Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 8, "ГОЛ"-"ГОС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 8, "ГОЛ"-"ГОС")

Гольштейн Г. Л.

Геннадий Львович (p. 25 I 1938, Москва) - сов. джазовый музыкант, альт-саксофонист, флейтист, аранжировщик и композитор. После окончания по классу кларнета музыкальной школы в Ленинграде (1956) играл там в разл. джаз-оркестрах. С 1967 ведущий саксофонист разл. оркестров (с 1968 - оркестра под рук. В. Н. Людвиковского, с 1973 - под рук. О. Л. Лундстрема). С 1978 рук. Ленингр. ансамбля старинной музыки "Pro anima". С 1968 преподаёт игру на саксофоне в Ленингр. муз. уч-ще. Первый сов. саксофонист, получивший признание за рубежом благодаря виртуозной технике. Автор муз. произв. для джаз-оркестра.

Гомберт Н.

Гомберт Н. (Gombert) Николас (между 1480 и 1500, вероятно, Юж. Фландрия (по нек-рым источникам, Брюгге, Бельгия, или Ла-Горг, Франция) - ок. 1556) - нидерл. композитор; возможно ученик Жоскена Депре. Имя Г. встречается в списке певчих придв. капеллы Карла V, датируемом 1526; с 1529 руководил хором мальчиков. Сопровождал императора в путешествии из Испании в Сев. Италию, Австрию, Германию. Г. написал более 10 месс, ок. 160 мотетов, 8 магнификатов, ок. 60 шансон, итал. мадригал. Произв. Г. отличаются развитой имитационно-канонич. техникой. Примечательны его мессы-пародии, основанные на песенных мелодиях, 2-частные мотеты (со сходными окончаниями частей - ab, cb), изобразит. шансон в духе К. Жанекена.

Литература: Eppstein H., Nicolas Gombert als Motettenkomponist, Wьrzburg, 1935; Schmidt-Gцrg J., Die acht Magnifikat des Nicolaus Gombert, в изд.: Spanische Forschungen der Gцrresgesellschaft. Gesammelte Aufsдtze zur Kulturgeschichte Spaniens, Bd 5, Mьnster - W., 1934; его же, Nicolas Gombert, Kapellmeister Kaiser Karls V, Bonn, 1938.

Гомбоши О.

Гомбоши О. (Gombosi) Отто (Янош) (23 X 1902, Будапешт -17 II 1955, Нейтик, штат Массачусетс, США) - венг. музыковед. В 1919-21 учился в Будапештской муз. академии (фп., композиция). В 1921-1924 изучал музыковедение в Берлинском ун-те у Э. М. Хорнбостеля, К. Закса и И. Вольфа (в 1925 получил степень доктора философии за диссертацию о Я. Обрехте). Вернувшись в Венгрию, редактировал муз. журнал "Crescendo" (1926-28). В 1935 муз. референт Венг. ин-та в Риме. С 1939 жил в США, где преподавал в ун-те в Сиэтле (1940-46), в Мичиганском колледже (1946-48), в Чикагском ун-те (1949-51). С 1951 проф. Гарвардского ун-та. Автор работ по истории и теории музыки, монографич. исследований об отд. композиторах (Б. Барток, Л. Лайта, С. Фостер и др.).

Сочинения: Jacob Obrecht, Lpz., 1925; Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939.

М. М. Яковлев.

Гомилиус Л. Ф.

Луи Фридрихович (Фёдорович) (13 (25) V 1845, Петербург - 14(27) XII 1908, там же) - рус. органист, пианист, виолончелист, хор. дирижёр, композитор, педагог, музыкально-обществ. деятель. Сын известного валторниста, профессора Петерб. консерватории Фридриха Христиановича Г. (1813-1902). Окончил Петерб. консерваторию (класс фп. А. Г. Рубинштейна, 1865; виолончели - К. Ю. Давыдова, 1868). Одновременно учился игре на органе у Г. Штиля. С 1870 органист лютеранской церкви Петра и Павла в Петербурге. Выдающийся музыкант, Г. выступал с концертами в Петербурге в швед. церкви (с 1878), Малом зале консерватории (с 1895), а также в Москве. В 1884 участвовал в приёмке нового органа и первом концерте в Домском соборе (Рига). В репертуар Г. входили произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, А. Гильмана. В 1874-1908 руководил орг. классом Петерб. консерватории (с 1877 профессор). Среди учеников: А. А. Юрьян, А. Я. Калнинь, И. Каппель, Р. Тобиас, К. А.Корбут, С. М. Жилинская, П. В. Моссип, Г. Р. Цезарь. Основатель (в 1871) и дирижёр Петропавловского об-ва любителей хор. пения. С 1896 директор Петерб. филармонич. об-ва. Автор фп. пьес, хоров и песен. Составитель сб. упражнений и песен для школьного обучения (1901), а также педальных упражнений для органа. После 1875 выступал как рецензент в муз. прессе.

Сочинения: Pedal-Ьbungen, Lpz.-St. Petersburg- Moskau-L., (s. d.).

Литература: Гомилиус Л. Ф., "Исторический вестник", 1909, февраль, Ne 2, с. 855-56 (некролог).

Л. И. Ройзман.

Гомис К. А.

Гомес (Gomes) Карлус Антониу (11 VII 1836, Кампинас - 16 IX 1896, Белен) - браз. композитор. Музыке учился у отца, Мануэля Г. - дирижёра в Кампинасе, затем в консерватории Рио-де-Жанейро у Дж. Джаннини, в Милане у Л. Росси. В 1860 осн. в Рио-де-Жанейро т-р "Национальная опера", в к-ром работал как дирижёр. В 1872-80 жил в Италии. С 1895 был директором консерватории в Белене. Г. - основоположник браз. нац. оперы. Его творчество характеризуется мелодич. своеобразием, живостью, динамизмом, использованием фольклора. Наиболее известное произв. - опера-балет "Гуарани" ("Il Guarani",. 1870, по одноим. роману Ж. М. Аленкара, Милан), ставилось в т-рах Рио-де-Жанейро, Лондона, Барселоны, Петербурга, Неаполя.

Сочинения: оперы - Ночь в замке (Noite do castello, 1861, Рио-де-Жанейро), Жанна Фландрская (Joanna de Flandres, 1863, там же), Сальватор Роза (1874, Генуя), Мария Тюдор (1879, по В. Гюго, Милан), Раб (Lo schiavo, 1889, Рио-де-Жанейро), Кондор (Condor, 1891, Милан); муз. комедии - На луне (Nella luna, 1868, Милан), Электрический телеграф (Triumpho as avessas, 1871, Рио-де-Жанейро); гимн да здравствует Бразилия! (1876), кантата Колумб (1892), мессы, фп. пьесы, хоры, песни.

Литература: Vieira H. P., Carlos Gomes: sua arte e sua obra, Sвo Pвolo, 1934; Gomez Vaz de Carvalho J., A vida de Carlos Gomes, R. de Jan., 1935; Andrade M., Carlos Gomes, R. de Jan., 1939; Cerquera P., Carlos Gomes, Sвo Pвolo, 1944.

Н. Д. Камбург.

Гомис Х. М.

Гомис Х. М. (Gomis) Хосе Мельчор (6 I 1791, Онтеньенте, Валенсия - 26 VII 1836, Париж) - испан. композитор, дирижёр и педагог. Учился композиции у монаха П. Понса, затем занимался самостоятельно, изучал церк. музыку. Руководил воен. оркестрами в Валенсии и Мадриде (ок. 1817). Г. -участник событий испан. бурж. революции 1820-23, автор ряда патриотич. песен. После поражения революции эмигрировал в Париж, преподавал вместе с М. Гарсиа вок. иск-во. Написал школу пения "Методика сольфеджио и пения" ("Mйthode de solfиge et de chant", 1825). В 1826-29 жил в Англии, приобрёл известность как вок. педагог. В Лондоне были изданы его "Испанские песни" и впервые исполнена кантата "Зима" ("El invierno") для вок. квартета и оркестра (1827). С 1829 Г. жил в Париже, где с успехом шли ого оперы, к-рые и принесли ему европ. известность. Первая опера Г. - "Деревенская девушка" ("La Aldoana", Мадрид, 1822). В музыке Г. ощутимо влияние К. М. Вебера, особенно в опере "Призрак" ("Le revenant", 1833). Романтнч. оперы Г. высоко оценивал Г. Берлиоз. Наиболее популярны комич. оперы "Носильщик" ("Le portefaix", "Опера комик", Париж, 1835) и "Дьявол из Совильи" ("Le diable а Sйville", 1831), в к-рой использованы испан. нар. мелодии и танц. ритмы. Г. был одним из первых исп. композиторов, кто, обращаясь к фольклору, стремился найти пути к созданию нац. оперы.

М. А. Вайсборд.

Гомоляка В. Б.

Вадим Борисович (р. 17(30) X 1914, Киев) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1958). Чл. КПСС с 1953. С 1939 учился на историко-теоретич. ф-те Киевской, в 1941-42 - на композиторском ф-те Ташкентской консерваторий. С 1942 был на фронте. В 1946 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Л. Н. Ревуцкого. В 1946-48 там же преподавал муз.-теоретич. дисциплины. С 1956 чл. Президиума CK Украины, пред. Правления укр. отд. Музфонда СССР. В своём творчестве Г. тяготеет к совр. тематике, его музыка отличается мелодичностью, связана с нар. песенностью.

Сочинения: муз. комедии - Алёнушка (1959, Киев), Соловей в милиции (1964); балеты - Запорожцы (1954, Киев), Сорочинская ярмарка (1954, Донецк), Черное золото (1957, 2-я ред. 1960, Киев), Кот в сапогах (1959, Донецк), Оксана (по поэме Т. Г. Шевченко "Слепая", 1964, там же), За двумя зайцами (1966); для орк. - симфония (1952), сюита Закарпатские эскизы (1950, Гос. пр. СССР, 1951), поэмы: Карпатская легенда (1967), В парке Вечной славы (1971), симф. картинки: В Молдавии (1953), Восточные миниатюры (1956), В Испании (1958), 2 Праздничные увертюры (1953, 1968); концерты с орк. - для скр. (1949), для валторны (1972); произв. для голоса, для дерев. дух. инструментов; музыка для кино и др.

Л. С. Кауфман.

Гомофония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гомулка М.

Гомулка М. (Gomуlka) Миколай (ок. 1535, Сандомир - после 1591, там же) - польский композитор. В 1545-63 придв. музыкант в Кракове (с 1548 корол. флейтист, ок. 1558 - чл. придв. капеллы). В 1566-78 жил в Сандомире, в 1578-86 - снова в Кракове. Создал псалтырь - сб. под назв. "Мелодии польского псалтыря" ("Melodiae па psalterz polski przez Mikolaja Gomуlke uczynione", Kr., 1580) на сл. Я. Кохановского - выдающийся памятник польск. полифонии эпохи позднего Возрождения (др. произв. Г. утеряны). 150 псалмов этого сборника - несложные, 4-голосные силлабич. песни на польск. яз. в куплетной форме (преим. без имитаций). В нек-рых обнаруживаются популярные мелодич. обороты и танц. ритмы, в др. (произв. программного характера) - иллюстративные элементы. В сб. Г. сочетаются разл. муз. стили: традиции франц. шансон, нем. протестантского хорала, популярной итал. вилланеллы и польской светской и религ. песни.

Литература: Chybinski А., M. Gomуlka i jego psalmy w swietle najnowszych badan, "Miesiecznik Kуscielny", 1912, s. 340-51; Wende E., Reiss J., Melodie psalmowe Mik. Gomolki, Kr., 1912; Jachimecki Z., Mikolaj Gomуlka i Jego poprzednicy w historii muzyki polskiej, Warsz., 1946; Rerz M., M. Gomolka - Melodie na Psalter polski (Wstep do wydania zrуdlowego, t. 47, Kr., 1964-65).

З. Лисса.

Гонг

Гонг (малайский gong, звукоподражат.) - ударный инструмент с определ. высотой звучания. Распространён у народов Юго-Вост. Азии. Представляет собой выпуклый диск из бронзы или латуни с отогнутыми под прямым углом краями, нередко и с выступом в середине. Способ звукоизвлечения - удар по середине Г. спец. колотушкой с утолщением на конце. Высота звука в зависимости от размера Г. (200-500 мм в диаметре) колеблется в пределах F2 - с1. Известны многочисл. разновидности Г. В Индонезии, к-рая считается родиной Г., их употребляют в качестве сигнальных инструментов, для сопровождения танцев и представлений кукольного театра, а также в гамелане, в состав к-рого входят Г. подвесные и лежачие (бонанг). Г. издаёт певучий, долго не затухающий звук и широко используется для исполнения выдержанных нот. В Европе Г. появился в конце 18 в. В оперно-симфонич. музыке чаще применяется там-там - разновидность Г. В большие орк. часто входят как Г., так и там-там. Изготовителями лучших в мире Г. считаются яванские мастера из г. Семеранга.

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1955; Simbriger H., Gong und Gongspiele, Leiden, 1939 ("Internationales Arcnry fьr Ethnographie", Bd 36); Kunst J., Music in Java, Bd 1-2, The Hague, 1949; Vandermeersh L., Bronze kettledrums of Southeast Asia, "Journal of Oriental Studies", v. 3, 1956, No 2, p. 291-98.

P. Б. Галайская.

Гондольера

Гондольера (итал. gondoliera, от gondola - гондола) - песня венецианских гондольеров (лодочников). См. Баркарола.

Гонсалес Мантичи Э.

Гонсалес Мантичи Э. (Gonzбlez Mбntici) Энрике (1912, Сагуа-ла-Гранде, провинция Лас-Вильяс - 29 XII 1974, Гавана) - кубин. дирижёр, композитор, педагог и муз.-обществ. деятель. Учился (дирижирование) у Э. Клейбера в Гаване, Н. П. Аносова, А. В. Гаука и Л. М. Гинзбурга в Моск. консерватории. Дирижировал оркестрами в Гаване, где по его инициативе создан Нац. ин-т музыки (1950). После победы Кубин. революции (1959) занимал ряд ответств. постов в правительстве, в т. ч. был советником Нац. совета по делам культуры. Один из организаторов и гл. дирижёр (с 1960) Нац. симф. оркестра и оркестра Нац. т-ра. Преподавал (класс дирижирования) в Нац. школе иск-в. Гастролировал во мн. странах (выступал в СССР). Был чл. жюри Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1962, Москва).

Сочинения: балеты - Беглый невольник (El cimarrуn, 1960), Метиска (Mestiza), Цирк (El circo); оратории - Убили Че (Asesinaron al Che, на текст из речи Ф. Кастро, 1971), Сто лет борьбы (Cien aсos de lucha, на текст Н. Гильена, 1973); увертюра Куба для орк.; симфония на семи нотах для четырёх струнных групп (1970); 2 концерта для скр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли и др.

Гончаренко Н. И.

Нина Ивановна (р. 20 VIII 1919, с. Покровка Херсонской обл.) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. УССР (1954). Чл. КПСС с 1953. В 1944 окончила Киевскую консерваторию у Д. Г. Евтушенко, с того же года солистка Укр. т-ра оперы и балета. Среди партий - Любаша ("Царская невеста"), Марина Мнишек; Ольга ("Евгений Онегин"), Настя ("Тарас Бульба" Лысенко), Амнерис, Кармен; Варвара и Соломия ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Мать ("Арсенал" Г. Майбороды). В 1970 оставила сцену.

Гончиксумла С.

Самбын (р.18 II 1915, Еаян-Хонгоский аймак) - монг. композитор. В 1950 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Е. И. Месснера. Пред. CK МНР (с 1964). Автор оперы "Унэн" ("Правда", 1954), балетов "Батор Ганхуяг" ("Секира", 1960), "Хушуу Наадан" ("Праздник в удельном княжестве", 1967), "Сунжидма" ("Верные друзья", 1971), симфонии (1970) и другие произведения.

Гопак

Гопак (укр., от гоп - восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати - прыгать) - укр. нар. танец. Муз. размер 2/4. Г. возник в быту Войска Запорожского. Первоначально исполнялся мужчинами; совр. Г. пляшут мужчины и женщины, однако мужская партия остаётся ведущей. В исполнение Г. включаются элементы хореографич. импровизации: прыжки, присядки, вращения и др. виртуозные танц. движения. Существуют разл. варианты Г. - сольный, парный, групповой. Г. нередко имеет величавый, героич. характер. Песенные и инструментальные мелодии Г. исполняются в народе и как самостоят. муз. пьесы. В них господствует свободно варьируемая стопа анапеста (

Гопак

Гопак

).

Гопак

В зап. областях, Украины существует "Гопак-коло" исполняемый замкнутой в круг группой танцоров.

К жанру Г. обращались в своих произв. многие отечеств. композиторы: М. П. Мусоргский ("Сорочинская ярмарка", песня "Гопак"), П. И. Чайковский ("Черевички", "Мазепа"), Н. А. Римский-Корсаков ("Майская ночь"), С. С. Гулак-Артемовский ("Запорожец за Дунаем"), В. П. Соловьёв-Седой ("Тарас Бульба"), А. И. Хачатурян ("Гаянэ"), А. Г. Свечников ("Маруся Богуславка"), А. Я. Штогаренко (сюита "Памяти Леси Украинки") и другие.

А. И. Гуменюк.

Горбульскис Б. Й.

Бениаминос Йокубо (р. 14 IX 1925, Каунас) - сов. композитор. В 1958 окончил Консерваторию Литов. ССР по классу композиции Э. Бальсиса. С 1960 пред. секции лёгкой музыки при CK Литов. ССР.

Сочинения: сатирич. опера Франк Крук (1959, Каунасский муз. т-р); оперетты (пост. там же) - Любовь и шесть (Meile ir skarda, I960), Пора любви (Laikas pamilti, 1965), Три вечера (Trys vakarai, 1967); мюзикл - Дон Жуан, или Любовь к геометрии (Don Zuanas arba meile geometrijai, 1968, там же); для opк. - 2 симфонии (1950, 1953), 3 симф. сюиты (1954, 1955, 1955); концерты с орк. - для скр. (1970), влч. (1958), флейты (1953, 1964), гобоя (1966), фагота (1952, 1960), трубы (1965), валторны (1967), контрабаса (1968), бирбине (1972); произв. для литов. нар. инструментов, дух. орк., эстр. орк., эстр. песни (ок. 250); музыка для драм. т-ра.

Горбунов П. И.

Пётр Иванович (р. 7 X 1924, г. Аргаяш Челябинской обл.) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1978). Чл. КПСС с 1964. В 1950 окончил Уральскую консерваторию по классу скрипки, в 1964 - по классу оперно-симф. дирижирования у М. И. Павермана. С 1945 артист симф. оркестра Свердловского радио, с 1948 Свердловской филармонии. С 1961 дирижёр, с 1970 гл. дирижёр Свердловского т-ра муз. комедии. Выступает и как симф. дирижёр. С 1960 преподаватель Уральской консерватории (с 1977 доцент).

Гордейчук Н. М.

Николай Максимович (р. 9 V 1919, с. Чернорудка, ныне Ружинского р-на Житомирской обл.) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1972). Чл. КПСС с 1950. В 1947 окончил Киевскую консерваторию (историко-теоретич. ф-т), в 1950 - аспирантуру. С 1947 науч. сотрудник, с 1960 зам. директора по науч. части Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. M. P. Рыльского АН УССР (с 1972 проф.).

Осн. работы Г. поcв. укр. классич. и сов. музыке.

Сочинения: Государственный украинский народный хор, К.-М., 1951 (буклет); М. В. Лисенко, Кипв, 1952, доп. 1963 (совм. с Л. Б. Архiмович); М. М. Калачевський, Кипв, 1954; М. Д. Леонтович, Кипв, 1956; Украпнська радянська симфонiчна музика, Кипв, 1956; Украпнська радянська музика, Кипв, 1957; P. О. Козицький, Кипв, 1959; Украинская советская музыка, К., 1960; Симфонiчна музика, Кипв, 1960; Г. I. Майборода, Кипв, 1963; П. I. Майборода, Кипв, 1964; Украпнський радянський симфонiзм, Кипв, 1967; Украiнська радянська симфонiчна музика, Кипв, 1969; Украiнська музична Ленiнiана, Кипв, 1970; Микола Леонтович, Кипв, 1972; На музичних дорогах, Кипв, 1973.

Л. С. Кауфман.

Гордели О. М.

Отар Михайлович (р. 18 XI 1928, Тбилиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1966). Чл. КПСС с 1960. В 1951 окончил Тбилисскую консерваторию по классам И. И. Туския (композиция) и А. Д. Вирсаладзе (фп.), в 1955 - аспирантуру Моск. консерватории под рук. С. С. Богатырёва (композиция). Преподаёт в Тбилисской консерватории (с 1969 доцент). С 1967 пред. Муз.-хореографич. об-ва Грузии.

Сочинения: кантата - Времена года (1954), вок.-симф. поэма - О чём повествует Кура (1961); для орк.- симфония (1964), симф. поэма (1953), Молодёжная увертюра (1959), симф. сюита Картины Ладо Гудиашвили (1966), симф. танец Картули (1962); концерт с орк. - для фп. (1952), концертино для флейты (1959); фп. квинтет (1950); фп. соната (1960) и др. инстр. пьесы; хоры, романсы, эстр. песни, музыка для драм. т-ра и кино.

Гордон А. Б.

Александр Бернгардович (10 VIII 1867, Петербург - 1942, Ленинград) - сов. трубач, воен. дирижёр и педагог. В 1887 окончил Петерб. консерваторию по классу трубы В. В. Вурма. В 1887-89 солист симф. оркестра в Гельсингфорсе, в 1890-95 - оркестра Большого т-ра в Москве. В 1895-1912 солист (корнет-а-пистон) балетного и дирижёр сценич. оркестра Мариинского т-ра в Петербурге. В 1902-16 капельмейстер лейб-гвардии Финляндского, в 1916-17 - Преображенского полков. В 1919-22 дирижёр оркестра Политуправления Петрогр. воен. округа и преподаватель Военной муз. школы. В 1895-1942 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1910 профессор). Крупнейший представитель ленингр. школы игры на трубе, Г. внёс новые, прогрессивные принципы в методику обучения игре на этом инструменте. Автор орк. пьес, маршей, танц. музыки, мн. инстр. соч. (ок. 200 этюдов для трубы и корнет-а-пистона) и др.

Горелик А. З.

Александр Зельманович (31 V 1923, Харьков - 17 II 1981, Москва) - сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1978). Был участником художеств. самодеятельности. В 1960-61 занимался на Высших режиссёрских курсах ГИТИСа. В 1944-62 актёр т-ров муз. комедии Перми, Баку, Ростова-на-Дону, Новосибирска, с 1962 артист Моск. т-ра оперетты. В репертуаре Г. было много разнообразных партий (109), среди них - Генрих Айзенштейн ("Летучая мышь" Штрауса), Граф Данило ("Весёлая вдова" Легара), Ферри ("Сильва" Кальмана), Генри Хиггинс ("Моя прекрасная леди" Лоу), Зевс ("Орфей в аду" Оффенбаха), Агафон ("Сто чертей и одна девушка" Хренникова), Чезаре, Воевода ("Поцелуй Чаниты", "Девичий переполох" Милютина).

Горелов А. Л.

Александр Леонтьевич (2(14) IX 1863, с. Щербиничи, ныне Черниговской обл. - после 1937, Киев) - сов. дирижёр, композитор, музыкально-общественный деятель. В 1893 окончил медицинский ф-т Моск. ун-та. Одновременно занимался в Моск. консерватории по классам гобоя Ф. В. Линдера и теории музыки Н. Д. Кашкина, К. К. Альбрехта и А. С. Аренского (1888-91). В 1893-99 работал врачом в Чернигове. В 1900 основал в Астрахани отделение РМО и при нём муз. классы (позже - муз. уч-ще), директором к-рых был до 1904. В 1904-05 руководил симф. концертами в Сестрорецке, в 1905 организовал симф. оркестр в Саратове (к-рым дирижировал до 1907); в 1912-16 работал дирижёром в Петрогр. нар. доме. С 1918 жил в Киеве, став одним из создателей и первым дирижёром Укр. гос. симф. оркестра. Гастролировал в разл. городах Сов. Союза и за рубежом. Один из организаторов "С.-Петербургского об-ва взаимопомощи оркестровых музыкантов" (1903), в 1906 - Саратовского союза оркестровых музыкантов. Автор муз. произв., среди к-рых опера "Вий" (исп. в отрывках, 1897, Чернигов), оперетта "Хорошие соседи" (1891), кантата к 35-летию творч. деятельности Н. В. Лысенко (1903), 3 симфонии (1893, 1899, 1905), трио (1900), 2 струн. квартета (1894, 1901) и др.

Л. С. Кауфман.

Горелова М. Д.

Мария Дмитриевна (6 (18) III 1896, Петербург - 13 VIII 1975, Москва) - сов. арфистка. В 1906-17 обучалась игре на арфе в Петерб. консерватории у Е. А. Вальтер-Кюне. С 1927 артистка оркестра Гос. еврейского т-ра, в 1930-41 и 1944-47 солистка Большого т-ра. С 1941 артистка Горьковской, в 1942-43 - Ивановской филармоний. Репертуар Г. включал мн. оригинальные соч. для арфы рус. и заруб. композиторов, а также переложения для арфы произв., написанных для др. инструментов. Исполнение артистки отличалось полным, красивым звуком, одухотворённостью. 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (Москва, 1935).

Литература: Эрдели К. A., Арфа в моей жизни, М., 1967, с. 73, 107-108, 166, 219.

Горизонталь

Горизонталь (франц. horizontal, от греч. orizon, род. падеж orizontos, букв. - ограничивающий) - понятие, связанное с развёртыванием муз. произв. во времени и противопоставляемое вертикали - понятию, определяющему каждый данный момент многогол. произв. Г. подчёркивает изменения, возникающие по мере развития муз. формы как процесса. Понятия, указывающие на изменения в фактуре муз. произв. при их развёртывании во времени, впервые введены С. И. Танеевым в теории подвижного контрапункта; теория горизонтального (линеарного) развития мелодии у И. С. Баха разработана Э. Куртом. Приоритет в понимании муз. формы как процесса принадлежит Б. В. Асафьеву. В 20 в. в учении о гармонии, полифонии, мелодике и др. элементах муз. языка понятие Г. находит широкое применение.

Литература: Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, 1909, М., 1959; Асафьев Б. В., Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2, Л., 1971; Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, ч. 1, М.-Л., 1937, доп., М., 1966; Mазель Л. A., О мелодии, М., 1952; Kurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Einfьhrung in Stil und Technik von Bachs melodischer Polyphonie, Bern, 1917, 1946 (рус. пер., M., 1931).

В. В. Протопопов.

Горизонтально-подвижной контрапункт

Горизонтально-подвижной контрапункт - см. Подвижной контрапункт.

Горленко-Долина М. И.

Мария Ивановна - см. Долина М. И.

Горн

Горн (от нем. Horn - рог) - общее назв. сигнальных дух. амбушюрных инструментов с конич. каналом. Г. не имеют вентилей или пистонов, на них можно исполнять лишь мелодии, построенные на тонах натурального звукоряда (напр., фанфары). Разновидность Г. - пехотный рожок. Слово "Г." входит как составная часть в назв. нек-рых дух. инструментов (саксгорн, флюгельгорн, бюгельгорн, альтгорн, теноргорн и др.).

Горностаева В. В.

Вера Васильевна (р. 1 X 1929, Москва) - сов. пианистка. Засл. арт. РСФСР (1966). Окончила Моск. консерваторию (1952) и аспирантуру при ней (1955) у Г. Г. Нейгауза. Ведёт конц. деятельность; осн. место в репертуаре занимают произв. композиторов-романтиков. 2-я пр. на Междунар. конкурсе музыкантов-исполнителей (1950, Прага). Гастролирует за рубежом. С 1955 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, с 1958 - Моск. консерватории (с 1966 профессор). Среди учеников - А. А. Слободяник, П. Г. Егоров, Э. З. Анджапаридзе, Д. Г. Йоффе, М. Г. Ермолаев. Автор статей о С. Т. Рихтере, о проблемах муз. исполнительства. Готовит и проводит телепередачи цикла "Музыканты о музыке".

Горовиц В. С.

Горовиц В. С. (Horowitz) Владимир Самойлович (р. 18 IХ(1 X) 1904, Бердичев) - амер. пианист. Ученик В. В. Пухальского, С. В. Тарновского и Ф. М. Блуменфельда. По окончании Киевской консерватории (1921) много концертировал в разл. городах СССР. В 1925 уехал из СССР, с 1928 живёт в Нью-Йорке. Дважды (в 1936-38 и в 1953-64) прерывал по болезни конц. деятельность. Один из величайших пианистов-виртуозов; масштаб его артистич. дарования и сила воздействия на слушателей сопоставимы с листовскими (критика постоянно сравнивает Г. с Ф. Листом). Игра Г. увлекает блестящей техникой (октавной и пальцевой), бурным темпераментом, стихийным динамическим напором. Вместе с тем его исполнению присущи романтическая вдохновенность, поэтич. изящество, своеобразие трактовки, вызывающее иногда упрёки в исполнит. произволе и недостаточно хорошем вкусе. Г. прославился прежде всего исп. крупных произв. Листа (концерт Es-dur, соната h-moll, "Дон Жуан" и др.), мн. из к-рых (2-я венг. рапсодия, транскрипция "Пляски смерти" Сен-Санса и др.) он играет в собств., ещё более виртуозных переработках. На столь же высоком уровне его исп. произв. Ф. Шопена (соната b-moll, мазурки), П. И. Чайковского (концерт b-moll), M. П. Мусоргского ("Картинки с выставки"), А. Н. Скрябина (соната No 9) и особенно С. В. Рахманинова (его исп. 3-го концерта не уступало авторскому). Позднее среди лучших образцов исп. Г. также произведения старинных композиторов (Д. Скарлатти, М. Клементи). Г. принадлежит фп. фантазия на темы оперы "Кармен" Ж. Бизе. Среди учеников Г. - Б. Джайнис.

Литература: Коган П., Вместе с музыкантами, М., 1964, с. 11-18; Коган Г., Владимир Горовиц, "СМ", 1965, Nо 1; Blaukopf К., Grosse Virtuosen, Teufen - W., 1953, S. 114-19, 1957; Gelatt R., Musik-makers, N. Y., 1953; Сhasins A., Speaking of pianists..., N. Y., 1958, p. 136-44; Interview with Vladimir Horowitz, "Saturday Review", 1960, No 5 (сокр. рус. пер. - Беседа с Владимиром Горовицем, "СМ", 1960, No 8); Sсhonberg H. С., The great pianists, N. Y., 1963; Range H. P., Die Konzert-Pianisten der Gegenwart, Lahr - Schwarzwald, 1964; Chotzinoff S., A little nightmusic, L., 1964; Kaiser J., Grosse Pianisten in unserer Zeit, Mьnch., 1965, S. 66-84.

Г. М. Коган.

Городецкая Е. Г.

Евгения Григорьевна (1865-1939) - сов. пианистка, педагог и муз.-обществ. деятель. Герой Труда (1921).

В 1890 окончила Петерб. консерваторию по классу фп. А. Г. Рубинштейна.

В 1891-1901 концертировала и преподавала в Могилёве. В 1901-05 педагог Муз. классов РМО в Иркутске. С 1905 возглавляла собств. муз. школу в Иркутске - одно из лучших муз. уч. заведений Сибири.

В 1920-1922 ректор и профессор Иркутской консерватории, созданной на базе этой школы. С 1922 руководила кружками муз. самообразования; в том же году организовала (совм. с музыковедом Б. М. Поповым) "Музыкальные пятницы" (с 1924 бесплатные концерты-лекции; существовали до 1932).

Разносторонне образованный музыкант, Г. преподавала игру на фп., муз.-теоретич. дисциплины, пение (у неё училась Н. А. Казанцева).

Деятельность Г. способствовала поднятию проф. муз. образования и муз. культуры Сибири.

И. М. Ямпольский.

Городинский В. М.

Виктор Маркович (10(23) II 1902, Петербург - 10 V 1959, Москва) - сов. музыковед, критик и муз.-обществ. деятель. Чл. КПСС с 1918. Род. в семье музыканта. Обучался игре на фп. в Москве у В. Шора. В 1929 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. Л. В. Николаева. Чл. ЦК Рабис (1929-36), пред. Мособлрабиса (1929-34), с 1932 пред. и чл. секретариата Международного муз. бюро. В 1934-35 директор Российской филармонии, в 1935-37 пом. зав., затем зав. сектором иск-в Культпросветотдела ЦК ВКП(б). Чл. редколлегии газ. "Комсомольская правда" (1936-37). Редактор газ. "Музыка", затем газ. "Советское искусство" (1937-40), гл. редактор Музгиза (1946-48). Деятельность Г. как критика и публициста сыграла значит. роль в развитии сов. муз. иск-ва (выступал в печати с 1928). Автор многочисл. статей по разл. вопросам муз. культуры, лит-ры, живописи, т-ра.

Сочинения: Музыкальный фронт СССР, в сб.: 1-е Международное музыкальное совещание... (ноябрь, 1932). Доклады. Выступления. Резолюции, М., 1933; Опера и балет, в сб.: Советский театр. К тридцатилетию Советского государства, М., 1947, с. 443-550; 30 лет музыкального театра, М., 1948; Молодёжь советской музыки, в сб.: Молодые музыканты, М.-Л., 1949, с. 3-58; Избранные статьи, М., 1963.

И. М. Ямпольский.

Городовская В. Н.

Вера Николаевна (р. 20 I 1919, Ростов Ярославской обл.) - сов. исполнительница на гуслях. Нар. арт. РСФСР (1969). В 1947 окончила Моск. консерваторию по классу фп. у С. Е. Фейнберга. С 1939 солистка Рус. нар. оркестра им. Н. П. Осипова. Автор соч. для оркестра рус. нар. инструментов, произв. для домры, балалайки, гуслей, обработок рус. нар. песен для голоса с оркестром. Переложила для гуслей ряд произв. рус. и сов. композиторов. Ведёт педагогич. работу.

Городцов А. Д.

Градцов Александр Дмитриевич (30 Х(11 XI) 1857, с. Поздное, ныне Михайловского р-на Рязанской обл. - 1918, Пермь) - рус. муз. деятель, хор. дирижёр, педагог, певец (бас). Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1883), работал юристом. Пел в церк. и студенч. хорах. Брал уроки пения у В. Н. Кашперова, И. Я. Сетова, И. В. Тартакова. С 1888 выступал как оперный артист во мн. городах России (сезон 1895-96 под фамилией Градцов - в Пермской опере). С 1896, числясь на службе при Пермском попечительстве о нар. трезвости, руководил нар.-певч. делом на Урале. Создал сельские и фабричные хоры, основал нотную и муз.-педагогич. б-ку в Перми (1896), организовал летние курсы по подготовке регентов, а также бесплатные нар.-певч. классы в Перми и Екатеринбурге (ныне Свердловск; существовали до 1917). В 1907 Г. пред. Пермского певческого, в 1908 - Пермского филармонич. об-в. В 1910-16 устраивал в Перми концерты, в к-рых исполнялись нар. песни. Осуществил пост. оперных спектаклей силами крестьян. С этой целью сделал (совм. с сыном А. А. Городцовым) переработку сцен из оперы "Иван Сусанин" для исп. без оркестра, с хор. сопр. (впервые исп. в 1911 учащимися Пермского уч-ща для слепых детей, изд.: "Сцены из оперы "Жизнь за царя"", М., 1912, 1913) и оперы "Аскольдова могила" (изд. М., 1915). Сост. "Сборник церковных песнопений для народно-певческих хоров" (1903), сб. "Народно-певческие хоры" (6 выпусков, М., 1907-1917). Б. В. Асафьев писал о Г. как об одном из выдающихся хор. деятелей, усилиями к-рых "создавались областные гнёзда певческо-хоровой культуры".

Сочинения: Народно-певческое дело в Пермской губернии, (отчёты), Пермь, 1909, 1915, 1917.

Литература: Лебедев В., А. Д. Городцов - пионер музыкально-народного образования, "РМГ", 1909, No 16, 18-21; Иванов М., Народно-певческое дело, "Новое время", 1915, No 14297; Асафьев Б. В. (Игорь Глебов), Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930, с. 139; Из музыкального прошлого. Сб., вып. 1, ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, М., 1960, с. 103-13; Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижёры, М., 1963, с. 14-15.

Гороховская Е. С.

Евгения Станиславовна (р. 27 IX 1940, Баку) - сов. певица (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1980). В 1969 окончила Ленингр. консерваторию у Т. Н. Лавровой. С 1969 солистка Ленингр. Малого т-ра оперы и балета, с 1976 - Ленингр. т-ра оперы и балета. Среди партий - Лель, Ганна; Любаша ("Царская невеста"), Марина Мнишек, Розина, Азучена; Эболи ("Дон Карлос"), Дидона ("Дидона и Эней" Пёрселла), Аксинья; Варвара ("Не только любовь" Щедрина), Екатерина ("Пётр I" Петрова). Выступает в концертах, в числе исполняемых ею произв. - вок. циклы ленингр. композиторов В. Ф. Веселова, В. А. Гаврилина, Л. А. Пригожина, Б. И. Тищенко. 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки (1971), "Гран при" на Междунар. конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне (1972). Гастролирует за рубежом.

Литература: Келдыш Т., Е. Гороховская, "МЖ", 1976, No 20.

Горра

Горра - гаэинг, - струнный щипковый инструмент, разновидность муз. лука. Употребляется народами Юж. Африки - бушменами и готтентотами. Представляет собой согнутый бамбуковый прут, между концами к-рого натянута кишечная струна. Длина инструмента 50-100 см. Звук извлекается при помощи защипывания струны заострённой палочкой. Для получения звуков разл. высоты сближают или раздвигают концы лука, меняя т. о. натяжение струны. Г. позволяет извлекать и флажолетные звуки. Для усиления звука инструмент подносят ко рту, служащему резонатором. На Г. исполняются нар. мелодии, играют на нём преим. мужчины.

Литература: Balfour H., The natural history of the musical bow, в кн.: The developmental history of stringed instruments of music, Oxf., 1889; его же, The Goura, "Journal of Anthropol. Inst, of Great Brit. and Ireland", 1902, v. XXXII, p. 156-76.

P. Б. Галайская.

Горская Р. Г.

Горская Р. Г. (наст. фам. - Файнберг) Розалия Григорьевна (р. 30 VI (12 VII) 1891, Брацлав, ныне Винницкой обл.) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Засл. арт. республики (1933). В 1913 окончила Петерб. консерваторию (класс пения С. Н. Гладкой). В 1913-15 солистка Киевского оперного т-ра. В 1915 дебютировала на сцене петрогр. Нар. дома, в 1918-1949 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета и одноврем. (до 1933) Ленингр. Малого оперного т-ра. Певица обладала тонкой музыкальностью, её исполнение отличалось артистизмом и одухотворённостью. Г. - первая исполнительница на рус. сцене партии Констанцы ("Похищение из сераля" Моцарта, 1925) и Софи ("Кавалер роз", 1928). Лучшее достижение Г. - партия Розины. Др. партии: Шемаханская царица, Снегурочка; Марфа ("Царская невеста"), Джильда, Виолетта; Джульетта ("Ромео и Джульетта"). В 1948-51 преподавала в Ленингр. консерватории.

В. И. Зарубин.

Горский А. А.

Александр Алексеевич (6(18) VIII 1871, Петербург - 20 X 1924, Москва) - рус. артист балета, педагог и балетмейстер. Засл. арт. имп. (позднее гос. академия.) театров (1915). Учился в Петерб. театр. уч-ще у П. К. Карсавина и М. И. Петипа (окончил в 1889). В 1889-1900 был танцовщиком Мариинского т-ра (Петербург). С 1901 режиссёр балета, в 1902-24 балетмейстер Большого т-ра (Москва). На деятельность Г.-хореографа оказали влияние передовые поиски режиссёров и художников Частной оперы Мамонтова и МХТа. Знаток спектаклей Петипа, Г. шёл от буквальных повторов его постановок на моск. сцене ("Спящая красавица", 1899; "Раймонда", 1900) к творческой переработке, заботясь о логике и стройности сюжета, режиссуре ансамблей. Значит. художеств. явлением была его постановка балета "Дон Кихот" (1900, Большой т-р). Г. решительно обновлял репертуар Большого театра под знаком драматизации действия в переработанных им балетах: "Баядерка" Минкуса (1904), "Коппелия"; "Дочь фараона" Пуньи (оба в 1905) и др. В то же время в пост. Г. танец, подчинённый логике поступков и ситуаций, утрачивал обобщающие свойства, на первый план выходила пантомимная зрелищность, музыке отводилась иллюстративная роль ("Дочь Гудулы" Симона, по роману "Собор Парижской богоматери" Гюго, 1902; "Саламбо" Арендса, 1910). Среди др. пост.: "Любовь быстра!" на муз. Грига, "Шубертиана". В 1916 Г. впервые осуществил опыт балетной пост. симфонии (5-я симфония Глазунова, 1916). В сов. время пост.: "Стенька Разин" на муз. Глазунова (1918), "Вечно живые цветы" Асафьева (1922), "Щелкунчик" (1919) и др. Прогрессивные для своего времени, хотя и противоречивые поиски Г. сказались в практике сов. хореографич. режиссуры 1930-40-х гг.

Литература: Бахрушин Ю., Александр Алексеевич Горский, М.-Л., 1946; Мартынова О., Екатерина Гельцер, М., 1965; Суриц Е., Первый московский "Щелкунчик", "Театр", 1969, No 4, с. 86-94; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, ч. 1. Хореографы, Л., 1971.

В. М. Красовская.

Горский К. К.

Константин Константинович (13 VI 1859, Лида, ныне Гродненской обл. - 31 V 1924, Познань) - рус. скрипач, композитор и педагог. По национальности поляк. Игре на скрипке учился у Ап. Контского в Варшаве. В 1881 окончил Петерб. консерваторию по классу Л. С. Ауэра, по композиции занимался у Н. А. Римского-Корсакова. Преподавал в муз. уч-щах РМО в Саратове, Тбилиси, Пензе, Харькове; концертировал (в 1893 исполнил в Харькове концерт Чайковского для скрипки с оркестром под упр. автора). В 1919 переселился в Польшу, работал концертмейстером оркестра оперы в Познани. Автор оперы "Маргер" (клавир изд. 1905, пост. 1927, Познань), симф. поэмы, пьес для скрипки и фп., органной фантазии, песен, духовной музыки и др.

Литература: Wrocki E., Konstanty Gorski. Zycie i dzialalnosc. 1859-1924, Warsz., 1924.

И. M. Ямпольский.

Горчаков Н. Д.

Николай Дмитриевич (дата рожд. неизв. - ум. 9(21) VI 1847, Москва) - рус. поэт и переводчик. Автор кн. "Опыт вокальной или певческой музыки в России, от древних времён до нынешнего усовершенствования сего искусства, с любопытными замечаниями об отличных авторах и реэнтах вокальной музыки и с двумя гравированными фигурами старинных певческих нот" (М., 1808) и статьи "Об уставном и партесном церковном пении в России" ("Москвитянин", 1841, ч. V, No 9, с. 191-207). Г. принадлежит текст первой рус. оратории "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" С. А. Дегтярёва (1809), исп. в Москве в 1811.

И. М. Марков.

Горчакова А. А.

Александра Александровна - см. Сантагано-Горчакова А. А.

Горчицкий Г. Г.

Горчицкий Г. Г. (Gorczycki) Гжегож Гервазы (1664 или 1667, Бытом - 30 IV 1734, Краков) - польский композитор. Изучал теологию и композицию в Праге (1687-91). С 1694 жил в Кракове, был учителем музыки, музыкантом вавельск. капеллы, капельмейстером Вавельского кафедр. собора (с 1698) и церкви Ангелистов, рук. духовной семинарии. Религ. сочинения Г. для хора a cappella (мессы, мотеты, гимны, Stabat Mater и др.), выдержанные в стиле позднеримской школы, свидетельствуют о мастерском владении техникой контрапунктич. письма. Более зрелые вок.-инстр. произв. (духовные концерты, комплеториум и др.) написаны в духе позднего барокко, лучшие близки по стилю музыке Г. Генделя. Г. принадлежит также полонез для оркестра (утерян). Мн. сочинения Г. хранятся в рукописях, гл. обр. в архивах Кракова. Нек-рые из них были напечатаны отд. изданиями, в т. ч. "Laetatus sum" ("Ликую", Краков, 1958), Комплеториум (Краков, 1963), а также в разл. сборниках культовой музыки польских композиторов, среди них - лат. 4-голосные сочинения a cappella - Пасхальная месса и др. Мн. произв. Г. переизданы польск. изд-вами в сериях "Старинная польская музыка" и "Памятники старинной польской музыки" и др.

Литература: Feicht H., Do biografii G. G. Gorczyckiego, в кн.: Polski Rocznik Muzykologiczny, t. 2, Warsz., 1936; Сhybinski A., Przyczynki о historii krakowskiej kultury muzycznej w 17 i 18 w., "Wiadomosci Muzyczne", Warsz., 1925, No 5/6, 9, 1926, No 10; его жe, G. G. Gorczycki, в кн.: Slownik muzykуw dawnej Polski, Kr., 1949; Z dziejуw polskiej kultury muzycznej, Kr., 1958, s. 195-97, 211-212.

З. Лисса.

Горшковы

Горшковы - сов. скрипичные мастера. Лев Александрович Г. (р. 13(26) VI 1910, Пенза). Занимался в Пензе в Художественной школе и учился игре на скрипке в Муз. уч-ще (1928-32), затем в Москве в Обл. муз. уч-ще у М. Г. Плаксина (1933) и Педагогич. муз. уч-ще у Б. А. Михаловского (1934-35). Самостоятельно изготовлять смычковые инструменты начал с 1928. В 1937-40 работал в опытно-показательной мастерской (рук. E. P. Витачек) при Моск. консерватории. Был мастером Моск. консерватории (1941-45), фабрики смычковых инструментов (1950-53). Сделал ок. 200 скрипок, альтов, виолончелей. Долго работал на основе разл. моделей, с 1960-х гг. на модели Страдивари. Лаковое покрытие его инструментов имеет разл. оттенки - от жёлтого до тёмно-красного цвета. Инструменты Г. отмечались на мн. конкурсах. В 1970 на Всесоюзном конкурсе смычковых инструментов мастер получил 1-ю премию за виолончель. Изготовил также 150 смычков, получивших высокую оценку крупнейших зарубежных мастеров. Известен и как реставратор старинных инструментов. Борис Львович Г. (р. 20 IV 1939, Москва) - сын Льва Александровича Г. Окончил биологич. ф-т Моск. ун-та (1969). Изготовлению смычковых инструментов учился под руководством отца, затем у E. H. Горохова в мастерской Центр. муз. школы при Моск. консерватории (1958-60). В 1967 стажировался в Чехословакии у П. Шпидлена. С 1967 преподаватель Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (курс смычкового инструментоведения и подготовка скрипичных мастеров). Г. изготовил 50 скрипок, 12 альтов и 1 виолончель. Первоначально находился под влиянием франц. школы (чётко подчёркивал все грани кромки и завитка инструмента, применял красноватый и красно-коричневый лак), с 1970 основывается в своей работе на моделях Страдивари и Гваданьини (лак более светлый, жёлто-оранжевый, эфирномасляный). Используя различные существующие методы, Г. выработал свой принцип настройки дек. Лауреат Международного конкурса им. Г. Венявского в Познани (1972). Среди учеников Г. - В. И. Московский, А. А. Сусь, Г. Н. Буб, А. А. Якименко, а также И. Я. Хусам (Ирак).

Литература: Витачек В. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Доброхотов В., Конкурс скрипок, "СМ", 1971, No 2; Эпштейн Е., Рубежи мастерства, "МЖ", 1969, No 14.

Б. В. Доброхотов.

Горький

Статья большая, находится на отдельной странице.

Горьковский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Госконцерт СССР

Госконцерт СССР (Государственное концертное объединение СССР) - концертная организация в системе Министерства культуры СССР. Создана в 1957 на базе Гастрольбюро; действует на основании устава, утверждённого Министерством культуры СССР в 1971. Задачей Г. является осуществление и развитие обмена гастролями артистов между СССР и зарубежными странами, пропаганда за рубежом выдающихся произв. сов. иск-ва и популяризация лучших творч. и исполнит. сил. Первоначально в его функции входило также планирование гастрольных выступлений ведущих сов. артистов в порядке обмена между союзными республиками (с 1965 - в ведении Союзконцерта). Г. изучает исполнит. кадры СССР и др. стран, направляет сов. артистов за границу и принимает в СССР зарубежных артистов, заключает контракты с иностр. конц. фирмами на основании планов культурного сотрудничества и межгосударств. соглашений, а также составляет и контролирует репертуар организуемых ими концертов. В 1969, на базе ранее существовавшего отдела, в Г. создано Управление междунар. и всесоюзных конкурсов, ведающее всеми вопросами организации конкурсов в СССР и посылки молодых сов. исполнителей и членов жюри за рубеж для участия в конкурсах. Г. имеет также издат. отдел, выпускающий плакаты, афиши, буклеты и др. издания на разных языках.

Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек.

Госсек Ф. Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гостенина Е. А.

Елизавета Андреевна (р. 4 (17) VIII 1904, Тбилиси) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1947). Чл. КПСС с 1948. В 1929 окончила Тбилисскую консерваторию у Л. А. Михальской, с того же года солистка Груз. т-ра оперы и балета (до 1962). Среди многочисл. партий - Ярославна, Татьяна, Лиза; Мария ("Мазепа"), Наташа, Аида; Леонора ("Трубадур"), Тоска, Этери; Нестан ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе), Русудан ("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Дора ("Депутат" Тактакишвили), Цицинателла ("Родина" Туския), Лерцамиси ("Баши-Ачук" Кереселидзе). Гастролировала в оперных т-рах Москвы, Ленинграда и др. городов СССР. С 1962 преподаёт во 2-м Тбилисском муз. уч-ще им. З. Палиашвили.

Предыдущая страница Следующая страница