Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЗ"-"КАЛ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Григорий Алексеевич (21 IV (3 V) 1858, Петербург - 18 V 1938, Ленинград) - сов. композитор, дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). Учился в Придворной певческой капелле у И. И. Рыбасова и И. К. Гунке, в 1874-83 - в Петерб. консерватории, где занимался по композиции у Ю. И. Иогансена и Н. А. Римского-Корсакова, игре на фп. обучался у Р. Ф. Аменды и P. P. Штейна. По окончании консерватории работал хормейстером в Мариинском т-ре (с 1889), преподавал теорию музыки в хор. классах при казённой опере, руководил кружками и об-вами хор. пения. Как дирижёр выступал в общедоступных концертах РМО, в "Русских концертах" в Париже (1898). В 1924-38 руководил хор. классом Ленингр. консерватории (с 1926 профессор). Ему принадлежат переложения для фп. опер "Снегурочка" Римского-Корсакова и "Корделия" H. P. Соловьёва. Сочинения: оперы - Князь Серебряный (по роману А. К. Толстого, 1892, Мариинский т-р), Пан Сотник (на сюжет из "Кобзаря" Т. Г. Шевченко, 1902, Петерб. нар. дом); кантата Русалка; для орк. - симфония, 2 восточные сюиты (1-я - Армянская), балетная сюита; фантазия для альта с орк.; фп. пьесы, хоры, романсы (на сл. А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, И. С. Никитина) и др. Литература: Г. А. Казаченко. По поводу 20-летнего юбилея, "Музыка и пение", 1903, No 11 (с хронологич. перечнем 1879-1902, муз. соч. ор. 1-35). И. М. Ямпольский. |
Казачок - нар. танец. Бытуют варианты - укр. К., кубанский К., терский К. и др. Муз. размер 2/4. Распространение получил укр. К. - живой, весёлый танец импровизационного характера. Исполняется обычно парой (ведёт девушка, партнёр повторяет её фигуры). Характерное движение "верёвочка" перемежается с др. элементами нар. укр. танца. Первая муз. обр. К. приписывается польскому лютнисту и комп. С. Дусяцкому (1-я четв. 17 в.). В рус. рукописных сб. мелодия К. встречается со 2-й пол. 18 в. Тогда же К. появляется во франц. балетах; особую популярность приобретает в 1820-х гг. (после пребывания рус. войск в Париже). В нач. 19 в. в России К. исполнялся как бальный танец. А. С. Даргомыжский написал для оркестра "Малороссийский казачок". В сов. время часто исполняется ансамблями нар. танца. |
Андрей Фёдорович (7 (19) X 1849, Кавказ - 27 III (8 IV) 1885, Киев) - укр. музыковед, педагог, композитор, дирижёр. В 1875 окончил Петерб. консерваторию по классу теории музыки у Н. И. Зарембы, изучал композицию и инструментовку у Н. А. Римского-Корсакова, контрапункт - у Ю. И. Иогансена. В 1876-85 преподавал муз.-теоретич. дисциплины и руководил хор. классом в Киевском муз. уч-ще, с 1877 дирижировал симф. концертами Киевского отделения РМО. Большая часть муз. произв. К. осталась в рукописях и ныне утрачена. Автор учебников "Популярное изложение основных начал музыкальной теории, приспособленное к самообучению" (Киев, 1884), "145 сольфеджио для одного голоса" (Киев, 1887) и др. Литература: А. Ф. Казбирюк (некролог), "Киевлянин", 1885, 29 марта. Л. С. Кауфман. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Владислав Игоревич (р. 21 V 1937, Киров) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1967. Окончил Уральскую консерваторию (Свердловск) по классам композиции (1960) и фп. (1961). С 1960 преподаватель Муз. уч-ща в Свердловске, в 1962-68 - Уральской консерватории. С 1968 гл. редактор Всесоюзного бюро пропаганды сов. музыки CK СССР, с 1970 ответств. секретарь правления Моск. организации CK РСФСР, с 1973 секретарь, с 1979 зам. пред. правления CK РСФСР. Сочинения: оперетты, в т.ч. Мы - большие друзья (1960, Свердловск), Когда полюбит клоун (1980, Красноярск); мьюзиклы - Голый король (1962, Свердловск), Черноморская жемчужина (1980, Сочи); сонаты, пьесы для фп.; для голоса с орк. - Голоса павших (слова рум. поэтов, 1967), Весёлые нищие (cл. Р. Бернса, с фп., 1964; с орк., 1972); вок. циклы; музыка к спектаклям драм. т-ра; музыка к кино- и телефильмам (св. 60), в т.ч. "Святая ложь" (1968), "Чудо с косичками" (1974), "Здравствуйте, я ваша тётя" (1975), "На Восток", "Последнее сражение войны" (5-я и 19-я серии киноэпопеи "Великая Отечественная война", 1978), "Ожидание" (1980), "Всего дороже" (совм. с Я. А. Френкелем, 8 серий, 1981). Литература: Пальмова В. A., B. И. Казенин, в кн.: Композиторы Урала. Сб. очерков, Свердловск, 1968. |
Казимири Р. (Casimiri, Casimire) Раффаэле (3 XI 1880, Гуальдо-Тадино, близ Перуджи - 15 (по др. данным, 25) IV 1943, Рим) - итал. композитор, музыковед и педагог. Ученик Л. Боттаццо. В 1901 ред. журн. "Rassegna gregoriana" (Рим). В 1903-11 был церк. капельмейстером в ряде итал. городов. С 1912 профессор Римской семинарии (курс григорианского пения) и преподаватель полифонии в Высшей школе церк. музыки (позже - Папский ин-т церк. музыки). Один из ведущих деятелей движения за возрождение старинной церк. музыки, К. в 1907 основал журн. "Psalterium", в 1919 конц. организацию Римское полифонич. об-во, в 1924 журн. "Note d'archivo". С 1929 издавал многотомную серию "Monumenta polyphoniae italicae" (совм. с Э. Данышо), с 1938 - 33-томное Полн. собр. соч. Палестрины (при жизни К. вышли тт. 1-15), выпустил антологию композиторов-полифонистов 16 в. ("Antologia polyphonica auctorum saeculi XVI", v. 1-2, 1924-1932). Участвовал в работе Итал. ин-та истории музыки, с 1939 был каноником собора Сан-Джованни ин Латерано. Автор ораторий "Св. Панкратий" (1905) и "Св. Стефан" (1906), мадригалов и др. хор. произв. Сочинения: G. Pierluigi da Palestrina; nuovi documenti biografici, Roma, 1918; Oratori del Masini, Bernabei, Melani, Di Pio, Pasquini e Stradella a Roma, nell'anno Santo 1675, Roma, 1936; La polifonia vocale nelle regole dei teoretici, Roma, 1939; Musica e musicisti nella Cattedrale di Padova nei secoli XIV, XV, XVI, Roma, 1942. |
Казуро С. (Kazuro) Станислав (2 VIII 1882, Теклинаполь, близ Вильнюса - 30 XI 1961, Варшава) - польск. композитор, хор. дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Учился в консерватории в Варшаве (1907-10), в Академии "Санта-Чечилия" в Риме (1910- 1914), затем в Сорбонне в Париже. Был хор. дирижёром Варшавской филармонии (1914-16). С 1916 преподавал муз.-теоретич. предметы, пение и хор. дирижирование в Варшавской консерватории, где создал первый в Польше ф-т, готовящий учителей пения для общеобразоват. школ. Написал учебники для общеобразоват. и муз. школ. В кон. 1910-х гг. организовал хоры "300 детей Повисля" (р-н Варшавы), ораториальный хор Варшавской филармонии, Польск. нар. капеллу и др. В 1940-44 преподавал в т.н. Тайной варшавской консерватории. В 1945-51 был профессором и ректором Высшей муз. школы в Варшаве. Автор гл. обр. хор. и вок.-симф. соч. В своём творчестве продолжает традиции польск. музыки 19 в. Ему принадлежат также оперы (пост. в Варшаве) "Сказка" ("Bajka", 1916) и "Возвращение" ("Powrуt", 1936), оратории, симф. поэма "Молодость" ("Mlodosc") и симф. трилогия, концерты для разл. инструментов с оркестром, фп. пьесы, хоры, песни, обработки польск. нар. песен. |
Пётр Михайлович (5 (17) X 1892, ныне с. Третьяки, Борисоглебского р-на Воронежской обл. - 30 VI 1964, Москва) - сов. фольклорист. Нар. арт. СССР (1961). В 1915 окончил словесное отделение Нежинского историко-филологич. ин-та. В том же году защитил диссертацию по рус. песенному фольклору. Преподавал в муз. уч. заведениях Симферополя, Москвы (с 1921). Был активным пропагандистом рус. хорового иск-ва. С 1925 заместитель руководителя, в 1927-64 худ. рук. (с 1932 совм. с В. Г. Захаровым) Гос. рус. нар. хора им. М. Е. Пятницкого. При его участии хор стал одним из ведущих коллективов страны. Автор текстов песен "Белым снегом", "Русская красавица", лит.-муз. композиций "Русская свадьба", "За околицей", "Посиделки", постановщик бытовых сцен, хороводов. Писал статьи по вопросам нар. творчества. Гос. пр. СССР (1952) за концертно-исполнит. деятельность. Сочинения: Страницы из жизни М. Е. Пятницкого, М., 1961, 1964; Воспоминания о В. Г. Захарове, М., 1967 (Сост. П. М. Казьмин совм. с В. В. Хватовым); С песней. Страницы из дневника, М., 1970. Литература: Пётр Михайлович Казьмин, "СМ", 1964, No 10. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Галия Мутыгулловна (р. 8 (21) V 1906, Уральск) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. Тат. АССР (1939). Сценич. деятельность начала как драм. актриса в Уральской тат. труппе (1921), затем работала в Тат. гос. академич. т-ре (Казань, 1923-34). Училась в Казанском муз. техникуме (1925-31), позднее в Тат. оперной студии при Моск. консерватории (1934-38). Участвовала в муз.-драм. спектаклях ("Казанское полотенце", "Голубая шаль", "Родина", "Река Кандр" Тинчурина, "Наёмщик" Гиззата, "Тахир и Зюгра" Бурнаша, все - с муз. С. З. Сайдашева), исполняла партии в первых тат. операх "Сания" и "Рабочий" Г. С. Альмухаметова, В. И. Виноградова и С. X. Габаши. В 1939-58 солистка Тат. т-ра оперы и балета. Выступала в классич. оперном репертуаре: Снегурочка, Марфа, Джильда, Виолетта, Розина; была первой исполнительницей партий в операх тат. композиторов: Райхан, Бибисара, Алтынчеч, Сусылу ("Качкын", "Ирек" ("Свобода"), "Алтынчеч", "Тюляк" Жиганова), Галиябану ("Галиябану" Музафарова), Фарида ("Фарида" Юдина), Сарвар (муз. комедия "Башмачки" Файзи). Литература: Лайтыфуллин М., Г. Кайбицкая, Казань, 1957 (на тат. яз.). Я. М. Гиршман. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Кэйану, Кэйан (Caioni, Caianu, Caian) Иоан (1629, коммуна Легия, уезд Клуж - 25 IV 1687, коммуна Лэзаря, уезд Харгита, по новым данным - 1698, монастырь Эстельник, Молдова) - рум. и венг. композитор и муз. теоретик. В 1637-48 обучался в монастырских школах Трансильвании; в Венгрии изучал теологию и философию. Органист и преподаватель музыки в монастырях Трансильвании и Молдовы, строитель и реставратор органов; собирал рум. и венг. фольклор. В 1676 основал одну из первых в Трансильвании типографий, издал ряд сб-ков записанных им нар. мелодий и популярных соч. нек-рых композиторов, собрания духовных песнопений. Его труд "Кодекс Кайони" ("Codex Caioni", 1652) - рукописный сб-к, в к-рый включены мелодии народные и в нар. стиле, а также светские песни, религиозные песнопения и др., представляет собой один из первых образцов нотации рум. фольклора. Ряд мелодий из этого сб-ка в обработке для струн. оркестра входит в совр. репертуар рум. музыкантов. К. принадлежат собрание "Католические песнопения" ("Cantionale cahtolicum", 1676), учебник игры на органе ("Organo-Missale", 1667) и др. Литература: Mocanu V., Joan Caian, Buc, 1973. |
Кайрак (узб.; тадж. - кайрок) - каменные кастаньеты. Состоят из 4 плоских продолговатых камней дл. 120-150 мм, шириной 50-70 мм, отшлифованных естеств. образом (в горных потоках). Во время игры держат в каждой руке по 2 камня (один несколько тоньше другого) и постукивают ими, сжимая и разжимая ладони, потряхивая руками. Искусный исполнитель может отбивать при помощи К. сложные ритмы (усули). К. употреблялся для сопровождения танцев, представлений канатоходцев и ходулеходцев. В прошлом был значительно распространён; в нач. 20 в. бытовал в Бухаре, Ташкенте, Ферганской обл. Введён в оркестр нар. инструментов Узб. ССР. В нар. практике встречается редко. |
Какофония (от греч. kakos - дурной и ponn - звук) - сочетания звуков, воспринимающиеся как бессмысленные, сумбурные, хаотические и производящие отталкивающее, антиэстетич. впечатление на слушателя. К. обычно образуется в результате случайного сочетания звуков или разл. мелодич. отрывков (напр., при настройке оркестра). Однако нек-рые представители совр. муз. авангардизма сознательно используют элементы К. ("звуковые гроздья" у Г. Коуэлла и Дж. Кейджа, нагромождение звуков у П. Булеза и К. Штокхаузена и др.). Впечатление К. может возникать и из-за несоответствия музыкального опыта слушателя и структуры музыки. Сочетания звуков, к-рые для определённой нац. культуры и эпохи были осмысленными и закономерными, могут восприниматься слушателем др. страны или др. эпохи как К. (напр., якутское нар. многоголосие может показаться К. слушателю, воспитанному на аккордике терцовой структуры). А. Г. Юсфин. |
Кактиньш Адольф (14(26) VII 1885, Яунелгава - 25 VII 1965, Калифорния) - латыш. певец (баритон). В нач. 1900-х гг. выступал как драматический актёр в Риге. С 1910 пел в концертах, с 1912 - в оперных спектаклях. В 1913-14 в Нюрнбергском оперном т-ре, в 1914-15 в Латышской опере в Риге, в 1916 в театре Муз. драмы в Петрограде. В 1918-44 был одним из ведущих артистов латыш. оперного т-ра. Гастролировал в Монте-Карло, Париже, Мюнхене, Праге, Стокгольме и др. городах. Сочетал выдающееся драм. дарование со сценич. темпераментом и редким по красоте и силе голосом. Среди партий: Лачплесис ("Огонь и ночь" Яна Мединя), Даумант ("Банюта" А. Калниня), Риголетто; Яго ("Отелло" Верди), Борис Годунов, Демон, Мефистофель и др. |
Калабис В. (Kalabis) Виктор (р. 27 II 1923, Червени-Костелец) - чеш. композитор. Учился у Э. Глобила (1945-48) в консерватории и у Я. Ржидкого в Академии муз. иск-ва в Праге (до 1952). С 1953 режиссёр и редактор Чеш. радио в Праге. В муз. соч. сочетает черты нар. музыки (чаще моравской) и неоклассицизма. С сер. 60-х гг. использует серийную технику и др. новейшие приёмы письма. Выделяется его "Симфония Мира" (1961). Гос. пр. ЧССР (1969). Сочинения: для орк. - 3 симфонии (1957-72), сюита Стражнице (1953), концерт (1966); концерт для камерного орк. (посв. И. Ф. Стравинскому, 1948); концерты с орк. - для фп. (1954), скр. (1959), влч. (1951); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. дивертисмент для квинтета духовых (1952); пьесы для фп., клавесина, органа; вок. циклы. |
Ольга Калантаровна (27 III (8 IV) 1877, Тбилиси - 6 XI 1952, Ленинград) - сов. пианистка, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). Училась в Тбилисском муз. уч-ще. В 1902 окончила Петерб. консерваторию по классу А. Н. Есиповой, став её ближайшим другом и ассистентом (с 1903; с 1926 профессор). Выступала гл. обр. как ансамблистка. Ок. 50 лет (до 1950) вела педагогическую работу в Ленинградской консерватории. Наиболее плодотворный период деятельности К. относится к 1920-30-м гг. Как педагог развивала пианистич. принципы школы Есиповой, требуя предельной отточенности, яркой рельефности, тембрового разнообразия исполнения; особое значение придавала артикуляции мелодии, глубокому проникновению в сущность исполняемого. Ученики: М. С. Друскин, Т. С. Салтыкова, И. Д. Ханцин, А. С. Барон, В. И. Слоним и мн. др. Обучала студентов на разнообразном материале, используя произв. как старинных, так и совр. (гл. обр. советских) композиторов. Уделяя много внимания воспитанию музыкально одарённых детей в школе-десятилетке при Ленингр. консерватории, добивалась исключит. результатов. М. С. Друскин. |
Василий Павлович (29 I (10 II) 1869, Евпатория - март 1942, Ленинград1 - сов. композитор и педагог. В 1899 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Был близок к Беляевскому кружку, особенно в последний период его деятельности. В 1906-29 преподавал в Ленингр. консерватории теорию композиции (с 1913 профессор). Был выдающимся теоретиком-педагогом. Среди его учеников: Б. В. Асафьев, С. С. Богатырёв, X. С. Кушнарёв, А. Л. Степанян, И. Ф. Стравинский, А. Г. Тер-Гевондян, В. Н. Трамбицкий, X. Эллер, В. В. Щербачёв, М. А. Юдин и др. Для К., типичного представителя Беляевского кружка, характерны эмоциональная сдержанность музыки, тяготение к камерности; его произв. присущи завершённость формы, отточенность фактуры. Симф. поэма "Легенда" (посв. памяти Ф. Шу-берта) была удостоена пр. на Междунар. шубертовском конкурсе в Вене (1928). Издал словарь "Спутник музыканта" (СПБ, 1911). Автор 4-ручных перелож. для фп. - 2-й симфонии А. Н. Скрябина, симф. соч. А. К. Лядова ("Волшебное озеро", "Кикимора", "Баба-яга"), позднее - клавира оперы "Алмаст" Спендиарова. Сочинения: опера - Цыганы (1941); муз. картина для хора и орк. - Реве та стогне (текст на укр. яз., после 1917); для орк. - симфония, увертюра-фантазия, полонез; для дух. орк. - марш Звёзды Кремля (1942, пр. на конкурсе, организованном во время Великой Отечеств. войны в осаждённом Ленинграде); камерно-инстр. ансамбли - октет для деревянных духовых, струн. инструментов и фп., фп. квинтет, 2 струн. квартета; для фп. - 2 сонаты, 5 прелюдий; романсы на слова А. Н. Апухтина, Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, А. К. Толстого, хоры, вок. квартет, обр. нар. песен и др. И. М. Ямпольский. |
Каленский Б. (Kalenskэ) Болеслав (4 XI 1867, Прага - 7 I 1913, там же) - чеш. муз.-обществ. деятель и: писатель. Сын Ф. Шнабеля, слесаря фп. фабрики. Носил фамилию матери (Каленской), иногда подписывался двойной фамилией Шнабель-Каленский (Schnabel-Kalenskэ). Служил на почте, экспедитором изд-ва при Нац. музее. С 1911 сотрудничал в муз. журн. "Dalibor". Муз. образование получил в Праге в певческой школе Ф. Пиводы, брал также уроки игры на фп. у К. Штеккера и В. Новака. С юношеских лет проявлял интерес к рус. культуре: изучил рус. яз., переводил на чеш. яз. произв. рус. авторов (в частности, "Горе от ума" Грибоедова). К. укреплял связи с рус. муз. общественностью и активно пропагандировал произв. рус. композиторов в Чехии; он вёл переписку с М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, С. М. Ляпуновым, H. P. Финдейзеном и др. Написал неск. работ о чеш. и рус. музыке. Сочинения: К. Stecker, "Dalibor", 1911, XXXIII; Maэr a Smetana, "Dalibor", 1913, XXXV; Az do tretнho pokolenн. Dvorбkiana, Praha, 1912; Milij Balakirev a B. Smetana, Praha, 1897; С. Kjuj, "Svetozor", 1899; V Cechбch, "Smetana", 1906; Milij Balakirev, "Hudebnн rozhledy", 1908; Rimskij-Korsakov, "Pokrokovб revue", 1905, "Dalibor", 1912, XXXIV. Литература: Из истории русско-чешских музыкальных связей. Вступит. статья и комментарии Игоря Бэлзы, М., 1955. В. Н. Егорова. |
Калливода (Kalivoda, Kalliwoda) Ян Вацлав (21 II 1801, Прага - 3 XII 1866, Карлсруэ) - чеш. композитор, скрипач и дирижёр. В 1816 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у Ф. В. Пиксиса (по композиции занимался у Д. Вебера). В 1817-22 играл в симф. оркестре в Праге. В 1822-53 придв. капельмейстер князя Фюрстенберга в Донауэшингене. После 1853 преподавал скрипичную игру. К. - видный представитель чеш. скрипичной школы 1-й пол. 19 в. Как композитор оставил произв. почти во всех муз. жанрах (2 оперы, 7 симфоний, струн. квартеты, скрипичные концерты, пьесы, дуэты, хоры, романсы и др.). Популярны были его произв. для скрипки (в особенности скрипичные дуэты), отличающиеся мелодичностью, ритмич. живостью, но носящие оттенок салонности, а также хор "Немецкая песня". Р. Шуман отметил 5-ю симфонию К. и посв. ему свои "Интермеццо" для фп. ор. 4. Сын К. - Вилем К. (19 VII 1827, Донауэшинген - 8 IX 1893, Карлсруэ) - дирижёр и композитор. Ученик Ф. Мендельсона и М. Гауптмана. Рук. оркестром в Карлсруэ (1853-75). Автор песен и пьес для фп. Литература: Strunz К., J. W. Kalliwoda, W., 1910; Kaller H., J. W. Kalliwoda, "Musica", Kassel, 1951, V, S. 160. И. M. Ямпольский. |
Геннадий Георгиевич (р. 9 II 1938, с. Повалиха Барнаульского р-на Алтайского края) - сов. певец (баритон). Нар. арт. УССР (1979). В 1967 окончил Харьковскую консерваторию у Е. И. Червонюка, с того же года солист Донецкого т-ра онеры и балета. Среди партий - Князь Игорь, Евгений Онегин, Елецкий, Мазепа; Грязной ("Царская невеста"), Ди Луна ("Трубадур"), Жермон, Скарпиа; Жерар ("Андре Шенье" Джордано), Генрих ("Лючия ди Ламмермур"), Листрат ("В бурю"), Сергей ("Сквозь пламя" Губаренко). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом. |
Галина Алексеевна (р. 30 VI 1948, местечко Осиновая Роща Ленинградской обл.) - сов. певица (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1980. В 1977 окончила Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у Г. А. Мальцевой. С 1973 стажёр, с 1975 солистка Большого т-ра. Среди партий - Татьяна, Иоланта; Донна Анна ("Каменный гость" Даргомыжского), Елизавета и Амелия ("Дон Карлос" и "Бал-маскарад"), Леонора ("Трубадур"), Консепсион ("Испанский час" Равеля), Наташа Ростова; Тамар ("Похищение луны" Тактакишвили), Лиза Бричкина ("Зори здесь тихие" Молчанова). Выступает в концертах. 2-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов в Женеве (1973), 3-я - на 5-м Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского (1974). Пр. Ленинского комсомола (1978). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Виктор Сергеевич (1870, с. Воины, ныне Мценского р-на Орловской обл.- 23 II 1927, Салтыковка, ныне Московской обл.) - советский педагог, дирижёр, композитор. Брат Василия Сергеевича К. С 1888 учился в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (композиции у А. А. Ильинского и П. И. Бла-рамберга, игре на гобое у Е. Л. Гуревича); по окончании (1896) вёл в уч-ще орк. класс, позднее - класс гобоя, преподавал муз. теорию. В 1897-1923 был также педагогом Моск. синодального уч-ща (после 1917 - Хоровая академия), с 1922 - Моск. консерватории. В 1899-1901 дирижёр оркестра и зав. муз. частью Моск. Художеств. т-ра, в 1907-09 дирижёр студенч. оркестра Высшего технич. уч-ща в Москве. Участвовал в работе Муз.-этнографич. комиссии Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те, дирижировал хором в концертах, устраивавшихся комиссией. Один из организаторов моск. Нар. консерватории (1906). Вёл классы хор. пения в моск. начальных уч. заведениях. Среди сочинений К. наибольший интерес представляют хор. композиции. Автор светских и церк. хор. произв., переложений для хора "Интернационала", "Mapсельезы", песни "Не плачьте над трупами", романсов "Спящая княжна", "Море", "Песня тёмного леса" Бородина и др. Написал "Концертную увертюру" для симф. орк., 2 миниатюры для струн. квартета. К. принадлежат также сб. детских и нар. песен. Литература: Евсеев С. В., В. С. Калинников. (Некролог), "Музыкальное образование", 1927, No 3-4. Л. В. Данилевич. |
Соломон Иосифович (18 (31) XII 1906, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 3 I 1972, Москва) - сов. скрипач. Засл. арт. РСФСР (1951). Игре на скрипке обучался в Екатеринославе (1912-20) у А. И. Ямпольского, в 1929 окончил по его классу Моск. консерваторию. 3-я пр. на 2-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935). В 1923-28 солист в оркестрах кинотеатров Москвы, в 1928-29 и 1932-33 - оркестра Московской филармонии. В 1927-49 возглавлял Квартет им. Р. М. Глиэра (в его составе - лауреат Всесоюзного конкурса квартетов, 1937). В 1933-64 солист оркестра Большого т-ра СССР. Игра К., одного из лучших сов. концертмейстеров и ансамблистов, отличалась красотой и певучестью звука, законченностью и благородством стиля. И. М. Ямпольский. |
Валерий Юрьевич (р. 7 VI 1942, Белорецк Башк. АССР) - сов. композитор и хор. дирижёр. Чл. КПСС с 1966. Окончил Моск. консерваторию как хор. дирижёр (1970) у Б. Г. Тевлина, как композитор (1974) у А. С. Лемана (ранее занимался у В. Г. Фере). С 1966 рук. хора Нар. певч. школы при моск. Центр. доме работников иск-в. В 1971-76 преподаватель Муз. уч-ща им. Гнесиных (хор. дирижирование, композиция). Осн. область творчества - хор. музыка. Среди соч. К. - оратории "Ленин" (cл. С. А. Есенина, 1976, 2-я ред. 1980), "Стенька Разин" (cл. А. С. Пушкина, народные, отрывки из романа В. М. Шукшина "Я пришёл дать вам волю", 1978), "Ярославна" (с чтецом, по мотивам "Слова о полку Игореве", слова народные и сов. поэтов, 1980), "Куликовская битва" (по мотивам рус. летописи, 1981); "Ода Конституции" (1978), "Отчизна Ленина" (1980) u др. произв. для хора с оркестром; концерт для альта с оркестром (1974), хоры а cappella, обработки рус. нар. песен и песен народов СССР. Выступает в периодич. печати (псевд. - В. Юрьев, Валерий Юрьев). |
Калишер А. (Kalischer) Альфред Христлиб Заломон Людвиг (4 III 1842, Торн, ныне Торунь, Польша - 8 X 1909, Берлин) - нем. музыковед. В 1860-66 изучал романскую филологию и философию в Берлинском ун-те. Музыкой занимался под рук. К. Бёмера (композиция). С 1870 сотрудничал в разл. муз. периодич. изданиях ("Neue Berliner Musikzeitung" и др.). Осн. место в трудах К. занимают исследования творчества Л. Бетховена. При участии К. были изданы письма Бетховена - "Neue Beethovenbriefe" (В. - Lpz., 1902), "Beethoven's sдmtliche Briefe" (Bd 1-5, B. - Lpz., 1906-08). Сочинения: Musik und Moral Hamb., 1888; G. E. Lessing als Mu-sikдsthetiker, Dresd., 1889; Die Unsterbliche Geliebte Beethovens, Dresd., 1891; Wagneriana, В., 1904. С. M. Грищенко. |
Каллас М. (Callas; наст. фам. - Калойеропулос, Kalogeropoylos) Мария (р. 3 XII 1923, Нью-Йорк) - греч. певица (лирико-драм. сопрано). С 1937 училась пению в Афинской консерватории у Э. де Идальго, выступала на сцене Афинского оперного т-ра (дебютировала в 1938). Успех К. принесло исп. партии Джоконды в опере "Джоконда" А. Понкьелли (1947, Верона, на открытой арене). В кон. 1940-х гг. с успехом гастролировала во мн. городах Италии. С 1950 солистка т-ра "Ла Скала" (Милан), в 1952 гастролировала в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон), в 1954-55 солистка оперного т-ра в Чикаго, в 1956-58 - "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). В 1960-62 снова солистка т-ра "Ла Скала" (выступала эпизодически); одновременно гастролировала в Афинах, Лондоне, Нью-Йорке и в Париже как оперная и конц. певица. Пост. "Сицилийскую вечерню" Дж. Верди в т-ре "Реджо" в Турине. В 1965 прекратила сценическую деятельность, выступает как конц. певица. К. - одна из выдающихся представительниц совр. вок. иск-ва, артистка ярко выраженного романтич. исполнит. стиля. Отличаясь высоким мастерством бельканто, она стремится к единству воплощения вок. и драм. образа, создаёт высокотрагедийные характеры; её исполнению свойственны яркая эмоциональность, страстность, психологич. проникновенность, точность муз.-сценич. деталей. Особую выразительность игре К. придаёт скульптурно-рельефный жест. К. обладает гибким голосом сочного, красивого, яркого звучания, с широким диапазоном, хорошо развитым верхним регистром, позволяющим ей исполнять и сложные партии колоратурного сопрано в операх В. Беллини, Дж. Россини, Г. Доницетти и Дж. Верди. Виртуозную технику, совершенство вокализации К. подчиняет задаче наиболее полного и точного воплощения композиторского замысла. Лучшие партии: Медея ("Медея" Керубини), Лючия; Анна Болейн ("Анна Болейн" Доницетти), Норма; Амина, Имогена ("Сомнамбула", "Пират" Беллини), Виолетта, Тоска; Леди Макбет ("Макбет" Верди). Среди др. партий: Джулия ("Весталка" Спонтини), Ифигения ("Ифигения в Тавриде" Глюка), Эльвира ("Пуритане" Беллини), Аида; Леонора ("Трубадур"), Кундри, Брунгильда ("Парсифаль", "Валькирия"), Турандот ("Турандот" Пуччини), Федора ("Федора" Джордано), Ро-зина. Приезжала в СССР в качестве чл. жюри на 4-й Междунар. конкурс им. П. И. Чайковского в Москве в 1970. Снимается в кино, занимается режиссёрской работой. Литература: Тимохин В., Мария Каллас, в кн.: Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962; Режиссёрский дебют Марии Каллас, "За рубежом", 17-23 ноября 1972, No 47, с. 30; Rosenthal H., Sopranos of today, L., 1956, 1966; Galatopoulos St., Callas. La divina; art that conceals art, L., 1966; Callas E., My daughter-Maria Callas, (L.), 1967; Maria Callas, "Express", P., 1970, No 967, p. 70-77; Callas, "Observer", L., 1970, 8/II и 15/11, No 9317, p. 29, No 9318, p. 25. И. В. Одаховская. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Калниньш Алдонис Кристович (р. 26 II 1928, Ужава) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1973). В 1954 окончил Латв. консерваторию по классу композиции у В. Ф. Уткина. С 1959 муз. редактор латв. изд-ва "Лиесма". Участвовал во мн. фольклорных экспедициях АН Латв. ССР. записывал латыш. нар. мелодии. К. - один из виднейших представителей латыш. сов. хоровой песни, для его произв. характерен ярко выраженный нац. колорит. Сочинения: оратоrия - Старинные солдатские песни (Sena aviru dziesmas, 1972); для орк. - сюита Рассказы серого камня (Peleka akmens stasti, 1959); камерно-инстр. ансамбли - Латышские народные песни (Latviesu tautas dziesmas, для струн. квартета, тетр. I - 1956, тетр. 2-3 - 1971); хоры - кантаты Родина (Dzimtene, 1965), Солнце-солнышко (Saulesaulite, для детей, 1970), Обрядовые песни (Jerazu dziesmas, 1970), Весенние песни (Pavasara dziesmas, с орк., 1971), св. 100 песен a cappella (в т.ч. Латгалия - Latgale, Майским утром - Maija rita, Склоняем головы - Galvas noliecam); для голоса с орк. - поэмы Земля героев (Varonu zeme, 1961), Ты скоро придёшь (Tu atnaksi driz, 1963), Мне порой нужна тишина (Man reisem vajag klusuma, 1968), Песни пастухов (Ganu dzeismas, инстр. сопр., 1973); обр. нар. песен, и др. Литература: Стумбре С., Поэтичный талант, "СМ", 1962, No 2; Gol- dins M., Aldona Kalnina kora dziesma, в кн.: Latviesu muzika, t. VI, Riga, 1967. Я. Я. Витолинь. |
Калниньш Алфред Янович (11 (23) VIII 1879, Цесис - 23 XII 1951, Рига) - сов. композитор, педагог, обществ. деятель. Нар. арт. Латв. ССР (1945). Учился в Петерб. консерватории (1897-1901) по классу органа у Л. Ф. Гомилиуса, композиции у H. P. Соколова, А. Р. Бернгарда, А. К. Лядова. Впервые выступил как композитор в 1900-х гг., работал также органистом, пианистом-аккомпаниатором и хор. дирижёром в Риге, Пярну, Лиепае, Тарту. В 1925-26 был одним из директоров Латв. нац. оперы, в 1927-33 жил в США. В 1933-44 органист Домской церкви в Риге. В 1944-48 ректор Латв. консерватории (с 1947 профессор). Для музыки К. характерны нац. колорит, мелодич. богатство, образность. К. - автор первой латыш. оперы "Банюта", музыка к-рой отличается мелодич. красотой, эпич. широтой нар. сцен и хоров. Балет "Стабураг", в к-ром использованы элементы латв. муз. фольклора, явился важной вехой в становлении нац. латв. балетного иск-ва. К. - мастер латв. сольной и хор. баллады, кантаты, песни, обработок латыш. нар. песен. Мн. песни созданы им на тексты поэта Я. Райниса. Композитор также обогатил разл. виды латв. инстр.-симфонич., фп., органной музыки. Сочинения: оперы - Банюта (1918-19, пост. 1920, 2-я ред. 1941), Островитяне (Salinieki, 1925, пост. в 1926, Рига, 2-я ред. под назв. Dzimtenes atmoda - Пробуждение родины, 1933); балет Стабураг (пост. 1943, 2-я ред. - Стабурадзе, 1957, Гос. пр. Латв. ССР, 1958); кантаты - К музыке (Muzikai), День Страшного суда (Pastardiena, на текст Я. Райниса, 1917), Море (Jura, 1929, на тексты амер. поэтов) и др.; хоры a cappella; для орк. - Моя Родина (Mana dzimtene), идиллия (1906), У Стабурага, симф. картина (1906), Песня о Родине (Dziesma par dzimteni), сюита (1915), симф. поэма Латвия (1919), Увертюра (1949), сюита 10 латыш. нар. песен (1950) и др.; для фп. - Баллада, альбом Юности (Jaunibai, изд. 1913), поэмы, Вариации на тему Грига и др.; для органа - Вариации на тему Я. Витола, 1938, и др.; для скр., влч.; хоры, сольные песни и ансамбли; обр. латыш. нар. песен и др. Литература: Darzins E., Alfreds Kalnins, "Zalktis", 1907, No 2; его же, Par muzikъ, Riga 1951; Vitо1s J., Alfreds Kalnins, "Muzikas Apskats", 1934, No 6; Krasinska L., Dazas atzinas par Alfreda Kalnins harmoniju, в кн.: Latviesu muzika, t. V, Riga, 1966; Vitо1ins J., Alfreds Kalnins, Riga, 1968; К1оtins A., Alfreda Kalnina klaviermuzika, Riga, 1970. Я. Я. Витолинь. |
Калниньш Имант Августович (р. 26 V 1941, Рига) - сов. композитор. В 1964 окончил Латв. консерваторию по классу композиции у А. Скулте. В первые годы творч. деятельности получил известность как автор симф. и вокально-инстр. произведений. Сочинения: одноактная опера - Эй, кто-нибудь! (Vai, tur ir Kads!, 1971); мюзикл - Принц и нищий (Princis un ubaga zens, по M. Твену, 1968, Лиепая, 1969, Рига); кантата - Два обелиска (Divi obeliski, 1964), для меццо-сопрано, муж. хора и орк., Октябрьская оратория на тексты рус. поэтов 20 в. (1967); для орк. - 3 симфонии (1964, 1965, 1968), концерт для влч. с орк. (1963); концерт для орк. (1966); музыка для драм, т-ра, кино, эстрады, обр. латыш. нар. песен для хора, и др. Литература: Мушке В., Вокруг "Октябрьской оратории" Иманта Калныня, "СМ", 1969, No 11. |
Калниньш Теодор Петрович (11 (23) XI 1890, Тарту - 17 X 1962, Рига) - сов. хормейстер. Нар. арт. Латв. ССР (1960). В 1904-09 учился в скрипичном классе Рижского муз. уч-ща РМО, в 1913-16 в классах органа (у Ж. Гандшина) и теории композиции Петерб. консерватории. С 1919 хор. дирижёр. В 1919-40 хормейстер Латв. нац. оперы (с 1935 гл. хормейстер), создатель и долголетний руководитель мн. выдающихся латыш. хор. коллективов: в 1925-40 мужского, в 1927-40 женского студенч. хоров Латв. ун-та, в 1940-62 хора Латв. радио и телевидения (в 1962 хору присвоено имя К.) и др. Был одним из гл. дирижёров мн. латыш. певческих праздников. Автор хор. обработок латыш. нар. песен. Гос. пр. Латв. ССР (1959). Литература: Teodora Kalnins (Krajums), Riga, 1965. |
Калниньш Янис Алфредович (р. 20 X (2 XI) 1904, Пярну) - композитор и дирижёр. Учился органной игре у своего отца композитора Алфреда К.; в 1920-24 - в Латв. консерватории по классу композиции у Я. Я.Витола. В 1923-33 руководитель муз. части и дирижёр Латв. нац. т-ра в Риге, в 1933-44 дирижёр Латв. нац. оперы. С 1944 живёт за рубежом. Сочинения: оперы - Чудесная птица Лолиты (Lolitas brinum-putns, по пьесе А. Бригадере, пост. 1934), Гамлет (по У. Шекспиру, пост. 1936), В огне (Uguni, по драме Р. Блауманиса, пост. 1937); одноактные балеты - Соловей и роза (Lakstigala un roze, по сказке О. Уайльда) и Осень (Rudens, оба пост. 1938); произв. для симф. орк., скрипки, хор. и сольные песни, обр. латыш. нар. песен, музыка для драм. т-ра и др. |
Каломирис М. (Kalomoirns) Манолис (14 (26) XII 1883, Смирна - 3 IV 1962, Афины) - греч. композитор. Чл. Афинской АН (1945). Музыке учился в Афинах и Константинополе, затем в 1901-06 совершенствовался в консерватории в Вене у Г. Греденера (теория), А. Штурма (фп.) и Э. Мандичевского (композиция). В 1906-10 преподавал в Харьковском муз. уч-ще РМО (в России написал первое значит. соч. - "Греческую сюиту для оркестра"). В 1911 в Афинах вёл классы композиции и игры на фп. в Эллинской консерватории (в 1919-26 директор). В 1926 основал Нац. консерваторию в Афинах и был её директором до конца жизни. В 1935-57 пред. Союза греч. композиторов. Дважды приезжал в СССР. Выступал в печати как музыкальный критик. Автор учебника по теории музыки; в 1945 написал автобиографию. К. - один из основоположников совр. греч. муз. школы. Его опера "Старший мастер" (1915) на сюжет старинной нар. легенды положила начало совр. греч. оперному иск-ву. Творчество К. формировалось под влиянием Р. Вагнера и Н. А. Римского-Корсакова. Его музыка проникнута духом нар. греч. мелодики. Лучшие произв. К. отмечены внутренней экспрессией, мелодич. выразительностью, изобретательностью оркестровки. Сочинения: оперы - Кольцо матери (1917), Анатолия (1945), Мутные воды (1951), Константин Палеолог (1962); для орк. - 3 симфонии (1920 и 1930, с хором), 1955 - с речитативами на стихи греч. поэта Паламаса, симфонич. поэмы - Коробейник (1921), Менас-мятежник (1939), Смерть отважной (1944), Танцевальная сюита (1930), Островные картины (1928), симф. триптих (1938); для инструмента с орк. - для фп. Греческая рапсодия (1926), концерт (1935), для скр. - сюита (1928), концертино (1956); квинтет для голоса, 2 скр., влч. и фп. (1912), фп. трио (1921), квартет для флейты, англ. рожка, альта и арфы (1921), соната для скр. и фп. (1948); пьесы для фп., песни, музыка для драм. т-ра, концертные обр. нар. песен и танцев. Литературные сочинения: Mein Leben und meine Kunst, в журн.: "Nea Hestia", (No) 35/36, 1944-45. Литература: Михайловская Н., Греческие музыканты, "СМ", 1954, No12; Аноянакис Ф., Музыка современной Греции, "СМ", 1958, No 3; Manolis Kalomiris, Atena, 1932. M. M. Яковлев. |
Ромуальд Мартынович (р. 7 IX 1936, Рига) - сов. композитор. Окончил Латв. консерваторию по классам композиции (у А. П. Скулте, 1960) и оперно-симф. дирижирования (1971). В 1957-72 звукорежиссёр Латв. радио. С 1973 преподаёт в Латв. консерватории. Автор симф., камерно-инстр. и вок. произв., музыки для драм. т-ра, кино. Сочинения: для орк. - 3 симфонии (1965, 1968 - In modo classico, 1972), Симфониетта (1964), Романтическая поэма (1969); концерты с орк. - для голоса (1961), влч. (1970); квинтет для дух. инструментов (1963, 2-я ред. 1972), струн. квартет (1973), сюита для флейты и фп. (1964), Каприччо для скрипки и фп. (1965), кантата Шлопстер-Клопстер для голоса, хора мальчиков и инстр. ансамбля (1971); для голоса и фп. - вок. циклы на сл. О. Хайяма (1958), М. Карема (1959), Ж. Превера (1960), Гарсиа Лорки (1961), Е. А. Евтушенко (1962), вок. циклы на сл. латыш. поэтов - Говорит современник (1963), Несколько глубокомысленных диалогов (1967), для хора - песни. Я. Е. Торган. |
Кальве Ж. (Calvet) Жозеф (р. 8 X 1897, Валанс-д'Ажен, Тарн и Гаронна) - франц. скрипач и педагог. В 1919 окончил Парижскую консерваторию по классу скрипки у А. Реми. В 1920 организовал и возглавил струн. квартет, выдвинулся как первоклассный ансамблист. В 1945 квартет, возобновивший свою исполнит. деятельность после 2-й мировой войны 1939-45 в новом составе (т. н. Кальве-квартет), завоевал мировую известность интерпретацией камерной музыки В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и совр. франц. композиторов. С 1935 К. -профессор Парижской консерватории. Среди учеников: П. Барбизе, К. Ферра, участники "Квартета Парреннен". В 1940 возглавил "Музыкальное движение молодёжи Франции". В 1966 и 1970 посетил СССР в качестве чл. жюри Междунар. конкурса скрипачей им. П. И. Чайковского. И. М. Ямпольский. |
Кальве де Рокер (Calve de Roquer) Эмма (15 VIII 1858, Деказвиль, Аверон - 6 I 1942, Мийо, Аверон) - франц. оперная певица (сопрано). Пению училась у Л. Пюже, М. Маркези, Р. А. Лаборд. В 1882 дебютировала на сцене оперного т-ра "Де ла Монне" в Брюсселе (в партии Маргариты), после чего выступала в т-рах Парижа ("Т-р Итальен", 1884 и 1888-92; "Опера комик", 1885 и с 1892; "Гранд-Опера", 1899), Лондона ("Ковент-Гарден", 1892), в Италии, а также в Сев. и Юж. Америке. Первая исполнительница партий Сафо, Аниты ("Сафо", "Наваррьянка" Массне). Обладала высокой вок. техникой; особенно успешно исполняла партии, требующие большого темперамента и драм. силы, - Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Кармен и др. Пела также в операх "Друг Фриц" Масканьи, "Эми Робсарт" Де Лары, "Кармелитка" Хана и др. В 1914 оставила сцену. Сочинения: My life, (N. Y. - L.), 1922; Sous tous les ciels j'ai chantй, P., 1940. Литература: (Wisner A.), E. Calvй. Her artistic life, N. Y., 1902. Г. M. Михайлов. |
Кальвокоресси М. Д. (Calvocoressi) Мишель Димитри (2 X 1877, Марсель - 1 II 1944, Лондон) - франц. музыковед и критик. По национальности грек. Нек-рое время учился в Парижской консерватории у К. Леру (композиция), в дальнейшем музыкой занимался самостоятельно; изучал также литературоведение, философию. В 1905-14 профессор Высшей школы социальных наук (Париж). Сотрудничал во многих франц. и иностр. муз. журналах (в т.ч. в русских - "Музыка", "Русская музыкальная газета"). С 1916 жил в Лондоне. Блестящий лектор, К. был неутомимым пропагандистом рус. музыки. Его лекции, книги и статьи о М. И. Глинке, М. П. Мусоргском, М. А. Балакиреве, Н. А. Римском-Корсакове способствовали популяризации рус. муз. культуры за рубежом. К. был близок со многими рус. муз. деятелями. Сотрудничал с С. П. Дягилевым, был поборником совр. муз. творчества, первым из зап.-европ. муз. критиков оценил значение творчества И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, Д. Д. Шостаковича. Написал автобиографич. кн. "Музыка и балет" ("Musica und Balett", L., 1933). Сочинения: "L'Йtranger" der Vincent d'Jndy, P., 1903; Franz Liszt, P., 1905; La musique russe, P., 1907; Moussorgsky, P., 1908; Glinka, P., 1911; La musique anglaise, P., 1911; Schumann P., 1912; Charles Koechlin, P., 1923; The principles and methods of musical criticism, L., 1923; Musical taste..., L., 1925; Le vrai Boris Godounoff, (P.), 1928; Musicians gallery..., L., 1933; Masters of Russian music, L. - N. Y., 1936 (совм. с G. Abraham); Mily Balakirev, "MQ", N. Y., 1937, v. 23, No 1; Debussy, L., 1944; A survey of Russian music, Harmondsworth - N. Y., 1944; Mussorgsky: his life and works, L. - N. Y., 1946. Литература: Abraham G., Michel D. Calvocoressi, "Musical Times", 1944, March. И. М. Ямпольский. |
Кальдара А. (Caldara) Антонио (ок. 1670, Венеция - 28 XII 1736, Вена) - итал. композитор и дирижёр. Учился, возможно, у Дж. Легренци в Венеции; написал там первые оперы. В 1693-1700 служил виолончелистом в венецианском соборе св. Марка, где пел также в капелле. Работал в Мантуе (капельмейстер, 1700-07), Барселоне (1708-09), Риме, Вене (1712), снова в Риме (1715). С 1716 вице-капельмейстер венского двора и один из ведущих композиторов венской оперы. Написал множество опер, ораторий, церк. и камерных сочинений для Вены и одновременно (1712-1727) мессы, оратории и оперы для Зальцбурга (на др. сценах оперы К. появлялись редко). Наряду с А. Лотти был одним из виднейших мастеров вок. музыки своего времени - церковной (16-голосный Crucifixus, Missa in contrapuncto canonico, Missa dolorosa и др.), ораториальной (в т.ч. Il re di dolore, Giuseppe, La passione di Gesщ Cristo, Morte e Sepoltura di Gesu Cristo) и светской (кантаты, мотеты, мадригалы). Сочетал венецианские и неаполитанские традиции с элементами австр. и чеш. муз. культуры, привлекательность южной мелодики с развитой контрапунктич. техникой. Менее значительный как автор инстр. музыки, К. всё же выделялся (среди последователей А. Корелли) своими церк. сонатами (ор. 1 - сонаты для 2 скрипок и виолончели с органом, изд. 1693, Венеция). Сочинения: оперы (78, по др. данным, не менее 98), в т.ч. оперы-сериа (везде даты пост.) на тексты Дзено - Ифигения в Авлиде (1718), Диктатор Луций Папирий (1719), Джангир (1724), Митридат (1728) и др., на тексты Метастазио - Деметрий (1731), Адриан в Сирии (1732), Олимпиада (1733), Демофонт (1733), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1734), Фемистокл (1736) и др., оперы-буффа - 2 на тексты Дж. К. Паскуини по "Дон Кихоту" Сервантеса, Терпение Сократа с двумя жёнами (La pazienza di Socrate con due mogli, 1731, совм. с И. Г. Ройтером); театр. серенады; 38 ораторий; ок. 100 кантат; симфонии; камерно-инстр. ансамбли - квартеты, септеты, трио-сонаты; сольные сонаты для разл. инструментов; хоры - мессы (св. 20), оффертории, градуалы, мотеты, псалмы, произв. в жанрах Miserere, Magnificat, Те Deum, Stabat Mater, Salve Regina и мн. др. церк. соч.; свыше 40 мадригалов, свыше 300 канонов; клавирные пьесы. Литература: Luin E. I., Sulla vita e sulle opere di Antonio Caldara, в кн.: La scuola veneziana, Siena, 1941; Liess A., Wiener Barockmusik, W., 1946; Rina1di M., Contributo alla futura biographia di Antonio Caldara, "Rivista Musicale Italiana", 1970, Sept.-Oct. Б. С. Штейнпресс. |