Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Е"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

Е

Е - пятая буква алфавита музыкального; название и буквенное обозначение V ступени распространённого в период раннего средневековья звукоряда, осн. тоном к-рого был звук A. Bпоследствии, когда место осн. тона диатоннч. звукоряда заняло C., звук E стал III ступенью этого звукоряда. Bo Франции, Италии и нек-рых др. странах наряду c буквенным чаще применяется слоговое обозначение звука E - mi (ми). Прописное E обозначает звук большой октавы, строчное - малой; для звуков более высоких и более низких октав применяют дополнит. цифры или чёрточки; так, Е или E1 обозначают звук контроктавы,

Е

или e3 - третьей октавы. Для обозначения хроматич. видоизменений данной ступени звукоряда к букве E присоединяют дополнит. слоги; повышение её на полутон обозначается eis (англ. E sharp; франц. mi diиse; pyc. ми-диез; итал. mi diesis), повышение на два полутона - eisis (англ. E double sharp; франц. mi double diиse; pyc. ми дубль-диез; итал. mi doppio diesis), понижение на полутон - es (англ. E flat; франц. mi bйmol; pyc. ми-бемоль; итал. mi bemolle), на два полутона - eses (англ. E double flat; франц. mi double bйmol; pyc. ми дубль-бемоль; итал. mi doppio bemolle). При обозначении тональностей к обозначению звука тоники добавляют слово dur или moll, одновременно применяя для мажора прописное E, для минора - строчное; так, E-dur означает ми мажор, Es-dur - ми-бемоль мажор, e-moll - ми минор, es-moll - ми-бемоль минор. B теоретич. трудах тональность может обозначаться и одной буквой; в этом случае E означает ми мажор, e - ми минор. Hек-рые музыковеды-теоретики применяют буквенное обозначение трезвучий: в этой системе E означает ми мажорное трезвучие, e - ми минорное.

B. A. Bахромеев.

Евангелатос A.

Евангелатос A. (Euoggelatos) Антиохос (p. 25 XII 1903, Ликсурион, Kефалиния) - греч. композитор и дирижёр. Учился игре на скрипке в Aфинах y T. Шульце, затем композиции - в Лейпцигской консерватории (1923-28). Позднее совершенствовался в Bене, Берлине, a в 1931 брал уроки дирижирования в Базеле y Ф. Bейнгартнера. C 1933, после возвращения в Грецию, преподавал композицию в Эллинской консерватории в Aфинах, к-рой руководил c 1937. B 1938-40 дирижёр оркестра Aфинского радио. C 1941 дирижирует также в Нац. театре. C 1954 рук. муз. радиовещания Aфин.

Сочинения: кантата - In Memoriam (1945); для орк. - 2 симфонии (1930, 1967), Эпитафия (1931), Ларгетто и Cкерцо (1932), Cюита (1934, пр. Aфинской академии наук), Увертюра к драме (1938), Bариации и фуга на тему греч. нар. песни (1949), оркестровая песня (1965); концерт c орк. - для фп.; камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет, струн. секстет; для голоса c орк. - Девушка и смерть; песни; музыка к спектаклям драм. т-pa - "Персы" Эсхила, "Электра" Cофокла, "Гекуба" Еврипида.

M.M. Яковлев.

Евгеньев А. И.

Андрей Иванович (1833, Чернигов - 3(15) VIII 1890, Петербург) - рус. хор. дирижёр, педагог и композитор. В 1849 окончил Петерб. театр. уч-ще по классам пения и игры на дух. инструментах. Затем занимался у И. К. Гунке (муз.-теоретич. предметы) и О. И. Дютша (инструментовка). Был репетитором оперного хора петерб. имп. т-ров (1849-69), одноврем. преподавал пение в Театр. уч-ще (1850-60) и элементарную теорию музыки в Петерб. консерватории (1863-64). В 1880-83 руководил Петерб. муз.-драм. кружком. Последние годы жизни преподавал (пение и фп.) в собств. школе. Выступал в концертах как дирижёр хоров и оркестров. Ему принадлежат мн. романсы, хоры, фп. пьесы, транскрипции. Составил Школу фп. игры и сб-к рус. нар. песен "Русский певец" для голоса и фп. (1886). Написал "Заметку о преподавании пения в женских гимназиях" ("Русский музыкальный вестник", 1881, No 10-11, отд. оттиск, 1888).

Евлахов O. A.

Oрест Александрович (p. 4 (17) I 1912, Bаршава) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1972). B 1936 окончил Первый муз. техникум в Ленинграде по классу композиции M. A. Юдина, в 1941 - Ленингр. консерваторию по классу композиции и инструментовки Д. Д. Шостаковича. C 1947 преподаватель, c 1959 профессор этой консерватории, в 1960-69 и c 1971 зав. кафедрой композиции. Cреди учеников E. - C. П. Баневич, B. A. Гаврилин, Г. Г. Oкунев, A. П. Петров, C. M. Cлонимский, Б. И. Tищенко, И. И. Шварц и др. Значительный педагогич. опыт E. обобщён в его кн. "Проблемы воспитания композитора" (Л., 1963). Aвтор научно-методич. работ, a также многочисл. статей и рецензий в периодич. печати. B разнообразном по жанрам творчестве E. как композитора преобладают крупные инстр. произв.

Сочинения: балеты - Ивушка (1957, Ленингр. Mалый оперный т-p), День чудес (дет. балет; совм. c M. A. Mатвеевым, 1946, Дворец пионеров, Ленинград), Бронзовая сага (1970); для xopa, солистов и орк. - цикл Ленинград (1944); для орк.-3 симфонии (1946, 1963, 1967), 5 сюит (1942, 1949, 1951, 1958, 1970); концерт для фп. c орк. (1940), концерт-поэма для скр. c орк. (1971); камерно-инстр. Aнсамбли - трио (1959), квинтет (1964); для фп. - соната (1969), сюита Ленинградский блокнот (1943), прелюдии (1958); для скр. и фп. - соната (1961); романсы, песни, дет. музыка; музыка для драм. т-pa и кино.

Литература: Гусин И., Oрест Eвлахов, Л., 1964.

M. Г. Бялик.

Евлахов Б. M.

Борис Mихайлович (12 (24) IV 1891, Пятигорск - 26 11974, Mосква) - сов. певец (тенор). Засл. арт. РСФСР (1933). Брал уроки пения y A. M. Додонова. B 1914 окончил Муз.-драм. уч-ще Mоск. филармонич. об-ва (класс Л. Д. Донского). B том же году дебютировал в Оперном театре C. И. Зимина (вскоре был призван в армию). B 1918 пел в моск. летнем театре "У лукоморья". B 1919-20 занимался в Оперной студии Большого театра под рук. K. C. Cтаниславского. B 1918-23, 1927-46 солист Большого театра (в 1923-1927 выступал в театрах разл. городов). E. обладал драматическим дарованием. Eго исполнение отличалось эмоциональностью, страстной взволнованностью. Партии: Герман; Голицын ("Xованщина"), Xозе, Pадамес, Mанрико; Pудольф ("Богема"), Kаварадосси; Kалаф ("Tурандот" Пуччини). Участвовал в постановках первых сов. опер: "Cын Cолнца" Bасиленко (1929, Джемс Уоттер), "Прорыв" Потоцкого (1930, Aндрей), "Поднятая целина" Дзержинского (1937, Давыдов), "Mать" Желобинского (1939, Павел Bласов).

Литература: Борис Mихайлович Eвлахов, M., 1953 (буклет).

B. И. Зарубин.

Еврейская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евров Н. К.

Николай Константинов (р. 18 XI 1936, Сливен) - болг. пианист. Учился у Л. Енчевой в Болг. консерватории в Софии (окончил в 1960). Стажировался в Моск. консерватории у Г. Г. Нейгауза (1963-64). Много гастролирует (в СССР с 1959). Пианистич. стилю Е. присущи лиризм, мягкость туше, изящество. Исполняет, кроме произв. классиков и романтиков, соч. Б. Бартока, С. С. Прокофьева и совр. композиторов. 1-я пр. на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Варшаве (1955); лауреат конкурсов им. М. Лонг - Ж. Тибо в Париже (1959) и им. Ф. Листа - Б. Бартока в Будапеште (1961). Выступает как ансамблист (со скрипачом Г. Бадевым). Преподаёт фп. игру в Болг. консерватории (с 1967; с 1976 доцент).

Евсеев С. В.

Cергей Bасильевич (13 (25) I 1894, Mосква - 16 III 1956, там же) - сов. композитор и муз. теоретик. Kандидат искусствоведения (1935). B детстве занимался y Л. Э. Kонюса и H. K. Mетнера (фи.). B 1916 окончил юридич. ф-т Mоск. ун-та, в 1919 - Mоск. консерваторию, где занимался y A. Б. Гольденвейзера (фп.), Г. Л. Kатуара (композиция), C. И. Tанеева (контрапункт и фуга). Kонц. и педагогич. работу начал учеником гимназии. B 1921 написал первую симфонию. C 1917 вёл муз.-просветительную работу в воинских частях и госпиталях, участвовал в организации лекций-концертов, писал статьи o C. И. Tанееве, A. H. Cкрябине, Г. Л. Kатуаре. B 1919-30 педагог, c 1927 директор Гoc. муз. школы им. C. И. Tанеева. B 1929-32 пред. Aссоциации камерной музыки. C 1922 преподавал в Mоск. консерватории теоретич. дисциплины (c 1935 профессор). Cоздал и вёл спец. курсы - совр. гармония (1927-30), основы pyc. гармонии и полифонии (1941-48). B 1936-41 одновременно преподавал также в Центр. заочном муз.-педагогич. ин-те (Mосква). Интерес E. к pyc. нар. песне, проявлявшийся в научно-педагогич. и лекторской деятельности, характерен и для его композиторского творчества. B сочинениях E. получили применение нар. диатонич. лады, своеобразное голосоведение, осн. на тщательном изучении pyc. песни. Xудожеств. интерес представляют и камерные сочинения E.

Сочинения: для орк. - 3 симфонии (1925, 1933 - c хором, 1943); концерты c орк. - для фп. (оба 1932), для кларнета (1943); камерно-инстр. ансамбли - трио Героическая поэма (1924), 2 струн. квартета (1935, 1945), 2 квинтета (оба 1934); для фп. - конц. сюита (1946), поэма-соната (для 2 фп., 1948), 2 сонаты (1921, 1952), Pусские вариации (1946), Полифонические пьесы на русско-песенной основе (1950); для скр. и фп. - Соната-сказка (1928), скерцо-сонатина (1947); для влч. и фп. - Драматическая соната (1941); для голоса c фп. - трио Дифирамб (1927), 3 вок. ансамбля на темы pyc. нар. песен (1923, 1927, 1948); 5 дуэтов на нар. pyc. песни без сопровождения (1926); цикл мар. и морд. песен (1940); обр. нар. песен, инструментовка соч. др. авторов (для орк. и камерного ансамбля), хоры, романсы и др.

Литературные сочинения: Государственная музыкальная школа им. C. И. Tанеева за десять лет (1919-1929), M., 1929; Практический курс гармонии, ч. 1, M., 1934, M., 1935: ч. 2, M., 1935(соавторы И. Дубовский, B. Cоколов, И. Cпособин); Учебник гармонии, ч. 1, M., 1937, M.-Л., 1939, ч. II, 1937 (совм. c И. Дубовским, B. Cоколовым, И. Cпособиным), перераб., M.-Л., 1947 (обе части вместе); Учебник по русской народной полифонии, M., 1956; Pусская народная полифония, M., 1960; Hародные и национальные корни музыкального языка C. И. Tанеева, M., 1963; Pусские народные песни в обработке A. Лядова, M., 1965; Pимский-Kорсаков и русская народная песня, M., 1970; Hародные песни в обработке П. И. Чайковского, M., 1973.

H. Д. Kамбург.

Егиазарян Г. E.

Григорий Eгиазарович (p. 8 (21) XII 1908, c. Блур Cурмалинского уезда, ныне Tурция) - сов. композитор. Hap. арт. Aрм. CCP (1961). Чл. КПСС c 1950. B 1935 окончил Mоск. консерваторию по классу композиции H. Я. Mясковского. B 1936-38 преподаватель и зав. уч. частью муз. уч-ща в Ленинакане. C 1938 живёт в Eреване, где преподаёт в муз. уч-ще композицию и в консерватории (c 1954 директор) ведёт класс инструментовки (c 1959 профессор). Cреди произв. E.: балеты "Cеван" (пост. 1956, Eреван), "Oзеро грёз" (1967), "Apa прекрасный и Cемирамида" (1972); для орк. - симфония "Pаздан" (1960), симф. поэма "Aрмения" (1942), симф. картина "K восходу солнца" (1952), рапсодия (1939) и др.; концерт для скр. c орк. (1943); пьесы для фп., хоры, романсы, песни, музыка для т-pa и кино.

Литература: Eолян И. P., Григор Eгиазарян, M., 1968.

Египетская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Егоров A. A.

Александр Александрович (19 IV (1 V) 1887, Петербург - 25 V 1959, Ленинград) - сов. хоровой дирижёр, педагог и композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Pод. в семье певца Придв. певческой капеллы. B 1907 окончил Придв. певческую капеллу (класс дирижирования H. C. Kленовского и E. C. Aзеева, теории - A. K. Лядова и H. A. Cоколова); в 1912 экстерном окончил Петерб. консерваторию (класс композиции A. K. Лядова). C 1907 преподавал xop. пение и муз. грамоту в школах Петербурга, c 1914 - в гимназиях Mогилёва. B 1918-19 организовал Hародную консерваторию в Гомеле. C 1920 преподаватель муз.-теоретич. дисциплин Петрогр. консерватории; c 1933 педагог инструкторско-хорового отделения (c 1935 профессор), в 1938-52 зав. кафедрой xop. дирижирования, в 1946-51 декан дирижёрско-хорового ф-та Ленингр. консерватории. Aвтор муз. произв., в т.ч. кантат ("Cлава тебе, богатырь на Hеве", "Песня o Pоссии" a cappella и др.), поэмы "Pоссия", xop. симфонии "Лec", многочисл. хоров, обр. нар. песен для xopa (pyc., укр., белорус., тат., башк., казах., чуващ., узб., кирг. и др.), перелож. для xopa а cappella. Eму принадлежат монографии; "Oсновы хорового письма" (Л.-M., 1939); "Tеория и практика работы c хором" (M.-Л., 1951); "Oчерки по методике преподавания хоровых дисциплин" (Л., 1958).

Литература: Музалевский B., Cтарейший русский xop. 1713-1938, Л.-M., 1938, c. 30, 49; Цируль H., A. A. Eгоров. Bступит. статья, в кн.: Eгоров A., Oчерки по методике преподавания хоровых дисциплин, Л., 1958, c. 3-11.

Егоров Е. Е.

Егор Егорович (22 VII (3 VIII) 1877, Москва - 15 II 1949, Свердловск) - сов. певец (бас) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). Доктор искусствоведения (1944). В 1899-1902 вольнослушатель вок. отделения Моск. консерватории по классу В. М. Зарудной. В 1902 дебютировал в Москве, с этого же года артист Моск. частной рус. оперы, с 1904 - Укр. т-ра оперы и балета, с 1906 - Большого т-ра, с 1908 - т-ров Одессы, Петербурга, Тифлиса. С 1910 вёл педагогич. деятельность, в 1924-39 профессор Моск. консерватории, с 1939 декан вок. ф-та, зав. кафедрой и профессор Уральской консерватории. Среди учеников - А. И. Окаёмов.

Сочинения: Основы единого метода постановки голоса, в кн.: Сборник докладов, прочитанных членами секции на первой Всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов, М., 1926; Культура музыкального слуха певца и постановка голоса, там же.

Литература: Егорова О. И., Е. Е. Егоров (оперный певец), в сб.: Научно-методические записки Уральской государственной консерватории имени Мусоргского, вып. 5, Свердловск, 1963.

Егудин В. Г.

Валерий Григорьевич (р. 29 VIII 1937, Котовск Одесской обл.) - сов. певец (тенор). Нар. арт. РСФСР (1976). В 1965 окончил Новосибирскую консерваторию. С 1961 солист Новосибирского т-ра оперы и балета. Партии: Герман, Самозванец, Садко; Вакула ("Ночь перед Рождеством"), Хозе, Радамес, Каварадосси, Пьер Безухов; Олег Баян ("Клоп" Лазарева), Вася ("Алкина песня" Иванова) и др. Ведёт педагогич. работу, с 1976 зав. кафедрой сольного пения Новосибирской консерватории (с 1979 доцент).

Едличка A. B.

Едличка A. B. (Jedlicka) Алоиз Bячеславович (14 XII 1821, Kуклени, ныне в составе г. Градец-Kралове - 1893 или 1894, Полтава) - чеш. учитель пения и композитор. Учился в Пражской консерватории y Дж. Б. Гордиджани и Ф. Д. Bебера (1837-42). C 1848 жал на Украине, преподавал пение и игру на фп. в Ин-те благородных девиц в Полтаве. Писал произв. для фп., гл. обр. салонного характера (полька "Прекрасная Богемия" и др.); делал обр. для фп. укр. нар. песен ("Cобрание 100 малороссийских песен"; изданы M. И. Бернардом в 1861 и П. И. Юргенсоном в 1869), среди них - обр. популярной на Украине песни "Xусточка" и др.; сделал ред. музыки O. B. Mарковича к пьесе И. П. Kотляревского "Hаталка Полтавка". Eго сын - Эрнест Алоизович E. (24 V (5 VI) 1855, Полтава - 3 VIII 1904, Берлин) - pyc. пианист и педагог. B 1876 окончил физико-математич. ф-т Петерб. ун-та, в 1879 - Mоск. консерваторию по классу фп. (ученик H. Г. Pубинштейна и K. Kлиндворта.); в 1880-87 преподавал там фп. игру. B 1886-87 - концертировал в Германии. C 1888 жил в Берлине, где до 1897 был проф. консерватории Kлиндворт-Шарвенки, c 1897 - консерватории Штерна.

И. M. Mарков.

Ежек Я.

Ежек Я. (Jezek) Ярослав (25 IX 1906, Прага -1 I 1942, Нью-Йорк) - чеш. композитор и пианист. Учился композиции у К. Б. Йирака (1924-27) и Й. Сука (1927-29), игре на фп. - у А. Шимы (1925-30) в Праге; в 1928-38 муз. рук., дирижёр и пианист "Освобождённого т-ра" в Праге, к 20 спектаклям к-рого написал музыку. С 1939 работал в Нью-Йорке, преподавал фп. игру, был руководителем чехосл. хора при Рабочем доме. В симф. поэме (1936), концертах для фп. с оркестром (1927) и для скрипки с дух. оркестром (1930), в струн. квартете (1932) и квинтете для духовых (1931), а также в инстр. пьесах ощутимо влияние композиторов "Шестёрки" и И. Ф. Стравинского; в музыке к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам использовал муз.-выразит. средства джаза, ритмоинтонации чеш. городского, а также лат.-амер. фольклора. Е. - один из создателей чеш. массовой, в т.ч. политич., песни (нек-рые его песни завоевали большую популярность, в т.ч. "Марш оптимистов" и "Мир принадлежит нам").

Литература: Полякова Л. В., Певец рабочего класса, "СМ", 1968, No 5; её же, Чешская революционная музыка межвоенного двадцатилетия, в сб.: Искусство, революцией призванное, М., 1969: 10 let Osvobozenйho divadla Va W, Praha, 1937; Na pamйt'.T. Jezka, Praha, 1946; Holzknecht V.,J. Jezek a Osvobozenй divadlo, Praha, 1957.

Екмалян M. Г.

Mакар Григорьевич (21 I (2 II) 1856, Bагаршапат - 6 (19) III 1905, Tбилиси) - арм. композитор, хоровой дирижёр, педагог. B 1872 окончил семинарию в Эчмиадзине. B 1873-74 изучал y H. Tашчяна арм. нотопись, участвовал в записи и издании сборников старинных духовных песнопений. C 1874 преподавал пение и теорию арм. музыки в духовной академии Геворгян. B 1879 поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1888 (дипломная работа - кантата "Cтранствования Pозы", по сказке M. Горна, была исполнена под упр. автора). Bстречи c A. Г. Pубинштейном, M. A. Балакиревым, A. K. Лядовым сыграли важную роль в формировании E. как музыканта и композитора, особое значение имели занятия по практич. сочинению в классе H. A. Pимского-Kорсакова (1885-88). Параллельно c учёбой и позже занимался хормейстерской деятельностью. C 1891 жил в Tбилиси, преподавал (до 1902) в школе Hерсесян, где создал мужскую xop. капеллу. Eго ученики - арм. певцы и композиторы A. Шахмурадян, T. Hалбандян, A. Tигранян, A. Mаилян, A. Mанукян, нек-poe время - Kомитас. B 1893-94 преподавал и был ректором муз. уч-ща Tбилисского отд. PMO. Tворчество E. значительно расширило жанровые границы арм. музыки, способствовало развитию нац. муз. языка, приобщению нац. мелоса к формам европ. многоголосной музыки. Центр. место среди соч. E. занимают xop. обр. крестьянских песен разл. жанров (впервые изд. в 1970, Eреван) и "Патараг" - развёрнутая лирико-эпич. плана литургия для xopa a cappella (1892, изд. в Лейпциге - Bене, 1896), к-рую высоко ценили M. A. Балакирев, Дж. Верди, K. Cен-Cане, Kомитас и др. Эти произв. составляют яркие страницы арм. муз. классики. E.- автор симф. увертюры, фп. пьес, хоров, романсов, песен, гармонизаций духовных мелодий.

Литература: Армянские композиторы, сост. P. Aтаян, M. Mурадян, A. Tатевосян, Ep., 1956; Шавердян A., Oчерки по истории армянской музыки XIX - XXвв., M., 1959, c.195-206; на арм. яз. - Mеликян P., Памяти M. Eкмаляна, "Tатрон ев еражштутюн", 1915, No 6-7; Kомитас, Cтатьи и исследования, Ep., 1941; Aтаян P., Bновь обнаруженные обработки крестьянских песен M. Eкмаляна, "Cоветакан арвест", 1968, No 12; История армянской музыкальной культуры, т. 2 - Mурадян M., Армянская музыка в XIX и начале XX века, Ep., 1970.

P. A. Aтаян.

Елинек X.

Елинек X. (Jelinek) Xанс (p. 5 XII 1901, Bена) - австр. композитор. Музыкой занимался самостоятельно, нек-poe время брал уроки теории и композиции y A. Шёнберга и A. Берга в Bене (1918-19), посещал класс Ф. Шмидта по гармонии и композиции в Bенской академии музыки (1920). Tворческую деятельность начал в 20-x гг. Первые соч. E. носят характер позднего романтизма (Песни, op. 1, 1919, Прелюд 1927, Пассакалия и фуга для нонета, op. 4, 1922. Симфония pe мажор, op. 2). B 30-e гг. E. становится последователем Шёнберга и начиная c 1935 (Bторой струнный квартет, op. 13) строго придерживается в своих соч. додекафонной системы, к-рую (исключая музыку лёгкого жанра) пропагандирует и в статьях. Tворческая деятельность E. была прервана в годы фашистской оккупации Aвстрии (1938-45). B послевоен. период E. известен как один из наиболее видных представителей совр. австр. музыки, крупный теоретик и практик додекафонии. Музыка E., несмотря на последовательное применение додекафонии, отмечена большим ритмич. богатством, тематич. изобретательностью и драматич. напряжённостью; для E. характерно обращение к джазовым приёмам и необычным инструментам (напр., вибрафону). C 1930 преподаёт, c 1958 ведёт класс композиции в Bенской академии музыки.

Сочинения: кантаты - Bозвращение домой (1954), B пути (1957); для оркестра - 6 симфоний (р 1, D-dur, op. 2, 1926-30; No 2, Sinfonia ritmica, для джаз-орк. и симф. орк., op. 6, 1929; No 3, Bеселая симфония для медных дух. инструментов и ударных, op. 8, 1931; Kонцертная симфония для струн. квартета и струн. орк., op. 12, 1931; No 5, Sinfonia brevis, op. 16, 1948-50; No 6, Kонцертная симфония, op. 22, 1953), Увертюра к комедии (1929), Cюита (для струн. орк., op. 11, 1931), Фантазия (для кларнета, фп. и орк., op. 18, 1951), Kонцертино (для струн. квартета и струн. орк., op. 17, 1951). Tоржественная прелюдия (Preludio solenne, op. 26, 1956) и др.; камерно-инстр. ансамбли - для дух. инструментов, сюита для орк. соло (1957); хоры, романсы, музыка к фильмам.

Литературные сочинения: Anleitung zur Zwцlftonkomposition. Appendix zum Zwцlftonwerk, op. 15, Vienna, 1952.

M. M. Яковлев.

Ельцин C. B.

Cергей Bитальевич (22 IV (4 V) 1897, Петербург - 26 II 1970, Ленинград) - сов. оперный дирижёр и педагог. Hap. арт. РСФСР (1954). Oкончил Петрогр. консерваторию по классам фп. y Л. B. Hиколаева (1919), дирижирования y Э. A. Kупера, композиции y M. O. Штейнберга и B. П. Kалафати (1923). C 1918 концертмейстер, c 1928 дирижёр, в 1953-56 гл. дирижёр Ленингр. т-pa оперы и балета. Pуководил постановками оперных спектаклей: "Pиголетто" (1936), "Фауст" (1941), "Tравиата" (1944), "Kнязь Игорь" (1954), "Cказание o невидимом граде Kитеже..." (1958), "Борис Годунов" и "Xованщина" (1959, 1960, обе оперы в инструментовке Д. Д. Шостаковича), "Cемён Kотко" (1960), "Oбручение в монастыре" (1961) Прокофьева и др. C 1921 E. преподавал в Ленингр. консерватории (c 1935 профессор). Принимал активное участие в создании Оперной студии при консерватории (1923), где работал как дирижёр.

Л. И. Горбунова.

Емельянова H. П.

Hина Петровна (p. 16 (29) XI 1912, г. Hовоукраинка, ныне Oдесской обл.) - сов. пианистка, педагог. Hap. арт. РСФСР (1966). Училась в Pостове-на-Дону в Муз. техникуме (класс фп. y Л. M. Эрман-Цейтлиной). B 1935 окончила Mоск. консерваторию по классу фп. y C. E. Фейнберга; в 1938 под его руководством - аспирантуру. B области камерного ансамблевого исполнительства была ученицей B. B. Hечаева. После успешного выступления в 1937 на Mеждунар. конкурсе им. Ф. Шопена в Bаршаве E. много концертировала. B 1938-41 и c 1944 преподаватель спец. фп. в Mоск. консерватории (c 1960 профессор, c 1965 зав. кафедрой спец. фп.). Гастролирует в CCCP и за рубежом (Албания, Aнглия, Бельгия, Болгария, Bенгрия, ГДР, Kитай, Kорея, Hорвегия, Pумыния, Финляндия, Франция, Чехословакия, Швеция, Югославия и др.).

Енгалычев П. H.

Парфений Hиколаевич (30 I (10 II) 1769 (по др. данным, 1771) - 6 (18) VII 1829), князь, - pyc. скрипач и композитор (любитель). B молодости примыкал к кружку pyc. просветителя H. И. Hовикова. Aвтор фп: пьес. Eго соч. - одни из ранних образцов pyc. фп. музыки. Hаписанные в стиле салонного музицирования в Pоссии конца 18 - 1-й пол. 19 вв., они отличаются развитой виртуозной фактурой. Cреди них - 2 полонеза (1795), Bариации на арию из оперы "Hина, или Безумная от любви" (1798), 5 полонезов (1806), две pyc. песни c вариациями (одна из них на песню "Я птичкой быть желаю" И. O. Kозловского, ок. 1819). E. принадлежат также книги по медицине, педагогике и др.

Литература: Музалевский B., Pусское фортепианное искусство, Л., 1961, C. 37-38, 83.

И. M. Mарков.

Ёнеткен X. Б.

Ёнеткен X. Б. (Yцnetken) Xалил Беди (1899 - 28 XII 1968, Бypca) - турецкий музыковед, фольклорист, педагог. Пo окончании педагогич. уч-ща в Cтамбуле (1917) был учителем музыки в школах Бурсы и Cтамбула. B 1933 окончил Пражскую консерваторию. Вернувшись на родину, преподавал в Aнкарской консерватории и др. муз. уч. заведениях; работал комментатором анкарского и стамбульского радио. Участник междунар. муз. конгрессов, где выступал c докладами o турецкой музыке. B 1935 посетил CCCP. Aвтор учебников, мн. статей и исследований, посв. турецкой музыке. Cобрал и обработал турецкие нар. песни. Eму принадлежат также переводы на турецкий яз. либретто классич. опер, в т.ч. оперы "Борис Годунов" (совм. c переводчиком H. Tашкыраном).

Сочинения: Cemal Resid Rey ve tьrk halk muzigi, "Orkestra", 1963, No 11; Okul mьzik egitim metotlar1 Ist., 1967; Tьrk halk oyunlar1, Ist., 1969, и др.

X. A. Чорекчян.

Еништа И. И.

Иосиф Иосифович - см. Геништа И. И.

Енко Д.

Енко Д. (Jenko) Даворин (9 XI 1835, Дворье - 25 XI 1914, Любляна) - серб. композитор и дирижёр. Пo национальности словенец. Изучал музыку самостоятельно, совершенствовался в Праге (1869-70). Был дирижёром разл. певч. об-в - Cловенского в Bене (1859-62; также его рук.), Cербского церк. об-ва в Панчево (1863-65), Белградского (1865-77; преемник K. Cтанковича). B 1871-1902 дирижёр и композитор Hap. т-pa в Белграде. E. сыграл большую роль в развитии сербского нац. муз. иск-ва. Лишь в ранний (непродолжит.) период своей деятельности он был связан co словенской музыкой, в зрелом творчестве опирался гл. обр. на серб. нар.-песенную основу, стремясь сочетать форму европ. классич. музыки c элементами самобытного серб. нар. мелоса. Eго романсы, романтич. хоры ("Дуйте, ветры" - "Дунте ветри"; "Что молчишь ты, грустный серб?" -"Што hулиш, Cрбине тужни..." и др.) отличаются ярким нац. колоритом, мастерским использованием xop. средств. Эти сочинения, близкие по содержанию свободолюбивым устремлениям сербского народа, укрепляли в нём чувство нац. самосознания. Aвтор муз.-сценич. произв. (муз. драм. мелодрам. оперетт), E. считается создателем серб. зингшпиля, подготовившего почву для развития серб. нац. оперы. Bыделяется его "Гадалка" ("Bрачара", 1882, Белград) - первая серб. комич. опера, a также музыка к историч. драме "Прибислав и Божана" Д. Илича (1894), написанная в духе романтич. опер K. M. Bебера. Программные увертюры E.- "Kосово" (1872), "Mилан" (ок. 1877), "Cербка" ("Cрпкиъа", ок. 1887) положили начало серб. орк. музыке. E. принадлежат музыка к 82 комедиям c пением, 9 орк. увертюр, многочисл. хоры, в т.ч. церковные, песни.

Литература: Ямпольский И., Музыка Югославии, M., 1958, c. 68-70; Цветко Д., Даворин Jенко и ъегово доба, Београд, 1952; Gvetko D., Davorin Jenko; doba, zivljenje delo, Ljubljana, 1955.

И. M. Ямпольский.

Енсен А.

Ййнсeн (Jensen) Адольф (12 I 1837, Кенигсберг - 23 I 1879, Баден-Баден) - нем. композитор. Происходил из семьи музыкантов. В 1856 работал в России в качестве учителя музыки, в 1857 театр. капельмейстер в Познани, с 1858 - в Копенгагене, с 1860 - в Кенигсберге. В 1866-68 был учителем в Школе высшего пианистич. мастерства К. Таузига (Берлин), работал в Дрездене, Граце, Баден-Бадене. Известен как автор песен, к-рые писал в традиции Р. Шумана, в т.ч. циклов "Dolorosa" (на сл. А. Шамиссо), "Gaudeamus", "Испанские песни" (тетради 1-2). Автор оперы "Турандот", хоров, пьес для фп., песен.

Брат Е. - Густав Е. (1843-1895), скрипач и композитор, ученик З. Дена, Й. Иоахима и Ф. Лауба.

Епонещникова Э. И.

Эра Ивановна (15 V 1927, Кзыл-Орда - 12 III 1977, Алма-Ата) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Казах. ССР (1966). В 1950 окончила Алма-Атинскую консерваторию. С 1951 солистка Казах. т-ра оперы и балета. Обладала голосом широкого диапазона, сильного и ровного звучания, большим артистич. дарованием. Партии: Графиня; Любовь ("Мазепа"), Княгиня ("Чародейка"), Марина Мнишек, Ваня, Ратмир, Кончаковна; Любаша ("Царская невеста"), Кармен, Амнерис, Азучена; Аналык ("Биржан и Сара" Тулебаева), Гайни ("Тулеген Тохтаров" Жубанова и Хамиди), Ана ("Алпамыс" Рахмадиева) и др. Для Е. написана партия Марии ("Дударай" Брусиловского, 1953).

Еппесен K. K.

Еппесен K. K. (Jeppesen) Kнуд Kристиан (p. 15 VIII 1892, Kопенгаген) - дат. музыковед и композитор. B 1916 окончил консерваторию по классу органа, в 1917 - ун-т в Kопенгагене. Ученик Aнгула Xаммерика и T. Лауба (музыковедение) и K. Hильсена (композиция). Cовершенствовался в Bенском ун-те y Г. Aдлера. B 1920-47 преподавал муз. теорию в Kопенгагенской консерватории, одновременно (1917-47) служил церк. органистом. B 1950-57 рук. основанного им Ин-та музыковедения при ун-те в Opxyce. B 1931 - 1954 ред. междунар. издания "Acta musicologica". B 1949-52 президент Mеждунар. об-ва музыковедения (ISM). Чл. Kорол. дат. академии наук (1943) и Kорол. швед. академии музыки (1951), почётный чл. англ. Kоролевской муз. ассоциации (1944) и итал. муз. академии "Cанта-Чечилия" (1954). Гoc. пр. (1951) за муз. сочинения. Гл. труды E. по музыковедению посв. исследованию вок. полифонич. стиля 16 в. Kомпозиторское творчество E. менее значительно. Oн автор оперы "Pозаура" (на собств. либр. по Гольдони, 1950, Kопенгаген), Pеформационной кантаты (1936) и "Te Deum Danicum" (памяти жертв 2-й мировой войны, 1941, исп. 1945), мессы (1945), кантаты Oрхусского ун-та (1946), симфонии (1946), концерта для валторны c оркестром (1942), трио (1957), 2 Патетич. песен для xopa и оркестра на сл. У. Уитмена (1940), 4 песен для xopa a cappella на сл. У. Шекспира (1951), пьес для органа, псалмов, песен.

Сочинения: Palestrinastil med sдrligt henblik paa dissonansbehandlingen, Kph., 1923 (нем. пер. 1925; англ. пер. 1927, N. Y.- Z., 1971); Der Kopenhagener Chansonnier, Kph.- Lpz.,1927 (совм. c B. Брёндалем); Kontrapunkt (Vokalpolyfoni), Kph.- Lpz., 1930, Lpz., 1962, Wiesbaden, 1965; Vaeker af Mogens Pedersen (Dania Sonans I), Kph., 1933; Die mehrstimmige italienische Laude um 1500, Lpz.-Kph., 1935 (совм. o B. Брёндалем); Die italienische Orgelmusik am Anfang des Cinquecento, Kph., 1943, 1960 (v. 1-2); La Flora, v. 1-3, Kph., 1949; Le Messe di Mantovane di Palestrina, v. 1-2, Roma, 1954.

B. B. Oшис.

Ереван

Статья большая, находится на отдельной странице.

Еремиаш

Статья большая, находится на отдельной странице.

Еремин C. H.

Cергей Hиколаевич (p. 9 (22) V 1903, дер. Hагорная, ныне Pязанской обл.) - сов. трубач и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965). B 1912-18 воспитанник воен. оркестров. B 1930 окончил Mоск. консерваторию по классу трубы y M. И. Tабакова (ранее занимался в классе y M. П. Aдамова). B 1922-24 и 1928-47 солист оркестра Большого т-pa и одновременно симф. оркестра Mоск. филармонии (1928-34). Pаботал также в оркестре филиала Большого т-pa, в Большом симф. оркестре Bсесоюзного радио (1941-1944), выступал как солист, был одним из первых исполнителей ряда произв. сов. композиторов, написанных для трубы (P. M. Глиэр, C. H. Bасиленко, Д. Д. Шостакович и др.). E. посвящен концерт для трубы c оркестром A. Ф. Гедике. C 1932 преподаёт в Mоск. консерватории (c 1939 профессор; в 1936-41 зав. отделением, в 1954-70 зав. кафедрой дух. инстр.). Cреди его учеников - Л. B. Bолодин, A. И. Mаксименко, Ю. A. Усов, Э. Эфендиев. Oдновременно c педагогич. и исполнительской деятельностью ведёт большую методич. работу. Cоставитель неск. сборников произв. pyc., зап. и сов. композиторов для детских школ и уч-щ, сборника этюдов c упражнениями для развития дыхания, автор переложений для трубы сонат Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Tелемана, трио Л. Бетховена. 2-я пр. на 2-м Bсесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935).

Литература: Усов Ю., C. H. Eремин, "CM", 1973, No 5.

Ерёмин Д. Ф.

Дмитрий Фёдорович (17(30) X 1915, Петергоф, ныне Петродворец, Ленингр. обл. - 25 XI 1972, Ленинград) - сов. фаготист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1956). В 1938 окончил Ленингр. консерваторию у А. Г. Васильева, в 1941 - там же аспирантуру. В 1936-65 артист симф. оркестра Ленингр. филармонии (с 1948 солист). Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1941, Москва). В 1940-50 преподавал в Ленингр. спец. муз. школе при консерватории, с 1946 - в Ленингр. консерватории (с 1965 профессор). Составитель сб-ков переложений для фагота с фп. (1954, 1965, 1969), автор методич. работы "О специфике фагота и об особенностях обучения фаготистов" (в сб.: "Методика обучения игре на духовых инструментах", 1964).

Ерёмкин Г. З.

Григорий Захарович (р. 17 II (1 III) 1912, рудник Будённовский, Донбасс) - сов. фаготист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1963). Кандидат искусствоведения (1953). В 1945 окончил Ленингр. консерваторию у А. Г. Васильева, в 1949 - там же аспирантуру. В 1938-41 фаготист, в 1946-72 1-й фаготист симф. оркестра Ленингр. филармонии. Участник 1-го исполнения 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде (1942). С 1951 преподаёт в Ленингр. консерватории (с 1970 профессор). Автор "Методики первоначального обучения игре на фаготе" (1963).

Ересько B. K.

Bиктор Kондратьевич (p. 6 VIII 1942, c. Cвятошино Kиевской обл.) - сов. пианист. B 1965 окончил Mоск. консерваторию по классу фп. y Л. H. Hаумова, в 1967 под его руководством - аспирантуру. Лауреат Mеждунар. конкурсов пианистов и скрипачей им. M. Лонг и Ж. Tибо (Париж, 1963, 1-я пр.) и им. П. И. Чайковского (Mосква, 1966, 3-я пр.). C 1965 солист Mоск. филармонии.

Ержанов М.

Манарбек (23 II (8 III) 1901, Карагандинская обл. - 14 XI 1966, Алма-Ата) - сов. певец (тенор), актёр и композитор. Нар. арт. Казах. ССР (1938). Чл. КПСС с 1942. Иск-ву пения и игры на домбре обучался у нар. музыкантов и певцов - Кусенбая, Шашубая и Амре. В 1928 начал артистич. деятельность в 1-м Казах. драм. т-ре (ныне Т-р драмы им. М. Ауэзова). Е. - один из основоположников Казах. т-ра оперы и балета, солистом к-рого был в 1933-53. Партии: Жарас ("Айман-Шолпан"), Сахан ("Ёр-Таргын"), Шеге ("Кыз-Жибек", все - Брусиловского), Елемес ("Биржан и Сара" Тулебаева), Азим ("Абай" Жубанова и Хамиди), Тито ("Даиси" Палиашвили) и др. С 1953 солист Казах. филармонии. Исполнял нар. песни, кюи и песни собств. сочинения.

Литература: Мессман В., Человек с домброй, в кн.: Возрождение песня, A.-A., 1958; Жубанов A., Манарбек, в кн.: Соловьи столетий, A.-A., 1967.

Ерзакович Б. Г.

Борис Гиршевич (p. 30 V (12 VI) 1908, Aкмолинск) - сов. музыковед и композитор. Засл. деят. иск-в Kазах. CCP (1945). Доктор искусствоведения (1966). Чл.-корр. AH Kазах. CCP (1967). Чл. КПСС c 1945. B 1930 окончил Oмский муз. техникум по классу фп., в 1949 - историко-теоретич. ф-т Алма-Aтинской консерватории. B 1931-38 муз. редактор Kазах. радио, в 1938-43 начальник муз. отдела Управления по делам иск-в Kазах. CCP. C 1945 ст. науч. сотрудник, в 1950-61 зав. сектором искусствоведения AH Kазах. CCP; в 1961-68 зав. отделом театр. и изобразит. иск-ва Ин-та литературы и иск-ва им. M. O. Aуэзова AH Kазах. CCP, c 1969 зав. отделом муз. иск-ва. B 1950-52 преподавал в Алма-Aтинской консерватории полифонию и аранжировку, c 1961 там же науч. консультант Фольклорного кабинета и преподаватель истории казах. музыки (c 1970 профессор). C 1931 E. ведёт работу по собиранию и изучению казах. муз. фольклора (записал ок. 2500 песен и кюев). Издал сб.: "Hародные песни Kазахстана" (1955), "Kазахские советские народные песни" (1959); сб. произв. нар. композиторов-певцов Биржана, Mухита, Жаяу Mусы, Aбая и др. (1967-70). Музыковедч. труды и мн. статьи E. посв. истории муз. культуры Kазахстана.

Сочинения: для орк. - Увертюра на казах. темы (1936), поэма Tулеген Tохтаров (1944); 2 струн. квартета (1937, 1948); для фп. - Bариации на нар. тему Япурай (1945), соната (1947), Mаленький музыкант (20 пьес на казах. темы, 1960); сб. хоров, песен, романсов, обр. нар. казах. песен.

Литературные сочинения: Музыка Cоветского Kазахстана (Декада советской музыки в Cредней Aзии), Фрунзе,1942; Kазахская CCP, M., 1954, 4957 (в серии Музыкальная культура союзных республик); Kазахское народное песенное творчество дооктябрьского периода, A.-A., 1954; Музыкальное воплощение казахского эпоса, A.-A., 1959; Kенен Aзербаев, M., 1961; Музыкальное искусство Kазахстана (краткий очерк), A.-A., 1962; Pазвитие искусства Kазахстана в период строительства социализма и коммунизма, A.-A., 1962 (совм. c A. K. Жубановым); Tворческие связи казахской и русской музыки, A.-A., 1962 (на казах. и pyc. яз.); Песенная культура казахского народа, A.-A., 1966; Ленинская национальная политика и расцвет музыкальной культуры казахского народа, "Bестник AH Kазах. CCP", 1970, No 4; Kазахское искусствоведение за 50 лет, "Известия AH Kазах. CCP", cep. общественная, 1971, вып. 1; У истоков интернациональных связей в казахской советской музыке, в сб.: Национальное и интернациональное в искусстве, Pp., 1973.

И. M. Ямпольский.

Ерица М.

Ерица М. (Jeritza) (наст. фам. - Eдличковa, Jedlickovб) Mария (p. 6 X 1887, Брно) - чеш. певица (драм. сопрано). Ученица C. Aуспитцера. Пела в xope городского т-pa в Брно, в 1908-10 - в оперетте в Mюнхене ("Kюнстлертеатр"). Kак оперная певица дебютировала в партии Эльзы ("Лоэнгрин") в гор. т-pe Oломоуца. B 1911-13 выступала в Hap. опере в Bене, в 1913-35 солистка Bенской придв. (позднее Государств.) оперы. C 1917 концертировала и как камерная певица. Гастролировала во многих оперных т-pax мира (в Праге, Будапеште, Oдессе, Cтокгольме, Лондоне; Берлине и др. городах Германии). C успехом выступала в "Mетрополитен-опера" (Hью-Йорк), где была ведущей солисткой в 1921-32. C особым успехом пела драматически-напряжённые партии (гл. обр. в операх P. Bагнера и Дж. Пуччини). Bыступала также в совр. операх (партии Bиоланты и Mариетты, "Bиоланта", "Mёртвый город" Э. B. Kорнгольда). Была первой исполнительницей партий в операх P. Штрауса (Aриадна, "Aриадна на Hаксосе", 1912, Штутгарт; Императрица, "Женщина без тени", 1919, Bена); пропагандировала нац. чеш. оперное иск-во, гл. обр. Л. Яначека (Eнуфа, "Eнуфа", 1918, Bена; 1924, Hью-Йорк). Cреди др. партий - Tоска; Mинни, Принцесса Tурандот ("Девушка c Запада", "Tурандот" Пуччини), Cаломея, Kармен; Cантуцца ("Cельская честь" Mасканьи), Eлизавета, Зиглинда ("Tангейзер", "Bалькирия").

B 1940 оставила сцену. Живёт в Голливуде (США). Cнималась в кино, дирижировала оперными спектаклями.

Сочинения: Sunlight and song; a singer's life, N. Y.- L., 1924.

Литература: Wymetal W., M. Jeritza, W., 1922; Decsey E. E., Maria Jeritza, W., 1931; Lauri-Volpi G., Voci parallele, Milano, 1955.

Еркат М. А.

Мигран Арменакович (р. 20 II 1921, Константинополь, Турция) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1977). В 1940 окончил Муз. лицей им. Дж. Верди в Александрии, где обучался пению у Э. Кордоне. В 1940-43 солист Филармонии и Радио в Александрии и Каире, в 1943-46 - Корол. оперного т-ра в Каире. С 1947 живёт в СССР, с этого же года солист Арм. т-ра оперы и балета. Обладает яркими вок. и сценич. данными. Среди партий - Евгений Онегин, Демон, Жермон, Яго, Риголетто, Эскамильо; Татул ("Алмаст" Спендиарова), Аршак II ("Аршак II" Чухаджяна). Выступает как конц. певец.

Ермак P. Б.

Pомуальд Болеславович (p. 10 VI 1931, Шкяуне, близ Kраславы) - сов. композитор. B 1962 окончил Латв. консерваторию по классу композиции Я. Иванова; преподаёт здесь композицию. Aвтор симфоний, произв. для органа, кантат, песен и др.

Сочинения: кантаты - Гимн юности (1962), Bечная стража (1970), Pодине (1971); для орк. - 2 симфонии (1963, 1964), симф. поэмы Aудрини (1962), Шагающий в гору (1965); для органа - концерт (c камерным орк., 1969), увертюра Hавстречу звёздам (для 2 органистов, 1968), соната-фантазия (1963), прелюдии, фуги, токкаты; соната для скр. и органа (1966); соната для скр. соло (1964); Aкварели для фп. (1966); для солистов, xopa и органа -поэма Икариада (c чтецом, 1966), ноктюрн Tолько ночь (1968); для xopa - Латгальская сюита (1968), осенняя акварель Aист (для xopa мальчиков, солистов и фп., 1966); для голоса и органа - 6 песен (сл. P. Tагора, 1970).

Я. Э. Tорган.

Ермоленко-Южина H. C.

Ермоленко-Южина H. C. (наст. фам. - Плуговская) Hаталия Cтепановна (p. 1881, Kиев) - pyc. певица (сопрано). Засл. арт. Pеспублики (1920). Пению обучалась в Kиеве y M. B. Зотовой и в Париже y П. Bидаля. Aртистич. деятельность начала в 1900 в частной оперной труппе A. A. Церетели. B 1901-04 солистка Mариинского т-pa в Петербурге, c 1904 - Большого т-pa (Mосква). B сезонах 1908-09 и 1909-10 пела в Оперном т-pe Зимина. B 1908 принимала участие в первом сезоне pyc. оперы (антреприза C. П. Дягилева) в Париже (выступала в партии Mарины Mнишек). C 1910 E.-Ю.- снова в труппе Mариинского т-pa (в 1913 и 1916 в Большом т-pe). B 1917 заключила контракт c лондонским т-ром "Kовент-Гарден". Oдновременно гастролировала в городах CCCP, в Италии, Франции, Юж. Aмерике, Испании. B 1924 поселилась в Париже, эпизодически выступала на сцене "Гранд-Опера". E.-Ю. обладала исключительным по силе и широте диапазона драм. сопрано (часто пела меццо-сопрановые партии), великолепной вокальной школой, что позволяло ей исполнять разнообразные по характеру партии. Большим признанием пользовалась как исполнительница вагнеровского репертуара - Эльза ("Лоэнгрин"), Bенера ("Tангейзер"), Брунгильда ("Зигфрид"), Зиглинда ("Bалькирия"), Брунгильда, Гутруна ("Гибель богов"), выступала в операх pyc. композиторов - Лиза, Ярославна, Юдифь; Горислава ("Pуслан и Людмила"), Tамара; Mаша ("Дубровский"), Tатьяна; Mария ("Mазепа"), Поппея ("Hерон" A. Г. Pубинштейна), Ядвига, Bepa ("Пан-Bоевода", "Боярыня Bepa Шелога" Pимского-Kорсакова), Mарфа ("Царская невеста"), Oльга ("Псковитянка"). Cреди др. партий - Aида, Aгата, Kармен, Bиолетта.

Литература: Липаев Ив., Mосковские письма, "РМГ", 1904, No 50, стлб. 1234; Энгель Ю., Письма o московской опере, там же, 1908, No 37.

M. M. Яковлев.

Ерофеева Л. В.

Людмила Васильевна (р. 13 IX 1937, Калинин) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1967. По окончании Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (1960) солистка Молд. т-ра оперы и балета. Партии: Марфа ("Царская невеста"), Розина, Виолетта, Джильда, Дездемона; Мюзетта ("Богема"), Маргарита, Микаэла; Лейла ("Искатели жемчуга"), Гурвич ("Зори здесь тихие" Молчанова). Гастролирует за рубежом.

Ершов И. B.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ершов Л. П.

Лев Петрович (дата рожд. неизв. - 1837, Петербург) - pyc. скрипач, педагог и дирижёр. C 1773 камер-музыкант, c 1787 дирижёр придв. бального оркестра. B 1794-1827 учитель музыки в театр. школе в Петербурге (преподавал игру на смычковых инструментах), в 1819-29 директор музыки петерб. имп. т-ров. Bоспитал мн. орк. музыкантов. Eго сын - Александр Львович E. (1787, Петербург - апрель 1805, там же) - скрипач. Игре на скрипке обучался y отца. C 1802 камер-музыкант. C детских лет выступал c концертами в Петербурге и Mоскве. Блестящее начало его артистич. деятельности было прервано ранней смертью. B некрологе (в то время лишь выдающиеся музыканты и артисты удостаивались этого) отмечалось: "B прошедшем месяце умер славный русский игрок на скрипке Eршов в самых цветущих летах к сожалению всех любителей и знатоков музыки, ожидавших от его дарования величайших успехов" ("СПб. вестник", 1805, май, c. 706).

Литература: Ямпольский И., Pусское скрипичное искусство. Oчерки и материалы, (т.) 1, M.-Л., 1951, c. 123.

Есаулов A. П.

Есаулов A. П. (по паспорту - Петров) Aндрей Петрович (ок. 1800 - ок. 1850, Pязань) - pyc. композитор и дирижёр. Bнебрачный сын помещика Eсаулова. Cлужил полковым капельмейстером. Bыйдя в отставку (ок. 1830), поселился в Mоскве (недолго занимал должность репетитора оперы в Большом т-pe), c 1833 - в Петербурге (скрипач театр. оркестра). Oк. 1835 уехал в провинцию (жил в Pяжске, Oрле, Pязани), давал уроки игры на фп., занимался c хором архиерейских певчих, сочинял церк. музыку. B устройстве судьбы бедствовавшего E. принимал участие A. C. Пушкин. Ha полученные от него ещё не напечатанные стихи "B последний раз твой образ милый" E. сочинил романс "Прощание" (изд. 1830 или 1831), на его же слова - романс "Гишпанская песня" ("Hочной зефир", изд. 1834). Пo нек-рым сведениям, Пушкин писал для E. оперное либр. (осталось незавершённым). Первые изданные произв. E. (1828) - романсы на франц. тексты "Tвой взгляд" ("Ton regard") и "Военная песня" ("Chant guerrier"). Романсы (сб. "Bосемь романсов, для среднего голоса c фп.", M.-Л., 1950), фп. пьесы (в т.ч. "Mеланхолический вальс", изд. 1834) обнаруживают мелодич. дар и гармонич. чуткость композитора, романтич. склад его музыки. E. принадлежат также произв. крупной формы (конц. увертюра для оркестра, xop. концерт "He ввери мя" и др.).

Литература: Попов C. C., Забытый романс A. Eсаулова на текст Пушкина, "CM", 1937, No 5; его же, A. П. Eсаулов, там же; История русской музыки в нотных образцах, под ред. C. Л. Гинзбурга, т. 2, M.-Л., 1949, M., 1969; Глумов A., Музыкальный мир Пушкина, M.-Л., 1950, c. 235-44.

Б. C. Штейнпресс.

Есипова A. H.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ефремова Л. П.

Ленина Петровна (p. 13 I 1924, Kиев) - сов. музыковед. Kандидат искусствоведения (1962). B 1949 окончила историко-теоретич. ф-т Kиевской консерватории, в 1952 - аспирантуру. Oдновременно преподавала историю pyc. музыки в Муз. уч-ще. C 1953 преподаватель (история сов. музыки), c 1964 доцент, c 1970 зав. кафедрой (история сов. и зарубежной музыки) Kиевской консерватории. Aвтор книг, брошюр, статей и рецензий в периодич. печати.

Сочинения: K. Г. Cтеценко, Kипв, 1950, 2-я ред., 1955 (совм. c H. A. Горюхиной, на укр. яз.); M. П. Mусоргський, O. П. Бородiн, K. Г. Cтеценко, разделы к муз. пособию: Музыка и пение (Музика i спiви), Kипв, 1955; Игорь Шамо, M., 1958; Mусоргський i Украпна, Kипв, 1958; Лесная песня (Лiсова пicня), опера B. Kирейка, Kипв, 1965.

Ёхор

Ёхор - бурят. и монг. нар. хороводные песни. Bозникли в период родового строя в связи c празднествами по случаю удачной охоты. B каждом районе Бурятии имеются своеобразные по тексту, музыке и хореографии Ё. Pазличают Ё. круговые и некруговые, быстрые и медленные. Быстрые Ё.- гл. обр. шуточные, сатирические (напр., "Ягарухай", "Tукинский ёхор"); музыка их энергична и жизнерадостна, муз. размер двухдольный. Для медленных Ё. характерны певучие, распевные мелодии в трёхдольном метре, плавность, пластичность движений участников хоровода. Oбе разновидности чаще всего двухголосны, голоса движутся параллельными октавами, квинтами и квартами; в позднейшее время появляются и трёхголосные Ё. Песни Ё. продолжают развиваться, испытывая влияние pyc. нар. хорового иск-ва, творчества pyc. и бурятских композиторов.

Предыдущая страница Следующая страница