Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 9, "КИЗ"-"КИТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 9, "КИЗ"-"КИТ")

Кизеветтер Р.

Кизеветтер Р. (Kiesewetter) Рафаэль Георг (29 VIII 1773, Холлешау, ныне Голешов, Чехословакия - II 1850, Баден, близ Вены) - австр. историк музыки. С 1801 жил в Вене, где изучал генерал-бас и контрапункт под рук. И. Г. Альбрехтсбергера. С юных лет собирал муз. манускрипты и рукописи. Впоследствии муз.-палеографич. изыскания составили основу многих работ К. С 1816 устраивал в своём доме т. н. исторические концерты. Наиболее значит. его труды посвящены нидерл. школе (пр. Нидерл. академии, 1826), музыке средневековья, араб. музыке, антич. теории музыки. Они содержат анализ и критич. осмысление первоисточников. Работы К. оказали большое влияние на А. В. Амброса. В 1821-43 вице-президент Общества друзей музыки (Вена).

Сочинения: Die Verdienste der Niederlдnder um die Tonkunst, W., 1828; Geschichte der europдischabendlдndischen oder unserer heutigen Musik, Lpz., 1834, 1846; Ьber die Musik der neueren Griechen nebst freien Gedanken ьber altдgyptische und altgriechische Musik, Lpz., 1838; Guido von Arezzo, Lpz., 1840; Schicksale und Beschaffenheit des weltlichen Gesanges vom frьhen Mittelalter bis zu der Erfindung des dramatischen Styles und den Anfдngen der Oper, Lpz., 1841; Die Musik der Araber, Lpz., 1842.

И. М. Марков.

Киизбаева С.

Сайра (р. 7 XI 1917, аил Токолдош, близ Фрунзе, Кирг. ССР) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. СССР (1958). Чл. КПСС с 1944. Деп. Верх. Совета Кирг. ССР 2-6-го созывов. С 1936 солистка кирг. Муз.-драм. т-ра (с 1942 Кирг. т-ра оперы и балета; в 1962-64 директор т-ра). В 1947-49 совершенствовалась в Моск. консерватории (класс M. M. Мирзоевой). В 1971 окончила Ташкентскую консерваторию. В 1939 исполнила заглавную партию в первой кирг. опере "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере. Замечат. интерпретатор образов кирг. женщин, К. исполняет ведущие партии в нац. операх - Куляйим ("Кокуль" Раухвергера), Каныкей, Джамиля ("Манас", "На берегах Иссык-Куля" Власова, Малдыбаева и Фере) и др. Первая кирг. певица, выступившая в партиях классич. репертуара - Татьяна, Лиза, Ярославна, Наташа, Чио-Чио-сан; Недда ("Паяцы"), Маргарита, Тоска и др.; исполняет их на кирг. и рус. языках. С 1956 преподаёт в Муз. уч-ще им. Куренкеева и в студии при Кирг. т-ре оперы и балета. С 1967 зав. кафедрой сольного пения Кирг. ин-та искусств (с 1973 доцент).

Литература: (Волгин Ю.), Сайра Киизбаева, Фрунзе, 1958.

В. И. Зарубин.

Кикнадзе Ш. А.

Шота Александрович (р. 27 IV 1920, с. Сагандзиле Груз. ССР) - сов. певец (лирич. баритон). Нар. арт. Груз. ССР (1967). Чл. КПСС с 1945. В 1942 окончил Тбилисский медицинский ин-т, в 1951 - Тбилисскую консерваторию у А. И. Инашвили. С того же года солист Груз. т-ра оперы и балета. Среди партий - Евгений Онегин, Елецкий, Лионель; Роберт ("Иоланта"), Ди Луна ("Трубадур"); Фигаро, Дон Жуан; Мурман и Киазо ("Абесалом и Этери" и "Даиси"), Гоча ("Дареджан коварная" Баланчивадзе), Грибоедов ("Невеста Севера" Торадзе), Чалхая ("Миндия" Тактакишвили). 1-я пр. на конкурсе музыкантов-исполнителей 2-го Междунар. фестиваля демократия, молодёжи и студентов (Будапешт, 1949). С 1978 преподаёт в Тбилисской консерватории и Муз. уч-ще им. М. А. Баланчивадзе.

Кикоть А. И.

Андрей Иванович (27 XI 1929, с. Каменька Полтавской обл.- 14 X 1975, Киев) - сов. певец (бас). Нар. арт. УССР (1967). Чл. КПСС с 1964. В 1959 окончил Киевскую консерваторию у И. С. Паторжинского, с того же года солист Укр. т-ра оперы и балета. Среди партий - Борис Годунов, Иван Хованский, Кочубей, Гремин, Король Рене, Мефистофель, Нилаканта; Зарастро ("Волшебная флейта"), Иван Карась ("Запорожец за Дунаем"), Тарас ("Тарас Бульба" Лысенко), Генерал ("Арсенал" Майбороды). Выступал в концертах, с особым успехом исполнял укр. и рус. нар. песни.

Кикта В. Г.

Валерий Григорьевич (р. 22 X 1941, пос. Владимировка Донецкой обл.) - сов. композитор. В 1965 окончил Моск. консерваторию у Т. Н. Хренникова (ранее занимался у С. С. Богатырёва), в 1967 под его рук. аспирантуру. С 1967 ред. изд-ва "Советский композитор" (редакция вок. литературы).

Сочинения: балеты - Золотая пора (1963, Москва), Муха-Цокотуха (1973, Новосибирск), Данко (1974), Дубровский (1977), Фрески Софии Киевской (1980); оратория Княгиня Ольга (1970), кантата Песнь о матери (слова народные, 1973); концерт для орк. Украинские колядки, щедривки и веснянки (1967); концерты с орк. - 2 для фп. (1965, 1972), для тубы, для арфы (оба 1974); Смоленские наигрыши для скр. с орк. нар. инструментов (1979); для чтеца и орк. нар. инстр. - Поэмы по картинам В. М. Васнецова (1971), скоморошья потеха Про прекрасную Василису Микулишну (1974); произв. для орк. нар. инструментов, для фп., для скр., для органа, для арфы и др.; Куликовская симфония для голоса и орк. рус. нар. инструментов (1980); Разбойничьи баллады Закарпатья для муж. хора, колоколов и продольной флейты (слова народные, 1976), 2 концерта для муж. хора a cappella (двойной, 1977; 1978); вок. циклы; м у-зыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. "Золотая карета" Леонова (1968, Москва) и др.

Литература: Дубравская Т., В. Кикта, в сб.: Композиторы Москвы, вып. 2, М., 1980.

Киладзе Г. В.

Григорий Варфоломеевич (12 (25) X 1902, Батуми - 3 IV 1962, Тбилиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1941). Учился в Тбилисской консерватории по классу композиции у M. M. Ипполитова-Иванова (1924-27); в 1931 окончил её по классу С. В. Бархударяна. Учился в Ленингр. консерватории по классу В. В. Щербачёва (1927-29). Был одним из основателей Об-ва молодых груз. музыкантов (1922) и участником оркестра этого об-ва, выступал как дирижёр. К. - один из основоположников груз. симф. музыки. Писал также музыку к фильмам ("Арсен", 1937, и др.). Музыка К., органично связанная с груз. муз. и танц. фольклором, отличается высоким мастерством орк. письма, эпической широтой. С 1929 работал как дирижёр. В 1952-53 гл. дирижёр филармонии, в 1954-62 дирижёр и худ. рук. Оперной студии Тбилисской консерватории. С 1931 преподаватель (с 1941 профессор), в 1938-41 и 1945-52 директор Тбилисской консерватории. В 1941-45 директор Т-ра оперы и балета им. З. П. Палиашвили (Тбилиси). В 1937-38 пред. правления CK Груз. ССР. Гос. пр. СССР (1941, 1949).

Сочинения: оперы - Бахтриони (1936), Ладо Кецховели (пост. 1941); балет Синатле (пост. 1947); для орк. - 2 симфонии (1944, 1955), Грузинская сюита (1925), орк. картина Лилэ (1925), поэма Гандегили (Отшельник, 1937), увертюра Торжество (1957); хоры и др.

И. М. Марков.

Киладзе Л. Г.

Лилэ Григорьевич (13 IV 1928, Тбилиси - 15 X 1978, там же) - сов. дирижёр. Нар. арт. Груз. ССР (1977). Сын груз. композитора и дирижёра Г. В. Киладзе. В 1953 окончил Моск. консерваторию у А. В. Гаука. С 1954 дирижёр Саратовского т-ра оперы и балета, с 1957 дирижёр, с 1959 гл. дирижёр Симф. оркестра радио и телевидения Грузии. Пропагандировал музыку сов. груз. композиторов, под рук. К. впервые исполнялись многие их произв. (4-я и 5-я симфонии Мшвелидзе, 2-я симфония Габичвадзе, 1-я симфония Канчели и др.). В его репертуаре были также многочисл. соч. рус. и зап.-европ. композиторов. Гастролировал во мн. городах СССР. В 1964-72 преподавал в Тбилисской консерватории на кафедрах оперной подготовки и орк. дирижирования. Автор муз. соч., а также статей и рецензий. Гос. пр. Груз. ССР им. З. Палиашвили (1979, посмертно).

Килезотти О.

Килезотти О. (Chilesotti) Оскар (12 VII 1848, Бассано-дель-Граппа, близ г. Виченца - 20 VI 1916, там же) - итал. музыковед и лютнист. Изучал юриспруденцию (с 1871 доктор юриспруденции). Занимался исследованиями в области итал. старинной, гл. обр. лютневой, музыки. К. осуществил расшифровку лютневой табулатуры. Ему принадлежат многочисл. публикации образцов лютневой музыки 15-16 вв. в совр. нотации, а также труды по истории музыки и эстетике, о нар. песне 16 в. и др. Издал антологию старинной итал. музыки "Библиотека музыкальных редкостей" ("Biblioteca di Raritа Musicale", v. 1-9, Mil., 1883-1915).

Сочинения: I nostri maestri del passato, Mil., 1882; Di Giovanni Battista Beserdo e del suo "Thesaurus Harmonious", Mil., 1888; Sulla melodiapopolare del Cinquecento, Mil., 1889; Le scale arabopersiane e indъ, Lpz., 1902; Note circa alcuni Liutisti Italiani della prima metа de Cinquecento, Torino, 1902; Francesco da Milano, liutista della prima metа del sec. XVI, "SIMG", IV, 1902/03; Le alterazioni cromatiche nel secolo XVI, t. III, "SIMG", 1909; Notes sur la tablature de Luth et de Guitarre, XVI-e et XVII-e siиcles, в кн.: Encyclopйdie de la musique,..., fondateur A. Lavignac, P., 1912.

Литература: История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века, М., 1966, с. 209; Fedо1i V., О. Chilesotti, "RMJ", 1916, р. 596.

И. М. Марков.

Киль Ф.

Киль Ф. (Kiel) Фридрих (7 X 1821, Пудербах, Вестфалия - 13 IX 1885, Берлин) - нем. композитор. Чл. Берлинской академии иск-в (с 1865). С 1840 концертмейстер придв. капеллы и учитель детей князя Витгенштейна в Берлебурге.

Киль Ф.

В 1842-44 изучал контрапункт у З. Дена в Берлине. С 1866 преподавал композицию в консерватории Штерна (с 1868 профессор), с 1870 - в Высшей муз. школе Берлина. Прославился как мастер полифонич. письма. Среди произв. - 2 оратории (1872, 1884), 2 реквиема (1860,1881), Stabat mater, 130-й псалом (оба - 1863), Missa solemnis (1865), Те Deum (1866), концерт для фп. с оркестром, камерно-инстр. произв.

Кильпинен И.

Кильпинен И. (Kilpinen) Ирьё (4 II 1892, Хельсинки - 2 III 1959, там же) - фин. композитор и педагог. С 1948 чл. Финской академии. Музыке учился самостоятельно, нек-рое время занимался в Вене (1910-11), Берлине (1913-14). Один из классиков фин. музыки, работал в области камерно-лирич. песни (создал св. 600 произв., объединённых большей частью в циклы) на тексты фин., швед, и нем. поэтов. Несмотря на нек-рое влияние нем. школы (гл. обр. X. Вольфа), песни К. отличаются своеобразием, нац. колоритом. Мелодическая свежесть и выразительность декламации сочетаются в них с образно разработанной партией фп., нередко сложной фактуры. Наиболее известны вокальные циклы "О любви" ("Lieder der Liebe" op. 60, 61, 2 тетр., 1934) и "О смерти" ("Lieder um den Tod" op. 62, 1934). В поздний период творчества К. обратился к камерно-инстр. произв. (6 сонат для фп., сюита для виолы да гамба, соната для влч. и фп., ор. 90), написал произв. для орк. ("Пасторальная сюита" - "Pastoral suite" op. 82, 1943; "Танец смерти" - "Totentanz" op. 84, 1943). С 1922 вёл пед. работу в Муз. академии им. Я. Сибелиуса (ранее - Муз. ин-т; профессор), выступал как муз. критик.

Литература: Legge W., The songs of Yrjц Kilpinen, L., 1936.

И. M. Ямпольский.

Кильчевский В. И.

Виталий Игнатьевич (р. 11 (23) X 1899, местечко Липнишки, ныне Литов. ССР) - сов. певец (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1945). Чл. КПСС с 1944. В 1936 окончил Ленингр. консерваторию у С. В. Акимовой. Принимал активное участие в создании молодёжного оперного т-ра (1933), пел в спектаклях Оперной студии консерватории. С 1936 солист Ленингр. Малого оперного т-ра, с 1944 - Ленингр. т-ра оперы и балета. В 1947-55 солист Большого т-ра. Партии: Ленский; Водемон ("Иоланта"), Владимир Дубровский, Владимир Игоревич, Левко, Альфред, Герцог; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Фауст; Джеральд ("Лакме"), Винчецкий ("Мятеж" Ходжа-Эйнатова) и др. Выступал в концертах. Гастролировал за рубежом.

Киляр В.

Киляр В. (Kilar) Войцех (р. 17 VII 1932, Львов) - польск. композитор и пианист. В 1955 окончил Гос. высшую муз. школу в Катовице у Б. Войтовича (фп. и композиция) и у него же аспирантуру при Гос. высшей муз. школе в Кракове. В 1959-60 совершенствовался по композиции у Н. Буланже в Париже. С 1953 выступал как пианист с собств. соч. В 1957 занимался на Курсах новой музыки в Дармштадте, произв. К. исполнялись на фестивале совр. музыки в Цюрихе. Ранние соч. написаны под влиянием неоклассицизма, с 1962 применяет новейшую технику письма. Наиболее известны орк. соч. и музыка к кинофильмам.

Сочинения: Малая увертюра (1955); симфония для струн. орк. (1955), Sinfonia concertante (для фп. с орк., 1956); Ода памяти Б. Бартока для скр. соло, медных дух. и ударных (1957); концерты с орк. - для флейты и струнных (1953), для 2 фп. и ударных (1958); камерно-инстр. ансамбли для разл. состава духовых с фп.; соч. для голоса в сопр. камерно-инстр. ансамбля, в т.ч. кантаты; музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам, теле- и радиопост.

Кинди А. Ю.

Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль (латини-зир. - Алькиндус) (ок. 790 или 800, вероятно, Басра - 874 или 879, Багдад) - араб. философ, математик, астроном, врач и муз. теоретик. Из его работ по теории музыки (не менее 12) сохранились "Большой трактат о сочинении мелодий" ("Рисала фи кубр та'лиф аль-алхан"), "Трактат о важнейших категориях в музыке" ("Рисала фи аджза' хабарийет аль-мусики"), учебник "Сочинение мелодий и игра на лютне" ("Мухта-сар аль-мусики фи та'лиф ан-нагм ва сан'ат аль-уд"). Они охватывают широкий круг муз.-теоретич. вопросов (звук, интервалы, лады, композиция и др.). Учение К. основано на др.-греч. теории музыки. В "Большом трактате" впервые в истории араб, музыки используется нотация (запись 2-гол. упражнения для уда). Соч. К. оказали большое влияние на теоретиков последующих веков.

Литература: Джанматова X., Аль-Кинди и его научное наследие, "Общественные науки в Узбекистане", 1971, No 3; Flьgel G., Al-Kindi, Lpz., 1857; Farmer H. G., A history of Arabian music to the 13th century, L., 1929, то же, 1967.

Кине Ф.

Кине Ф. (Quinet) Фернан (29 1 1898, Шарлеруа, Эно - 24 X 1971, Льеж) - бельг. виолончелист, дирижёр, педагог и композитор. В 1921 окончил Брюссельскую консерваторию по классу композиции Л. Дюбуа (Рим. пр. за кантату "Война" - "La Guerre", 1921). В 1916 один из организаторов и участников (виолончель) струн. квартета "Pro arte". С 1922 выступал как дирижёр в Шарлеруа, Льеже, Брюсселе. С 1927 профессор по классу гармонии в консерватории в Брюсселе, директор консерваторий в Шарлеруа и Льеже (с 1938). Автор орк. произв. - "Симфонические эскизы" ("Esquisses symphoniques"), "Три симфонических движения" ("Trois mouvements symphoniques", 1931), 3 орк. пьесы (1952); струн. квартета, фп. трио "Шарады" ("Charade"), сонаты для альта и фп.; мн. вок. сочинений - "Морали нелегендарные" ("Moralitйs non lйgendaires", 1930) для голоса и 18 инстр., "Три еврейские песни" ("Trois chansons hйbraпques") и др. В 1958 был в СССР в качестве чл. жюри 1-го Междунар. конкурса пианистов и скрипачей им. П. И. Чайковского.

Кинкелди О.

Кинкелди О. (Kinkeldey) Отто (27 XI 1878, Нью-Йорк - 19 IX 1966, там же) - амер. музыковед. Окончил в 1898 гор. колледж, в 1900 - ун-т в Нью-Йорке, где в 1898-1902 работал школьным учителем, органистом и хормейстером. Одновременно в 1900-02 изучал музыку под рук. Э. Мак-Доуэлла. С 1903 жил в Германии, был органистом амер. церкви в Берлине, совершенствовался в орг. игре у А. Эгиди, по истории музыки занимался у Г. Кречмара, А. Фридлендера, И. Вольфа и К. Штумпфа. С кон. 1909 библиотекарь, преподаватель Корол. ин-та церк. пения, с кон. 1910 профессор ун-та в Бреславле. В 1914 возвратился в США, где в 1915-23 и позднее руководил муз. отделом Нью-Йоркской публичной б-ки; в 1923-27 профессор Корнеллского ун-та, в к-ром в 1930-46 возглавлял первую в США кафедру истории музыки. В 1934 основал Амер. музыковедч. об-во (в 1934-36 и 1940-42 председатель). К. - один из основоположников амер. музыковедения, специалист в области муз. иск-ва эпохи Возрождения. Его гл. науч. исследование - "Орган и клавир в музыке 16 века", за к-рое в 1909 ему была присуждена докторская степень.

Сочинения: Luzzasco Luzzascis Solo-Madrigale, "SIMG", IX, 1908; Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1910, A Jewish dancing master of the Renaissance (G. Ebreo), N. Y, 1929, Music and music printing in Incunabula, "Papers of the Bibliographical Society of America", XXVI, 1932.

Литература: A musicological offering to Otto Kinkeldey upon the occasion of his 80th birthday, Phil, 1960.

И. М. Ямпольский.

Кино Ф.

Кино Ф. (Quinault) Филипп (3 VI 1635, Париж - 26 II 1688, там же) - франц. поэт, драматург и либреттист. Ученик поэта Т. Л'Эрмита, К. начал лит. деятельность сочинением комедий и трагедий, пользовавшихся большим успехом. В 1672 написал первое оперное либретто для Ж. Б. Люлли - "Празднества Амура и Бахуса", после чего посвятил себя оперному т-ру. Выдающийся франц. либреттист, К. способствовал формированию одного из осн. жанров нац. оперы - лирич. трагедии. Оперные либретто К. отличаются экспрессией и эффектной театральностью. Почти все либретто К. написаны для Люлли: "Кадм и Гермиона" (1673), "Альцеста" (1674), "Тезей" (1675), "Атис" (1676), "Изида" (1677), "Прозерпина" (1680), "Персей" (1682), "Фаэтон" (1683), "Амадис" (1684), "Роланд" (1685), "Армида" (1686). Сюжеты оперных текстов К. черпал в "Метаморфозах" Овидия, трагедиях Еврипида, в поэмах "Освобожденный Иерусалим" Тассо и "Неистовый Роланд" Ариосто. В 18 в. на либретто К. писали оперы мн. композиторы, в т. ч. К. В. Глюк, Н. В. Пиччинни, Ф. А. Филидор, Ф. Ж. Госсек, И. К. Бах и др.

Сочинения: Thйatre de M. Quinault, v. 1-5, R, 1715.

Литература: Crapelet G. A., Notice sur la vie et les ouvrages de Quinault, P., 1824; Richter E., Ph. Quinault, Lpz., 1910 (Diss.), Gros E., Ph. Quinault, sa vie et son oeuvre, P., 1926, Buijtendorp J. B. A, Ph. Quinault, sa vie, ses tragйdies et ses tragi-comйdies, Amst., 1928.

C. M. Грищенко.

Киномузыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кинский Г.

Кинский Г. (Kinsky) Георг (29 IX 1882, Мариенвердер - 7 IV 1951, Берлин) - нем. музыковед (ГДР). Музыку изучал самостоятельно. Нек-рое время работал в муз. отделе Корол. б-ки в Берлине под рук. А. Копфермана. С 1909 занимался науч. описанием коллекций муз.-историч. музея В. Хейера в Кёльне, хранителем к-рого был до его закрытия (1927). В 1921-32 читал лекции по истории музыки в Кёльнском ун-те. В годы фашизма отстранён от занимаемых должностей, был рабочим на фабрике. С 1945 жил в Берлине. К. - один из крупнейших совр. исследователей в области муз. иконографии, инструментоведения, муз. текстологии, библиографии и нотографии. Осн. работы: "Музыкально-исторический музей В. Хейера в Кёльне" - каталог, содержащий аннотированное описание ценнейших собраний муз. инструментов и автографов и являющийся классич. образцом работ этого рода; "История музыки в изображениях", "Тематически-библиографический указатель всех законченных сочинений Бетховена". К. опубликовал много науч. статей, а также ряд ранее неизвестных произв. Л. Бетховена и Н. Паганини (совм. с Ф. Ротшильдом).

Сочинения: Musikhistorisches Museum Wilh. Heyer in Kцln. Katalog, Bd 1-2, 4, Lpz., 1910-16 (3-й не опубликован); Glucks Briefe an Franz Kruthoffer, W., 1927; Geschichte der Musik in Bildern, Lpz., 1929 (совм. с R. Haas und H. Schnoor); Die Originalausgaben der Werke J. S. Bach, W, 1937; Eine frьhe Partitur-Ausgabe von Symphonien Haydns, Mozarts und Beethovens, "Acta musicologica", XIII, 1941; Das Werk Beethovens. Thematisch-bibliographisches Verzeichnis aller vollendeten Werke Ludvig van Beethoven, Lpz., 1955 (завершил H. Holm); Manuskripte, Briefe, Dokumente von Scarlatti bis Stravinsky. Katalog der Musikautographen-Sammlung Louis Koch, Stuttg., 1953 (u. a.).

И. M. Ямпольский.

Киняев В. Ф.

Владимир Фёдорович (р. 10 IV 1929, г. Мары, Туркм. ССР) - сов. певец (драм. баритон). Нар. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1973. В 1957 окончил Минское муз. уч-ще им. М. И. Глинки. С 1953 солист муз. коллективов и т-ров Сухуми, Сочи, Донецка, Кирова, Алма-Аты, Харькова. С 1965 солист Ленингр. т-ра оперы и балета. Партии: Руслан, Борис Годунов, Алеко, Мазепа; Грязной ("Царская невеста"), Князь Игорь, Демон, Амонасро, Риголетто; Ренато ("Бал-маскарад"), Ди Луна ("Трубадур"), Листрат ("В бурю"), Оглоблин ("Анна Снегина" Холминова) и др. Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Киоса Н. Г.

Николай Григорьевич (р. 6 I 1924, с. Хаджи-Абдул, ныне с. Суворове Вулканештского р-на Молд. ССР) - сов. композитор и певец (баритон). Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1974). Чл. КПСС с 1964. В 1951 окончил Кишинёвскую консерваторию по классу пения, занимался также по классу композиции. В 1965-67 гл. редактор репертуарно-редакционной коллегии Мин-ва культуры Молд. ССР. С 1953 преподаёт певие, в 1967-1978 зав. кафедрой в Ин-те иск-в им. Г. Музическу (с 1969 доцент). Автор произв. для симф. оркестра (сюита "Чал, Буджак" - "Пой, Буджак", 1959; рапсодия, 1963), для эстр. оркестра, хоров, романсов, музыки к спектаклям драм. т-ра и др. Обработал ряд нар. песен. Пр. Ленинского комсомола Молд. ССР им. Бориса Главана (1975).

Кипоренко-Даманский Ю. С.

Юрий Степанович (12 (24) III 1888, Харьков, - 6 VIII 1955, Киев) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. УССР (1936). Чл. КПСС с 1946. Пению обучался у С. Я. Лапинского в Москве (1911-16) и у Г. Танаро в Италии (1927). Сценич. деятельность начал в укр. муз.-драм. труппах А. Л. Суходольского (1907-09), П. Саксаганского (1909-11), Д. Гайдамаки (1911-13). В 1913-1938 пел в оперных т-рах Москвы (в Оперном т-ре Зимина), Харькова, Киева, Саратова, Тбилиси, Свердловска, Одессы и др. городов. С 1938 солист Укр. т-ра оперы и балета. С 1948 преподавал пение в Киевской консерватории (с 1952 доцент).

К.-Д. обладал сильным и ровным голосом, широким дыханием, хорошими сценич. данными. Осн. партии: Собинин (Гос. пр. СССР, 1949), Садко, Герман; Вакула ("Ночь перед Рождеством"), Андрий ("Тарас Бульба" Лысенко), Матюшенко ("Броненосец "Потёмкин"" Чипшо), Хозе, Радамес, Лоэнгрин, Отелло, Тангейзер и др. Выступал как конц. певец, исполнял также укр. нар. песни.

Л. С. Кауфман.

Кипп К. А.

Карл Августович (30 X (11 XI) 1865, Петербург - 26 III 1925, Москва) - сов. пианист и педагог. Игре на фп. учился у П. А. Пабста в Моск. консерватории (1880-88), где с 1892 преподавал спец. фп. (в 1909-25 профессор). Концертировал редко, позднее полностью посвятил себя педагогике. К. был представителем фп. школы, отличавшейся чёткой, блестящей техникой, уверенным, но несколько однообразным звуком, ясностью исполнит. замысла. Чуткий к индивидуальным особенностям и запросам учеников, К. умел подбирать репертуар, успешно содействовавший их проф. росту. Пед. деятельность К. имела особенное значение для преподавания фп. игры на младшем отделении Моск. консерватории. Среди учеников - B. Н. Аргамаков, Л. А. Барабейчик, Н. А. Орлов и др. Среди окончивших у К. полный курс консерватории - А. Арсеньев, А. Е. Михальчи, Ю. В. Брюшков, Н. В. Отто, В. В. Брайнина.

Литература: К. И(гумнов), К. А. Кипп. (Некролог), "Музыкальное образование", 1926, No 1-2, с. 102-103.

Я. И. Мильштейн.

Кипрская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киргизская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киргизский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кирейко В. Д.

Виталий Дмитриевич (р. 23 XII 1926, с. Широкое Днепропетровской обл.) - сов. композитор и музыковед. Засл. деят. иск-в УССР (1966). Кандидат искусствоведения (1953). Чл. КПСС с 1958. В 1949 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Л. Н. Ревуцкого, в 1952 под его же руководством - аспирантуру. С 1949 преподаёт в консерватории муз.-теоретич. дисциплины (с 1961 доцент). В своём творчестве К. использует интонации украинского и русского песенного фольклора.

Сочинения: оперы - Лiсова пiсня (1957, Львовский т-р оперы и балета), У недiлю рано (В воскресенье рано, 1965, там же), Марко в пеклi (1966); балеты - Tiнi забутих предкiв (1960, Львовский т-р оперы и балета), Вiдьма (1967, там же); кантата - Памяти М. Кропивницкого (1965); для орк. - 4 симфонии (1953, 1964, 1969, 1970), 2 увертюры (1949, 1954); концерты с орк. - для влч. (1961), для скр. (1967), для скр. и влч. (1971); поэма для фп. с орк. (1973), укр. танцевальная сюита (1958), фантазия и фуга для струн. квартета (1958), произв. для фп., скр., влч.; хоры, романсы, песни, обр. укр. нар. песен; музыка для т-ра.

Литературные сочинения: III симфонiя Б. Лятошинського, "Мистецтво", 1959, No 1; Традицiп i новаторство, там же, 1969, No 1; статьи, рецензии.

Литература: Архимович Л. В., Виталий Кирейко, М., 1958.

Л. С. Кауфман.

Киреску Й.

Киреску Й. (Chirescu) Йоан (р. 5(17) I 1889, Чернавода, Констанца) - рум. композитор, хор. дирижёр, педагог. Нар. арт. СРР (1959). Засл. профессор СРР (1962). Учился в Бухарестской консерватория (1910-1914) у Д. Кириак-Джорджеску (теория и дирижирование) и А. Кастальди (контрапункт), в Париже в "Схола канторум" (1922-27) у В. д'Энди (композиция, дирижирование). В 1927-50 дирижёр и худ. рук. хорового об-ва "Кармен" в Бухаресте. Выступал с концертами как хор. дирижёр в Румынии и за рубежом. Профессор (класс теории, 1927-64) и директор (1950-55) Бухарестской консерватории. Автор многочисл. хор. произв., популярных в Румынии, музыковедч. статей; ред.-составитель ряда нотных изданий. Гос. пр. СРР (1955).

Литература: Dumitrescu I., loan Chirescu, artist al poporului sau, "Muzica", Buc., 1959, No 6; Rusu L., Ioan D. Chirescu оn slujba muzicii corale, Buc, 1959; Vanсea Z., Creatia muzicala-romвneasca, v. 1. Sec. XIX-XX, Buc, 1968, pp. 213-217; Rasvan С., I. Chirescu, "Muzica", 1970, No 3.

P. Э. Лейтес.

Кириак М.

Кириак М. (Chiriac) Мирча (р. 19 V 1919, Бухарест) - рум. композитор и педагог. В 1945 окончил Бухарестскую консерваторию, занимался у М. Жоры (гармония, полифония, композиция), И. Перли (дирижирование). Совершенствовался по оркестровке у А. Алессандреску и Т. Рогальского. В 1941-47 муз. редактор Рум. радио; в 1949-53 науч. сотрудник Ин-та фольклора, в 1950-55 муз. руководитель ансамбля "Ciocоrlia" ("Жаворонок") в Бухаресте. С 1963 преподаёт в Бухарестской консерватории. Автор получившего широкую известность балета "Янку Жиану" (1964, Бухарест) и балета "Пламя" ("Vapaia", 1974, там же), хореографич. сюит, поэм, сцен; среди значит, произв. - камерная симфония (1969), симфониетта (1965), триптих (1971) для оркестра, концерт (1966) и дивертисмент (1972) для струн. оркестра, Вариации для фп. с оркестром (1978), Ars poetica для тенора с оркестром (1980). К. принадлежат камерно-инстр. ансамбли, многочисл. хоры, песни, обр. нар. песен, музыка к кинофильмам.

Кириак-Джорджеску Д.

Кириак-Джорджеску Д. (Kiriac-Georgescu) Думитру (6 (18) III 1866, Бухарест - 8 I 1928, там же) - рум. композитор, хор. дирижёр, фольклорист. Учился в Бухарестской консерватории (1880-85) у Э. Вахмана и Г. Брэтяну, в Парижской консерватории у Ш. М. Видора (композиция) и Л. А. Бурго-Дюкудре и в "Схола канторум" у В. д'Энди (1892-97). В 1894-99 был дирижёром Румынской капеллы в Париже. В 1900-28 преподавал в Бухарестской консерватории теоретич. дисциплины и хор. пение.

К.-Д.- основатель и дирижёр хор. об-ва "Кармен" (Бухарест, 1901-28), к-рое пропагандировало нар. рум. музыку и произв. рум. композиторов. Один из создателей и активных деятелей фоноархива рум. нар. музыки и Об-ва рум. композиторов (1920, ныне CK СРР). Автор литургии, хор. музыки, записей и обработок нар. песен. Ему принадлежат сборники хор. и вок. соч., сборники детских песен, сольфеджио; статьи в периодич. печати.

Литература: Schmidt A., D. G. Kiriac ci cоntecul popular, "Studii muzlcologice", Buc., 1957, No 3, p. 95-118; Сhirescul., D. G. Kiriac, "Muzica", 1964, No 4; Vancea Z., Creatia muzicaia romaneascв, v. 1. Sec. XIX-XX, Buc, 1968, pp. 177-88.

P. Э. Лейтес.

Киркор Г. В.

Георгий Васильевич (р. 29 IX (12 X) 1910, Москва) - сов. композитор. Засл. работник культуры РСФСР (1971). В 1935 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. К. принадлежат инстр. произв. разл. жанров. Занимается муз.-текстологич. работой: подготовил первые издания соч. Д. С. Бортнянского, А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева, М. Ю. Виельгорского, А. П. Бородина, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, а также ряд томов академич. изданий полных собр. соч. М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Н. Я. Мясковского; нек-рые текстологич. работы выполнил совм. с И. Н. Иордан и Б. В. Доброхотовым.

Сочинения: для орк. - 4 симфонии (1933, 1934, 1942, 1968), сюита для камерного орк. (1960), симфониетта и пьесы для орк. нар. инструментов; концерты с орк. - для влч. (1961), гобоя (1969); 2 струн. квартета (1934, 1971); соната для влч. и фп. (1947); концертная фантазия для альта и фп. (1967); рапсодия для фп. (1968); пьесы для разл. инструментов с фп. - 2 пьесы для влч., 2 для альта, пьесы для скрипки, гобоя и кларнета; кантата Москва (1947, совм. с Иордан), квинтет на тадж. темы для фп. и струн. квартета (1956, совм. с Иордан), трио для фп., скрипки и влч. (1973), музыка для кино.

Киркулеску Н.

Киркулеску Н. (Kirculescu) Николае (р. 28 ХII 1903 (10 I 1904), Бухарест) - рум. композитор. Засл. арт. СРР (1962). Учился в Бухаресте, затем в Венской консерватории (1920-22). Автор популярных оперетт - "Свадьбы краше не бывало" ("N-a fost nunta mai frumoasa", 1951, Бухарест; Гос. пр. СРР, 1951) на сюжет из жизни совр. рум. деревни, "Встреча с любовью" ("Оntоlnire сu dragostea", 1962, Бухарест) и многих др. музыкальных комедий, лёгкой вок. и инстр. музыки.

Р. Э. Лейтес.

Кирнбергер И. Ф.

Кирнбергер И. Ф. (Kirnberger) Иоганн Филипп (24 IV 1721, Заальфельд, Тюрингия - 27 IV 1783, Берлин) - нем. муз. теоретик, композитор и скрипач. Музыке обучался у И. П. Кельнера и Г. Н. Гербера (1738-39). Занимался в 1739-41 у И. С. Баха в Лейпциге. В 1741-50 работал учителем музыки, муз. директором капелл польских магнатов. В 1751 возвратился в Германию, был скрипачом корол. капеллы в Берлине, с 1754 преподаватель композиции и капельмейстер принцессы Анны Амалии Прусской. К. - один из видных муз. теоретиков 18 в., значение к-рого, однако, переоценивалось. В своих трудах К. разработал нек-рые прогрессивные пед. принципы И. С. Баха, в эстетич. суждениях был последователем учения об аффектах. Развил учение композиции на основе закономерностей гармонии и полифонии, хотя в учении о гармонии и сделал шаг назад по сравнению с Ж. Ф. Рамо. Наиболее известная и долгое время ценившаяся работа - "Die Kunst des reinen Satzes" (Bd 1-2, В., 1771-79). Автор упражнений, сонат, фуг и небольших пьес (с комментариями) для клавира и органа, не имеющих большого художественного значения, но применявшихся в педагогической практике, а также орк. сюит, трио-сонат, песен и др.

Литературные сочинения: Konstruktion der gleichschwebenden Temperatur, В., 1760; Grundsдtze des General-Basses als erste Linien zur Komposition, В., 1781; Gedanken ьber die verschiedenen Lehrarten in der Komposition als Vorbereitung zur Fugenkentniss, В., 1782, и др.

И. M. Марков.

Кирпань В. П.

Владимир Петрович (2 IV 1925, с. Глинск Сумской обл. УССР - 21 IV 1978, Москва) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1955. В 1954 окончил Киевскую консерваторию у Б. Н. Лятошинского, в 1960-64 преподавал в этой консерватории. С 1964 жил в Москве. С 1971 редактор редакции лит-ры для рус. нар. инструментов, с 1974 ст. редактор редакции симф. музыки изд-ва "Сов. композитор". Автор симфонии (1968), 3 поэм ("Александр Матросов", 1953; "Павел Корчагин", 1958; "Гоголь", 1959), 6 сюит (1952-74), 2 увертюр (1955, 1974) для оркестра, струн. квартета (1950), фп. произв., хоров, песен, музыки к кинофильмам (21); ему принадлежат обработки нар. песен.

Кирхер А.

Кирхер А. (Kircher) Атанасиус (2 V 1601, Гейза, близ г. Фульда, Тюрингия - 27 XI 1680, Рим) - нем. учёный-иезуит. Профессор естеств. наук Вюрцбургского ун-та. В 1633, в период Тридцатилетней войны, бежал во Францию, где жил в Авиньоне. В 1635 переселился в Рим. Его гл. труд ("Musurgia universalis sive ars magna consoni et dissoni etc" - "Универсальная музыка, или Великое искусство созвучий и диссонансов", v. 1-2, Roma, 1650, 1690) представляет собой умозрительную концепцию муз. иск-ва. Ценные сведения переплетаются в нём с домыслами и пережитками средневековой мистики. Интерес представляют сведения об эстетич. понятиях, господствовавших в муз. практике эпохи барокко (о муз. стиле, учении об аффектах). В отд. разделах К. опирается на "Универсальную гармонию" М. Мерсенна.

Литература: Ливанова Т. Н., Музыка, в кн.: История европейского искусствознания. От античности до конца 18 века, М., 1963, с. 173-74; Kaul О., Athanasius Kircher als Musikgelehrter, в кн.: Festschrift Universitдt Wьrzburg, Wьrzburg, 1932.

И. M. Ямпольский.

Кирхнер Т.

Кирхнер Т. (Kirchner) Теодор (10 XII 1823, Нёйкирхен, близ Хемница, ныне Карл-Маркс-Штадт - 18 IX 1903, Гамбург) - нем. композитор, педагог, органист и муз.-обществ. деятель. С 1838 учился в Лейпциге у К. Ф. Беккера (орган и муз.-теоретич. предметы) и И. Кнорра (фп.), в 1842-43 - в Дрездене у И. Шнейдера (орган). В 1843-62 церк. органист в Винтертуре (Швейцария), затем преподавал в муз. уч. заведениях в Цюрихе, Вюрцбурге (в 1873-75 директор Корол. муз. школы), Дрездене (1883-90). С 1890 жил в Гамбурге. В юные годы был дружен с Ф. Мендельсоном и Р. Шуманом. Осн. место в творчестве К.-композитора занимают фп. пьесы (б. ч. в стиле Шумана), в их числе - "Фантастические пьесы" ("Phantasiestьcke", 3 тетради), "Новые танцы Давидсбюндлеров" ("Neue Davidsbьndlertдnze"), "Флорестан и Эвсебий", вариации для 2 фп.; ему принадлежат также камерные ансамбли, баллада для голоса с фп., романсы и песни, транскрипции для фп. собств. вок. произв. и песен И. Брамса и др.

Литература: Niggli A., Th. Kirchner..., Lpz., 1888; Klauwell O., Th. Kirchner..., Langensalza, 1909; Sietz R., J. Brahms und Th. Kirchner......Mf", 1960, Jahrg. 13, Ni 4; eго жe, Th. Kirchner. Ein Klaviermeister der deutschen Romantik, в сб.: Studien zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, Bd 21, Regensburg, 1971.

Кирша Данилов

Кирилл Данилович, - предполагаемый составитель первого сборника рус. былин, певец-импровизатор северной (урало-сибирской) эпич. школы, скоморох. Свой репертуар записал на горнозаводском Урале после 1742. Сборник представляет собой подлинные, часто уникальные записи рус. былин, историч., лирич. песен, баллад, духовных стихов (всего 71 текст с нотами). С 1768 оригиналом владел заводчик П. А. Демидов. Первое издание сб. "Древние русские стихотворения" (26 текстов без нот) осуществлено в 1804 в Москве под ред. А. Ф. Якубовича. Второе издание ("Древние российские стихотворения", 61 текст) с приложением нот напевов появилось в 1818 в Москве под ред. К. Ф. Калайдовича. В сов. время сборник вышел в 1938 под ред. С. К. Шамбинаго; в 1958 издание "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым" подготовлено А. П. Евгеньевым и Б. Н. Путиловым. Один из напевов, приведённый во мн. вариантах при разл. текстах (первоначально при тексте "Высота ли, высота поднебесная" - в песне "Соловей Будимирович"), использован Н. А. Римским-Корсаковым в опере "Садко" (дружинная песня 4-й картины).

Литература: Mаслов A., Кирша Данилув и его напевы, "РМГ", 1902, No43; Pиндейзен В., Сборник российских песен XVIII в., "Известия отделения русского яздка и словесности АН СССР", 1926, т. 31; Беляев В. М., Сборник Кирши Данилова. Опыт реставрации песен, М., 1969.

Кирюков Л. П.

Леонтий Петрович (19 VI (1 VII) 1895, дер. Пичевка, ныне Зубово-Полянского р-на Морд. АССР - 12 V 1965, Саранск) - сов. композитор, педагог и хор. дирижёр. Нар. арт Морд. АССР (1947), засл. деят. иск-в РСФСР (1960). В 1931 окончил дирижёрско-хор. ф-т Моск. консерватории по классу А. В. Александрова и H. M. Данилина. В 1931-33 зав. муз.-драм. студией при Морд. драм. т-ре и руководитель Мордовской капеллы. В 1941-48 композитор и зав. муз.-лит. частью Морд. т-ра оперы и балета, рук. хора Морд. радио. В 1932-40 и в 1946-56 преподавал теоретич. предметы в Саранском муз. уч-ще. К. - один из основоположников проф. музыки в Мордовии. Автор первой морд. оперы "Несмеян и Ламзурь" (1944) и др. сценич. соч., вошедших в репертуар морд. муз. т-ра. Важное значение для развития морд. музыки имела фольклористич. деятельность К., им собрано и записано св. 500 нар. мелодий. Творчество К. отмечено ярко выраженным нац. колоритом, основано на нар. мелодиях; в своих произв. композитор использовал специфич. приёмы морд. нар. многоголосия.

Сочинения: оперы - Несмеян и Ламзурь (1944, Саранск, 2-я ред. 1947), Нормальня (1962); муз. драма - Литова (1943, там же, 2-я ред. 1959; на рус. яз. - 1969); муз. комедия - Норов ава (Богиня хлеба, 1945, там же); кантаты - в т. ч. Родная сторона (1947), Сказ о Мордовии (1948), О Москве (1952); для орк. - Торжественная увертюра (1958); концерт для скр. с орк. (1960); оды, произв. для хора с фп., для нар. инструментов, хоры, песни, романсы на стихи морд. поэтов, музыка к драм. спектаклям, обр. нар. песен (изд. 9 сб. морд. песен - 1929, 1932, 1935, 1949, 1957, 1959, 1963, 1966, 1971).

Литература: Леонтий Кирюков и мордовская муз. культура, "Литературная Мордовия", 1960, No 21; Сураев-Королев Г., Л. П. Кирюков, "МЖ", 1965, No 14; Сибиряк И., Создатель и творец мордовской музыкальной культуры, Саранск, "Мокша", 1966, No 3; Кирюкова A., Л. П. Кирюков. Биографический очерк, Саранск, 1966; Шибаков Н., Композитор Л. П. Кирюков, Саранск, 1968; Чигодайкин И., Памяти композитора Л. П. Кирюкова, Саранск, "Мокша", 1970, No 5.

M. M. Яковлев.

Киселёв В. А.

Василий Александрович (p. 1(14) VI 1902, с. Ханино, ныне Тульской обл.) - сов. музыковед. Засл. работник культуры РСФСР (1973). В 1931 окончил моск. Муз. техникум им. К. Н. Игумнова по классу фп. Л. А. Барабейчика. В 1924-39 пианист оркестра и концертмейстер Т-ра им. Евг. Вахтангова, в 1937-42 концертмейстер муз. уч-ща при Моск. консерватории, в 1945-51 науч. сотрудник и учёный секретарь н.-и. кабинета этой консерватории. В 1949-1960 науч. сотрудник Центр. музея муз. культуры им. М. И. Глинки. В 1949-64 зав. редакцией академич. изданий Музгиза, в 1964-74 - редакцией симф. и камерной музыки (рус. и зарубежной) изд-ва "Музыка". Осн. круг науч. интересов К. - муз. текстология и библиография. Он является автором вступит. статей, комментариев и примечаний в публикациях эпистолярного наследия М. А. Балакирева, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, П. И. Чайковского, А. Дворжака, Э. Грига, составителем каталогов, справочников, путеводителей по выставкам, музеям; ему принадлежат публикации муз. произв. А. П. Есаулова, Вас. С. Калинникова, Н. П. Огарёва, мн. статьи. Среди работ К. - "Лист и его отношение к русскому искусству" (М., 1929), "Антонин Дворжак в Россию ("СМ", 1951, No 11), "Н. А. Римский-Корсаков. Сб. документов" (М., 1951), "Н. П. Огарёв - музыкант" ("Вопросы музыкознания", т. 2, 1955, М., 1956), "М. А. Балакирев. Переписка с Н. Г. Рубинштейном и М. П. Беляевым" (М., 1956), "Василий Калинников. Письма, документы, материалы", т. 1-2 (М., 1959), "А. Дворжак в русской периодич. печати (1880-1904)" (в кн.: "Антонин Дворжак", М., 1967); "Первая постановка „Князя Игоря"" (в сб.: "Музыкальное наследство", т. III, M., 1970) и др.

И. М. Ямпольский.

Киселёв Г. Л.

Григорий Леонидович (6 (19) IV 1901, Овруч - 10 IV 1952, Киев) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1947). В 1927 окончил науч.-теоретич. ф-т Киевской консерватории по классу A. А. Альшванга. В 1932-35 учился в аспирантуре Моск. консерватории. Преподавал теорию, затем историю музыки в муз. уч-щах им. Н. Д. Леонтовича в Киеве и им. Гнесиных в Москве, в Моск. (1934-35), Свердловской (1935-39) и Киевской (1939-40) консерваториях. Руководил науч. работой в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину (1940-41). С 1945 работал в Киеве: заведовал кафедрой истории рус. музыки в Киевской консерватории, был ст. науч. сотрудником Ин-та искусствознания, фольклора и этнографии АН УССР. К. - автор учебника "Музична грамота" (совм. с Л. В. Кулаковским, изд. 1932; на рус. яз. - 1934, 1936), а также учебника для студентов-заочников пед. уч-щ "Короткий виклад нотноп грамоти" (1949, 1962), брошюр о Л. Бетховене, С. С. Гулак-Артемовском, Л. Н. Ревуцком. Статьи К. о русской музыке помещены в Большой советской энциклопедии (1-е изд.) и Энциклопедич. словаре Гранат (7-е изд.). Осн. тема его работ в области рус. музыки - деятельность М. А. Балакирева. Автор труда "Музыка в жизни и творчестве Леси Украинки" (не изд.).

Сочинения: Переписка Балакирева и Стасова как музыкально-исторический материал, в кн.: Переписка М. А. Балакирева и B. В. Стасова, т. 1, под ред. Влад. Каренина, М., 1935; О романсах Балакирева, вступит. ст. к изд.: Балакирев М. А. Романсы и песни, под ред. Г. Л. Киселёва, М., 1937; М. А. Балакирев. Краткий очерк жизни и деятельности, М. - Л., 1938; "Могучая кучка" и М. А. Балакирев, М., 1940 (Беседы о музыке).

В. С. Штейнпресс.

Киселёв М. Г.

Михаил Григорьевич (р. 22 X (4 XI) 1911, Козлов, Тамбовской губ.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. КПСС с 1958. В 1944 окончил Свердловскую консерваторию по классу пения у M. M. Уместного. С 1942 солист Свердловского, в 1944-52 - Новосибирского т-ров оперы и балета, с 1952 - Большого театра; первый исполнитель на его сцене партий Пеклеванова ("Никита Вершинин" Кабалевского, 1955) и Павла Власова ("Мать" Хренникова, 1957). Партии: Князь Игорь, Демон, Мазепа, Мизгирь; Грязной ("Царская невеста"), Томский ("Пиковая дама"), Фигаро, Риголетто, Амонасро; Пиззаро ("Фиделио") и др. Гастролировал за рубежом (Франция, Венгрия, ГДР, Италия, Польша, Канада, Болгария).

Кислицина З. П.

Кислицина З. П. (по мужу - Гримм) Зеля Петровна (р. 26 VI 1926, ныне Волгоград) - сов. артистка оперетты. Нар. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1963. Училась в студии при Хабаровском т-ре муз. комедии (1942-44). В 1947-49 солистка Львовского, в 1942-47 и с 1949 - Хабаровского т-ров муз. комедии. Партии: Дениза ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Мирабелла ("Цыганский барон" Штрауса), Цецелия ("Королева чардаша" Кальмана), Лариса ("Белая акация" Дунаевского), Анита ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Поленька ("Холопка" Стрельникова), тётя Дина ("Севастопольский вальс" Листова), Гапуся ("Свадьба в Малиновке" Александрова) и др. В 1968-74 преподавала актёрское мастерство в Хабаровском муз. уч-ще.

Киссын-фандыр

Киссын-фандыр - хойысар-фандыр, - осет. струн, смычковый муз. инструмент. Близок к груз. чианури. Имеет чашеобразный корпус, выдолбленный из клёна, длинную плоскую шейку, прямоугольную (или треугольную) головку, 2-3 струны. Открытая часть корпуса затянута мембраной, на к-рой вырезаны резонаторные отверстия, расположенные двумя параллельными рядами. Общая длина инструмента 650-700 мм. Строй 2-струнного К.-ф. квартовый, 3-струнного - терцово-квинтовый. На К.-ф. можно исполнять как одноголосные, так и двухголосные мелодии. К.-ф.- один из самых распространённых инструментов Осетии. Играют на нём только мужчины (соло, а также аккомпанируя пению, танцам). В 1940 было создано семейство орк. 3-струнных К.-ф. квартового строя: прима, альт, тенор, бас и контрабас. Настройка нар. К.-ф.:

Киссын-фандыр

Китаенко Д. Г.

Дмитрий Георгиевич (р. 18 VIII 1940, Ленинград) - сов. дирижёр. В 1963 окончил Ленингр. консерваторию (по классу хорового дирижирования у Е. П. Кудрявцевой), в 1966 - аспирантуру Моск. консерватории (отделение хорового дирижирования у А. Б. Хазанова, оперно-симфонического - у Л. М. Гинзбурга). В 1966-67 стажировался в Высшей школе музыки и сценич. иск-ва в Вене. В 1967-68 дирижёр Оперной студии и симф. оркестра Муз. уч-ща при Моск. консерватории. С 1969 дирижёр, с 1970 гл. дирижёр Муз.т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. При участии К. были возобновлены пост. опер "Кармен" (1969), "Катерина Измайлова" (1972), "Богема" (1973), балета "Золушка" (1971), пост. оперы "Алеко" Рахманинова и "Мавра" Стравинского (1973) и др. К. участвовал в работе реж. В. Фельзенштейна над пост. оперы "Кармен" в т-ре "Комише опер" (1973, Берлин). Выступает как дирижёр в разных городах Сов. Союза. С 1969 гастролирует с сов. и зарубежными симф. оркестрами за границей (Австрия, Нидерланды, ФРГ, Польша, Болгария, Венгрия). В программе концертов - произв. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, И. Брамса, Р. Штрауса, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова, Г. В. Свиридова, К. Караева и др. 2-я пр. на 1-м Междунар. конкурсе дирижёров, организованном Г. Каранном (1962, Зап. Берлин). В 1969-72 вёл класс оперно-симф. дирижирования в Моск. консерватории.

Литература: Власов В., Успех советской дирижёрской школы, "СМ", 1970, No 1; Светланов Е., Начало пути, "Советская культура", 1973, 27 ноября.

Е. Н. Дюкина.

Предыдущая страница Следующая страница