Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 3, "КАЛ"-"КАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КАЛ"-"КАН")

Калькбреннер

Калькбреннер (Kalkbrenner) - семья нем. музыкантов. Кристиан К. (22 IX 1755, Минден, Сев. Рейн-Вестфалия - 10 VIII 1806, Париж) - нем. композитор и теоретик.

Калькбреннер

Учился игре на фп. у Беккера и на скр. у Родевальда в Касселе. В 1788 хормейстер в Берлине; в 1798 - в Париже в т-ре "Гранд-Опера", где поставил свою оперу "Олимпия" (1798); написал две симфонии, концерт и сонату для фп.; автор работ "Теория искусства композиции" ("Theorie der Tonsetzkunst", 1789), "Краткий очерк истории музыки" ("Kurzer Abriss der Geschichte der Tonkunst", 1792). Фридрих Вильгельм Михаэль К. (между 2 и 8 XI 1785, близ Касселя - 10 VI 1849, Анген-ле-Бен, Валь-д'Уаз) - пианист, педагог и композитор. Сын и ученик Кристиана К. В 1801 окончил консерваторию в Париже по кл. фп. у А. Адана (гармонию изучал у Ш. Кателя). В 1803 брал уроки контрапункта у И. Альбрехтсбергера в Вене. Здесь большое влияние на его творчество оказало иск-во М. Клементи. Выступал в Берлине, Мюнхене, Штутгарте. В 1806 успешно дебютировал в Париже. В 1814-23 жил в Лондоне, где вошёл в компанию с И. Б. Ложье для эксплуатации изобретённого последним хиропласта (механич. аппарата для регулирования положения рук и тренажа пальцев пианиста) и, упростив его, способствовал широкому применению в пед. практике. В 1823 гастролировал в Германии с арфистом Ф. Ж. Дизи. В дальнейшем жил в Париже, пользовался популярностью как виртуоз и модный преподаватель игры на фп., стал совладельцем фабрики фп. Плейеля. В 30-40-х гг. 19 в. совместно с А. Герцем возглавлял группу парижских пианистов салонного направления, к-рую Ф. Лист, не без едкости, прозвал "братией рояльных акробатов". Методич. принципы К. изложил в школе "Метод изучения фортепиано при помощи обра-зователя руки" ("Mйthode pour apprendre le pianoforte а l'aide du guide-mains", P., 1830). Эту школу высоко оценил Р. Шуман. Большинство соч. для фп. относится к жанру салонной музыки (фантазии, каприсы, вариации и др.). К. написал для фп. 4 концерта, мн. сонат, сб. этюдов, камерно-инстр. ансамбли и др. Опубликовал "Трактат гармонии пианиста" ("Traitй d'harmonie du pianiste", P., 1849).

Литература: Зингер Е., Из истории пианизма во Франции в 30-40-х годах XIX столетия, в кн.: Научно-методические записки Новосибирской гос. консерватории им. М. И. Глинки, вып. 1, Новосибирск, 1958; Воivin L., Notice biographique sur Michael Kalkbrиnner, P., 1842; Schumann R., Gesammelte Schriften, Bd 1-2, Lpz., 1914.

И. M. Ямпольский.

Кальман И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кальцабиджи С. Ф. М.

Кальцабиджи С. Ф. М. (Calzabigi) Раньери Симоне Франческо Мария да (23 XII 1714, Ливорно - июль 1795, Неаполь) - итал. либреттист. С 1740 чл. академии "Аркадия" и Этрусской академии в Кортоне. В 1741-47 создал неск. драм. произв. для неаполитанских т-ров и тексты од, канцонетт, театр. серенад (в т.ч. "Сон Олимпии", музыка Дж. де Майо, 1747). С 1750 жил в Париже. К. принадлежит публикация оперных либр. П. Метастазио. В 1755 сформулировал идеи оперной реформы ("Диссертация о драматической поэзии синьора аббата Пьетро Метастазио" - "Dissertazione su le poesie drammatiche del signor Abate Pietro Metastasio"). В 1760 К. переехал в Вену, где сотрудничал с К. В. Глюком и балетм. Г. Анджолини, участвуя в осуществлении оперной и балетной реформ. Написал для Глюка либр. опер "Орфей и Эвридика" (1762), "Альцеста" (1767), "Парис и Елена" (1769, пост. 1770) и балетов (пост. Анджолини) "Дон Жуан, или Пир с каменным гостем" (1761), "Семирамида" (по трагедии Вольтера, 1765). Возвратившись в Италию, жил сначала в Ливорно, Пизе, затем обосновался в Неаполе. На тексты К. написаны мн. оперы итал. композиторов, в т.ч. "Театральная критика" ("Опера-сериа") Ф. Тасмана (1769, Вена), "Эльфрида" (1792, Неаполь) и "Эльвира" (1794, там же) Дж. Паизиелло.

Сочинения: Dissertation sur les Ballets Pantomimes des Anciens, 1765; Poesie e Prose diverse di R. De'Calzabigi, Napoli, 1793.

Литература: Lazzeri G., La vita e l'opera letteraria di R. Calzabigi, Cittа di Castello, 1907; Michel H., R. Calzabigi als Dichter von Musikdramen und als Kritiker, в кн.: Gluck-Jahrbuch, IV, Lpz., 1918; Della Corte A., Gluck e i suoi tempi, Firenze, 1948; Hammelmann H. und Rose M., New Light in Calzabigi and Gluck, "Musical Times", CX, 1969.

C. M. Грищенко.

Кальцолари Э.

Кальцолари Э. (Calzolari) Энрико (22 II 1823, Парма - 1 III 1888, Милан) - итал. певец (тенор). В 1837 дебютировал в Парме в одном из концертов. Занимался у Дж. Паниццы в Милане. В 1845 с успехом выступил на сцене миланского т-ра "Ла Скала" в партии Эрнани ("Эрнани" Верди). Затем пел в Милане, Мадриде, Брюсселе, Париже и др. городах. В 1853-75 ежегодно выступал на сцене Итальянской оперы в Петербурге. В 1870-75 преподавал в Петерб. консерватории. Голос К. мягкого, прозрачного тембра был гибким, подвижным и ровно звучал во всех регистрах. Исполнение К. отличалось виртуозным мастерством в колоратурных пассажах, что позволяло сравнивать его с Дж. Б. Рубини. Партии: Оттавио ("Дон Жуан" Моцарта), Эрнесто, Неморино, Эдгар ("Дон Паскуале", "Любовный напиток", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Паолино ("Тайный брак" Чимарозы), Рамиро ("Золушка" Россини), Эльвино ("Сомнамбула" Беллини).

Литература: Кальцолари. Биографический очерк, "Музыкальный и театральный вестник", СПБ, 1856, 22 апреля, No 16; Кальцолари, "Музыкальный свет", 1857, No 3.

С. М. Грищенко.

Кальюсте Х. К.

Хейно Константинович (р. 18 XI 1925, Нарва) - сов. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. Эст. ССР (1975). В 1955 окончил Таллинскую консерваторию у Ю. Варисте. В 1951 основал при таллинском Дворце пионеров детский хор (ныне Хор "Эллерхейн"), к-рый был награждён золотой медалью и удостоен 1-й пр. на конкурсе молодёжных хоров (1977, Югославия). К. разработал систему муз. воспитания с применением относительной сольмизации ("Jo-le-mi"), основанной на системе З. Кодая. Руководитель детских хоров на Певческих праздниках республики (с 1960). С 1955 преподаёт в Таллинской консерватории (с 1977 профессор). Автор мн. хор. песен.

Камбер Р.

Камбер Р. (Cambert) Робер (ок. 1628, Париж - 1677, Лондон) - франц. композитор. Учился музыке у Ж. Шамбоньера. С 1652 органист собора Сент-Оноре в Париже, в 1662-66 капельмейстер (вместе с Ж. Батаем) при дворе Анны Австрийской, с 1655 "сюринтендант королевской музыки". В сотрудничестве с поэтом П. Перреном написал муз.-сценич. произв. : "Пастораль" ("Pastorale", пост. в Исси, затем Венсенне, 1659) - первую франц. "комедию на музыке", "Ариадна и Бахус" (1659), "Трио-буфф де Каризелли" (1666, для комедии "Невидимый рогоносец" Брекура) и др. В 1669 К. и Перрен получили от Людовика XIV патент на организацию "Королевской академии музыки", ставшей первым постоянным оперным т-ром в Париже (ныне - "Гранд-Опера"). В день открытия "Академии" (1671) была исполнена пастораль К. "Помона", а в 1672 -его опера "Муки и радости любви" ("Peine et plaisirs de l'amour"). После того как руководство "Академией" в 1672 перешло к комп. Ж. В. Люлли, К. уехал в Англию, где основал по образцу парижской "Королевскую академию музыки" в Лондоне (1674), осуществив здесь постановку своей оперы "Ариадна, или Свадьба Вакха" ("Ariadne or The mariage of Bachus", переработка "Ариадны и Бахуса"). К. принадлежат также: элегия "Неблагодарная немая" (1658), опера "Адонис" (1662), сборники застольных песен (airs а boire, 1665), мотетов (партитуры многих сочинений К. не сохранились).

Литература: Pougin A., Les vrais crйateurs de l'opйra franзais, Perrin et Cambert, P., 1881; Rо1land R., Histoire de l'opйra en Europe avant Lully et Scarlatti, P., 1895; Prod'homme J. G., L'Opйra (1669-1925), P., 1925; Tessier A., R. Cambert а Londres, "RM", 1927, No 2.

Камбини Д. Д.

Камбини Д. Д. (Cambini) Джованни Джузеппе (13 II 1746, Ливорно - 29 XII 1825, Бисетр, ныне Кремлен-Бисетр, близ Парижа) - итал. композитор, скрипач, муз. критик. Ученик Ф. Манфреди и П. Нардини (скр.). В 1763-66 учился также в Болонье у Дж. Мартини (контрапункт). С 1770 жил в Париже, где выступал в частных концертах. Давал уроки игры на скрипке, был капельмейстером в парижских т-рах "Божоле" (1788-91) и "Лувуа" (1791-94), сотрудничал как муз. критик в газетах и журналах. Для музыки К. характерны мастерство композиции и изящество стиля. К. принадлежит св. 20 опер и балетов, ораторий, симфоний, камерная инстр. музыка. Особое место в его творчестве занимают струн. квартеты и квинтеты (всего 144; 1763-70), написанные в концертирующем стиле. Автор школ игры на скрипке, флейте, флажолете.

Литературные сочинения: L'art de moduler sur le violon, P., 1796; Mйthode pour flыte, P., 1799; Mйthode pour flageolet, P., (s. a.), Della musica strumentale in quartetto, (P.), 1804.

Литература: Bonaventura A., Musicisti livornesi, Livorno, 1930; Ronсag1ia G., G. G. Cambini quartettista padre, "Ras. Mus.", 1933; Brook В. S., La symphonie franзaise, v. 1-2, P., 1962, p. 138-63, 406-25.

C. M. Грищенко.

Камбоджийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Камбуров И. Д.

Иван Димитров (26 IX 1883, Лясковец - 23 I 1955, София) - болг. музыковед, фольклорист. Засл. деятель иск-в НРБ (1952). Учился в Лейпцигской консерватории у С. Креля и М. Регера. По возвращении в Болгарию преподавал в Пловдиве (1910-16) и Софии (1918-20). Работал в Этнографич. музее, с 1928 редактировал журн. "Музикален живот". Как музыковед занимался главным образом собиранием, изучением и изданием болгарских, а также чеш., польских и хорв. нар. песен (записал свыше 2000 нар. песен).

Литературные сочинения (изд. в Софии): Българската музика. Минало и съвременност, 1926; Илюстрован музикален речник, 1933; Добри Христов, 1942; Музика за всички, 1937; Български народни песни, 1940; Музикални студии и статии, 1941; Музиката в Съветска Русия, 1945; Мелодите на Богевите песни, 1949.

А. Абаджиев.

Каменный театр

Каменный театр (Большой театр) - первое постоянное театральное здание в Петербурге. Сооружено в 1777-83 арх. Ф. В. фон-Бауром и М. А. Деденёвым по проекту Л. Ф. Тишбейна. Открытие т-ра состоялось 24 сент. 1783, была исполнена опера "Лунный мир" Паизиелло. Здание К. т. было одним из крупнейших в России 18 в. (вмещало ок. 2000 зрителей). В театре регулярно давались оперные и балетные, а также драматические (до открытия Александринского т-ра, 1832) спектакли, проводились концерты, утренники, балы и маскарады. Во время массовых празднеств в зале возводился помост, что значительно увеличивало вместимость К. т. До сер. 19 в. К. т. служил осн. сценой имп. придв. труппы, здесь ставились многие оперы русского и зарубежного репертуара, выступали крупнейшие артисты оперы и балета. В Каменном театре состоялись премьеры опер М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842).

Здание К. т. неоднократно перестраивалось. В первоначальном виде имело 3 яруса, сохранившиеся и после реконструкции 1802-04 (проект арх. Т. де Томона). В 1811 здание К. т. было повреждено пожаром, после чего восстановлено под рук. К. Модюи с добавлением ещё 2 ярусов. В 1836 была произведена реконструкция по проекту арх. А. К. Кавоса: надстроены стены и ликвидирована куполообразная форма потолка, ухудшавшая акустич. качества помещения. Сцена переоборудована А. Роллером. В дальнейшем (в 1855 и 1880) к зданию были пристроены флигель с гардеробом, артистич. уборные и квартиры для служащих. В 1884 комиссия во главе с арх. Н. А. Бенуа признала состояние здания К. т. неудовлетворительным в противопожарном отношении. В 1886 в К. т. был дан последний спектакль ("Кармен"), после чего т-р был закрыт и в 1889 передан РМО. После многочисл. перестроек здание т-ра в 1891 было разобрано. На месте К. т. в 1896 было построено здание консерватории.

Литература: Пушкарев И., Описание Санкт-Петербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии, т. 1, ч. 3-4, СПБ, 1839, с. 119-20; Божерянов И. Н., Столетие С.-Петербургского императорского Большого театра. 1783-1883, СПБ, 1883; Гернгросс (Всеволодский) В. Н., Театральные здания в Санкт-Петербурге в XVIII столетии, "Старые годы", 1910, февраль - март; Данилов С. С, Постоянные публичные театры в Петербурге в XIX в., в кн.: О театре. Сб. статей, вып. 3, Л., 1929, с. 157-58.

Л. Г. Григорьев.

Каменская М. Д.

Мария Даниловна (19 (31) VIII 1854, Петербург - 1925, Хельсинки) - рус. певица (меццо-сопрано). По окончании Петерб. консерватории (класс Г. Ниссен-Саломан) вступила в труппу Мариинского т-ра (дебютировала в 1874 в партии Вани), где заняла ведущее положение. В 1886-91 пела в Тбилисской опере, затем снова (до 1906) в Мариинском т-ре (одна из лучших партий - Рогнеда). Оставив оперную сцену, выступала в концертах, занималась пед. деятельностью. У К. был голос редкой красоты, обширного диапазона, сильный, свободный, исключительной звучности, особенно в верхнем регистре. Исполнение певицы отличалось большой выразительностью и теплотой. Более всего удавались ей русские народные характеры - Няня ("Евгений Онегин"), Егоровна ("Дубровский"), Солоха ("Ночь перед Рождеством"), Спиридоновна ("Вражья сила"), Морозова ("Опричник" Чайковского).

К. - первая исполнительница партий Иоанны ("Орлеанская дева", 1881) и Марты ("Иоланта", 1892); участвовала в петерб. премьере "Мазепы" (Любовь, 1884). В заруб. репертуаре К. к лучшим относятся партии: Амнерис; Фидес ("Пророк"), Ортруда ("Лоэнгрин"), Брангена ("Тристан и Изольда"). В камерном исполнении артистки значит. место занимали романсы рус. композиторов и в первую очередь П. И. Чайковского, к-рый высоко ценил талант К. и посвятил ей романс "Песнь Миньоны".

Гастролировала в городах России и за рубежом (Вена, 1881).

Литература: Ф(индейзен) Н., 25-летие артистической деятельности М. Д. Каменской, "РМГ", 1899, No 5, столб. 151-52; Мария Даниловна Каменская, "ЕИТ". Сезон 1901-1902, прилож. 1, с. 65; Старк Э., Петербургская опера и её мастера. Л. - М., 1940; Похитонов Д. И., Из прошлого русской оперы, (Л.), 1949, с. 169-70.

M. M. Яковлев.

Каменский А. Д.

Александр Данилович (29 XI (12 XII) 1900, Женева - 7 XI 1952, Ленинград) - сов. пианист. Детство провёл на юге России. Обучался игре на фп. под рук. матери, затем у А. Меровича. В 1915-1919 занимался в Петрогр. консерватории (класс фп.) у Н. А. Дубасова и P. M. Блуменфельда. Окончил консерваторию (после перерыва) в 1923 по классу Л. В. Николаева, у к-рого затем совершенствовался на акад. курсах при консерватории (1926-30). Брал уроки композиции у В. П. Калафати, Б. Л. Яворского и B. В. Щербачёва (1923-27). С 1917 выступал во мн. городах СССР.

Интенсивную концертную деятельность не прерывал и в годы Великой Отечественной войны 1941-45 (дал в осаждённом Ленинграде более 500 концертов). Завоевал известность как пропагандист сов. музыки; значит. часть его репертуара составляли произв. C. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, В. В. Щербачёва, Г. Н. Попова, А. М. Баланчивадзе, А. И. Хачатуряна, Б. С. Майзеля и др. Впервые исполнил в СССР мн. произв. А. Шёнберга, И. Ф. Стравинского, Д. Мийо, Ф. Пуленка, Ж. Орика и др. заруб. композиторов, а также редко звучащие с эстрады сочинения старинной музыки: Ф. Куперена, Ф. Рамо, Д. Скарлатти и др. С 1919 преподавал в Донбассе, Ростове-на-Дону, Ленинграде. С 1934 вёл класс фп. в Ленингр. консерватории (с 1945 профессор); одновременно в 1934-49 преподавал в Музыкальной школе при консерватории.

К. - автор ок. 30 конц. транскрипций для фп. (в т.ч. фрагментов из опер "Кармен", "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Сказание о невидимом граде Китеже"; "Поднятая целина" и "Тихий Дон" Дзержинского, "Лёд и сталь" Дешевова и др.); обр. для голоса с фп. неск. песен Г. Эйслера; ряда муз. соч., песен и фп. пьес.

Литература: Бушен A., Подвиг пианиста, в кн.: Музыка на фронтах Великой Отечественной войны, М., 1970, с. 217-32.

M. M. Яковлев.

Каменьский М.

Каменьский М. (Kamienski) Мацей (13 X 1734, Шопрон, Венгрия - 25 I 1821, Варшава) - польский композитор. По национальности словак. Учился музыке в капелле графа Хенкеля, затем, вероятно, в Вене. Ок. 1760 поселился в Варшаве, где преподавал фп. игру и пение, позднее служил капельмейстером. Прославился как автор оперы "Осчастливленная нищета" ("Nedza uszczesliwiona", 1778, Варшава) - первой оперы из жизни польского народа, с польским текстом и широким использованием польского муз. фольклора. К. - автор 8 муз.-сценич. произв. (все пост. в Варшаве). Выделяется насыщенная нар. мелодиями и ритмами опера "Зоська, или Сельские ухаживания" ("Zoska czyli Wiejskie zaloty", 1779). Социальные тенденции (героиня - бедная девушка) проявляются в пасторальной опере "Добродетельная простота" ("Ргоstota cnotliwa", 1779). Среди др. сочинений К. для муз. т-ра - 2 водевиля на либр. Ф. Заблоцкого "Помещичий бал" ("Balik gospodarski", по комедии Ш. Фавара, 1780), "Жёлтый чепец, или Колядки на Новый год" ("Zуlta szlafmyca...", 1788), опера "Султан Вампун" ("Sultan Wampun", по Коцебу, 1795) и др. Их вокальные партии отличаются богатством мелодич. рисунка. Несмотря на то, что в операх К. ещё значительно влияние итал. оперной школы (особенно заметное в увертюре к "Осчастливленной нищете") и зингшпилей, их музыка носит ярко выраженный славянский нац. колорит (особенно в лирич. эпизодах). Этим определяется их важное значение в развитии польского нац. оперного т-ра. На традиции оперного творчества К. опирались Я. Стефани, К. Курпиньский, Ю. Эльснер и С. Монюшко. К. написал также "Драматическую кантату" ("Kantate dramatyczna") на открытие памятника королю Яну III Собескому в Варшаве (1788), вок. и инстр. полонезы, мессы и оратории (не сохранились). К. - автор трактата (рукопись утеряна) "Краткий очерк ранней оригинальной польской оперы" ("Krуtki rys о egzystencji najpierwszej oryginalnej opery polskiej", 1878).

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М., 1954, с. 230-57; Karasowski M., Rys historyczny opery polskiej, Warsz., 1859; Ro1inski A., Dzieje muzyki polskiej w zarysie, Lwуw, 1907; Opienski H., La musique polonaise, Paryz, 1918, 1929; Jachimecki Z., Muzyka polska w rozwoju historycznym, t. 1, Kr., 1951; Nowak-Romanowicz A., Muzyka polskiego Oswiecenia i wczesnego romantyzmu, в сб.; Z dziejуw polskiej kultury muzycznej, t. 2, Kr., 1966, s. 99-101.

З. Лисса.

Камерата

Камерата - см. Флорентийская камерата.

Камер-музыкант

Камер-музыкант - композитор или исполнитель-солист, ведавший исполнением музыки в княжеских, герцогских, королевских или императорских палатах или принимавший в них участие (см. Камерная музыка). В большинстве стран Зап. Европы должность К.-м. существовала в 17-18 вв. В Германии и Австрии звание К.-м. (Kammermusiker) в качестве почётного звания сохранилось и в 20 в.; оно присваивается государством или городом. В России звание К.-м. присваивалось в 18 - нач. 19 вв.

Камерная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Камерная симфония

Камерная симфония - разновидность симфонии, возникшая в нач. 20 в. как своего рода реакция на большую циклич. симфонию 19 в. и её разросшийся орк. аппарат. К. с. нач. 20 в. характеризуется скромными масштабами, "камерностью" муз. идеи, чем обусловливаются обращение к уменьшенному составу оркестра, обычно ансамблю солистов (см. Камерный оркестр), и сжатость формы (одна, реже две части, общая длительность 10-30 минут). По нек-рым внешним признакам К. с. сближается с раннеклассич. симфониями Й. Гайдна, В. А. Моцарта и др. композиторов, однако для своего времени масштабы раннеклассич. симфонии не были ограниченными, а состав оркестра - небольшим; это был закономерный этап на пути становления 4-частной классич. симфонии и классич. состава симф. оркестра. Важнейшее значение имеют и различия самого содержания. Для К. с. типичны обострённый психологизм либо интеллектуализм содержания, концентрация муз. мысли, полифоничность изложения, поиски новых средств выразительности. Помимо К. с. А. Шёнберга (1-я - для 15 солирующих инструментов, ор. 9, 1906; 2-я - ор. 38, 1906-40), Ф. Шрекера (1916), М. Лаброки (1925), X. Эйслера (для 15 солирующих инструментов, 1940), к жанру К. с. по существу принадлежат и нек-рые сочинения, именуемые симфониями: симфония А. Веберна (ор. 21), А. Пуссёра (для 15 инстр.), 5 маленьких симфоний для малого оркестра Д. Мийо, а также симфонии для струн. инструментов (симфонии М. С. Вайнберга - 2-я для струн. оркестра, ор. 30; 7-я для струн. инструментов и клавесина, ор. 81; 10-я для 17 струн. инструментов, ор. 98). В 50-60-е гг. 20 в. в К. с. появились черты сходства с симфониеттой и маленькой симфонией: 4-частный цикл, парный или близкий к нему состав оркестра, хотя длительность сочинения редко превышает 20-30 минут (Я. З. Бартош - 2-я симфония для кам. оркестра, ор. 78; И. Ярох - 2-я симфония для кам. оркестра; Кара Караев - 3-я симфония для камерного оркестра; Б. А. Чайковский - Камерная симфония).

И. А. Барсова.

Камерная соната

Камерная соната - разновидность трио-сонаты.

Камерный ансамбль

1) Группа артистов, выступающих как единый художеств. коллектив с исполнением камерной музыки. Наибольшим распространением пользуются камерные инстр. ансамбли и в их числе - струн. квартеты. Встречаются также камерные вок. ансамбли, ансамбли смешанного состава.

2) Муз. произведение, написанное для небольшой группы исполнителей-инструменталистов или вокалистов, а также для камерного вокально-инстр. состава (см. Ансамбль).

Камерный оркестр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Камертон

Камертон (нем. Kammerton, от Kammer - комната и Тоn - звук). 1) Первоначально - нормальная высота звука, применявшаяся для настройки инструментов при исполнении камерной музыки. 2) Источник звука, представляющий собой изогнутый и закреплённый посредине металлич. стержень, концы к-рого могут свободно колебаться. Служит эталоном высоты звука при настройке муз. инструментов и в пении. Обычно употребляют К. в тоне а1 (ля первой октавы). Певцы и хор. дирижёры пользуются также К. в тоне с2. Имеются и хроматич. К., ветви к-рых снабжены передвижными грузиками и колеблются с переменной частотой в зависимости от местоположения грузиков. Эталонная частота колебания а1 ко времени изобретения К. в 1711 англ. музыкантом Дж. Шором была 419,9 герц (839,8 простых колебаний в секунду). Впоследствии она постепенно повышалась и в сер. 19 в. доходила в отд. странах до 453-456 герц. В кон. 18 в. по инициативе работавшего в Петербурге композитора и дирижёра Дж. Сарти в России был введён "петербургский камертон" с частотой а1=436 герц. В 1858 Парижская АН предложила т. н. нормальный К. с частотой а1=435 герц (т. е. почти такой же, как петербургский). В 1885 на Междунар. конференции в Вене эта частота была принята как междунар. эталон высоты звука и получила назв. муз. строя. В СССР с 1 янв. 1936 действует общесоюзный стандарт с частотой а1=440 герц.

Камиларов Е. С.

Емил Стефанов (р. 15 IV 1928, Тулуза) - болг. скрипач и педагог. Засл. артист НРБ (1963). С 4-летнего возраста учился игре на скрипке у отца - Стефана К. Окончил Гос. академию музыки в Софии (1949) по классу скрипки у В. Аврамова. Дебютировал на 1-м нац. конкурсе певцов и инструменталистов в Софии в 1948. Совершенствовался в игре на скрипке у Ю. И. Эйдлина в Ленингр. консерватории, где защитил диссертацию на степень кандидата искусствоведения (1955). С 1956 работает в Софии. Преподаёт скрипич. игру в Болг. консерватории (с 1963 профессор). Концертирует как солист в ансамбле с женой скрипачкой Д. Шнайдерман и с созданным ими Болг. камерным оркестром. Получил большой приз на Конкурсе им. Н. Паганини в Генуе (1961). Гастролировал за рубежом, в т.ч. неоднократно в СССР (впервые - в 1963). Выступал на междунар. фестивалях и конкурсах. Игра К. отличается красивым тоном и виртуозностью. В репертуаре наряду с концертами классиков произв. С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна. Наиболее значительна интерпретация сочинений Н. Паганини. Димитровская пр. (1962).

Литературные сочинения: Принципът на движението като основа на техниката на лявата ръка на цигуларя, С., 1959 (в рус. пер. - О технике левой руки скрипача, Л., 1961).

И. Везнев.

Каминский Д. Р.

Дмитрий Романович (р. 4(17) VIII 1907, Екатеринослав, ныне Днепропетровск) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1963). В 1930 окончил Ростовский муз. техникум (совмещая класс фп. с занятиями композицией у Н. З. Хейфеца). С 1931 зав. муз. частью т-ров Ростова-на-Дону, Воронежа; вёл пед. и концертмейстерскую работу. В 1939 окончил Моск. ин-т повышения квалификации музыкантов-педагогов. С 1945 концертмейстер Белорус. филармонии, старший инспектор муз. отдела Управления по делам иск-в при Совнаркоме БССР (до 1947). К. работает гл. обр. в области инстр. музыки. В 1963-66 пред. правления CK БССР.

Сочинения: кантата Зямля расцвiтае (Земля расцветает, 1952); Для орк. - симф. поэмы Радасцное шэсце (Радостное шествие, 1944), Апавяданне аб Радзiме (Рассказ о Родине, 1956), сюиты (1939, 1954), фантазия, увертюры; концерты с орк. - для фп. (1949, 1953, 1971-72), для скрипки (1948, 1963), влч. (1957), цимбал (1947), 2 цимбал (1948); для орк. рус. нар. инстр., в т.ч. сюиты (1940, 1943), фантазии (1942, 1943); для орк. белорус. нар. инстр. - сюиты (1956, 1958), Белорусская поэма (1946), увертюра-фантазия (1959), увертюры (1949, 1952, 1961), соната (1961) и камерно-инстр. произв. - для фп. (1961), соната для скр. и фп. (1950), фп. трио (1966), стр. квартет (1967), 8 прелюдий и фуг на белорус. темы для фп. (1969-71); песни, произв. для хора, музыка для драм. т-ра, кино, обр. рус. и белорус. нар. песен.

Литература: Ауэрбах Л., Дзмiтрый Камiнскi, Мiнск, 1970; Бергер Л., Д. Р. Каминский, М., 1971.

Д. Н. Журавлёв.

Каминскис В. В.

Валтерс Валтерович (р. 17 XI 1929, Рига) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1969). В 1953 окончил Латв. консерваторию по классу А. П. Скулте (композиция). Гос. пр. Латв. ССР (1972).

Сочинения: одноактный балет Мой город (Mana pilseta, 1971); муз. комедия Фестиваль Соловей (Lakstiglu festival, 1973); кантата-пролог, 1971; оратория О тех, кто в пути (Par tiem, kas cela, 1962); поэма для муж. хора с орк. Герои живут (1963); для орк. - симф. поэмы Битва под Лиепной (Liepnas Kauja, 1953), Рассказ о нашем современнике (Stasts par muedienu cilvлku, 1960), сюита Лето в Латвии (Vasara Latvija, 1957), Праздничная увертюра (Svetku uvertira, 1956); хоровые песни, обр. нар. песен, музыка для т-ра, эстрады.

Я. Я. Витолинь.

Камионский О. И.

Оскар Исаевич (1869, Киев - 15 VIII 1917, Ялта) - рус. певец (баритон). В детстве учился игре на скрипке. В 1891 окончил Петерб. консерваторию по классу пения, занимался у К. Эверарди, затем у С. И. Габеля и О. О. Палечека. По совету А. Г. Рубинштейна совершенствовался в Италии у Э. Росси и др. Дебютировал в 1892 в т-ре "Беллини" (Неаполь); в партии Тонио ("Паяцы") выступал в оперном т-ре во Флоренции, затем пел в Корол. т-ре в Афинах. После возвращения на родину (1893) выступал на оперных сценах Харькова (1893-94, 1898-99), Киева (1894-95, 1902-04), Ростова-на-Дону (1895-96), Тбилиси (1896-98, 1899-1901). Тогда же гастролировал в Москве, Петербурге, Баку, Казани, Ниж. Новгороде, Одессе и др. В 1904-05 солист Новой оперы в Петербурге (антреприза Церетели), в 1905-08 - Частной оперы С. И. Зимина в Москве. В 1909 совершил большую концертную поездку по городам Сибири и в Японию. Позднее К. работал в провинциальных т-рах, преим. в передвижных труппах. В 1915 оставил сцену.

Пройдя отличную вок. школу, К. мастерски владел своим сравнительно небольшим по силе лирич. баритоном, особенно красиво звучавшим в верхнем регистре. Его исполнение отличалось тонкой художеств. фразировкой, изяществом. Репертуар К. был широк и разнообразен, больше всего удавались ему партии итал. оперной классики, требующие иск-ва бельканто и mezza voce. Современники называли К. "русским Баттистини". К лучшим работам К. относятся партии Фигаро, Евгений Онегин и Мазепа. Среди др. партий: Демон; Грязной ("Царская невеста"), Елецкий, Дон Жуан; Граф де Невер ("Гугеноты"), Валентин ("Фауст"), Ренато ("Бал-маскарад"), Риголетто; Вольфрам ("Тангейзер"), Скарпиа и др.

Литература: Хроника театра и искусства. (К 10-летию сценической деятельности О. Камионского), "Театр и искусство", 1904, No 6; Оскар Камионский, К., 1911; Левик С., Записки оперного певца, М., 1962, с. 26-33.

M. M. Яковлев.

Каммарано С.

Каммарано С. (Cammarano) Сальваторе (19 III 1801, Неаполь -17 VII 1852, там же) - итал. поэт, драматург и оперный либреттист. Сын актёра и художника-декоратора Джузеппе К. Ученик поэта Г. Россетти. Вначале выступал как автор комедий и трагедий (в т.ч. "Бальдовино"). В 1834 написал первое оперное либр. - "Невеста" ("La Sposa", музыка Э. Виньоцци). Сотрудничал с Г. Доницетти (с 1835), Дж. Верди (с 1841), для к-рых создал либретто мн. опер. Основой ряда либр. К. послужили произв. Ф. Шиллера, испан. драма, англ. историч. роман. Либр. К. отличаются остротой драм. ситуаций, жанровым разнообразием (историко-патриотич. и тираноборческие драмы, мелодрамы, лирич. трагедии и т. д.), театральностью, выразительным поэтич. языком.

Сочинения: ок. 50 либр., в т.ч. для опер Г. Доницетти - Лючия ди Ламмермур (1835), Велизарий (1836), Осада Кале (1836), Пиа де Толомеи (1837), Роберт Девере, или Граф Эссекский (1837), Мария ди Руденц (1838), Мария ди Роган (1843); Дж. Верди - Альзира (1841), Битва при Леньяно (1849), Луиза Миллер (1849), Трубадур (не оконч., завершено Л. Бардаре, 1853); С. Меркаданте - Элена да Фельтре (1838), Весталка (1840), Горации и Куриации (1846), а также для опер Дж. Пачини, Ф. Риччи, Л. Росси и мн. др.

Литература: Mantovani T., S. Cammarano, "Musica d'oggi", Mil., 1926, gennaio; Rolandi U., Libretti e librettisti verdiani, Roma, 1941; Viviani V., Libretti e librettisti, в кн.: Cento anni del Teatro San Carlo, 1848-1948, Napoli, 1948, p. 29-39.

С. M. Грищенко.

Кампанелла

Кампанелла (от итал. campanella - колокольчик) - муз. пьеса, подражающая перезвону колокольчиков. Н. Паганини дал название К. рондо своего 2-го концерта для скрипки с оркестром (h-moll). Большой популярностью пользуется фп. транскрипция этой пьесы, выполненная Ф. Листом.

Кампанини

Кампанини (Campanini) - итал. музыканты, братья. Итало К. (30 VII 1845 или 29 VI 1846, Парма - 14 или 22 XI 1896, Вигатто, близ Пармы) - певец (лирич. тенор). Пению учился в Корол. школе музыки у Дж. Гриффини. В 1863 дебютировал в пармском т-ре, после чего был приглашён в итал. оперную труппу, выступавшую в Одессе. Возвратившись в 1869 на родину, совершенствовался у Ф. Ламперти в Милане. Широкую известность принесло К. исполнение партии Лоэнгрина во время первого представления оперы в Болонье (т-р "Комунале", 1871). Уже тогда проявилась характерная черта иск-ва К. - сочетание блестящего вок. мастерства с тонкой сценич. игрой. В 1872 начались гастрольные выступления К. в Англии, Сев. Америке, России, принёсшие ему мировую славу. К. был одним из выдающихся представителей итал. бельканто. Исполнительское иск-во К. оказало большое влияние на развитие сценич. культуры оперных певцов, реформировало в значит. степени итал. муз. театр. Расцвет творчества К. относился к 1871-84. Лучшие партии: Лоэнгрин, Хозе; Фауст (в операх Гуно и Бойто), Радамес, Отелло. Последнее выступление К. состоялось в 1894 в Лондоне.

Клеофонте К. (1 IX 1860, Парма - 19 XII 1919, Чикаго) - дирижёр. Муз. образование получил в Пармской и Миланской консерваториях, где учился игре на скрипке и дирижированию. В 1883 дебютировал как дирижёр в пармском т-ре "Реджо" (оперы "Трубадур" и "Кармен"). В том же году под его управлением состоялась премьера оперы "Отелло" в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). С 1888 гастролировал в Италии (дирижировал премьерой оперы "Чио-Чио-сан" в т-ре "Ла Скала", Милан, 1904, и др.), в Англии (дирижёр итал. оперы в т-ре "Ковент-Гарден", Лондон), в странах Юж. Америки. В 1906-09 гл. дирижёр и худ. рук. "Манхаттан-опера" (Нью-Йорк), с 1910 до конца жизни гл. дирижёр, с 1913 также генеральный директор оперной труппы в Чикаго. В 1913 провёл цикл оперных спектаклей в Париже, посв. 100-летию со дня рождения Дж. Верди. Выступал в симф. концертах. Наиболее плодотворный период исполнительской деятельности К., блестящего знатока оркестра и оперного т-ра, относится ко времени работы в Сев. Америке; К. способствовал расширению репертуара т-ров, впервые пост. на амер. сцене оперы "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси, "Луиза" Шарпантье, "Таис" и "Сафо" Массне, "Ожерелье мадонны" Вольф-Феррари и др.

Литература: Ferrarini M., Cantanti celebri parmenesi de sec. XIX, Parma, 1938.

И. M. Ямпольский.

Кампаньоли Б.

Кампаньоли Б. (Campagnoli) Бартоломео (10 IX 1751, Ченто, близ Болоньи - 6 XI 1827, Нёйстрелиц, близ Берлина) - итал. скрипач и композитор. Игре на скрипке учился у Далль Окка в Болонье и в 1763-66 у П. Гуастаробба в Модене. В 1766-68 был первым скрипачом в оркестре города Ченто. В 1770 выступил с успехом в Риме, занимался у П. Нардини во Флоренции, где сблизился с комп. Л. Керубини. В 1775 концертмейстер оркестра т-ра "Арджентина" в Риме, в 1777-79 - епископской капеллы в Фрейзинге (Германия), откуда предпринял конц. поездку по Польше. До 1783 придв. музыкант герцогской капеллы в Дрездене. Концертировал в Польше, Швеции, где был избран чл. муз. академии в Стокгольме, в Италии. В 1797-1818 жил в Лейпциге, дирижировал оркестром Гевандхауза, был в составе квартета Гевандхауза (с 1808), преподавал. Позднее поселился в Нёйстрелице. К. - один из последних представителей итал. скр. школы 18 в. Его игра отличалась певучестью кантилены, чистотой интонаций, высоким технич. мастерством, хотя манера игры была старомодной (К. применял устаревший способ держать скрипку и смычок). Свои педагогические принципы изложил в школе "Новая метода скрипичной техники" ("Neue Methode der Violon-technik", 1797, 2 изд., 1803). Среди произведений для скр. (концерты, сонаты, дуэты и др.) - инструктивные соч.: "30 прелюдий" для скр. соло, ор. 12; "Шесть фуг", ор. 10, и др.

Литература: Gatti G. M., Biographie di Bartolomeo Campagnoli da Cento, celebre violinista, Bologna, 1852; Schmid W., Aus einer Campagnoli-Studie, "Neue Musikzeitung", 49 Jahrg., Stuttg. - Lpz., 1928 (с перечнем соч.).

И. M. Ямпольский.

Кампо К.

Кампо-и-Сабалета (Campo-y-Zabaleta) Конрадо дель (28 X 1879, Мадрид- 17 III 1953, там же) - испан. композитор, дирижёр и муз. критик. Муз. образование получил в Мадридской консерватории, где занимался по композиции у Э. Серрано. Позднее профессор этой консерватории (классы гармонии и композиции) и её директор. В творчестве тяготел к нем. позднеромантич. музыке (гл. обр. Р. Штрауса), что сказалось на сложности оркестровки, перегруженности гармонич. языка симф. произв., отчасти и оперы "Конец Дона Альваро", к-рую, однако, исследователи считают вершиной развития испан. муз. романтизма. Вместе с тем для ряда муз.-сценич. произв. К. характерны изящество стиля, близость к испан. клас-сич. тонадилье и сарсуэле. Своими инстр. концертами и струн. квартетами способствовал развитию в совр. испан. музыке конц. и камерно-инстр. жанров. Выступал как муз. критик. Многосторонняя деятельность К. оставила заметный след в испан. муз. иск-ве 1-й пол. 20 в. Наиболее известны струн. квартеты К. (он был основателем струн. квартета).

Сочинения: оперы - Веронские влюблённые (Los amantes de Verona, no "Ромео и Джульетте" Шекспира, 1909), Конец Дона Альваро (El final de Don Alvaro, 1910, Мадрид), Водяной цветок (La flor del agua, 1910), Авапьес (El Avapiйs, 1919, совм. с A. Барриосом), Насмешница Лола (Lola la Piconera, 1950); для oрк. - симф. поэмы Божественная комедия (La divina commedia, 1910, по Данте), Гранада и др.; концерты с орк. - для фп., для скр., для влч., для альта; 14 струн. квартетов, в т.ч. Романтические каприччо (Caprichos romбnticos, 1908), сонаты; произв. для хора и орк.; месса; пьесы для фп. и др.

И. М. Марков.

Камполи А.

Камполи А. (Campoli) Альфредо (р. 20 X 1906, Рим) - англ. скрипач. По национальности итальянец. Игре на скрипке обучался под рук. отца - профессора академии "Санта-Чечилия" в Риме. Начал выступать с 10-летнего возраста. С 1917 живёт в Англии. Организовал собств. камерный оркестр. Гастролирует во мн. странах (в СССР в 1956). Игра К. отличается лёгкостью, изяществом, певучестью.

Кампра А.

Кампра А. (Campra) Андре (4 XII 1660, Экс-ан-Прованс, Буш-дю-Рон -14 VI 1744, Версаль) - франц. композитор. С 1674 пел в церк. хоре Экса под рук. капельмейстера Г. Пуатвена, благодаря к-рому было исполнено первое сочинение К. - мотет для 5 голосов "Бог - наше прибежище и добродетель" ("Deus noster refugium et virtus"). В 1678 стал священником. Был церк. капельмейстером в Тулоне (с 1679), Арле (с 1681), Тулузе (с 1683), Париже (с 1694 в церкви иезуитов, затем до 1700 в Нотр-Дам). В 1697 в Париже было пост. первое сценич. произв. К. - опера-балет "Галантная Европа" ("L'Europe galante", "Корол. академия музыки"; из-за духовного сана К. исполнялась под др. именем).

Кампра А.

С 1723 капельмейстер корол. капеллы, с 1730 возглавлял парижский т-р "Корол. академия музыки и танца". Один из самых значит. франц. оперных композиторов 1-й пол. 18 в., основоположник жанра оперы-балета, К. сочетал в своём творчестве лучшие черты итал. и франц. оперных школ этого времени. Музыка К. характеризуется свежестью мелодики, ритмич. живостью, колоритной жанровостью (ввёл во франц. оперу народно-бытовые песни и танцы), изяществом вокальных украшений, сценической выразительностью. К. первым во франц. опере поручил партию героини низкому женскому голосу - контральто (Клоринда в "Танкреде"). Автор 43 опер-балетов и лирич. трагедий (все пост. на сцене "Корол. академии музыки").

Сочинения: оперы-балеты - Венецианский карнавал (Le carnaval de Venise, 1699), Аретуза (1701), Музы (Les muses, 1703), Венецианские празднества (Les fкtes vйnitiennes, 1710), Любовь Марса и Венеры (Les amours de Mars et Vйnus, 1712), Века (Les вges, 1718) и др.; "лирические трагедии" - Гесиона (1700), Танкред (1702), Ифигения в Тавриде (совм. с Демаре, 1704), Альцина (1705), Гипподамия (1708), Идоменей (1712), Ахилл и Деидамия (1735); интермедии, в т.ч. Обманутый ревнивец (Le jaloux trompй, 1731); дивертисменты; 3 сб. кантат (1708-28); религ. произв. - 5 сб. мотетов (1695-1720), 2 сб. псалмов (1737-38), месса Хвала всевышнему (Ad majorem dei gloriam, 1699), Реквием, арии и др.

Литература: Pougin A., Musiciens franзais du XVIII siиcle. A. Campra, P., 1861; Barthйlemy M., A. Campra, P., 1957.

С. М. Грищенко.

Каму О.

Каму О. (Каmu) Окко (р. 7 III 1946, Хельсинки) - фин. дирижёр и скрипач. Учился дирижёрскому иск-ву самостоятельно, игре на скрипке - в Муз. академии им. Я. Сибелиуса у О. Сухонена, в квартете к-рого играл с 1964 (партия 1-й скрипки). С 1966 концертмейстер оркестра Фин. оперы, с 1968 - его дирижёр. В 1969-70 дирижировал оркестром Стокгольмской оперы. С 1970 дирижёр, с 1971 гл. дирижёр симф. оркестра Радио (Хельсинки). С 1975 гл. дирижёр филармо-нич. оркестра в Осло. В репертуаре гл. обр. соч. Я. Сибелиуса и совр. фин. композиторов. 1-я пр. на Междунар. конкурсе дирижёров им. Г. Караяна в Зап. Берлине (1969). Много гастролирует.

Камыль

Камыль - адыгейский духовой муз. инструмент. Представляет собой продольную флейту, сделанную из металлич. трубки (обычно из ружейного ствола). Дл. ок. 700 мм; в ниж. части ствола имеются 3 игровых отверстия. Звукоряд диатонический в объёме кварты; при передувании достигает октавы и более. Возможно, в прошлом К. изготовлялся из тростника (по-адыгейски "камыль" означает тростник). На К. пастухи исполняют разл. наигрыши и песни (нередко в сопровождении шичепшина). Под звуки К. молодёжь водит хороводы.

Кан С.

Кан С. (Кап) Суна (р. 1936, Адана) - турецкая скрипачка. Впервые выступила публично в 9-летнем возрасте. Занималась у В. Гернхардта, И. Албайрака и Л. Амара. В 1952 окончила Парижскую консерваторию у Г. Буйона. Выступает в Турции и др. странах (гастролировала в СССР). Лауреат междунар. конкурсов.

Канадская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Канари

Канари (франц. canarie, итал. и испан. canario) - бальный и сценич. танец, пользовавшийся популярностью во Франции и Италии в 16-17 вв. По-видимому, происходит от нар. танца Канарских островов, проникшего во Францию через Испанию. Темп быстрый, размер 3/8, 6/8 или 3/4 первая доля такта почти всегда пунктированная, как в луре.

Канари

Ф. Куперен. Канари из "Пьес для клавесина", серия 2, No 8.

Обычно состоит из двух повторяющихся периодов по 8 тактов. В 17 в. вошёл в проф. музыку, сблизившись при этом с жигой. Образцы К. - в операх Ж. Б. Люлли и Г. Пёрселла ("Пророки, или История Диоклезиана", 1690), в орк. сюитах Люлли, Г. Муффата, И. С. Куссера, Г. Ф. Телемана, в клавирной музыке Ж. Шамбоньера и Ф. Куперена.

Канасдуда

Канасдуда - канастюлёк (kanaszduda, kanasztьlцk), - духовой мундштучный муз. инструмент венгерских пастухов (свинопасов и др.): воловий рог с деревянным точёным мундштуком без игровых отверстий. Дл. К. ок. 500-700 мм. На К. исполняют гл. обр. ритмич. сигналы, а также импровизационные мелодии, построенные на натуральном (обертоновом) звукоряде.

Кангро Р. В.

Раймо Вольдемарович (р. 21 IX 1949, Тарту) - сов. композитор. В 1973 окончил Таллинскую консерваторию у Э. М. Тамберга (ранее занимался у Я. П. Ряэтса).

Сочинения: оперы - Чудная история (Imelugu, 1974), Ребята 5-го класса (1977), Северная дева (Pхhjaneitsi, 1979), Жертва (Ohver, 1981); Credo (1977); кантата Слава победителям (Au vхitjaile, 1975); для орк. - Дивертисмент (1974), Простая симфония (для камерного орк., 1976); концерты с орк. - для фп. (1976), для 2 фп. (1978), 2 для скр. (1970, 1977), для флейты (1973); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1976), дух. квинтет (1974) и др.; песни; музыка для детей, в т.ч. цикл Детская музыка (Lastemuusika, 1976); музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. "По следам человека" (1978).

Канделаки В. А.

Владимир Аркадьевич (р. 16(29) III 1908, Тбилиси) - сов. певец (бас-баритон), режиссёр. Нар. арт. СССР (1971). Чл. КПСС с 1952. В 1928 окончил Тбилисскую консерваторию по классу пения у Е. А. Вронского, в 1933 - ГИТИС. С 1929 солист Муз. т-ра им. Вл. И. Немировича-Данченко (с 1941 - Моск. муз. т-р им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Одновременно (в 1954-1964) гл. режиссёр и актёр Моск. т-ра оперетты. Выступает в комедийных и драм. ролях. Образы, созданные артистом, выразительны, сочны и убедительны; среди них - Сальери; Стефан ("Цыганский барон" Штрауса), Коппелиус ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Олендорф ("Нищий студент" Миллёкера), Гвидо де Монфор ("Сицилийская вечерня" Верди), Дуглас ("Донья Жуанита" Зуппе), Султанбек ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова), Сторожев ("В бурю" Хренникова), Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского; Гос. пр. СССР, 1952), Наполеон ("Война и мир" Прокофьева), Чезаре ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Магара ("Виринея" Слонимского) и др. Как режиссёр дебютировал в 1943, поставив оперетту Оффенбаха "Перикола" в Тбилисском т-ре оперы и балета. Осуществил пост. "Кето и Котэ" До-лидзе (1950, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), "Тоска" (1959, там же), "Нищий студент" Миллёкера (1971, там же). В Моск. т-ре оперетты пост. "Белую акацию" Дунаевского (1955), "Весёлую вдову" Легара (1956), "Весна поёт" Кабалевского (1957), "Москва-Черёмушки" Шостаковича (1958), "Цирк зажигает огни" Милютина (1960), "Сто чертей и одна девушка" Хренникова (1963). Снимался в кино (Гоцеридзе - "Поколение победителей", 1936; Гулиашвили - "Парень из нашего города", 1942) и др. Автор очерка "Наша оперетта" (сб. "Московский театр оперетты", М., 1958).

В. И. Зарубин.

Кандинский А. И.

Алексей Иванович (р. 24 II 1918, Москва) - сов. музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969). Кандидат искусствоведения (1956). Окончил в 1948 историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории, в 1950 - аспирантуру (рук. Ю. В. Келдыш). С 1950 преподаёт в Моск. консерватории (с 1958 доцент, с 1960 зав. кафедрой истории музыки народов СССР). Осн. круг науч. интересов К. - рус. классич. и сов. музыка. Автор ряда глав о Н. А. Римском-Корсакове, С. В. Рахманинове, А. К. Лядове, А. С. Даргомыжском в учебниках "Русская музыкальная литература" (для муз. уч-щ, вып. 3, Л., 1959, 1972; вып. 4, Л., 1962, 1973), "История русской музыки" (для исполнит. ф-тов консерваторий, т. 3, М., 1960), "История русской музыки" (для студентов-музыковедов консерваторий, под общей ред. К., т. 1, М., 1972).

Сочинения: Симфонические произведения М. Балакирева (Путеводитель по русской музыке), М. - Л., 1950, М., 1960; О музыкальных характеристиках в творчестве Н. А. Римского-Корса-кова 90-х годов, в сб.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1, М., 1953, с. 79-144 (Музыкальное наследство, т. 1); Оперы Рахманинова. Пояснение, М., 1956, 1960; Заметки о "Золотом петушке", "СМ", 1958, No 6; Балет "Жанна д'Арк" Н. И. Пейко, М., 1959; На рубеже двух веков. К 25-летию со дня смерти А. К. Глазунова, "СМ", 1961, No 3; Зрелость художника, "СМ", 1965, No 3; Дорога в "Китеж", "Театр", 1966, No 10; 1906-1917 годы (5-я гл. в разделе "Консерватория до 1917 года"), в кн.: Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966; 1945-1965 годы (4-я глава в разделе "Консерватория после 1917 года"), там же; Симфонические сказки Римского-Корсакова 60-х годов, в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967, с. 105-44; Памятники русской культуры, "СМ", 1968, No 3; Рождение "весенней сказки", "СМ", 1969, No 3; Из истории русского симфонизма конца XIX - начала XX века, в сб.: Из истории русской и советской музыки (Труды кафедры истории музыки народов СССР Моск. гос. консерватории), М., 1971, с. 3-28; Заметки о Глинке и его "Руслане", "СМ", 1972, No 12; О симфонизме Рахманинова, там же, 1973, No 4; Симфонизм Рахманинова и его поэма "Колокола", там же, NoNo 6, 7.

И. M. Ямпольский.

Каневцов А. А.

Каневцев Александр Александрович (5(17) IV 1870 - 10 X 1929, Киев) - сов. пианист, муз. теоретик, критик и композитор. Игре на фп. учился в Киеве у Н. А. Тутковского (в 1891 окончил экстерном Киевское уч-ще РМО), преподавал в его муз. школе, в 20-х гг. - в Киевской школе иск-в. С 1891 сотрудничал в разд. органах киевской периодич. печати (с 1908 постоянный музыкальный критик газеты "Киевлянин").

Статьи К. посв. местной муз. жизни, концертам. Они отличались глубиной суждений, прогрессивностью взглядов и сыграли заметную роль в развитии укр. муз. культуры. К. - автор фп. пьес и этюдов, романсов. Написал "Учебник элементарной теории музыки" (1897, 1912).

Канилле Ф. А.

Фёдор Андреевич (1836-1900) - рус. пианист и педагог. Игре на фп. учился у Н. И. Морейского в Петербурге. Дебютировал там же в 1850. В кон. 1850-х гг. сблизился с М. А. Балакиревым и его муз. кружком. В 1860-62 у К. брал уроки фп. игры и композиции H. A. Римский-Корсаков (в "Летописи моей музыкальной жизни" он писал, что занятия с К. значительно расширили его муз. кругозор, в частности помогли ему понять значение М. И. Глинки как величайшего гения рус. музыки). Римский-Корсаков посв. К. свою 1-ю симфонию и романс "Встань - сойди...". В 1860-х гг. К. выступал в концертах Бесплатной музыкальной школы. Им был впервые в России исполнен 2-й фп. концерт Ф. Листа. К. принадлежит переложение для фп. в 4 руки 2-й увертюры на 3 рус. темы ("1000 лет", в позднейшей ред. - "Русь") и симф. поэмы "В Чехии" М. А. Балакирева. С 1861 К. преподавал фп. в Придв. певческой капелле.

Литература: Кюи Ц. A., Музыкально-критические статьи, т. 1, II., 1918; Римский-Корсаков H. A., Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка, т. 1, М., 1955.

Ю. В. Келдыш.

Предыдущая страница Следующая страница