Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 8, "ЛОО"-"ЛУЧ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 8, "ЛОО"-"ЛУЧ")

Лоо-Талвари И. Ю.

Лоо-Талвари И. Ю. (Аав-Лоо) Ида Юхановна (р. 19 VI (2 VII) 1901) - эст. певица (колоратурное сопрано). В 1919-24 училась в Таллинской консерватории по классу Э. Хеллманн. В 1919-26 артистка хора, в 1926-44 солистка Эст. т-ра оперы и балета. Партии: Джильда, Виолетта, Розина, Лакме, Маргарита; Юта ("Викерцы" ("Викинги") Аава) и др. Выступала как концертная певица. С 1944 живёт в Швеции.

Лопес Марин Х.

Лопес Марин Х. (Lopez Maran) Хорхе (р. 8 V 1949, Гавана) - кубин. композитор и дирижёр. Окончил Консерваторию им. А. Рольдана и Нац. школу иск-в в Гаване (учился у X. Ардеволя и Ф. Смита), в 1975 - Киевскую консерваторию по классу композиции у Л. Н. Колодуба и дирижирования у М. Канерштейна, в 1978 - аспирантуру при Моск. консерватории у А. И. Хачатуряна. С 1978 преподаёт композицию, инструментовку и дирижирование в Ин-те иск-в в Гаване (с 1979 зав. кафедрой орк. дирижирования). Гл. дирижёр и худ. рук. студенч. симф. оркестра этого ин-та. Выступает как дирижёр и за рубежом. Основу его творчества составляют симф. и камерно-инстр. произв. Для музыки Л. М. характерны тесная связь с нац. традициями и в то же время использование новых муз.-выразит. средств. Среди соч. - 2 симфонии (1975, 1979), "Кубинская увертюра" (1973), пьеса "Встреча с площадью Кафедрального собора" ("Encuentro con la plaza de la Catedral", 1980) для оркестра; концерты (с оркестром) - для флейты (1974), трубы (1977), альта (со струн. оркестром, 1977); "Вариации в кубинских ритмах" для струн. квартета ("Variaciones en ritmos cubanos", 1974), "Музыка для ансамбля "Нуэстро Тьемпо"" (1979), фп. пьесы, музыка к кинофильмам.

Лопиш Граса Ф.

Лопиш Граса Ф. (Lopes Graзa) Фернанду (р. 17 XII 1906, Томар) - португ. композитор, пианист, критик, обществ. деятель. В 1931 окончил консерваторию в Лисабоне (класс фп. - Ж. Виана да Мота, теории - Л. де Фрейташ Бранку, композиции - Т. Борби). В 1929 дебютировал как композитор. В 1930 стал одним из организаторов журн. "De Musica" в Лисабоне. В 1932-36 вёл класс фп. в Муз. академии в Коимбре. В 1937, после неск. арестов за передовые политич. взгляды, уехал в Париж, где совершенствовался под рук. Ш. Кеклена. Вернувшись в 1939 на родину, работал как композитор, дирижёр, пианист, педагог, критик, публицист, организатор рабочих и студенч. хоров. В 1941-54 профессор консерватории в Лисабоне. Организатор и руководитель об-ва "Соната" (1942-58), пропагандировавшего совр. музыку. В 1950 основал в Лисабоне ежемесячную газ. "Gazeta Musical". В зрелых соч. выступает как мастер ярко нац. музыки, широко использует мелодич., гармонич. и ритмич. элементы португ. муз. фольклора.

Сочинения: балеты - Лихорадка века (La fiиvre du temps, 1938), Обет (Promessa, 1945); для орк. - Симфония (1953), Три португ. танца (1941), Героич. скерцо (1949), Деревенская сюита (1950); 2 концерта для фп. с орк. (1941, 1953); вок. соч. - Морская трагическая история (Histуria trбgico-maritima) для голоса с орк., 1942, 4 песни (на стихи Ф. Гарсиа Лорки) для тенора, 2 кларнетов, арфы и струн. трио (1954), хоры, песни, обр. португ. нар. песен; камерные пьесы, в т. ч. фп. квартет (1939), трио для дух. инструментов (1939); фп. соч., в т. ч. 3 сонаты (1934, 1943, 1954) и др.

Литературные сочинения: Introduзгo a mъsica moderna, Lisboa, 1942, 1946; Mъsica e mъsicos modernos, Pфrto, 1943; A mъsica portuguкse e os seus problemas, v. 1-2, Pфrto - Coimbra, 1944-59; Bases teуricas de mъsica, Lisboa, 1944; Pequena histуria de mъsica de piano, Lisboa, 1945; Viana da Motta, Lisboa, 1949; Bйla Bartуk..., Lisboa, 1953; A canзao popular portuguкsa, Lisboa, 1953.

Литература: Henriques M. V., Fernando Lopez Graзa na mъsica portuguкsa contйmporвnea, Sacavйm, 1956.

M. M. Яковлев.

Лопухов Ф. В.

Фёдор Васильевич (8(20) X 1886, Петербург - 28 I 1973, Ленинград) - сов. артист балета, балетмейстер и педагог. Нар. арт. РСФСР (1956). По окончании Петерб. театр. уч-ща работал в 1905-09 и в 1911-22 в Мариинском т-ре, в 1909-10 - в моск. Большом т-ре. В 1922-30, 1944-46, 1951-56 возглавлял балетную труппу Ленингр. т-ра оперы и балета. В поисках новых тем и выразит. средств осуществил экспериментальные постановки: танц. симфонию "Величие мироздания" на музыку 4-й симфонии Л. Бетховена (1923), балет о революции "Красный вихрь" Дешевова (1924); в традициях нар. игрищ - "Ночь на Лысой горе" на музыку Мусоргского (1924) и "Байка про Лису..." Стравинского (1927); "Пульчинелла" Стравинского (1926) - в стиле комедии дель арте. В балете "Ледяная дева" на музыку Э. Грига (1927) он развивал принципы академич. балетов 19 в., обновляя классич. танец акробатич. комбинациями, а характерный танец приближая к этнографическому. В 1931 Л. пост. балет "Болт" Шостаковича. В 1932-35 в Ленингр. Малом оперном т-ре руководил балетной труппой. Поставил балеты: "Арлекинада" Дриго (1933), "Коппелия" (1934); "Светлый ручей" Шостаковича (1935). Ставил балеты и в др. т-рах ("Весенняя сказка" на музыку Чайковского, 1947; "Картинки с выставки" на музыку Мусоргского, 1963), а также начиная с 1920-х гг. в разных т-рах возобновлял мн. классич. спектакли, чем способствовал сохранению традиций рус. балета. Л. воспитал мн. балетмейстеров, в 1936 организовал балетмейстерские курсы при Ленингр. хореографич. уч-ще (работал до 1941). Был организатором и худ. рук. балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории (с 1962; с 1965 профессор).

Сочинения: Величие мироздания, П., 1922; Пути балетмейстера, (Берлин), 1925; Шестьдесят лет в балете. Вступ. ст. Ю. Слонимского, М., 1966; Хореографические откровенности. Вступ. ст. Г. Добровольской, (М., 1972).

Е. Я. Суриц.

Лоранси Л.

Лоранси Л. (La Laurencie) Лионель де ла - см. Ла Лоранси.

Лоркович М.

Лоркович М. (Lorkovic) Мелита (р. 25 XI 1907, Жупаня) - югосл. пианистка и педагог. В 1928 окончила Муз. академию в Загребе по классу фп. у С. Станчича. Совершенствовалась в Париже у А. Корто и Л. Леви. В 1929-45 преподавала в Муз. академии в Загребе, в 1948-60 - в Муз. академии в Белграде, в 1960-72 - в Каирской нац. консерватории (с 1969 - Академия иск-в). Гастролировала во мн. странах. В 1973 оставила конц. деятельность. Сын Л. - Радован Л. (р. 13 IX 1932, Загреб) - скрипач. Ученик В. Хумла и И. Пинкавы (Загреб) и М. Росталя (Лондон), в 1960-65 его ассистент в Берне, с 1965 профессор Муз. академии в Базеле. Основал в Берне камерно-инстр. ансамбль "Camerata-Bern". С 1970 руководит в Базеле ансамблем "Musica viva". Гастролировал в ряде зап.-европ. стран.

Лорцинг А.

Лорцинг А. (Lortzing) Густав Альберт (23 X 1801, Берлин - 21 I 1851, там же) - нем. композитор. Род. в семье странствующих актёров. Музыке обучался в основном самостоятельно, овладел игрой на мн. муз. инструментах. С 1820 оперный артист (тенор), с 1826 - в придв. т-ре в Детмольде, в 1833-44 - в гор. т-ре Лейпцига. Дирижировал оперными спектаклями в Лейпциге (1844-45), Вене (1846-1848), Берлине (1849-50). Участник Революции 1848 в Вене. Л. внёс существ. вклад в развитие нем. комич. оперы. Творчество композитора развивалось под влиянием В. А. Моцарта и К. М. Вебера, а также традиций нем. зингшпиля, в первую очередь произв. И. Хиллера и К. Диттерсдорфа. Л. использовал также опыт итальянской и французской комической оперы. Как правило, он выступал либреттистом собственных соч. Музыка Л. отличается изяществом и выразительностью мелодики, красотой лирических арий, частым использованием народно-песенных интонаций. В ряде опер отразились прогрессивные взгляды композитора ("Регина", 1846, пост. 1899; "Браконьер", пост. 1842). К лучшим операм Л., к-рые сохранились в репертуаре т-ров, относятся "Два стрелка" (пост. 1837), "Браконьер", "Оружейник" (пост. 1846), "Царь и плотник, или Два Петра" (по пьесе "Сардамский бургомистр, или Два Петра", пост. 1837).

Сочинения: оперы (даты пост.) - Сокровищница инков (Die Schatzkammer des Ynka, соч. 1836), Карамо, или Ловля рыбы острогой (Caramo, oder das Fischerstechen, 1839), Ганс Сакс (1840), Казанова (1841), Ундина (1845), К гроссадмиралу (Zum GroЯadmiral, 1847), Оруженосцы Ролланда (Die Rolands Knappen, 1849), Оперная репетиция (Die Opernprobe, 1851); зингшпили - Четыре часовых на посту (Vier Schildwachen aut einem Posten, 1828), Поляк и его дитя (Der Pole und sein Kind, 1832), Сочельник (Der Weihnachtsabend, 1832), Сцены из жизни Моцарта (Scenen aus Mozarts Leben, 1832), Андреас Хофер (1832); для хора и голосов с орк. - оратория Вознесение Христа (Die Himmelfahrt Jesu Christi, 1828), Юбилейная кантата (на стихи Ф. Шиллера, 1841); хоры, в т. ч. посвященные Революции 1848 сольные песни; музыка к драм. спектаклям.

Литература: Энгель Ю., Лорцинг, "Царь-плотник", в его сб.: В опере, М., 1911; Dьringеr Rh. J., Albert Lortzing, sein Leben und Wirken, Lpz., 1851; Laue H., Die Operndichtung Lortzings, Bonn, 1932; Petzold R., Albert Lortzing, Lpz., 1951; Dippel G., Albert Lortzing. Ein Leben fьr das deutsche Musiktheater, В., 1951; Hoffman M., Gustav Albert Lortzing, Lpz., 1956; Kraft G., A. Lortzings VermдchtniЯ, "Musik und Gesellschaft", 1951, No 8; Оtto H. G., Ein "Neuer Lortzing" - "Casanova" in Bernburg, "Musik und Gesellschaft", 1963, No 3.

M. M. Яковлев.

Лос Анхелес В.

Лос Анхелес В. (Los Angeles) Виктория де (наст. фам. - Гомес Сима, Gуmez Cima) (p. 1 XI 1923, Барселона) - испан. певица (сопрано). В нач. 1940-х гг. обучалась игре на фп. в Барселонской консерватории. Пению училась гл. обр. самостоятельно. В 1944 дебютировала в т-ре "Лисео" в Барселоне (Графиня в "Свадьбе Фигаро" Моцарта). 1-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов в Женеве (1947). С 1949 гастролировала в т-рах "Ла Скала" (Милан), "Гранд-Опера" (Париж), "Ковент-Гарден" (Лондон), "Колон" (Буэнос-Айрес); выступала на Зальцбургском фестивале (1950). В 1950 впервые пела в Нью-Йорке, после чего была принята в труппу "Метрополитен-опера" (1951). Обладает мягким, подвижным голосом яркого тембра и широкого диапазона (партию Розины исполняет в первоначальном авторском варианте, предназначенном для меццо-сопрано). В творчестве Л. А. вок. выразительность сочетается с актерским мастерством. Среди лучших работ: Маноя ("Манон" Массне), Чио-Чио-сан; Эльза ("Лоэнгрин"). Л. А. - глубокий интерпретатор музыки М. де Фалья; участвовала в междунар. премьере его оперы "Атлантида" (т-р "Лисео", Барселона, 1961). С 1946 выступает и как камерная певица.

Литература: Davidson G., Opera biographies, L., 1955; Rosenthal H., Sopranos of today, L., (1956); Brook D., Singers of today, L., 1958.

М. M. Яковлев.

Лос-Анджелес

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лосский В. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лотти А.

Лотти А. (Lotti) Антонио (1667, Венеция или Ганновер - 5 1 1740, Венеция) - итал. органист и композитор. Учился у отца - капельмейстера Maттео Л. и у Дж. Легренци. Б. ч. жизни провёл в Венеции, был певцом (с 1689), помощником органиста, первым органистом (с 1704) и капельмейстером (с 1736) собора Сан-Марко. Преподавал в консерватории. Среди учеников - Дж. Бассани, Ф. Гаспарини, Б. Галуппи, Д. Альберти и Б. Марчелло. В 1717-19 жил в Дрездене, где поставил неск. своих опер ("Асканио", "Феофан" и др.). По возвращении в Венецию писал гл. обр. церк. музыку (наиболее значительна).

Сочинения: оперы (свыше 20, б. ч. пост. в Венеции), в т. ч. Порсенна (1712), Полидор (1714), Александр Север (Alessandro Severo, 1716); оратории - Юдифь (1701), Жестокий обет (Il voto crudele, 1712), Смирение, увенчанное в Эсфири (L'umiltа coronata in Esther, 1712), Возвращение Товия (Il ritorno di Tobia, 1723), Джоната (1728); ок. 50 кантат; ок. 20 3- и 4-гол. месс, мотеты, псалмы.

Литература: Spitz Сh., Die Opern "Ottone" von G. Fr. Hдndel und "Teofane" von A. Lotti, в сб.: Festschrift Sandeberger, Mьnch., 1918; Вeсherini В., Uno sguardo alla produzione vocale da camera di A. Lotti, в кн.: Musiche italiane rare e vive da G. Gabrieli a G. Verdi, Siena, 1962.

Г. С. Скудина.

Лотто И.

Лотто И. (Lotto) Исидор (22 XII 1840, Варшава - 13 VII 1936, там же) - польск. скрипач, педагог. Начальное муз. образование получил под рук. отца. С 4-летнего возраста играл по слуху песни и танцы. В 1850-53 учился в Парижской консерватории по классу скрипки у Л. Ж. Массара, по композиции у А. Тома и Н. Ребера. Дебютировал в 1852 в Париже. В 1852-65 концертировал в странах Европы, в т. ч. в России, исполняя гл. обр. виртуозные произв. (Н. Паганини, Г. Эрнста, А. Вьётана, Г. Венявского и собств. соч.). В 1860-е гг. работал придв. солистом в Веймаре. Л. - скрипач-виртуоз романтич. склада. Эмоциональная яркость игры, темперамент, конц. размах сочетались у него с исключит. виртуозной лёгкостью. С 1872 преподавал в Страсбургской консерватории. В 1879-86 был концертмейстером "Т-ра Вельки" и профессором (1880-1910) Муз. ин-та в Варшаве (среди учеников - Б. Губерман и И. Ахрон). Прекратил из-за болезни конц. деятельность в 1886. Автор гл. обр. виртуозных скрипич. произв. - 5 концертов, многочисл. концертных пьес (в т. ч. "Пряха", ор. 8), Фантазии на темы оперы С. Монюшко "Галька", 12 этюдов и др.

Литература: Reiss J., Polskie skrzypce: polscy skrzypkowie, Lуdz, 1946, s. 141; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923.

В. Ю. Григорьев.

Лоу Ф.

Лоу Ф. (правильнее Лёве, Loewe) Фредерик (р. 10 VI 1904, Вена) - амер. композитор и пианист. По национальности австриец. Сын певца оперетты (тенора) Э. Лоу. Обучался игре на фп. у Ф. Бузони и Э. д'Альбера, по композиции у Э. Резничека. В 13-летнем возрасте выступил как пианист с Берлинским филармонич. оркестром. Позднее много концертировал. В 1924 с отцом переехал в США, но не имел успеха как пианист. В 30-е гг. играл на фп. в ресторанах Нью-Йорка, писал музыку к шоу в духе венских оперетт. Известностью пользуются многие его мьюзиклы, один из лучших - "Моя прекрасная леди" ("My fair lady", по пьесе Б. Шоу "Пигмалион", 1954). Среди др. соч.- оперетты "Покрасьте свой фургон" ("Paint your wagon", 1951), "Камелот" (по роману Т. А. Уайта "Король бывший и будущий", 1960). Автор песен, музыки к ревю и кинофильмам.

Лубенцов В. Н.

Василий Никитич (р. 13(25) IV 1886, Елизаветград, ныне Кировоград - 2 IX 1975, Москва) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1937). Чл. КПСС с 1943. В 1910 окончил Одесское муз. уч-ще (класс М. Полли). С 1911 пел в оперной труппе Одесского т-ра (антреприза M. P. Багрова). В 1913-23 солист рус. оперы в Киеве, в 1923-51 - Большого т-ра (дебютировал в партии Кончака). Обладал голосом глубокого мягкого тембра, хорошими сценич. данными, тонким комедийным талантом. С успехом выступал в партиях рус. классич. и сов. репертуара. Был первым исполнителем в Большом т-ре партий Бориса Тимофеевича ("Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, 1935) и доктора Смирнова ("Броненосец "Потёмкин"" Чишко, 1938). Среди партий: Варлаам ("Борис Годунов"), Фарлаф, Иван Хованский (Гос. пр. СССР, 1951), Гремин, Мельник, Кончак, Салтан; Додон ("Золотой петушок"), Голова ("Черевички" Чайковского), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Хундинг ("Валькирия"), Мефистофель; дед Сашка ("Тихий Дон"), Половцев ("Поднятая целина").

В. И. Зарубин.

Лубяной В. Я.

Владимир Яковлевич (р. 1 VI 1926, Краснодар) - сов. певец (бас). Нар. арт. УССР (1972). Учился в консерваториях Алма-Аты и Минска; ученик А. М. Курганова и Е. Э. Витинга. В 1953-60 солист Белорусского, в 1960-63 - Азербайджанского, с 1963 - Львовского т-ров оперы и балета. Среди партий: Досифей, Борис Годунов, Кочубей, Мельник, Кончак; Собакин ("Царская невеста"), Мефистофель, Дон Базилио; Захар Беркут ("Золотой обруч" Лятошинского), Валько ("Молодая гвардия" Мейтуса).

Лугов Е. М.

Евгений Михайлович (р. 2 IX 1922, Рыбинск Ярославской обл.) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1964. Учился в Хор. уч-ще при Ленингр. акад. капелле. С 1945 рук. армейского ансамбля песни и пляски. В 1948-51 дирижёр Крымского т-ра оперетты, с 1952 - Т-ра оперетты Кузбасса в г. Кемерово (с 1953 гл. дирижёр). Под упр. Л. исполнены мн. оперетты (св. 50), среди них - "Герцогиня Герольштейнская" Оффенбаха, "Баядера" Кальмана, "Моя прекрасная леди" Лоу, "Белая акация" Дунаевского, "На рассвете" Сандлера, "Алёнушка" Гомоляки, "Мой безумный брат" Цабадзе, "Жемчужина Сибири" Мартынова и Бирюкова. Автор солдатских песен, песен о Сибири, муз. комедии для детей "Золотая труба" и др.

Лудду

Лудду - карельский духовой мундштучный муз. инструмент такой же конструкции, как лиру, но бульших размеров (общая дл. 600-650 мм).

Лудыня А. Э.

Лудынь-Пабиан Анна Эрнестовна (р. 29 XI 1906, Рига) - советская певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Латв. ССР (1954). В 1934 окончила Латвийскую консерваторию (класс Ф. Коррадо, затем - П. Сакса). В 1931-32 солистка Латыш. передвижной оперы, в 1932-35 актриса и солистка Т-ра крестьянской драмы и Т-ра рус. драмы (Рига). В 1934-1964 в труппе Латв. нац. оперы (ныне Латв. т-р оперы и балета). Среди партий: Лавиза, Тевине ("К новому берегу", "Зелёная мельница" Зариня), Майга ("Банюта" Калниня), Сайма ("Огни мщения" Э. Каппа), Марина Мнишек ("Борис Годунов"; Гос. пр. СССР, 1950), Аксинья; Кащеевна ("Кащей бессмертный" Римского-Корсакова), Любаша ("Царская невеста"), Графиня, Ваня, Кармен, Амнерис; Ульрика ("Бал-маскарад" Верди), Ортруда, Фрика ("Лоэнгрин", "Валькирия" Вагнера), Иродиада ("Саломея" Р. Штрауса) и др. В 1948-61 преподавала в Латв. консерватории (с 1958 доцент).

Я. Я. Витолинь.

Лузанов Ф. П.

Фёдор Петрович (р. 16 IX 1919, Ростов-на-Дону) - сов. виолончелист. Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1953. В 1943 окончил Моск. консерваторию у С. М. Козолупова. В 1941-43 солист-концертмейстер Большого симф. оркестра Всесоюзного радио, в 1943-70 оркестра Большого т-ра, с 1970 концертмейстер Гос. симф. оркестра СССР. Выступает также как солист. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1945), 1-я пр. на конкурсе 1-го Всемирного фестиваля демократич. молодёжи (1947, Прага). С 1952 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (с 1977 доцент), в 1956-58 - Моск. консерватории.

Литература: Юзефович В., Портреты оркестрантов. Федор Лузанов, "СМ", 1973, No 4; Шавеко Ю., Бенефис, виолончелиста, "СМ", 1980, No 4.

Луканин В. М.

Василий Михайлович (27 IV (9 V) 1889, с. Дуброво Осинского уезда, ныне Пермской обл. - 10 X 1969, Ленинград) - сов. певец (бас) и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1909-13 учился пению у профессора Петерб. консерватории И. С. Томарса. В 1912-17 выступал в т-ре "Луна-парк", "Троицком т-ре миниатюр", Петрогр. т-ре муз. драмы. В 1918-22 - в оперном коллективе под рук. М. К. Максакова, дававшем спектакли в городах Урала и Сибири. В 1922-24 концертировал в Харбине, Пекине, Шанхае и др. В 1924-1934 работал в Москве, Киеве, Свердловске, Саратове, Баку, Тбилиси и др. городах, в 1934-58 - в Ленингр. т-ре оперы и балета. Создал яркие муз.-сценич. образы: Борис Годунов, Иван Сусанин, Руслан, Досифей, Галицкий, Кочубей, Мельник, Демон; Томский ("Пиковая дама"), Мефистофель, Нилаканта; Свенгали ("Трильби" Юрасовского), Линдорф, Коппелиус, Дапортутто ("Сказки Гофмана" Оффенбаха) и др. Был активным пропагандистом опер сов. композиторов, исполнял партии Пугачёва ("Орлиный бунт" Пащенко), Разина ("Стенька Разин" Бершадского), Вакулинчука ("Броненосец "Потёмкин"" Чишко) и др. В 1948 начал педагогич. деятельность. В 1956-68 работал в Ленингр. консерватории (с 1965 профессор). Методич. принципы Л. представляют большой интерес для изучения рус. вок. школы. Среди учеников - Е. Е. Нестеренко, Г. В. Селезнёв, В. П. Малышев. Л. - автор мн. статей и рецензий в периодич. печати, книги "Мой метод работы с певцами" (1972).

Е. Н. Дюкина.

Лукас Д. А.

Дмитрий Александрович (р. 3(16) VI 1911, г. Свенцяны, ныне Швенчёнис Литов. ССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1955). Чл. КПСС с 1950. Окончил Белорус. консерваторию по классу композиции у В. А. Золотарёва (1941). Работал начальником Реперткома (1943-44) и муз. отдела (1944-46) Управления по делам иск-в БССР, гл. редактором (1948-50, 1953-55) и худ. рук. (1955-58) муз. вещания Белорус. радио; в 1965-72 ст. преподаватель Минского пед. ин-та им. М. Горького.

Сочинения: оперы - Кастусь Калиновский (пост. 1947, Минск, Белорус. т-р оперы и балета), Песня о счастье (1951), Дочь пограничника (1969); для орк. - симфония (1955); камерные ансамбли - 4 струн. квартета (1939, 1945, 1966, 1974); хоры; романсы, в т. ч. циклы - Мелодии (1957), Времена года; песни; музыка к драм. спектаклям и фильмам, в т. ч. "Дети партизана" (совм. с Г. Н. Поповым), "Нестерка".

Лукачич И.

Лукачич И. (Lukacic) Иван (при крещении Марко) (ок. 1584, крещён 17 IV 1587, Шибеник - 20 IX 1648, Сплит) - хорватский композитор и органист (Югославия). Муз. образование, вероятно, получил в Италии. Был настоятелем францисканского монастыря и более 30 лет капелланом ("префектом музыки") кафедрального собора в Сплите. Из его соч. сохранился сборник, состоящий из 27 одно- и пяти голосных мотетов с цифрованным басом, - "Духовные песнопения" ("Sacrae cantiones", Venezia, 1620; 11 мотетов переизд. Д. Пламенацом в сб., опубликованном в 1935 в Загребе). Это наиболее значит. произв. хорватской музыки эпохи нац. Возрождения; они отличаются богатством выразит. средств. Если мотеты Л. восходят к старым полифонич. формам, то в соч. для 1-2 голосов вок. многоголосие уступает место гомофонному складу, где выразит. мелодия сольного голоса противопоставлена партии инстр. сопровождения; ощущается переход к жанру церк. кантаты; некоторые произведения близки к т. н. оратории-диалогу (разновидность диалогизированного мотета - переход к разработанной форме оратории), соч., построенные на чередовании сольных партий с блестящими полифонич. эпизодами, - к концертам венецианских мастеров.

Литература: Пламенац Д., Хорватская музыка в эпоху Возрождения, в сб.: Из прошлого югославской музыки, М., 1970, с. 29-34; Коvаcеvic К., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, 1960, с. 292-95; Andreis J., Cvetko D., Duric-К1ajn S., Historijski razvoj muzicke kulturc u Jugoslaviji, Zagreb, 1962, с. 36-41.

И. M. Ямпольский.

Лукашевский И. А.

Илья Авсеевич (8(20) IX 1892, Киев - 11 VI 1967, Ленинград) - сов. скрипач. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Учился в Муз. школе Н. В. Лысенко в Киеве у Е. Н. Вонсовской, в 1916 окончил Петрогр. консерваторию по классу скрипки у И. Р. Налбандяна. В 1919 организовал и возглавил один из первых сов. проф. камерных ансамблей - Квартет им. А. К. Глазунова (с 1934 засл. коллектив РСФСР), завоевавший мировую известность. В 1925 и 1929 совершил с квартетом заграничные турне (Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Бельгия, Нидерланды). Л. был выдающимся ансамблистом, его игра отличалась исключительным по красоте и певучести тоном, благородством стиля. С 1938 вёл класс скрипки и руководил квартетным классом в Ленингр. консерватории (с 1964 профессор).

Литература: Вайнкоп Ю. Я., Квартет имени Глазунова (1919-1939), Л., 1940.

И. М. Ямпольский.

Лукашов В. А.

Владлен Алексеевич (р. 15 I 1930, Запорожье) - сов. композитор. В 1955 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции у Б. Н. Лятошинского. В 1955-61 муз. редактор Укр. радио. Работает преим. в жанре муз. комедии. Многие его произв. написаны на либр. Д. А. Шевцова.

Сочинения: муз. комедии - Суперники (Соперники, по Р. Шеридану, 1958, Киевский т-р муз. комедии), Володимирська гipкa (Владимирская горка, 1959, там же), Кубинська новела (1963, там же), До дому повернулись моряки (1964, там же), Полтавськi дiвчата (1965, Полтавский муз.-драм. т-р), Бравий солдат Швейк (по Я. Гашеку, 1968, Киевский т-р муз. комедии, нов. ред. 1970, Т-р им. И. Заборского, Прешов, Чехословакия), Ти i я (Ты и я, 1971), Суперниця коханна (1975, Херсонский муз.-драм. т-р); увертюра на нар. темы для симф. орк. (1961), романсы, песни, музыка для драм. т-ра.

H. H. Сидоренко.

Лукин Ф. М.

Филипп Миронович (р. 20 VI (3 VII) 1913, дер. Сявал-Сирма Ядринского уезда Казанской губ.) - сов. композитор, хор. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1970), засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1945) и Даг. АССР (1972). Чл. КПСС с 1940. Деп. Верх. Совета Чуваш. АССР 4-5-го и 8-го созывов. Окончив дирижёрско-хор. ф-т Моск. консерватории, возглавлял Чуваш. ансамбль песни и танца (1942-56). Как композитор выдвинулся в 30-е гг. Автор многочисл. хоровых (преим. массовых) и сольных лирич. песен, в к-рых проявились нац. особенности чуваш. музыки. За "Песню молодежи", "Песню о Москве", "Застольную" и ряд др. песен удостоен Гос. пр. СССР (1952). Л. преподаёт в Чебоксарском муз. уч-ще. Секретарь правления CK РСФСР (с 1968) и пред. правления CK Чуваш. АССР (с 1948).

Сочинения: песни (св. 600) на сл. чуваш. поэтов; 18 авторских сб-ков - "Пять песен" (1957), "Песни" (1960, 1963, 1975), "Жаворонок" (1967), "Отчизна-мать" (1970), "Край родной" (1972) и др., обр. нар. песен (более 30), пьесы для разл. инструментов, музыка к спектаклям.

Литература: Илюхин Ю., Песенное творчество Ф. Лукина, "СМ", 1952, No 10; его же, Филипп Миронович Лукин, в кн.: Учёные записки Чуваш. НИИ, вып. 41, Чебоксары, 1969; Ходяшев В., Ф. М. Лукин, "СМ", 1963, No 8; Потапова Л., Творчество, популярное в народе, там же, 1970, No 2.

Ю. А. Илюхин.

Лукк Б. А.

Бруно Аугустович (р. 17(30) VI 1909, Чусовая Пермской губ.) - сов. пианист и педагог. Нар. арт. Эст. ССР (1977). В 1928 окончил Латв. консерваторию у М. Бетге. Занимался в Высшей муз. школе в Берлине по классу фп. у Л. Д. Крейцера, по теории музыки и композиции у П. Хиндемита (1928-31). Выступает как солист и в составе разл. ансамблей. В 1942-74 играл в фп. дуэте с Клас Анной Иосифовной ((р. 1912) - засл. арт. Эст. ССР (1946), в 1931 окончила Таллинскую консерваторию у С. Хейнрикс). В 1940-41 и с 1944 преподаватель Таллинской консерватории (с 1945 профессор), в 1940-41 и 1944-67 зав. кафедрой фп., в 1948-51 директор, в 1951-56 зам. директора там же. Пр. Сов. Эстонии (1947).

Лукка П.

Лукка П. (Lucca) Паолина (25 IV 1841, Вена - 28 II 1908, там же) - австр. певица (драм. сопрано). По национальности итальянка. Пению обучалась у Р. Леви и Уфмана. Дебютировала в 1859 в Ольмюце (Оломоуц) в партии Эльвиры ("Эрнани"). В 1860 выступала в Пражской опере (Валентина - "Гугеноты" и Норма). Была приглашена Дж. Мейербером в Придворную оперу в Берлине (1861-72). Гастролировала в оперных театрах Европы и Сев. Америки (особенно часто в "Ковент-Гардене", Лондон), в 1868-69 и 1877 - в России. В 1874-89 солистка Венской придв. оперы (в 1889 избрана её почётным членом). В 1889 оставила сцену и преподавала пение. В репертуаре Л. насчитывалось св. 60 драм. и лирич. партий. Виртуозно владея колоратурой, Л. была в то же время одной из лучших исполнительниц партии Кармен. Красивый, насыщенный голос певицы отличался редкой широтой диапазона (2 1/2 октавы). Музыкальность, выдающийся драм. талант позволяли ей создавать жизненно достоверные сценические образы, из которых к лучшим относятся: Церлина ("Дон Жуан" и "Фра-Дьяволо"), Селика ("Африканка", подготовлена под руководством Мейербера), Леонора ("Фаворитка" Доницетти).

Литература: Mara-Jansen A und Weisse-Zahrer D., Die Wiener Nachtigall..., B, (1935).

M. M. Яковлев.

Лукомская Х.

Лукомская Х. (Lukomska) Халина (р. 29 IV 1929, Сухеднюв, Келецкое воеводство) - польск. певица (лирико-колоратурное сопрано). Училась у С. Лятошевской в Высшей оперной школе в Познани (с 1951), у М. Халфнер и С. Завадской в Высшей муз. школе в Варшаве (1954-56). Совершенствовалась в Италии у Дж. Фаваретто в Сиене (1958) и у Тоти Даль Монте в Венеции (1959-60). Л. обладает сильным голосом красивого тембра, виртуозно владеет колоратурной техникой. Исполняет в концертах гл. обр. соч. В. А. Моцарта, а также произв. композиторов 20 в. - К. Шимановского, В. Лютославского, К. Сероцкого, А. Веберна, А. Берга, П. Булеза, И. Ф. Стравинского, Л. Ноно. 1-я пр. и Золотая медаль на Междунар. конкурсе вокалистов в Хертогенбосе (Нидерланды, 1956). Ряд композиторов написал свои соч. специально для Л., в т.ч. А. Блох. С 1960 много гастролирует в разных странах, в т.ч. в СССР (1956, 1958), в США (1970, 1971); участвовала во мн. муз. фестивалях, выступала в крупнейших конц. залах мира.

Лукошко И. Т.

Иван Трофимович (в иночестве Исайя) (г. рожд. неизв. - ум. ок. 1621) - рус. распевщик. Ученик Стефана Голыша, работавшего у купцов Строгановых в Усолье на Урале. С именем Л. связана одна из традиций знаменного пения в 17 в., т. н. усольский перевод. А. Мезенец в "Извещении о согласнейших пометах" указывает на различие между "старым Христианиновым переводом" и "усольским мастеропением". Отсюда можно заключить, что усольский перевод был "моложе" моск. редакции Ф. Крестьянина, появившейся в сер. 16 в. Известно неск. певч. рукописей с указанием на "перевод Лукошков".

Ю. В. Келдыш.

Лукьянов Г. К.

Герман Константинович (р. 23 VIII 1936, Ленинград) - сов. джазовый исполнитель на флю-гельгорне и композитор. В 1961 окончил Моск. консерваторию у А. И. Хачатуряна (композиция). С 1962 работал в разл. эстр. ансамблях Москвы, с 1970 солист Конц. эстр. ансамбля Всесоюзного радио и телевидения, в 1974-77 солист и дирижёр Эстр.-симф. оркестра Азерб. ССР. С 1978 худ. рук. созданного им камерного джаз-ансамбля "Каданс" (Москва). Автор муз. произв., многие из к-рых претворяют черты рус. нар. песенности ("Крестьянская свадьба", "Белая ворона", "Иванушка-дурачок" и др.), музыки к кино- и телефильмам. Ему принадлежат методич. пособия по технике джазовой импровизации. Участник междунар. и всесоюзных джазовых фестивалей.

Литература: Колосов Ал., "Каданс", "Советская эстрада и цирк", 1981, No 9.

Луначарский А. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Луначарский М. В.

Михаил Васильевич (15(27) VII 1862, Чернигов - 15 III 1929, Москва) - певец (баритональный бас). Брат А. В. Луначарского. В 1894 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та и Петерб. консерваторию по классу пения (учился у С. И. Габеля и К. Эверарди). Служил в разл. министерствах, выступал как любитель в ряде оперных спектаклей в партиях Онегина, Дон Жуана; Визиря ("Фераморс" Рубинштейна), Шакловитого ("Хованщина"), Потёмкина ("Черевички") и др. Был исполнителем партий Юрия Токмакова ("Псковитянка", нов. ред. 1895), Бориса Годунова (спектакль в ред. Римского-Корсакова, "Борис Годунов", 1896), Сальери ("Моцарт и Сальери", 1897). Неоднократно выступал в гл. партиях баритона в ораториях ("Павел" и "Илия" Мендельсона, "Страсти по Матфею" Баха, "Песнь о колоколе" Бруха и др.), в концертах с исп. романсов рус. и зап.-европ. композиторов. Ему посвятили свои романсы Н. А. Римский-Корсаков ("Томительно влекутся дни мои", 1895), А. К. Глазунов. Был одним из организаторов и рук. Петерб. об-ва муз. собраний, в концертах к-рого выступал как певец; участвовал в печатных изданиях об-ва. С 1914 прекратил сценич. деятельность.

Л. М. Луначарский.

Лунгул С. В.

Семён Васильевич (р. 16 II 1927, с. Глиное Слободзейского р-на Молд. ССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1974). В 1957 окончил Кишинёвскую консерваторию у Л. С. Гурова (учился также у С. М. Лобеля). С 1957 преподаёт муз.-теоретич. предметы в Кишинёвской спец. муз. школе-интернате. С 1973 зам. пред. правления CK Молд. ССР.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Дмитрий Кантемир (cл. Г. Димитриу, 1974); кантаты: Родные просторы (cл. Л. Деляну, 1958), Моя Родина (cл. Г. Виеру, 1973); концерт для струн. орк. (1979); для фп. - сонатина Маски, каприччио, Хура; сюита для флейты соло (1978); для хора и орк. - Ленин, мир. жизнь (cл. А. Бусуйока, 1970), Ода братству (cл. Л. Рошки, 1977), Песня о Ленине (cл. Г. Чокойя, 1980); для хора a cappella - Аппассионата (cл. Бусуйока), Была война (cл. Виеру), Край мой виноградный (cл. В. Подкопаева), 5 поэм на стихи молд. поэтов; романсы, песни; музыка к спектаклям драм. т-ра; обр. молд. нар. песен и др.

Литература: Деркач Т., Семён Лунгул, Киш., 1977.

Лундстрем О. Л.

Олег Леонидович (р. 20 III (2 IV) 1916, Чита) - сов. композитор и дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1973). С 1921 жил в Харбине, где в 1935 окончил муз. техникум по классу скрипки. В 1934 организовал из молодых музыкантов, членов семей сов. специалистов, работавших на Китайско-Вост. железной дороге, эстр. оркестр (джаз), с к-рым выступал до 1947 в Циндао и Шанхае (с 1935 оркестр стал профессиональным). Одноврем. в 1944 окончил ф-т архитектуры Высшего технич. центра в Шанхае. В 1947 вместе с оркестром переехал в Казань, где наряду с выступлениями на эстраде работал в Тат. т-ре оперы и балета. В 1953 окончил Казанскую консерваторию по классу композиции у А. С. Лемана, занимался также по классу дирижирования у И. Э. Шермана, в 1953 преподавал там же теоретич. дисциплины. В 1954-56 зав. муз. частью Драм. т-ра им. В. И. Качалова в Казани. С 1956 рук. эстр. оркестра Росконцерта (Москва). Л. ведёт большую конц. деятельность, пропагандируя лучшие образцы сов. эстрадной и джазовой музыки. В творчестве Л.-композитора значит. место занимают произв., претворяющие в совр. джазовой форме интонации музыки народов СССР. Гастролирует с оркестром за рубежом.

Сочинения: для орк. - симфония (1953), сюита на тат. темы (1951); для скр. и фп. - Мелодия (1948); для влч. и фп. - соната (1949); для джаз-оркестра - Интерлюдия (1945), Мираж (1947), Экспромт (1957), Бухарский орнамент (1971), В горах Грузии (1972); песни; музыка к спектаклям драм. т-ров.

Н. Г. Минх.

Лунду

Лунду (португ. lundu).

1) Старинный афро-бразильский нар. танец, распространённый преим. в городах. Хореография родственна батуке и самбе (пара солистов в центре круга зрителей и музыкантов). Музыка в 2-дольном размере, остросинкопированная, темп подвижный. С кон. 18 в. вытесняется салонным Л. - парным танцем.

2) Браз. песенный жанр, сложившийся в кон. 18 в. в гор. салонах и генетически связанный с салонным танцем Л. Песня преим. лирич. характера, размер 2/4, с синкопированной, но очень плавной мелодией; сопровождается игрой на виолане или фп. Пользовался большой популярностью в течение почти всего 19 в.

Лункевич С. А.

Сергей Александрович (р. 29 IV 1934, Кишинёв) - сов. скрипач, дирижёр и композитор. Нар. арт. СССР (1976). В 1957 окончил Кишинёвскую консерваторию по классу скрипки у И. Л. Дайлиса, в 1958 - по классу дирижирования у Б. С. Милютина. В 1955-57 артист симф. оркестра Молд. филармонии. С 1958 1-й скрипач, гл. дирижёр и худ. рук. оркестра нар. музыки "Флуераш". Среди соч. Л. для оркестра молд. нар. инструментов - пьесы "Тоска цыгана" (1962), "Ынвыртита Игната" (1963), "Липканская сырба" (1965), "Памяти Виктора Хары" (1971). Обработал ряд нар. молд. песен для оркестра нар. инструментов. Снимался в кино ("Мариана", 1967; "Лэутары", 1971). Гастролирует за рубежом. Гос. пр. Молд. ССР (1967).

Луппов А. Б.

Анатолий Борисович (р. 2 VI 1929, с. Пачи Кировской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Map. АССР (1968). Окончил Казанскую консерваторию по классам фп. у В. Г. Апресова (1956) и композиции у А. С. Лемана (1959). Преподаёт в этой консерватории фп. (с 1956) и композицию (с 1967). Доцент (с 1969). Пред. правления Map. отделения CK РСФСР (с 1965). Автор первого мар. балета "Лесная легенда", созданного по мотивам старинных сказов.

Сочинения: балеты - Лесная легенда (1971, пост. 1973, Муз.-драм. т-р, Йошкар-Ола), Соловей и родник (1974), Джим (1975); для голоса с орк. - вок.-симф. поэмы Последняя ночь (1965), Сны (1969); для орк. - симфония (1964), увертюра (1963), увертюра "Юность КАМаза" (1974), Татарское каприччио (1970), Марийское каприччио (1973), Детская сюита (1962); концерты с орк. - для фп. (1958), концертино-токката для фп. (1965), для флейты (1965), гобоя (1966), кларнета (1968), фагота (1967), Маленький концерт для десяти инструментов (1969); квинтет для деревянных духовых (1959), инстр. пьесы, романсы, песни, обр. нар. мелодий, музыка к спектаклям драм. т-ров.

Литература: Егорова О., Гражданская направленность поисков, "СМ", 1968, No 10.

Л. А. Новосёлова.

Лур

1) Древний бронзовый духовой амбушюрный муз. инструмент. Найден в кон. 19 - нач. 20 вв. (30 экземпляров) во время раскопок на зап. побережье Балтийского моря; относится к бронзовому веку. Ствол инструмента изогнутый (часть сохранившихся Л. имеет форму правого бивня мамонта, другие - левого), мундштук чашеобразный, похож на современный, раструб в форме плоской тарелки.

2) Скандинавский духовой музыкальный инструмент. Представляет собой обёрнутую корой деревянную трубочку, без мундштука (губы исполнителя прижимаются непосредственно к отверстию для вдувания). Длина около 1 м. Игровых отверстий нет.

Г. И. Благодатов.

Лура

Лура (от франц. loure - волынка) - франц. нар. танец, имевший распространение среди крестьян Нормандии. Исполнялся под аккомпанемент муз. инструмента Л. (отсюда назв.). Размер 6/4. Движение медленное, плавное. В кон. 17 - нач. 18 вв. франц. композиторы и балетмейстеры вводили Л. в оперу и балет (часто в качестве массового танца кордебалета). В 18 в. Л. входит также в инстр. сюиту (И. С. Бах, И. Ф. Кирнбергер и др.).

Лусинян М. Х.

Мартын Христофорович (р. 8(20)II 1896, Ростов-на-Дону) - сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1960). Сценич. деятельность начал в 1911 в Ростове-на-Дону. Работал в т-рах драмы и муз. комедии Астрахани, Саратова, Баку, Еревана, Свердловска, Ворошиловграда и др. городов. С 1948 - ведущий артист Краснодарского т-ра оперетты. Создал более 200 разнохарактерных сценич. образов. Среди ролей: Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Богдан Сусик ("Трембита" Милютина), Зупан ("Цыганский барон" Штрауса).

В. И. Зарубин.

Луфер А. М.

Абрам Михайлович (12(25) VIII 1905, Киев - 13 VII 1948, там же) - сов. пианист, педагог, муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в УССР (1945). Чл. КПСС с 1939. Окончил по классу фп. у Г. Н. Беклемишева Киевский муз. техникум (1925) и Высший муз.-драм. ин-т им. Лысенко (1928), в к-ром в 1928-34 преподавал фп. (с 1929 зав. кафедрой спец. фп.). В 1934 руководил реорганизацией муз. образования в Киеве, возглавил консерваторию (в её состав вошли 1-я муз-профшкола, музтехникум и теоретико-композиторский ф-т ин-та; консерватория награждена во время его работы в ней орденом Ленина); с 1935 профессор, до 1941 и в 1944-48 директор. В 1941-44 директор и зав. кафедрой спец. фп. Свердловской консерватории. Среди учеников - Т. О. Гольдфарб. Как пианист выступал с 1929. В 1930-41 и 1944-46 солист Киевской филармонии и Радиокомитета. Лауреат Всеукраинского конкурса пианистов в Харькове (1-я пр., 1930), 2-го Междунар. конкурса пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (3-я пр., 1932). Мужественный темперамент, энергия, волевое начало и технич. безупречность, продуманность художеств. целого были характерными чертами его игры; пропагандировал соч. совр. укр. композиторов (В. С. Косенко, Б. Н. Лятошинского, Л. Н. Ревуцкого). Выступал со статьями по вопросам музыкального образования, пианизма и др.

Л. А. Бас.

Луцкий Ш.

Луцкий Ш. (Lucky) Штепан (р. 20 I 1919, Жилина) - чеш. композитор и муз. критик. Обучался композиции в Праге у А. Хабы (1936-39) и Я. Ржидкого (1945-47), окончил также Карлов ун-т как музыковед. Работает в Праге. В 1945-49 муз. критик неск. газет и журналов. JB 1954-58 рук. муз. отдела на телевидении. С 1956 преподаёт в Академии иск-в. Использует ј-тоновую систему. Музыка Л. отличается серьёзностью мысли и изысканностью.

Сочинения: опера Полуночный сюрприз (Pulnocnн prekvapenн, 1959); для орк. - симф. поэма Император Морс (1941), концерт (1976); концерты с орк. - для фп. (1947), скр. 1965), влч. (1946), для скр. и фп. (двойной, 1971); квинтеты для духовых (1946-74) и др. ансамбли; фп. пьесы; циклы песен; музыка к кинофильмам (ок. 40) и спектаклям драм. т-ра.

Лученок И. М.

Игорь Михайлович (р. 6 VIII 1938, Марьина Горка Минской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1973). Чл. ЦК ЛКСМ Белоруссии и чл. ЦК ВЛКСМ. В 1961 окончил Белорус. консерваторию по классу композиции у А. В. Богатырёва, в 1967 аспирантуру Моск. консерватории под рук. Т. Н. Хренникова. В песнях Л. нашли отражение гражданственные устремления, поэзия труда и созидания, светлый порыв юности. Особое место в творчестве Л. занимает тема героич. подвига народа в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 - песня-баллада "Память сердца" (1-я пр. на 1-м Всесоюзном конкурсе сов. песни, 1966), песни "Хатынь", "Баллада о солдатском сердце" и др. Среди др. песен - "Журавли на полесье летят", "Стоят на рейде наши бригантины", "Комсомольская юность", "Вереск", "Если б камни могли говорить", "Родине", "Наследие". Л. принадлежат кантаты "Курган" (по поэме Я. Купалы, 1962), "Неизвестный солдат" (сл. П. А. Хорькова, 1970), хоровая "Баллада про солдатское сердце" (1962), вок. цикл на стихи вост. поэтов (1963), триптих на стихи сов. поэтов - "Человеку нужна тишина" (1966), струн. квартет (1965), 12 прелюдий для фп. (1963), музыка к фильмам. Пр. комсомола Белоруссии (1967), пр. Ленинского комсомола (1972).

Литература: Лукша В., Дзесяць дорог да Чароўнага, Miнск, 1970, с. 3-8.

И. И. Зубрич.

Предыдущая страница Следующая страница