Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГМЫ"-"ГОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГМЫ"-"ГОЛ")

Гмыря Б. Р.

Борис Романович (23 VII (5 VIII) 1903, Лебедин, ныне Сумской обл. - 1 VIII 1969, Киев) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1951). Род. в семье рабочего-каменщика. Работал грузчиком, матросом в Черноморском торговом флоте. В 1935 окончил Харьковский инженерно-строит. ин-т, в 1939 - Харьковскую консерваторию по классу пения П. В. Голубева. С 1936 выступал на сцене оперного т-ра в Харькове, с 1939 - солист Укр. т-ра оперы и балета (Киев). Г. был одним из ведущих мастеров сов. оперного иск-ва. Обладал голосом широкого диапазона, мягкого, бархатного тембра; исполнение отличалось благородством и безупречной музыкальностью. Ему были присущи глубокое психологии, раскрытие муз.-сценич. образов, сдержанная внутренняя сила, большая эмоциональная выразительность. Партии: Сусанин, Руслан, Борис Годунов, Мельник, Гремин, Сальери; Томский ("Пиковая дама"), Мефистофель; Тарас Бульба ("Тарас Бульба" Лысенко), Фрол ("В бурю"), Валько, Тихон ("Молодая гвардия", "Заря над Двиной" Мейтуса), Вакулинчук ("Броненосец "Потёмкин"" Чишко), Рущак ("Милана" Майбороды), Кривонос ("Богдан Хмельницкий" Данькевича) и др. Г. известен также как тонкий интерпретаторкамерной вок. музыки. В его конц. репертуаре св. 500 произв. Рус., укр. и зап.-европ. композиторов. Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов (1939, 2-я пр.). Гос. пр. СССР за конц.-исполнит. деятельность (1952). Гастролировал в разл. городах Сов. Союза и за рубежом (Чехословакия, Болгария, Польша, Китай и др.).

Литература: Голубев П. В., Б. Р. Гмыря (записки педагога), М., 1959; Стебун И. И., Борис Романович Гмыря, К., 1960.

Л. С. Кауфман.

Гнатали Р.

Гнатали Р. (Gnattali) Радамес (р. 27 I 1906, Порту-Алегри) - браз. композитор, пианист, скрипач, альтист и дирижёр. По национальности итальянец. В 1924 окончил Нац. муз. школу в Рио-де-Жанейро. Играл в квартете Э. Освалда. Г. - представитель романтич. направления в браз. музыке. Мн. его произв. связаны с браз. муз. фольклором. Среди соч. - 3 "Народные симфонии" ("Sinfonia popular", 1955-69), "Бразилианы" для оркестра, а также разл. инстр. составов ("Brasiliana", 12 пьес, 1948-70); многочисл. концерты (с оркестром), среди них - 6 для фп. (1934-67; в т. ч. 2 "Романтических" - "Romantico concerto", 1949, 1964), 3 для скрипки (1947-69), 4 для гитары (1952-68), 3 концерта "Кариока" для гитары и фп. (1950-70), камерно-инстр. ансамбли, "Бразильская рапсодия" для фп. ("Rapsуdia Brasileira", 1931), вок. произведения.

Гнатюк Д. М.

Дмитрий Михайлович (р. 28 III 1925, с. Староселье, ныне Черновицкой обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1960). Чл. КПСС с 1962. Сценич. деятельность начал в 1945 в Черновицком укр. муз.-драм. т-ре. В 1951 окончил Киевскую консерваторию по классу И. С. Паторжинского, в том же году стал солистом Укр. т-ра оперы и балета (Киев).

Г. обладает сильным, красивого тембра голосом, владеет высоко развитой техникой вокала. Ему свойственна свободная, непринуждённая манера исполнения. В репертуаре Г. св. 30 партий, в т.ч. Остап, Мыкола ("Тарас Бульба", "Наталка Полтавка" Лысенко), Мартин ("Милана" Майбороды), Петруччио ("Укрощение строптивой"), Мазепа, Евгений Онегин, Демон, Князь-Игорь, Риголетто; Граф ди Луна, Ренато, Амонасро ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Аида"), Сильвио, Тонио ("Паяцы"), Валентин ("Фауст"), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Папагено ("Волшебная флейта"). Выступает как конц. певец, исполняет также песни сов. композиторов. Премия Ленинского комсомола (1967). Гастролирует за рубежом (Австралия, Нов. Зеландия, Африка, США, Исландия, Япония, Норвегия, Канада и ряд европ. стран). Снимался в кино.

Литература: Теплицкий К., Соловей Буковинского леса" "ТЖ", 1960, No 23; Стефанович М. П., Дмитро Гнатюк, Кипв, 1961.

Л. С. Кауфман.

Гнбри

Гнбри (gnbrо), гимбри, гинбри, гунибри, - двухструнный щипковый инструмент. Распространён в Сев. Африке (Марокко, Алжир, Тунис). На небольшой продолговатый корпус, выдолбленный из дерева, натянута кожаная мембрана. Шейка круглая, без ладов. Струны кишечные, настройка их может быть различной. Звук острый и резкий. При игре Г. держат в горизонтальном положении чуть ниже груди. Употребляется как аккомпанирующий инструмент певцами-танцорами в песенно-балетных театрализов. представлениях, а также бродячими актёрами, выступающими на гор. площадях.

Р. Б. Галайская.

Гнедаш В. Б.

Вадим Борисович (р. 21 VII 1931, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. УССР (1978). Чл. КПСС с 1974. В 1955 окончил Киевскую консерваторию у А. И. Климова. Дирижёрскую деятельность начал в 1948, с 1955 дирижёр Оперной студии при Киевской консерватории, с 1956 - Донецкой филармонии, с 1961 гл. дирижёр симф. оркестра Гостелерадио УССР. Репертуар Г. обширен и разнообразен; активно пропагандирует произв. укр. сов. авторов, мн. из них исполнены им впервые. Гастролирует за рубежом. С 1968 преподаёт в Киевской консерватории (с 1978 доцент).

Литература: Стельмашенко А., Оркестр и его руководитель, "МЖ", 1977, No 18.

Гнесин М. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гнесина Е. Ф.

Елена Фабиановна (18 (30) V 1874, Ростов-на-Дону - 4 VI 1967, Москва) - сов. пианистка-педагог, муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1935). Сестра М. Ф. Гнесина. В 1893 окончила Моск. консерваторию по классу фп. В. И. Сафонова (ранее училась у Э. Л. Лангера, Ф. Бузони и П. Ю. Шлёцера). С 16 лет занималась педагогич. работой. Принимала участие в концертах в Москве и др. городах. После Великой Окт. социалистич. революции вела большую муз.-просветительную работу. Деятельность Г. неразрывно связана с основанной ею и её сестрами Евгенией Фабиановной Савиной-Г. (1870-1940) и Марией Фабиановной Г. (1871-1918) муз. школой (1895, с 1925- муз. техникум им. Гнесиных, с 1936 - уч-ще имени Гнесиных), на базе к-рой в 1944 был создан уч. комбинат, включивший муз.-педагогич. ин-т им. Гнесиных, муз. уч-ще и муз. школу. Как директор и педагог Г. отличалась большой энергией и инициативой. У Г. учились Л. Н. Оборин, А. И. Хачатурян, М. В. Мильман и др. Автор педагогич. произведений для фп. Её сестры Ольга Фабиановна Александрова-Г. (1885-1963) и Елизавета Фабиановна Витачек-Г. (1879-1953) тоже музыканты-педагоги.

Сочинения: Из моих воспоминаний, "СМ", 1964, No 5.

Литература: За тридцать лет 1895-1925, (сб.), М., 1925; Сорок лет Московского государственного музыкального техникума им. Гнесиных. 1895-1935, сб., М., 1935; Пятьдесят лет Государственного музыкального училища имени Гнесиных. 1895-1945, сб., М.-Л., 1945; Риттих Е., Елене Фабиановне девяносто, "СМ", 1964, No 5, с. 40-43; Светозарова Н., Евгения Фабиановна Савина-Гнесина (Из воспоминаний), в сб.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. 2, М., 1967.

Я. И. Мильштейн.

Гобби Т.

Гобби Т. (Gobbi) Тито (р. 24 X 1913, Бассано-дель-Граппа) - итал. певец (баритон). Окончил юридич. ф-т ун-та в Падуе. Пению обучался у Дж. Крими. В 1936 получил 1-ю пр. на Междунар. конкурсе вокалистов в Вене. Дебютировал в 1938 в партии Жермона (Рим, т-р "Адриано"), затем пел в оперных т-рах разных городов Италии (с 1942 солист миланского т-ра "Ла Скала"). С 1947 выступал в ведущих т-рах Швеции, США, Англии, Португалии, Ирландии, Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Испании и др. стран.

Г. - один из выдающихся баритонов мира, обладатель редкого по красоте тембра голоса большого диапазона. Иск-во Г. отличают совершенное вок. мастерство, тонкое чувство стиля, глубокая проникновенность исполнения. Исключит. артистич. многогранность позволяет ему создавать разнохарактерные муз.-сценич. образы. Особенно близки Г. герои опер Дж. Верди: Риголетто, Яго, Жермон; Амонасро, Репато, маркиз Поза ("Аида", "Бал-маскарад", "Дон Карлос"), Макбет ("Макбет"). Среди лучших партий: Скарпиа, Джанни Скикки ("Тоска", "Джанни Скикки" Пуччини), Фигаро, Вильгельм Телль ("Севильский цирюльник", "Вильгельм Телль" Россини), Дон Жуан; граф ("Свадьба Фигаро"), Тонио; Оттокар ("Вольный стрелок"), Шарль Жерар ("Андре Шенье" Джордано), Иоканаан, Мандрика ("Саломея", "Арабелла" Р. Штрауса), Воццек ("Воццек" Борга) и др. Снимался во мн. муз. фильмах.

Литература: Lauri-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955; De Rаоli D., Tito Gobbi, в кн.: Opera, L., 1955, p. 619-22.

С. М. Грищенко.

Гобой

Гобой (нем. Oboe, от франц. hautbois, букв. - высокое дерево). 1) Деревянный дух. язычковый инструмент. Возник во Франции в нач. 2-й пол. 17 в. в результате реконструкции старинного шалмея. Отличается от него относит. устойчивостью интонации, отчётливым звучанием верхнего регистра, богатством выразит. возможностей. Современный Г. представляет собой прямую конич. трубку из трёх частей: верхнего и среднего колен и раструба. Материал - чёрное или туковое дерево (фабричное производство из пластмасс себя не оправдывает). Имеет 25 отверстий, от 22 до 24 из них закрыты клапанами (до конца 18 в. Г. был снабжён лишь 6 игровыми отверстиями и 2 клапанами). Двойная трость из особых сортов камыша насаживается на конич. латунный штифт, являющийся продолжением канала Г. Общая дл. канала (без трости) 590- 610 мм. Диапазон h - f3. Различают Г. нем. и франц. систем. Последние характеризуются более узкой мензурой, удлинённой узкой тростью, совершенством клапанного механизма. Они превосходят немецкие чистотой интонации, свободой звукоизвлечения (особенно в крайних регистрах), широтой динамич. диапазона. Звучание франц. Г. острое, носового оттенка, немецких - более плотное, тёплое, но тускловатое; передача нюансов на них затруднена. В совр. муз. практике Г. франц. системы получили наибольшее применение. Г. нотируется в скрипич. ключе, соответственно действит. звучанию. В группе дерев, дух. инструментов симф. и оперного оркестров Г. занимает важное место. Используется также как сольный и ансамблевый инструмент. Разновидности Г.: малый Г. - звучит квартой выше обычного, употребляется в дух. оркестрах; альтовый гобой, или Г. д'амур; английский рожок - увеличенный альтовый Г. в строе F. 2) Органный регистр язычковой группы (8'). Как правило, трубы регистра Г. охватывают лишь верхнюю половину клавиатуры; нижняя её половина заполняется трубами регистра бассон (фагот).

Литература: Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950; Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 1, М., 1953; Весhlеr L. und Rahm В., Die Oboe und die ihr verwandten Instrumente, Lpz., 1914; Russel M. R., The oboe, Ann Arbor, 1953; Кuntz H., Die Oboe, Lpz., 1956; Bate Ph., The oboe, L., 1956, 2 1962.

С. Я. Левин, Л. И. Ройзман.

Годар Б. Л. П.

Годар Б. Л. П. (Godard) Бенжамен Луи Поль (18 VIII 1849, Париж - 10 I 1895, Канн) - франц. композитор. Учился игре на скрипке у Р. Хаммера и А. Вьётана. В 1863 был принят в Парижскую консерваторию, где занимался композицией в классе H. A. Ребера. Участвовал как альтист в концертах камерной музыки, сочинял романсы, фп. пьесы. В 1878 выступил с драм, симфонией "Тассо" для солистов, хора и орк., положившей начало его известности как композитора. Автор программных симфоний, отразивших "ориентальные" влияния музыки Ф. Давида, отчасти Г. Берлиоза, и оперных произв., написанных в духе франц. лирич. оперы (наибольшую известность получила опера "Жоселен"). Г. завоевал популярность гл. обр. фп. пьесами, отличающимися тонким мелодич. изяществом, по стилю близкими к салонному. Из сочинений Г. в конц. репертуаре удержались до наст. времени Колыбельная из оперы "Жоселен" и Канцонетта из "Романтического концерта" для скрипки с орк. Г. принадлежит инструментовка "Детских сцен" Шумана, сделанная с большим вкусом.

Сочинения: 7 опер (даты пост.) - Драгоценности Жаннетты (Les bijoux de Jannette, 1878), Педро де Саламеа (Pedro de Zalamйa, 1884), Жоселен (Jocelyne, по поэме А. Ламартина, 1888), Данте и Беатриче (1890), Маркитантка (La vivandiиre, завершена и пост. в инструментовке П. Видаля, 1895), Гвельфы (1902), Рюи Блаз (1891, по В. Гюго, не пост.); для орк. 5 симфоний - драм. симфония Тассо для солистов, хора и орк. (1878), симфония-балет (1882), Готическая (1883), Восточная (1884), Симфония - легенда с хором (1886), драмо-поэма Диана (1880), сюита Поэтические сцены (1879); концерты с орк. - для фп. (1878), 2 для скр. (р 2 Романтический, 1876); 4 стр. квартета, 3 сюиты для скр. и фп.; пьесы для фп., ок. 100 песен; театр. музыка.

Литература: Энгель Ю., Очерки по истории музыки, М., 1911, гл. VI - Франк, Годар, Брамс; Сlaviй M., B. Godard, P., 1906; Tiersot J., Un demi-siиcle de musique franзaise. 1870-1919, P., 1924, p. 81-82.

И. М. Ямпольский.

Годовский Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гозенпуд А. А.

Абрам Акимович (р. 10 (23) VI 1908, Киев) - сов. музыковед, литературовед, критик. Кандидат искусствоведения (1939), доктор филологич. наук (1962). В 1930 окончил лит. факультет Ин-та нар. образования в Киеве. В 1934-46 преподавал в уч. заведениях Киева и Свердловска. С 1953 ст. науч. сотрудник Ин-та т-ра, музыки и кинематографии (Ленинград). Автор либретто оперы В. Я. Шебалина "Укрощение строптивой" (по У. Шекспиру, 1957). Ему принадлежат переводы на рус. и укр. яз. произв. Шекспира, Ф. Шиллера, Г. Гауптмана, Л. Хольборга и др. Осн. музыковедч. работы Г. поев, истории рус. классич. и сов. муз. т-ра.

Сочинения: Шекспiр i музика, в сб.: Шекспiр, Кипв, 1939; Оперна драматургiя Чайковського. Нариси, Кипв, 1940; Лермонтов i мистецтво, Кипв, 1941; Музыкальная культура и немецкий фашизм, в сб.: Советская музыка, вып. 1, М., 1943; Идея защиты родины в русском искусстве, там же, вып. 2, М., 1944; Погибший талант (А. С. Гуссаковский), "СМ", 1951, No 6; Гоголь в музыке, в сб.: Литературное наследство, т. 58, М., 1952, с. 893-924; Из наблюдений над творческим процессом Римского-Корсакова. 1. Записные книжки композитора. 2. Римский-Корсаков в работе над оперным либретто, в сб.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1 (ст. и исслед.), М., 1953; Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура, М., 1954; Я. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества, М., 1957; Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; А. К. Глазунов и П. И.Чайковский, в сб.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. 1, Л., 1959; О современности в опере, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 1, Л., 1962, с. 219-38; Неосуществленный оперный замысел, в кн.: М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961, с. 362- 383; Русский советский оперный театр (1917-1941). Очерки истории, Л., 1963; Оперный словарь, М.-Л., 1965; Живая связь поколений, в сб.: Письма зарубежных музыкантов. Из русских архивов, Л., 1967; Пушкин и русская оперная классика, в сб.: Пушкин. Исследования и материалы, т. 5, Л., 1907; Фелия Литвин, в кн.: Литвин Ф., Моя жизнь, мое искусство, (пер. с франц.), Л., 1967; Русский оперный театр XIX века (1836-1856), Л., 1969; Русский оперный театр XIX века (1857-1872), Л., 1971; Достоевский и музыка, Л., 1971; Избр. статьи, Л., 1971; Ф. И. Стравинский, человек и художник, в сб.: Ф. Стравинский. Статьи, письма, воспоминания, Л., 1972.

И. М. Марков.

Гозенпуд М. А.

Матвей Акимович (8 (21) V 1903, Киев -17 II 1961, Новосибирск) - сов. композитор и пианист. Брат А. А. Гозенпуда. Дипломант Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (Москва, 1933). В 1921 окончил Киевскую консерваторию по классу фп. Г. Н. Беклемишева (занимался также у Ф. М. Блуменфельда). По композиции ученик Р. М. Глиэра (1918-1920). С 1921 преподаватель, в 1935-49 профессор Киевской консерватории (классы фп. и композиции), одновременно (в 1923-49) и в 1953 преподавал игру на фп. в Киевском муз. уч-ще. В 1951-52 профессор Алма-Атинской, в 1953-61 профессор и рук. кафедры Новосибирской консерваторий.

Сочинения: опера - Лампа Аладдина (1947); для орк. - 3 симфонии (1938, 1939, 1946), Эпическая поэма (1950); 4 концерта для фп. с орк. (1929-53), концерт для скр. (1947); Уральская фантазия для фп. с орк. (1942); 4 струн, квартета (1931-55), фп. квинтет (1945), 2 фп. трио; произв. для фп. (в т.ч. 4 сонаты); хоры, романсы, песни, статьи.

И. М. Марков.

Гокет

Гокет (hoquotus, а также (h)oketus, (h)ochetus, латинизир. формы старофранц. hoquet - икота, итал. ochetto) - приём изложения в средневек. полифонич. музыке. Состоит в том, что каждый из двух смежных голосов вступает тогда, когда другой замолкает. Переходы от голоса к голосу в Г. могут осуществляться на гранях кратких попевок и даже на каждом звуке. Г. появился как род дисканта в сев. Франции ок. 1200 (школа Нотр-Дам, Париж). Предполагают, что он проник во Францию из арабских стран через Сицилию (Г. Хусман). Г. применялся в эпохи ars antiqua и ars nova, использовался в изоритмич. мотете, а в 14 в. - во франц. chasse и особенно в итал. качче (в связи с текстом). Существовали и целые произв., осн. на принципе Г. и носившие это назв., - как с текстом, так и без текста (возможно, исполнялись на инструментах). Хотя, как правило, даже в 3-4-гол. ткани Г. образуют лишь 2 голоса, существует уникальный пример 3-голосного Г. (Double Hoquet Машо над изоритмич. тенором). В 14 в. Г. вышел из употребления.

Литература: Schneider M., Der Hochetus, "ZfMw", Je XI, 1928/29, H. 7.

Гокиели Д. И.

Джемал Иванович (р. 4 VII 1920, Кутаиси) - сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1958). Сын И. Р. Гокиели. В 1943 окончил Тбилисскую консерваторию, был учеником О. А. Димитриади и А. В. Гаука. В 1939-41 занимался в Моск. консерватории у Г. А. Столярова. С 1948 дирижёр Гос. симф. оркестра Грузии. Выступает также как оперный дирижёр в Груз. т-ре оперы и балета. С 1956 ведёт класс хор. дирижирования в Тбилисской консерватории (с 1967 доцент). Гастролирует по Сов. Союзу и за рубежом (Румыния, Югославия, Польша).

Гокиели И. Р.

Иван (Вано) Рафаилович (9 (21)Х 1899, Тбилиси - 10 VII 1972, там же) - сов. композитор и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1966). Чл. КПСС с 1946. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию по классам проф. В. В. Щербачёва, X. С. Кушнарёва, М. О. Штейнберга. В 1931-37 гл. редактор муз. вещания Закавказского и Груз. радио. С 1942 преподаватель, в 1942-1945 ректор, в 1958-59 декан и в 1959-60 проректор Тбилисской консерватории (с 1964 профессор). В 1938- 1942 пред. CK Груз. ССР.

Сочинения: оперы - Маленький кахетинец (Патаракахи, по А. Церетели, 1943, Тбилиси), Красная шапочка (Цителкуда, по Ш. Перро, 1958, там же), Хрустальный башмачок (по Перро, 1965, там же); Сюита из хореографич. поэмы Витязь в тигровой шкуре (по Ш. Руставели, 1938); симфония, посв. победе сов. народа в Великой отечеств. войне (1948); инстр. пьесы, романсы, музыка к драматич. спектаклям и фильмам, и др.

Голеа А.

Голеа А. (Golйa) Антуан (р. 30 VIII 1906, Вена) - франц. муз. критик. Ученик Дж. Энеску (гармония), А. Кастальди (контрапункт) и М. П. Массона (история музыки). Пропагандист авангардистского искусства. Сотрудничает во многих французских и немецких музыкальных журналах.

Сочинения: Esthйtique de la musique contemporaine, P., 1954; Rencontres avec P. Boulez, P., 1958; Georges Auric, P., 1958; Vingt ans de musique contemporaine, P., 1962; R. Strauss, P., 1965; Cl. Debussy, l'homme et son oeuvre, P., 1965.

Голейзовский К. Я.

Касьян Ярославич (22 II (5 III) 1892, Москва - 4 V 1970, там же) - сов. артист балета и балетмейстер. Засл. арт. БССР (1940), засл. деят. иск-в Литов. ССР (1945). Начал балетное образование в Москве (ученик Н. П. Домашева), с 1907 учился в Петерб. театр. уч-ще у М. К. Обухова и М. М. Фокина. По окончании в 1909 был принят в Мариинский т-р. В 1910 переведён в Москву в Большой т-р. Исполнял партии: Голубая птица ("Спящая красавица"), Мотылёк ("Золотая рыбка" Минкуса), бог Камон ("Саламбо" Арендса). Принимал участие в новаторских работах Фокина и А. А. Горского. В 1916 балетмейстер Мамоновского т-ра миниатюр и т-ра "Летучая мышь", в 1918-1919 руководитель Студии танца (пост. балеты для детей "Макс и Мориц", "Белоснежка" и др.), реорганизованной в 1920-22 в Моск. камерный балет (пост. одноактные балеты "Саломея" па музыку Р. Штрауса, "Фавн" на музыку Дебюсси). Музыкальность и богатая фантазия в области хореографич. форм определили самобытность творчества Г. Утверждая собств. стиль, он обращался к произв. С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Ф. Шопена в поисках балетных соответствий с эмоциоиальпо-пластич. выразительностью музыки. Его балеты "Арлекинада" на музыку Шаминад (1920) и "Трагедия масок" Бера (1923), а также конц. программы привлекли внимание зрителей и критики. На сцене Экспериментального т-ра (Москва) Г. в 1925 пост. по своим сценариям балеты "Иосиф Прекрасный" Василенко и "Теолинда" на музыку Ф. Шуберта в инструментовке Рогаль-Левицкого, в 1926 - "Смерч" Вера, заявив себя сложившимся и крупным художником. Он пластически осовременивал классич. танец, обращался к характерности, гротеску ("Испанские танцы" и "Эксцентрические танцы" на музыку Дунаевского, танцы герлс и др.). С сер. 1930-х гг. работал в разных нац. театрах республик Сов. Союза: "Спящая красавица", Харьков, 1935; "Бахчисарайский фонтан", Минск, 1939; Львов, 1948; "Ду гуль" Ленского, Душанбе, 1941. В 1953 поставил "Половецкие пляски" в опере "Князь Игорь" (Большой т-р). В 1960-61 создал конц. программы на муз. Скрябина и Листа, в 1962 - балет "Скрябиниана", в 1964 - "Лейли и Меджнун" Баласаняна (Большой т-р). Г. - автор мн. полемич. статей о балете и книги "Образы русской народной хореографии" (М., 1964).

Литература: Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950.

В. М. Красовская.

Големинов М. П.

Марин Петров (р. 8 (21) IX 1908, Кюстендил) - болг. композитор. Нар. арт. НРБ (1965). Окончил Гос. академию музыки в Софии (1930) и "Схола канторум" по классу В. д'Энди (композиция) в Париже, где совершенствовался у П. Дюка, затем у Й. Хаса и А. Лоренца в Мюнхене (1938-39). С 1939 преподавал оркестровку и композицию (с 1941 профессор) в Гос. академии музыки в Софии. Завоевал известность как композитор танц. драмой "Нестинарка", основанной на нар. тематич. материале. Нац. мелодизмом насыщены также "Вариации на тему Д. Христова" и "Прелюд. ария и токката" для фп. с оркестром (1947-54). В симф. музыке Г. тяготеет к жанру программных поэм импрессионистского характера ("Ночь", "Рильские колокола"). В своём творчестве Г. опирается гл. обр. на болг. муз. фольклор. Оригинальными мелодиями и гармонич. находками выделяются концерт для струн, оркестра и струн. квартет; для симф. музыки характерна красочная оркестровка. Димитровская пр. (1964).

Сочинения: опера - Ивайло (София, 1959); балет - Нестинарка (София, 1942); оперетта - Золотая птица (Златната птица, София, 1961); для орк. - Ночь (Нощ, 1930), Вариации на тему Д. Христова (1947), Детская симфония (1963), поэма для баса Сельская песня (1943), концерт для влч. с орк. (1950); камерно-инстр. соч. - 3 струн. квартета (3-й - Староболгарский, 1944), 2 дух. квинтета; инструментальные пьесы; хоры; массовые песни; обр. народных песен; музыка к кинофильмам.

Литературные сочинения: Към извора на българского звукотворчество, С., 1937; Проблеми на оркестрацията, С, 1953, 2 1958.

Литература: Арнаудова Б., Марин Големинов, С, 1968.

В. Крыстев.

Голицын Н. Б.

Николай Борисович (8 (19) XII 1794-22 X (3 XI) 1866, Тамбовская губ.), князь, - рус. виолончелист, муз. деятель, поэт. Участник отечеств. войны 1812. Один из чл. Петербургского филармонического общества и Общества любителей музыки. С успехом выступал как солист и ансамблист в Петербурге и др. городах России. Занимался просветительской деятельностью. Пропагандист музыки Л. Бетховена. По инициативе Г. впервые была исполнена полностью "Торжественная месса" Бетховена (1824, Петербург). Состоял в переписке с Бетховеном, к-рый написал по заказу Г. и посвятил ему увертюру "Освящение дома" ор. 124 и 3 струн. квартета - ор. 127, 130, 132 (т.н. голицынские). Г. аранжировал (для струн. квартета) неск. частей из фп. сонат Бетховена. Выступал как муз. критик. Прогрессивностью взглядов отличались мн. его статьи о музыкантах-исполнителях, а также статья о петерб. постановке оперы "Дон Жуан" Моцарта. Был одним из первых переводчиков А. С. Пушкина на франц. язык ("Клеветникам России", "Бахчисарайский фонтан"). Творчество Г. высоко ценили М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский.

Литература: Некролог, "Весть", 1866, р50; Некролог, "Иллюстрированная газета", 1866, No 47; Алексеев М., Русские встречи и связи Бетховена, в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927, с. 92-110; Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 2 -Русское виолончельное искусство до 60-х годов XIX века, М., 1957, с. 223-78; Ginzburg L., Ludvig van Beethoven und Nikolai Golitzin, в кн.: Beethoven-Jahrbuch, Jg. 1959-60, Bonn, 1962; Гинзбург Л. С, H. Голицын, в его кн.: Исследования, статьи, очерки, М., 1971; его же, Людвиг ван Бетховен и Н. Б. Голицын, в кн.: Бетховен, сб. статей, вып. 2, ред.-сост. Н. Л. Фишман, М., 1972.

Л. С. Гинзбург.

Голицын Ю. Н.

Юрий Николаевич (29 XI (11 XII) 1823, Петербург - 2 (14) IX 1872, там же), князь, - русский хор. дирижёр, композитор. Сын Н. Б. Голицына. Воспитывался в Пажеском корпусе, служил чиновником. По выходе в отставку занялся музыкой. Брал уроки у Г. Я. Ломакина, позже совершенствовался у А. Ф. Рейхеля в Дрездене, М. Гауптмана в Лейпциге. В 1842 организовал из крепостных хор. капеллу (существовала до 1857), выступавшую во мн. городах России. Г. был знаком с А. И. Герценом. В 1858 напечатал в газ. "Колокол" свои заметки, за что был сослан в Козлов под негласный надзор полиции. В 1860 бежал из России. Вёл конц. деятельность в Лондоне, пропагандируя рус. музыку. Вернувшись на родину (1862), поселился в Ярославле, где вновь создал хор, с 1865 возобновил с ним гастроли. Г. - автор орк. фантазии "Освобождение" (1861, написана по случаю отмены крепостного права в России), фп. пьес (в т.ч. "Вальс Герцена" в 4 руки, 1860), романсов, вок. дуэтов, трио, духовной музыки. Выступал как музыкальный критик в периодич. печати; написал воспоминания ("Прошедшее и настоящее. Из записок Ю. Н. Голицына", СПБ, 1870) и др.

Литература: Герцен А. И., Русская музыка в Лондоне, Полн. собр. соч. и письма, под ред. М. К. Лемке, т. X, П., 1920, с. 365-66; его же, Ю.Н.Голицын на воздухе, там же, т. 18, П., 1922, с. 404; Серов А. И., Письма из-за границы, Избр. статьи, М., 1950, с. 511; Штейнпресс Б. С, Хоровой дирижер Ю. Н. Голицын, "СМ", 1949, No 2; Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963. с. 8.

Голицына С. Д.

Смарагда (Екатерина) Дмитриевна (19 (30) XI или 20 XI (1 XII) 1720, Петербург - 2 XI 1761, Париж) - рус. клавесинистка и певица. Дочь учёного, политич. деятеля и коми. Д. К. Кантемира, сестра (по отцу) поэта и дипломата А. Д. Кантемира. Образованный музыкант, виртуозная клавесинистка, Г. исполняла в салонах труднейшие произв., с лёгкостью аккомпанировала по генерал-басу. Обладая незаурядным голосом, пела сложные вок. соч., в т. ч. арии Ф. Арайи. С 1757 жила в Париже (где служил послом её муж - кн. Д. А. Голицын), выступала в салонах.

Литература: Шимко И., Новые данные к биографии кн. А. Д. Кантемира и его ближайших родственников, "Журнал Министерства народного просвещения", 1891, No 4, 6; Stelin J. von, Nachrichten von der Musik in Russland, в изд.: Halgold's Beylagen zum neuverдnderten Russland, (Bd)2, Riga - Lpz., 1770 (рус. пер. - Штелин Я., Известия о музыке в России, в сб.: Музыкальное наследство, вып. 1, М., 1935, также под назв.: Музыка и балет в России XVIII в., Л., 1935).

Голланд А. И.

Абрам Исаевич (р.14 (27)1 1911, Чита) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). В 1930 окончил ленингр. Первый гос. центр. муз. техникум по классу фп. М. С. Друскина (как вольнослушатель посещал класс композиции П. Б. Рязанова). Преподавал в этом техникуме до 1936. Одновременно работал в армейской художеств. самодеятельности. Во время Великой отечеств. войны 1941-45 руководил фронтовой концертной бригадой, участвовал в организации Ансамбля песни и пляски Карельского фронта; был дирижёром и худ. рук. этого ансамбля. В 1943-1946 худ. рук. Ансамбля песни и пляски погранвойск МВД Карельского фронта, в 1947-50 ансамбля "Кантеле", в 1959-68 Карельской филармонии. С 1971 Г. - ответственный секретарь CK Карел. АССР. Композитор-песенник, Г. работает в содружестве с рус. и карельскими поэтами.

Сочинения: балет - Вождь краснокожих (совм. с Г. Синисало, 1970, Муз.-драм, т-р Карельской АССР); оперетты - Карнавал в лесу (совм. с Г. Синисало, 1963), Ребята настоящие (1963, Муз.-драм. т-р Карельской АССР), Возраст женщины (совм. с Синисало, пост. там же, 1967); песни (в т.ч. Матери России, Ленинской партии, Карелия, Здесь остался солдат, Людям нужен мир и др.), обработки фин., рус. карельских, вепсских нар. песен (сб. "Моя Карелия", изд. 1971), музыка к спектаклям драматич. т-ров.

Голлидей Е. Г.

Евгений Георгиевич (21 XI 1871, Петербург - ок. 1930) - рус. пианист. В 1879-90 учился у А. Г. Рубинштейна, А. Л. Гензельта и Г. Ф. Вельфля в Петерб. консерватории. Успешно концертировал в разл. городах России. В 1890-е гг. неоднократно участвовал в симф. собраниях РМО в Петербурге (среди др. произв. исполнял концерт Es-dur Ф. Листа), давал сольные концерты. Гастролировал также в Берлине, Лейпциге, Дрездене и Лондоне (1899). Г. посв. 2-я пьеса из цикла фп. пьес А. Г. Рубинштейна "Воспоминание о Дрездене", ор. 118.

Литература: в кн.: Баренбойм Л., Антон Григорьевич Рубинштейн, т. 2, Л., 1962, с. 342, 364; сб. Воспоминания о Софроницком, М., 1970, с. 486; Bernstein, Eugиne Holliday, "Musik und Theaterwelt", 1899, No 41.

Голованов Н. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Головин Д. Д.

Дмитрий Данилович (26 X (7 XI) 1894, с. Безопасное, ныне Изобильненского р-на Ставропольского края - 25 VII 1966, Анапа) - сов. певец (баритон). Засл. арт. РСФСР (1934). В юношеские годы пел в церк. хорах. В 1915 выступал в т-ре оперетты Э. Вольской в Севастополе (под псевд. Сокольский). В 1919 исполнил партию Демона в Ставропольском оперном т-ре, ставшую одной из лучших в репертуаре певца. В 1921-24 учился в Моск. консерватории по классу пения Н. Г. Райского. В 1923 солист Свободной оперы С. И. Зимина, в 1924-43 - Большого т-ра (Москва). В 1928 совершенствовался в Италии; пел в т-рах Монте-Карло, Милана и Парижа (1928-29). Обладал голосом необычайной мощи, полноты и насыщенности. Исполнял разнообразные партии: Борис Годунов, Мазепа, Князь Игорь; Шакловитый ("Хованщина"), Фигаро, Эскамильо, Риголетто, Яго; Валентин ("Фауст"), Амонасро ("Аида"). Первый исполнитель партий Санди ("Трильби" Юрасовского, 1924) и Нагульнова ("Поднятая целина" Дзержинского, 1937).

Выступал как конц. певец.

В. И. Зарубин.

Головщик

Головщик - певец в рус. церк. хоре, исполнял соло, в нек-рых случаях - начало песнопения в качестве запева. Г. должен был обладать звучным голосом и хорошим муз. слухом, знать хор. пение, а также богослужение и церк. устав. Иногда Г. называли по-гречески доместиками или демественниками. Вступления Г. в певч. книгах, как правило, изложены в областях мрачного и светлого согласий церк. звукоряда (с - а). Очевидно, Г. были гл. обр. басы. Название "Г." бытовало до 17 в. Вышло из употребления после реорганизации церк. хоров в соответствии с требованиями многоголосного партесного пения.

Н. Д. Успенский.

Голос

Статья большая, находится на отдельной странице.

Голосоведение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Голоубек Л.

Голоубек Л. (Holoubek) Ладислав (р. 13 VIII 1913, Прага) - слов. композитор и дирижёр. Учился композиции у А. Мойзеса в Братиславе (1929-32) и у В. Новака в Праге (1934-36), дирижированию - у Й. Винцоурека в Братиславе. Был дирижёром оперных спектаклей Слов. нац. т-ра в Братиславе (1933-52, 1959-1966; участвовал в пост. "Повести о настоящем человеке" Прокофьева, 1961). Гл. дирижёр слов. Армейского художеств. ансамбля в Братиславе (1952-55) и Нац. т-ра в Кошице (1955-58 и с 1966). В репертуаре мн. оперы ведущих слов. композиторов (участвовал в 1-м исполнении ряда опер). В композиторском творчестве опирается на традиции нац. муз. иск-ва, использует также серийную технику, сонористику и др.

Сочинения: оперы (все пост. в Братиславе) - Стелла (1939, 2-я ред. 1957), Рассвет (Svitanie, 1941), Мечта (Tъzba, 1944), Семья (Rodina, 1960), Профессор Мамлок (1966), Шутки пастуха (Bacovskй zarty, 1980); кантата для голоса, хора и орк. Лунная ночь (Mesacnб noc, 1951); для орк. - симфония (1947), симфониетта (1950), пьеса Сопротивление и надежды (Vzdory a nбdeje, 1973) и др.; камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. 3 струн. квартета (1936-62); для фп. - 2 сонаты, пьесы для детей; хоры; циклы песен с фп., в т. ч. Дочурка моя (Dcйrenka moja, 1953), О молодости, о матери (О mladosti, o matke, 1976); массовые песни; музыка к кинофильмам; обр. нар. слов. и рус. мелодий.

Голощёкин Д. С.

Давид Семёнович (р. 10 VI 1944, Москва) - сов. джазовый скрипач, пианист, флюгель-горнист и композитор. Окончив по классу скрипки муз. школу-десятилетку при Ленингр. консерватории, начал работать как джазовый музыкант, выступив в качестве контрабасиста на джаз-фестивале "Таллин-61". В 1963-64 рук. ансамбля Всесоюзного гастрольно-конц. объединения в Ленинграде, в 1965-68 солист-пианист и аранжировщик джаз-оркестров. С 1969 Худ. рук. основанного им джаз-ансамбля. Г. - один из видных джазовых импровизаторов. Выпущена грампластинка, где он исполнил партии всех инструментов оркестра. Участник мн. джазовых фестивалей в СССР и за рубежом.

Голубев Е. К.

Евгений Кириллович (р. 3(16) II 1910, Москва) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1966). В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. С 1937 преподаватель, с 1947 профессор Моск. консерватории. Среди учеников Г.- Г. А. Григорян, Т. П. Николаева, А. Н. Холминов, Г. М. Шантырь, А. Г. Шнитке, А. Я. Эшпай и др. Автор ряда статей.

Сочинения: балет - Одиссей (1965, по Гомеру); оратории - Возвращение солнца (1935-36, сл. из саамского нар. сказания), Герои бессмертны (1946, сл. Н. Стефановича и С. Городецкого); для орк. - 7 симфоний (1933,1937, 1942, 1947, 1960, 1966, 1972), 3 концерта для фп. с орк. (1944, 1948, 1954), концерт для влч. с орк. (1956), концерт для альта с орк. (1962), концерт для скр. с орк. (1970); камерно-инстр. произв. - 11 струн. квартетов (1932, 1950, 1953, 1960, 1962, 1966; No 7, 8 - 1970; No 9, 10, 11 - 1971), 2 квинтета (1938, 1955); для фп. - 6 сонат (1930, 1932, 1933, 1942, 1953, 1967), Украинская рапсодия (1936), 5 пьес памяти М. Ю. Лермонтова (1939), Детский альбом (1945-46), цикл в Старой Рузе (1949); сонаты - для скр. и фп. (1952), для трубы и фп. (1953), для виолончели и фп. (1972); произв. для голоса и фп.; хоры без сопровождения (сл. М. Ю. Лермонтова, К. Ф. Рылеева, Э. Верхарна); обр. рус. нар. песен и др.

Л. М. Ольхович.

Голубев Н. А.

Николай Александрович (2(15) IV 1908, Кинешма - VII 1942, погиб на фронте Великой отечеств. войны) - сов. композитор. В 1931 окончил Моск. областной муз. техникум, в 1932-33 учился в Моск. консерватории по классу композиции Р. М. Глиэра. В 1936-39 работал в Удм. драм. т-ре (Ижевск); во многом способствовал становлению муз. культуры Удмуртии. Г. написал музыку к трём удм. драмам: "Зибет зурка" (1936, позже переименована в "Вуж Мултан" ("Старый Мултан")) и "Италмас" ("Лазоревый цветок", 1937) М. П. Петрова и "Кезьыт ошмес" ("Холодный ключ", 1937) И. Г. Гаврилова.

Сочинения: для орк. - симфония (1932, завершена Н. И. Пейко); сюиты - Русская (1932), Крымская (1936); фантазия для орк. нар. инструментов (1940); прелюдия для струн. орк. (1940); танц. сюита на ассирийские темы для дух. орк. (1939); пьесы, для фп.; обр. нар. мелодий народов СССР для голоса с фп.; театр. музыка.

P. A. Чуракова.

Голубенцев А. А.

Александр Александрович (р. 20 I (1 II) 1899, Калуга) - сов. композитор. В 1916-1920 учился на физико-математич. ф-те Петрогр. ун-та, в 1919-21- на Курсах мастерства сценич. постановок под рук. В. Э. Мейерхольда. В 1922 окончил Петрогр. консерваторию (композиция у В. П. Калафати, инструментовка у А. К. Глазунова). В 1921-1924 зав. муз. частью и композитор Лиговского драматич. т-ра и Т-ра новой драмы в Петрограде. С 1924 живёт в Москве. В 1924-30 зав. муз. частью и композитор 1-го рабочего т-ра Пролеткульта. В 1930-31 худ. рук. оперного т-ра-студии ВЦСПС. Зав. муз. частью и композитор Реалистич. т-ра (1932-35), Т-ра им. Вахтангова (1935-49). В 1932-36 преподавал на режиссёрском ф-те ГИТИСа (муз. лит-ра и музыка в драматич. спектакле); с 1954 ведёт педагогич. работу в студиях при Домах культуры. Известен как автор ярко театр. музыки к драматич. спектаклям. Написал опору "Бабье лето" (по пьесе В. В. Овечкина, 1951, Ансамбль сов. оперы ВТО), оперетту "Любовь мушкетёра" (по роману А. Дюма-отца, 1959, Ивановский т-р муз. комедии); для симф. орк. - Танцевальную сюиту (1949), Рапсодию на испанские темы (1953); Сонату для скр. и фп.; романсы (циклы) на стихи А. С. Пушкина и С. А. Есенина, музыку к фильмам.

Голубовская Н. И.

Надежда Иосифовна (р. 18(30) VIII 1891, Петербург) - сов. пианистка, клавесинистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1937). В 1914 окончила Петрогр. консерваторию по классу фп. С. М. Ляпунова (в 1907-10 училась также у А. А. Розановой). С 1915 ведёт конц. деятельность как солистка и ансамблистка. Выступала совм. с певицей З. П. Лодий, скрипачом М. Б. Рейсоном. Исполнение Г. отличается высокой культурой, тонким вкусом в выборе репертуара. С 1920 преподаёт в Ленингр. консерватории (с 1935 профессор). В 1941-44 зав. кафедрой фп. Свердловской, в 1945-63 консультант Таллинской консерваторий. Автор лит. трудов, в основном посвященных проблемам исполнительства. В частности, ею написана книга "Искусство педализации" (Л., 1967).

Л. Е. Гаккель.

Голышев Н. Н.

Николай Николаевич (р. 9 XII 1929, г. Касли Челябинской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1965. В 1959 окончил Уральскую консерваторию у В. Г. Ухова. С 1956 стажёр, в 1958-61 и с 1963 солист Свердловского т-ра оперы и балета, в 1961-63 - Куйбышевского оперного т-ра. Партии: Евгений Онегин, Елецкий, Мизгирь, Фигаро, Жермон; Ренато ("Бал-маскарад"), Марсель ("Богема"), Зурга ("Искатели жемчуга" Бизе), Борис ("Анна Снегина" Холминова), Костя ("Русская женщина" Молчанова), Балда ("Ай да балда" Кравченко), Андрей ("Товарищ Андрей" Гибалина) и др. С 1965 преподаватель Свердловского муз. уч-ща им. П. И. Чайковского, с 1967 - Уральской консерватории (с 1978 доцент).

Гольденблюм М. А.

Мориц Арнольдович (11 (23) VII 1862, Одесса - 2 XII 1919, Петроград) - рус. дирижёр и муз. критик. В 1887 окончил мед. ф-т Дерптского ун-та. Муз. образование получил в Петерб. консерватории, где занимался в классах H. Ф. Соловьёва (композиция), К. К. Зике и Ф. Ф. Штейна (фп.). В 1883-1887 дирижёр симф. концертов в Дерпте (ныне Таллин), позднее С.-Петербургского об-ва муз. собраний. Силами его участников впервые в России Г. поставил оперу "Геновефа" Шумана (1896); дирижировал оперой "Борис Годунов" Мусоргского (1897, в ред. и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова). В 1903-07 дирижёр летних концертов в Павловске. Один из организаторов Народной консерватории в Петербурге. В качестве муз. критика выступал на страницах дерптской (с 1887) и петерб. (с 1896) периодич. печати (в 1896 и 1902-06 зав. муз. отделом газ. "Новости").

Литература: К-о в Т., Современные деятели, М. А. Гольденблюм, "Музыка и пение", СПБ, 1906, No 10.

И. М. Ямпольский.

Гольденвейзер А. Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гольдина М. С.

Мария Соломоновна (29 IV (И V) 1899, ст. Печинск, ныне Минской обл. - 4 XI 1970, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1941). Чл. КПСС с 1941. Брала уроки пения у Е. И. Збруевой (Москва) и занималась в Муз.-драматич. уч-ще Моск. филармонического об-ва. С 1923 солистка Оперной студии Большого т-ра, с 1926 - Оперной студии им. К. С. Станиславского, с 1928 - Оперного т-ра им. К. С. Станиславского, с 1941 - Моск. муз. т-ра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. С 1949 педагог-репетитор и режиссёр этого т-ра. Мн. партии Г. создала под рук. К. С. Станиславского. Партии: Ольга, Полина ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), Любаша, Ганна ("Царская невеста", "Майская ночь" Римского-Корсакова), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Кармен. Выступала также в опереттах: Перикола ("Перикола" Оффенбаха), Мирабелла ("Цыганский барон" Штрауса).

В. И. Зарубин.

Гольдмарк К.

Гольдмарк К. (Goldmark) Карой (Карл) (18 V 1830, Кестхей, Венгрия - 2 I 1915, Вена) - венг. композитор. Игре на скрипке учился в муз. училище в Шопроне (1842-44), брал уроки у Л. Янзы в Вене(1844-45), где занимался в консерватории (1847-48) у И. Бёма (класс скрипки) и Г. Прейера (гармония). В 1848-58 играл на скрипке в театр. оркестре в Шопроне, Дьёре, Буде; в Вене с 1859. Принимал участие в революц. событиях 1848. Преподавал фп. игру в Шопроне, Будапеште и Вене. Выступал как муз. критик в "Konstitutionelle Zeitung" (среди статей неск. посв. Л. Вейнеру). Признание Г. принесли увертюра "Сакунтала" (1865; получила высокую оценку Э. Ганслика) и особенно опера "Царица Савская" (пост. в Венской придв. опере), отличающаяся ясностью формы, умелым использованием вост. колорита и яркостью персонажей; с успехом шла в т-рах Германии, Италии, США и Испании, позднее - в Англии (1910). Музыка Г. характеризуется лиричностью, романтической направленностью, сочетанием современных европейских приёмов письма с элементами подлинного венгерского музыкального фольклора.

Сочинения: оперы - Царица Савская (Die Kцnigin von Saba, 1875, Вена), Мерлин (1886, Вена), Сверчок на печи (Das Heimchen am Herd, пo Диккенсу, 1896, Вена), комич. опера Пленница (Briseis, 1899, Будапешт), Гец фон Берлихинген (по Гёте, 1902, Будапешт), Зимняя сказка (Ein Wintermдrchen, по Шекспиру, 1907, Вена); для орк. - увертюры: Сакунтала (1865), Пентесилея (1879), Прометей прикованный (Der gefesselte Prometheus, 1889), Сафо (1893), В Италии (ор. 49, 1904), Из юных дней (Aus Jugendtagen, op. 53, 1913), 2 симф. поэмы: Сельская свадьба (Lдndliche Hochzeit, 1876), Црини (1903), скерцо A-dur (op. 45, 1894); концерт для скрипки (ор. 28, 1877), камерные соч. - фп. трио (1859), струн. квартет (ор. 8, 1860), 2 струн. квинтета (ор. 9 и 30, 1862 и 1879); сонаты с фп.; хоры.

Литературные сочинения: Erinnerungen aus meinem Leben, W., 1923.

Литература: Kaiman E., Karl Goldmark, Bdpst, 1930; Karl Goldmark. 1830-1930, hrsg. von Koch L., Bdpst, 1930; Vбrnai P., Goldmark Kбroly, Bdpst, 1957.

Гольдфарб Т. И.

Татьяна Иосифовна (14 (27) XI 1914, Одесса - 17 XI 1964, Тбилиси) - сов. пианистка. Окончила Одесскую консерваторию у Б. М. Рейнгбальд (1932), аспирантуру при Киевской (1938) и при Моск. консерваториях (1941, у Г. Г. Нейгауза). Лауреат Междунар. конкурса им. Ф. Шопена (1937, Варшава). С 1930 солистка Одесской, с 1935 - Киевской, в 1938-64 - Моск. филармоний.

Гольдшмидт Х.

Гольдшмидт Х. (Goldschmidt) Хуго (19 IX 1859, Бреславль, ныне Вроцлав, Польша - 26 XII 1920, Висбаден) - нем. музыковед. Ученик Ю. Шеффера (Бреславль). Учился пению у Й. Штокхаузена во Франкфурте (1887-90), затем под рук. Э. Бона изучал историю музыки в Бреславле. В 1893-1905 был одним из директоров, с 1918 - профессор консерватории Клиндворта-Шарвенки в Берлине. Труды Г. посвящены гл. обр. методике и истории вок. иск-ва, истории итал. оперы, муз. эстетике 18 в.

Сочинения: Die italienische Gesangsmethode des 17. Jahrhunderts und ihre Bedeutung fьr die Gegenwart, Breslau, 1891; Handbuch der deutschen Gesangspдdagogik, Tl 1, Lpz., 1896; Studien zur Geschichte der italienischen Oper im 17. Jahrhundert, Bd 1-2, Lpz., 1901-04; Die Lehre von der vokalen Ornamentik, Scharlottenburg, 1907; Die Musikдsthetik des 18. Jahrhunderts und ihre Beziehungen zu seinem Kunstschaffen, Z.- Lpz., 1915, Hildesheim, 1968.

Гольдшмидт Харри

Гольдшмидт Харри (Goldschmidt) Харри (p. 17 VI 1910, Базель) - швейц. музыковед и муз.-обществ. деятель. Учился в Базеле в консерватории у Ф. Вейнгартнера (дирижирование) и в ун-те у К. Нефа и Ж. Хандшина (музыковедение), в Кенигсберге - у Г. Шерхена (дирижирование). Совершенствовался в Берлине и Париже. В 1934-39 и в 1945-49 муз. критик швейц. газет. Организовал в Базеле рабочий симф. оркестр, руководил рабочими хорами. С 1948 живёт в Берлине (ГДР). В 1949 гл. рук. по муз. вопросам в сов. секторе Берлина; в 1948-50 ред. муз. отдела Берлинского радио. В 1950-55 профессор истории музыки в Высшей школе музыки в Берлине. В 1955-56 читал курс лекций по истории европ. музыки в Китае. С 1957 профессор ун-та Гумбольдта, в 1961-65 рук. Центр. ин-та муз. исследований в Берлине, муз. критик журн. "Musik und Gesellschaft" и "Beitrдge zur Musikwissenschaft".

Сочинения: Franz Schubert. Ein Lebensbild, В., 1954, доп., Lpz., 1964 (рус. пер. - Гольдшмидт Г., Франц Шуберт. Жизненный путь, М., 4968); Das Vermдchtnis von Johannes Brahms, "Musik und Gesellschaft", 1953 (рус. пер. - Наследие Иоганнеса Брамса, в сб.: Избр. статьи музыковедов ГДР, М., I960); Musikalische Gestalt und Intonation, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", Jahrg. V, 1963, H. 4, S. 283-90 (рус. пер. - Музыкальный образ и интонация, в сб.: Интонация и музыкальный образ, М., 1965, с. 134-47).

Гольдштейн Б. Э.

Борис Эммануилович (p. 6 I 1921, Одесса) - сов. скрипач. Игре на скрипке обучался с 5-летнего возраста у П. С. Столярского в Одессе. В 1930-36 занимался в Особой детской группе при Моск. консерватории в классе А. И. Ямпольского. В дальнейшем учился в Моск. консерватории (класс Л. М. Цейтлина), к-рую окончил в 1953 по классу К. Г. Мостраса. С 1932 ведёт активную конц. деятельность. С 1941 солист Моск. филармонии. Г. является первым исполнителем ряда произв. сов. и совр. заруб. композиторов. В 1948-53 преподавал в Муз. уч-ще при Моск. консерватории, с 1959 - в Муз.-педагогич. уч-ще им. Гнесиных. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей - им. Г. Венявского (Варшава, 1935) и им. Э. Изаи (Брюссель, 1937).

И. М. Ямпольский.

Гольдштейн Э. Ю.

Эдуард Юльевич (4 (16) I 1851, Одесса - 24 VII (5 VIII) 1887, Лейпциг) - рус. дирижёр, пианист, композитор и муз. критик. Двоюродный брат А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов. С 16 лет дирижировал итал. оперной труппой в Кишинёве (антреприза Беретти). В 1868-72 занимался в Лейпцигской консерватории у И. Мошелеса (фп.) и К. Рейнеке (композиция). Выступал как солист в концертах оркестра Гевандхауза (Лейпциг). С 1874 жил в Петербурге, где давал уроки музыки (в т.ч. преподавал фп. в инструмент. классах Придв. певческой капеллы) и сотрудничал в качество муз. критика в газетах ("Голос", "Минута", "Правительственный вестник", "Муз. обозрение"), показав себя убеждённым приверженцем "новой русской школы". Под упр. Г. впервые была поставлена опера "Хованщина" Мусоргского (1886) силами Муз.-драм. кружка, к-рый он в то время возглавлял. В 70-х гг. часто бывал в доме А. П. Бородина. Выступал как пианист в Петербурге и провинции. Автор оперы "Граф Эссекс" (незаконченной), струнного квартета, ряда пьес для фп., романсов.

Я. И. Мильштейн.

Гольц Б. Г.

Борис Григорьевич (16 (29) XII 1913, Ташкент - 4 III 1942, Ленинград) - сов. композитор. В 1939 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. Л. В. Николаева, в 1940 - по классу композиции В. В. Пушкова. В 1941-42 работал в творч. группе композиторов при Политуправлении Балтфлота. Среди сочинений Г.: "Праздничная увертюра" для симф. оркестра (1940), концерт для фп. с оркестром (1940), сюита для эстрадного оркестра (1941), квартет (1939), произв. для фп. (в т.ч. "24 прелюдии", 1934-35), романсы, песни на слова А. Д. Чуркина, Н. Л. Брауна, В. Волженина ("Песня мести", 1941); музыка к фильмам.

Литература: Фрид Р., Б. Г. Гольц, Л.., 1960.

М. Г. Бялик.

Гольцкнехт В.

Гольцкнехт В. (Holzknecht) Вацлав (р. 2 V 1904, Прага) - чеш. пианист, музыковед, педагог и муз.-обществ. деятель. Учился у А. Шимы (фп.) в Пражской консерватории (1923-28), в к-рой преподаёт с 1942 (в 1946-70 директор). В 1930-е гг. был 1-м исполнителем мн. произв. совр. чеш. композиторов, пропагандировал соч. молодых заруб. композиторов в Чехословакии и др. странах. Гл. редактор журн. "Rytmus" (1941-44) и "Tempo" (1946-48). Пред. оргкомитета муз. фестиваля "Пражская весна", чл. жюри мн. междунар. муз. конкурсов, чл. художеств. совета Гос. изд-ва художеств. лит-ры, музыки и иск-ва. С 1970 возглавляет оперную труппу Нац. т-ра. Автор ряда монографий о чеш. классиках и крупных композиторах др. стран, статей (гл. обр. в "Hudebnэ rozhledy") об исполнительстве, муз. образовании, совр. чеш. композиторах.

Литературные сочинения (все изд. в Праге): Nбrodnн umelec Vitezslav Novбk, 1948; A. Dvorбk, 1955; J. Jezek a Osvobozenй divadlo, 1957; Cl. Debussy, 1958; Ceskб filharmonie, 1963; Bach a synovй, 1968.

Предыдущая страница Следующая страница