Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗAК"-"ЗАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗAК"-"ЗАР")

Зaк И. А.

Исидор Аркадьевич (р. 1 (14) II 1909, Одесса) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. КПСС с 1940. В 1922-25 учился на теоретич. ф-те Одесской консерватории (у В. А. Золотарёва). В 1928 окончил Ленингр. консерваторию (класс дирижирования Н. А. Малько). В 1928-37 дирижёр в оперных т-рах Ленинграда, Хабаровска, Куйбышева, Днепропетровска, в 1937-44 - Горьковского, в 1944-49 и с 1968 - Новосибирского, в 1949-51 - Львовского, в 1952-1955 - Алма-Атинского, в 1955-68 - Челябинского т-ров оперы и балета. Один из организаторов Новосибирского и Челябинского оперных т-ров.

При участии З. поставлены оперы: "Чародейка" (1940), "Скупой рыцарь" Рахманинова (1943), "Руслан и Людмила" (1944), "Иван Сусанин" (1945); "Доктор Айболит" Морозова (1948), "Дударай" Брусиловского (1956), "Далибор" (1950) и "Бранденбуржцы в Чехии" (1963) Сметаны, "Пиковая дама" (1969), "Севастополь" Рубина (1970) и др. Гос. пр. СССР (1948).

Л. И. Горбунова.

Забела Н. И.

Забела Н. И. (по мужу - Врубель) Надежда Ивановна (20 III (1 IV) 1868, Каунас - 21 VI (4 VII) 1913, Петербург) - рус. певица (лирико-колоратурное сопрано). В 1891 окончила Петерб. консерваторию, пению обучалась у Н. А. Ирецкой и О. О. Палечека. Впервые выступила в спектакле студентов консерватории в 1891, исполнив партию Леоноры в опере "Фиделио". Совершенствовалась у М. Маркези в Париже, где выступала в концертах с А. Г. Рубинштейном. По возвращении работала в оперных т-рах - в Киеве (в труппе И. Я. Сетова), Тбилиси, Харькове. Сезон 1895-96 пела в Петерб. частной опере С. П. Соколова, где с успехом исполнила партию Гретель в опере "Гензель и Гретель" Хумпердинка (первая пост. на рус. сцене). Расцвет творч. деятельности З. связан с её выступлениями на сцене Моск. частной оперы С. И. Мамонтова (1897-1902). Здесь З. создала глубоко поэтич., волнующие муз.-сценич. образы во мн. рус. и зарубежных операх. Особенно близки ей были героини опер Н. А. Римского-Корсакова: Ольга ("Псковитянка"), Панночка ("Майская ночь"), Снегурочка, Волхова. С самим композитором, высоко ценившим дарование З., певицу связывала долгая творч. дружба. З. была первой исполнительницей партий Веры ("Боярыня Вера Шелога"), Марфы ("Царская невеста"), Царевны-Лебедь; царевны Ненаглядной Красы ("Кащей бессмертный"), написанных композитором в расчёте на её голос и яркую артистич. индивидуальность. В 1904-11 работала в труппе Мариинского т-ра, но выступала в спектаклях редко (из-за болезни мужа, художника М. А. Врубеля, и смерти сына). Последние неск. лет жизни выступала в концертах. Исполняла произв. рус. композиторов, в основном Римского-Корсакова, к-рый посвятил ей романсы "Ещё я полн, о друг мой милый" и "Нимфа". Голос З. отличался красивым серебристым тембром, лирич. мягкостью, эмоцион. насыщенностью. Артистка обладала безупречным чувством стиля, исключит. музыкальностью, тонким вкусом. Среди партий: Антонида; Горислава ("Руслан и Людмила"), Иоланта, Татьяна; Мария ("Мазепа"), Маша ("Дубровский"), Тамара, Мими; Недда ("Паяцы"), Маргарита; Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"), Дездемона, Виолетта, Микаэла и др.

Литература: Ф(индейзен) Ник., Современные артисты. Н. И. Забела,"РМГ", 1900, No 4; Римский-КорсаковА. Н., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. IV, М., 1937, с. 117-23, 153-70; Копосова-Держановская В. В., Замечательная русская певица, "СМ", 1948, No 4; Янковский М., Н. И. Забела-Врубель, М., 1953; Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, М., 1955.

Л. Г. Григорьев.

Забер Я. О.

Янис Оскарович (11 VIII 1935, Веццепли, ныне Мадонский р-н Латв. ССР - 25 III 1973, Рига) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Засл. арт. Латв. ССР (1965). Чл. КПСС с 1963. В 1961 окончил Латв. консерваторию у А. Вилюманиса, затем совершенствовался в Риме (1962) и Милане (1964). В 1960-73 солист Латв. т-ра оперы и балета. Партии: Герман, Владимир Игоревич, Каварадосси; Рудольф ("Богема"); Манрико, Альфред; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Фауст; Антынь ("Золотой конь" Жилинского), Алексис, Юрка ("Аудроне", "Сквозь метели" Гравитиса). Вёл конц. деятельность, исполняя гл. обр. неаполитан. песни и произв. латыш. композиторов. Гастролировал за рубежом.

Литература: Кенигсберг A., Талант - это ответственность, "СМ", 1969, No 1.

Завадский М. А.

Михаил Адамович (1827, с. Михалковцы, ныне Ружичнянского р-на Хмельницкой обл. - 1887, там же) - украинский композитор и пианист. Произв. З. мелодичные, проникнутые укр. нар.-песенными интонациями, технически несложные и в то же время разнообразные по настроению и образам, пользовались большой популярностью среди демократических слоев городского населения.

Сочинения: опера Мария (по поэме польского поэта А. Мальчевского, 1886, не окончена); для фп. - Шумки (24) и Думки (30), изд. Киев, 1911, Чабарашки (30), 4 запорожских марша, Украинская рапсодия, мазурки, польки (в т.ч. Полишинель и Мария, изд. Киев, 1859); песни (в т.ч. Бурлацкая, Запорожец); переложения для фп. укр. и польских нар. песен.

Литература: Хрестоматия украинской дооктябрьской музыки, Киев, 1970.

H. H. Сидоренко.

Заваллиш В.

Заваллиш В. (Sawallisch) Вольфганг (р. 26 VIII 1923, Мюнхен) - нем. дирижёр. Первоначально брал частные уроки у X. Заксе. В 1946 занимался в Высшей муз. школе в Мюнхене по теории музыки у Й. Хаса; дирижированию учился под рук. X. Кнаппертсбуша. В 1947-53 дирижёр Гор. т-ра в Аугсбурге. С 1953 генерал-музик-директор в Ахене, с 1958 - в Висбадене. В 1960 возглавлял оркестр "Венские симфоники". С 1961 руководит Гамбургской филармонией. Одновременно дирижирует в оперном т-ре и преподаёт в Высшей муз. школе в Кёльне (с 1961 профессор). Гастролировал во мн. странах. Исполнительская манера З. отличается чёткостью интерпретаторских концепций. Дирижёр одинаково свободно руководит симф. программами и оперными спектаклями.

Заварский Э.

Заварский Э. (Zavarskэ) Эрнест (р. 17 IX 1913, Варов-Шур) - слов. музыковед и композитор. Учился у В. Сенна (музыковедение) и у Ф. Вайдлиха (композиция) в Инсбруке, в 1949-52 у Я. Рацека и Б. Штедроня и др. в Брно. Пред. об-ва "Hudobnб komory" (1945-48) и зав. информац. муз. центром в Братиславе (1964-73). Автор орк. пьес, в т.ч. 3 старинных танцев (3 starй tance, 1948), дивертисмента для струн. оркестра (1959), пьес для фп. и для органа. Музыковедч. труды З. посв. гл. обр. проблемам слов. муз. культуры и отд. слов. композиторам.

Литературные сочинения: Vseobecnб nбuka о hudbe, Brat.. 1946; Sъcasnб slovenskб hudba, Brat., 1947; E. Suchon - profil skladatel'a, Brat., 1955; J. L. Bella. Zivot a dielo, Brat., 1955; Prehl'ad dejнn slovenskej hudby, Praha, 1956; M. Ravel, Brat., 1963; J. S. Bach, Brat., 1971.

Заветновский В. А.

Виктор Александрович (2(14) XI 1875, Петербург, - 16 V 1950, там же) - сов. скрипач и педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). В 1896 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки П. А. Краснокутского. С 1897 концертировал в Петербурге (с 1902 играл в Придв. симф. оркестре) и др. городах России. В 1907 организовал и возглавил струн. квартет, занявший заметное место в муз. жизни Петербурга. Выступал в сонатном ансамбле с M. H. Бариновой. В 1910-45 солист и концертмейстер симф. оркестра Ленингр. филармонии (б. Придв. орк.). Одарённый музыкант-исполнитель, З. вёл также (с 1898) педагогич. работу (среди его учеников - Г. В. Баринова).

Загадочный канон

Загадочный канон - канон, в к-ром записывается только мелодия пропосты, причём моменты и интервалы вступления риспост указываются лишь частично или вообще не указываются. Эти отсутствующие данные предоставляется разгадать исполнителям. Композиторы Г. Дюфаи, Жоскен Депре и особенно Й. Окегем и его ученики часто использовали такой способ записи канонич. произведений, создававший немалые затруднения для дилетантов.

Загадочный канон

И. Брамс. Канон для женского хора, ор. 113, No 3.

С 16 в. З. к. постепенно выходят из употребления; в 19 в. в виде З. к. записывались гл. обр. шуточные каноны (по преимуществу бесконечные).

Литература: см. при статье Канон.

Т. Ф. Мюллер.

Загайкевич М. П.

Мария Петровна (р. 31 X 1926, Львов) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1954). В 1950 окончила Львовскую консерваторию по классу фп. у Т. В. Шухевича, в 1954 аспирантуру при Ин-те искусствоведения, фольклора и этнографии в Киеве. С 1958 ст. научный сотрудник ин-та. Автор книг, брошюр, статей в научных сборниках и периодич. печати.

Сочинения (все изд. в Киеве): С. Ф. Людкевич, 1957; Iван Франко i украпнська музика, 1958; "Милана" Г. Майбороды, 1959; Музичне життя Захiдноп Украпни другоп половини XIX ст., 1960; М.М. Вербицький, 1961; "Лiсова пiсня" - балет М. Скорульського, 1963; "Кавказ" - кантата-симфонiя С. Людкевича, 1964; Украпнська балетна музика, 1969.

Н. Н. Сидоренко.

Загиба Ф.

Загиба Ф. (Zagiba) Франтишек (р. 20 X 1912, Розенау, ныне Рожнява, Восточно-Словацкая область) - австр. музыковед. По нац. словак. Учился в ун-те Братиславы (1937-41), совершенствовался в Вене. С 1942 был директором Ин-та музыкознания Академии наук и иск-в Словакии в Братиславе. С 1944 жил в Вене. С 1946 доцент Венского ун-та. Основатель (1952) и вице-президент Шопеновского об-ва в Вене и издатель "Шопеновского ежегодника" ("Chopin-Jahrbuch", с 1956). Осн. область науч. исследований З. - история словацкой музыки. Ему принадлежат также монография о П. И. Чайковском и работы о сов. музыке.

Сочинения: Hudobnй pamlatky frantikan klвstorov vэch. slovenku, Praha, 1940; Dejiny slovenskej hudby od najstarsнch cias do Reformacie, Brat., 1943; Tvorba sovietskych komponistov, Brat., 1946; Chopin und Wien, W., 1951; Tschaikovskij, Leben und Werk, Z.- Lpz. - W., 1953; Die дltesten musikalischen Denkmдler zu Ehren des heiligen Leopold..., Z., 1954; Johann L. Bella (1843-1936) und das Wiener Musikleben, W., 1955.

И. М. Марков.

Загорский В. Г.

Василий Георгиевич (р. 27 II 1926, с. Карамахмед Измаильского уезда, ныне с. Шевченково Одесской обл.) - сов. композитор, педагог, музыкально-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1960). Чл. КПСС с 1958. Деп. Верх. Совета Молд. ССР 8-го созыва. В 1952 окончил Кишинёвскую консерваторию (класс композиции Л. С. Гурова). Творчеству З. свойственна лирико-романтич. направленность. Опираясь на молд. муз. фольклор, З. часто обращается к исполнительским традициям лэутаров. Одно из лучших сочинений З. "Рапсодия", написанная для скрипки, 2 фп. и удар. инструментов (Гос. пр. Молд. ССР, 1968).

С 1947 ведёт педагогич. работу; с 1956 преподаватель кафедры теории и композиции Ин-та иск-в им. Г. Музическу (доцент с 1968). Пред. правления CK Молд. ССР (с 1964). В 1959-62 директор Молд. т-ра оперы и балета.

Сочинения: балет - Рассвет (1960, Молд. т-р оперы и балета); симфония-балет- Памяти Федерико Гарсиа Лорки (1972); кантаты - Под знаменем побед (1952), Революция продолжается (1961); для солистов, хора и орк. - ода-кантата Красное время его (о В. И. Ленине, 1970). Песня о партии (1964); для орк. - симфония (1955), Скерцо (1948), 5 пьес (1962); камерно-инстр. ансамбли - Жок для струн. квартета (1949), квартет (1964), для фп. - соната (1956), 10 пьес (1946), этюд-экспромт (1956), Бурлеска (1963), Новелла (1963); 2 конц. пьесы для трубы и фп. (1958); хоры а cappella - 5 поэм Облака (1964), Летний вечер (1949); для голоса с орк. - Лирическая поэма (1957); для голоса с фп. - баллада Бессмертник (1950), романсы, песни, обр. молд. нар. песен и танцев; музыка к фильмам.

Е. Ш. Клетинич.

Загреб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Загурский Б. И.

Борис Иванович (26 VII (8 VIII) 1901, с. Студенец, ныне Костюковичского р-на Могилёвской обл. - 7 III 1968, Ленинград) - сов. муз.-обществ. деятель и музыковед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1919. Окончил в 1929 инструкторско-педагогич. ф-т Ленингр. консерватории, в 1936 - аспирантуру (рук. Б. В. Асафьев). С 1931 пом. директора, в 1936-38 директор Ленингр. консерватории. В 1938-1941 и в 1944-51 нач. Управления по делам иск-в Ленингр. гор. совета. В 1951-61 директор Ленингр. Малого оперного т-ра. Автор мн. статей, опубликованных гл. обр. в периодич. печати Ленинграда.

Ему принадлежат перевод с нем. и вступительная статья в кн.: Штелин Я., Музыка и балет в России XVIII века (Л., 1935).

Сочинения: Краткий очерк истории Ленинградской консерватории, Л., 1932, 1933; М. И. Глинка. Очерк, Л., 1940, испр. и доп., Л.-М., 1948; Советские оперы и балеты на сцене Малого оперного театра, Л., 1961.

Литература: Воспоминания о Борисе Ивановиче Загурском, Л., 1971.

И. М. Марков.

Загурский Н. М.

Николай Матвеевич (р. 29 IV (12 V) 1912, Иркутск) - сов. артист оперетты и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1967). Чл. КПСС с 1945. В 1932 окончил Новосибирскую балетную школу. В 1932-40 работал в т-рах музкомедии Новосибирска, Алма-Аты, Свердловска, Горького и др. городов. С 1941 артист и режиссёр (с 1961 также директор) Иркутского т-ра музкомедии. Наиболее близки артисту комич. и острогротесковые роли: Нечипор и Яшка-артиллерист ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Сапун-Тюфякин ("Девичий переполох" Милютина), Черевик ("Сорочинская ярмарка" Рябова), Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Кавалькадос ("Поцелуй Чаниты" Милютина) и др. На сцене Иркутского т-ра музкомедии осуществил постановку оперетт: "Летучая мышь" Штрауса, "Баядера" Кальмана и "Голубая мазурка" Легара, "Мадемуазель Нитуш" Эрве, "Королева красоты" Новикова, "Звёздный рейс" Каца, "Холопка" Стрельникова и др.

В. И. Зарубин.

Задерацкий В. В.

Всеволод Всеволодович (р. 9 VI 1935, Ярославль) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1968). Член КПСС с 1962. Окончил Львовскую консерваторию (в 1958 ф-т истории музыки, в 1959 класс фп. у Т. С. Маерского); аспирантуру Моск. консерватории под рук. В. В. Протопопова (1965). Преподаватель Львовской и Новосибирской, с 1967 -Киевской консерваторий (с 1971 доцент). Труды З. посв. проблемам симфонизма, полифонии в совр. музыке. Автор книги "Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича" ("Полiфонiя в iнструментальних творах Д. Шостаковича", 1969), а также ряда статей о творчестве Шостаковича, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского и др. совр. композиторов.

Л. И. Карасёва.

Задержание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Задор Д. Е.

Дезидерий Евгеньевич (р. 7(20) X 1912, Ужгород) - сов. композитор, пианист, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1972). В 1934 окончил Пражскую консерваторию (ф-ты: фп., органа и дирижёрско-хоровой), в 1938 - Школу высшего мастерства при консерватории. Концертировал как пианист в Чехословакии, Венгрии, Румынии. С 1939 преподавал в муз. уч. заведениях Ужгорода. С 1953 - в Львовской консерватории, с 1958 доцент (фп. и композиторский ф-ты). Произв. З., написанные в разл. жанрах, отличаются поэтичностью, романтич. приподнятостью, органич. близостью к укр. закарпатскому нар. мелосу.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантата Карпаты (1959), В'язанка украпнських закарпатських пiсень (1959); для орк. - Коломийка (1951), симф. поэма Верховина (1971), Рапсодия (1972); концерт для фп. с орк. (1963); камерно-инстр. ансамбли - трио "Полонинские картинки" для скр., альта и влч. (1967); инстр. музыка; обр. укр. песен Закарпатья; хоры, песни.

Я. H. Сидоренко.

Задора М.

Задора М. (Zadora) Михаэль (Михай; наст. имя и фам. - Пьетро Амадис, Amadis) 14 VI 1882, Нью-Йорк - 30 VI 1946, там же) - амер. пианист, педагог и композитор. Учился в Парижской консерватории (с 1899), совершенствовался у Т. Лешетицкого и Ф. Бузони в Вене. Преподавал в Львовской консерватории (1911-1912), в Ин-те муз. иск-ва в Нью-Йорке (1913-14). Следуя преим. пианистич. приёмам школы Бузони, З. игнорировал, однако, новаторские принципы его исполнит. эстетики; трактовки З. были лишены оригинальности, масштабности и монументальности Бузони. Художеств. вкусам З. были ближе эстетика школы Т. Лешетицкого. Его игра отличалась изяществом, виртуозностью, лёгкостью. В репертуаре преобладали произв. малых форм. Во 2-й пол. 1920-х гг. выступал В Сов. Союзе.

З. - автор ряда фп. миниатюр (в т.ч. "Прелюдии", "Киргизские эскизы"), а также транскрипций для органа и для скрипки сочинений И. С. Баха и Д. Букстехуде.

В. Ю. Дельсон.

Зайц И.

Зайц И. (Zajc, Zaytz) Иван (3 VIII 1832, Риека - 16 XII 1914, Загреб) - хорв. композитор, дирижёр и педагог (Югославия). Учился в детстве игре на скрипке и фп. у отца - воен. капельмейстера. Завершил муз. образование в Миланской консерватории, где занимался в 1850-55 у С. Ронкетти-Монтевити (контрапункт и композиция), А. Маццукато (инструментовка) и у Л. Росси (оперное сочинение).

Зайц И.

В 1855 написал свою первую оперу - "Тирольская девушка" ("La Tirolese"), пост. на сцене консерватории. После окончания консерватории - дирижёр и концертмейстер гор. театр. оркестра в Риеке. В 1862-70 жил в Вене, где завоевал известность как автор оперетт. В 1870 поселился в Загребе, работал дирижёром, рук. муз. части Хорватского нац. т-ра (1870-89), директором и преподавателем муз. школы Хорватского муз. ин-та (1870-1908). З. - автор ок. 1200 произв. разл. жанров, гл. обр. муз.-сценических (ок. 20 опер и 30 оперетт, музыка к 23 спектаклям), а также вок. сочинений (ок. 60 кантат, 250 хоров, мн. церк. произв., более 200 сольных песен). Отмеченное высоким проф. мастерством, творчество З., однако, эклектично: оно отразило влияние итал. оперного стиля; мн. его сочинения свидетельствуют об отходе от прогрессивной линии развития хорв. музыки. Среди итал. опер известны "Амелия, или Разбойник" ("Amelia, ossia il banditto", по "Разбойникам" Шиллера, пост. 1860, Фиуме); написал также нем. оперетты, среди к-рых - "Парни, на палубу!" ("Mannschaft an Bord", 1863), "Фитцлипутцли" ("Fitzliputzli", 1864), "Лаццарони из Неаполя" ("Die Lazzaroni von Neapel", 1865), "Гадалка из Буасси" ("Hexe von Boissy", 1866) и др. (все пост. в Вене). Наиболее популярна хорв. опера З. "Никола Шубич Зриньский" ("Nikola Subic Zrinjski", 1876, по романтич. трагедии Т. Кернера "Зриньи"), отличающаяся нац. колоритом музыки, мелодич. богатством и не утратившая своего значения в муз. культуре совр. Югославии. Ряд муз.-сценич. произв. осн. на сюжетах из рус. лит-ры (опера "Лизанька", по повести Пушкина "Барышня-крестьянка", пост. 1878; оперетта "Нигилисты", пост. 1906). Среди инстр. сочинений З. выделяются романтич. программная муз. картина для фп. и оркестра, струн. квартет.

Литература: Ямпольский И. М., Музыка Югославии, М., 1958, с. 49-50; Rеttan H., Popis skladbi Iwana Zajca, Zagreb, 1956.

И. M. Ямпольский.

Зак В. И.

Владимир Ильич (р. 13 XII 1929, Москва) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1979). В 1952 окончил теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории у В. А. Цуккермана. Выступает как лектор. С 1962 зам. пред. комиссии музыковедения Моск. организации CK РСФСР, с 1967 - комиссии муз. критики CK СССР. В 1953-70 преподаватель Муз. школы им. В. В. Стасова. Автор статей о сов. музыке (св. 100). Осн. направленность музыковедч. исследований З. - выявление закономерностей строения песенной мелодики и разработка новых методов её анализа. З. принадлежат книги: "Андрей Бабаев" (1968), "Матвей Блантер" (1971), "О мелодике массовой песни" (опыт анализа, 1979).

Зак Я. И.

Яков Израилевич (р. 7 (20) XI 1913, Одесса) - сов. пианист. Нар. арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1943. В 1930-32 занимался в Одесской консерватории (класс фп. M. M. Старковой). В 1935 окончил аспирантуру Моск. консерватории (рук. Г. Г. Нейгауз). С 1935 выступает как пианист-концертант. Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1935, 3-я пр.) и Междунар. конкурса пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1937, 1-я пр., специальный приз - маска Шопена, за исполнение мазурок).

З. - один из крупнейших сов. пианистов. Его исполнению присущи виртуозность, тонкий лиризм, глубина замысла, великолепное чувство формы. Пианист обладает огромным репертуаром. Он первый исполнитель многих произв. сов. композиторов, среди к-рых 1-й концерт для фп. с оркестром Голубева, концерт для фп. с оркестром Левитина, 3-я соната Кабалевского, 3-я соната Белого, сюиты для фп. Коваля, Чулаки и др. С 1935 преподаёт в Моск. консерватории, с 1947 профессор, с 1965 зав. кафедрой фп. Среди учеников З. пианисты-лауреаты междунар. конкурсов: В. П. Афанасьев, В. Бакк, К. Илиэску, Е. Г. Могилевский, Т. Л. Колосс, Г. Г. Мирвис, С. Навасардян, Н. А. Петров, А. К. Черкасов, П. Г. Квернадзе, Л. Б. Тимофеева и др. Гастролирует за рубежом (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Финляндия, Швейцария, США, Канада, Бразилия, Португалия, Венгрия, ГДР, Польша, Болгария, Чехословакия, Югославия, Румыния и др.).

Литература: Hейгауз Г., Яков Зак, "СМ", 1959, No 4, с. 140-142; Ступакова О., Мирвис Г., Педагогические взгляды Я. И. Зака, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 2, М., 1968.

Э. П. Микоян.

Закарян К. О.

Каро Оганесович (15 XII 1895, Ван, Турция - 11 V 1967, Ереван) - сов. композитор и хор. дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1960). Чл. КПСС с 1949. В 1916-18 учился в Петрогр. консерватории у С. М. Ляпунова (класс спец. теории музыки). В 1924 окончил Тбилисскую консерваторию (класс композиции у H. H. Черепнина, затем M. M. Ипполитова-Иванова). Работал хормейстером и педагогом в Доме арм. иск-ва в Тбилиси (1921-29). С 1929 жил в Ереване, где преподавал в консерватории в хоровом классе; собирал курдские нар. песни. Руководил хором Ереванского радио (1938-53). Творчество З. близко нар.-песенной основе. Композиторское мастерство особенно проявляется в хор. произв.

Сочинения: оперы - Братец барашек (Гарник ахпер, по О. Туманяну, 1924, Тбилиси), Марджан (1941, Ереван), Агаси (3-я ред. 1952); балет - Пионерия (1936, Ереван); кантата - Страна моя родная (Еркир айрени, 1943); для орк. - Партизанская сюита (Партизанакан сюит, 1941), Поэма (1944) и др.; соната для скр. и фп., пьесы для влч. и фп., трио для фп.; хоры, в т.ч. поэма Раздан (1955), хор. сюиты; вок. циклы, романсы, обр. нар. песен и др.

Литература: Музыка Советской Армении. Сб. статей, М., 1958; Tорджян X., Каро Закарян, Ер., 1962 (на арм. яз.).

R. А. Атаян.

Закиров Б.

Батыр (р. 26 IV 1936, Москва) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1964). В 1957 окончил Ташкентскую консерваторию у Е. И. Бузанской, в 1967 - режиссёрский ф-т Ташкентского театр.-художеств. ин-та. С 1958 солист, с 1961 худ. рук. Узб. эстр. оркестра, с 1972 гл. реж. Ташкентского мюзик-холла, с 1978 солист Узгосэстрады. В репертуаре З. песни сов. и заруб. авторов, а также народов Востока. 1-й исполнитель мн. романсов и песен узб. композиторов. Гастролирует за рубежом. Известен также как художник и либреттист.

Закиров Д.

Дани (р. 13 (26) XII 1914, Самарканд) - сов. композитор, исполнитель на гиджаке и дирижёр. Нар. арт. Узб. ССР (1967). В 1953 окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции (занимался у Б. Б. Надеждина, Ю. Н. Тюлина и А. Ф. Козловского). С 1928 исполнитель на гиджаке, в 1933-36 рук. оркестра нар. инструментов Самаркандского т-ра. В 1937-40 концертмейстер оркестра нар. инструментов Ташкентской филармонии, в 1940-48 дирижёр Узб. т-ра им. Мукими, в 1948-53 дирижёр оркестра нар. инструментов Узб. радио, худ. рук. Ансамбля песни и пляски Узб. филармонии; в 1954-57 худ. рук. Ансамбля песни и пляски Узб. филармонии, с 1957 худ. рук. и гл. дирижёр орк. нар. инструментов Узб. радио и телевидения.

Сочинения: муз. драмы - Неугасимые огни (Сунмас чироглар, совм. с Б. Ф. Гиенко, 1953, Ташкент), Факел жизни (Хаёт машъали, 1962, Самарканд), Моя ласточка (Ёшликда берган кунгил, 1964, Ташкент), Моя Жаннат (Менинг Жаннатим, совм. с К. Джаббаровым, 1970); балет - Ойниса (совм. с Б. Ф. Гиенко, 1957, Ташкент); муз. комедия - Праздник в поле (Далада байрам, совм. с С. Бабаевым, 1954, Самарканд); кантаты - По завещанию Ленина (Ленин дахоси, 1969), Голос века (Асрим Садоси, 1970); для орк. - 2 сюиты (1947, 1950), симф. поэма Хамза (исп. 1953); для орк. нар. и инстр. - Узбекская рапсодия (1953); хоры, песни, обр. узб. нар. песен; музыка для кино.

Закиров К.

Карим (р. 29 II (12 III) 1912, Ташкент) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1939). В 1929 начал творч. деятельность. В 1934-36 занимался в Моск. консерватории (Узб. студия, класс Н. И. Сперанского). С 1939 солист Узб. т-ра оперы и балета, где исполнил св. 30 партий: Ибрагим ("Гюльсара" Глиэра и Садыкова), Фархад ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), мулла Дист ("Проделки Маисары" Юдакова), Елецкий ("Пиковая дама"), Эскамильо и др. З. - один из популярных исполнителей нар. песен.

Г. А. Юлдашбаева.

Закиров Н. А.

Нурилла Абдуллаевич (р. 2 V 1942, Ташкент) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1977. В 1967 окончил Ташкентскую консерваторию у Б. И. Зейдмана (с 1963 занимался также в классе фп. у Н. М. Яблоновского). С 1964 преподаватель муз.-теоретич. предметов Муз. уч-ща в Ташкенте, с 1967 старший преподаватель кафедры игры на нац. инструментах (секция инструментовки и чтения партитур) в Ташкентской консерватории. С 1977 зам. пред. CK Узб. ССР.

Сочинения: оперы - Дуэль (Сохилда тyнашув, по пьесе М. Байджиева, 1974, Ташкент), Пробуждение (Инироздан инилобга, по мотивам драмы Хамзы "Бай и батрак", 1979, там же); хореографич. увертюра Празднество в Самарканде (1969); вок.-симф. произв. - кантата Грядущее (cл. Г. Гуляма и Шейхзаде, 1981), поэмы Октябрь (1967), О Ленине (cл. Уйгуна, 1970), Истадим (cл. А. Навои, 1973), Марсия (1974), Песнь о любви (1974), Моя Родина (1975), Мой Узбекистан (1978), Я велик (cл. Ибн Сины, 1980); 3 симфонии (1967, 1972; для камерного орк., 1981); соч. для орк. узб. нар. инструментов; концерт для фп. с орк. (1975); камерно-инстр. ансамбли; хоры a cappella; сонаты для фп., для влч. соло, для скр. и фп.; романсы; музыка к кинофильмам.

Заключительная партия

Заключительная партия - раздел сонатного allegro. См. Сонатная форма.

Закржевский Ю. Ф.

Юлиан Фёдорович (29 IX 1852, Галиция - 25 IV (8 V) 1915, Казань) - рус. певец (драм. тенор). Род. в помещичьей семье. Пению обучался во Львове у проф. К. Микули и в Венеции у Пиццолати. Дебютировал в 1871 в Праге (в чеш., затем нем. труппе). Пел на оперных сценах Венеции (1874), Львова, Кракова, Варшавы (1876), Киева (1878-82, летние сезоны - с труппой в Варшаве). В 1882-84 солист Большого т-ра в Москве. В последующие годы, оставив казённую сцену, З. выступал в провинции - Саратове, Казани (1884-89 и с конца 90-х гг.), Перми (1897-98), Харькове, гастролировал в Москве.

Обладая высоким сильным голосом красивого тембра и прекрасной сценич. внешностью, З. захватывал слушателей драм, выразительностью пения и яркой, темпераментной игрой. Особенно популярен он был среди студенчества. Партии: Герман, Собинин; Рауль, Иоанн Лейденский ("Гугеноты", "Пророк"), Елиазар ("Жидовка" Галеви), Йонтек, Манрико, Радамес, Хозе и мн. др. В 1901 в Казани отмечался 30-летний юбилей артистич. деятельности З. Оставив в 1907 сцену (потерял голос), давал уроки пения в Казани, бедствовал, болел. В 1913 местные власти не разрешили концерт в пользу З., ссылаясь на то, что певец в своё время помогал революционерам.

Литература: Ю. Ф. Закржевский (некрологи), "РМГ", 1915, No23-24, "Театр и искусство", 1915, No 18; Tаубе H. P., Четверть века Казанской оперы (1874-1901), в кн.: Из музыкального прошлого, (вып.) 1. Ред.-сост. Б.С. Штейнпресс, М., 1960, с. 254- 256, 278; Штейнпресс В., Казань. Годы 1888-1889, "МЖ", 1960, No 7.

Б. С. Штейнпресс.

Закс К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Залитис Я.

Янис (31 I (12 II) 1884, Нитауре, ныне Цесисского р-на - 12 XII 1943, Рига) - латв. композитор и муз. критик. В 1904-14 учился в Петерб. консерватории по классу органа у Л. Гомилиуса и Ж. Гандшина и композиции у А. К. Лядова, Я. Витола и др. В 1919-22 и в 1926-27 директор Латв. Нац. оперы в Риге; в 1910-40 был ведущим латыш, муз. критиком. Отстаивал новаторские тенденции в латыш. музыке (частично под влиянием А. Н. Скрябина и французских импрессионистов). Автор гл. обр. хоровых и сольных песен. Среди произв. З.: для смешанного хора - "Чаша на острове мёртвых" ("Birkeris mironu sala", 1911), "Роща" ("Birztalina", 1916); для мужского хора - "Песня каторжан" ("Katordznieku dziesma", 1919, написана в период Сов. власти в Латвии) и др. Для музыки З. характерны сочетание экспрессивной мелодики с утончённым гармонич. стилем, богато разработанная, часто усложнённая хор. фактура. Муз.-критич. статьи З. широко отражают муз. жизнь Латвии 20-30-х гг. З. написал много очерков, в т.ч. о Я. Витоле, Э. Дарение, серии статей "Музыкальная культура в Советском Союзе"(1940) и др.

Я. Я. Витолинь.

Заломон И. П.

Иоганн Петер - см. Саломон И. П.

Залышкин Е.

Егор (Георгий Иванович) (1749 - г. смерти неизв., вероятно, Москва) - рус. драм. актёр и певец (баритон). Учился в Моск. ун-те (класс художеств, рисовальное отделение). С 1766 играл в труппе Н. С. Титова, позднее - в Петровском т-ре (последний раз его имя упоминается в составе труппы в 1797). Выступал также в оперных спектаклях. 1-й исполнитель партий Анкудина ("Мельник - колдун, обманщик и сват" Соколовского) и Крючкодея ("Санкт-Петербургский гостиный двор" Пашкевича).

Литература: Вирен В. H., Университетский театр в Москве, в кн.; Ежегодник Института истории искусств. 1958. Театр, М., 1958, с. 189-91.

Зальзаль М.

Мансур ибн Джафар ад-Дариб (г. рожд. неизв., возможно, Куфа - 791, возможно, Багдад) - араб. музыкант, исполнитель на уде. Учился у Ибра-хима аль-Маусили. Был придворным музыкантом в Багдаде, часто аккомпанировал своему учителю. Славился высоким исполнительским мастерством. Вошёл в историю арабской музыки как создатель усовершенствованной лютни, а также как реформатор её звукоряда; ввёл т.н. нейтральную терцию (27 : 22 = 355 цента), известную как "зальзалева терция".

Литература: Farmer H. G., A history of Arabian music to the 13th century..., L., 1929, 1967.

Зальмен В.

Зальмен В. (Salmen) Вальтер (p. 20 IX 1926, Падерборн) - нем. музыковед, исследователь старинной музыки и фольклора (ФРГ). Учился в Гейдельберге и Мюнстере. Работал в Архиве нем. нар. песни Фрейбурга (1950-55). Профессор ун-та Саарбрюккена (с 1963), профессор и директор музыковедч. ин-та ун-та Киля (1966-73), профессор ун-та Инсбрука (с 1973). Переиздал ряд соч. старых мастеров, в т.ч. песни И. Ф. Рейхардта на тексты И. В. Гёте (т. 1-2, Мюнхен, 1964-70).

Сочинения: Das Lochamer Liederbuch, Lpz., 1951; Liederbuch der Anna von Kцln, Dьsseldorf, 1954 (совм. с J. Koepp); Das Erbe des ostdeutschen Volksgesanges..., Wьrzburg, 1956; Der fahrende Musiker im europдischen Mittelalter, Kassel, 1960; J. Fr. Reichardt, Freiburg in Breisgau, 1963; Geschichte der Musik in Westfalen, Bd 1-2, Kassel, 1963-67; Geschichte der Rhapsodie, Z. - Freiburg in Breisgau, 1966; Haus- und Kammermusik. Privates Musizieren... zwischen 1600 und 1900, в изд.: Musikgeschichte in Bildern, Bd 4, Tl 3, Lpz., 1969; Zur Gestaltung der "Thиmes russes" in Beethovens op. 59, в сб.: Festschrift W. Wiora, Kassel, 1967; Russische Musiker in Deutschland vor 1700, "Mf", 1973, Jahrg. 26, H. 2.

Зальмхофер Ф.

Зальмхофер Ф. (Salmhofer) Франц (22 I 1900, Вена - 22 IX 1975, там же) - австр. композитор, дирижёр и кларнетист. Учился в Венской академии музыки и сценич. иск-ва (по композиции у Ф. Шрекера и Ф. Шмидта). В 1929-39 дирижёр венского "Бургтеатра", с 1945 директор "Театра ан дер Вин", в 1955-63 - Венской нар. оперы. Почётный президент Об-ва Й. Штрауса (с 1954). Автор опер, балетов, театральной музыки (более чем к 300 пьесам), соч. для оркестра, камерных произв., песен и киномузыки. Его сценич. произв. начали ставиться в Вене с кон. 20-х гг., среди них - балеты "Манящий призрак" ("Das lockende Phantom", 1927), "Бездельник в Вене" ("Der Taugenichts in Wien", 1930), "Крестьянская свадьба в Австрии" ("Цsterreichische Bauernhochzeit", 1933), оперы "Дама в грёзах" ("Dame im Traum", 1935), "Трижды король" ("Dreikцnig", 1945, пост. 1970, Вена).

Зальцбург

Статья большая, находится на отдельной странице.

Замара

Замара (Zamara) - семья итал. музыкантов. Антонио З. (13 IV 1829, Милан - 11 XI 1901, Хитцинг, близ Вены) - арфист, педагог и композитор. Учился в Вене (1840) у З. Зехтера, в 1842-92 был первым арфистом оркестра венского "Кернтнертортеатра", профессором консерватории в Вене. Автор мн. пьес для арфы соло, арфы и виолончели, переложений оперных арий для дуэта арф. Написал "Школу для арфы" ("Harfenschule", Bd 1-4, W., (s. a)). Тереза З. (1862-1927) - арфистка. Дочь Антонио З. Солистка оркестра Венской оперы, преподавала в Муз. академии в Вене.

Зандерлинг К.

Зандерлинг К. (Sanderling) Курт (р. 19 IX 1912, Арис, ныне Ожиш, Ольштынское воеводство) - нем. дирижёр (ГДР). Действит. член Нем. академии иск-в в Берлине. Муз. деятельность начал в 1931 как коррепетитор Городской оперы Берлина. В 1933 уехал из Германии. С 1936 ассистент дирижёра, в 1937-41 дирижёр оркестра Всесоюзного радиокомитета в Москве. С 1941 дирижёр оркестра Ленинградской филармонии; в течение 19 лет работал совм. с рук. оркестра Е. А. Мравинским. В 1960 возглавил Гор. симф. оркестр Берлина (ныне Берлинский симф. оркестр). Одновременно (1964-1967) гл. дирижёр Дрезденской гос. капеллы. Неоднократно выступал (в т.ч. и во главе руководимого им оркестра) в разл. странах мира. Дирижёрское иск-во З. отличается строгостью стиля, энергией, динамичностью развития муз. мысли, естественностью эмоций, точной продуманностью художеств. задач. З. - тонкий интерпретатор нем. классики; горячий пропагандист симф. творчества Д. Д. Шостаковича за рубежом. В 1956 З. было присвоено звание засл. деят. иск-в РСФСР. Нац. пр. ГДР (1962).

Литература: Завадинский Д., Корев Ю., К. Зандерлинг, "Советская культура", 1955, 8 янв., No 4; Rеблинг Э., К. Зандерлинг в Берлине, "СМ", 1964, No 2; Spieler H., К. Sanderling, "Musik und Gesellschaft", 1961, Jahrg. X, H. 6; Krause E., Zu Kurt Sanderlings 60. Geburtstag, там же, 1972, Jahrg. XXII, H. 9.

Е. Я. Рацер.

Зандт М.

Зандт М. (Zandt) Мария ван (8 X 1861, Нью-Йорк - 31 XII 1919, Канн, Франция) - амер. певица (лирикоко-лорат. сопрано). По нац. голландка. Пению училась у матери, певицы Ж. Ванцини ван З. (сопрано) и у Ф. Ламперти в Милане. В 1879 дебютировала в Турине в партии Церлины, в том же году выступала в "Кингстиэтр" в Лондоне. Пела в "Опера комик" (Париж,1880-84 и с 1896), в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк, 1891-1892), с 1897 снова пела в Париже и Монте-Карло. Оставила сцену в 1898. Иск-во З. получило высокую оценку Л. Делиба, к-рый написал для неё загл. партию в опере "Лакме" (впервые исполнила в 1883; под рук. З. эту партию проходила А. В. Нежданова). З. много гастролировала, в т.ч. в России (впервые в 1885 в Петербурге). Партии: Розина; Церлина ("Дон Жуан"), Керубино, Маргарита; Миньон, Офелия ("Миньон", "Гамлет" Тома), Амина ("Сомнамбула" Беллини), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно).

Литература: Сurzon H. de, M. Van Zandt, в кн.: Croquis d'artistes..., P., 1898.

И. В. Одаховская.

Зантен К.

Зантен К. (Zanten) Корнелия ван (2 VIII 1855, Дордрехт -11 I 1946, Гаага) - голл. певица (контральто, затем колоратурное сопрано) и вок. педагог. Училась в консерватории в Кёльне у К. Шнайдера, совершенствовалась в Милане у Ф. Ламперти. Дебютировала в Турине в опере "Фаворитка" Доницетти, пела в т-рах Германии. В составе труппы Нац. оперной компании гастролировала в США (1886-87) и России ("Кольцо нибелунга" Вагнера, 1889). Одна из выдающихся певиц своего времени, З. получила известность и как вок. педагог. Преподавала в консерваториях Амстердама (1895-1903), Берлина (1903-14; организовала там свою школу), Гааги (с 1914). Среди учеников З. - Я. Урлюс, Т. Кунен и др. Автор мн. работ по технике вок. иск-ва, а также неск. песен.

Сочинения: Hoogere techniek van den zang, Amst., 1899; Leitfaden zum Kunstgesang, Lpz., 1903; Bel Canto des Wortes, В., 1911, 1918; Het stemmen der stem, 's-Gravenhage, 1918; Het stemwonder in den mensch, 's-Gravenhage, 1925; Das wohltemperierte Wort als Grundlage fьr Kunst und Frieden, Lpz., 1930.

Литература: Hofstra J. W., С. van Zanten, в сб.: "Mens en melodie", Jaarg. I, Utrecht, 1946.

В. В. Ошис.

Запев

1) Начало хор. песни, исполняемое одним или неск. певцами (запевалами). З. может состоять из одного мотива, фразы, предложения, а иногда распространяется и на целый куплет, заключит. фразы к-рого (припев) повторяет хор. В нар. песнях при повторении куплета З. обычно варьируется.

2) В былинах - вступление, подводящее слушателя к осн. содержанию произв. (З. былины "Соловей Будимирович", использованный Н. А. Римским-Корсаковым в опере "Садко", - хор "Высота ль, высота поднебесная"). Большинство былин не имеет З. и открывается непосредственно зачином (начало былинного повествования).

Запевала

Запевала - певец-солист, исполняющий запев хор. песни. В нар. хоре - ведущий певец, обычно исполняющий более развитый вариант песни. Своим пением З. увлекает всех участников хора и тем самым оказывает определяющее влияние на общую трактовку песни. При отсутствии дирижёра З. в известной мере выполняет функции рук. хора.

Заранек С. А.

Стефания Анатольевна (10 (23) IX 1904, Котельнич, ныне Кировской обл. - 17 I 1962, Ленинград) - сов. композитор. Окончила Ленингр. консерваторию по классу фп. у С. И. Савшинского (1925), по классу композиции у М. О. Штейнберга (1926). В 1926-1936 преподаватель Ленингр. консерватории по классу фп., в 1940-41 и в 1946 муз. рук. Ленгосэстрады. В 1942-44 худ. рук. филармонии в Горьком.

Сочинения: балеты - Чудесная фата (1947, Ленингр. Малый оперный т-р), Мечта (1947, Ленингр. хореографич. уч-ще), Голубь мира (1951, там же); оперетты - Честь мундира (1937, Куйбышевский т-р муз. комедии), Счастливый путь (1940, Хабаровский т-р муз. комедии), Золотой фонтан (Тайна моря, совм. с М. П. Воловацем, 1960, Ансамбль оперетты Ленингр. гастрольно-концертного объединения); для орк. - симф. картины Дума про Украину (1954), Танцевальная сюита (1935); концерт для фп. с орк. (1930); для фп. - соната (1926) и др.; песни, музыка для т-ра и кино.

Заремба

Заремба - рус. музыканты. По национальности поляки. Владислав Иванович З. (15 (27) VI 1833, Дунаевцы, ныне Хмельницкой обл. - октябрь 1902, Киев) - композитор, пианист и педагог. Занимался у бр. И. и А. Коципинских в Каменец-Подольске. С 1862 жил в Киеве, преподавал в уч. заведениях игру на фп. и хор. пение. Написал св. 30 песен на сл. Т. Г. Шевченко ("Музыка до Кобзаря"), романсы на польские тексты; изд. педагогич. сб.: "Песенник для наших детей" ("Spiewnik dla naszych dziatek") и собрание пьес для фп. "Маленький Падеревский" ("Maly Paderewski"). Ему принадлежат также переложения для фп. укр. нар. песен.

Сын З. - Сигизмунд Владиславович З. (30 V (11 VI) 1861, Житомир - 14 (27) XI 1915, Петроград) - композитор и пианист. Окончил Киевский ун-т. Муз. образование получил под рук. отца. Занимался также у А. Ф. Казбирюка (теория музыки) и у В. Ф. Алоиза (виолончель). В 1896-1901 директор Воронежского отделения РМО, руководитель симф. и камерных концертов (выступал как дирижёр и исполнитель партии виолончели в квартетах). С 1901 жил в Петербурге, принимал участие в концертах в качестве аккомпаниатора. Автор "Славянской пляски и полонеза" для симф. оркестра, сюиты для струн. оркестра (ор. 39), струн. квартета, многих пьес для фп., романсов.

Заремба Н. И.

Николай Иванович (3 (15) VI 1821, Витебская губ. - 27 III (8 IV) 1879, Петербург) - рус. муз. теоретик, педагог и композитор. Окончил Петерб. ун-т. Одновременно учился игре на фп. у А. А. Герке, на виолончели - у И. В. Гросса. Теорию музыки изучал в Берлине под рук. А. Б. Маркса. С 1859 преподавал в Муз. классах Петерб. отделения РМО, в 1862-1871 профессор Петерб. консерватории (возглавлял класс теории композиции), в 1867-71 её директор. У З. учились П. И. Чайковский, Г. А. Ларош и др. З. первым в России начал преподавать теорию музыки на рус. языке. Лекции З. отличались живостью и образностью изложения. Однако его эстетич. взглядам был присущ консерватизм, свои муз.-теоретич. высказывания он нередко облекал в религиозную оболочку (что было осмеяно М. П. Мусоргским в "Райке"). Как директор З. способствовал упорядочению уч. процесса, выступал против реакц. политики, проводившейся Главной дирекцией РМО. Разработанная им "Инструкция для С.-Петербургской консерватории" стала на мн. годы организац. основой её работы. Свои взгляды на обучение музыке изложил в ст. "Об отношении консерватории и концертов к музыкальному образованию" ("Музыкальный сезон", 1870, No 11). Автор симфонии, оратории "Иоанн Креститель" и др.

Литература: Чайковский М. М., Жизнь П. И. Чайковского, т. 1, 2 М., 1903, с. 160-64 (Воспоминания Г. А. Лароша).

И. M. Ямпольский.

Зарембский Ю.

Зарембский Ю. (Zarebski) Юлиуш (28 II 1854, Житомир -15 IX 1885, там же) - польский пианист и композитор. Учился игре на фп. в Житомире, затем - в Венской консерватории, к-рую окончил в 1872 по классам фп. у И. Дакса и композиции у Ф. Кренна, и в Петербургской консерватории (1872-74). С 1875 совершенствовался в фп. игре у Ф. Листа (сопровождал его в поездках в Рим и Веймар). В 1878 играл на Всемирной выставке в Париже на фп. с двойной клавиатурой ("пиано Манжо"). В 1880-85 преподавал фп. в Корол. консерватории в Брюсселе. Одновременно гастролировал в странах Европы (также с концертами на двухклавиатурном фп.). Как композитор известен гл. обр. пьесами для фп. (баллада, баркарола, колыбельная, Польская фантазия, полонезы и др. танцы, цикл "Розы и тернии" - "Les roses et les epines", 5 импровизаций и др.); писал произведения для двухклавиатурного фп. (не сохранились); автор камерной музыки - фп. квинтета, фп. трио; романсов на сл. А. Мицкевича. В творчестве З., опирающемся гл. обр. на фольклорную основу, ощутимы традиции Ф. Шопена, а также Ф. Листа (виртуозная фп. техника и насыщенная фактура), В отношении звуковой красочности в нек-рых произв. предвосхищает иск-во импрессионистов.

Литература: Бэлза И., Юльюш Зарембский, в его кн.: Забытые польские музыканты, М., 1963, с. 108-41; Turczynski J., Juliusz Zarebski, "Muzyka", 1929, No 9; Hubay J., Przedmowa do wydania Kwintetu fortepianowego J. Zarebskiego, Warsz., 1931; Strumillo T., Juliusz Zarebski, Kr., 1954; Z dziejуw polskiej kultury muzycznej, t. 2, Kr., 1964, s. 533-35.

З. Лисса.

Заринь К. К.

Зapиньш Карлис Карлович (р. 6 VII 1930, Рига) - сов. оперный певец (драм. тенор). Нар. арт. Латв. ССР (1972). В 1960 окончил Латв. консерваторию по классу А. Вилюманиса, в 1960-61 совершенствовался в консерватории в Софии (Болгария) у проф. И. Йосифова. С 1960 - солист Латв. т-ра оперы и балета. Среди партий: Вижут ("Банюта" А. Калниня), Кангар ("Огонь и ночь" Мединя), Григорий ("Борис Годунов"), Хозе, Герман, Тангейзер; Зигмунд ("Валькирия"), Рудольф ("Богема"), Радамес, Манрико; Питер Граймс ("Питер Граймс" Бриттена) и др. Выступает в концертах, в репертуаре теноровые партии в "Реквиеме" Верди, "Реквиеме" Моцарта, "Мессии" Генделя, оратории "Махагони" М. Зариня, а также в 9-й симфонии Бетховена и др.

Я. Я. Витолинь.

Заринь М. О.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница