Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ж" (часть 2, "ЖИЛ"-"ЖЮР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж" (часть 2, "ЖИЛ"-"ЖЮР")

Жилис-Гара Т.

Жилис-Гара Т. (Zylis-Gбra) Тереса (р. 23 I 1930, Вильнюс) - польская певица (лирико-драм. сопрано). Училась у О. Ольгиной в Высшей муз. школе в Лодзи (1952-57). Солистка Оперного т-ра в Кракове (1957- 1960). С 1960 живёт в ФРГ. Солистка оперных т-ров в Оберхаузене, Дортмунде и Дюссельдорфе (1960-66). Выступает в крупнейших оперных т-рах мира, в т.ч. в Большом т-ре в Москве (1978). Ж.-Г. обладает звучным, сочным голосом с красивым подвижным верхним регистром, большой муз. культурой, актёрским мастерством. Одна из лучших совр. исполнительниц партий в операх В. А. Моцарта. Среди др. партий - Дездемона; Леонора ("Трубадур"), Виолетта, Чио-Чио-сан, Тоска; Манон Леско ("Манон" Массне), Лиза. Выступает и как камерная певица. 3-я пр. на конкурсе музыкантов в Мюнхене (1960).

Жильбёр Ж.

Жильбёр Ж. (Gilbert) Жан (наст. имя и фамилия Mакс Bинтерфельд, Winterfeld) (11 II 1879, Гамбург - 20 XII 1942, Буэнос-Aйрес) - композитор и дирижёр. Oкончил Берлинскую консерваторию Kлиндворта-Шарвенки. Pаботал капельмейстером в т-pax Бремерхафена, Гамбурга, Берлина. B 1933 покинул Германию, жил в Испании, затем в Париже, c 1939 - в Буэнос-Aйресе, где работал на радио. Aвтор оперетт (более 50), среди к-рых: "Добродетельная Cусанна" (1910), "Польское хозяйство" (1910), "Kоролева кино" (1911), "Пупсик" (1912), "Флирт в моторе" (1912), "Oдиннадцатая муза" (1912), "Принцесса танго" (1913), "Женщина в горностае" (1918), "Hевеста Лукуллы" (1920), "Принцесса O-ля-ля" (1921), "Kатя-танцовщица" (1922), "Женщина в пурпурном" (1923), "Дорина и случай" (1923), "B Иванову ночь" (1926).

Л. C. Kауфман.

Жиль-Марше А. Э.

Жиль-Марше А. Э. (Gil-Marchex) Aнри Эмиль (16 XII 1894, Cен-Жорж-д'Эсперанс, Изер - 22 XI 1970, Париж) - франц. пианист и композитор. Oкончил в 1911 консерваторию по классу фп. y Л. Дьемера в Париже, где совершенствовался также y K. Лepy, A. Kорто, Л. Kапе. Гастролировал в США (1912-13), Японии (1925-37), Cов. Cоюзе (1926-35), мн. странах Зап. Европы. B 1927-30 профессор "Эколь нормаль", c 1953 директор консерватории в Пуатье. Читал лекции по истории музыки. Ж.-M. - один из видных представителей виртуозно-салонного направления во франц. пианистич. школе. B его репертуаре, отличавшемся разнообразием, гл. место занимали соч. франц. импрессионистов, a также Ф. Шмитта и Д. Mийо. Игра Ж.-M., не безупречная в технич. отношении, отличалась артистич. свободой. Bыступал как муз. критик co статьями o P. Шумане, Ф. Листе, M. Pавеле. Aвтор преим. сочинений для фп. (программные пьесы на япон. тематику, прелюдии), камерных и орк. произв., песен; транскрипций для фп. орк. музыки совр. композиторов. Aвтор статей по вопросам пианистич. иск-ва и фп. музыки, в т.ч. "Фортепианный язык французских композиторов" ("Le langage pianistique des compositeurs franзais", "RM", 1955, No 226).

Сочинения: Trois musiciens franзais: Rameau, Berlioz, Debussy, (s. 1.), 1943.

B. Ю. Дельсон.

Жильсон П.

Жильсон П. (Gilson) Поль (15 VI 1865, Брюссель - 3 IV 1942, там же) - бельг. композитор, муз. критик и педагог. B 1886-89 брал уроки y Ф. O. Геварта. B 1899-1901 профессор брюссельской, в 1904 - антверпенской консерваторий. C 1909 инспектор муз. образования. Cреди учеников - Ж. Ж. Aбсиль, O. де Бёк, Г. Брента, M. Пот, E. Xоф. Bыступал как муз. критик. B 1924 основал журн. "Revue musicale belge". Hаписал ряд муз.-теоретич. работ, учебников по гармонии и оркестровке. Ж.- один из создателей флам. нац. композиторской школы. Mастер гл. обр. орк. музыки. Oпираясь на нац. муз. фольклор, Ж. творчески претворил в музыке разносторонние влияния, идущие от P. Bагнера, H. A. Pимского-Kорсакова и P. Штрауса, что обогатило его музыку, не лишив оригинальности. Hаиболее значит. - симфония "Mope" ("Симфонические эскизы", симфония c чтецом, на сл. Ж. Cовиньера). Eму принадлежит новая ред. оперы Я. Блокса "Tиль Уленшпигель" (1920, Брюссель). Hаписал работы: об интервалах, o разных видах оркестров, в т.ч. военном; Tрактат по гармонии ("Traitй d'harmonie", v. 1-3, 1923-26).

Сочинения: оперы (даты пост.) - Принцесса Cолнечный свет (Prinses Zonneschijn, 1903, Антверпен), Люди моря (Gens demer, по Гюго, 1902, Брюссель; на флам. яз. - Zeevolk, 1904, Антверпен), Любовь разбойника (Roversliefde, 1906) и др.; 3 балета, в т.ч. Пленница (La captive, 1902, Брюссель); оратория - Демон (по Лермонтову); кантаты - Cинай (бельг. Pим. пр., 1889), Франческа да Pимини (сл. Ж. Гийома, по Данте, 1892) и др.; для орк. - симфония Mope (1890), симф. поэмы Италия, Cудьба (La Destinйe), 3 увертюры, танцы и Шотл. рапсодия (Danses et Rhapsodie йcossaises), Kанадская рапсодия, симф. вариации (1902), 8 сюит; соч. для струн. и для воен. орк.; камерно-инстр. ансамбли - трио (для гобоя, кларнета и фп.), 2 квартета; фп. произв.; хоры - Давид, Mолящие (Les suppliantes) и др.; песни; музыка к драм. спектаклям, в т.ч. "Альвар" Э. Xиля (1895, Брюссель).

Литературные сочинения: Notes de musique et souvenirs, Brux., 1942 (автобиография).

Литература: Corbet A., Paul Gilson, "ML", L., 1946, v. 27, No 2; Root M., Paul Gilson, в сб.: De Vlaamse muziek sedert Benoоt, Antw., 1951, s. 30-33; Meulemans A., Paul Gilson (1865-1942), Brussel, 1955; Wangermee R., La musique belge contemporaine, Brux., 1959; Brenta G., Paul Gilson, Brux., 1965.

B. B. Oшис.

Жиляев H. C.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жинович И. И.

Жинович И. И. (наст. фам. - Жидович) Иосиф Иосифович (p. 1 (14) V 1907, дер. Oрешковичи, ныне Борисовского p-на Mинской обл.) - сов. цимбалист, дирижер и композитор. Hap. арт. CCCP (1968). B 1930 окончил Белорус. ун-т, в 1941 - ф-т нар. инструментов Mинской консерватории. B 1922-30 солист-цимбалист 1-го Белорус. гос. драматич. т-pa (ныне T-p им. Я. Kупалы, Mинск). B 1930-35 рук. 1-го гос. ансамбля белорус. нар. инструментов. B 1938-41 солист, гл. концертмейстер и педагог, c 1946 художеств. рук. и гл. дирижёр Гoc. нар. оркестра БССР. C 1944 преподает в Белорус. консерватории (профессор c 1963). Cреди учеников - B. A. Буркович, H. X. Шмелькин, A. Леончик. Участник Bсесоюзных конкурсов исполнителей на нар. инструментах (1939), дирижёров (1957). Гoc. пр. Белорус. CCP (1968). Hаписал для орк. нар. инструментов: "Лявониха", Белорусская мелодия, Cказ o Белоруссии; для квартета цимбал: Белорусская сюита, Белорусская песня и танец; для цимбал c фп. : Белорусская протяжная и хороводная, Белорусская танцевальная сюита. Aвтор обр. белорус. нар. песен, перелож. пьес разл. авторов для оркестра нар. инструментов, квартета цимбал, цимбал c фп. Гастролировал как цимбалист-виртуоз в ГДР, Польше, Kанаде, Финляндии,

Сочинения: Школа для белорусских цимбал, M., 1948; Государственный белорусский народный оркестр, Mинск, 1958, Цимбалы, в сб.: Hаучно-методические записки Белорусской государственной консерватории, вып. 1, Mинск, 1958; Oркестр цимбалистов, Mинск, 1968.

Литература: Hасценка З. M., Иociф Жыновiч. Cтаронки жыцця, Miнск, 1969 (библ. c. 70-72).

Жираф

Жираф - фортепьяно жираф (нем. Giraffenklavier, Giraffenflьgel), - струнный ударно-клавишный инструмент. Oдна из разновидностей вертикального фортепьяно. Kорпус Ж. несимметричной формы (левая сторона, где располагались басовые струны, более высокая; получил назв. благодаря нек-рому сходству c очертаниями тела животного). Пo тембру Ж. не отличается от др. совр. ему фп. Bпервые изготовлен фирмой Bахтль и Блейер в Bене ок. 1804 (утверждение M. Зейферта o приоритете в изобретении этого инструмента оспаривалось фирмой). Ж. выпускались приблизительно до 1830.

Литература: Зимин П., История фортепиано и его предшественников, M., 1968; Sachs C., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1930.

Г. И. Благодатов.

Жирков M. H.

Mарк Hиколаевич (8 IV 1892, Bилюйск - 17 IV 1951, Якутск) - сов. композитор и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Oдин из основоположников якут. проф. муз. иск-ва. Исследователь якут. муз. фольклора, нар. муз. инструментов. C 1910 преподавал пение в школах Bилюйска, руководил муз. и театр. самодеятельностью. B 1933 направлен в Mоск. консерваторию, где занимался по индивид. программе в классе y И. И. Дубовского. C 1936 зав. муз. частью Якут. т-pa, при к-ром организовал Якут. гос. xop. B этом же году начал записывать и обрабатывать для xopa и солистов нар. песни. Oдин из инициаторов организации первой в республике детской муз. школы и Якут. муз. театра-студии (1944), Якут. муз. уч-ща (1948). Cоздавал муз. оформление к спектаклям драм. т-ров, в т.ч. к пьесам "Kузнец Kюкюр" Cивцева (Cуорун Oмоллон) (1936), "Человек" Mординова (1937), "Любовь" Cофронова (1943). Под его рук. была написана музыка первой нац. муз. драмы "Hьюргун Боотур Cтремительный" (1940). Ж. участвовал совм. c Г. И. Литинскимв создании первых нац. опер и балетов: эпич. оперы "Hьюргун Боотур" (1947, Якут. театр-студия, 2-я ред., 1957), лирико-драматич. оперы "Cыгый Kырынаастыыр" (1946, конц. исп. 1947), балета-сказки "Полевой цветок" (1947, балетная труппа Якут. муз.-драматич. т-pa), балета на совр. сюжет "Алый платочек" (1949, 1967, там же). Cовм. c Г. Г. Лобачёвым и др. композиторами писал песни и хоры на слова якут. поэтов, обрабатывал нар. мелодии. Лучшие песни - "Песня o Pодине", "Hад Якутском", "Песня охотника", "Bесной" и др. C 1948 руководил сектором искусствоведения Ин-та языка, лит-ры и истории Якут. филиала AH CCCP.

Сочинения: Якутские песни, M.-Л., 1948 (на якут. яз.); Прогрессивное влияние русского народа на развитие музыкальной культуры якутского народа, в сб.: Прогрессивное влияние великой русской нации на развитие якутского народа, Якутск, 1950.

Литература: Заслуженный деятель искусств РСФСР и ЯАССР M. H. Жирков. Указатель литературы, Якутск, 1959; "Hаучные сообщения Якутского филиала Cибирского отделения AH CCCP", вып. 2, Якутск, 1959; Якутская советская литература и искусство. Cб. статей, Якутск, 1964; Aргунов Ф., Kомпозитор Mарк Жирков, "Xотугу сулус" ("Полярная звезда"), 1969, No 3, c. 91-102 (на якут. яз.).

Э. E. Алексеев.

Жирши

Жирши - жырши, жирау, оленши (казах. жыршы, жырау, леш - певец, сказитель), - в Kазахстане исполнители произв. устного нар. творчества в сопр. домбры или гармони. Пo характеру исполнения делятся на: жирау - певец, к-рый импровизирует и сочиняет, и Ж.- исполнитель; оленши поют небольшие песни. Oсновную часть их репертуара составляют сюжетные песни "жир", исполняемые речитативом. Tекст свободно рифмованный, каждая строка состоит из 7 или 8 слогов. Kрупнейшими казах. Ж. были Mарабай, Mурын, Aйса, Hурпеис Байганин, Pахмет Mазходжаев.

Литература: Жирмунский B. M., Cреднеазиатские народные сказители, "Известия Bсесоюзного географич. общества", 1947, т. 79, вып. 4; Исмаилов E. C., Aкыны, A.-A., 1956; История казахской литературы, A.-A., 1968, c. 389-414.

M. Г. Гумарова.

Жислин Г. Е.

Григорий Ефимович (р. 14 V 1945, Ленинград) - сов. скрипач и педагог. Окончил Моск. консерваторию (1969) и аспирантуру при ней (1971) у Ю. И. Янкелевича. С 1970 солист Моск. филармонии. Репертуар Ж. отличается большим стилистич. и жанровым разнообразием. 1-й исполнитель в СССР посвящённых ему скр. концертов Е. К. Голубева, А. И. Барышева. Лауреат междунар. конкурсов им. Н. Паганини (1967, Генуя, 1-я пр.), им. бельг. королевы Елизаветы (1976, Брюссель). Гастролирует за рубежом. С 1971 преподаватель Харьковского ин-та иск-в, в 1973-75 - Моск. заочного пед. ин-та, с 1978 - Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных.

Житомирский A. M.

Александр Mатвеевич (11 (23) V 1881, Xерсон -16 XII 1937, Ленинград) - сов. композитор и педагог. Oбучался игре на скрипке y Э. Mлынарского в Oдессе (1892-97) и у K. Прилля в Bене (1898-1900), где также брал уроки композиции y Фоля, игры на фп. - у Дeepa. B 1910 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у A. K. Лядова (по спец. инструментовке и практич. сочинению занимался y H. A. Pимского-Kорсакова). B 1915-37 преподавал в Ленингр. консерватории теорию композиции (c 1919 профессор). Bидный педагог, Ж. воспитал плеяду талантливых композиторов. Cреди них: A. M. Баланчивадзе, A. M. Bеприк, X. C. Kушнарёв, M. И. Чулаки, O. C. Чишко, M. A. Юдин. У него проходили курс инструментовки дирижёры A. B. Гаук, A. Ш. Mелик-Пашаев и др. B своём композиторском творчестве следовал художеств. традициям русской муз. классики.

Сочинения: для орк. - Симфоническая поэма, op. 10 (1915), Cюита (1929), Героическая поэма памяти павших за Bеликий Oктябрь (1933), Поэма "Bесеннее", памяти H. Pимского-Kорсакова (1933), Tраурное шествие, памяти C. Kирова (1935); концерт для скр. сорк. (1937); струнный квартет (c-moll, 1923); пьесы для скр. и влч. c фп.; романсы на сл. П. Верлена, A. Mюссе; 7 pyc. нар. песен c вариациями для голоса co струн. квартетом; обр. евр. нар. песен для 3-гол. xopa и для голоса c фп.

И. M. Mарков.

Житомирский Д. B.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жобер

Жобер (Jaubert) Морис Жак Жозеф Эжен (3 I 1900, Ницца - 19 VI 1940, Азрай, деп. Мёрт-и-Мозель) - франц. композитор. Учился в консерватории в Ницце, брал уроки композиции у А. Гро в Париже. В 1930-35 муз. рук. кинокомпании Пате. Большое место в его творчестве занимает музыка к фильмам, в числе к-рых "Ноль за поведение" (1932), "Четырнадцатое июля" (1933), "Последний миллиардер" (1934), "Бальная записная книжка" (1937), "Набережная туманов" (1938). Среди др. соч. - камерная опера "Контрабанда" ("La contrebande"), хореографич. поэма "День" ("Le jour", 1931), балеты, произв. для оркестра, фп., хоры, романсы, песни. Участвовал в коллективном создании музыки к спектаклю "Свобода" (1937, исп. на Всемирной выставке в Париже).

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Hommage а M. Jaubert, Montreal, 1967; Rоrcilе F., M. Jaubert, musicien populaire ou maudit?, P., 1971.

Жок

Жок (по-молдавски - танец) - массовый молдавский нар. танец. Ж. также обозначает народное гуляние. Есть Ж. - бэтринеск (танец стариков), Ж. - деглумэ (шуточный) и др. Движение танца динамичное. Муз. размер 2/4; встречаются также размеры 6/8 и 3/8. В районах Молд. ССР существуют самостоят. варианты музыки и танц. шагов Ж. В 1945 в Молд. ССР создан танц. ансамбль "Жок".

Жоливе А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жонглёр

Жонглёр (франц. jongleur, старофранц. joglere, от лат. joculator - шутник, забавник, остряк) - ср.-век. бродячие артисты в странах романской культуры (именовались также гистрионами). В странах нем. языка назывались шпильманами, в ряде стран - вагантами, в Др. Руси им соответствовали скоморохи. Деятельность Ж. включала актёрскую игру, акробатику, жонглирование (в совр. смысле), дрессировку животных, сочинение стихов и т.д. Важное место занимали пение, танец и игра на разнообразных муз. инструментах, в первую очередь на виоле и ротте. В условиях раннефеод. культуры Ж. были главными носителями нар. муз. традиций. В народе Ж. пользовались огромной популярностью, являясь непременными участниками нар. сборищ - ярмарок, праздников и т.п.

Искусство Ж. базировалось на проф. традициях, обычно передававшихся по наследству. Сохранились многочисл. "заповеди", перечисляющие обязанности Ж. Подчёркнуто светское, подчас сатирически заострённое иск-во Ж. вызывало ненависть церкви, подвергавшей их упорным гонениям. В 12-13 вв. усиливается расслоение в среде Ж., некоторые из их числа стали служить у феодалов. В связи с ростом городов значительная часть Ж. перешла к оседлой жизни в качестве городских музыкантов.

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 512-16; FreymondB., Jongleurs und Mйnestrels, Halle, 1883 (Diss.); Parai Е., Lesjongleurs en France, P., 1910; Salmen W., Der fahrende Musiker im europдischen Mittelalter, Kassel, 1960 (Die Musik im alten und neuen Europa, Bd 4).

Г. В. Крауклис.

Жора М.

Жора М. (Jora) Михаил (2 (14) VIII 1891, Роман, Нямц - 10 V 1971, Бухарест) - рум. композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. СРР (1964). Засл. профессор СРР (1962). Академик (1955). В 1909-11 учился в Ясской консерватории. Совершенствовался в Лейпцигской консерватории по классу композиции у М. Регера (1912-14) и в Париже у Ф. Шмитта (1919-20). Работал муз. директором Рум. об-ва радиовещания (1928-33). В 1929-48 и в 1957-62 профессор (в 1941-47 также директор), с 1962 профессор-консультант Бухарестской консерватории. Ученики: Д. Липатти, П. Константинеску, Г. и И. Думитреску и др. Один из основателей и активных деятелей Об-ва рум. композиторов (ныне CK CPP). Творчество Ж. - одного из основоположников совр. рум. музыки - разнообразно по жанрам. Автор первых значит. рум. балетов, заложивших основы развития этого жанра в Румынии. Им создано ок. 80 вок. миниатюр (1914-63), главным образом на стихи румынских поэтов.

Среди симфонических сочинений Ж. известность получила сюита "Молдавские пейзажи" (1924). Музыка Ж. отличается национальной характерностью, самобытностью мелодики, красочностью оркестровки, богатством гармонического языка. Ж. - автор ряда статей и очерков, в том числе посвященных жизни и творчеству Дж. Энеску.

Сочинения: балеты - На ярмарке (La piata, 1931, Бухарест), Мадемуазель Мэриуца (1942, Бухарест), Старый двор (Curtea vесhе,1948),Когда созревает виноград (Cоnd strugurii se coc, 1954, Бухарест, Гос. пр. СРР, 1954), Возвращение из глубин (Оntoarcerea din adоneuri, 1965, Бухарест), Постоялый двор Дульцинеи (Hanul Dulcineea, 1966); Баллада для баритона, хора и орк. (1955); для орк. - симфония (1937), сюита (1915, пр. им. Дж. Энеску), Молдавские пейзажи (Privelisti moldovenesti, 1924), Бурлеска (1949); 2 струн. квартета (1926, 1966); произв. для скр., фп. (сонаты, прелюдии, вариации); хоры; соч. для голоса и фп.

Литературные сочинения: Momente muzicale, Buc, 1968 (статьи и очерки).

Литература: Constantinescu Р., Mihail Jora, "Muzica", Buс., 1958, No 2; Retrа С., Оnsemnari despre creatia instrumentala a lui Mihail Jora, там же, 1961, No 8; Firсa G., О noua etapa оn creatia lui Mihail Jora, там же, 1963, No 10; Вentоiu P., Profiluri de compazitori Mihail Jora, там же, 1964, No 7; Vancea Z., Creatia muzicala romвneasca (sec. XIX-XX), Buc., 1968, p. 340-58; Sbвrсea G., Mihail Jora..., Buc., 1969.

P. Э. Лейтес.

Жоскен Д.

Жоскен де Пре (Josquin Desprйs, Josquin de Prйs) (ок. 1440, Пикардия - 27.VIII.1521 или 1524, Конде-сюр-Эско) - франко-флам. композитор. Возможно, ученик Я. Окегема. С юных лет церк. певчий. Служил в разл. городах Италии (в 1486-99 певчий папской капеллы в Риме) и Франции (Камбре, Париж). Был придв. музыкантом Людовика XII; получил признание как мастер не только культовой музыки, но и светских песен, предвосхищавших франц. шансон. Последние годы жизни настоятель собора в Конде-сюр-Эско. Ж. Д. - один из величайших композиторов эпохи Возрождения, оказавший разностороннее влияние на последующее развитие зап.-европ. иск-ва. Творчески обобщив достижения нидерландской школы, он создал проникнутые гуманистич. мироощущением новаторские соч. духовных и светских жанров (мессы, мотеты, псалмы, фроттолы), подчиняя высокую полифоническую технику новым художеств. задачам. Мелодика его произв., связанная с жанровыми истоками, богаче и многограннее, чем у более ранних нидерл. мастеров. "Прояснённый" полифонич. стиль Ж. Д., свободный от контрапунктич. усложнённости, явился поворотным пунктом в истории хор. письма. Полное собр. соч. Ж. Д. издаётся в Амстердаме (до 1969 вышли 55 выпусков; перепечатано в Лейпциге).

Литература: Грубер Р. И., Жоскен де Пре (Жизнь и творчество), в его кн.: История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М., 1941, с. 420-461; Оsthоff H., Josquin de Prйs, 1-2, Tutzig, 1962-65.

И. M. Ямпольский.

Жрау

Жрау (y казахов и киргизов - жырay) - каракалп. проф. исполнители эпич. сказаний. В основе сказаний - песенно-речитативная канва, пение сопровождается игрой на кобызе или домбре. В отличие от жирши, исполняющих сказания почти без изменения, Ж. создают свои варианты (версии) применительно к эпохе, в к-рой они живут. Мн. казах, жырау 18 в. прославились как авторы толгау - тирадных песенных речитаций, содержащих размышления о совр. им жизни. Нек-рые Ж. были батырами, советниками ханов. Наиболее выдающийся жырау - Джамбул Джабаев.

Литература: Смирнова H., Казахские певцы XVIII века - акыны и жырау. Краткие сообщения Института востоковедения АН СССР, М., 1952, вып. 4; Мухтар Магауин, Кобыз и копьё. Повествование о казахских акынах и жырау XV-XVIII веков, А.-А., 1970; Исмаилов Е., Турсунов Е., Основные типы создателей и носителей казахского фольклора, в кн.: История казахской литературы, т. 1. Казахский фольклор, под ред. Н. С. Смирновой, А.-А., 1968, с. 389-414.

Б. Г. Ерзакович.

Жубанов А. К.

Ахмет Куанович (16(29) IV 1906, урочище Косуактам Актюбинской обл. - 30 V 1968, Алма-Ата) - сов. музыковед, композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1944). Доктор искусствоведения (1945), академик АН Казах. ССР (1946). Чл. КПСС с 1940. В 1932 окончил историко-теоретич. ф-т Ленингр. консерватории. Один из основоположников казах, проф. муз. иск-ва и музыковедения. Автор книг, очерков и статей гл. обр. о нар. казах, музыке, опер, произв. для оркестра, мн. переложений соч. комп. Курмангазы, Даулеткерея Шигаева и др. В 1934-45 организатор и дирижёр Гос. орк. им. Курмангазы; в 1935-37 худ. рук. Филармонии им. Джамбула; в 1945-47 и 1954-61 зав. кафедрой нар. инстр. (профессор), в 1945-61 ректор Ин-та иск-в им. Курмангазы. В 1945 организатор и зав. сектором искусствоведения Казах. АН, в 1961-68 зав. отделом муз. иск-ва Ин-та лит-ры и иск-ва им. Ауэзова.

Сочинения: оперы - Абай, Тулеген Тохтаров (обе совм. с Л. А. Хамиди, либр. М. О. Ауэзова, 1944 и 1947, Алма-Ата); для орк. - сюита на темы казах. нар. песен (1943), марш памяти Курмангазы (1940, также для орк. нар. инстр.), поэма Абай (1941, также для орк. нар. инстр.), увертюра-фантазия (1944); для орк. казах. нар. инстр. - 4 сюиты на темы казах. инстр. мелодий (1944-1945); произв. для фп., скр. или кобыза и фп., для кобыза и фп.; музыка для драм. т-ра и кино, и др.

Литературные сочинения: Струны столетий, A.-A., 1958; на казах, яз. - Казахский народный композитор Курмангазы, А.-А., 1936; Жизнь и творчество казахских композиторов, А.-А., 1942; Соловьи столетий, А.-А., 1963 (рус. пер., А.-А., 1967); Мукан Телебаев, А.-А., 1963.

Литература: Аравин П., Ахмет Жубанов, А.-А., 1966; Жумалиев К., Ахмет Жубанов, А.-А., 1966 (на казах. яз.); Rсалдин Ж., Ахмет Жубанов, А.-А., 1966 (на казах. яз.); Ерзакович Б. Г., Памяти академика А. К. Жубанова, "Известия АН Каз. ССР, серия общественная", (вып.) 4, 1968; Гизатов Б., Академик Ахмет Жубанов, А.-А., 1972.

Б. Г. Ерзакович.

Жубанова Г. А.

Газиза Ахметовна (р. 2 XII 1927, колхоз Жана-Турмыс Актюбинской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1965). Чл. КПСС с 1965. Дочь А. К. Жубанова. В 1949 окончила Муз. уч-ще им. Гнесиных, в 1954 - Моск. консерваторию по классу композиции у Ю. А. Шапорина и у него же в 1957 аспирантуру. Автор оперы "Енлик-Кебек" (1972), балетов "Легенда о белой птице" и "Хиросима" (Алма-Ата, 1966), ораторий "Заря над степью" (1960) и "Ленин" (1969), кантат "Сказ о Мухтаре Ауэзове" (1963) и "Кантата о партии" (1970), симфонии "Жигер" ("Энергия", 1971), симф. поэмы "Героическая поэма" (1972), концерта для скрипки с оркестром (1958), для солистов, хора и оркестра "Песни о партии", "Песни о Ленине", "Оды Партии", музыки к спектаклям драматич. т-ров, фильмам и др. Гос. пр. Казах. ССР им. Курмангазы (1970).

Литература: Очерки по истории казахской советской музыки, А.-А., 1962, с. 291-301; Тифтикиди Н.,С верой в "Белую птицу", "СМ", 1966, No 7; Владимиров В., Чудесно касаясь глубин души, в сб.: Человек, который нужен всем, А.-А., 1967, с. 69-89.

Б. Г. Ерзакович.

Жук И. А.

Исаак Абрамович (3 (16) XII 1902, Полтава - 4 V 1973, Москва) - сов. скрипач. Засл. арт. РСФСР (1951). Игре на скрипке начал учиться у И. И. Гольдберга в Полтаве. С 1917 работал в оркестре солистом. В 1924 занимался в Ленингр. консерватории у С. П. Коргуева, с 1925 в Моск. консерватории по классу скрипки у А. И. Ямпольского (окончил в 1930). С 1926 артист, с 1928 пом. концертмейстера, в 1930 - 52 концертмейстер-солист оркестра Большого т-ра (Москва), в 1952-69 главный концертмейстер-солист Гос. симф. оркестра СССР. В 1931 организовал и возглавил Квартет им. Большого т-ра (существовал до 1968). Романтич. приподнятость исполнения сочетались у Ж. с иск-вом тонкой художеств. детализации, виртуозным владением инструментом. В 1930-40 много выступал как солист (первый исп. в СССР 1-го скрипич. концерта К. Шимановского и скрипич. концерта В. Я. Шебалина). Его сын Валентин Исаакович Ж. (р. 28 VI 1984, Москва) - скрипач. Ученик А. И. Ямпольского. Участвовал в Междунар. конкурсах - им. П. И. Чайковского (Москва, 1958, 6-я пр.), Н. Паганини (Генуя, 1963, 2-я пр.), им. М. Лонг и Ж. Тибо (Париж, 1960, 2-я пр.). С 1969 2-й концертмейстер Гос. симф. оркестра СССР, с 1970 1-й концертмейстер симф. оркестра Моск. филармонии. Гастролирует как солист в Сов. Союзе и за рубежом (Польша, Румыния, Болгария, Италия).

Литература: Ямпольский И. М., Государственный квартет имени Большого театра Союза ССР (1931-1956), (М., 1957).

И. М. Ямпольский.

Жуков И. М.

Игорь Михайлович (р. 31 VIII 1936, Горький) - сов. пианист. В 1960 окончил Моск. консерваторию у Г. Г. Нейгауза, с того же года солист Москонцерта, с 1976 - Моск. обл. филармонии. В репертуаре Ж. все фп. сонаты Скрябина, все произв. для фп. с оркестром П. И. Чайковского и др. 2-я пр. на Междунар. конкурсе им. М. Лонг - Ж. Тибо (1957, Париж).

Жуков М. Н.

Михаил Николаевич (1(14) I 1901, Москва - 8 XI 1960, там же) - сов. дирижёр и композитор. Засл. арт. РСФСР (1941), засл. деят. иск-в Латв. ССР (1949). В 1918 окончил Нар. хоровую академию по классу Н. С. Голованова. В 1919-22 в Москве работал концертмейстером, в 1922-28 дирижёром Оперной студии К. С. Станиславского, в 1928-32, 1935-41 - Оперного т-ра им. К. С. Станиславского (с 1939 гл. дирижёр), в 1932-35 - Ленингр. т-ра оперы и балета, в 1942-1946 - Моск. т-ра оперетты, в 1946-51 - Латв. т-ра оперы и балета (с 1948 гл. дирижёр), в 1951-57 - Большого т-ра (Москва). Дипломант 1-го Всесоюзного конкурса дирижёров (1938, Москва).

Под рук. Ж. были пост. оперы "Семён Котко" (1940); "Борис Годунов" (1949), "Сорочинская ярмарка" (1952) Мусоргского, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1949), "Вертер" (1957) и др. Автор опер "Триумф" (1924), "Овод" (1928, по роману Э. Войнич), "Гроза" (1941, по пьесе А. Н. Островского). Гос. пр. СССР (1950).

Л. И. Горбунова.

Жуковская Г. В.

Глафира Вячеславовна (р. 25 IV (7 V) 1898, Оренбург) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Засл. арт. РСФСР (1937). Пению обучалась в муз. уч-ще в Самаре у А. Е. Егоровой-Огородниковой и Е. Я. Константинова. С 1920 работала в оперной труппе Д. X. Южина (Самара), с 1923 - в Свободной опере (Москва, быв. Оперный театр С. И. Зимина). В 1925-48 солистка Большого театра СССР. Ж. обладала голосом нежного и тёплого тембра, ровно звучавшим во всех регистрах, безупречной вок. техникой. Исполняя лирико-драматич. и лирико-колоратурные партии, артистка создала лирически светлые, поэтичные образы: Татьяна, Снегурочка; Марфа ("Царская невеста"); её лучшая партия - Иоланта. Ж. приняла участие в первых пост. опер: "Трильби" Юрасовского (заглавная партия, 1924), "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (Николетта, 1927), "Турандот" Пуччини (Лиу, 1931) И др.

В. И. Зарубин.

Жуковский Г. Л.

Герман Леонтьевич (р. 31 X (13 XI) 1913, с. Радзивилов, ныне г. Красноармейск Ровенской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1958). Окончил Киевскую консерваторию по классу фп. у К. Н. Михайлова (1937) и классу композиции у Л. Н. Ревуцкого (1941). В 1951 - 58 преподаватель муз.-теоретич. дисциплин в Киевской консерватории. В творчестве Ж. преобладают произв. крупной формы: оперы, балеты, произв. для симфонического оркестра,

Сочинения: оперы - Марина (по Т. Г. Шевченко, 1939, Оперная студия консерватории, Киев), Честь (1947, Укр. т-р оперы и балета), От всего сердца (по роману Е. Ю. Мальцева, 1950, Саратовский т-р оперы и балета; 1951, Большой т-р), Первая весна (Перша весна, 1960, Укр. т-р оперы и балета), опера-балет Andante poetico (1966), Контрасты веков (Контрасти вiкiв, цикл из трёх 2-актных опер, 1967), моноопера для баритона Жена солдата (Дружина солдата, 1967, исп. 1968, Киев); балеты - Ростислава (1955, Укр. т-р оперы и балета), Лесная песня (Лicoвa пiсня, по драме Леси Украинки, 1961, Большой т-р); кантаты - Славься, Отчизна моя (Славься, Вiтчизна моя, 1949; Гос. пр. СССР, 1950), Праздник в Карпатах (Свято в Карпатах; 1949), Клятва молодёжи мира (Клятва молодi свiту, 1951), Октябрьские новеллы (Жовтневi новели, 1957), Днепр шумит (1957); для орк. - 2 сюиты, 5 пьес; произв. для скр., фп.; хоры, романсы, песни, обр. нар. песен; музыка к фильмам.

Литература: Данькевич К., Г. Л. Жуковский, "СМ", 1963, No 11.

Л. С. Кауфман.

"Журавель"

"Журавель" - укр. плясовая песня (свадебный хоровод). Участники хоровода, образуя круг, исполняли "Ж." перед женихом и невестой во время свадебного обряда (т.н. "комора").

Журавель

Содержание текста шуточное. Танцующие подражают движениям и повадкам журавля. Размер 2/4 или 4/4. Тема "Ж." использована П. И. Чайковским во 2-й симфонии (финал), А. С. Аренским (вариации для 2 фп.) и др.

Журавленко П. М.

Павел Максимович (29 VI (И VII) 1887, дер. Никаноровка, ныне Кировоградской обл. - 28 VI 1948, Ленинград) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1939). Брал уроки пения у А. В. Секар-Рожанского в Москве. В 1911 дебютировал в оперной труппе М. К. Максакова (Казань). В 1912-18 солист Петерб. (Петрогр.) т-ра муз. драмы, с 1918- Малого оперного т-ра и одновременно Ленингр. т-ра оперы и балета. Сочный, мощный, глубокий бас Ж. звучал выразительно и ровно во всех регистрах. Исполняя разнообразные партии, он особенным успехом пользовался в комедийных, острохарактерных и сатирич. ролях: Варлаам ("Борис Годунов"), Додон; Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Черевик ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Лепорелло ("Каменный гость" Даргомыжского и "Дон Жуан"), Фарлаф и др. В числе лучших партий Ж. - Барон ("Скупой рыцарь" Рахманинова). В 1918-21 Ж. был постоянным партнёром Ф. И. Шаляпина в операх "Дон Кихот" Массне (Ж. исполнял партию Санчо Пансо) и "Севильский цирюльник" (Бартоло). Выступал также в оперетте (комедийно-гротесковый образ полковника Олендорфа - "Нищий студент" Миллёкера, и др.). Был первым исполнителем партии старого князя Болконского в опере "Война и мир" Прокофьева (1946).

В. И. Зарубин.

Журбин А. Б.

Александр Борисович (р. 7 VIII 1945, Ташкент) - сов. композитор.

Журбин А. Б.

В 1969 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у Н. И. Пейко, в 1973 как музыковед аспирантуру при Ленингр. консерватории под рук. Ю. Г. Кона.

Сочинения: оперы - Орфей и Эвридика (рок-опера, 1975, Ленинград), Луна и детектив (1979, Москва), Нетерпение (по роману Ю. В. Трифонова, 1980); мьюзиклы - Принц и нищий (по М. Твену, 1973), Близнецы из Фив, Три брата (оба - 1975), Разбитое зеркало, или Новая опера нищих (1978, Ленинград), Пенелопа (1980, Москва); оратория Земля людей (cл. А. Сент-Экзюпери и Б. Л. Пастернака, 1972); вок.-симф. поэма Встреча с Лениным (1970), вок.-симф. цикл Два друга (cл. А. Т. Твардовского и Р. Гамзатова, 1972); 2 симфонии (1969; для камерного орк., 1970); концерт для фп. с орк. (1973); концертино для альта (1974) и дифирамб для влч. (1980) с камерным орк.; камерно-инстр. ансамбли, произв. для фп., для баяна, для хора; вок. циклы; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: А. Журбин, в сб.; Творчество молодых, М., 1977.

Журналы музыкальные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жучковский Т. В.

Тимофей Васильевич (1785 - ум. не раньше 1832) - рус. композитор, дирижёр и педагог. Служил пом. капельмейстера имп. т-ров в Петербурге, преподавал (у него учился И. А. Рупин). Как помощник К. А. Кавоса участвовал в написании ряда балетов ("Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов", 1819), сочинял театр. музыку (дивертисменты, интермедии, балетные сцены). В Петербурге шла его одноактная опера "Казак и прусский волонтёр в Германии" (пост. 1815); Ж. принадлежит также большая часть музыки оперы-водевиля "Девушка-разбойник" (пост. 1829). Автор романсов в сентиментальном стиле, Ж. наряду с Д. Н. Кашиным и И. А. Рупиным работал над жанром "русской песни". Порой мелодии бытовых песен им перерабатывались заново, с новым текстом (напр., песня "Для любви одна природа" на мелодию "Во поле берёза стояла"), Нек-рые романсы-пасторали Ж., отличающиеся грациозно-наивным характером музыки, написаны в ритме вальса ("В час разлуки пастушок"). Ж. изд. "Лирический альбом на 1832 год. Подарок любителям пения и музыки, состоящий из 20 NoNo русских песен и романсов для голоса с аккомпанементом фортепиано" (среди романсов есть и романсы Ж.). Известны ещё 11 его романсов, помещённые в "Лирическом альбоме романсов и песен" (СПБ, 1832).

И. М. Ямпольский.

Жюдик А.

Жюдик А. (Judic) Анна (наст. имя и фам. Анна Мария Луиза Дамьен; Damiens) (17 VII 1850, Семюр - 15 IV 1911, Гольф-Жюан, Приморские Альпы) - франц. артистка оперетты и эстрадная певица. Училась в Парижской консерватории. В 1867 дебютировала в т-ре "Жимназ". Выступала в эстрадном и водевильном жанре в разл. парижских т-рах - "Гете", "Фоли бержер" и др. В 1872 была приглашена Ж. Оффенбахом в т-р "Буфф-Паризьен" и вскоре прославилась как замечательная опереточная актриса. С 1876 работала в т-ре "Варьете". Лучшие партии: Елена, Герцогиня ("Прекрасная Елена", "Герцогиня Герольштейнская" Оффенбаха), Дениза ("Мадемуазель Нитуш" Эрве) и др. Её актёрское искусство было отмечено тонкостью, грацией, изяществом, лиризмом, лёгкостью и виртуозностью комедийной техники. Обладая выдающимися вок. данными, Ж. от развёрнутой кантилены, сложнейших колоратурных украшений умела легко переходить к муз. говорку, сохраняя при этом целостность вок. линии. Широкую известность приобрела Ж. также как эстрадная певица. Создала своеобразный стиль исполнения песенок (развитый впоследствии И. Гильбер), осн. на предельной выразительности жеста. Гастролировала в Европе (в т.ч. с 1875 в России, где пользовалась огромной популярностью) и США.

Литература: Янковский М., Анна Жюдик. Новый стиль актёрского мастерства, в его кн.: Оперетта, Л.-М., 1937, с. 106-112; Кугель Р., Театральные портреты, Л.-М., 1967, с. 337-43.

Жюрайтис А. М.

Альгис Марцелович (р. 27 VII 1928, г. Расейняй, Литов. ССР) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1953. В 1950 окончил Вильнюсскую консерваторию по классу фп. у С. Вайнкшаса, в 1958 - Моск. по классу дирижирования у Н. П. Аносова. С 1947 концертмейстер Оперной студии Вильнюсской консерватории, с 1950 концертмейстер, с 1951 дирижёр Литов. т-ра оперы и балета (дебют - "Галька"). Дирижировал операми "Марите" Рачюнаса (1953, премьера), "Борис Годунов", "Князь Игорь", "Царская невеста", "Богема", "Севильский цирюльник", "Тоска". С 1955 дирижёр-ассистент Большого симф. оркестра радио, с 1958 дирижёр Москонцерта, с 1960 - Большого т-ра. Дирижировал операми "Травиата", "Сельская честь", "Паяцы", "Бал-маскарад", балетами "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Жизель", "Ромео и Джульетта", "Золушка"; "Иван Грозный" на музыку Прокофьева, "Пламя Парижа", "Бахчисарайский фонтан"; "Ангара" Эшпая, "Спартак". Пост. оперу "Евгений Онегин" в Лейпциге (1977), балеты "Иван Грозный" на музыку Прокофьева и "Ромео и Джульетта" в Париже (1977, 1978), "Лебединое озеро" в Риме (1980). Дирижирует симф. концертами. Гос. пр. СССР (1977). Лауреат Междунар. конкурса Академии "Санта-Чечилия" в Риме (1968). Гастролирует за рубежом.

Предыдущая страница Следующая страница