Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИКО"-"ИОА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИКО"-"ИОА")

Иконников А. А.

Алексей Александрович (р. 1 (14) X 1905, пос. Узловая, ныне Тульской обл.) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1942. Окончил в 1935 радиоотделение историко-теоретич. ф-та, в 1938 - аспирантуру Моск. консерватории. В 1934-38 лектор Моск. филармонии, в 1939-40 зав. кафедрой композиции, истории и теории музыки Свердловской консерватории, в 1940-46 редактор, инспектор, зам. нач. Управления муз. учреждений Комитета по делам иск-в при СНК СССР, в 1946-50 науч. сотрудник научно-исслед. кабинета при Моск. консерватории, в 1950-53 ред. отд. музыки и чл. редколлегии газ. "Советское искусство". С 1953 зав. кабинетом истории и теории пианизма, в 1959-70 проректор по науч. работе и аспирантуре Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. Организатор и ответств. редактор научно-методич. сборников "Труды гос. муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных", издаваемых ин-том (вып. I-Х, 1959-71). Выступает в качестве муз. критика. Автор работ о Н. Я. Мясковском, в т.ч. монографий "Н. Я. Мясковский" (М., 1944), "Myaskowsky: his Life and Work" (New York, 1946) и "Художник наших дней" (M., 1966), а также статей, посв. творчеству сов. композиторов.

И. М. Ямпольский.

Иконография музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Икономидис Ф.

Икономидис Ф. (Oikonomidns) Филоктитис (р. 23 X 1889, Афины) - греч. дирижёр. Учился в Афинской консерватории под рук. А. Марсика, совершенствовался в Вене, Мюнхене, Берлине. С 1910 профессор теории музыки Афинской консерватории, с 1918 вёл в ней классы гармонии и контрапункта, в 1930-39 директор. В 1924-30 был также директором консерватории в Пирее. В 1921 основал Афинский хор, к-рый впервые в Греции исполнил мн. старинные и совр. хор. произв. В 1926-43 дирижёр симф. орк. Афинской консерватории, с 1943 гл. дирижёр Гос. оркестра. Деятельность И. способствовала подъёму проф. симф. культуры Греции; гастролировал за рубежом (Берлин, Лондон, Рим, Неаполь и др.).

Икономов Б. Г.

Боян Георгиев (р. 1 (14) IX 1900, Никопол, Плевенский округ) - болг. композитор. В юности занимался игрой на скрипке у Т. Торчанова. В 1920-26 брал уроки по теории музыки у Н. Атанасова. В 1928-32 занимался в Париже в "Схола канторум" в классе композиции Г. де Лионкура и В. д'Энди (с 1931), контрапункта - А. Бертлена, совершенствовался также в игре на скрипке. После завершения образования продолжал заниматься композицией у Н. Буланже и А. Русселя, летом 1934 посещал дирижёрские курсы Ф. Вейнгартнера в Базеле. В 1935 основал и возглавил (до 1937) в Париже мужской хор болг. эмигрантов; дирижировал симф. концертами на Всемирной выставке в Париже (1937), в др. городах Франции, а также в Вене и Риме, пропагандируя болг. музыку. С 1938 живёт в Болгарии; в 1937-48 муз. руководитель Софийского радио, в 1948-56 - Болг. киноцентра, в 1956-57 начальник отдела симф. оркестров Министерства культуры, в 1957-60 зам. гл. редактора Софийского радио. Как композитор И. наиболее успешно работает в области оркестровой и камерно-инстр. музыки.

Сочинения: опера - Индже воевода (1960); балеты - Семь смертных грехов (1933), Трагедия Отелло (1935); детская оперетта - Маленькие хитрецы (1960); для орк. - 3 симфонии (1937, 1947, 1955); Родопская поэма (1948), Героический прелюд (1953), Болгарская поэма (1955), героич. увертюра Дравские дни (1960), сюиты на нар. темы; для инструментов с орк. - концерты для скр. (1951), для фп. (1958), Дивертисмент для струн. квартета (1956); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 6 квартетов; пьесы для фп. и скр.; хоры, песни и др.

М. М. Яковлев.

Икрамов И.

Имам (17 (29) IV 1891, Ташкент - 29 VIII 1980, там же) - сов. композитор. Нар. арт. Узб. ССР (1953). В 1921 окончил отделение узб. нар. инструментов Нар. консерватории в Ташкенте у Ш. Шаумарова. По композиции учился в Узб. студии при Моск. консерватории у Г. И. Литинского (1939). С 1921 преподаватель игры на гиджаке в Муз.-пед. уч-ще в Самарканде, одноврем. работал артистом оркестра в Узб. т-ре им. X. Хамзы там же, затем в Ташкенте (до 1931). Принимал активное участие в организации ансамбля: узб. нар. инструментов Радиокомитета Узб. ССР (1927), В 1927-45 рук. коллективов художеств. самодеятельности, в 1941-47 - организованного им ансамбля узб. песни и музыки. Ред. муз. передач Радиокомитета Узб. ССР (1947-53). Автор мн. произв. для оркестра нар. инструментов, в т.ч. сюит "Фархад" (1943), "Узбекистан" (1945), "Ахангаран" (1953), соч. для ансамбля узб. нар. инструментов, песен (более 150) на слова узб. поэтов и др. Осуществил записи узб. нар. песен.

Илиев К. Н.

Константин Николов (р. 9 III 1924, София) - болг. дирижёр и композитор. Нар. арт. НРБ (1971). Окончил софийскую Академию музыки (1942-46) по классу композиции П. Владигерова, класс скрипки В. Аврамова, класс дирижирования М. Големинова. В 1946-47 совершенствовался в классе композиторского мастерства Пражской консерватории под рук. Я. Ржидки и А. Хабы, изучал дирижирование под рук. В. Талиха и П. Дедечека. Творч. деятельность начал в конце 1940-х гг. Организатор и руководитель симф. оркестра в г. Русе (1947), дирижёр балетной труппы Софийской нар. оперы (1948-49), гл. дирижёр оперного т-ра и симф. оркестра в Русе (1949-52), гл. дирижёр Гос. симф. орк. в Варне (1952-56). С 1956 в Софийской гос. филармонии (в 1957-58 и с 1962 - гл. дирижёр). С особым успехом выступает в романтич. и совр. репертуаре; значит. место в программах И. занимают произв. болг. авторов. Гастролировал в странах Европы (в т.ч. в СССР). И. выступает также как муз. критик и публицист, автор монографии о Л. Пипкове и статей по вопросам истории и развития болг. музыки.

Сочинения: опера - Боянский мастер (София, 1962); для орк.- 5 симфоний (1947, 1951, 1954, 1958, 1960), симф. поэма. Песня о человеческой радости (1951), Дивертисмент (1949), симф. вариации (1952); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 4 квартета; песни, музыка к фильмам и др.

Литературные сочинения: Любомир Пипков, София, 1958.

M. M. Яковлев.

Иллика Л.

Иллика Л. (Нllica) Луиджи (9 V 1857, Кастель-Аркуато, близ Пьяченцы - 16 XII 1919, Коломбароне, близ Пьяченцы) - итал. либреттист, драматург. В 1882 начал лит. деятельность. Автор мн. драм и комедий (в т.ч. на миланском диалекте). В сотрудничестве с драматургом Дж. Джакозой создал либретто опер Дж. Пуччини: "Богема" (1896, Турин), "Тоска" (1900, Рим), "Чио-Чио-сан" (1904, Милан), Один из лучших итал. либреттистов конца 19 - нач. 20 вв., способствовавший развитию нового направления в итал. оперном т-ре - веризма. Либретто И. отличаются сценич. выразительностью, правдивостью характеров, поэтичностью, свежестью лит. стиля. Автор либретто опер: "Валли" Каталани, "Христофор Колумб" Франкетти, "Любовные обиды" Лупорини, "Ирис", "Маски", "Изабо" Масканьи, "Андре Шенье" Джордано, "Принц Зилах" Альфано, "Геллера" Монтемецци, и др.

Литература: Musini N., L. Illica, Fidenza, 1939; Mоrini M., Il carteggio Puccini - Illica - Ricordi, в кн.: Carteggi pucciniani, a cura di E. Gara, Mil., 1958.

С. M. Грищенко.

Иллюстрация музыкальная

Иллюстрация музыкальная (от лат. Illustratio - наглядное изображение).

1) Фрагменты муз. произведений (или всё произведение), исполняемые во время уроков, бесед, лекций пианистом-иллюстратором или ансамблем либо воспроизводимые средствами механической записи (граммофон, магнитофон)

2) Программы, составленные из муз. произв., или импровизации, которыми пианисты- иллюстраторы, ансамбли (в больших кинотеатрах иногда оркестры) сопровождали показ немых кинофильмов (см. Киномузыка).

3) Муз. сопровождение телевизионных и радиопередач о музыке - концертов-очерков, муз.-образовательных, биографич., посв. жизни музыкантов и др. И. м. служат обычно основой, на к-рой строится вся передача.

4) Небольшие отрывки муз. произв. (иногда несколько тактов), встречающиеся в спец. книгах о музыке. Подобные И. м. наз. также нотными примерами.

Ильин И. П.

Игорь Павлович (р. 21 IX (4 X) 1909, Харьков) - сов. композитор, муз. деятель. Чл. КПСС с 1943. В 1930 окончил Муз. техникум им. Рубинштейна (у В. Ю. Зограф-Плаксиной), в 1935 - историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории (курс истории музыки у А. А. Альшванга, по классу фп. у Г. Р. Гинзбурга и К. Н. Игумнова, по композиции у Д. Б. Кабалевского).

Работал в Радиокомитете (позже - Всесоюзное радио), музее им. Скрябина, Всесоюзном гастрольно-конц. объединении, Большом т-ре и др. С 1959 гл. редактор изд-ва "Советский композитор" (Москва).

Автор оперетт: "Невеста Айдамаха" (1939, Хабаровск), "Счастливый берег" (1940, там же), "Персидская княжна" (1940, Моск. т-р миниатюр), "Дама в зелени" (1941, Сталинград), "Счастливый рейс" (1947, Одесса), "Прощай, Неаполь" (совм. с С. А. Заславским, 1968, Ростов-на-Дону) и др., а также сочинений для орк. и отд. инструментов, фп. пьес, пьес для гобоя с фп., циклов романсов, обр. нар. песен, музыки для драм. т-ра и кино.

Н. Д. Камбург.

Ильинский А. А.

Александр Александрович (12 (24) I 1859, Царское Село, ныне г. Пушкин - 23 II 1920, Москва) - рус. композитор и педагог. Муз. образование получил в Берлине (обучался игре на фп. в консерватории Т. Куллака, в 1881-84 - композиции у В. Баргиля в Высшей школе музыки). В 1885 окончил экстерном Петерб. консерваторию по классу композиции. В 1885-1905 преподавал в Муз.-драм. училище Моск. филармонич. об-ва (с 1896 профессор; вёл муз.-теоретич. предметы, классы композиции и игры на фп.). С 1905 профессор Моск. консерватории (теория и история музыки, композиция). Среди многочисл. произв. И. - опера "Бахчисарайский фонтан" (1911, изд. клавир), хореографич. картина "Hyp и Анитра" (1907, Большой т-р, Москва), 2 кантаты ("Стрекозы", "Русалка"); симфония, 2 сюиты и "Кроатские танцы" для оркестра; струн. квартет; пьесы для фп., скрипки и фп.; хоры, романсы, музыка к трагедиям "Царь Эдип" и "Филоктет" Софокла, "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого. Наибольший интерес представляют его симф. сочинения и театр. музыка.

Сочинения: Биографии композиторов о IV-XX век., с портретами. Иностранный и русский отделы, под ред. А. Ильинского. Польский отдел под ред. Г. Пахульского, М., 1904; Краткое руководство к практическому изучению инструментовки, вып. 1-3, М., 1918; и др.

И. М. Ямпольский.

Ильинский А. В.

Александр Васильевич (1896, с. Ровенки Тамбовской губ. - 21 VIII 1956, Волгоград) - сов. артист и режиссёр оперетты. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1918-22 работал в драм. т-ре Ростова-на-Дону. В 1922-35 выступал в т-рах музкомедии Харькова, Ростова-на-Дону, Минска, Витебска и др. городов; в 1935-56 артист и режиссёр Волгоградского т-ра музкомедии. Комедийный талант И. с особой силой проявился в ролях: графа Кутайсова ("Холопка" Стрельникова), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Менелая ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Никоша ("Весёлая вдова" Легара), Фраскатти ("Фиалка Монмартра" Кальмана). Тонким юмором, теплотой наделял образы Никиты Мальцева ("На берегу Амура" Блантера - лучшее создание артиста), Суворова ("Дочь фельдмаршала" Фельцмана), Кутузова ("Голубой гусар" Рахманова). На сцене Волгоградского т-ра пост. оперетты - "Чудесный край" Рябова, "Голубые скалы" Заграничного, "Холопка" Стрельникова, "Баядера" Кальмана и др. В 1947 во Львовском т-ре оперы и балета пост, оперу "Любовь Яровая" Энке.

В. И. Зарубин.

Илюхин А. С.

Александр Сергеевич (21 IV (4 V) 1900, Москва - 21 II 1972, там же) - сов. музыкант (исполнитель на балалайке), дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1962). Ученик Г. Л. Катуара и А. Д. Кастальского (теория музыки), B.C. Трояновского (балалайка). В 1920-23 выступал в дуэте с Трояновским. В 1928-32 преподавал в 1-м гос. муз. техникуме. В 1936-1941 возглавлял созданные по его инициативе первые в СССР заочные муз. курсы Всесоюзного дома нар. творчества, одновременно преподавал (1935-41) на воен. ф-те Моск. консерватории. В 1943-45 худ. рук. и гл. дирижёр ансамбля песни и пляски 1-го Прибалтийского фронта. В 1948 в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных по инициативе и при активном участии И. был основан ф-т нар. инструментов, где он преподавал до конца жизни (в 1948-63 зав. кафедрой, с 1951 доцент). Среди учеников: Л. А. Хамиди, М. Ф. Рожков, А. В. Тихонов и др. Автор получивших широкое распространение самоучителей, школ, а также методич. пособий для муз. учебных заведений.

Сочинения: Самоучитель игры на балалайке, М.-Л., 1927-1971 (св. 20 изд.); Школа для балалайки, М.-Л., ч. 1, 1939, ч. 1-2, 1947; Курс музыкальной грамоты, ч. 1-4, М., 1939-40 (совм. с А. В. Кудрявцевым); то же, Kипв, 1939-40 (на укр. яз.); Школа коллективной игры. Русский народный оркестр, М., 1970 (совм. с Ю. Н. Шишаковым) и др.

Ю. Н. Шишаков.

Иманов Л. М.

Лютфияр Муслим оглы (р. 17 IV 1928 Сабирабад, Азерб. ССР) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. СССР (1977). Чл. КПСС с 1978. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 10-го созыва. В 1957 окончил Бакинское муз. уч-ще у A. A. Милованова, в 1968 - театроведч. ф-т Азерб. ин-та иск-в. С 1943 работал в Драм. т-ре, хор. и эстр. коллективах, Т-ре муз. комедии. С 1958 солист Азерб. т-ра оперы и балета. В 1965 стажировался в Большом т-ре, в 1975 - в миланском т-ре "Ла Скала". Обладает сильным, выразительным голосом серебристого тембра; исполнение И. отличается актёрским мастерством. Среди партий - Герман, Радамес, Манрико, Герцог; Каварадосси, Хозе, Фауст; Кёр-оглы ("Кёр-оглы" Гаджибекова), Вагиф ("Вагиф" Мустафаева), Балаш ("Севиль" Амирова), Багадур ("Багадур и Сона" Алескерова). Выступает и в концертах, исполняет песни народов мира, азерб. нар. песни и др. Гастролирует за рубежом.

Литература: Алекперова Н., Лютфияр Иманов, "СМ", 1970, No 7; Фархадова Р., Человек счастливой судьбы, "МЖ", 1977, No 10.

Имбри Э. У.

Имбри Э. У. (Imbrie) Эндрю Уэлш (р. 6 IV 1921, Нью-Йорк) - амер. композитор. Брал уроки у П. и Л. Орнстайнов и Р. Казадезюса (фп.), Р. Сешнса (1937-47), а также у Н. Буланже (композиция) в Париже. Окончил Принстонский (1942) и Калифорнийский (Беркли, 1947) ун-ты. Получив амер. Римскую пр., работал в Риме (1947-51; жил там также в 1953-54 и в 1968-1969). С 1948 (с перерывами) преподавал в Калифорнийском ун-те в Беркли (с 1960 профессор). С 1970 возглавляет композиторское отделение консерватории в Сан-Франциско. Соч. И. отличаются стройностью формы и сложной полифонич. фактурой, симфонические - блестящей оркестровкой. Среди произв. для оркестра - 3 симфонии (1966-70), Легенда (1959); концерты с оркестром - 3 для фп. (1972-74), для скрипки (1954), виолончели (1973), флейты (1977), 4 струн. квартета (1942-69); пьесы для разл. камерно-инструментальных ансамблей с фп. (дивертисмент, серенада, экспромт), фп. Соната (1947); псалом No 42 для муж. хора и органа (1962).

Имитация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Императорское русское музыкальное общество

Императорское русское музыкальное общество - см. Русское музыкальное общество.

Импрессионизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Импровизация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Инашвили А. И.

Александр (Сандро) Иович (11 (23) VIII 1889, Тбилиси - 4 VI 1958, там же) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1950). Чл. КПСС с 1946. С детских лет пел в груз. нар. хоре. С 1912 выступал в спектаклях нар. т-ра в Тбилиси, там же в 1916 окончил Муз. уч-ще по классу пения Е. К. Ряднова. В 1923 совершенствовался у Э. Джиральдони (Италия). С 1917 солист, с 1933 зав. художеств. частью Груз. т-ра оперы и балета. Выступал на оперных сценах в Италии и Испании (1923-25).

И. - один из основоположников груз. оперно-вок. иск-ва, создал яркие вок.-сценич. образы в груз., рус. и сов. операх. К лучшим партиям принадлежат: Мурман ("Абесалом и Этери", первый исп., 1919) и Киазо ("Даиси" З. Палиашвили), Гоча ("Коварная Дареджан" Баланчивадзе), Евгений Онегин, Эскамильо; Фигаро ("Севильский цирюльник"); среди др. партий - Борис Годунов, Демон, Мефистофель; Валентин ("Фауст"). Выступал как конц. певец. С 1928 зав. оперным классом, с 1937 преподаватель (с 1942 профессор) Тбилисской консерватории. Среди учеников - М. Амиранашвили, Н. Джапаридзе, Ш. Кикнадзе, П. Томадзе, И. Шушания.

Литература: Кашмадзе Ш., Сандро Инашвили, Тб., 1948 (на груз. яз.).

Л. С. Кауфман.

Инвенция

Инвенция (от лат. inventio - изобретение, выдумка) - обозначение небольшой пьесы, указывающее на роль в ней муз. изобретательности, выдумки - как в отношении мелодики, так и в отношении развития: тематич. ядра, построения формы. Первым термин "И." применил К. Жанекен (многогол. песни "Inventions musicales", 2 выпуска, 1555). Нередко обозначение И. использовалось в качестве подзаголовка или характеристики произв. в предисловии к ним; порой оно сочеталось с дополняющими словами ("Inventioni curiose" Дж. Б. Витали из собрания "Artificii musicali", op. 13, 1689). И. для скрипки соло ор. 10 Ф. А. Бонпорти (1713) были собственноручно переписаны И. С. Бахом и поэтому долгое время рассматривались как его сочинения. Возможно, что они послужили прообразом широко известных И. самого И. С. Баха. Это собрание двухгол. пьес из "Клавирной книжечки для В. Ф. Баха" (1720), занимающих промежуточное положение между полифонич. прелюдиями и фугами И. С. Баха; первоначально они были названы преамбулами. Трёхгол. пьесы того же типа Бах сначала назвал фантазиями, позднее переименовал их в симфонии. По мысли Баха, его И. должны были служить выработке техники двухгол. и трёхгол. игры, а также побуждать к муз. находкам и их последоват. разработке. Близки к И. нек-рые прелюдии из "Хорошо темперированного клавира" и пьесы из "Клавирных упражнений". Название И. изредка применялось и композиторами 20 в. (Э. Пеппинг, И. для малого орк., 1931; Б. Блахер, 2 И. для oрк. op. 46; M. Буттинг, 6 И. для секстета смешанного состава, 1950; Г. Рейтер, И. для фп. ор. 25; Г. Клебе, 4 И. для фп. ор. 26 и др.). А. Берг построил 3-е действие оперы "Воццек" в виде 6 И., т. е. 6 муз. форм, осн. на том или ином избранном материале (И. в виде темы с вариациями, И. с орг. пунктом, И. с единым ритмом и др.). В "Детском альбоме" для фп. А. И. Хачатуряна переложение Adagio из балета "Гаянэ" названо И. Цикл И. для органа принадлежит Б. И. Тищенко.

Литература: Скребков М., Полифонический анализ, М., 1940, с. 115-121; Протопопов В. Л., История полифонии в ее важнейших явлениях, (вып. 2). Западно-европейская классика XVIII-XIX веков, М., 1965, с. 177-178 (об инвенциях И. С. Баха); Schering A., Geschichtliches zur "ars inveniendi" in der Musik, "JbP", Jahrg. XXXII, 1925, Lpz., 1926; Jode Fr., Die Kunst Bachs, dargestellt an seinen Inventionen, Wolfenbьttel, 1926, 1957; David J. N., Die zweistimmigen Inventionen von J. S. Bach, Gцttingen, 1957; его же, Die dreistimmigen Inventionen J. S. Bachs, Gцttingen, 1959.

А. О. Гриневич.

Индженьери М. А.

Индженьери М. А. (Ingegneri) Марко Антонио (1547, Верона - 1 VII 1592, Кремона) - итал. композитор. Учился у В. Руффо и нек-рое время у К. Pope, к-рый оказал на И. большое влияние. В 1568 поселился в Кремоне, с 1581 был капельмейстером Кафедрального собора. В 1584-85 возглавлял капеллу Сант-Амброджо в Женеве. У И. учился К. Монтеверди. Композитор виртуозно владел полифонич. мастерством. По стилю его музыка близка произв. Палестрины. Среди соч. И. - 2 сб-ка 5- и 8-гол. месс (1573, 1587), 4 сб-ка "Священных песнопений" ("Sacrarum cantionum", 5-гол., 1576; 4-гол., 1586; 7 - 16-гол., 1589; 6-гол., 1591), ламентации (1588), а также неск. сб-ков 4-, 5- и 6-гол. мадригалов (1570- 1587). Долгое время респонсорий И. ("Responsoria heb-domadae sanctae") приписывался Палестрине (был помещён в собрании его соч.).

Литература: Dohrn E., M. A. Ingegneri als Madrigalkomponist, Hannover, (1936) (Diss.).

Индийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Индонезийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Индра Ю. С.

Индра Ю. С. (псевд.; наст, фам. - Подлецкис) Юозас Стасевич (18 III 1918, дер. Поветово, ныне Каунасского р-на - 14 III 1968, Каунас) - сов. композитор, певец (лирико-драм. тенор) и дирижёр. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1959). В 1945 окончил Каунасскую консерваторию. С 1944 пел на оперной сцене в Каунасе, в 1948-54 - в Вильнюсе. Партии: Герман, Ленский; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст, Альфред, Хозе. С 1954 гл. дирижёр Каунасского муз.-драм. т-ра. В 1948-54 вёл оперный класс в консерватории Литовской ССР.

Сочинения: балет Аудроне (1957, Т-р оперы и балета, Вильнюс, Гос. пр. Литов. ССР), Кантата о партии (1954), симфония Город развалин (1960), инстр. соч., хоры, романсы, обработки литов. нар. песен, музыка для драм. театра, и др.

Литература: Гаудримас Ю. К., Литовская ССР, М., 1957 (Муз. культура союзных республик).

Иннаби

Иннаби - азерб. нар. танец. Исполняется девушками, молодыми женщинами (соло или парами) на девичьих вечеринках, свадьбах, празднествах. В нач. 20 в. утвердился как бытовой танец. Темп умеренно-живой. Муз. размер 6/8 (3/4). Сопровождается чаще всего ансамблем сазандари.

Иннаби

Инсарова М. Н.

Мария Николаевна (1866, Новгород - дата смерти неизв.) - рус. певица (лирико-драм. сопрано). Пению обучалась в Петерб. консерватории у Ю. Ф. Платоновой, В. И. Иванова-Смоленского, С. И. Габеля. Артистич. деятельность начала в Саратове в 1892, затем выступала в разл. антрепризах во мн. провинц. городах, в т.ч. в Харькове (1894-96) и Ростове-на-Дону (1896-97). С 1897 пела в частной оперной труппе А. А. Церетели (Харьков), с к-рой гастролировала в Петербурге и Москве.

И. - одна из первых исполнительниц партий в операх Н. А. Римского-Корсакова: Волхова ("Садко", Харьков, 1898), Марфа ("Царская невеста", Харьков, 1899), Мария ("Пан-Воевода", антреприза Церетели, Петербург, 1904). К числу лучших работ И. относятся также партии Татьяны, кумы Настасьи, Маргариты, Микаэлы и др. Исполнение И. отличалось тонкой музыкальностью, лирич. проникновенностью.

Литература: Ястребцев В. В., Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания, т. 2, Л., 1960, с. 128-29, и др.

М. М. Яковлев.

Институт истории искуств

Институт истории искуств - научно-исследоват. учреждение комплексного типа, изучающее историю и теорию всех видов иск-ва, а также марксистско-ленинскую эстетику. Основан в Москве в 1944 в системе Академии наук СССР, с 1961 - в ведении Мин-ва культуры СССР. Организатор и первый директор Ин-та - академик И. Э. Грабарь. Осн. внимание Ин-т уделяет проблематике многонационального иск-ва народов СССР. Значит. место в его трудах занимает и зарубежное иск-во, его история и современное развитие. В планах Ин-та сочетаются обобщающие комплексные труды с индивидуальными монографическими исследованиями отдельных областей искусства или группы исторических проблем. К первым относятся издания: "Русская художественная культура конца XIX - начала XX в." (кн. 1, 2, 1968, 1969), "Искусство, революцией призванное" (кн. 1, 2, 1969, 1972), "История европейского искусствознания" (кн. I-IV, 1962-1969) и др. Первым руководителем муз. сектора был академик В. В. Асафьев. В Ин-те работают крупные музыковеды: А. Д. Алексеев, В. А. Васина-Гроссман, Д. В. Житомирский, Ю. В. Келдыш, В. Д. Конен, О. Е. Левашова, Т. Н. Ливанова, И. В. Нестьев, М. Д. Сабинина, Б. М. Ярустовский и др. Параллельно с участием в комплексных работах Ин-та музыковеды создают капитальные коллективные и индивидуальные труды. Среди изданных работ: "Чайковский" Н. В. Туманиной (2 тома, 1962, 1969), "Э. Григ" О. Е. Левашёвой (1962), "Р. Шуман" Д. В. Житомирского (1964), "Русская музыка XVIII века" Ю. В. Келдыша (1965), "Оперная критика в России" Т. Н. Ливановой и Вл. Протопопова (4 вып., 1966- 1973), "Б. Барток" И. В. Нестьева (1969), "История музыки народов СССР" (4 тома, 1970-73), "Монтеверди" В. Д. Конен (1971), "Очерки по драматургии оперы XX века" Б. М. Ярустовского (кн. 1, 1971), серия публикаций "Памятники русского музыкального искусства" (вып. 1-2, 1972-73), "Музыка и поэтическое слово" В. А. Васиной-Гроссман (вып. 1, 1972) и др. Ин-т связан с искусствоведческими учреждениями союзных и автономных республик; готовит аспирантов.

Литература: Библиография изданий Института (1944-1966 гг.), М., 1967.

Институт театра, музыки и кинематографии

Институт театра, музыки и кинематографии (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, ЛГИТМиК) - н.-и. институт искусствоведения и высшее театральное учебное заведение. Создан в 1962. Состоит из двух отделов - научного и учебного. Научный отдел ЛГИТМиК - быв. Ленингр. н.-и. ин-т театра, музыки и кинематографии, осн. на базе созданного в 1912 Института истории иск-в; учебный - быв. Ленингр. театр. ин-т им. А. Н. Островского, осн. в 1918 под назв. Школа актёрского мастерства. Ин-т был первым в России науч. центром искусствознания, сыграл важную роль в истории сов. театроведения и музыковедения. В 1920, по инициативе и при участии крупных деятелей рус. муз. культуры Б. В. Асафьева, А. К. Глазунова, А. В. Оссовского, в Ин-те был открыт ф-т истории музыки, просуществовавший под разл. названиями (как и сам Ин-т) до 1937. В 1937 музыковедч. секция была передана в Ленингр. консерваторию, но в том же году выделилась в самостоят. Гос. муз. н.-и. ин-т. В 1939 был восстановлен сектор т-ра и учреждение стало именоваться Государственным н.-и. ин-том театра и музыки. С 1950 существует сектор инструментоведения, с 1958- кинематографии, с 1962 - источниковедения (мн. рукописные фонды к-рого уникальны). С 1940 здесь собрана одна из крупнейших в мире коллекций муз. инструментов разных времени народов. С 1956 существует постоянная выставка-музей этих инструментов. Библиотека ЛГИТМиК (на 1972-335 тыс. томов) - ценнейшее хранилище науч. лит-ры в области искусствознания.

В науч. отделе осн. внимание уделяется вопросам теории и истории иск-ва, изучаются разл. виды муз. иск-ва - опера, балет, оперетта, муз. и вок. жанры, муз. эстетика, муз. фольклор, инструментоведение. Тематика науч. трудов связана, в первую очередь, с процессами, происходящими в совр. иск-ве. Среди работ: "Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX в." Ю. Кремлева (3 тома, 1954-60), "Атлас музыкальных инструментов народов СССР" К. Верткова, Г. Благодатова, Э. Язовицкой (1963), "Русский советский оперный театр (1917-1941). Очерк истории" А. А. Гозенпуда (1963).

В Ин-те работали известные музыковеды: Б. В. Асафьев, И. И. Соллертинский, А. В. Оссовский, А. С. Рабинович, Р. И. Грубер, Ю. А. Кремлёв, Ю. В. Келдыш, Е. В. Гиппиус, инструментовед К. А. Вертков. В числе науч. сотрудников Ин-та (на 1973) музыковеды: А. А. Гозенпуд, Л. Н. Раабен, А. Н. Сохор, инструментовед Г. И. Благодатов. С 1939 в Ин-те существует кафедра муз. воспитания, знакомящая будущих актёров и режиссёров с отечеств. и заруб. муз. культурой. С 1962 ЛГИТМиК имеет учебный театр. С 1964 ведётся подготовка актёров т-ра муз. комедии.

Литература: Государственный научно-исследовательский институт театра, музыки и кинематографии, Л., 1947; Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, Л., 1971.

М. В. Побединский.

Инструментоведение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Инструментовка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Интген Ю. Э.

Интген Ю. Э. (Rцntgen) Юлиус Энгелберт (9 V 1855, Лейпциг - 13 IX 1932, Билтховен, близ г. Утрехт) - нидерл. композитор, пианист и фольклорист. Игре на фп. учился у Ю. Кленгеля, композиции - у М. Гауптмана (1866-68), совершенствовался у К. Рейнеке в Лейпциге, затем у Ф. Лахнера в Мюнхене. С 1877 жил в Амстердаме, дирижировал концертами Об-ва поощрения музыки (1886-98), об-ва "Богатые заслугами" ("Felix mentis") и др. Был одним из основателей консерватории (1884), ее профессором и директором (1914-1924). Выступал как пианист-солист и ансамблист (аккомпанировал П. Касальсу и К. Флешу). Как композитор сформировался под влиянием гл. обр. Э. Грига, поздних нем. романтиков, И. Брамса (был его другом), испытал также воздействие муз. течений 1920-х гг. Написал биографию Э. Грига, в к-рую включил переписку с ним (1930). Собиратель нац. муз. фольклора. Участвовал в поездках по Норвегии вместе с Григом. Р. опубликовал сб. обработок старинных нидерл. нар. мелодии "Крестьянские песни и контрдансы" ("Воеrеn-liedjes en contradansen", bd 1-4). В вок. произв. опирался также на муз. фольклор.

Сочинения: оперы - Смеющийся кавалер (De lachende Kavalier, из жизни художника P. Хальса), Агнета (1914, Амстердам), для орк. - 12 симфоний, сюиты, в т.ч. Весёлая (Boertige), концерты с орк. - 7 для фп., 2 для скр., 2 для влч., др. произв. в жанре концерта, камерно-инстр. ансамбли - 16 струн. и 11 фп. трио, 19 струн. и 2 фп. квартета, 2 струн. и 3 фп. квинтета, струн. секстет, сонаты для разл. инструментов с фп., для фп. - 21 соната, пьесы, соч. для органа, для голоса с орк. и фп., хоры, песни.

Письма: Brieven van Julius Rцntgen, hrsg von A. Rцntgen, Amst, 1934

Литература: Meer J. H. van der, Julius Rцntgen 1855-1932, "Mededelingen Gemeentemuseum van Den Haag", 1955, No 10, р. 21-32

В. В. Ошис.

Интервал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Интерлюдия

Интерлюдия (позднелат. interludium, от лат. inter - между и ludus - игра).

1) Музыкальная (вок.-инстр. или инстр.) пьеса, исполняемая между актами оперы или драмы.

Может быть связана со сценич. действием, хореографией. Чаще носит назв. интермедия или интермеццо.

2) Муз. пьеса или развёрнутое построение, исполняемое между строфами хорала (импровизируется на органе), между осн. частями циклич. произв. (соната, сюита).

Обычно в И. преобладает функция разделения, что часто подчёркивается контрастным по отношению к предыдущему и последующему, хотя и менее развитым и ярким тематич. материалом (напр., И. "Прогулка" между осн. частями "Картинок с выставки" Мусоргского, И. между фугами Ludus tonalis Хиндемита). В И., где акцентирована функция связи, тематич. материал часто заимствуется из предыдущего раздела, но развивается в новом аспекте.

В таком случае И., как правило, не является завершённой пьесой (напр., И. в фугах).

Г. Ф. Мюллер.

Интермедия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Интермеццо

Интермеццо (итал. intermezzo, от лат. intermedins - находящийся посреди, промежуточный).

1) Пьеса промежуточного, связующего значения. В инстр. музыке может выполнять роль трио в трёхчастной форме (Р. Шуман, скерцо из сонаты для фп. ор. 11, юмореска для фп. ор. 20) или средней части в сонатном цикле (Р. Шуман, концерт для фп. с оркестром).

В опере И. может быть как чисто инструментальным ("Царская невеста" Римского-Корсакова), так и вок.-инстр., хоровым ("Игрок" Прокофьева).

Встречаются инстр. И., исполняемые между актами или сценами оперы ("Сельская честь" Масканьи, "Алеко" Рахманинова и др.). Вок.-инстр. сцена между актами оперы обычно наз. интермедией.

2) Самостоят. характерная инстр. пьеса. Основоположником этой разновидности И. является Р. Шуман (6 И. для фп. ор. 4, 1832). И. для фп. создали также И. Брамс, А. К. Лядов, Вас. С. Калинников, для орк. - М. П. Мусоргский.

Е. А. Мнацаканова.

"Интернационал"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Интернациональное общество музыковедения

Интернациональное общество музыковедения - см. Международное общество музыковедения.

Интернациональное общество современной музыки

Интернациональное общество современной музыки - см. Международное общество современной музыки.

Интерпретация

Интерпретация (от лат. interpretatio - разъяснение, истолкование) - художеств. истолкование певцом, инструменталистом, дирижёром, камерным ансамблем муз. произведения в процессе его исполнения, раскрытие идейно-образного содержания музыки выразит. и технич. средствами исполнит. иск-ва. И. зависит от эстетич. принципов школы или направления, к к-рым принадлежит артист, от его индивид. особенностей и идейно-художеств. замысла. И. предполагает индивид. подход к исполняемой музыке, активное к ней отношение, наличие у исполнителя собств. творч. концепции воплощения авторского замысла.

Иск-во И. в собств. смысле слова возникает и развивается с сер. 18 в., когда муз. композиция и исполнительство обретают всё больщую самостоятельность, а исполнитель становится истолкователем не собственных сочинений, а произв. др. авторов. Становление иск-ва И. шло параллельно с процессом постепенного углубления индивидуального начала в музыке, с усложнением её выразит. и технич. средств.

Значение интерпретатора, музыканта нового типа, особенно возрастает в 19 в. Постепенно задачи И. усложняются. Складываются разл. стили муз. исполнения, возникают связанные с ними психологич., идеологич. и технологич. проблемы исполнительства, вопросы мастерства, школы и др.

Особенности И. выдающихся исполнителей 18-19 вв. поддаются выявлению лишь на основе сохранившихся письм. свидетельств, зачастую неполных и субъективных. В случаях, когда исполнитель одновременно был и композитором, существ. помощь для установления особенностей его И. оказывает изучение его творч. стиля, в к-ром всегда находит отражение художеств. индивидуальность, обусловливающая и неповторимые черты И. (Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, С. В. Рахманинов и др.). Изучение И. артистов 19 в. облегчается и более тесной преемств. связью исполнит. школ, а также наличием редакций, обработок и транскрипций муз. произведений, авторами к-рых выступают обычно выдающиеся исполнители. В них в самой нотной записи находит закрепление муз. И. С помощью редактирования и обработки муз. произв. приспосабливается к технич. и художеств.-эстетич. тенденциям стиля исполнения, представителем к-рого является интерпретатор (напр., "Фолия" Корелли в транскрипциях Ю. Леонара, Ф. Давида и Ф. Крейслера, или "Кампанелла" Паганини в транскрипциях Листа и Ф. Бузони и др.). Значит. помощь при исследовании иск-ва И. 20 в. оказывает звукозапись, сохранившая многие образцы И. выдающихся исполнителей прошлого (после изобретения фонографа, грамзаписи и магнитофонной записи иск-во И. с каждым годом получало в звукозаписях всё более полное отражение). В широком смысле слова черты И. в какой-то степени присущи всякой словесной характеристике, оценке музыки - в анализах, поэтич. описаниях и др.

Литература: см. пр ст. Исполнение музыкальное.

И. М. Ямпольский.

Интонация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Интрада

Интрада (итал. intrada, entrata, испан. и португ. entrada, франц. entrйe, англ. entry, букв.- вступление) - небольшая инстр. пьеса, выполняющая функции вступления к к.-л. торжеств. церемонии, обществ. увеселению или муз. произведению. Наибольшим распространением пользовалась в 16-18 вв. Для И., сопровождавших торжеств, выход высоких персон, характерны двух- или четырёхдольный размер и темп марша, применение пунктирных ритмов и фанфар. И. к светским или духовным торжествам нередко близки к паване. И. к танц. увеселениям писались в виде быстрого танца, зачастую с привлечением нар.-песенных мелодий. Порой И. замещали увертюру в операх и балетах ("Альцеста" Глюка в итал. редакции, 1767; "Бастьен и Бастьена" Моцарта, 1768). В 17 в. И. вошла и в инстр. танц. сюиту, где во мн. случаях сохраняла свои вступит. функции (обычно занимала место 1-й части или же служила введением к куранте; нередко помещалась между паваной и курантой). В нем. муз. творчестве с конца 16 до сер. 17 вв. наряду с обозначением И. и вместо него применялось слово Aufzug. В 19 в. чаще, чем И., используются термины "интродукция", "увертюра", "прелюдия". Композиторы 20 в. изредка применяют обозначение И. (К. Орф, Э. Пеппинг и др.).

Литература: Reimann M., Materialien zu einer Definition der Intrada, "Mf", Jahrg. X, 1957, No 3.

Интродукция

Интродукция (от лат. introductio - введение).

1) Краткое вступление к первой части циклич. инстр. произведений (симфоний, дивертисментов, реже струн. квинтетов, квартетов, трио, сонат, вариац. циклов), а также к одночастным инстр. сочинениям (увертюрам). В фп. сонате Л. Бетховена ор. 53 встречается И. ко 2-й заключит, части цикла. И. обычно развёртывается в медленном темпе (grave, largo, adagio, реже andante), нередко имеет патетич. или торжеств. характер (обозначение maestoso). Во мн. случаях завершается половинной каденцией. Зачастую инстр. вступления, по типу относящиеся к И., лишены этого обозначения (напр., в симфониях Й. Гайдна).

2) Род оперной или балетной увертюры; обычно бывает более краткой и отличается свободой построения (напр., И. к опере "Евгений Онегин"). В нем. музыке в сходном значении употребляется термин Vorspiel. Встречаются И. и к отд. актам оперы; как правило, они непосредственно переходят в первый вок. номер данного акта ("Фиделио", начало 2-го акта).

3) Вок. ансамбль или хор. сцена в опере, непосредственно следующие за увертюрой и открывающие собой 1-е действие оперы (напр., в операх "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила").

Иоанн Кукузель

Иоанн Кукузель (Ioannes Kukuzeles) - см. Кукузель Иоанн.

Иоахим А.

Иоахим А. (Joachim) Амалия (наст, фамилия - Шневайс, SchneeweiЯ) (10 V 1839, Марбург, ныне Марибор, Югославия - 3 II 1898, Берлин) - австр. певица (контральто). Была женой Й. Иоахима. Дебютировала в 1853 в Троппау (ныне Опава, Чехословакия). В 1854 выступала в Германштадте (ныне Сибиу, Румыния) и в Вене на сцене "Кернтнертортеатра"; в 1862 и 1865-66 - в Ганновере (Придворная опера). С 1866 вела конц. деятельность. Была одной из лучших исполнительниц романсов и песен Р. Шумана и И. Брамса. Преподавала в консерватории Клиндворта-Шарвенки в Берлине.

Иоахим Й.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница