Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 10, "КИТ"-"КЛИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 10, "КИТ"-"КЛИ")

Китайская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Китара

Китара - см. Кифара.

Китаррон

Китаррон - китарроне (итал. chitarrone), - струнный щипковый муз. инструмент, разновидность басовой лютни (архилютни). Был распространён в 16-17 вв. преим. в Италии в Римской области. Сходен с теорбой. Корпус К. грушевидный, меньший, чем у теорбы. Шейка очень длинная (до 1 м 40 см; общая длина инструмента до 2 л). Колковых коробок две: одна - для игровых струн (располагается в средней части шейки), другая - для внегрифных басовых (на её конце). Игровых струн 11 и более, негрифных - обычно 8. Настройка различна (квартово-терцовая). Кроме одной или двух верхних, остальные струны дублируются в унисон или в октаву (три нижних).

Литература: Mодр A., Музыкальные инструменты, М., 1959; Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1930.

Г. И. Благодатов.

Китль Я. Б.

Китль Я. Б. (Kittl) Ян Бедржих (8 V 1806, Орлик, близ г. Писек, Чехия - 20 VII 1868, Лисса, ныне Лешно, Польша) - чеш. композитор. Изучал право в ун-те в Праге. Одновременно учился игре на фп., затем композиции у Я. В. Томашека. В 1843-64 директор консерватории в Праге. В 1865 поселился в Лиссе в Польше. С 1866 вёл пед. работу. Был дружен со мн. известными музыкантами (Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Вагнер и др.). Р. Вагнер написал для К. либретто оперы "Бьянка и Джузеппе" (пост. под назв. "Французы перед Ниццей" - "Die Franzosen vor Nizza", 1848, Прага). Известность приобрёл благодаря операм, пост. в Праге: "Могила Дафниса" ("Daphnis Grab", 1825), "Лесной цветок" ("Die Waldblume", 1852), "Иконоборцы" ("Die Bilderstьrmer", 1854) и др. Среди др. соч. К. - 2 симфонии, Охотничья симфония, две концертные увертюры, марши для оркестра, кантата, месса, камерная музыка, хор. и фп. произв., песни.

Литература: Neumann W., J. Kittl, Kassel, 1859; Rусhnowsку E., J. Kittl, Bd 1-2, Prag, 1904-05; Вranberger J., Das Konservatorium fьr Music in Prag, Praha, 1911.

C. M. Грищенко.

Киттель Н. Ф.

Николай Фёдорович (1806, по др. данным 1804,-18(30) IV 1868, по др. данным 1870, Петербург) - рус. инстр. мастер. По национальности чех. Жил и работал в Петербурге, где в 1839-68 имел собств. мастерскую и магазин, был поставщиком имп. двора и Придв. певч. капеллы. Завоевал мировую известность как замечат. мастер смычков, не уступавших по качеству смычкам Ф. Турта, за что был прозван "русским Туртом". Многие знаменитые артисты предпочитали смычки К. всем другим. В наст. время смычки работы К. пользуются высоким признанием во всём мире. Виолончели и скрипки К. сохранились в неск. экземплярах. Сын и ученик К. - Николай Николаевич К. (ум. в 1893 в Финляндии) был также скрипичным мастером.

Литература: Энциклопедия смычковых инструментов, М., 1894; Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, М., 1964.

И. М. Ямпольский.

Кифара

Кифара - китара (греч. kitara), - древнегреческий струнный щипковый муз. инструмент. Типичный муз. инструмент антич. эпохи. Корпус деревянный, плоский, с прямыми или фигурными очертаниями. По бокам имеет 2 стойки, обычно слегка изогнутые, соединённые наверху перекладиной. Число струн первоначально 4, позднее до 7 и более. К. играла заметную роль в иск-ве Др. Греции. Применялась как сольный и аккомпанирующий пению инструмент. Сольную игру на К. наз. кифаристикой, пение с сопровождением К. - кифародией (возникновение кифародии связывалось с победой Терпандра на состязании в 676 до н. э. во время 26-й олимпиады). Имена лучших кифаредов (исполнителей на К.) пользовались известностью. В изобразительном искусстве К. - один из аттрибутов Аполлона. В 1913 была опубл. драма И. Ф. Анненского "Фамира-кифаред" об одном из легендарных кифаредов. От слова "К." происходят назв. ряда позднейших муз. Инструментов - китаррон, цитра, гитара и др.

Литература: Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1930.

Г. И. Благодатов.

Кишинёв

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клавесин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клавиатура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клавикорд

Клавикорд (позднелат. clavichordium, от лат. clavis - ключ и греч. xordn - струна; в России в 1-й пол. 19 в. употреблялось назв. клавикорды) - струнный клавишный ударный муз. инструмент с тангентной механикой. В конце клавиши у К. укреплён металлич. штифт с плоской головкой - тангент (от лат. tangens - касающийся, прикасающийся), к-рый при нажатии клавиши касается струны и остаётся прижатым к ней, деля струну на 2 части - 1) свободно вибрирующую и издающую звук, 2) заглушённую мягкой оплёткой. В зависимости от места касания тангента одна и та же струна может издавать звук разной высоты. В т.н. связанных К. на одну струну воздействовали тангенты 2-3 клавиш (так, в К. с 46 клавишами число струн было 22-26); в "свободных" К.- каждой клавише соответствовала особая струна. Иногда нижняя октава К. бывала укороченной - частично диатонической. Способ звукоизвлечения - осторожное, как бы вкрадывающееся прикосновение к клавише - определил теплоту и выразительность, нежность и деликатность звучания инструмента. Чуть покачивая нажатую клавишу (соединённую со струной), можно было придать звуку вибрацию. Для усиления звука применялись удвоенные, утроенные и учетверённые струны.

Первые упоминания о К. в лит-ре относятся к 15 в., старейшие дошедшие до нас изображения - к 16 в. К. был распространён во всех европ. странах. Первоначально он имел форму прямоугольного ящика и при игре лежал на столе. Позднее корпус был снабжён ножками. Размеры К. - от малых (октавных) инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших с корпусом дл. 1,5 м. Число октав доходило до 5. Для упражнения органистов делались К. с несколькими мануальными и педальной клавиатурами. К. использовался преим. в домашнем быту; в нач. 19 в. окончательно вытесняется фортепьяно.

Литература: Браудо E. M., Клавихорд и клавесин; "Муз. современник", 1916, No 6., Зимин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968.

Г. И. Благодатов.

Клавир

1) Общее наименование струн. клавишных муз. инструментов в 17-18 вв. (клавикорд, клавесин, фп.). 2) То же, что клавираусцуг.

Клавираусцуг

Клавираусцуг - клавир (нем. Klavierauszug, от Klavier - фортепьяно и Auszug - извлечение),- переложение муз.-сценич. произв. (гл. обр. оперного или ораториального) для пения с фп. К. содержит осн. элементы сочинения: мелодии, гармонию, ритм. При этом перекладываются лишь голоса оркестра (вок. партии пишутся каждая на отд. строке). К. пользуются в процессе репетиций при разучивании вок. партий (сольных и хоровых), на общих спевках и др. Он является также средством для ознакомления с муз. произв. широких слоев музыкантов и лиц, интересующихся иск-вом. К. наз. также переложения опер (вместе с вок. партиями) для одного фп., а иногда и переложения конц., оркестровой (симфонии, увертюры) и камерной музыки для фп. в 2, 4 и 8 рук.

В балете К. заменил употреблявшиеся ранее "репетиторы" - переложения музыки балета для скрипок.

Г. И. Благодатов.

Клавицимбал

Клавицимбал - клавичембало (позднелат. clavicymbalum) - одно из названий струнного клавишного муз. инструмента со щипковой механикой. См. Клавесин.

Клавицитериум

Клавицитериум (позднелат. clavicytherium) - клавесин с вертикально расположенным корпусом.

Клавиша

Клавиша (через польск. klawisz, от лат. clavis - ключ) - в муз. инструментах рычаг, при помощи к-рого извлекается звук. К. являются деталями клавиатуры. Изготовляются обычно из древесины. Часть К. облицовывают белыми костяными или целлулоидными накладками, часть - чёрными. В язычковых пневматич. клавишных инструментах (баянах и т.п.) применяются и металлич. К.

Клавишный механизм

Клавишный механизм - в муз. инструментах система рычагов, служащих для включения и выключения источника звука. Состоит обычно из двух или трёх отдельных взаимодействующих частей: клавиатуры, механики (см. Механика фортепьянная), а также педалей. В фортепьяно К. м. приводит в действие молоточки и глушители (демпферы), а в органах, фисгармониях, баянах и т.п. инструментах - клапаны воздуховодов.

Клайберн Х. Л.

Харви Лаван - см. Клиберн X. Л.

Клака

Клака (франц. claque) - группа подставных зрителей - клакеров, нанимаемых для создания искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля. Сидящие в зрительном зале клакеры шумно апплодируют, кричат "браво"! или "долой"!, свистят и т.п. Распространены в нек-рых зарубежных странах, особенно в оперных т-рах.

Клами У. К.

Клами У. К. (Klami) Уно Калерво (20 IX 1900, Виролахти, Кюми - 29 V 1961, Хельсинки) - фин. композитор. Чл. АН Финляндии (1958). В 1920-24 учился в консерватории в Хельсинки; в 1924-25 совершенствовался по композиции в Париже у М. Равеля и в 1928-29 в Вене у А. Вильнера. С 1932 муз. критик газ. "Хельсингин саномат" ("Helsingin sanomat"). Испытал влияние М. Равеля, а также рус. композиторов (И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева и др.). Произв. К. часто связаны с карельским фольклором. Наибольшую известность получила симф. сюита "Калевала", над к-рой композитор работал в 1933-43.

Сочинения: балет - Прощание Сампо (Hyvдstijдttц Sampo, 1950); для солиста, хора и орк. - Псалмус (1936, на слова Ю. Каянуса); для орк. - 2 симфонии (1937, 1944), Детская симфония (Simfonien enfanten, 1930); симф. поэмы - Лемминкайнен (1934), Северная Аврора (Aurore borealis, 1949), Испания (1924, 2-я ред. 1944), Карельская рапсодия (Karelian Rhapsody, 1927), Морские картины (Meri Kuvia, 1929), Деревенские картины (Bilder aus dem lдndlichen Leben, 1930), Марш Хельсинки (1931), 5 увертюр (1937, 1939, 1944, 1948, 1953); концерты с орк. - 2 для фп. (1924, 1950); для скр. (1942, 2-я ред. 1954); для влч. - Чермисская фантазия (1930), Фантазия в форме темы с вариациями (1950); для фп. и струнных - В память Генделя (1931); камерно-инстр. ансамбли - фп. квартет (1921), фп. квинтет (1923); инстр. пьесы; хоры; музыка для драм. т-ра.

Литература: Наараnеn Т., Suomen sдveltaide, kirjolttanut, Hels., 1940; Otava, 1940; Virtanen A. P., Uuno Klami, в кн.: Suomen sдveltдjiд, Porvoo, 1945.

M. M. Яковлев.

Кламрот К. А.

Карл Антонович (1828, Тюрингия - 31 VIII 1912, Лейпциг) - рус. скрипач и педагог. По национальности немец. Род. в семье музыканта. Игре на скрипке учился под рук. отца, позднее занимался у К. Липиньского в Дрездене. Играл в оркестре Б. Бяльзе, с к-рым концертировал в Германии и России. С 1851 жил в Москве. В 1859-65 преподавал игру на скрипке в Муз. классах РМО (с 1862 консерватория). В 1856-1901 первый скрипач-солист, затем концертмейстер оркестра Большого т-ра. Исполнение К. отличалось безупречной чистотой техники, красотой тона, строгостью стиля. Автор произв. для скрипки (квартет, романсы, вариации на рус. темы и др.).

Литература: Дулов Г., К. А. Кламрот (Некролог), "Музыка", 1912, No 94.

Я. М. Ямпольский.

Клапан

Клапан (от нем. Klappe - крышка, заслонка, клапан) - деталь механизма духовых муз. инструментов, служащая для открывания или закрывания отверстия в корпусе и изменения тем самым высоты извлекаемых звуков. К. представляет собой металлич. рычажок, снабжённый с одного конца мягкой подушечкой. Применяется с 16 в. В органах и язычковых клавишных инструментах (фисгармония, баян и т.п.) К. в виде планочки, оклеенной с одной стороны замшей, служит для закрывания воздухопроводов.

Кларнет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клас Э. Э.

Эри Эдуардович (р. 7 VI 1939, Таллин) - сов. дирижёр. Нар. арт. Эст. ССР (1978). В 1964 окончил Таллинскую консерваторию у Г. Г. Эрнесакса, в 1964-67 стажировался при Ленингр. консерватории у Н. С. Рабиновича, в 1969-71 - в Большом т-ре под рук. Б. Э. Хайкина. С 1965 дирижёр, с 1975 гл. дирижёр Эст. т-ра оперы и балета. Под упр. К. исполнены оперы "Борис Годунов"; "Трубадур", "Травиата", "Атилла", "Луиза Миллер" Верди, "Лючия ди Ламмермур"; "Порги и Бесс" Гершвина; "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева, "Катерина Измайлова"; "Железный дом" Тамберга, балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; "Жизель" Адана; "Ромео и Джульетта", "Блудный сын" Прокофьева, "Чудесный мандарин" Бартока, мьюзикл "Вестсайдская история" Бернстайна и др. Принимал участие в пост. балетов в Большом т-ре - "Икар" Слонимского (1976) и "Эти чарующие звуки" на музыку Торелли, Рамо и Моцарта (1978). Конц. репертуар К. включает мессы И. С. Баха, Й. Гайдна, Л. Бетховена, оратории Г. Ф. Генделя, реквием Моцарта, реквием Верди, произв. эст. композиторов - Э. М. Тамберга, Я. П. Ряэтса, В. Р. Тормиса, X. А. Юрисалу и др. Гастролирует за рубежом.

Классика музыкальная

Классика музыкальная (от лат. classicus - образцовый) - муз. произведения, отвечающие самым высоким художеств. требованиям, сочетающие глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. В этом смысле понятие "К. м." не ограничено к.-л. историч. рамками - к ней могут быть отнесены как произв., созданные в далёком прошлом, так и совр. сочинения. Однако следует принимать во внимание и "проверку временем": историч. опыт показывает, что при оценке муз. произв. современники нередко допускали ошибки. Сочинения, не обладавшие высокими художеств. достоинствами, приобретали популярность, т. к. отвечали тем или иным запросам своей эпохи. И, наоборот, мн. произведения, не получившие признания при жизни их авторов, с течением времени были оценены как классические и вошли в "золотой фонд" мирового муз. иск-ва. Понятие "К. м." не ограничено и к.-л. нац. рамками. Произведения, причисляемые к К. м., получают признание не в одной стране, а во мн. странах. Понятие "К. м." по праву применяется ко всему творчеству каждого из величайших композиторов всех времён и народов, осн. часть сочинений к-рого отвечает перечисленным выше требованиям. В одном случае понятие "К. м." трактуется и как исторически-конкретное - применительно к творчеству Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена; их творчество получило наименование венской музыкальной классики, венской классической школы. Понимаемый в этом смысле термин "К. м." обозначает и определённый исторически-конкретный стиль музыки, определённое художеств, течение (подобно родственному по словарному составу термину классицизм, к-рый, однако, более широк и многоохватен по значению). Во всех прочих случаях термин "К. м." не означает к.-л. определённого стиля, направления. Так, к К. м. относят и сочинения И. С. Баха и Г. Ф. Генделя ("старые классики"), и творения композиторов-романтиков Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и др.

Классицизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клафски К.

Клафски К. (Klafsky) Каталин (Катарина) (19 IX 1855, Мошонсентъянош, Венгрия - 22 IX 1896, Гамбург) - венг. оперная певица (драм. сопрано). Дочь сапожника. Училась у М. Маркези. В 1874 хористка венской "Комише опер", с 1876 солистка Лейпцигской оперы, где с успехом исполнила партию Брангены ("Тристан и Изольда", 1882). Выступала на сцене Корол. т-ра в Лондоне (1882) и в др. т-рах Европы и США. В 1886-95 ведущая солистка гамбургской оперы, пела в операх и концертах в Штутгарте, на Рейнских фестивалях в Кёльне. Прославилась исполнением главных партий вагнеровского репертуара. Её игра отличалась драматизмом и страстностью.

Партии: Вельгунда, Вальтраута, Брунгильда; Ортруда, Изольда, Венера (тетралогия "Кольцо Нибелунга", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда", "Тангейзер"); Агата; Донна Анна ("Дон Жуан"), Леонора ("Фиделио"), Норма.

Литература: Ordemann L., Aus dem Leben und Wirken von Katharina Klafsky, Hameln, 1903.

Клебанов Д. Л.

Дмитрий Львович (р. 12(25) VII 1907, Харьков) - сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1967). В 1926 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по классу композиции у С. С. Богатырёва. В 1927-28 альтист оркестра Ленингр. т-ра оперы и балета, затем в Харькове дирижёр т-ра малых форм "Весёлый пролетарий", т-ра Музкомедии, симф. оркестра Харьковского обл. радиокомитета. С 1934 преподаёт муз.-теоретич. дисциплины (с 1944 и композицию) в Харьковской консерватории (с 1960 профессор), с 1970 зав. кафедрой композиции и инструментовки харьковского Ин-та иск-в (с 1973 профессор-консультант). Среди его учеников - В. С. Губаренко, И. С. Польский, Б. Л. Яровинский. В 1947 входил в группу композиторов (под рук. А. Д. Лебединца), создавших музыку Гос. гимна УССР. В 1945-49 пред. правления Харьковского отделения CK УССР. Автор монографии "Искусство инструментовки" (К., 1972).

Сочинения: оперы - Аистёнок (дет. опера, 1934), Единой жизнью (совм. с О. А. Сандлером, 1947, Т-р оперы и балета, Харьков), Василий Губанов (Коммунист, 1966, там же), Красные казаки (1970); балеты - Аистёнок (1937, Большой т-р, Москва), Светлана (1939, там же); муз. комедии - в т. ч. Мой мальчик (совм. с О. А. Сандлером, 1947, Харьков), За ваше здоровье (совм. с В. Н. Нахабиным, 1951, там же), Любит... не любит... (1970, там же); для орк. - 5 симфоний (1945, 1952, 1957, 1959, 1962), поэма На западе бой (1931), Украинское концертино (1938), Приветственная увертюра (1945), Украинская сюита (1946); концерты с орк. - 2 для скр. (1940, 1951), 2 для влч. (1950, 1973), для домры (1953); 6 струн. квартетов (1926, 1927, 1931, 1946, 1965, 1968); для фп. - 2 трио (1928, 1961), квинтет (1962); вок. циклы на стихи Г. Гейне (1957), Т. Г. Шевченко (1958), песни западных славян (сл. А. С. Пушкина, 1972) и др.; камерные ансамбли, инстр. пьесы, хоры, романсы, песни, музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Черкашина М. Р., Дмитро Клебанов, в сб.: Украпнське музикознавство, No 3, 1968, с. 126-31.

Л. С. Кауфман.

Клебе Г. В.

Клебе Г. В. (Klebe) Гизелер Вольфганг (р. 28 VI 1925, Мангейм) - нем. композитор (ФРГ). Чл. Академий иск-в в Гамбурге (1963) и Зап. Берлине (1964). Учился в Берлине в 1941-51, с 1946 у Б. Блахера. С 1957 вёл класс композиции в Муз. академии Детмольда (с 1962 профессор). В своих соч. (гл. обр. для муз. т-ра) применяет серийную технику и т.н. принцип "варьируемых метров" Блахера. Писал музыку для ударных, для электронных инструментов, для бит-групп.

Сочинения: оперы, в т.ч. Разбойники (Die Rдuber, по P. Шиллеру, Дюссельдорф, 1957), Убийство Цезаря (Die Ermordung Cдsars, по У. Шекспиру, Эссен, 1959), Алкмена (по Г. Клейсту, Берлин, 1961), Развод Фигаро (Figaro lдЯt sich scheiden, по Э. Хорвату, Гамбург, 1963), Якобовский и полковник (Jakobowsky und der Oberst, по Ф. Верфелю, Гамбург, 1965), Встреча (Das Rendez-vous, Ганновер, 1977) и др.; балеты - Па де труа (Висбаден, 1951), Сигнал (Signale, Берлин, 1956), Menagerie (по "Лулу" Ведекинда, Зап. Берлин, 1958); для хора и орк. - кантата История о весёлом музыканте (Die Geschichte vom lustigen Musikanten, 1948), Stabat mater (1964); для орк. - симфония для 42 струнных (1953), симфония с темой Моцарта (1953), 3-я симфония (1966), 4-я симфония (Завещание Вийона - Villons Testament, 1971); двойной концерт для скр. и влч. с орк. (1954); Дифирамбы для струн. квартета к 75-летию Стравинского (1957), фп. квинтет Quasi una fantasia (1967), концерт для шести инструментов (кларнет, клавесин, арфа, контрабас и ударные, 1965) и др.

Клейбер Э.

Клайбер (Kleiber) Эрих (5 VIII 1890, Вена - 27 I 1956, Цюрих) - австр. дирижёр. Образование получил в Праге, окончив одновременно консерваторию и ун-т, где изучал философию и историю иск-ва. В 1912-19 дирижёр оркестра придв. т-ра в Дармштадте. Затем работал как дирижёр в Вуппертале, Дюссельдорфе и Мангейме. В 1923-35 генерал-музик-директор Гос. оперы в Берлине, где дирижировал многими оперными спектаклями, в т. ч. первыми постановками опер "Воццек" А. Берга (1925) и "Христофор Колумб" Мийо (1930). В 1935 эмигрировал из Германии, с 1936 жил в Аргентине. В 1936- 1949 работал в т-ре "Колон" в Буэнос-Айресе, дирижировал преим. операми нем. композиторов. В 1943-47 выступал с Филармонич. оркестром в Гаване, в эти же годы концертировал и в др. странах. После 1945 гастролировал в Берлине, принимал участие в концертах Берлинской гос. капеллы, дирижировал оперными спектаклями (в т. ч. оперой Р. Штрауса "Женщина без тени", 1948). В 1954-55 руководитель Гос. оперы в Берлине (ГДР). К. - один из выдающихся совр. музыкантов, оперный дирижёр, интерпретатор крупных симф. произв. (В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Р. Штраус). Стремился к максимальному выявлению авторского замысла, его трактовка отличалась пластич. совершенством формы и цельностью художеств. решения. Деятельность К. также способствовала популяризации произведений совр. композиторов. Автор "Каприччио", вариаций и увертюры для орк., концертов для фп. и скр. с орк., камерных произв., романсов. Гастролировал в СССР (впервые в 1927).

Литература: Russell J., E. Kleiber, L., (1957); Вlaukopf К., Grosse Dirigenten, Teufen-W., 1957.

С. M. Грищенко.

Клемент Ф. И.

Клемент Ф. И. (Clement) Франц Иозеф (17 XI 1780, Вена -3 XI 1842, там же) - австр. скрипач, дирижёр и композитор. 8 лет впервые выступил в концерте в Вене. Первоначальное муз. образование получил в раннем детстве у отца. Позднее учился у И.М. Ярновича. С 1790 концертировал в Германии, Бельгии, Англии, в 1811 - в России. В 1802-11 и 1817-21 музик-директор и дирижёр "Театра ан дер Вин"; в 1813 концертмейстер оркестра под упр. К. М. Вебера в Праге. К. был одним из выдающихся представителей венской скрипичной школы 1-й пол. 19 в. Игра его отличалась лёгкостью, элегантностью, чистотой интонации. Бетховен, увлекавшийся его игрой, написал для К. и посвятил ему скрипичный концерт ор. 61. К. был первым исполнителем этого концерта (1806, Вена). Славился феноменальной муз. памятью: прослушав неск. раз "Сотворение мира" Гайдна, К. сделал клавир оратории, изданный с одобрения композитора. К. - автор 6 концертов и 25 концертино для скрипки, фп. концертов, месс, музыки для театра.

Литература: Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923, S. 506-07; Haas R., The Viennese violinist Franz Clement, "MQ", 1948, Januar.

И. M. Ямпольский.

Клементи М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клементьев Л. М.

Лев Михайлович (20 111(1 IV) 1868, Петербург - 13(26) X 1910, Тбилиси) - рус. певец (тенор). Окончил Коммерческое уч-ще. Брал частные уроки пения. Дебютировал в 1887 в оперетте (Харьков). В 1888-92 работал в оперных труппах Киева, Тбилиси. С 1892 К. - солист Большого т-ра. Обладая поставленным от природы сильным голосом широкого диапазона, К. исполнял лирич. (Ленский) и драматич. партии. Был первым исполнителем на сцене Большого т-ра партий Бобыля ("Снегурочка", 1893), Волынского ("Ледяной дом" Корещенко, 1900). Среди его лучших партий - Герман. С 1903 выступал в провинции, а также (эпизодически) в Моск. частной опере С. И. Мамонтова, где с огромным успехом исполнил партию Нерона ("Нерон" А. Рубинштейна).

Литература: "РМГ", 1910, No 43; "Нива", 1910, No 46, с. 819; "Новости сезона", 1910, No 2050, с. 6 (некрологи).

Клемперер O.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кленгель Ю.

Кленгель Ю. (Klengel) Юлиус (24 IX 1859, Лейпциг - 27 X 1933, там же) - нем. виолончелист и композитор. По композиции - ученик С. Ядассона, по виолончели - Э. Хегара, концертмейстера-виолончелиста в оркестре Гевандхауза, куда сам К. был принят в 15-летнем возрасте. Выступал с 1875 в качестве солиста, привлекая слушателей выдающейся виртуозностью и высокой культурой исполнения. С 1878 начал концертировать за пределами Германии, посетил мн. европ. страны, в т. ч. Россию (впервые в 1882). В 1881 - 1924 солист оркестра Гевандхауза, одновременно (до 1930) играл в квартете Гевандхауза. С 1881 преподавал (с 1889 профессор) в Лейпцигской консерватории. Среди его учеников - виолончелисты Э. Фёйерман, П. Грюммер, В. Лампинг, Л. Хёльшер, Р. Мецмахер. Автор произведений для виолончели (4 концерта с оркестром - 1882, 1887, 1895, 1901), для 2 виолончелей (2 концерта с оркестром - 1908), для виолончели и скрипки (2 концерта с оркестром - 1926, 1930), камерных произв. (в т. ч. секстет для струн. инструментов - 1924, 2 струн. квартета - 1888, 1895, фп. трио - 1890), произв. для симф. оркестра. К. принадлежат инструктивно- педагогич. сочинения для виолончели: "Технические этюды во всех тональностях" ("Technische Studien durch alle Tonarten", 4 H., 1909), "Ежедневные упражнения" ("Tдgliche Ьbungen", 3 H., 1911). Редактор ряда произв. для виолончели И. С. Баха, И. Гайдна, Б. Ромберга, Р. Шумана, К. Ю. Давыдова.

Л. С. Гинзбург.

Кленицкис А. Р.

Абелис Рувимович (p. 1(14) VII 1904, Таураге) - сов композитор и дирижер. Нар арт. Литов. ССР (1964). Кандидат искусствоведения (1961). Чл. КПСС с 1943 Муз. образование получил в Каунасском муз. уч-ще по классу скрипки и в Каунасской консерватории по классу композиции у Ю. Груодиса и Ю. Карнавичюса. Окончил в 1953 экстерном Вильнюсскую консерваторию, в 1956 аспирантуру при Моск. консерватории по оперно-симф. дирижированию (рук. Л. М. Гинзбург). В 1928-40 артист оркестра Каунасского оперного т-ра В 1942-44 муз. руководитель и дирижер литов. художеств. ансамблей в Переславле-Залесском. В 1945-53 гл. дирижер симф. оркестра Литов. радио, в 1958-63 дирижер филармонии в Вильнюсе. В 1945-54 ответственный секретарь CK Литов. ССР. С 1953 преподает в Вильнюсской консерватории (с 1967 доцент).

Сочинения: опера - У Немана (Prie Nemuno, 1952, 1960 - 2-я ред., Клайпедский нар. т-р), балет - Мальчик без сердца (Besirdis, 1969, Литов. т-р оперы и балета), оратория - К счастью (I laime, cл. Ю. Янониса, 1957) кантата - Марите Мельникайте (для хора, солистов, чтеца и орк., по поэме С. Нерис, 1945), муз.-сценич. монтаж - С восточной сторонки солнышко всходило (Is rytu. saleles saulele tekejo, 1943), для орк. - симфониетта (1962), для камерного орк. - Вариации (1971), концерты с орк. - для скр. (1928), для влч. (концерт-поэма, 1963), для скр. с орк. - Вариации на тему Шимкуса (1943), Романс (1967), 3 струн. квартета, для голоса с орк. - симф. цикл Великая Отечественная война (Didysis Tйvynйs karas, cл. А. Венцловы, С. Нерис, В Мозурюнаса, 1949), для детского хора с орк. - сюиты Летний день (Vasaros diena, 1956) и По дорогам Литвы (Lietuvos keliais, 1965) - обе на cл. К. Кубилинскаса; инстр. пьесы, романсы, хоры и сольные песни.

Литература: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы 1940-1960, Л., 1961, Gaudrimas J., Lietuviu tarybinи muzika, Vilnius, 1960, его жe, Abelis Klenickis, в его кн.: Таrуbu lietuvos kompozitonai ir muzikologai, Vilnius, 1972.

И. M. Ямпольский.

Кленовский Н. С.

Николай Семенович (1853, Одесса - 23 VI(6 VII) 1915, Петроград) - рус. композитор и дирижер. В 1879 окончил Моск. консерваторию, где занимался у П. И. Чайковского и Н. А. Губерта (композиция), И. В Гржимали (скрипка). Был помощником Н. Г. Рубинштейна по управлению орк. классом, участвовал в первой постановке силами учащихся консерватории "Евгения Онегина". В 1879-81 дирижер провинциальных оперных антреприз, в 1883-93 - Большого т-ра, в 1881-83 выступал в качестве симф. дирижера. Организовал первый в Москве Этнографич. концерт (1893), для к-рого сделал обработки песен народов, населявших Россию. В 1893-1902 директор Муз. уч-ща и дирижер симф. концертов отделения РМО в Тбилиси, где занимался изучением и обработкой груз. нар. песен. С 1902 пом. управляющего и инспектор регентских курсов петерб. Придв. певческой капеллы, в 1903-06 ее управляющий. Выступал в симф. концертах Петерб. отделения РМО (под его управлением были впервые исполнены в Петербурге симфония "Из Нового Света" А Дворжака и 2-я симфония В. С. Калинникова). В последние годы жизни преподавал, вел орк. класс на Муз курсах Е. П. Рапгофа. Среди произв. К. выделяются балет "Прелести гашиша" (пост. 1885), в к-ром удачно передан вост. колорит, симф. картина "Миражи", отличающаяся технически совершенной инструментовкой, а также песенные обработки - "Этнографический концерт. Сборник русских и инородческих песен для солистов, хора и оркестра" (М., 1894), "Грузинская литургия" (1902). Среди др. соч.: балет "Светлана" (пост. 1886), кантаты, пьесы для фп., музыка для драм. т-ров.

Литература: Н. С. Кленовский, "РМГ", 1900, No 1, стлб. 10-14; О. В. (Оссовский), Н. С. Кленовский (некролог), там те, 1915, No 29-30; Погожев В. П., Воспоминания о П. И. Чайковском, в сб.: П. И. Чайковский. Воспоминания и письма, Л., 1924, с. 52-53; Амфитеатрова-Левицкая А. Н., Первый спектакль "Евгений Онегин", в сб.; Чайковский и театр, М.-Л., 1940.

И. M. Ямпольский.

Клерамбо Л. Н.

Клерамбо Л. Н. (Clerambault) Луи Николб (19 XII 1676, Париж -26 X 1749, там же) - франц. органист и композитор.

Клерамбо Л. Н.

Ученик А. Резона. Служил органистом церкви Сен-Жак в Париже, корол. капеллы Сен-Луи в Сен-Сире, церкви Сен-Сюльпис и др. Автор музыки к придв. спектаклям, среди них - "Солнце-победитель" ("Le Soleil vainqueur", 1721), "Триумф добродетели" ("Le Triomphe de la vertu", 1723), "Идиллия в Сен-Сире" (1745); мотетов, арий, кантат; пьес для органа и клавесина.

Сочинения: Premier livre de piиces de clavecin, P., 1704; Premier livre d'orgue, P., 1710; также в антологиях - Guilmant A. et Rirro A., Archives des maоtres de l'orgue, v. 3, P., 1899; Dufourcq N., Les grandes heures de l'orgue, P., 1954; Guilmant A., Livre d'orgue, Mainz, 1966.

Литература: Словарь исторический или сокращенная библиотека, заключающая в себе жития и деяния, ч. 7, (б. м.), 1792, с. 145-146; Thibault G., Note sur une edition inconnue de Clйrambault, "Revue de musicologie", LII, 1966; Tunley D., The Cantatas of L. N. Clerambault, "MQ", LII, 1966.

Л.И.Ройзман.

Клецки П.

Клецки П. (Kletzki, Klecki) Пауль (21 III 1900, Лодзь - 5 III 1973, Ливерпул) - польский дирижёр и композитор. Учился в Лодзи, где в 1914-19 играл на скрипке в филармонич. оркестре; продолжал муз. образование в консерватории в Варшаве у Ю. Вертхайма и Э. Млынарского. Как композитор дебютировал в 1920 (1-я пр. за увертюру на конкурсе Варшавской филармонии). В 1921 совершенствовался по композиции у Ф. Коха в Высшей школе музыки в Берлине. На формирование К.-дирижёра оказало влияние наблюдение репетиций В. Фуртвенглера, с к-рым К. познакомился в 1923 как с исполнителем своих сочинений. Выступал во мн. городах Европы, сначала гл. обр. с исполнением собственных произв. В 1932-33 дирижёр филармонич. оркестра в Берлине. В 1933 покинул Германию, работал дирижёром в Харькове, в Венеции. В 1935-38 преподавал композицию и инструментовку в Высшей школе музыки в Милане. Во время 2-й мировой войны 1939-45 жил в Швейцарии, преподавал в Лозаннской консерватории (с 1940), дирижировал на Люцернских фестивалях. После 1945 выступал в Париже, Брюсселе, Зальцбурге, дирижировал в "Ла Скала" (Милан, 1946); гастролировал в Австралии (1948), Израиле (1953), в Сов. Союзе (1966, 1968). С 1954 был гл. дирижёром Ливерпулского филармонич. оркестра, с 1958 - симф. оркестра в Далласе (США), с 1964 - бернского "Оркестрферайн". С 1968 руководил оркестром "Романской Швейцарии" (преемник Э. Ансерме). В репертуаре К. - гл. обр. произв. романтиков и совр. композиторов. Дирижёрское иск-во К. при внешней сдержанности отличалось богатством и выразительностью кантилены, искренностью, сердечностью и простотой интерпретации, естественностью развития муз. мысли. К. - автор 3 симфоний, симфониетты для струнных, скр. и фп. концертов; скр. сонаты, струн. квартета и др. камерных произв.; фп. фантазии и прелюдий, песен.

Литература: Вlaukopf К., Grosse Dirigenten, Teufen-W., 1957, S., 92-96.

Е. Я. Рацер.

Клиберн Х. Л.

Клайберн (Cliburn) Харви Лаваи (уменьшит. - Ван) (р. 12 VII 1934, Шривпорт, Луизиана) - амер. пианист. Учился у Р. Левиной в Джульярдской музыкальной школе (окончил в 1954). Получил 1-е премии на Международных конкурсах им. Э. Левентритта в Нью-Йорке (1954) и им. П. И. Чайковского в Москве (1958). Успех в Москве принёс К. мировую известность. Неоднократно гастролировал в СССР; много выступает в США и странах Зап. Европы. К. - представитель романтич. пианизма. Его игра характеризуется непосредственной, искренней лирикой, предельной распевностью звука, а также стремительным динамизмом, мощным напором, увлекательной виртуозностью. К. - мастер лепки проникновенной фразы (ради её рельефной выразительности иногда даже поступается общей исполнит. концепцией). Огромное воздействие его игры основано на впечатляющей силе "искусства переживания", в сфере к-рого К. достигает выдающихся результатов. Наиболее значительны в интерпретации К. концерты No 2 и No 3 С. В. Рахманинова, концерт No 1 П. И. Чайковского, концерт No 3 С. С. Прокофьева, рапсодия No 12 Ф. Листа, произв. раннего А. Н. Скрябина (в т. ч. Ноктюрн для левой руки), соната С. Барбера, концерт Э. Грига. С 1959 проводится Междунар. конкурс пианистов им. В. Клайберна в Форт-Уорте (США).

Литература: Чэйсинс А. и Стайлз В., Легенда о Вэне Клайберне, пер. с англ., М., 1959; Хентова С. М., Вэн Клайберн, М., 1959, 1966; Коган Г. М., Слушая Клайберна, в сб.: Вопросы пианизма, М., 1968; его же, Три пианиста, там же, с. 403-407; Рабинович Д., Вэн Клайберн - Ван Клиберн, "МЖ", 1972, No 18; Сокольский М., Ван Клиберн и русская музыка, "СМ", 1972, No 10, с. 78; Range H. P., Die Konzert-Pianisten der Gegenwart, Lehr/Schwarzwald, 1964, S. 83; Kaiser J., Grosse Pianisten in unserer Zeit, Mьnch., 1965, S. 184-85.

В. Ю. Дельсон.

Клима А.

Клима А. (Klima) Алоиз (р. 21 XII 1905, Клатови) - чеш. дирижёр. Учился у Я. Кржички и Я. Ржидкого (композиция), у М. Долежила и П. Дедечека (дирижирование) в Пражской консерватории. Дирижировал оркестрами радио в Кошице (с 1936), Моравска-Остраве (1936-38), Брно, симф. оркестром Праги (FOK, с 1939), Пражского радио (1945-50, с 1950 его рук.). С 1948 преподаёт в Пражской консерватории. Гастролировал за рубежом (в СССР в 1954, 1965).

Климентова М. Н.

Климентова М. Н. (по мужу - Mуромцева) Мария Николаевна (1857, Курская губ. - 1946, Париж) - рус. певица (сопрано), педагог. В 1880 окончила Моск. консерваторию по классу пения у Я. Гальвани. Была первой исполнительницей партии Татьяны (консерваторский спектакль, 1879). В 1880-89 артистка Большого т-ра. Пела партии лирико-драматич. и колоратурного сопрано. Участвовала в первой постановке оперы "Черевички" (1887, Оксана). Постоянная партнёрша П. А. Хохлова в операх "Евгений Онегин" и "Демон", К. в 1889 выступала с ним в этих спектаклях на сцене Нац. т-ра в Праге. Исполнение К. отличалось изяществом, тонким чувством стиля, тщательностью фразировки. Оставив сцену, давала уроки пения в Москве. Концертировала. Ок. 1920 уехала за границу.

Климов А. И.

Александр Игнатьевич (р. 30 VIII(12 IX) 1898, Кустанай) - сов. дирижёр, педагог, обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1945) и Укр. ССР (1949). Чл. КПСС с 1946. В 1925 окончил филологич. ф-т Киевского ун-та, в 1928 - Киевский высший муз.-драм. ин-т по классу симф. дирижирования у В. Бердяева. Преподавал там же на дирижёрской кафедре (1929-30); затем работал дирижёром в Тирасполе (1931-33), Донецке (1933), Саратове (1934-37), Харькове (1937-40), Одессе (1940-41). В 1942 гл. дирижёр симф. оркестра Укр. ССР (в Душанбе), в 1943 - Таджикского т-ра оперы и балета, в 1945 - симф. оркестра Одесской обл. филармонии и дирижёр Одесского т-ра оперы и балета. В 1954-61 гл. дирижёр Киевского т-ра оперы и балета, в 1961-67 - Ленингр. т-ра оперы и балета. С 1945 профессор Одесской консерватории; в 1948-54 директор, профессор по классу дирижирования Киевской Консерватории.

Л. С. Кауфман.

Климов В. А.

Валерий Александрович (р. 16 X 1931, Киев) - сов. скрипач. Нар. арт. РСФСР (1972). Сын А. И. Климова. Игре на скрипке обучался у В. З. Мордковича. В 1956 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки Д. Ф. Ойстраха, в 1960 под его же руководством - аспирантуру. С 1957 солист Моск. филармонии. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. Ж. Тибо в Париже (1955, 6-я пр.), им. Й. Славика и Ф. Ондржичека в Праге (1956, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского в Москве (1958, 1-я пр.). Концертирует в СССР и за рубежом.

Предыдущая страница Следующая страница