Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 8, "КЕЙ"-"КИЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 8, "КЕЙ"-"КИЕ")

Кейдж Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кейпелл У.

Капелл (Kapeil) Уильям (20 IX 1922, Нью-Йорк - 29 X 1953, Сан-Франциско) - амер. пианист. Учился у Д. А. Ла Фоллет в муз. школе "Ла Фоллет" в Нью-Йорке, у О. Самаровой-Стоковской в Филадельфийской консерватории (1938-40), у неё же в Джульярдской школе (с 1940, Нью-Йорк). Дебютировал в 1941, став победителем в юношеском конкурсе, организованном Филадельфийским оркестром, и в том же году - в конкурсе муз. фонда У. Наумбурга. Позднее много концертировал в США (гл. обр. с ведущими амер. оркестрами), Юж. Америке, Зап. Европе и Австралии.

Кеклен Ш.

Кёхлин (Koechlin) Шарль (27 XI 1867, Париж - 31 XII 1950, Ле-Канадель, Вар) - франц. композитор, муз. теоретик и писатель, обществ. деятель. По происхождению эльзасец. В 1897.окончил Парижскую консерваторию, где занимался у А. Тоду (гармония), А. Жедальжа (контрапункт и фуга), Ж. Массне, Г. Форе (композиция). К. был крупным педагогом, среди его учеников - Ф. Пуленк, A. Соге. Как композитор примыкал к умеренному направлению в совр. франц. музыке. Знаток нар. песни, К. в совершенстве владел иск-вом полифонии. Создал произв. разл. жанров - оперу, балеты, симфонии, камерные ансамбли, романсы и др. Автор массовых песен, в т. ч. песни "Свободу Тельману" (для хора и оркестра, 1934, в рус. пер. - в сб.: "Антифашистские песни", М., 1939). Принимал участие в коллективном написании музыки к драме Р. Роллана "14 июля" (1936). Прогрессивный франц. композитор, К. был видным деятелем Народной музыкальной федерации, одним из основателей об-ва "Франция - СССР" (председатель его муз. секции). Среди его теоретич. работ выделяется капитальный труд "Трактат по гармонии" (1927-30).

Сочинения: опера - библейская пастораль "Иаков у Лабана" (1908, пост. 1925, Париж); балеты - Языческий лес (La forкt pбпenne, 1916, пост. 1925, Париж), Божественный вечер (La divine vesprйe, 1917), Счастливая душа (L'eme heureuse, 1947); для opк. - 2 симфонии (1927, 1943), симф. поэмы и сюиты Ночью в море (En mer, la nuit, по Гейне, 1904), Вальпургиева ночь (по Гёте - Верлену, 1907), Июньская ночь (1910), Симфонии гимнов (Symphonies d'hymnes, op. 127, 1933), Симфония семи звёзд (The seven stars'symphony, op. 132, 1933), Новый город (La citй nouvelle, rкve d'avenir, op. 170, 1938), Закон джунглей (La loi de la jungle, пo Киплингу, op. 175, 1939), Доктор Фабрициус (op. 202, 1944); камерно-инстр. ансамбли, вт. ч. 3 струн. квартета (1913-21), фп. квинтет (1921), фп. пьесы; св. 100 романсов и др.

Литературные сочинения: Йtudes sur les notes de passage, P., 1922; Йvolution de l'harmonie. Pйriode contemporaine, depuis Biset et Cesar Franck, Jusqu'а nos jours, в кн.: Encyclopйdie de la musique..., fondateur A. Lavignac, pt. 2, t. 1, P., 1923; Prйcis des rиgles du contrapoint, P., 1927; Gabriel Faurй, P., 1927, 1949; Debussy, P., 1927, 1941; Traitй de l'harmonie, v. 1-3, P., 1927-30; Traitй de chorale, P., 1930; Abrйgй de la thйorie de la musique, P., 1935; Thйorie de la musique, P., 1935; La musique et le peuple sociales internationales, P., 1936; Traitй de l'orchestration, v. 1-4, P., (1954-59); Traitй de la poliphonie modale, P., (s.a.).

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, гл. IV, 1970; Calvocoressi M., Charles Koechlin, P., 1923; его же, La opere strumentali di Charles Koechlin, "Il Pianoforte", 1926; Herscher-Clйment J., L'oeuvre de Charles Koechlin, "RM", 1937; Renaudin P., Ch. Koechlin (notice biobibliographique), P., 1952.

И. M. Марков.

Келдыш Г. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Келемен М.

Келемен М. (Kelemen) Милко (р. 24 III 1924, Подравска-Слатина) - хорв. композитор. Учился у С. Шулека в Муз. академии в Загребе (до 1951). Совершенствовался в Париже (1953-54), Оренбурге (1958-60), Сиене и Дармштадте, в Электронной студии Сименса в Мюнхене (1966-68). С 1953 преподаёт композицию в Загребе, с 1968 - в разл. городах ФРГ. К. - основатель (1961) и руководитель фестиваля совр. музыки в Загребе (биенале). Один из первых хорв. авангардистов, К. применяет новейшие приёмы письма, пишет электронную музыку, в муз.-сценич. произв. обращается к "театру абсурда".

Сочинения: оперы - Новый жилец (Novi stanar, по Э. Ионеско, 1964, Мюнстер), Король Убу (Kцnig Ubu, 1965, Гамбург), Осадное положение (Der Belagerungszustand, по "Чуме" А. Камю, 1970, Гамбург); балет Покинутые (Abbandonate, по Ф. Гарсиа Лорке, 1964, Любек); кантаты (с орк.); для орк. - симфония (1951), симфониетта (1950); пьесы для струнного (1955) и для камерного орк. (1956, 1958); концерты с орк. - для фп. (1952), скр. (1953), фагота (1956); камерно-инстр. ансамбли; пьесы для разл. инструментов; хоры; циклы песен для голоса и камерного ансамбля.

Литература: Kovacevic К., Milko Kelemen. 1924 -, в его кн.: Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, 1960, s. 206-22.

Келлер В.

Келлер В. (Keller) Вильгельм (р. 8 VIII 1920, Вельс, Верхняя Австрия) - австр. музыковед, педагог и композитор. Учился в Зальцбурге в Высшей муз. школе Моцартеума (композиции - у Ф. Фришеншлагера, дирижированию - у К. Крауса, по муз. теоретич. Предметам - у Э. Валентина, теории и практике муз. воспитания - У Э. Пройснера). Окончил Лейпцигскую консерваторию но классу композиции у И. Н. Давида, по дирижированию у Г. Абендрота. С 1945 доцент по классу композиции Высшей муз. школы Моцартеума. В 1950-60 доцент Сев.-Зап. муз. академии в Детмольде (ФРГ). С 1962 рук. Ин-та Орфа при Высшей муз. школе Моцартеума в Зальцбурге, с 1964 профессор. Сторонник и пропагандист системы муз. воспитания К. Орфа. Автор вок. циклов на стихи В. Борхерта (1953), К. Моргенштерна (1954), песен и хоров на стихи совр. поэтов. Написал муз. учебные пособия и др. Выступает как муз. критик.

Литературные сочинения: Handbuch der Tonsatzlehre, Regensburg, 1957-1959; Tonsatzanalytische Verfahren zur Darstellung von Stilkriterien Neuer Musik, в кн.: Stilkriterien der Neuen Musik, В., 1961; С. Orff, в кн.: Stilportrдts der Neuen Musik, В., 1961, 4965; Das Orff-Schulwerk als musikalische Lebenshilfe, в кн.: Das Orff-Schulwerk im Dienste der Erziehung und Therapie behinderter Kinder, В., 1971.

Литература: Krьger W., Zur Wiederkehr des Organum-дlteste und jьngste Mehrstimmigkeit, "Musika", 1955, No 1; Orff-Schulwerk Information, Salzburg, 1964-1970; 10 Jahre Orff-Institut. Eine Dokumentation. Hrsg. von der Hochschule fьr Musik und darstellende Kunst "Mozarteum", Salzburg, 1972.

Келлер И. И.

Иосиф Исаакович (р. 17 (30) XII 1903, Омск) - сов. оперный режиссёр и либреттист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1954. В 1929 окончил Ленингр. ин-т сценич. иск-в. В 1929-38 режиссёр, в 1938-44 гл. реж. Свердловского т-ра оперы и балета, поставил здесь оперы: "Иван Сусанин", "Аида" и др. В 1944-46 гл. реж. Туркменского, в 4946-47 Куйбышевского т-ра оперы и балета. С 1947 гл. реж. Пермского т-ра оперы и балета. Среди его пост.: "Иван Болотников" Степанова (1950, Гос. пр. СССР, 1951), "Маскарад" Д. А. Толстого, "Овод" Спадавеккиа (оба в 1957), "Поднятая целина" Дзержинского (1964), "Бал-маскарад"; "Огненные годы" Спадавеккиа (оба в 1966), "Праздник фонарей" Спадавеккиа (1969) и др. Автор либретто опер "Гроза" Трамбицкого, "Надежда Дурова" Богатырёва, "Овод" и "Хождение по мукам" Спадавеккиа; балетов "Лада" и "Суламифь" (совм. с С. Ф. Корольковым) Асафьева.

Сочинения: Искусство оперы, Пермь, 1961.

Келли М.

Келли М. (Kelly) Майкл (25 XII 1762, Дублин - 9 X 1826, Маргит, Кент) - ирл. певец (тенор) и композитор. Сын учителя танцев Томаса К. С детства учился игре на фп. у Морленда и М. Арна в Дублине, пению у различных педагогов, в т. ч. у М. Рауццини, по совету к-рого уехал в 1779 в Неаполь, где поступил в консерваторию Лорето в класс Дж. Априле. В сопровождении последнего посетил ряд городов Италии, с успехом дебютировал как певец. В 1783-1787 выступал в придв. оперном т-ре в Вене, где сблизился с В. А. Моцартом (был его близким другом). В 1786 участник первого исполнения оперы "Свадьба Фигаро". В 1787-1811 ведущий тенор т-ра "Друри-Лейн" в Лондоне. Выступал также как конц. певец. В 1793 приглашён в Королевский т-р, был нек-рое время его менеджером. В 1802 открыл в Лондоне муз. магазин. К. - автор музыки к драм. спектаклям, мн. песен, арий и др. Его "Воспоминания" ("Reminiscences...", v. 1-2, L., 1826; N.Y., 1968) содержат интересные, хотя и не во всём достоверные, факты и сведения из личной жизни В. А. Моцарта.

И. М. Марков.

Келлог К.

Келлог К. (Kellogg) Клара Луиза (9 VII 1842, Самтервилл, Юж. Каролина - 13 V 1916, Нью-Хартфорд, Коннектикут) - амер. певица (лирико-колоратурное сопрано). Училась пению в Нью-Йорке у частных педагогов. Как оперная певица дебютировала в 1861 в партии Джильды в Академии музыки (Нью-Йорк). С 1862 гастролировала в разл. городах США, в 1867 - в Лондоне. В 1872 совм. с П. Луккой осн. оперную компанию "Лукка-Келлог опера" (вскоре распалась). В 1873-76 руководила созданной ею Английской оперной труппой, к-рая исполняла на англ. яз. классич. оперный репертуар (К. была артисткой, режиссёром-постановщиком, хор. дирижёром и переводчиком либр. на англ. яз.). С 1879 пела в т-рах Европы; в 1881 - в Петербурге. Оставила сцену в 1887. К. - одна из выдающихся оперных артисток своего времени, обладала голосом широкого диапазона, артистизмом; её исполнение отличалось тонкостью интерпретации. В репертуаре К. - разнохарактерные партии (участвовала в 40 операх) - от лирических (Виолетта) до драматических (Аида). Партии: Церлина ("Дон Жуан"), Джильда, Виолетта, Аида; Марта ("Марта" Флотова), Филина ("Миньон" Тома); Линда, Мария, Лючия ("Линда ди Шамуни", "Дочь полка", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти) и мн. др.

Сочинения: Memoirs of an American primadonna, N. Y. - L., 1913.

Литература: Thompson О., The American singer, N. Y., 1937.

Кёльн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кельтерборн Р.

Кельтерборн Р. (Kelterborn) Рудольф (р. 3 IX 1931, Базель) - швейц. композитор. Учился в Базельском ун-те, по музыкальным предметам занимался у В. Мюллера фон Кульм (композиция), А. Кранхальса (дирижирование) и др., позднее у П. Буркхарда, Г. Биаласа, В. Фортнера и И. Маркевича. С 1955 дирижировал и преподавал муз.-теоретич. предметы в Базеле, в 1960-68 педагог Северонемецкой муз. академии в Детмольде (с 1963 профессор), с 1968 ведёт класс композиции в Высшей муз. школе в Цюрихе. С 1969 гл. ред. журн. "Schweizerische Musikzeitung". В творчестве придерживается додекафонного метода. Автор 2 опер ("Спасение Фив" - "Die Erretung Thebens", Цюрих, 1963, и "Император Йовиан" - "Kaiser Jovian", Карлсруэ, 1967), 2 камерных кантат ("Элегия", 1956, и "Мечта моей жизни потускнела" - "Der Traum meines Lebens verdдmmert", 1966), 2 симфоний (1968, 1970), 2 камерных симфоний (1960, с соло скрипки, и 1966, для струн. орк.) и др. произв. для оркестра, концерта для виолончели с оркестром (1962), октета, 3 струн. квартетов и др. камерных сочинений, сочинений для фп., духовных произв. и др. К. принадлежит ряд статей о новой музыке.

Литература: Larese P., Goebels Fr., R. Kelterborn. Eine Lebensskizze, Amriswil, 1970.

Кеманча

Кеманча - кяманча, - смычковый муз. инструмент с шарообразным резонатором, круглой расширяющейся кверху шейкой. Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Корпус инструмента (долблёный или склеенный из гнутых сегментов) делается из тутового или орехового дерева, реже из тыквы, кокосового ореха; с открытой стороны он затягивается мембраной (из рыбьей кожи или из пузыря животного). Через корпус проходит металлич. стержень, верхний конец к-рого упирается в шейку, а нижний заканчивается ножкой для опоры во время игры (раньше о пол, ныне - о колено исполнителя). 4 стальные струны К. (до кон. 19 в. были 3 кишечные) опираются на небольшую дугообразную подставку. Общая длина инструмента 640-660 мм, длина шейки 420-440 мм. Играют на К. при помощи смычка, к-рый состоит из слегка изогнутого или прямого древка и свободно прикреплённой к нему пряди конских волос. Натяжение волоса во время игры производится пальцами музыканта, вставленными между древком и волосом смычка. Держат смычок за конец большим и указат. пальцами, водя его в одной плоскости, а инструмент поворачивают. Строй совр. К. - квартово-квинтовый (3-струнной - квартовый). Звук мягкий, слегка приглушённый; в верхнем регистре несколько напоминает скрипку, в нижнем - альт. Штриховая техника - деташе, спиккато, стаккато, пиццикато, тремоло, трели и др. На К. исполняются инструментальные пьесы, народные песни, а также мугамы.

Кеманча

К. - инструмент нар. музыкантов-профессионалов. Используется для сольной игры, для аккомпанемента пению и в ансамблях - совм. с таром, дефом и гоша-нагора в Армении и Азербайджане; сазом, сантури и дайрой либо таром, дайрой и диплипито в Грузии. В сов. время К. стала сольным концертно-эстрадным инструментом, вошла в состав нар. оркестров. Композиторы пишут для К. виртуозные пьесы. Игре на К. обучаются в кружках муз. самодеятельности и в муз. учебных заведениях.

Литература: Беляев В., Народные музыкальные инструменты, в сб.: Искусство азербайджанского народа, М.-Л., 1938; Гасанова Дж., Школа игры на кеманче, Баку, 1948.

И. М. Вызго-Иванова.

Кемарская Н. Ф.

Надежда Фёдоровна (р. 16 (28) IX 1899, Старобельск) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1940). Чл. КПСС с 1951. В 1920-23 училась в Моск. консерватории у А. В. Секар-Рожанского, А. М. Лабинского. В 1922 поступила в муз. студию МХТа (ныне - Моск. муз. т-р им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), где дебютировала в партии Клеретты ("Дочь мадам Анго" Лекока). Сильный, серебристого светлого тембра голос, яркая сценич. внешность, обаяние, темперамент, простота и искренность исполнения способствовали популярности К. Лучшая партия К. - певицы и актрисы - партия Виолетты. Среди др. партий: Парася ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Серполетта ("Корневильские колокола" Планкета), Наталья ("В бурю"), Надежда Светлова ("Надежда Светлова" Дзержинского), Панова ("Любовь Яровая" Энке), Ивонна ("Джонни наигрывает" Кшенека). С 1950 режиссёр-педагог т-ра. Гос. пр. СССР за участие в пост. оперы Кабалевского "Семья Тараса" (1952). Гастролировала за рубежом. Автор статей, заметок, рецензий.

Кемпе Р.

Кемпе Р. (Кетре) Рудольф (р. 14 VI 1910, Нидерпойриц, близ Дрездена) - нем. дирижёр. В раннем детстве овладел игрой на фп. и скрипке. В 1924-28 воспитанник оркестровой школы Дрезденской гос. капеллы. В 1928 работал гобоистом в Дортмундской опере, с 1929 - в оркестре Гевандхауза в Лейпциге, где в 1936 дебютировал как дирижёр. Работал в т-рах Хемница (с 1942, в 1946 генерал-музик-директор) и Веймара (1948), руководил в Дрездене капеллой (с 1949) и Гос. оперой (с 1951). В 1952-54 генерал-музик-директор и дирижёр оперы в Мюнхене. В последующие годы выступал в Венской опере, в т-рах "Ковент-Гарден", "Метрополитен-опера" (1955, 1956), в Зальцбурге и Байрёйте (1960); работал в Лондоне (1961) и Цюрихе (с 1963).

Дирижёрское иск-во К. характеризуется точностью техники, глубоким раскрытием авторского замысла. Особенно значительна его интерпретация музыки, исполненной большого драматизма ("Электра" Р. Штрауса, симфонии П. И. Чайковского и др.).

Литература: Witeschnik A., Dirigenten, W., 1965.

E. Я. Рацер.

Кемпф В.

Кемпф В. (Kempff) Вильгельм (р. 25 XI 1895, Ютербог, близ Потсдама) - нем. пианист, педагог, и композитор (ФРГ). С 1906 учился в Высшей школе музыки в Берлине у Г. Барта (фп.) и Р. Кана (композиция). С 1916 выступал как пианист и органист. В 1924-29 директор Вюртембергской высшей школы музыки в Штутгарте. С 1929 преподавал в Нем. муз. ин-те для иностранцев. В репертуаре К. гл. обр. произв. нем. классиков. Особенно известен исполнением сонат и концертов Л. Бетховена. Записал на пластинки все сонаты Ф. Шуберта. Автор сочинений разных жанров, а также переложений для фп. произв. В. А. Моцарта и И. С. Баха (изданы в сб. "Музыка барокко и рококо" - "Musik des Barock und Rokoko", В., 1931). В ред. К. изданы 7 тетрадей фп. соч. Р. Шумана (1952).

Сочинения: оперы - Флейта из Сансуси (Die Flцte von Sanssouci, 1918), Царь Мидас (Kцnig Midas, 1931), Семья Гоцци (Familie Gozzi, 1942); балет Зеркало Гамлета (Der Spiegel des Hamlet, 1947); драм. кантата Немецкая судьба (для солистов, орк. и органа, 1937); для орк. - 2 симфонии (1923 и 1926), Аркадская сюита (для камерного оркестра, 1939); концерты с орк. - для фп. (1927), для фп. с хором Танец смерти (1931), для скрипки (1932); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета, квартет для фп., флейты, скрипки и влч. (1925), сонаты - для скрипки (1923), фп. (1911, 1945, 1947), органа; фп. фантазии, сюиты и мн. пьес, романсов, театр, музыки и др.

Литературные сочинения: Unter dem Zimbelstern, Stuttg., 1951.

Литература: Gavoty В., Hauert R., W. Kempff. Les grands interprиtes, Gen., 1954.

В. Ю. Дельсон.

Кенданг

Кенданг - см. Генданг.

Кенель А. А.

Александр Александрович (31 Х(12 XI) 1898, Петербург- 6 VII1970, Абакан)- сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). В 1919 окончил юридич. ф-т Ленингр. ун-та, в 1924 - Ин-т сценич. иск-ва, в 1927 - Ленингр. консерваторию, в к-рой занимался по классу композиции у М. О. Штейнберга, М. М. Чернова, А. М. Житомирского. В 1922-30 пианист и композитор разл. драм. т-ров Ленинграда, в 1932-36 пианист-концертмейстер Управления театрально-зрелищными предприятиями Ташкента и Свердловска. В 1936-51 зав. муз. частью драм. т-ров Новосибирска, Красноярска, Абакана. В 1945-48 ст. науч. сотрудник Хакасского н.-и. ин-та. В 1948-63 вёл класс фп. и муз. литературы в Абаканской обл. муз. школе.

Сочинения: опера - Чанархус (хакасская, 1-й акт пост. в Абакане, 1966); для орк. - Торжественная увертюра (1926); для фп. с орк. - концерт Памяти Ленина (1958); Драм. фантазия на хакасские темы (1955); квартет (1932); трио дляскр., влч. ифп. (1964); для фп. - сонаты (1926, 1932, 1951), прелюдия (1934-35), сказка-баллада (1962); камерно-инстр. произв., песни; музыка к спектаклям (св. 100). Сб. записей нар. и хакасских песен (изд. в 1950 и 1955).

Л. И. Фёдорова.

Кенеман Ф. Ф.

Фёдор Фёдорович (8 (20) IV 1873, Москва - 29 III 1937, там же) - сов. пианист, педагог, композитор. В 1895 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у В. И. Сафонова, в 1897 по классу композиции у M. M. Ипполитова-Иванова. Муз.-теоретич. предметы изучал под рук. С. И. Танеева. В 1897-99 педагог муз. классов РМО и дирижёр симф. концертов в Астрахани. В 1899-1932 преподавал в Моск. консерватории (с 1912 профессор) гармонию, инструментовку, фп. и камерный ансамбль, одновременно в 1924-29 преподавал фп. в Муз. техникуме им. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов. Выступал в России и за рубежом как солист, многие годы был аккомпаниатором Ф. И. Шаляпина, для к-рого написал балладу "Как король шёл на войну", романс "Три дороги", сделал обр. песни "Эй, ухнем!", пользовавшиеся большой популярностью. В 1923-24 совм. с Шаляпиным совершил большое конц. турне по Европе и Америке. К. - автор гимна (кантаты) на открытие Большого зала Моск. консерватории (1901), прелюдии для симф. оркестра, фп. и орк. сочинений, произв. для дух. оркестра, в т. ч. маршей: "Торжественного", "Походного", "Колонного"; хоров, романсов, обр. нар. песен. Ему принадлежит перевод с англ. яз. кн. Э. Праута "Элементарное руководство к изучению инструментовки" (М., 1900).

Литература: Ф. Ф. Кенеман. (Некролог), "СМ", 1937, No 4; газ. "Музыка", 1937, No 6; Бобровский В., Воспоминания о Федоре Федоровиче Кенемане, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966, с. 273-75.

Л. З. Корабельникова.

Кенжетаев К. К.

Каукен Кенжетаевич (р. 12(25) II 1916, ныне Баян-Аульский р-н Павлодарской обл. Казах. ССР) - сов. певец. Нар. арт. Казах. ССР (1959). Чл. КПСС с 1945. В 1936-41 учился в Моск. консерватории у Е. Г. Еноховпч, в 1950 окончил Алма-Атинскую консерваторию. С 1946 солист Казах. т-ра оперы и балета. Среди партий - Князь Игорь, Руслан, Демон, Эскамильо, Амонасро, Тонио; Бекежан, Семён, Ёр-Таргын, Жалбыр, Амангельды ("Кыз-Жибек", "Дударай", "Ёр-Таргын", "Жалбыр" Брусиловского, "Амангельды" Брусиловского и Тулебаева), Тойшик Хан ("Алпамыс" Рахмадиева), Жанбота ("Биржан и Сара" Тулебаева), Лоя ("Назугум" Кужамьярова), Хан ("Алтынчач" Жиганова). Выступает в концертах. Пост. оперы: "Пиковая дама"; "Жалбыр", "Кыз-Жибек", "Ёр-Таргын" Брусиловского, "Степное зарево" Рахмадиева, Бычкова и Гризбила, "Амангельды" Брусиловского и Тулебаева, "Айсулу" Мухамеджанова и др. Снимался в кино (в 20 фильмах) как драм. актёр. Автор либретто оперы "Алпамыс" Рахмадиева. С 1979 доцент и зав. кафедрой муз. комедии Алма-Атинского театрально-художеств. ин-та. Гастролировал за рубежом.

Кентнер Л. Ф.

Кентнер Л. Ф. (Kentner) Луис Филипп (р.19 VII1905, Карвина, ныне Чехословакия) - венг. пианист. В 1911-22 учился у А. Секея, Л. Вейнера, X. Кёслера и З. Кодая в Академии музыки (с 1918 - Высшая школа муз. иск-ва им. Ф. Листа) в Будапеште. Дебютировал в возрасте 15 лет. Концертировал в муз. центрах Европы. Участвовал в Междунар. конкурсах пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1932) и имени Ф. Листа в Будапеште (1933). С 1935 живёт в Лондоне. Известен как исполнитель циклов всех сонат Л. Бетховена и Ф. Шуберта, произв. В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Ф. Листа, а также совр. англ. и венг. композиторов, особенно Б. Бартока (был первым исполнителем его 2-го и 3-го фп. концертов). Гастролировал в Индии в ансамбле с И. Менухиным (1954); в Сев. и Юж. Америке, Юж. Африке, Австралии. Трижды гастролировал в Сов. Союзе (1963, 1964, 1967). К. - автор 3 сонатин и пьес для фп., струнного квинтета и квартета, песен и др.

Литературные сочинения: The Interpretation of Liszt's piano music, Liszt and the Romantic age, в кн.: Fr. Liszt, L, - N. Y., 1970.

Кентон С. Н.

Кентон С. Н. (Kenton) Стэнли Ньюкомб (известен под именем Стэн, Stan) (p. 19 II 1912, Уичито, Канзас) - амер. композитор, пианист. Творч. деятельность начал в 1928 в качестве аранжировщика и пианиста в танц. ансамблях. В 1941 организовал собственный оркестр, исполняющий джазовые пьесы в стиле "суинг", позднее - в стиле "би-боп" (см. Джаз). Из произв. К. наиболее известна серия, записанная на пластинки под назв. "Артистичность в ритме" ("Artistry in Rhythm"). С 1945 пьесы К. аранжируют композиторы П. Руголо, Ш. Роджерс, Дж. Малдиган и Б. Холмен. В 1950 К. значительно увеличил состав своего оркестра, дополнив его струн. группой. К. принадлежат первое исполнение и запись симф. поэмы Р. Греттингера "Город стекла" (1951). Со 2-й пол. 1950-х гг. исполняет преим. эстрадно-танц. музыку. Среди соч. К.: "Скандал на юге" ("Southern Scandal"), "Рисованные ритмы" ("Painted Rhythms"), "Опус в пастельных тонах" ("Opus in Pastels") и др.

Л. Б. Переверзев.

Кепитис Я. М.

Янис Мартынович (р. 2(15) I 1908, усадьба Яункрогс Трикатской волости Валкского уезда, ныне Валкский р-н Латв. ССР) - сов. композитор и пианист. Нар. арт. Латв. ССР (1978). Окончил Латв. консерваторию по классам композиции у Я. Витола (1931), фп. у П. Шуберта (1932), дирижирования у Яниса Медыня (1934). Совершенствовался у Р. Казадезюса в Париже и у В. Гизекинга в Висбадене. Пианист-концертмейстер Латв. радио (1934-52). С 1945 преподаватель класса камерного ансамбля Латв. консерватории (с 1957 зав. кафедрой камерного ансамбля, с 1979 профессор).

Сочинения: оперы - Женитьба Мюнхаузена (Minhauzena precмbas, 1960, Лиепая), Индулис и Ария (1969); балеты - Летняя ночь (Vasaras nakts, телепостановка, 1960), Роза Турайды (Turaidas roze, 1966, Рига); вок.-симф. произв.; для орк. - 6 симфоний (1955-77; в их числе - для камерного орк., 1971) и др.; концерты с орк.; камерно-инстр. ансамбли; песни.

Кепура Я.

Кипурa (Kiepura) Ян (р. 16 V 1902, Сосновец, Катовицкое воеводство - 15 VIII 1966, Харрисон, близ Нью-Йорка; похоронен на Варшавском кладбище, в Аллее Заслуженных) - польский певец (лирико-драм. тенор). Учился пению у В. Бжезиньского и Т. Леливы в Варшаве, одновременно изучал право в Варшавском ун-те. В 1923 дебютировал в Варшаве как конц. певец, в 1925 - как оперный. Пел на сцене оперных т-ров в Познани и Львове. В 1926-28 солист оперы в Вене, где выступал (совм. с певицей М. Ерицей) в операх "Тоска" и "Турандот" Дж. Пуччини и др. В 1929 и 1931 гастролировал в т-ре "Ла Скала" (Милан), затем в оперных т-рах Лондона, Берлина и др. крупнейших т-рах Европы, в 1938 - в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). С конца 1939 много работал в США, пел в т-рах Бродвея, в оперетте, снимался в кино. С 1942 гастролировал как конц. певец со своей женой - австр. певицей М. Эггерт в Сев. и Юж. Америке, после 1945 - в Европе, в т. ч. в Вене, где нек-рое время жил. В 1944 поселился в США. В 1958 совершил конц. турне по Польше. Мастер бельканто, К. обладал сильным и чистым голосом большого диапазона и красивого тембра, природной артистичностью, прекрасными внешними данными. Прославился исполнением произв. франц. и итал. оперного репертуара и польских нар. песен. Партии: Йонтек, Фауст, Хозе; Герцог ("Риголетто"), Каварадосси ("Тоска"), Калаф, Рудольфе, Де Грие ("Турандот", "Богема", "Манон Леско" Пуччини) и др.

Литература: Beiss J., Polscy spiewacy i polskie spiewaczki, Kr., 1948; Bodnicki W., Orteusze i syreny. Opowiesci о slawnych spiewakach, Kr., 1961; Кanski J., Jan Kiepura, "Ruch Muzyczny", 1966, Mi 19, 1967, No 4.

З. Лисса.

Кереньи Д.

Кереньи Д. (Kerenyi) Дьёрдь (р. 9 III 1902, Чорна) - венг. музыковед и фольклорист. В 1925 окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Будапеште по классу композиции у З. Кодая. Ред. журн. "Йnekszу" (1933-1950), "Йneklц ifjъsбg" (1941-49). В 1934-40 фольклорист-ассистент Венг. АН. В 1951-70 ст. науч. сотрудник группы по исследованию нар. музыки Ин-та музыковедения Венг. АН. К. был одним из осн. помощников Б. Бартока, затем Кодая при подготовке и редактировании многотомного издания "Свод венгерской народной музыки" ("A magyar nйpzene tara"). Большая заслуга принадлежит К. в исследовании и публикации т.н. популярных венг. песен - произв. мелодистов-дилетантов 19 в., в т.ч. Э. Сентирмаи.

Сочинения: Dalvбndorlбs Verseghy korбban, "Zenei szemle", 1926; Iskolai йnekgyiijtemйny, 1-2 kцt., Bdpst, 1943 (совм. с З. Кодаем); A regцs йnek magja, в сб.: Zenetudomбnyi tanulmбnyok, 1 fьz., 1953; Nйpies dalok, Bdpst, 1961.

Керер Р. Р.

Рудольф Рихардович (р. 10 VII 1923, Тбилиси) - сов. пианист. Учился игре на фп. в Тбилиси у Э. К. Краузе, затем занимался в группе одарённых детей при Тбилисской консерватории (с 1934) и в 1938-41 - у А. И. Тулашвили в той же консерватории; завершил муз. образование в Ташкентской консерватории, к-рую окончил по классу фп. у З. Ш. Тамаркиной в 1957 (окончил также физико-математич. ф-т Чимкентского учительского ин-та в 1952). 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе пианистов, скрипачей и виолончелистов (1961). Игра К. отличается продуманностью исполнит. замысла, волевым складом, виртуозным размахом, высокой исполнит. культурой. Наряду с конц. деятельностью ведёт пед. работу: в 1957-61 преподавал фп. игру в Ташкентской консерватории, с 1961 - в Московской (с 1964 доцент).

Литература: Зетель И., Свой путь, "СМ", 1971, No 1, с. 69-73.

В. Ю. Дельсон.

Кереселидзе А. П.

Арчил Павлович (11 (24) XII 1912, с. Гуниб, ныне Даг. АССР - 19 XII1971, Тбилиси) - сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1961). В 1929-34 учился в Тбилисской консерватории по классам фп. у А. Д. Вирсаладзе и композиции у M. M. Багриновского. В 1939 окончил Моск. консерваторию по классу композиции (педагоги Г. И. Литинский, Д. Б. Кабалевский, Н. Я. Мясковский). В 1939-40 преподавал полифонию в Тбилисской консерватории. В 1940-46 зав. муз. частью Театра им. К. Марджанишвили (Тбилиси). Лучшие произв. К., как правило, связаны с груз. песенным фольклором. К. писал музыку для театра и кино (фильм "Отец солдата" и др.). В 1952-71 К. - гл. муз. редактор киностудии "Грузия-фильм".

Сочинения: оперы - Баши-Ачуки, по поэме А. Церетели (1-я ред. 1946, 2-я ред. - Беруча, 1956, нов. ред. 1971, Тбилиси), Жертва (1965), балет - Назиброла (1941); муз. комедии - Любовь актрисы (1945), Сила песчи (1949), Под небом Тбилиси (1950), Три невесты (1951), Манана (1961), Полёт на Луну (1962), Джазомания (1962), Вишни цветут (1968) - все пост. в Т-ре муз. комедии им. В. Абашидзе (Тбилиси); кантаты - О Тбилиси (1959), Песнь о Грузии (1968); для орк. - симфония (1940), Торжественная увертюра (1940), сюита (1951), увертюра Карнавал (1961), Праздничная увертюра (1963), Праздничная увертюра (1966); 2 концерта для фп. с оркестром (1941, 1949); эстрадные песни и др.

Литература: Иашвили М., А. П. Кереселидзе, Тб., 1964 (на груз. яз.).

M. M. Яковлев.

Керзин А. М.

Аркадий Михайлович (26 XI (8 XII) 1856, Иваново-Вознесенск - 21 IX (4 X) 1914, Москва) - рус. адвокат и любитель музыки. В 1886 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Был страстным пропагандистом рус. музыки. В 1896 совм. с женой - пианисткой Марией Семёновной К. (урожд. Поспеловой) (крещена 21 III 1864 - 1926), ученицей В. И. Мауриной и В. И. Сафонова, организовал в Москве муз.-просветит. б-во Кружок любителей русской музыки, сыгравшее большую роль в популяризации рус. музыки (в особенности камерной). Автор брошюр "Мысли Чайковского о музыке и её представителях" (М., 1905) и "Мусоргский Модест Петрович" (М., 1906), а также статей о рус. опере, Ф. И. Шаляпине, С. В. Рахманинове-дирижёре ("Русский листок", 1904).

Литература: А. М. Керзин. (Некролог), "РМГ", 1914, No 41-42; 17 писем В. В. Стасова к А. М. Керзину, "Музыкальный современник", 1916, кн. 12; Иванов-Борецкий М. В., М. С. Керзина. (Некролог), "Музыкальное образование", 1926, No 5-6. См. также лит. при ст. Кружок любителей русской музыки.

И. М. Марков.

Кёркпатрик Р.

Кёркпатрик Р. (Kirkpatrick) Ралф (р. 1 VI 1911, Леоминстер, шт. Массачусетс) - амер. клавесинист и музыковед. Учился в Гарвардском ун-те в Бостоне (до 1931), позднее - у Н. Буланже (муз.-теоретич. предметы) и у В. Ландовской (клавесин) в Париже. С 1940 преподаёт (клавесин) в Йельском ун-те (в 1965-1976 профессор), в 1964 был профессором Калифорнийского ун-та в Бёркли. Концертирует как клавесинист (с 1930) в США и странах Зап. Европы (впервые - в Англии в 1947), участвует в фестивалях старинной музыки в Унльямсберге (шт. Виргиния). Получил известность как крупнейший знаток музыки Д. Скарлатти. Обнаружив в Испании неопубликованные материалы о Скарлатти, выпустил подробную монографию о нём со списком соч., составил полный каталог его произв. Изданы его редакции "Гольдберговских вариаций" для фп. И. С. Баха и 60 сонат для клавесина Д. Скарлатти.

Литературные сочинения: Domenico Scarlatti, Princeton, 1953, 1970; Who wrote the Scarlatti sonatas..., "Notes", 1973, v. 29, No 3, p. 426-31.

Керль И. К.

Керль И. К. (Kerl, Kerll, Kherl, Cherle) Иоганн Каспар (9 IV 1627, Адорф, Саксония - 13 II 1693, Мюнхен) - нем. композитор и органист. Сын органиста и органного мастера Каспара К. Учился игре на органе у Дж. Валентини (Вена), Дж. Кариссими и Дж. Фрескобальди (Рим).

Керль И. К.

С 1656 вице-капельмейстер, затем капельмейстер при дворе курфюрста в Мюнхене. С 1677 органист собора св. Стефана, позднее придв. органист в Вене. К. был одним из искуснейших музыкантов своего времени. Автор 10 опер, церк. сочинений (реквием, духовные концерты, мессы, реснонсории и др.), инстр. произв. Наибольшее значение имеют его органные (сб. "Modulatio organico...", 1686) и клавирные сочинения. Инстр. творчество К. связано с традициями итал. органно-клавирной музыки в их венском преломлении. В своих токкатах, канцонах, каприччо К. преемственно связан с творчеством Дж. Фрескобальди. Вместе с тем у него обнаруживается и влияние старой контрапунктич. манеры (иск-во К. ценил и изучал И. С. Бах). В нек-рых клавирных произв. К. отдал дань модной программности в духе натуралистич. звукоподражания (каприччо "Штирийский петух" и др.). Среди учеников К. - И. Пахельбель.

Литература: Botstiber H., Ein Beitrag zu J. K. Kerll's Biographie, "SBIMG", VII, 1905-1906; Sandberger A., Kerll J. K., Ausgewдhlte Aufsдtze zur Musikgeschichte, Mьnch., 1921.

И. M. Ямпольский.

Керн Д. Д.

Керн Д. Д. (Kern) Джером Дейвид (27 I 1885, Нью-Йорк - 11 XI 1945, там же) - амер. композитор. Учился в Германии и США. Приобрёл известность своими лирич. песнями, а также муз. комедиями (первая из них "Красная юбка" - "The red petticoat", 1911) и опереттами, в к-рых претворил характерные черты амер. муз. фольклора. Обладал ярким мелодич. дарованием, изысканным вкусом.

Керн Д. Д.

Автор св. 50 муз.-сценич. соч., среди к-рых выделяется муз. комедия "Плавучий театр" ("Show boat", 1927; в СССР пост. под назв. "Цветы Миссисипи"); популярна песня из неё "Миссисипи" (входила в репертуар П. Робсона). Среди др. соч.: муз. комедии и оперетты - "Прекрасно, Эдди" ("Very good, Eddie", 1915), "Имей же сердце" ("Have a heart", 1917), "О, мальчик" ("О, boy", 1917), "Салли" (1920), "Музыка в воздухе" ("Air", 1932), "Роберта" (1933); пьеса "Портрет Марка Твена" ("Mark Twain portrait") для орк. (1942), эстр. песни; музыка к кинофильмам.

Литература: Шнеерсон Г., Американская песня, М., 1977, с. 58-62, 92; Ewеn D.. The world of J. Kern, N. Y., 1960.

Керолен Т.

Керолен Т. (Carolan) Турлоф (Теренс) (1670, Ноббер, графство Мит (по др. источникам, Баллифарнан, графство Роскоммон) - 25 III 1738, Баллифарнон, графство Роскоммон) - ирл. арфист, певец и композитор. В 18 лет ослеп. С 1691 странствующий арфист, с того же времени стал сочинять музыку, в т.ч. песни на собств. тексты; давал уроки игры на арфе. Вскоре приобрёл известность в Дублине. Певец-импровизатор, К. был одним из последних ирл. бардов. На уникальное творчество К. большое влияние оказали ирл. фольклор, а также сочинения итал. композиторов, особенно А. Корелли и А. Вивальди. Мн. пьесы К. написаны в танц. ритмах. Произв. К., вок. и инструментальные, впервые были изданы в Дублине не ранее 1742, затем были выпущены его сыном в 1748. Мн. соч. К. опубликованы в сб-ке "Знаменитое собрание вызывающих восхищение старинных ирландских мелодий, оригинальных подлинных творений Керолена, прославленного ирландского барда" ("A favourite collection of the so mach admired old Irish tunes, the original and genuine compositions of Carolan, the celebrated irish bard", 1780). В 1916 "Ирландское филологическое общество" ("Irish Texts Society") выпустило собрание его поэм.

Литература: O'Sullivan D., Carolan: the life, times and music of an Irish harper, v. 1-2, L., 1958.

Керуа А.

Керуа А. (Coeuroy) Андре (наст. имя и фам. - Жан Белим, Bйlime) (p. 24 II 1891, Дижон) - франц. муз. писатель и критик. В 1910-14 изучал совр. филологию в "Эколь нормаль" в Париже. В 1910 занимался композицией у М. Регера в Лейпциге. В 1920 совм. с А. Прюньером основал журн. "Revue musicale", был его ред. до 1937. Выступал в качестве муз. критика во мн. органах франц. периодич. печати. В 1929-39 генеральный секретарь и руководитель муз. отдела Ин-та интеллектуального сотрудничества при Лиге Наций в Женеве. Автор муз. произв., в т. ч. балета "Юность" ("Jeunesse", совм. с Ф. Ферру, 1930), симфонии (1917), квинтета с кларнетом (1919), инстр. пьес и др. Ему принадлежит ред. оперы "Вольный стрелок" Вебера для т-ра "Гранд-Опера" (1927, Париж).

Сочинения (все изд. в Париже): La musique franзaise moderne, 1921; Musique et littйrature, 1923, Weber, 1925; Le Jazz, 1926 (совм. с А. Шефнером); Panorama de la musique contemporaine, 1928; Le phonographe, 1929 (совм. с Г. Кларенсом); Panorama de la radio, 1930; Histoire de la musique avec l'aide du disque, 1931 (совм. с Р. Жардилье); La musique et le peuple en France, 1941; Histoire gйnйrale du jazz, 1942; Les lieder de Schubert, 1948; R. Shumann, 1950; La musique et ses formes, 1951; Chopin, 1951; Les chefs-d'oeuvre de la musique de chambre, 1952; Histoire de la musique, 1954; Dictionnaire critique de la musique ancienne et moderne, 1956, и др.

И. M. Марков.

Керубини М. К. З. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Керцелли

Керсель, Керцель, Керселио - семья музыкантов, по-видимому, чеш. происхождения, жившая с 70-х гг. 18 в. в России. Сведения о её представителях, игравших заметную роль в муз. жизни Москвы последней четверти 18 в., крайне разноречивы.

Иосиф, или Иоганн, К. (известен под инициалами И. Б.) - композитор и педагог. В 1774-75 гл. сотрудник первого русского нотного журн. "Музыкальные увеселения", где печатал свои сочинения (трио, хоры, танцы и др.). В 1773 открыл в Москве музыкальное уч-ще.

Иван, или Иосиф, К. (известен под инициалами И. И.; по нек-рым данным, возможно, то же лицо, что и предыдущий) - автор комич. опер "Деревенский ворожея" (клавир изд. в 1778), "Розана и Любим" (1778, т-р на Знаменке, Москва) и др. Работал капельмейстером в Москве.

Франц К. (род. в Вене) - виолончелист, капельмейстер, педагог и композитор. Сын Иосифа К. По нек-рым сведениям, до 1770-х гг. жил в Вене, сблизился с И. Гайдном, популяризировал его музыку, по-видимому, знал и исполнял его виолончельные концерты. До сер. 1790-х гг. устраивал в Москве концерты с участием симф. и рогового оркестров, выступал в них в качестве солиста и ансамблиста. В 1789 организовал первое исполнение в России оратории "Семь слов спасителя на кресте" Гайдна и его симфоний. Автор виолончельных концертов.

Михаил Францевич К. (ок. 1740-1804, Москва) - пианист, скрипач, педагог и композитор. Сын Франца К. В 1783 открыл в Москве (совм. с чеш. музыкантом А. Дилем) музыкальную школу, рассчитанную главным образом на обучение крепостных музыкантов.

Иван Францевич К. (1760-14 (26) V 1820, Москва) - композитор и дирижёр. Сын Франца К. С 1801 капельмейстер Петровского т-ра в Москве. В 1802 впервые в России под его упр. был исполнен "Реквием" Моцарта. Автор комич. опер (в т. ч. "Свадьба Болдырева", пост. 1795, Петербург).

Лев К. - виолончелист. Ученик Б. Ромберга. В 1816-20-х гг. выступал в моск. концертах (совм. с Дж. Филдом, Н. Кубиштой и др.).

Антон К. - владелец муз. магазина в Москве в нач. 19 в.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. II, М.-Л., 1928; Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 2, М., 1957; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-e siиcle, t. 2, Gen., 1950.

И. M. Ямпольский.

Кёрчнер Л.

Кёрчнер Л. (Kirchner) Лион (p. 24 I 1919, Бруклин, Нью-Йорк) - амер. композитор. В 1946 окончил Калифорнийский ун-т (Беркли), где учился у А. Элкаса и Э. Стрикленда (теория музыки), в 1946 - у А. Шёнберга (композиция), брал уроки композиции у Э. Блоха в Беркли и у Р. Сешнса в Нью-Йорке (1942). Преподавал в ун-тах в Беркли (с 1946), Лос-Анджелесе (1950-54), с 1954 - в Милс-колледже (Окленд, Калифорния; с 1954). Соч., отражающие этапы композиторского творчества К., - дуэт для скрипки и фп. (1947), в к-ром ощутимо влияние Б. Бартока; фп. трио (1954) и концерт для фп. с орк. (солист - автор, 1956), написанные в 12-тоновой системе под влиянием А. Берга; 3-й струн. квартет (1964), в к-ром пытался соединить звучание струнных с записанными акустич. эффектами. Музыка К. экспрессивна; заметно тяготение к рапсодич. форме.

Сочинения: для орк. - симфония (1952); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартеты (1949, 1958, 1964), соната-кончертанте для скр. и фп. (1952), токката для струнных, дух. и ударных (1956); для хора - Рассвет (Dawn, с органом, 1946); соч. для фп. и для голоса с фп.

Литература: Ringer A. L., Leon Kirchner, "MQ", 1957, No 1.

Дж. К. Михайлов.

Кёс

Кёс - ударный муз. инструмент; см. Кьос.

Кес В.

Кес В. (Kes) Виллем (16 II 1856, Дордрехт, Юж. Голландия - 21 II 1934, Мюнхен) - голл. скрипач, композитор и дирижёр. Игре на скрипке обучался в Дордрехте у местных педагогов. С 1871 занимался у Ф. Давида в Лейпцигской консерватории, с 1873 у Г. Венявского (Брюссель), с 1875 у Й. Иоахима (Берлин). С 1876 концертмейстер симф. оркестра в Амстердаме, дирижёр муз. об-ва "Моцарт" в Дордрехте. С 1888 рук. симф. оркестра "Консертгебау" в Амстердаме, с 1895 Шотландского оркестра в Глазго. В 1898-1900 дирижёр симф. концертов Моск. филармонич. об-ва, в 1901-04 директор Муз.-драм. уч-ща этого об-ва. В 1905-26 директор Муз. ин-та в Кобленце. Последние годы жизни жил в Мюнхене. Автор симф. увертюры, скрипичного и виолончельного концертов, сонаты для скрипки и фп., фп. пьес и др. К. принадлежит оркестровка "Симфонических этюдов" Шумана.

Кестенберг Л.

Кестенберг Л. (Kestenberg) Лео (27 XI 1882, Розенберг, ныне Ружомберок, Чехословакия - 1962, Тель-Авив) - израильский пианист, муз. деятель, педагог. Учился в Бремене у Ф. Куллака и Ф. Бузони (фп.) и Ф. Дрезеке (композиция). Преподавал в консерватории Клиндворта-Шарвенки в Берлине (с 1921 профессор). С 1918 референт по вопросам муз. образования прусского Мин-ва науки, иск-ва и нар. образования. В 1920-30 осуществил прогрессивные реформы, давшие новое направление методам муз. воспитания и образования в Германии. В 1933 эмигрировал в Чехословакию. С 1939 жил в Тель-Авиве; в 1939-45 руководил Палестинским симф. оркестром. С 1945 директор семинара по муз. педагогике.

Сочинения: Musikerziehung und Musikpflege, В., 1921, 1927.

И. M. Марков.

Кёхель Л.

Кёхель Л. (Kechel) Людвиг Алоис Фридрих (14 I 1800, Штейн, Нижняя Австрия - 3 VI 1877, Вена) - австр. ботаник, минералог и музыковед. Любитель музыки, страстный почитатель творчества В. А. Моцарта. Изучал в Вене юриспруденцию. В 1827-42 воспитатель в имп. семье (Вена). В 1850-52 советник в Зальцбурге. В 1853 посетил Россию. С 1863 жил в Вене. Автор работ по истории придв. капеллы в Вене, монографии о И. Й. Фуксе; опубликовал неизвестные письма Л. Бетховена и др. Гл значение имеет его "Хронологически-тематический указатель всех сочинений В. А. Моцарта", с аннотированной библиографией по каждому сочинению (описание рукописи, указание места хранения, даты первых изданий и т. п.). К. явился первым составителем подобного рода справочного труда, послужившего образцом для аналогич. работ по творчеству др. композиторов. Произв. В. А. Моцарта принято обозначать по номерам указателя К. (напр., концерт для скрипки с оркестром ля мажор - К. 218). Впоследствии в указатель К. вносились уточнения.

Сочинения: Musik am цsterreichischen Hofe, W., 1856; Ьber den Umfang der Produktivitдt W. A. Mozarts, W., 1862; Chronologisch-thematisches Verzeichnis sдmtlicher Tonwerke W. A. Mozarts, Lpz., 1862, suppl. 1864, (с биографией К.), доп. и испр. под ред. Вальдерзе, 1905, перераб. А. Эйнштейном, 1937, с новыми доп., Ann Arbor (Michigan), 1947, 1958 (перепечатка изд. 1937), под ред. Ф. Пегпинга, А. Вейнмана и Г. Зиверса, Wiesbaden, 1964, сокр. изд. - Der kleine Kцchel, Wiesbaden, 1951; 83 neugefundene Originalbriefe Ludwig van Beethoven an den Erzherzog Rudolf, W., 1865; Die kaiserliche Hof-Musikkapelle in Wien von 1543 bis 1867, W., 1869; J. J. Fux, W., 1872.

И. M. Ямпольский.

Кибкало Е. Г.

Евгений Гаврилович (р. 12 II 1932, Киев) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1970). В 1956 окончил Моск. консерваторию (класс В. М. Политковского). С 1955 стажёр, с 1956 солист Большого т-ра. В 1963 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала". К. обладает голосом мягкого и тёплого тембра, ровным во всех регистрах, большой музыкальностью. Первый исполнитель в Большом т-ре партий: Петруччо ("Укрощение строптивой" Шебалина, 1957), Андрея Болконского, Алексея ("Война и мир", 1959, "Повесть о настоящем человеке", 1960, Прокофьева). Др. партии: Елецкий ("Пиковая дама"), Мазепа, Мизгирь, Евгений Онегин; Фигаро ("Севильский цирюльник", "Свадьба Фигаро"), Деметрий ("Сон в летнюю ночь" Бриттена, 1965). Гастролировал за рубежом (США, Чехословакия, Болгария, Италия, ГДР, Канада).

В. И. Зарубин.

Киев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киевский распев

Киевский распев - южнорусская ветвь знаменного распева. Формировался, по-видимому, на территории Украины в эпоху феодальной раздробленности Руси. Интонационными основами К. р. являлись нар. муз. язык и традиции песнетворчества. К. р. подчинён системе осмогласия, мелодика его состоит из попевок терцово-квартового строения, укладывающихся в диатонич. звукоряд. Техника композиции К. р. сводилась к построчному распеванию текста. Фонд попевок К. р. значительно меньше фонда попевок знаменного распева. Мелодии его короче и проще в ритмич. отношении, в них отсутствует вариантная разработка попевок, но более ясно выступает ощущение тонич. устойчивости.

Киевский распев

Рукопись конца 17-начала 18 вв. Ленинградская духовная академия, No 228/Р, листы 52 (оборот) и 53.

В К. р. заметнее разграничение на речитативные и распевные участки, отд. фразы текста часто повторяются, чего нельзя встретить в распевах новгородско-московской ветви знаменного пения.

В Москве К. р. появился и стал быстро распространяться в 17 в. благодаря культурным связям Киева с Москвой, усилившимся после воссоединения Украины с Моск. гос-вом. Воспринятые песнопения К. р. были изложены в пятилинейной квадратной нотации, к-рая, в отличие от крюкового письма, была названа в Москве киевским знаменем. В моск. печатных книгах 2-й пол. 18 в. различаются большой и малый К. р. Малый К. р. представляет собой сокращение большого. Купюры, по-видимому, делались в связи с определившейся в то время общей тенденцией к сокращению широко распевных мелодий.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Вознесенский И., О церковном пении православной греко-российской церкви. Большой знаменный напев, Киев, 1887; его же, Церковное пение православной Юго-Западной Руси по нотно-линейным ирмологам 17 и 18 вв., Киев, 1890, М., 1898; его же, Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви, I. Киевский распев, Киев, 1888, М., 1898; Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, M., 1915; Преображенский A., Культовая музыка в России, Л, 1924; Успенский Н., Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; его же, Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Скребков С, Русская хоровая музыка XVII - нач. XVIII в., М., 1969.

Н. Д. Успенский.

Киевский театр оперы и балета

Киевский театр оперы и балета - см. Украинский театр оперы и балета.

Предыдущая страница Следующая страница