Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЗ"-"КАЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЗ"-"КАЛ")

Казань

Статья большая, находится на отдельной странице.

Казахская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Казахский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Казаченко Г. А.

Григорий Алексеевич (21 IV (3 V) 1858, Петербург - 18 V 1938, Ленинград) - сов. композитор, дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). Учился в Придворной певческой капелле у И. И. Рыбасова и И. К. Гунке, в 1874-83 - в Петерб. консерватории, где занимался по композиции у Ю. И. Иогансена и Н. А. Римского-Корсакова, игре на фп. обучался у Р. Ф. Аменды и P. P. Штейна. По окончании консерватории работал хормейстером в Мариинском т-ре (с 1889), преподавал теорию музыки в хор. классах при казённой опере, руководил кружками и об-вами хор. пения. Как дирижёр выступал в общедоступных концертах РМО, в "Русских концертах" в Париже (1898). В 1924-38 руководил хор. классом Ленингр. консерватории (с 1926 профессор). Ему принадлежат переложения для фп. опер "Снегурочка" Римского-Корсакова и "Корделия" H. P. Соловьёва.

Сочинения: оперы - Князь Серебряный (по роману А. К. Толстого, 1892, Мариинский т-р), Пан Сотник (на сюжет из "Кобзаря" Т. Г. Шевченко, 1902, Петерб. нар. дом); кантата Русалка; для орк. - симфония, 2 восточные сюиты (1-я - Армянская), балетная сюита; фантазия для альта с орк.; фп. пьесы, хоры, романсы (на сл. А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, И. С. Никитина) и др.

Литература: Г. А. Казаченко. По поводу 20-летнего юбилея, "Музыка и пение", 1903, No 11 (с хронологич. перечнем 1879-1902, муз. соч. ор. 1-35).

И. М. Ямпольский.

Казачок

Казачок - нар. танец. Бытуют варианты - укр. К., кубанский К., терский К. и др. Муз. размер 2/4. Распространение получил укр. К. - живой, весёлый танец импровизационного характера. Исполняется обычно парой (ведёт девушка, партнёр повторяет её фигуры). Характерное движение "верёвочка" перемежается с др. элементами нар. укр. танца. Первая муз. обр. К. приписывается польскому лютнисту и комп. С. Дусяцкому (1-я четв. 17 в.).

Казачок

В рус. рукописных сб. мелодия К. встречается со 2-й пол. 18 в. Тогда же К. появляется во франц. балетах; особую популярность приобретает в 1820-х гг. (после пребывания рус. войск в Париже). В нач. 19 в. в России К. исполнялся как бальный танец. А. С. Даргомыжский написал для оркестра "Малороссийский казачок". В сов. время часто исполняется ансамблями нар. танца.

Казбирюк А. Ф.

Андрей Фёдорович (7 (19) X 1849, Кавказ - 27 III (8 IV) 1885, Киев) - укр. музыковед, педагог, композитор, дирижёр. В 1875 окончил Петерб. консерваторию по классу теории музыки у Н. И. Зарембы, изучал композицию и инструментовку у Н. А. Римского-Корсакова, контрапункт - у Ю. И. Иогансена. В 1876-85 преподавал муз.-теоретич. дисциплины и руководил хор. классом в Киевском муз. уч-ще, с 1877 дирижировал симф. концертами Киевского отделения РМО. Большая часть муз. произв. К. осталась в рукописях и ныне утрачена. Автор учебников "Популярное изложение основных начал музыкальной теории, приспособленное к самообучению" (Киев, 1884), "145 сольфеджио для одного голоса" (Киев, 1887) и др.

Литература: А. Ф. Казбирюк (некролог), "Киевлянин", 1885, 29 марта.

Л. С. Кауфман.

Казелла А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Казенин В. И.

Владислав Игоревич (р. 21 V 1937, Киров) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1967. Окончил Уральскую консерваторию (Свердловск) по классам композиции (1960) и фп. (1961). С 1960 преподаватель Муз. уч-ща в Свердловске, в 1962-68 - Уральской консерватории. С 1968 гл. редактор Всесоюзного бюро пропаганды сов. музыки CK СССР, с 1970 ответств. секретарь правления Моск. организации CK РСФСР, с 1973 секретарь, с 1979 зам. пред. правления CK РСФСР.

Сочинения: оперетты, в т.ч. Мы - большие друзья (1960, Свердловск), Когда полюбит клоун (1980, Красноярск); мьюзиклы - Голый король (1962, Свердловск), Черноморская жемчужина (1980, Сочи); сонаты, пьесы для фп.; для голоса с орк. - Голоса павших (слова рум. поэтов, 1967), Весёлые нищие (cл. Р. Бернса, с фп., 1964; с орк., 1972); вок. циклы; музыка к спектаклям драм. т-ра; музыка к кино- и телефильмам (св. 60), в т.ч. "Святая ложь" (1968), "Чудо с косичками" (1974), "Здравствуйте, я ваша тётя" (1975), "На Восток", "Последнее сражение войны" (5-я и 19-я серии киноэпопеи "Великая Отечественная война", 1978), "Ожидание" (1980), "Всего дороже" (совм. с Я. А. Френкелем, 8 серий, 1981).

Литература: Пальмова В. A., B. И. Казенин, в кн.: Композиторы Урала. Сб. очерков, Свердловск, 1968.

Казимири Р.

Казимири Р. (Casimiri, Casimire) Раффаэле (3 XI 1880, Гуальдо-Тадино, близ Перуджи - 15 (по др. данным, 25) IV 1943, Рим) - итал. композитор, музыковед и педагог. Ученик Л. Боттаццо. В 1901 ред. журн. "Rassegna gregoriana" (Рим). В 1903-11 был церк. капельмейстером в ряде итал. городов. С 1912 профессор Римской семинарии (курс григорианского пения) и преподаватель полифонии в Высшей школе церк. музыки (позже - Папский ин-т церк. музыки). Один из ведущих деятелей движения за возрождение старинной церк. музыки, К. в 1907 основал журн. "Psalterium", в 1919 конц. организацию Римское полифонич. об-во, в 1924 журн. "Note d'archivo". С 1929 издавал многотомную серию "Monumenta polyphoniae italicae" (совм. с Э. Данышо), с 1938 - 33-томное Полн. собр. соч. Палестрины (при жизни К. вышли тт. 1-15), выпустил антологию композиторов-полифонистов 16 в. ("Antologia polyphonica auctorum saeculi XVI", v. 1-2, 1924-1932). Участвовал в работе Итал. ин-та истории музыки, с 1939 был каноником собора Сан-Джованни ин Латерано. Автор ораторий "Св. Панкратий" (1905) и "Св. Стефан" (1906), мадригалов и др. хор. произв.

Сочинения: G. Pierluigi da Palestrina; nuovi documenti biografici, Roma, 1918; Oratori del Masini, Bernabei, Melani, Di Pio, Pasquini e Stradella a Roma, nell'anno Santo 1675, Roma, 1936; La polifonia vocale nelle regole dei teoretici, Roma, 1939; Musica e musicisti nella Cattedrale di Padova nei secoli XIV, XV, XVI, Roma, 1942.

Казуро С.

Казуро С. (Kazuro) Станислав (2 VIII 1882, Теклинаполь, близ Вильнюса - 30 XI 1961, Варшава) - польск. композитор, хор. дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Учился в консерватории в Варшаве (1907-10), в Академии "Санта-Чечилия" в Риме (1910- 1914), затем в Сорбонне в Париже. Был хор. дирижёром Варшавской филармонии (1914-16). С 1916 преподавал муз.-теоретич. предметы, пение и хор. дирижирование в Варшавской консерватории, где создал первый в Польше ф-т, готовящий учителей пения для общеобразоват. школ. Написал учебники для общеобразоват. и муз. школ. В кон. 1910-х гг. организовал хоры "300 детей Повисля" (р-н Варшавы), ораториальный хор Варшавской филармонии, Польск. нар. капеллу и др. В 1940-44 преподавал в т.н. Тайной варшавской консерватории. В 1945-51 был профессором и ректором Высшей муз. школы в Варшаве. Автор гл. обр. хор. и вок.-симф. соч. В своём творчестве продолжает традиции польск. музыки 19 в. Ему принадлежат также оперы (пост. в Варшаве) "Сказка" ("Bajka", 1916) и "Возвращение" ("Powrуt", 1936), оратории, симф. поэма "Молодость" ("Mlodosc") и симф. трилогия, концерты для разл. инструментов с оркестром, фп. пьесы, хоры, песни, обработки польск. нар. песен.

Казьмин П. М.

Пётр Михайлович (5 (17) X 1892, ныне с. Третьяки, Борисоглебского р-на Воронежской обл. - 30 VI 1964, Москва) - сов. фольклорист. Нар. арт. СССР (1961). В 1915 окончил словесное отделение Нежинского историко-филологич. ин-та. В том же году защитил диссертацию по рус. песенному фольклору. Преподавал в муз. уч. заведениях Симферополя, Москвы (с 1921). Был активным пропагандистом рус. хорового иск-ва. С 1925 заместитель руководителя, в 1927-64 худ. рук. (с 1932 совм. с В. Г. Захаровым) Гос. рус. нар. хора им. М. Е. Пятницкого. При его участии хор стал одним из ведущих коллективов страны. Автор текстов песен "Белым снегом", "Русская красавица", лит.-муз. композиций "Русская свадьба", "За околицей", "Посиделки", постановщик бытовых сцен, хороводов. Писал статьи по вопросам нар. творчества. Гос. пр. СССР (1952) за концертно-исполнит. деятельность.

Сочинения: Страницы из жизни М. Е. Пятницкого, М., 1961, 1964; Воспоминания о В. Г. Захарове, М., 1967 (Сост. П. М. Казьмин совм. с В. В. Хватовым); С песней. Страницы из дневника, М., 1970.

Литература: Пётр Михайлович Казьмин, "СМ", 1964, No 10.

Каир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кайбицкая Г. М.

Галия Мутыгулловна (р. 8 (21) V 1906, Уральск) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. Тат. АССР (1939). Сценич. деятельность начала как драм. актриса в Уральской тат. труппе (1921), затем работала в Тат. гос. академич. т-ре (Казань, 1923-34). Училась в Казанском муз. техникуме (1925-31), позднее в Тат. оперной студии при Моск. консерватории (1934-38). Участвовала в муз.-драм. спектаклях ("Казанское полотенце", "Голубая шаль", "Родина", "Река Кандр" Тинчурина, "Наёмщик" Гиззата, "Тахир и Зюгра" Бурнаша, все - с муз. С. З. Сайдашева), исполняла партии в первых тат. операх "Сания" и "Рабочий" Г. С. Альмухаметова, В. И. Виноградова и С. X. Габаши. В 1939-58 солистка Тат. т-ра оперы и балета. Выступала в классич. оперном репертуаре: Снегурочка, Марфа, Джильда, Виолетта, Розина; была первой исполнительницей партий в операх тат. композиторов: Райхан, Бибисара, Алтынчеч, Сусылу ("Качкын", "Ирек" ("Свобода"), "Алтынчеч", "Тюляк" Жиганова), Галиябану ("Галиябану" Музафарова), Фарида ("Фарида" Юдина), Сарвар (муз. комедия "Башмачки" Файзи).

Литература: Лайтыфуллин М., Г. Кайбицкая, Казань, 1957 (на тат. яз.).

Я. М. Гиршман.

Кайзер Р.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кайони И.

Кэйану, Кэйан (Caioni, Caianu, Caian) Иоан (1629, коммуна Легия, уезд Клуж - 25 IV 1687, коммуна Лэзаря, уезд Харгита, по новым данным - 1698, монастырь Эстельник, Молдова) - рум. и венг. композитор и муз. теоретик. В 1637-48 обучался в монастырских школах Трансильвании; в Венгрии изучал теологию и философию. Органист и преподаватель музыки в монастырях Трансильвании и Молдовы, строитель и реставратор органов; собирал рум. и венг. фольклор. В 1676 основал одну из первых в Трансильвании типографий, издал ряд сб-ков записанных им нар. мелодий и популярных соч. нек-рых композиторов, собрания духовных песнопений. Его труд "Кодекс Кайони" ("Codex Caioni", 1652) - рукописный сб-к, в к-рый включены мелодии народные и в нар. стиле, а также светские песни, религиозные песнопения и др., представляет собой один из первых образцов нотации рум. фольклора. Ряд мелодий из этого сб-ка в обработке для струн. оркестра входит в совр. репертуар рум. музыкантов. К. принадлежат собрание "Католические песнопения" ("Cantionale cahtolicum", 1676), учебник игры на органе ("Organo-Missale", 1667) и др.

Литература: Mocanu V., Joan Caian, Buc, 1973.

Кайрак

Кайрак (узб.; тадж. - кайрок) - каменные кастаньеты. Состоят из 4 плоских продолговатых камней дл. 120-150 мм, шириной 50-70 мм, отшлифованных естеств. образом (в горных потоках). Во время игры держат в каждой руке по 2 камня (один несколько тоньше другого) и постукивают ими, сжимая и разжимая ладони, потряхивая руками. Искусный исполнитель может отбивать при помощи К. сложные ритмы (усули). К. употреблялся для сопровождения танцев, представлений канатоходцев и ходулеходцев. В прошлом был значительно распространён; в нач. 20 в. бытовал в Бухаре, Ташкенте, Ферганской обл. Введён в оркестр нар. инструментов Узб. ССР. В нар. практике встречается редко.

Какофония

Какофония (от греч. kakos - дурной и ponn - звук) - сочетания звуков, воспринимающиеся как бессмысленные, сумбурные, хаотические и производящие отталкивающее, антиэстетич. впечатление на слушателя. К. обычно образуется в результате случайного сочетания звуков или разл. мелодич. отрывков (напр., при настройке оркестра). Однако нек-рые представители совр. муз. авангардизма сознательно используют элементы К. ("звуковые гроздья" у Г. Коуэлла и Дж. Кейджа, нагромождение звуков у П. Булеза и К. Штокхаузена и др.). Впечатление К. может возникать и из-за несоответствия музыкального опыта слушателя и структуры музыки. Сочетания звуков, к-рые для определённой нац. культуры и эпохи были осмысленными и закономерными, могут восприниматься слушателем др. страны или др. эпохи как К. (напр., якутское нар. многоголосие может показаться К. слушателю, воспитанному на аккордике терцовой структуры).

А. Г. Юсфин.

Кактынь А.

Кактиньш Адольф (14(26) VII 1885, Яунелгава - 25 VII 1965, Калифорния) - латыш. певец (баритон). В нач. 1900-х гг. выступал как драматический актёр в Риге. С 1910 пел в концертах, с 1912 - в оперных спектаклях. В 1913-14 в Нюрнбергском оперном т-ре, в 1914-15 в Латышской опере в Риге, в 1916 в театре Муз. драмы в Петрограде. В 1918-44 был одним из ведущих артистов латыш. оперного т-ра. Гастролировал в Монте-Карло, Париже, Мюнхене, Праге, Стокгольме и др. городах. Сочетал выдающееся драм. дарование со сценич. темпераментом и редким по красоте и силе голосом. Среди партий: Лачплесис ("Огонь и ночь" Яна Мединя), Даумант ("Банюта" А. Калниня), Риголетто; Яго ("Отелло" Верди), Борис Годунов, Демон, Мефистофель и др.

Калабис В.

Калабис В. (Kalabis) Виктор (р. 27 II 1923, Червени-Костелец) - чеш. композитор. Учился у Э. Глобила (1945-48) в консерватории и у Я. Ржидкого в Академии муз. иск-ва в Праге (до 1952). С 1953 режиссёр и редактор Чеш. радио в Праге. В муз. соч. сочетает черты нар. музыки (чаще моравской) и неоклассицизма. С сер. 60-х гг. использует серийную технику и др. новейшие приёмы письма. Выделяется его "Симфония Мира" (1961). Гос. пр. ЧССР (1969).

Сочинения: для орк. - 3 симфонии (1957-72), сюита Стражнице (1953), концерт (1966); концерт для камерного орк. (посв. И. Ф. Стравинскому, 1948); концерты с орк. - для фп. (1954), скр. (1959), влч. (1951); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. дивертисмент для квинтета духовых (1952); пьесы для фп., клавесина, органа; вок. циклы.

Калантарова О. К.

Ольга Калантаровна (27 III (8 IV) 1877, Тбилиси - 6 XI 1952, Ленинград) - сов. пианистка, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). Училась в Тбилисском муз. уч-ще. В 1902 окончила Петерб. консерваторию по классу А. Н. Есиповой, став её ближайшим другом и ассистентом (с 1903; с 1926 профессор). Выступала гл. обр. как ансамблистка. Ок. 50 лет (до 1950) вела педагогическую работу в Ленинградской консерватории. Наиболее плодотворный период деятельности К. относится к 1920-30-м гг. Как педагог развивала пианистич. принципы школы Есиповой, требуя предельной отточенности, яркой рельефности, тембрового разнообразия исполнения; особое значение придавала артикуляции мелодии, глубокому проникновению в сущность исполняемого. Ученики: М. С. Друскин, Т. С. Салтыкова, И. Д. Ханцин, А. С. Барон, В. И. Слоним и мн. др. Обучала студентов на разнообразном материале, используя произв. как старинных, так и совр. (гл. обр. советских) композиторов. Уделяя много внимания воспитанию музыкально одарённых детей в школе-десятилетке при Ленингр. консерватории, добивалась исключит. результатов.

М. С. Друскин.

Калафати В. П.

Василий Павлович (29 I (10 II) 1869, Евпатория - март 1942, Ленинград1 - сов. композитор и педагог. В 1899 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Был близок к Беляевскому кружку, особенно в последний период его деятельности. В 1906-29 преподавал в Ленингр. консерватории теорию композиции (с 1913 профессор). Был выдающимся теоретиком-педагогом. Среди его учеников: Б. В. Асафьев, С. С. Богатырёв, X. С. Кушнарёв, А. Л. Степанян, И. Ф. Стравинский, А. Г. Тер-Гевондян, В. Н. Трамбицкий, X. Эллер, В. В. Щербачёв, М. А. Юдин и др. Для К., типичного представителя Беляевского кружка, характерны эмоциональная сдержанность музыки, тяготение к камерности; его произв. присущи завершённость формы, отточенность фактуры. Симф. поэма "Легенда" (посв. памяти Ф. Шу-берта) была удостоена пр. на Междунар. шубертовском конкурсе в Вене (1928). Издал словарь "Спутник музыканта" (СПБ, 1911). Автор 4-ручных перелож. для фп. - 2-й симфонии А. Н. Скрябина, симф. соч. А. К. Лядова ("Волшебное озеро", "Кикимора", "Баба-яга"), позднее - клавира оперы "Алмаст" Спендиарова.

Сочинения: опера - Цыганы (1941); муз. картина для хора и орк. - Реве та стогне (текст на укр. яз., после 1917); для орк. - симфония, увертюра-фантазия, полонез; для дух. орк. - марш Звёзды Кремля (1942, пр. на конкурсе, организованном во время Великой Отечеств. войны в осаждённом Ленинграде); камерно-инстр. ансамбли - октет для деревянных духовых, струн. инструментов и фп., фп. квинтет, 2 струн. квартета; для фп. - 2 сонаты, 5 прелюдий; романсы на слова А. Н. Апухтина, Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, А. К. Толстого, хоры, вок. квартет, обр. нар. песен и др.

И. М. Ямпольский.

Каленский Б.

Каленский Б. (Kalenskэ) Болеслав (4 XI 1867, Прага - 7 I 1913, там же) - чеш. муз.-обществ. деятель и: писатель. Сын Ф. Шнабеля, слесаря фп. фабрики. Носил фамилию матери (Каленской), иногда подписывался двойной фамилией Шнабель-Каленский (Schnabel-Kalenskэ). Служил на почте, экспедитором изд-ва при Нац. музее. С 1911 сотрудничал в муз. журн. "Dalibor". Муз. образование получил в Праге в певческой школе Ф. Пиводы, брал также уроки игры на фп. у К. Штеккера и В. Новака. С юношеских лет проявлял интерес к рус. культуре: изучил рус. яз., переводил на чеш. яз. произв. рус. авторов (в частности, "Горе от ума" Грибоедова). К. укреплял связи с рус. муз. общественностью и активно пропагандировал произв. рус. композиторов в Чехии; он вёл переписку с М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, С. М. Ляпуновым, H. P. Финдейзеном и др. Написал неск. работ о чеш. и рус. музыке.

Сочинения: К. Stecker, "Dalibor", 1911, XXXIII; Maэr a Smetana, "Dalibor", 1913, XXXV; Az do tretнho pokolenн. Dvorбkiana, Praha, 1912; Milij Balakirev a B. Smetana, Praha, 1897; С. Kjuj, "Svetozor", 1899; V Cechбch, "Smetana", 1906; Milij Balakirev, "Hudebnн rozhledy", 1908; Rimskij-Korsakov, "Pokrokovб revue", 1905, "Dalibor", 1912, XXXIV.

Литература: Из истории русско-чешских музыкальных связей. Вступит. статья и комментарии Игоря Бэлзы, М., 1955.

В. Н. Егорова.

Каливода Я. В.

Калливода (Kalivoda, Kalliwoda) Ян Вацлав (21 II 1801, Прага - 3 XII 1866, Карлсруэ) - чеш. композитор, скрипач и дирижёр. В 1816 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у Ф. В. Пиксиса (по композиции занимался у Д. Вебера).

Каливода Я. В.

В 1817-22 играл в симф. оркестре в Праге. В 1822-53 придв. капельмейстер князя Фюрстенберга в Донауэшингене. После 1853 преподавал скрипичную игру. К. - видный представитель чеш. скрипичной школы 1-й пол. 19 в. Как композитор оставил произв. почти во всех муз. жанрах (2 оперы, 7 симфоний, струн. квартеты, скрипичные концерты, пьесы, дуэты, хоры, романсы и др.). Популярны были его произв. для скрипки (в особенности скрипичные дуэты), отличающиеся мелодичностью, ритмич. живостью, но носящие оттенок салонности, а также хор "Немецкая песня". Р. Шуман отметил 5-ю симфонию К. и посв. ему свои "Интермеццо" для фп. ор. 4. Сын К. - Вилем К. (19 VII 1827, Донауэшинген - 8 IX 1893, Карлсруэ) - дирижёр и композитор. Ученик Ф. Мендельсона и М. Гауптмана. Рук. оркестром в Карлсруэ (1853-75). Автор песен и пьес для фп.

Литература: Strunz К., J. W. Kalliwoda, W., 1910; Kaller H., J. W. Kalliwoda, "Musica", Kassel, 1951, V, S. 160.

И. M. Ямпольский.

Каликин Г. Г.

Геннадий Георгиевич (р. 9 II 1938, с. Повалиха Барнаульского р-на Алтайского края) - сов. певец (баритон). Нар. арт. УССР (1979). В 1967 окончил Харьковскую консерваторию у Е. И. Червонюка, с того же года солист Донецкого т-ра онеры и балета. Среди партий - Князь Игорь, Евгений Онегин, Елецкий, Мазепа; Грязной ("Царская невеста"), Ди Луна ("Трубадур"), Жермон, Скарпиа; Жерар ("Андре Шенье" Джордано), Генрих ("Лючия ди Ламмермур"), Листрат ("В бурю"), Сергей ("Сквозь пламя" Губаренко). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Калинина Г. А.

Галина Алексеевна (р. 30 VI 1948, местечко Осиновая Роща Ленинградской обл.) - сов. певица (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1980. В 1977 окончила Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у Г. А. Мальцевой. С 1973 стажёр, с 1975 солистка Большого т-ра. Среди партий - Татьяна, Иоланта; Донна Анна ("Каменный гость" Даргомыжского), Елизавета и Амелия ("Дон Карлос" и "Бал-маскарад"), Леонора ("Трубадур"), Консепсион ("Испанский час" Равеля), Наташа Ростова; Тамар ("Похищение луны" Тактакишвили), Лиза Бричкина ("Зори здесь тихие" Молчанова). Выступает в концертах. 2-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов в Женеве (1973), 3-я - на 5-м Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского (1974). Пр. Ленинского комсомола (1978).

Калинников Вас. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калинников Вик. С.

Виктор Сергеевич (1870, с. Воины, ныне Мценского р-на Орловской обл.- 23 II 1927, Салтыковка, ныне Московской обл.) - советский педагог, дирижёр, композитор. Брат Василия Сергеевича К. С 1888 учился в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (композиции у А. А. Ильинского и П. И. Бла-рамберга, игре на гобое у Е. Л. Гуревича); по окончании (1896) вёл в уч-ще орк. класс, позднее - класс гобоя, преподавал муз. теорию. В 1897-1923 был также педагогом Моск. синодального уч-ща (после 1917 - Хоровая академия), с 1922 - Моск. консерватории. В 1899-1901 дирижёр оркестра и зав. муз. частью Моск. Художеств. т-ра, в 1907-09 дирижёр студенч. оркестра Высшего технич. уч-ща в Москве. Участвовал в работе Муз.-этнографич. комиссии Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те, дирижировал хором в концертах, устраивавшихся комиссией. Один из организаторов моск. Нар. консерватории (1906). Вёл классы хор. пения в моск. начальных уч. заведениях.

Среди сочинений К. наибольший интерес представляют хор. композиции. Автор светских и церк. хор. произв., переложений для хора "Интернационала", "Mapсельезы", песни "Не плачьте над трупами", романсов "Спящая княжна", "Море", "Песня тёмного леса" Бородина и др. Написал "Концертную увертюру" для симф. орк., 2 миниатюры для струн. квартета. К. принадлежат также сб. детских и нар. песен.

Литература: Евсеев С. В., В. С. Калинников. (Некролог), "Музыкальное образование", 1927, No 3-4.

Л. В. Данилевич.

Калиновский С. И.

Соломон Иосифович (18 (31) XII 1906, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 3 I 1972, Москва) - сов. скрипач. Засл. арт. РСФСР (1951). Игре на скрипке обучался в Екатеринославе (1912-20) у А. И. Ямпольского, в 1929 окончил по его классу Моск. консерваторию. 3-я пр. на 2-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935). В 1923-28 солист в оркестрах кинотеатров Москвы, в 1928-29 и 1932-33 - оркестра Московской филармонии. В 1927-49 возглавлял Квартет им. Р. М. Глиэра (в его составе - лауреат Всесоюзного конкурса квартетов, 1937). В 1933-64 солист оркестра Большого т-ра СССР. Игра К., одного из лучших сов. концертмейстеров и ансамблистов, отличалась красотой и певучестью звука, законченностью и благородством стиля.

И. М. Ямпольский.

Калистратов В. Ю.

Валерий Юрьевич (р. 7 VI 1942, Белорецк Башк. АССР) - сов. композитор и хор. дирижёр. Чл. КПСС с 1966. Окончил Моск. консерваторию как хор. дирижёр (1970) у Б. Г. Тевлина, как композитор (1974) у А. С. Лемана (ранее занимался у В. Г. Фере). С 1966 рук. хора Нар. певч. школы при моск. Центр. доме работников иск-в. В 1971-76 преподаватель Муз. уч-ща им. Гнесиных (хор. дирижирование, композиция). Осн. область творчества - хор. музыка. Среди соч. К. - оратории "Ленин" (cл. С. А. Есенина, 1976, 2-я ред. 1980), "Стенька Разин" (cл. А. С. Пушкина, народные, отрывки из романа В. М. Шукшина "Я пришёл дать вам волю", 1978), "Ярославна" (с чтецом, по мотивам "Слова о полку Игореве", слова народные и сов. поэтов, 1980), "Куликовская битва" (по мотивам рус. летописи, 1981); "Ода Конституции" (1978), "Отчизна Ленина" (1980) u др. произв. для хора с оркестром; концерт для альта с оркестром (1974), хоры а cappella, обработки рус. нар. песен и песен народов СССР. Выступает в периодич. печати (псевд. - В. Юрьев, Валерий Юрьев).

Калишер А.

Калишер А. (Kalischer) Альфред Христлиб Заломон Людвиг (4 III 1842, Торн, ныне Торунь, Польша - 8 X 1909, Берлин) - нем. музыковед. В 1860-66 изучал романскую филологию и философию в Берлинском ун-те. Музыкой занимался под рук. К. Бёмера (композиция). С 1870 сотрудничал в разл. муз. периодич. изданиях ("Neue Berliner Musikzeitung" и др.). Осн. место в трудах К. занимают исследования творчества Л. Бетховена. При участии К. были изданы письма Бетховена - "Neue Beethovenbriefe" (В. - Lpz., 1902), "Beethoven's sдmtliche Briefe" (Bd 1-5, B. - Lpz., 1906-08).

Сочинения: Musik und Moral Hamb., 1888; G. E. Lessing als Mu-sikдsthetiker, Dresd., 1889; Die Unsterbliche Geliebte Beethovens, Dresd., 1891; Wagneriana, В., 1904.

С. M. Грищенко.

Каллас М.

Каллас М. (Callas; наст. фам. - Калойеропулос, Kalogeropoylos) Мария (р. 3 XII 1923, Нью-Йорк) - греч. певица (лирико-драм. сопрано). С 1937 училась пению в Афинской консерватории у Э. де Идальго, выступала на сцене Афинского оперного т-ра (дебютировала в 1938). Успех К. принесло исп. партии Джоконды в опере "Джоконда" А. Понкьелли (1947, Верона, на открытой арене). В кон. 1940-х гг. с успехом гастролировала во мн. городах Италии. С 1950 солистка т-ра "Ла Скала" (Милан), в 1952 гастролировала в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон), в 1954-55 солистка оперного т-ра в Чикаго, в 1956-58 - "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). В 1960-62 снова солистка т-ра "Ла Скала" (выступала эпизодически); одновременно гастролировала в Афинах, Лондоне, Нью-Йорке и в Париже как оперная и конц. певица. Пост. "Сицилийскую вечерню" Дж. Верди в т-ре "Реджо" в Турине. В 1965 прекратила сценическую деятельность, выступает как конц. певица. К. - одна из выдающихся представительниц совр. вок. иск-ва, артистка ярко выраженного романтич. исполнит. стиля. Отличаясь высоким мастерством бельканто, она стремится к единству воплощения вок. и драм. образа, создаёт высокотрагедийные характеры; её исполнению свойственны яркая эмоциональность, страстность, психологич. проникновенность, точность муз.-сценич. деталей. Особую выразительность игре К. придаёт скульптурно-рельефный жест. К. обладает гибким голосом сочного, красивого, яркого звучания, с широким диапазоном, хорошо развитым верхним регистром, позволяющим ей исполнять и сложные партии колоратурного сопрано в операх В. Беллини, Дж. Россини, Г. Доницетти и Дж. Верди. Виртуозную технику, совершенство вокализации К. подчиняет задаче наиболее полного и точного воплощения композиторского замысла. Лучшие партии: Медея ("Медея" Керубини), Лючия; Анна Болейн ("Анна Болейн" Доницетти), Норма; Амина, Имогена ("Сомнамбула", "Пират" Беллини), Виолетта, Тоска; Леди Макбет ("Макбет" Верди). Среди др. партий: Джулия ("Весталка" Спонтини), Ифигения ("Ифигения в Тавриде" Глюка), Эльвира ("Пуритане" Беллини), Аида; Леонора ("Трубадур"), Кундри, Брунгильда ("Парсифаль", "Валькирия"), Турандот ("Турандот" Пуччини), Федора ("Федора" Джордано), Ро-зина. Приезжала в СССР в качестве чл. жюри на 4-й Междунар. конкурс им. П. И. Чайковского в Москве в 1970. Снимается в кино, занимается режиссёрской работой.

Литература: Тимохин В., Мария Каллас, в кн.: Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962; Режиссёрский дебют Марии Каллас, "За рубежом", 17-23 ноября 1972, No 47, с. 30; Rosenthal H., Sopranos of today, L., 1956, 1966; Galatopoulos St., Callas. La divina; art that conceals art, L., 1966; Callas E., My daughter-Maria Callas, (L.), 1967; Maria Callas, "Express", P., 1970, No 967, p. 70-77; Callas, "Observer", L., 1970, 8/II и 15/11, No 9317, p. 29, No 9318, p. 25.

И. В. Одаховская.

Калмыцкая музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калнинь А. К.

Калниньш Алдонис Кристович (р. 26 II 1928, Ужава) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1973). В 1954 окончил Латв. консерваторию по классу композиции у В. Ф. Уткина. С 1959 муз. редактор латв. изд-ва "Лиесма". Участвовал во мн. фольклорных экспедициях АН Латв. ССР. записывал латыш. нар. мелодии. К. - один из виднейших представителей латыш. сов. хоровой песни, для его произв. характерен ярко выраженный нац. колорит.

Сочинения: оратоrия - Старинные солдатские песни (Sena aviru dziesmas, 1972); для орк. - сюита Рассказы серого камня (Peleka akmens stasti, 1959); камерно-инстр. ансамбли - Латышские народные песни (Latviesu tautas dziesmas, для струн. квартета, тетр. I - 1956, тетр. 2-3 - 1971); хоры - кантаты Родина (Dzimtene, 1965), Солнце-солнышко (Saulesaulite, для детей, 1970), Обрядовые песни (Jerazu dziesmas, 1970), Весенние песни (Pavasara dziesmas, с орк., 1971), св. 100 песен a cappella (в т.ч. Латгалия - Latgale, Майским утром - Maija rita, Склоняем головы - Galvas noliecam); для голоса с орк. - поэмы Земля героев (Varonu zeme, 1961), Ты скоро придёшь (Tu atnaksi driz, 1963), Мне порой нужна тишина (Man reisem vajag klusuma, 1968), Песни пастухов (Ganu dzeismas, инстр. сопр., 1973); обр. нар. песен, и др.

Литература: Стумбре С., Поэтичный талант, "СМ", 1962, No 2; Gol- dins M., Aldona Kalnina kora dziesma, в кн.: Latviesu muzika, t. VI, Riga, 1967.

Я. Я. Витолинь.

Калнинь А. Я.

Калниньш Алфред Янович (11 (23) VIII 1879, Цесис - 23 XII 1951, Рига) - сов. композитор, педагог, обществ. деятель. Нар. арт. Латв. ССР (1945). Учился в Петерб. консерватории (1897-1901) по классу органа у Л. Ф. Гомилиуса, композиции у H. P. Соколова, А. Р. Бернгарда, А. К. Лядова. Впервые выступил как композитор в 1900-х гг., работал также органистом, пианистом-аккомпаниатором и хор. дирижёром в Риге, Пярну, Лиепае, Тарту. В 1925-26 был одним из директоров Латв. нац. оперы, в 1927-33 жил в США. В 1933-44 органист Домской церкви в Риге. В 1944-48 ректор Латв. консерватории (с 1947 профессор). Для музыки К. характерны нац. колорит, мелодич. богатство, образность. К. - автор первой латыш. оперы "Банюта", музыка к-рой отличается мелодич. красотой, эпич. широтой нар. сцен и хоров. Балет "Стабураг", в к-ром использованы элементы латв. муз. фольклора, явился важной вехой в становлении нац. латв. балетного иск-ва.

К. - мастер латв. сольной и хор. баллады, кантаты, песни, обработок латыш. нар. песен. Мн. песни созданы им на тексты поэта Я. Райниса. Композитор также обогатил разл. виды латв. инстр.-симфонич., фп., органной музыки.

Сочинения: оперы - Банюта (1918-19, пост. 1920, 2-я ред. 1941), Островитяне (Salinieki, 1925, пост. в 1926, Рига, 2-я ред. под назв. Dzimtenes atmoda - Пробуждение родины, 1933); балет Стабураг (пост. 1943, 2-я ред. - Стабурадзе, 1957, Гос. пр. Латв. ССР, 1958); кантаты - К музыке (Muzikai), День Страшного суда (Pastardiena, на текст Я. Райниса, 1917), Море (Jura, 1929, на тексты амер. поэтов) и др.; хоры a cappella; для орк. - Моя Родина (Mana dzimtene), идиллия (1906), У Стабурага, симф. картина (1906), Песня о Родине (Dziesma par dzimteni), сюита (1915), симф. поэма Латвия (1919), Увертюра (1949), сюита 10 латыш. нар. песен (1950) и др.; для фп. - Баллада, альбом Юности (Jaunibai, изд. 1913), поэмы, Вариации на тему Грига и др.; для органа - Вариации на тему Я. Витола, 1938, и др.; для скр., влч.; хоры, сольные песни и ансамбли; обр. латыш. нар. песен и др.

Литература: Darzins E., Alfreds Kalnins, "Zalktis", 1907, No 2; его же, Par muzikъ, Riga 1951; Vitо1s J., Alfreds Kalnins, "Muzikas Apskats", 1934, No 6; Krasinska L., Dazas atzinas par Alfreda Kalnins harmoniju, в кн.: Latviesu muzika, t. V, Riga, 1966; Vitо1ins J., Alfreds Kalnins, Riga, 1968; К1оtins A., Alfreda Kalnina klaviermuzika, Riga, 1970.

Я. Я. Витолинь.

Калнинь И. А.

Калниньш Имант Августович (р. 26 V 1941, Рига) - сов. композитор. В 1964 окончил Латв. консерваторию по классу композиции у А. Скулте. В первые годы творч. деятельности получил известность как автор симф. и вокально-инстр. произведений.

Сочинения: одноактная опера - Эй, кто-нибудь! (Vai, tur ir Kads!, 1971); мюзикл - Принц и нищий (Princis un ubaga zens, по M. Твену, 1968, Лиепая, 1969, Рига); кантата - Два обелиска (Divi obeliski, 1964), для меццо-сопрано, муж. хора и орк., Октябрьская оратория на тексты рус. поэтов 20 в. (1967); для орк. - 3 симфонии (1964, 1965, 1968), концерт для влч. с орк. (1963); концерт для орк. (1966); музыка для драм, т-ра, кино, эстрады, обр. латыш. нар. песен для хора, и др.

Литература: Мушке В., Вокруг "Октябрьской оратории" Иманта Калныня, "СМ", 1969, No 11.

Калнинь Т. П.

Калниньш Теодор Петрович (11 (23) XI 1890, Тарту - 17 X 1962, Рига) - сов. хормейстер. Нар. арт. Латв. ССР (1960). В 1904-09 учился в скрипичном классе Рижского муз. уч-ща РМО, в 1913-16 в классах органа (у Ж. Гандшина) и теории композиции Петерб. консерватории. С 1919 хор. дирижёр. В 1919-40 хормейстер Латв. нац. оперы (с 1935 гл. хормейстер), создатель и долголетний руководитель мн. выдающихся латыш. хор. коллективов: в 1925-40 мужского, в 1927-40 женского студенч. хоров Латв. ун-та, в 1940-62 хора Латв. радио и телевидения (в 1962 хору присвоено имя К.) и др. Был одним из гл. дирижёров мн. латыш. певческих праздников. Автор хор. обработок латыш. нар. песен. Гос. пр. Латв. ССР (1959).

Литература: Teodora Kalnins (Krajums), Riga, 1965.

Калнинь Я. А.

Калниньш Янис Алфредович (р. 20 X (2 XI) 1904, Пярну) - композитор и дирижёр. Учился органной игре у своего отца композитора Алфреда К.; в 1920-24 - в Латв. консерватории по классу композиции у Я. Я.Витола. В 1923-33 руководитель муз. части и дирижёр Латв. нац. т-ра в Риге, в 1933-44 дирижёр Латв. нац. оперы. С 1944 живёт за рубежом.

Сочинения: оперы - Чудесная птица Лолиты (Lolitas brinum-putns, по пьесе А. Бригадере, пост. 1934), Гамлет (по У. Шекспиру, пост. 1936), В огне (Uguni, по драме Р. Блауманиса, пост. 1937); одноактные балеты - Соловей и роза (Lakstigala un roze, по сказке О. Уайльда) и Осень (Rudens, оба пост. 1938); произв. для симф. орк., скрипки, хор. и сольные песни, обр. латыш. нар. песен, музыка для драм. т-ра и др.

Каломирис М.

Каломирис М. (Kalomoirns) Манолис (14 (26) XII 1883, Смирна - 3 IV 1962, Афины) - греч. композитор. Чл. Афинской АН (1945). Музыке учился в Афинах и Константинополе, затем в 1901-06 совершенствовался в консерватории в Вене у Г. Греденера (теория), А. Штурма (фп.) и Э. Мандичевского (композиция). В 1906-10 преподавал в Харьковском муз. уч-ще РМО (в России написал первое значит. соч. - "Греческую сюиту для оркестра"). В 1911 в Афинах вёл классы композиции и игры на фп. в Эллинской консерватории (в 1919-26 директор). В 1926 основал Нац. консерваторию в Афинах и был её директором до конца жизни. В 1935-57 пред. Союза греч. композиторов. Дважды приезжал в СССР. Выступал в печати как музыкальный критик. Автор учебника по теории музыки; в 1945 написал автобиографию.

К. - один из основоположников совр. греч. муз. школы. Его опера "Старший мастер" (1915) на сюжет старинной нар. легенды положила начало совр. греч. оперному иск-ву. Творчество К. формировалось под влиянием Р. Вагнера и Н. А. Римского-Корсакова. Его музыка проникнута духом нар. греч. мелодики. Лучшие произв. К. отмечены внутренней экспрессией, мелодич. выразительностью, изобретательностью оркестровки.

Сочинения: оперы - Кольцо матери (1917), Анатолия (1945), Мутные воды (1951), Константин Палеолог (1962); для орк. - 3 симфонии (1920 и 1930, с хором), 1955 - с речитативами на стихи греч. поэта Паламаса, симфонич. поэмы - Коробейник (1921), Менас-мятежник (1939), Смерть отважной (1944), Танцевальная сюита (1930), Островные картины (1928), симф. триптих (1938); для инструмента с орк. - для фп. Греческая рапсодия (1926), концерт (1935), для скр. - сюита (1928), концертино (1956); квинтет для голоса, 2 скр., влч. и фп. (1912), фп. трио (1921), квартет для флейты, англ. рожка, альта и арфы (1921), соната для скр. и фп. (1948); пьесы для фп., песни, музыка для драм. т-ра, концертные обр. нар. песен и танцев.

Литературные сочинения: Mein Leben und meine Kunst, в журн.: "Nea Hestia", (No) 35/36, 1944-45.

Литература: Михайловская Н., Греческие музыканты, "СМ", 1954, No12; Аноянакис Ф., Музыка современной Греции, "СМ", 1958, No 3; Manolis Kalomiris, Atena, 1932.

M. M. Яковлев.

Калсон Р. М.

Ромуальд Мартынович (р. 7 IX 1936, Рига) - сов. композитор. Окончил Латв. консерваторию по классам композиции (у А. П. Скулте, 1960) и оперно-симф. дирижирования (1971). В 1957-72 звукорежиссёр Латв. радио. С 1973 преподаёт в Латв. консерватории. Автор симф., камерно-инстр. и вок. произв., музыки для драм. т-ра, кино.

Сочинения: для орк. - 3 симфонии (1965, 1968 - In modo classico, 1972), Симфониетта (1964), Романтическая поэма (1969); концерты с орк. - для голоса (1961), влч. (1970); квинтет для дух. инструментов (1963, 2-я ред. 1972), струн. квартет (1973), сюита для флейты и фп. (1964), Каприччо для скрипки и фп. (1965), кантата Шлопстер-Клопстер для голоса, хора мальчиков и инстр. ансамбля (1971); для голоса и фп. - вок. циклы на сл. О. Хайяма (1958), М. Карема (1959), Ж. Превера (1960), Гарсиа Лорки (1961), Е. А. Евтушенко (1962), вок. циклы на сл. латыш. поэтов - Говорит современник (1963), Несколько глубокомысленных диалогов (1967), для хора - песни.

Я. Е. Торган.

Кальве Ж.

Кальве Ж. (Calvet) Жозеф (р. 8 X 1897, Валанс-д'Ажен, Тарн и Гаронна) - франц. скрипач и педагог. В 1919 окончил Парижскую консерваторию по классу скрипки у А. Реми. В 1920 организовал и возглавил струн. квартет, выдвинулся как первоклассный ансамблист. В 1945 квартет, возобновивший свою исполнит. деятельность после 2-й мировой войны 1939-45 в новом составе (т. н. Кальве-квартет), завоевал мировую известность интерпретацией камерной музыки В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и совр. франц. композиторов. С 1935 К. -профессор Парижской консерватории. Среди учеников: П. Барбизе, К. Ферра, участники "Квартета Парреннен". В 1940 возглавил "Музыкальное движение молодёжи Франции". В 1966 и 1970 посетил СССР в качестве чл. жюри Междунар. конкурса скрипачей им. П. И. Чайковского.

И. М. Ямпольский.

Кальве Э.

Кальве де Рокер (Calve de Roquer) Эмма (15 VIII 1858, Деказвиль, Аверон - 6 I 1942, Мийо, Аверон) - франц. оперная певица (сопрано). Пению училась у Л. Пюже, М. Маркези, Р. А. Лаборд. В 1882 дебютировала на сцене оперного т-ра "Де ла Монне" в Брюсселе (в партии Маргариты), после чего выступала в т-рах Парижа ("Т-р Итальен", 1884 и 1888-92; "Опера комик", 1885 и с 1892; "Гранд-Опера", 1899), Лондона ("Ковент-Гарден", 1892), в Италии, а также в Сев. и Юж. Америке. Первая исполнительница партий Сафо, Аниты ("Сафо", "Наваррьянка" Массне). Обладала высокой вок. техникой; особенно успешно исполняла партии, требующие большого темперамента и драм. силы, - Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Кармен и др. Пела также в операх "Друг Фриц" Масканьи, "Эми Робсарт" Де Лары, "Кармелитка" Хана и др. В 1914 оставила сцену.

Сочинения: My life, (N. Y. - L.), 1922; Sous tous les ciels j'ai chantй, P., 1940.

Литература: (Wisner A.), E. Calvй. Her artistic life, N. Y., 1902.

Г. M. Михайлов.

Кальвокоресси М. Д.

Кальвокоресси М. Д. (Calvocoressi) Мишель Димитри (2 X 1877, Марсель - 1 II 1944, Лондон) - франц. музыковед и критик. По национальности грек. Нек-рое время учился в Парижской консерватории у К. Леру (композиция), в дальнейшем музыкой занимался самостоятельно; изучал также литературоведение, философию. В 1905-14 профессор Высшей школы социальных наук (Париж). Сотрудничал во многих франц. и иностр. муз. журналах (в т.ч. в русских - "Музыка", "Русская музыкальная газета"). С 1916 жил в Лондоне. Блестящий лектор, К. был неутомимым пропагандистом рус. музыки. Его лекции, книги и статьи о М. И. Глинке, М. П. Мусоргском, М. А. Балакиреве, Н. А. Римском-Корсакове способствовали популяризации рус. муз. культуры за рубежом. К. был близок со многими рус. муз. деятелями. Сотрудничал с С. П. Дягилевым, был поборником совр. муз. творчества, первым из зап.-европ. муз. критиков оценил значение творчества И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, Д. Д. Шостаковича. Написал автобиографич. кн. "Музыка и балет" ("Musica und Balett", L., 1933).

Сочинения: "L'Йtranger" der Vincent d'Jndy, P., 1903; Franz Liszt, P., 1905; La musique russe, P., 1907; Moussorgsky, P., 1908; Glinka, P., 1911; La musique anglaise, P., 1911; Schumann P., 1912; Charles Koechlin, P., 1923; The principles and methods of musical criticism, L., 1923; Musical taste..., L., 1925; Le vrai Boris Godounoff, (P.), 1928; Musicians gallery..., L., 1933; Masters of Russian music, L. - N. Y., 1936 (совм. с G. Abraham); Mily Balakirev, "MQ", N. Y., 1937, v. 23, No 1; Debussy, L., 1944; A survey of Russian music, Harmondsworth - N. Y., 1944; Mussorgsky: his life and works, L. - N. Y., 1946.

Литература: Abraham G., Michel D. Calvocoressi, "Musical Times", 1944, March.

И. М. Ямпольский.

Кальдара А.

Кальдара А. (Caldara) Антонио (ок. 1670, Венеция - 28 XII 1736, Вена) - итал. композитор и дирижёр. Учился, возможно, у Дж. Легренци в Венеции; написал там первые оперы. В 1693-1700 служил виолончелистом в венецианском соборе св. Марка, где пел также в капелле.

Кальдара А.

Работал в Мантуе (капельмейстер, 1700-07), Барселоне (1708-09), Риме, Вене (1712), снова в Риме (1715). С 1716 вице-капельмейстер венского двора и один из ведущих композиторов венской оперы. Написал множество опер, ораторий, церк. и камерных сочинений для Вены и одновременно (1712-1727) мессы, оратории и оперы для Зальцбурга (на др. сценах оперы К. появлялись редко). Наряду с А. Лотти был одним из виднейших мастеров вок. музыки своего времени - церковной (16-голосный Crucifixus, Missa in contrapuncto canonico, Missa dolorosa и др.), ораториальной (в т.ч. Il re di dolore, Giuseppe, La passione di Gesщ Cristo, Morte e Sepoltura di Gesu Cristo) и светской (кантаты, мотеты, мадригалы). Сочетал венецианские и неаполитанские традиции с элементами австр. и чеш. муз. культуры, привлекательность южной мелодики с развитой контрапунктич. техникой. Менее значительный как автор инстр. музыки, К. всё же выделялся (среди последователей А. Корелли) своими церк. сонатами (ор. 1 - сонаты для 2 скрипок и виолончели с органом, изд. 1693, Венеция).

Сочинения: оперы (78, по др. данным, не менее 98), в т.ч. оперы-сериа (везде даты пост.) на тексты Дзено - Ифигения в Авлиде (1718), Диктатор Луций Папирий (1719), Джангир (1724), Митридат (1728) и др., на тексты Метастазио - Деметрий (1731), Адриан в Сирии (1732), Олимпиада (1733), Демофонт (1733), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1734), Фемистокл (1736) и др., оперы-буффа - 2 на тексты Дж. К. Паскуини по "Дон Кихоту" Сервантеса, Терпение Сократа с двумя жёнами (La pazienza di Socrate con due mogli, 1731, совм. с И. Г. Ройтером); театр. серенады; 38 ораторий; ок. 100 кантат; симфонии; камерно-инстр. ансамбли - квартеты, септеты, трио-сонаты; сольные сонаты для разл. инструментов; хоры - мессы (св. 20), оффертории, градуалы, мотеты, псалмы, произв. в жанрах Miserere, Magnificat, Те Deum, Stabat Mater, Salve Regina и мн. др. церк. соч.; свыше 40 мадригалов, свыше 300 канонов; клавирные пьесы.

Литература: Luin E. I., Sulla vita e sulle opere di Antonio Caldara, в кн.: La scuola veneziana, Siena, 1941; Liess A., Wiener Barockmusik, W., 1946; Rina1di M., Contributo alla futura biographia di Antonio Caldara, "Rivista Musicale Italiana", 1970, Sept.-Oct.

Б. С. Штейнпресс.

Предыдущая страница Следующая страница