Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 8, "МЕЛ"-"МЕТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 8, "МЕЛ"-"МЕТ")

Мельяк А.

Meйяк (Meilhac) Анри (21 II 1831, Париж - 6 VII 1897, там же) - франц. драматург и либреттист. Чл. Франц. академии (1888). Образование получил в лицее Луи ле гран. Творч. деятельность начал как писатель-юморист и художник, сотрудничая в парижских периодич. изданиях "Journal pour rire", "Vie parisienne". В 1856 написал первое сценич. произв. (комедия "Сарабанда кардинала"), в 1861 - оперное либретто "Королевское кафе" (музыка Л. П. Деффеса, "Т-р лирик", Париж). С 1860 началось содружество М. с Л. Галеви, продолжавшееся до 1880. Вместе с Галеви М. написал либретто мн. оперетт Ж. Оффенбаха: "Прекрасная Елена" (1864, т-р "Варьете"), "Синяя Борода" (1866, там же), "Парижская жизнь" (т-р "Пале-Рояль", 1866), "Герцогиня Герольштейнская" (1867, т-р "Варьете"), "Замок Тото" (1868, т-р "Пале-Рояль"), "Перикола" (1868, т-р "Варьете") и др. Комедии и водевили М. и Галеви "Атташе посольства" (1862, т-р "Водевиль") положены в основу либретто "Весёлой вдовы" Легара, "Сочельник" - в основу оперетты "Летучая мышь" Й. Штрауса. Либретто М. и Галеви, так же, как и их комедии, отличаются непринуждённостью и живостью действия, чёткими сюжетными ситуациями, остроумием диалога, сатирич. остротой комедийных образов.

Особое место в творчестве М. занимают либретто опер "Кармен" (1875, по новелле П. Мериме, совм. с Галеви, т-р "Опера комик") и "Манон" (по роману А. Прево, совм. с Ф. Жилем, 1884, т-р "Опера комик").

Сочинения: Эликсир Корнелиуса (L'йlixir de Cornelius, совм. с К. Делавинем, муз. Э. Дюрана, 1868, т-р "Фантези"), Вер-вер (Vert-Vert, совм. с Ш. Л. Э. Нюитте, музыка Ж. Оффенбаха, 1869, т-р "Опера комик"), Маленький герцог (Le petit duc, совм. с Галеви, музыка Ш. Лекока, 1878, т-р "Ренессанс"), Рип Ван Винкль (совм. с Жилем, музыка Р. Планкета, 1884, т-р "Фоли драматик"), Мадемуазель Нитуш (совм. с А. Мийо, музыка Ф. Эрве, 1883, т-р "Варьете"), Кассия (совм. с Жилем, музыка Л. Делиба, 1893, т-р "Опера комик"), Панург (совм. с Сен-Альбеном, музыка Планкета, 1895, т-р "Гете") и др.

Литература: Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937; Вrissоn A., Portraits intimes, P., 1894.

С. M. Грищенко.

Мембранофоны

Мембранофоны (от лат. membrana - кожица, перепонка и греч. ponn - звук) - музыкальные инструменты, источником звука которых является мембрана - кожа или пузырь животных, синтетическая плёнка и т.д. К М. относятся все виды литавр, барабанов, бубнов, мирлитонов. Звук извлекается преимущественно путём удара по мембране пальцами, ладонью, кулаком или палочками (колотушками) с твёрдыми или мягкими наконечниками. Существует также фрикционный способ игры (вибрация мембраны вызывается трением пальцев по мембране или по закреплённому в ней пучку конского волоса), как, напр., на румыно-молд. бухае, и вибрационно-звуковой, применяемый на инд. ниасатаранге, укр. очертыне, обыкновенном гребешке с бумажной лентой и т.п. инструментах. Осн. функция М. - муз.-ритмическая и сигнальная. М. бывают самых разнообразных форм и конструкций - от простейших инструментов до таких совершенных, как, напр., индийские мриданга или табла с их многослойными мембранами, позволяющими извлекать звуки разной высоты. У мн. народов (в т.ч. индийцев, узбеков, таджиков и др.) игра на М. достигает виртуозности. В европ. профессиональной муз. практике обычно употребляются литавры (имеющие точную настройку звуков по высоте), большой и малый барабаны и бубен.

К. А. Вертков.

Менгельберг Й.

Менгельберг Й. (Mengelberg) Виллем Йозеф (28 III 1871, Утрехт - 22 III 1951, Цуорт, Швейцария) - нидерл. дирижёр. По национальности немец. Учился в муз. школе в Утрехте у Р. Холя и М. В. Петри, с 1888 - в Кёльнской консерватории; изучал композицию у И. Зейса и Г. Йенсена, дирижирование - у Ф. Вюльнера. В 1891-95 гл. дирижёр хор. общества и гор. музик-директор в Люцерне. В 1895-1945 (с перерывами) гл. дирижёр амстердамского оркестра "Консертгебау", к-рый под рук. М. приобрёл мировую славу. В 1908-20 рук. "Музеумсконцерте" во Франкфурте-на-Майне. С нач. 20 в. гастролировал в странах Европы (с 1900-х гг. - в России, в 1911-14 - в Великобритании с Лондонским филармонич. оркестром). В 1922-1930 (с перерывами) гл. дирижёр Нью-Йоркского нац. филармонич. оркестра. С 1928 доктор музыки Колумбийского ун-та, с 1934 проф. музыки Утрехтского ун-та. В период фашистской оккупации Нидерландов М. открыто высказывал свои симпатии нацистам и их доктринам. После освобождения страны под давлением обществ. мнения подвергся бойкоту и был вынужден покинуть родину. Последние 6 лет жизни М. провёл в Швейцарии. М. - яркий представитель романтич. традиций в дирижировании. Его исп. отличалось высоким эмоциональным накалом, но отражало исключительно субъективное понимание и интерпретацию исполнявшихся произв., что иногда приводило к парадоксальной фразировке. Вместе с тем его выдающийся талант и страстность производили большое впечатление и на выступавших под его управлением исполнителей, и на слушателей. Пропагандировал творчество Г. Малера; в 1920 (к 60-летию со дня рождения композитора) провёл в Амстердаме Малеровский фестиваль. Был выдающимся исполнителем "Страстей по Матфею" И. С. Баха, а также музыки Р. Штрауса, к-рый посвятил ему свою симф. поэму "Жизнь героя". Дирижировал также соч. М. Регера, К. Дебюсси, П. И. Чайковского.

Литература: Nolthenius H., Willem Mengelberg, Baarn, 1920; Mengelberg С. R., в кн.: Das Mahler-Fest in Amsterdam, W. -Lpz., 1920; Воer A. van den, De psychologische beteekenis van Willem Mengelberg als Dirigent, Amst., 1925; Sоllitt E. R., Mengelberg spreekt, Haag, 1935.

Г. Я. Юдин.

Мендель Г.

Мендель Г. (Mendel) Герман (6 VIII 1834, Галле - 20 X 1876, Берлин) - нем. муз. писатель и лексикограф. Муз. образование получил в Галле и Лейпциге, где занимался у И. Мошелеса и Ф. Мендельсона. С 1853 работал в муз. фирме Г. Шлезингера, затем в издательстве у Боте и Бок в Берлине. В 1862 основал собственную муз.-изд. фирму (существовавшую до 1868), журн. "Немецкая музыкальная газета" ("Deutsche Musikerzeitung"), к-рый сам редактировал. Сотрудничал в периодич. печати. Автор монографич. работ о Дж. Мейербере и О. Николаи. Большое значение имели лексикография, работы М. "Немецкий словарь песен" и особенно "Универсальный музыкальный словарь", являющийся одним из лучших муз.-энциклопедич. изданий 19 в. М. успел довести словарь до 7-го тома (буквы "М"), после его смерти словарь завершил А. Рейсман.

Сочинения: О. Nicolai, В., 1866, 1868; G. Meyerbeer, eine Biographie, В., 1868; G. Meyerbeer, sein Leben und seine Werke, В., 1869; Deutsches Lieder-Lexikon, В., 1870, 1885 (под загл. Deutsches Taschen-Liederbuch, 1897, 1903); Musikalischen Conversations-Lexikon, Bd 1-11, В., 1870-79, Supplementband, 1883, B.-Lpz., 1885-91.

И. М. Ямпольский.

Мендельсон А.

Мендельсон А. (Mendelsohn) Альфред (4 II 1910, Бухарест - 9 V 1966, там же) - рум. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в СРР (1951). Муз. образование получил в Академии музыки и изобразит, иск-в в Вене (1927-31). В 1931-32 учился в Бухарестской консерватории по классу композиции у М. Жоры. С 1949 профессор этой консерватории. В 1946-54 был дирижёром Рум. т-ра оперы и балета.

Сочинения: оперы - Мастер Маноле (1949), Микеландокело (1964, Оперный т-р в Тимишоаре); балеты - Белый арап (Наrар Alb, 1949, Рум. т-р оперы и балета), Кэлин (по М. Эминеску, 1956, там же); оперетта - Антон Панн (1963, Бухарестский т-р оперетты); оратории и кантаты, в т.ч. 1907 (1956), Голос Ленина (Glasul lui Lenin, 1957), Великому Октябрю (Pentru Marele Octombrie, по В. В. Маяковскому, 1960); для орк. - 9 симфоний (1944-64), симф. поэмы, в т.ч. Обвал Дофтаны (Prвbusirea Doftanei, 1949; Гос. пр. СРР, 1952), Цветы Никосу Белоянису (Flori pentru Nikos Beloiannis, 1953; Гос. пр. СРР, 1954); 3 концерта для скр. с орк. (1953, 1957, 1963), концерт для органа с камерным орк. (1960); 10 струн. квартетов и др. камерные произв., в т.ч. фп. квинтет (1953; Гос. пр. СРР, 1954); хоры, музыка для драм. т-ра и кино.

Литературные сочинения: Melodia si arta оnvesmоntarii ei, Buc., 1963 (совм. с Т. Моисеску).

Р. Э. Лейтес.

Мендельсон Я. Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мендоса В. Т.

Мендоса В. Т. (Mendoza) Висенте Торибио (271 1894, Чолула - 27 X 1964, Мехико) - мекс. музыковед, фольклорист и композитор. Занимался у X. Каррильо, муз. теорию и композицию изучал в Нац. консерватории в Мехико (1930-34). В 1936-64 работал в Ин-те эстетики при Мекс. нац. автономном ун-те. Был пред. Мекс. фольклорного об-ва, пропагандировал нар. музыку. Известны его обработки нар. песен и танцев. Создал также ряд хор. и инстр. произв., отличающихся ярким нац. колоритом, среди них - "Мексиканское корридо" ("Corrido mexicano"), "Индейская сюита" ("Suite indigena"). Его труды, в т.ч. "Музыка индейцев отоми" (1951), "Мексиканские песни. Опыт классификации и антология" (1961),- ценный вклад в мекс. музыковедение и фольклористику.

Сочинения: El romance espaсol у el corrido mexicano, Mйx.,1939; Mъsica indнgena otomн..., Mendoza, 1951, нов. изд. Мйх., 1963; El corrido mexicano, Mйx., (1954); Panorama de la mъsica tradicional de Mexico, Mйx., 1956, то же, Mйx., 1959; El corrido de la revoluciуn mexicana, Mйx., 1956; Glosas y dйcimas de Mйxico, (Mйx., 1957); La canciуn mexicana. Ensayo de clasificaciуn y antologнa, Mйx., 1961.

Мендыгалиев Н. М.

Нагим Мендыгалиевич (p. 24 V 1921, пoc. Новая Казанка Джангалинского р-на Уральской обл.) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1979). В 1952 окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу фп. у E. Ф. Гировского, в 1959 - по классу композиции у Е. Г. Брусиловского. С 1945 преподаёт игру на фп. в Алма-Атинском муз. уч-ще, с 1947 - в Пед. ин-те, с 1948 - в Алма-Атинской консерватории (с 1979 зав. кафедрой общего фп., с 1981 профессор). Среди соч. М. - кантата "Степной комиссар" (cл. X. Бекхожина, 1970), симф. поэмы "Степь" (1965), "Толкын" ("Волна", 1972), "Казахстанская целина" (1980), 4 концерта для фп. с оркестром (1959-79); "Поэма-легенда о домбре" для фп. (1965), ряд камерно-инстр. произв., св. 300 романсов и песен, музыка к спектаклям драм. т-ров.

Менестрель

Менестрель (франц. menestrel, от позднелат. ministerialis - состоящий на службе; англ. - minstrel) - первоначально в ср.-век. Франции, Англии и др. странах лица, служившие у феодала или знатного сеньора и исполнявшие при нём какую-либо спец. обязанность (ministerium). M. - странствующий проф. музыкант-инструменталист и певец, находящийся в услужении у трубадура. В его обязанности входило исполнение песен своего патрона или сопровождение пения трубадура на струнном смычковом инструменте виеле. М. являлись носителями нар. муз. иск-ва, оказывали влияние на творчество трубадуров, придавали их произв. черты нар. песенности. Название "М." часто распространялось на придворных и странствующих трубадуров. С 13 в. термин "М." постепенно становится синонимом термина "трубадур", а затем - "жонглёр". В 13 в. уже существовали школы М., функционировавшие во время установленного церковью поста, когда выступления М. запрещались. Для защиты своих прав городские М. объединялись в "братства", подобно цеховым корпорациям ремесленников. В 1321 такое "братство", т.н. менестрандия, получило известность в Париже. Для того чтобы стать членом "братства", необходимо было выдержать специальный экзамен (принимались и женщины). В 1381 в Стаффордшире (Англия) сложилась корпорация М. под названием "Двор менестрелей", возглавлявшаяся "королём" М. С 14 в. М. называли и "оседлых" и бродячих музыкантов, выступавших в сельских местностях, на ярмарках. С кон. 14 в. М. - проф. музыканты, сочиняющие музыку для танцев и сопровождающие их игрой на инструменте. В 1407 М. получили патент от короля Карла VI, упрочивший их положение до кон. 18 в. Термин "М." был возрождён в 19 в. поэтами романтич. школы. В. Скотт издал собр. нар. баллад "Менестрели шотландских окраин" ("Minstrelsy of the scottish border", 1802-03), написал поэму "Песнь последнего менестреля" ("Lay of the last minstrel", 1805).

Литература: Freymond E., Jongleurs und Menestrels, Halle, 1883 (Diss.); Duncan W. E., The story of minsterlsy, L., 1907; Сhaytоr H. J., The troubadours in England, Cabm., 1923.

И. М. Ямпольский.

Мензура

Мензура (от лат. mensura - мера; итал. misura, франц. mesure, англ. measure, нем. Mensur).

1) Важнейшее понятие мензуральной нотации, определённый вид ритмич. деления длительностей. В мензуральной музыке применялось два осн. вида М. - perfecte M. (лат., букв. "совершенная" М., деление на три доли) и imperfecte M. (лат., букв. "несовершенная" М., членение на две доли). В последующее время понятие "М." стало равнозначным понятию такт. В совр. итал., франц., англ. языках термину "такт" соответствуют те же термины, что и М. (в англ. яз. для обозначения такта применяют и термин bar).

2) Расчётные данные для определения размерных величин источника звука в муз. инструментах. К осн. параметрам М. в струн. инструментах относятся диаметр, длина и натяжение струн; в духовых - сечение, диаметр и длина воздушного канала; в язычковых - профиль, ширина и длина язычка. В струн. смычковых и щипковых муз. инструментах М. наз. обычно длину рабочей части струны (между осями верхнего порожка и подставки), а в струнных ударных и клавишно-ударных - кроме того, и линию удара молоточков (место возбуждения струны). В дух. инструментах М. наз. отношение среднего диапазона канала к его длине (отсюда широкая, средняя и узкая М.).

К М. относятся также расчёты расположения струн по ширине корпуса пианино или рояля или по ширине грифа, размещение боковых отверстий в стенках духовых инструментов и разбивка ладов в струнных инструментах.

Мензуральная нотация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Меннин

Меннин (Meimin, наст. фам. Меннини) - американские музыканты, композиторы и педагоги, братья.

Луи М. (р. 18 XI 1920, Эри, Пенсильвания). Получил муз. образование у X. Хенсона и Б. Роджерса в Истменской школе музыки (Рочестер), где преподаёт с 1949. Автор 2 камерных опер - "Источник" ("The Well", 1951) и "Канат" ("The rоре", по Ю. О'Нилу, 1955), балета, соч. для оркестра, в т.ч. Andante e Allegro energico (1948), Ариозо для струнных (1948), канцоны для камерного оркестра (1949), соч. для хора, инстр. пьес.

Питер М. (р. 17 V 1923, Эри, Пенсильвания). Учился у Хенсона и Роджерса в Истменской школе музыки, у С. А. Кусевицкого в Беркширском муз. центре. В 1947-58 преподавал в Джульярдской муз. школе (с 1963 - её рук.), с 1958 директор консерватории Пибоди в Балтиморе. М. - один из рук. многих ведущих амер. муз. организаций, в т.ч. Форума композиторов и Муз. фонда Кусевицкого, Нац. муз. совета (его пред. с 1968). Музыка М. - в стиле неоклассицизма, для его соч. характерны структурная чёткость и интенсивное динамич. развитие. Награждён 2 пр. Гуггенхейма. Был гостем 5-го съезда композиторов СССР в 1974.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантаты: Рождественский рассказ (The Christmas story, со струн. орк., медными литаврами, 1949), Кантата достоинства (Cantata di Virtute, с чтецом, смешанным и детским хорами, 1969); для орк. - 8 симфоний (1942, 1944, 1946; 4-я, 1949 - цикл, с хором; 1950; 6-я симфония, 1953, исполнялась в Москве в 1959; 1963, симфония-вариации; 1974), Народная увертюра (Folk overture, 1946), Кончертато Моби Дик (Concertato Moby Dick, 1952), Canto (1963), Пёстрый флейтист из Хамельна (Ried piper of Hamelin, no P. Браунингу, с чтецом, 1969), Симфонические движения (Symphonic Movements, 1970); для камерного орк. - симфония (1947), фантазия для струнных (1948), концертино для флейты, струнных и ударных (1945); соч. для дух. орк.; для инструмента с орк. - концерты: для скр. (1950), фп. (1958), влч. (1961); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета, конц. соната для скр. и фп. (1956), пьесы для скр. с фп.; для фп. - соната (1967); хоры; песни.

Дж. К. Михайлов.

Менотти Д. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Менса А. А.

Менса А. А. (Mensah) Атта Аннан (р. 12 XII 1925) - ганский композитор. Учился в колледже Ачимоты (1949-51), Тринити-колледже в Лондоне (1952-56), Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе (1962-63). В 1948-52 преподавал в школах и колледжах Ачимоты и Кумаси, в 1956-61 возглавлял муз. отдел Радио Ганы, в 1963-68 руководил муз. отделом Ин-та афр. исследований Ганского ун-та в Легоне, в 1968-71 работал в Центре афр. исследований ун-та Замбии, в 1971-74 возглавлял отдел Музыки, танца и драмы ун-та Макерере в Кампале (Уганда), с 1974 профессор ун-та в Кейп-Косте.

Автор произв. для фп., в т.ч. "Отзвуки сражения" (Abono Mframa), "Divine Presence", 2 фантазий для скрипки (или флейты) и фп., соч. для голоса и фп., хоров. Среди теоретич. трудов М. - кн. "Народные песни Ганы" ("Folk Songs of Ghana", 1971), ряд статей, посв. проблемам афр. музыки.

Дж. К. Михайлов.

Ментер

Ментер (Menter) - нем. музыканты, отец и дочь. Йозеф M. (23 I 1808, Дёйтенкофен, бл. г. Ландсхут, Бавария - 18 IV 1856, Мюнхен) - виолончелист. Ученик Ф. Моральта (Мюнхен). С 1829 работал в придв. капелле в Хехингене, с 1833 - в придв. оркестре в Мюнхене. Блестящий виртуоз, концертировал во мн. европ. странах. Софи (Софья Осиповна) М. (29 VII 1846, Мюнхен - 23 II 1918, там же) - пианистка, композитор и педагог. Училась в Мюнхене у Ю. Леонарда и Ф. Листа. В детстве проявила себя как талантливая пианистка, в 15-летнем возрасте совершила первое артистич. турне. В 1867 дебютировала в концертах Гевандхауза в Лейпциге. Совершенствовалась у К. Таузига, с 1869- у Ф. Листа в Веймаре. В 1883 - 1887 профессор Петербургской консерватории (среди её учеников В. Л. Сапельников). П. И. Чайковский высоко ценил дарование М., он посвятил ей партитуру "Концертной фантазии" для фп. с орк. ор. 56 (1884). В последующие годы М. жила в Тироле, периодически совершала концертные поездки по др. странам. М. наряду с А. Н. Есиповой и М. Т. Карреньо была крупнейшей пианисткой второй половины 19 в. Её игра захватывала эмоциональным порывом, масштабностью исполнения и одновром. изяществом и тонкостью художеств. передачи. Автор пьес для фп., в т.ч. "Венгерской рапсодии" ("Цыганские напевы") (переложена для фп. с оркестром Чайковским, исп. М. и оркестром под упр. Чайковского в 1893 в Одессе).

И. М. Ямпольский.

Менухин И.

Менухин И. (Menuhin) Иегуди (р. 22 IV 1916, Нью-Йорк) - амер. скрипач и муз.-обществ. деятель. Учился игре на скрипке с 4-летнего возраста у З. Анкера, затем у Л. Персингера в Сан-Франциско. Выступает с 7 лет с крупнейшими оркестрами. Совершенствовался в Швейцарии у Ад. Буша, в Румынии и Франции у Дж. Энеску, к-рого считает своим учителем в искусстве интерпретации. Выступлением в 1927 в Париже началась его выдающаяся артистич. карьера. М. - один из крупнейших совр. скрипачей. Высокий дар интерпретации, глубина и проникновенность исп. сочетаются у него с необычайной певучестью игры, блестящим виртуозным мастерством. В репертуаре М., кроме произв. классич. и романтич. музыки, - соч. совр. композиторов У. Уолтона, Дж. Энеску, Э. Блоха и др. М. поcв. ряд скр. соч., в т.ч. соната для скрипки соло Б. Бартока. Изучает классич. инд. музыку; в 1960 выступал в ансамбле с инд. исполнителем на гитаре Р. Шанкаром. Выступает как дирижёр. Организовал муз. фестивали в Гштаде (Швейцария, 1957) и Бате (Англия, рук. 1958-68). В 1964 основал в г. Сток-д'Абернон (Англия) спец. муз. школу для одарённых детей (под влиянием методов воспитания муз. одарённых детей в СССР). М. президент Междунар. муз. совета при ЮНЕСКО (1971-75). Гастролировал во многих странах мира (в СССР впервые в 1945). Сестра М. пианистка Xефциба М. (р. 20 V 1920, Сан-Франциско) выступает в ансамбле с ним.

Литературные сочинения: Kunst und Wissenschaft als verwandte Begriffe, Fr./M., 1960; Theme and Variations, L.-N. Y., 1972 (сб. ст. и выступлений).

Литература: Magidoff R., Yehudi Menuhin. The story of the man and the musician, N. Y., 1955. Gavotу В., Yehudi Menuhin et Georges Enescu, Gen., 1955; Jосelyn E. F., Music festivals with Yehudi Menuhin: a series of letters 1958-59, L., (I960); Wymer N., Yehudi Menuhin, L., (1961); Sрiengel O., Y. Menuhin, В., 1964; Fenby E., Menuhin's house of music, L., 1969.

И. M. Ямпольский.

Менуэт

Менуэт (франц. menuet, от menu - маленький, мелкий; menu pas - маленький шаг) - старинный франц. нар. танец. Произошёл от нар. хороводного танца провинции Пуату. Ок. 1650 при Людовике XIV стал придворным танцем, к-рый исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно превратился в "танец королей" и стал "королём танцев". Из Франции распространился во все страны Европы, в т.ч. в Россию, где его танцевали на ассамблеях Петра I. Музыку М. сочиняли мн. композиторы (первый из них - Ж. Б. Люлли, 1653), они вводили М. в оперы, балеты (Люлли), в сюиты (Муффат, Пахельбель, Фишер). Как самостоятельная инстр. форма М. первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повто-рениями каждой части (Люлли, Рамо, Куперен, Гендель). В процессе усложнения формы возникли и 3- астные М. (в сюитах Баха, Генделя). В практику вошли также парные М., из к-рых 1-й контрастировал 2-му (обычно трёхголосному; отсюда название трио); после 2-го повторялся 1-й. Такой М. вошёл в сонатно-симфонич. цикл, как его предпоследняя часть (в симфониях Мангеймской школы). В симфонич. циклах - в кассациях, дивертисментах, серенадах, а ещё раньше в оперных симфониях Скарлатти и увертюрах к ораториям Генделя ("Самсон"), М. служил заключит. частью. У Гайдна обрёл юмористич. окраску, сближаясь по характеру с нар. танцем. В симфониях Бетховена (кроме 1-й и 8-й) место М. занимает скерцо. М. вводился композиторами-классиками и в произв. камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). При этом часто приобретал более лирич. характер, иногда заменяя медленную часть (Моцарт, Бетховен). В нек-рых фп. сонатах Гайдна заключит. части построены как М. (в темпе и характере М.).

Менуэт

У Бетховена есть сонаты с первой или заключит. частью Tempo di minuetto. К кон. 19 и 20 вв. М. как инстр. форма используется редко, встречается в "Арлезианке" Бизе, в "Бергамасской сюите" для фп. Дебюсси, у Равеля в "Менуэте на имя Гайдна" и "Античном менуэте"; у Б. Бартока, А. Шёнберга и др.

У рус. композиторов отдельные образцы М. - у Чайковского в сюите "Моцартиана", а также в фп. пьесах ор. 51; в романсе Танеева "Менуэт"; среди произв. сов. композиторов - у Прокофьева в фп. цикле ор. 32, балете "Ромео и Джульетта" (танец Джульетты с Парисом).

Литература: Reсоur L. G., Feuillеt R. A., Recueil de danses, P., 1704; Rameau P., Le Maоtre а danser, P., 1725; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933.

С. П. Панкратов.

Менцинский М. Е.

Модест Емельянович (28 IV 1876, с. Новосёлки, ныне Польша - 11 XII 1935, Стокгольм) - укр. певец (драм. тенор). Пению учился во Львове у В.Высоцкого; совершенствовался у Ю. Штокхаузена во Франкфурте-на-Майне, где в 1900 дебютировал на оперной сцене. Выступал в Стокгольме, Берлине, Вене, Мюнхене, Байрёйте, Лондоне, часто во Львове. В 1910-26 солист оперного т-ра в Кёльне (Германия), с 1926 в Стокгольме. С особым успехом М. исполнял партии вагнеровского репертуара, в т.ч. Лоэнгрин; Зигфрид ("Зигфрид"), Тангейзер, Парсифаль; Риенци ("Риенци"), Тристан; др. партии: Радамес, Отелло, Канио; Елеазар ("Дочь кардинала" Галеви), Ирод ("Саломея") и мн. др. Выступал как камерный певец, популяризируя произв. укр. композиторов - Н. В. Лысенко, Д. В. Сичинского, С. Ф. Людкевича и др.

Литература: Людкевич С., Модест Менцiнський i украпнська народна пiсня, в кн.: Терем, (кн.) 1, Львiв-Кипв, 1919; Музичнi сiльвети. Модест Менцiнський, "Музика", 1927, No 3, с. 29-33; Деркач I. С., Модест Менцинський. Геропчний тенор. Нарис, (JIьвiв, 1969); Колеса М. Ф., Спогади про видатного спiвака, "Музика", 1975, No 6.

Л. С. Кауфман.

Меньшикова А. Г.

Меньшикова А. Г. (по мужу Меньшова) Александра Григорьевна (1846 (1840?), Украина - 12(25) X 1902, Петербург) - рус. певица (сопрано). Пению обучалась у Ф. Риччи в Петербурге, затем у П. Вартеля в Париже. С 1867 пела в Большом, в 1869-80 Мариинском т-рах (в 1875-76 выступала в собственной оперной антрепризе в Одессе, Харькове, Киеве). Была первой исполнительницей партии Марьи Власьевны в "Воеводе" Чайковского (1869, Большой т-р). Среди партий: Наташа, Антонида, Людмила, Галька; Леонора ("Трубадур"), Донна Анна ("Дон Жуан"). В 1874 гастролировала в Италии, Швейцарии. Участвовала в первом представлении оперы "Иван Сусанин" в Италии (1874, Милан, т-р "Даль Верме"; Антонида). В 1880-90 артистка частных рус. оперных трупп (Москва, Петербург, Рига, Ярославль, Томск и др.). По отзывам Ц. А. Кюи и Н. Д. Кашкина М., обладала голосом исключительной силы и красоты тембра, широкого диапазона. С 1890 занималась педагогич. деятельностью.

Литература: Кругликов С., Памяти А. Г. Меньшиковой, "Новости дня", 1902, 15 (28) окт.; Чайковский П., "Иван Сусанин" на Миланской сцене, в его сб.: Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 374-79; Кашкин Н., Воспоминания о П. И. Чайковском, "Русское обозрение", 1895, т. 31, янв.,с. 99-101; Баженов A., Соч. и переводы, т. 1, М., 1869, с. 709-710.

Мепурнов Г. Х.

Георгий Христофорович (1900, г. Грозный - 1957) - сов. композитор и муз.-обществ. деятель. В 1930-35 учился в Моск. консерватории по классу композиции у Р. М. Глиэра. Организатор и рук. первого оркестра чеч. и ингуш. нар. инструментов (1936; с 1939 - Чеч.-Ингуш. ансамбль песни и пляски; ныне Гос. Чеч.-Ингуш. ансамбль танца "Вайнах"), муз. уч-ща в г. Грозный (1936). М. - основоположник нац. проф. музыки в Чечено-Ингушетии, автор первых нац. произв. (орк. и камерные жанры). Для творчества М. характерна прочная связь с нац. фольклором.

Сочинения: для орк. - Героическая поэма Чечни (памяти Асланбека Шерипова, вариант для фп., изд. 1934), фантазия на чеч.-ингуш. темы; Чеченская мелодия для струн. орк.; Чеченское попурри для духового орк.; для фп. - Горские эскизы (8 пьес), Поэма к 10-летию автономной Чечни, Коллективный горский танец; Восточная поэма для влч. и фп.; Песни Чечено-Ингушетии для хора a cappella; музыка к спектаклю "Алхан-кала" ("Красная крепость"); обр. нар. песен.

Литература: Беляев В., Г. Мепурнов - первый горский композитор, "СМ", 1934, No 7; Данилевич Л., Народные песни в записях и обработках, "СМ", 1937, No 4; Rечменский Н., Музыкальная культура Чечено-Ингушской АССР, М., 1965, с. 30-31, 37-38, 40, 42, 45.

Мержанов В. К.

Виктор Карпович (р. 15 VIII 1919, Тамбов) - сов. пианист и педагог. Засл. деятель иск-в РСФСР (1966). Учился у С. Е. Фейнберга (фп.) и А. Ф. Гедике (орган) в Моск. консерватории, к-рую окончил в 1941; там же прошёл курс аспирантуры под рук. Фейнберга (1947). С 1946 преподаёт в Моск. консерватории (с 1964 проф.), с 1973 преподаёт в Варшавской консерватории. Ученики: В. В. Бунин, Ю. С. Слесарев, М. Ю. Оленев, Г. И. Миесерова, С. Ю. Юшкевич, Ф. Фернандес, А. Шиллер. С 1946 солист Моск. филармонии. С 1950 выступает в ансамбле со скрипачом А. К. Габриэляном и квартетом им. Комитаса. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1945, 1-я пр.), Междунар. конкурса пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1949, 10-я пр.). Гастролирует в СССР и за рубежом.

И. М. Ямпольский.

Мержвинский В.

Мержвинский В. - правильнее Межвиньский (Mierzwinski) Владислав (1850, Варшава - 1909, Париж) - польский певец (тенор) и педагог. Как певец начал выступать в 1870-х гг. Обладая красивым по тембру, сильным голосом (особенно в верхнем регистре), яркой сценич. внешностью, актёрским дарованием, М. пользовался в 80-90-е гг. славой одного из выдающихся певцов мира (критика наз. его "королём теноров"). Гастролировал за границей, выступая на сценах крупнейших оперных т-ров (в т.ч. "Ла Скала", Милан). Лучшая партия М. - Вильгельм Телль ("Вильгельм Телль" Россини). Был известен также как автор и исполнитель популярных в то время романсов. В конце 90-х гг., потеряв (в результате болезни горла) голос, оставил сцену. Последние годы жизни преподавал пение в Париже.

М. А. Зильберквит.

Мериканто A.

Мериканто A. (Merikanto) Appe (29 VI 1893, Хельсинки - 28 IX 1958, там же) - финский композитор и педагог. Сын Оскара М. Учился у С. Креля и М. Регера в Лейпцигской консерватории (1912-14) и у С. Н. Василенко в Московской (1916-17). С 1937 преподавал теорию музыки в консерватории в Хельсинки (с 1939 Академия музыки им. Сибелиуса), где позднее руководил кафедрой композиции (с 1951 профессор). Как композитор сформировался под влиянием нем. неоклассицизма (гл. обр. соч. Регера), отчасти А. Н. Скрябина. Писал преим. произв. крупной формы; для него характерно тяготение к терпкой гармонии, тембровой красочности, применение линеарной полифонии. Произв. М. насыщены образностью, связанной с нац. поэзией, но не имеют подробной программы (симф. поэмы "Пан", "Лемминкяйнен", "Похищение Кюллики" и др.). Музыка М. была недооценена современниками (опера "Юха" пост. только через 40 лет после её создания). Наиболее значительны инстр. концерты (особенно концерт для 9 инструментов), а также 3-я симфония (1953), отличающаяся прозрачностью и ясностью орк. письма.

Сочинения: оперы - Хелена (1912, Хельсинки), Юха (1922, исп. по радио 1958; 1963, Хельсинки); балет - Похищение Кюллики (Kyllikin ryцstц, по "Калевале", 1935, Хельсинки); для орк. - 3 симфонии (1916, 1918, 1953), 5 симф. поэм (1916, 1917, 1923 1924, 1929); для инструмента с орк. - концерты - для фп. (1913, 1937, 1955), скр. (1915, 1925, 1931, 1954), влч. (1919, 1941-44), концертштюк для влч. (1926), вариации и фуга для фп.; камерно-инстр. ансамбли, концерт для 9 инструментов (скр., валторны, кларнета, струн. секстета, 1925), фп. трио (1917), квартеты (1913, 1939), секстет (1932), нонет (1926); пьесы для влч. и фп., для органа, для фп.; хоры; романсы.

Л. Т. Нормет.

Мериканто О.

Мериканто О. (Merikanto) Оскар (5 VIII 1868, Хельсинки -17 II 1924, Хаусярви-Ойти, близ Хельсинки) - финский композитор, органист и дирижёр. Муз. образование получил в Хельсинки, Лейпциге (1887-88) и Берлине (1890-91).

Мериканто О.

Преподавал игру на органе в Институте церк. музыки (1889-1914) и Ин-те музыки (1907-20), служил церк. органистом (1892-1924) в Хельсинки. Был гл. дирижёром Финской оперы (1911-22); внёс большой вклад в развитие оперного иск-ва Финляндии; его оперы отличаются мелодичностью, нац. колоритом. М. автор хоров и лирич. (ок. 150) песен, мн. из к-рых приобрели большую популярность. Ему принадлежат школьные сб. хоралов, упражнения для фп.

Сочинения: оперы - Дева севера (Pohjan neiti, соч. 1899, 1908, Випури), Смерть Элины (Elinan surma, 1910, Хельсинки), Регина фон Эммеритц (1920, Хельсинки); кантата для солистов, хора и орк.; пьеса для орк.; концерт для кларнета, рожка, скрипки и струн. квартета; пьесы для скрипки, для фп. (ок. 60 пьес), органа (ок. 100 хоралов); хоры, песни; обработки фин. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Suomalainen Y., Oskar Merikanto, Hels., 1950.

Л. Т. Нормет.

Меркаданте Д. С. Р.

Меркаданте Д. С. Р. (Mercadante) Джузеппе Саверио Рафаэле (крещён 17 IX 1795, Альтамура, близ г. Бари - 17 XII 1870, Неаполь) - итал. композитор. С 1806 жил в Неаполе; с 1808 учился в консерватории Сан-Себастьяно у Дж. Фурно, Дж. Тритто, в 1816- 1820 у Н. А. Цингарелли.

С 1833 М. соборный капельмейстер в Новаре, с 1839 в Ланчано. С 1840 директор консерватории в Неаполе. М. автор ок. 60 опер, с успехом шедших на сценах крупнейших т-ров Европы. Наиболее известны: "Апофеоз Геракла" (1-я опера М.), "Элиза и Клаудио", "Разбойники", "Клятва", "Вирджиния". Значит. место в творчестве М. занимала церковная музыка, а также оркестровые и вокальные произв., инструмент. пьесы.

Сочинения: оперы - Апофеоз Геракла (L'Apoteosi d'Ercole, 1819, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Элиза и Клаудио (1821, т-р "Ла Скала", Милан), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1823, т-р "Реджо", Турин), Донна Карития (Donna Caritea, 1826, т-р "Фениче"; Венеция), Габриэлла из Верджи (Gabriella di Vergy, (828, Лисабон), Норманны в Париже (I Normanni a Parlgi, 1832, т-р "Реджо", Турин), Разбойники (I Briganti, "Театр Итальен", Париж, 1836), Клятва (Il Giuramйnto, 1837, т-р "Ла Скала", Милан), Два знаменитых соперника (La due illustri rivali, 1838, т-р "Фениче", Венеция), Весталка (Le Vestale, 1840, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Горации и Куриации (Oriazi е Curiazi, 1846, там же), Вирджиния (1866, там же); мессы (ок. 20), кантаты, гимны, псалмы, мотеты; для орк. - траурные симфонии (поcв. памяти Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Россини), симф. фантазия, романсы и др.

Литература: Notarnicola В., Saverio Mercadante, Roma, 1949.

M. A. Зильберквит.

Меркюр П.

Меркюр П. (Mercure) Пьер (21 II 1927, Монреаль - 29 I 1966, Аваллон) - канад. композитор. В 1949 окончил Монреальскую консерваторию. Композицию изучал у Н. Буланже в Париже (1949-50), Л. Даллапикколы в Танглвуде (1951), позднее совершенствовался у Б. Мадерны в Дармштадте и у Л. Ноно в Дартингтоне (1962-63). Фаготист Монреальского симф. оркестра (1946-49 и с 1950). С 1952 режиссёр, позднее рук. муз. программ Канад. телевидения и радио. В своём творчестве М. экспериментировал в области конкретной и электронной музыки, применял алеаторич. технику композиции.

Сочинения: балеты; Кантата радости (Cantate pour une Joie, сл. Г. Шарпантье, 1956); для орк. - симф. поэма Калейдоскоп Kalйidoscope, 1948), Триптих (Triptique, 1959), Линии и точки (Lignes et pointes, 1965); камерно-инстр. ансамбли; Металлические структуры для магнитофонной ленты (Structures mйtalliques, 1961); электронная музыка и др.

Мерович А. Б.

Адольф Бернгардович (23 VII(5 VIII) 1904, Москва - 3 IX 1953, Ташкент) - сов. пианист, педагог. Чл. КПСС с 1941. В 1929 окончил Ленингр. консерваторию по классу фортепьяно у С. И. Савшинского. Организатор и рук. вокальных ансамблей Ленингр. консерватории, работал на радио, популяризировал забытые вокальные произв. разных народов. Под его ред. изданы сб.: "Русский бытовой романс 2-й пол. 19 в." (1940), "С. Монюшко. Избранные песни" (1948), "Романсы и песни чешских композиторов" (1949), "Старинные романсы на стихи А. С. Пушкина" (1949). В 1932-50 руководил в Ленингр. консерватории классами камерного вокального ансамбля и концертмейстерским (с 1935 профессор). Среди учеников Т. Н. Лаврова, С. С. Апродов и др.

Литература: Ленинградская консерватория в воспоминаниях, 1862-1962, Л., 1962, с. 354.

Мерриам А. П.

Мерриам А. П. (Merriam) Алан Паркхерст (р. I XI 1923, Мизула, шт. Монтана) - амер. муз. учёный и фольклорист. Учился в Гос. ун-те в Монтане, затем в Сев.-Зап. ун-те в Эванстоне (1947-51). Преподавал в тех же ун-тах и в Миннесотском (1953-69; с перерывами). Специализировался в изучении афр. музыки и джаза. В кон. 1950-х гг. предпринял ряд фольклорных экспедиций по странам Африки (Руанда-Урунди, Заир), сотрудничал в науч. и др. культурных комиссиях, работавших в Африке, участвовал в междунар. конгрессах африканистов в Аккре (1962) и Дакаре (1967), издавал в США журн. "Africa Report" (1957-62). Сотрудничал в ряде журналов, связанных с афр. муз. тематикой. Чл. ряда амер. и междунар. культурных организаций - Амер. фольклорного об-ва (1956-58), Междунар. совета по муз. фольклору (с 1956), Этно-музыкологического об-ва (с 1952) и др. Пр. Гуггенхейма (1969) и др.

Сочинения: A. bibliography of Jazz, Phil., 1954 (совм. с R. J. Benford); Congo: Background of conflict, (Evanston), 1961; The Anthropology of music, (Evanston), 1964; Ethnomusicology and folk music, Middletown, (1966) (совм. с F. Gillis); Ethnomusicology of the flathead indians, Chi., 1967; African music on L P: an annotated discography. Evanston, 1970.

Дж. И. Михайлов.

Мерсенн М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мерси-Аржанто Л.

Мерси-Аржанто Л. (Merci-Argento) Луиз де, графиня (1837-27 Х(8 XI) 1890, Петербург) - бельг. муз. деятель, пианистка. Муз.-обществ. деятельность М.-А. была целиком поcв. пропаганде рус. музыки. Большую роль в популяризации симф. творчества рус. композиторов в Бельгии сыграли организованные ею в 1885 в Брюсселе "Русские концерты". Для этого по её инициативе в качестве дирижёра был приглашён Н. А. Римский-Корсаков. Переводы М.-А. на франц. яз. либр. опер "Псковитянка", "Снегурочка", отрывков из "Князя Игоря", из опер Ц. А. Кюи, текстов мн. рус. романсов способствовали ознакомлению заруб. слушателей с рус. оперной и камерно-вок. музыкой. Неоднократно посещавшая Россию, М.-А. находилась в дружеских отношениях с А. П. Бородиным, М. А. Балакиревым, Кюи, И. Е. Репиным, Л. И. Шестаковой. Как пропагандист рус. муз. иск-ва М.-А. была избрана в 1888 почётным чл. РМО.

Литературные сочинения: Cйsar Cui. Esquisse critique, P., 1888.

Литература: Кюи Ц., Графиня де Мерси-Аржанто, "Книжки "Недели"", 1891, февраль.

И. М. Ямпольский.

Мерсман Х.

Мерсман Х. (Mersmann) Ханс (6 X 1891, Потсдам - 24 VI 1971, Кёльн) - нем. музыковед (ФРГ). Изучал музыковедение в Мюнхене у А. Зандберга, в Лейпциге у X. Римана, в Берлине у Г. Кречмара; композицию и дирижирование - в берлинской консерватории Штерна у Г. Бумке. В 1916 вошёл в Прусскую комиссию по созданию Муз. архива нем. нар. песни. С 1921 преподавал в берлинской Высшей технич. школе (с 1926 профессор). Принимал участие в "Молодёжном музыкальном движении" как публицист и пропагандист. В 1924-33 ред. журн. "Melos". В 1932-33 рук. муз. отдела Нем. радиовещания в Берлине; пропагандировал гл. обр. совр. музыку. В 1933 фашистами лишён всех должностей, и до окончания 2-й мировой войны вынужден был заниматься лишь частным преподаванием. В 1946 работал в Высшей муз. школе Мюнхена. В 1947- 1957 рук. кёльнской Высшей муз. школы. В 1953-64 пред. Нем. секции Междунар. муз. совета (ММС) ЮНЕСКО.

Автор трудов в различных областях музыковедения. Особенно значит. вклад М. внёс в разработку проблем музыки 20 в.

Сочинения: Beitrдge zur Ansbacher Musikgeschichte, Lpz., 1916; Kulturgeschichte der Musik in Einzeldarstellungen, Bd 1-4, В., 1921-25 (Bd l - Beethoven, Bd 2 - Das deutsche Volkslied, Bd 3 - Mugik der Gegenwart, Bd 4 - Mozart); Grundlagen einer musikalischen Volksliedforschung, "AfMw.", 1922-24, Jahrg. 4-5; то же, Lpz., 1930; Angewandte Musikдsthetik, В., 1926; Die moderne Musik seit der Romantik, Wildpark - Potsdam, 1927; Die Tonsprache der neuen Musik, Mainz, 1928; Die Kammermusik, Bd 1-4, Lpz., 1930-33; Eine deutsche Musikgeschichte, Potsdam-В., 1934, под загл.: Musikgeschichte in der abendlдndischen Kultur, Fr./M., 1952: Volkslied und Gegenwart, Potsdam, 1937; Musikhцren, Potsdam - В., 1938, Fr./M., 1952; Schau und Ordnungen der Musikgeschichte, в кн.: Musik-Almanach, Bd 1, Mьnch., 1948; Neue Musik in den Strцmungen unserer Zeit, Bayreuth, 1949; Soziologie als Hilfswissenschaft der Musikgeschichte, "AfMw", 1953, Jahrg. 10; Deutsche Musik des 20. Jahrhunderts im Spiegel des Weltgeschehens, Rodenkirchen - Rhein, (1958); Lebenstraum der Musik. Rodenkirchen - Rhein, 1964.

О. Т. Леонтьева.

Мерула Т.

Мерула Т. (Merula) Тарквинио (ок. 1590, вероятно, Кремона - 10 XII 1665, Кремона) - итал. композитор и органист. Работал церк. органистом в Бергамо (1623), церк. и камер-органистом при дворе Сигизмунда III в Варшаве (1624-26). По возвращении в Италию органист и капельмейстер в Кремоне, в 1639-52 - в Бергамо. Состоял членом Болонской филармонии, академии. С 1652 работал в Кремоне. Был видным композитором инстр. музыки, одним из значительнейших мастеров ранней камерной трио-сонаты; развил в ней концертирующие элементы. В ранний период творчества культивировал франц. канцону. Из его соч. для органа выделяется Хроматическая соната - одночастная фантазия на хроматич. тему, разнообразная и интересная по полифонич. фактуре. Писал также вок. музыку (мадригалы, мессы).

Литература: Torchi L., La musika istrumentale in Italia nei secoli XVI, XVII e XVIII, Torino, 1901; Newmann W. S., The sonata in the Baroque Era, Chapel Hill, 1958.

И. М. Ямпольский.

Меруло К.

Меруло К. (Merulo) Клаудио (Мерлотти) (8 IV 1533, Корреджо, Реджо-нель-Эмилия - 5 V 1604, Парма) - итал. композитор и органист. Ученик франц. музыканта Т. Менона, позднее Дж. Донати. В 1556 органист в Бреше, с 1557 второй, с 1566 первый органист собора св. Марка в Венеции (преемник А. Падовано). В 1566 - 1571 руководил также муз. изд-вом (совм. с Ф. Бетанио), изд. соч. Ф. Вердело, Палестрины, А. Габриэли, О. де Лассо и др. В 1584 покинул Венецию. С 1586 придворный органист в Парме. М. был крупнейшим органистом-виртуозом своего времени. Как композитор - значительнейший представитель венецианской школы. Историч. значение имеют произв. М. для органа, знаменовавшие эпоху в развитии собственно органной музыки, придавшие ей новый подлинно инстр. стиль. Особенно значительны его токкаты, превратившиеся у него из импровизационно-виртуозных пьес в произв. с разнообразно разработанной имитационной фактурой. Писал также светскую и церк. вок. музыку (мадригалы, мотеты, мессы, литании). Был видным педагогом. Среди его учеников - Дж. Дирута, Дж. Л. Комфорта, утвердившие в своих теоретич. трудах педагогич. принципы М.

Литература: Вigi Q., Di Claudio Merulo, Parma, 1861; Einstein A., Claudio Merulos Ausg. der Madrigale des Verdelot, "SIMG", 1907, Jahrg. 8, H. 2; eго же, The Italian madrigal, v. l-3, Princeton, 1949; Кinkeldey О., Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1910; Frotscher G., Geschichte des Orgelspiels... Bd. 1-2, В., 1934-35, 1959; Disertori В., Le canzoni strumentali di Claudio Merulo, "RMI", 1943, v. 47; Debos L. H., Die musikalischen Werke von Merulo; Quellennachweis und thematischer Katalog, (Wьrzburg), 1964.

И. M. Ямпольский.

Мерц Й. К.

Мерц Й. К. (Mertz) Йозеф Каспер (17 Vllf 1806, Пресбург, ныне Братислава - 14 X 1856, Вена) - австр. гитарист и композитор. В детстве учился игре на гитаре и флейте. Виртуозно владел 10-струнной гитарой. С 1840 жил в Вене, выступал в концертах, преподавал. Гастролировал в Германии и Польше. М. последний видный представитель нем. гитарной школы. Автор мн. произв. для гитары, оставшихся в большинстве неизданными. "Концертино" М. было удостоено 1-й нр. на Междунар. конкурсе гитаристов (исполнителей, композиторов и мастеров, изготовляющих гитары), организованном рус. гитаристом Н. П. Макаровым в Брюсселе в 1856.

Литература: Buеk F., Die Gitarre und ihre Meister. W., 1926, B., 1952.

И. M. Ямпольский.

Месса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мессаже Ш. П.

Мессаже Ш. П. (Messager) Андре Шарль Проспер (30 XII 1853, Монлюсон - 24 II 1929, Париж) - франц. композитор и дирижер. Чл. Академии изящных иск-в. Учился в школе Л. Нидермейера в Париже (Э. Жигу - композиция, А. Лоссель - фп., К. Лоре - орган), брал уроки у К. Сен-Санса. В 70 - сер. 80-х гг. 19 в. органист ряда парижских церквей. Дирижёр т-ров "Опера комик" (Париж, 1898-1903), "Ковент-Гарден" (Лондон, 1901-07), "Гранд-Опера" (Париж, 1907-14). В 1908-19 руководитель симф. оркестра Конц. об-ва Парижской консерватории (в 1918 выступал с этим оркестром в Сев. Америке). Дирижировал первым исполнением оперы "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси (1902, т-р "Опера комик"). Занимал видное место в конц. жизни Парижа. Композиторскую деятельность начал в 1875. Наибольшую известность М. принесли оперетты, муз. комедии, комич. оперы, музыка к-рых отличалась живостью, изяществом. С 1923 президент Об-ва драматургов и театр. композиторов.

Сочинения: комич. оперы - Девушка из Бёрна (La bйarnaise, 1855, т-р "Буфф-Паризьен", Париж), Изолина (1888, т-р "Ренессанс", Париж), Базошь (La Basoche, 1890, т-р "Опера комик"), Мадам Хризантема (Madame Chrysanthиme, 1893, т-р "Ренессанс"), Драгуны императрицы (Les dragons de l'impйratrice, 1905, т-р "Варьете", Париж), Беатриче (1914, Монте-Карло, 1917, т-р "Опера комик"); Господин Бокер (Monsieur Beaucair, 1918, "Принсесс-тиэтр", Лондон); балеты - Два голубя (Les deux pigeons, 1886, т-р "Гранд-Опера"), Скарамуш (1893, "Т-р дю казино"); оперетты - Муж королевы (Le mari de la reine, 1889, т-р "Буфф-Паризьен"), Мисс Доллар (Miss Dollar, 1893, "Т-р дю казино"); кантата Скованный Прометей (Promethиe enchaоnй, 1881), симфония (1875, 1-е исп. 1878, Париж), кам.-инстр. и вок. произв., транскрипции соч. К. Сен-Санса, Э. Лало и др., музыка для драм. т-ра.

Литература: Французская музыка второй половины XIX в., М., 1938; Sйrй О., Musiciens franзais d'aujourd'hui, P., 1911; Debussy С., Lettres а Andrй Messager, P., 1938; Fйvrier H., Andrй Messager, mon maоtre, mon ami, P., 1948; Ange-La ri be M., Andrй Messager, musicien de thйвtre, P., 1952.

M. A. Зильберквит.

Мессерер А. М.

Асаф Михайлович (р. 6 (19) XI 1903, Вильнюс) - сов. артист балета, балетмейстер и педагог. Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1944. В 1921 окончил Моск. хореографич. уч-ще у А. А. Горского. Солист Большого т-ра (1921-54). Исполнитель мн. разнохарактерных партий классич. и совр. репертуара: Колен ("Тщетная предосторожность"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), Франц ("Коппелия"), Филипп ("Пламя Парижа"), Петрушка ("Петрушка"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Божок и Жонглёр ("Красный мак"), Фанатик ("Саламбо" Арендса) и др. Среди пост.: "Фея кукол" Байера (1925, Москва), "Тщетная предосторожность" (совм. с И. А. Моисеевым, 1930, там же), "Спящая красавица" (совм. с А. И. Чекрыгиным, 1936, там же; совм. с М. М. Габовичем, 1952, там же), "Лебединое озеро" (1937, новая пост. 4-го акта; 1951, полностью), "На берегу моря" Юзелюнаса (совм. с В. В. Гривицкасом, 1953, Вильнюс), "Урок танца" на музыку А. К. Лядова, А. К. Глазунова и Д. Д. Шостаковича (1960, Москва; 1963, там же, под назв. "Класс-концерт"), а также большое количество хореографич. миниатюр. С 1921 преподаватель вечерних курсов при Большом т-ре и Хореографич. техникума им. А. В. Луначарского, в 1923-60 - Моск. хореографич. уч-ща, с 1946 - класса усовершенствования артистов балета при Большом т-ре. В 1962 работал как педагог в Брюсселе. Гос. пр. СССР (1941, 1947).

Сочинения: Уроки классического танца, (М., 1967); Танец. Мысль. Время, М., 1979.

Мессиан Э. П. Ш.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мессман В. Л.

Владимир Львович (17(29)IX 1898, Паневежис, ныне Литов. ССР - l III 1972, Алма-Ата) - сов. муз. деятель, дирижёр, музыковед. В 1905-13 обучался игре на скрипке в Паневежисе. Позднее занимался в Петрограде у М. И. Пиастро (скрипка) и в Москве у M. М. Ипполитова-Иванова (композиция). Участник Гражд. войны 1918-20, один из первых сов. воен. дирижёров, М. внёс значит. вклад в организацию военно-орк. дела. Воен. капельмейстер (1917-19), инспектор воен. оркестров (1919-20), нач. воен. оркестров РККА (1920-22). В 1925-26 рук. муз.-этнографич. экспедиции Главнауки Наркомпроса РСФСР на Сев. Кавказ. В 1926-28 пред., затем отв. секретарь секции композиторов Моск. об-ва драм. писателей и композиторов (МОДПИК). В 1930-32 зам. директора и муз. консультант науч.-эксперимент. лаборатории звукотехники Радиоуправления в Москве. Первый сов. композитор, написавший музыку к немому фильму ("Абрек Заур", 1926). В печати выступал с 1920. Автор кн. "Музыка и кино" (совм. с С. А. Бугославским, 1926). С 40-х гг. жил в Алма-Ате. Написал ряд работ по истории развития казах. муз.-театр. культуры, в т.ч. "Возрождение песни. Очерки творческой жизни Казахского государственного академического театра оперы и балета" (1958), "Искусство, рождённое Октябрём", в кн.: "Музыкальный театр казахского народа" (1961), а также поcв. творчеству сов. казах. композиторов и исполнителей.

Литература: В. Л. Мессман (некролог), "СМ", 1972, No 7.

И. М. Ямпольский.

Мествире

Мествире - груз. нар. странствующие музыканты-певцы и поэты, аккомпанирующие себе на ствири или гудаствири (нац. разновидности волынки). Репертуар М. составляют преим. частушки (шаири), а также эпико-героич., историч. и сатирич. песни. Дар импровизации, остроумие, находчивость М. определили их популярность среди народа. Музыка и пение М. часто сопровождали разл. нар. представления и обрядовые сцены. На нар. празднествах между М. устраивались соревнования. Родина М. - древняя область Грузии Картли. Первые упоминания о М. относятся к 9 в. Муз.-поэтич. традиции иск-ва М. сохранились в Оний-ском р-не Кутаисской обл., гл. обр. в дер. Парахети. Выдающимися М. были Кичиашвили, Блиадзе, Д. и Б. Бурдиладзе, Н. и Л. Тогонидзе, З. и М. Эрадзе.

Литература: Корганов В. Д., Грузинский трубадур, в его сб.: Кавказская музыка. Сб. ст., Тифлис, 1901, 1908.

Мета З.

Мета З. (Meta) (правильнее Mехтa; Mehta) Зубин (р.29 IV 1936, Бомбей) - инд. дирижёр. Музыке обучался под рук. отца - скрипача и дирижёра. С 1954 занимался в венской академии музыки по классу дирижирования X. Зваровского. Лауреат Междунар. конкурса молодых дирижёров в Ливерпуле (1958, 1-я пр.). В 1959 дебютировал в Вене как симф. дирижёр. В 1959- 1960 ассистент И. Маркевича, рук. симф. оркестра в Монреале, с 1962-66 гл. дирижёр этого оркестра. Гастролировал с монреальским оркестром во мн. странах (в 1962 в СССР). С 1961 возглавляет филармонич. оркестр в Лос-Анджелесе и руководит Монреальскими муз. фестивалями. Пластичность и импровизационная свобода, тонкий вкус, огромный артистич. темперамент - отличительные черты его иск-ва.

И. М. Ямпольский.

Метабола

Метабола (от греч. metaboln - изменение) - в др.-греч. музыкальной теории обозначение перемены, изменения того или иного элемента (компонента) муз. изложения. Различали два рода ритмич. М. (изменения темпа, и стихотворной стопы) и четыре "гармонич." М. (изменения наклонения, системы, тональности, мелопеи).

Металлов В. М.

Василий Михайлович (1(13) III 1862, Саратовская губ. - l VI 1926, Москва) - рус. муз. историк церк. пения, палеограф, композитор. В 1884 окончил Моск. духовную академию. Магистр богословия. С 1894 преподаватель Моск. синодального уч-ща, в 1901-26 профессор Моск. консерватории. Один из выдающихся исследователей рус. церк. пения, М. особое внимание уделял его древним формам. В труде "Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский" M. дал глубокое толкование проблемы визант.-рус. связей, классифицировал певч. рукописи по их происхождению и содержанию. В трудах по теории знаменного пения М., впервые отказавшись от формального представления о рус. осмогласии как системе пентахордов с определёнными господствующими и конечными тонами, положил в основу изучения гласов попевки (как структурный элемент этой системы). М. принадлежат также гармонизации древнерус. церк. напевов.

Сочинения: Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, М., 1896, 1910, 1915; Старинный трактат по теории музыки, 1679 г., составленный киевлянином Николаем Дилецким, "РМГ", 1897, No 12 (отд. оттиск, СПБ, 1898); Строгий стиль гармонии (учебник), М., 1897; Синодальные, бывшие патриаршие певчие, (вып.) 1-2, "РМГ", 1898, No 10-12, 1901, No 17, 19-20, 23-26 (отд. оттиск, СПБ, 1898-1901); Азбука крюкового пения, М., 1899; Осмогласие знаменного роспева, М., 1899; Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский, М., 1908, 1912; Русская семиография, М., 1912; К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг русской церкви в XVII веке, "Богословский вестник", 1912, т. 2, No 6; и др.

Литература: Смоленский С. В., Отзыв на сочинение В. М. Металлова "Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский", в кн.: Отчет о 49-м присуждении наград графа Уварова, СПБ, 1909; А. К., В. М. Металлов (некролог), "Музыкальное образование", 1926, No 3-4.

Н. Д. Успенский.

Металлофоны

Металлофоны (от греч. metallon - металл и ponn - звук) - муз. инструменты, источником звука к-рых служит их упругое металлич. тело. М. бывают простыми по конструкции (тарелки) и сложными, состоящими из набора разл. по размерам и разных по высоте звука пластин (кавалерийская лира, колокольчики), трубок (тубафон), колоколов - пластиночных, трубчатых и типа церковных. Звук на М. извлекается преим. посредством удара металлич. стержнем (у треугольника), специальными палочками (у вибрафона), колотушкой (у гонга), языком (у колоколов), молоточками с клавишной механикой (у челесты). М. применяются гл. обр. в симф., духовом и эстрадном оркестрах.

К. А. Вертков.

Метастазио П.

Метастазио П. (Metastasio) Пьетро (наст. фам. Трапасси; Trapassi) (3 I 1698, Рим - 12 IV 1782, Вена) - итал. поэт и драматург-либреттист. Сын папского солдата. В возрасте 15 лет написал первую трагедию. С 1719 жил в Неаполе, где брал уроки пения и композиции у Н. Порпоры. С 1730 придв. поэт (либреттист) в Вене. Пользовался мировой славой как автор текстов 27 опер-сериа (историч. и мифологических), пасторалей, серенад, кантат, придв. представлений. Почти все композиторы 18 в., работавшие в этих жанрах, писали музыку на его тексты, в т.ч. Л. Винчи, Н. Порпора, А. Кальдара, Г. Ф. Гендель, Дж. Перголези, Б. Галуппи, Л. Лео, Н. Йоммелли, Н. Пиччинни, А. Хассе, Й. Мысливечек, Дж. Паизиелло, К. В. Глюк, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, М. С. Березовский. Нек-рые его либретто использованы во мн. операх. Продолжая реформу оперы, начатую А. Дзено, М. выдвинул задачу согласования музыки и поэзии в оперном произв. Его "драмы для музыки" (dramma per musica) отмечены возвышенностью художеств. образов и тонкой передачей лирич. состояний героев. Их поэтич. язык отличается звучностью и чистотой слога, построение сюжета - искусной интригой и изяществом. Но персонажи его произв. лишены индивидуальной характеристики, действие мало динамично, форма стереотипна (резкое разграничение единообразной трёхчастной арии da capo и сухого речитатива). Оперная реформа композитора К. В. Глюка и либреттиста Р. Кальцабиджи ограничила влияние М. на муз. театр, но и в 1-й четв. 19 в. ещё появлялись новые оперы на его тексты. Неоднократно издавались полные собрания сочинений М., в т.ч. Tutte le opеre, т. 1-5 (Милан, 1943-54). Среди популярных либретто М. - "Антигон", "Артаксеркс", "Покинутая Дидона", "Катон в Утике", "Александр в Индии", "Милосердие Тита", "Олимпиада", "Гипермнестра", "Узнанная Семирамида", "Ахилл на Скиросе", "Адриан в Сирии", "Аэций", "Деметрий", "Фемистокл".

Литература: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем., Л., 1925; История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957, Стендаль, Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио, Собр. соч. в 15 т., т. 8, М., 1959; Wotquenne A., Alphabetisches Verzeichnis der Stьcke in Versen aus den dramatischen Werken von Zeno, Metastasio und Goldoni, Lpz., 1905; Russо L., Metastasio, Pisa, 1915, Bari, 1945; Delia Corte A., L'йstetica musicale di Pietro Metastasio, в его кн.: Paisiello, Torino, 1922; Bonaventura A., Pietro Metastasio musicista, "Musica d'Oggi", 1932, No 1; Giazottо R., Poesia melodrammatica e pensiero critico nel Settecento, Mil., (1952).

Б. С. Штейппресс.

Предыдущая страница Следующая страница