Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 9, "ЛУШ"-"ЛЯШ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 9, "ЛУШ"-"ЛЯШ")

Лушэн

Лушэн - китайский язычковый музыкальный инструмент. Разновидность шэна. Имеет деревянный, медный (латунный), иногда тыквенный корпус с патрубком для вдувания воздуха и отверстием на дне, 6 трубок, слегка изогнутых вверху. Корпус современного Л. чаще всего цилиндрический или 4-гранный призматический. Трубки в нижней оконечности снабжены бронзовым проскакивающим язычком, настроенным в определённом тоне, а также игровыми отверстиями, расположенными с наружной стороны. В основе настройки Л. - 6-ступенный звукоряд, техника игры и муз. возможности такие же, как у шэна. Известный с 16 в., Л. использовался сначала как нар. инструмент, позднее - как ритуальный, впоследствии применялся в светской музыке. В наст. время - сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

С. Я. Левин.

Лхотка Ф.

Лотка (Lhotka) Фран (25 XII 1883, Млада-Вожице, Чехия - 26 I 1962, Загреб) - хорватский композитор, дирижёр и педагог (Югославия). По национальности чех. В 1905 окончил Пражскую консерваторию по классам валторны и композиции (ученик К. Штеккера, Й. Клички и А. Дворжака). В 1908 преподавал в муз. уч-ще в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). С 1909 первый валторнист и коррепетитор оперного т-ра в Загребе. С 1910 преподаватель муз. школы Хорватского муз. об-ва. В 1912-20 рук. и дирижёр певч. об-ва "Лисинский". В 1920-61 профессор по классу гармонии Академии музыки в Загребе и дирижёр её оркестра (в 1923-40 и 1948-52 ректор). Автор опер "Минка" (1918) и "Море" ("More", 1920), пост. в Загребе, балета "Баллада об одной средневековой любви" ("Balada о jednoj srednjovjekovnoj ljubavi", 1937, Цюрих; 1950, Белград) и 5 др. балетов, оркестровых произв. (симфония, 1909; увертюра, 1930; концерт для скрипки с оркестром, (1913; 2 рапсодии и др.), камерно-инстр. ансамблей (сюита для 4 флейт и др.) и вок. (кантаты, хоры) соч. Наиболее популярен его балет "Чёрт в деревне" ("Davo u selu", 1934) на сюжет, заимствованный из народной поэзии и оказавший большое влияние на развитие этого жанра в Хорватии. Использовал элементы хорватского муз. фольклора. Написал учебники по дирижированию (1931) и гармонии (1948).

Литература: Kovacevic К., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, 1960, c. 242-60.

И. M. Ямпольский.

Лысак З. П.

Зинаида Петровна (р. 20 VII 1930, Запорожье) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. УССР (1978). Чл. КПСС с 1966. В 1957 окончила Одесскую консерваторию у И. В. Райченко, с того же года солистка Одесского т-ра оперы и балета. Среди партий - Любаша ("Царская невеста"), Кончаковна, Марина Мнишек, Амнерис, Азучена; Эболи ("Дон Карлос"), Кармен; Оксана ("Гибель эскадры" Губаренко), Кланя ("Жестокость" Кравченко). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Лысенко Н. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лысенко О. Н.

Остап Николаевич (1(13) VII 1885, Киев - 1 X 1968, там же) - сов. музыковед. Сын Н. В. Лысенко. В 1907-08 учился в Петерб. консерватории по классу композиции у H. P. Соловьёва, в 1930 окончил Муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко в Киеве по классу дирижирования. Преподавал хор. пение и муз. теоретич. дисциплины в муз. школах Киева (1930-41), в Львовской консерватории (1945-51), историю укр. и заруб. музыки в Киевской консерватории (1951-68). С 1967 доцент. Занимался изучением творч. наследия отца - автор книг, брошюр, статей, составитель сборников ("Неопубликованi вокальнi твори М. Лисенка", 1967, "М. В. Лисенко у спогадах сучасникiв", 1968, и др.).

Сочинения: Про Миколу Лисенка. Спогади сина, Кипв, 1957, 1966 (рус. пер. - Микола Лысенко. Воспоминания сына, М., 1960); Сонце украпнськоп музики, Кипв, 1967.

Н. H. Сидоренко.

Львов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Львов А. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Львов Н. А.

Николай Александрович (4(15) III 1751, имение Никольское-Черенчицы, близ Торжка, ныне Калининской обл. - 21 или 22 XII 1803 (2 или 3 I 1804), Москва) - рус. деятель культуры, учёный (археолог и геолог), архитектор, художник-график, поэт, музыкант, собиратель нар. песен. Чл. Российской академии (1783), почётный чл. петерб. Академии художеств (1786). Вокруг Л. группировался лит. кружок (И. И. Хемницер, В. В. Капнист, Г. Р. Державин), кружок художников (Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. И. Иванов и др.), кружок музыкантов (И. Прач, Е. И. Фомин, Дж. Сарти и др.). Создавая стихи и поэмы в духе и складе рус. народной песенности, Л. стремился приблизить рус. поэзию к нар. творчеству, широко применял нар. лексику и тонич. размеры, неразрывно связанные с ритмикой нар. песен. Значит. место в его творчестве занимала работа над рус. нац. оперой. Написал тексты комич. опер "Сильф, или Мечта молодой женщины" (1778), "Милет и Милета" (1781), "Парисов суд" (1796). Наибольший интерес представляет либретто комической оперы "Ямщики на подставе, игрище невзначай" (1787) с музыкой Е. И. Фомина. Собирая, записывая и изучая русские песни, Л. совм. с И. Прачем составил нотный сборник песен - "Собрание русских народных песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач" (1790; нов. изд. 1955 - вступ. статья В. М. Беляева). В этом сборнике разнообразно представлены главнейшие жанры рус. нар. песенного творчества, а также широко бытовавшие в России украинские ("малороссийские") песни. Впервые в истории рус. фольклористики им здесь применён принцип жанровой классификации песенного материала. В теоретич. предисловии к сборнику - "О русском народном пении" Л., оценив рус. песню как одну из богатейших художественно-выразит. форм нац. культуры, указал (первым в России) на неповторимое своеобразие рус. нар. хоровой полифонии (преим. в протяжных песнях). Собрание Львова - Прача имело большое значение для развития рус. мысли о нар. музыке, а также для творч. композиторской практики.

Литература: Канн-Новикова Е., Собиратель русских народных песен Н. А. Львов, "СМ", 1951, No 12; Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века, т. 1-2, М., 1952-53; Вейс А. Ю., Новые материалы для биографии и творчества Н. А. Львова, в кн.: XVIII век, сб. 3, М.-Л., 1958.

Е. И. Канн-Новикова.

Львов Ф. П.

Фёдор Петрович (20 VI (1 VII) 1766 - 14(26) XII 1836, Петербург) - рус. муз. деятель. Отец А. Ф. Львова, племянник Н. А. Львова, Л. выступал как поэт и писатель под псевд. Схимник, был близок с Г. Р. Державиным, В. В. Капнистом. Как певец-любитель принимал участие в лит.-муз. кружке Н. А. Львова. В 1826, после смерти Д. С. Бортнянского, стал директором Придв. певч. капеллы (занимал эту должность до конца жизни). При Л. капелла получила право надзора за муз. грамотностью авторов церк. музыки. Л. был сторонником начавшегося в те годы движения за восстановление древнего (знаменного) церк. пения, выступал против итал. влияния в музыке православной церкви. По его предложению гармонизация песнопений древнего рус. обихода была поручена П. И. Турчанинову. Автор брошюры "О пении в России" (СПБ, 1834), содержащей разделы о церковном пении и о народных рус. песнях.

Литература: Финдейзен Ник., Очерки по истории музыки в России, т. 2, М.-Л., 1929; Музалевский В., Старейший русский хор, Л., 1938.

Львовский Г. Ф.

Григорий Фёдорович (25 1(6 II) 1830, Бессарабия - 5(17) X 1894, местечко Ленькоу Бессарабской губ.) - рус. регент и композитор. В 1854 окончил регентские классы Придв. певч. капеллы. В 1854-56 регент кишинёвского архиерейского, в 1858-1893 - Петерб. митрополичьего хоров. Сочинял духовную музыку (выделяется его псалом "Блажен муж"). Ему принадлежит также ряд хор. переложений песнопений, в к-рых он сохраняет в неприкосновенности обиходные мелодии (обычно в верхнем голосе) и, широко применяя имитацию, контрапунктически сочетает нижние голоса с верхним.

Литература: Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, М., 1915; Лисицын М., Г. Ф. Львовский - как композитор, "РМГ", 1895, No 3; Нелидов К. П., Г. Ф. Львовский как духовный композитор, там же, 1899, No 41, 45, 46.

Львовский театр оперы и балета

Львовский театр оперы и балета (Львовский академический театр оперы и балета им. Ив. Франко) - первый укр. стационарный оперный т-р на Зап. Украине. Открыт 21 сент. 1940 оперой "Тихий Дон". Труппа т-ра создана в 1939, после воссоединения зап.-укр. земель с Сов. Украиной. Здание (быв. Большой гор. т-р; зрит. зал на 1080 мест) построено в 1900 по проекту арх. З. Горголевского. В течение первого сезона, прерванного Великой Отечеств. войной 1941-45, т-р поставил 11 спектаклей, в т. ч. оперы "Евгений Онегин", "Наталка Полтавка", "Кармен", "Аида", балеты "Красный мак", "Дон Кихот".

После освобождения Львова от фаш. захватчиков т-р был вновь открыт в 1945 оперой "Запорожец за Дунаем". В его репертуаре рус. и зап.-европ. классика, произв. укр. и др. сов. композиторов. Среди наиболее значит. пост.: оперы - "Далибор" Смотаны (1950, впервые в СССР), "Молодая гвардия" (1953); "Железный дом" Тамберга (1969), "Золотой обруч" Лятошинского (1970; Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1971), "Эрнани" (1970), "Хованщина" (ред. Д. Д. Шостаковича, 1973), "Зачарованный замок" Монюшко (1974) и балеты - "Лилея" Данькевича (1946), "Семь красавиц" (1954); "Пан Твардовский" Ружицкого (1958; впервые в СССР), "Спартак" (1965); "Сотворение мира" Петрова (1972). На сцене т-ра прошли первые пост. опер - "Лесная песня" (1958) и "В воскресенье поутру..." (1966) Кирейко, "Зарево" Кос-Анатольского (1959), "Украденное счастье" Мейтуса (1960), балетов - "Платок Довбуша" (1951), "Сойкино крыло" (1956), "Орыся" (1964) Кос-Анатольского, "Тени забытых предков" Кирейко (1960), триптих "Предрассветные огни" Кирейко, Дычко, Скорика (1967).

В развитии т-ра видную роль сыграли дирижеры Н. Д. Покровский (1940-41), Л. М. Брагинский (1945-1948,1951-52), И. А. Зак (1948-50), Я. А. Вощак (1953-1963), Ю. А. Луцив (1963-73) и певцы - А. Выспрева, А. Дольский, П. Дума, Т. Я. Ткаченко, H. M. Шевченко, Н. В. Шелюжко. В труппе т-ра (1975): певцы - нар. арт. СССР П. П. Кармалюк, нар. арт. УССР А. М. Врабель, Т. С. Дидык, В. Я. Лубяной, засл. арт. УССР Т. И. Братковская, В. Л. Герасименко, Л. И. Жилкина, В. П. Лужецкий, Т. А. Полищук, И. Г. Попов, Н. Г. Тычинская; солисты балета - нар. арт. УССР Г. А. Исупов, засл. арт. УССР И. С. Красногорова, П. Г. Малхасянц, О. С. Поспелов, Э. В. Старикова, О. Н. Сталинский; гл. дирижёр - засл. арт. УССР И. В. Лацанич, гл. балетмейстер - засл. деят. иск-в УССР и Бурят. АССР М. С. Заславский, балетмейстер - нар. арт. УССР Н. В. Слободян, гл. хормейстер - Д. Стефанишин, гл. художник - нар. художник УССР Е. Н. Лысик.

Литература: Кордiанi Б., На оновленiй землi, Киiв, 1960; Театри Львова, Львiв, 1962.

Льобет М.

Льобет М. (Llobet) Мигель (18 X 1875, Барселона - 22 II 1938, там же) - испан. гитарист. Один из крупнейших представителей нац. школы. Занимался живописью. Игре на ситаре учился в муниципальной муз. школе в Барселоне у М. Аллегре и Ф. Тарреги. Дебютировал в 1900 на Всемирной выставке в Париже; жил там в 1904-14, концертируя в странах Зап. Европы и Америки. Затем работал в Буэнос-Айресе, сочетая интенсивную конц. деятельность с творческой и педагогической. Среди учеников - М. Л. Анидо Гонсалес, с к-рой Л. часто выступал в концертах. В 1919 М. де Фалья написал для Л. пьесу "Памяти Дебюсси" ("Ноmenaje pour la tombeau de Claude Debussy"; помещена в журн. "La Revue Musicale", 1921). Л. принадлежат пьесы для гитары, многочисл. обр. каталонских песен, переложения пьес классич. репертуара (В. А. Моцарт, Ф. Мендельсон, И. Брамс), а также соч. Э. Гранадоса и И. Альбениса. Получила известность ред. Л. "25 этюдов для гитары" М. Каркасси.

Литература: Вольман Б., Гитара и гитаристы, Л., 1968; Вuek F., Die Gitarre und ihre Meister, В., 1953; Tonazzi В., Miguel Llobet, chitarrista dell'impressionismo, Ancona, 1964.

Льюис Д. А.

Льюис Д. А. (Lewis) Джон Арон (р. 3 V 1920, Ла-Грейндж, шт. Иллинойс) - амер. джазовый пианист и композитор негр. происхождения. В детстве учился игре на фп., затем изучал муз.-теоретич. предметы и игру на фп. в спец. муз. школе (1947-48) и Манхат-танской муз. школе в Нью-Йорке (до 1953). С 1942 выступает как джазовый пианист. Участвовал в первых ансамблях "би-бопа" (с Ч. Паркером), был аранжировщиком и пианистом в джазовых оркестрах Д. Гиллеспи (написал для него первые соч. - токкату для трубы и оркестра, пьесу для 2 контрабасов и др.), М. Дейвиса (т.н. прохладный джаз). В 1952 создал "Модерн-джаз-квартет" (фп., вибрафон, контрабас, ударные) - лучший амер. коллектив, играющий в стиле "прохладного джаза", и один из лучших камерных джазовых ансамблей; выступал с ним (до 1974) на мн. фестивалях. Для квартета Л. характерны спокойная, лишённая внешних, "горячих" эффектов манера исполнения, подчинение импровизаций музыкантов единому композиц. замыслу, использование полифонии. Гастролировал с ним в ряде стран, в т.ч. в Австралии. В репертуаре квартета гл. обр. соч. Л., в т.ч. "Джанго", "Вандом", "Фонтесса", "Рондо". Автор музыки к неск. кинофильмам. Л. читает лекции в неск. джазовых колледжах, является директором ряда междунар. джазовых фестивалей, чл. разл. комиссий.

Литература: Berendt J. E., Variationen ьber Jazz, Mьnch., 1977.

Лэутар

Лэутар - распространённое в Молдавии и Румынии название нар. музыканта- профессионала, обычно скрипача. Возникнув как прозвище (от наименования древнего щипкового инструмента лэута), оно нередко становилось и фамилией. Первые упоминания о Л. встречаются в лит. памятниках раннего средневековья. С 14-15 вв. до нас дошли имена отдельных Л. (М. Пурчел, Стойка, Русту и Тымпа Лэутары). Непременные участники событий частной и обществ. жизни народа, они выражали его чаяния, вдохновляли людей на борьбу. Мн. Л. входили в состав крепостных оркестров (нередко Л. выступали в составе нар. оркестров - тарафов). Среди выдающихся молд. и рум. Л. - Барбу Лэутару, имя к-рого присвоено Нар. оркестру СРР, Янку Пержа, А. Лемиш, К. Марин, Г. Херару, К. Парно, Н. Пику, Г. Виндиреу, Г. Мурга, К. Чолак и др. Многие из них восхищали своим иск-вом крупнейших музыкантов мира и получили междунар. признание. Л. создали на нар. основе своеобразный муз. стиль, к их творчеству часто обращаются рум. и молд. композиторы.

Литература: Котляров Б., О скрипичной культуре в Молдавии, Кишинёв, 1955; его же, Георгий Мурга, М., 1980; его же, Лэутарий молдовень ши арта лор, Кишинэу, 1966; его же, Голос родной земли, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 4, М., 1967; Bobu1еscu С., Lautarii nostri, Buc., 1922; Cosma V., Figuri de lautari, (Buc.,), 1960.

Б. Я. Котляров.

Любан И. И.

Исаак Исаакович (10(23) III 1906, Чериков, ныне Могилёвской обл. - 7 X 1975, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1942). Чл. КПСС с 1938. Воспитывался в школе-коммуне в Ломене, неподалёку от Черикова; пел в хоре, обучался игре на разл. муз. инструментах. В 1928 окончил Белорус. муз. техникум по классу композиции у Я. В. Прохорова. С 1928 рук. муз. вещания Белорус. радио. Записал и обработал мн. белорус. нар. песен. К этому времени относится его первая хор. песня "Дукорская партизанская". В 1932-37 пред. CK БССР, с 1937 худ. рук. Ансамбля песни и танца Белорус. филармонии. В 1941 ушёл добровольцем на фронт. В 1942-43 комиссар Ансамбля песни и пляски Зап. фронта, с 1943 находился в распоряжении Центр. штаба партизанского движения. С 1945 - в Москве, где в 1949-55 был худ. рук. Ансамбля песни и пляски Центр. дома культуры железнодорожников.

Творчество Л., работавшего гл. обр. в песенных жанрах, неразрывно связано с белорус. фольклором. Чутко отбирая нар.-песенные интонации и ритмы, Л. создал ряд вок.-инстр. произв., множество сольных и хор. песен. Нек-рые получили всенародное признание ("Бывайте здоровы" и др.). Его деятельность сыграла большую роль в развитии проф. муз. культуры Белоруссии. Издан сб. Л. "Белорусские народные революционные песни" для хор. и сольного исполнения (на белорус. яз., Минск, 1938). Гос. пр. СССР (1946) за музыку к спектаклю "Нестерка" (Витебский драм. т-р им. Я. Коласа).

Сочинения: для солистов, хора и симф. орк. - сюита Граница в песнях (сл. П. Бровки, П. Глебки и И. Е. Шаповалова, 1935); для солистов, хора и орк. нар. инстр. - Колхозная вечеринка (сл. нар. и собств., 1937), Старинный белорусский свадебный обряд (18 сольных, хор., орк. и танц. номеров, на собств. текст, 1937), Бывайте здоровы (сл. А. Г. Русака, 1937); хор. песни (св. 70) на сл. П. Бровки, А. А. Жарова, Е. А. Долматовского, Л. И. Ошанина и др.; песни для голоса и фп. (орк., ансамбля) (ок. 50) на сл. С. А. Васильева, M. M. Климковича, Я. Купалы и др.; музыка к драм. спектаклям и кинофильмам; обр. нар. песен и др.

Литература: Журавлев Д., Исаак Исаакович Любан, Л., 1968.

И. М. Ямпольский.

Любатович Т. С.

Татьяна Спиридоновна (1(13) I 1859, Саранский уезд, ныне Пензенская обл. - 11 V 1932, Москва) - рус. певица (меццо-сопрано). В 1883 окончила Моск. консерваторию по классу M. M. Милорадович. Совершенствовалась в Италии и Париже (у Д. Арто). Дебютировала в 1883 на оперной сцене в Харькове. Св. 20 лет пела в частных театрах Одессы, Киева, Тбилиси, итал. опере в Петербурге. Работая в Моск. частной рус. опере, Л. была участницей всех оперных начинаний С. И. Мамонтова. Партии: Кармен, Далила; Гензель ("Гензель и Гретель" Гумпердинка), Лель. Обладала голосом большого диапазона, исполняла также партии контральто (Ваня, Ратмир). Гастролировала в Великобритании (1886), Испании (1890). В сов. время жила в Москве, преподавала пение.

Любимов А. Б.

Алексей Борисович (р. 16 IX 1944, Москва) - сов. пианист. В 1968 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у Л. Н. Наумова (ранее занимался в классе Г. Г. Нейгауза). Лауреат междунар. конкурсов пианистов в Рио-де-Жанейро (1965, 1-я пр.) и в Монреале (1968, 4-я пр.), на к-рых был удостоен также спец. премий за лучшее исп. произв. совр. композиторов. Выступает с исполнением фп., клавесинной и органной музыки в сольных и симфонических концертах, организатор и участник камерных ансамблей; свои концерты часто сопровождает лекциями о разл. направлениях муз. иск-ва. Пропагандирует творчество сов. композиторов. Разносторонний репертуар Л., состоящий преим. из совр. произв., включает также новейшую экспериментальную музыку. Гастролирует с 1967 за рубежом (Бельгия, Финляндия, ЧССР, Польша, Норвегия). В 1968-75 преподавал в Моск. консерватории (камерный ансамбль). С 1976 солист Моск. филармонии.

Любимов Г. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Любимова В. М.

Вера Михайловна (р. 7 V 1925, местечко Ичня Черниговской обл.) - сов. певица (драм. сопрано). Нар. арт. УССР (1975). В 1951 окончила Киевскую консерваторию у Д. Г. Евтушенко, с того же года солистка Укр. т-ра оперы и балета. Среди партий (поёт также меццо-сопрановые партии) - Лиза, Ярославна; Надежда ("Аскольдова могила"), Аида; Амелия ("Бал-маскарад"), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Ортруда ("Лоэнгрин"), Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Настя ("Тарас Бульба", Лысенко), Варвара ("Богдан Хмельницкий" Данькевича). В обширном конц. репертуаре Л. особое место занимают соч. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Страделлы, В. А. Моцарта, укр. композиторов 18 - нач. 19 вв., произв. рус. и сов. композиторов. С 1976 преподаватель Киевского пед. ин-та им. М. Горького.

Любляна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Любошиц А. С.

Анна Сауловна (13 (25) VII 1887, Одесса - 20 II 1975, там же) - сов. виолончелистка. Засл. арт. РСФСР (1933). Род. в семье скрипача. Окончила в 1904 Одесское муз. уч-ще по классу виолончели у О. А. Вульфиуса, в 1908 - Моск. консерваторию по классу А. Э. Глена. С 1909 вела конц. деятельность, выступала в сольных и симф. концертах, была участницей фп. трио (вместе с Л. С. и П. С. Любошиц), получившего широкую известность. В 1931-39 солистка Моск. филармонии. Игра Л. привлекала красотой звука, виртуозным блеском, артистичностью.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа. (1860-1917), М., 1965, с. 332-35.

И. М. Ямпольский.

Любошиц Л. С.

Лия Сауловна (10 (22) II 1885, Одесса - 18 III 1965, Филадельфия) - скрипачка и педагог. Сестра А. С. Любошиц. В 1894-98 училась в Одесском муз. уч-ще по классу скрипки у Э. Млынарского, окончила в 1903 Моск. консерваторию по классу И. В. Гржимали. Концертировала в России и за рубежом. С 1925 жила в Нью-Йорке, с 1927 в Филадельфии, где преподавала в Муз. ин-те Кёртис. Брат Л. - Пётр Саулович Л. (5 (17) VI 1891, Одесса - 17 IV 1971, Рокпорт, Мэн, США) - пианист и ансамблист. В 1912 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у К. Н. Игумнова. С 1926 жил в США. Выступал с Е. А. Цимбалистом и Г. П. Пятигорским. С 1937 концертировал (фортепьянный дуэт) с женой, пианисткой Ж. Heменовой (р. 1908).

И. М. Ямпольский.

Людвиг К.

Людвиг К. (Ludwig) Криста (р. 16 III 1928, Берлин) - австр. певица (меццо-сопрано). Дочь певцов А. Людвига (тенор) и Е. Людвиг-Безаллы (контральто). Обучалась пению вначале под рук. отца, затем в муз. школе Франкфурта-на-Майне. В 1946 дебютировала на сцене Оперного т-ра во Франкфурте. С 1952 работала в Дармштадте, с 1954 - в Ганновере. С 1955 солистка Гос. оперы в Вене. С 1959 выступала в "Метрополитен-опера", с 1960 - в "Ла Скала". Среди партий - Дорабелла, Керубино ("Все они таковы", "Свадьба Фигаро" Моцарта), Октавиан и Маршальша ("Кавалер розы"), Леонора ("Фиделио"), Эболи ("Дон Карлос"). В 1954-74 постоянная участница Зальцбургских фестивалей. Участвовала в исполнении 9-й симфонии Бетховена, ораториально-кантатных соч., выступает как камерная певица. Гастролировала в Москве с венской Гос. оперой (1971).

Литература: Lorenz Р., Christa Ludwig, Walter Berry, W., (1968).

Людвиковский В. Н.

Вадим Николаевич (р. 23 IV 1925, Курск) - сов. композитор и дирижёр. Учился композиции в Ленингр. консерватории (1949-53). В 1946-47 пианист и дирижёр Эстр. оркестра БССР, в 1948-58 муз. рук., дирижёр Эстр. оркестра РСФСР под рук. Л. О. Утёсова, в 1966-73 худ. рук. Конц. эстр. оркестра Всесоюзного радио и телевидения. В 1972 дирижировал джаз-оркестром Чехосл. радио в Праге. Автор муз. произв. Участник всесоюзных и междунар. джазовых фестивалей.

Людкевич С. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Людмилин А. А.

Анатолий Алексеевич (13(26) VI 1903, Киев - 1966, Воронеж) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. КПСС с 1947. В 1924 окончил Киевскую консерваторию. Как дирижёр выступал с 1924 в оперных т-рах Киева, Ростова, Симферополя, Баку; был гл. дирижёром театров оперы и балета в Перми (1944-55), Свердловске (1955-60), Харькове (1960-1962). В 1962-66 работал в Воронежском т-ре оперы и балета. Участвовал в постановках опер: "Орлёна" (1935, 2-я ред. - "За жизнь", 1938) Трамбицкого, "Каморра" Эспозито (1936), "Охоня" Белоглазова (1956), "Пушкин в изгнании" Шехтера (1959) - Свердловск; "Севастопольцы" Коваля (1946), "Иван Болотников" Степанова (1950), "Хождение по мукам" Спадавеккиа (1953) - Пермь; "Отелло" Верди, "Павел Корчагин" Юхновской (1961) - Харьков; "Чертова скрипка" Хаджиева (1963), "Кармен" (1963), "Князь Игорь" (1964); "Дороги дальние" Флярковского (1964), "Огненные годы" Спадавеккиа (1966) - Воронеж. Гос. пр. СССР (1947, 1951).

Люй Цзи

Люй Цзи (р. 1909) - кит. композитор, музыковед и обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии Китая. В кон. 1930-х гг. стал одним из наиболее известных в Китае (наряду с Не Эром и Си Син-хаем) авторов массовых песен, в т. ч. "Вооружённая оборона Шаньси", "Поступили в 8-ю армию". Во время антияпонской войны 1937-45 возглавил муз. ф-т в Академии иск-в им. Лу Синя в столице освобождённых р-нов - Яньане, где написал ставшие популярными революц. песни - "Марш войск погранрайона", "Песня поднимающих целину" и др. С 1949 пред. Всекит. ассоциации муз. работников, зам. директора Центр. консерватории в Тянь-цзине. Л. Ц. - автор мн. статей по вопросам муз. культуры. В 1950-е гг. неоднократно бывал в СССР (в 1954 возглавлял делегацию кит. музыкантов), публиковал статьи в журн. "Советская музыка" и др. (О китайской народной музыке, "СМ", 1953, No 11, с. 62-65; Музыкальная культура Нового Китая, "СМ", 1954, No 4, с. 126-130; О некоторых вопросах музыкальной теории и критики, в сб.: "О китайской музыке", вып. 1, 1958.) В 1966 во время "культурной революции" подвергся преследованиям. Судьба Л. Ц. неизвестна.

Литература: Шнеерсон Г., Музыкальная культура Китая, М., 1952, С. 120, 131, 137, 229.

А. Н. Желоховцев.

Люй-Люй

Люй-Люй (букв. - строй, мера) - 12-ступенный хроматич. звукоряд в кит. музыке. Осн. на соотношении тонов прибора, состоящего из 12 бамбуковых трубок разной длины и сечения (каждая в 1,5 раза меньше предыдущей), к-рые образуют цепь восходящих квинтовых ходов. Изобретение этого акустич. прибора, известного в Китае с глубокой древности, и введение Л.-Л. в муз. культуру приписывается мифич. правителю Хуан-ди и его придв. музыканту Лин Луню. Л.-Л. рассматривался как муз.-философская система. Каждый из 12 звуков последовательного ряда имел свой глубокий натурфилософский смысл: так, нечётные звуки (первый иероглиф в сочетании Л.-Л.) воплощали светлые, активные силы неба (ян); чётные (второй иероглиф в сочетании Л.-Л.) - тёмные, пассивные силы земли (инь). Вместе они выражали сущность 12 месяцев в году, 12 знаков зодиака и часы в сутках. Л.-Л. содержал в себе квартово-квинтовый круг и возможности равномерной темперации. Кит. теоретики в течение 2 последующих тысячелетий комментировали и переосмысляли эту систему, к-рая стала обозначаться одним, первым иероглифом "люй"; теория темперации приобрела назв. "люй сюэ" (учение о люй). 12-полутоновый звукоряд сам по себе не был ладовой основой для развития интонац. мышления, т. к. звуки такого звукоряда не обнаруживали интенсивных ладовых сопряжений и тяготений друг к другу или тонике.

Е. В. Завадская.

Люлли Ж. Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Люпо Н.

Люпо Н. (Lupot) Никола (4 XII 1758, Штутгарт - 14 VIII 1824, Париж) - франц. скрипич. мастер. Сын и ученик Франсуа Л. (1725-1804). В 1769 переселился с отцом в Орлеан. Самостоятельно начал делать скрипки в 1776. С 1794 жил в Париже, работал у известного скрипич. мастера Ф. Л. Пика, оказавшего на него значит. влияние. В 1798 открыл собств. мастерскую. С 1815 придв. мастер Корол. капеллы. Л. был крупнейшим после Страдивари скрипич. мастером. Его лучшие инструменты относятся к 1805-24 (ценятся очень высоко). Работая по модели Страдивари, Л. в своих скрипках этого периода объединил характерные особенности внешней отделки и типа звучания, свойственные франц. школе скрипич. мастеров. Отличит. внешние признаки скрипок Л. - сравнительно большой патрон, эфы индивидуального очертания (поставленные выше, чем у итал. мастеров), дно, обычно, из цельного куска (применял ель радиального распила, необыкновенно красивого и разнообразного рисунка), лак красного или красновато- оранжевого цвета. Скрипки Л. обладают сильным, блестящим тоном, но не всегда разнообразным тембром и гибкостью звучания. Более ранние инструменты Л. несколько грубоваты по отделке, лак красный или красновато-коричневый. Изготовлял также превосходные виолончели и альты.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, М., 1964, с. 150-54.

И. М. Ямпольский.

Люсси М.

Люсси М. (Lussy) Матис (8 IV 1828, Штанс, близ г. Люцерн - 21 I 1910, Монтрё) - швейц. музыковед. Начальное муз. образование получил на родине. В 1846-1902 жил в Париже, изучал медицину, занимался по классу фп. в консерватории, преподавал (фп.). С 1902 работал в Швейцарии, преподавал игру на фп. Получил известность своей теорией ритма и учением об акцентуации, основанном гл. обр. на работах Ж. Ж. Моминьи. Был также специалистом в области методики обучения игре на фп. Автор инструктивных работ. Оказал влияние на Э. Жак-Далькроза.

Сочинения: Rйforme dans l'enseignement du piano, pt. 1: Exercices de piano (P., 1863; nouv. йd., Exercices de mйcanisme, P., 1878, 1909); Traitй de l'expression musicale, P., 1874, 1904 (рус пер. - Теория музыкального выражения. Акценты, оттенки и темпы в музыке вокальной и инструментальной (пер. В. А. Чечотта), СПБ, 1888; англ. пер. 1885, нем. пер. 1886); Histoire de la notation musicale, P., 1882 (совм. с Э. Давидом); Le rythme musical, P., 1883, 1911; Grammaire de l'exйcution musicale. L'anacrouse dans la musique moderne, P., 1903.

Литература: Monod E., M. Lussy et le rythme musical, Neuchвtel, 1912.

И. M. Ямпольский.

Лютер М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лютня

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лютославский В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лютш К. Я.

Лютш К. Я. (Lutschg) Карл Яковлевич (3(15) X 1839, Петербург - 6 VI 1899, Бланкенбург, Германия) - рус. пианист-педагог. Игре на фп. обучался у А. Л. Гензельта в Петербурге и у И. Мошелеса в Лейпциге, где изучал также теорию композиции у Э. Ф. Э. Рихтера и Ф. Киля. Был известным педагогом и методистом. В 1868-87 преподавал игру на фп. в Петерб. консерватории (с 1880 профессор), из к-рой ушёл из-за разногласий с А. Г. Рубинштейном. До 1899 преподаватель и один из директоров Петерб. муз. школы. Составитель и ред. мн. ценных сб-ков инструктивных пьес и этюдов для фп., в т. ч. "Школы этюдов" ("Йcole d'йtudes", 12 тетрадей), "Библиотеки классических и современных произведений" ("Bibliothиque des oeuvres classiques et modernes", 420 пьес) и др. Автор фп. этюдов.

Сын Л. - Владимир (Вольдемар) Карлович Л. (4(16) V 1877, Петербург - 29 VIII 1948, Берлин) - пианист, ученик отца. С 1899 жил в Берлине, концертировал. В 1905-06 преподавал в Муз. колледже в Чикаго, затем в консерватории в Страсбурге. С 1920 профессор Высшей школы музыки в Берлине. Издал сб. фп. пьес, в т. ч. "Русские мастера фортепьяно" ("Russische Klaviermeister") и др.

И. М. Ямпольский.

Люфтпауза

Люфтпауза (нем. Luftpause, букв. - воздушная пауза) - небольшая пауза, с помощью к-рой при исполнении муз. произведения выделяется начало нового раздела, эпизода. В нотах обычно не обозначается и вводится исполнителем по собств. усмотрению (иногда обозначается с помощью знака запятой - нем. Komma).

Ля

Ля (lа)- слоговое название VI ступени основного (до-мажорного) диатонич. звукоряда, распространённое в странах романских и славянских языков. Для обозначения тональностей соответствующей высоты к слогу ля добавляют слова "мажор" или "минор". См. А.

Ляатс Х. В.

Хели Владимировна (р. 27 VI 1932, Курессааре, ныне Кингисепп, о. Сааремаа) - сов. эстр. певица. Нар. арт. Эст. ССР (1976). В 1960 окончила Таллинскую консерваторию у Д. Я. Куузика. С 1957 солистка Эст. филармонии. В репертуаре Л. романсы и песни народов СССР и заруб. композиторов, произв. сов. авторов, в т.ч. Б. В. Кырвера, Л. Т. Нормета, В. М. Оякяэра, Г. В. Подэльского. Гастролирует за рубежом. С 1976 педагог-консультант эстр. студии при Эстонской филармонии.

Лявониха

Лявониха (от белорус. имени Лявон; Л. - его возлюбленная, жена) - белорус. нар. танец (парно-массовый), сопровождается мелодией одноим. песни.

Лявониха

В старину наз. "крутиха" по характерной фигуре - кружению пар. Муз. размер 2/4. Л. - весёлый, задорный, динамич. танец, с быстрой сменой фигур и разнообразием рисунка. Конец каждой муз. фразы отмечается в танце лёгким притоптыванием.

Литература: Васильева Е., Танец, М., 1968.

Лядов А. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лядова В. А.

Вера Александровна (15 (27) III 1839, Петербург - 24 III (5 IV) 1870, там же) - рус. певица (сопрано), балерина и драматическая артистка. Дочь дирижёра А. Н. Лядова. В 1858 окончила Петерб. балетную школу, дебютировала в балетной труппе Александрийского т-ра, была корифейкой кордебалета до 1867. Характерная танцовщица, она с особенным успехом исполняла мазурки и болеро. Танцевала в балете "Фиаметта" Минкуса, исполнила партию Немой в опере "Фенелла" Обера. В 1865 выступила в водевиле "Барская спесь, или Анютины глазки" Ленского и была переведена в драм. труппу т-ра. Первая исполнительница партии Елены ("Прекрасная Елена" Оффенбаха, 1868) на рус. сцене. Небольшой, но приятного тембра голос, сценич. обаяние, грациозность, выигрышные внешние данные способствовали большому успеху певицы в оперетте. Для Л. была написана партия Леони ("Все мы жаждем любви" Фёдорова и Кламрота). Особенно удавались актрисе каскадные номера. Пела также партии Периколы ("Перикола" Оффенбаха), Гретхен ("Фауст наизнанку" Эрве) и др. Играла в водевилях.

Литература: Медведев П., В. А. Лядова, "Всемирная иллюстрация", 1870, No 66; Брянский A., B. А. Лядова, "Жизнь искусства", 1920, No 419-421; Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937.

Лядова Л. А.

Людмила Алексеевна (р. 29 III 1925, Свердловск) - сов. композитор. В 1948 окончила Свердловскую консерваторию по классу фп. у Б. С. Маранц. Там же обучалась в классе композиции у В. Н. Трамбицкого. Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1946, в вок. дуэте с Н. Пантелеевой). Конц. выступления (в качестве пианистки и певицы) начала во время Великой Отечеств, войны 1941-45 в составе агитац. бригады. Популярность получили эстр. песни Л., а её оперетты пост. во мн. т-рах СССР. Часто выступает в концертах с исполнением собств. произв.

Сочинения: оперетты (даты пост.) - Под чёрной маской (Реванш в Париже, 1961, Моск. т-р оперетты), Душа солдата (1963, Моск. т-р Сов. Армии), Атаманша (соч. 1972); кантаты - Дорогами мужества (1970), пионерская кантата - Слушай, старший наш вожатый (1971); концерт для фп. с орк. (1965); произв. для орк. рус. нар. инструментов, в т. ч. Уральская рапсодия, Колхозная полька, Сюита о Волго-Доне и др.; пьесы для эстр. оркестра, песни.

M. M. Яковлев.

Лядовы

Лядовы - семья рус. музыкантов. Николай Григорьевич Л. (г. рожд. неизв. - 1839) - капельмейстер. Служил камер-музыкантом, затем скрипачом и капельмейстером Петерб. филармония, об-ва. Его сыновья: Александр Николаевич Л. (1814, Петербург - 24 III (5 IV) 1871, там же) - дирижёр. Окончил Петерб. театр. уч-ще. С 1833 балетный дирижёр имп. театров. В 40-50-х гг. руководил собств. оркестром бальной музыки. Выступал с ним при дворе, в дворянском собрании. Автор балетной музыки, бальных танцев на мотивы рус. нар. песен, в т. ч. вальса "Невские звуки" и др. Отец артистки Веры Александровны Л.

Литература: (Некролог), "Иллюстрированная газета", 1871, No 15.

Константин Николаевич Л. (28 IV (10 V) 1820, Петербург - 7 (19) XII 1871, там же) - дирижёр, скрипач, композитор. Отец комп. Анатолия Константиновича Л. Учился в Петерб. театр. уч-ще у К. Соливы. Работал скрипачом оркестра Имп. рус. оперы. С 1850 дирижёр, позднее гл. капельмейстер рус. оперы в Петербурге. Дирижировал премьерами опер "Русалка" (1856, Театр-цирк, Петербург); "Юдифь" (1863, Мариинский т-р, Петербург) и "Рогнеда" (1865, там же) Серова, "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского (1863, там же) и др. С 1862 профессор Петерб. консерватории (теория музыки). Автор балета "Две волшебницы" (1846, Петербург), музыки к водевилям (в т. ч. "Сиротка Сусанна"), фантазии для хора и оркестра на тему рус. нар. песни "Возле речки, возле моста" и др.

Литература: (Некролог), "Иллюстрированная газета", 1871, No 50.

Николай Николаевич Л. (1805 - 11(23) IX 1872, Петербург) - виолончелист. Играл в балетном оркестре Имп. театров.

И. М. Ямпольский.

Лями А. Ж.

Лями А. Ж. (Lamy) Альфред Жозеф - см. Лами А. Ж.

Ляпунов С. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ляпунова А. С.

Анастасия Сергеевна (р. 27 III (9 IV) 1903, Петербург - 1 II 1973, Ленинград) - сов. музыковед и текстолог. Кандидат искусствоведения (1946). Дочь С. М. Ляпунова. В 1931 окончила историко-теоретич. ф-т Ленингр. консерватории. В 1931-33 преподаватель истории музыки и теоретич. предметов в Тат. техникуме иск-в в Казани. В 1938-40 зав. рукописным отделом б-ки Ленингр. консерватории, в 1940-63 сотрудник Отдела рукописей, гл. библиотекарь Гос. публич. б-ки им. M. E. Салтыкова-Щедрина. Составитель нотографич. каталогов и публикаций эпистолярии, в т. ч. "Рукописи М. И. Глинки. Каталог" (Л., 1950), "Каталог-справочник произведений М. И. Глинки. 1917-54" (Л., 1958), "Творческое наследие М. А. Балакирева. Каталог произведений" (вып. 1-3, Л., 1960), автор вступ. статей и комментариев в сб., посв. творчеству рус. композиторов-классиков, статей.

Сочинения: С. М. Ляпунов. Биографический очерк, "СМ", 1950, No 9; Из заметок В. В. Стасова о Глинке, в сб.: М. И. Глинка. Исследования и материалы, Л.-М., 1950; Рукописные источники оперы М. Глинки "Иван Сусанин", в сб.: Гос. публичная б-ка, вып. 2, Л., 1954; Опись архива Глинки, там же; Рукописное наследие А. К. Глазунова, там же, вып. 3, Л., 1955; Письма С. М, Ляпунова, "СМ", 1960, No 3; Новые материалы из архива М. И. Глинки. Публикация (совм. с Е. Э. Гранстрем), "СМ", 1960, No 10; Из истории творческих связей М. А. Балакирева и С. М. Ляпунова, в сб.: М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961; Летопись жизни и творчества М. А. Балакирева, Л., 1967 (совм. с Э. Э. Язовицкой) и др.

И. М. Ямпольский.

Ляров А. А.

Ляров А. А. (наст. фам. Гиляров) Александр Андреевич (1839 - 1(14) V 1914, Петербург) - рус. певец (бас). Происходил из духовного сословия. Пению обучался в Петербурге у P. P. Фридеричи, посещал занятия Бесплатной муз. школы, занимался в Петерб. консерватории в классе К. Эверарди (1869-71). В 1871-75 и 1878-87 пел в оперных т-рах Киева, Одессы, Харькова, Тбилиси и др. городов. В 1875-78 солист Большого т-ра. Выступал в Мариинском т-ре (1888), в спектаклях Оперного т-ра Прянишникова (Киев, 1889). Гастролировал (с оперной труппой Любимова) в Германии и Англии. Л. обладал мощным голосом красивого густого тембра, широкого диапазона, развитой вок. техникой. Лучшие партии: Иван Сусанин, Мельник; Марсель ("Гугеноты"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Бертрам ("Роберт-Дьявол"). Оставил оперную сцену в 1894. Выступал в концертах.

Литература: Н. А. С., Памяти А. А. Лярова, "Театр и искусство", 1914, No 19.

Лятошинский Б. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ляуксминас Ж.

Жигимантас (1597, Жямайтия - 1 IX 1670, Вильнюс) - литов. философ, педагог. С 1616 учился в Вильнюсском ун-те. Был преподавателем философии и риторики. В 1638 получил степень доктора философии. Жил в Полоцке, затем вновь в Вильнюсе, где был вице-ректором, затем вице-канцлером ун-та. Автор учебника ораторского иск-ва, первой в Литве грамматики греч. яз. Опубликовал учебник по музыке (на лат. яз.) "Ars et praxis musica" (1667, 1693), a также труды "Graduale pro exercitatione studentium", "Antiphonale ad psalmos" (Vilnius, 1667, 1694, 1742).

Ляхов И. Е.

Иван Егорович (1813, Москва - 25 II (9 III) 1877, там же) - рус. гитарист и композитор. Ученик М. Т. Высоцкого. По профессии ветеринарный врач. Выступал в концертах, часто в дуэтах с гитаристами П. Ф. Белошеиным и Голиковым. Автор многочисл. пьес для 7-струн. гитары, в т.ч. произв. конц. типа ("Венгерка", "Фантазия на темы из оперы "Цампа""). Л. принадлежат обработки нар. песен (вариации на темы песен "Здравствуй, милая", "Не будите молоду"), переложения для гитары популярных романсов ("Ах, мороз, мороз" Дюбюка и др.). Развивал рус. манеру игры на гитаре. Будучи продолжателем традиций Высоцкого, удачно воспроизводил в обработках нар. песен звучание торбана и балалайки. Занимался вопросами технич. усовершенствования гитары, в частности усиления её звучности, использования разл. вариантов настройки.

Ляшенко И. Ф.

Иван Фёдорович (р. 14 II 1927, с. Николаевка Ворошиловградской обл.) - сов. музыковед. Чл. КПСС с 1951. Кандидат философских наук (1955). Доктор искусствоведения (1972). Окончил Львовскую консерваторию - в 1949 оркестровый ф-т (класс кларнета), в 1951 историко-теоретич. ф-т. С 1955 преподаватель, в 1968-74 ректор и зав. кафедрой рус. и укр. музыки Киевской консерватории. В 1956-65 и с 1974 старший науч. сотрудник отдела музыки Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии. Автор многих статей (в сборниках и др. изданиях), посв. актуальным проблемам совр. муз. творчества. С 1973 проф. Киевской консерватории.

Сочинения: Народнiсть та нацiональна характернiсть музики, Кипв, 1957; Музика в життi людини, Кипв, 1963; Нове в украпнськiй радянськпй музицi, Кипв, 1966; Нацiональнi традицiп в музицп, як iсторичний нарис, Кипв, 1973.

Л. И. Карасёва.

Предыдущая страница Следующая страница