Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 7, "ЛИС"-"ЛОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 7, "ЛИС"-"ЛОН")

Листопадов А. М.

Александр Михайлович (6(18) IX 1873, ныне станица Краснодонецкая Ростовской обл. - 14 II 1949, Ростов-на-Дону) - сов. музыкант-фольклорист, хор. деятель. Род. в семье учителя. Был преподавателем хуторской школы на родине (1892-1902), где начал записывать донские казачьи песни (опубликованы в сборниках и "Трудах Музыкально- этнографической комиссии...", т. 1-2, М., 1906-11). В 1903-07 учился в Моск. консерватории и ун-те, к-рые не закончил, т. к. был выслан за участие в революц. движении. В 1907-20 работал в Саратове (в т. ч. в консерватории), в муз. уч-щах Новочеркасска (1920-34), Душанбе (1934-36); с 1936 жил в Ростове-на-Дону, был рук. хора донских казаков. Л. принадлежит сводный труд "Песни донских казаков" (т. 1-5, 1949-54). Этот крупный вклад в сов. муз. фольклористику вместе со сб. "Песни донских казаков" (М., 1911, совм. с С. Я. Арефиным) содержит публикации донских казачьих песен и их реконструкции (аранжировки для 4-гол. хора) методом звукозаписей отд. хор. голосов, сделанных в разное время. Л. - автор исследований, в т. ч. ст. "О складе былин северных и донских" и записей рус., тадж., укр., калмыцких нар. песен.

Литература: Добровольский Б. М., Работа А. М. Листопадова над песенным фольклором донских казаков, в сб.: Народная устная поэзия Дона, (Ростов-н/Д.), 1963; Сердюченко Г., А. М. Листопадов, М., 1955.

Е. В. Гиппиус.

Литавра

Литавра (вероятно, от позднегреч. polytayrea, от греч. polys - многочисленный и tayrea - барабан; итал. timpani, франц. timbales, нем. Pauken) - ударный муз. инструмент древнего (вост.) происхождения. В Европе известен с 15 в., с 17 в. входит в состав оркестра. Котлообразный корпус Л. из меди, латуни или алюминия покрыт сверху хорошо выделанной кожей - мембраной. Строй инструмента регулируется степенью натяжения его мембраны при помощи винтов (винтовые литавры) или специального педального механизма, объединяющего действия винтов (механические литавры; изобретение педалей для Л. приписывается Ф. Дробишу). Внизу в центре корпуса имеется резонаторное отверстие. Звук Л. - гулкий, раскатистый (характерно тремоло, создающее яркие динамич. эффекты), извлекается 2 палочками с шарообразными головками, обтянутыми пушистой материей (фильцем). В оркестре используются комплекты из 2-5 и более различно настроенных инструментов, чаще всего 3 - большая Л. (F - с), средняя (А - d) и малая (с - f). Нотируются в басовом ключе. В партитуре размещаются непосредственно под группой медных духовых инструментов.

Литература: Рогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 320; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 189.

С. Я. Левин.

Литания

Литания (позднелат. litania, от греч. litaneia - просьба, моление) - в католич. богослужении молитва или песнопение, обращённое к богу, богоматери или святым и обычно содержащее мольбу о помиловании или заступничестве. Самый ранний тип католич. Л. (5-7 вв.) - т. н. Kyrie-Litanei, заимствованная от вост. церкви; в ней община отвечала на определённые молитвы возгласом-мольбой "Kyrie eleison" (позднее использовались и др. возгласы). В 7 в. в Риме возникла "Л. на праздник всех душ", к-рая стала господствующим видом Л. Из более поздних Л. в 17 в. было разрешено исполнение в церкви народной т. н. Лауретинской Л. - торжественного песнопения в честь девы Марии (названа Лауретинской, по-видимому, по месту паломничества - Loreto) с простой песенной мелодией скорбного характера. Вне официальной службы исполнялось ещё неск. Л. С 16 в. Л., и прежде всего Лауретинская Л., обрабатывались композиторами в виде многогол. произв., часто с использованием хор. "аккордовой" декламации. Подобного рода сочинения создали Палестрина (10 Л., 1593), О. Лассо и др. композиторы. Такие Л. с англ. переводами текстов вошли и в церк. службы англиканской церкви. 4 Л. были написаны В. А. Моцартом (K.-V. 109, 125, 195 и 243). В 19 в. порой находили воплощение свободные поэтич. претворения мотивов Л. ("Литания на праздник всех душ" - "Litanei auf das Fest aller Seele" Шуберта для голоса и фп. на текст Якоби и др.).

Литература: Wagnеr Р., Einfьhrung in die Gregorianischen Melodien, Bd 3, Lpz., 1921, Hildesheim - Wiesbaden, 1962; Fellerer K. G., Mozarts Litaneien, в кн.: Bericht ьber die musikwissenschaftlichen Tagung der internationalen Stiftung Mozarteum in Salzburg 1931, Lpz., 1932; Roth J., Die mehrstimmigen lateinischen Litaneikompositionen des 16. Jahrhunderts, Regensburg, 1959 (Kцlner Beitrдge zur Musikforschung, Bd 14).

Литвин Ф. В.

Литвин Ф. В. (Litvinne) Фелия Васильевна (наст. имя и фам. Франсуаза Жанна Шютц, по мужу - Литвинова) (1861, Петербург - 12 X 1936, Париж) - рус. певица (драм. сопрано). Муз. образование получила в Париже у Барт-Бандерали, П. Виардо-Гарсиа и В. Мореля. Дебютировала в нач. 1880-х гг. Выступала на оперных сценах мира (Милан, Рим, Нью-Йорк, Париж, городах Юж. Америки и др.). В 90-х гг. пела в России (Петербург, Москва и др.), пропагандировала рус. музыку за рубежом, участвовала в "Русских сезонах". Певица обладала исключительным по широте диапазона и силе голосом, драматически выразительным, гибким и нежным. Её манера пения отличалась благородством стиля и иск-вом владения вок. средствами, тонкостью фразировки. Завоевала известность как одна из лучших исполнительниц партий в операх Р. Вагнера - Эльзы в "Лоэнгрине", Брунгильды в "Валькирии", "Зигфриде" и "Гибели богов", Кундри в "Парсифале", особенно прославилась воплощением образа Изольды в "Тристане и Изольде". Величественный трагич. образ Юдифи создала в одноим. опере Серова. Др. партии: Королева ("Гамлет" Тома), Аида, Наташа ("Русалка"), Далила, Альцеста ("Альцеста" Глюка). Л. была также педагогом; написала воспоминания "Ma vie et mon art" (1933; в рус. пер. - "Моя жизнь и моё искусство", 1967).

Литература: Старк Э., (Зигфрид) Петербургская опера и ее мастера, М. - Л., 1940; Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962.

Литвиненко-Вольгемут М. И.

Литвиненко-Вольгемут М. И. (по мужу - Вольгемут) Мария Ивановна (по уточнённым данным, 1(13) II 1892, Киев - 3 IV 1966, там же) - сов. певица (лирико-драм. сопрано), педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1936). Чл. КПСС с 1944. В 1912 окончила Киевское муз. уч-ще по классу пения у М. Алексеевой-Юневич. Сценич. деятельность начала в укр. труппе Н. К. Садовского (1912-14), где дебютировала в партии Оксаны ("Запорожец за Дунаем"). Пела в т-рах Петрограда (1914-16, Т-р муз. драмы), Киева, Винницы (1919-22, Народный укр. т-р), Харькова (1923-35) и снова Киева (1935-1953). Л.-В. обладала сильным чистым голосом красивого тембра, высокоразвитой вок. техникой. Создала ряд ярких сценич. образов в произв. укр. композиторов: Варвара ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Настя ("Тарас Бульба" Лысенко), Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Наталка и Терпелиха ("Наталка Полтавка"), Ганна ("Наймычка" Вериковского) и др., а также в партиях классич. репертуара: Купава, Снегурочка, Лиза; Мария ("Мазепа"), Ярославна, Тоска, Аида; Валентина ("Гугеноты"), Галька и др. В 1953 оставила сцену. Принимала участие в организации укр. сов. оперного т-ра (1920-е гг.), в 1935 была делегатом 7-го съезда Советов СССР. С 1944 профессор Киевской консерватории. Гос. пр. СССР (1946).

Литература: Савинов Б., М. I. Литвиненко-Вольгемут - народна артистка СРСР, Кипв, 1946; Поляков А. И., М. I. Литвиненко-Вольгемут, Кипв, 1956; Стефанович М., Кипвський театр опери та балету, Кипв, 1960; Швачко T., Mapiя Литвиненко-Вольгемут, Кипв, 1972.

Л. С. Кауфман.

Литинский Г. И.

Генрих Ильич (р. 4(17) III 1901, Липовец, ныне Винницкой обл.) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957) и Чуваш. АССР (1963), нар. арт. Якут. АССР (1964) и Тат. АССР (1964). В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра. В 1944-47 рук. Консультационного центра при Оргкомитете CK СССР. В 1928-1943 преподавал в Моск. консерватории композицию и полифонию (с 1933 профессор, в 1931-37 и 1939-43 зав. кафедрой и декан композиторского ф-та). С 1947 профессор по классу композиции и полифонии Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. Одноврем. в 1949-64 вёл эти классы в Казанской консерватории. В 1928-45 работал в основном в инстр. жанрах (гл. обр. в камерно-инстр.). С кон. 1945 обратился к якут. нар.-муз. творчеству. В 1947 по муз.-фольклорным материалам М. Н. Жиркова и в содружестве с ним создал первые якут. нац. муз.-сценич. произв. (эпич. опера "Ньюргун Боотур Стремительный" и балет-сказка "Полевой цветок"). В последующих муз.-сценич. работах Л. отошёл от прямого цитирования якут. муз. фольклора, создав произв. на совр. тематику, основанные на творч. развитии нар.-стилистич. строя якут. песенности. Как педагог сыграл значит. роль в воспитании композиторов нац. республик. Среди его учеников: А. Г. Арутюнян, А. А. Бабаджанян, Н. Г. Жиганов, А. П. Кереселидзе, Э. М. Мирзоян, Ч. Нурымов, Ф. З. Яруллин. У него занимались также В. А. Макаров, А. С. Ленский, Б. М. Терентьев, Т. Н. Хренников и др. Автор уч. пособия "Задачи по полифонии" (ч. 1-3, 1965-67), мн. статей.

Сочинения: оперы - Ньюргун Боотур Стремительный (совм. с M. H. Жирковым, 1947, Якут. театр-студия; 2-я ред. 1957), Сыгый Кырынаастыр (совм. с М. Н. Жирковым, 1947, конц. исп., Якут. радио), Красный шаман (1967, Якут. муз.-драм. т-р); балеты - Полевой цветок (Сир Симэге, совм. с M. H. Жирковым, 1947, Якут. муз.-драм. т-р; 2-я ред. I960), Алый платочек (1949; 2-я ред. 1967, пост. 1968, Якут. муз.-драм. т-р), Радость Алтана (1963, Якут. муз.-драм. т-р); муз. комедия Здравствуй, университет! (1970); для орк. - симфония (1928), 2 сюиты (1931 - Дагестанская; 1941), 2 рапсодии - Ысыах (Праздник весны, 1966), Айхал (Здравица, 1972); для струн. орк. - концерт (1961), для струн. орк. и 2 фп. - Праздничная увертюра (1972); концерт с орк. - для трубы (1934); концертино для фп. со струн. орк. (1945); камерные ансамбли - струн. октет (1944), 12 струн. квартетов (1923-1970); сонаты - для скр. соло (1931; 2-я ред. 1963), для альта соло (1931; 2-я ред. 1963), для скр. и влч. (1931), для скр. и фп. (1942), для гобоя и фп. (1972); для скр. соло - Монолог (1967); для трубы и фп. - фантазия (1969), конц. этюды (1968); для гобоя и фп. (1969) и др.; для голоса и фп. - 4 вок. цикла (сл. сов. поэтов, 1941-45).

И. М. Ямпольский.

Литовская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Литовский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Литольф А. Ш.

Литольф А. Ш. (Litolff) Анри Шарль (6 II 1818, Лондон - 6 VIII 1891, Буа-Коломб, близ Парижа) - франц. пианист, композитор, дирижёр. Сын скрипача из Эльзаса. В 1832-37 брал уроки фп. игры у И. Мошелеса. В 1832 дебютировал как пианист в Лондоне. С 1835 жил преим. в Париже (преподавал игру на фп.), в 1841-44 в Варшаве (дирижёр в т-ре), в 1847-60 (с перерывами) в Брауншвейге, где возглавлял (с 1851) нотное изд-во (осн. в 1828; в 1860 перешло к Т. Литольфу), к-рое выпускало дешёвые серийные издания ("Collection Litolff"), в т. ч. сонаты В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена. Изд-во сыграло значит. роль в популяризации произв. классич. музыки. Среди соч. Л. особенную известность получили программные орк. увертюры "Робеспьер" и "Жирондисты", в к-рых использованы мотивы франц. революц. песен, а также 4 конц. симфонии для фп. с оркестром. Музыка Л., не отличаясь оригинальностью, привлекала исполнителей эффектной виртуозностью, колористич. мастерством инструментовки.

Сочинения: оперы - Кинастская невеста (Die Braut von Kynast, 1847, Брауншвейг), Король Лир, Родриго Толедский (обе не пост.), Тамплиеры (Les templiers, 1886, Брюссель); оперетты, в т. ч. Элоиза и Абеляр (1872, Париж); оратория Руфь и Вооз (1869), кантата Сцены из "Фауста" Гёте; Героич. концерт для скр. с оркестром, Траурный марш на смерть Дж. Мейербера; струн. квартет, 3 фп. трио, фп. пьесы, песни и др.

Литература: Magnette P., H. Ch. Litolff, P., 1914.

M. M. Яковлев.

Литургическая драма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Литургия

Литургия (греч. leitoyrgia, от leitos - общественный, всенародный и ergon - дело, обязанность) - важнейшее богослужение правосл. церкви, соответствующее мессе в католической и протестантской церкви. Видная роль в Л. принадлежит пению. В состав Л. входят псалмы, гимны, молитва "Отче наш". Элементами, связующими песнопения в одно целое, являются ектений и краткие стихи. Различают литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста - по именам составителей молитв, читаемых в алтаре во время пения стабильных песнопений. Существует также Л. преждеосвященных даров, совершаемая в великом посту. Песнопения Л. до 17 в. исполнялись одноголосно знаменным и др. распевами. В кон. 17 - нач. 18 вв. в многогол. партесном стиле (см. Партесное пение) создавались т. н. "Службы божии", к-рые охватывали цикл песнопений, входивший в состав Л. Авторами их были С. Пекалицкий, Н. П. Дилецкий, В. Титов, Н. Калашников, Ф. Редриков и др. Позднее Л. сочиняли А. Л. Ведель и С. И. Давыдов. К отд. песнопениям Л. музыку создавали Д. С. Бортнянский, П. И. Турчанинов, М. И. Глинка, А. Ф. Львов. Л. под названием "Обедня" написал А. Н. Верстовский (не издана).

Классич. образцом является литургия П. И. Чайковского, к-рый положил на музыку почти полный состав её песнопений и даже связующий её элемент (ектении и др.). В последующее время Л. писали А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов, H. H. Черепнин, С. В. Рахманинов, А. Г. Чесноков, П. Г. Чесноков, А. В. Никольский и др. А. А. Архангельский сочинил "заупокойную" Л., отличающуюся траурным характером музыки.

Литература: Смоленский С. В., Обзор исторических концертов Синодального училища, М., 1895; Преображенский А. В., Краткий очерк истории церковного пения в России, "РМГ", 1907, прилож. к No 1; Фивдейзен H. P., Очерки по истории музыки в России, вып. 3, М.-Л., 1928; Протопопов В. В., Про хорову багатоголосу композицiю XVII - початку XVIII ст., та про Симеона Пекалицького, "Украпнське музикознавство", 1971, No 6.

Н. Д. Успенский.

Лифарь С.

Лифарь С. (Lifar) Серж (Сергей Михайлович) (р. 2 IV 1905, Киев) - артист балета, балетмейстер, педагог, литератор. Ученик Б. Ф. Нижинской и Э. Чеккетти. С 1923 за рубежом; вошёл в труппу Русский балет С. П. Дягилева, с 1925 стал её премьером, создал заглавные партии в балетах "Аполлон Мусагет" Стравинского, "Блудный сын" Прокофьева. В 1929 пост. первый балет - "Байка про Лису..." Стравинского. В 1930-44 - первый танцовщик и балетмейстер "Гранд-Опера"; в 1932 получил звание профессора. Поставил балеты и исполнил гл. партии: "Творения Прометея" Бетховена (1929), "Икар" (ритмы Л., оркестрованные Ж. Шифером, 1935), "На Днепре" Прокофьева (1932), "Давид торжествующий" на музыку Мусоргского - Дебюсси, аранж. В. Риети (1936), "Сюита в белом" на муз. Лало (1943) и др. В 1944-47 худ. рук. и балетмейстер Нового балета Монте-Карло; здесь поставил балеты - "Dramma per musica" на музыку И. С. Баха, "Шота Руставели" Онеггера, А. Н. Черепнина и Т. Харсаньи. В 1947-59 создал в "Гранд-Опера" обширный балетный репертуар, в т. ч. "Видения" Coгe (1947), "Федра" Орика (1950), "Наутеос" на муз. Лелё (1954), "Фантастическая свадьба" Деланнуа (1955). Л. дважды обращался к теме трагедии "Ромео и Джульетта", в 1942 пост. балет на музыку увертюры-фантазии Чайковского, в 1955 - балет Прокофьева (2 акта).

Л. возродил балет Франции, находившийся в упадке, сформировав одну из лучших трупп в Европе с высокохудожественным репертуаром (Л. пост. св. 200 балетов). Стремясь к модернизации классич. танца, Л. определял свои симфонич. балеты как "неоклассические". В сфере действенного балета Л. тяготел к жанру трагедии, разрабатывал мифологич., фольклорные, лит. темы. В 1956 оставил сцену. С 1960 работал в разных странах как балетмейстер. В 1960 пост. балет "Пиковая дама" на музыку Чайковского в оперном т-ре Монте-Карло. В 1962-63 вновь в "Гранд-Опера".

Сочинения: Le Destin d'un danseur, P., 1934; Le Manifeste du chorйgraphe, P., 1935; Pensйes sur la danse, P., 1935; Traitй de danse acadйmique, P., 1949; Auguste Vestris. Dieu de la danse, P., 1950; Traitй de chorйgraphie, P., 1952; Mйditations sur la danse, P., 1952; Les trois grвces du XX-e siecle, P., 1957; Au Service de la danse, P., 1958.

Литература: (Levinson A.), Serge Lifar. Destin d'un danseur, P., 1934; Laurent J., Sazonova J., Serge Lifar, rйnovateur du ballet franзais, P., 1960.

B. M. Красовская.

Лишин Г. А.

Лишин Г. А. (псевд. Нивлянский) Григорий Андреевич (23 IV (5 V) 1854, Петербург - 15(27) VI 1888, там же) - рус. композитор, пианист, муз. и театр. критик. Окончил уч-ще правоведения. В детстве обучался игре на фп. у матери, ученицы Ф. Шопена, затем у А. Гензельта; композицию изучал под рук. H. P. Соловьёва. Отказавшись от служебной карьеры, посвятил себя музыке. Л. был известен гл. обр. как автор мелодекламаций (выступал с ними на эстраде в качестве аккомпаниатора), а также романсов (св. 100, наиболее популярны "Она хохотала", "Колодник", "Дождя отшумевшего капли"). Среди соч. - оперы ("Дон Сезар де Базан", пост. 1888, Киев; "Граф Нулин" и др.), оперетты, комич. куплеты, фп. пьесы. Перевёл либретто опер "Африканка" Мейербера, "Кармен", "Тангейзер" и др., ряда оперетт. Писал фельетоны, критич. статьи о музыке и т-ре.

Литература: Памяти Григория Андреевича Лишина, Самара, 1892; Памяти Г. А. Лишина (по поводу 20-летия его кончины), "ЕИТ", сезон 1907-08, вып. 18, с. 300-02.

Л. А. Соловцова.

Ло

Ло - кит. ударный муз. инструмент. Род гонга. Обычно используется набор из 13-24 Л. - юньло. Инструменты, настроенные различно, подвешены на спец. раме в порядке требуемого звукоряда. Наибольшее распространение имеет юньло из 10 маленьких гонгов, применяемый в нац. китайских оркестрах.

С. Я. Левин.

Лобанова Л. Д.

Лилия Даниловна (р. 30 VII 1922, Черкассы) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. УССР (1954). Чл. КПСС с 1952. В 1948 окончила Киевскую консерваторию (класс К. Брун). В 1948-70 солистка Укр. т-ра оперы и балета (Киев). Партии: Дидона ("Енеида" Лысенко), Гелена ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Милана, Марьяна ("Милана", "Арсенал" Г. Майбороды), Катерина ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Ярославна, Лиза, Тамара; Мария ("Мазепа"), Аида, Тоска и др. Вела конц. деятельность (в репертуаре произв. укр., рус. сов. и зап.-еврои. композиторов). С 1970 преподаёт в Киевской консерватории. Гастролировала за рубежом (Нидерланды, Югославия, ГДР).

И. М. Лысенко.

Лобачёв Г. Г.

Григорий Григорьевич (26 VI (8 VII) 1888, Москва - 18 VI 1953, там же) - сов. композитор. В 1914 окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, где занимался у Вик. С. Калинникова (гармония), И. Н. Протопопова (контрапункт) и А. Н. Корещенко (композиция). Участвовал в организации Муз. отдела Моск. пролеткульта и Лосиноостровской нар. консерватории. В 1918-19 руководил детской муз. работой при Моск. пролеткульте. В 20-е гг. входил в "Объединение революционных композиторов и музыкальных деятелей" (ОРКИМД). Тогда же был в числе основателей и активных сотрудников ГИМНа. В 1923-33 преподаватель теоретич. предметов в Муз. уч-ще им. М. М. Ипполитова-Иванова, рук. муз. кружков на моск. заводах, фабриках, в красноармейских частях. Принимал участие в вок. вечерах как пианист-аккомпаниатор.

Л. - один из первых создателей сов. массовой песни. Значит. распространение приобрели в 20-е гг. его агитационные песни "Жив Ильич", "Боевая ленинская", "Гордись, пролетарий!", "Призыв", "Песня динамита" и др. Л. также автор детских песен. Участник фольклорных экспедиций в разл. республиках СССР. Автор мн. обр. песен народов СССР, а также др. народов мира для голоса с фп., хора и симф. оркестра, квартета 4-струнных домр. Использовал этот материал для создания музыки к драм. спектаклям и фильмам. В 1940-44 жил в Туркмении.

Сочинения: оперы - Пир Валтассара (1915), детская опера - Звери без суеверий (1927); муз. комедия (туркм.) - Три свадьбы в одном доме (совм. с Г. М. Аракеляном, 1944); для хора и симф. орк. - Туркменская сюита (сл. нар., 1943), 20 хоров на якут. темы (сл. А. Глобы, 1944), 4 хора (на сл. народов Югославии, 1946); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. струн. квартет (1916); пьесы для скр. и фп.; для квартета 4-струн. домр - сюиты на темы франц. нар. песен (1935); для фп. - соната (1910), Красный марш (1924); для хора или голоса с фп. - Боевая ленинская (сл. А. И. Безыменского, 1924), Гордись, пролетарий! (сл. И. Клионовского, 1924), Песня победная (1924), К Октябрьской революции (сл. Безыменского, 1927) и др.; мелодии народов в "Собрании песен народов СССР" (вып. 1-3, 1927-28); циклы и сб. детских песен - Бодрая жизнь, Из сказочек, Лесной уголок, Сборник детских песен народов СССР и др.; обр. нар. песен - 27 рус. нар. песен (1926), 7 песен о нар. героях (1952), обр. рус., тат., башк., марийск., укр., туркм., норв. и др. песен; музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Острецов A., Искусство малого героического жанра и его представитель - Г. Лобачёв, "Музыка и революция", 1929, No 1; Васильев-Буглай Д., Поляновский Г., Г. Г. Лобачев, "СМ", 1950, No 1.

M. M. Яковлев.

Лобачевская С.

Лобачевская С. (Lobaczewska) Стефания (31 VII 1888, Львов - 16 I 1963, Краков) - польск. музыковед. Окончила Львовскую консерваторию (1914), изучала музыковедение у Г. Адлера в Венском ун-те (1914-18) и у А. Хыбиньского во Львовском ун-те (до 1928). Преподавала музыковедение в консерваториях Львова (1931-39) и Кракова (1945-63; в 1952-1955 ректор, с 1959 профессор), в последние годы жизни руководила в Краковском ун-те исследоват. работами по изучению польск. муз. культуры эпохи Ф. Шопена. Была постоянным музыкальным критиком в газ. "Газета Львовска" (1928-32) и "Дзонник Краковский" (1947-1950). Осн. труды Л. посв. К. Шимановскому (монография и ок. 30 статей). Др. работы Л. посв. вопросам муз. эстетики, муз. психологии, методологии анализа форм и стилей; мн. работы связаны с проблемами совр. польской и заруб. музыки.

Сочинения: Ogуlny zarys estetyki muzycznej, Lwуw, 1938; Tablice do historii muzyki z objasnieniami, Kr., 1949; Zarys historii form muzycznych..., Kr., 1950; Karol Szymanowski, zycie i twуrczozc, Kr., (1950); L. van Beethoven, Кг., 1953, 1955; Style muzyczne, t. 1, cz.l-2, Кr., 1960-61.

Литература: Muzykologia i pismiennictwo muzyczne, в кн.: Polska wspуlczesna kultura muzyczna, Kr., 1967.

З. Лиcca.

Лобель С. М.

Соломон Моисеевич (р. 14(27) I 1910, Яссы, Румыния) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1960). До 1940 жил в Румынии. Был активным чл. Коммунистич. партии Румынии и подвергался арестам. В 1925-30 занимался в Ясской консерватории, в 1938-40 - в Бухарестской академии музыки и драм. иск-ва (по композиции у М. Жоры, по фп. у Ф. Музическу). С 1940 живёт в СССР. В 1949 окончил Кишинёвскую консерваторию (по классу композиции у Л. С. Гурова). С того же года преподаватель, с 1962 доцент этой консерватории. Как композитор Л. работает преим. в области симф. и камерно-инстр. музыки. Автор первой молд. сов. симфонии.

Сочинения: кантаты - Наши зори (1954), Поэма о партии (1963); для орк. - 7 симфоний (1-я - Праздничная, 1949; 2-я - Памяти Котовского, 1952; 1960; 1964; 1970; 1974; 1975), концерт для скр. с орк. (1956); камерные ансамбли - 2 струн. квартета (1968, 1971), 2 сонаты для влч. и фп. (1961, 1966), 2 сонаты для кларнета и фп. (1957, 1967). концертино для гобоя и фп. (1957); для фп. - 4 сонаты (1948, 1952, 1957, 1972), пьесы, романсы; хоры (в т. ч. Поэма о Хае Лифшиц, Баллада о гайдуке, и др.); обр. молд. нар. песен для голоса и фп., для хора.

Литература: Милютина И., Обогащение традиций, "СМ", 1970, No 9; Клетинич Е., С. Лобель, М., 1973.

Н. И. Шехтман.

Лобковский А. М.

Абрам Михайлович (р. 15(28) XII 1912, Витебск) - сов. композитор. В 1944 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у Д. Д. Шостаковича. Выступает преим. в инструментальных жанрах.

Сочинения: для оркестра - Приветственная увертюра (1948), увертюра (1950); концерты с орк. - для скр. (1946, 2-я ред. 1952; 1969); для орк. нар. инструментов - увертюра-фантазия (1953), 2 пьесы (1953); для фп. -3 сонаты (1944, 1956, 1973), сюиты (1940, 1961); для влч. и фп. - соната (1940), поэма (1938), для скр. и фп. - сюита (1957); романсы (в т. ч. на сл. П. Ж. Беранже), песни (в т. ч. на сл. С. П. Щипачёва), обр. нар. песен (рус., чуваш., болг., чеш.); пьесы для эстр. орк. (более 30); музыка к фильмам.

M. M. Яковлев.

Логановский Н. Н.

Николай Николаевич (8(20) III 1856, Петербург - 18 (31) III 1917, там же) - рус. виолончелист. В юности был певчим Придв. капеллы, учился там в виолончельном классе у К. К. Марка-Маркуса. Затем продолжил занятия в Петерб. консерватории под рук. К. Ю. Давыдова (1872-78). Как солист и ансамблист начал выступать с 1876. Игра отличалась исключит. красотой звука, выразительностью муз. фразировки. Выступал в известном в Петербурге квартете с П. П. Пустарнаковым, К. Э. Эрбом и Б. К. Гейне; в 1878-1907 - в оркестре Мариинского т-ра (с 1885 солист). Иск-во Л. высоко ценили К. Ю. Давыдов, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов, А. В. Оссовский и др.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917, М., 1965, с. 191-94.

Л. С. Гинзбург.

Логар М.

Логар М. (Logar) Миховил (р. 6 X 1902, Риека) - серб. композитор, педагог и муз. критик. По национальности словенец. В 1926 окончил Школу высшего мастерства Пражской консерватории по классу композиции у Й. Сука. В 1927-45 преподавал игру на фп. и муз.-теоретич. предметы в Муз. школе и в Средней муз. школе в Белграде. В 1945-72 профессор Белградской академии музыки по классу композиции. В нач. 30-х гг. выступил с инстр. соч., написанными в атональной манере, с использованием конструктивистских приёмов письма (симф. поэма "Весна", 1932, "Музыка для струнных", 1937, и др.); в более поздних его соч. выявилась тенденция к демократизации муз. языка. Значит. интерес представляют муз.-сценич. произв. Л.: комич. опера "Спесивый глупец", в к-рой приёмы итал. оперы-буффа своеобразно сочетаются с нац. чертами в музыкальной характеристике персонажей, и в особенности опера "1941" - первый опыт воплощения на югославской оперной сцене событий народно-освободительной войны, образов борцов-подпольщиков.

Сочинения: оперы - Четыре сцены из Шекспира (сценич. симфония, 1930), Привидение в долине святого Флориана (1937), Спесивый глупец (Pokondirena tikva, Белград, 1956), "1941" (Сараево, 1961); балет - Золотая рыбка (по Пушкину, Белград, 1953); 5 кантат, в т. ч. Огонь (1960); для орк. - 3 симфонии (1947, 1961 - для струн. орк., 1964 - Итальянская), Приморская сюита (1962), конц. увертюра Космонавты (в честь сов. космонавтов, 1962), Лирический дивертисмент (1966) и др.; концерты с орк. - для скр. (1954), кларнета (1956), кларнета и валторны (1961); 5 струн. квартетов (1926-36); фп. трио (1966); для фп. со струн. орк. - 2 токкаты (1933); для фп. - соната квази скерцо (1929), 2 сонатины (1930), Музыка для фп. (1945) и др.; для скр. с орк. - концертино (1952); для скр. и фп. - соната (1928); для голоса и фп. - вок. циклы, Баллада о беспризорном (1945); хоры (в т. ч. Гимн Белграду), песни, музыка для фильмов и др.

Литература: Andeis J., Cvetko D., Duric-K1ajn S., Historijski razvoj Muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962, с. 692, 704.

И. M. Ямпольский.

Логотетис А.

Логотетис А. (Logotetes) Анестис (р. 27 X 1921, Бургас, Болгария) - австр. композитор и муз. теоретик. По национальности грек. В 1942-44 обучался в Технич. ун-те в Вене, в 1945-51 - в Академии музыки и сценич. иск-ва там же. Ученик А. Юхла (композиция) и Э. Раца (муз.-теоретич. предметы). С 1959 разрабатывал собств. систему нотации "Музыкальная графика", допускающую значит. степень свободы реализации авторских намерений. Ряд соч. Л. записал в обычной системе нотации.

Сочинения: экспериментальная опера Анастасис (радиопост. 1969); 5 балетов, в т.ч. Одиссей (1963); сценич. постановка Небесный механик (1960); произв. для солистов, хора и орк.; соч. для орк.; камерно-инстр. ансамбли; для фп.- Греческая сюита (1948), соната (1948) и др.; Интеграция-51 для скр. соло (1952), Текстуры для 2 инстр. групп (1959), Статис для любых инструментов (1959) и др.

Литературные сочинения: Kurze musikalische Spurenkunde. Eine Darstellung des Klanges, "Melos", 1970, Jahrg. 37, H. 2.

Логрошино Н.

Логрошино Н. (Logroscino) Никола (крещён 22 X 1698, Битонто, провинция Бари - ок. 1765, Палермо) - итал. композитор. Сын Пьетро Л. - композитора, капельмейстера собора в Битонто. В 1714-27 жил в Неаполе, учился в консерватории Санта-Мария ди Лорето у Дж. Венециано, Д. Дж. Перуджино и Ф. Манчини. В 1728-31 органист в Конца (Авеллино). С 1747 преподавал контрапункт в Консерватории в Палермо. Один из создателей итал. оперы-буффа. Л. принадлежит ок. 30 оперных произв. пародийного характера на неаполитанском диалекте (ставились преим. в театрах Неаполя). В их число: "Обман ради обмана" ("Inganno per inganno", 1738), "Леандро" (1744), "Дон Падуано" (1745), "Губернатор" ("Il Governatore", 1747).

Л. одним из первых ввёл в оперу финал в виде стремительно развивающегося, широко развёрнутого ансамбля. Написал также оперы-сериа "Квинт Фабий" (1738, Рим), "Юний Брут" (1748, Рим), "Олимпиада" (1753); из опер сохранились только 2 - "Губернатор" и "Юний Брут". Среди др. соч. 2 оратории, церк. музыка ("Stabat mater", 1760, и др.). Творчество Л. оказало значит. влияние на Дж. Б. Перголези, Л. Лео, Й. А. Хассе, Д. Чимарозу, Дж. Паизиелло, Н. Пиччинни и др.

Литература: Prota-Giur1ео U., Nicola Logroscino, il dio dell' opera buffa, Napoli, 1927.

M. A. Зильберквит.

Лодий

Лодий - семья рус. певцов. Андрей Pетрoвич Л. (псевд. Несторов) (1812, Петербург - 1850-е гг., там же) - певец (тенор) и педагог. Пению учился в Италии. Вернувшись в Петербург, сблизился с М. И. Глинкой. В 1837-38 пел в имп. оперном т-ре (партия Собинина и др.). Известность получил как камерный певец; исполнял романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Е. Варламова.

Пётр Андреевич Л. (3(15) VIII 1855, Петербург - 20 V 1920, Ростов-на-Дону) - певец (тенор). Сын Андрея Петровича Л. Пению обучался в Петерб. консерватории у Дж. Корси, затем у К. Эверарди, по классу к-рого окончил курс в 1876. В 1878-80 пел в Мариинском т-ре, затем в оперных т-рах др. городов России. Партии: Собинин, Князь, Боян; Дон Жуан ("Каменный гость"), Ленский; Шут ("Рогнеда") и др. Много концертировал. Был дружен с П. И. Чайковским, М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским, неоднократно пел под их аккомпанемент, был первым исполнителем многих новых произв. этих композиторов. Оставив сцену, занимался педагогич. деятельностью.

Зоя Петровна Л. (18(30) VI 1886, Тбилиси -24 XII 1957, Ленинград) - сов. камерная певица (лирич. сопрано), педагог. Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). Дочь Петра Андреевича Л. В 1906-08 училась в Петерб. консерватории по классу пения у Н. А. Ирецкой, затем совершенствовалась в Милане у проф. В. Ванцо. С 1912 вела большую конц. деятельность в Петербурге, Москве и др. городах России, а также за границей. Л. - одна из выдающихся представительниц рус. школы камерного пения. Её голос привлекал редкой красотой тембра, гибкостью и ровностью звучания во всех регистрах. Тонкий интерпретатор вок. циклов Л. Бетховена ("К далёкой возлюбленной"), Ф. Шуберта ("Прекрасная мельничиха", "Зимний путь"), Р. Шумана ("Любовь поэта", "Любовь и жизнь женщины"), М. П. Мусоргского ("Детская"). Выступала в ансамбле с выдающимися музыкантами - М. А. Бихтером, И. С. Миклашевской, Н. И. Голубовской и др.; постоянным аккомпаниатором Л. долгие годы была Т. С. Салтыкова. По инициативе Л. в 1930 были открыты классы камерного пения в Моск. консерватории, где она и преподавала до 1935. В 1933-57 преподавала в Ленингр. консерватории (с 1939 профессор).

Литература: Зоя Лодий. (К пятидесятилетию артистической и педагогической деятельности), Л., 1956; Коган П., Вместе с музыкантами, М., 1964, с. 41-48.

В. И. Зарубин.

Лодыженский Н. Н.

Николай Николаевич (20 XII 1842 (1 I 1843) - 2(15) II 1916, Петроград) - рус. композитор, дипломат. Выросший в муз. семье, родственник и друг А. С. Даргомыжского, Л. в 1866-67 сблизился с Балакиревским кружком (см. "Могучая кучка"). Произв. Л., исполнявшиеся в отрывках или импровизировавшиеся на собраниях кружка, в большинстве своём остались незавершёнными (начало оперы "Дмитрий Самозванец", наброски кантаты "Русалка", эскизы симфоний). Высокую оценку Н. А. Римского-Корсакова и др. участников кружка получили его полные "поэзии, таланта и глубокой страстности" (В. В. Стасов) романсы на слова М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и собственные. По определению Н. А. Римского-Корсакова, Л. был одарён "сильным, чисто лирическим композиторским талантом" ("Летопись моей музыкальной жизни", М., 1955, с. 47). 6 романсов ("Жила грузинка молодая", "Во сне неутешно я плакал" и др.) были изданы в 1873. В рукописи сохранился цикл из 4 романсов - "Реквием любви". С сер. 70-х гг. Л. оставил муз. занятия и всецело посвятил себя дипломатич. службе (в рус. дипломатич. представительстве на Балканах, затем был ген. консулом в Нью-Йорке).

Литература: Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, М., 1955; Стасов В. В., Двадцать пять лет русского искусства, Избр. соч., в трёх томах, т. 2, М., 1952, с. 282; Каратыгин В., Избр. статьи, М.-Л., 1965; его же, "Реквием любви" Н. Н. Лодыженского, в сб.: De musica, вып. 1, Л., 1925.

Л. А. Соловцова.

Ложки

Ложки - деревянные ложки, используемые рус. нар. музыкантами в качестве ритмического муз. инструмента (тип кастаньет). Шаровидные выпуклости Л. иногда дополнительно обтачивают, а к ручкам прикрепляют маленькие бубенчики и колокольчики, к-рые при встряхивании звенят. В комплект входят 3-5 Л., из них одна большая. Л. зажимают между пальцами одной или обеих рук, большую затыкают рукояткой за голенище сапога. Приёмы игры на Л. разнообразны: сжимая и разжимая пальцы, щёлкают парами, парой о пару, ударяют одной по всем другим, бьют о колени и т. д. Исполнение ложечников отличается подлинной виртуозностью и носит задорный, экспрессивный характер. В прошлом игрой на Л. сопровождали пляски и собственное пение, исполняя ритурнели между строфами песен. Иногда применяются в ансамблях и оркестрах рус. нар. инструментов. В кон. 19 - нач. 20 вв. выпускались модернизированные Л. фабрич. произ-ва (с бубенцами), к-рыми пользовались в полковых солдатских хорах.

К. А. Вертков.

Локателли Д. Б.

Локателли Д. Б. (Locatelli) Джованни Баттиста (1715 - 14 III 1785, Петербург) - итал. антрепренёр. В 1757 приехал в Петербург с оперной (опера-буффа) и балетной труппой. Получил разрешение на организацию спектаклей; 1-й спектакль состоялся 3 дек. 1757. В труппу Л. входили талантливые певцы и артисты балета, в репертуаре осн. место занимали комич. оперы на тексты К. Гольдони, пасторали и др.; большим успехом пользовались балетные спектакли, возглавляемые балериной А. Сакко. Затем Л. переехал в Москву, где 29 янв. 1759 состоялось открытие его нового театра - Оперного дома, расположенного у Красного пруда, за земляным городом (ныне Комсомольская пл.). Но моск. зрители не проявили достаточного интереса, и антреприза Л. не давала дохода. В 1760 произошло объединение итал. труппы с любительской рус. труппой, состоявшей из студентов моск. ун-та (получила назв. "Российский театр"). В 1761 Л. разорился; возвратился в Петербург, где занимался организацией маскарадов и др. увеселений, а также преподавал франц. и итал. яз. в балетном уч-ще. Неск. актёров его труппы вошло в состав придв. театра.

Литература: Вирен В., Университетский театр в Москве, в кн: Ежегодник Ин-та Истории искусств. 1958. Театр, М., 1958, с. 174-82; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России, 1959, с. 76-78, 80-82; Mооsеr R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, v. 1, Gen., 1948, p. 265-76.

Локателли П. А.

Локателли П. А. (Locatelli) Пьетро Антонио (3 IX 1695, Бергамо - 30 III 1764, Амстердам) - итал. скрипач и композитор. Ученик А. Корелли. С 1721 жил в Амстердаме, до 1729 концертировал в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании. Наряду с А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини, Ф. Джеминиани и П. Нардини крупнейший представитель итал. скрипич. школы 18 в. Л. ввёл в скрипич. технику новаторские приемы игры, порывавшие с установившимися канонами. В "Каприччо" отошёл от использования естеств. расположения пальцев на грифе, широко применяя их растяжение в ломаной аккордике, а также приёмы, основанные на отведении первого пальца, расширил диапазон до 17-й позиции и др. Новыми были и введённые Л. приёмы смычковой техники (быстрые скачки смычка через струны, ударный штрих - рикошет). Исполнит. идеи, намеченные Л., развитые и художественно претворённые затем Н. Паганини, легли в основу романтич. скрипич. техники. Как композитор сыграл значит. роль в развитии формы сонаты; в своих concerti grossi ввёл в состав концертино вместо струн. трио (2 скрипки и влч.) струн. квартет (2 скрипки, альт и влч.), положив начало формированию жанра струн. квартета. В экспрессивности музыкального стиля Л., яркой, выразительной мелодике проявились предромантические черты.

Сочинения: 12 concerti grossi для 4 и 5 инстр. с 12 фугами (1721); 12 сонат для продольной флейты соло с basso continuo (1732); сб. "Искусство скрипки" ("L'arte del violino") - 12 концертов для скрипки с 24 каприччо (1733); 6 театр. интродукций и 6 концертов (1735); 6 сонат для 3 инстр. (1736); 12 камерных сонат для скр. соло с basso continuo (1737); 6 концертов для 4 инструментов (1741, 1762 - утеряны); 10 сонат - 6 для скр. соло, 4 - для 3 инструментов (1744).

Литература: Vanbianchi С., Un cйlиbre violonista bergamasco precursore di N. Paganini, "Bulletino della Civica Biblioteca di Bergamo", 1921; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Коо1е A., Leven en werken van P. A. Locatelli da Bergamo. 1695-1794, Amst., 1949.

И. M. Ямпольский.

Локрийский лад

Локрийский лад - см. Натуральные лады, Древнегреческие лады.

Локспейсер Э.

Локспейсер Э. (Lockspeiser) Эдуард (р. 21 V 1905, Лондон) - англ. музыковед и композитор. Изучал композицию у А. Тансмана (1922-25) и Н. Буланже (1926) в Париже, у Й. Руфера в Берлине и Ч. X. Китсона и Б. ван Дирена в Корол. муз. колледже (1929-1930) в Лондоне, позднее занимался там же дирижированием под рук. М. Сарджента. В 1934 организовал "Тойнби-холл-оркестр", к-рым 2 года руководил. В 1936-38 муз. критик газ. "Йоркшир пост". Сотрудничал и в др. англ., амер. и франц. периодич. изданиях. В 1942-51 вёл отдел заруб. музыки Би-Би-Си. С 1953 дирижёр лондонского оркестра "Голдсборо". Как музыковед работал гл. обр. в области франц. музыки (удостоен франц. знака отличия за заслуги по нар. просвещению). Автор одной из лучших и наиболее полных биографий К. Дебюсси. Опубликовал сб. неизданных писем Дебюсси ("Lettres inйdites а A. Caplet". (1908-1914), (1957)); под ред. Л. опубликованы также книга Г. Хелла о Ф. Пуленке (1959) и "Новая история музыки" ("А new history of music", 1943; фактически переработана) А. Прюньера. Автор концерта для фп. и духового оркестра (1925), балетной сюиты, увертюры "Пескалло" (1927), струнного квартета (1928), сюиты для флейты, музыки к кинофильмам; изд. только 2 романса Л. (Р., 1926).

Сочинения: Debussy, L.-N.Y., (1936), v. 1-2, L., (1962-65); Berlioz, L., (1939); Tchaikovsky the man, L., 1945; Bizet, L., 1951; Mixed Gallery, в кн.: British music of our time, L., (1951); The literary clef, L., (1958); Music and painting. A study in comparative ideas from Turner to Schoenberg, L., 1973.

И. А. Слепнёв.

Локтев В. С.

Владимир Сергеевич (11 V 1911, Москва - 28 XI 1968, там же) - сов. хор. дирижёр, композитор и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1954). В 1942 окончил Моск. консерваторию по классам хор. дирижирования Н. М. Данилина и композиции С. В. Евсеева.

Локтев В. С.

С 1941 худ. рук. созданного им Ансамбля песни и пляски Моск. городского Дворца пионеров. Под его руководством ансамбль стал известным исполнит. коллективом, подлинной школой эстетич. воспитания детей; выступал во мн. городах СССР и за рубежом (София, Париж). По его образцу был создан ряд пионерских муз. коллективов. После смерти Л. хору присвоено его имя. Л. - автор более 50 песен, ему принадлежит св. 100 хор. обр. песен. С 1948 преподавал в муз. педагогич. ин-те им. Гнесиных (с 1967 профессор). Пр. Ленинского комсомола (1967).

Литература: Крючков В., Локтев и локтевцы, М., 1975.

И. М. Ямпольский.

Локшин А. Л.

Александр Лазаревич (р. 19 IX 1920, Бийск Алтайского края) - сов. композитор. В 1941 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского.

Сочинения: для голоса с орк. - вок.-симф. поэма Во весь голос (на стихи В. В. Маяковского, 1969), комич. оратория Тараканище (на стихи К. И. Чуковского, 1963); для орк. - 7 симфоний (1958 - Реквием; 1962 - Греческие эпиграммы, с хором; 1966 - с хором и солистом, сл. Р. Киплинга; 1968 - Sinfonia stretta; 1970 - Сонеты Шекспира, для баритона и струн. орк.; 1971 - с хором и солистом, сл. А. А. Блока; 1972 - для контральто и камерного оркестра, на стихи япон. поэтов 7-12 вв.), симф. поэма Жди меня (1942); Венгерская фантазия для скрипки с орк., квинтет для кларнета со струн. инструментами, инстр. пьесы.

Локшин Д. Л.

Даниил Львович (15(28) XI 1907, Стародуб, ныне Брянской обл. - 20 V 1966, Москва) - сов. музыковед и хор. дирижёр. Доктор искусствоведения (1962). С 1928 работал с детскими, юношескими и взрослыми хор. коллективами. В 1930 окончил Техникум им. А. Н. Скрябина (Москва) по классу фп., в 1934 Моск. консерваторию (детское муз. воспитание) и в 1937 аспирантуру там же. В 1943-48 хормейстер Гос. хора Мин-ва кинематографии. В 1949-61 ст. науч. сотрудник Ин-та художеств. воспитания детей Академии педагогич. наук РСФСР. В 1935-43 преподаватель методики школьной работы и хор. классов Моск. консерватории, одноврем. (в 1937-39) декан муз.-педагогич. ф-та Белорус. консерватории (Минск). С 1950 ст. преподаватель, с 1965 профессор Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. Деятельность Л., педагога, методиста, теоретика и историка хор. иск-ва, была плодотворной для развития сов. хор. культуры и в области муз. воспитания детей. Им написано мн. статей по вопросам методики работы с хором, по истории рус. хор. пения и образования, о хор. творчестве сов. мастеров, об иск-ве рус. хор. дирижёров и коллективов, о детской песне. Составил хрестоматии и сб-ки обр. и переложений для хора. Ред. сб-ков статей: "Из опыта хоровой работы с детьми" (М., 1953), "Работа в хоре" (1960, 1964) и сб-ков хоровых произв.

Сочинения: О музыкальных вкусах и интересах детей, "СМ", 1935, No 2; Хоровое пение, в кн.: Методика музыкального воспитания в школе, М., 1952; Выдающиеся русские хоры и их дирижёры, М., 1953, 1963 (под назв.: Замечательные русские хоры и их дирижёры); Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе, М., 1957 (дисс); Д. С. Васильев-Буглай, М., 1958; О пении юношей в период мутации, в сб.: Развитие детского голоса, М., 1963; Зарубежная хоровая литература, вып. 1 (совм. с С. Лаппо), М., 1964, вып. 2, М., 1965 (вып. 3 - в рукописи); Хоровое творчество Мариана Коваля, М., 1967; и др.

Литература: Pтица К., Вступ. статья, в сб.: Слушай нас. Песни и хоры для юношества (перелож. и обр. Л.), М., 1970.

И. М. Ямпольский.

Лолкинь

Лолкинь - духовой инструмент чилийских арауканов. Изготовляется из высушенного побега кустарника лолкинь. Длина ствола 1-1,5 м, на узком конце - мундштук, на более широком - слегка загнутый назад раструб. Диапазон колеблется от 11/2 до 2 октав (приблизительно от с1 или f1 до с3), по звучанию напоминает трубу. Для игры на Л. характерны быстрые и короткие связные фигурации из 2-3 звуков, а также восходящие и нисходящие поступенные пассажи.

Лолли А.

Лолли А. (Lolli) Антонио (1730, ок. Бергамо - 10 VIII 1802, Палермо) - итал. скрипачи композитор. В 1758-1774 придв. скрипач в Штутгарте, в 1774-83 придв. солист в Петербурге. Гастролировал в Италии, Великобритании, Германии, Австрии, Швеции. Игра Л., отличавшаяся внешней виртуозностью, была не свободна от эксцентрич. "кунстштюков". Рус. муз. критика, отдавая дань его иск-ву, характеризовала Л. как "музыкального на воздухе фигуранта". Автор скрипич. концертов, дуэтов, сонат для скрипки с basso continue (в т. ч. 5 сонат и дивертисментов, посв. князю Г. А. Потёмкину, 1776). Написал скрипич. школу ("Йcole de violon en quator", s. a.). Учеником Л., возможно, был И. M. Ярнович.

Литература: Карманная книжка для любителей музыки на 1796 год, СПБ, (1796), с. 12-14; Mоsеr A., A. Corelli und A. Lolli "ZfMw", 1921, Jahrg. 3, April; Mooser R.-A., Violonistes-compositeurs italiens en Russie au XVIII siиcle, "Rivista musicale italiana", 1938, (v.) 16.

Б. С. Штейнпресс.

Ломакин Г. Я.

Гавриил Якимович (Иоакимович) (25 III (6 IV) 1812, слобода Борисовка, ныне Борисовского р-на Белгородской обл. - 9(21) V 1885, Гатчина) - рус. хор. дирижёр, преподаватель пения, композитор. Род. в семье крепостного крестьянина. С 1822 пел и обучался в капелле графа Д. Н. Шереметева, позже был отпущен им на волю. С 1830 преподаватель пения, в 1850-72 рук. капеллы, с 1874 (после её роспуска) возглавлял мужской хор С. Д. Шереметева. Преподавал также пение в Придв. певч. капелле (1848-59), Уч-ще правоведения, Театр. уч-ще и др. уч. заведениях Петербурга. В 1862 совм. с М. А. Балакиревым осн. Бесплатную музыкальную школу (был её первым директором и преподавателем хор. класса), ставшую важным просветительским центром и передовой концертной организацией, пропагандировавшей произведения зарубежных и русских композиторов. В 1868 отказался от управления школой. Выдающийся хор. дирижёр, Л. завоевал большой авторитет в кругу передовых рус. музыкантов как исполнитель классич. образцов хор. музыки. Его высоко ценили М. И. Глинка, В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов, Балакирев, В. В. Стасов и др. Л. принадлежат хор. сочинения, обр. и перелож. нар. песен, церк. песнопений, романсы, вок. ансамбли, теоретич. работы, в т. ч. "Краткая метода пения" (СПБ, 1878), "Руководство к обучению пению в народных школах" (б. г.). В "Методе" Л. опирался на цифровую систему обучения, созданную Э. Шеве и пропагандируемую в России Одоевским. В последние годы жизни Л., по предложению В. В. Стасова, составил "Автобиографические записки" (опубл. посмертно, в журн. "Русская старина", 1886, т. 49, кн. 3, т. 50, кн. 5-6, т. 51, кн. 8).

Литература: Стасов В. В., Концерт певчих графа Шереметева, "Музыкальный и театральный вестник", 1858, No 9; также в его кн.: Статьи о музыке, вып. 1, М., 1974; его же, Двадцатипятилетие бесплатной музыкальной школы, "Исторический вестник", 1887, март; также в Собр. соч., т. 4, СПБ, 1906; Локшин Д., Выдающиеся русские хоры и их дирижёры, М., 1953, М., 1963 (под загл.: Замечательные русские хоры и их дирижёры).

Ломакс

Ломакс (Lomax) - семья амер. музыкантов. Джон Эйвери Л. (23 IX 1875, Гудмен, штат Миссисипи - 26 I 1948, Гринвилл, там же) - муз. фольклорист, педагог. Учился в Чикагском и Гарвардском ун-тах. Собирал песни с юных лет. В 1910 опубликовал сб. "Ковбойские песни и другие баллады переселенцев" ("Cowboy songs and other frontier ballads"). В 1903-17 преподавал англ. яз. в колледже, затем в ун-те в Техасе. Участвовал в фольклорных экспедициях; на основании собранных материалов издал сб. "Американские баллады и народные песни" ("American ballads and folk songs", 1934). С 1934 куратор Архива американской нар. песни Б-ки Конгресса США. Создание Л. крупнейшего амер. фольклорного архива способствовало сохранению амер. песенного наследия, а также деятельности исполнителей и исследователей нар. музыки. Как педагог воспитал мн. муз. фольклористов.

Сочинения: Negro folk songs as sung by Leadbelly, N. Y., 1936; Folk songs USA, N. Y., 1947, (1966); Leadbelly, N. Y., 1959.

Алан Л. (p. 15 I 1915, Остин, штат Техас) - фольклорист, музыковед, певец, автор песен. Сын Джона Эйвери Л. Учился в Гарвардском ун-те. С 1933 участвует в фольклорных экспедициях, затем - в создании Архива амер. нар. песни. С 1948 продолжает работу отца в должности куратора архива. Известен как исполнитель нар. песен (записаны на пластинки "Техасские народные песни", 1958; "Народная песня субботней ночи", 1960). Один из активных организаторов и участников многочисл. фестивалей нар. песни. Выступает по радио, пропагандируя нар. песни. Сотрудничает с фирмами звукозаписи "Декка" и "Коламбия". В 1951-57 издавал антологию "Библиотека народной и старинной музыки мира" (на 17 пластинках; фирма "Коламбия"). В 1950-60-х гг. читал лекции в разл. амер. ун-тах, в т. ч. Колумбийском. Ведёт науч. работу в области фольклористики, в т. ч. в рамках ЮНЕСКО. В 1968 написал свою наиболее значит. работу - "Стиль народной песни и культура" ("Folksong style and the culture", 1968). Участвовал в работе Междунар. муз. конгресса в Москве (1972). С 1970-х гг. посв. себя новой области муз. фольклористики - кантометрич. и хореометрич. исследованиям (всесторонний науч. анализ песенного и танц. нар. иск-ва с помощью новейших методов). Он составитель сб-ков амер. нар. песен.

Издания: American ballads and folk songs, N. Y., 1934 (совм. с отцом), Cowboy songs and other frontier ballads, N. Y., 1938, 1957 (совм. с отцом); List of American folk songs on commercial records, (Wash., 1942); Mister Jelly Roll, N. Y., (1950); The folk songs of North America, N. Y., 1960; The Penguin book of American folk songs, Baltimore, 1965.

Б. Н. Зайцев.

Ломбардский ритм

Ломбардский ритм (от назв. итал. провинции Ломбардия, Lombardia) - острый синкопированный ритм, в основе к-рого лежит последование короткого ударного звука и долгого безударного ("обращенный" пунктирный ритм). Этот ритмич. рисунок характерен не только для итал. музыки, но и для шотландской (обозначается Scotch snap или Scotch catch) и венгерской. В 17-18 вв. он был распространён во всей европ. проф. музыке, причём записывался иногда в виде форшлага (сильная доля) и обыкновенной ноты (слабая доля). Один из ранних образцов Л. р. - в токкате Дж. Фрескобальди:

Ломбардский ритм

Дж. Фрескобальди. Toccata per l'Elevatione.

В 19-20 вв. под влиянием венг. фольклора Л. р. стали применять Ф. Лист, Б. Барток, З. Кодай.

Ломбардский ритм

Б. Барток. Вечер в деревне.

Литература: Quantz J. J., Versuch einer Anweisung die Flцte traversiere zu spielen. В., 1752 (neue Aufl., Lpz., 1906); Веyschlag A., Die Ornamentik der Musik, Lpz., 1908, 1953; Lach R,, Studien zur Entwicklungsgeschichte der ornamentalen Melopцie, Lpz., 1913; Sachs C., Rhythm and Tempo, N. Y., 1953.

B. H. Холопова.

Лонг М.

Лонг М. (Long) Маргерит (13 XI 1874, Ним - 13 II 1966, Париж) - франц. пианистка и педагог. Игре на фп. училась у сестры - Клэр Л. и в Муз. ин-те в Ниме, затем - у А. Мармонтеля в Парижской консерватории, где в 1906-40 преподавала (с 1920 профессор высшего курса). Организовала собств. школу фп. игры, подготовила мн. крупных пианистов (Ж. Феврие, Ж. Дуайен, Ж. Берар, С. Франсуа, Ж. М. Дорре, Ю. Буков и др.) на основе разработанной ею и изложенной в инструктивных работах методики. Л. опиралась на исполнит. традиции франц. клавесинистов, школы М. Клементи, К. Черни и М. Мошковского, широко использовала упражнения Т. Куллака, Ш. Л. Ганона и К. Таузига, особое внимание уделяя пальцевой технике и иск-ву педализации, вопросам туше, изяществу движений, гибкости техники арпеджио, роли legato и др. Стремилась к реализации своих исполнит. принципов и как пианистка. Игра Л. отличалась тонким художеств. вкусом, технич. мастерством, изяществом отделки деталей и звуковым обаянием. Особенно много концертировала в 1903-13. Систематически пропагандировала произв. франц. импрессионистов и композиторов "Шестёрки". Была первым исполнителем мн. совр. соч. Л. посвящен ряд произв., в т. ч. М. Равеля (концерт G-dur; исполняла его в 1932 под упр. автора, гастролируя в Зап. Европе и Юж. Америке), Г. Форе (Экспромт, ор. 91), Б. Мартину ("Призрачные поезда"), Ф. Шмитта (цикл фп. пьес); 8 композиторов, в т. ч. Д. Мийо, Ж. Орик, Ф. Пуленк, посвятили ей вариации (коллективное соч. к 80-летию Л.). В последние годы жизни выступала и как лектор по франц. музыке. В 1943 организовала с Ж. Тибо конкурс пианистов и скрипачей (с 1946 Междунар. конкурс пианистов и скрипачей им. М. Лонг и Ж. Тибо). Была почётным профессором Парижской и Моск. консерваторий. В 1955 выступала в Москве. Автор школы "Фортепьяно" (с 400 технич. упражнениями; "Le piano de Marguerite Long", 1958; рус. пер. предисловия - "Французская школа фортепиано", в сб.: "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве", 1966, с. 208-35).

Литературные сочинения: Au piano avec Claude Debussy, P., 1960; Au piano avec Gabriel Faurй (совм. с J. Weill), P., 1963; Au piano avec Maurice Ravel, P., 1971; в рус. пер. - Остров радости, "СМ", 1968, No 1, с. 71.

Литература: Хентова С. М., Маргарита Лонг, М., 1961; её же, Выдающаяся пианистка Франции. К 100-летию со дня рождения Маргариты Лонг, "МЖ", 1974, No 22, с. 17-18; Аджемов К. X., Встреча с Маргаритой Лонг, в его кн.: Незабываемое. Воспоминания, очерки и статьи, М., 1972, с. 135-40; В1аuкоpf К., Marguerite Long, в кн.: GroЯe Virtuosen, Teufen, 1954; Les concours M. Long et J. Thibaud, "RM", 1959; Weill J., Marguerite Long, une vie fascinante, P., 1969.

Лонго А.

Лонго А. (Longo) Алессандро (30 XII 1864, Амантеа, близ г. Козенца - 3 XI 1945, Неаполь) - итал. пианист, композитор и муз. издатель. Фп. игре учился у отца - Акилла Л. (1832-1919) и у Б. Чези, композиции - у П. Серрао в консерватории в Неаполе, в к-рой преподавал с 1897. Выступал как пианист. В 1891 организовал муз. об-во "Д. Скарлатти"; издал в Милане полное собр. соч. для клавесина Д. Скарлатти (11 томов). В 1914 основал в Неаполе муз. журн. "L'arte pianistica", позднее издававшийся под назв. "Vita musicale italiana". Л. - автор ок. 300 произв. в традиционном классич. стиле; среди них соч. для фп. в 2 и 4 руки (сонаты, вариации, сюиты, этюды; транскрипции), фп. квинтет, сюиты и др. соч. для струн. и дух. инструментов с фп., произв. для арфы; песни. Редактор многих классических и современных произведений для фп.

Литература: Limonelli M., Alessandro Longo, Napoli, 1956.

Г. С. Скудина.

Лондон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лондон Д.

Лондон Д. (London) Джордж (наст. фам. - Барнштейн, Burnstein) (p. 30 V 1920, Монреаль) - амер. певец (бас-баритон). В 1935 поселился в США (Лос-Анджелес). Брал уроки пения у Р. Лерта. В 1941 дебютировал как оперный певец. Совершенствовался у Е. Розати и П. Новиковой. В 1947 гастролировал по городам США в составе вок. трио "Бельканто" совм. с М. Ланца (тенор) и Ф. Йинд (сопрано). С 1949 был солистом Венской гос. оперы, приобрёл широкую популярность и в др. странах (в 1954 правительство Австрии присвоило Л. почётное звание "камерный певец" - Kammersдnger). В 1951 солист т-ра "Метрополитен-опера", где дебютировал в партии Амонасро ("Аида"). В 1952 пел в театре "Ла Скала" (Милан); в 1960 выступал в СССР. Исполнение Л. характеризует высокая вок. культура, оно отличается выразит. фразировкой, разнообразием тембровых и эмоциональных оттенков. Среди партий: Дон Жуан, Борис Годунов, Евгений Онегин; Вотан ("Валькирия"), Скарпиа ("Тоска"), Голо ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Линдорф, Коппелиус, Дапертутто и доктор Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Эскамильо, Мефистофель и др.

Лондонский филармонический оркестр

Лондонский филармонический оркестр (London Philharmonic Orchestra) - один из ведущих симф. коллективов Лондона. Осн. Т. Бичемом в 1932. Первый открытый концерт состоялся 7 окт. 1932 в "Куинс-холл" (Лондон). В 1933-39 оркестр регулярно участвовал в концертах Корол. филармонич. об-ва и Корол. хор. об-ва, в летних оперных спектаклях в "Ковент-Гарден", а также во мн. фестивалях (Шеффилд, Лидс, Норидж). С кон. 30-х гг. Л. ф. о. стал самоуправляющейся организацией, во главе к-рой стоят председатель и группа директоров, избираемых из числа оркестрантов. С 50-х гг. коллектив завоевал репутацию одного из лучших оркестров Европы. Он выступал под упр. Б. Вальтера, В. Фуртвенглера, Э. Клейбера, Э. Ансерме, Ш. Мюнша, М. Сарджента, Г. Караяна, Э. ван Бейнума и др. Большое значение имела деятельность А. Боулта, возглавлявшего коллектив в 50 - нач. 60-х гг. Под его руководством в дальнейшем оркестр гастролировал во мн. странах, в т. ч. в СССР (1956). С 1968 Л. ф. о. возглавляет Б. Хайтинк. Игра оркестра отличается ансамблевой слаженностью, яркостью красок, ритмич. чёткостью, тонким чувством стиля. В обширном репертуаре отражена практически вся мировая музыкальная классика. Л. ф. о. постоянно пропагандирует творчество англ. композиторов Э. Элгара, Г. Холста, Р. Воан-Уильямса, А. Бакса, У. Уолтона, Б. Бриттена и др. Важное место в программах отводится рус симф. музыке (П. И. Чайковский, M. П. Мусоргский, А. П. Бородин, С. В. Рахманинов), а также произв. сов. композиторов (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян), в частности Л. ф. о. был первым исполнителем за пределами СССР 7-й симфонии С. С. Прокофьева (дир. Э. ван Бейнум).

M. M. Яковлев.

Предыдущая страница Следующая страница