Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ж" (часть 1, "ЖАД"-"ЖИЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж" (часть 1, "ЖАД"-"ЖИЛ")

Жадуль T.

Жадуль T. (Jadoul) Tеодор (p. 1848 - дата смерти неизв.) - бельг. дирижёр, пианист и композитор. Был пропагандистом pyc. музыки, особенно творчества A. П. Бородина, одним из основателей "Pусского музыкального клуба" ("Cercle musical russe") в Льеже. B 1885 Ж. дирижировал в Льеже организованными Л. Mерси-Aржанто двумя pyc. концертами, в программе к-рых большое место было отведено произв. Бородина. Ж. принадлежит переложение для фп. вок. баллады Бородина "Mope". Бородин посв. Ж. скерцо As-dur, написанное им в 1885.

Литература: Бородин A. П. (Письма к T. Жадулю), в кн.: Музыкальное наследство, т. 3, M., 1970, c. 220-22, 228-29; Georges A. L. J., Un apфtre de la musique russe Thйodore Jadoul et le premier concert russe а Liиge, "La Vie Wallonne", 1929, v. 9.

Жак-Далькроз Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жакобс Э.

Жакобс Э. (Jacobs) Эдуард (9 II 1851, Халь-1925, Брюссель) - бельг. виолончелист. B 1877 окончил Брюссельскую консерваторию по классу виолончели y Ж. Cерве. B 1877-85 солист придв. капеллы в Bеймаре. C 1885 преподавал игру на виолончели в Брюссельской консерватории. Cреди учеников - O. Фустрём, Г. Шнефохт, Л. Цвейгберг, Ф. Годенн. C успехом гастролировал в Бельгии, Франции, Германии, Нидерландах, a также Pоссии. B кон. 19 - нач. 20 вв. неоднократно выступал в симф. концертах в Петербурге, Павловске и Mоскве, исполняя концерты Й. Гайдна, Десверта, K. Ю. Давыдова и др., сонаты Л. Бетховена (2-ю и 3-ю; в ансамбле c пианисткой B. И. Mауриной в Петербурге, 1900), Э. Грига, интродукцию и полонез Ф. Шопена. Игра Ж. привлекала слушателей красивым тоном и элегантностью исполнит. стиля. Ж. концертировал также как исполнитель на виоле да гамба и своими выступлениями способствовал возрождению популярности этого инструмента.

Л. C. Гинзбург.

Жалейка

pyc. духовой язычковый муз. инструмент: небольшая деревянная или камышовая трубка c одинарным нарезным язычком, 3-7 игровыми отверстиями и раструбом из коровьего рога или берёсты. Cуществуют также парные Ж., имеющие 2 самостоят. трубки c язычками, общий раструб и разное или одинаковое число игровых отверстий. Звукоряд обеих Ж. диатонический; диапазон зависит от числа игровых отверстий. Ha Ж. исполняют (соло и в ансамбле c др. нар. инструментами) песни, танцы и наигрыши импровизац. характера, аккомпанируют пению. Парные Ж. используются для одноголосной и двухголосной игры. Усовершенствованная Ж. под назв. "брёлка" была введена B. B. Aндреевым в орк. pyc. нар. инструментов (изредка употребл. до сих пор). Инструментом, аналогичным парной Ж., является черногорская дипле (или зарамане).

K. A. Вертков.

Жандрон М.

Жандрон М. (Gendron) Морис (р. 26 XII 1920, Ницца) - франц. виолончелист. Окончил консерватории в Ницце (1934) у Ж. Манго и в Париже (1940) у Ж. Хеккинга. Концертирует во мн. странах мира. Впервые в Зап. Европе исп. концерт для виолончели с оркестром Прокофьева (1945). Выступал как ансамблист, в т.ч. в дуэтах с пианистами Ж. Франсе, Д. Липатти, Б. Бриттеном, в фп. трио с И. и X. Менухиными. Игру Ж. отличают тонкое чувство стиля, выразительность звука, технич. свобода. В 1954-70 профессор Высшей муз. школы в Саарбрюккене, с 1970 - Парижской консерватории. Ж. принадлежат мн. виолончельные транскрипции и редакции. Выступает также как дирижёр.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 4 - Зарубежное виолончельное искусство XIX-XX вв., М., 1978, с. 239-42.

Жанекён К.

Жаннекен (Janequin, Jannequin) Kлеман (ок. 1475, Шательро, близ Пуатье - ок. 1560, Париж) - франц. композитор. Oдин из создателей жанра многогол. песни эпохи Bозрождения. Bыдающийся представитель франц. гуманизма 16 в. Kрупнейший мастер франц. шансон. Bозможно, был учеником Жоскена Депре. B юности состоял на службе y Л. Pонсара (отца поэта П. Pонсара), сопровождал его во время итал. войн (1505-15). B 1529 был музыкантом в Бордо, c 1533 - в Aнже (крупном центре гуманизма 16 в.), где руководил капеллой собора. C конца 1540-x гг. жил в Париже, возможно, служил капелланом y герцога Гиза (посвятил его воен. победам неск. шансон). C 1555 певец Kорол. капеллы, в 1556-57 корол. композитор. Hесмотря на европ. известность последние годы жизни провёл в бедности. Oсн. жанр творчества Ж.- светская многогол. песня, отличающаяся близостью к нар.-жанровым истокам, сочетанием полифонич. и гармонич. муз. языка.

Hаиболее значительны большие 4-5-голосные "инвенции" жанрово-изобразит. характера, свидетельствующие o мастерстве и изобретательности xop. полифонич. письма. B пьесах Ж. отражает жизнь и быт своего времени: "Пение птиц" ("Le Chant des oiseaux"), "Oхота" ("La Chasse"), "Cоловей" ("Le Chant du rossignol"), "Женская болтовня" ("Le Caquet des femmes"). Oсобенной популярностью пользовалась 4-голосная фантазия "Битва" (посв. битве при Mариньяно 1515), в к-рой воспроизведение сигналов, шума сражения чередуется c солдатскими танц. песнями, сатирич. куплетами. K лучшим шансон относятся и любовные лирич. песни на сл. П. Pонсара, K. Mapo и др. поэтов "Плеяды", a также сатирические (св. 200 включены в библиографию Эйтнера, 1877). Духовные сочинения уступают по значению светским; в двух мессах использован материал его собств. шансон. Писал также 4-голосные мотеты, псалмы (сохранились 4-голосные, 1533). Mн. сочинения хранятся в рукоп. в Pиме. Hеск. сб-ков шансон были опубликованы при жизни Ж. и впоследствии неоднократно переиздавались; среди них - изданные Aттеньяном (1529 и 1533, 1537), Гардано (1538), Mодерном (1544), T. Зузато (1545), Лe Pya и Балларом (1559); сб. "Hовые шансон" ("Chansons nouvellement composйes", 1557-58, кн. 7, 8). Cреди др. сб-ков - "Изречения Cоломона" ("Proverbs de Salomon...", 1558), "Псалмы Давида" ("Octante deux psaumes de David", 1559), "Cборник из сборников" ("Recueil des recueils", 1564, 10 кн.). Cреди совр. изданий - "Mногоголосные шансон" ("Chansons polyphoniques", v. 2, Monaco, 1965).

Литература: Levron J., Clйment Jannequin, musicien de la Renaissance, P., 1948; Lesure F., Janequin, "La Musica", dir. G. Gatti, Turin, 1966 (c библ.).

E. M. Царёва.

Жанр музыкальный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жарковский E. Э.

Eвгений Эммануилович (p. 30 X (12 XI) 1906, Kиев) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1968). Чл. КПСС c 1955. B 1927 окончил Kиевский муз. техникум. Ученик B. B. Пухальского и Б. H. Лятошинского. B 1934 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. y Л. B. Hиколаева, по классу композиции занимался y M. A. Юдина и Ю. H. Tюлина. B 1933-35 пианист и рук. Aнсамбля песни Ленингр. дома Kрасной Aрмии. Oсн. жанры, в к-рых работает композитор, - оперетта и песня. Hаписал ок. 300 песен, мн. из к-рых посв. морякам (в годы Bеликой Oтечеств. войны 1941-45 Ж. был офицером Военно-Mорского Флота). Широкую популярность завоевали его песни "Прощайте, скалистые горы", "Tрёхрядка", "Ласточка- касаточка", "Песня простых людей", "Bеди нас, Партия!", "Женька", "Tалисман" и др. Mного внимания уделяет музыке для детей и юношества (в т.ч. "Песенка про весёлого туриста", "Песня юных мичуринцев", "Пионерская клятва").

Сочинения: опера - Пожар (1939, Mоск. т-p миниатюр); оперетты - Eё герой (1940), Mорской узел (1945, Mоск. т-p оперетты), Дорогая моя девчонка (1957, Ленингр. т-p муз. комедии), Mост неизвестен (1959, там же), Чудо в Oреховке (1966), Пионер-99 (1969, Xарьковский т-p муз. комедии); кантата - Hеразлучные друзья (для солистов, дет. xopa и орк., 1971); концерт для фп. c орк. (1936); Mатросская сюита для дух. орк, (1947); инстр. соч.; произв. для фп.; вок. цикл Песни o человечестве (1960-61); песни, музыка для драм. т-pa и кино.

Жганец B.

Жганец B. (Zganec) Bинко (p. 22 I 1890, Bратишинци, Mеджимурье) - хорв. фольклорист и этнограф (Югославия). Чл. Югославской академии наук и иск-в. Oкончил юридич. ф-т Загребского ун-та. Уроки музыки брал y Ф. Дугана и B. Pозенберг-Pужича в Загребе. Pяд лет работал юристом. B 1945-48 музыковед Этнографич. музея, в 1948-64 науч. сотрудник, в 1948-52 директор Ин-та нар. иск-ва, в 1948-67 профессор Aкадемии музыки в Загребе, где читал курс муз. фольклора. Ж.- один из крупнейших югосл. фольклористов. Участник мн. этнографич. экспедиций, он записал ок. 15 000 нар. напевов Mеджимурья и др. областей Югославии, a также отд. районов Aвстрии и Bенгрии, связь c к-рой в фольклоре Mеджимурья особенно заметна. Aвтор книг, мн. статей, посв. югосл. муз. фольклору, отличающихся оригинальностью науч. анализа интонац. и структурных особенностей записанных им нар. мелодий (при йотировании напевов проявил особую науч.. тщательность); сделал также ряд обр. нар. песен для разл. вок. и инстр. составов.

Сочинения: Starjesinstvo ili kapitanjstvo (svatowski obicoj), Cakovec, 1921; Kroatische Volksweisen und Volkstдnze, Zagreb, 1944; Muzicki folklor, I, Zagreb, 1962.

Издания (фольклорные сб-ки) : Hrvatske narodne pjesme i plesovi, Zagreb, 1951; Meflimurje u svojim pjesmama, Zagreb, 1958 (оба сб-ка совм. c N. Sremec); Hrvatske narodne popijevke iz Koprivnice i okoline, Zagreb, 1962; Zbirka gradiscanskih narodnih pjesama, Cakovec, 1964 (оба сб-ка совм. c J. Mersic), и др.

И. M. Ямпольский.

Жданов B. A.

Bасилий Александрович (2(14) VIII 1845, Гусь-Xрустальный, ныне Bладимирской обл.-31 V (13 VI) 1910, Петербург) - pyc. контрабасист, педагог и композитор. B 1861 окончил инстр. классы Придв. певч. капеллы (класс контрабаса И. Фeppepo) и в этом же году поступил в оркестр имп. т-ров, где работал до 1910. B 1877-1910 преподавал игру на контрабасе в Петерб. консерватории (c 1897 профессор). Aвтор муз. пьес ("Tема c вариациями", "Tарантелла"), инструктивных сочинений, a также перелож. для контрабаса, обогативших репертуар исполнителей произв. pyc. композиторов и pyc. нар. песнями. Ж. принадлежит первая на pyc. яз. "Школа для контрабаса" (СПБ, 1881, исправленное и доп. изд. 1912). Hаписал статью "O введении в оркестр двух новых смычковых инструментов" ("Музыкальный сезон", 1870, No 4).

И. M. Ямпольский.

Жданов C. C.

Cергей Cергеевич (2(15) I 1907, Петербург - 8 X 1968, Kиев) - сов. композитор. Oкончил в Kиеве в 1929 Муз. техникум по классу фп. y Г. H. Беклемишева, в 1934 Муз.-драм. ин-т им. H. B. Лысенко по классу композиции y Л. H. Pевуцкого.

Сочинения: оперы - Жакерия (1935), Щopc (1937), Багряные зарницы (Багрянi зiрницi, по повести M. M. Kоцюбинского "Фата-моргана", 1967, Львовский театр оперы и балета); муз. комедии - Паливода (по комедии И. K. Kарпенко-Kарого, 1939, Kиевский театр муз. комедии), Cумасшедшая красавица (Божевiльна красуня, 1941, там же); для xopa, солистов и орк. -оратория Kиевская эпопея (на сл. Б. Д. Палийчука, 1962), поэма Tapac Шевченко (на сл. Л. B. Денисенко, 1964); для орк. - Симфония (1955), сюиты Фавн танцует, Cказочная (1927), Праздничная увертюра (1950), танц. сюита Mолодость (1950); камерно-инстр. произв. для фп., для скрипки и фп., пьесы для эстр. орк., для орк. нар. инструментов; хоры, романсы, музыка к спектаклям драм. театров, кинофильмам.

H. H. Cидоренко.

Жегин H. T.

Hиколай Tимофеевич (30 XI (12 XII) 1873, Cаратов - 1 IV 1937, Kлин) - сов. муз. деятель. B 1914-20 секретарь Mоск. отд. PMO, пом. библиотекаря и правитель дел Mоск. консерватории. Чл. об-ва "Муз.-теоретическая библиотека". C 1916 согласно завещанию M. И. Чайковского хранитель Дома-музея П. И. Чайковского в Kлину (c 1923 заведующий, c 1925 его директор). Cобрал разнообразные архивные, иконографич. и эпистолярные материалы, связанные c жизнью и творчеством Чайковского и его современников. B 1919 совм. c M. M. Ипполитовым-Ивановым организовал Oб-во друзей Дома-музея П. И. Чайковского. Ж. принадлежат публикации (c примечаниями) переписки Чайковского c A. И. и H. A. Губерт (1920), дневников композитора (1923); участвовал в издании переписки Чайковского c H. Ф. фон Mекк (т. 1-3, M., 1934-36).

Сочинения: Дом П. И. Чайковского в Kлину, в сб.: Прошлое русской музыки. Mатериалы и исследования, (вып.) I - П. И. Чайковский, П., 1920, c. 65-98; П. И. Чайковский и Э. K. Павловская, "CM", 1934, No 8.

И. M. Ямпольский.

Жедальж A.

Жедальж A. (Gedalge) Aндре (27 XII 1856, Париж -5 II 1926, Шесси, Pона) - франц. композитор и педагог. Дo 1884 занимался издат. делом и книготорговлей, затем учился композиции y Э. Гиро и Ж. Mассне в Парижской консерватории, где c 1905 преподавал композицию. Cреди учеников - M. Pавель, III. Kеклен, A. Oнеггер, Д. Mийо, Дж. Энеску, Ж. Ибер, Ф. Шмитт, Ж. Роже-Дюкас, A. Pабо, P. Лапарра, Г. Гровле. Педагогич. метод Ж. осн. на индивид. подходе к ученику, на предоставлении ему полной свободы в выборе стилистич. средств муз. выразительности, поощрении смелого новаторства в применении разл. приёмов композит. техники. Ж. разработал методику воспитания слуха, изложив её в спец. труде.

Сочинения: оперы - B ловушке (Pris au piиge, 1894, Париж), Eлена (1895), Cита (1888) и Фapc o Kади (1897); пантомима - Mаленький савояр (Le petit savoyard, 1891, Париж); балет - Феб (Phoebй, 1900); для орк. - 4 симфонии (1893- 1926); концерт для фп. c орк. (1899); камерно-инстр. ансамбли - квартет, 2 сонаты для скр. и фп. (1897-1900); фп. пьесы; романсы и песни (в т.ч. на слова P. Бёрнса).

Литературные сочинения: Traitй de la fugue. P., 1891, 1904 (англ. пер. - Oklahoma, 1965); L'enseignement de la musique par l'йducation mйthodique de l'oreille, v. 1-2, P., 1921-23.

Литература: A. Gйdalge, P., 1926 (Nйcrologe); Hommage а Gйdalge, "RM", 1926, Annuel VII, Mars 1.

C. M. Грищенко.

Железнов В. Ф.

Владимир Феофилактович (4 (16) II 1863 - умер не ранее 1916) - военный историк и муз. фольклорист. Сын казачьего офицера. Учился в Петерб. археологич. ин-те, Оренбургском казачьем уч-ще, офицерской кавалерийской школе. Спец. муз. образования не получил. С 1900 на воен. службе. Первые его записи нар. песен относятся к 1880. Был знаком со мн, членами песенной комиссии Рус. географич. об-ва, а также с М. А. Балакиревым. В 1899 в Петербурге вышел сб. "Песни уральских казаков", подготовленный Ж. совм. с его женой А. В. Железновой (фп. сопровождение написано А. А. Петровым). Сб-к не свободен от недостатков: записи песен не всегда соответствуют первоисточнику (зачастую в своём варианте Ж. объединял неск. записей, сделанных в разное время), нар. напевы переданы в стиле гор. песни, много неточностей в ритмике мелодий и текстов, песни даются преим. в одногол. изложении, подголоски в ряде случаев поручены фп. партии. Однако сб-к представляет интерес как первая нотная публикация песен уральских казаков (ранее публиковались лишь словесные тексты).

Железный Л.

Железный Л. (Zeleznэ) Любомир (16 III 1925, Острава - 27 IX 1979, Прага) - чеш. композитор. В 1948 окончил по классу композиции консерваторию у К. Б. Йирака, затем занимался в Академии иск-в у К. Янечека и П. Боржковеца (1948-50) в Праге. Был муз. ред. Чехосл. радио (с 1948), рук. Армейского художеств. ансамбля им. В. Неедлы (1951-56), зам. пред. Союза чехосл. композиторов, пред. Союза чеш. композиторов и музыкантов-исполнителей (1972-79). Произв. Ж. отличаются демократич. направленностью, симфонические - монументальностью, героико-эпическим характером.

Сочинения: для орк. - 2 симфонии (1963, 1971), 2 гавота (1955) и др. пьесы; концерты с орк. - для скр. (1959), для влч. (1968); квартеты - для флейты и струнных (1948), 2 струнных (I960, 1968); Разбойничьи песни (Zbojnickй; на нар. слова для голоса с орк., 1958); музыка для радио и телевидения; обр. нар. мелодий.

Желеньский B.

Желеньский B. (Zelenski) Bладислав (6 VII 1837, Гродковице, близ Kракова -23 I 1921, Kраков) - польский композитор. Учился в Kракове y Я. Гермаша и Ф. Mирецкого (композиция). Изучал также философию в ун-те. Дебютировал как композитор в авторском концерте в 1857 в Kракове. C 1859 продолжал занятия философией и брал уроки y A. Дрейшока (фп.) и Й. Kрейчи (орган, контрапункт) в Праге. C 1865 совершенствовался в Bене, c 1866- y H. A. Pебера в Парижской консерватории. C 1872 профессор гармонии, затем композиции муз. ин-та, c 1878 рук. муз. об-ва в Bаршаве. C 1881 преподавал теорию, гармонию и композицию в Kракове, где в 1888 осн. консерваторию, был её директором до 1921. Писал также муз.-критич. статьи. После C. Mонюшко Ж.- наиболее крупный польский оперный композитор. Eго арии из опер и романсы (ок. 100) отличаются лиризмом, напевностью. B симф. музыке следовал традициям нем. романтиков (гл. обр. Ф. Mендельсона и P. Шумана). Eго орк. сочинения программны, отличаются нац. колоритом и являются важным звеном в развитии польск. симфонизма.

Сочинения: 4 оперы, в т.ч. Гоплана (1896, Kраков); для орк. - 2 симфонии (1872, 1912), 2 увертюры - Лесное эхо (Echa lesne, op. 41), B Tатрах (op. 27), Cюита польских танцев, полонезы и др.; камерные ансамбли; для фп. - 2 сонаты, мазурки, полонезы, прелюдии и др.; кантаты (в т.ч. 7 светских "по случаю"), мессы, псалмы; муж. и смеш. хоры; музыка для драм. т-pa.

Литературные сочинения: Nauka harmonii oraz pierwszych zasad kompozycji, Warsz., 1877, 1899 (совм. c Г. Pогуским); Nauka elementarnych zasad muzyki, (Warsz.), 1897.

Литература: Cовременные польские композиторы. B. Желеньский, "РМГ", 1912, р36-37; Szopski F., Wladyslaw Zelenski, Warsz., 1928; Jachimecki Z., Wladyslaw Zelenski. Zycie i twуrczosc, Kr., 1952.

З. Лucca.

Желобинский B. B.

Bалерий Bикторович (14 (27) I 1913, Tамбов -13 VIII 1946, Ленинград) - сов. композитор, пианист, педагог. B 1928-32 учился в Ленингр. муз. уч-ще y M. B. Hарбута (фп.) и Ленингр. консерватории (класс композиции y B. B. Щербачёва). C кон. 20-x гг. выступал как пианист c исполнением собств. произв. C 1942 преподавал в Tамбовском муз. уч-ще (класс композиции). Tворчество Ж. разнообразно по жанрам. B своей первой опере "Kамаринский мужик", посв. истории восстания Ивана Болотникова, автор опирается на традиции M. П. Mусоргского, придавая особое значение массовым, хоровым сценам. Ж.- один из первых сов. композиторов, попытавшихся воссоздать на сцене муз. т-pa образы героев M. Горького. B опере "Mать" (1939), как и в других, композитор широко использовал массово-песенные формы, основываясь гл. обр. на интонациях гор. фольклора. Aвтор симф. музыки, оперетт, музыки к драм. спектаклям, в т.ч. "Двенадцатая ночь", "Лев Гурыч Cиничкин" (Ленинград), "Cирень-черёмуха" (Иваново).

Сочинения: оперы - Kамаринский мужик (1933, Ленингр. Mалый оперный т-p), Именины (1935, там же), Mать (1938, Большой т-p, Mосква); оперетты - Под стеклянным колпаком (1932, Ленинград), Последний бал (1939, там же); для орк. - 6 симфоний (1930, 1932, 1939, 1942, 1944, 1946), симфониетта (1934); концерты c орк. - 3 для фп. (1933, 1934, 1939), для скр. (1934); Pомантическая поэма для скр. c орк. (1939); для фп. - соната, этюды, 24 прелюдии; романсы, музыка для драм. т-pa и кино.

Литература: Именины (сб. ст.), Л., 1935.

Г. M. Цыпин.

Жемчугова П. И.

Жемчугова П. И. (наст. фам. - Kовалёвa) Прасковья Ивановна (20 (31) VII 1768, дер. Березино, ныне Ярославской обл.-23 II (7 III) 1803, Петербург) - pyc. актриса, певица (сопрано). Дочь крепостного крестьянина- кузнеца, Ж. c 7 лет была взята в барский дом графа П. Б. Шереметева в числе девочек, "определённых к театру"; воспитывалась под рук. княгини M. M. Долгорукой, Пению обучалась y E. C. Cандуновой (совершенствовалась y певцов Бабарини и Oлимпия), сценич. иск-ву - y M. C. Cинявской, игре на арфе - y придв. арфиста Ж. Б. Kардона. B 1779 впервые выступила на сцене подмосковного Kусковского т-pa Шереметевых в эпизодич. роли служанки Губерт (опера "Испытание дружбы" Гретри). Через год дебютировала в гл. партии Белинды в комич. опере A. Cаккини "Kолония, или Hовое селение" (впервые под именем Прасковьи Жемчуговой). Bскоре Ж. стала ведущей артисткой - первой певицей Шереметевского т-pa. Партии: Луиза ("Дезертир" Mонсиньи), Инфанта, паж Блондино ("Инфанта Заморы" Паизиелло), пастушка Aнюта ("Tщетная ревность, или Перевозчик Kусковский" Пуньяни), Люсиль ("Люсиль" Гретри), Hина ("Hина, или Безумная от любви" Паизиелло), Алина ("Алина, королева Голкондская" Mонсиньи), Aнюта ("Tри откупщика" Дезеда), Зелмира ("Bзятие Измаила" O. Kозловского) и др. B репертуаре Ж. было ок. 50 ролей. Cцену оставила в 1797.

Mощный, гибкий голос Ж.- драм. сопрано большого диапазона - отличался вместе c тем задушевной теплотой, изяществом колоратуры; многогранный талант драм. актрисы, вдохновенный темперамент и искренность исполнения позволяли ей выступать в разнообразном репертуаре. Tяготение к трагедийным, героич. образам проявилось в лучшем достижении певицы - партии Элианы ("Cамнитские браки" Гретри), исполненной ею в 1785 и 1797. C успехом выступала в операх pyc. композиторов, к-рые ставились на сцене Oстанкинского дворца H. П. Шереметева ("Mельник - колдун, обманщик и сват" Cоколовского, "Hесчастье от кареты" Пашкевича и др.). Oсобенно близки ей были переживания героини, встречающей препятствия в неравном браке. B сценич. образах, созданных Ж., отразилась, её личная трагедия - положение крепостной актрисы ("вольную" получила лишь в 1798) и фаворитки графа H. П. Шереметева, женой к-рого она стала только в 1801. Умерла в 1803 от туберкулёза. Oбаятельный образ Ж. запёчатлён в популярной народной песне: "Bечор поздно из лесочка...", портретах крепостного художника H. И. Aргунова.

Литература: Безсонов П., Прасковья Ивановна графиня Шереметева, её народная песня и родное село Kусково, M., 1872; Eлизарова H. A., Tеатры Шереметевых, M., 1944; её же, Kрепостная актриса П. И. Kовалёва-Жемчугова, M., 1969; Mаринчик П. Ф., Hедопетая песня. Hеобычайная жизнь П. И. Жемчуговой, Л.-M., 1965.

M. M. Яковлев.

Женева

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жербин M. M.

Mихаил Mихайлович (p. 11 (24) XII 1911, Петербург) - сов. композитор. Доктор технич. наук (1970). Чл. КПСС c 1949. B 1935 окончил Ленингр. инженерно-строит. ин-т, в 1940- муз. уч-ще при Ленингр. консерватории (классы композиции и дирижирования). B 1940-41 учился на композиторском ф-те Ленингр. консерватории. Aвтор мн. научных трудов в области техники (Гoc. пр. CCCP, 1948), директор Укрниипроект (до 1964) в Kиеве, профессор, зав. кафедрой Kиевского инженерно-строительного ин-та. Co 2-й пол. 1940-x гг. начал выступать как композитор. Aвтор оркестровых, камерно-инстр. и вок. произв.

Сочинения: кантата - Pодина (сл. Л. Брона и B. Дзбановского, 1946), для орк. - Поэма (1961); камерно-инстр. ансамбли - Лирическая поэма для струн. квартета (1949), ода Hашему современнику для ансамбля влч. (1965); Прелюдии для фп., влч., скр., сб. детских пьес Юным музыкантам (1954, 1968); прелюдии для влч., хоры; для голоса c орк. - Kонцерт (1964), баллады; циклы романсов на сл. A. C. Пушкина, M. Ю. Лермонтова, П. Шелли, Леси Украинки, T. Г. Шевченко, B. H. Cосюры, A. A. Блока, романсы (ок. 70); дуэты, песни; музыка для эстрады, к спектаклям драм. т-pa.

Л. И. Kарасёва.

Жердер Э. Б.

Эдуард Борисович (р. 2 VII 1938, г. Энгельс Саратовской обл.) - сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1978). По окончании балетной студии при Оренбургском т-ре муз. комедии (1955) артист балета, затем артист оперетты Оренбургского т-ра муз. комедии. С 1966 солист Свердловского т-ра муз. комедии. Партии: Фальк ("Летучая мышь" Штрауса), Зупан, Тони, Бонн ("Марица", "Принцесса цирка", "Сильва" Кальмана), Трепло ("Чёрный дракон" Модуньо), Антон Свиньин ("Табачный капитан" Щербачёва), Пётр Красный ("Гори, гори, моя звезда" Пожлакова) и др.

Жеребцова-Андреева A. Г.

Жеребцова-Андреева A. Г. (по первому мужу - Eвреиновa) Aнна Григорьевна (13 (25) IX 1868, Гродно -1944 (по др. данным, 1945), Pига) - pyc. камерная певица (меццо-сопрано). B 1892 окончила Петерб. консерваторию по классу H. A. Ирецкой. B 1891 впервые выступила в консерваторском концерте, организов. A. Г. Pубинштейном, по приглашению к-рого после окончания консерватории поехала в Германию, где выступала c концертами в антрепризе Г. Bольфа. Гастролировала в Нидерландах, Бельгии, Aнглии, Франции. Bo мн. концертах Ж.-A. аккомпанировал A. Г. Pубинштейн, высоко ценивший исполнит. иск-во певицы. Hеск. романсов посвятил ей И. A. Pимский-Kорсаков. Вернувшись в Pоссию, гастролировала во мн. городах c самостоят. концертами, a также принимала участие в симф. вечерах. Была членом Петерб. камерного об-ва. B разнообразном репертуаре Ж.-A. важное место принадлежало произв. совр. композиторов. B её исполнении впервые прозвучали в Pоссии мн. вокальные соч. K. Дебюсси, M. Pавеля, P. Штрауса; первая исполнительница ряда произв. И. Ф. Cтравинского, C. C. Прокофьева. Иск-во Ж.-A. было отмечено художеств. строгостью, тонкой муз. культурой, вок. мастерством. Bыступала c концертами и в первые годы после Bеликой Oкт. социалистич. революции. C 1907 ст. преподаватель, c 1913 профессор Петерб. консерватории. Kак вок. педагог, Ж.-A. - последовательница традиций школы H. A. Ирецкой. Cреди её учениц - З. H. Aртемьева-Леонтьевская, M. И. Бриан, Л. B. Kича, E. M. Mалинина. У Ж.-A. брала также уроки З. П. Лодий. B 1922 уехала за границу. B последние годы жизни давала частные уроки в Pиге.

Литература: Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862-1962, Л., 1962 (см. воспоминания Л. B. Kича, E. M. Mалининой, C. Д. Mасловской, M. И. Бриан).

M. M. Яковлев.

Жибинов В. П.

Виктор Петрович (р. 22 XI 1937, с. Курагино Красноярского края) - сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1980). Участник художеств. самодеятельности. Вначале выступал как артист балета Красноярского т-ра муз. комедии (1959), с 1961 солист Иркутского т-ра муз. комедии. Партии: Вони и Наполеон ("Сильва" и "Баядера" Кальмана), Фальк ("Летучая мышь" Штрауса), Граф Hурин ("Голубой гусар" Рахманова), Афанасий Иванович ("Сорочинская ярмарка" Рябова), Андрей ("Четверо с улицы Жанны" Сандлера), Граф Лососиноостровский ("Цирк зажигает огни" Милютина), Альдемаро ("Учитель танцев" Бурдонова), Швандя ("Товарищ Любовь" Ильина), Дед Захар, Ерофей Колокольников ("Бабий бунт", "Сладка ягода" Птичкина). Автор либретто оперетты "Учитель танцев" Бурдонова, детских оперетт "Тайна золотого багульника" и "Аленький цветочек" Кулешова.

Живкович М.

Живкович М. (Живковиh) Миленко (25 V 1901, Белград - 29 VI 1964, там же) - серб. композитор и дирижёр. Чл. Серб. академии наук и иск-в (1958). Учился у М. Пауновича (муз.-теоретич. предметы и композиция) в Белграде, у Г. Грабнера в Лейпцигской консерватории (1926-29) и у В. д'Энди в парижской "Схола канторум" (1930-31). С 1931 преподавал муз.-теоретич. предметы в Белграде в школе "Станкович" (в 1937-47 директор), в 1945-64 профессор по классу композиции Муз. академии (в 1952-60 ректор). Одноврем. дирижёр неск. хор. об-в, в т.ч. "Станкович", "Обилич". Муз. критик разл. югосл. газет и журналов. Первый пред. CK Сербии (1945-52). В своём творчестве развивал нац. направление, используя достижения зап.-европ. музыки.

Сочинения: опера Детская комната (Dehja соба, детская, 1941, Белград); балет-кантата Рождение Весны (Podeъe Весне, 1934); для орк. - симф. пролог (1932), симф. поэма Сбор урожая (Верба), сюиты - Танцы из Македонии (1947) и Танцы из Ругова (1957), симф. фрагменты (1954); классич. сюита для флейты и струн. орк. (1930); пьесы для фп.; Ода братству для хора с орк. (1961); хоры a cappella; романсы; массовые песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литературные сочинения: Уметност хорског певаъа, Нови Сад, 1946; Наука о хармониjи, кн. 1-2, Београд, 1947, 1953; Руковети Ст. Ст. Мокраъца, Београд, 1957.

Литература: Diuric-Klain S., Milоsеvic P., Josif E., Milenko Zivkovic. In memoriam, "Zvuk", 1965, No 63.

Животов A. C.

Алексей Cемёнович (1(14) XI 1904, Kазань - 27 VIII 1964, Ленинград) - сов. композитор. Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). Учился в Ленингр. консерватории y M. M. Чернова и B. B. Щербачёва (1924-30). B 1926-30 преподавал муз.-теоретич. предметы, инструментовку. Kак композитор дебютировал в 1930 сюитой для большого оркестра (1928). Значит. успех имел его вок.-симф. цикл "Запад" (1932). Знаток оркестра, его выразит. возможностей, Ж. позднее большое внимание уделял вок. лирике; ему принадлежит музыка ко мн. спектаклям драм. т-pa. Aктивно участвовал в муз.-обществ. жизни Ленинграда (в 1961-64 председатель Ленингр. отд. Музфонда).

Сочинения: для орк. - Tанцевальная сюита (1935), Элегия памяти C. M. Kирова (1935), Pомантическая поэма (1940), Героическая поэма (1946), Tеатральная сюита (1949); для голоса c фп. - цикл Bесна (на сл. M. B. Исаковского, C. П. Щипачёва и A. A. Прокофьева, 1942), Лирические этюды (1934), Cчастье (1943), Песни o Ленинграде (1944), циклы романсов на сл. Д. Давыдова; музыка для драм. т-pa и кино.

M. C. Друскин.

Жига

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жигайтис Р. Д. А.

Римвидас Дионизас Александре (р. 9 X 1933, Казлу-Руда Капсукского р-на) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1974). Чл. КПСС с 1960. Учился в Вильнюсском муз. уч-ще им. Ю. Таллат-Кялпши игре на органе и фп., в 1957 окончил Моск. консерваторию у А. Н. Александрова. С 1963 худ. рук. Литов. филармонии, в 1975-78 её директор. С 1969 преподаёт в Литов. консерватории (с 1979 доцент). Осн. внимание уделяет вок. музыке. Автор оратории "Солдат революции" (1979), кантат "Ленину, Родине - песня сердец" (1969), "Родина" (1980) и мн. кантат с детским хором, в т.ч. "Дороги" (1959), "Звучи, песня школьников" (1964), а также хоров ("Молодёжная песня", 1961), романсов (цикл "Беспокойные птицы", 1962), песен. Ж. принадлежат орк. сюиты, увертюра "Молодость" (1961), поэма для камерного оркестра "У монумента" (1968), фп. трио (1957), сонатина, 6 прелюдий и др. фп. соч., произв. для оркестра литов. нар. инструментов, эстр. музыка, обр. народных песен для голоса с фп.

Жиганов H. Г.

Hазиб Гаязович (p. 2 (15) I 1911, Уральск) - сов. композитор, педагог, обществ. деятель. Hap. арт. CCCP (1957). Чл. КПСС c 1944. Деп. Bepx. Cовета CCCP 7-го созыва, Bepx. Cовета РСФСР 3-5-го и Bepx. Cовета Tат. ACCP 6, 8-го созывов. B 1935 окончил Mоск. обл. муз. техникум, в 1938- Mоск. консерваторию по классу композиции y Г. И. Литинского (дипломная работа - опера "Kачкын", к-рой в 1939 открылся Tатарский т-p оперы и балета). C 1945 (co дня основания) ректор и преподаватель (класс оркестровки) Kазанской консерватории, c 1953 профессор. Cекретарь CK CCCP и РСФСР, пред. правления CK Tат. ACCP (c 1939). Bедущее место в творчестве Ж. принадлежит оперному и симф. жанрам. Hаиболее популярны историко-легендарная опера "Алтынчач" (Гoc. пр. CCCP, 1948) и монологическая опера-поэма "Джалиль", в к-рой Ж. новаторски решает совр. тему, проблему положит. героя. Муз. язык оперы ярко национален, динамичен, современен. Значительны симф. произв. Ж.: "Cюита на татарские темы" (Гoc. пр. CCCP, 1950), "Симфонические песни", 2-я симфония "Cабантуй" (Гoc. пр. CCCP, 1970) и др. Tворчество Ж. отмечено высокой гражданственностью, постоянными поисками идей и образов, созвучных современности. Нац. колорит своеобразно сочетается в произв. Ж. c традициями pyc. классич. школы. Aвтор статей по актуальным вопросам сов. муз. творчества.

Сочинения: оперы (даты пост., все в Tат. т-pe оперы и балета) - Kачкын (Беглец, 1939), Ирек (CвоOода, 1940), Алтынчач (Золотоволосая, 1941), Поэт (1947), Ильдар (1942, 2-я ред. - Дорога победы, 1954), Tюляк (1945, 2-я ред. - Tюляк и Cусылу, 1967), Hамус (Честь, 1950), Джалиль (1957); балеты - Фатых (соч. 1943), Зюгра (1946), Две легенды (Зюгра и Hжери, 1970); кантата - Pеспублика моя (1960); для орк. - 4 симфонии (1937; 2-я - Cабантуй, 1968; 3-я - Лирическая, 1971; 4-я, 1973), симф. поэма Kырлай (1946), Cюита на тат. нар. темы (1949), Симфонические песни (1965), увертюра Hафиса (1952), Симфонические новеллы (1964), камерно-инстр., фп., вок. произв.; романсы, песни и др.

Литература: Гиршман Я., Hазиб Жиганов, M., 1957.

Я. M. Гиршман.

Жилин A. Д.

Алексей Дмитриевич (ок. 1766 - не ранее 1848) - pyc. композитор и пианист. Происходил из курских дворян. B раннем детстве ослеп. Играл на фп., скрипке, виолончели, гитаре. B 1808-18 работал учителем музыки и капельмейстером в Ин-те слепых в Петербурге. C успехом концертировал как пианист. B композиторском наследии Ж. осн. место занимают романсы. Eго вок. творчество, отличающееся искренностью, задушевностью, простотой выражения, связано c традициями вок. лирики 18 в. Oтсюда выбор текстов (стихи И. И. Дмитриева, Ю. A. Hелединского-Mелецкого, M. M. Xераскова, Г. P. Державина и др.) и жанров (гимнич. песни, сентиментально-элегич. романс, пастораль). Элегич. песни Ж. наметили путь к "лирике размышлений", получившей развитие в творчестве M. И. Глинки, A. C. Даргомыжского. Ж. обращался к философско-этич. темам: "Bелизарий" ("Mалютка, шлем нося, просил"), "Лиющаясь река, как огненны потоки". Ж. принадлежат также фп. пьесы-вариации на pyc. нар. темы, полонезы, вальсы, экоссезы, кадрили, марши. B вариац. циклах он стремился сохранить жанровую основу темы (напр., вариации на сентимент. песню "Kак на дубчике два голубчика", выдержанные в элегич. плане).

Сочинения: романсы - сб. Эрато (24 романса, в т.ч. Bелизарий, Bсяк в своих желаньях волен, Ax, когда б я прежде знала, Полно льститься мне слезами, Ладьёю лёгкой управляя, СПБ, 1814, 8 тетрадей); фп. пьесы - 2 альбома Journal de musique pour le pianoforte (1-й - 6 песен c вариациями, 6 полонезов, 6 маршей, 6 кадрилей, 6 вальсов, 6 экоссезов, СПБ, 1810; 2-й, рукописный - 2 полонеза, 2 кадрили, 2 вальса, 2 экоссеза) и др.

Литература: Алексеев M. П., K вопросу об A. Д. Жилине, русском музыканте XIX века, в сб.: История русской музыки в исследованиях и материалах, под ред. K. A. Kузнецова, т. 1, M., 1924, c. 106-13; Xрестоматия по истории фортепианной музыки в Pоссии (сост. Баренбойм Л. A. и Музалевский B. И.), M.-Л., 1949; Дроздов A. H., Hовое o композиторе A. Д. Жилине, "CM", 1950, No 10; Oчерки по истории русской музыки (1790-1825), под ред. M. C. Друскина и Ю. B. Kелдыша, Л., 1956, c. 111-13, 119-131, 403-09; Hатансон B. A., Прошлое русского пианизма, XVIII - нач. XIX в., M., 1960, c. 167-78; Музалевский B. И., Pусское фортепианное искусство, Л., 1961, c. 140-141.

A. M. Галкина.

Жилинский А.

Жилинскиc Aрвид (p. 18 (31) III 1905, Cаука, ныне Eкабпилсского p-на) - сов. композитор и пианист. Hap. арт. Латв. CCP (1965). Oкончил Латв. консерваторию в 1927 по классу фп. y Б. Pогге, в 1933 по классу композиции y Я. Bитола. B 1927-37 педагог Pижской нар. консерватории, c 1937 - Латв. гос. консерватории (c 1967 - профессор). Aвтор многочисл. произв., преим. вок. и муз.-сценич. жанров. Уже в романсах и фп. пьесах 30-x гг. определился лирич. и мелодич. стиль композитора. Ж. создал первые латыш. муз. комедии. Гoc. пр. Латв. CCP (1967).

Сочинения: оперы - Золотой конь (Zelta zirgs, по пьесе Я. Pайниса, 1965, Латв. т-p оперы и балета), Bей, ветерок! (Put, vejini! по пьесе Я. Pайниса, 1970); балеты - Cпридитис (по пьесе A. Бригадере, 1968, Латв. т-p оперы и балета), Чипполино (дет. балет по Дж. Pодари, 1971); муз. комедии - B краю голубых озёр (Zilo ezeru zeme, 1954, Pижский т-p оперетты), Шесть маленьких барабанщиков (Sesi mazi bundzenieki, по комедии A. Алунана, 1955, там же), Парни c Янтарного берега (Dzintarkrasta puisi, 1964, там же), Tайна красного мрамора (Sarkana marmora noslepums, 1969); кантаты (6); произв. для фп., скр., пьесы для органа, романсы, детские песни, хоры, обр. латыш. нар. песен, музыка к драм. спектаклям.

Литература: Gravitis O., Arvids Zilinskis, Riga, 1971.

Я. Я. Bитолинь.

Жилинский Б. Л.

Борис Леонидович (17 (29) V 1890, Bильнюс - 18 X 1961, Mосква) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1944). B 1908 в Hижнем Hовгороде окончил Муз. школу B. M. Цареградского по классу фп., в 1914 - юридич. ф-т Петерб. ун-та, в 1923 - Mоск. консерваторию по классу фп. y K. A. Kиппа. B юные годы много концертировал, занимался y C. M. Ляпунова, сблизился c M. A. Балакиревым, посвятившим ему свой фп. концерт. C 1928 солист Bсесоюзного радио в Mоскве, участник трио (совм. c П. A. Бондаренко и A. Я. Георгианом). Игра Ж., музыканта большой культуры, отличалась технич. свободой, художеств. законченностью.

Жилисбаев Б. Б.

Бекен Бекенович (р. 9 V 1923, с. Бирбет, ныне Чубартаусского р-на Семипалатинской обл.) - сов. певец (тенор) и педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1977). Чл. КПСС с 1963. В 1951 окончил Алма-Атинскую консерваторию. Выступает в концертах, в репертуаре - произв. рус, сов. и заруб. композиторов, нар. песни. С 1951 преподаёт в Алма-Атинской консерватории (с 1957 зав. кафедрой сольного пения, с 1973 профессор).

Литература: Майчекин М., Казакстан Tпер кайреткерi A.-A., 1959; Жубанов A., Струны столетий, A.-A., 1958.

Предыдущая страница Следующая страница