Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАЗ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАЗ")

Каал А. А.

Ану Арвидовна (р. 4 XI 1940, Таллин) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1981). Деп. Верх. Совета Эст. ССР 9-го созыва. В 1968 окончила Таллинскую консерваторию у В. И. Гурьева. Стажировалась в миланском т-ре "Ла Скала" (1971-72). С 1963 артистка хора Эст. т-ра оперы и балета, с 1967 солистка там же. Партии: Джильда, Виолетта, Лючия; Мюзетта ("Богема"), Люси ("Телефон" Менотти), Констанца, Церлина, Царица Ночи О"Похищение из сераля", "Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта), Софи ("Кавалер розы" Р. Штрауса), Адель ("Летучая мышь" И. Штрауса), Мария ("Дочь полка" Доницетти), Роксана ("Сирано де Бержерак" Тамберга). Ведёт конц. деятельность. Участвовала в исполнении вок.-симф. произв. - "Страстей по Иоанну" Баха, "Времён года" Гайдна, Stabat mater Перголези, "Озарения" Бриттена и др. Гастролирует за рубежом. Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1968). Пр. им. Г. Отса, пр. Ленинского комсомола Эст. ССР (обе - 1979).

Кааманьо Р.

Кааманьо Р. (Caamaсo) Роберто (р. 7 VII 1923, Буэнос-Айрес) - аргент. композитор и пианист. Учился в Нац. консерватории в Буэнос-Айресе. Выступал как пианист в странах Лат. Америки и в США. С 1955 преподаватель Ин-та церк. музыки в Буэнос-Айресе, с 1956 руководитель кафедр инструментовки и высшего пианистич. мастерства в Нац. консерватории. В 1961 - 1964 худ. рук. т-ра "Колон". С 1964 профессор (композиция и оркестровка) Католич. ун-та в Буэнос-Айресе (с 1966 декан ф-та муз. иск-ва и науки). Среди его наиболее значит. произв. - 2 концерта для фп. с оркестром (1957, 1971), "Американские вариации" для оркестра ("Variaciones americanas", 1954), "Музыка" для струн. оркестра (1957), "149-й псалом" для солиста, хора и оркестра (1947), 2 струн. квартета (1945, 1946), фп. квинтет (1962), Вариации на григорианскую тему для фп. (1953), "Жёлтые баллады" для голоса и фп. (на тексты Ф. Гарсиа Лорки, 1944).

Кабаиванска Р. Я.

Райна Якова (р. 15 XII 1934, Бургас) - болг. певица (сопрано). Нар. арт. НРБ (1971). Училась у Л. Прокоповой и И. Йосифова в Болг. консерватории (окончила в 1957). Совершенствовалась в Италии (1957-59). С 1961 солистка Софийской нар. оперы и т-ра "Ла Скала" в Милане. Выступает в крупнейших оперных т-рах мира, в т.ч. в Большом т-ре в Москве (1969, 1974). Обладает голосом красивого тембра, артистизмом, совершенной вок. техникой. Среди партий - Лиза, Дездемона, Тоска, Чио-Чио-сан, Мими; Маргарита ("Мефистофель" Бойто). Димитровская пр. (1959).

Кабалевский Д. Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кабалетта

Кабалетта (итал. cabaletta, вероятно, от cobola, cobbola - строфа, куплет). 1) В 18 в. небольшая оперная ария, отличающаяся простотой, песенностью мелодии, чёткостью постоянно возвращающихся ритмич. формул; близка к каватине. Один из ранних образцов - в опере К. В. Глюка "Парис и Елена" (1769). 2) В 19 в. - заключительный раздел арии или дуэта в итал. операх и ораториях, в к-ром использован приём стретты - темп движения неуклонно ускоряется, а ритмика активизируется, благодаря чему создаётся большое динамич. нарастание. Нередко такая К. состоит из ряда раз- делов, каждый из к-рых проходит в своём темпе; т. о., в целом темп изменяется несколькими ступенями. Один из наиболее ярких примеров содержится в арии Виолетты из 1-го акта "Травиаты"; К. встречаются и в операх В. Беллини, Дж. Россини и др. итал. композиторов.

Кабалье М.

Кабалье М. (Caballe) Монтсеррат (р. 12 IV 1933, Барселона) - испан. певица (сопрано). Училась в Барселонской консерватории у Э. Кемени. С 1956 солистка оперного т-ра в Базеле, в 1959-62 - в Бремене. Междунар. признание принёс К. триумфальный успех в исполнении заглавной партии в опере Г. Доницетти "Лукреция Борджа" (конц. исполнение; Нью-Йорк, 1965). В том же году выступала на Глайндборнском фестивале и дебютировала в "Метрополитен-опера"; с сезона 1969/70 регулярно поёт также в "Ла Скала" (в 1974 принимала участие в гастролях этого т-ра в Москве), в "Ковент-Гарден", "Гранд-Опера", Венской гос. опере. К. - выдающаяся представительница иск-ва бельканто. Её исполнение отличается богатством тембровой и динамич. нюансировки (особенно славятся pianissimo в верхнем регистре). Среди партий - Норма; Мария Стюарт, Елизавета ("Мария Стюарт", "Роберто Деверэ" Доницетти), Манон ("Манон Леско" Пуччини). С иск-вом К. связано возрождение на совр. сцене мн. забытых опер Доницетти, Дж. Россини, В. Беллини. Выступает в концертах.

Кабанильес Х. Б.

Кабанильес Х. Б. (Cabanilles, Cavanilles, Cavanillas) Хуан Батиста Хозе (6 IX 1644, Альгемеси, близ Валенсии - 29 IV 1712, Валенсия) - испан. органист и композитор. Игре на органе учился у X. де ла Toppe, органиста собора в Валенсии. В 1665 унаследовал должность учителя и до конца жизни был органистом этого собора. В 1668 посвящен в духовный сан. Глава испан. орг. школы 17 в., К. был одним из выдающихся органистов добаховской эпохи, мастером импровизации. Оказал влияние на последующее развитие испан. орг. иск-ва. Автор многочисл. произв. для органа (токкаты, пассакальи, гальярды, тьентос и др.), в к-рых широко использовал вариационный метод. Развивал традиции испан. композиторов, добивался большой выразительности при экономии технич. средств. Среди известных соч. - "Месса Ангелов" ("Misa de Angelis") для 6 голосов и basso continuo.

Издания: Opera omnia, ed. H. Anglиs, v. 1-4, Barcelona, 1927-52; Obras vocales, ed. J. Climent, Valencia, 1971.

Литература: Garcia Ferreras A., Juan Bautista Cabanilles: sein Leben und Werk, Regensburg, 1973.

Кабардино-Балкарская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каббани А. А. Х.

Ахмед Абу Халиль аль (1833, или 1841, Конья - 1902, или 1903, Дамаск) - араб. композитор и актёр. В 1860-х гг. режиссёр драм. т-ра в Дамаске. Позднее сотрудничал с сирийским писателем И. Фарахом Антуном, совм. с к-рым создал т-р. Писал музыку к спектаклям этого т-ра. В 1884 К. и Фарах Антун вместе с труппой переехали в Египет, продолжали руководить т-ром (с 1886 труппу возглавлял только К.). Оказал большое влияние на развитие араб. муз. т-ра: среди последователей К. - Салям аль-Хигази (Египет), Мухаммед Лагреби (Тунис). Среди его соч. - мувашшахн (вок. произв.), музыка для драм. т-ра.

Литература: Путинцева Т., Тысяча и один год арабского театра, М., 1977; Mahdi S., La musique arabe, P., 1972.

Кабелач М.

Кабелач М. (Kabelac) Милослав (р. 1 VIII 1908, Прага) - чехосл. композитор, музыковед и муз.-обществ. деятель. Учился в Пражской консерватории (1928-31) у К. Йирака (композиция), П. Дедечека (дирижирование) и в Школе мастеров при консерватории (1931-32) у В. Курца (фп.). С 1934 ред. Чехосл. радио. С 1958 профессор по классу композиции в Пражской консерватории, руководит Секцией музыки Восточного ин-та Чехосл. академии наук. К. - один из ведущих совр. композиторов ЧССР, мастер гл. обр. орк. музыки. В творчестве опирается на традиции нац. муз. фольклора, сочетая их с ассимиляцией нек-рых элементов музыки народов Азии, а также применяет новые приёмы письма. К. - композитор философского склада (в его музыке находят выражение проблемы жизни и смерти, мира и войны, добра и зла). Произв. 1939-44 подписаны псевдонимом Яромир Блага (Jaromнr Blaha).

Сочинения: для орк. - 8 симфоний (1942-68), пассакалья Мистерия времени (Mystйruim casu, 1957), 2 увертюры, Гамлетовские импровизации (Hamletove improvisace; Гос. пр. ЧССР, 1965), цикл Отражение (Zrcadlenн, 1964); кантата Не отступайте! (Neustupujte, 1939), Мистерия тишины (Eufemias Mysterion, для сопрано и камерного орк.); инстр. произв., в т.ч. для фп., скрипки, органа, гобоя; хоры; песни (цикл Отзвуки дальних стран - Ohlasy dбlav, 1963).

Литературные сочинения: Skladatel ve zvukovй laboratori, в кн.: Sb. prednбsek o problйmech elektronicke hudby, sesit 2, Praha - Bratislava, 1964.

Литература: Doubravovб J., К hudebnнmu myslenн M. Kabelбce, "Hudebnн Veda", 1970, No 1, s. 7-19.

А. Г. Юсфин.

Кабесон Ф. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кабирова Л. Р.

Лютфия Рашиджановна (р. 7 XII 1932,. Самарканд) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. СССР' (1977). В 1954 окончила Моск. консерваторию, с того же года солистка Тадж. т-ра оперы и балета. Партии: Татьяна, Лиза, Дездемона, Аида, Чио-Чио-сан; Катарина ("Укрощение строптивой"), Наташа ("Тихий Дон"), Ниссо ("Бахтиор и Ниссо" Баласаняна), Гульру ("Пулаг и Гульру" Сайфиддинова), Бесс ("Порги и Бесс" Гершвина). Исполняет также ведущие партии в классич. и совр. опереттах, среди них - Сильва ("Сильва" Кальмана), Чана ("Поцелуй Чаниты" Милютина). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Кабулова С.

Саодат (р. 15 XII 1925, Маргилан, ныне Ферганской обл.) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1959). В 1954 окончила Моск. консерваторию, занималась у К. И. Васьковой, затем у Д. Б. Белявской. В 1941-48 солистка Узб. т-ра им. Мукими, с 1954 - Узб. т-ра оперы и балета. К. обладает голосом красивого тембра, в её иск-ве европ. вок. техника сочетается с ярко нац. манерой исполнения. Выступает в партиях классич. репертуара - Джильда, Виолетта, Мими, Розина; Лейла ("Искатели жемчуга" Бизе) и в узб. нац. операх - Зухра ("Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцына), Лейли ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Дилором ("Дилором" Ашрафи), Гюльнар ("Свет из мрака" Хамраева), Санобар ("Хамза" Бабаева) и др. 1-я пр. на 6-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве (1957). С 1969 преподаёт в Ташкентской консерватории. Выступает с концертами в городах Советского Союза и за рубежом (Индия, Бирма, Афганистан, Таиланд, Камбоджа, ГДР, Болгария, Польша, Канада, Монголия).

В. И. Зарубин.

Кавайе-Коль А.

Кавайе-Коль А. (Cavaille-Coll) Аристид (2 II 1811, Монпелье - 13 X 1899, Париж) - франц. строитель органов. Сын органиста Д. Иасента (1771-1862). В 11-летнем возрасте участвовал в реставрации органа в Ниме. С 1833 жил в Париже, строил органы в церквах Сен-Дени, Сен-Сюльпис, Мадлен, Нотр-Дам-де-Лорет, в Пантеоне и др. Инструменты работы К.-К. установлены в СССР (Большой зал Моск. консерватории), Бельгии, Нидерландах, Испании и др. странах. К.-К. внёс значит. усовершенствования в конструкцию органа (впервые применил рычаг Ч. С. Баркера, разл. давление воздуха для отдельных участков клавиатур и др.), достиг высокой индивидуализации тембров орг. регистров, создал новый тип симф. (т. н. романтического) органа. Его ученик и последователь Ш. Мютен.

Сочинения: Йtudes expйrimentales sur les tuyaux d'orgues,..., R., 1895; De l'orgue et de son architecture, "Revue gйnйrale de l'architecture des travaux publics", 1856.

Литература: В. С. (В. В. Стасов), Письма из чужих краев. Письмо третье, "Новое время", 1878, No 900; 31 авг.; Литературное прибавление к "Нувеллисту", 1878, No 6, с. 6-8; Rойзман Л. И., Гедике - органист, в кн.: А. Ф. Гедике. Сб. статей и воспоминаний, М., 1960; Сavai11й - Со11 С. et Е., Aristide Cavaillй-Coll: ses origines, sa vie, ses oeuvres, P., 1929.

Л. И. Ройзман.

Кавал

Кавал - пастушеский духовой муз. инструмент, распространённый в Болгарии, Югославии, Румынии, Молдавии. Род продольной открытой флейты с длинным деревянным стволом и 6-8 игровыми отверстиями (одно на тыльной стороне); в нижнем конце ствола имеется ещё 3-4 отверстия для подстройки и резонирования. Звукоряд К. диатонический, при передувании достигает почти 3 октав (в пределах, примерно, 1-3-й октавы). В нижнем регистре инструмент звучит тихо, мягко, в среднем - сильнее, ярче, в верхнем - наиболее громко и светло. Исполняемые на К. песенные и танц. мелодии богато украшаются мелизмами (трели, форшлаги), пассажами и т. п. Длина К. до 700 мм и более. В Югославии часто играют на 2 К.: на одном исполняют мелодию, на другом сопровождают её выдержанным звуком - бурдоном. В Румынии и Молдавии бурдонное сопровождение осуществляется голосом музыканта. Существует разновидность К. со свистковым приспособлением - кавал ку дап (рум., молд.). Инструментом, близким к К., является укр. флояра.

К. A. Вертков.

Кавалерийская труба

Кавалерийская труба - см. Труба.

Кавалли Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кавальери Л.

Кавальери Л. (Cavalieri) Лина (Наталина) (25 XII 1874, Витербо, Лацио - 7 II 1944, Флоренция) - итал. певица (сопрано). Ученица М. Мариани Масси. В 1900 дебютировала в Неаполе в партии Мими, после чего пела в т-рах Палермо, Милана, Генуи. Гастролировала за границей, в т.ч. в Петербурге (1901, 1907-1910, 1914). После 1916 оставила сцену. К. снималась в кино ("Манон Леско", "Гранатовая роза" и др.), благодаря чему приобрела большую популярность. Её небольшой по диапазону голос привлекал прозрачностью тембра. Певице были близки лирич. партии, к-рые она исполняла с искренностью, обаянием, непринуждённостью сценич. поведения. К. пела с Э. Карузо (т-р "Метрополитен-опера", 1906-10). Среди исполненных партий: Маргарита, Виолетта; Манон ("Манон Леско" Пуччини), Недда ("Паяцы"), Федора ("Федора" Джордано), Адриенна ("Адриенна Лекуврер" Чилеа), Манон, Таис, Саломея ("Манон", "Таис", "Иродиада" Массне), Джульетта ("Сказки Гофмана" Оффенбаха).

Сочинения: La mie verita, Roma, 1936.

Литература: Беляев Ю., Л. Кавальери. К её гастролям, "Петербургский дневник театрала", 1904, No 7, с. 1-2; Tegani U., Cantanti d'una volta, Mil., 1945, p. 315-18; Gara E., Caruso, Mil., 1947, p. 149-50.

С. M. Грищенко.

Кавальери Э.

Кавальери Э. (Cavalieri) Эмилио де (ок. 1550, Рим - 11 III 1602, там же) - итал. композитор. Представитель старинного римского дворянского рода. В 1588 был приглашён Ф. Медичи во Флоренцию в качестве "гл. инспектора иск-в и артистов". В ранних произв., в т.ч. в мадригалах, отдал дань хор. полифонии. Впоследствии явился одним из создателей монодии (см. Монодия (2)), одним из первых использовал генерал-бас. К. выработал вок. мелодич. стиль, в к-ром большое значение приобрела мелизматика, применявшаяся до этого в инстр. музыке. Его творчество соприкасается с деятельностью представителей Флорентийской камераты (однако не установлено, был ли он её членом). Созданные им пасторали "Отчаяние Филено" ("La disperazione di Fileno"), "Сатир" ("Satiro", обе 1590, Флоренция) и "Игра слепца" ("Il giuco delia cieca", 1595, там же) явились непосредственными предшественницами оперы. Наиболее известное произ. К. - "Представление о душе и теле" ("Rappresentazione di anima e di corpo", 1600, Рим) - принадлежит к числу первых духовных ораторий. К. был также театральным архитектором.

Кавата

Кавата (итал. cavata, от cavare - извлекать) - в 1-й пол. 18 в. заключит. раздел речитатива, подытоживающий его содержание и излагаемый в напевной ариозной манере с соблюдением тактового членения. К. встречалась как в оперной музыке, так и в кантатах и ораториях; многочисл. образцы - в кантатах И. С. Баха ("Ein feste Burg", окончание 3-го речитатива; "Sei Lob und Ehr'dem hцchsten Gut", окончание 2-го речитатива, и т. д.).

Каватина

Каватина (итал. cavatina, уменьшит. от cavata - кавата, от cavare - извлекать). 1) В 18 в. - короткая сольная лирич. пьеса в опере или оратории, обычно созерцательно-задумчивая по характеру. Возникла из связанной с речитативом каваты начала 18 в. Отличалась от арии большей простотой, песенностью мелодии, очень огранич. применением колоратур и повторов текста, а также скромностью масштабов. Обычно представляла собой один куплет с небольшим инстр. вступлением (напр., две К. из оратории Й. Гайдна "Времена года"). 2) В 1-й пол. 19 в. - выходная ария примадонны или премьера (напр., каватина Антониды в опере "Иван Сусанин", каватина Людмилы в опере "Руслан и Людмила"). 3) Во 2-й пол. 19 в. К. сближается с произведениями этого жанра, созданными в 18 в., отличаясь от них большей свободой построения и бульшими масштабами. 4) Изредка название "К." применялось к небольшим инстр. пьесам напевного характера (напр., Adagio molto espressivo из струнного квартета B-dur ор. 130 Бетховена).

А. О. Гриневич.

Кавецкая В. В.

Виктория Викторовна (ок. 1870, Варшава - дата смерти неизв.) - рус. певица и артистка оперетты (лирико-колоратурное сопрано). В 1905-15 работала в Петербурге в т-ре "Буфф" и "Палас-театре" на амплуа "героини". Одновременно гастролировала во мн. городах России (Москва, Киев, Одесса и др.) и за рубежом: в 1915 выступала на сцене варшавского "Т-ра Вельки" в операх "Риголетто" (Джильда) и "Травиата" (Виолетта). В нач. 20-х гг. уехала за границу, работала в Варшавском т-ре "Новости" и др. К. обладала голосом светлого тембра, тонкой музыкальностью и вокальным мастерством. Исполнит. манера певицы отличалась непосредственностью и изяществом. К. в совершенстве владела мастерством художеств. свиста и во мн. спектаклях насвистывала вставные номера под собств. фп. аккомпанемент. Репертуар К. был чрезвычайно широк. Исполняла гл. партии в опереттах Ж. Оффен-баха ("Прекрасная Елена"), Ф. Легара ("Граф Люксембург", "Ева"), Ш. Лекока ("Дочь мадам Анго"), Ф. Зуппе ("Натурщица"), К. Целлера ("Продавец птиц"), Л. Фалля ("Разведённая жена"), С. Джонса ("Гейша") и др. Лучшей работой К. считалась партия Ганны Главари в "Весёлой вдове" Легара.

М. М. Яковлев.

Кавос К. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кавсадзе Л.

Ладо (Владимир Лонгинозович) (26 XII 1886 (7 I 1887), Тбилиси - 30 XI 1953, там же) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1943). Чл. КПСС с 1937. Пению обучался у Э. Броджи в Тбилиси. В 1908 дебютировал в опереточной труппе А. Э. Блюменталь-Тамарина (Москва), до 1917 работал в т-рах оперетты Москвы, Оренбурга, Петрограда, Смоленска и др. городов. Исполнил св. 60 ролей, в т.ч. Париса и Орфея ("Прекрасная Елена" и "Орфей в аду" - Оффенбаха), Баринкая ("Цыганский барон" Штрауса), Эдвина ("Сильва" Кальмана). Участвовал в организации груз. Т-ра муз. комедии, был одним из создателей груз. эстрады. В 1921-39 солист Груз. т-ра оперы и балета. Среди партий - Ленский; Шуйский ("Борис Годунов"), Звездочёт, Владимир Дубровский, Альфред, Герцог, Фауст, Фра-Дьяволо, Абесалом; Шота ("Шота Руставели" Аракишвили), Котэ и Сако ("Кето и Котэ" Долидзе), Шут ("Дареджан коварная" М. Баланчивадзе). С 1939 директор Груз. филармонии, в 1942-53 - Тбилисского цирка. Снимался в фильмах - "Накануне грозы", "Ханума" и др.

Кавяцкас К. В.

Кавецкас Конрадас Владо (р. 20 Х(2 XI) 1905, дер. Тиркшляй, ныне Мажейкского р-на) - сов. композитор и хор. дирижёр. Нар. арт. Литов. ССР (1960). Чл. КПСС с 1960. В 1929 окончил Каунасское муз. уч-ще по классам Ю. Груодиса (спец. гармония) и Ю. Науялиса (орган). В 1929-33 учился теории композиции, игре на органе и дирижированию в "Схола канторум" в Париже. С 1936 преподавал теоретич. предметы в Нар. консерватории в Каунасе. В 1940 один из организаторов и преподаватель муз. уч-ща в Вильнюсе (в 1940-46 зав. учебной частью, в 1946-49 директор). В 1945-62 зав. кафедрой хор. дирижирования и преподаватель Вильнюсской консерватории (с 1964 профессор). С 1949 главный дирижёр хора филармонии в Вильнюсе. Работает в жанрах вокально-инстр. и хор. музыки. В творчестве отобразил природу и быт Сов. Литвы, широко использовал литов. муз. фольклор. Среди соч.: оратория "Времена года" (1965), кантата "Каунас" (1964), поэма для солиста, хора и орк. "Четыре коммуниста" (1961), хор. сюиты "Картины Советской Литвы" (1953), "Путь поэтов"; песни для хора, в т.ч. "Цветут в Вильнюсе липы" (изд. 1961), обр. народных песен.

И. М. Ямпольский.

Каган О. М.

Олег Моисеевич (р. 21 XI 1946, Южно-Сахалинск) - сов. скрипач. Окончил Моск. консерваторию (1969) и аспирантуру при ней (1971) у Д. Ф. Ойстраха (с 1964 занимался также у Б. Е. Кузнецова). С 1971 солист Моск. филармонии. Выступает в ансамбле с С. Т. Рихтером, Э. К. Вирсаладзе (фп.), Н. Г. Гутман (виолончель), с оркестрами под упр. E. P. Светланова, Г. Н. Рождественского, А. Дорати, В. Заваллиша и др. 1-й исполнитель посвящённого ему 3-го скр. концерта Шнитке (1979), а также посвящённых ему и Н. Г. Гутман концертов для скрипки и виолончели с оркестром Мансуряна (No 2, 1979) и Виеру (1980). Лауреат междунар. конкурсов им. Дж. Энеску (1964, Бухарест), им. Я. Сибелиуса (1965, Хельсинки, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского (1966, Москва, 2-я пр.), им. И. С. Баха (1968, Лейпциг, 1-я пр.). Гастролирует за рубежом.

Кагель М. Р.

Кагель М. Р. (Kagel) Маурисио Рауль (р. 24 XII 1931, Буэнос-Айрес) - аргент. композитор, один из представителей крайних течений совр. авангардизма. Брал частные уроки теории музыки, игры на фп., виолончели, хорового и орк. дирижирования. С 1950 хормейстер, с 1955 концертмейстер камерной оперы, дирижёр т-ра Колон в Буэнос-Айресе. С 1957 живёт в Кёльне (ФРГ). Возглавлял разл. студии электронной музыки, курсы новой музыки, читал о ней лекции и выступал с её исполнением в ФРГ и за рубежом. Б. ч. сочинений К. - конкретная музыка и электронная музыка, а также комбинации их друг с другом и с обычными инстр. составами. В числе его произведений конкретной музыки - "Расширенная орнитология..." ("Ornitologia multiplicata...", 1968). К. применяет и средства коллажа ("Людвиг ван. Приношение Бетховену" - "Ludwig van. Hommage von Beethoven", 1969, в этом же году экранизировано). "Левые" устремления К. сказываются и в его негативном отношении к традиц. жанрам и формам ("антиопера" "Государственный театр" - "Staatstheater", Гейдельберг, 1971), и в применении алеаторич. методов ("Репетиция" - "Probe", для коллектива импровизирующих исполнителей, 1971). Средства конкретной и электронной музыки К. широко применяет и как режиссёр собственных драм. пьес, кинофильмов, телевизионных постановок.

Каданс

Каданс (франц. cadence) - см. Каденция (1).

Каденция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кадло

Кадло (польск.) - в барабанах широкая обечайка (боковая часть корпуса), к к-рой крепятся перепонки.

Кадмина Е. П.

Евлалия Павловна (19 IX (1 X) 1853, Калуга - 10 (22) XI 1881, Харьков) - рус. певица (меццо-сопрано) и драм. артистка. В 1873 окончила Моск. консерваторию по классу пения у А. Д. Александровой-Кочетовой (в 1872 с успехом выступила в студенч. спектакле в роли Орфея в опере Глюка "Орфей и Эвридика"). В 1873- 1875 солистка Большого т-ра (дебютировала в партии Вани), в сезоне 1875-76 - Мариинского т-ра (Петербург). В 1876-78 жила в Италии, где совершенствовалась в вок. иск-ве и выступала в оперных театрах Милана, Флоренции, Неаполя. Вернувшись в Россию, пела в частных оперных антрепризах И. Я. Сетова (Киев) и П. М. Медведева (Харьков).

Иск-во К. отличало редкое сочетание муз., вок. и сценич. дарования. Увлекали слушателей задушевные интонации её голоса, вдохновенная игра, жизненность создаваемых образов, одухотворённая, несколько загадочная внешность. К. - первая исполнительница роли Леля ("Снегурочка" Островского с музыкой П. И. Чайковского, Большой т-р, 1873); среди её лучших партий: Ратмир, Рогнеда; Княгиня ("Русалка"), боярыня Морозова ("Опричник" Чайковского), Азучена, Амнерис; пела также партии сопрано: Наташа, Маргарита; Селика ("Африканка"), Рахиль ("Дочь кардинала" Галеви). Восторженно отзывался о выступлениях певицы П. И. Чайковский, посвятивший К. романс на собств. текст "Страшная минута".

С кон. 1880 К. выступала и в драм. спектаклях, особенно успешно в ролях Офелии и Катерины ("Гамлет" Шекспира и "Гроза" Островского). В 1881 перешла на драм. сцену, в том же году покончила жизнь самоубийством, приняв яд во время спектакля. Личность и судьба К. нашли художеств. отражение в повести И. С. Тургенева "Клара Милич" (соч. в 1882), на сюжет к-рой А. Д. Кастальским написана одноим. опера (1907; Москва, 1916).

Литература: Уманов-Каплуновский В., Из воспоминаний о Е. П. Кадминой, "Исторический вестник", 1905, No 12; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953 (см. Именной указатель); Яголим Б., Прообраз Клары Милич, "СМ", 1968, No 11; его же, Комета дивной красоты, (М., 1970).

Б. С. Яголим.

Кадоша П.

Кадоша П. (Kadosa) Пал (р. 6 IX 1903, Лева, ныне Левице, Чехословакия) - венг. пианист, композитор и муз. деятель. Засл. артист ВНР (1953). В 1921-27 учился в Высшей школе муз. иск-ва им. Ф. Листа в Будапеште у З. Кодая (композиция) и А. Секея (фп.). С 1923 выступал как пианист в Венгрии и за рубежом. В 1927-43 преподавал фп. игру в муз. школе, с 1945 - в Высшей школе муз. иск-ва им. Ф. Листа в Будапеште. К. - один из основателей об-ва "Современные венгерские музыканты" (с 1928, с 1930 секция Междунар. об-ва совр. музыки; К. - её секретарь), организатор 1-го Междунар. конкурса им. Б. Бартока и Фестиваля совр. музыки в Будапеште (1948). Выступал на междунар. фестивалях с собств. фп. произв. и сочинениями др. совр. композиторов. Наиболее значительны концерты для разл. инструментов с оркестром. В композиторском творчестве К. традиции венг. муз. фольклора (свободная метрич. форма, синкопированные ритмы, танц. мелодии) сочетаются с приёмами неоклассицизма (особенно заметно влияние П. Хиндемита и позднейших совр. течений). Автор статей, в т.ч. об элементах венг. музыки в творчестве Л. Бетховена ("Beethoven йs Magyarorszбg", Bdpst, 1952). Пр. им. Кошута (1950), Эркеля (1955, 1962).

Сочинения: опера - Приключение в Хусте (Huszti kaland, 1951, Будапешт); кантаты - О роковой любви (De amore fatali, 1940), Разливается свет (Terjed a fйny, 1949), Солдаты мира (Bйke katonбi, 1950); для орк. - 8 симфоний (1942 -1968), Мартовская увертюра (Mбrcius nyitбny, 1948), 3 сюиты, 2 дивертисмента, партита; концерты с орк. - 4 для фп. (1931, 1939, 1953, 1966), альта (1937), 2 для скрипки (1932, 1941), для струн. квартета и камерного орк. (1936); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн., 1 фп. трио, 3 струн. квартета, квинтет духовых, для скр. с фп. - соната, Венг. нар. песни (Magyar nйpdalok, 1931); для фп. - 4 сонаты, сонатины, сюиты, в т.ч. нар. песен (Nйpdalszvit), рапсодия (1936), Румынский танец (Roumanian dance, 1921), 10 багателей, прелюдии, этюды, пьесы для детей, соната для 2 фп.; сонаты - для скр. соло и для влч. соло (обе - 1923), сюиты - для скр. соло и для 2 скр. (обе 1931), 8 пьес Калейдоскоп (Kaleidoszkуp, 1966); хоры; циклы песен, в т.ч. на сл. Ш. Петёфи, Э. Ади, А. Йожефа и др.

Литература: Fiatal magyar muzsikusok bemutatуestje, "Zeneiszemle", XII, Bdpst, 1928, No 1/2; Verses S., Paul Kadosa, в прилож. к "Melos", XI, No 4, 1932; Weissmann J. S., The contemporary movement in Hungary, "Music Today", 1949; его же, Guide to contemporary composers, II, "Tempo", 1957, No 45; Bуnis F., Kadosa Pбl, Bdpst, 1965; Sarai T., Lehel Gy., A 70 йves Kadosa Pбl kцszцntese, "Magyar zene", 1973, No 3.

П. Ф. Вейс.

Кадриль

Кадриль (франц. quadrille, от испан. cuadrilla, букв. - группа из четырёх человек, от лат. quadrum - четырёхугольник). 1) Танец, распространённый у многих европ. народов. Муз. размер, как правило, 2/4; состоит из 5-6 фигур, каждая имеет своё название и сопровождается особой музыкой. Строится из расчёта 4 пар, расположенных квадратом. Танцевальные фразы поочерёдно исполняются разными парами, фигура заканчивается общим движением, соединяющим всех участников танца. С кон. 17 до кон. 19 вв. К. была одним из самых популярных салонных танцев. Вошла в нар. быт, где существует под разными названиями - рус., укр., белорус., литов., латыш., эст. К. Самобытностью отличается рус. К., имеющая многообразные местные варианты: московская, калининская, волжская, уральская и др., известны старинные К. Ярославской обл. Одна из разновидностей К. - нар. танцы шестёра, восьмёра, четвёра, распространённые на Урале и в сев. областях РСФСР.

Кадыров Г. К.

Гафур Кадырович (р. 2 II 1917, Ташкент) - сов. композитор. В 1945 окончил Ташкентскую консерваторию (учился у Б. Б. Надеждина). Для творчества композитора характерна связь с узб. народной музыкой. Среди соч. К.: для симфонич. оркестра - "Молодёжная увертюра" (1954), "Балетная сюита" (1956), "Поэма-баллада" (1957), поэма "Праздник в колхозе" (1960); кантата для детей "Дедушка Ленин в наших сердцах" (1970) и др.; струн. квартет, сюита для фп., марш для дух. орк. (1947, 1973), пьесы для виолончели, кларнета и др. инструментов. К. - автор мн. песен ("Мой Узбекистан", "Письма любимой" и др.), обр. нар. песен, хоров. Вок.-симфонич. сюита "Школа - наше солнце" удостоена Гос. пр. Узб. ССР (1970). С 1950 К. преподаёт в Муз. уч-ще им. Хамзы; с 1960 - в Ташкентской консерватории.

Каевченко В. А.

Валентина Алексеевна (р. 14 I 1932, г. Невель Псковской обл.) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1980). В 1956 окончила Моск. консерваторию у М. В. Владимировой, с того же года солистка Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Партии: Татьяна, Лиза; Маша ("Дубровский"), Земфира ("Алеко"), Микаэла, Mими, Чио-Чио-сан; Недда ("Паяцы"), Бесс ("Порги и Бесс" Гершвина), Катрена ("Водоворот" Сухоня), Наташа, Луиза и Фата Моргана ("Война и мир", "Обручение в монастыре" и "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева), Наталья, Анна ("В бурю", "Безродный зять" Хренникова), Виринея ("Виринея" Слонимского), Нила Снижко ("Ценою жизни" Николаева) и др. Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Кажиньский В.

Кажиньский В. (Kazynski) Виктор (Виктор Матвеевич) (18 (30) XII 1812, Вильнюс - 6 (18) III 1867, Петербург) - польский композитор, скрипач, дирижёр, пианист и органист. Окончил юридич. ф-т Виленского ун-та (1830). Музыке обучался самостоятельно. Нек-рое время брал уроки композиции у Ю. Эльснера в Варшаве. До 1836 капельмейстер оперной антрепризы В. Шмидгофа, в 1836-40 органист костёла Йоно в Вильнюсе. В 1843 переселился в Петербург. В 1844 совершил с А. Ф. Львовым (в качестве его муз. секретаря) путешествие по Германии, описанное им в путевом дневнике. С 1845 капельмейстер оркестра Александринского т-ра. Дирижировал концертами, в к-рых исполнял оркестровые переложения произв. Л. Бетховена, сделанные А. Н. Серовым. Изредка выступал в концертах как пианист, был одним из первых исполнителей в России сочинений Ф. Шопена. Известен и как муз. критик.

Сочинения: оперы - Антони и Антосия (1840, Вильнюс), Вечный жид-странник (Zyd wieczny tulacz, 1842, там же), Муж и жена (Mari et femme, 1848, Петербург); балеты; оперетты, в т.ч. Казачка, или Возвращение из похода (1851, Александринский т-р, Петербург); для орк. - увертюра, танцы; для фп. - Концертный полонез, ноктюрны, вариации на темы русских песен А. Е. Варламова и др.; хоры; романсы и песни, в т.ч. Spiewnik (песенник на сл. польских поэтов, Petersburg, 1854); обр. для фп., в т.ч. рус. нар. песен и популярных романсов; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. "Морской праздник в Севастополе" Н. В. Кукольника, комедия "Ворожба" и др.

Литературные сочинения: Notatki z podrуzy muzykalnej ро Niemcech odbytey w roku 1844, Petersburg, 1845, Kr., 1957; на рус. яз. - Заметки о музыкальном путешествии по Германии, СПБ, 1845; Historie opery wloskiej, Petersburg, 1851; на рус. яз. - История итальянской оперы, пер. Ф. Томашиньского, СПБ, 1851.

И. М. Ямпольский.

Кажлаев М. М.

Мурад Магомедович (р. 15 I 1931, Баку) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). В 1955 окончил композиторский ф-т Бакинской консерватории (учился у профессора Б. И. Зейдмана). В 1955-1958 преподавал в Муз. уч-ще им. П. И. Чайковского в Махачкале; в 1957-58 гл. дирижёр симфонич. оркестра Даг. радио. С 1963 пред. правления CK Даг. АССР. В 1963-64 художеств. рук. Даг. филармонии. К. - автор первого нац. балета "Горянка" (по мотивам поэмы Р. Гамзатова, 1967, пост. в 1968, Ленингр. т-р оперы и балета). 2-я пр. и спец. приз на 3-м Междунар. фестивале джазовой музыки в Праге (1966), Гос. пр. Даг. АССР (1967) и Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1970).

Сочинения: для орк. - поэма Памяти 28 героев-панфиловцев (1953), симф. картины Дагестан (1-я ред. 1955; 2-я - 1958-60), Концертная лезгинка (1956), концертный вальс (1956), сюита Тучи покидают небо (1959), Восточная баллада (1960), увертюра (1961), симф. танцы-картины (1968-71), Лирические новеллы (1968-71); для инструмента с орк. - скерцо для скрипок (1955), блюз-импровизация для трубы (1956), серенада для 4 тромбонов или 4 валторн (1957), пьеса Трубачи для 3 труб (1959), романс для кларнета (1971), рондо для трубы (1964), концерт для медных, духовых и ударных инстр.; для джазa - танцевальные циклы (1958-66), Африканский концерт (1964), концертино (1965), цикл Крутые повороты (1969-72), сюита Путешествие по стране (1971); для струн. квартета - Молодёжный квартет (1954), пьесы (1960-73); для фп. - романтическая сонатина (1952), два цикла вариаций (1952-53), шесть прелюдий (1956-61), 10 миниатюр (1958), детский альбом (1959), цикл вариаций (1953); хоры, романсы, песни; музыка для кино, театра и цирка.

Литература: Деятели музыкального искусства Дагестана, сост. С. Агабабов, Махачкала, 1960, с. 94-104; Якубов М., Мурад Кажлаев, Махачкала, 1969.

Л. И. Горбунова.

Казадезюс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Казаков Ю. И.

Юрий Иванович (р. 24 XII 1924, Архангельск) - сов. баянист. Засл. арт. РСФСР (1963). Учиться музыке начал под рук. отца - баяниста И. К. Казакова, работавшего в Архангельске (солист Радио, Северного рус. нар. хора и др.). Занимался в муз. школе по классу фп., одновременно изучал игру на баяне. В 1959. окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных по классу баяна у Н. Я. Чайкина. С именем К., блестящего виртуоза, связано утверждение на конц. эстраде баяна как сольного инструмента. Высокое мастерство, совершенная техника и тонкая музыкальность, чувство стиля позволяют ему с успехом исполнять произв. классич. и совр. музыки, в т.ч. соч. И. С. Баха (органная токката и фуга ре минор), В. А. Моцарта (органные фантазии No 1 и No 2 фа минор, анданте для органа фа мажор), С. С. Прокофьева ("Мимолётности"), Д. Д. Шостаковича ("Прелюдии") и др. С 1951 К. играет на специально сконструированном для него многотембровом готово-выборном баяне. Концертировал как солист во мн. странах (Великобритания, Бельгия, ГДР, Дания, Швеция, Польша, Румыния, Финляндия, Франция, страны Лат. Америки, Вьетнам, Индонезия, Япония, Швейцария и др.). Выступает также в ансамблях - с двумя скрипками (исполняет трио-сонату Баха), виолончелью, с 2 флейтами (трио-соната Баха), 2 арфами и др. инструментами, а также с симф. оркестром (Концерт для баяна с оркестром Чайкина).

И. М. Ямпольский.

Казальс П.

Пабло - см. Касальс П.

Казанджиев В. И.

Васил Иванов (р. 10 IX 1934, Русе) - болг. композитор и дирижёр. Нар. арт. НРБ (1980). Окончил Болг. консерваторию по классам композиции у П. Владигерова и орк. дирижирования у В. Симеонова (1957). В 1957-62 дирижёр Софийской нар. оперы. Руководил (до 1976) основанным им в 1962 камерно-инстр. ансамблем "Софийские солисты"; гастролировал с ним во мн. странах. С 1977 дирижёр симф. оркестра Болг. радио. В обширном репертуаре - старинная, классич. и совр. музыка. В своём композиторском творчестве элементы болг. нар. музыки использует наряду с новыми средствами муз. письма. Димитровская пр. (1972).

Сочинения: для орк. - симфониетта (1953), Героическая увертюра Сентябрь 1923 (Септември 1923, 1960), дивертисмент для малого орк. (1957), симф. циклы Живые иконы (Живите икони, 1970) и Болгарские картины (Картини български, 1971); Праздничная музыка (Празднична музика, 1972); концерт для струнных (1951); концерты с орк.: для фп. (1957), скр. (1961), трубы (1957), для фп. и саксофона (1957), камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. сонаты для разл. духовых с фп.; пьесы для фп.; хоры a cappella; музыка к кинофильмам.

Казанли Н. И.

Николай Иванович (5 (17) XII 1869, Тирасполь - 23 VII (5 VIII) 1916, Петербург) - рус. композитор и дирижёр. В 1879-83 обучался игре на скрипке в муз. школе Об-ва изящных иск-в в Одессе. Окончил в 1894 Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова и Ю. И. Иогансена. С 1895 преподаватель музыки 2-го кадетского корпуса и Николаевского инженерного уч-ща в Петербурге. В 1897-1904 дирижёр симф. концертов Ф. Кайма в Мюн-хене; выступал в Берлине и Праге. В 1899 под управлением К. в Германии впервые была исполнена почти целиком музыка оперы "Руслан и Людмила" Глинки. Позднее служил в управлении военно-учебных заведений, наблюдая за постановкой в них преподавания музыки. К. принадлежат инструментовка фп. пьес Ф. Листа "Обручение" ("Sposalizio") и "Мыслитель" ("Il Реnsieroso") и муз. сочинения: опера "Миранда" ("Последняя борьба", 1910, Петербург); симфония (f-moll, исп. 1897) и симфониетта (G-dur, исп. 1893); произв. для голоса с орк. - "Русалка" (текст Л. А. Мея, исп. 1897), баллада Ленора (исп. 1897); романсы на cл. И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, С. Я. Надсона и др.

И. М. Ямпольский.

Казанцева Н. А.

Надежда Аполлинариевна (р. 2(15) III 1911, Иркутск) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1955. Брала уроки пения в Иркутске у Е. Г. Городецкой (с 1929; у неё же обучалась игре на фп.), в Москве у Л. Я. Шор-Плотниковой (с 1932). В 1930-32 концертмейстер и певица Иркутского радиоцентра. В 1935-54 солистка Всесоюзного радио, затем Гастрольбюро СССР, Москонцерта. Решающее влияние на творчество К. оказало её участие в цикле моцартовских постановок, осуществлённых Всесоюзным радиовещанием в сер. 30-х гг. (Керубино; Констанца - "Похищение из сераля", Церлина - "Дон Жуан", Памина - "Волшебная флейта"). Редкая чистота интонации, технич. подвижность голоса, ровного по звуку, мягкого и тёплого по тембру, выдвинули К. в первые ряды сов. вокалистов. Одновременно с работой на радио К. в 1944-45 пела в Большом театре (партия Виолетты), гастролировала в Груз. т-ре оперы и балета. Мн. концертировала. В репертуаре К. произв. рус. и зарубежных композиторов, рус. нар. песни. Первая исполнительница концерта для голоса с орк. Р. М. Глиэра (1943). Гастролировала за рубежом (ГДР, Австрия, Великобритания, Венгрия, Болгария, Китай, Польша, Румыния, Исландия, Дания, Италия и др.). Гос. пр. СССР (1950) за конц.-исп. деятельность.

Литература: Грошева Е., Надежда Казанцева, "СМ", 1958, No 9, с. 114-115; Туманов A., Надежда Казанцева, там же. 1963, No 4, с. 88-89

Э. П. Микоян.

Предыдущая страница Следующая страница