Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГБЕ"-"ГЕП")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГБЕ"-"ГЕП")

Гбехо Ф.

Гбехо Ф. (Gbeho) Филип (р. 16 I 1905, Кета, область Вольта) - ганский композитор, дирижёр, музыковед. Происходит из народа эве. В 1925-28 занимался в учительском колледже Ачимота (Аккра), в 1928-29 - в Тринити-колледже в Лондоне. До 1949 преподавал в школе г. Кета, учительском колледже Ачимота. В 1944-52 совершенствовался в Англии. В 1954-1960 председатель Совета иск-в. Создатель и дирижёр первого в Гане симф. оркестра (в Аккре). Разносторонне образованный музыкант, пропагандист нар. музыки, Г. своей деятельностью способствует развитию нац. иск-ва Ганы. Автор ряда произв. для орк., хора, а также Гимна Республики Гана. Принимал участие в работе 7-го Междунар. муз. конгресса (1971, Москва).

Литература: Poтехин И. И., Гана сегодня, М., 1963, с. 26; Современная музыкальная жизнь Африки, "СМ", 1972, No 3, с. 62.

Б. С. Воробьёв.

Гваданьини

Гваданьини (Guadagnini) - семья итал. мастеров смычковых инструментов, работавших с 1-й трети 18 в. до сер. 20 вв. Выдающимися представителями были: Лоренцо Г. (ок. 1695 - после 1745). Жил и работал в Кремоне, затем в Пьяченце; выдавал себя за ученика и помощника А. Страдивари. Инструменты Лоренцо Г. встречаются редко и очень ценятся. Джованни Баттиста Г., т. н. миланский (1685, Пьяченца - 1768, там же). Джованни Баттиста Г., т. н. туринский (1711, Кремона - 18 VIII 1786, Турин). Сын и ученик Лоренцо Г. Работы Джованни Баттисты близки к типу инструментов Страдивари, покрыты золотисто-красным лаком, мощного и благородного тона. По мнению нек-рых исследователей, был лишь один представитель семьи Г., носивший имя Джованни Баттиста, к-рый работал в разные годы в Пьяченце, Милане, Парме, Турине.

Литература: Витачек Е. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Doring Е. N., The Guadagnini family of violin-makers, Chi., 1949; Jalоvec K., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957; Lutgendorff W. L. F., Die Geigen- und Lautenmacher vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Fr./M.-В., 1922.

Б. В. Доброхотов.

Гварнери

Гварнери (Guarneri) - семья итал. мастеров смычковых инструментов. Андрреа Г. (1626, Кремона - 7 XII 1698, там же) - родоначальник семьи. Учился у Н. Амати. Вначале следовал стилю инструментов Амати, затем изменил модель. Эфы инструментов Андреа Г. не очень правильных очертаний, располагаются прямее, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Размер скрипок средний, виолончели часто очень велики (их деки нередко состоят из 4 кусков). Работа грубоватая, но артистичная, модель ассиметричная, лак напоминает лак Амати, но положен толстым слоем и имеет красноватый оттенок. Звук инструментов нежный, не очень сильный. Pьетрo G. (18 II 1655, Кремона - 27 III 1720, Мантуя). Старший сын Андреа Г. Возможно также учился у Н. Амати. Работал в Кремоне, затем в Мантуе. Изготавливал инструменты по собств. оригинальной модели - широкая "грудь", выпуклые своды, эфы округлённой формы, поставлены почти прямо, завиток довольно широк, лак оранжево-красного цвета, высокого качества. Звук инструментов красив по тембру, но лишён блеска. Джузеппе Г. (22 XI 1666, Кремона - ок. 1739, там же). Второй сын Андреа Г. Вначале свободно комбинировал форму моделей отца и Н. Амати, в дальнейшем подражал работам своего сына Джузеппе Г. дель Джезу. Звук инструментов Джузеппе Г. напоминает звучание инструментов работы Г. дель Джезу. Пользовался жёлтым лаком с коричневым оттенком, иногда рубиново-красным. Pьетро Г. 2-й (14 IV 1695, Кремона - 7 IV 1762, Венеция). Старший сын Джузеппе Г. Вначале работал в Кремоне, затем в Венеции. По стилю работы примыкает к отцу. Джузеппе (Иосиф) Г. (21 VIII 1698, Кремона - 17 X 1744, там же). Младший сын Джузеппе Г. Прозван Г. дель Джезу. Наряду с А. Страдивари один из выдающихся мастеров смычковых инструментов. Нек-рые исследователи считают его учеником Джизальберти, примыкавшего к брешианской школе. В творчестве Г. дель Джезу - три периода. Работы, выполненные до 1730, носят экспериментальный характер. Для инструментов 1730-42 характерна тщательная отделка. В 1742-44 инструменты изготовлены более небрежно, но своеобразный тип их звучания выявлен очень ярко. Сохранилось всего 50 скрипок и 10 альтов работы Г. дель Джезу. Инструменты работы Г. дель Джезу получили популярность лишь в 19 в. На изготовленных им скрипках играли Н. Паганини, А. Вьётан, Э. К. Сивори, Э. Изаи, Ф. Крейслер. Предпочитаются они и большинством совр. скрипачей.

Литература: Витачек Е. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Письма зарубежных музыкантов. Из архивов, М.-Л., 1967, с. 92-95, 276-78, 282; Jаlоvес К., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957.

Б. В. Доброхотов.

Гвахария В. А.

Важа Александрович (р. 22 III 1925, Тбилиси) - сов. музыковед и семитолог. Доктор филологич. наук (1968). Чл. КПСС с 1965. Окончил в 1947 отделение семитологии ф-та востоковедения Тбилисского ун-та, в 1950 - аспирантуру по специальности ассиро-вавилонских и урартских яз. (рук. акад. Г. В. Церетели), в 1949 - историко-теоретич. ф-т Тбилисской консерватории. С 1952 преподаватель муз. лит-ры, с 1960 ст. науч. сотрудник Ин-та востоковедения. В 1968-72 зав. отделением музыкознания и декан ф-та иск-в Тбилисского ун-та. С 1967 член правления Междунар. Генделевского об-ва. Междунар. пр. им. Г.Ф. Генделя (1967). Осн. музыковедческие исследования Г. посв. древногруз. и европ. муз. культуре. Ему принадлежат монографии на груз. яз. о Р. Вагнере и З. П. Палиашвили; перевёл все либретто муз. драм Р. Вагнера и нек-рых опер и ораторий Г. Ф. Генделя на груз. яз.

Сочинения: Eine Oper von G. F. Hдndel mit einem grusinischen historischen Sujet, в кн.: Hдndel-Jahrbuch, Jg. 6, Lpz., 1960; Zur Frage der Beziehungen zwischen der grusinischen und nordkaukasischen Musikkultur, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1962, H. 2; Развитие грузинских музыкальных систем (X-XVIII вв.), Тб., 1962 (на груз. яз.); Петре Амиранашвили, Тб., 1962 (совм. с Н. Месхи, на груз. яз.); "Горда" Давида Торадзе, Тб., 1964 (на груз. яз.); Грузия (вступ. статья, сост. и библиография), в сб.: Музыкальная эстетика стран Востока, М., 1967; Рихард Вагнер, Тб., 1966 (на груз. яз.); Mehrstimmigkeit in altgrusinischen Handschriften, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1967 H. 3/4; "Radamisto". Un Opйra de G. P. Hдndel, "Revue de kartvйlologie", 1968; Музыкальная культура Грузии XI-XIII вв., в сб.: Musica Antiqua. Acta Scientifica, Bydgoszcz, 1969; Гордость грузинской музыки - З. П. Палиашвили, Тб., 1971 (на груз. яз.); Музыкальная культура Грузии XVII-XVIII вв., в сб.: Musica Antiqua. Acta Scientifica, Bydgoszcz, 1972.

И. M. Ямпольский.

Гвидо д'Ареццо

Гвидо Аретинский (Guido d'Arezzo) (990-е гг., Ареццо - 17 V 1050(?), Помпоза) - итал. музыкант, муз. теоретик.

Гвидо дАреццо

Один из наиболее значит. реформаторов в области муз. практики средневековья. Образование получил в монастыре Помпоза (близ Феррары). Ок. 1025 стал монахом бенедиктинского монастыря в Ареццо (Тоскана), где руководил детским хором кафедральной школы. Ввёл в употребление 4-линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии; из этих букв впоследствии образовались ключи. Реформа нотного письма Г. д'А., создав предпосылки для точной записи муз. произв., сыграла значит. роль в развитии композиторского творчества и легла в основу совр. нотации. Для облегчения певцам точного исполнения нотной записи Г. д'А. ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов (см. Гексахорд) и слоговыми обозначениями ступеней (ut, re, mi, fa, sol, la). Эти назв. произошли из начальных слогов первых шести строк латинского гимна св. Иоанну (по легенде - покровитель певцов).

Сочинения: Aliae Regulae, предисл. к Antiphonerium, 1028; Micrologus de disciplina artis musicae (1025-1026); Regulae rhytmicae; Epistola ad Michaelem de ignoto cantu (1028-1029).

Литература: Kiesewetter R., Guido von Arezzo, Lpz., 1840; Smits van Waesberghe J., De musicopaedagogico et theoretico Guidone Aretino eiusque vita et moribus, Firenze, 1953; Оesch H., Guido von Arezzo, Bern, 1954.

Гвидонова рука

Гвидонова рука - старинный метод облегчения чтения нот (см. Сольмизация). Приписывается Гвидо д'Ареццо. Все звуки употребительного в то время звукоряда от Г (G) до ее (е2) условно размещались в определ. порядке на суставах и кончиках пальцев лев. руки; самый высокий звук, употреблявшийся относительно редко, учащийся представлял себе над кончиком среднего пальца. Прикасаясь к суставам и кончикам пальцев лев. руки указат. пальцем правой, учащийся букв. "по пальцам" высчитывал интервалы, гексахорды, мутации (переходы) из одного гексахорда в другой.

Со временем метод Г. р. вышел из употребления; в 17 в. его использовал Н. П. Дилецкий в "Мусикийской грамматике"; в 19 в. рука вновь была привлечена для облегчения сольмизации авторами англ. "Тоник-Соль-фа" метода обучения музыке.

Литература: Живов В., По системе Кодая, "СМ", 1965, No 4; Вейс П., Новое в музыкальном воспитании, "СМ", 1966, No 4; его же, Абсолютная и относительная сольмизация в сб.: Вопросы методики воспитания слуха, Л., 1967, с. 78; Поляков В., Нужны другие ориентиры, "СМ", 1967, No 6.

Гвинейская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гебель Ф. К.

Франц Ксавер (1787, Фюрстенау, Германия - похоронен 21 IV (3 V) 1843, Москва) - композитор и пианист. По национальности немец. Ученик аббата Фоглера и И. Г. Альбрехтсбергера. С 1810 театр. капельмейстер в Вене, с 1813 - в Пеште, затем в Лемберге (Львове). В 1817 поселился в Москве. Был популярен как композитор, исполнитель и педагог (у Г. занимались Н. А. Мельгунов, Н. В. Станкевич, А. И. Виллуан, Ф. М. Толстой и др.). В 1830-е гг. устраивал вечера камерной музыки, сыгравшие большую роль в пропаганде классики (в особенности творчества Л. Бетховена). Проявлял живой интерес к рус. музыке, исполнял в концертах собств. обработки рус. нар. песен. Из сочинений Г. популярностью пользовались камерно-инстр. ансамбли. А. П. Бородин высоко ценил струн. квинтеты и квартеты Г., находил в них влияние "русской Москвы". Н. П. Огарёв написал для Г. текст оратории "Мировые духи" ("Die Weltgeister", по др. данным - "Гармония миров" или "Потерянный рай").

Сочинения: оперы; 4 симфонии; 7 струн. квинтетов и двойные квинтет и квартет (ор. 20-28, изд. П. Юргенсоном); соната для фп. и влч.; пьесы для фп., гитары; песни и др.

Литературные сочинения: Руководство к сочинению музыки, или Теоретико-практическая генерал-бассовая школа, (пер. с нем.), М., (1842).

Литература: Мельгунов Н., Московские записки. О музыкальных вечерах г. Гебеля, "Молва", 1834, No 49; его же, О музыкальных вечерах г. Гебеля, "Телескоп", 1835, ч. XXV, кн. 2; А. З. (Зилов А. М.), Гебель, "Лит. газета", 1840, 13 янв., No4; Хохловкина A., Музыкальная жизнь Москвы и Бетховен, в сб.: Русская книга о Бетховене. К столетию со дня смерти композитора (1827-1927), М., 1927.

И. M. Ямпольский.

Гевандхауз

Гевандхауз (нем. Gewandhaus, букв. - дом одежды) - назв. конц. об-ва, зала и симф. оркестра в Лейпциге. История концертов Г. ведёт своё начало с 1743, когда зародилась традиция т. н. "Больших концертов" (любительским оркестром в составе 16 человек рук. И. Ф. Далес). После перерыва, вызванного Семилетней войной, оркестр под назв. "Любительские концерты" возобновил свою деятельность под рук. И. А. Хиллера (1763-85), к-рый довёл состав оркестра до 30 человек. В 1781 лейпцигский градоначальник В. Мюллер образовал директорат, возглавивший оркестр. Был расширен состав и открыт абонемент, состоявший из 24 концертов в год. С 1781 оркестр выступал в быв. здании для продажи сукон - Г. В 1884 на месте старого построено новое здание конц. зала, сохранившее назв. Г. (т. н. Новый Г.; был разрушен во время 2-й мировой войны 1939-45). Конц. зал Г. являлся постоянным местом выступления этого оркестра (отсюда назв. - Лейпцигский оркестр Г.). В конце 18 - нач. 19 вв. оркестр Г. сформировался в превосходный муз. коллектив, особенно укрепившийся под рук. Ф. Мендельсона (возглавлял оркестр в 1835-47). В этот период значительно расширился репертуар, включавший соч. И. С. Баха, Л. Бетховена, совр. авторов. Оркестр Г. обретает своеобразный творч. почерк, отличающийся исключит. гибкостью, богатством тембровой палитры, ансамблевым совершенством. После смерти Мендельсона оркестром Г. дирижировали Ю. Ритц (1848-60) и К. Рейнеке (1860-95). Здесь 24 дек. 1887 состоялся абонементный концерт из произведений П. И. Чайковского, под руководством автора.

Со вступлением А. Никиша на должность гл. дирижёра (1895-1922) оркестр Г. получает мировое признание. Никиш предпринял с оркестром (в составе 104 человек) первые заграничные гастроли (1916-17). Его преемниками были В. Фуртвенглер (1922-28) и Б. Вальтер (1929-33). В 1934-45 оркестр Г. возглавлял Г. Абендрот, в 1949-62 - Ф. Конвичный, под рук. к-рого оркестр Г. совершил 15 гастрольных поездок за рубеж (с 1956 оркестр неоднократно бывал в СССР). С 1964 во главе оркестра Г. (в составе 180 человек) - чеш. дирижёр В. Нейман, с 1970 - К. Мазур. В концертах оркестра принимают участие хор Г. и хор Томаскирхе (при исп. ораторий и кантат).

Литература: Creuzburg E., Die Gewandhauskonzerte zu Leipzig. 1781-1931, Lpz., 1931; Festschrift zum 175-jдhrigen Bestehen der Gewandhaus-Konzerte, hrsg. von H. Heyer, Lpz., 1956; Hennenberg F., Das Leipziger Gewandhausorchester, Lpz., 1962.

X. Зеегер.

Геварт Ф. О.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гедда Н.

Гедда Н. (Gedda) Николай (р. 11 VII 1925, Стокгольм) - швед. певец (тенор). Обучался в Стокгольмской консерватории; брал частные уроки пения у К. М. Эмана. В 1952 успешно дебютировал на оперной сцене в Стокгольме. Быстро приобрёл междунар. известность, выступив в т-рах "Ла Скала" (1953), "Гранд-Опера" и "Ковент-Гарден" (1954), "Метрополитен-опера" (1957). С 60-х гг. гастролирует и в др. оперных т-рах Европы и Америки. Один из крупнейших певцов 20 в., тонкий художник-стилист, музыкант высокой культуры. Его огромный репертуар включает почти все партии лирич. тенора в операх В. А. Моцарта, итал. и франц. композиторов, в т. ч. партии: Артур ("Пуритане" Беллини), Рауль, Иоанн ("Гугеноты", "Пророк" Мейербера). Среди др. партий - Ленский, Фауст; Де Грие ("Манон" Массне), Вертер, Герцог, Альфред. Славится также как блестящий интерпретатор камерных вок. произв. Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Э. Грига, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др. Один из лучших заруб. исполнителей рус. нар. песен и старинных романсов. Как оперный и конц. певец выступал в Москве и Ленинграде (1980, 1981).

Гедеонов А. М.

Александр Михайлович (1790-1867, Париж) - рус. театр. деятель. В 20-х гг. 19 в. руководил итал. оперной труппой в доме своего деда С. С. Апраксина. Возглавлял Дирекцию имп. петерб. (с 1834) и моск. и петерб. т-ров (1842-58). В начале своей деятельности осуществил неск. полезных мероприятий (учредил ежегодную субсидию т-рам, улучшил положение артистов, разделил труппы т-ра на оперные и драматич. и т. д.). В дальнейшем проводил реакц. политику (тормозил развитие прогрессивного рус. нац. т-ра, мешал осуществлению пост. лучших рус. опер). Недооценивая рус. оперное творчество, Г. организовал в Петербурге нем. оперную труппу, возобновил работу итал. оперной труппы, в течение мн. лет вытеснявшей со сцены имп. т-ров оперы рус. композиторов, что определило длительную борьбу представителей рус. передовой муз. критики (А. Н. Серов, В. В. Стасов, Ц. А. Кюи) против засилья итальянцев и художеств. политики Г.

Литература: Нильский A. A., Закулисная хроника. 1856-1894, СПБ, 1897; Глинка М. И., Литературное наследие, т. 1 - Автобиографические и творческие материалы, Л.-М., 1952.

Гедеонов С. А.

Степан Александрович (1815, Петербург - 15 IX 1878, там же) - рус. театр. деятель, историк, литератор, археолог. Сын А. М. Гедеонова. Окончил Петерб. ун-т. С 1863 директор Эрмитажа, одновременно в 1867-75 директор имп. т-ров. Человек более образованный и прогрессивно мыслящий, чем его отец, Г. стремился упорядочить художеств. и хозяйств. сторону работы т-ров, но несмотря на обилие выдвигаемых им преобразовательных проектов, не изменил губительной для иск-ва системы чиновничьего произвола, господствовавшей в руководстве имп. т-рами. Встретив сильную оппозицию своим начинаниям, Г. фактически передал руководство зав. кассой имп. т-ров барону Кистеру, к-рый насаждал итал. оперу и пренебрежительно относился к пост. рус. оперных спектаклей.

Автор либретто оперы-балета "Млада" (1870), музыка для к-рого была заказана четырём композиторам (позже музыку к нему написал Н. А. Римский-Корсаков). В "Письмах о музыке" (опубл. в "Русском музыкальном вестнике", СПБ, 1881) Г. сочувственно излагает идеалистич. взгляды А. Шопенгауэра на эстетику музыки, критикует высказывания Р. Вагнера об оперном иск-ве.

Литература: Безекирский В. В., Из записной книжки артиста, СПБ, 1910, с. 79, 82, 94.

Гедике А. Ф.

Александр Фёдорович (20 II (4 III) 1877, Москва - 9 VII 1957, там же) - сов. композитор, пианист, органист и педагог. Нар. арт. РСФСР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Происходил из семьи музыкантов. Сын органиста и преподавателя фп. Моск. консерватории Фёдора Карловича Г. В 1898 окончил Моск. консерваторию, занимался по классу фп. у Г. А. Пабста и В. И. Сафонова, композицией у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина, Г. Э. Конюса. За сочинение Концертштюка для фп. с оркестром, сонаты для скрипки и фп., пьес для фп. получил пр. на Междунар. конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Вене (1900). С 1909 профессор Моск. консерватории по классу фп., с 1919 зав. кафедрой камерного ансамбля, с 1923 вёл класс органа, в к-ром учениками Г. были М. Л. Старокадомский и мн. другие сов. музыканты. Культура органа наложила печать на муз. стиль Г. Для его музыки характерны серьёзность и монументальность, ясная форма, преобладание рационального начала, господство вариационно-полифонич. мышления. Композитор тесно связан в своём творчестве с традициями рус. муз. классики. К лучшим его произв. принадлежат обработки рус. нар. песен. Ценный вклад внёс Г. в педагогическую лит-ру для фп.

Исполнение Г.-органиста отличалось величавостью, сосредоточенностью, глубиной мысли, строгостью, резкими контрастами света и тени. Им были исполнены все органные произв. И. С. Баха. Г. расширил репертуар органных концертов своими переложениями отрывков из опер, симфоний, фп. произв. Гос. пр. СССР (1947) за исполнительскую деятельность.

Сочинения: оперы (все - на собств. либретто) - Виринея (1913-15, по легенде из первых веков христианства), У перевоза (1933, посв. восстанию Е. Пугачёва; 2-я пр. на Конкурсе в честь 15-летия Октябрьской революции), Жакерия (1933, на сюжет крестьянского восстания во Франции в 14 в.), Макбет (по У. Шекспиру, в 1944 исп. оркестровые номера); кантаты, в т. ч. - Слава советским пилотам (1933), Родина радости (1937, обе на сл. А. А. Суркова); для орк. - 3 симфонии (1903, 1905, 1922), увертюры, в т. ч. - Драматическая (1897), 25 лет Октября (1942), 1941 год (1942), 30 лет Октября (1947), симф. поэма Зарницы (1929) и др.; концерты с орк. - для фп. (1900), скр. (1951), трубы (изд. 1930), валторны (изд. 1929), органа (1927); 12 маршей для духового орк.; квинтеты, квартеты, трио, пьесы для органа, фп. (в т. ч. 3 сонаты, около 200 лёгких пьес, 50 упражнений), скр., влч., кларнета; романсы, обработки рус. нар. песен для голоса с фп., трио (6 тетр., изд. 1924); мн. транскрипций (в т. ч. произв. И. С. Баха для фп. и орк.).

Литература: Левик Б., Александр Гедике, М., 1947; А. Ф. Гедике. Сб. статей и воспоминаний, сост. К. Аджемов, М., 1960; Гедике А. Ф., Нотографический справочник, сост. Г. К. Иванов, М., 1970.

И. П. Кулясов.

Гедике Ф. К.

Фёдор Карлович (наст. имя - Фридрих-Александр-Пауль) (1839, Москва - 1916, там же) - рус. органист и пианист. Игре на органе учился под рук. отца Карла Г., игре на фп. - у А. И. Дюбюка. Преподавал музыку в сиротском Николаевском ин-те, был органистом во франц. церкви св. Людовика в Москве (до 1907), давал частные уроки, выступал с концертами как пианист. Служил пианистом в Большом т-ре. В 1880-1916 преподавал обязательное фп. в Моск. консерватории. Автор орг. и хор. сочинений.

Гедини Д.

Гедини Д. (Ghedini) Джорджо Федерико (11 VII 1892, Кунео, Пьемонт - 25 III 1965, Нерви, близ Генуи) - итал. композитор. Учился в муз. лицеях в Турине и Болонье (у М. Э. Босси), занимался также у Дж. Краверо. Преподавал в муз. лицее в Турине (с 1918), в Пармской (с 1938) и Миланской (с 1941, профессор композиции; в 1951-62 также директор) консерваториях. Известны его многочисп. обработки для оркестра ряда произв. итал. и нем. композиторов 17-18 вв., в т. ч. К. Монтеверди, А. Габриели, Дж. Фрескобальди, Г. Шюца, И. С. Баха.

Сочинения: оперы, в т. ч. Гренгуар (1915), Мария Александрийская (1937, Бергамо), Король Гассан (Re Hassan, 1939, Венеция; 2-я ред. 1961, Неаполь), Золотая блоха (La pulce d'oro, 1940, Генуя), Вакханки (Le baccanti, 1948, Милан), Билли Бэдд (1949, Венеция), Крестный путь (La via della croce, 1961, Венеция); для орк. - симфония (1938), Увертюра к концерту (Ouverture pour un concert, 1963); концерты и др. произв. для инструментов с орк., камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы, духовная музыка; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам и др.

Литературные сочинения: Appunti per una autobiografia, "Musicalia", 1970, No 1.

Литература: Вonisсonti A. M., G. F. Ghedini e le sue ultime opere, "Rassegna musicale", 1949, No 19; G. F. Ghedini. Gatalogo delle opere, Mil., 1965.

Гедройц И. И.

Игнатий Игнатьевич (10 (23) VII 1901, Трубчевск, ныне Брянской обл. - 11 XII 1961, Москва) - сов. артист оперетты. Сценич. деятельность начал в драм. т-ре Трубчевска (1919). С 1923 артист т-ров оперетты Москвы, Киева и др. городов, с 1928 - Моск. т-ра оперетты. Г. - один из самых ярких актёров в амплуа простаков. Образы, созданные артистом, отмечены непринуждённостью, пластичностью и отточенной техникой. Лучшая роль Г. - Герман ("Роз-Мари" Стодгарта и Фримля). Др. роли: Бони, Эрве ("Сильва". "Фиалка Монмартра" Кальмана), Рауль ("Орфей в аду" Оффенбаха), Митрусь ("Холопка" Стрельникова), Грициан ("Свадьба в Малиновке" Александрова).

Часто выступал в концертах совместно с О. Н. Власовой.

В. И. Зарубин.

Гейне-Вагнер Ж. Л.

Жермена Леопольдовна (р. 23 VI 1923, Рига) - сов. певица (лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. СССР (1969). Деп. Верх. Совета Латв. ССР 5-го созыва. В 1950 окончила Латв. консерваторию, с того же года солистка Латв. т-ра оперы и балета (Рига). Артистка яркого сценич. дарования, Г.-В. обладает выдающимся вокальным мастерством. Выступает в разнообразном оперном репертуаре.

Партии: Феврония ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Банюта ("Банюта" Калниня), Спидола ("Огонь и ночь" Яна Медыня), Гундега ("Принцесса Гундега" Скултэ), Наташа ("Война и мир" Прокофьева), Катарина ("Укрощение строптивой" Шебалина), Дездемона, Аида, Елизавета, Леонора, Виолетта ("Отелло", "Аида", "Дон Карлос", "Трубадур", "Травиата" Верди), Венера, Ортруда, Брунгильда ("Тангейзер", "Лоэнгрин", "Валькирия" Вагнера), Саломея ("Саломея" Р. Штрауса) и др. Г.-В. исполняла сопрановые партии в 9-й симфонии Бетховена, "Реквиеме" Верди, партию Маргариты в "Осуждении Фауста" Берлиоза и др. Активно выступает как конц. певица. Лауреат Всемирного фестиваля молодёжи в Варшаве (1955). Гос. пр. Латв. ССР (1957). Гастролирует за рубежом (Югославия, Румыния, Болгария, Венгрия, Исландия, Финляндия, Польша, ГДР).

Я. Витолинь.

Гек Г. А.

Гуго Альбертович (1861, Магдебург - 3 III 1935, Москва) - сов. гобоист и педагог. По нац. немец. В 1879 окончил муз. школу в Магдебурге. Работал в городском оперном и симф. оркестрах. В 1885 переселился в Россию, в Тбилиси, где играл в оркестре оперного т-ра; в 1889-1917 преподавал игру на гобое и кларнете в муз. уч-ще; с 1917 - в муз. уч-ще Харькова, в 1920-35 - в Моск. консерватории (с 1926 профессор). Учениками Г. являются мн. сов. гобоисты (М. А. Иванов, Я. В. Куклес и др.).

Геккельфон

Геккельфон - баритоновый гобой - деревянный духовой язычковой инструмент. Создан в 1904 нем. инструментальным мастером В. Геккелем (W. Неckel). По устройству в общем сходен с гобоем, но звучит октавой ниже. Имеет широкую мензуру и шарообразный раструб. Двойная трость насаживается на длинную прямую трубку. Г. обладает певучим, выразит. звуком носового тембра. Диапазон H - f2. Изредка применяется в оркестре (напр., в "Саломее" и "Электре" Р. Штрауса).

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 1, М., 1953.

Гексахорд

Гексахорд (от греч. ex - шесть и xordn - струна; букв. - шестиструнный) - диатонич. шестиступенный звукоряд. Применялся в муз. практике раннего средневековья.

Гексахорд

В начале 11 в. Гвидо д'Ареццо теоретически обосновал систему Г. Шестиступенный звукоряд состоял из последовательности: тон, тон, полутон, тон, тон. Ступеням звукоряда были присвоены самостоят. слоговые обозначения: ut, re, mi, fa, sol, la, к-рые являлись первыми слогами строк церковного гимна: "Ut queant Iaxis". Общий звукоряд системы состоял из 20 звуков от G до е 2 и подразделялся на 4 регистра: низший, низкий, высокий, наивысший. В границах этого звукоряда строилось 7 Г. разл. высоты, причём структурная формула Г. не изменялась. В числе 7 Г. были 3 "твёрдых" - с си-бекаром, 2 "мягких" - с си-бемолем и 2 натуральных - в диапазоне до - ля. Эта система допускала сочетание различных по типу Г. и мутации (переходы) из одного Г. в другой. Принцип сольмизации по этой системе заключался в сохранении названий ступеней Г. при интонировании любого из 7 Г.

В. А. Вахромеев.

Геликон

Геликон (от греч. elix, род. падеж - elitios - кольцо, спираль) - духовой инструмент семейства бюгельгорнов. Разновидность басовой и контрабасовой тубы. Употребляется гл. обр. в дух. оркестрах. Для удобства ношения через плечо ствол инструмента изогнут в виде широкой спирали. Г. сконструирован в России в 40-х гг. 19 в. Инструменты изготовляются преим. в строях Es и В. Иногда для уменьшения веса Г. делают с более узкой мензурой, вследствие чего звук становится более резким.

Гелинек Й.

Йозеф - см. Елинек Й. А.

Гельмгольц Г.

Гельмгольц Г. (Helmholtz) Герман (31 VIII 1821, Потсдам - 8 IX 1894, Берлин) - нем. физик, физиолог и математик. Изучал медицину в ун-те в Берлине, с 1843 работал воен. врачом. С 1849 профессор физиологии, анатомии, физики в Кёнигсберге, Бонне, Гейдельберге, с 1871 преподавал физику в ун-те в Берлине. Отличался исключит. разнообразием науч. интересов (от физиологии, механики, оптики, акустики - до философии). Написал книгу об основах акустики, в к-рой выдвигает идею связи физич. и физиологич. акустики с муз. наукой и муз. эстетикой (не утратила своего значения и для совр. музыковедения). Г. развил физич. и физиологич. теорию музыки, разработал теорию человеч. слухового аппарата, обнаружил его способность разлагать сложные звуки на простые тоны. Искусств. синтезом сложных звуков Г. доказал, что тембр звука определяется наличием обертонов и их относит. силой, что причина его лежит в особенностях тех колебаний, к-рые воздействуют на орган слуха. Изучал также строение и функции органа слуха и обосновал теорию резонанса (известен резонатор Гельмгольца - прибор, к-рым пользуются при анализе звучаний). Г. исследовал колебания скрипич. струны и впервые решил задачу о звучании органной струны.

Сочинения: Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (франц. пер. 1868, 1874, англ. пер. 1875, 1948; в рус. пер. - Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875). Лит.: Срезневский Б., Открытия Гельмгольца в области теории музыки, Юрьев, 1895; Koenigsberger L., H. von Helmholtz, Bd 1-3, Braunschweig, 1902-03; Lоtze H., Geschichte der Дsthetik in Deutschland, Mьnch., 1868, S. 461-504; Riemann H., Musikalische Syntaxis, Lpz., 1877; Watt H. H., Hermann von Helmholtz, "ML", 1921; Lloyd L. S., Helmholtz the musical ear, "MQ", 1925, 1939; Еbert H., Hermann von Helmholtz, Stuttg., 1949; Husmann H., Vom Wesen der Konsonanz, Heidelberg, 1953; Besseler H., Das musikalische Hцren der Neuzeit, Sitzungs-Bericht, Lpz., CIV, 1958; Dahlhaus H. von, Helmholtz und der Wissenschaftscharakter der Musiktheorie, в сб.: Ьber Musiktheorie, Kцln, 1970.

О. Т. Леонтьева.

Гельферт В.

Гельферт В. (Helfert) Владимир (24 III 1886, Планице - 18 V 1945, Прага) - чеш. историк музыки. Изучал музыковедение в Карловом ун-те в Праге под рук. О. Гостинского, в ун-те в Берлине занимался у Й. Вольфа и Г. Кречмара. С 1921 преподавал историю музыки в ун-те в Брно (с 1931 профессор). С 1924 ред. "Hudebnн Rozhledy". С 1936 чл. Чеш. академии наук и иск-ва. Выступал как дирижёр, возглавлял Чеш. оркестровое об-во. Организовал издание памятников старинной чеш. музыки ("Musica antiqua Bohemica"). Автор ряда исследований, гл. обр. о чеш. музыке 18-19 вв. (наиболее значительное - о Ф. Миче). Труды Г. о Л. Яначеке и Й. Венде остались незавершёнными. Во время фашистской оккупации Чехословакии был участником Движения Сопротивления, арестован оккупантами и заключён в концлагерь, в к-ром находился до конца жизни (скончался через несколько дней после освобождения).

Сочинения: Hudebn barok na ceskych zбmcнch..., Praha, 1916; Smetanovskй kapitoly, Praha, 1917, 1954; Hudba na Jaromerickйm zбmku. Frantisek Mнca 1696-1745, Praha, 1924; Tvurcн rozvoj B. Smetany I. Preludium k zivotnнmu dнlu, Praha, 1924, 1956; Zur Geschichte des Wiener Singspiels, "ZfMw", V, 1922/23; Zur Entwicklungsgeschichte der Sonatenform, "AfMw" VII. 1925; Jirн Benda, (c.) 1-2, Brno, 1929-34; Ceskб modernн hudba..., Olomouc, 1936; Geschichte der Musik in der Tschechoslovakischen Republik, Praha, 1936, 1938 (совм. с E. Steinhard); О Janбckovi, Praha, 1949; О Smetanovi, Praha, 1950; О ceskй hudbe, Praha, 1957.

Литература: Kundera L., Vladimir Helfert, "HR", VIII, 1955; Stedron В., Vladimir Helfert, В., 1940.

Гемиола

Гемиола (от греч. miolios - полуторный) - в мензуральной нотации начиная с 15 в. группа из трёх нот среди групп из двух нот той же суммарной длительности. Записывалась особыми, выделяющимися нотами (цветными в чёрной нотации, зачернёнными - в белой), напр.:

Гемиола

Позднее термином "Г." стали обозначать двухдольные мотивы в трёхдольных тактах, в частности размещение трёх двухдольных мотивов в двух трёхдольных тактах. В 19 в. Г. часто встречается в скерцо, вальсах:

Гемиола

М. И. Глинка. "Вальс-фантазия".

Литература: Collins M. В., The performance of coloration, sesquialtera and hemiola (1450-1750), "JAMS", XVII, 1964.

B. H. Xoлoпoва.

Генданг

Генданг - кенданг (gendang, kendang), - индонезийский ударный инструмент. Барабан с цилиндрич. или конич. корпусом и 1 или 2 мембранами, к-рые натягиваются при помощи деревянного обруча и шнуров и настраиваются спец. колышками. Звук извлекают ударом руки. Существуют разл. способы удара в зависимости от того, ударяют ли пальцами или кистью руки, а также от места удара. 4 разл. тона Г. наз. тонг, пак, дунг, денг. Иногда употребляют 2 Г. вместе - один бульших размеров (пангкулон), "мужской", и второй, более слабый по звучанию и меньших размеров (панингка), "женский". В оркестре гамелан Г. отбивает ритм и даёт важнейшие динамич. акценты. Исполнитель на Г. является фактич. руководителем оркестра, определяя осн. темп исполнения и все отклонения от него, а также динамич. нарастания и спады.

Р. Б. Галайская.

Генделевское общество

Генделевское общество (Hдndel-Gesellschaft) - нем. муз. об-во. Создано в Лейпциге в 1856 по инициативе исследователей творчества Г. Ф. Генделя - Ф. Кризандера и Г. Г. Гервинуса, с целью издания полн. акад. собр. произв. Генделя. За 1858-1903 было издано 93 тт. (Изд-во Брейткопф и Хертель. Лейпциг. Редактор Ф. Кризандер. Оратории, гимны и др. вок. сочинения снабжены нем. текстом Г. Г. Гервинуса.) В 1903 с выпуском последнего тома об-во прекратило свою деятельность. В 1923-30 существовало Новое Г. о. В 1843-48 существовало Г. о. в Лондоне, издававшее полн. собр. сочинений Генделя. Деятельность другого Г. о. (1882 - 1939, Лондон) заключалась в исполнении забытых и малоизвестных его хор. произв. (любит. хором были исполнены мн. хоры и почти все оратории Генделя).

В 1955 в Галле, где ежегодно (с 1952) происходят Генделевские празднества, было организовано Г. о., уделяющее особое внимание разработке новой оценки произв. Генделя, а также вопросам исполнительской практики. (Первый председатель М. Шнейдер, затем Э. Г. Мейер, учёный секретарь - В. Зигмунд-Шульце.) Об-во принимает участие в подготовке издаваемых в Галле сочинений Генделя, а также в Генделевском ежегоднике (выходит с 1955).

Х. Зеегер.

Гендель Г. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гендель И.

Хендель (Haendel, Hдndel) Ида (p. 15 XII 1924, Хелм, Польша) - англ. скрипачка. Игре на скрипке обучалась у М. Михаловича в Варшавской консерватории, совершенствовалась у К. Флеша и Дж. Энеску в Париже. В 1937 дебютировала в лондонском "Куин Элизабет холле". Ведёт обширную конц. деятельность. Выступала с дирижёрами Г. Вудом, О. Клемперером, М. Сарджентом, Дж. Селлом, Ш. Мюншем, Т. Бичемом, Р. Кубеликом, К. Анчерлом и др. Участница мн. междунар. муз. фестивалей. С 1952 живёт в Канаде. 1-я исполнительница "Тартинианы II" Даллапикколы (на Радио, 1957, Турин). Гастролировала за рубежом (в СССР - 1960 и 1966). Г. принадлежит автобиографич. кн. "Женщина со скрипкой" ("Woman with violin", 1970).

Гендер

Гендер - гендир (gender, gendir), - индонезийский ударный инструмент. Состоит из 10-13 тонких, чуть выпуклых металлич. пластин с подвесными бамбуковыми трубками-резонаторами. Пластины подобраны в соответствии со звукорядами слендро или пелог. При помощи шнуров пластины укреплены на деревянной подставке в горизонтальном положении. Звук извлекают ударами двух деревянных палочек с каучуковыми наконечниками. По сравнению с родственным ему гамбангом Г. отличается бульшей мягкостью тембра. Этот инструмент требует от исполнителя виртуозной техники, т. к. при исполнении пьес в стиле свободной импровизации необходимы чрезвычайно быстрые движения кистей рук. Нередко на Г. играют женщины. В гамелане Г. осуществляет вариац. разработку осн. темы. Разновидности Г.: Г. пенерус - Г. малых размеров, Г. барунг - Г. средних размеров и Г. пенембунг - большой Г.

Р. Б. Галайская.

Генджер Л. А.

Генджер Л. А. (Gencer) Лейла Айше (р. 1927, Стамбул) - турецкая певица (драм. сопрано). Училась в Стамбульской консерватории. В 1950 дебютировала в партии Сантуццы ("Сельская честь" Масканьи, Дикарский гос. т-р). Партии: Лючия, Виолетта, Тоска, Татьяна. С 50-х гг. гастролирует во мн. странах (в СССР - в 1960).

Генерал-бас

Статья большая, находится на отдельной странице.

Генералов А. М.

Анатолий Михайлович (р. 31 III 1923, станица Потёмкинская Волгоградской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. БССР (1963). В 1954 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, с того же года солист Белорус. т-ра оперы и балета. Среди партий - Князь Игорь; Грязной ("Царская невеста"), Демон; Эгист ("Орестея" Танеева), Риголетто; Ди Луна ("Трубадур"), Яго; Ренато ("Бал-маскарад"), Фигаро; Альфио ("Сельская честь"), Чалхия ("Миндия" Тактакишвили), Апанас ("Алеся" Тикоцкого), Денис Давыдов ("Надежда Дурова" Богатырёва). С 1976 преподаёт пение в Белорус. консерватории. Гастролировал за рубежом.

Генеральная пауза

Генеральная пауза (нем. Generalpause, сокр. G. Р.; англ. general rest; франц. silence; итал. vuoto) - одновременная длительная пауза во всех голосах муз. произведения, написанного для большого инстр. состава, прежде всего для оркестра. Продолжительность Г. п. - не меньше такта. Г. п. встречается на гранях муз. формы, напр., при переходе от экспозиции к разработке (1-я ч. 7-й симфонии Л. Бетховена), во вступлениях и кодах. Особенно характерны внезапные Г. п., останавливающие течение муз. мысли и имеющие драматургически важное значение. Так, в 1-й ч. Неоконченной симфонии Ф. Шуберта певучая тема вдруг прерывается и, после одного такта молчания, раздаются грозные аккорды. В менуэте из симфонии No 104 Й. Гайдна двухтактовая Г. п. использована, наоборот, для юмористич. эффекта; после неожиданного перерыва тема благополучно заканчивается. Длит. паузы в камерных инстр. и вок. сочинениях, а также в произв. для одного инструмента (фп., орган) обозначаются термином "Г. п." редко, хотя бы они и выполняли в муз. форме ту же функцию (см. Пауза). Иногда Г. п. обозначается другими терминами (напр., в 1-м действии "Ивана Сусанина" в смысле Г. п. использован термин lungo silenzio - "долгое молчание").

В. Н. Холопова.

Гензельт А. Л.

Адольф Львович (12 V 1814, Швабах, Бавария - 10 X 1889, Вармбрунн, Силезия) - рус. пианист, педагог, композитор. По национальности немец. Учился игре на фп. у И. Н. Гуммеля (Веймар), теории музыки и композиции - у З. Зехтера (Вена). В 1836 начал конц. деятельность в Берлине. С 1838 жил в Петербурге, занимаясь гл. обр. преподаванием игры на фп. (среди его учеников - В. В. Стасов, И. Ф. Нейлисов, Н. С. Зверев). С 1857 инспектор музыки женских уч. заведений. В 1872-75 редактировал муз. журнал "Нувеллист". В 1887-88 профессор Петерб. консерватории.

М. А. Балакирев, Р. Шуман, Ф. Лист и др. высоко ценили игру Г., считали его выдающимся пианистом. Несмотря на нек-рый консерватизм технич. приёмов, лежавших в основе его пианизма (неподвижность кисти), игра Г. отличалась необыкновенно мягким тушй, совершенством легато, тонкой шлифовкой пассажей, исключительным мастерством в областях техники, требующих большого растяжения пальцев. Излюбленными пьесами в его пианистич. репертуаре были произв. К. М. Вебера, Ф. Шопена, Ф. Листа.

Г. - автор мн. фп. произв., отличающихся мелодичностью, изяществом, хорошим вкусом, превосходной фп. фактурой. Нек-рые из них входили в конц. репертуар выдающихся пианистов, в т. ч. А. Г. Рубинштейна. Лучшие из соч. Г.: первые две части концерта для фп. с орк. (ор. 16), 12 "концертных этюдов" (ор. 2; No 6 - "Будь я птицей, к тебе бы полетел" - самая популярная из пьес Г.; имеется также в обр. Л. Годовского), 12 "салонных этюдов" (ор. 5). Г. принадлежат также конц. транскрипции оперных и орк. произв. Особенно выделяются обработки для фп. рус. нар. песен и произв. рус. композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, М. Ю. Виельгорский и др.). Произв. Г. сохранили значение только для педагогики (в частности, для развития техники широко расположенных арпеджий). Г. редактировал фп. произв. Вебера, Шопена, Листа и др., а также составил руководство для учителей музыки: "На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры" (СПБ, 1868).

Литература: Рубинштейн A., Музыка и её представители, М., 1891; Серов A., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95; Ф. (Финдейзен Н.), Адольф Гензельт, "РМГ", 1899, No 37; Бессель В., Три великих пианиста: Франц Лист, Адольф Гензельт и Антон Рубинштейн, "РМГ", 1902, No 45; Александрова-Левинсон А. Я., Воспоминание о А. Л. Гензельте, "РМГ", 1914, No 30-31; Алексеев A., Русские пианисты. (Очерки и материалы по истории пианизма, вып. 2), М.-Л., 1948; Музалевский В. И., Русская фортепианная музыка, М.-Л., 1949; Lenz W., Die Grossen Pianoforte-Virtuosen unserer Zeit aus persцnlicher Bekanntschaft. Liszt. Chopin. Tausig. Henselt, В., 1872; Adaiewsky E., Ad. Hйnselt, quelques aperзus de sa mйthode d'enseignement, "RMI", 1914, No 2,

Я. И. Мильштейн.

Геника Р. В.

Ростислав Владимирович (15 (27) X 1859, Корчевский у., ныне Калининской обл. - год и место смерти неизв.) - рус. пианист, педагог и муз. писатель. В 1879 окончил Моск. консерваторию по классу фп. Н. Г. Рубинштейна. Теорией занимался у П. И. Чайковского. В 1880-1922 ст. преподаватель муз. уч-ща РМО в Харькове. С 1896 сотрудник и харьковский корреспондент "Русской музыкальной газеты". Осн. работы Г. посв. истории фп. исполнительства и лит-ры. С 1922 жил в Чехословакии.

Сочинения: История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, с изображениями старинных инструментов, ч. 1. Эпоха до Бетховена, М., 1896; Из летописей фортепиано. Муз.-историч. очерки, СПБ, 1905; Шуман и его фортепианное творчество, СПБ, (1907), (1911); Фортепианное творчество П. И. Чайковского, СПБ, 1908; Очерки истории музыки, т. 1-2, СПБ, (1911-12); Н. Г. Рубинштейн и П. И. Чайковский, "РМГ", 1916, No 36-37, 40, 42-44, 47, 49; Фортепианное творчество А. Г. Рубинштейна, там же, 1918, No 1-2, 5-10.

Генин Ю. Г.

Юрий Генрихович (р. 6 (19) III 1917, Одесса) - сов. режиссёр оперетты. Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1939. В 1942-45 учился в ГИТИСе им. А. В. Луначарского у В. Г. Сахновского. С 1946 худ. рук. Моск. гастрольного т-ра муз. комедии, с 1947 - Челябинского т-ра муз. комедии, с 1948 гл. режиссёр Т-ра муз. комедии Ростова-на-Дону, с 1959 - Волгоградского т-ра муз. комедии. Среди пост. - "Фраскита" Легара, "Прекрасная Елена" Оффенбаха, "Венская кровь" и "Летучая мышь" Штрауса, "Мечтатели" и "Севастопольский вальс" Листова, "Итальянский роман" Цабадзе, "Сердце балтийца", "Требуется героиня", "Белый танец" Баснера, "Волжаночка", "Страницы любви" Семёнова. В 1975 преподавал в Волгоградском уч-ще иск-в.

Геништа И. И.

Еништа Иосиф Иосифович (Осип Осипович) (13 (24) XI 1795, вероятно, Москва - 25 VII (6 VIII) 1853, там же) - рус. композитор, пианист, дирижёр. Сын чеш. музыканта Иосифа Францевича Г. (1750-1811), переселившегося в Россию. Ученик И. В. Геслера. Общее образование получил в Благородном пансионе при Моск. ун-те. Выступал в концертах как пианист и дирижёр, пропагандируя музыку классиков, особенно Л. Бетховена. Был известен и как педагог.

Популярны были романсы Г., особенно элегия "Погасло дневное светило" на сл. А. С. Пушкина (написана к моменту возвращения поэта из ссылки, исп. в его присутствии в 1826 в салоне З. А. Волконской; в 1838 М. И. Глинка сделал перелож. элегии для голоса и оркестра). Романс "Младый Рогер свой острый меч берёт" (на сл. В. А. Жуковского) положил начало жанру "рыцарского романса" в рус. камерно-вок. музыке.

Среди сочинений Г. - оперы-водевили "Бальдонские воды", "Сюрприз" (1829, Большой т-р, Москва), квартеты, сонаты, пьесы для фп., для виолончели, романсы, обработки рус. нар. песен. Произв. Г. для виолончели (вариации, фантазии, сонаты, ноктюрны) занимали видное место в рус. виолонч. лит-ре 1-й пол. 19 в. Участвовал в создании музыки к водевилям "Опыт артистов, или Авось удастся" (совм. с А. Н. Верстовским и Мих. Ю. Виельгорским, 1825, Большой т-р, Москва), "Старый гусар, или Пажи Фридриха II" (совм. с Л. В. Маурером, А. А. Алябьевым, P. Е. Шольцем, 1831, там же) и др.

Литература: Тынянова Е., И. И. Геништа, "СМ", 1941, No 2; Веневитинов Д. В., Письма (к сестре), Полн. собр. соч., (М.-Л.), 1934; Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Книга вторая. Русское виолончельное искусство до 60-х годов XIX века, М., 1957, с. 472-77.

Генсле

Генсле (польск. gesle).

1) Общее наименование старинных польских струнных инструментов, прежние названия к-рых до нас не дошли. Известно несколько таких инструментов: Г. из Ополе, найденные во время археологич. раскопок и относящиеся ко 2-й пол. 11 в., с корпусом в виде узкого корытца и 2 струнами; Г. из Гданьска, датируемые 12-13 вв.; "старопольские" Г. 17 в. с плоским овальной формы корпусом и 2 струнами.

2) Г. подгалянские, носившие также название жлубцаки (zlуbcaki), - старинный польский народный смычковый инструмент. Корпус деревянный, долблёный или склеенный, грушевидной или лодкообразной формы, с короткой шейкой, струн 3-4, строй квинтовый. Г. с долблёным корпусом напоминает болгарскую гадулку. Играют на Г. лунообразным смычком, опирая корпус о левую сторону груди ниже плеча (нар. способ держания скрипки). Звук Г. - резкий, пронзительный. Инструмент и поныне встречается в нек-рых районах Польши.

Родственные Г. термины известны и в др. славянских странах (югосл. гусле, рус. гусли, болг. гуслица и др.).

Литература: Chybinski A., Instrumenty muzyczne ludu polskiego na Podhalu, Kr., 1924.

H. A. Вертков.

Генслер В. И.

Владимир Иванович (15 (28) I 1906, Петербург - 1 XI 1963, Ленинград) - сов. кларнетист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935). В 1929 окончил Ленингр. консерваторию, где учился у В. Ф. Бреккера и А. В. Березина. В 1930-1957 артист симф. оркестра Ленингр. филармонии. В 1931-41 преподаватель муз. уч-ща им. М. П. Мусоргского, с 1937 - Ленинградской консерватории (с 1950 профессор).

Г. был выдающимся виртуозом, его игра отличалась тонкой выразительностью, высоким техническим мастерством.

Генюшас Р. Ю.

Римас Юозович (р. 28 VIII 1920, Петроград) - сов. дирижёр. Нар. арт. Литов. ССР (1964). Чл. КПСС с 1954. В 1945 окончил Каунасскую консерваторию по классу фп. у Б. Д. Дварионаса, в 1948 - по классу дирижирования у M. M. Букши, в 1949-51 совершенствовался в Ленингр. консерватории у С. В. Ельцина и И. М. Альтермана (дирижирование). В 1942-45 пианист-концертмейстер, с 1945 дирижёр Каунасского муз. т-ра. С 1952 дирижёр Литов. т-ра оперы и балета (в 1958-75 гл. дирижёр). В репертуаре св. 50 классич. и совр. опер, неск. балетов. Выступает как симф. дирижёр, под упр. Г. были впервые исполнены мн. произв. литов. композиторов. Гастролировал за рубежом. С 1948 преподаватель, с 1975 зав. кафедрой оперной подготовки Литов. консерватории. Автор кн. "Дирижирование и литовские дирижёры" ("Dirigavimas ir Lietuvos dirigentai", 1973). Гос. пр. Литов. ССР (1960).

Геодакян Г. Ш.

Георгий Шмавонович (р. 12 VIII 1928, Ленинакан) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1961). Чл. КПСС с 1952. В 1951 окончил теоретико-композиторский, в 1952 - фортепианный ф-ты Ереванской консерватории, в 1956 - аспирантуру при кафедре теории музыки Моск. консерватории. С 1957 науч. сотрудник, в 1960-63 учёный секретарь, с 1965 зав. отделом музыки Ин-та иск-в АН Арм. ССР.

Г. принадлежат исследования по арм. классич. и сов. музыке, оперной драматургии. Активно выступает как муз. критик и публицист.

Сочинения: Романос Меликян, Ер., 1960 (дисс.); Очерк истории армянской музыки (Очерки истории армянского искусства, т. 1), Ер., 1963 (совм. с X. С. Кушнарёвым и М. О. Мурадяном); Современная музыка на сцене театра оперы и балета, в сб.: Великий Октябрь и советский армянский театр, Ер., 1967, с. 231-68; Стиль Комитаса и музыка XX века, в сб.: Комитасакан, Ер., 1969, с. 84-121; Армянская советская музыка за 50 лет, Ер., 1970 (все на арм. яз.); Камерно-инструментальная музыка, в сб.: Музыка Советской Армении, М., 1960, с. 218-254 (совм. с М. П. Тер-Симонян); Комитас, Ер., 1969; Т. Чухаджян и его опера "Аршак II", Ер., 1971.

М. П. Тер-Симонян.

Георгиан А. Я.

Армен Яковлевич (р. 26 X (8 XI) 1904, Баку) - советский виолончелист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1967). Чл. КПСС с 1963. В 1926 окончил Московскую консерваторию по классу виолончели А. А. Брандукова. В 1927-57 солист и участник трио Всесоюзного радио. С 1927 преподаватель Муз. уч-ща, с 1944 - Муз. педагогич. ин-та им. Гнесиных (с 1960 профессор). В 1968-72 участник Гос. квартета им. Комитаса. Гастролировал за рубежом.

Его дочь Каринэ Арменовна Г. (р. 5 I 1944, Москва) - виолончелистка. С 1949 обучалась игре на виолончели под руководством отца. В 1967 окончила Московскую консерваторию по классу М. Л. Ростроповича. Лауреат Всероссийского (1961, 3-я пр.), Всесоюзного (1965, 1-я пр.) и Международного им. П. И. Чайковского (1966, 1-я пр.) конкурсов виолончелистов. С 1970 солистка Моск. филармонии. Гастролирует за рубежом (Англия, США, Канада, Швеция, ГДР, Польша и др.).

И. М. Ямпольский.

Георгиу В.

Георгиу В. (Gheorghiu) Валентин (p. 21 III 1928, Галац) - рум. пианист и композитор. Засл. арт. СРР (1951). Учился в Бухарестской консерватории у К. Эрбичану, затем в Парижской у Л. Леви и Н. Галлона (1937-39); в 1947 окончил Бухарестскую консерваторию по классу К. Эрбичану (фп.) и М. Жоры (композиция). С 1950 солист Бухарестской филармонии. 1-я премия на Международном конкурсе им. Дж. Энеску (1958).

Один из признанных пианистов-виртуозов, Г. выступает во мн. странах мира, в т. ч. неоднократно в СССР. Его исполнение отличают блестящая техника, ритмич. упругость игры, мягкое тушй, богатство звуковых и образных контрастов. Вместе с братом Ш. Георгиу (скрипач) и Р. Алдулеску (виолончелист; с 1968 - К. Иля) участник камерного трио "Бухарест" (осн. в 1950). Г. - автор 2 симфоний (1949, 1956), концерта для фп. с орк. (1959; пр. им. Дж. Энеску Академии СРР, 1961), квартетов, камерной музыки для фп., влч., скр. (в т. ч. сонаты для фп., 1946; пр. им. Дж. Энеску, 1946). Гос. пр. СРР (1949).

Литература: Вrоnсusi P., Calinoiu N., Muzica оn Romвnia dupв 23 august 1944, Buc., 1965, p. 229-30.

P. Э. Лейтес.

Георгиу Ш.

Георгиу Ш. (Gheorghiu) Штефан (р. 23 III 1926, Галац) - рум. скрипач. Засл. арт. СРР. В 1934-37 учился в Бухарестской консерватории по классу Дж. Энаковича, в 1937-39 - в Парижской, в 1939-43 снова в Бухарестской у М. Жоры и В. Филипа. В 1959-1961 совершенствовался у Д. Ф. Ойстраха в Моск. консерватории. С 1945 выступает с концертами, с 1949 солист Бухарестской филармонии. Вместе с братом В. Георгиу (пианист) и Р. Алдулеску (виолончелист; с 1968 - К. Иля) участник камерного трио "Бухарест" (с 1950). С 1961 преподаёт в Бухарестской консерватории. 1-я премия на Международном конкурсе им. Дж. Энеску (1958).

P. Э. Лейтес.

Гептахорд

Гептахорд (греч. eptaxordos - семиструнный, от epta - семь и xordn - струна).

1) Семиступенный звукоряд, образовавшийся от слияния двух однородных тетрахордов. Применялся в муз. практике Др. Греции. Средний звук Г. являлся общим звуком двух тетрахордов: верхним звуком нижнего и начальным звуком верхнего. Такой способ соединения тетрахордов греки называли слитным (synapn).

2) Семиструнная кифара (род лиры) - щипковый инструмент др. греков (также eptatonos, букв. - семизвучный).

Предыдущая страница Следующая страница