Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 12, "МОЗ"-"МОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 12, "МОЗ"-"МОН")

Мозаика

Мозаика (франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, букв. - посвящённое музам) - муз.-сценич. произведение, музыка к-рого представляет аранжировку фрагментов и целых небольших пьес, принадлежащих разл. композиторам. Чаще всего в виде М. создавались оперетты. Такие оперетты в 19 в. и нач. 20 в. пользовались значит. распространением. В дореволюц. России много М. создал В. П. Валентинов; в них он использовал музыку из совр. опер, оперетт, рус. и цыганские песни. Наиболее популярными из его М. были "Ночь любви", "В волнах страстей", "Тайны гарема", "Жрица огня", "Монна Ванна".

Родственный М. тип - оперетты, музыка к-рых представляет аранжировку произв. и фрагментов соч. одного композитора. Наибольшую известность получила оперетта "Дом трёх девушек" ("Dreimдderlhaus", 1916), музыку для к-рой подобрал из произв. Ф. Шуберта и аранжировал венг. композитор X. Берте; оперетта подверглась справедливой критике за вольное обращение с музыкой Шуберта и неверное освещение его облика как человека и художника. Приближаются к М. муз.-сценич. произведения (не только оперетты, но и оперы), музыка к отд. актам к-рых написана разл. композиторами. В 19 в. за рубежом подобный метод создания муз.-сценич. произведений был довольно распространённым.

Мозер А.

Мозер А. (Moser) Андреас (29 XI 1859, Землин, близ Белграда - 7 X 1925, Берлин) - нем. скрипач-педагог, методист и историк скрипич. иск-ва. По происхождению австриец. Игре на скрипке обучался у И. Иоахима в Высшей муз. школе в Берлине. С 1888 преподавал в этой школе, был ассистентом Иоахима (с 1900 профессор). Капитальные работы М.: биография Иоахима и "История скрипичной игры". Им опубликованы также переписка И. Брамса с Й. Иоахимом (J. Brahms im Briefwechsel mit J. Joachim, Bd 1-2, 1908), переписка Й. Иоахима (Briefe von und an J. Joachim, Bd 1-3, 1911-13). Ряд статей М. посвящён скрипичному исполнительству 18 в. Редактор произведений И. С. Баха (совместно с X. Беккером), Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена (совм. с Й. Иоахимом) и др. Крупным методич. трудом явилась скрипичная школа, написанная М. совм. с Й. Иоахимом ("Violinschule", Bd 1-3, 1902-05), в которой удачно разрешены методологич. вопросы формирования техники начинающего скрипача и в широком художеств. аспекте рассмотрены проблемы муз. интерпретации.

Сочинения: Joseph Joachim. Ein Lebensbild, В., 1898; neue Aufl., Bd 1-2, В., 1908-10; Methodik des Violinspiels, Bd 1-2, Lpz., 1920; Geschichte des Violinspiels, В., 1923.

И. M. Ямпольский.

Мозер Р. А.

Mоозер (Mooser) Роберт Алоиз (20 IX 1876, Женева - 24 VIII 1969, там же) - швейц. музыковед и муз. критик. Прапрадед М. - Йозеф Антон М. (1731-92), прадед Жан Пьер Йозеф Алоиз М. (1770-1839) известны как органные мастера, дед Йозеф М. (1794-1876) - фп. мастер, отец Жан Луи М. (1830-1903) - фп. педагог. Мать - уроженка России (Юлия Запольская). Учился в Женеве игре на органе (у О. Барблана) и фп. (у отца), теории музыки. В Петербурге брал уроки композиции (у М. А. Балакирева) и инструментовки (у Н. А. Римского-Корсакова), служил органистом во франц. реформатской церкви (1897-1909), работал в Дирекции имп. т-ров (1899-1904), с 1897 сотрудничал как муз. критик в газете "Journal de St. Petersbourg" ("Санкт-Петербургская газета"). Вернувшись на родину (1909), продолжил деятельность критика в газете "La Suisse" ("Швейцария"), основал в Женеве "Четверговые прослушивания" ("Auditions du jeudi", 1915-22), где исполнялись новинки совр. музыки. Издавал "независимый музыкальный журнал" "Диссонансы" ("Dissonances", 1923-46). M. активно пропагандировал совр. музыку, его статьи собраны в 4 книгах (нек-рые из статей посв. рус. музыке).

Во время пребывания в России собирал и изучал материалы по истории старинной рус. музыки, результатом чего явилось неск. книг, содержащих много новых данных. Выделяется монументальный труд "Летопись музыки и музыкантов в России в XVIII столетии" (т. 1-3), в к-ром имеется большой фактич. и иконографич. материал. Свою ценную коллекцию рус. муз. изданий (св. 2000 томов) М. подарил Публичной и университетской б-ке в Женеве.

Сочинения: L'opйra comique franзais en Russie au XVIIIe siиcle, Gen., 1932, 1954; Un musicien espagnol en Russie...: V. Martin i Soler, "RMI", 1936, v. 40; L'apparition des oeuvres de Mozart en Russie, в cб.:Mozart-Jahrbuch 1967, Salzburg, 1968; Violonistes-compositeurs italiens en Russie au XVIIIe siиcle, "RMI", 1938-50, (v.) 42-52; Opйras, intermezzos, ballets, cantates, oratorios jouйs en Russie durant le XVIIIe siиcle, Gen., 1945, 1964; Regards sur la musique contemporaine. 1921-1946, Lausanne, 1946; Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siиcle, v. 1-3, Gen., 1948-51; Panorama de la musique contemporaine. 1947-1953, Gen., 1953; Aspects de la musique contemporaine. 1953-1957, Gen., 1957; Visage de la musique contemporaine. 1957-1961, P., 1962; в рус. пер. - Воспоминания о Феликсе Михайловиче Блуменфельде, в кн.: Музыкальное исполнительство. Шестой сб. статей, М., 1970.

Литература: Штейнпресс Б., Ветераны уходят, "МЖ", 1969, No 24.

Б. С. Штейнпресс.

Мозер Х. И.

Мозер Х. И. (Moser) Ханс Иоахим (25 V 1889, Берлин - 14 VIII 1967, Зап. Берлин) - нем. музыковед. Сын А. Мозера. Историю музыки изучал под рук. Л. Шидермайра (Марбург), X. Римана и А. Шеринга (Лейпциг), Г. Кречмара и И. Вольфа (Берлин). Обучался также композиции и пению. Нек-рое время выступал в качестве конц. певца. С 1919 приват-доцент, с 1922 профессор ун-тов в Галле, затем в Гейдельберге, а также в Берлине, где в 1927-33 возглавлял Гос. академию церк. и школьной музыки. В 1933 подал в отставку, но продолжал сотрудничать с нацистами. С 1950 был директором консерватории в Зап. Берлине. Автор трудов по истории и теории музыки, эстетике, монографич. работ. Во мн. работах М. отразились его националистич. взгляды. Издал "Музыкальный словарь" ("Musiklexikon", В., 1935, Bd 1-2, 1955, Nachtrag, 1958, Ergдnzungsband, 1963).

Сочинения: Geschichte der deutschen Musik, Bd 1-3, Stuttg.-В., 1920-24, 1930 (извлечение в рус. пер. - Музыка средневекового города, Л., 1927); Die Ballade, В., 1930; Die Epochen der Musikgeschichte, Stuttg.-В., 1930; Die Melodien der Lutherlieder, Lpz.-Hamb., 1935; J. S. Bach, В., 1935; Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1-2, Z., 1937; Chr. W. Gluck, Stuttg., 1940; Carl Maria von Weber, Leben und Werk, Lpz., 1941, 1955; Goethe und die Musik, Lpz., 1949; H. Schьtz. Sein Leben und Werk, Kassel, 1936, Kassel-Basel, 1954; Die evangelische Kirchemusik in Deutschland, В.-Darmstadt, 1954; Die Muzik der deutschen Stдmme, W.-Stuttg., 1957; D. Buxtehude, В., 1957; Orgelromantik, Ludwigsburg, 1961.

И. М. Марков.

Мозжухин А. И.

Александр Ильич (11 (23) VIII 1878, с. Киселёвка, ныне Саратовской обл. - 1 VII 1952, Аньер, близ Парижа) - рус. певец (бас). Брат известного киноактёра И. И. Мозжухина. Брал уроки пения у Ю. Н. Вишневецкой. В 1905 окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (класс M. E. Медведева). Сценич. деятельность начал в Москве (т-р Солодовникова, 1906-07). Был участником Кружка любителей русской музыки. С 1912 солист Т-ра муз. драмы в Петрограде. М. владел высоким, звучным басом, обладал прекрасными внешними данными. Партии: Борис Годунов, Кочубей; Мефистофель ("Фауст"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Ганс Сакс ("Нюрнбергские мейстерзингеры"). С 1920 выступал преим. как конц. певец. Возглавлял Об-во камерной музыки. После 1925 жил за границей.

Литература: А. И. Мозжухин, "Искусство", 1917, No 1-2; Левин С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962.

В. И. Зарубин.

Моисеев И. А.

Игорь Александрович (р. 8 (21) I 1906, Москва) - сов. артист балета и балетмейстер. Герой Социалистического Труда (1976). Нар. арт. СССР (1953). В 1924 окончил Московское хореографич. уч-ще (ученик А. А. Горского) и до 1939 был солистом балетной труппы Большого т-ра. Партии: Рауль ("Теолинда" на музыку Шуберта), Иосиф ("Иосиф Прекрасный" Василенко), Мато ("Саламбо" Арендса, балетм. М.). В 1930 пост. на сцене Большого т-ра балеты "Футболист" Оранского (совм. с Л. А. Лащилиным) и "Тщетная предосторожность" (совм. с А. М. Мессерером), в 1932 - "Саламбо" Арендса, в 1935 - "Три толстяка" Оранского и в 1958 - "Спартак". В 1937 создал Ансамбль нар. танца СССР и остаётся его бессменным худ. рук. Коллектив много гастролирует по городам СССР и за рубежом; выступал почти во всех странах Европы и Америки, а также в Японии, КНР и др. Помимо отдельных танцев, М. создал для ансамбля танц. программы на материале муз.-хореографич. нар. творчества: "Танцы народов СССР" (1937-38), "Танцы славянских народов" (1945), "Мир и дружба" (1953). Иногда М. оформляет фольклорный материал в виде острохарактерных, часто юмористически расцвеченных жанровых сцен и миниатюр. Среди них: "Картинки прошлого", рус. сюита "Времена года", укр. сюита "Веснянки", композиции "Партизаны", "Призывники", "Вива, Куба!", "Мексиканская сюита" и др. Гос. пр. СССР (1942, 1947, 1952), Ленинская пр. (1967). Автор ряда теоретич. работ по вопросам хореографич. иск-ва и иск-ва нар. танца.

В. М. Красовская.

Моисеивич Б.

Моисеивич Б. (Moiseivich, Moiseiwitsch) Бенно (Беньюма) (10 (22) II 1890, Одесса - 2 IV 1963, Лондон) - англ. пианист. Начальное муз. образование получил в Одессе. С 1905 жил за границей. В 1905-1908 учился в Вене у Т. Лешетицкого. Дебютировал в 1908 в Лондоне, с 1919 интенсивно концертировал во мн. странах. Видный виртуоз романтич. склада. Игра М. была мощной и рельефной, отличалась разносторонней, безупречной по точности, техникой (звук то массивный и плотный, то воздушный, лёгкий и ажурный), придававшей его исп. особую масштабность; обладал красивым, полнозвучным и мягким туше. Интерпретаторские замыслы М., хотя и не всегда достаточно оригинальные, отличались серьёзностью художеств. концепций. В репертуаре - Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, И. Брамс, С. В. Рахманинов.

Д. А. Рабинович.

Мойзес А.

Мойзес А. (Moyzes) Александр (р. 4 IX 1906, Клаштор) - словацкий композитор. Сын композитора Микулаша М. (1872-1944). В 1925-28 учился в Пражской консерватории у Р. Карела и О. Шина (композиция), О. Острчила (дирижирование); в 1928-1930 совершенствовался у В. Новака в Школе мастеров при этой консерватории. С 1929 преподавал композицию в Муз.-драм. академии (с 1941 консерватория) в Братиславе (с 1949 профессор). В 1937-48 работал на радио в Братиславе, выступал как муз. критик. С 1953 худ. рук. ансамбля СЛУК (Slovenskэ l'udovэ umeleckэ kolektнv), занимал ряд ответств. муз.-обществ. должностей.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - Балладная кантата (Baladickб kantбta, 1960); для opк. -7 симфоний (1929-55, 7-я - гос. пр., 1956), увертюры - Хлопцы Яношика (Jбnosнkovi chlapci, 1943), Никола Шугай (Nikola Suhaj, 1933), Февральская (Februбrovб predohra, 1952), симф. сюита Вниз по Вагу-реке (Dolu Vahom, 1945), симф. танцы - Танцы из Погронья (Tance z Pohronia, 1950), Гемерские танцы (Gemerskй tance, 1955); концерт для скр. с орк. (1958); камерно-инстр. ансамбли; для фп. - соната (1927, 2-я ред. 1942), дивертисмент и др. пьесы; для голоса с орк. - хоры; для голоса с фп. - песенный цикл Дорога (Cesta, на сл. Л. Новомеского); музыка для театра и кино.

Литература: Rоtъcеk J., Sъpis slovenskэch hudobnнn a leteratъry о hudobnнkoch, Brat., 1952, s. 176-80; его же, Sъpis slovenskэch hudobnoteoretickэch prбc, Brat., 1955, s. 316-18; Вurlas L., Symfonizmus Alexandra Moyzesa, "Hudebnн rozhledy", 1956, t. 9, No 18, s. 756-58; его же, Alexander Moyzes a slovenskб hudobnб kultъra, "Slovenska hudba", 1957, (t.) 1; его же, Alexander Moyzes, Brat., 1956.

A. Коштял.

Мокраняц В.

Мокраняц В. (Мокраoeац) Василе (р. 11 IX 1923, Белград) - серб. композитор (Югославия). Сын виолончелиста Йована М. (1888-1956) - одного из основателей Белградской филармонии. В 1947 окончил Академию музыки в Белграде по классу фп. у Э. Хайека, в 1951 по классу композиции у С. Раичича. Преподавал в Белграде в муз. школах "Иосип Маринкович" (1947-1951) и "Мокраняц" (1952-56). С 1965 профессор по классу композиции Академии музыки в Белграде. Для М. характерно тяготение к инстр. жанрам. Его ранние соч. отличают нац. характерность муз. языка, использование импрессионистских приёмов письма, элементов неоромантизма. Позднее М. отходит от нар.-песенной основы, применяет новые сложные средства муз. выражения. Его симф. произв. отмечены мастерством инструментовки.

Сочинения: для орк. - 4 симфонии (1961, 1965, 1967, 1972), Драматическая увертюра (1950), увертюра (исп. 1962), "Концертная увертюра" (1972); для струн. орк. - Дивертисмент (1968), симфониетта (1970); концертино для фп., 2-х арф и камерн. орк. (1956); струн. квартет (1944); для фп. - соната (1947), 2 сонатины (1953, 1954), сюита Фрагменты (1954), Семь этюдов (1951), вариации (1949), Шесть танцев (1954); для скр. и фп. - соната (1952); для 3-х флейт, арфы, вибрафона, фп. и челесты - сюита Платаны (1965); циклы нар. песен, музыка для театра, кино.

Литература: Rеricic V., Muzicki stvaraoci u Srbiji, Beograd, 1968.

И. M. Ямпольский.

Мокраняц С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мокренко А. Ю.

Анатолий Юрьевич (р. 22 I 1933, с. Терны, ныне Сумской обл. УССР) - сов. певец (баритон). Нар. арт. УССР (1973). Чл. КПСС с 1974. В 1956 окончил Киевский политехнич. ин-т, в 1963 Киевскую консерваторию (класс Н. Г. Зубарева и А. А. Гродзинского). В 1963-68 солист оперной студии Киевской консерватории, с 1968 - Украинского т-ра оперы и балета (Киев). Обладает голосом широкого диапазона, драматическим дарованием. Партии: Микола, Остап ("Наталка Полтавка", "Тарас Бульба" Лысенко), Листрат ("В бурю" Хренникова), Максим ("Арсенал" Г. Майбороды), Онегин; Грязной ("Царская невеста"), Фигаро ("Севильский цирюльник"); Эскамильо; Зурга ("Искатели жемчуга" Бизе), Невер ("Гугеноты"), Генрих ("Лючия ди Ламмермур"), Жермон; Мурман ("Абесалом и Этери") и др. Выступает как конц. певец; в репертуаре произв. классиков и сов. композиторов, укр. и рус. нар. песни. Гастролирует за рубежом (Великобритания, Венгрия, Польша, Швеция, ФРГ, США, Франция и др.).

Литература: Мороз Л., Його велике сердце. (А. Мокренко), "Днiпро", 1968, No 7; Кащук Н., Крапля, пронизана сонцем (А. Мокренко), "Днiпро", 1973, No 10.

И. М. Лысенко.

Мокроусов Б. А.

Борис Андреевич (14 (27) II 1909, Нижний Новгород, ныне Горький - 27 III 1968, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1962). В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался у В. А. Белого, Г. И. Литинского, А. Н. Александрова). Выступал в разл. жанрах. На сценах муз. т-ров ставились его опера "Чапаев" (пост. 1942) и оперетта "Роза ветров" (1947). Популярность завоевали песни М., в т. ч. его патриотич. баллада "Заветный камень" (1944), "Хороши весной в саду цветочки" (1946), "Песня о родной земле" и "Одинокая гармонь" (1947), отмеченные Гос. пр. СССР (1948). Излюбленная область композитора - лирика. Для его песен характерны проникновенная простота и задушевность, они легки для восприятия. В своих произв. композитор использовал интонации рус. муз. фольклора и городского романса, в т. ч. жанра песни-вальса. Среди др. песен: "Милый мой живёт в Казани" (1939), "Песня защитников Москвы" (1942), "Не тревожь, ты себя, не тревожь", "Сормовская лирическая" (обе 1949), "Назначай поскорее свидание" (1953). Широкое распространение получили также песни из фильма "Свадьба с приданым" (1953).

Сочинения: опера - Чапаев (по одноим. повести Д. А. Фурманова; 2-я ред., 1942, Саратовский т-р оперы и балета; Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко; 3-я ред. 1961, Чуваш., муз.-драм. т-р им. К. В. Иванова); оперетта Роза ветров (1947, Ленингр. т-р муз. комедии); для opк. - Антифашистская симфония (с хором, 1936), 2 сюиты (1-я - 1931; 2-я - Пионерская, 1932), Поэма (1934), Русская увертюра (1949); концерт для тромбона с орк. (1935); камерно-инстр. ансамбли - в т. ч. квартет (1934); трио (1948); для фп. - соната (1933); песни (более 60); музыка к спектаклям драм. т-ров, фильмам, радиокомпозициям.

M. M. Яковлев.

Молас А. Н.

Молас А. Н. (урожд. - Пургольд) Александра Николаевна (6 (18) IV 1845, Петербург - 6 VII 1929, там же) - рус. певица (меццо-сопрано). Занималась пением под рук. А. С. Даргомыжского; брала также уроки у Г. Ниссен-Саломан. Вместе с сестрой - H. H. Пургольд (женой Н. А. Римского-Корсакова) принимала активное участие в деятельности "Могучей кучки". На муз. вечерах "Могучей кучки" впервые исполнила почти все романсы М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи. Для пропаганды произв. композиторов Новой рус. музыкальной школы организовала в своей квартире кружок, в который вошли известные певцы - M. M. Корякин, Г. А. Морской, Д. М. Леонова. Здесь исполнялись отрывки из опер и целые оперы: "Каменный гость", "Женитьба" Мусоргского, "Борис Годунов", "Князь Игорь", "Псковитянка"; "Анджело" Кюи. М. обладала красивым голосом большого диапазона. Её пение отличалось задушевностью, выразительностью, чистотой интонации, естественностью муз. декламации, высоким иск-вом фразировки. На концертной эстраде М. почти не выступала (за исключением неск. концертов "Бесплатной музыкальной школы"). С нач. 1900-х гг. посвятила себя педагогич. работе. Среди её учеников М. А. Оленина-д'Альгейм.

Литература: Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, 'М., 1955; Римский-Корсаков A. H., H. А. Римский-Корсаков, Жизнь и творчество, вып. 2, М., 1935, с. 81-98, вып. 4, М., 1937, с. 19-25; Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 2, М., 1958; Асафьев Б., Встречи и раздумья, "СМ", 1954, No 11, с. 35-42; Львов М., Из истории вокального искусства, М., 1964, с. 147-159.

В. И. Зарубин.

Молдавская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молдавский театр оперы и балета

Молдавский театр оперы и балета - ведущий муз. т-р Молд. ССР. Создан в 1955 в Кишинёве на основе Молд. муз.-драм. театра как Молд. т-р оперы, балета и драмы им. А. С. Пушкина. В июле 1957 оперная и балетная труппы т-ра отделились от драматической, став самостоят. творч. коллективом и получив совр. назв. Среди первых артистов: певцы - П. А. Ботезат, Ф. Д. Кузьминов, Р. Б. Есина, Б. И. Раисов, В. С. Савицкая, Д. А. Справцева, Е. В. Уреке, А. А. Фоменко и др., солисты балета - П. Л. Леонарди, Г. А. Мелентьева, Р. А. Потехина, В. П. Тихонов и др. В разные годы художеств. руководство т-ра осуществляли дирижёры - М. З. Шеппер, Б. С. Милютин, Л. Ф. Худолей, И. М. Альтерман, И. Г. Чудновский, режиссёр Г. М. Геловани, и др.

Первый оперный спектакль - "Грозован" Гершфельда - состоялся в 1956; первый балетный - "Бахчисарайский фонтан" Асафьева - в 1957. Т-ру принадлежит большая роль в пропаганде творчества молд. композиторов и нац. муз.-исполнительского иск-ва. На его сцене осуществлены пост. многих произв. молд. композиторов: оперы - "Аурелия" Гершфельда (1959), "Сердце Домники" Стырчи (1960, в новой ред. "Героическая баллада", 1970), "Дракон" Лазарева (1976), детская опера "Коза с тремя козлятами" Ткач (1967); балеты - "Рассвет" Загорского (1960), "Сломанный меч" (1960), "Антоний и Клеопатра" (1965) и "Арабески" (1970) Лазарева и др. В репертуаре т-ра также рус. и зап.-европ. классика и произв. сов. композиторов др. республик, в т. ч.: оперы - "В бурю" (1962); "Оптимистическая трагедия" Холминова (1967), "Укрощение строптивой" (1972); "Зори здесь тихие" Молчанова (1975), балеты - "Тропою грома" (1961); "Барышня и хулиган" на муз. Шостаковича (1968), "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина (1971), "Золушка" (1971) и др.

В труппе т-ра (1975): певцы - нар. арт. СССР М. Л. Биешу, нар. арт. Молд. ССР Т. Г. Алёшина, П. А. Ботезат, Н. Н. Башкатов, Л. В. Ерофеева, В. Н. Курин, В. С. Савицкая; солисты балета - нар. арт. Молд. ССР М. И. Кафтанат, Р. А. Потехина, П. Н. Фесенко и др.; гл. дирижёр - А. А. Мочалов, гл. режиссёр - засл. деят. иск-в Молд. ССР Е. Г. Платон, гл. балетмейстер - И. А. Чернышёв, гл. хормейстер - засл. деят. иск-в Молд. ССР Г. Д. Стрезев, гл. художник - H. H. Корягин. Т-р принимал участие в декаде молд. лит-ры и иск-ва в Москве (1960). Оперная труппа выезжала на гастроли в Румынию (1957), балетная - в Болгарию (1971).

Литература: Киртока А., Мануйлов М., Молдавский государственный театр оперы и балета. Краткий очерк, Киш., 1960.

Н. И. Шехтман.

Молдобасанов К.

Калый (р. 28 IX 1929, село им. Калинина, ныне Ак-Талинского р-на Нарынской обл.) - сов. композитор и дирижёр. Нар. арт. Кирг. ССР (1974). С 12 лет выступал как артист оркестра нар. инструментов Кирг. филармонии. Учился в кирг. муз. училище г. Фрунзе (классы скрипки и дирижирования). В 1954 окончил ф-т симфонич. дирижирования Моск. консерватории по классу Л. М. Гинзбурга. С этого же года дирижёр Кирг. т-ра оперы и балета (с 1966 - гл. дирижёр). При его участии осуществлены крупнейшие постановки театра: оперы - "Манас" Власова, Малдыбаева, Фере (1966), "Неизвестный солдат" Молчанова (1967), "Отелло" Верди (1968), "Борис Годунов" (1972), балет - "Асель" Власова (1967). М. - автор комич. балета "Куйручук" (1960, совм. с Г. Г. Окуневым; пост. в Кирг. т-ре оперы и балета), балета-оратории "Материнское поле" (1974, по Ч. Айтматову), кантат, пьес для оркестра нар. инструментов, романсов, песен, сборников - "24 детские пьесы для фортепиано", "Пять пьес для виолончели с фортепиано", 10 пьес для скрипки и фп., пьес для гобоя, тромбона, трубы и др. инструментов.

Среди др. соч. М.: кантаты - Цвети, Киргизстан (1967), Молодёжная кантата (1969), Ликуй, Киргизстан (1974); для симф. орк. - Симфонические танцы и др.

Литература: Алагушов Б., Киргизские композиторы. (Очерки), Pр., 1964 (на кирг. яз.).

Молдовеняска

Молдовеняска (букв. - молдавская), молд. нар. танец. Муз. размер 2/4 Темп быстрый. Круг, к-рым обычно начинают М., повторяется после каждой новой фигуры.

Молдовеняска

М. получила широкое распространение не только в художеств. самодеятельности, но и на проф. балетной сцене. В Болгарии бытует вариант танца под назв. "Мулдуванска".

Литература: Ткаченко Т., Народный танец, М., 1954; Ошурко Л., Народные танцы Молдавии, Киш., 1957.

Молик В. Б.

Молик В. Б. (Molique) Вильгельм Бернхард (7 X 1802, Нюрнберг - 10 V 1869, Канштатт, близ г. Штутгарт) - нем. скрипач, композитор и педагог. Ученик П. Ровелли (Мюнхен). С 1820 придв. концертмейстер в Мюнхене и Штутгарте (1826). В 1849-66 жил в Лондоне, выступал как солист и квартетист, завоевал известность как педагог (с 1861 проф. Королевской музыкальной академии). Автор оратории "Авраам" (1860), 2 месс, 6 скрипичных концертов и др. На его творчество оказала сильное влияние музыка Л. Шпора. Популярны были его скрипичные концерты No 3 (d-moll, 1832) и No 5 (a-moll, 1841).

Литература: Schrцder Fr., В. Molique und seine Instrumentalkompositionen..., Stuttg., 1923.

Молинари Б.

Молинари Б. (Molinari) Бернардино (11 IV 1880, Рим - 25 XII 1952, там же) - итал. дирижёр. Учился в консерватории римской Академии "Санта-Чечилия" (у С. Фальчи и Р. Ренци). Дирижёрскую деятельность начал в т-рах "Костанци" (Рим) и "Колон" (Буэнос-Айрес). В 1912-43 худ. рук. и гл. дирижёр оркестра "Аугустео" (Рим). Неоднократно концертировал в крупных городах Зап. Европы и Юж. Америки. В 1928 впервые выступил в США с Нью-Йоркским филармонич. оркестром, к-рым руководил в сезоне 1931-32. Один из наиболее видных представителей дирижёрского иск-ва Италии 1-й пол. 20 в., обладал высокой муз. культурой, знанием новой и старинной, в т. ч. редко исполняемой, музыки. Автор ряда транскрипций, обработок произв. К. Монтеверди, Дж. Кариссими, А. Вивальди, К. Дебюсси и др.

Литература: Mucci E., Bernardino Molinari, Lanciano, 1941.

"Молодая польша"

"Молодая польша" (Mloda Polska) - творч. объединение композиторов, образовавшееся в Варшаве на рубеже 19-20 вв. В составе "М. П." были молодые композиторы, гл. обр. ученики профессора Варшавской консерватории З. Носковского, активно поддерживавшего все их начинания. Крупнейшими представителями этой группы были М. Карлович, К. Шимановский, Л. Ружицкий, Г. Фительберг. Название было выбрано по аналогии с объединением литераторов, образовавшимся неск. ранее. Группа не имела чётких организационных форм, объединяющими были лишь общие идейные установки членов "М. П.". Участники "М. П." стремились к утверждению и развитию самобытного нац. иск-ва путём преодоления влияния академизма 19 в., обновления стиля и техники композиции на основе национальных, в первую очередь шопеновских, традиций и использования новейших достижений европейской музыки. Значит. воздействие на направление творчества членов "М. П." оказали соч. композиторов рус. классич. школы, в особенности А. Н. Скрябина. В начальный период существования "М. П." во многом ориентировалась на поздний нем. романтизм (Р. Штраус, X. Вольф, М. Регер), франц. импрессионизм, а также на творчество Р. Вагнера и Ф. Листа. Представители "М. П." активно обращались к разработке нац. фольклора. Просуществовав до нач. 1-й мировой войны 1914-18, "М. П." стала важнейшим фактором развития польской музыки 20 в., внесла основополагающий вклад в становление польского симфонизма, обогатила нац. музыку рядом новых для неё жанров (симф. поэма) и приёмов (декламационный вок. стиль, обновление гармонии и оркестровки). Непосредственным результатом деятельности "М. П." было основание изд-ва "Общества польской музыки", способствовавшего пропаганде нац. иск-ва.

M. М. Яковлев.

"Молодая франция"

"Молодая франция" (La Jeune France) - творческое объединение композиторов, возникшее в Париже в 1935 по инициативе И. Бодрие. В состав "M. P." входили И. Бодрие, А. Жоливе, Даниель-Лесюр и О. Мессиан. Первый концерт состоялся в нач. 1936. Принципиальные основы объединения декларированы в спец. манифесте, опубликованном 3 июня 1936. Идейно-творч. позиции "M. Ф." были неоднородны, противоречивы. Возникнув в период обществ. подъёма, связанного с демократич. движением, "M. Ф." поставила своей целью преодоление догм конструктивизма, неоклассицизма и академизма путём создания "живой музыки", проникнутой гуманистич. идеалами. Вместе с тем манифест предусматривал различие индивидуальных принципов и стремлений членов группы, к-рое выразилось, в частности, в обращении отдельных её членов к религиозно-мистич. образам (Мессиан), в экспериментах (подчас формального характера), направленных на обновление выразит. средств музыки (Мессиан, Жоливе). Другие же, отстаивая доступность муз. языка, искали контакт с широкими кругами слушателей (Даниель-Лесюр, Бодрие). Согласно манифесту, группа систематически проводила концерты - показы творчества её членов. В процессе творч. развития пути отдельных членов "M. P." значительно разошлись, и в 1939 группа распалась. Общеэстетич. положения и технич. достижения участников "M. P." оказали существ. влияние на мн. франц. композиторов, совершивших под воздействием "M. P." поворот от абстрактной музыки к идеям гуманизма.

Литература: Шнеерсон Г. М., Французская музыка XX века, М., 4970; Вrоthiеr J. J., La "Jeune France", (Orlйans, 1955).

M. M. Яковлев.

Молодов А. В.

Анатолий Васильевич (р. 23 X 1929, с. Любовниково, Касимовского р-на Рязанской обл.) - сов. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1970). Чл. КПСС с 1974. В 1954 окончил Саратовскую консерваторию, в 1957 - аспирантуру при Моск. консерватории у А. В. Свешникова. С 1955 хормейстер Гос. акад. рус. хора СССР, одноврем. преподавал в Моск. хор. уч-ще. С 1958 гл. хормейстер Казах. т-ра оперы и балета, с 1959 худ. рук. и гл. дирижёр Хор. капеллы Казах. ССР, с 1960 гл. дирижёр Праздников песни в Алма-Ате. Сделал обработки казах. и рус. нар. песен. Автор хор. соч., статей о хор. иск-ве Казахстана. С 1958 преподаёт в Алма-Атинской консерватории (с 1978 зав. кафедрой, с 1980 профессор). Пр. Ленинского комсомола Казах. ССР (1966).

Литература: Долинский М.,Черток С., В капеллу пришел дирижер, "МЖ", 1962, No 4; Птица К., Мастера хорового искусства в Московской консерватории, М., 1970; Измайлова Л., У истоков новых традиций, "СМ", 1978, No 5.

Молчанов И. Е.

Иван Евстратович (1809, Ярославская губ. - октябрь 1881, Петербург) - рус. нар. певец. Род. в крестьянской семье. В 1820-х гг. пел в разл. нар. хорах в Петербурге. В 1830-40-х гг. уже славился как собиратель, выдающийся знаток и исполнитель рус. нар. песни. Ряд его напевов нар. песен записали М. И. Глинка и В. Ф. Одоевский, высоко ценившие М. как носителя нац. нар.-песенной традиции. В конце 1850-х гг. М. организовал первый проф. концертный хор из певцов-крестьян, исполнявших песни в традициях рус. нар. подголосочной полифонии. С этим хором М. выступал на нар. гуляниях в Петербурге (на Царицыном лугу) и Москве (в Сокольниках, Марьиной роще и на Девичьем поле), а также совершал концертные поездки по провинциальным городам (Поволжье, Курск, Новочеркасск, Нижний Новгород). Автор песен, в т. ч. популярной патриотич. солдатской песни "Было дело под Полтавой", для напева к-рой использовал мелодию известного канта 18 в. "В один день очень рано". Из репертуара своего хора М. составил обширный песенник. В хоре М. воспитал ряд выдающихся нар. певцов (Е. Кольцов, А. Башмак, А. Граблев, В. Дурасов, К. Красовский, Ф. Павлов и др.).

Литература: Песни, собранные П. В. Киреевским, под ред. П. А. Бессонова, вып. 9, М., 1872 (доп. к вып. 8-9, с. 37); К. В. О. (Одоевский В. Ф.), Русская и так называемая общая музыка, в его кн.: Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Грановский Б., Певец-самородок Иван Молчанов, "СМ", 1958, No 1, с. 86-91.

Е. В. Гиппиус.

Молчанов К. В.

Кирилл Владимирович (р. 7 IX 1922, Москва) - сов. композитор. Засл. деятель искусств РСФСР (1963). Чл. КПСС с 1945. Во время Великой Отечеств. войны был в рядах Сов. Армии, служил в красноармейском ансамбле песни и пляски Сибирского воен. округа. В 1949 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у А. Н. Александрова. В 1973-1975 директор Большого т-ра. Оперный жанр занимает центр. место в творчестве М., большинство опер композитора посвящено совр. теме, в т. ч. событиям Октябрьской революции ("Заря") и Великой Отечественной войны 1941-45 ("Неизвестный солдат", "Русская женщина", "Зори здесь тихие"). В своих операх М. часто использует мелодику, интонационно связанную с рус. песенностью. Выступает и как либреттист собств. произв. ("Ромео, Джульетта и тьма", "Неизвестный солдат", "Русская женщина", "Зори здесь тихие"). Популярность завоевали песни М. ("Солдаты идут", "А я люблю женатого", "Сердце, молчи", "Помни" и др.). Автор рецензий и статей по вопросам муз. иск-ва.

Сочинения: оперы - Каменный цветок (по мотивам уральских сказов П. П. Бажова, 1950, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), Заря (по пьесе "Разлом" Лавренёва, 1956, там же), Улица дель Корно (1960, там же), Ромео, Джульетта и тьма (1963, Ленингр. Малый т-р оперы и балета), Неизвестный солдат (Брестская крепость, 1967, Воронежский т-р оперы и балета), Русская женщина (1969, там же), Зори здесь тихие (по повести Б. Л. Васильева, 1973, Кирг. т-р оперы и балета); мьюзикл - Одиссей, Пенелопа и другие (по мотивам Гомера, 1970); вок. циклы - на стихи Л. Хьюза (1958), Из испанской поэзии (на стихи Ф. Гарсиа Лорки, 1963), Песни Хиросимы (на стихи совр. япон. поэтов, 1964), Чёрная шкатулка (для муж. голоса с фп. и чтеца, сл. Л. Ашкенази, 1967), Край ты мой заброшенный (на стихи С. А. Есенина, 1972), Любовь (на стихи Н. Хикмета, А. А. Вознесенского и др., 1972); романсы, песни; фп. цикл - Русские картины (1953); музыка к спектаклям драм. т-ров и кинофильмам.

Молчанова Е. А.

Елена Алексеевна (р. 29 I 1930, Ростов-на-Дону) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Кирг. ССР (1976). Чл. КПСС с 1965. В 1956 окончила Одесскую консерваторию, с того же года солистка Кирг. т-ра оперы и балета. Партии: Марина Мнишек; Княгиня ("Русалка"), Кончаковна; Ольга ("Евгений Онегин"), Басманова ("Опричник" Чайковского), Амнерис, Кармен, Аксинья; Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Холминова), 1-я исполнительница партии Риты Осяниной ("Зори здесь тихие" Молчанова) и др. Выступает в концертах. С 1964 преподаватель Кирг. муз. уч-ща им. М. Куренкеева, с 1972 - Кирг. ин-та иск-в.

Мольнар А.

Мольнар А. (Molnar) Антал (р. 7 I 1890, Будапешт) - венг. музыковед, композитор, альтист. Учился в Академии музыки им. Ф. Листа в Будапеште по классу композиции у В. Херцфельда. Занимался собиранием муз. фольклора в вост. и сев. р-нах Венгрии (1910-12). С 1910 играл на альте в лучших венг. квартетах, в т. ч. в фп. квартете с Э. Дохнаньи, Б. Хубаи, Е. Керпели (1915-17). Работал в Будапеште. В 1912-18 преподавал муз.-теоретич. предметы в Академии музыки (позднее Высшая школа музыки им. Ф. Листа), в 1919-1959 профессор теории музыки и камерного ансамбля. В творчестве М. опирается на выразит. средства австр. и нем. романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман), а также И. Брамса, проявляя индивидуальные черты стиля; напряжённой лирич. экспрессией отличаются его песни и романсы. Наиболее значительны камерно-инстр. соч. Популярны также отличающиеся юмором произв. для детей. М. - автор книг и статей по муз. эстетике и социологии, по истории европ. и венг. музыки (о творчестве Б. Бартока, З. Кодая, Л. Вейнера), учебников, рецензий. Пр. им. Кошута (1957).

Сочинения: для орк. - увертюры, Весна (Tavasz, вальс, 1914), вариации на венг. тему (1927), сюита для двойного струн. орк. (1928); концерт для влч. с орк. (1916), Музыка куруцев (Kuruc zene, для 4 тарогато и камерного оркестра, 1936); камерно-инстр. ансамбли - струн. трио, квартет для флейты и струн. трио (1912); для голосов с орк. - Данаиды (для 3 жен. голосов и орк., 1926), Короткая месса (Missa brevis, 1909), Stabat Mater; псалмы и др. культовые хор. соч.; пьесы для фп., для органа; песни (более 100) на сл. венг. и др. поэтов-классиков, романсы; обр. нар. песен.

Литературные сочинения: Zene йs kцzцnsйg, Sopron, 1912; A zenetцrtйnet szociolуgiбja, Bdpst, 1923; Az ъj mбgyar zene, Bdpst, 1926; A zenei ritmika alapfogalmai, Bdpst, 1927; Bartуk mьvйszete, Bdpst, 1948; Repertуrium a barokk zene tцrtйnetйhez, Bdpat, 1959; Johannes Brahms, Bdpst, 1959; A nйmet zene 1750-tцl napjainkig, Bdpst, 1964; Gyakorlati zeneesztйtika, Bdpst, 1971.

Ш. Э. Каллош.

Моминьи Ж. Ж.

Моминьи Ж. Ж. (Momigny) Жером Жозеф (20 I 1762; Филипвиль, Бельгия - 25 VIII 1842, Шарантон-Сен-Морис, ныне Сен-Морис, деп. Валь-де-Марн) - бельг. муз. теоретик. С 1774 работал органистом в различных соборах. В 1800-28 рук. основанными им в Париже музыкальной торговлей и нотным издательством. Среди его многочисленных работ - "Полный курс гармонии и композиции согласно новой и общей теории музыки" ("Cours complet d'harmonie et de composition d'aprиs une thйorie neuve et gйnйrale de la musique", v. 1-3, 1803-06; посв. III. M. Талейрану), "Методическая энциклопедия...", 2-й т. ("Encyclopйdie mйthodique...", 1818; 1-й т. написан H. Э. Фрамери и П. Л. Женгене, 1791). Своими муз.-теоретич. трудами М. заложил основы совр. учения о фразировке, получившего развитие у М. Люсси, Р. Вестфаля, X. Римана. Автор 2 опер, оперетты, кантат, камерно-инстр. произв., романсов, не имеющих серьёзного художеств. значения. Ему принадлежат школы игры на фп.: "Фортепьянная метода" ("Mйthode de piano", 1802) и "Первый год занятий на фортепьяно" ("La premiиre annйe de leзons de pianoforte", 1802/03).

Литература: Morel A. J., Observations sur la seule vraie thйorie de la musique de Mr. de Momigny, P., 1822; Palm A., J. J. de Momigni. Leben und Werk. Ein Beitrag zur Geschichte der Musiktheorie im 19. Jahrhundert, Kцln, 1969.

И. M. Ямпольский.

Момот Н. С.

Николай Семёнович (р. 6 XI 1932, с. Гродовка Донецкой обл.) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. УССР (1976). Чл. КПСС с 1962. По окончании Ленингр. консерватории (1965) солист Центр. ансамбля песни и пляски Группы сов. войск в ГДР. С 1969 солист Донецкого т-ра оперы и балета. Среди партий - Герман, Дон Карлос, Манрико; Андре ("Андре Шенье" Джордано), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Каварадосси; Джонсон, Рудольф ("Девушка с Запада", "Богема" Пуччини), Хозе; Гаральд ("Ярослав Мудрый" Мейтуса). Гастролирует за рубежом. С 1975 преподаёт в Донецком муз.-пед. ин-те (с 1981 доцент).

Мональди Д.

Мональди Д. (Monaldi) Джино (2 XII 1847, Перуджа - 5 IV 1932, Рим) - итал. муз. критик и композитор, театр. деятель. Учился в Перудже (у У. Кортичелли), затем в Миланской консерватории (у А. Маццукато по композиции, у Д. Фумагалли по фп.). С 1870 выступал как муз. критик в разл. периодич. изданиях, в т. ч. в "Rivista musicale italiana". С 1874 один из руководителей т-ра "Морлакки" (Перуджа), позднее т-ров "Арджентина" и "Костанци" (Рим). Инициатор постановок опер лучших итал. и иностр. композиторов с участием крупнейших певцов. Многочисл. работы М. посв. творчеству итал. оперных композиторов (особенно Дж. Верди), муз. т-ру Италии. Автор произв. для голоса с фп.

Литературные сочинения: La musica melodrammatica in Italia e suoi progressi dal principio del secolo ad oggi, Perugia, 1875; Verdi et Wagner, Roma, 1887; Italiani nella musica, Mil., 1889; Pietro Mascagni, Roma, 1898; Verdi, 1839-1898, Torino, 1899, 1946; Un'opera buffa, episodio della gioventщ del Verdi; atto unico, Torino, 1902; Le prime rappresentazioni celebri, Mil., 1910; Cantanti celebri del secolo XIX, Roma, 1910; Saggio di iconografia verdiana, Bergamo, 1913; Verdi nella vita e nell'arte: conversazioni verdiane, Mil., 1913; Il maestro della rivoluzione italiana, Mil., 1913; Impressari celebri del secolo XIX, Bologna, 1918; Cantanti evirati celebri del teatro italiano, Roma, 1920; Giacomo Puccini, Roma, 1924; Il melodramma in Italia nella critica secolo XIX, Roma, 1927; I teatri di Roma negli ultimi tre secoli, Napoli, 1928; Cantati celebri. 1829-1929, Roma, 1929.

Литература: De Angeli A., La musica a Roma nel secolo XIX, "RMI", 1935.

M. A. Зильберквит.

Монастерио-и-Агуэрос Х.

Монастерио-и-Агуэрос Х. (Monasterio-y-Agьeros) Хесус (21 III 1836, Потес, пров. Сантандер - 28 XI 1903, Касар де Перьедо) - испан. скрипач, композитор и дирижёр. Учился музыке с 5 лет (сольфеджио и игра на скрипке) в Вальядолиде и Мадриде. Как скрипач выступал с 8 лет. В 1849-52 занимался в Брюссельской консерватории у Ш. Берио (скрипка), Ф. Фетиса (контрапункт), Н. Лемменса (гармония). С 1857 преподаватель консерватории и дирижёр оркестра придв. капеллы в Мадриде, где организовал квартетное об-во (1863), руководил оркестром Конц. об-ва (1869-1876), был директором консерватории (1894-97). С 1873 чл. Корол. академии изящных иск-в в Сан-Фернандо. Гастролировал во мн. европ. странах в качестве скрипача-виртуоза. М. - автор гл. обр. произв. для скрипки, в т. ч. популярной пьесы "Прощание с Альгамброй" ("Adiуs a la Alhambra"), концерта и Фантазии на испан. нар. темы для скр. с орк., а также орк. пьес и культовой музыки.

Литература: Montero Alonso J., J. de Monasterio. Selecclуn у estudio, Santander, 1954; Subirб J., El archivo epistolar de Don Jesъs de Monasterio, в сб.: Academia, Madrid, 1958.

И. A. Слепнёв.

Монасыпов А. З.

Алмаз Закирович (р. 11 VII 1925, Казань) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1969). Окончил Казанскую консерваторию по классам виолончели у А. В. Броуна (1950) и композиции у А. С. Лемана (1956), аспирантуру там же по дирижированию у И. Э. Шермана (1966). В 1958-71 дирижёр Тат. драм. т-ра, Тат. т-ра оперы и балета, Гос. симф. оркестра Тат. АССР. В 1956-58 преподавал в Муз. уч-ще в Казани, в 1968-73 - в Казанской консерватории.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантата Солнечный Татарстан (1967), вок.-симф. поэма В ритмах Тукая (1975); для орк. - 4 симфонии (1963-78), Балетная сюита (I960), симф. поэма Сегодня праздник (1975), Праздничная увертюра (1977); камерный концерт для флейт и арфы (1979); Концертино-серенада для скр. с орк. (1973); пьесы с фп. - для скр., для влч.; пьесы для фп.; более 100 песен и романсов.

Литература: Авторы рассказывают, "СМ", 1974, No 6; Гиршман Я., Расширяя творческие горизонты, "СМ", 1977, No 4.

Монахов Н. Ф.

Николай Фёдорович (18 (30) III 1875, Петербург - 5 VII 1936, Ленинград) - сов. артист оперетты и драматич. актёр. Нар. арт. РСФСР (1932). Юношей пел в церк. хоре Смольного монастыря. В 1896 дебютировал на эстраде как исполнитель рус. нар. песен, куплетист. Вместе с П. Ф. Жуковым создал эстрадный дуэт "Весёлые оборванцы"; особенным успехом пользовался сатирич. номер "Прошли золотые денёчки". В 1904 начал выступать в оперетте (труппа Сабурова, Киев), работал в театрах Москвы, Киева, Петербурга. Хорошо владел своим небольшим красивого тембра голосом (баритон). Обладал иск-вом импровизации. Был одним из новаторов опереточного жанра, утверждал реалистич. тенденции. Стремясь отойти от пошлости, штампов совр. ему оперетты, М. создавал исполненные жизненной достоверности, яркой комедийности образы. Особенно ему удавались характерные партии опереточных простаков. Среди лучших ролей: Пикилло ("Птички певчие" Оффенбаха), Фредди ("Принцесса долларов" Фалля), Бриссар ("Граф Люксембург" Легара), Мартин ("Мартин Рудокоп" Зуппе). В 1913-14 один из ведущих актёров "Свободного театра" (Москва), возглавлявшегося К. А. Марджановым. С успехом пел в нём партии дьячка Афанасия Ивановича ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Калхаса ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др. В 1919 М. перешёл на драматич. сцену, был одним из основателей Большого драматич. театра (ныне Ленингр. Большой драматич. т-р им. М. Горького); создал ряд выдающихся образов (Филипп - "Дон Карлос" Шиллера, Годун - "Разлом" Лавренёва, и др.). Выступал в оперетте (как гастролёр) до 1927.

Сочинения: Повесть о жизни, Л., 1936, Л.-М., 1961.

Литература: Кугель Р., H. P. Монахов, в его кн.: Профили театра, под ред. А. В. Луначарского, М., 1929; Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Ярон Г., О любимом жанре, М., 1960.

Монгольская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мондонвиль Ж. Ж.

Мондонвиль Ж. Ж. (Mondonville) Жан Жозеф (Кассанеа де; Cassanea de) (крещён 25 XII 1711, Нарбонн, деп. Од - 8 X 1772, Бельвиль, близ Парижа) - франц. скрипач и композитор. Муз. образование получил под рук. отца - церк. музыканта Жана Кассанеа, прозванного Мондонвилем. В 1733 опубликовал в Париже свои первые произв. - сонаты для скрипки с basso continuo. Был выдающимся виртуозом. В 1733-34 первый скрипач оркестра в Лилле. В 1738 дебютировал в "Духовных концертах" в Париже. С 1739 член корол. капеллы, в 1745-58 корол. интендант. В 1755-62 рук. "Духовных концертов". Автор муз.-сценич. произв., камерно-инстр. сочинений, скрипич. музыки, дух. композиций. Его оперы на мифологич. сюжеты ("Венера и Адонис", 1752, "Титон и Аврора", 1753, и др.), написанные в стиле франц. лирической трагедии, противопоставлялись во время "войны буффонов" итал. опере-буффа. Среди инстр. соч. М. выделяются "Пьесы для клавесина в виде сонат с аккомпанементом скрипки" ("Piиces de clavecin en sonates avec accompagnement de violon", op. 3, около 1734; здесь M. впервые разработал облигатную партию клавесина, возможно, до И. С. Баха) и сб. сонат для скрипки с basso continuo "Les sons harmoniques" (ок. 1738); в этих соч. М. впервые ввёл в скрипичную партию натуральные флажолеты. Писал также оратории, мотеты и др. Его брат Жан де М. Младший (15 IV 1716, Нарбонн - ум. после 1769) - скрипач и композитор, член Корол. капеллы. Автор сонат для скрипки с basso continuo (изд. в 1767).

Литература: Gаlibеrt L., J. J. Cassanйa de Mondonville, Narbonne, 1856; Hellоuin F., Mondonville, sa vie et son oeuvre, в кн.: Feuillets d'histoire musicale franзaise, P., 1903; La Laurancie L. de, Jean-Joseph Cassanйa de Mondonville et Mondonville le jeune, в его кн.: L'йcole franзaise de violon de Lully а Viotti, v. 1, P., 1922, p. 376-436.

И. M. Ямпольский.

Монк Т.

Монк Т. (Monk) Телониус (р. 10 X 1920, Роки-Маунт, шт. Сев. Каролина) - амер. джазовый пианист и композитор негр. происхождения. Специального муз. образования не получил. С 1939 выступал в клубах Гарлема в Нью-Йорке, в 1941-42 играл в ансамбле в кафе "Т-р Минтона" (с Ч. Паркером, Д. Гиллеспи и др. негр. музыкантами - родоначальниками стиля "би-боп"). В 1959 и 1963-64 руководил джаз-бэндом, с 1965 - джазовым квартетом. Участвовал в ансамбле "Гиганты джаза", с к-рым в 1971-72 гастролировал в странах Европы. Игра М., одного из основоположников совр. джаза, отличалась угловатой, резкой фразировкой; использовал фп. как ударный инструмент. Пианистич. стиль М. стал эталоном новой трактовки фп. в качестве солирующего инструмента в совр. джаз-ансамбле. Для музыки М. характерны широкое применение диссонансов, политональные наложения и др. Среди популярных джазовых пьес М. - "Около полуночи" ("Round about Midnight"), "Без остановки" ("Straight no Chaser"). M. принадлежит музыка к кинофильму "Опасные связи".

Монкайо Х. П.

Монкайо Х. П. (Моnсауо) Хосе Пабло (29 VI 1912, Гвадалахара - 16 VI 1958, Мехико) - мекс. композитор и дирижёр. Учился в Нац. консерватории у К. Чавеса и К. Уисара (композиция). Входил в т.н. Группу четырёх, боровшуюся за нац. иск-во. С 1944 худ. рук. Нац. симф. оркестра, с 1949 преподаватель (композиция и дирижирование) Нац. консерватории. В своём творчестве основывался на мекс. фольклоре. Среди соч. - опера "Мулатка из Кордовы" ("La mulata de Cуrdoba", 1948, Мехико), балет "Сапата" (посв. одному из вождей мекс. революции 1910-17 Э. Сапате, 1953), симфония (1944), пьеса для оркестра "Уапанго", воспроизводящая интонации и ритмы нар. танца (1941), камерно-инстр. произведения.

Монн М. Г.

Монн М. Г. (Monn) Maттиас Георг (9 IV 1717, Вена - 3 X 1750, там же) - австр. композитор и органист. По-видимому, был певчим в монастыре Клостернёйбурга, учился игре на скрипке и органе, приблизительно с 1738 был органистом в Вене. Один из мастеров, подготовивших стиль венской классической школы. В истории музыки стоит в одном ряду с Ф. Э. Бахом, Я. Стамицем, Д. Саммартини. В его симфониях складывались принципы классического формообразования. Автор 6 струнных квартетов, 10 партит для 3 струнных инструментов, 7 концертов и дивертисмента для клавесина с оркестром, концертов для скрипки и для виолончели с оркестром, 14 сонат для клавесина, 4 сонат для скрипки соло, 3 месс и др. Часть произв. М. издана в "Denkmдhler der Tonkunst in Osterreich" (Jahrg. XIX, Bd 2; Jahrg. XV, Bd2) и в cб. "Klaviermusik des XVII, und XVIII. Jahrhunderts" (1934).

Монодия

Монодия (греч. monodia, букв. - песня одного, сольная песня).

1) В Др. Греции - пение одного певца, сольное, а также в сопровождении авлоса, китары или лиры, реже неск. инструментов. Термин "М." применялся гл. обр. к исполнявшимся певцами партиям трагедии (в др.-греч. комедиях более позднего времени встречаются пародии на эти партии). Характерным для М. было выражение глубокой скорби, иногда и величайшей радости. Нек-рые виды М. представляли собой развитие ранних форм дифирамба. В наст. время нередко под М. понимают любые сольные песни Др. Греции в противовес песням хоровым, любые предназначенные для пения партии в др.-греч. и римской комедии.

2) Вид сольного пения с инстр. сопровождением, возникший в 16 в. в Италии во Флорентийской камерате, стремившейся к возрождению антич. муз. иск-ва. В соответствии с эстетич. установками того времени в подобной М. темп, ритм и сами мелодич. обороты были всецело подчинены тексту, определяясь его ритмикой и поэтич. содержанием. Для такой М. типичны чередование нот разл. длительности, широкий объём мелодии и большие скачки голоса. Сопровождение М. было гомофонным и выписывалось в виде генерал-баса. Своё зрелое выражение этот стиль, названный "речитативным" (stile recitativo), получил в операх и сольных мадригалах Я. Пери, Дж. Каччини и К. Монтеверди. Различалось неск. видов М. в зависимости от степени господства в ней речитативного или напевного начала. Этот новый стиль (stile nuovo), в своём первоначальном виде просуществовавший лишь неск. десятилетий, оказал большое влияние на развитие муз. иск-ва. Он привёл к победе гомофонного склада над полифоническим, к появлению ряда новых форм и жанров (ария, речитатив, опера, кантата и др.) и коренному преобразованию прежних. 3) В широком смысле - всякая одноголосная мелодия, всякая основывающаяся на одноголосии область муз. культуры (напр., М. григорианского пения, др.-рус. церк. пения и т. п.).

Литература: Schmitz E., Zur Frьhgeschichte der lyrischen Monodie Italiens im 17. Jahrhundert, "JbP", 1911, (Jahrg.) 18; Einstein A., Firenze, prima della monodia, "Rassegna musicale", 1934, (v.) 7; Spitz Gh., Die Entwicklung des Stile Recitativo, "AfMw", 1921, Jahrg. 3; Ghisi F., Alle fonti della monodia, Mil., 1940; Georgiades Th., Musik und Rhytmus bei den Griechen, Hamb., 1958; Rасek J., Die italienische begleitete Monodie und das Problem der Entwicklung der italienischen Solokantate, в кн.: Liber Amicorum. Festschrift Gh. van den Borren, Antw., 1964.

Монодрама

Монодрама (от греч. monos - один и drama - драма, действие) - драм. произв. для одного актёра. М. была по существу ещё доэсхиловская греч. трагедия (Феспид, Фриних), где один актёр, меняя маски и костюмы, изображал разл. персонажи. М. в музыке - муз.-драм. произведение, исполняемое одним актёром в сопровождении оркестра или инстр. ансамбля, иногда с участием хора и даже балета. М. как жанр в Европе сформировалась в сер. 18 в. в творчестве Ж. Ж. Руссо ("Пигмалион", 1770). Дальнейшее развитие жанра отмечено сближением с оперой. Партия солиста в М. - либо мелодекламация (чаще), либо мелодизированный речитатив. В 19-20 вв. из произв. этого жанра выделяются: "Лелио, или Возвращение к жизни" Берлиоза (для чтеца и хора, выступающих на авансцене, певцов-солистов и симф. оркестра, скрытых за занавесом, 1831), оперы "Ожидание" Шёнберга (ор. 17, 1909), "Человеческий голос" Пуленка (1958), "Записки сумасшедшего" Буцко (1965). М. Р. Волкова.

Монотематизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монохорд

Монохорд (греч. monoxordos - однострунный, от monos - один и xordn - струна).

1) Обобщённое наименование однострунных муз. инструментов.

2) Прибор для муз.-акустических исследований. Корпус деревянный, продолговатый, четырёхугольный (дл. около 1000 мм), над верхней декой одна струна, ограниченная по концам двумя порожками. Для изменения высоты звука служит подвижная подставка, расположенная под струной и передвигающаяся по делениям шкалы, нанесённой на корпус. Звук извлекается ударом молоточка или защипыванием струны. М. известен со времён Пифагора (6 в. до н. э.), применявшего его для определения муз. ладов и интервалов.

3) Однострунный щипковый муз. инструмент, известный, в частности, в Древней Греции со 2 в. н. э., позже появились многострунные М. (например с 4 струнами). Особенное распространение получил в ср.-век. европейских церковно-певческих школах при обучении пению, а также среди бродячих музыкантов для аккомпанемента и в ансамбле со струн. инструментами - арфой, смычковой лирой, цитрой. Многострунный М. - непосредственный предшественник клавикорда.

4) Первоначальное наименование клавикорда, сохранявшееся до 18 в.

5) Устройство для приглушения звучности фп.: клавиатура и молоточковая механика сдвигаются в сторону т. о., что удар молоточка приходится по одной струне, а не по двум-трём, как обычно. Было введено в молоточковую механику её изобретателем Б. Кристофори в 1725 и явилось прототипом рычажного устройства левой педали фп.

Литература: Зимин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968, с. 18, 84, 85; Модр A., Музыкальные инструменты, пер. с чешск., М., 1959, с. 70; Sachs С., The history of musical instruments, L., 1964, с 268-71; его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1930 (Nachdruck, 1966), S. 142.

Н. А. Лисова.

Монреаль

Монреаль (Montreal) - город на востоке Канады, в провинции Квебек. 2,8 млн. жит. (1973). Крупный культурный центр страны. Муз. жизнь М. в силу особенностей историч. развития с 17 в. связана с франц. и англ. культурами. В сер. 18 в. начали ставиться оперные спектакли. Один из первых канадских композиторов (француз по национальности) - Ж. Кенель, автор первой канадской оперы "Кола и Колинетта", пост. в 1790 в М. До конца 18 в. в М., как и во всей Канаде, доминировала церковная музыка. Профессиональных композиторов, так же как и исполнителей, в стране практически не было. В последней трети 19 - нач. 20 вв. происходит активизация муз. жизни М. Возникают общества любителей музыки, в т. ч. Квартетное об-во, Об-во орфеонистов. Особенную известность получило Филармонич. об-во (1877-99), к-рым руководил дир. и комп. Г. Кутюр. В 1876 в М. была открыта консерватория. В городе работали: скрипачи Ф. Жеэн-Прюм и Г. Торрингтон, комп. Ш. В. Сабатье, дир. и органист Ж. Б. Лабель и др. В 1910 в М. была организована оперная труппа, существовавшая до 1913. С конца 1920-х гг. муз. деятели М. - комп. и пианист А. Лалиберте, дир. У. Пельтье и др., стремились создавать оригинальную музыку, основанную на претворении местного муз. фольклора. Заметное место заняло творчество К. Шампаня, ставшего ведущим франко-канадским композитором, автором мн. произв., в к-рых использованы мелодии нар. песен. В 1934 начал работать постоянный симфонический оркестр, к-рый пользуется известностью не только в провинции Квебек, но и за её пределами. Этот оркестр под руководством дир. Ф. П. Деккера и с участием солистов И. Нейдель и У. Тритта неоднократно участвовал в международных муз. фестивалях и конкурсах. Популярностью пользуется камерный оркестр М. под упр. Мак-Гилла. Наряду с профессиональными успешно выступают любительские симфонич. и камерные коллективы. С 1948 работает "Канейдиан опера компани". С 1965 в М. ежегодно проводятся муз. фестивали и конкурсы музыкантов-исполнителей.

С. Давыдов.

Монсиньи П. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монтан И.

Монтан И. (Montand) Ив (наст. имя и фам. - Иво Ливи; Livi) (p. 13 X 1921, Монсуммано, Италия) - франц. эстрадный певец и актёр театра и кино. Музыке обучался гл. обр. самостоятельно. В 1940 впервые выступил в Марселе с исп. песен из репертуара певцов Ш. Трене и М. Шевалье. С 1944 живёт в Париже. Известен как исполнитель песен, к-рые он интерпретирует как муз.-драматич. сценки. Значит. место в репертуаре М. занимают песни композиторов Ф. Лемарка, Ж. Косма (часто на стихи Ж. Превера) и др., а также франц. нар. песни. В 1957 выступал в СССР. В 1962 отошёл от эстрадной деятельности и снимался в кино. С 1968 вновь выступает как певец. Автор книги "Солнцем полна голова" ("Du soleil plein la tкte", 1955, в рус. пер. 1956).

Литература: Megret С., Yves Montana, P., 1953.

M. M. Яковлев.

Монтаньяна Д.

Монтаньяна Д. (Montagnana) Доменико (1690, Венеция - 1750, там же) - итал. мастер смычковых инструментов. Делал скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Особенно славятся его виолончели (увеличенного и обычного размеров). По мн. признакам инструменты М. относятся к школе Амати (в нек-рых источниках его называют учеником Джироламо Амати, сына Николо), хотя в них заметно и влияние Страдивари (др. источники указывают, что М. работал в мастерской А. Страдивари). Своды инструментов M. сходны со сводами инструментов К. Бергонци, эфы представляют собой свободную комбинацию очертаний эфов Страдивари и Гварнери дель Джезу; углы, ус, каёмка и др. детали отличаются технич. и художеств. совершенством, завитки крупные, но очень пластичные по форме. Удачен подбор дерева. Лак жёлтый, жёлто-красный и рубиново-красный, очень прозрачный, наложен толстым слоем. В целом инструменты М., крупнейшего представителя венецианской школы, не являются подражанием. Они сделаны по оригинальной модели, не уступающей по красоте творениям великих кремонских мастеров. Их звучание отличается силой, благородством и теплотой тембра. На виолончелях М. играли крупнейшие рус. виолончелисты А. В. Вержбилович и А. А. Брандуков.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Lьtgendorf W. L. v., Die Geigen und Lautenmacher vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Bd 1-2, Frankfurt am Main, 1904, 1922; Jalovec K., Enzyklopдdie des Geigenbaues, t. 2, Praha, 1965.

Б. В. Доброхотов.

Предыдущая страница Следующая страница