольга Йоханнесовна (р. 31 V 1912, с. Сальме, уезд Сааремаа, ныне Кингисеппского р-на) - советская певица (драм. сопрано). Нар. арт. Эст. ССР (1952). Чл. КПСС с 1949. Деп. Верх. Совета Эст. ССР 2-го, 3-го и 4-го созывов. В 1936 окончила Таллинскую консерваторию по классу пения Л. Хеллат-Лемба. В 1934-64 солистка т-ра "Эстония" (Таллин). Была первой исполнительницей ведущих партий в операх эст. сов. композиторов, в т. ч.: Сайма ("Огни мщения" Э. Каппа, 1945), Молл ("Берег бурь" Эрнесакса, 1949, Гос. пр. СССР, 1951), Мари ("Рука об руку" Эрнесакса, 1955). Среди др. партий: Аксинья ("Тихий Дон" Дзержинского), Ярославна, Горислава, Лиза, Тоска, Кармен; Сента ("Летучий голландец" Вагнера), Эболи ("Дон Карлос"). Выступает как конц. певица. Гастролировала за рубежом.

Л. Нормет.

Герстенберг И. Д.

Иоганн Даниель (23 III 1758, Франкенхаузен - 7 XII 1841, Хильдесхейм) - муз. издатель. По национальности немец. Получил муз. и юридич. образование. В 1788-96 (по уточн. данным) жил в России (в Киеве, с 1792 - в Петербурге). В 1792 основал в Петербурге одно из первых рус. муз. издательств ("И. Д. Герстенберг с товарищи", с 1793 его совладельцем стал Ф. А. Дитмар, имя к-рого фигурировало в назв. фирмы с 1796 - "И. Д. Герстенберг и Ф. А. Дитмар"). Фирма имела типографию, нотопечатню (с 1795), муз. и книжную торговлю. Большое место среди изданий фирмы занимали произв. рус. комп. И. Е. Хандошкина, О. А. Козловского (в 1796 изд. каталог сочинений последнего) и др., а также обработки рус. нар. песен, в т. ч. "Песенник, или Полное собрание старых и новых российских народных и протчих песен для фортопиано", в 3 частях, 1797-98 (переизд.: "Русские песни XVIII века", М., 1958, под ред. Б. Вольмана). Впервые в России Г. издал мн. произв. Й. Гайдна, М. Клементи, В. А. Моцарта (в т. ч. увертюру и отд. номера из оперы "Волшебная флейта"). В 1794-95 выпускал ежемесячный нотный журн. "Magasin de Musique de St.-Petersbourg pour le Clavecin ou Forte-Piano dеdiй а tous les amateurs de cet Instrument". В 1795-96 издавал "Карманные книжки для любителей музыки" - первые рус. муз. альманахи, содержащие статьи о музыке и вок. сочинения рус. композиторов. Уехав из России, продолжал издательскую деятельность в Готе (Германия); фирма Г. в Петербурге перешла к Ф. А. Дитмару (существовала до 1808). Автор сонат для фп., песен (Лейпциг, 1787) и др.

Литература: Юргенсон Б. П., Очерк истории нотопечатания, М., 1928, с. 99-101, 170; Лисовский Н., Музыкальные альманахи XVIII столетия, СПБ, 1882; Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века, т. 2, М., 1953, с. 303-04; Вольман Б., Забытый сборник русских народных песен, "СМ", 1955, No 3, с. 72-77; его же, Русские нотные издания XVIII в., Л., 1957.

Л. З. Корабельникова.

Герстер О.

Герстер О. (Gerster) Отмар (29 VI 1897, Браунфельс, земля Гессен - 1 IX 1969, Лейпциг) - нем. композитор и педагог (ГДР). Чл. Нем. академии иск-в в Берлине (с 1950). Учился композиции у Б. Зеклеса (1913-1916), игре на скрипке - у А. Ребнера (1919-21) в консерватории во Франкфурте-на-Майне. Играл на альте в квартетах (1923-27), был концертмейстером симф. оркестра (до 1927) во Франкфурте-на-Майне. В 1927-1947 преподавал игру на скрипке, альте, теорию музыки, композицию в муз. школе в Эссене. До 1933 и после 1945 рук. рабочих хоров. Профессор муз. теории и композиции в Высших школах музыки - в Веймаре (1947-52, в 1948-51 директор) и в Лейпциге (1952-62). Пред. Союза композиторов ГДР (1951-60). Оказал влияние на движение за возрождение хор. пения в Германии. В ранних сочинениях был близок к экспрессионизму и неоклассицизму, в поздний период стремился к созданию произв., осн. на муз. фольклоре (гл. обр. в операх). В музыке Г. совр. полифонич. язык, сложные гармонии сочетаются с простой, легко запоминающейся мелодией. Нац. пр. ГДР 2-й степени (1951).

Сочинения: оперы - Мадам Лизелотта (Эссен, 1933), Енох Арден (Дюссельдорф, 1936, ок. 100 пост. в разл. т-рах), Ведьма из Пассау (Die Hexe von Passau, Дюссельдорф, 1941), Заколдованное "я" (Das verzauberte Ich, Вупперталь, 1949), Весёлый грешник (Der frцhliche Sьnder, 1963); балет - Вечный круг (Der ewige Kreis, Дуйсбург, 1939); кантаты - Песня о рабочем человеке (Das Lied vom Arbeitsmann, 1929), Защитники жизни (Hьter des Lebens, 1952) и др.; для орк. - Праздничная музыка (Festliche Musik, 1931), симфонии (Маленькая, 1931, Тюрингская, 1952, Лейпцигская, 1965), Дрезденская сюита (по картинам нац. галереи, 1958), Верхнегессенские крестьянские танцы (Oberhessische Bauerntдnze, 1938), концерты для разн. инстр. с орк.; камерн. соч.; хоры, циклы песен.

О. Т. Леонтьева.

Герстер Э.

Герстер Э. (Gerster) Этелка (25 VI 1855, Кашау, ныне Кошице, Чехословакия - 20 VIII 1920, Понтеккьо, близ Болоньи) - венг. артистка оперы (сопрано). Пению училась у М. Маркези в Венской консерватории. По рекомендации Дж. Верди, к-рый во время своего пребывания в Вене в 1875 слушал в исполнении Г. арию Виолетты, была приглашена в Венецию, где в 1876 выступила в партии Джильды (т-р "Фениче"). В последующие годы с большим успехом пела в Генуе, Марселе, Берлине, Будапеште, Лондоне, Нью-Йорке. В 1890 оставила сцену и преподавала пение в Париже, затем в Берлине (в 1896 открыла здесь школу пения; среди учениц - Л. Леман).

Обладала голосом редкого по красоте тембра, лёгкостью звуковедения. Относится к числу крупнейших оперных певиц конца 19 в. Её исполнение отличалось вокальным мастерством, эмоциональной экспрессивностью и сценич. выразительностью. Лучшие партии Г.: Амина ("Сомнамбула" Беллини), Линда ("Линда ди Шамуни" Доницетти), Лючия, Виолетта, Розина. Др. партии: Офелия ("Гамлет" Тома), Памина ("Волшебная флейта"), Марта ("Марта" Флотова), Эльза ("Лоэнгрин"), Маргарита и др.

Сочинения: Stimmfьhrer, В., 1906.

Литература: Steinitzer M., Meister des Gesanges, В., (1920); Lehmann L., Anfang und Aufstieg, W., 1937.

С. М. Грищенко.

Гертлер А.

Гертлер А. (Gertler) Андре (р. 26 VII 1907, Будапешт) - бельг. скрипач и педагог. В 1925 окончил Муз. академию им. Ф. Листа в Будапеште у Е. Хубая (скрипка) и З. Кодая (композиция). В 1928 поселился в Бельгии, где в 1931 организовал квартет, носящий его имя. С 1940 профессор Брюссельской консерватории, позднее - профессор Высших муз. школ в Кёльне (1954-1959), Ганновере (1964). Гастролировал во мн. странах, выступал на разл. муз. фестивалях, вёл летние курсы мастерства в Зальцбурге, Дармштадте, Стокгольме, Блумингтоне. Признанный интерпретатор скр. музыки 20 в., особенно произв. Б. Бартока, с к-рым его связывали личная дружба и совм. выступления (1925-1938). "Гран при" (1967) - за записи соч. Бартока.

Гертович И. Ф.

Иосиф Францевич (12 (24) V 1887, Вильнюс - 12 XII 1953, Москва) - сов. контрабасист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1951). Игре на контрабасе обучался в капелле кафедрального собора в Вильнюсе. В 1905-10 преподавал в Муз. уч-ще РМО в Казани. С 1910 концертмейстер группы контрабасов оркестра Большого т-ра в Москве, в 1922-32 работал в "Персимфансе". В 1922-33 и в 1938-40 преподаватель по классу контрабаса Моск. консерватории (с 1940 профессор). Выдающийся виртуоз, Г. был одним из немногих контрабасистов, выступавших с сольными концертами. Автор этюдов, пьес и перел. для контрабаса.

Герхардт Э.

Герхардт Э. (Gerhardt) Элена (11 XI 1883, Лейпциг - 11 I 1961, Лондон) - нем. певица (меццо-сопрано). Училась в Лейпцигской консерватории. Одна из наиболее выдающихся совр. камерных певиц. Обладала голосом красивого тембра. Её исполнение отличалось одухотворённостью, виртуозной техникой. С особым совершенством исполняла песни И. Брамса. В 1933 покинула Германию и жила в Лондоне. Опубликовала автобиографию ("Recital", 1953).

Герц А.

Герц А. (Herz) Анри (Генрих) (6 I 1803, Вена - 5 I 1888, Париж) - франц. пианист, композитор и педагог. По национальности немец. Игре на фп. обучался у Хюнтена (отца) в Кобленце, в 1816 - в Парижской консерватории у Л. Прадера и А. Рейхи. Позднее совершенствовался под рук. И. Мошелеса. В 1842-74 профессор Парижской консерватории (класс фп.). Гастролировал во мн. странах (в 1845-51 - в Сев. и Юж. Америке, в 1859 -в России). Написал воспоминания "Мои путешествия по Америке" ("Mes voyages en Amйrique", P., 1866). Осн. в Париже фп. фабрику с конц. залом - Salle Herz. Инструменты фабрики Г. получили 1-ю пр. на Всемирной выставке в Париже (1855). Г. - представитель салонно-виртуозного направления, игра его отличалась внешним блеском, элегантностью. Автор мн. салонных сочинений для фп., в т. ч. 8 концертов, сонат, вариаций, фантазий, рондо, танцев, ноктюрнов, школы ("Mйthode complete de piano", op. 100), этюдов, упражнений; скрипичных сонат и др.

A. B. Малинковская.

Герчик В. П.

Вера Петровна (р. 23 XI (6 XII) 1911, Екатеринослав, ныне Днепропетровск) - сов. композитор. В 1937 окончила Моск. консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. В 1937-41 преподаватель теоретич. предметов и детского творч. класса в детской муз. школе, в 1942-48 - в Муз. уч-ще им. М. Ипполитова-Иванова. В 1944-49 редактор Музгиза, в 1945-55 педагог-теоретик муз. школы Тимирязевского р-на Москвы. Работает в области вок. музыки, преим. для детей.

Сочинения: дет. опера - Лесные чудеса (1967, пост. многими дет. коллективами в разл. городах); симфония (1937); 3 сонаты для фп. (1937, 1943, 1946); 2 дет. пьесы для фп. (1953); для скр. с фп. - Фантазия на рус. темы (1944); цикл романсов для голоса в сопровождении скр. и влч. (на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, 1943), романсы, песни для хора с фп., дет. песни и хоры; муз. сказки и игры, обр. нар. песен. Сборники песен для детей, в т. ч. изд. в 1964, 1965, 1970, 1971, а также сб. - Песни и романсы (изд. 1972).

Гершвин Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гершель Ф. В.

Фридрих Вильгельм - см. Хершель Ф. В.

Гершфельд Д. Г.

Давид Григорьевич (р. 15 (28) VIII 1911, Бобринец, ныне Кировоградской обл.) - сов. композитор и муз. деятель. Нар. арт. Молд. ССР (1961). Чл. КПСС с 1940. В 1934 окончил Одесский муз.-театр. ин-т (классы валторны и теоретико-композиторский), затем переехал в Молдавию, где руководил консерваторией (1940-41, 1944-47), муз. уч-щем, школой-десятилеткой (1944-53), ансамблем "Дойна" (1942-44), Молд. т-ром оперы и балета (1962-64) и др. Был одним из организаторов Союза композиторов Молдавии (пред. правления в 1937-47, 1956-64). Автор первой молд. оперы "Грозован" (1956, Молд. т-р оперы и балета). Совместно с поэтом Л. Е. Корняну выпустил сб. молд. нар. песен (1940). С 1966 живёт в Сочи, с этого же года худ. рук. Сочинской филармонии.

Песенность, выросшая на нар. молд. интонационной основе, - важнейшая стилистич. черта творчества Г.

Сочинения: оперы - Грозован (1956, Молд. т-р оперы и балета, Кишинёв), Аурелия (1959, там же); балет - Макар Чудра (по М. Горькому, 1972, Новосибирский т-р оперы и балета); оперетты - В долине виноградной (1953, Молд. муз.-драм. т-р), Поэт и робот (соч., 1965); кантата - Партия и Ленин (сл. В.В.Маяковского, 1964); для голоса и симф. орк. - Земное имя (о Ленине, 1970); для орк. - 3 молд. сюиты (1937-39), сюита из балета "Макар Чудра" (1968), Молдавская балетная сюита (1971), концерт для скрипки с орк. (1951); хоры без сопровождения, в т. ч. баллада Двадцать шесть бакинских комиссаров (1965); песни и романсы; обр. молд. нар. мелодий; музыка к драматич. спектаклям (более 30), и др.

Литература: Мануйлов М., Д. Г. Гершфельд, в сб.: Композиторы Молдавской ССР, М., 1960, 1967; Столяр З., Давид Гершфельд, Кишинёв, 1961.

З. Л. Столяр.

Геслер И. В.

Геслер И. В. (Hesler, Haessler, Hдsler) Иоганн Вильгельм (29 III 1747, Эрфурт - 17 (29) III 1822, Москва) - нем. композитор, пианист, органист. Ученик И. К. Киттеля (одного из учеников И. С. Баха). С 16-летнего возраста работал органистом в Эрфурте. В 1780 там же основал конц. предприятие. Как пианист и клавесинист выступал во мн. городах Германии, встречался с К. P. Э. Бахом, В. А. Моцартом. В 1791-92 выступал в Лондоне в концертах под упр. Й. Гайдна. С 1792 жил в России, некоторое время служил при дворе и участвовал в издат. деле И. Д. Герстенберга. С 1796 жил в Москве, где пользовался признанием как пианист, педагог и композитор.

Г. - автор большого количества клавирных сочинений. Стиль его сложился в 70-х и 80-х гг. 18 в. под влиянием К. Ф. Э. Баха (тяготение к повышенно экспрессивной мелодике речитативного склада, обилие импровизац. моментов) и, отчасти, венских классиков. Г. придерживался старой сонатной формы, характер изложения колеблется у него между клавесинным и фп. Творчество Г. имело просветительскую направленность (мн. сочинения он адресовал широкому кругу любителей). Бульшая часть произв. Г. была издана в России. Особое место занимают среди них вариации на темы рус. песен, выделяющиеся своими масштабами и разнообразием фактуры (14 вариаций g-moll, Каприс и 32 вариации на тему песни "Стонет сизый голубочек" и др.). Наиболее полное собрание соч. Г. находится в библиотеке Московской консерватории.

Литература: Сенилов В., К истории русской музыки. Забытый деятель Иоганн Гееслер, "РМГ", 1901, No 29-30; Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, М.-Л., 1929; Вольман Б., Русские печатные ноты XVIII в., Л., 1957; Ройзман Л., Из истории органного искусства в России..., в сб.: Вопросы муз.-исполнительного искусства, вып. 3, М., 1962; Strubel H., J. W. Hдssler, Mьnch., 1922 (Diss.); Kahl W., Selbstbiographien deutscher Musiker des XVIII. Jahrhunderts, Kцln, 1948, S. 45-74; Mooser R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 2, Gйn., 1951, p. 659-61; Sсhьnemann G., Geschichte der Klaviermusik, Mьnchberg, 1953.

Ю. В. Келдыш.

Гесс де Кальве Г. Г.

Гесс де Кальве Г. Г. (Hes de Calve) Густав (Адольф) Густавович (1784, Пешт - дата и место смерти неизв.) - теоретик, композитор и муз.-обществ. деятель. Венгр по национальности. Учился в Пражском и Павийском (Италия) ун-тах. В 1814 принял рус. подданство, жил в Харькове, мн. сделал для оживления конц. жизни города как дирижёр и пианист. Занимался публицистич. деятельностью, помещая статьи в "Украинском вестнике" (напр., о Г. С. Сковороде, 1817, No 4). В 1818 опубликовал свой труд "Теория музыки, или Рассуждение о сём искусстве, заключающее в себе историю, цель, действие музыки, генерал-бас, правила сочинения (композиции), описание инструментов, разные роды музыки и всё, что относится к ней в подробности. Сочинено в России и для русских" (пер. с нем. Р. Гонорского). В труде Г. де К. затрагиваются вопросы теории и истории музыки, даются сведения о муз. жанрах и формах, муз. инструментах и даже о влиянии музыки на различные болезни. Г. де К. в своих трудах отмечал самобытность и красоту русской и украинской народной песни.

Литература: Багалей Д. И., Опыт истории Харьковского университета, т. 1-2, Харьков, 1893-1904; Миклашевський Й. М., Музична i театральна культура Харкова кiнця XVIII - першоч половини XIX ст., Кичв, l967.

И. А. Дурнев, Я. В. Якубяк.

Гетерофония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гёц Г.

Гёц Г. (Gцtz, Goetz) Герман Густав (7 XII 1840, Кёнигсберг - 3 XII 1876, Хоттинген, близ Цюриха) - нем. композитор. Учился в консерватории Штерна в Берлине. С 1863 органист в Винтертуре.С 1867 жил в Цюрихе. Автор опер "Укрощение строптивой" ("Der Widerspenstigen Zдhmung", по У. Шекспиру, 1874, Мангейм), "Франческа да Римини" (не оконч.), симфонии (1873), концертов для скрипки (1868), фп. (1861, 1867) с оркестром, фп. трио и др. камерных соч., хоров, песен.

Гецелев Б. С.

Борис Семёнович (р. 27 XII 1940, Куйбышев) - сов. композитор и педагог. В 1966 окончил Горьковскую консерваторию у А. А. Нестерова, в 1972 - аспирантуру при Моск. консерватории у Р. К. Щедрина. С 1966 преподаёт в Горьковской консерватории. С 1976 зам. пред. правления Верхневолжской организации CK РСФСР.

Сочинения: телеопера Март-апрель (1968); детская кантата Про медведей (сл. И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. поэтов, 1975); для орк. - симфония (1981), Фреска (1970), Бурлеска (для струн. орк., 1966); концерты с орк. - для фп. (1972), для влч. (1974); хоры; камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. соната для флейты и фп. (1973), фп. трио (1966); произв. для фп.; вок.-симф. цикл для баритона и орк. Зелёная луна (сл. аль-Баяти, 1966); вок. циклы; музыка к спектаклям драм. т-ра и телефильмам.

Гибалин Б. Д.

Борис Дмитриевич (р. 11 (24) IV 1911, Нязепетровск, ныне Челябинской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956) и Бурят. АССР (1971). Чл. КПСС с 1959. В 1939 окончил Уральскую консерваторию, в 1939-41 аспирант Моск. консерватории у Н. Я. Мясковского, затем в Уральской консерватории у М. П. Фролова. В 1948-59 худ. рук. Свердловской филармонии, в 1959-62 - Уральского нар. хора. Пред. правления Свердл. отделения Союза композиторов РСФСР (1952-59). С 1963 ректор Уральской консерватории, с 1971 профессор. В своём творчестве тяготеет к вокальным жанрам, связанным с гражданскими темами.

Сочинения: опера - Товарищ Андрей (1967, Свердловский т-р оперы и балета); для хора, голоса и симф. орк. - сюита Счастливая земля (1949); кантаты - Поля родные (1952), Уральские зори (1957), Весенняя кантата (1967), Родники, Весна и город; для орк. - 2 симфонии (1939, 1955), сюита - Уральские песни (1939), увертюра - Наш привет (1961); концерт для фп. с орк. (1959); концерт для домры с орк. нар. инструментов; струн. квартеты - памяти П. П. Бажова (1953), на темы чеш. и уральских нар. песен (1967); произв. для хора без сопровождения; романсы, вок. циклы на сл. А. А. Суркова, Н. И. Рыленкова, С. С. Капутикян и др.; обр. нар. песен и др.

Б. И. Певзнер.

Гиббонс О.

Гиббонс О. (Gibbons) Орландо (крещён 25 XII 1583, Оксфорд - 5 VI 1625, Кентербери) - англ. композитор, органист и вёрджинелист. Происходил из семьи, давшей на протяжении 16-17 вв. неск. поколений музыкантов. С 1588 жил в Кембридже, в 1596-98 пел в хоре Корол. колледжа, где учился у брата - Эдуарда Г. В 1605-25 органист Корол. капеллы. Г. - первый англ. музыкант, получивший учёную степень в Кембриджском ун-те (1606); с 1622 д-р музыки Оксфордского ун-та. С 1619 корол. камерный музыкант-вёрджинелист, с 1623 органист Вестминстерского аббатства. Был прославленным исполнителем и мастером музыки для вёрджинела (фантазии, танцы, вариации) и ансамбля виол (фантазии и др.). Писал также мотеты и мадригалы. Несмотря на заметное итал. влияние, в его мадригалах ощутимы элементы англ., шотл. и ирл. нар. песенности. Известен и как автор церк. музыки - служб, псалмов, антемов (б. ч. для хора и солиста), имеющих развитый аккомпанемент (струнные или орган). В церк. произв. развивал полифонич. стиль Дж. Тавернера, Т. Таллиса и У. Бёрда. Музыке Г. присущи характерные для англ. Возрождения демократичность и пластич. воплощение образов. Г. - один из наиболее значит. предшественников Г. Пёрселла.

Среди изданных произв. Г. - 6 пьес для вёрджинела (включены в сб-ки "Парфения" - "Parthenia", 1611, переизд. 1843-44), сб. 5-голосных мадригалов и мотетов для виолы или голоса (1612), 2 антема (в сб. Лейтона "Слёзы или ламентации..." - "Teares or lamentations...", 1614), девять 3-голосных фантазий (ок. 1610 или 1625), 5 антемов, 2 службы и молитва на Троицын день (в сб. Барнарда "Избранная церковная музыка" - "Selected church music", 1641) и др. Мн. произв. Г. хранятся в рукоп.

Литература: Fellowes Е. H., Orlando Gibbons and his family, L., 1951, Connecticut, 1970; Howard M., O. Gibbons, "MT", 1951, No 4.

З. Г. Палюх.

Гиджак

Гиджак - струнный смычковый инструмент, бытующий у таджиков, узбеков, туркмен, каракалпаков (гыржак), уйгуров. По преданию, создан Ибн Синой и поэтом Хосровом. По конструкции аналогичен кеманче, распространённой в Азербайджане, Армении и Иране. Корпус Г. шаровидный, деревянный, склеенный из отд. сегментов или долблёный; иногда изготовляется из тыквы или кокосового ореха. Передняя открытая сторона корпуса затянута кожаной мембраной, выполняющей функции деки. Шейка круглая, более толстая вверху, скрепляется с корпусом металлич. стержнем, выступающим внизу в виде "ножки". В старинных Г. применялись 3 жильные или шёлковые струны, у современных Г. - 3, чаще 4 металлические. Строй квартовый, у современного Г. часто квинтовый. Звук скрипучий, глуховатый, характерного бубнящего тембра. В отличие от кеманчи, размеры инструмента (особенно корпуса) колеблются в пределах 700-900 мм.

При игре Г. держат в вертикальном положении, опирая "ножкой" о пол или колено. Звук извлекают коротким смычком со свободно подвешенной прядью конских волос, натяжение к-рой регулируется пальцами (в наст. время чаще применяется скрипичный смычок). Смычком водят в одной плоскости, поворачивая к нему инструмент соответств. струной (способ, противоположный исполнению на инструментах скрипичного семейства). Играют на Г. гл. обр. в первой, отчасти во второй и третьей позициях, обычно dйtachй и legato. На Г. исполняют песни и танцы, инстр. пьесы и отд. части из макомов. Г. применяется соло и в ансамблях с др. нар. инструментами. В профессиональную и отчасти народную музыкальную практику всё более внедряются усовершенствованный Г. и его разновидности (альт, бас, контрабас), сконструированные А. И. Петросянцем и С. Е. Диденко в 40-е гг. Их отличает шейка с плоским грифом, что позволяет использовать и более высокие позиции, строго определённая мензура, соответств. мензуре инструментов скрипичного семейства. Г. и его разновидности составляют ведущую группу узб. нар. оркестра. В муз. уч. заведениях Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Каракалпакии существуют классы игры на Г.

Литература: Беляев В., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933, гл. 3; Вызго Т., Петросянц А,, Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962, гл. 1.

К. А. Вертков.

Гидравлос

Гидравлос (греч. ydraylos, от ydor - вода и aylos - трубка, свирель, флейта) - водяной оргбн, предок совр. оргбна. По ряду источников (Герон, Витрувий) изобретён в 3 в. до н. э. механиком Ктесибием (Александрия). Вода выполняла в Г. вспомогат. функцию - давление столба воды обеспечивало равномерность напора поступающего в трубы воздуха, к-рый накачивался насосами. В 1931 при раскопках др.-римского города Аквинкума (близ Будапешта) были найдены части органоподобного инструмента, на к-ром значилась надпись hydra и был обозначен год изготовления - 228 н. э. Г. насчитывал 3-4 регистра, в каждом из к-рых было от 7 до 18 труб диатонич. настройки. До изобретения пневматич. органа (4 в.) Г. был распространён в Римской империи и в Византии.

Литература: Витрувий, Десять книг об архитектуре, пер. Ф. А. Петровского, М., 1936, с. 365-66, 371; Maclean Сh., The principle of the hydraulic organ, "SIMG", Jahrg. VI, H. 2, Lpz., 1904/05; Nagy L., Az Atruincumi Orgona, Bdpst, 1933; Schneider Th., Organum hydraulicum, "Mf", Jahrg. VII, H. 1, 1954.

Л. И. Ройзман.

Гиенко Б. Ф.

Борис Фёдорович (р. 26 VII (8 VIII) 1917, Орджоникидзе) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1968). В 1941 окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции Б. Б. Надеждина. С 1948 преподаватель чтения партитур здесь же на ф-те нар. инструментов, затем по классу композиции. С 1964 доцент. В 1945-49 дирижёр оркестра узб. нар. инструментов Узб. филармонии (ныне им. Тохтасына Джалилова), для к-рого написал ряд произв. Автор учебника по инструментовке для оркестра узб. нар. инструментов.

Сочинения: муз. драмы, в т. ч. Добро пожаловать (совм. с Г. Сабитовым, 1952), Неугасимые огни (совм. с Д. Закировым, 1953), Тахир и Зухра (совм. с Г. Сабитовым, 1953), Седая девушка (совм. с тем же, 1954; все пост. в Узб. т-ре муз. драмы и комедии им. Мукими); балет - Ойниса (На заре, совм. с Д. Закировым, Узб. т-р оперы и балета, 1958); вок.-симф. произв. - сюита Новелетты (1967), поэма Улыбка Ленина (1970); для орк. - 4 симфонии (в т. ч. No 4 - симфония-баллада памяти 14 комиссаров Туркестанской республики, 1967), симф. поэма Голодная степь (1953); для камерного орк. - сюита Драматические эскизы (1972); концерт для голоса и симф. орк. (1971); для орк. узб. нар. инструментов - сюита на темы народов Средней Азии (1971), сюита (1972); струн. квинтет, 5 струн. квартетов (No 5 - 1969), 2 сюиты для струн. квартета на узб. нар. темы; произв. для фп. (в т. ч. детский альбом - Акварели); романсы (в т. ч. на сл. Алишера Навои); песни, обработки узб. нар. песен; музыка к драм, спектаклям (в т. ч. "Счастливые нищие" Гоцци, 1968) и др.

Я. Б. Пеккер.

Гизекинг В.

Гизекинг В. (Gieseking) Вальтер (5 XI 1895, Лион - 26 X 1956, Лондон) - нем. пианист, педагог и композитор. Учился в Ганноверской консерватории по классу фп. К. Лаймера. С 1947 профессор консерватории в Саарбрюккене. Г. был одним из выдающихся пианистов 20 в. Начав серьёзные проф. занятия игрой на фп. только в 16 лет, он уже через год обратил на себя внимание исполнением четырёх баллад Ф. Шопена, а в сезоне 1915-16 исполнил в Ганновере все сонаты Л. Бетховена. Быстрые успехи Г. объяснялись как его одарённостью, так и методом занятий, разработанным Г. совместно с К. Лаймером; суть метода состояла в предельно сосредоточенной умств. работе над произв. гл. обр. без инструмента и в мгновенном максимальном расслаблении мышц после каждого усилия во время исполнения. Приобретя исключит. технику и разучивая произв. в чрезвычайно короткие сроки, Г. накопил огромный репертуар. Исполнение Г. отличалось богатством звуковых красок и разнообразием оттенков. Прославился особенно как исполнитель произв. В. А. Моцарта, К. Дебюсси и М. Равеля. Автор муз. сочинений, в т. ч. серенады для струн. квартета, квинтета для фп. и духовых инструментов, произв. для фп. и др. инструментов, песен. Создал ряд обработок песен Р. Штрауса для фп. Редактировал экспромты и муз. моменты Ф. Шуберта.

Сочинения: So wurde ich Pianist, Wiesbaden, 1963.

Литература: Вrоwer Н., Modern masters of the Keyboard, N. Y., 1926, 4969; Leimer K., Modernes Klavierspiel nach Leimer-Gieseking, Mainz-Lpz., 1931 (отрывки в рус. пер. в сб.: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепьянном искусстве, М.-Л., 1966); Gеlatt R., Music-makers, N. Y., 1953; Blaukopf К., Grosse Virtuosen, Teufen, 1953, 1957; Gavoty В., Walter Gieseking, Gen.-Monaco, 1954; Laaff E., Walter Gieseking zum Gedдchtnis, Wiesbaden, 1956; Сhasins A., Speaking of pianists..., N. Y., 1958; Range H.-P., Die Konzert-Pianisten der Gegenwart, Lahr-Schwarzwald, 4964.

Г. М. Коган.

Гийю Ж.

Гийю Ж. (Guillou) Жозеф (1784, Париж - 1853, Петербург) - франц. флейтист, композитор, педагог, муз. критик. Игре на флейте обучался у Ф. Девьенна. С 1816 придв. музыкант, первый флейтист оперы и профессор консерватории в Париже. С 1830 концертировал во мн. странах. В 1831 переселился в Россию. Выступал в Москве, позднее первый флейтист Петерб. имп. т-ров. В Петербурге читал лекции, публиковал критич. статьи по музыке. В 1846-47 издавал журн. "L'artiste russe", в к-ром наряду с муз.-критич. статьями печатал собств. гравюры с картин и портретов рус. художников (И. К. Айвазовского, Ф. А. Бруни, А. Е. Егорова и др.). Автор концерта и ряда пьес для флейты. Ему принадлежит либр. оперы "Бьянка и Гуальтьеро" А. Ф. Львова (1843, пост. 1844, Дрезден).

Литература: Биттерман К., (Одоевский В. Ф.), Концерт г-на Гийю, "Северная пчела", 1838, 9 марта; то же, кн.: Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, М., 1956, с. 162-63.

Гилберт Ф. Б.

Гилберт Ф. Б. (Gilbert) Генри Франклин Белкнеп (26 IX 1868, Сомервилл, шт. Массачусетс - 19 V 1928, Кембридж, шт. Массачусетс) - амер. композитор. Учился в Новоангл. консерватории в Бостоне, брал частные уроки композиции в Нью-Йорке у Э. Мак-Доуэлла (1889-92). Один из организаторов изд-ва "Уа-Уан" (1901), публиковавшего произв. амер. композиторов т. н. фольклорного направления. Издал сб. "100 народных песен" ("100 folksongs", 1910). Писал муз.-критич. статьи для журн. "Musical Quarterly". Стремясь к созданию подлинно нац. амер. музыки, использовал мелодии и ритмы негр. и индейских песен и танцев ("Комическая увертюра на негритянские темы" - "Comedy overture on Negro themes", 1905, исполнялась под упр. Р. M. Глиэра в Феодосии и Одессе в 1914; симф. поэма "Танцы на Площади Конго" - "The dance in Place Congo", 1906, пост. в 1918 как балетная пантомима, Нью-Йорк). Среди др. соч. - "Негритянская рапсодия" ("Negro rhapsody", 1913), пьесы, в т. ч. "Два эпизода" ("Two episodes", 1896), "Американеска" (юмореска на темы негр. менестрельных напевов, 1903), 3 "Амер. танца" ("American dances", 1915) для оркестра, соч. для хора с оркестром, в т. ч. гимн "Тебе, Америка" ("То Thee, America", 1915); пьесы для фп., песни на слова англ. и ирл. поэтов.

Литература: Sear H. G., H. F. B. Gilbert, "Music review", 1944, v. 5.

Гилев С. В.

Сергей Васильевич (1854, пос. завода Кудымкар, ныне Пермской обл. - 6 X 1933, Рязань) - русский певец (баритон), педагог и муз.-обществ. деятель. В 1879 окончил Моск. консерваторию по классу пения Дж. Гальвани. Первый исполнитель партии Онегина (ученич. спектакль Моск. консерватории, 1879). Пел на сцене провинц. оперных антреприз. Гл. значение имела педагогич. и просветит. деятельность Г., сыгравшая заметную роль в распространении муз. культуры в рус. провинции. Наряду с А. Д. Городцовым он явился пионером в развитии хор. культуры на Урале. В 1879-85 Г. жил в Екатеринбурге, руководил хором местного муз. кружка, давал концерты с содержательными программами (хоры из "Снегурочки" Чайковского, произв. И. С. Баха, Дж. Верди, Р. Вагнера), выступал в них в качестве солиста. В 1882 организовал певческую капеллу, с успехом гастролировавшую и в др. городах России (Нижнем Новгороде, Казани, Саратове, Симбирске, Перми, Самаре и др.). С нач. 1890-х гг. поселился в Казани, где силами учащихся основанных им муз. классов ставил оперные спектакли. С 1925 преподавал в Рязанском муз.-педагогич. техникуме. Г. занимался проблемами методики массового преподавания музыки и хор. пения. Им составлена "Музыкальная азбука", рассчитанная на широкие круги любителей музыки и хор. пения. Его труд "Опыт заочного преподавания пения и постановки голоса" - один из первых методич. документов по заочному обучению музыке. Автор муз. сочинений ("Торжественная кантата", вокальные сценки "Басни Крылова" на два голоса для дет. пения в школе и дома (М., 1915), перелож. для 2-, 3-, 4-голосного хора романсов А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, А. С. Аренского и др.).

Сочинения: Музыкальная азбука. Популярное руководство..., ч. 1, М., 1909, ч. 2 и 3, М.-Лейпциг, (о. г.); Опыт заочного преподавания пения и постановки голоса, П.-Рига-М., 1909; 35-летие первой постановки "Онегина". Воспоминания участников спектакля. Первый "Онегин" (Гилев), "Русское слово", 1914, 16 марта.

Литература: Заливухин С., Памяти проф. С. В. Гилева, "Ленинский путь", Рязань, 1933, 10 окт.; Рогожина Т. П., Из истории развития хорового пения на Урале, в сб.: О музыке и музыкантах Урала, Свердловск, 1959, с. 120-23; Из музыкального прошлого. Сб. очерков, ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, т. 1, М., 1960, с. 50, 51, 262.

И. M. Ямпольский.

Гилельс Е. Г.

Елизавета Григорьевна (р. 30 IX 1919, Одесса) - сов. скрипачка. Сестра Э. Г. Гилельса. С детских лет обучалась игре на скрипке у П. С. Столярского. В 1940 окончила Моск. консерваторию по классу А. И. Ямпольского. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935, 2-я пр.) и Междунар. конкурса скрипачей им. Э. Изаи в Брюсселе (1937, 3-я пр.). С 1941 солистка Моск. филармонии. Гастролирует за рубежом в дуэте с Л. Б. Коганом. С 1967 преподает в Моск. консерватории.

Гилельс Э. Г.

Эмиль Григорьевич (р. 6 (19) X 1916, Одесса) - советский пианист. Нар. арт. СССР (1954). Игре на фп. обучался у Я. И. Ткача и у Б. М. Рейнгбальд, по классу к-рой окончил в 1935 Одесскую консерваторию. Совершенствовался в Школе высшего мастерства при Моск. консерватории у Г. Г. Нейгауза (1935-38). Первый сольный концерт Г. состоялся в 1929 (Одесса). В 1931 участвовал во 2-м Всеукраинском конкурсе пианистов, в 1933 - в 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1-я пр.). Лауреат международных конкурсов пианистов в Вене (1936, 2-я пр.) и в Брюсселе (конкурс им. Э. Изаи, 1938, 1-я пр.). С 1938 преподает в Моск. консерватории, с 1952 профессор. Среди учеников Г. - В. П. Афанасьев, М. В. Мдивани, И. М. Жуков, И. М. Смородинова и др. Исполнение Г., одного из выдающихся сов. пианистов, отмечено чертами яркой индивидуальности, блестяще по мастерству техники, глубоко содержательно. Иск-во Г. отличается рельефностью фразировки, полнотой и яркостью звучаний. Выступает как ансамблист в трио с Л. Б. Коганом, М. Л. Ростроповичем, с квартетом им. Бетховена и др. Государственная премия СССР (1946), Ленинская премия (1962). Почётный чл. Лондонской корол. академии музыки (1969) и Муз. академии им. P. Листа (Будапешт, 1970). Концертирует за рубежом (Франция, Бельгия, Австрия, Венгрия, Англия, Италия, США, Япония, Польша и др.).

Литература: Альшванг A. A., Эмиль Гилельс, "Говорит СССР", 1935, No 6; его же, Советские школы пианизма. Очерк 2, Эмиль Гилельс, "СМ", 1938, No 12, с. 69-72; Коган Г., Эмиль Гилельс, "Музыка", изд. ВОКС, 1946, No 5; Мильштейн Я., Эмиль Гилельс, "СМ", 1948, No 5; Дельсон В., Эмиль Гилельс, М., 1959; Коган П. П., Эмиль Гилельс, в кн.: Вместе с музыкантами, М., 1964, с. 156-71; Хентова С. М., Эмиль Гилельс, М., 1967; Смирнов М., Э. Г. Гилельс - педагог, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 2, М., 1968.

Я. И. Мильштейн.

Гиллеспи Д. Б.

Гиллеспи Д. Б. (Gillespie) Джон Бёркс (прозв. - Диззи, Dizzy) (р. 21 X 1917, Чиро, шт. Юж. Каролина) - амер. трубач-виртуоз негр. происхождения. В 1933-35 изучал муз.-теоретич. предметы в Лоринбергском ин-те (шт. Сев. Каролина). С 1935 работал в джаз-оркестрах Филадельфии и Нью-Йорка. Г. в нач. 40-х гг. (вместе с саксофонистом Ч. Паркером и др. негр. музыкантами) возглавил новое направление в джазе ("би-боп"), характеризующееся отходом от танцевальности и развлекательности, усложнением мелодич. линий, гармонич. языка и повышением роли исполнителя-виртуоза. На этих принципах основана практика руководимого им (1946-50) джаз-оркестра; опирался на малый импровизац. ансамбль, применял богатую ритмич. орнаментику (впервые использовал лат.-амер. ударные). В 1945-46 написал ряд мелодий, ставших эталоном стиля "би-боп". В 1963 создал композицию "Брат Кинг" ("Brother King"), посв. Мартину Лютеру Кингу.

Литература: Симоненко В., Мелодии джаза, "Музiчна Україна", 1972.

Гиллис Д.

Гиллис Д. (Gillis) Дон (17 VI 1912, Камерон, шт. Миссури - 10 I 1978, Коламбия, шт. Юж. Каролина) - амер. композитор и дирижёр. Учился композиции в ун-те в Форт-Уэрте (1931-36) и Гос. ун-те Сев. Техаса (1943). Играл на трубе и тромбоне, руководил разл. бандами в Техасе (1932-42), работал на Нац. радио (National Broadcasting Company - NBC, 1944-54), был вице-президентом муз. курсов в Интерлакене (1958-61), рук. отдела иск-в в баптистском колледже в Далласе (1968-72). Соч. Г. отличаются нац. характерностью, связаны с муз. фольклором амер. Запада, содержат элементы джаза, нек-рые из них носят юмористич. характер ("Симфония No 51/2, или Симфония в шутку" - "A symphony for fun", 1947; исп. под упр. А. Тосканини).

Сочинения: одноактные оперы; балет Вечеринка (Shindig,. 1949); кантаты - Распятие (Crucifixion, 1937), Эта наша Америка (This is our America, 1941); для opк. - 10 симфоний (в т. ч. программные, 1939-67), симф. сюиты (1946, 1959), симф. поэма Аламо (1947); 2 концерта для фп. с орк. (1959), балетная сюита для бэнда Сверкающие пятки (Twinkle toes ballet, 1974), Диалог для тромбона с бэндом (1972); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. 6 струн. квартетов, 3 сюиты для дух. квинтета; инстр. пьесы (соло и с фп.), фп. соч.; хоры, песни.

Гильбер И.

Гильбер И. (Guilbert) Иветт (20 I 1867, Париж - 2 II 1944, Экс-ан-Прованс) - франц. эстр. певица. Была актрисой театров "Буфф", "Варьете" и др. театров Парижа. Дебютировала как певица в 1890. Создала особый жанр франц. лёгкой "песенки конца века" ("chanson de fin de siиcle"), отмеченной тонким вкусом. Обладая гибким, мягким голосом, ясностью, чистотой дикции, высокой проф. культурой, Г. создала своеобразный исполнит. стиль (т. н. "амплуа Иветт"), отличавшийся эксцентрически-гротесковой манерой, подчёркнутой остротой интонаций. Наиболее известная из песенок Г. - "Фиакр мадам Артур". Имя Г. связано также с возрождением франц. старинных и нар. песен, составлявших ряд специальных исполнительских циклов в репертуаре певицы (значит. часть песен была обработана её аккомпаниатором Г. Феррари). Г. гастролировала в Англии, Германии, Австрии, Италии, США и др. странах. Много портретов и карикатур Г. сделал франц. художник А. Тулуз-Лотрек.

Сочинения: La chanson de ma vie (mes mйmoires), P., 1927; Autres temps, autres chants, 12 йd., (P.), 1946.

Гильман А.

Гильман А. (Guilmant) Александр (12 III 1837, Булонь-сюр-Мер - 29 III 1911, Мёдон) - франц. органист, композитор, педагог, редактор. Учился в Булони у отца (органист церкви Сен-Никола) и Г. Карулли, затем у бельг. органиста Н. Лемменса в Брюсселе. Первым играл на новых органах в церкви Сен-Сюльпис(1863) и Нотр-Дам (1868) в Париже. В 1871-1901 органист парижской церкви Ла-Трините. Выдающийся исполнитель, Г. давал концерты не только в церквах, но и в конц. залах (с 1878 - серия популярных концертов в парижском зале "Трокадеро" на органе, сконструированном А. Кавайе-Колем). Концертировал во мн. странах Зап. Европы, в США, в Канаде. В 1894 основал (совм. с Ш. Бордом и В. д'Энди) Схола канторум - муз. учебное заведение в Париже. С 1896 профессор Парижской консерватории. Среди учеников - Надя Буланже, М. Дюпре, А. Селье, рус. органистка С. М. Жилинская. Издал (совм. с А. Пирро) антологию орг. музыки ("Les archives des maоtres des l'orgue de XVI, XVII et XVIII siиcles", v. 1-10, P., 1898-1914) и ряд сб., в к-рых воспроизведены ценнейшие образцы старинной орг. лит-ры (франц., нем., нидерл., испан., итал., англ.). Автор 8 сонат, маленьких пьес для органа, месс, мотетов и др.

Литература: Duprй M., Alexandre Guilmant, "RM", 1937, fйvriermars, No 172; Dufourcq N., La musique d'orgue franзaise, P., 1949; D'Argoeuves M., Alexandre Guilmant, "L'Orgue", 1965, No 114, avril -juin.

Л. И. Ройзман.

Предыдущая страница Следующая страница