Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 13, "МОН"-"МОТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 13, "МОН"-"МОТ")

Монтё П.

Монтё П. (Monteux) Пьер (4 IV 1875, Париж - 1 VII 1964, Ханкок, штат Мэн, США) - франц. дирижёр. Учился в Парижской консерватории по классу скрипки у Бертелье. В 1896 наряду с Ж. Тибо отмечен 1-й пр. консерватории. Работал альтистом и скрипачом в оркестрах театра "Опера-комик" и Э. Колонна. С юношеских лет начал также дирижировать. В 1911-17 дирижёр Русского балета С. П. Дягилева. При его участии впервые были исполнены "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913) и "Соловей" (1914) Стравинского, "Дафнис и Хлоя" Равеля (1912), "Игры" Дебюсси (1913). В 1914 организовал ставшие популярными "Концерты Монтё", в программах к-рых отразился интерес дирижёра к совр. музыке. В 1916, после демобилизации из армии, уехал с труппой Дягилева в Нью-Йорк. В последующие годы выступал там как симф. и оперный ("Метрополитен-опера") дирижёр. В 1919-24 возглавлял Бостонский симф. оркестр. В 1924-34 дирижировал (наряду с В. Менгельбергом) оркестром "Консертгебау" в Амстердаме. Одновременно (в 1928) организовал симф. оркестр Парижа, к-рым руководил до 1937. В 1935-52 музик-директор симф. оркестра Сан-Франциско.

В кон. 1950-х гг. преим. гастролировал, в т. ч. с Бостонским оркестром, в "Метрополитен-опера" (1955-1956) и Венской гос. опере (1958). В 1961-64 руководил Лондонским симф. оркестром.

М., получивший широкое муз. образование, обладавший безукоризненным слухом, безошибочным чувством стиля и законченной техникой, был чужд культа дирижёрской личности. Владея обширным репертуаром, он отдавал предпочтение сложным произв. совр. авторов. Был первым исполнителем многих из них, в т. ч. 3-й симфонии и увертюры ор. 42 Прокофьева. В 1926, 1931 и 1956 (с Бостонским оркестром) выступал в СССР.

Е. Я. Рацер.

Монте Ф.

Монте Ф. (Monte) Филипп де (1521, Мехелен (Малин) - 4 VII 1603, Прага) - франко-фламандский композитор. Предположительно, пел в церк. хоре мальчиков в Мехелене. В 1542-51 жил в Неаполе (муз. воспитатель в семье аристократа). В 1554 опубликовал в Риме первые мадригалы (5-голосные). В 1555-67 придв. музыкант в Лондоне (сблизился с У. Бёрдом), в 1568-1603 гл. придв. капельмейстер в Вене и Праге. М. - крупнейший (после О. Лассо) представитель нидерландской школы позднего Возрождения, выдающийся представитель полифонич. вок. стиля a cappella 16 в., мастер многоголосного мадригала. В раннем периоде творчества испытал влияние К. де Pope и конц. стиля венецианской школы. Для мадригалов М. (на стихи Петрарки, Бембо, Саннадзаро и др.) характерно использование изобразит. мелизматики, регистровых и ритмич. контрастов, широкое применение имитационной полифонии, отд. приёмов декламационности. Среди культовых произв. М. особенно популярны были мессы. Мн. из них, т. н. мессы-пародии, осн. на заимствованном тематич. материале мадригалов, мотетов, шансон Pope, Палестрины, Жоскена Депре, О. Лассо и самого М. Издано св. 1070 светских и 144 духовных мадригала М. (1554-98), 319 мотетов (1572-84), 38 месс, 45 шансон на сонеты П. Ронсара (1575) и др. Мн. произв. остались в рукоп. Изд. "Opera Omnia" (тт. 1-33, 1927-39).

Литература: Doorslaer G. van, La vie et les oeuvres de Ph. de Monte. 1521-1603, Brux., 1921; Einstein A., Ph. de Monte als Madrigalkomponist, в сб.: Kongress-Bericht, Liиge, 1930; его же, The Italian madrigal, v. 2, Princeton, 1949; Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954, p. 366, 395, 406, 411, 457, 511, 726, 737, 788, 792 и др.; Nuten P., De "Madrigali spirituali" van Filip de Monte, в сб.: Verhandelingen van de Koninklijke Vlaamise Academie voor Wetenschappen, No 14, Brьssel, 1958; его же, De "geestelijke Madrigalen" van F. de Monte, в сб.: Vereniging voor muziekgeschiedenis Antwerpen. Jaarboek, (Antw.), 1959.

И. М. Ямпольский.

Монтеверди К. Д. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монтегю-Натан

Монтегю-Натан (Montagu-Nathan)Moнтегю (17 IX 1877, Банбери - 15 XI 1958, Лондон) - англ. муз. писатель и скрипач. Учился у Э. Изаи (скрипка) в Брюссельской консерватории и у И. Кнорра (композиция) в консерватории во Франкфурте-на-Майне, где был также учеником X. Хермана (скрипка) и X. Беккера (камерный ансамбль); совершенствовался в скр. игре у А. Вильгельми в Лондоне. В 1900-05 выступал как скрипач в университетских камерных концертах в Белфасте и Лидсе, где преподавал в муниципальной муз. школе. Изучив рус. яз., специализировался в области рус. музыки. С 10-х гг. 20 в. читал лекции по истории русской, а также англ. и ирл. музыки, сотрудничал в англ., амер. и рус. муз. журналах. Автор ряда работ о совр. ему рус. композиторах. В 1913-14 организовал в "Стенуэй-холле" (Лондон) "Русские концерты". Был активным пропагандистом рус. музыки за рубежом. С 1951 издавал журн. "Music".

Литературные сочинения: A history of Russian music, L., 1914, 1918; Handbook to the piano works of A. Scriabin, L., 1916, 1922; Glinka, L., 1916; Mussorgsky, L., 1916; Rimsky-Korsakof, L., 1916; An introduction to Russian music, L., 1916; Contemporary Russian composers, L., (1917); The orchestra and how to listen to it, L., (1920).

И. А. Слепнёв.

Монтегюс Г.

Монтегюс Г. (Montegus; наст. фам. - Брунсвик, Brunswick) Гастон (4 VII 1872, Бельвиль - 1952, Париж) - франц. певец-шансонье. Завоевал популярность в 1890-е гг. своими песнями, изобличавшими милитаризм, социальную несправедливость, лицемерие и беспринципность буржуазии. По воспоминаниям Н. К. Крупской, в 1910-12 в Париже "чрезвычайно талантливого автора и исполнителя революционных песенок" часто слушал В. И. Ленин, высоко ценивший М. В статье "Что нравилось Ильичу из художественной литературы" Н. К. Крупская писала: "Особенно нравился Ильичу Монтегюс. Сын коммунара, Монтегюс был любимец рабочих кварталов... Ильич часто напевал его привет 17-му полку, отказавшемуся стрелять в стачечников". Музыку к песням М. писали композиторы, связанные с рабочим движением, - Р. Шантагреле и П. Дуби ("Слава 17-му", "Забастовка матерей" и др.), Ж. Крие ("Красный холм", "Красная мадонна"), Сен-Жиль ("Песня молодой гвардии", "Вместо самолётов"). Поддавшись в 1914-15 шовинистич. угару, М. утратил связь с рабочим слушателем. Умер в безвестности. Однако его песни о рабочей солидарности, о подвиге солдат 17-го полка сохраняют поныне революц. значение.

Сочинения: Поет Монтегюс. (Песни, муз. обр. В. Белого), М., 1973.

Литература: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 75; Крупская Н. К., О Ленине. Сб. статей и выступлений, М., 1971, с. 18-19, 76-77, 240; её же, Воспоминания о Ленине, М., 1972, с. 177, 474-75; Pревиль Ж., Ленин в Париже, пер. с франц., М., 1969, с. 206-09; Дрейден Сим., В зрительном зале - Владимир Ильич. Новые страницы, М., 1970, с. 94-138; его же, Ленин слушает Монтегюса (вступ. ст.), в сб.: Поет Монтегюс, М., 1973.

С. Д. Дрейден.

Монюшко С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Моравец И.

Моравец И. (Moravec) Иван (р. 9 XI 1930, Прага) - чеш. пианист. Учился в Праге - в консерватории у А. Грюнфельдовой (окончил в 1952), затем у И. Штепановой-Курцовой в Академии изящных иск-в. Совершенствовался у А. Бенедетти-Микеланджели на летних курсах в Италии. С 1948 часто выступает в ЧССР; гастролирует в др. странах Европы (в СССР - в 1962), а также в США. Репертуар М. широк, разнообразен, охватывает разл. муз. стили - от соч. И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена до произв. композиторов 20 в.; исполняет мн. произв. Б. Сметаны, Л. Яначека, Й. Сука. Игра М. отличается глубиной интерпретаций, технич. мастерством.

Моравский-Домброва Э.

Моравский-Домброва Э. (Morawski-Dabrowa) Эугениуш (2 XI 1876, Варшава - 23 X 1948, там же) - польский композитор и педагог. Окончил в 1904 по классу композиции у З. Носковского Варшавский музыкальный институт, с 1908 совершенствовался у А. Жедальжа (контрапункт) и К. Шевийяра (инструментовка) в Париже; одноврем. занимался живописью и скульптурой (ученик Э. А. Бурделя). С 1930 директор консерватории в Познани, в 1932-39 ректор и профессор инструментовки консерватории в Варшаве. Композитор романтического склада, М.-Д. в программных соч. использовал романтич. сюжеты; для его муз. яз. характерны одухотворённость, приподнятость. Часть наследия М.-Д. (в рукоп.) погибла в Варшаве.

Сочинения: оперы (не пост.) - Лилла Венеда (по трагедии Словацкого), Аспазия, Саламбо (по Флоберу), Пан Тадеуш (не завершена); балеты - Крак и дракон (Krak i smok), Любовь (Milosc), Свитезянка (Switezianka), Готический (Balet Gotycki); для солистов, хора и орк. - симфония Прометей, оратория Божественная комедия; кантата Кордецкий, Ченстоховская месса; для орк. - 5 симфоний (в т. ч. Цветы зла - Les fleurs du mal, по Ш. Бодлеру), симф. поэмы Дон Кихот, Улялум (Ulalume, по Э. По) и Никогда (Nevermore, по "Ворону" По) и др., концерты с орк. - для фп., для скр.; камерно-инстр. ансамбли; для фп. - 8 сонат, романсы, духовные песни с органом, музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Eugeniusz Morawski, "RM", 1958, No 22; Кepski J., Eugeniusz Morawski, kompozytor nieslusznie zapominany, там же, 1964, No 5.

И. И. Свирида.

Моралес К.

Моралес К. (Morales) Кристобаль де (14 VI 1500 или 2 VI 1512, Севилья - между 4 IX и 7 X 1553, Малага или Марчена) - испан. композитор и капельмейстер. В 1535 - 45 служил в папской капелле в Риме. С 1545 руководил метризой в Толедо, с 1551 - капеллой кафедрального собора в Малаге. М. - один из крупнейших испан. контрапунктистов, мастеров вок. полифонии, автор преим. культовых произв. (гл. обр. 4-, 5-, 6-голосных), а также ряда светских соч. М. опирался на технику композиторов нидерландской школы и продолжил традиции испан. культовой музыки. Среди учеников - Ф. Герреро, Т. де Виктория, X. Наварро, X. Бермудо. Полное собрание соч. М. выходит с 1952 в издании "Monumentos de la Mъsica Espaсola" ("Cristobal de Morales: Opera omnia").

Сочинения: 21 месса (1540-е гг.), 16 магнификатов (1542), 91 мотет (изд. 1543, 1546), ламентации (изд. 1564), 11 гимнов, 1 мадригал (1-е изд. в 4-й кн. 4-гол. мадригалов Аркадельта, 1539), 1 вильянсико и др.

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953, с. 391-99; Mitjana R., Cr. de Morales, Madrid, 1920; Trend J. В., Cr. Morales, "ML", 1925, v. 6; Anuario Musical, v. 8, Barcelona, 1953 (к 400-летию со дня смерти M.); Anglйs H., Cr. de Morales y Fr. Guerrero, в сб.: Anuario Musical, v. 9, Barcelona, 1954.

T. H. Дубравская.

Моралес О. Х. М.

Моралес О. Х. М. (Morales) Олальо Хуан Магнус (15 X 1874, Альмерия - 29 IV 1957, Тельберг, близ Стокгольма) - швед. пианист, композитор, дирижёр, музыковед. По национальности испанец. Жил в Швеции с 1881. В 1891-99 учился в консерватории в Стокгольме у Г. Тегерстрёма (фп.), совершенствовался в Берлине (1899-1901 и 1904-05). Среди учителей М. - Т. Карреньо (фп.) и X. Пфицнер (дирижирование). С 1901 преподавал, выступал как дирижёр и пианист в Гётеборге, писал критич. статьи. В 1905-09 2-й капельмейстер оркестра в Гётеборге. С 1910 чл. Швед. муз. академии (в 1918-40 её секретарь). В 1917-39 преподаватель в консерватории в Стокгольме (с 1921 профессор). В 1921-22 и 1924 муз. директор ин-та в Упсале. Как композитор дебютировал в нач. 1900-х гг. На раннее творчество М. оказал влияние И. Брамс (соната для фп., ок. 1900). Позднее (с ор. 12) использовал гармонич. и ритмич. приёмы импрессионизма (в пьесах испан. стиля, в т. ч. в "Андалузской балладе" - "Balada andaluza", для фп., 1945).

Сочинения: Балет Свадьба Камачо (Camachos brцllop, по "Дон Кихоту" Сервантеса, 1944); для орк. - симфония (1901), конц. увертюра Раннее лето (Fцrsommar, 1898), увертюры Туфля Абу Касема (Abu Caserns tofflor, 1926) и Летняя музыка (Sommarmusik, 1948), Триптих (1952-53) и др.; инстр. пьесы; хоры; музыка (или отд. номера - песни) к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. к "Кровавой свадьбе" Ф. Гарсиа Лорки (Ett blodsbrцllop, 1944) и др.

Литературные сочинения: Svenska musikens historia, "Musikern", 1909, Kungliga Musikaliska Akademien, bd 1 - 1771-1921, bd 2 - 1921-1931, bd 3 - 1931-41, Stockh., 1921-42; Handbok i dirigering, Stockh., 1946.

И. А. Слепнёв.

Мордасова М. Н.

Мария Николаевна (р. 1 (14) II 1915, дер. Нижняя Мазовка Тамбовской обл.) - сов. певица. Нар. арт. РСФСР (1958). В 1943-72 ведущая солистка Воронежского рус. нар. хора. Самобытная исполнительница, собирательница и автор мн. песен частушек и припевок (св. 300). Руководила частушечной группой хора.

Мордвинов Б. А.

Борис Аркадьевич (24 XI (6 XII) 1899, Москва - 9 XII 1953, там же) - сов. режиссёр Засл. арт. РСФСР (1935). В 1919 поступил во 2-ю Студию МХТ. В 1921-36 работал в МХАТе как актёр и режиссёр. В 1927-36 режиссёр моск. Муз. т-ра им. Вл. И. Немировича-Данченко (с 1930 зав. художеств. частью и гл. режиссёр), где поставил: "Сорочинскую ярмарку" (1932); "Корневильские колокола" Планкета (1932), "Чио-Чио-сан" (1934). Участвовал там же в пост. опер "Катерина Измайлова", "Травиата" (обе в 1934) и "Тихий Дон" (1936) - под художеств. руководством Немировича-Данченко. В нач. 30-х гг. М. поставил ряд спектаклей в труппе Моск. художеств. балета под рук. В. В. Кригер - "Треуголка" Де Фалья, "Соперницы" Гертеля (1933, совм. с Н. С. Холфиным и П. А. Марковым). В те же годы осуществил на Всесоюзном радио пост. опер "Мазепа", "Моцарт и Сальери"; "Вера Шелога" Римского-Корсакова и др. В 1936-40 гл. режиссёр Большого театра. Пост. оперы "Поднятая целина" (1937, первая пост.), "Иван Сусанин" (1939, впервые на сов. сцене), балет "Спящая красавица" (1936, совм. с А. М. Мессерером). В сезоне 1946-47 пост. на сцене Саратовского т-ра оперы и балета "Золотой петушок"; "Боккаччо" Зуппе, "Тихий Дон". В 1947-52 гл. режиссёр Белорус. т-ра оперы и балета. Осуществил пост. опер "Алеся" Тикоцкого, "Кастусь Калиновский" Лукаса (обе в 1947), "Пиковая дама", "Риголетто" (обе в 1948), "Князь Игорь", "Проданная невеста" (обе в 1949), "Иван Сусанин" (1950), "Тихий Дон" (1951), балетов "Князь-озеро" Золотарёва, "Красный цветок". В своих спектаклях утверждал реалистич. принципы, его работы отличались тонкой психологич. трактовкой образов и выразительным пластич. решением массовых сцен, яркой театральностью. М. обладал глубоким пониманием законов муз. драматургии, специфики жанра муз. т-ра. Вёл педагогич. работу, был автором программы воспитания оперного актёра. В 1927-35 педагог оперного отделения в ЦЕТЕТИСе (ГИТИС); в 1935-40 рук. кафедры сценич. мастерства в Моск. консерватории (с 1939 профессор); в 1946-47 зав. кафедрой сценич. мастерства в Саратовской консерватории; в 1947-52 работал в Белорус. театр. ин-те и Минской консерватории.

Среди учеников М. - В. А. Канделаки, С. М. Големба, П. С. Златогоров, А. Е. Кузнецова, П. И. Селиванов.

Сын М. - Mихаил Борисович М. (р. 12 XII 1921, Москва) - режиссёр муз. т-ра. Окончил отделение режиссёров муз. т-ра ГИТИСа (1951). Доцент кафедры муз. т-ра ГИТИСа (1969). Среди спектаклей - "Степан Разин" Касьянова (1953), "Анна Онегина" Холминова (1967), "Летят журавли" Нестерова (1970) - Горьковский т-р оперы и балета; "Иван Шадрин" Дехтерёва (1962, Куйбышевский т-р оперы и балета). В 1954-63 и с 1971 режиссёр Моск. муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Мордент

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мордовская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Морейра-Лима А.

Морейра-Лима А. (Moreira-Lima) Артур (р. 16 VII 1940, Рио-де-Жанейро) - браз. пианист. Муз. образование получил в Рио-де-Жанейро у Л. Бранко, позже был учеником М. Лонг и Ж. Дуаяна в Париже. В 1963-1968 учился в Моск. консерватории у Р. Р. Керера. Лауреат междунар. конкурсов - инструменталистов в Рио-де-Жанейро (1957, 1962), пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1965), в Монреале (1968), пианистов в Лидсе (1969), имени П. И. Чайковского в Москве (1970, 3-я пр.). Гастролирует во мн. странах (Польша, Великобритания, Франция, Швейцария, ФРГ, Австрия, Югославия, США, Канада, страны Лат. Америки); в СССР впервые выступил в 1970.

И. В. Мельгунова.

Морель В.

Морель В. (Maurel) Виктор (17 VI 1848, Марсель - 22 X 1923, Нью-Йорк) - франц. певец (баритон). Учился в Марсельской и Парижской консерваториях (у Вотро и А. Дювернуа). В 1868 дебютировал в парижском т-ре "Гранд-Опера" (партия Невера - "Гугеноты"), затем гастролировал в др. странах, в т. ч. в Италии ("Ла Скала", Милан, 1870). Известность получил после выступлений в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон, 1873-79). В 1874-75 и 1878-79 приезжал в Россию. В 1879-94 выступал на сцене "Гранд-Опера", пел также в т-рах Нью-Йорка, Милана, Неаполя, Мадрида, Каира и др. В 1905 оставил сцену. С 1909 занимался педагогич. деятельностью в Нью-Йорке. Один из выдающихся певцов кон. 19 - нач. 20 вв. Голос М. не был сильным, но его исполнение отличалось большой эмоциональностью, тщательной отделкой деталей. В своём иск-ве развивал художеств. принципы Дж. Верди - стремление к естественности, простоте исполнения. Верди написал для М. партии Яго (Милан, 1887) и Фальстафа (там же, 1893). Др. партии: Риголетто, Фигаро; Амонасро ("Аида"), Дон Жуан; Граф ди Луна ("Трубадур"), Ренато ("Бал-маскарад"), Тонио (первое исполнение), Вильгельм Телль; Гамлет ("Гамлет" Тома), Тельрамунд ("Лоэнгрин"). Автор ряда работ, посвящённых главным образом оперному исполнительству.

Литературные сочинения: A propos de la mise en scиne du drame lyrique "Otello", Roma, 1888; Le chant rйnovй par la science, P., 1892; Un problиme d'art, P., 1893; A propos de la mise en scиne de "Don Juan", P., 1896; L'art du chant, P., 1897; Dix ans de carriиre (1887-1897), P., 1897.

Литература: Strakosch M., Souvenirs d'un impresario, P., 1887; Rogers F., Victor Maurel: his career and his art, "MQ", 1926,No 4; Tegani H., Cantanti d'una volta. Mil., (1945); Rosenthal H., Two centuries of Opera at Covent Garden, 1958; Kolodin I., The Metropoliten Opera. 1883-1966, 4 ed., N. Y., 1967.

Мореска

Мореска (итал. moresca, букв. - мавританская), морисданс - музыкально-танцевальная сцена (род балета). В ряде европ. стран М. считали своей нац. формой. Сценка символически воспроизводила борьбу христиан и мавров (9-15 вв.). Сопровождалась пением двух хоров, позднее солистов-певцов, пояснявших сюжет. В 16-17 вв. М. часто завершались придв. празднества и представления комедий. Монтеверди ввёл М. в финал оперы "Орфей" (1607).

Литература: Аrbeau Th., Orchйsographie, Langres, 1588 (англ. пер. - L., 1925); Sachs С., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933 (англ. пер. - World history of the dance, N. Y., 1937, то же, L., 1938); Nett1 P., Die Moresca, "AfMw", 1957, No 3; Heartz D., Un divertissement de palais pour Charles Quint а Binche, в кн.: Les fкtes de la Renaissance, v. 2 - Fкtes et cйrйmonies au temps de Charles Quint, P., 1960.

Морини Э.

Морини Э. (Morini) Эрика (p. 5 I 1910, Вена) - амер. скрипачка. По национальности австрийка. Училась у О. Шевчика в классах высшего мастерства венской Академии музыки и сценического иск-ва (1918). Дебютировала в 1916 в Вене, обратив на себя внимание виртуозным дарованием. Выступает с крупнейшими оркестрами (впервые в 1919 с оркестром Гевандхауза под управлением А. Никиша). С 1921 гастролировала во мн. странах (в СССР в 1930-х гг.). Живёт в Нью-Йорке. Игра М., одной из выдающихся совр. скрипачек, отличается точностью технич. мастерства, тонкостью художеств. отделки при нек-рой академичности интерпретации.

Морисданс

Морисданс - см. Мореска.

Морков В. И.

Владимир Иванович (1801, Петербург - 25 XI (7 XII) 1864, там же) - рус. гитарист. Игре на гитаре обучался у А. О. Сихры. Автор гитарных пьес, переложений для гитары, руководства по игре на гитаре ("Полная школа для семиструнной гитары", СПБ, 1862). Написал "Исторический очерк русской оперы с самого её начала по 1862 год" (СПБ, 1862, М., 1899), содержащий, однако, много неточных сведений. Ему принадлежит также ряд статей.

И. М. Ямпольский.

Морлакки Ф. Д. Б.

Морлакки Ф. Д. Б. (Morlacchi) Франческо Джузеппе Бальдассаре (14 VI 1784, Перуджа - 28 X 1841, Инсбрук) - итал. композитор и дирижёр. Чл. Флорентийской академии изящных иск-в (1816). С 7-летнего возраста учился игре на скрипке, пению и игре на клавесине; занимался у своего дяди - Л. Мазетти (фп., орган, композиция). Муз. образование получил под рук. Н. А. Цингарелли в Неаполе (1803-04) и в Болонском филармонич. лицее у С. Маттеи (1805). В 1805 написал первое муз. сочинение - кантату ("Il tempio della gloria"). В 1806 дирижировал в Болонье неск. операми, в к-рые вводил написанные им арии и дуэты. Известность получил как оперный композитор (св. 20 опер; многие в жанре комич.. оперы), ставившихся в разл. т-рах Италии, а также в Лондоне, Париже, Лейпциге, Праге. Среди соч. М. выделяется Реквием (1817). С 1810 капельмейстер Королевской капеллы и дирижёр оперной итальянской труппы в Дрездене; писал оперы для т-ров Милана, Генуи и др. Организатор и дирижёр благотворительных концертов, в к-рых популяризировал произв. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Керубини, Л. Бетховена.

Сочинения: оперы - Побеждённый поэт, или Поэт в деревне (Il poeta spiantato, о Il poeta in campagna, 1807, т-р "Пергола", Флоренция), Портрет (Il ritratto, 1807, т-р "Филармонико", Верона), Беглец (Il corradino, 1808, т-р "Дукале", Парма), Данаиды (Le danaidi, 1810, Рим), Рауль де Креки (1811, придв. т-р, Дрезден), Джанни из Парижа (Gianni di Parigi, т-р "Ла Скала", Милан), Тебальдо и Изолина (1820, Дрезден), Коломбо (Colombo, 1828, Генуя); кантаты, оратории, мессы, орг. сонаты.

Литература: Rоssi-Sсоtti G. В., Della vita e delle opere del cavaliиre Francesco Morlacchi... memorie istoriche, Perugia, 1860; Chilesotti O., I nostri maestri del passato..., Mil., 1882.

M. A. Зильберквит.

Морли Т.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Морозов В. М.

Владимир Михайлович (р. 12 II 1933, Ленинград) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1981). Чл. КПСС с 1967. В 1960 окончил Ленингр. консерваторию. С 1959 солист Ленингр. т-ра оперы и балета. Партии: Досифей; Варлаам ("Борис Годунов"), Грозный ("Псковитянка"), Мефистофель; Бестужев и Николай I ("Декабристы"), Григорий; Сторожев ("В бурю"), Андрей Соколов ("Судьба человека" Дзержинского), Вожак ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Пётр I ("Пётр I" Петрова) и др. Выступает в концертах. Гос. пр. СССР (1976). Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1974).

Морозов Г. А.

Георгий Алексеевич (2 (14) IV 1896, с. Кривцово Орловской губ. - 23 VI 1970, Москва) - сов. скрипичный мастер. Инструментальному мастерству обучался в 1911-18 в Москве у Д. П. Томашова. Работал в 1922-32 в мастерских ГИМНа, Московской консерватории, с 1934 - в художественно-произв. мастерских Большого т-ра. Видный представитель сов. школы скрипичных мастеров, М. создал инструменты оригинальной модели. Лучшие из них, отличающиеся высокими звуковыми качествами и тонкой художеств. работой, отмечены премиями на всесоюзных и междунар. конкурсах смычковых инструментов. М. славился как первоклассный реставратор и знаток старинных смычковых инструментов.

Литература: Витачек E. P., Очерки по изготовлению смычковых инструментов, М., 1964, с. 216-17.

И. М. Ямпольский.

Морозов И. В.

Игорь Владимирович (6 (19) V 1913, Луганск - 24 XI 1970, Москва) - сов. композитор. В 1934 окончил Муз. техникум им. Гнесиных по классам композиции у M. P. Гнесина и фп. у E. P. Гнесиной, в 1936 - Моск. консерваторию по классам композиции у В. Я. Шебалина и дирижирования у Ю. М. Тимофеева. В нач. 30-х гг. выступал как пианист-иллюстратор в моск. кинотеатрах. В 1937-38 зав. муз. частью "Союзкинохроники". В 1938-39 капельмейстер дух. оркестра Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. В 1939-40 зав. муз. частью Телевизионного центра в Москве. Писал в разл. жанрах, с особым успехом в области музыки для детей. Его балет "Доктор Айболит" (1947) завоевал широкую популярность и был поставлен во мн. т-рах (Гос. пр. СССР, 1948).

Сочинения: детская опера Золотой ключик (по А. Н. Толстому, пост. 1972); балет Айболит (по К. И. Чуковскому, 1947, Новосибирский т-р оперы и балета); для орк. - 3 симфонии (1944, 1959; 3-я не закончена), Камерная симфония (для малого симф. орк., 1936), симф. пролог Праздник Октября (1942), увертюра (1944), симф. сюиты Тропой охотника (1953) и Богатырский сказ (1957), симф. прелюдия памяти С. И. Танеева (1953), симф. былина Ермак (1962), симф. сказка Доктор Айболит и его друзья (1963); для орк. нар. инструментов Русская сюита (1959); для ансамбля скрипачей Andante (1966); фп. пьесы; романсы, песни; пьесы для эстрадного орк.; музыка к драм. спектаклям и фильмам.

M. M. Яковлев.

Морозов Н. С.

Никита Семёнович (1864, Новочеркасск - 1925, Москва) - сов. муз. теоретик и педагог. Окончил математич. ф-т Моск. ун-та (1887), Московскую консерваторию по классам фп. (1891) и композиции у А. С. Аренского (1892), занимался также композицией у С. И. Танеева. В 1893-1924 профессор Моск. консерватории (класс теории музыки). В 1905-06 и в 1916-1917 чл. разл. комиссий и комитетов Моск. консерватории. Среди соч. М. - опера "Алеко" (по А. С. Пушкину, экзаменационная работа, 1892), романсы. Автор теоретич. работ о муз. форме, ритме, мелодии, лекций по гармонии и др. Перевёл на рус. яз. книгу X. Римана "Катехизис эстетики музыки". Был близким другом С. В. Рахманинова. Последний посв. М. кантату "Весна" для баритона, смешанного хора и оркестра (ор. 20).

Литература: Письма С. В. Рахманинова к Н. С. Морозову, в сб.: С. В. Рахманинов. Сб. статей и материалов, под ред. Т. Э. Цытович, М.-Л., 1947, с. 194-248.

M. M. Яковлев.

Морои С.

Морои С. - япон. композиторы. Сабуро М. (7 VIII 1903, Токио - 24 III 1977, там же) в 1928 окончил ф-т эстетики и истории иск-в в Токийском ун-те. В 1932-34 занимался в Высшей муз. школе в Берлине у М. Траппа (композиция) и Р. Шмидта (фп.). С 1946 инспектор по делам муз. образования при Мин-ве культуры Японии, в 1965-66 директор Гор. оркестра в Токио, с 1967 преподаватель Высшей муз. школы Сэндзоку в Токио. Среди учеников - Икума Дан, Ёсиро Ирино, Макото Морои.

Сочинения: оратория-фантазия Возвращение блудного сына для солиста, жен. голосов и оркестра (1968); для орк. - 5 симфоний (1934-70), симфониетта (1943), симф. фантазия (1943), симф. диптих (1943); концерты с орк. - 2 для фп. (1927, 1933), для влч. (1936), для фагота (1937), для скр. (1943); камерно-инстр. ансамбли; соч. для фп.; песни.

Литературные сочинения (на япон. яз.; все изд. в Токио): Функциональная гармония, 1942, то же, 1954; Струнные квартеты Бетховена, 1949, то же, 1964-70; Введение в контрапункт, 1949, то же, 1955; Музыка и мышление, 1953; Исследования в области музыкальной формы, т. 1-5, 1957-58; Музыка. Введение, общие положения, 1958.

Макото М. (р. 17 XII 1930, Токио). Сын М. Сабуро. В 1952 окончил Нац. ун-т изящных иск-в и музыки в Токио по классу композиции у Икэноути Томодзиро, ранее занимался у отца. Доцент Муз. ин-та королевы Елизаветы в Хиросиме, Высшей муз. школы Тохо в Токио, Пед. академии в Осаке, с 1968 профессор Нац. ун-та изящных иск-в и музыки в Токио.

Сочинения: опера-балет; муз. драмы; 3 кантаты (1959-65); для орк. - 2 симфонии (1968, 1972), 5 Композиций (1953, 1958; для чтеца, хора и орк., 1958; для чтеца, солистов, хора и орк., 1960; Ода Шёнбергу, 1961) и др.; для инструмента с орк. - 2 концерта для фп. (1966, 1971), конц. сюита для скр. (1962); камерно-инстр. ансамбли - Противоречия для кото и шакухачи (1972); Ханафуда-денки для япон. инструментов (1976) и др.; соч. для фп.; партита для флейты соло (1952); Фантазия и фуга для органа (1978); соч. для голоса с фп.; электронная музыка.

Морошкин В. И.

Виктор Иванович (1909, Москва - апр. 1942, ст. Тёмкино) - сов. композитор. В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра. В 1931-33 зав. муз. частью Тат. гос. т-ра им. Красного Октября (Казань). Затем (1933-35) собирал и изучал муз. фольклор в Якутии. В 1935-40 работал в Улан-Удэ - собирал бурят. фольклор, заведовал муз. частью Бурят. т-ра драмы; преподавал там же в муз. уч-ще (среди учеников - Ж. Батуев). М. (наряду с П. М. Берлинским) является автором первых произв. бурят. проф. музыки. В 1940 был принят кандидатом в чл. Коммунистич. партии, с первых дней войны ушёл на фронт, погиб в бою на подступах к Вязьме.

Сочинения: муз. драма - Эржен (1940, Бурят. муз.-драм. т-р); кантата - Бурят-Монголия (1940); для симф. орк. - сюита на бурят. темы (1940, не оконч.); для орк. нар. инстр. - танец Колесуха (1939); для фп. - пьесы; хоры на сл. бурят. поэтов; романсы и песни; переложения, обр. и записи рус., тат., якут. и бурят. песен (более 100); музыка к спектаклям Бурят. муз.-драм. т-ра: "Оюи Билик" Сольбонэ Туя (1936), "Тартюф" Мольера (1936), "Дума о Британке" Яновского (1937), "Один из многих" Балдано (1937) и др.

Литература: Лившиц A., Жизнь за Родину свою, М., 1964, с. 160-68.

А. С. Иванов.

Морской Г. А.

Морской Г. А. (наст. фам. - Янчевецкий) Гавриил Алексеевич (1862, Черниговская губ. - 26 XII 1914 (8 I 1915), Петербург) - рус. певец (тенор). Род. в семье священника. В детстве пел в Киевском митрополичьем хоре. Окончил певч. классы Придв. певч. капеллы в Петербурге (со званием регента) и Петерб. консерваторию (ученик К. Эверарди, С. И. Габеля и О. О. Палечека). В 1889-95 работал в провинциальных оперных антрепризах (Харьков, Киев, Одесса и др.). В 1895-1907 солист Мариинского т-ра. Обладая голосом мягкого тембра, широкого диапазона, М. исполнял почти весь репертуар первых теноровых партий - драматических и лирических: Герман, Собинин, Радамес, Рауль, Вертер. Выступал в концертах (пел романсы). Оставив сцену (1907), занимался педагогич. деятельностью.

Литература: Свириденко С., Русская опера в Мариинском театре за 25 лет, "РМГ", 1912, No 2, с. 44; Г. А. Морской (Янчевецкий). Некролог, "РМГ", 1915, No 1, с. 22; Г. А. Морской. Некролог, "Рампа и жизнь", 1915, No 1, с. 13.

Мортенсен Ф. Э.

Мортенсен Ф. Э. (Mortensen) Финн Эйнар (р. 6 I 1922, Осло) - норв. композитор. В 1941-44 занимался у Э. Вестера (фп.), Т. Экена (гармония) и К. Эгге (полифония) в Осло, в 1956 - под рук. Н. В. Бентсона (композиция) в Копенгагене. В 1961-64 пред. Общества новой музыки (секция Международного общества современной музыки). Один из представителей авангардистских течений в норв. иск-ве. Ранние произв. отмечены влиянием П. Хиндемита, затем М. последовательно обращался к серийной технике, алеаторике, сонористике. С 1973 профессор Высшей муз. школы в Осло.

Сочинения: для орк. - симфония (1957), Эволюция (Evolution, 1961), Per orchestra (1967), Камерная музыка (1968); для фп. с орк. - концерт (1963), фантазия (1966); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1964), трио для скр., альта и влч. (1950), квинтет для дух. инструментов (1951); для фп. - фантазия и фуга (1958), соната Колесо Фортуны (Lykkehjul-sonate, 1967), 2 сонатины (1948, 1952), 2 сонаты для 2 фп. (1964, 1974), 12 маленьких додекафонных пьес для детей (1965).

Литература: Wallnеr В., Vеr tids musikk i Norden, Stockh., 1968; Lange К., Norwegian music, Oslo, 1971.

Морфова Х.

Христина (24 IV 1889, Стара-Загора - 1 VI 1936, погибла при автомобильной катастрофе близ Софии) - болг. певица (лирико-колоратурное сопрано). Училась в Певч. школе в Праге. Дебютировала в партии Маженки ("Проданная невеста") в Праге в 1910. Пела также в Оперном т-ре в Брно. С 1912 солистка "Болгарского оперного товарищества" (София), где поставила "Проданную невесту" (исполняла в ней главную партию). С 1913 выступала как конц. певица, в т. ч. в серии "популярных концертов" в Софии, исполняла, кроме арий из опер, болг. нар. песни. С 1916 гастролировала в Берлине, Милане, Париже, Лондоне. В 1916-31 солистка Нац. т-ра в Праге, часто выступала также в Софийской нар. опере. М. обладала голосом исключит. красоты и гибкости, позволявшим ей исполнять и лирич., и драм. партии. С 1931 преподавала в Гос. муз. академии в Софии. Среди учеников - Р. Михайлова, С. Петрова, Л. Вишегонов. В 1935 гастролировала в Москве. Партии: Маргарита, Лакме, Аида, Царица ночи; Енуфа ("Её падчерица" Яначека), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи) и др.

Москва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Москвитина Э. А.

Эмилия Андреевна (р. 14 III 1939, Москва) - сов. арфистка. Засл. арт. РСФСР (1977). В 1962 окончила Моск. консерваторию у В. Г. Дуловой. С 1963 солистка (1-я арфа) симф. оркестра Моск. филармонии. Исполнение М. отличается виртуозной техникой. 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1963, Ленинград), 2-я пр. на Междунар. конкурсе арфистов (1965, Тель-Авив).

Литература: Эрдели К. A., Арфа в моей жизни. Мемуары, М., 1967, с. 220; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975, с. 119-23; Полтарева В., Арфа, Киев, 1980, с. 39.

Московская консерватория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московская симфоническая капелла

Московская симфоническая капелла - хор. коллектив, существовавший в Москве в 1905-14. Основатель и рук. В. А. Булычёв. Деятельность М. с. к. носила просветительский характер. Публич. выступлениям предшествовала 10-летняя работа Булычёва с певцами-любителями - будущими участниками хора; большое внимание уделялось их муз.-теоретич. подготовке. Репертуар М. с. к. включал произв. Г. Дюфаи, Й. Окегема, О. ди Лассо, Палестрины, Жоскена Депре, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана. Особое значение придавалось исп. произв. И. С. Баха (в 1911 при М. с. к. организована "Баховская группа"). Булычёв стремился к "использованию не только звуковой высоты голосов, но и их тембровых особенностей, наподобие того, как пользуются тембрами инструментов в симфоническом оркестре". Концерты М. с. к. наз. "Вечерами ансамблевых исполнений". В хоре участвовало от 40 до 90 чел., в оркестре - до 40, среди солистов капеллы - А. В. Богданович, П. Ж. Доберт, В. И. Садовников, А. М. Успенский и др. К концертам издавались программы с аннотациями и "разборами" исполняемых соч., а также брошюры Булычёва, Э. К. Розенова, М. В. Иванова-Борецкого. В работе М. с. к. принимал участие С. И. Танеев.

Литература: Булычев В. A., Музыка строгого стиля и классического периода как предмет деятельности Московской симфонической капеллы, М., 1909; Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963, с. 80-86.

Л. З. Корабельникова.

Московская частная русская опера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московская школа

Московская школа - условное определение, относимое к группе моск. композиторов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Главой М. ш. был П. И. Чайковский, влияние к-рого сказалось в большей или меньшей степени на творчестве всех её представителей. После смерти Чайковского руководящая роль в ней перешла к С. И. Танееву. М. ш. противопоставлялась петербургской школе, возглавлявшейся Н. А. Римским-Корсаковым. Однако обе школы при частных различиях принадлежали к передовому реалистич. направлению рус. музыки, и существовавшие между ними расхождения не затрагивали коренных идейно-эстетич. основ творчества. Чайковский резко протестовал против попыток противопоставить его и Римского-Корсакова как художников, принадлежащих к враждебным лагерям в музыке. Он находил, что "тут есть странное недоразумение, которое принесло и продолжает приносить печальные последствия" (из интервью П. И. Чайковского, журн. "Петербургская жизнь", 1892, No 2). Мн. композиторы моск. и петерб. школ стремились к объединению творч. принципов Чайковского и Римского-Корсакова. Эта тенденция отчётливо проявляется у А. С. Аренского, M. M. Ипполитова-Иванова, Вас. С. Калинникова, А. Т. Гречанинова и др. Ученики Римского-Корсакова - Ипполитов-Иванов и Аренский - заняли видное положение в моск. муз. жизни, примкнув к близкому окружению Чайковского. Гречанинов после окончания Моск. консерватории учился у Римского-Корсакова в Петербурге, но в дальнейшей своей муз. деятельности оставался связан преим. с Москвой. В кон. 19 в. укрепляются связи Танеева с петерб. муз. кругами. Всё это способствовало большему сближению моск. и петерб. школ. К М. ш. относят также С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, творчество к-рых, однако, было связано с новым этапом развития рус. музыки и выходит за рамки традиций М. ш., сложившихся в 19 в.

Ю. В. Келдыш.

Московский детский музыкальный театр

Открыт 21 нояб. 1965 оперой "Морозко" Красева. Инициатор, директор и гл. режиссёр т-ра нар. арт. СССР Н. И. Сац. Первый в СССР муз. т-р для детей и юношества ставит своей задачей их муз.-эстетич. воспитание. В репертуаре т-ра - произв. разл. муз. жанров: большое место занимают оперы на сказочные сюжеты - "Волк и семеро козлят" Коваля (1966), "Красная шапочка" Раухвергера (1967), "Три толстяка" Рубина (1967), "Город мастеров" Солодухо (1969), "Мальчик-великан" Хренникова (1969), "Золотой ключик" Морозова (1971), "Тик-так" Рожавской (по пьесе Е. Шварца "Сказка о потерянном времени", 1972), "Чудесный клад" Ямпилова (1973), "Волшебная музыка" Минкова (1973), "Моя мама" Спадавеккиа (1974), муз. комедия "Белоснежка" Колмановского (1966). Для юношества в 1970 осуществлена пост. оперы Д. Б. Кабалевского "Сёстры". В 1973 т-р пост. балет "Негритёнок и обезьяна" Половинкина, в 1974 - одноактный балет "Ящик с игрушками" Дебюсси. В репертуаре т-ра - симф. концерты для детей (исполняются симф. сказки с чтецом - "Петя и Волк" Прокофьева, "Айболит и его друзья" Морозова, симф. сюита "Синяя птица" И. Саца) и театрализованные концерты для юношества - "Чайковский" (романсы, фрагменты из опер и балетов композитора, 1966), "Манящие огни" (фрагменты из опер и песни сов. композиторов, 1968), "Пушкин в музыке" (1972), "За Родину с песней" (театрализованные песни сов. композиторов, 1975).

В труппе театра (1975): солисты - засл. арт. РСФСР И. А. Лаптева, Г. Л. Свербилова; артисты Ю. М. Глубоков, Г. А. Григорьев, Н. И. Макарова, Г. В. Пискунов, В. В. Тучинский, Е. А. Ушкова; гл. дирижёр - засл. арт. РСФСР В. М. Яковлев, дирижёр - Л. А. Гершкович; режиссёры - К. Б. Осколкова, В. Б. Рябов, хормейстер - Л. Л. Фрадкина. Т-р гастролирует по Сов. Союзу и за рубежом (ГДР, Югославия, Канада, США).

Р. Н. Сац.

Московский театр оперетты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московское синодальное училище церковного пения

Московское синодальное училище церковного пения - музыкально-учебное заведение, готовившее певчих для Синодального хора, хор. дирижёров (регентов) и учителей церк. пения. С 1767 при моск. Синодальном хоре (осн. в 1710) стали обучаться малолетние певчие, принятые в состав хора, в 1830 для них было открыто уч-ще. По новому штату, официально утверждённому в 1857, уч-ще представляло собой низшее 4-классное уч. заведение (по типу духовных уч-щ епархиального ведомства, с прибавлением к общеобразоват. предметам нек-рых муз.-певческих занятий). В 1886 уч-ще было отделено от Синодального хора и преобразовано в 8-классное среднее уч. заведение с 3 отделениями: низшее - для обучения малолетних певчих, среднее (5-6-е классы) - для подготовки регентских помощников и высшее (7-8-е классы) - готовило регентов и учителей церк. пения. При хоре и уч-ще был учреждён т. н. Наблюдательный совет, в состав к-рого, кроме директора, инспектора, регента и его помощников, входили крупные музыканты: П. И. Чайковский (1886-89), Д. В. Разумовский (1886-89), Н. А. Губерт (1886-88), позднее В. И. Сафонов, А. С. Аренский, С. И. Танеев, С. Н. Василенко и др. По рекомендации Чайковского к преподаванию были привлечены В. С. Орлов (регент в 1886-1903) и А. Д. Кастальский (с 1887). Круг преподававшихся муз. предметов был расширен, прибавлен 9-й класс, кроме элементарной теории музыки и пения, введены гармония, игра на скрипке и фп.

Начало новому этапу в истории уч. заведения положил С. В. Смоленский (директор в 1889-1901). Им предпринят ряд мероприятий по углублению уч. программ, введено преподавание нар. музыки и муз. форм, расширена муз. библиотека. В 1895 проведён цикл историч. хор. концертов. В уч-ще в разное время преподавали: А. Н. Корещенко, M. M. Ипполитов-Иванов, Н. С. Кленовский, С. Н. Кругликов (муз. формы, свободное сочинение), Вик. С. Калинников (гармония), В. М. Металлов, А. В. Преображенский (дидактика и методика церк. пения), H. H. Соколовский, Д. С. Крейн, К. С. Сараджев (скрипка) и др. После Смоленского во главе уч-ща стояли В. С. Орлов (1901-07), С. Н. Кругликов (1907-10), А. Д. Кастальский (1910-18). В 1910 были утверждены новые программы муз. предметов в объёме курса высшего муз. уч. заведения. Здесь получили муз. образование многие талантливые дирижёры и композиторы, в т. ч. Н. С. Голованов, H. M. Данилин, П. А. Ипполитов, М. Г. Климов, А. В. Никольский, П. Г. Чесноков, К. Н. Шведов. В 1918 уч-ще было преобразовано в Нар. хоровую академию, к-рую до 1923 возглавлял Кастальский. В 1923 Хор. академия была объединена с Моск. консерваторией. см. Синодальный хор.

Литература: Обзор исторических концертов Синодального училища церковного пения в 1895 году, М., 1895; Металлов В., Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем, М., 1911.

И. М. Ямпольский.

Московское филармоническое общество

Осн. в 1883 в Москве по инициативе дирижёра и пианиста П. А. Шостаковского на базе возглавлявшегося им Об-ва любителей драм. и муз. иск-в. Существовало на средства меценатов, с 1898 получало гос. субсидию. Гл. целью М. ф. о. являлось устройство концертов (первоначально силами любителей). М. ф. о. давало ежегодно 10 симф. концертов (собраний). Они проходили в Большом зале Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов). Первым дирижёром этих концертов и директором об-ва был Шостаковский (до 1898), его сменили В. Кес (1898-1900), А. И. Зилоти (1901-02). Концертами дирижировали также С. В. Рахманинов, А. Никиш, В. Менгельберг, Ф. Вейнгартнер и др. С 1901 М. ф. о. устраивало камерные собрания (с 1906 с участием собств. струн. квартета). Существовало до 1918. Деятельность его сыграла значит. роль в развитии муз. жизни дореволюц. Москвы. При М. ф. о. функционировало Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества.

И. М. Ямпольский.

Мосолов А. В.

Александр Васильевич (29 VII (11 VIII) 1900, Киев - 12 VII 1973, Москва) - сов. композитор. В 1925 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского; одноврем. занимался по фп. у Г. П. Прокофьева. В 1917-21 находился в рядах Красной Армии. В 1927-29 муз. редактор Центр. радио. В 20-х гг. написал ряд произв., связанных с урбанистич. и конструктивистскими течениями (музыка на тексты газетных объявлений, 1926; симф. эпизод "Завод", 1926). Принимал активное участие в фольклорных экспедициях, записал нар. песни в Кирг. ССР, Туркм. ССР, Башкирии, Сев. Осетии, Кабардино-Балкарии, Краснодарском и Ставропольском краях (30-40-е гг.). Широко использовал в своих произв. фольклорные материалы.

Сочинения: оперы - Герой (камерная опера, 1928, Франкфурт-на-Майне), Плотина (1929), Маскарад (по М. Ю. Лермонтову, 1940), Сигнал (1941); для солистов, хора и орк. - оратории М. И. Калинин (1940), Слава Советской Армии (1947), Слава Москве (1967), Народная оратория о Г. И. Котовском (1970), кантата Здравствуй, новый урожай (1960); для орк. - 5 симфоний (1928-65), симфония-поэма Украина (1943), сюиты Туркменская, Узбекская (1936), Кабардинская, Песнь о Нартах, Праздничная (1955), Русская увертюра (1956); концерты для инструментов с орк. - 2 для фп. (1927; на кирг. темы, 1932), для арфы (1939), для влч. (1946); для орк. нар. инструментов - сюиты Кубанская (1950), Кубанские напевы (1951), Партизанская (1952); для кубанского казачьего ансамбля - сюита Родные края (1953); для адыг. нац. ансамбля - Адыгейская сюита (1952); камерно-инстр. ансамбли - соната для влч. и фп. (1927), 2 струн. квартета (1928, 1942); для фп. - сонаты (1923, 1924, 1925, 1926); для голоса с фп. - романсы (в т. ч. циклы), песни, обр. нар. песен.

M. М. Яковлев.

Мострас К. Г.

Константин Георгиевич (4 (16) IV 1886, с. Арженка, ныне Тамбовской обл. - 6 IX 1965, Москва) - сов. скрипач, педагог и методист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). Доктор искусствоведения (1940). Игре на скрипке обучался у Ф. Стаджи, а также Б. О. Сибора, по классу к-рого окончил в 1914 Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. Выступал в качестве ансамблиста. В 1918-19 участник Квартета имени В. И. Ленина - одного из первых сов. квартетов. В 1922-32 чл. художеств. совета и один из рук. Персимфанса - симф. оркестра без дирижёра. В 1922-41 и 1943-65 преподавал игру на скрипке и вёл курс методики в Моск. консерватории (с 1927 профессор, в 1936-65 зав. кафедрой). Среди его учеников: М. С. Козолупова, Б. Е. Кузнецов, М. Н. Тэриан, М. Л. Яшвили. М. - крупный методист, внёсший значит. вклад в развитие сов. методич. мысли. Автор произв. для скрипки, в т. ч. "8 этюдов", "Татарской сюиты" и др. Ему принадлежит много транскрипций и обр. для скрипки и фп. (в т. ч. "Педагогический репертуар для скрипки и фортепиано", тетр. 1-9, совм. с И. М. Ямпольским, М.-Л., 1937-48), редакций (в т. ч. Концерта для скрипки с оркестром П. И. Чайковского, 1947, совм. с Д. Ф. Ойстрахом, Сонаты и партит для скрипки соло И. С. Баха, 1963) и др.

Сочинения: Интонация на скрипке, М.-Л., 1947, 1962; Ритмическая дисциплина скрипача, М.-Л., 1951; Динамика в скрипичном искусстве, М., 1956; Система домашних занятий скрипача, М., 1956; Методические комментарии к "24 каприсам" для скрипки соло Н. Паганини, М., 1959.

И. М. Ямпольский.

Мота В.

Виана да Мота (Viana da Motta, Mota) Жозе (22 IV 1868, остров Сан-Томе, Гвинейский зал., Зап. Африка - 31 V 1948, Лисабон) - португ. пианист и композитор. Концертировал с детских лет. Учился в Лисабонской консерватории, в 1882-85 в Консерватории Шарвенки у К. и Л. Шарвенков в Берлине, где жил (с перерывами) до 1915. Совершенствовался у Ф. Листа в Веймаре (1885), К. Шефера в Берлине (1886) и X. Бюлова во Франкфурте-на-Майне (1887). Гастролировал во мн. странах, в т. ч. в России (1888). Выступал и как ансамблист (с Э. Изаи, П. Сарасате, М. Зембрих-Коханьской, Й. Иоахимом). В 1915-17 вёл класс мастерства в Женевской консерватории, в 1919-38 был директором Нац. консерватории в Лисабоне. Основатель португ. фп. школы, М. получил известность как педагог, продолжатель традиций Листа. Игра М. отличалась высокой исполнительской культурой, строгостью, точностью воспроизведения авторского текста, технич. совершенством. Наиболее значительны интерпретации соч. И. С. Баха и Л. Бетховена. М. - автор симфонии "Родина" ("A Pбtria", 1895; он ввёл в португ. музыку жанр симфонии), хора с оркестром "Лузиады" (по Л. Камоэнсу), 2 струн. квартетов, "Португальских сцен" и 5 "Португальских рапсодий" для фп., ряда песен. Ему принадлежат транскрипции фп. соч. Ш. А. В. Алькана и др., а также редакции фп. произв. Листа и сонат Л. Бетховена. Публиковал статьи в нем., франц. и португ. муз. прессе. С 1957 в Лисабоне проводятся Междунар. конкурсы пианистов имени М. (1-ю пр. на 1-м конкурсе получил сов. пианист Н. Штаркман).

Литературные сочинения: Nachtrag zu den Studien bei Hans von Bьlow von Th. Pfeiffer, В.-Lpz., 1896; Zur Einfьhrung in Richard Wagners Bьhnenweihfestspiel "Parsifal", Bayreuth, 1897; Einige Beobachtungen ьber Fr. Liszt, Mьnch., 1898; Mъsica e mъsicos alemгes, Bd 1-2, Coimbra, 1941, 1947.

Литература: Аrrоiо A., Josй Viana da Motta, Lissabon, 1896; Lopes Graзa F., Viana da Motta, (Lisbхa, 1949).

В. Ю. Дельсон.

Мотет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница