Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИЗУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИЗУ")

И Сан Юн

Юн И Сан (р. 17 IX 1917, Тхонъён, Юж. Корея) - кор. композитор. Изучал нац. музыку, знакомился с европ. муз. классикой. Переехав в ФРГ (1955), изучал совр. композиторскую технику. Создал самостоят. стиль, сочетающий новейшие приёмы европ. музыки с нац. основами муз. языка. Первый корейский музыкант, произв. к-рого исполнялись в Европе. И. С. Ю. принадлежат неск. опер, для к-рых характерна философско-этич. проблематика ("Сон Лю Туна"). Среди соч. композитора выделяется квартет "Образы" ("Images", для флейты, гобоя, скрипки и виолончели, 1968), навеянный старинной национальной живописью Кореи.

В 1967 И. С. Ю. из ФРГ был похищен агентами Юж. Кореи и доставлен в Сеул, где его приговорили к длит. тюремному заключению по обвинению в разведыват. деятельности в пользу КНДР. Благодаря вмешательству мировой общественности был освобождён и в нач. 1969 поселился в Зап. Берлине.

Сочинения: оперы - Сон Лю Туна (Der Traum des Liu-Tung, по пьесе кит. драматурга Ma Чжи-юаня, 1965, Зап. Берлин; в расширенной ред.- 1967, Бонн), Вдова мотылька (Die Witwe des Schmetterlings, по кит. рассказу 16 в., 1968), дилогия Грёзы (Trдume, объединяет обе предыдущие оперы, 1969, Нюрнберг), Любимая лисица (Geliebte Fьchsin, по кит. рассказу 17 в., 1970, Киль); камерно-инстр. музыка и др.

Литература: Bronnenmeyer W., Der exotische Impuls. Der Komponist Isang Yun, "Opernwelt", Hannover, 1969, No 6.

Б. С. Штейнпресс.

Ибер Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ибн Сина

Ибн Сина (латинизиров. Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980, с. Афшана, близ Бухары - 18 VI 1037, Хамадан) - учёный-энциклопедист, врач, философ восточного средневековья. Образование получил в Бухаре. Одно время находился при дворе правителя Хорезма. Позднее переселился в Джурджан, жил в Казвине, Исфахане, Хамадане. Автор мн. трактатов и книг. В нек-рых из них рассматривал муз.-теоретич. вопросы: разделы "Свод науки о музыке" ("Книга исцеления") и "Сокращённое изложение науки о музыке" ("Книга спасения"), часть раздела "Математика" ("Книга знания"). Трактат "Введение в музыкальное искусство" не сохранился. В вопросах муз. теории, следуя, как и др. учёные Бл. и Ср. Востока, др.-греч. теоретикам, И. С. выступает против мифологич. и космологич. понимания музыки. В суждениях и выводах опирался на естественнонауч. мировоззрение, способствуя утверждению новой муз. эстетики, осн. на эмпирич. и сенсуальных принципах. "Свод науки о музыке" опубликован в пер. на рус. яз. в кн. "Музыкальная эстетика стран Востока" (М., (1967), с. 277-84).

Литература: Гулисашвили Б. A., К вопросу о своеобразности теории музыки Ибн-Сина, "Сообщения АН Груз. ССР", 1953, т. 14, No 3; Mahmoud el-Hefny, Ibn Sina's Musiklehre hauptsдchlich an seinem "Nagat", erlдutert, В., 1931 (пер. раздела по музыке из "Книги спасения" с комментариями).

И. М. Ямпольский.

Иванников В. С.

Владимир Сергеевич (р. 19 IX (2 X) 1906, Орша) - сов. композитор. В 1931 окончил Муз. техникум им. Гнесиных у M. P. Гнесина. Среди соч. - балеты "Что такое аппетит?" (детский, 1958) и "Чёрный монах" (по А. П. Чехову, 1962), оратория "Варшава" (1947), "Происшествие на даче" для солиста, муж. хора и оркестра (cл. В. В. Маяковского, 1947), произв. для разл. инструментов с фп., в т.ч. "6 пьес на польские темы" для гобоя (1971); 5 сонатин (1970-80) и 5 сонат (1971-81) для фп., пьесы (с фп.) для баяна, для аккордеона, для домры; хоры с фп., a cappella (на сл. A. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова), вок. циклы "Цитаты из Ломоносова" (1940, 2-я ред. 1978), "В дни войны" (на слова сов. поэтов, 1944), 4 романса на сл. И. Г. Эренбурга (1945); песни, в т.ч. детские (ок. 150); обработки нар. песен (польских, рус, укр., чешских; св. 100); музыка к кинофильмам и радиопостановкам.

Литература: Шварцман A., Творчество композитора B. С. Иванникова, "Дошкольное воспитание", 1981, No 10.

Иванов А. А.

Андрей Алексеевич (30 XI (13 XII) 1900, Замостье, ныне Замосць, Люблинское воев., Польша - IX 1970, Москва) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1944). В 1921-24 учился в Киевском кооперативном институте и одновременно в частной студии пения H. H. Лунда. В 1925 исполнил партию Евгения Онегина в оперной студии Киевской консерватории (дипломная работа студентов-выпускников). С 1926 выступал в Азерб., Одесском (1928-31), Свердловском (1931-34) т-рах оперы и балета. В 1934-49 солист Укр. т-ра оперы и балета, с 1950 - Большого т-ра СССР. В 1956 оставил сцену. Сильный, мягкого бархатного тембра голос, выразит. пение, великолепная дикция, одухотворённость исполнения позволили певцу создать галерею впечатляющих образов - Князь Игорь, Демон; Грязной ("Царская невеста"), Елецкий, Мазепа, Жермон, Риголетто, Эскамильо; Сильвио ("Паяцы"), Валентин ("Фауст"), Нагульнов ("Поднятая целина" Дзержинского), Щорс ("Щорс" Лятошинского) и др. Выступал как конц. певец; исполнял также укр. нар. песни. Гастролировал за рубежом (Чехословакия, ГДР, Австрия, Великобритания, Венгрия).

В. И. Зарубин.

Иванов А. П.

Алексей Петрович (р. 9 (22) IX 1904, с. Чижово, ныне Калининской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1951). В 1926 окончил Тверской педагогич. ин-т, в 1932 - Ленингр. консерваторию по классу Г. А. Боссе. Брал уроки пения у И. В. Ершова. С 1930 выступал в Оперной студии Ленингр. консерватории; дебютировал в партии Скарпиа ("Тоска"). В 1932-36 солист Ленингр. Малого оперного т-ра, в 1936-38 - Саратовского и Горьковского, в 1938-67 - Большого т-ра СССР. В 1964-65 худ. рук. Оперной студии Моск. консерватории. Обладая голосом яркого сильного звучания, с равным успехом с подлинной артистичностью выступал как в лирических и драм., так и в комич. партиях. За исполнение партий Демона, Риголетто; Беса ("Черевички" Чайковского) в 1946 удостоен Гос. пр. СССР. Первый исполнитель партий Комиссара ("В огне" Кабалевского, 1943), Помазова ("Великая дружба" Мурадели, 1947) и Рылеева ("Декабристы", 1953). Среди мн. партий: Князь Игорь; Пётр ("Вражья сила"; Гос. пр. СССР, 1948), Руслан; Мазепа (Гос. пр. СССР, 1950), Пиззаро ("Фиделио"), Фальстаф, Эскамильо. Гастролировал за рубежом (Австрия, Чехословакия, Великобритания, ГДР, Венгрия, Италия, Исландия, Дания).

Сочинения: Об искусстве пения, М., 1963; О вокальном образе, М., 1968.

Литература: Алексей Петрович Иванов, М., 1953 (буклет).

В. И. Зарубин.

Иванов В. М.

Владимир Михайлович (р. 12 IV 1948, Москва) - сов. скрипач и педагог. Чл. КПСС с 1974. Окончил Моск. консерваторию (1972) и аспирантуру при ней (1974) у Ю. И. Янкелевича. С 1974 преподаватель Моск. консерватории, с 1975 солист Москонцерта и участник "Московского трио" (совм. с А. З. Бондурянским и М. Ю. Уткиным). Лауреат Междунар. конкурса им. И. С. Баха (1972, Лейпциг, 1-я пр.), фестивалей им. Кати Поповой (1974, Плевен, золотая медаль), им. Равеля (1976, Бордо, золотая медаль). Гастролирует за рубежом.

Иванов Г. Н.

Георгий Николаевич (р. 9 II 1927, Новосибирск) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1971. Сын пианиста и дирижёра Н. И. Иванова (р. 1904). В 1956 окончил Ленингр. консерваторию у В. В. Волошинова. Был пианистом-концертмейстером Моск. центр. т-ра кукол (Новосибирск,1943-44) и Всесоюзного гастрольно-конц. объединения (1956-57). В 1956 преподаватель Новосибирского хореографич. уч-гца, в 1957-59 - Муз. уч-ща (муз.-теоретич, предметы), с 1959 - Новосибирской консерватории (класс композиции; с 1970 доцент, с 1972 зав. кафедрой композиции). В 1972 пред. Сибирской организации CK РСФСР, в 1973-76 секретарь CK РСФСР.

Сочинения: опера Алкина песня (1967, Новосибирск); балеты - Цветик-семицветик (1957, Ленинград), Василий Тёркин (1978), Ревизор (1981); оперетты - У моря Обского (1961, Новосибирск), Три плюс три (1966, там же), Рябина красная (1968), Алло, милиция (1971); оратории - Моим ровесникам (1969), Сибирские вечера (1970); симфония (1980); произв. для орк., для орк. рус. нар. инструментов; концерты с орк. - 2 для фп. (1965, 1979), для влч. (1977); камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы; хоры a cappella, вок. циклы, музыка к спектаклям драм. т-ра.

Иванов Е. В.

Евгений Васильевич (р. 27 II (12 III) 1901, станица Краснокутская, ныне Ростовской обл.) - сов. певец (бас) и педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1938). Учился в Ростове-на-Дону. Солист оперных т-ров Баку (1927-34), Киева, Горького, Ленинграда, Алма-Аты (1936-44), Большого т-ра (1944-59). Партии: Сусанин, Мельник; Варлаам ("Борис Годунов"), Грозный ("Псковитянка"), Кончак; Андрей Дубровский ("Дубровский" Направника), Гремин, Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"); Рамфис ("Аида") и др. Выступал в концертах. В 1936-44 преподавал пение в Алма-Атинском муз. уч-ще, с 1952 - в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (с 1958 доцент).

Иванов К. К.

Константин Константинович (р. 8 (21) V 1907, Ефремов, ныне Тульской обл.) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1958). В 1920 после смерти отца был взят на воспитание одним из полков Красной Армии. Служил трубачом в кавалерийских оркестрах. В 1937 окончил дирижёрский ф-т Моск. консерватории (ученик Л. М. Гинзбурга). В 1935-37 дирижёр оркестра Центр. т-ра Красной Армии. Затем ассистент дирижёра Оперной студии Моск. консерватории (1937-38), Гос. симф. оркестра Союза ССР (1938-39), дирижёр Оперного т-ра им. К. С. Станиславского (1939-41). В 1941-46 дирижёр Большого симф. оркестра Всесоюзного радиокомитета, в 1946-65 гл. дирижёр Гос. симф. оркестра Союза ССР. Лауреат Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве (1938, 3-я премия). Исполнительскому иск-ву И. присущи яркая эмоциональность, стремление к монументальности, тяготение к крупным формам. Центр. место в конц. репертуаре дирижёра занимают произв. рус. классиков (П. И. Чайковского, а также М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, А. К. Лядова) и сов. композиторов (Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна). Выступает также как композитор. Автор симфонии, симф. поэмы "Огненные годы", концерта для контрабаса с орк., вок. сочинений. И. возглавлял ряд гастрольных поездок Гос. симф. оркестра СССР за границу (Чехословакия, Румыния, Бельгия, США, Япония и др.), неоднократно выступая с зарубежными оркестрами в Португалии, Франции, Мексике, Бельгии, Великобритании, Нидерландах и др. Гос. пр. СССР (1949). Написал автобиография, статью "По путёвке Октября" ("СМ", 1967, No 12).

Г. Я. Юдин.

Иванов Л. И.

Лев Иванович (18 11(2 III) 1834 - 11 (24) XII 1901, Петербург) - рус. артист балета и балетмейстер. В 1852 окончил Петерб. театр. уч-ще, с того же года артист петерб. Большого т-ра (танцевал до 1893). С 1882 режиссёр балетной труппы, с 1885 2-й балетмейстер Мариинского т-ра, где он поставил мн. балеты, в т.ч. "Очарованный лес" Дриго (1887), а также Половецкие пляски для премьеры оперы "Князь Игорь" (1890). Наиболее значительны из его работ балет "Щелкунчик" (1892) и особенно 2-й акт балета "Лебединое озеро" (1894; 1-й и 3-й акты пост. М. И. Петипа), где танец явился средством создания образа. И. добился полного единства музыки и танца, благодаря ему рус. публика смогла по достоинству оценить величие замысла П. И. Чайковского (1-я пост. в 1877 в Москве была неудачной). С 1858 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. Написал автобиографию "Мои маленькие воспоминания" ("Петербургская газета", 1901, 13 дек.).

Иванов М. А.

Михаил Александрович (5 VI (17 VII) 1882, Харьков - 28 II 1957, Москва) - сов. гобоист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). В 1900 окончил Муз. уч-ще РМО в Харькове, занимался у Г. А. Гёка. С 1903 играл в оркестре муз. т-ров Харькова, Тбилиси, Петербурга, Одессы. Солист оперного т-ра Церетели в Харькове (1905-07), Оперного т-ра Зимина (1907-11) и симф. оркестра С. А. Кусевицкого (1911-17) в Москве. В 1917-55 солист оркестра Большого т-ра СССР. С 1939 преподавал в Моск. консерватории (с 1943 профессор).

И. М. Марков.

Иванов М. М.

Михаил Михайлович (11 (23) IX 1849, Москва - 20 X 1927, Рим) - рус. муз. критик и композитор. По окончании Петерб. технологич. ин-та (1869) всецело занялся музыкой. Учился в Москве у А. И. Дюбюка (фп.) и П. И. Чайковского (теория композиции), в 1870-75 - в Италии у Дж. Сгамбати (фп. и сочинение). С 1875 выступал в качестве муз. критика в петерб. периодич. печати (в т.ч. в муз.-театр. газ. "Нувеллист"). В 1880-1917 заведующий музыкальным отделом газ. "Новое время", на страницах к-рой публиковал еженедельные фельетоны и обзоры под назв. "Музыкальные наброски". В 1918 эмигрировал в Италию.

В начале своей критич. деятельности И. придерживался прогрессивных взглядов, отстаивал творчество композиторов "Могучей кучки". Однако в 80-х гг. перешёл на реакц. позиции, примкнул к группе консервативных петерб. критиков, стал одиозной фигурой петерб. муз. мира. В статьях, отличавшихся необъективностью и поверхностью суждений, И. выступал против новых, самобытных явлений рус. музыки. Вместе с тем в его фельетонах и обзорах, публиковавшихся на протяжении почти 40 лет, содержатся ценные сведения по муз. библиографии и нотографии, а также большой фактич. материал, относящийся к текущей муз. жизни России. Его 2-томная "История музыкального развития в России" (1910-12) не имеет серьёзного науч. значения. Муз. произв. И., вт.ч. оперы "Забава Путятишна" (1899, Новый т-р, Москва), "Каширская старина" (1905, Консерватория, силами артистов т-ра "Новая опера" А. А. Церетели, Петербург), "Горе от ума" (на текст комедии А. С. Грибоедова, 1910, Мариинский т-р, Петербург), балет "Весталка" (1889, там же), симф. сочинения, фп. пьесы, романсы и др., носят эпигонский характер и не представляют художественного интереса. Ему принадлежат первые пер. на рус. язык книг Л. Ноля "Историческое развитие камерной музыки..." (СПБ, 1882) и Э. Ганслика "О прекрасном в музыке" (М., 1885).

Сочинения: Музыкальная памятная и записная книжка на 1887, СПБ, 1887 (совм. с П. Д. Перепелицыным); Исторический очерк пятидесятилетия деятельности музыкального журнала "Нувеллист", СПБ, 1889; Пушкин в музыке, СПБ, 1899; Памяти Фридерика Шопена, СПБ, 1909; История музыкального развития в России, т. 1-2, СПБ, 1910-12.

Литература: Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 3, Л., 1960, с. 256-60.

И. М. Ямпольский.

Иванов М. Ф.

Михаил Фёдорович (18 (30) I 1889, с. Спасское, ныне Калининской обл. - 5 VI 1953, с. Пахра Моск. обл.) - сов. гитарист, педагог и композитор. Игре на гитаре обучался у P. P. Пелецкого и А. П. Соловьёва. Учился в Нар. консерватории (1907-10), брал уроки композиции и игры на фп. у P. P. Кенемана (1913-19) в Москве. С 1908 выступал как гитарист. Преподавал игру на гитаре в Моск. обл. муз.-педагогич. уч-ще им. Октябрьской революции (1938-1941), затем во Всесоюзном доме нар. творчества. Пропагандист семиструнной гитары, И. писал для неё пьесы, делал переложения, разрабатывал учебные программы, методич. пособия. Автор кн. "Русская семиструнная гитара" (М.-Л., 1948), ряда статей (в т.ч. "М. Т. Высоцкий", журн. "СМ", 1948, No 6), школ игры на семиструнной гитаре, мн. самоучителей, 150 произв. и ок. 600 перелож. для гитары.

И. М. Марков.

Иванов Н. К.

Николай Кузьмич (10 (22) X 1810, м. Воронеж, ныне Сумской обл. (по др. данным - Полтава) - 7 (19) VII 1880, Болонья) - рус. певец (тенор). С детских лет певчий Придв. певч. капеллы в Петербурге, где обратил на себя внимание прекрасными вок. данными. Пению обучался у М. И. Глинки, с к-рым уехал в 1830 в Италию для усовершенствования; брал уроки у Э. Бьянки в Милане, затем у А. Ноццари и Ж. Фодор-Менвьель в Неаполе. В 1832 с успехом дебютировал в Неаполе в т-ре "Сан-Карло" в партии Перси (опера "Анна Болейн" Доницетти). В том же году был приглашён в труппу "Театр Итальен" в Париже, где пел до 1837; в 1834, 1835, 1837 гастролировал в Лондоне. С 1839 выступал в Болонье (дебютировал в партии Эдгара в опере "Лючия ди Ламмермур"), Милане (в т-ре "Ла Скала") и др. городах Италии. Оставил сцену ок. 1852.

И. - один из крупнейших мастеров итал. бельканто. Высокий грудной голос, покорявший красотой и нежностью тембра, виртуозное владение вок. техникой доставили И. славу единств. соперника Дж. Рубини. Был поклонником творчества Дж. Россини, его близким другом. Одна из лучших партий в оперном репертуаре И. - Родриго ("Отелло" Россини). Выступал также с исполнением романсов, песен.

Литература: Смоленский Ст., О теноре Иванове, сопутствовавшем Глинке в Италию, "РМГ", 1903, No 47; также отд. оттиск, СПБ, 1904; Глинка М. И., Записки, в кн.: Глинка М. И., Литературное наследие, т. 1 - Автобиографические и творческие материалы, М.-Л., 1952.

И. М. Марков.

Иванов Ф. А.

Фёдор Алексеевич (1863 - нач. 1920, Москва) - рус. хор. дирижёр, педагог и композитор. Работал в Варшаве, Н. Новгороде. С 1886 рук. в Москве проф. и любительскими хорами. Организатор хор. капеллы мальчиков (100 певчих), представлявшей вок.-муз. учреждение с серьёзно поставленным общим и спец. образованием. В капеллу входил также мужской хор (св. 100 человек). Капелла И. участвовала в церк. службах, выступала с концертами в Большом зале Моск. консерватории, в зале Дворянского собрания, исполняя сложные муз. произв. (Месса си минор И. С. Баха, "Торжественная месса" Л. Бетховена и др.). Исполнение капеллы отличалось тщательностью подготовки, высоким художеств. уровнем. И. воспитал мн. певцов, учителей пения и хор. дирижёров (И. М. Кувыкин и др.). Автор ряда хор. (духовных и светских) произв.

Литература: Лисицын М., К юбилею Ф. А. Иванова (к сорокалетию деятельности), "Музыка и пение", 1914, No 7; "СМ", 1950, No 8; Капелла Ф. А. Иванова, в кн.: Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижёры, М., 1963, с. 86-88.

И. М. Ямпольский.

Иванов Я. А.

Янис Андреевич (р. 26 IX (9 X) 1906, Прейли) - сов. композитор. Нар. арт. СССР (1965). В 1931 окончил Латв. консерваторию по классу теории композиции, в 1933 - классы практич. композиции у Я. Витола и дирижирования у Г. Шнефогта. С 1931 работал на радио, в 1945-61 в Радиокомитете Латв. ССР (худ. рук. муз. вещания). С 1944 преподаватель Латв. консерватории по классу композиции (с 1955 профессор). В 1950-51 пред. правления CK Латв. ССР. В 30-е гг. писал программные произв., посв. картинам природы Латвии (сюита "Латгальские озёра", 1935), симф. картины "Поднебесная гора" ("Padebesu kalns", 1938), "Радуга" ("Varaviksne", 1939) и др. Лучшее среди симф. произв. И. - 4-я симфония "Атлантида" (1941, программная). Масштабность концепции, сила и новизна муз. выразит. средств этого произв. определили становление латыш, сов. симфонизма. После "Атлантиды" композитор обращался к программности только в 5-й "Латгальской" симфонии (1949; Гос. пр. СССР, 1950). Муз. язык симф. произв. И. характеризуется лирико-драм. образностью, распевностью, нередко опорой на натуральные лады, свойств, латыш. нар. песне. В 9-12-й симфониях творчество композитора эволюционировало к большей усложнённости и напряжённости гармонич. стиля, использованию политональности, полифонич. линеарности.

Сочинения: для орк. - 15 симфоний (1933-1972; 13-я симфония - Респ. пр., 1970), симф. картины, симф. Поэмы Лачплесис (1957; Респ. пр., 1959), Poema luttuoso (Горестная поэма, 1968), Торжественная прелюдия (Sviniga preludija, 1940); концерты с орк. - для влч. (1938), скр. (1951), фп. (1959), 3 струн. квартета; фп. произв.; хор. песни, музыка для кино и др.

Литература: Грюнфельд Н., Янис Иванов, М., 1959, Вerzinа V., Dzives simfonija, Jana Ivanova dailrades cels, Riga, 1964.

Я. Я. Витолинь.

Иванова А. И.

Александра Ивановна (1804, Петербург - 27 XII 1830 (8 I 1831), там же) - рус. певица (сопрано). Муз. образование получила в Петерб. театр. уч-ще, по окончании к-рого в 1822 дебютировала на Петерб. казённой сцене. Обладала выразительным, прекрасно поставленным голосом, виртуозным вок. мастерством, блестящей колоратурой. Среди лучших партий её разнообразного репертуара: Донна Анна ("Дон Жуан"), Агата ("Волшебный стрелок"), Царица ночи ("Волшебная флейта") и др.

Литература: Некрология придворной русской певицы и актрисы А. И. Ивановой, "Репертуар русского театра", 1841, кн. 2, с. 69-70.

Иванова В. Н.

Виктория Николаевна (р. 22 IX 1924, Москва) - сов. певица (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1973). В 1951 окончила Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у О. Ф. Славинской-Федоровской. С 1951 солистка Моск. филармонии. Концерты-монографии певицы посв. творчеству Р. Шумана, Ф. Шуберта, И. Брамса, Г. Малера, В. А. Моцарта, К. Дебюсси. В её программах также старинная франц. и англ. музыка, рус. старинные песни и романсы, произв. сов. композиторов. Гастролирует за рубежом.

Иванова З. Л.

Зоя Леонидовна (р. 26 IV 1934, Днепропетровск) - сов. артистка оперетты. Нар. арт. РСФСР (1978). В 1956 окончила Днепропетровский ин-т иностр. языков, в 1961 - Днепропетровское муз. уч-ще. С 1961 солистка Киевского т-ра музкомедии, с 1963 - Моск. т-ра оперетты. Партии: Сильва, Марица, Теодора ("Сильва", "Марица", "Принцесса цирка" Кальмана), Розалинда ("Летучая мышь" Штрауса), Ганна ("Весёлая вдова" Легара), Элиза ("Моя прекрасная леди" Лоу), Нина ("Севастопольский вальс" Листова), Мэри Ив ("Девушка с голубыми глазами" Мурадели), Панова ("Товарищ Любовь" Ильина) и др. Выступает в концертах.

Иванова Л. П.

Лили Петрова (р. 22 IV 1939, Кубрат) - болг. эстр. певица. Нар. арт. НРБ (1981). Спец. муз. образования не получила. Выступает с 1962. Завоевала известность в Болгарии и др. странах, особенно в СССР. Внесла большой вклад в популяризацию болг. эстр. песни. Лауреат междунар. конкурсов в Братиславе (1966), Сопоте (ПНР, 1966), Барселоне (1968), Софии (1968), Чили (1973), Токио (1973). Снималась в телефильмах.

Иванов-Борецкий М. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иванов-Крамской А. М.

Александр Михайлович (26 VIII (8 IX) 1912, Москва - И IV 1973, Минск) - сов. гитарист, дирижёр, композитор и педагог. Засл. арт. РСФСР (1959). В детстве учился игре на фп. и скрипке, в 1931-33 - игре на шестиструнной гитаре у П. С. Агафошина в Муз. техникуме им. Октябрьской революции, затем на курсах повышения квалификации при Моск. консерватории. С 1933 выступал как гитарист с самостоят. концертами, в ансамбле с крупнейшими музыкантами и певцами (Н. А. Обухова, И. С. Козловский и др.). В 1939 на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах получил 2-ю премию. В 1939-45 дирижёр ансамбля песни и пляски НКВД СССР, в 1947-52 - Рус. нар. хора и орк. нар. инструментов Всесоюзного радио. Автор 2 концертов для гитары с оркестром, гитарных пьес, переложений и обработок. В 1947 издал школу для шестиструнной гитары (поел. изд. 1972). Преподавал в уч-ще при Моск. консерватории (1960-73).

Литература: Памяти ушедших, "СМ", 1973, No 7, с. 144.

И. М. Марков.

Иванов-Радкевич Н. П.

Николай Павлович (28 I (10 II) 1904, Красноярск - 4 II 1962, Москва) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Кандидат искусствоведения (1939). В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Р. М. Глиэра (инструментовку изучал у С. Н. Василенко). В 1929-41 и 1943-48 преподавал в этой консерватории инструментовку (с 1939 профессор). С 1952 начальник кафедры инструментовки Ин-та воен. дирижёров Советской Армии.

Мастер духового оркестра, знаток инструментовки, И.-Р. сыграл большую роль в развитии сов. духовой музыки, и в частности марша. В своих произв. композитор использовал нар. песню, по-новому трактуя её. Симфония И.-Р. для духового оркестра - одно из значительнейших произв. этого жанра в сов. музыке. За марши "Капитан Гастелло", "Родная Москва", "Победный марш" удостоен Гос. пр. СССР (1943). Инструментовал для духового оркестра Государственный гимн Союза ССР (1943).

Сочинения: Кантата (1940); для орк. - 4 симфонии (1928, 1932, 1937, 1945), 12 сюит (в т.ч. Детские картинки, Албанские напевы, Картинки русской природы), увертюры (в т.ч. Русская, 1938; Торжественная увертюра на удмуртские темы, 1950), Героическая поэма (1942). Рапсодия на украинские народные темы (1944), Симфоническая былина (1948); для дух. орк. - симфония (1959), увертюры (в т.ч. Торжественная, 1948; Увертюра-фантазия, 1952), 28 маршей; сонаты с фп. - для скр., соната-поэма для альта, для кларнета, для гобоя; песни, музыка к фильмам и др.

Литературные сочинения: Общие основы инструментовки для духового оркестра, М., 1933, 1937 (совм. с Е. Б. Вилковиром); Курс инструментовки..., ч. 1 - Инструментоведение, под ред. Н. П. Иванова-Радкевича, М., 1951.

Литература: Цуккерман В. A., Сочинения Н. П. Иванова-Радкевича для духового оркестра, в кн.: Советская музыка, сб. 2, М., 1944; Калтат Л., Н. П. Иванов-Радкевич, М., 1947; Rунов В., Н. П. Иванов-Радкевич, "МЩ", 1974, No 3.

И. М. Марков.

Ивановский В. В.

Владимир Викторович (р. 8 (21) VI 1912, Курск) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. КПСС с 1956. В 1940 окончил Моск. муз. уч-ще им. Глазунова; в том же году дебютировал на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета, где работал до 1952; во время Великой Отечеств. войны 1941-45 и блокады Ленинграда участвовал в многочисл. концертах для частей Балт. флота и Сов. Армии. С 1952 солист Большого т-ра (Москва). Исполнению И. свойственны мягкая задушевность, мужеств. пафос. Первый исполнитель на сцене Большого т-ра партий Знобова ("Никита Вершинин" Кабалевского, 1955), Банк бана ("Банк бан" Эркеля, 1959), Масальского ("Октябрь" Мурадели, 1964). Среди др. партий: Герман; Княжич ("Чародейка" Чайковского), Самозванец; Андрей Хованский и Голицын ("Хованщина"), Хозе; Флорестан ("Фиделио" Бетховена), Павка ("Семья Тараса", первый исполнитель, 1950, Ленингр. т-р оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1951), Князь, Садко; княжич Всеволод ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"). Гастролировал за рубежом (Чехословакия, Корея, Финляндия, Румыния, Италия, ГДР, Канада, Польша, Венгрия, Япония, Австрия).

В. И. Зарубин.

Ивашкевич Я.

Ивашкевич Я. (Iwaszkiewicz) Ярослав (р. 20 II 1894, деревня Кальник, ныне Винницкой обл.) - польский писатель и муз. критик. Лауреат Междунар. Ленинской пр. "За укрепление мира между народами" (1970). В 1912-18 учился на юридич. ф-те ун-та и в консерватории в Киеве. С 1918 жил в Варшаве. Один из рук. Союза писателей ПНР, ред. жури. "Творчество" ("Tworczosc"). Близкий друг комп. К. Шимановского. И. - автор мн. статей, посв. творчеству этого композитора, а также либретто его оперы "Король Рогер" (1920) и балета "Харнаси" (1926). На стихи И. написаны вок. соч. К. Шимановского ("Песни муэдзина", "Три колыбельные"). Увлечённость музыкой нашла отражение в творчестве И.: комедия "Лето в Ноане" (1936) - о Шопене, эскиз балета "Фортепиано Шопена", стихи "Каролю Шимановскому", "Слушая музыку Шимановского" и др. И. принадлежат также работы о Шопене. Гос. пр. ПНР (1952, 1954, 1963).

Сочинения: Fryderyk Szopen, Lwуw, 1938; Spotkania z Szymanowskim, Kr., 1947; Chopin, (Warsz.), 1949; Kr., 1956; рус. пер., M., 1963; Jan Sebastian Bach, Kr., 1951; то же, 1968; Ksiazka moich wspominien, Kr., 1957; Pisma myzyczne, Warsz., 1958.

И. M. Ямпольский.

Игил

Игил - игиль, - тув. струн. смычковый муз. инструмент, аналогичный алтайскому икили и хакасскому ыыху. Имеет долблёный эллипсовидный корпус (вырезается вместе с шейкой и головкой из одного куска дерева), шейку без ладов, 2 струны, настраиваемые в кварту или квинту. Общая длина И. ок. 800-900 мм.

Иголинский С. Г.

Станислав Григорьевич (р. 26 IX 1953, Саратов) - сов. пианист. Окончил Моск. консерваторию (1976) и аспирантуру при ней (1978) у М. С. Воскресенского. Лауреат 4-го Всесоюзного конкурса пианистов (1972, Минск, 1-я пр.), 5-го Междунар. конкурса пианистов им. П. И. Чайковского (1974, Москва, 2-я пр.), 7-го Междунар. конкурса пианистов им. бельг. королевы Елизаветы (1975, Брюссель, 2-я пр. и золотая медаль). С 1979 солист Ленконцерта. Гастролирует за рубежом. Выступает в ансамбле со своим братом - скрипачом В. Г. Иголинским.

Игумнов К. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Идальго Х.

Идальго Х. (Hidalgo) Хуан (1612, Мадрид (?) - 31 III 1685, там же) - испан. композитор. В 1631-1685 арфист Королевской капеллы в Мадриде, играл также на сконструированном им инструменте, т.н. клавиарфе. Создал ряд сарсуэл на тексты П. Кальдерона. И. - автор одной из первых испан. опер "Одним лишь взором ревность убивает" ("Celos aun del aire matan", 1660, Мадрид). Др. муз. сценич. произв. сохранились лишь в фрагментах - "Пурпур розы" ("La pъrpura de la rosa", 1660), "И амур не свободен от любви" ("Ni Amor se libra de amor", 1662), музыка к пьесам "Небеса создают звёзды" ("Los celos hacen estrellas", 1662) X. Велеса, "Судьба и ссора Леонида и Марфизы" ("Hado y divisa de Leonido y de Marfisa", 1680) Кальдерона. Оперы И. близки итал. опере 17 в. Был известен и своими вокальными сочинениями, в т.ч. духовными песнями (вокальные циклы "Тоны человеческие" - "Tonos Humanos", "Тоны божественные" - "Tonos Divinos"); мн. вок. и многогол. орк. произв. остались в рукоп.

Литература: Subira J., La mъsica en la casa de Alba, Madrid, 1927; его же, El operista espaсol D. Juan Hidalgo, в кн.: Las Ciencias, v. 1, No 3, Madrid, 1934; отд. изд., Madrid, 1934; Moll J., Nuevos datos para la biografia de Juan Hidalgo..., "Miscelбnea" II, Barcelona, 1958-61.

Идальго Э.

Идальго Э. (Hidalgo) Эльвира де (р. 27 XII 1892, Вальдерробрес, Теруэль) - испанская певица (колоратурное сопрано). Ученица К. Бардальбы и М. Видаля. Дебютировала в 1908 в партии Розины (лучшая партия И.) в Неаполе (т-р "Сан-Карло"), затем пела в Париже (т-р Сары Бернар). В 1910-26 гастролировала на оперных сценах крупнейших т-ров мира (в Нью-Йорке, Риме, Барселоне, Париже, Буэнос-Айресе, Милане, Лондоне и др.). В 1913 выступала в Петербурге. Оставила сцену в 1936. С 1936 жила в Афинах. Преподавала в 1940-47 в Афинской консерватории. Среди учеников - М. Каллас. В 1949-59 профессор консерватории в Анкаре. С 1959 живёт в Милане. И. - одна из выдающихся испан. оперных артисток 1-й пол. 20 в. Её исп. отличалось лиризмом, мягкой и тонкой виртуозной вок. техникой.

Партии: Линда, Лючия, Норина, Адина ("Линда ди Шамуни", "Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток", "Дон Паскуале" Доницетти), Алина, Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Манон ("Манон" Массне), Офелия, Миньон ("Гамлет", "Миньон" Тома), Виолетта, Джильда, Травиата и др.

Литература: Вarolli В., Il paese del melodrama, Lanciano, 1929; Lauri-Volpi G., Vocl parallele. Mil., 1955; Сеderna С., I capricci d'arte di E. de Hidalgo, "L'Europeo", Mil., 1955, 4 sett.

Идаятзаде И. Г.

Исмаил Гусейн оглы (19 VIII (1 IX) 1901-11 XI 1951) - сов. режиссёр, актёр, театр. деятель. Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Деп. Верх. Совета Азеб. ССР 1-го созыва. Артистич. деятельность начал в 1917. С 1920 актёр Азерб. гос. т-ра (ныне им. М. Азизбекова, Баку), где в 20-30-е гг. создал яркие образы в драм. спектаклях классич. и совр. репертуара. Там же, с 1934, начал режиссёрскую деятельность. В дальнейшем творчество И. прежде всего связано с муз. т-ром. Он ставит оперу "Кёр-оглы" (1937) и муз. комедию "Аршин мал алан" (1938) У. Гаджибекова в Азерб. т-ре оперы и балета. С 1938 гл. режиссёр этого т-ра, с 1941 директор.

Работы И. над сценич. произв. совр. азерб. композиторов во многом определили развитие нац. муз. т-ра. Среди лучших пост. оперы: "Девичья башня" (1940), "Низами" (1948) Бадалбейли, "Хосров и Ширин" Ниязи (1942), "Вэтэн" ("Родина") К. Караева и Дж. Гаджиева (1945) и др. Ставил также классич. оперы ("Кармен", 1946). Режиссёрские решения И. отличались реалистич. направленностью, яркой театральностью, филигранной отточенностью сценич. образов, логикой внутр. развития.

Литература: Джафаров Дж., Народный артист Исмаил Идаятзаде, Баку, 1956.

M. М. Яковлев.

Идельсон А.

Идельсон А. (Idelsohn) Абрахам Зеби (1 (13) VII 1882, Фильцбург, близ Либавы, ныне Лиепаи (Латвия) - 14 VIII 1938, Йоханнесбург, Южно-Африканская Республика) - евр. музыковед. Учился в консерваториях Кенигсберга, Берлина и Лейпцига. Был кантором (баритон) в синагоге Регенсбурга. В 1906-21 жил в Иерусалиме, где основал Ин-т евр. музыки (1910) и первую муз. школу в этом городе (1919). И. заложил основы собирательской и исследовательской деятельности в области евр. музыки, создал капитальные труды по истории древней и новой евр. муз. культуры (на евр., нем. и англ. языках, в т.ч. "История еврейской музыки", 1924, 1928, на евр. языке). Он по-новому осветил истоки раннехристианских песнопений и нек-рые особенности историч. развития григорианского хорала, нем. миннезанга, мавритано-испан., арабо-перс. и славянской традиц. музыки, но не признавал самостоят. значения евр. бытовой музыки и фольклора диаспоры. Опубликовал фонографич. записи в "Сокровищнице еврейско-восточных мелодий" ("Hebrдisch-Orientalischer Melodienschatz", т. 1-10,1914-32). В 1924-34 проф. Еврейского колледжа в Цинциннати (штат Огайо, США). Написал муз. драму "Иефай" (1922), культовые и др. муз. произв.

Сочинения: Jewish music in its historical development, N. Y., 1929, 1944, 1967; Musical characteristics of East European Jewish folk-songs, "MQ", 1932, No 3.

Литература: Sendrey A., Bibliography of Jewish music, N. Y., 1951 (полный перечень трудов И.).

Б. С. Штейнпресс.

Идзиковский Л. В.

Леон Викентьевич (1827, Краков - 6 (18) V 1865, Киев) - укр. нотоиздатель. По национальности поляк. Осн. в 1858 нотную фирму в Киеве. В 1859-65 издал ок. 100 произв. польских композиторов. После смерти И. фирмой рук. его жена Герилия Игнатьевна И., с 1883 - совм. с сыном Владиславом Леонтьевичем И. (ум. 10 VI 1944, Варшава). В 1896 фирма И. приобрела право на издание произв., ранее выпускавшихся старейшим киевским муз. магазином Б. В. Корейво. С этого времени фирмой были изданы почти все соч. укр. композиторов (включая и соч. Н. В. Лысенко). Фирма выпускала также теоретич. пособия, книги. Прекратила деятельность в 1920; в 1911-44 существовал филиал фирмы в Варшаве.

Литература: (Г. И. Идзиковская), 50-летие музыкальной фирмы "Леон Идзиковский" в Киеве, "РМГ", 1908, No 51-52, с. 1183-86; Starczewski S., Leon Idzikowski, "Tygodnik Ilustrowany", 1899, No 13, с. 100; Lopienski H., Ksiegarstwo polskie na Rusi - Leon Idzlkowski w Kijowie, "Przeglad Ksiegarski", Warsz., 1936, No 6, 8, 9, 12; Idzikоwski M., Z gawed e starym bibularzu, там же, 1946, No 4.

И. M. Марков.

Идиофоны

Идиофоны (от греч. idios - свой, своеобразный, особый и ponn - звук) - муз. инструменты, источником звука к-рых служит материал, способный звучать без дополнительного натяжения (как того требуют струны у скрипки, гитары или фортепьяно, мембрана бубна, барабана или литавр). И. обычно целиком состоят из звучащего материала - металла, дерева, стекла, камня; иногда из него делается только игровая деталь. По способу извлечения звука И. разделяются на щипковые - варганы, сансы; фрикционные - гвоздевая гармоника и стеклянная гармоника; ударные - ксилофон, металлофон, гонг, тарелки, колокола, треугольник, кастаньеты, трещотки и т.п.

К. А. Вертков.

Иероним Моравский

Иероним Моравский (Hieronymus de Moravia, Hieronymus Moravus) (гг. рожд. и смерти неизв.) - чеш. муз. теоретик 13 в. Монах-доминиканец. По нек-рым сведениям, ок. 1250 был монахом монастыря на улице Сен-Жак в Париже. И. М. - автор "Трактата о музыке" ("Tractatus de Musica"), одного из наиболее ранних памятников западнославянской муз.-теоретич. науки (написан не ранее 1272 и не позднее 1304). В нём И. М. даёт свод науч. данных по муз. теории, акустике, эстетике, муз. практике, инструментоведению и др. Трактат осн. на критич. отборе и обобщении громадного материала, почерпнутого из известных в то время муз.-теоретич. трудов Боэция, П. Пикардуса, аль-Фараби, Франко Кёльнского, Йоханнеса де Гарландиа и др. Особый интерес представляет заключительная 28-я глава, написанная самостоятельно, содержащая самое раннее из сохранившихся описаний ср.-век. струн. смычковых инструментов - 2-струнной рубебы и 5-струнной виелы (фиделя) с указанием строя и аппликатуры. Рукоп. трактата с 1304 хранилась в Сорбонне, позднее была передана в Нац. б-ку в Париже. Полностью трактат И. М. издан в 1935 (Сsеrba S., Der Musiktraktat des Hieronymus von Mдhren, Regensburg, 1935, со вступ. ст., содержащей исчерпывающие данные о трактате).

Литература: Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 1, М., 1959, с. 40-42; Gastоuй A.. Un Dominicain professeur de musique au 13-e siиcle, Fr. Jйrome de Moravie, et son oeuvre, в кн.: "Archivium Ordinis Praedicatorum", P., 1932.

И. M. Ямпольский.

Изай Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Изак Х.

Изак Х. (Isaak, Isac, Ysaac, Yzaac и др. написания) Хенрик (ок. 1450, Брабант - 26 III 1517, Флоренция) - флам. композитор. Работал в Италии, Австрии, Саксонии. Служил церк. органистом, учителем музыки при дворе герцога Лоренцо Медичи во Флоренции, где сблизился с Н. Макиавелли и поэтом А. Полициано. С 1497 придв. композитор императора Максимилиана I, к-рого сопровождал во время его поездок по Италии. Был чл. монашеских общин августинцев в Нёйштифте и Констанце. С 1514 жил во Флоренции. И. - один из видных представителей полифонич. нидерландской школы. Его творчество, отразившее влияние идей эпохи Возрождения, впитало в себя прогрессивные художеств. веяния. Осн. массу сочинений И. составляют светские многогол. песни; в них он опирается на формы нар. и бытовой музыки, на нар. песенную основу. Мн. песни, предназначенные для домашнего музицирования, отличались интимностью звучания. Мастерски владея разнообразными композиц. приёмами, И. с большой художеств. чуткостью воплотил в своём песенном творчестве характерные стилистич. черты разных нац. муз. культур (28 нем. песен, 10 итал., 6 лат.), предвосхитив в этом отношении О. Лассо. Мн. его нем. песни использовались в лютневой и орг. музыке. Песенное творчество И. оказало большое влияние на развитие нем. многогол. песни 16 в. Культовые произв. И. ("Констанцский хорал", мессы, мотеты) написаны в традиц. полифонич. формах. При общей конструктивной строгости стиля они обладают эмоциональной выразительностью, пластичностью голосоведения. Ряд его культовых сочинений осн. на песенных мотивах: "Песенная месса" ("Missa carminum") написана на тему нем. песни, др. месса - на тему испан. (бискайской) песни ("Une musique de Biscaye"). И. - автор музыки к религ. драме "Св. Иоанн и Св. Павел" Л. Медичи, а также многогол. инстр. сочинений (свыше 90). Среди изданий произв. И. - 2 "Констанцских хорала" ("Choralis Constantinus", 1898, 1909, Вена), 3-й хорал (1950, Анн Арбор, Мичиган), 4 мессы (1962, Милан).

Литература: Straeten Е. van der, Les musiciens nйerlandois en Italie, du XIV au XIX siиcles, Brux., 1882; Smijers A., Een kleine bijdrage over Josquin en Isaac... Amst., 1925; Вlasenke P., Der Choral in Heinrich Isaaks Choralis Constantinus, Breslau, 1926 (Diss.); Ghisi F., Le musiche di Isaac per il "San Giovanni e Paulo", di Lorenzo il Magnifico, "Rassegna musicale", 1943, XVI.

И. М. Марков.

Изамов Х.

Хайри (р. 30 XII 1922, Бухара) - сов. композитор. Засл. арт. Узб. ССР (1967). Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1974). В 1952 окончил Ташкентскую консерваторию у Б. Б. Надеждина. Гл. редактор муз. вещания Узб. радио (с 1950), худ. рук. Комитета по радиовещанию и телевидению Узб. ССР (1955-60 и 1966-1976). С 1960 гл. дирижёр оркестра узб. нар. инструментов Узб. радио. В 1964-66 советник по вопросам музыки Афганского радио и Мин-ва информации Афганистана. С 1976 дирижёр оркестра узб. нар. инструментов радио и телевидения. Осн. жанры творчества И. - песня и фп. музыка.

Сочинения: муз. комедия Трое у арыка (1962, Ташкент); детская муз. драма Ойгул и Бахтиер (1957, там же); вок.-симф. поэма. Узбекистан (1951); Узбекская сюита для симф. орк. (1953); произв. для фп., для кларнета, для скр. с фп.; соч. для узб. нар. инструментов; хоры; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Издательства музыкальные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Измайлова А. С.

Ася Сафиулловна (р. 2 (15) VIII 1903, Ульяновск) - сов. певица (меццо-сопрано) и педагог. Нар. арт. Тат. АССР (1939). Чл. КПСС с 1930. В 1938 окончила Оперную тат. студию при Моск. консерватории, в 1953 - вокальный ф-т Моск. консерватории. Артистич. деятельность начала в 1918 в рабочем театр. коллективе в Ульяновске как певица и драм. актриса. Одна из первых исполнительниц ролей в нац. муз. драмах и операх. В 1927-29 выступала в Русской опере, на Радио, в Акад. тат. т-ре в Казани, в 1922-26 и 1929-34 - в Москве (в Центр. рабочем тат. т-ре, на Радио, в филармонии и др.). В 1939-44 солистка Тат. т-ра оперы и балета. Партии: Бадиги ("Галиябану" Музафарова), Майсара ("Голубая шаль" Ключарёва), Бике ("Качкын" Жиганова), Ольга ("Евгений Онегин"), Ксения ("Борис Годунов"), Зибель ("Фауст") и др. В 1944-50 рук. и педагог-консультант драм. тат. студии ГИТИСа и Оперной тат. студии при Моск. консерватории. С 1963 преподаёт в Моск. консерватории (класс сольного пения). Автор кн. "О произношении в пении".

Литература: Кутуй A., Певец свободы и красоты, в кн.: Передовая интеллигенция орденоносной Татарии. Сост. А. Хасанова, Казань, 1940, с. 48-53; Валитова И., Жизнь, прекрасная как песня, "Казан утлары", 1970, No 11, с. 157-63 (на тат. яз.).

Изотова К. В.

Кира Владимировна (р. 20 V 1931, Кронштадт) - сов. певица (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1970). Окончила в 1959 Ленингр. консерваторию по классу пения З. H. Артемьевой-Леонтьевской, в 1962 под её рук. - аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов вокалистов им. Р. Шумана (Цвиккау, 1956, 1-я премия) и им. Ф. Эркеля (Будапешт, 1960, 1-я премия). С 1955 солистка Ленингр. филармонии и Малого т-ра оперы и балета. С 1962 преподаёт в Ленингр. консерватории, доцент кафедры сольного пения.

Израилев А. А.

Израилев А. А. (наст. фам. - Налётов) Аристарх Александрович (10 (22) IV 1817, с. Петровское Романо-Борисоглебского у. Ярославской губ. - 1898 (по др. данным, 1901), Москва) - рус. муз. акустик. В 1840 окончил Ярославскую духовную семинарию. С 1842 был священником в Ростове Великом (с 1885 протоиерей), с 1887 - в 1-й Моск. гимназии. Одним из первых исследовал акустич. особенности рус. колоколов. Произвёл опыты по подстройке старых колоколов (подпиливанием) и созданию новых наборов церк. колоколов; с целью исполнения мелодий и гармонич. сочетаний. Был также собирателем и пропагандистом рус. канта,, переложил на 4 голоса "Псалмы, или Духовные канты Святителя Димитрия, митрополита Ростовского" (1891). Изобрёл ряд акустич. приборов.

Сочинения: Ростовские колокола и звоны, СПБ, 1884 (с предисл.. В. В. Стасова; то же, в кн.: Стасов В. В., Избр. статьи о музыке, т. 3, М., 1977); Музыкально-акустические работы,, в изд.: Труды отделения физических наук Общества любителей естествознания, т. 2, вып. 2, М., 1884.

Литература: Протоиерей А. А. Израилев..., СПБ, 1891; Оловянишников H., История колоколов и колокололитейное дело..., Ярославль, 1906, История колоколов и колокололитейное искусство, М., 1912.

Израильская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Изуар Н.

Изуар Н. (Isouard) Николо (прозванный Николо из Мальты (Nicolo de Malte)) (16 XII 1775, о. Мальта - 23 III 1818, Париж) - франц. композитор. Музыке обучался в Италии у М. А. Велла и Ф. Адзопарди, позднее у Н. Сала и П. А. Гульельми. В 1794 во Флоренции была пост. первая опера И. "Предостережение женатым" ("L'Avviso ai maritari", т-р "Пергола"). С 1795 И. занимал должность церк. органиста на Мальте, где ставились его оперы. В 1799 переехал в Париж, познакомился с Р. Крейцером; в сотрудничестве с ним написал оперы - "Маленький паж" ("Le Petit page", "Опера комик", 1800), "Фламиний в Коринфе" ("Flaminius a Corinthe", "Опера", 1801). Комич. оперы И., отличающиеся мелодич. грацией, точностью вок. характеристик, сценич. живостью и выразительностью, пользовались большой популярностью.

Сочинения: оперы - Артаксеркс, царь Персии (Artaserse, re di Persia, 1794, т-р "Аввалорати", Ливорно) Ринальдо д'Асти (1796), Севильский цирюльник (Le barbier de Siviglia, 1796), Статуя, или Скупая грешница (La statue, ou La femme avare, 1802, "Опера комик", Париж), Турецкий лекарь (Le Mйdecin turc, 1803, там же), Золушка (Cendrillon, 1810, там же), Лотерейный билет (Le billet de loterie, 1811, там же), Два мужа (Les deux maris, 1816, там же); кантаты, мессы, псалмы, мотеты, реквием, романсы и др.

Литература: Wahl E., N. Isouard, sein Leben und sein Schaffen auf dem Gebiete der "Opera Comique", Mьnch., 1911; Rolandi U., Musica e musicisti in Malta, Livorno, 1932, p. 66-74.

С. M. Грищенко.

Предыдущая страница Следующая страница