Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 11, "МИР"-"МОД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 11, "МИР"-"МОД")

Мирошниченко Е. С.

Евгения Семёновна (р. 12 VI 1931, с. 1-е Советское Харьковской обл.) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1965). До 1950 принимала участие в художеств. самодеятельности трудовых резервов. В 1951 поступила в Киевскую консерваторию, одновременно выступала в Киевском ансамбле "Трудовые резервы". В 1957 окончила консерваторию по классу пения у M. E. Донец-Тессейр; с этого же года солистка Укр. т-ра оперы и балета. В 1961 совершенствовалась в Италии, стажировалась в миланском т-ре "Ла Скала". М. обладает лёгким и подвижным голосом большого диапазона, свободно достигающим е3, отличной колоратурной техникой, ярким артистическим талантом. Среди лучших партий - Шемаханская царица; Манон ("Манон" Массне), Виолетта, Розина, Джильда; Мюзетта ("Богема"), Венера ("Энеида" Лысенко), Йолан ("Милана" Г. Майбороды), Стася ("Первая весна" Жуковского) и др. Выступает как конц. певица, в репертуаре арии из опер, романсы и песни рус. и укр. композиторов. 2-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов в Тулузе (1958). Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко (1972). Гастролирует в СССР и за рубежом (Болгария, Польша, Румыния, Югославия, Канада, Франция, Япония).

Литература: Зоценко M., Срiбнi струни, Кипв, 1963; его же, Соловушка, "Правда", 1972, 20 сент.

Мис П.

Мис П. (Mies) Пауль (р. 22 X 1889, Кёльн) - нем. музыковед и педагог. Изучал в Боннском ун-те математику, физику; музыковедение под рук. Л. Вольфа. В 1919-39 занимался муз.-исследоват. деятельностью, с 1946 профессор Высшей школы музыки, в 1946-54 руководил Ин-том муз. воспитания в Кёльне. Автор трудов в области муз. эстетики и муз.-эстетич. воспитания, а также исследований стиля Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Шуберта, В. А. Моцарта, И. С. Баха.

Сочинения: Uber die Tonmalerei, Bonn, 1912 (Diss.); Stilmomente und Ausdrucksstilformen im Brahmsschen Lied, Lpz., 1923; Die Bedeutung der Skizzen Beethovens zur Erkenntnis seines Stiles, Lpz., 1925 (в рус. пер. - Значение эскизов Бетховена для изучения его стиля, в сб.: Проблемы бетховенского стиля, М., 1932); Musik im Unterricht der hцheren Lehranstalten, Bd 1-2, Kцln, 1925-26; F. Schubert, der Meister des Liedes, В., (1928); Das kцlnische Volks- und Karnevalslied... (Kцln), 1951; Franz Schubert, Lpz., 1954; Textkritische Untersuchungen bei L. van Beethoven, Mьnch.-Duisburg, 1957; Die geistlichen Kantaten J. S. Bachs und der Hцrer von heute, Tl 1-3, Wiesbaden, 1959-64; Beitrдge zur Musikgeschichte der Stadt Kцln, Kцln, 1959 (изд. к 70-летию); Das instrumentale Rezitativ, Bonn, 1968; Das Konzert im 19. Jahrhundert, Bonn, 1972 (в рус. пер. - Как Бетховен пользовался педалью (совм. с Г. Гудманом), в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 6, М., 1970).

Мистерия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Митропулос Д.

Митропулос Д. (Mntropoylos) Димитриос (18 II (1 III) 1896, Афины - 2 XI 1960, Милан) - греч. дирижёр, пианист и композитор. С 1908 учился в консерватории в Афинах у Л. Вассенховена (фп.) и А. Марсика (композиция). В 1916 выступил как дирижёр с исп. собственной симф. поэмы. В 1920 в Афинах была пост. его опера "Сестра Беатриса". В 1920 совершенствовался в Брюсселе у П. Жильсона и в 1921-1924 - в Берлине у Ф. Бузони, одноврем. работая коррепетитором в Гос. опере. В 1924 вернулся в Грецию, где начал активно выступать как дирижёр (оркестры греч. консерватории, Концертного союза). С 1930 профессор (класс композиции) Афинской консерватории. В 1930 выступил с оркестром Берлинской филармонии - исполнил сольную партию в 3-м фп. концерте С. С. Прокофьева, одновременно дирижируя оркестром. Позднее концертировал в Италии, Франции, Бельгии, Польше, СССР (1934). В 1936 впервые гастролировал в США (с Бостонским оркестром), в 1937-49 руководитель симфонического оркестра в Миннеаполисе, одновременно выступал во мн. городах США. В 1950-58 (после года совм. руководства с Л. Стоковским) гл. дирижёр Нью-Йоркского филармонич. оркестра. В кон. 50-х гг. работал гл. обр. как оперный дирижёр в "Метрополитен-опера", затем в "Ла Скала", Гос. опере в Вене и др. городах. В оперном репертуаре М. были произв. В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Пуччини, М. Равеля, Д. Мийо, рус. композиторов (оперы "Евгений Онегин", "Борис Годунов").

Огромный эмоциональный подъём, страстная увлечённость, одержимость музыкой сочетались в исполнении М. с ясностью формы и отчётливостью выявления муз. ткани произв. М. обладал феноменальной памятью, дирижировал и репетировал наизусть. Наряду с классич. репертуаром исполнял произв. своих современников. В Нью-Йорке в память о дирижёре проводятся конкурсы молодых музыкантов им. М. (пианистов - в 1961 и дирижёров - с 1963).

М. - автор concerto grosso, струн. квартета, произв. для фп., песен, музыки к спектаклям, переложений для оркестра органных произв. И. С. Баха.

Литература: Witeschnik Al., Hanak E., Jakob W., Dirigenten, W., 1965, S. 99-103.

E. Я. Рацер.

Митчелл Д. Ч. П.

Митчелл Д. Ч. П. (Mitchell) Доналд Чарлз Питер (р. 6 II 1925, Лондон) - англ. музыковед и муз. критик. В 1939-42 занимался в Далидж-колледже в Лондоне, в 1949-50 - в ун-те в Дареме. Муз. критик организованного им ежеквартальника "Music Survey" (1947-52), журн. "The Musical Times" (1953-57), газ. "The Dailv Telegraph" (1959-64), журн. "The Listener" (c 1964). С 1958 ред. журн. "Tempo", в 1963-64 ред. изд-ва "Бузи и Хокс", с 1965 директор фирмы "Фейбер мьюзик лимитед" (с 1977 её глава). С 1971 профессор в Суссекском ун-те.

Сочинения: Gustav Mahler and Hugo Wolf, "Chord and discord", 1948, v. 2, No 5; Max Reger: an introductory musical portrait, "MR", 1951, v. 12, No 4; Bruckner, Mahler and Reger, "Listener", 1953, v. 49, No 1260; Gustav Mahler: the early years, L., 1958; The language of modern music, L., 1963, 1966; Gustav Mahler: the Wunderhorn years, L., 1975, и др.

Михаилидис С.

Михаилидис С. (Mixanlidns) Солон (р. 12 XI 1905, Никосия) - кипрский композитор, музыковед и муз.-обществ. деятель. Композиции учился у Н. Буланже в Париже, позднее занимался в "Схола канторум" у В. д'Энди. В 1934 возвратился на Кипр, основал консерваторию в г. Лимасол, конц. об-во в Никосии и первый на Кипре симф. оркестр (1938). В 1946-48 читал лекции в Великобритании по истории греч. музыки. Автор ряда работ, посв. греч. и кипрской музыке: "Кипрская народная музыка" (Никосия, 1944), "Неоэллинистическая музыка" (Лимасол, 1948), "Современная греческая музыка" и др. С 1957 живёт в Греции.

Сочинения: опера - Уллис (по Гомеру, 1955); для орк. - симф. поэма De Profundis, 2 греч. симф. картины (Рассвет над Парфеноном, Праздник в Какове), сюиты на греч. темы; для флейты, арфы и струн. орк. - Архаическая сюита; для скр. с opк. - 2 византийских эскиза; струн. квартет, фп. трио, песни и др.

И. М. Ямпольский.

Михай А.

Михай А. (Mihaly) Андраш (р. 6 XI 1917, Будапешт) - венг. композитор и дирижёр. Засл. арт. ВНР (1974). В 1938 окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Будапеште у А. Шиффера (виолончель), брал уроки у П. Кадоши (композиция). С 1941 чл. нелегальной компартии Венгрии (ныне ВСРП). Руководил рабочими хорами (до ареста в 1944, затем в 1945-46). В 1946-50 виолончелист-солист оркестра Гос. оперного т-ра в Будапеште, затем ответств. секретарь, с 1978 директор там же. С 1949 профессор (камерный ансамбль) Высшей муз. школы им. Ф. Листа. Дирижёр основанного им Будапештского камерного оркестра (с 1965). В 1962-1978 лектор Венгерского радио. Пр. им. Эркеля (1952, 1954, 1964, 1967), им. Кошута (1955), им. Ф. Листа (1972).

Сочинения: опера Вместе и в одиночку (Egyьtt es egyedьl, поcв. памяти коммуниста Э. Шёнхерца, 1965, Будапешт); кантаты - Свобода и мир (Szabadsбg es bйke, cл. Ш. Петёфи, 1942), Защищай мир, молодёжь! (Vйdd a bйkйt, ifjъsбg!, 1950), Память и предупреждение (Emlйk es intelem, 1959); для орк. - 3 симфонии (1946-62); концерты с орк. - для фп. (1954), для скр. (1959), для влч. (1953); камерно-инстр. ансамбли; пьесы для фп.; песни на сл. А. Йожефа и др.

Литература: Кбrpбti J., Mihaly Andrбs, Bdpst, 1965.

Михайлов К. Н.

Константин Николаевич (17 (29) ХII 1882, Кролевец, ныне Сумской обл. - 3 IV 1961, Киев) - сов. пианист, педагог, муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в УССР (1945). Чл. КПСС с 1949. В 1907 окончил Киевское муз. уч-ще РМО по классу фп. у В. В. Пухальского, в 1913 (экстерном) - Петерб. консерваторию. С 1907 преподавал в Киевском муз. уч-ще. Был одним из организаторов Киевской консерватории (1913), в к-рой преподавал со времени её основания (с 1917 профессор, в 1922-26 директор). Работал в качестве пианиста, находясь в Красной Армии (1920). Был пред. коллегии Киевского оперного т-ра (1920-1921). С 1927 проректор Муз.-драм. ин-та им. Н. В. Лысенко. С 1932 зав. кафедрой спец. фп., в 1934-41 и 1943-1953 проректор Киевской консерватории. В 1939-40 участвовал в организации муз. жизни и муз. образования в зап. областях Украины. В 1941-42 был зам. директора Ташкентской консерватории, при к-рой организовал оперную студию (её директор в 1942), в 1943 директор консерватории в Свердловске. Среди его учеников - Л. А. Вайнтрауб, Э. Я. Гуревич, У. М. Дубова-Сергеева, М. Г. Богомаз, И. В. Зеттель, В. В. Сечкин. М. - один из организаторов и худ. рук. Киевской муз. спец. школы-десятилетки. Участвовал в составлении сб. "Педагогический репертуар из произведений советских композиторов для детских музыкальных школ" (1953-56, 77 вып.). Автор статей и рецензий.

Литература: Малозёмова A., Юбилей К. Н. Михайлова. (Заметки о 75-летии со дня рождения и 50-летии муз.-пед. и обществ. деятельности), "СМ", 1958, No 9, с. 157; (Некролог), там же, 1961, No 8, с. 160.

Л. А. Бас.

Михайлов Л. Д.

Лев Дмитриевич (24 VII 1928, с. Яшкино Кемеровской обл. - 30 VII 1980, Москва) - сов. оперный режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1970). Чл. КПСС с 1956. В 1948 окончил студию при моск. Камерном т-ре, в 1953 режиссёрский ф-т ГИТИСа им. А. В. Луначарского (занимался у Л. В. Баратова). С 1953 режиссёр, затем гл. режиссёр Новосибирского т-ра оперы и балета, где осуществил ок. 20 пост., в т.ч. "Её падчерица" Яначека (1958, 1-я пост. в СССР), "В бурю"; "Ермак" Касьянова, "Пан воевода". В 1960-80 гл. режиссёр Моск. муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Среди наиболее значит, пост. М.- "Пиковая дама"; "Хари Янош" Кодаи, "Порги и Бесс" Гершвина, "Катерина Измайлова"; "Кола Брюньон" Кабалевского, "Виринея" Слонимского, "Ценою жизни" Николаева, "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева, "Июльское воскресение" Рубина. Поставил оперу "Война и мир" в т-ре "Комише опер" (Берлин, 1975). С 1958 преподавал в Новосибирской консерватории, с 1962 - в Моск. муз. уч-ще им. Гнесиных, в 1970-80 доцент ГИТИСа.

Литература: Канделаки В., Лев Михайлов, "Театр", 1978, No 5; Кухарский В., Прекрасный путь, "Театр", 1980, No 11.

Михайлов Л. Н.

Лев Николаевич (р. 29 V 1936, с. Берёзовка Красноярского края) - сов. кларнетист, саксофонист и педагог. Чл. КПСС с 1979. В 1964 окончил Моск. консерваторию у А. В. Володина. С 1961 артист эстр.-симф. оркестра, с 1963 - симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения. С 1966 солист оркестра Большого т-ра, с 1971 - Гос. симф. оркестра СССР. С 1975 участник Моск. квартета саксофонистов. 1-е пр. на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки (1962) и на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1963). С 1964 преподаёт игру на кларнете и саксофоне в Моск. консерватории. М. принадлежит исполнит. редакция первого сов. издания "Квартета для четырёх саксофонов" А. К. Глазунова (1979). Автор "Школы игры на саксофоне" (1975), составитель сб-ков пьес для кларнета с фп. "Произведения советских композиторов" (1976), "Произведения французских композиторов" (1977) и др.

Михайлов М. Д.

Максим Дормидонтович (13 (25) VIII 1893, дер. Кольцовка, ныне Вурнарский р-н Чуваш. АССР - 30 III 1971, Москва) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1940). С детства пел в церк. хорах; был протодьяконом в Омске (1918-21), Казани (1922-23, здесь занимался пением у профессора Ф. А. Ошустовича), Москве (1924-30, одноврем. брал уроки пения у артиста Большого т-ра В. В. Осипова). В 1930-31 солист Всесоюзного радиокомитета (Москва), в 1932-56 - Большого т-ра, где М. не прекращал занятий по усовершенствованию вок. данных. В Большом т-ре раскрылось самобытное дарование артиста.

У М. был мощный, звучный голос большого диапазона с характерным для basso profundo тембром в верхнем регистре. Низкие ноты отличались бархатистостью, силой и полнотой звучания. С особым успехом выступал в операх рус. композиторов. В партии Ивана Сусанина, одной из наиболее ярких в творч. биографии певца (первый исполнитель на сов. сцене, 1939), артист создал впечатляющий образ крестьянина-патриота. Партии: Кончак, Пимен; Варлаам ("Борис Годунов"), Гремин, Мельник; Собакин, Дед Мороз ("Царская невеста", "Снегурочка"). Чуб ("Черевички" Чайковского; Гос. пр. СССР, 1942) и др. Участвовал в постановках первых сов. опер: "Тихий Дон" (генерал Листницкий, 1936), "Поднятая целина" (Фрол Дамасков, 1937) Дзержинского. М. - один из лучших исполнителей рус. нар. песен. Снимался в кинофильмах "Черевички" (1944, Чуб), "Иван Грозный" (1944, Протодьякон), "Борис Годунов" (1956, Пимен) и др. Гос. пр. СССР (1941) - за достижения в области театр.-вок. иск-ва. Гастролировал за рубежом (ГДР, Италия, Китай, Норвегия, Индия, Корея).

Литература: Ендржеевский В., Осипов Э., М. Михайлов, М., 1951; Максим Дормидонтович Михайлов (буклет), М., 1953; Кузнецова А. С., Максим из Кольцовки. Повесть, Чебоксары, 1959, M., 1964 (под назв. Повесть о народном артисте); Львов М., Русские певцы, М., 1965, с. 180-90.

В. И. Зарубин.

Михайлов М. И.

Михайлов М. И. (наст. фам. - Зильберштейн) Михаил Иванович (1860, Вильнюс - 1929) - рус. певец (лирич. тенор). Учился в Моск. консерватории (1878-82, класс Дж. Гальвани). В 1882-84 пел в Киеве и Тбилиси. В 1884 дебютировал на сцене Мариинского т-ра в Петербурге (партия Фауста); работал здесь до 1896. Затем вместе с созданной им оперной труппой гастролировал по городам России (1896-1900). Мастер бельканто, М. обладал красивым, лёгким и гибким голосом нежного тембра, лишённым, однако, оттенков выразительности. Его сценич. исполнение отличалось статичностью. Партии: Рауль и Васко да Гама ("Гугеноты" и "Африканка" Мейербера), Радамес; Фауст ("Мефистофель" Бойто), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно). Участвовал в первой постановке оперы "Евгений Онегин" в Мариинском т-ре (1884, партия Ленского). С 1900-х гг. занимался педагогич. деятельностью.

Литература: Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, Л.-М., 1940; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1941.

В. И. Зарубин.

Михайлов Н. М.

Николай Михайлович (р. 15 IX 1932, с. Горная Уса Башк. АССР) - сов. дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1978). Генерал-майор (с 1981). Чл. КПСС с 1958. В 1954 окончил Институт военных дирижёров у П. М. Берлинского, в 1972 - Педагогич. институт им. В. В. Куйбышева. С 1976 нач. и гл. воен. дирижёр военно-оркестровой службы Моск. воен. округа СССР, одноврем. худ. рук. и дирижёр сводного воен. оркестра войск Моск. гарнизона и 1-го отдельного показат. оркестра Мин-ва обороны СССР. Зам. председателя Всероссийского хор. об-ва (с 1976). С 1970 преподаватель по классу дирижирования воен.-дирижёрского ф-та Моск. консерватории (с 1971 нач. воен.-дирижёрской кафедры, в 1974-76 зам. нач. воен.-дирижёрского ф-та по науч. и учебной работе). Гастролирует за рубежом. Инструментовал для дух. оркестра мн. произв. разл. жанров. Редактор ряда сб-ков служебно-строевого и конц. репертуара для воен. оркестров. Пр. Ленинского комсомола (1981).

Михайлов Н. Н.

Николай Никитович (р. 27 VII (9 VIII) 1902, Одесса) - сов. музыковед, муз. критик. Засл. работник культуры УССР (1972). Чл. КПСС с 1928. В 1918-21 учился в Одесской консерватории по классу композиции у В. Малишевского (окончил экстерном в 1955). С 1927 как педагог и лектор работал в Одессе, Алчевске, Донецке, Киеве, Алма-Ате, Харькове и др. В 1944-66 преподавал историю музыки (с 1963 доцент) в Киевской консерватории. Автор книг и статей, а также муз. произв. - "Героическая увертюра" для симф. оркестра (1938), песни на сл. Т. Г. Шевченко, В. Сосюры и др., музыка к драм. спектаклям.

Сочинения (все работы изд. в Киеве): Селянство та музика, 1928; Композитор-демократ Микола Лисенко, 1952; Творчий шлях "Думки", 1957; Композитор К. Ф. Данькевич. Творчий шлях, 1959; переизд. 1964 (в рус. пер. - 1960, 1974); М. А. Скорульский, 1960; А. Д. Фiлiпенко, 1962, новое изд., 1973; Композитор - хоровий диригент Г. M. Давидовський, 1962; M. M. Biлiнський, 1962; Г. П. Таранов, 1963; Дожовтневi революцiйнi пiснi на Украпнi, 1968; и др.

Л. С. Кауфман.

Михайлов П. М.

Михайлов П. М. (наст. фам. - Остроумов) Порфирий Михайлович (1817-49) - рус, певец (тенор). Сын пономаря, М. учился в Нижегородском духовном уч-ще и семинарии. Занимался пением под рук. М. И. Глинки. Принятый в 1835 в Петербурге в труппу имп. театров, М. в 1836 был отправлен за границу для совершенствования в пении. По рекомендации Дж. Рубини, к-рый принимал большое участие в его судьбе и разучивал с ним арии, занимался в Париже у Дж. Алари. С большим успехом участвовал здесь в концертах. Значит. интерес представляют письма М. к князю Волконскому, в к-рых он пишет об итал. и франц. опере в Париже, новых методах обучения пению, об иск-ве иностр. и рус. певцов. Возвратившись на родину, в 1841 выступил в партии Эдгара ("Лючия ди Ламмермур"). М. обладал приятным, замечательным по чистоте звучания голосом, владел иск-вом бельканто. Лучшие партии создал в итал. операх. В 1845 из-за болезни оставил сцену.

Литература: Moрков В., Исторический очерк русской оперы, СПБ, 1862; Ф(индейзен) Ник., Письма из-за границы русского певца Михайлова-Остроумова (1839-1841), в сб.: Музыкальная старина, вып. 2, СПБ, 1903.

Михайловский театр

Михайловский театр - театр в Петербурге. Построен на Михайловской площади в 1831-33 (арх. А. П. Брюллов; фасад по проекту К. И. Росси), в 1859 капитально перестроен (арх. А. К. Кавос). Открылся в 1859. Первоначально здание использовалось как конц. зал, в нач. 60-х гг. в нём проходили гастроли артистов итал. оперы, нем. драм. труппы, франц. оперетты. С кон. 70-х гг. до февр. 1917 здесь играла постоянная труппа франц. комедии. В 1894-98, во время перестройки Мариинского т-ра, в М. т. давались оперные спектакли этого т-ра. В 1918 в здании бывшего M. т. был открыт Ленинградский Малый театр оперы и балета.

Михайлов-Стоян К. И.

Константин Иванович (25 III 1853, Большой Буялык, ныне Петровка Коминтерновского р-на Одесской обл. - 13 VI 1914, София) - болг. оперный певец (лирич. тенор) и театр. деятель. Учился в Петерб. консерватории. В 1888-90 и 1897-98 артист Большого т-ра (Москва), в 1893-94 - Мариинского т-ра (Петербург). Выступал в оперных т-рах Киева, Одессы, Саратова и др. городов С 1907 жил в Болгарии, где в 1908 стал одним из организаторов и руководителей т-ва "Българска оперна дружба", к-рое способствовало формированию и развитию нац. муз. т-ра (в т-ве работал до конца жизни как директор, режиссер и певец). Первым в Болгарии пост. неск. рус. классич. опер. Среди партий: Манрико, Радамес, Бонн, Князь; Туриду ("Сельская честь" Масканьи), Фауст и др. Автор теоретич. работ по иск-ву пения.

Сочинения: Исповедь тенора, т. 1-2, M., 1895-96; Генезис, анализ и метод естественного пения... M., 1898, доп. под назв. Законы вокальности... M., 1912; Глинка и Пушкин в "Руслане и Людмиле", СПБ, 1905; По въпроса за основането на българска народна опера, София, 1907.

Михалович М.

Михалович М. (Mihalovici) Марчел (р. 22 X 1898, Бухарест) - рум. композитор. Чл.-корр. Академии иск-в в Париже (с 1955). В 1908-19 учился в Бухаресте у Д. Куклина и Р. Кремера, в 1919-25 в Париже, в "Схола канторум" у В. д'Энди (композиция). Пользовался советами Дж. Энеску. С 1919 живет во Франции. Вместе с Д Мийо и А. Онеггером и др. был основателем Об-ва совр. камерной музыки в Париже (1932). В 1959-1962 профессор "Схола канторум".

Сочинения: оперы - Непримиримый Плутон (L'intransigeant Pluton, 1938 Париж), Федра (1951, Штутгарт), Возвращение домой (Die Heimkehr, 1954, Дюссельдорф), Крапп (Krapp ou La derniиre bande, 1961, Билефельд), Близнецы (Les Jumeaux, 1963, Брауншвейг); балеты - Жизнь Полишинеля (Une vie de Polichinelle, 1923, Париж), Королевский ямщик (Le Postillon du Rоу, 1924, там же), Дивертисмент (1925, там же), Карагез (1926, Чикаго), Тезей в лабиринте (1957, Брауншвейг), Вариации (1960, Билефельд); Симфония-кантата (для баритона, хора и орк., 1963); для орк. - Весёлая симфония (Simfonie giocosa, 1951), Трагическая увертюра (Ouverture tragica, 1957); концерт для скр. с орк. (1930) и др. орк. и камерно-инстр. произв., хоры, романсы, песни, музыка к фильмам.

Литература: Beck G., Marcel Mihalovici. Sa vie et son oeuvre, R., 1954; Pandelescu J.-V., Marcel Mihalovici, "Muzica", 1968, No 10; Vanсea Z., Marcel Mihalovici, там же.

Г. Э. Лейтес.

Михлин А. Е.

Алексей Ефимович (р. 15 VIII 1938, Минск) - сов. скрипач и педагог. Окончил Моск. консерваторию у Б. В. Беленького (1961) и аспирантуру при ней у Д. Ф. Ойстраха (1964). С 1965 солист Москонцерта. Выступал с оркестрами под упр. Г. Н. Рождественского, B. И. Федосеева, А. Клюитенса, С. Одзавы, В. Ровицкого и др. С 1960 в ансамбле с Ц. Г. Квернадзе исполняет классич. и сов. сонаты (в т.ч. С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, К. С. Хачатуряна, А. А. Бабаджаняна, М. С. Вайнберга). М. посвящен концерт для скрипки с оркестром Ю. Г. Тер-Осипова (1980). 1-я пр. на Междунар. конкурсе им. бельг. королевы Елизаветы (1963, Брюссель). Гастролирует за рубежом. С 1976 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных.

Михно А. В.

Александр Васильевич (р. 28 XI 1947, Москва) - сов. контрабасист и педагог. В 1971 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у В. В. Хоменко, с 1977 преподаёт там же (класс контрабаса, история исполнительства и методика). С 1973 артист симф. оркестра Моск. филармонии, с 1980 - Гос. оркестра СССР. Выступает как солист и ансамблист. В репертуаре оригинальные произв. для контрабаса. 1-я пр. на Междунар. конкурсе контрабасистов (1975, Мар-нейкирхен). Участник Междунар. семинара по вопросам контрабасового исполнительства (1970, Веймар). М. принадлежат каденции к неск. концертам; составил сб-ки произв. для контрабаса.

Литература: Доброхотов Б., Савченко Н., Советские контрабасисты, в кн.: Контрабас. История и методика, М., 1974, с. 116; Доброхотов Б., Контрабас solo, "CM", 1978, No 10; Баранкин В., Музыка для контрабаса, "МЖ", 1980, No 2.

Михновский И. И.

Исаак Иосифович (р. 17 IV 1914, Смоленск) - сов. пианист. В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у К. Н. Игумнова, в 1938 - у него же аспирантуру (школу высшего художеств. мастерства); там же был ассистентом В. В. Нечаева (1937-1939), доцентом кафедры камерного ансамбля (с 1939). Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов в Москве (1937, первая премия). Много концертировал в городах СССР, Бельгии, выступал в Париже. В 1945-60 солист Моск. филармонии, с 1960 преподает в Гос. муз.-педагогич. ин-те им Гнесиных, с 1971 профессор (кафедра камерного ансамбля). М. принадлежат фп. транскрипции романсов и оперных произв. рус. и сов. композиторов, каденции к фп. концертам В. А. Моцарта и Л. Бетховена; автор пьес для фп., циклов романсов и песен (в композиторской практике пользовался консультациями Г. И. Литинского).

Мицукури С.

Сукити (21 X 1895, Токио - 10 V 1971, Канагава) - япон. композитор. Муз. образование получил в Токио и Берлине. С 1939 преподаватель Муз. колледжа, с 1954 профессор Академии музыки в Токио. Автор симфонии (1950), "Классической симфониетты" (1936), симф. поэм; концертино (1952) и концерта (1953) для фп. с оркестром, камерно-инстр. соч. и др. Ему принадлежат 3 сб-ка обр. япон. нар. песен для хора и 14 сб-ков песен для голоса и фп.

Мича Ф. В.

Мича Ф. В. (Mica, Micza, Mitscha) Франтишек Вацлав (5 IX 1694, Тршебич - 15 II 1744, Яромержице) - чеш. композитор и дирижёр. Сын органиста. Учился музыке в Вене. Служил при дворе графа Я. А. Квестенберка в Яромержице; был певцом (тенор), композитором и капельмейстером (с 1723) придв. оркестра. Исполнял светскую и церк. музыку итал. композиторов 17 в. М. - один из выдающихся представителей т. н. яромержицкой школы (сыграла важную роль в развитии чеш. музыки 18-19 вв.). К итал. операм, исполнявшимся в графском замке, М. писал вставные номера (арии, интермеццо, балетную музыку). Мн. его произв. не сохранились. Сочетал виртуозную мелодику в стиле композиторов неаполитанской оперной школы с ритмич. особенностями чеш. нар. музыки. Наиболее значительны его инстр. увертюры, осн. на 2 темах (жанр, предшествовавший классич. сонате). Известен как автор первой оперы на чеш. либретто.

Сочинения: опера - О происхождении Яромержиц (О puvodu Jaromeric, 1730); для солистов, хора и орк. - 4 духовные оратории, в т. ч. пасхальные - Созерцания, вылившиеся в песне (Abgesungene Betrachtungen..., также на чеш. яз. Zpнvana rozjнmanн, 1727), Краткое созерцание горького мучения... (Krбtkй rozjнmбnн horkйho umuceni..., 1728), светская оратория Обвинённая невинность (Obvinenб nevinnost..., 1729), 5 кантат, в т. ч. Красота и честь (Bellezza e Decoro, 1729).

Литература: Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 1, М., 1959, гл. VII; Heltert V., Hudebnн barok na ceskэch zбmcнch, Praha, 1916; его же, Hudba na Jaromerickйm zбmku, Praha, 1924; Racek J., Ceskб hudba, Praha, 1958.

Я. Бужга.

Мишлен Б.

Мишлен Б. (Michelin) Бернар (р. 13 VIII 1918, Сен-Мор-де-Фоссе, близ Парижа) - франц. виолончелист и педагог. В 1938 окончил Парижскую консерваторию. Один из выдающихся совр. виолончелистов, М. ведёт широкую конц. деятельность. Его игра отличается поэтичностью, красотой звука, виртуозной техникой. В репертуаре - сонаты Л. Бетховена, К. Дебюсси, Ф. Мендельсона, Г. Форе, С. С. Прокофьева, произв. П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова, концерты А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича и др. С 1963 профессор Парижской консерватории. Гастролировал во мн. зап.-европ. странах, в Сев. и Юж. Америке, Японии, Австралии, странах африканского континента, в СССР - впервые в 1968.

Мищевский А. М.

Анатолий Михайлович (р. 1 VII 1933 г. Минеральные Воды Ставропольского края) - сов. певец (тенор). Нар. арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1966. В 1959 окончил Моск. консерваторию по классу C. П. Юдина, с того же года солист Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Партии: Ленский, Водемон; Рудольф ("Богема"), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Неморино ("Любовный напиток"), Де Грие ("Манон" Массне), Безрукий солдат ("Виринея" Слонимского), Савва ("Безродный зять" Хренникова) и др. Исполняет партии в классич. опереттах, среди к-рых Парис и Пиккильо ("Прекрасная Елена" и "Перикола" Оффенбаха), Жуан ("Донья Жуанита" Зуппе) и др. Выступает как конц. певец. Гастролирует за рубежом.

Мияги М.

Мишио (7 IV 1894, Кобе - 20 VI 1956, близ Токио) - япон. музыкант-исполнитель и композитор. Слепец. Чл. Академии изящных иск-в в Токио (1948). Был выдающимся виртуозом на старинном нац. струн. щипковом япон. инструменте кото, реконструировал его, сделав 17-струнным. Написал много пьес для кото и др. япон. нар. инструментов (под псевд. Накасуги). Среди его соч. - концерт для кото, флейты и оркестра ("Море весной"), вариации для кото с оркестром. Написал книгу "Молитвы, чтоб пошёл дождь".

Мкервалидзе Н. Г.

Натела Георгиевна (р. 20 VIII 1940, Тбилиси) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1978). Чл. КПСС с 1977. В 1969 окончила Тбилисскую консерваторию у Г. М. Гогичадзе, с того же года солистка Груз. т-ра оперы и балета. Среди партий - Татьяна, Лиза, Аида, Дездемона, Виолетта; Леонора ("Трубадур"), Тоска; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Сента ("Летучий голландец"), Этери; Mapo ("Даиси"), Лела ("Лела" Лагидзе), Кето ("Кето и Котэ" Долидзе), Мзия и Тамар ("Миндия" и "Похищение луны" Тактакишвили). В конц. репертуаре М. также песни сов. композиторов. Гастролирует за рубежом.

Млодек Р. В.

Mлодэк Рита (Ревекка) Вениаминовна (14 (27) II 1906, Минск - 3 XII 1969, там же) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. БССР (1940). В 1928 окончила Витебский муз. техникум, в 1933 - Белорус. студию оперы и балета. В 1933-59 (с перерывами) солистка Белорус. т-ра оперы и балета. В 1941-1942 выступала в оперных т-рах Свердловска и Перми, в 1942-43 участвовала в концертах фронтовых бригад. Партии: Марыся ("Михась Подгорный" Тикоцкого), Мария ("Мазепа"), Оксана ("Черевички"), Татьяна, Лиза, Тамара, Маргарита, Микаэла. Выступала и как камерная певица.

Литература: Тамашова Н., Майстар вакальнага мастацтва Р. В. Млодак, в сб.: Майстры беларускай сцэны, Мiнск, 1960.

Млынарский Э.

Млынарский Э. (Mlynarski) Эмиль (18 VII 1870, Кибарты, близ г. Сувалки, Польша - 5 IV 1935, Варшава) - польский дирижёр, скрипач, композитор, педагог. Окончил в 1890 Петерб. консерваторию, где учился у Л. С. Ауэра (скрипка), А. К. Лядова (композиция) и Л. Ф. Бёма (камерный ансамбль). В 1889-90 концертмейстер оркестра и участник струн. квартета РМО. С 1890 концертировал в России и Польше. В 1893-1897 концертмейстер оперного т-ра и преподаватель скрипич. игры в муз. уч-ще РМО в Одессе (среди учеников - П. Коханьский и Л. Любошиц). С 1897 работал в Варшаве, где возглавлял оркестры "Т-ра Вельки" и организованный им в 1898-99 филармонический; основал струн. квартет. С 1904 директор и профессор Варшавского муз. ин-та. Выступал как дирижёр в Петербурге (1905-06), Москве (1914), Лондоне, Эдинбурге (в 1911-16 дирижёр оперных спектаклей) и др. городах Западной Европы (исполнял гл. обр. музыку польских композиторов). Был первым иностр. артистом, выступавшим в Сов. России (в 1917-18 дирижировал в Москве циклом из 10 симф. концертов). В 1919 директор и дирижёр "Т-ра Вельки" в Варшаве, много концертировал в Польше. В 1925 в Париже под его рук. состоялся Фестиваль польской музыки. В 1929 работал художеств. директором Муз. ин-та Кёртис и дирижёром оперного т-ра в Филадельфии. Затем до конца жизни дирижировал оркестрами "Т-ра Вельки", Филармонии и Радио в Варшаве. М. был связан творч. дружбой с А. Г. Рубинштейном, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Э. Эльгаром, П. Сарасате, Э. Изаи, Ф. Крейслером. М. - автор муз. соч., насыщенных интонациями польских нар. песен и танцев. Был ред. опер "Галька" и "Страшный двор" С. Монюшко. Ему принадлежит ряд статей в польской муз. периодике и воспоминания о Сарасате и Изаи.

Сочинения: оперы - Лигия (по "Quo vadis" Сенкевича), Летняя ночь (Noc letnia, 1924, Варшава); для орк. - симфония Полония, скрипич. концерты (соч. 11 и соч. 16), пьесы для скр. с фп., в т. ч. мазурки, полонез, Славянская колыбельная (Kolysanka slowianska); для фп. - соната, польские танцы и др. пьесы; песни.

Литература: "РМГ", 1912, No 36-37, с. 41-42, "МЖ", 1970, No 11, с. 23; (Некролог и воспоминания), "Muzyka", 1935, No 3-4, с. 43-53; Reiss J., Polskie skrzypce i polscy skrzypkowie, (Lуdz), 1946.

В. Ю. Григорьев.

Многоголосие

Многоголосие - склад музыки, основанный на одноврем. сочетании неск. голосов (см. Голос (1)); противостоит монодии. Первые достоверные сведения о М. в проф. музыке относятся к 10-11 вв. Эти ранние образцы являются разновидностями органума. В дальнейшем многоголосное изложение в проф. музыке а ряде нар. муз. культур становится господствующим. Различают неск. типов М.: гетерофония - исполнение мелодии неск. голосами в унисон с эпизодич. отступлениями от него в отд. голосах. Этот тип М., от к-рого ведут происхождение все остальные, характерен для разл. нар. культур, в т. ч. русской (подголосочное М. рус. нар. песни); гомофония, в к-рой главный, наиболее мелодически развитый голос сочетается с нейтральными, мелодически подчинёнными голосами (сопровождением); полифония - соединения в одновременном звучании развитых, относительно самостоятельных мелодий (голосов) или проведений одной и той же мелодии, вступающей в разл. голосах в разное время; разл. виды сложного М. - сочетание в одновременности разных типов М. (гетерофонии, гомофонии, полифонии), т. н. полифония пластов, встречающаяся уже в кон. 18 в.

Т. Ф. Мюллер.

Многолетие

Многолетие - многолетствование - первоначально византийский обряд приветствия царственных особ. Руководитель хора - димарх произносил хвалебные стихи, содержащие в конце пожелание многих лет жизни, народ отвечал пением "на многие годы". В рус. церкви М. исполняется как завершение торжеств. богослужений, молебнов, венчания. В Моск. Руси М. представляло собой юбиляцию, для исполнения к-рой требовался не только хороший голос, но и владение глубоким дыханием и виртуозная вок. техника. М. записывались в певч. книгах, иногда в неск. вариантах. М. вошли и в светскую музыку - они исполнялись при чествовании высоких особ, на торжеств. трапезах. В 18 в. появились "викториальные" М. в честь полководцев по случаю побед рус. оружия. В числе их авторов - В. П. Титов, Д. С. Бортнянский.

Литература: Беляев Д. Ф., Byzantina. Очерки, материалы, кн. 1-3, СПБ, 1891-1906.

Н. Д. Успенский.

Мовчан Е. Ф.

Егор Фомич (р. 1 (13), по др. данным, 5 (17) V 1898, с. Б. Писаревка, ныне Сумской обл.) - сов. кобзарь. В раннем детстве ослеп. Игре на кобзе учился в 1913-15 у известного кобзаря С. Пасюги. В дореволюц. время обошёл сотни укр. сёл, исполняя песни о тяжёлой доле трудящихся ("Невiльницький плач", "Про вдову та трьох синiв" и др.), а также исторические, бытовые и шуточные. В сов. время создаёт песни на совр. тематику ("Чапаев", "Ниво моя...", "Насувала грiзна хмара", "Першотравнева", антифашистская "Коли течуть кривавi рiки", "Дума про мир", песня о Ленине - "Була зима з вiдлигою"). М. принадлежат музыка и слова ряда патриотич. песен и дум, однако в б. ч. песен он использует тексты др. авторов и народные. Участник 1-го Респ. совещания кобзарей (Киев, 1939) и Всесоюзного совещания нар. певцов (Москва, 1940).

Литература: Лавров P. I., OEгор Мовчан, в кн.: Народнi спiвцi Радянськоп Украпни, Кипв, 1955, с. 161-62.

Л. С. Кауфман.

Могилевская Л. А.

Лия Абрамовна (р. 14 II 1927, Одесса) - сов. пианистка-ансамблистка и концертмейстер. Засл. работник культуры РСФСР (1976). В 1951 окончила Ленингр. консерваторию по классу фп. у М. Я. Хальфина, с того же года концертмейстер Ленингр. консерватории, с 1955 - Ленингр. Малого т-ра оперы и балета, с 1965 - Большого т-ра. В 1977-1979 педагог Моск. консерватории (кафедра концертмейстерского мастерства). Выступает в ансамбле с В. Н. Левко, А. Д. Масленниковым, З. Л. Соткилавой, M. P. Касрашвили, А. С. Ворошило. Автор музыки к ряду спектаклей Ленингр. кукольного т-ра сказки.

Могилевский А. Я.

Александр Яковлевич (15 (27) I 1885, Одесса, по др. данным, 8 (20) I 1885, Умань - 7 III 1955, Токио) - рус. скрипач и педагог. Игре на скрипке обучался в музыкальных училищах: в Одессе у Г. Фримана, в Ростове-на-Дону у В. И. Салина. В 1898 поступил в Московскую консерваторию, сначала в класс Н. Н. Соколовского, затем И. В. Гржимали. В 1905-06 занимался в Петерб. консерватории у Л. С. Ауэра. В 1909 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали. Вёл в Москве широкую конц. деятельность, завоевав имя выдающегося виртуоза и ансамблиста. В 1909 основал струн. квартет, занимавший заметное место в моск. муз. жизни. С 1910 профессор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, в 1920-21 - Моск. консерватории (у него занимался Д. М. Цыганов). В 1920-21 возглавлял Гос. квартет им. Страдивари. С 1922 жил за границей, преподавал в "Русской консерватории" в Париже, гастролировал во мн. странах. В 1926 впервые посетил Японию, куда переселился в нач. 30-х гг., был профессором муз. ин-тов "Кунитати" и "Тэйкоку", с 1937 - Токийской консерватории, одноврем. концертировал в странах Юго-Вост. Азии. Исполнительская и педагогич. деятельность М. сыграла большую роль в формировании япон. скрипичной школы. Мн. япон. скрипачи и педагоги являются его учениками. Автор скрипич. транскрипций, в т. ч. фп. пьес А. Н. Скрябина.

Литература: Като К., Душа музыки (монография о А. Я. Могилевском), Токио, 1966 (на япон. яз.).

И. М. Ямпольский.

Могилевский Д. Я.

Давид Яковлевич (р. 14(26) I 1893, Одесса) - сов. виолончелист. Брат Александра Яковлевича М. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1917 окончил Одесскую консерваторию по классу виолончели у А. П. Мерка (ранее занимался в классе Э. Ф. Брамбиллы). С 1919 участник Гос. квартета им. А. К. Глазунова. В 1938-61 руководил классом камерного ансамбля и квартета Ленингр. консерватории (с 1940 доцент). Автор ряда перелож. и обр. для струн. квартета. Ему посв. фп. трио Г. В. Свиридова.

Могилевский Е. Г.

Евгений Гедеонович (р. 16 IX 1945, Одесса) - сов. пианист. Игре на фп. обучался в Муз. школе им. П. С. Столярского в Одессе по классу С. Л. Могилевской (матери М.). В 1969 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у Я. И. Зака (ранее занимался в классах Г. Г. и С. Г. Нейгаузов), в 1971 под его рук. - аспирантуру, с этого же года преподаёт в Моск. консерватории. 1-я пр. на Междунар. конкурсе пианистов им. королевы бельгийской Елизаветы (Брюссель, 1964), в 1967 за конц. деятельность удостоен золотой медали англ. междунар. об-ва им. X. Коэн. С 1966 солист Моск. филармонии. Получил приз за лучшую грамзапись "Пластинка года" (1973) от журн. "Stereo Revue".

"Могучая кучка"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Модератор

Модератор (лат. moderator, от moderor - умеряю, уменьшаю) - приспособление для приглушения звука, применяющееся в нек-рых конструкциях фортепьяно (чаще в пианино, реже роялях). Состоит из деревянной планки, расположенной поперёк струн, с приклеенной к ней полоской прокладки из сукна или фильца. Рычаг управления преим. ручной, находится сбоку от клавиатуры. При включении М. планка приближается к струнам, в результате чего прокладка смягчает удар молоточков, приглушая звучание инструмента.

Модернизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Модестов А. Ю.

Модестов А. Ю. (наст. фам. - Блувштейн) Александр Юльевич (10(23) I 1905, Киев - 11 XI 1974, Ленинград) - сов. певец (баритон). Засл. арт. РСФСР (1939). В 1930 окончил Ленингр. консерваторию по классам фп. у С. И. Савшинского и пения у И. С. Томарса. В 1922-25 концертмейстер и хормейстер Свердловского оперного т-ра, с 1929 солист Ленингр. т-ра оперы и балета, в 1930-62 - Ленингр. Малого оперного т-ра. Созданные им образы отличались большой выразит. силой. Среди партий - Евгений Онегин; Грязной ("Царская невеста"), Клод Фролло ("Эсмеральда" Даргомыжского), Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Скарпиа, Риголетто, Тонио, Нилаканта. Был 1-м исполнителем ряда партий в операх сов. композиторов - Ковалёв ("Нос" Шостаковича), Кола ("Кола Брюньон" Кабалевского), Удар Ярыгин ("Помпадуры" Пащенко), Наполеон ("Война и мир"). С 1962 преподавал в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии (с 1967 доцент).

Модинья

Модинья (португ. modinha) - браз. песенный жанр гор. происхождения, сложившийся во 2-й пол. 18 в. Известен также в Португалии. Культивировался в основном любителями-полупрофессионалами в салонах. М. представляла собой лирич. сольную песню в сопровождении фп., близкую по складу европ. романсу, с сильным влиянием итал. оперных арий в мелодике и фактуре аккомпанемента. Отличит. особенности - преим. двухчастная (строфа и рефрен) или трёхчастная (aria da capo) форма, сочетание мажора и минора, двухдольный метр (2/4 и 4/4), умеренный темп. Лишь с сер. 19 в., когда М. получила распространение в нар. гор. кругах и приняла облик, более близкий к собственно песне, она обрела ярко выраженные нац. черты. Её постоянной формой стала куплетная, часто встречался размер 3/4 (влияние вальса), функции аккомпанемента перешли к виолану. Эта нар. форма М. пользовалась большой популярностью до конца 19 в. и нашла широкое отражение в творчестве проф. браз. композиторов.

П. А. Пичугин.

Модрекили М.

Микел (гг. рожд. и смерти неизвестны) - выдающийся груз. муз. деятель и поэт 10 в., монах. Большой знаток духовных песнопений, М. собрал лучшие их образцы, привёл в систему и составил к 988 обширный сборник (пергаментная рукопись в 1288 стр., из них сохранились 544). Этот редкий памятник древней груз. муз. культуры содержит св. 500 текстов, снабжённых знаками груз. нотного письма (типа невм). Нек-рые тексты и напевы, как указано в предисловии к сб., сочинены самим М. В 1950-е гг. груз. учёный-филолог П. Ингороква предложил расшифровку записей М. (св. 80 песнопений).

Литература: Мачавариани A., Важное открытие грузинского учёного, "СМ", 1957, No 9; Андронников И., Разгадка тысячелетней тайны, "Новый мир", 1962, No 9.

Модуляция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Модуньо Д.

Модуньо Д. (Modugno) Доменико (р. 9 I 1928, Полиньяно-а-Маре, пров. Бари) - итал. эстр. певец и композитор. Специального муз. образования не получил. В 1952 поступил в Экспериментальный кинематографич. центр, в том же году дебютировал на радиоконкурсе певцов в Риме со своей песней "Донна Ричча", завоевав популярность в Италии. С 1953 выступает как эстр. певец, исполняя гл. обр. собственные песни; сопровождает пение игрой на гитаре. Всемирную известность М. принесло выступление на Фестивале лёгкой музыки в Сан-Ремо (1-я пр., 1958), где он исполнил песню "В голубом небе нарисовано голубым" (в СССР известна под назв. "Воларе"). В последующие годы неоднократно получал гл. призы этого фестиваля (за песни "Дождь идёт", 1959; "Прощай, прощай", 1962; "Дорогая, приди ко мне", 1965). В 60-е гг. осн. представитель стиля "урларе" (букв. - завывать, орать) в Италии. Позднее выработал собств. стиль, основанный на интонациях уличной юмористич. и иронич. песни и тесно связанный с фольклором Сицилии; мелодика отличалась разнообразием и чёткостью ритмов. Большую популярность завоевала песня М. "Человек во фраке". Среди др. песен - "Апокалипсис", "Мёртвая гитара", "Пьяный ослик", "Селена". Гастролировал во мн. странах (в СССР - в 1962). М. принадлежит также оперетта "Чёрный дракон, или Ренальдо идёт в бой". Снимался в кинофильмах.

Модус

Модус (лат. modus, букв. - мера, предписание, правило).

1) Название каждой из осн. ритмич. формул, применявшихся в сочинениях композиторов школы собоpa Парижской богоматери (12-13 вв.). Формул, характеризующихся правильным чередованием длительностей, насчитывалось пять; они образовывали трёхдольные ритмы.

2) Общее название мензуры ноты longa (т. е. её деления на 2 или 3 ноты brevis) в мензуральной нотации.

Предыдущая страница Следующая страница