Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГИЛ"-"ГЛЮ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГИЛ"-"ГЛЮ")

Гильом де Машо

Гильом де Машо - см. Машо Г.

Гимель

Гимель (англ. и франц. gymel, gimel, от лат. gemellus - парный, двойной, близнец; cantus gemellus - парное пение). 1) Ранняя средневековая форма многоголосия, возникшая на Брит. островах у кельтских народов ок. 13 в. Как правило, Г. 2-голосен, начинается и заканчивается унисоном, в основной же части проходит в паралл. терциях, секстах или децимах; переходы от паралл. терций к секстам и децимам осуществляются эпизодич. противоположным движением голосов, порой приводящим к их перекрещиванию. Известны и 3-голосные Г., в к-рых к двум голосам обычного Г. (supranus и tenor) добавляется внизу еще один голос (contra tenor bassus). Ведущим голосом, как правило, является верхний. 2) Встречающееся в многоголосных сочинениях 15-16 вв. разделение одного из голосов на два, образующих род дуэта, в к-ром, как в средневековом Г., голоса движутся по преимуществу в паралл. терциях, секстах и децимах, временами перекрещиваясь. Термин применяется и к каждому из голосов такого дуэта. Г. типичен для англ. музыки.

Литература: Вukоfzеr М. P., The gymel, the earliest form of English polyphony, "ML", v. 16, 1935, No 2; его же. Popular polyphony in the middle ages, "MQ", v. XXVI, 1940, No 1; его же, Studies in medieval and renaissance music, N. Y., 1950.

Гимн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гинастера А.

Альберто - см. Хинастера А.

Гинголд Д.

Гинголд Д. (Gingold) Джозеф (р. 28 X 1909, Брест) - амер. скрипач и педагог. Живёт в США с 1920. Учился у В. Графмана в Нью-Йорке и у Э. Изаи в Брюсселе. После гастролей в Бельгии (дал 40 концертов), Франции, Нидерландах (1926-28) играл в квартете и в симф. оркестре Нац. радио (National Broadcasting Company - NBC) под упр. А. Тосканини (1937-43), в квартете У. Примроза в Нью-Йорке. Был концертмейстером симф. оркестров в Детройте (1943-46) и Кливленде (1947-60). С 1960 профессор по классу скрипки в муз. школе при ун-те шт. Индиана в Блумингтоне. Вёл классы мастерства в Парижской (1970-78), а также в Токийской консерваториях и в неск. колледжах США. Чл. жюри мн. междунар. конкурсов, проводящихся в США и ряде стран Европы (в СССР - конкурсов им. П. И. Чайковского). Составил и издал пособие для скрипачей-оркестрантов (отрывки из симф. произв., 1-3 тт.). Ему принадлежит редакция ряда классич. и совр. сочинений.

Гинзбург А. Г.

Антон Гилиарович (р. 18 IX 1930, Москва) - сов. пианист и ансамблист. В 1953 окончил Моск. консерваторию по классу фп. Г. Г. Нейгауза. Лауреат Междунар. конкурса пианистов им. Б. Сметаны в Праге (1957, 1-я пр.). С 1958 солист ВГКО, позднее Москонцерта. Выступал в ансамбле с С. Т. Рихтером, Н. Л. Дорлиак, И. Д. Ойстрахом. С 1969 - в ансамбле с Д. Б. Шафраном. С 1954 гастролирует за рубежом.

Гинзбург Г. Р.

Григорий Романович (16 (29) V 1904, Нижний Новгород, ныне Горький - 5 XII 1961, Москва) - сов. пианист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Окончил в 1924 Моск. консерваторию по классу фп. А. Б. Гольденвейзера, в 1928 - под его же руководством аспирантуру. Лауреат 1-го Междунар. конкурса пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1927, 4-я пр.). С 1929 преподаватель, с 1935 профессор Моск. консерватории (до 1959). Среди учеников - Г. Б. Аксельрод, С. Л. Доренский, А. Г. Скавронский, М. З. Поллак. Исполнение Г. отличалось тонкостью и тщательностью отделки, филигранным техническим мастерством, проявлявшимся с особенным блеском при исполнении произв. Ф. Листа и др. композиторов 19 в. Был первым исполнителем мн. произв. сов. композиторов. Автор обработок для фп. произв. Г. Пуньяни, Дж. Россини, Ф. Листа, Э. Грига, Л. Ружицкого и др. Гос. пр. СССР (1949). С 1923 гастролировал за рубежом. Написал "Заметки о мастерстве" ("СМ", 1963, No 12).

Литература: Рабинович Д., Портреты пианистов, М., 1962; Коган Г., Вопросы пианизма, М., 1968, с. 365-73; Hиколаев A., G. Р. Гинзбург, в сб.; Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 2, М., 1968.

Г. М. Коган.

Гинзбург. Л. М.

Лео Морицевич (р. 30 III (12 IV) 1901, Варшава) - сов. дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). В 1919 окончил муз. школу в Нижнем Новгороде по классу фп., в 1928 - Моск. консерваторию по классу дирижирования у К. С. Сараджева и Н. С. Голованова. Теорию музыки изучал у Г. Л. Катуара, Г. Э. Конюса и Б. Л. Яворского. В 1929-31 стажировался у О. Клемперера и Г. Шерхена (Берлин). В 1924-43 выступал как дирижёр в Москве, Ленинграде и др. городах (первый исполнитель мн. произв. сов. композиторов, в т. ч. 13-й и 15-й симфоний Н. Я. Мясковского). В 1945-48 гл. дирижёр Азерб. филармонии (Баку). В 1930-43 и с 1948 преподаёт в Моск. консерватории (с 1939 профессор, в 1940-43 и в 1956-61 зав. кафедрой дирижирования). Среди его учеников - К. Д. Абдуллаев, И. Б. Гусман, B. П. Дубровский, В. Б. Дударова, К. К. Иванов, М. М. Малунцян, Д. Г. Китаенко, А. Н. Лазарев, А. Л. Стасевич, P. Ш. Мансуров и др. Автор очерков "На пути к теории" (СМ", 1972), статей и рецензий.

И. М. Марков.

Гинзбург Л. С.

Лев Соломонович (р. 15 (28) I 1907, Могилёв) - сов. музыковед, виолончелист и педагог. Доктор искусствоведения (1947). В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели С. М. Козолупова. В 1936-69 вёл в Моск. консерватории класс виолончели, с 1939 преподаёт историю и теорию смычкового иск-ва (с 1950 профессор). Как музыковед специализировался в области истории и теории смычкового иск-ва, эстетики муз. исполнительства, методики преподавания. Автор вступ. статей и комментариев к книгам: Струве Б. A., "Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов" ( М., 1952), Корредор X. М., "Беседы с Пабло Казальсом" (Л., 1960) и Сигети Й., "Воспоминания. Заметки скрипача" (М., 1969), а также мн. переложений и публикаций произв. для виолончели. Редактор "Школы для виолончели" К. Ю. Давыдова (совм. с С. М. Козолуповым, М.-Л., 1947) и др.

Сочинения: Луиджи Боккерини, М., 1938; К. Ю. Давыдов, М.-Л., 1950; История виолончельного искусства, кн. 1-2, M.-Л., 1950-57; A. A. Брандуков, М.-Л., 1951; Фердинанд Лауб, М., 1951; О работе над музыкальным произведением. Методический очерк, М., 1953; М., 1968; В. Г. Белинский и вопросы эстетики исполнительского искусства, в сб.: О музыкальном исполнительстве, М., 1954; Гануш Виган и Чешский квартет, М., 1955; Йозеф Славик, М., 1957; Пабло Казальс, М., 1958; М., 1966; Эжен Изаи, М., 1959; С. М. Козолупов - артист и педагог, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3, М., 1962; Ludwig van Beethoven und Nikolai Golitzin, в кн.: Beethoven-Jahrbuch, Jahrg. 1959-60, Bonn, 1962; Мстислав Ростропович, M., 1963; Венявский в России, в сб.: Русско-польские музыкальные связи, М., 1963; История виолончельного искусства. Русская классическая школа, М., 1965; Скрипач Михаил Эрденко, в сб.: Вопросы музыкального исполнительского искусства, вып. 4, М., 1967; Государственный квартет им. Комитаса, там же; О некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства, в сб.: Эстетические очерки, вып. 2, М., 1967; К истории исполнения виолончельного концерта Дворжака, в сб.: Антонин Дворжак, М., 1967; Камерно-инструментальные ансамбли Глиэра, в сб.: Рейнгольд Морицевич Глиэр, т. 2, Л., 1967; Estetika studia nбstrojovй hry, Praha-Bratislawa, 1968; Джузеппе Тартини, M., 1969; Zur Geschichte der Auffьhrung der Streichquartette Beethovens in RuЯland, Lpz., 1969; Исследования, статьи, очерки, M., 1971; Морис Марешаль, M., 1972, и др.

И. M. Ямпольский.

Гинзбург С. Л.

Семён Львович (р. 10 (23) V 1901, Киев) - сов. музыковед и педагог. В 1922 окончил Ин-т истории иск-в в Петрограде (рук. - Б. В. Асафьев), в 1923 - ф-т обществ. наук Петрогр. ун-та. С 1925 преподаёт историю музыки в Ленингр. консерватории (с 1935 профессор). В нач. 30-х гг. активный член "Ассоциации современной музыки". В эти же годы выступал в журн. "Современная музыка", в сб. "Новая музыка", "Музыкальная летопись", "De Musica" и др. со статьями по вопросам музыковедения (муз. библиография, педагогика, инструментоведение и др.). Г. - редактор мн. науч. сб., книг, переводов. С 1930-х гг. исследует историю музыки народов СССР.

Сочинения: Основные вопросы изучения музыкальных инструментов индейцев Южной Америки, в сб.: Музыкознание, вып. IV, Л., 1928; Что надо знать о симфоническом оркестре, Л., 1930, 1934, 1967; Французская музыка эпохи разложения феодализма и буржуазной революции, Л., 1933; Борьба за реализм во французской музыке XVIII века, Л., 1933; Музыка в музее (О концертах в Эрмитаже), Л., 1934; Основы музыкальной культуры. Тезисы, библиография, контрольные вопросы, Л., 1935; История русской музыки в нотных образцах, под ред. C. Л. Гинзбурга, вып. 1-3, М.-Л., 1940-52; 1968-69; Музыкально-историческое наследство Советского Узбекистана, в сб.: Пути развития узбекской музыки, под ред. С. Л. Гинзбурга, Л.-М., 1946, с. 11-26; Пушкин и грузинская песня (К истории создания стихотворения "Не пой, красавица, при мне"), в сб.: Пушкин. Исследования и материалы, М.-Л., 1953, с. 314-34; Музыкальная литература народов СССР. (Учебное пособие для муз. уч-щ), Л., 1963; 1970; Из истории взаимосвязей народов России в конце XIX - нач. XX века, в сб.: Русская музыка на рубеже XX века, М.-Л., 1966, с. 22-46, и др.

И. М. Ямпольский.

Гипо-лады

Гипо-лады (от греч. po - под, внизу) - см. Древнегреческие лады, Средневековые лады.

Гиппиус Е. В.

Евгений Владимирович (р. 24 VI (7 VII) 1903, Царское Село, ныне г. Пушкин) - советский музыковед и фольклорист. Доктор искусствоведения (1958). Учился на этнолого-лингвистич. отделении Петрогр. ун-та (1920-24). Окончил в 1924 Ин-т истории иск-в, в 1930 - аспирантуру при ин-те (рук. Б. В. Асафьев), в 1928 - научно-композиторский ф-т Ленингр. консерватории, где занимался в классах М. О. Штейнберга (композиция), Б. В. Асафьева (история музыки), Н. А. Малько (дирижирование). С 1926 специализировался в области собирания и изучения нар. музыки, поэзии и танца. Участвовал в фольклорных экспедициях на русском Севере (Пинега, Мезень, Печора, совм. с З. В. Эвальд, 1926-30), в Центр. России (1934-35), Белорусском Полесье (1934), Армении (1927-28). Изучал муз. фольклор народов Сибири (Ленингр. ин-т народов Севера, 1927-34), угро-финских и тюркских народов (1934-39), ленингр. и моск. цыган (1932-34), рус. рабочий фольклор и фольклор междунар. рабочего революц. движения (1959-70). Основатель (1927) и науч. рук. (до 1943) фонограмархива АН СССР. В 1939-41 зав. кафедрой нар. музыки Ленингр. консерватории, в 1944-49 - Моск. консерватории. В 1931-52 ст. науч. сотрудник Ин-та этнографии АН СССР, в 1959-63 - Ин-та истории иск-в Министерства культуры СССР (Москва).

Сочинения: Проблема музыкального фольклора, "СМ", 1933, No 6; Крестьянская лирика, Л., 1935 (совм. с З. В. Эвальд); Интонационные элементы русской частушки, в сб.: Советский фольклор, No 4-5, М.-Л., 1936; Песни Пинежья, кн. 2, М., 1937 (совм. с З. В. Эвальд); Карельская народная песня, "СМ", 1940, No 9 (совм. с З. В. Эвальд); Белорусский песенный фольклор, там же, 1940, No 4 (совм. с З. В. Эвальд); К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни, "Записки Удмуртского научно-исследовательского ин-та истории языка, лит-ры и фольклора", вып. 10, Ижевск, 1941 (совм. с З. В. Эвальд); Советская фольклористика за 30 лет, "Советская этнография", 1947, No 4 (совм. с В. И. Чичеровым); О русской народной подголосочной полифонии в конце XVIII - нач. XIX века, там же, 1948, No 2; Сборники русских народных песен М. А. Балакирева, в кн.: Балакирев М. A., Русские народные песни, М., 1957; "Эй, ухнем" и "Дубинушка". История песен, М., 1962; Осетинские народные песни, М., 1963 (совм. с Б. А. Галаевым); Из истории песни "Красное знамя", "СМ", 1965, No 11, 12, то же, в сб.: Биографии песен, М., 1965; Из истории песни "Красное знамя", М., 1969 (совм. с П. Г. Ширяевой), и др.

И. М. Ямпольский.

Гиро Э.

Гиро Э. (Guiraud) Эрнест (23 VI 1837, Новый Орлеан, шт. Луизиана - 6 V 1892, Париж) -франц. композитор. Чл. Ин-та Франции (1891). Сын преподавателя музыки, комп. Жана Батиста Г. (1803-64).

Гиро Э.

В 15 лет Г. написал оперу "Царь Давид" ("Le roi David"), с успехом поставленную в Новом Орлеане. В 1859 окончил Парижскую консерваторию, получив Рим. пр. за кантату "Баязет и флейтист". Ученик А. Ф. Мармонтеля (фп.), Ф. Галеви (композиция). С 1876 профессор Парижской консерватории (вначале вёл класс гармонии, с 1880 - композиции). Среди его учеников - К. Дебюсси, П. Дюка, А. Жедальж. Г. - автор преим. комич. опер, лучшие из них - "Мадам Тюрлюпен" (1872, т-р "Атеней"), "Пикколино" (1876, т-р "Опера комик"). Превосходно владея оперным письмом традиц. склада (в духе Ф. Обера и А. Тома), Г. обогатил его гармонич. тембровыми находками. Музыка его комич. опер отличается лёгкостью, живостью ритмов, прозрачностью фактуры. Недостаточную подчас оригинальность мелодич. начала возмещали свежесть гармоний, орк. мастерство. Г. откликнулся на возникшее в 70-х гг. 19 в. во франц. музыке движение за развитие инстр.-симф. жанров, создав ряд ярких симф. произв. Его 1-я сюита для оркестра (1872, написана по заказу дирижёра Ж. Падлу для его Общедоступных концертов) - существ. вклад во франц. симф. музыку. Г. принадлежит учебник по инструментовке. После смерти Ж. Бизе Г. написал речитативы к опере "Кармен" (для пост. в Вене, 1875) и составил 2-ю сюиту для оркестра из его музыки к "Арлезианке" (1884). Г. также завершил, оркестровал и подготовил к пост. в Париже (1881) неоконченную Ж. Оффенбахом оперу "Сказки Гофмана".

Сочинения: 8 опер, в т. ч. Сильвия (1864, т-р "Опера комик", Париж), В заточении (En Prison, 1869, "Театр лирик", Париж), Кобольд (1870, там же), Любовная авантюра (La galante aventure, 1882, т-р "Опера комик", Париж), Фредегонда (закончена К. Сен-Сансом и П. Дюка, 1895, т-р "Гранд-Опера", Париж); балет - Гретна Грин (1873); для орк. - 2 сюиты, увертюра Артвельд (1882), симф. картина Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1887), Каприччио для скр. с фп. (1884); фп. и скр. пьесы; романсы; хоры и др.

Литературные сочинения: Traitй pratique d'instrumentation, P., 1890; посл. изд. (с доп. А. Bьsser), Р., 1933; рус. пер. (Г. Конюса) - Руководство к практическому изучению инструментовки, М., 1892, под ред. и с доп. Д. Рогаль-Левицкого, М., 1934.

Г. Т. Филенко.

Гировец А.

Гировец А. (Gyrowetz) Адальберт, чеш. Йировец (Jнrovec) Войтех (19 или 20 II 1763, Ческе-Будеёвице - 19 III 1850, Вена) - австр. композитор. По национальности чех. Начальное муз. образование получил у отца, соборного регента. В детстве самостоятельно учился игре на скрипке, органе. Занимался философией и юриспруденцией в Праге. Изучив генерал-бас, с юности стал сочинять музыку. Служил секретарём у графа Ф. фон Фюнфкирхена (в его домашней капелле в Брно ок. 1780 исполнялись симфонии Г., в 1786 - в Вене) и у князя Русполи (в Риме и др. городах Италии). Оставив службу, жил 2 года в Неаполе, где совершенствовался у Дж. Паизиелло (пение) и у Н. Салы (контрапункт). В 1789 поехал в Париж, затем в Лондон, где провёл 3 года. С 1793 жил в Вене, в 1804-31 композитор, капельмейстер (с 1826 вице-капельмейстер) венской придв. оперы, для к-рой ежегодно сочинял оперу и балет. Как композитор был популярен с конца 18 в. до 1820-х гг. По направлению творчества примыкал к Й. Гайдну (под именем Й. Гайдна были изданы нек-рые сочинения Г., одна его симфония приписывалась В. А. Моцарту). В нек-рых произв. Г. обнаруживаются связи с чеш. бытовой музыкой. Г. - автор ок. 30 опер, ок. 40 балетов, ок. 40 симфоний, ряда др. орк. произв. (конц. симфонии, концерты и т. д.); мн. камерно-инстр. ансамблей (опубл. 43 струн. квартета, также квинтеты) и вок. сочинений, в т. ч. чеш. и нем. песен, вок. ансамблей, хоров, 19 месс и т. д. Среди его итал. опер - "Семирамида" (написана в 1791 для Лондона, не пост.), "Лжестанислав" ("Il finto Stanislao", 1818, Милан); среди венских - "Селико" (1804, первая из поставленных), наиболее известные - "Агнес Сорель" (1806) и "Глазной врач" ("Der Augenarzt", 1811); зингшпили - "Роберт, или Испытание" ("Robert, oder die Prьfung", 1813), "Ганс Сакс в пожилом возрасте" ("Hans Sachs im vorgerьckten Alter", 1834, Дрезден); балеты - "Вильгельм Телль" (1819), "Швейцарская молочница" ("Das Schweizer Milchmдdchen", 1832), "Гамлет" и др. Автор песни "Свобода печати" ("PreЯfreiheit", март 1848). Написал автобиографию.

Сочинения: Selbstbiographie, W., 1848, то же, Wenn interessiert die Vergangenheit eines uralten Mannes?, Lpz., 1915 (серия "Lebenslдufe deutscher Musiker", III/IV).

Литература: Meу К., A. Gyrowetz und seine neu aufgefundene Hans Sachs-Oper, "Die Musik", Jahrg. II, 1903.

Б. С. Штейнпресс.

Гисланцони А.

Гисланцони А. (Ghislanzoni) Антонио (25 XI 1824, Лекко - 16 VII 1893, Каприно-Бергамаско) - итал. либреттист, писатель, певец (баритон). Занимался на медицинском ф-те ун-та в Павии. Одновременно играл на контрабасе, учился пению. С 1846 выступал на сценах итал. оперных т-ров. В 1848 участвовал в освободит. войне, сражаясь в Ломбардии и Тоскане. В 1849 был схвачен французами, заключён в тюрьму. После освобождения пел в т-рах Франции. С 1856, потеряв голос, занялся лит. и издат. работой. В 1865-78 сотрудничал в "Rivista minima di scienze, lettere ed arti", в 1866-72 - в "Gazzetta musicale di Milano". Автор романов, лучший из к-рых - "Артисты театра" ("Gli artisti da teatro", 1856, 1865); пьес, новелл, эпиграмм, мн. статей о муз. т-ре и лит-ре, в т. ч. заметок и воспоминаний ("Capricci letterari", v. 1-6, Bergamo, 1886-89; "Reminiscenze artistiche", Mil., 1869).

Г. завоевал наибольшую известность как оперный либреттист. Создал св. 80 либр., среди них - "Мария Тюдор" (1859, музыка В. Н. Кашперова), "Обрученные" ("Promessi sposi", 1869, музыка Э. Петреллы), "Литовцы" ("Lituani", 1873, музыка А. Понкьелли), "Сальватор Роза" (1874, музыка К. А. Гомиса), "Папа Мартин" (1871) и "Франческа да Римини" (1878, музыка А. Каньони), "Калигула" (1874, музыка Э. Браги), "Эдмея" (1886, музыка А. Каталани). Особую популярность принесла Г. опера Верди "Аида", для к-рой им написан стихотворный текст (по либр., составленному в прозе Дю Локлем при участии композитора, 1870). Сделал также переработку текста финала его оперы "Сила судьбы" (2-я ред., 1869). Дж. Верди высоко ценил поэтич. дарование Г.

Письма: I copialettere di G. Verdi, Mil., 1913; Дж. Верди. Избранные письма, пер., вступ. ст. и прим. А. Д. Бушен, М., 1959.

Литература: Mantovani T., Librettisti verdiani. VI. Antonio Ghislanzoni, "Musica d'oggi", 1929, No 3, 4; Abbiati F., Giuseppe Verdi. (Le vite), v. 1-4, Mil., 1959.

Гитара

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гитгарц И. А.

Илья Александрович (18 (30) III 1893, Одесса - 3 II 1966, Минск) - советский дирижёр и педагог. Засл. деятель иск-в. Белорусской ССР (1955). Член КПСС с 1929. Окончил Петрогр. консерваторию по классу скрипки С. П. Коргуева (1916) и композиции Н. А. Соколова (1918), Дебютировал в Полтавском оперном т-ре (1919). Был дирижёром оперы Нар. дома в Петрограде и зав. муз. частью Второго Белорус. т-ра в Витебске (1922-30). Был одним из организаторов и дирижёров Белорус. оперной студии. В 1947-51 дирижёр Белорус. т-ра оперы и балета (Минск), где осуществил пост. оперы "Кастусь Калиновский" Лукаса (1947), балета "Князь-озеро" Золотарёва (1948) и др. произв. Работал в оперных т-рах Куйбышева, Ташкента, Фрунзе, Перми, был гл. дирижёром Ивановской филармонии. В 1937-39 дирижёр Муз. т-ра им. В. И. Немировича-Данченко (Москва). С 1947 преподавал в Белорус. консерватории (с 1949 доцент).

И. Г. Нисневич.

Главач В. И.

Главач В. И. (Hlavac) Войцех Иванович (23 III 1849, Ледеч, Чехия - 9 (22) III 1911, Лесное, близ Петербурга) - рус. органист, дирижёр и композитор. По национальности чех. В 1864-66 учился в Органной школе в Праге у Ф. Блажека и Й. Крейчи (по фп. - у Б. Шимака). Работал дирижёром, хормейстером. С 1871 жил в России. Служил в Петербурге органистом Мариинского т-ра. Дирижировал симф. концертами Собрания художников (1875-80), летними концертами в Павловске (1882-86), на выставках в Москве, Нижнем Новгороде, Киеве, Париже, Чикаго, Антверпене. Возглавлял организованный им студенч. симф., а с 1892 - дух. оркестры и хор. С 1900 дирижёр и инспектор оркестров флотского экипажа, солист-органист Придв. оркестра. Пропагандировал симф. музыку слав. композиторов. С 1909 товарищ пред. Об-ва слав. взаимопомощи, пред. его муз. отдела. Участвовал в подготовке реформы преподавания музыки в начальных и средних уч. заведениях. Работал над усовершенствованием органа и фп. (в 1880 изобрёл "армоникон" - механич. приспособление, удлиняющее звук фп.). Издал школьный песенник "Сельские хоры" (совм. с В. М. Шемякиным, СПБ, 1895, 1901). Среди сочинений Г. - комич. опера "Облава" (клавир, СПБ, 1879), произв. для орк., в т. ч. "Шопеновская сюита", 4 рапсодии на нар. песни (сербские, венг., рус), "Персидский марш", "Сербские песни и коло", "Элегия"; фп. пьесы, романсы, хоры, обр. песен слав. народов и др.

Литература: (Некрологи) - "БИТ", 1911, вып. 7; "Музыка", 1911, No 15; "Новое время", 1911, 11 марта.

И. М. Ямпольский.

Главная партия

Главная партия (нем. Hauptsatz) - начальный раздел сонатного allegro. См. Сонатная форма.

"Глагол пражский"

"Глагол пражский" (Hlahol prazэsky) - один из старейших хор. коллективов Чехословакии. Основан в Праге в 1861 как мужской хор на базе небольшого певческого кружка по инициативе оперного певца Я. Л. Лукеса и хормейстера Ф. Геллера. Задачей хора была пропаганда мужского хор. пения; официальным девизом "Г. п." стали (с 1862) слова Б. Сметаны: "Песней - к сердцу, сердцем - к родине", вытканные на знамени хора. В начальный период деятельности "Г. п." его репертуар состоял преим. из нар. песен; вскоре хор стал включать также классич. произв. В 1863-65 "Г. п." возглавлял Б. Сметана, в 1865-77 К. Бендль. При них значительно повысился художеств. уровень хора, репертуар пополнился рядом крупных ораториальных сочинений. В последние десятилетия 19 в. "Г. п." занимал важное место в культурной жизни Чехии, был участником многих значит. муз. событий. Большую роль в развитии "Г. п." сыграл К. Книтль, возглавлявший хор в 1877-90 и 1897-1902; по его инициативе в состав "Г. п." вошёл женский хор, и коллектив стал выступать как отдельными группами, так и смешанным составом. Конц. деятельность вели и небольшие ансамбли, выделявшиеся из состава "Г. п.": "Кружок", Певческий квартет, Женский октет и др.

В нач. 20 в. "Г. п." руководили видные чеш. музыканты: А. Пискачек (1903-11), Я. Кржичка (1911-20), Я. Герле (1921-39). Основой репертуара "Г. п." наряду с мировой классикой становится чеш. музыка, представленная произв. Б. Сметаны, А. Дворжака, Й. Б. Фёрстера, З. Фибиха, К. Бендля, К. Коваржовица, Й. Сука, Я. Яначека, О. Еремиаша и др. "Г. п." активно сотрудничал с оркестром Чешской филармонии и Оркестровым об-вом, пропагандируя творчество нац. композиторов. В 20-30-е гг. хор регулярно участвовал в симф. концертах под унр. Ф. Буша, Э. Клейбера, Н. Малько, Б. Молинари, Б. Вальтера, Ф. Вейнгартнера, А. Цемлинского и др. известных дирижёров. В годы фашистской оккупации коллективу под рук. В. Сметачека удалось сохранить лучшие исполнит. традиции, несмотря на вынужденные перерывы в работе. В послевоен. период под рук. К. Пехачека (1946-48) и З. Томаша (с 1948) "Г. п." продолжает оставаться ведущим любительским муз. коллективом ЧССР, выдерживая конкуренцию проф. хоров. Репертуар хора пополнился значит. количеством произв. композиторов соц. стран, а также рус. и сов. музыкой. В 1956 "Г. п." впервые участвовал в конц. исполнении оперы ("Набукко" Верди). Первые гастроли "Г. п." за пределами Чехословакии (в Любляне и Триесте) состоялись в 1909, затем коллектив хора гастролировал в Нидерландах, Германии, Польше, Югославии, Австрии и др. странах, завоевав мировое признание. С 1954 функционирует при Городском доме просвещения под назв. "Пражский глагол".

Литература: Nеjеdlэ Z., Dйjiny pruz Hlaholu, Praha, 1911.

M. M. Яковлев.

Гладкая С. Н.

Софья Николаевна (13 (25) XII 1875, Петербург - год и место смерти неизв.) - рус. певица (сопрано). В 1897 окончила Петерб. консерваторию по классу Н. А. Ирецкой. В оперном классе занималась также под рук. О. О. Палечека. С 1898 Г. - солистка Моск. частной оперы, где успешно выступала с Ф. И. Шаляпиным в "Фаусте" (Маргарита), "Боярыне Вере Шелоге" Римского-Корсакова (Вера), "Псковитянке" (Ольга), "Демоне" (Тамара). В 1900 дебютировала в партии Маргариты на сцене Мариинского т-ра. Выступала в операх Римского-Корсакова "Царская невеста" (Домна Сабурова), "Садко" (Волхова); к лучшим партиям также относятся: Татьяна; Анхен ("Вольный стрелок"), Гретель ("Гензель и Гретель" Хумпердинка) и др. Лирич. сопрано Г. отличалось чистотой интонации, теплотой, благородством фразировки. Художеств. убедительностью было отмечено и актёрское мастерство Г. (в 1901-02 она эпизодически выступала в драматич. спектаклях). Оставив оперную сцену в 1906, Г. занималась конц. и педагогич. деятельностью. В 1916 принимала участие в оперном спектакле А. Д. Шереметева - "Каменный гость" Даргомыжского (Донна Анна), поставленном в Михайловском т-ре (Петроград). В 1903-18 и 1921-22 преподавала в Петерб. (Петрогр.) консерватории (с 1913 профессор).

Литература: Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, Л.-М., 1940, с. 134-36.

М. М. Яковлев.

Гладкий Г. П.

Гордей Павлович (1849-1894, Полтава) - укр. хормейстер, педагог, композитор. Муз. образование получил на Полтавских синодальных регентских курсах, под рук. композитора П. А. Щуровского. После окончания курсов (в нач. 70-х гг.) был назначен учителем хор. пения и рук. хора в Полтавской духовной семинарии. Среди произв. Г. - известная песня на слова Т. Г. Шевченко "Заповiт". Песни Г. пользовались большой популярностью, а такие, как "Зоре моя вечiрняя", "Утоптала стежечку", наряду с "Заповiтом", стали народными.

Литература: Кауфман Л. С., Песни, ставшие народными, "СМ", 1964, No 5; его же, Пiсня знаходить автора, Кичв, 1966, с. 19-25.

Гладковский А. П.

Арсений Павлович (9 (21) V 1894, Петербург - 31 VII 1945, Ленинград) - сов. композитор. Окончил в 1917 математическое отделение Петрогр. ун-та и в 1924 - Ленингр. консерваторию, где занимался композицией у В. П. Калафати и М. О. Штейнберга. Преподавал муз.-теоретич. предметы в уч. заведениях Ленинграда. Автор одной из первых сов. опер на революц. тему "За красный Петроград" (или "1919 год", совм. с Е. В. Пруссаком, пост. 1925, Ленингр. Малый оперный т-р).

Сочинения: оперы - муз.-драматич. хроника За красный Петроград (1919 год, совм. с Б. В. Пруссаком, 1925, Ленингр. Малый оперный т-р; 2-я ред. - опера-оратория Фронт и тыл, без соавтора, 1930, там же); балет - Том Сойер; муз. комедии - Рустам (1932, Ленинград), Поэт и барабанщик (1937, там же), Кольцо с изумрудом (1938); для голоса, декламации и симф. орк. - поэма Памяти 26 бакинских комиссаров (1931); для орк. - 3 симфонии - Героическая (посв. Красной Армии, 1934), Пушкин (1937), Карельская (1945); для фп. с орк. - Поэма (1924); струн. квартет, фп. трио; произв. для фп.; песни; музыка к драматич. спектаклям.

М. Г. Бялик.

Глазенапп К. Ф.

Глазенапп К. Ф. (Glasenapp) Карл Фридрих (3 X 1847, Рига - 14 IV 1915, там же) - нем. литературовед. Изучал классич. филологию в Дерптском (Тартуском) ун-те, преподавал нем. яз. и нем. лит-ру в политехникуме Риги. Основал и возглавлял Вагнеровское об-во ("Вагнерферайн") в Риге. Автор биографии Р. Вагнера, словаря важнейших понятий вагнеровского творчества и энциклопедии истории иск-ва и культуры в свете эстетич. взглядов Вагнера; издал его письма. Сотрудничал в "Байрёйтском листке".

Сочинения: Richard Wagners Leben und Wirken, Bd 1-2, Kassel-Lpz., 1876-77, изд. под назв.: Das Leben R. Wagners, Bd 1-6, Lpz., 1894-1911, 1923; Wagner-Lexikon. Hauptbegriffe der Kunst und Weltanschauung Richard Wagners in wцrtlichen Ausfьhrungen aus seinen Schriften, Stuttg., 1883 (совм. с H. v. Stein); Wagner-Enzyklopдdie. Haupterscheinungen der Kunst- und Kulturgeschichte im Lichte der Anschauung R. Wagners, Bd 1-2, Lpz., 1891; Siegfried Wagner und seine Kunst, Lpz., 1911; издания: Bayreuther Briefe R.Wagners (1871-1883), В., 1907; Familienbriefe an R.Wagner. 1832-1874, "В., 1907 и др.

Литература: Чешихин В., Последний вагнерианец старого закала (памяти К. Ф. Глазенаппа), "РМГ", 1915, No 16.

Я. Витолинь.

Глазунов А. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Глазуп Р. П.

Рихард Петрович (р. 20 V 1920, Рига) - сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956). Окончил Латв. консерваторию по классам органа (1944), дирижирования (1950), композиции (1952). С 1944 дирижёр, с 1967 главный дирижёр Театра оперы и балета Латв. ССР. Участвовал в постановке опер "Сказание о граде Китеже..." (1955), "Лоэнгрин" (1958), "Иван Сусанин" (1967), "Пиковая дама"; "Манон Леско" Пуччини (1969), "Банюта" Калниня (1969), балета "Спартак" Хачатуряна (1960) и др. В 1966 Г. поставил оперу "Сказание о граде Китеже..." на сцене Большого т-ра (Москва). Выступает также как композитор (написал несколько добавочных сцен к балету "Эсмеральда", тему и вариации для органа, кантату "Миру - мир").

Глареан Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Глас

Глас (старослав., равнозначно рус. слову голос) - в древнерус. церк. пении сумма диатонич. попевок типа трихордов и тетрахордов, связанных с определёнными областями церк. звукоряда. Восемь Г. составляли систему осмогласия, охватывавшую весь осн. попевочный фонд церк. пения. Каждое песнопение, как правило, принадлежало к одному из восьми Г. и строилось на попевках данного Г. Однако существуют образцы, в к-рых осуществлялась своеобразная мелодич. модуляция, т. е. переход из одного Г. в другой. Иногда на протяжении одного песнопения затрагивались все восемь Г. Наконец, было известно нек-рое количество песнопений, мелодич. материал к-рых не был ограничен кругом попевок осмогласия.

Исследователи рус. церк. пения 19 в., исходя из распространённого в их время представления об универсальном значении античной муз. системы (Д. В. Разумовский, Ю. К. Арнольд, И. И. Вознесенский), стремились объяснить русские Г. с помощью древнегреч. теории музыки, но попытки отождествления их с древнегреч. ладами оказывались научно несостоятельными. Позднее В. М. Металлов установил, что в основе рус. осмогласия лежит не система звукорядов с разл. господствующими и конечными тонами, а сумма попевок, из к-рых одни принадлежат отд. Г., другие же употребляются в нескольких Г., но излагаются по-разному. Позднейшие исследования музыковедов-византологов (Г. Дж. У. Тильярд, Э. Веллес) показали, что тот же принцип лежал в основе системы византийских ладов (см. Византийская музыка).

Попевочный фонд рус. осмогласия накапливался постепенно. Количество попевок в певческих уч. пособиях 17 в. исчисляется сотнями, но в Г. они распределены неравномерно. Наименьшее количество попевок - примерно по 150 - содержат 3, 5, 6 и 7-й гласы. В 1, 2 и 4-м гласах примерно по 200 попевок, а в 8-м гласе около 300. Существуют песнопения с одинаковым текстом и гласовой принадлежностью, но разл. по напеву. Их принято обозначать словами: "Ин перевод" или "Преводне".

Литература: Разумовский Л., Церковное пение в России, М., 1867; Вознесенский И., О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный напев, К., 1887; Металлов В., Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам, М., 1900; Бражников М., Пути развития знаменного распева XII-XVIII веков, Л.-М., 1949; его же, Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971.

Н. Л. Успенский.

Глебов Е. А.

Евгений Александрович (р. 10 IX 1929, Рославль Смоленской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1966). В 1950 как участник худож. самодеятельности был принят на подготовит. отделение Белорус. консерватории, к-рую окончил в 1956 по классу композиции А. В. Богатырёва. Был дирижёром оркестра Белорус. т-ра юного зрителя, муз. ред. киностудии "Беларусьфильм". С 1966 зам. пред. правления CK БССР. В 1953-63 вёл педагогич. работу в Минском муз. уч-ще. С 1971 преподаёт композицию в Белорус. консерватории.

Сочинения: опера - Твоя весна (1963); балеты - Мечта (1961, Белорус. т-р оперы и балета), Хореографические новеллы (1965, там же), Партизанская баллада (1965, Гос. ансамбль танца БССР), Альпийская баллада (1967, Минск, Белорус. т-р оперы и балета), Избранница (1969, там же), Тиль Уленшпигель (1972); оперетта - Притча о наследниках, или Репортаж из преисподней (пост. 1971); оратории - Колокола (1967), Свети, заря (1969; Гос. пр. БССР, 1970); кантаты - За правду встанем (1956), Коммунисты ведут (1963); для орк. - симфонии (1958 - Партизанская, 1963, 1964 - для орк. и фп., 1967 - Альпийская симфония-баллада, 1968 - для струн. орк.); Поэма-легенда (1955), Полесская сюита (1964), Хореографич. поэма (1963); концерт для гол. с орк. (1965), фантазия для фп. с орк. (1951); для орк. белорус. нар. инструментов - фантазия на две белорусские темы (1953), Детская сюита (1954), Праздничная увертюра (1958), концерт для цимбал (1954); пьесы для эстрадного орк., хоры, песни; музыка к драматич. спектаклям, фильмам, цирковым представлениям и др.

Литература: Мухаринская Л. С., Евгений Глебов, М., 1959; rакова Е. Я., Наши композиторы - Евгений Глебов, Минск, 1971.

И. Г. Нисневич.

Глебов И.

Глебов И. - см. Асафьев Б. В.

Глен А. Э.

Альфред (Константин) Эдмундович фон (6 (18) I 1858, Таллин - 1927, Берлин) - рус. виолончелист и педагог. В 1881 окончил Петерб. консерваторию по классу виолончели К. Ю. Давыдова. После недолговрем. работы в оркестре Итал. оперы (Петербург) Г. поселился в Харькове, где в 1884-90 руководил виолончельным и квартетным классами в муз. уч-ще, играл в квартете, выступал как солист и дирижёр. В 1890-1921 профессор Моск. консерватории по камерному и виолончельному классу. Среди учеников Г. - Е. Я. Белоусов, И. И. Пресс, К. А. Миньяр-Белоручев, М. Е. Букиник, К. Вилкомирский, А. С. Любошиц, В. Т. Подгорный, Г. П. Пятигорский, С. П. Ширинский и мн. др. Как исполнитель гастролировал в разл. городах России. Играл в трио вместе с С. И. Танеевым, В. И. Сафоновым, Л. С. Ауэром, И. В. Гржимали и др. В 1890-1910 входил в состав квартета Моск. отделения РМО. Исполнение Г. отличалось музыкальностью, красивым, но не сильным звуком, отделанностью фразировки. По плану Г. мастер смычковых инструментов Е. P. Витачек изготовил тенор-виолу - инструмент, использованный в соч. С. И. Танеева, С. Н. Василенко, В. А. Золотарёва. С 1921 жил в Таллине, где занимался педагогич. и исполнит. работой. С 1925 профессор консерватории Клиндворта-Шарвенки в Берлине. Г. посвящены элегич. концерт для виолончели с оркестром Юрьяна, пьеса "У Луганского озера" Давыдова (1887) и др.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 3. М., 1965, С. 214-23.

Л. С. Гинзбург.

Глинка М. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Глинкина А. И.

Аграфена Ивановна (29 XII 1897 (10 I 1898), дер. Дедёнки, ныне Монастырщинского р-на Смоленской обл. - 6 XI 1971, дер. Шваново Можайского р-на Моск. обл.) - рус. сов. исполнительница нар. песен. Род. в семье крестьянина-бедняка; с детства проявила муз. одарённость и интерес к нар. иск-ву, перенимая у опытных мастеров пения богатый зап.-рус. песенный репертуар. В 1952 в кабинете нар. музыки Моск. консерватории от Г. записано св. 300 нар. песен. В 1966-68 участвовала в муз.-этнографич. концертах CK РСФСР. 70 песен (календарные, свадебные, лирические, вечорочные, плясовые) вошли в сб. "Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной" (сост. Г. Павлова, 1969). Иск-во Г. запечатлено в телевизионном кинофильме "Пока горит солнце". К песням, нотированным с голоса Г., обращаются в своих произв. сов. композиторы (Н. И. Пейко, Н. В. Кутузов и др.). Г. принадлежат воспоминания о своей жизни, в к-рых подробно описаны нар. обычаи (рукопись хранится в библиотеке Комиссии музыковедения и фольклора CK РСФСР).

Литература: Красинская A., Аграфена Ивановна Глинкина, М., 1971.

Глинкинские премии

1) Премии, учрежденные в 1884 М. П. Беляевым в честь М. И. Глинки за лучшие музыкальные произведения, созданные русскими композиторами. Выдавались ежегодно В. В. Стасовым от имени неизвестного и не предавались гласности. Первые Г. п. получили М. А. Балакирев, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи и А. К. Лядов. С 1904, после смерти Беляева, Г. п. присуждались Попечительным советом, основанным, согласно завещанию Беляева, для поощрения рус. композиторов и музыкантов. Первый состав Попечительного совета был назначен Беляевым, в него вошли: Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и А. К. Глазунов (устав совета утвержден 5 февр. 1905). После смерти Римского-Корсакова (1908) его заменил Н. В. Арцыбушев, Лядова в 1914 сменил Я. Витол. Г. п. были отмечены мн. выдающиеся произв. рус. композиторов (всего 216 соч. разл. жанров - опер, балетов, симфоний, камерно-инстр. и вок. произв.). Г. п. разделялись на 5 категорий по роду муз.произв., и размеры их были точно определены. Последние Г. п. были присуждены в 1917.

2) Гос. премия РСФСР им. М. Глинки; учреждена в 1965. Присуждается ежегодно за муз. произв., выдающуюся конц.-исполнительскую деятельность, а также за исследоват. и критич. работы в области музыки. В 1966 первые премии были присуждены Д. Б. Кабалевскому за "Реквием" (для солистов, 2 хоров и симф. оркестра), Ю.А.Шапорину за оперу "Декабристы" и ораторию "Доколе коршуну кружить" и Л. Н. Оборину за конц.-исполнит. деятельность, в 1967 - К. А. Верткову, Г. И. Благодатову и Э. Э. Язовицкой за музыковедч. труд - "Атлас музыкальных инструментов народов СССР".

Литература: К десятилетию "глинкинских премий", учрежденных М. П. Беляевым, "Хроника журнала "Музыкальный современник"", 1915, No 12; Еще о "глинкинских премиях", учрежденных М. П. Беляевым, там же, 1916, No 13; Памяти М. П. Беляева... Сб. очерков, статей и воспоминаний, Париж, 1929 (приведен полностью перечень Г. п.).

И. М. Марков.

Глиссандо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Глиэр Р. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Глобил Э.

Глобил Э. (Hlobil) Эмиль (р. 11 X 1901, Мезимости) - чеш. композитор и педагог. Учился у Я. Кржички (1920-23) в консерватории и у Й. Сука (1924-25 и 1927-30) в Школе мастеров в Праге. В 1941-58 преподавал в консерватории, с 1958 - в Академии иск-в в Праге. Испытал влияния импрессионизма и конструктивизма (камерно-инстр. ансамбли 20-30-х гг.), а также нац. школы (Й. Сук, В. Новак, Л. Яначек). В соч. 50-х гг. опирался на чешский, моравский и слов. муз. фольклор. Соч. Г. свойственны лирич. экспрессия и драматизм.

Сочинения: оперы (не пост.) - Анна Каренина (1963) и Мещанин во дворянстве (Mest'бk slechticem, по Мольеру, 1965); кантата (1952), 7 симфоний (1949-73), поэмы, в т. ч. Песня девушки (Zpev mlбdн, 1943), сюиты, рапсодии, пьесы, в т. ч. фреска Памяти мучеников (Tryzna mucednнkum, 1944); 7 концертов с орк., в т. ч. для скр. (1955), камерно-инстр. ансамбли; инстр. пьесы; пьесы для фп.; хоры; песни; обр. нар. мелодий для вок.-инстр. ансамблей.

Литературные сочинения: Nauka o hudebnнch formбch, Praha, 1963.

Глобокар В.

Глобокар В. (Globokar) Винко (p. 7 VII 1934, Андерни, деп. Мёрт-и-Мозель, Франция) - словен. композитор и тромбонист (Югославия). Окончил по классу тромбона муз. школу в Любляне (1955). Учился по композиции у Р. Лейбовица в Париже (1959-63) и у Л. Берио в Берлине (1965-66). Работал в качестве тромбониста и композитора в Буффало (США; 1966-67) и Берлине (1967-69). Ведёт классы тромбона (с 1968) и композиции (с 1969) в Высшей школе в Кёльне, где также организовал ансамбль свободной импровизации. Выступает как тромбонист-виртуоз. Пишет джазовую музыку, применяет новейшую технику.

Сочинения: камерная опера для 4 хоров Снотолкование (Traumdeutung, 1968, Роттердам), кантата для орк. и 3 хоров Путь (Voie, по В. В. Маяковскому, 1966); Concerto grosso для 5 солирующих инструментов, хора и орк. (1970); Фольклорные этюды I и II для орк. (1-й для 19 солистов, оба 1968); пьесы для разл. составов камерно-инстр. ансамблей (в т. ч. с участием тромбона); рондо для неопределённого количества инструментов (1970); соч. для джаза.

Глокеншпиль

Глокеншпиль (нем. Glockenspiel, от Glocke - колокольчик и Spiel - игра) - ударный инструмент; см. Колокольчики.

Глонти Ф. П.

Феликс (Филипп) Петрович (р. 8 XI 1927, Батуми) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1979). В 1950-54 учился в Ленингр. консерватории у X. С. Кушнарёва, окончил Тбилисскую консерваторию (1954). Осн. область творчества - симф. музыка.

Сочинения: оперы - Иберийцы (1981, Тбилиси), Клеопатра (по трагедии У. Шекспира "Антоний и Клеопатра", 1981, там же); балет - Рассвет (Гантиади, 1967, там же); оратория Галактион (1980); для орк. - 7 симфоний (1962-81), симф. поэма Судьба Грузии (Беди Картлиса, 1957); концерты с орк. - для фп. (1954), для арфы (1976); концерты-симфонии для фп. и джаз-банда (1981), для влч. (1977); камерно-инстр. произв., хоры, музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам

Глосы

Глосы (испан. glosas) - в испан. музыке 16 - нач. 17 вв.:

1) общее наименование орнаментальных украшений (равнозначно колоратуре).

2) Орнаментальные инстр. (лютневые, органные) вариации на популярную мелодию, назв. k-рой часто приводилось в заглавии. Порой такие Г. импровизировались (обычно органистами). Д. Ортис в "Tratado de glosas sobre clбusulas..." (1553, нов. изд. M. Шнейдера, 1913, 1936) приводит образцы подобных Г.

Глумов А. Н.

Александр Николаевич (19 VIII (1 IХ)1901, Москва - 22 XII 1972, там же) - сов. музыковед, актёр, чтец, писатель. Кандидат искусствоведения (1951). В 1923 окончил Высшие художеств, мастерские Малого т-ра. В 1923-37 актёр Малого т-ра, МХАТа 2-го, Ленингр. т-ра драмы им. Пушкина; с 1927 выступал в жанре художеств. чтения. Автор и режиссёр муз.-лит. постановок с участием симф. оркестров и муз. ансамблей: "Эгмонт" Гёте (1931, муз. Л. Бетховена), "Ленин" Маяковского (1932, муз. В. Я. Шебалина), "Пер Гюнт" Ибсена (1935, муз. Э. Грига), "Евгений Онегин" Пушкина (1942, муз. П. И. Чайковского), "Франческа да Римини" Данте (1945, муз. С. В. Рахманинова), "Гамлет" Шекспира (1946, муз. Н. Н. Рахманова, С. Н. Василенко) и др. Эта область работы Г. тесно связана с его музыковедч. трудами, осн. темы к-рых - музыкальность речевой интонации, синтез речи и музыки. Написал научно-историч. романы о комп. А. А. Плещееве "Юные вольнодумцы" (М., 1959) и "На рубеже века" (М., 1965) - две части задуманной трилогии.

Сочинения: Пушкин, Верстовский, Виельгорский, "СМ", 1934, No 1; "Лелио" Берлиоза, там же, 1934, No 2; Историческое развитие мелодрамы, там же, 1935, No 1; Пер Гюнт,... муз. Э. Грига, Л., 1935, расш. и доп., 1936; Революционные песни декабристов, "СМ", 1950, No 12; Музыкальный мир Пушкина, М.-Л., 1950; Музыка в русском драматическом театре, М., 1955; О музыкальности речевой интонации, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1955, с. 291-322, и др.

И. M. Ямпольский.

Глух М. А.

Михаил Александрович (р. 30 IV (13 V) 1907, Москва) - сов. композитор. Член КПСС с 1940. В 1934 окончил аспирантуру Ленингр. академии искусствознания (рук. И. И. Соллертинский), в 1940 Ленингр. консерваторию (класс композиции Б. В. Асафьева, Ю. Н. Тюлина, класс оркестровки М. О. Штейнберга). В 1938-49 научный сотрудник Ленингр. научно-исследовательского ин-та театра и музыки. В 1944-45 композитор армейского ансамбля. Автор статей и рецензий в периодич. печати, редактор ряда книг.

Сочинения: опер а - Денис Давыдов (1957, Ленингр. Малый оперный театр), оперетта - Орешек (1944, Ленингр. театр муз. комедии), сюиты для симф. оркестра (1940), вок. циклы Весенние песни для голоса и симф. оркестра (1952), сюита для солистов, хора и оркестра нар. инструментов, романсы (циклы "Ленинградские этюды", 1947, "Из Ленинградского альбома", "Поэт-партизан", 1954, и др.), песни, музыка к фильмам.

Глуховцев А. С.

Алексей Степанович (25 II (9 III) 1875, с. Бондаревка, ныне Суджанского р-на Курской обл. - год и место смерти неизв.) - рус. композитор. Окончил в 1898 юридич. ф-т Киевского ун-та, в 1904 - Моск. консерваторию по классу С. И. Танеева. В 1906-11 работал судебным следователем в Орле, руководил хором. Автор фп. пьес, хоров, романсов. Наибольшую известность получила опера Г. "Дни нашей жизни" (по пьесе Л. Н. Андреева, либр. Н. В. Ларикова, 1911, пост. 1913, Гор. т-р, Киев). Л. Н. Андреев (соученик Г. по орловской гимназии) считал музыку оперы "местами достигающей положительно драматических эффектов". Опера пользовалась успехом благодаря злободневности сюжета и включению популярных студенч. песен ("Быстры как волны" и др.).

Л. З. Корабельникова.

Глушаков В. И.

Валерий Игнатьевич (р. 1 IX 1926, Бобруйск) - сов. певец (тенор). Нар. арт. БССР (1964). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был партизаном. В 1956 окончил Белорус, консерваторию по классу пения Е. Э. Витинга. С того же года солист Белорус. т-ра оперы и балета. Партии: Вронек ("Ясный рассвет" Туренкова, первое исп., 1958), Андрей ("Колючая роза" Семеняко, первое исп., 1960), Лукаш ("Чародейка"), Звездочёт ("Золотой петушок"), Андрей ("Хованщина"), Индийский гость, Владимир Игоревич; Дон Антонио ("Обручение в монастыре"), Фауст, Вертер; Кассио ("Отелло"), Герцог ("Риголетто"), Альфред ("Травиата"), Надир ("Искатели жемчуга"), Энцо ("Джоконда" Понкьелли) и др. Выступает как конц. певец.

И. Г. Нисневич.

Глушковский А. П.

Адам Павлович (1793 - ок. 1870) - рус. артист балета, балетмейстер. Окончил Петерб. балетную школу в 1809, учился у И. И. Вальберха и Ш. Л. Дидло. В 1808-11 танцевал на петерб. сцене, с 1812 - первый танцовщик и балетмейстер в Москве, преподаватель Моск. балетной школы. После 1817 перешёл на пантомимные и характерные роли, в 1831 оставил исполнит. деятельность и до 1839 был гл. режиссёром моск. балетной труппы. Возглавив моск. балетный театр в период Отечеств. войны 1812, Г. передал патриотич. подъём народа, поставив 20 балетов-дивертисментов на рус. нар. темы: "Филатка с Федорой у качелей под Новинским" (1815), "1 мая, или Гулянье в Сокольниках" (1816) (оба на муз. С. И. Давыдова), "Торжество россиян, или Бивак под Красным" (1816), "Казаки на Рейне" (1817) (оба на сборную музыку) и др. В них Г. пропагандировал нац. фольклор, дал образцы театрализации рус. нар. плясок. Тогда же ставил многоактные балеты-мелодрамы в стиле "романа ужасов" на музыку, подобранную капельмейстером М. Ф. Керцелли: "Развратный, или Вертеп разбойников" (1814), "Смерть Рожора, ужаснейшего атамана разбойников..." (1816) и др. В 1817 перенёс на моск. сцену балет Дидло "Зефир и Флора" с музыкой К. А. Кавоса (всего Г. воспроизвёл 14 балетов Дидло). Нек-рые из них обрели в трактовке Г. особую остроту свободолюбивых мотивов раннего романтизма ("Венгерская хижина" А. Венюа, 1819). Г. поставил первый балет на сюжет А. С. Пушкина: "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца (1821). Роль Руслана исполнял сам балетмейстер. Эффектное феерич. зрелище прожило на моск. сцене 10 лет, а в 1824 было перенесено и в Петербург. Воздействия романтич. мелодрамы сказались в дивертисменте Г. "Праздник гарема" (на темы "Бахчисарайского фонтана"), включённом в постановку "Керим-Гирея" Шаховского (1827), и балете "Чёрная шаль, или Наказанная неверность" (1831) (оба на сборную музыку). К романтич. балетной пушкиниане Г. примыкает трёхактный балет "Три пояса, или Русская Сандрильона" на музыку Шольца (1826), по мотивам сказки В. А. Жуковского.

Театрализация рус. муз.-плясового фольклора, свободолюбивых образов поэзии рус. романтизма, развитие на рус. нац. почве эстетич. опыта Дидло определяют прогрессивное значение творчества Г. для балетного театра 1810-30-х гг. Г. - первый теоретик и историк рус. хореографии. Его лит. труды содержат ценные сведения и размышления о балете 1-й пол. 19 в.

Сочинения: Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин", 1856, т. 1, кн. 4, с. 385-412; Воспоминания балетмейстера, (вступит. ст. Ю. Слонимского), Л.- М., 1940.

Литература: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.

В. М. Красовская.

Глюк К. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница